Оказалось, что ожерелье сделано из золота с драгоценными камнями и это меня удивило. Подскажите,


Как определить, что ваше украшение сделано из драгоценного металла и натуральных камней

Когда вы покупаете ювелирные украшения в магазинах, в ломбардах, на рынках и в других местах, вы должны быть уверены, что вас не обманывают, и что вы действительно приобретаете драгоценный металл и драгоценные камни, а не подделку, покрытую напылением, с каким-то непонятным синтетическим камнем. Обычно на украшениях из драгоценных металлов стоит проба, но если вы все же в ней не уверены, то для того чтобы определить подлинность серебряного или золотого украшения, существует множество способов, как простых, которые вы можете проделать сами, так и более сложных, когда для этого надо провести химическое исследование.

Одним из самых простых способов определения подлинности драгоценных металлов является тест на магнит. Ни золото, ни серебро не обладают магнитными свойствами, так что если вы держите магнит и он притягивает ваше украшение, это наверняка подделка. Но, тем не менее, это не окончательный вердикт. Возможно, данное изделие изготовлено из драгоценного металла, но с примесью каких-то других металлов. Эти примеси могут присутствовать в допустимых пределах или же превышать все возможно-допустимые пределы. Чтобы в этом убедиться, исследование на подлинность металла следует продолжить.

При покупке ювелирного украшения тщательно рассмотрите изделие на предмет заметного обесцвечивания. Если какие-либо области достаточно изношены, и вы можете увидеть различные цвета металла под ним, то, скорее всего, это украшение с нанесением золотого или серебряного покрытия.

Определить подлинность золотого изделия можно, немного прикусив металл. Однако будьте осторожны и не переусердствуйте, так как вы можете повредить не только ваше украшение, но и зубы J. Если это золото, то под небольшим давлением на металле образуются заметные вмятины. Образовалась едва заметная вмятинка? Тогда, похоже, что металл настоящий. Однако вам не следует терять бдительности, так как, например, свинец мягче золота, и если металл вам легко поддается, образуя от небольшого нажатия сильную вмятину, то это может означать, что украшение сделано из свинцового сплава, покрытого напылением из драгметалла.

Чтобы не подвергать ваши зубы вредному соприкосновению с металлом, можно испробовать другой тест. Если у вас есть обычная керамическая тарелка (неглазированная), проведите металлом по ее поверхности. Если на тарелке появилась черная полоса, значит металл – подделка.

В крайнем случае, вы можете выполнить химический тест с использованием азотной кислоты, но это должен делать профессиональный ювелир, иначе вы рискуете повредить ваше украшение. Для этого изделие помещается в специальный контейнер из нержавеющей стали, куда добавляется одна капля азотной кислоты. Если с золотым украшением происходит химическая реакция, которая меняет цвет на зеленый, это означает, что ювелирное изделие сделано не из золота. Если реакция дает молочный цвет, то это значит, что украшение сделано из стерлингового серебра и покрыто позолотой. Если реакция дает золотистый цвет, это говорит о том, что украшение сделано из позолоченной латуни. И только если никакой реакции не происходит вообще, это действительно золото.

С металлами мы разобрались, осталось узнать, как же распознать поддельные драгоценные камни? Для тех, кто работает с камнями или близко и часто соприкасается с ними, проблемы отличить натуральный камень от поддельного труда не составит. Поддельные камни от натуральных отличаются в первую очередь тем, что они имеют неестественно яркие и даже кислотные цвета, и не имеют изъянов. В действительности в природе редко встречаются безупречные камни, а если встречаются, то мы с вами в руках их точно не держали, потому что они стоят десятки и сотни тысяч долларов. Как правило, натуральные камни, такие как изумруды, рубины, бирюза и многие другие имеют различные включения. Поэтому при выборе серебряных украшений не стоит расстраиваться, если камни не являются безупречными, ведь их небольшие недостатки говорят об их подлинности, а только натуральные камни смогут проявить свои полезные свойства и служить вам талисманом.

Топ-20: Самые дорогие ювелирные изделия в мире

Археологи доказали, что люди создавали и носили ювелирные изделия на протяжении тысяч лет. От простых бус из морских ракушек до украшенных драгоценными камнями корон и браслетов, люди издавна украшают себя дорогими и экспрессивными украшениями и предметами искусства. Когда дело доход до дорогих ювелирных изделий, большинство из нас представляют себе королевских особ или знаменитостей, покрытых множеством изделий из серебра, золота и драгоценных камней. Большая часть индустрии драгоценных изделий ориентирована на женщин, потому что если говорить начистоту, то большинство мужчин, за исключением звёзд спорта и кино, не могут адекватно носить ничего кроме запонок, часов и свадебного кольца.

Тем не менее, ювелирные изделия обладают различными значениями для разных людей. Такое изделие может быть символом любви, как обручальное кольцо. Оно также может быть символом высокого положения в обществе, как бриллиантовое колье от Картье (Cartier). Ювелирное изделие также может быть предметом искусства, чем-то, что непрактично носить и что лучше смотрится на выставке для демонстрации качества дизайна и мастерства. Сопоставляя все эти различные значения и высокий спрос с редкостью определённых материалов, используемых при создании ювелирных украшений, несложно понять, почему цена на них может быть настолько высокой.

Ниже мы расскажем вам о 20 самых дорогих ювелирных изделиях в мире. Здесь собралось всего понемногу: от колье и брошек до тиар и часов. Конечно, в этом списке преобладают кольца от самых элитных ювелирных домов и дизайнеров в мире. Как и можно было бы ожидать, бриллианты являются наиболее популярными драгоценными камнями, однако даже среди них есть особые камни, цвет которых играет важную роль в оценке их стоимости. Вы увидите, что здесь нет ни одного ювелирного изделия, которое было бы доступно в вашем местном ювелирном магазине. Большинству из нас всё-таки придётся довольствоваться нашими «обычными» бриллиантами и золотом, в то время как супер богатые и состоятельные коллекционеры охотятся на самые редкие ювелирные изделия, стоящие миллионы долларов. Такие ювелирные изделия как те, о которых мы расскажем в нашем списке, крайне редко появляются даже на аукционах.

20. Ярко-розовый Бриллиант «Vivid Pink» от компании «Graff Diamonds» – 11,8 миллиона долларов

Как вы увидите дальше из этого списка, розовые бриллианты очень ценные. Никто не знает, почему розовые бриллианты являются розовыми. Любой другой цвет бриллиантов получил чёткое объяснение, однако по поводу розовых бриллиантов учёные лишь предполагают, что этот цвет обусловлен своего рода сейсмическим шоком, который изменяет молекулярную структуру этих неимоверно редких драгоценных камней. Поэтому вполне понятно, что мы с самого начала натолкнулись на Ярко-розовый Бриллиант. Центральным элементом этого украшения является подушкообразный 5-каратный розовый бриллиант. Это бриллиант настолько высокого качества, что ему была присвоена классификация вычурно яркого. С каждой стороны от него в качестве дополнительного украшения расположены «обычные» щитообразные бриллианты, инкрустированные в платину и 18-каратное золото.

19. Браслет Уоллис Симпсон в форме пантеры (Wallis Simpson Panther Bracelet) – 12,4 миллиона долларов

Уоллис Симпсон лучше всего известна своими отношениями с Эдуардом VIII (Edward VIII), которые привели к тому, что он отрёкся от престола Великобритании в 1930-ых годах. За всю свою жизнь Симпсон получила множество подарков от Эдварда, некоторые из которых оказались на аукционе 2010 года. Один из этих предметов привлёк себе пристальное внимание (и получил огромный ценник). Это был браслет, созданный Картье, который обладал формой пантеры. По сравнению с другими предметами, о которых мы расскажем в этом списке, это определённо одно из самых необычных ювелирных изделий. Тело пантеры состоит из бриллиантов и оникса. А глаза пантеры выделяются благодаря двум специально вырезанным изумрудам.

18. Тиара из изумрудов и бриллиантов– 12,7 миллиона долларов

Эта тиара из изумрудов и бриллиантов была создана приблизительно в 1900 году и находилась во владении принцессы Катарины Хенкель фон Доннерсмарк (Princess Katharina Henckel von Donnersmarck) на протяжении большей части её жизни. Корона была заказана мужем принцессы и примечательна изумрудами, использованными для её создания. Эта тиара выделяется среди других благодаря 11 редким колумбийским изумрудам грушевидной формы, которые увенчивают это ювелирное изделие. Если говорить исключительно о весе, то эти изумруды весят 500 карат. Помимо серебра, золота и многочисленных «мелких» бриллиантов, сама тиара инкрустирована 11 крупными подушкообразными бриллиантами.

17. Ожерелье с рубином «Сердце Королевства» (Heart of the Kingdom Ruby Necklace) – 14 миллионов долларов

Дом Гаррард (House of Garrard) является самым старым ювелирным домом в мире и до 2007 года был Ювелиром Короны (Crown Jeweller), который был ответственен за хранение Драгоценностей Британской Короны (British Crown Jewels). Учитывая такой опыт работы, всем не удивительно, что все ювелирные изделия, которые они делали, были самого высокого качества и стоили дороже, чем все остальные. Ожерелье с рубином «Сердце Королевства» является одним из ювелирных изделий такого плана, созданным Гаррардом. Как и можно было бы предположить из названия, ожерелье инкрустировано огромным бирманским рубином на 40,63 карата, который является центральным элементом. Помимо красного драгоценного камня это ожерелье украшено 155 каратами бриллиантов. Это кажется вам недостаточным? Тогда вам будет интересно узнать, что это ювелирное изделие предположительно можно превратить в тиару, если вы хотите себя почувствовать скорее принцессой, чем наследницей престола.

16. Голубой Бвлгари (Bvlgari Blue) – 15,7 миллиона долларов

Это довольно неординарно выглядящее бриллиантовое кольцо, которое инкрустировано двумя разноцветными бриллиантами. Главным элементом дизайна этого кольца является голубой бриллиант тройной огранки, классифицированный как вычурно яркий весом 10,95 карата и белый бриллиант тройной огранки весом в 9,87 карата. Эти два бриллианта находятся на золотом обруче, инкрустированном бриллиантами огранки «багет». Это кольцо, созданное в начале 1970-ых, было изначально куплено за 1 миллион долларов в качестве подарка для жены европейского коллекционера. Однако когда кольцо снова появилось на аукционе в 2010 году, эксперты считали, что за него выручат приблизительно 12 миллионов долларов.

15. Кольцо с голубым бриллиантом от Шопар (Chopard Blue Diamond Ring) – 16,26 миллиона долларов

Вы находитесь в поисках обручального кольца, и у вас завалялось немало лишних миллионов? Лучшего варианта, чем кольцо с голубым бриллиантом от Шопар вы просто не найдёте. Шопар является всемирно известной компанией, славящейся своими высококачественными часами и ювелирными изделиями. Голубые бриллианты считаются одним из самых редких видов этого драгоценного камня. Их обычно находят рядом с отложениями бора, элемента, который помогает бриллианту обрести его отличительный цвет. Помимо самого бриллианта овальной огранки, Шопар добавил трёхгранные бриллианты по бокам и поместил всё это великолепие на полосу 18-каратного белого золота, также инкрустированного бриллиантами.

14. Ярко-жёлтый бриллиант от компании «Graff Diamonds» (Graff Vivid Yellow) – 16,3 миллиона долларов

Английский ювелир Лоренс Графф (Laurence Graff) и его компания «Graff Diamonds», являются гигантами в мире ювелирных украшений. Поэтому не удивительно, что мы столкнулись с ещё одним ювелирным изделием от этой компании. На этот раз, это 100-каратный жёлтый бриллиант, установленный на золотую основу, инкрустированную более мелкими бриллиантами. Огромный драгоценный камень поставил мировой рекорд среди жёлтых бриллиантов, когда его выставили на аукцион Сотбис (Sotheby’s) в Женеве. Первоначально он был 190-каратным необработанным бриллиантом, который Графф приобрёл в Южной Африке. Ему потребовалось в общей сложности девять месяцев работы над огранкой, чтобы довести бриллиант до того безупречного состояния, в котором мы видим его сегодня.

13. Ожерелье «Сердце Океана» (Heart of the Ocean Necklace) – 17 миллионов долларов

Раз уж мы говорим о голубых бриллиантах, позвольте представить вашему вниманию следующее ювелирное изделие, которое является идеальным примером жизни подражающей искусству. В 1997 году Леонардо Ди Каприо (Leo DiCaprio) и Кейт Уинслет (Kate Winslet) отправились на прогулку на лодке, которая плохо закончилась. «Титаник» утонул, а Селин Дион (Celine Dion) спела песню, которую теперь ассоциируют с кораблём и фильмом. Одним из легендарных реквизитов фильма было ожерелье, известное как «Coeur de la Mer», которое героиня Кейт Уинслет предпочла спасти вместо жизни героя Леонардо Ди Каприо, которому она позволила утонуть в волнах – шутка! Если серьёзно, то после фильма знаменитый ювелир Гарри Винстон (Harry Winston) создал реплику ожерелья из настоящих драгоценных камней. В самом «сердце» этого ювелирного изделия находится 15-каратный голубой бриллиант. Глория Стюарт (Gloria Stewart), актриса, которая сыграла престарелую «Розу» в фильме, пришла в этом ожерелье на вручении премии Оскар.

12. «Голубая красавица Азии» (Blue Belle of Asia) – 17,3 миллиона долларов

«Голубая красавица Азии» которая была продана в 2014 году на аукционе «Кристис» (Christie’s) в Женеве, является четвёртым по размеру многогранным сапфиром в истории. Подушкообразный сапфир весит чуть более 392,5 карата. Он установил рекорд по цене проданного сапфира. Тем не менее, не стоит расстраиваться, за свои 17,3 миллиона долларов вы получите не только один огромный драгоценный камень. Помимо сапфира Цейлон (Ceylon) это ювелирное украшение включает в себя золотую цепочку инкрустированную бриллиантами и кисточку, покрытую бриллиантами, которая спускается вниз от сапфира. Это ювелирное изделие похоже на сверкающий и дорогой галстук «боло».

11. Бриллиантовая Брошь от Картье 1912 года (1912 Cartier Diamond Brooch) – 17,6 миллиона долларов

Это ювелирное изделие официально известно как «Бриллиантовая брошь для корсажа Прекрасной эпохи от Кортье» «Belle Epoque Diamond Devant-De-Corsage Brooch by Cartier», однако мы будет использовать более короткое и простое название. Как можно было бы предположить из названия, это ювелирное изделие включается в себя большое количество высококачественных бриллиантов. Брошь была создана в 1912 году в Париже, в мастерской Анри Пика (Henri Picq). Главными элементами этой броши являются три огромных драгоценных камня. Самым крупным из них является бриллиант грушевидной формы, весящий чуть более 34 каратов. Его дополняют бриллиант овальной формы, весом в 23,55 карата и более мелкий бриллиант огранки маркиз, весом в 6,51 карата.

10. Идеально Розовый Бриллиант (Perfect Pink Diamond) – 23,2 миллиона долларов

Согласно данным экспертов, менее 10 процентов розовых бриллиантов весят больше 0,20 карата. Кроме того, розовые бриллианты очень редко обладают чистым цветом, без примесей оранжевого или серого цвета. Это объясняет то, почему аукционер в аукционном доме Кристис в Гонконге, с готовностью выложил 23,2 миллиона долларов за бриллиант весом в 14,23 известный просто как Идеально Розовый. В плане размера и чистоты цвета, Идеально Розовый соответствует своему названию. Он является держателем рекорда как самое дорогое ювелирное изделие, проданное на аукционе в Азии.

9. Голубой Винстон (Winston Blue) – 23,8 миллиона долларов

Это ювелирное изделие весом в 13,22 карата на самом деле рекламировалось, и было продано как обручальное кольцо. До 2014 года с аукциона было продано лишь несколько голубых бриллиантов, весивших от 10 до 12 карат. Поэтому когда этот монстр, весом в 13+ карата появился на аукционе Кристис в Женеве, эксперты сочли, что он принесёт не менее 21 миллиона долларов. История этого бриллианта покрыта тайной, хотя большинство экспертов сходятся во мнении, что этот бриллиант, скорее всего, был добыт в Южной Африке, где добывается большая часть голубых бриллиантов.

8. Часы от Шопар, весом в 201 карат (Chopard 201-Carat Watch) – 25 миллионов долларов

Да, технически это часы, но одного лишь взгляда на это творение Шопара хватит для того, чтобы вы поняли, почему мы включили его в статью о ювелирных изделиях. Компания Шопар, известная по своим элитным часам, совместила свою экспертизу в часовых механизмах с другой своей специальностью – ювелирными изделиями для создания этого интересного ювелирного украшения. В общей сложности эти часы могут похвастаться 874 бриллиантами различного размера, самый крупный из которых весит 15 карат. Ещё больше поражает механизм, позволяющий трём самым крупным бриллиантам отодвигаться в сторону, открывая циферблат часов. Не стоит и говорить, что покупатель, скорее всего, купил это ювелирное изделие не из-за высококачественных часов, запрятанных в глубине горы бриллиантов.


7. Жадеитовое ожерелье Хаттон-Мдивани (Hutton-Mdivani Jadeite Necklace) – 27,4 миллиона долларов

Жадеитовое ожерелье Хаттон-Мдивани является ещё одним ювелирным изделием от Картье. На протяжении многих лет оно побывало во владении некоторых знаменитых людей. Среди наиболее примечательных его владельцев находятся наследница Вулворта (Woolworth) Барбара Хаттон (Barbara Hutton) и Принцесса Нина Мдивани (Princess Nina Mdivani), которая, по слухам, спрятала ожерелье под своим смертным одром, в попытке спрятать его от агентов по взысканию долгов. Само ожерелье состоит из 27 изумрудно зелёных жадеитовых бусин. Завершающим штрихом является застёжка из платины и золота с рубином и бриллиантом, которая закрепляла ожерелье на шее его носительницы.

6. Бриллиантовое Бикини (Diamond Bikini) – 30 миллионов долларов

Оно сделано не из ткани, не оставляет ничего для воображения и в нём, возможно, не стоит заходить в воду. Конечно же, мы говорим о бриллиантовом бикини стоимостью в 30 миллионов долларов. Это «бикини», созданное Сьюзен Розен (Susan Rosen), состоит из бриллиантов, общим весом в 150 карат, которые инкрустированы в платину. Даже по стандартам бикини оно просто крошечное и когда модель журнала «Sports Illustrated» по имени Молли Симс (Molly Sims) сфотографировалось в этом творении в 2006, это определённо вызвало немало разговоров. По слухам Симс была в шоке, когда она увидела то, что ей предстоит надеть: её смущала как заоблачная цена бикини, так и тот факт, что оно практически ничего не прикрывало.

5. Бриллиант Зое (Zoe Diamond) – 32,6 миллиона долларов

В 2014 году на аукцион Сотбис была выставлена коллекция Рэйчел Меллон (Rachel Mellon), жены покойного филантропа Прла Меллона (Paul Mellon). Венцом коллекции и её самым востребованным потенциальными покупателями предметом стал бриллиант Зое. Этот драгоценный камень был классифицирован как вычурно яркий голубой бриллиант весом в 9,75 карата. Изначально эксперты считали, что он принесёт порядка 15 миллионов долларов. Тем не менее, бриллиант Зое шокировал всех, когда торги остановились на отметке в 32,6 миллиона долларов. Из-за этого бриллиант Зое стал не только самым дорогим голубым бриллиантом в мире, но и самым дорогим бриллиантом в плане соотношения цены и веса – 3,3 миллиона за 1 карат.

4. «Розовый Графф» (Graff Pink) – 46,2 миллиона долларов

В 2010 году представители аукционного дома Сотбис ожидали, что это кольцо принесёт хорошую выгоду, когда оно было выставлено на аукцион. Они даже представить себе не могли, что оно будет продано больше, чем за 40 миллионов долларов. Это кольцо стало одним из самых дорогих ювелирных изделий за всю историю. Владельцем этого кольца, которое инкрустировано розовым бриллиантом, весом в 24,78 карата, когда-то был знаменитый ювелир Гарри Винстон. Помимо того, что бриллиант обладает очень редким цветом, он считается одним из самых лучших бриллиантов, добытых за всю историю. В 2010 году торговец алмазами Лоренс Графф купил камень, который на данный момент известен как «Розовый Графф». Он купил его больше чем за 27-38 миллионов долларов, которые представители Сотбис надеялись за него получить.

3. Бриллиантовое ожерелье «Несравненное» (L’Incomparable Diamond Necklace) – 55 миллионов долларов

Третье место в нашем списке самых дорогих ювелирных изделий в мире занимает украшение, являющееся держателем нескольких рекордов. Бриллиантовое ожерелье «Несравненное» было создано знаменитой компанией «Моуавад» (Mouawad). Оно считается самым дорогостоящим ожерельем в мире и включает в себя самый крупный в мире внутренне безупречный бриллиант весом в 407,48 карата, известный как «Несравненный» (Incomparable). Помимо огромного жёлтого бриллианта ожерелье украшено более мелкими бриллиантами общим весом в 230 карат. Ещё больше поражает тот факт, что это ожерелье появилось на свет благодаря маленькой девочке, которая обнаружила необработанный бриллиант весом в 890 карат в куче булыжников в Демократической Республике Конго в 1980-ых годах. После того, как этот бриллиант перепродавался многочисленными торговцами алмазами, он прошёл четыре года изучения и огранки, прежде чем достичь того состояния, в котором он находится на сегодняшний день.

2. Бриллиантовое кольцо «Розовая Звезда» (Pink Star Diamond Ring) – 72 миллиона долларов*

До ноября 2013 года «Розовый Графф» удерживал рекорд как самое дорогое бриллиантовое кольцо, проданное на аукционе за всю историю. Затем появился бриллиант «Розовая Звезда». Огромный бриллиант овальной формы, выставленный на аукцион, весил 59,6 карата. Бриллиант был вырезан из необработанного бриллианта весом в 132,5 карата, который был добыт компанией «DeBeers» в Африке. Эксперты, которые были свидетелями продажи бриллианта, сказали, что его размер и качество превосходят все алмазы, которые существовали и существуют в частных или королевских коллекциях по всему миру. Так почему же рядом с ценой стоит звёздочка? Некоторые люди оценивают этот бриллиант в 83 миллиона долларов – именно по этой цене он был продан на аукционе. Проблема заключается в том, что вскоре после того, как Исаак Вольф (Isaac Wolf) купил этот бриллиант на аукционе, он обанкротился, а кольцо вернулось на аукцион Сотбис, где на данный момент оно оценивается в 72 миллиона долларов.

1. Бриллиант «Виттельсбах» (Wittelsbach-Graff Diamond) – 80 миллионов долларов

На первом месте нашего списка находится бриллиант «Виттельсбах», вызвавший немало споров. Это ювелирное изделие начало своё существование в качестве тёмно-синего бриллианта весом в 35,56 карата и успело побывать как в Австрийской, так и в Баварской коронах. В 2008 году лондонский ювелир Лоренс Графф купил этот драгоценный камень за 23,4 миллиона долларов и незамедлительно начал его изменять. В ходе поступка, который привёл в бешенство других ювелиров, Графф удалил почти 4,5 карата голубого бриллианта, благодаря чему, в конечном итоге, увеличилась его чистота и цена. В 2011 году стало известно, что Графф продал бриллиант «Виттельсбах» члену королевской семьи Катара за 80 миллионов долларов.

История золотых украшений: часть 1 — античность

Ещё в глубокой древности золото начали добывать вдоль рек Африки и Азии. Лёгкость, с которой этот металл подвергался обработке, вдохновила умельцев на создание из него украшений. Красота и универсальность золота как материала была оценена очень быстро.

Древние украшения — почему именно из золота?

Золото настолько податливо, что может быть расковано в холодном состоянии в тонкие, почти прозрачные пластины. Оно настолько пластично, что может быть вытянуто в тонкие и достаточно прочные нити. Все это позволяло выполнять филигранные работы с золотом еще с ранних времен. Его цвет и блеск приравнивали к солнцу, а неподверженность коррозии (что сильно затрудняет определение возраста ранних золотых украшений) сделало его символом постоянства.

Ношение золота было символом богатства и власти, оно было доступно немногим – в этом заключается главное отличие древних ювелирных украшений от современных. Сегодня изготовление золотых ювелирных изделий является массовым, они доступны каждому.

В ювелирном деле используется большая часть добываемого золота. В этом нет ничего нового, золото начало использоваться для изготовления украшений задолго до того, как появились первые монеты.

Золото шумеров

Самые ранние найденные украшения относятся к Шумерской цивилизации, которая процветала около 3000 г. до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака. Золото носили и мужчины и женщины. Разнообразие украшений очень удивило археологов, которые обнаружили сокровища в Королевской гробнице на месте древнего города Ур, столицы шумерского государства.

Кроме золотого шлема царя, с большим изяществом украшенного безупречной техникой чеканки, и головного убора царицы из очень натуралистично выполненных золотых листьев бука, были найдены различные серьги, браслеты, а так же цепи плетения «лисий хвост», которые широко популярны и в наше время. По словам историка ювелирного искусства Guido Gregorietti, «шумерские ювелирные изделия почти полностью охватили весь спектр направлений, которые будет появляться в ювелирном искусстве в ходе истории». По его мнению, «в действительности, в то время было больше разновидностей ювелирных изделий, чем в наше время».

Головной убор с орнаментом в виде листьев. 2600-2500 г. до н.э. III раннединастический период. Ур, Месопотамия, Шумерская цивилизация. Золото, лазурит, сердолик.

Золотые украшения в культуре древних египтян

В отличие от шумеров, древние египтяне располагали большими запасами золота. Этот металл добывался в Нубии – территории между Нилом и Красным морем, южнее современного египетского города Асуан и севернее Хартума, столицы современного Судана. Есть предположение, что название Нубия произошло от древнеегипетского слова «nub» – золото.

Мастерство ювелиров очень быстро возрастало. Египтяне овладели искусством легирования золота для увеличения его твердости и получения разных цветовых вариаций (легирование — добавление других металлов для улучшения свойств основного). Они разработали технологию литья, включая литье по выплавляемым моделям. Она широко используется и в наше время — ювелиры называют ее «восковка».

Предполагается, что египтяне научились определять чистоту драгоценных металлов по их цвету при нагревании в огне. Самым значимым наследием древнеегипетских ювелиров являются сокровища, найденные в гробнице Тутанхамона, который умер примерно в 1350 году до нашей эры. Изделия в этой гробнице – ожерелья, нагрудные украшения, серьги и маска на голове мумии, выполненная из чистого золота, с чеканкой и полировкой – были описаны археологом Говардом Картером, который нашел гробницу и первый их увидел, как «удивительнейшие вещи». Гробница мальчика-царя, который взошел на престол в возрасте 10 лет и правил примерно такой же срок, сохранила для нас величайшие памятники древнеегипетского искусства, которые вызывают восхищение спустя несколько тысячелетий. Тело Тутанхамона было помещено в искусно сделанный саркофаг из цельнолистового золота толщиной 2 мм общим весом более 110 кг. На голове мумии была маска из кованого золота весом 9 кг. Она настолько реалистично повторяет черты лица фараона, что в ней даже легко заметить сходство с имеющимися изображениями предков фараона.

Посмертная маска Тутанхамона. Сделана из чистого золота и инкрустирована цветным стеклом и драгоценными камнями. Прилегала непосредственно к мумии в многослойном саркофаге.

В гробнице находился также трон из дерева, облицованный золотом и украшенный фаянсом, эмалью стеклом и драгоценными камнями. На троне был изображен Тутанхамон, сидящий в свободной позе (что нетипично для изображений фараонов того времени), и его жена Анхесенамон, покрывающая его плечо благовониями.

Сокровища гробницы Тутанхамона обычно выставлены в Каирском музее, но всегда собирают миллионы посетителей, когда изредка выставляются в других странах. Они являются символами успеха человечества в обработке и изготовлении золотых украшений. Формы египетских золотых изделий оставались удивительно постоянными на протяжении почти двух тысяч лет, пока после завоевания Египта Александром Македонским не стали вытесняться греческим, а затем римским стилем.


Золото минойской цивилизации

Появление греческого ювелирного искусства связано с расцветом минойской, а затем сменившей ее микенской цивилизаций. Каких-либо изделий, относящихся к греческим и датированных ранее 1800 г. до н.э., пока найдено не было.

Минойские мастера с острова Крит впервые в истории стали создавать золотые изделия в виде цепочек с типом плетения «якорь», которые широко распространены и в наше время. Широко известны золотые маски и массивные золотые кольца, найденные археологом-любителем Генрихом Шлиманом при раскопках в конце 19 века на месте древних Микен.

Упадок микенской цивилизации наступил около 1100 г. до н.э., после чего наступили так называемые «греческие темные века», и золотые украшения появляются вновь около 800 г. до н.э. К 500 г. до н.э. греческие ювелиры производили прекрасные, сложных форм изделия, которые образовали узнаваемый, классический греческий стиль украшений. Политическая нестабильность Греции, а также рост числа греческих торговых центров в южной Италии, Египте и по побережью Черного моря привели к широкому расселению греческих мастеров. К моменту, когда около 330 г. до н.э. Александр Великий создал свою греческую империю от Египта до границ Индии, греческий стиль выполнения золотых украшений был повсеместно доминирующим.

Золотое кольцо с гравировкой. Минойская цивилизация, Крит, 15-14 век до н.э.

Золотые украшения этрусков

Примерно с 700 г. до н.э. искусство изготовления золотых изделий возникает в Этрурии (современная область Тоскана) в Италии. Хотя этрусский стиль просуществовал относительно недолго, он известен благодаря повышенной сложности своих изделий.

Особенно выдающихся успехов этрусские мастера добились в использовании техники грануляции, доведя ее почти до совершенства. Грануляция – это прикрепление к основе тысяч маленьких шариков из золота, образующих контуры и рисунки, создающих неповторимое ощущение структуры и света. Техника грануляции использовалась многими мастерами в различных странах начиная с 2000 г. до н.э., а также используется в современных изделиях. Но очень немногие школы достигли схожего с этрусским мастерства. Вероятнее всего эта поразительная изящность и сложность работ связана с отсутствием достаточного количества золота, когда мастерам приходилось уделять большее внимание качеству работы, чем количеству.

Примерно в 300 г. до н.э. греческий стиль начинает превалировать в Италии. Этрусские традиции исчезают до 19 и 20 веков нашего времени, до попыток их возрождения ювелирами нового времени.

Этрусская фибула (застежка для одежды)

Золото древних римлян

Когда Рим превратился в величайшую империю древнего мира, простираясь от Великобритании до Персии, он унаследовал также Грецию. В целом, можно сказать, что в ювелирном искусстве Рим унаследовал греческих ювелиров Востока и кельтские традиции с Запада.

Римские ювелиры, хотя обладали несомненным мастерством, предпочитали в своих работах ясные и четкие геометрические фигуры и узоры, в отличие от греческого ювелирного искусства с вычурными изображениями богов, мифических персонажей и листьев. Золото в римском обществе пользовалось спросом, и важные римляне гордились своими коллекциями украшений. Однако, оно не было главным «действующим лицом» – настоящей страстью римлян были драгоценные камни. Римские ювелиры использовали золото как оправу для изумрудов, сапфиров, аквамаринов, оливинов, алмазов, а также набирающего популярность жемчуга. Уже тогда Шри-Ланка (Цейлон) и Индия становятся крупными поставщиками драгоценных камней. Римляне также ввели широкую практику использования золотых монет.

Римское кольцо с гранатами. 1 в. до н.э.

Золотое ювелирное искусство Византии

По мере развития истории Римской империи, золотые украшения становились все более богатыми. К 325 году Константин Великий провозгласил христианство официальной религией Римской империи. С этого времени простые и резкие формы ранних римских украшений сменились более сложными и изящными изделиями с яркими камнями.

С этого периода начинается византийский период римской истории, когда столицей была Византия (Константинополь, ныне Стамбул). Украшения становятся витиеватыми, воздушными, похожими на кружева. Постепенно, в связи с изменениями вдоль восточных торговых путей, уменьшилось поступление драгоценных камней. Золотые изделия стали входить в символику господствующей христианской церкви и возрастающей мощи королей. В течении Темных веков и раннего Средневековья таланты ювелиров служили в основном церкви и государству. В VI и начало VII веков знаменуются прекрасными образцами ювелирных украшений Византии, которые включают и монеты.

Однако возрастающая сила ислама и в некоторой степени переход к менее показной роскоши в частной и церковной жизни Византии означали, что солнце древних традиций греческих и римских ювелиров пошло на закат.

Характерный византийский браслет с драгоценными камнями и жемчугом

Продолжение статьи «История золотых украшений»: Часть 2: от средних веков до наших дней).

7 проклятых драгоценностей, которые приносили хозяевам несчастья

Марии-Антуанетте «везло» на проклятые украшения. Алмаз «Надежда» оказался не единственной драгоценностью, сыгравшей роковую роль в ее судьбе. Было еще и ожерелье, состоящее из огромного количества бриллиантов чистой воды.

Некая дама — Жанна Ламотт-Валуа, выдававшая себя за доверенное лицо королевы, обманом принудила тогдашнего кардинала выкупить ожерелье якобы для Марии-Антуанетты. Когда по векселям никто не уплатил, ювелиры обратились к королеве. И с удивлением узнали, что она ничего у них не покупала. Началось судебное разбирательство. В результате драгоценность вернулась к своим создателям, кардинала выслали из страны, а мошенницу Жанну публично высекли, заклеймили и сослали в тюрьму.

Но на этом история ожерелья не заканчивается. Судебный процесс спровоцировал недовольство в стране, а так как во Франции уже вовсю зрела революция, то Марию-Антуанетту обвинили в расточительстве и в том, что она покупает баснословно дорогие украшения тогда, когда остальные граждане голодают. Простым людям было не важно, что королеву просто подставили. Они считали, что раз она оказалась втянутой в этот скандал, значит, виновата. Так начиналась Великая французская революция, в результате которой коронованных особ отправили на плаху…


7. Настоящее кольцо, которое правит миром

Это кольцо, скорее всего, стало прообразом знаменитого толкиновского Кольца Всевластия и вдохновило автора на создание «Хоббита».

В 1785 году во время полевых работ фермер из графства Гемпшир случайно отыскал древнее золотое украшение. Историки считают, что оно принадлежало римлянину по имени Сеницианус. На кольце выгравирована надпись «Сеницианус, храни тебя Господь». Оно очень долго находилось в частной коллекции, пока в 1930 году не перешло в музейный фонд.

Интересно, что в начале XIX века на месте античного римского храма в Глостершире было найдено другое кольцо, также с упоминанием имени Сенициануса. На нем было выгравировано обращение к богу-покровителю храма Ноденсу с просьбой о возвращении кольца, украденного Сеницианусом у некоего Сильвиануса, а также проклятие, адресованное вору. Ему посредством кольца желали больших проблем со здоровьем. Выглядит фраза приблизительно так: «Богу Ноденсу. Сильвианус потерял кольцо… тем, кто носит имя Сеницианус, пусть не прибавится здоровья ни на толику, пока кольцо не вернется в храм Ноденса».

Археологи предполагают, что кольцо было создано в IV веке и содержит знак богини Венеры. Джон Рональд Руэл Толкин, который был профессором англосаксонского языка в Оксфордском университете, несколько раз посетил храм Ноденса до того, как в 1929 году принялся за написание «Хоббита». И вполне вероятно, что кольцо Сенициануса с проклятьем стало прообразом того самого Кольца Всевластия, сводившего с ума его обладателей. Ведь известно, что Толкин интересовался историей появления и значения надписи на кольце, найденном в храме.

Древний артефакт в диаметре составляет 25 миллиметров и весит 12 граммов. Скорее всего, его носили на руке, надевая прямо на перчатку. Посетителям выставки, где сейчас представлено удивительное украшение, экскурсоводы предлагают самим решить — похоже ли оно на Кольцо Всевластия. Правда, определить силу его воздействия нельзя, поскольку брать в руки музейный экспонат запрещено.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Словарь библейских образов 1

Драгоценности в Библии подпадают под четыре основные тематические категории. В них выражаются образы украшения и красоты, богатства и власти, величественного или святого и постоянства трансцендентного Небесного Царства. Во всех случаях драгоценности служат признанным эталоном высокой стоимости.

Следует сразу же отметить трудность точного определения, к каким конкретно драгоценным камням относятся те или иные древние названия (рассмотрение вопроса об использовании различных английских слов для перевода названий драгоценных камней и соответствующую таблицу см. в «Jewels and Precious Stones», IBD, 781–789). Предпринимаются безосновательные попытки связать характерные признаки того или иного камня с одним из колен Израиля. Другие истолкователи, основываясь, по всей видимости, на связи драгоценных камней с датой рождения, пытаются привести двенадцать камней ефода и оснований нового Иерусалима в соответствие с двенадцатью знаками Зодиака. Такие попытки тщетны, и в них, к счастью, нет необходимости для понимания символики камней. В отдельных камнях самих по себе не заключено никакой конкретной символики. В совокупности же они символизируют вожделенные блага богатства и власти. В качестве библейских образов они указывают на то, что богатство и власть Бога не имеют себе равных.

Драгоценности как украшение. Драгоценности служат украшением, особенно для женщин, в любом обществе. Желая произвести благоприятное впечатление на потенциальную невесту Исаака, слуга Авраама преподнес ей щедрые подарки ( Быт. 24:22, 53 ). Привлекательность женщины в Песни песней отчасти выражалась в ее украшениях: «Ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях» ( Песн. 1:9 ).

Когда естественное человеческое желание украсить себя драгоценностями становится неумеренным, это служит показателем материалистической и извращенной системы ценностей, подлежащей Божьему суду. Так, в Ис. 3:18–23 приведен перечень украшений и пышных одеяний, которые Бог отнимет у духовно несостоятельного народа, исповедующего ложные ценности. В Пс. 72 благоденствующие самонадеянные люди носят «гордость, как ожерелье» ( Пс. 72:6 ) и находятся на грани внезапного падения ( Пс. 72:18–20 ).

Автор Притчей использует образ украшений, чтобы подчеркнуть высокую ценность мудрости и разумения. Здравомыслие и рассудительность, например – «украшения для шеи твоей» ( Притч. 3:21–22 ). Родительское наставление – «прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей» ( Притч. 1:9 ). В том же духе изображаются награды за мудрость: она «возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» ( Притч. 4:9 ). Кроме того, «драгоценная утварь – уста разумные» ( Притч. 20:15 ).

Богатство и власть. Поскольку основным средством накопления и сбережения богатства в Древнем мире было приобретение драгоценностей, функция украшения сливалась с функцией сохранения богатства – древний вариант вклада денег в банк. Так, после последней египетской казни израильтяне выпросили у соседей «вещей серебряных и вещей золотых» ( Исх. 11:2 ). Драгоценности были одним из основных видов военной добычи ( 2Пар. 20:25 ), так как до появления монет представляли собой тип богатства, наиболее удобный для хранения и переноски ( 2Пар. 21:3 ). В более широком смысле драгоценности символизировали не только богатство, но и власть, как, например, в случае, когда Иосифу возложили на шею золотую цепь в знак его положения правителя Египта ( Быт. 41:42 ).

Таким образом, драгоценности в Библии служат синонимом богатства и власти, особенно царской. Только очень богатый человек мог позволить себе роскошь носить драгоценные камни. В древности личная власть и богатство были привилегией царей и высших сановников при царском дворе. Богатство (часто приобретавшееся в качестве военной добычи) и политическая власть взаимно дополняли друг друга. Поэтому драгоценные камни, наряду с золотом и серебром, были не только дорогими украшениями, но и наглядным напоминанием обладания властью, позволившей царю или царице приобрести такое богатство.

Наряду с обычными образами царского богатства и царской власти, тема царских драгоценностей используется в Библии в метафорическом и духовном смысле. Например, Иисус сравнивает Царство Небесное с «купцом, ищущим хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ( Мф. 13:45–46 ). Богатство, символизируемое драгоценными камнями, становится здесь метафорой ценности Божьего духовного Царства. В аналогичной притче Царство изображается как Сокровище, скрытое на поле и побудившее нашедшего его человека продать все, что у него было, и купить поле ( Мф. 13:44 ). В этих двух картинах Царства Небесного, нарисованных с помощью образов сокровища, заключен один и тот же смысл, и они показывают значение Царства как для Бога, так и для искупленных людей.

В других местах Бог изображается украшенным драгоценными камнями в окружении блестящего царского двора. С помощью этих образов рисуется портрет Бога как Царя, обладающего невообразимой силой и богатством. Из описания небесного града, нового Иерусалима, в Откр. 21 можно сделать вывод, что его Царь располагает неограниченными возможностями. Этот огромный город, занимающий примерно 1 400 квадратных миль, состоит из чистого золота и драгоценных камней. Драгоценности на венцах богатейших и могущественнейших земных царей бледнеют в сравнении с ослепительным великолепием Божьего вечного города. Двенадцать оснований города украшены разными драгоценными камнями, и на каждом из них начертано имя одного из двенадцати апостолов. Представьте себе великолепие голубого сапфира, зеленого изумруда, желтого топаза и пурпурного аметиста! Гигантские Жемчужины образуют ворота города, ведущие на улицы, вымощенные золотом. На каждой жемчужине запечатлено имя одного из колен древнего Израиля. Красота и великолепие места переполняют чувства и отражают славу Творца-Царя, обладающего безграничной силой и несметным богатством.

Начертание имен Божьего народа на камнях ефода и затем небесного нового Иерусалима свидетельствует, что Его народ ценен и дорог для Господа Бога. Земные цари с помощью своей власти приобретали мирские богатства, но Небесный Царь в войне против греха и зла завоевал более ценный трофей – искупленные души мужчин и женщин. Для того чтобы показать ценность Его искупленного народа и ту силу, которая потребовалась для его приобретения, эти имена были начертаны на великолепных камнях, украшавших первосвященника, когда он изливал жертвенную кровь.

Образы святости. Еще одна группа образов драгоценных камней связана со значением святости, особенно богослужений. Наиболее показательные отрывки в этом отношении – Исх. 28:17–20 и Исх. 39:10–13 , в которых перечислены драгоценные камни на наперснике первосвященника. Эффект выражался в демонстрации ослепительной красоты, великолепия и высокой ценности, отличавших богослужение. Во время службы во Святом-святых первосвященник стоял на границе божественной и человеческой сфер (см. СВЯТОЕ МЕСТО, ХРАМ), а его ефод с двенадцатью драгоценными камнями, на котором были начертаны имена двенадцати колен Израиля, свидетельствовал о его положении выше обычного человеческого.

В Иез. 28:12–14 мысль о святости тоже выражается в образе драгоценных камней. Здесь мы видим перечень камней, напоминающих об Едемской славе царя Тира до его падения, когда он «ходил среди огнистых камней». Аналогичный характер носит видение в Иез. 1 , видение со значительной долей символики, основанной на образах драгоценных камней.

Образы блеска. Поэты веками пользовались образами, в которых твердость материала сочетается с неземным сиянием света, для выражения мысли о сфере, отличающейся трансцендентным постоянством и превосходящей по своей ценности циклический растительный мир земной жизни. Это относится и к библейским образам драгоценных камней и металлов.

Тема присутствует уже в Ветхом Завете в видении Исаии восстановленного Иерусалима в грядущем золотом веке. Он рисует картину города, украшенного драгоценными камнями ( Ис. 54:11–12 ). Завершенный характер образ принимает в видениях неба в Книге Откровение, где читаем о стеклянном море, подобном кристаллу, о явлении Бога в великолепии ясписа и сардиса, о золотых венцах, о воротах из жемчуга и о городе из чистого золота. Апогея в Библии образы блеска достигают в видении нового Иерусалима, в описании которого используется великое множество образов драгоценных камней.

Заключение. В видениях Откровения сливается большинство библейских тем, связанных с драгоценными камнями. Украшенный драгоценностями, город вечной жизни предстает местом исполнения обетований, данных Богом в ходе искупительной истории. Властное вмешательство Бога, обещанное в Ветхом Завете, нашло выражение в лице и делах Иисуса Христа, закланного Агнца-Царя, сидящего на престоле в великолепном городе. Камни на ефоде первосвященника и блистающие ослепительным светом драгоценности вечного города служат напоминанием, что богатейший и могущественнейший Бог-Царь вечно живет со Своим народом.

См. также: БЛАГОДЕНСТВИЕ, ВОЗВЫШЕНИЕ ИЗ НИЗКОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ЖЕНЩИНА, ЗОЛОТО, КРАСОТА, НЕБО, НЕИЗМЕННОСТЬ, СВЯТОСТЬ, СЕРЕБРО, СЛАВА, СОКРОВИЩЕ, ЦАРИЦА, ЦАРЬ.

Библиография: «Jewels and Precious Stones» /The Illustrated Bible Dictionary (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1980) 781–789.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль