Наступили холода – выбрать привод нам пора! — автомобиль, зима, привод, машина


Содержание

Наступили холода – выбрать привод нам пора! — автомобиль, зима, привод, машина

Текст: Материал подготовлен на основе интернет конференций
Рисунки: Андрей ЛУКЬЯНОВ

В последние годы зимы всячески щадили жителей центральной полосы России. 10–15-градусные морозы «расслабили» даже водителей старой закалки, а уж толпы новичков и вовсе не имеют представления, что делать с автомобилем, когда на улице очень глубокий минус. Ведь как оно обычно происходит: выходит среднестатистический автолюбитель из подъезда дома, быстренько заводит машину и, пока та прогревается, сметает щеткой снег с кузова. И так каждую зиму, год за годом. Не правда ли, наработанная схема? И тут – минус 40! И «утренняя автопрограмма» горожанина резко меняется. Вместо щегольской щеточки в руках появляются «крокодилы» прикуривателя и буксирные тросы. Знакомая картина – автомобиль стоит с открытым капотом, а беспокойный взгляд хозяина шарит по рядам заснеженных машин, выискивая тех, кому в это утро посчастливилось завестись. Что делать, погода временами преподносит нам сюрпризы. Всероссийская «виртуальная автокурилка» не могла не отреагировать на подобную климатическую коллизию. Я говорю об интернет-конференциях. Тут было и обсуждение проблем холодного запуска, и интересный опыт, и забавные истории. Целый океан информации, полезной и не очень. В общем, мы решили предоставить вашему вниманию некий срез электронной полемики вокруг «неожиданно случившихся морозов».

Trupper замерз. Совсем «трупером» стал, схватывает, но дальше ни в какую. Форсунки вроде чистые, АКБ крутит. Поменял датчик температуры. Все без изменений. И тогда возникла мысль: есть туристический примус и газовый баллончик к нему. Что, если снизу подогреть движок? Проблему вижу только одну. Поскольку у меня не дизельный двигатель, то открытое пламя под ним как-то не радует. Может быть, есть более безопасная технология?

Масло Esso Ultra 10/40 превратилось в мутный медообразный гель. Три АКБ и «катюша» так и не смогли прокрутить мотор! Два дня машина не заводилась. Сегодня подзарядил АКБ, залил 150 граммов бензина в масло, и на галстуке на четвертой передаче разогнал масло по мотору. Со второй-третьей попытки мотор весьма легко завелся. Стал затягивать клемму АКБ, свинцовую – так, сволочь, прямо на глазах рассыпалась на три части! Похоже, что эти морозы многому научат москвичей, привыкших «халявить» в отличие от их региональных коллег, сталкивающихся с такими проблемами каждую зиму!

С наступлением холодов нужно сделать три вещи. Поменять масло на синтетику-полусинтетику, привести в порядок систему зажигания (с заменой свечей) и систему питания. Аккумулятор живет максимум два-три года (любой). Дизель, по большому счету, то же самое (отсутствует система зажигания, но есть свечи накаливания). Ну и нормальная солярка. Если все это сделать с любовью, шанс имеется.

За бортом минус 30. 4Runner (бензин). Завелся практически моментально, то есть сначала, секунд 7–10, что-то происходило, а затем разом всеми шестью «горшками» подхватил. А вот в мостах масло заметно загустело. Сначала машина просто «не ехала», пришлось с километр ползти на второй передаче. Гидроусилитель на стоянке погрел, потихоньку рулем вправо-влево несколько раз почти до упора. А вот амортизаторы долго отогревались.

Минус 28. Toyota LC105 завелась «с пол-оборота». Солярка с BP. Единственное, что сделал – два раза грел свечи. Минуты полторы стоял на холостом (работали все цилиндры). Топливная система без дополнительных подогревателей. А вот больше 2500 оборотов не крутит. Соляра все же подвела.

Я грел поддон туристическим примусом. Пожара не случилось, но и толку было не слишком много. На ветру примус не так много и может отдать тепла маслу (газ надо морозостойкий). А любой мало-мальский ветерок и вовсе сводит эффект на нет. Придумывать подставку под примус устойчивую надо. Все из личного опыта! В свое время была попытка отогреть летнюю «минералку» типа 15w40 после 37-градусной ночки.

АКБ при смерти, но TLC60 заводится. Аккумуляторов хватает от силы на оборот, но этого достаточно. Самое обидное – Webasto остается не у дел – не хватает сил аккумуляторных на поджиг, то есть запустить предпусковой обогрев можно только на… заведенной машине. Поэтому сперва заводится машина, потом включается Webasto – жду стабилизации процесса горения, после чего вновь глушу двигатель, но оставляю «грелку». Через полчаса снова завожу (к этому моменту АКБ на последнем издыхании).

Соляра «Лукойл» мерзнет. После 30 минут по трассе стала пропадать тяга. Еле дотянул до BP. Долил полный бак и двойную дозу антигеля. Вроде поехала.

Сегодня запускали L200. Новый, пробег, наверное, тысяч пять, не больше. Мороз минус 30. Соляра нормальная, зимняя, с антигелем, не задубела. Гоняли стартером, пока не начал умирать аккумулятор. Вспомнили про эфир, прыснули в «воздухан», крутим стартером – не схватывает. Дальше за дело взялся бывший воин-танкист. Говорит, что, мол, танки и не в такие морозы заводил! Одного человека сажает за руль и говорит: «Как махну рукой, включай стартер!» Затем вдувает в воздушный фильтр почти полный баллончик эфира и орет: «Пуск!» Тот, что за рулем, включает стартер, а бывший танкист в этот момент кидает в фильтр зажженную спичку. Пластмассовая крышка от «воздухана» улетела, из-под капота вспышка на два метра, но движок… запустился!

Меня спасала «ракушка», в которой стабильно на 10 градусов выше, чем на улице.

Сегодня поставил личный рекорд. Открытая стоянка, после трех часов простоя температура минус 29. «Синтетика» в моторе и полусинтетика в агрегатах трансмиссии в порядке, а вот Dextron III в гидроусилителе надо менять – «минералка» в такую погоду на мед похожа, вот шланги ГУРа и ползают туда-сюда.

В такую погоду у большинства автолюбителей машины просто не заводятся. А у меня термостат «полетел»… Тот факт, что я умудрилась «закипеть» в такой мороз, со стороны выглядит очень забавно.

По поводу «незамерзайки» в сервисе сказали, что вместо водки проще купить концентрат, залить его, и все будет хорошо. И оно действительно хорошо. Правда, в такой мороз стекла чистить не приходится.

Пришел на стоянку, сигналку снял, замки открылись только у пассажирской двери. Завел, стал чистить от снега, дернул за водительскую дверь, а замочки-то закрылись! Сигнализация на морозе «глюканула». Хорошо, до дома пять минут. Сбегал за вторыми
ключами.

Возвращаюсь поздно домой (машина на платной стоянке) и второй день наблюдаю следующую картину: процентов 30 машин на стоянке – стоят (ночуют) с работающими двигателями. Это что, мода такая пошла? Интересное решение проблемы.

Зашел я вчера в автомагазин размораживатель для замка купить и стал свидетелем сценки. Влетает человек и спрашивает у продавца аварийным голосом:
– У вас зарядные устройства есть?
– Через час подвезут.
– Уф! Тогда я подожду.
– Садитесь на батарею в конец очереди, будете за тем мужчиной. Может, вам и хватит…

Человеки, будьте гуманны! От вас не убудет, ежели вы кого-то согреете у себя в машине, дадите прикурить коллеге-автомобилисту или прокатите его на тросе 200 метров. Но кому-то ваш отказ может стоить жизни! Всегда, прежде чем отказать кому-то или проехать мимо, поставьте себя на место того, кому нужна ваша помощь.

А зато как здорово: все дороги свободны. Сейчас ездить – одно наслаждение! В последний раз я видел такое лет 6–7 назад.

Нужен ли полный привод зимой

Помогает ли полный привод (AWD) в снегу?

Автопроизводители давно уже рекламируют полный привод в автомобилях, где заявляют, что эта система вам крайне необходима, она способна обезопасить вас на дороге в зимний период времени. А так ли это на самом деле? Способен ли реально полный привод автомобиля сделать ваши поездки в зимний период времени совсем безопасными? Или способность системы полного привода (AWD) или 4×4 (4WD) это все-таки миф? Давайте вместе с вами ответим на этот вопрос.

По данным независимого исследования, 40 процентов ДТП произошедших из-за погодных условий были связаны со снегом, с гололедицей, со слякотью и т.п. явлениями на дорогах. Это довольно серьезная цифра в процентах если учитывать следующее, что на большей части территории России, минимум как на 3 — 4 месяца в году устанавливается морозная и снежная погода. Именно поэтому в зимнее время количество аварий по стране пропорцианально к летнему периоду времени, увеличивается. Так же растет и количество травм полученных в авариях в зимнее время.

Неудивительно, что автопроизводители зная о такой статистике направо и налево начинают «трубить», что полноприводные автомобили способны снизить аварийность на дороге. Каждый день с экранов телевизоров, в интернете и в автосалонах нас атакует реклама полноприводных транспортных средств. В итоге вышло, что из-за такого агрессивного маркетинга люди стали воспринимать данную систему полного привода, как 100 процентную защиту от заносов и аварий на зимней дороге. Это одна из причин почему по всему миру постоянно растет популярность и внедорожников и кроссоверов.

Но может ли привод на все четыре колеса сделать процесс эксплуатации машины зимой более безопасным? Скажем так, с одной стороны полный привод в машине имеет определенные плюсы в сравнении с традиционными заднеприводными или переднеприводными машинами, но с другой стороны однозначного ответа дать невозможно, ведь система полного привода не может на все сто процентов защитить вас от той-же заснеженной или скользкой дороги, где любая машина может потерять сцепление с дорогой.

Полный привод перед переднеприводными и заднеприводными автомобилями имеет преимущество в основном, только при начале движения, а преимущества в рулевом управлении или при торможении у него никакого нет. Это должен знать каждый автовладелец полноприводного автомобиля и те лица, кто собирается в последующем приобрести себе в собственность кроссовер или внедорожник, которые просто заблуждаются, что такие автомобили мол способны творить чудеса на скользкой дороге.


Для того, чтоб это доказать, популярный во всем мире журнал Consumer Reports провел длительные зимние тесты полноприводных автомобилей. В результате исследования специалисты выяснили, что полноприводные транспортные средства при торможении или при поворотах на скользкой дороге ни чем не лучше других обычных классических автомобилей. Тестирование показало, что наиболее важным здесь является использование качественной зимней резины, чем иметь в машине полный привод. Так же было установлено, что полноприводные автомобили ведут себя на снегу и на льду совершенно по-разному.

Привод на все четыре колеса безусловно лучше, чем на те же два колеса, когда дело касается эксплуатации машины на скользкой поверхности и где необходимо, чтобы была большая тяга. А большая тяга на льду необходима именно для беспрепятственного движения по скользкой дороге. Но еще большей тяги двигателя требуется при движении машины по заснеженной дороге. Правда сами тесты Consumer Reports показали, что преимущество полного привода быстро исчезает, если машина начинает двигаться по слишком заснеженной и извилистой дороге. Это важный факт для тех, кто часто переоценивал возможности полного привода.

Наверняка многие из вас не раз видели полноприводные автомобили, которые в снегопад застряли в снегу. Никто наверно и не задумывался, почему полноприводные машины застряли и засели в снегу? Ведь с экранов телевизоров, со страниц автожурналов, из интернета и рекламных материалов тех же автосалонов автопроизводители автомобилей уверяют всех, что внедорожники и кроссоверы самые проходимые автомобили в зимних условий. На самом же деле это все миф, который специально создан с помощью рекламных трюков. Полноприводные автомобили не смогут нарушить установленные законы физики.

Результаты исследований показали, что именно зимние шины обеспечивают лучшее сцепление с дорогой, а не всесезонные или летние покрышки, они не только улучшают управляемость машиной на скользкой или заснеженной дороге, но и уменьшают ее тормозной путь. А значит не важно, какой у вас привод колес:- полный, передний или задний. Важно другое, какой резиной оснащен ваш автомобиль и какая у нее степень износа.

Результаты тестирования на зимней дороге полноприводных автомобилей

Consumer Reports провела тест всех версий полноприводных кроссоверов Honda CR-V 2015 года. Почему для теста был выбран именно этот полноприводный автомобиль а ни какой-то другой? Выбор прежде всего связан со следующим. По итогам года именно эта модель кроссовера стала самой продаваемой в мире. Тестирование проходило, как на всесезонных шинах, которые поставляются с завода вместе с новым кроссовером Хонда, так и на зимних автопокрышках, которые можно приобрести дополнительно. Проверив тормозной путь автомобиля на разных шинах выяснилось, что тормозной путь у них значительно различался.

Далее тестирование проводилось в снежную погоду. Для этого кроссовер Honda CR-V на зимних шинах сравнили с автомобилем Toyota Camry, который также был оснащен зимними покрышками. Самое удивительное то, что переднеприводная Camry при тестировании на торможение, имела тот же тормозной путь, что и внедорожник CR-V. Так, специалисты брали и замеряли длину тормозного пути при резкой остановке машины на скорости 95 км/ч. В итоге получилось, что тормозной путь обеих машин составил 90 метров.

Так же во время тестирования специалисты отметили следующее, что все кроссоверы, участвовавшие в тестировании и оснащенные всесезонными шинами, на скользкой дороге были не так устойчивы и имели однозначный риск потери сцепления. Например, даже профессиональные водители имели определенную сложность с управлением автомобилем. Но самое интересное то, что два автомобиля во время проведения теста просто съехали с заснеженной дороги не вписавшись в резкий поворот.

Нет, конечно, если вы живете в таком регионе, где зима длится чуть больше месяца, то установив на кроссовер зимние качественные шины, вы будете чувствовать себя в большей безопасности. Ваша машина хоть и на немного, но все-же, станет более дееспособней на такой дороге. Например, сам кроссовер имеет больший клиренс между дорогой, что позволит вам проезжать заснеженные места на трассе более проще. Но не ждите от него каких-то выдающихся достижений.

Мы знаем, что система полного привода AWD в определенных ситуациях на дороге помогает получить водителю большую тягу, которая необходима для обеспечения надежного сцепления с дорогой. Но это лишь только в одном случае, когда машина оснащена зимней новой резиной. Но, если вы на своем кроссовере используете только всесезонные шины, то это небольшое преимущество системы AWD установленной на авто полностью теряется.

Чем отличается полный привод AWD от полного привода 4WD, а также, основные отличия системы переднего и заднего привода?

Есть четкое различие между полным приводом системы AWD и обычным приводом на все четыре колеса. Водители обычно ошибочно считают, что данная система AWD, это тоже самое, что и полный привод. Но это совсем не так. Для того, чтобы понять, чем отличается система AWD от обычной системы полного привода, мы предлагаем посмотреть инфографику:

All-Wheel Drive (Система полного привода AWD)

Система полного привода AWD работает непрерывно и автоматически распределяет крутящий момент между передними и задними колесами машины, когда это необходимо и в зависимости от дорожных условий. Некоторые системы полного привода AWD, особенно в современных автомобилях, включают передачу крутящего момента на все колеса только тогда, когда электроника определяет, что машина начинает скользить (теряется тяга и сцепление колес с дорогой).

То есть, в зависимости от типа модели во многих автомобилях несмотря на наличие системы AWD, автомобиль на сухом асфальте не будет является и считаться полноприводным, так как сцепление с дорогой, приемлемое с передачей крутящего момента, происходит только на передние или только на задние колеса (в зависимости от типа используемого ведущего привода).

Правда на авторынке есть и исключения. Так например, в некоторых моделях машин система полного привода AWD (All-Wheel Drive) передает крутящий момент двигателя на все четыре колеса на постоянной основе не зависимо от дорожных условий.


Плюсы:
Быстрое ускорение без пробуксовки на скользкой дороге.

Минусы: Не улучшает торможение на льду или на снегу, а также, не обеспечивает устойчивость в поворотах на снегу; не имеет способностей для буксировки тяжелых грузов на скользкой дороге; нет пониженной передачи для прохождения серьезного бездорожья; увеличенный расход топлива; система AWD обходится дороже, что безусловно влияет на конечную стоимость машины.

Полноприводный автомобиль (4WD)

Как правило, данной системой полноценного полного привода (4WD) оснащаются в основном проходимые внедорожники, пикапы и грузовики. Обычно в таких внедорожниках крутящий момент передается на задние колеса. Но, если водителю необходимо, чтобы машина стала переднеприводной, то с помощью раздаточной коробки подключается уже и передний привод. В итоге крутящий момент распределяется в равных пропорциях между передним и задним мостом (обычно вторая ручка переключения раздаточной коробки находится в салоне машины, рядом с ручкой переключения передач, а в некоторых новых автомобилях вместо такой ручки передач автопроизводители стали устанавливать специальную кнопку). В последние годы большинство современных полноценных

внедорожников и пикапов оснащаются постоянным приводом 4WD с автоматическим режимом, как отключения так и включения переднего или заднего моста.

Плюсы: Движение по грунту, по песку или снегу, а также, возможность буксировки по скользкой дороге тяжелых грузов и прицепов. Большинство автомобилей с 4WD приводом имеют систему блокировки дифференциала и пониженную передачу, для передвижения на экстремальном бездорожье.

Минусы: Система привода 4WD не улучшает торможение или повороты на снегу; эксплуатация по ровному асфальту с включенной системой привода 4WD увеличивают износ трансмиссии; при включенном режиме 4WD автомобиль имеет большой радиус поворота.

Передний привод

Используется в большинстве легковых автомобилей, в микроавтобусах, а также в легковых универсалах. При этой системе привода крутящий момент двигателя передается на два передних колеса. Благодаря отсутствию вала передающего крутящий момент на задние колеса, производителям автомобилей проще и дешевле спроектировать более просторный салон машины. Это позволяет создавать больше места для задних пассажиров.

Плюсы: Отличная тяга в большинстве дорожных ситуаций. Машина по себестоимости дешевле заднеприводной. Также, переднеприводный автомобиль лучше чувствует себя на скользкой дороге, чем машина с заднем приводом, так как переднеприводный автомобиль имеет большую нагрузку веса на передние колеса, которые приводят машину в движение и отвечают за ее управляемость.

Минусы: Если дорога слишком заснежена или сильно обледенела, то передние колеса будут скользить и вы можете застрять. Как правило, в переднеприводных автомобилях на скользкой дороге сносит переднюю часть машины. Для этого, кто владеет переднеприводной машиной, рекомендуется использовать зимнюю шипованную резину.


Задний привод

При этой системе привода вес на передние колеса на много больше чем на задние. Это позволяет освободить лишнюю нагрузку на рулевое управление, а так же распределить более пропорционально вес всей машины. Именно поэтому, многие спортивные и мощные автомобили, как правило оснащаются задним приводом, так как управляемость для таких типов машин самое главное. Также, задним приводом часто оснащают полноценные проходимые пикапы и некоторые внедорожники, которые предназначены для буксировки, перевозки тяжелых грузов, ну и для хозяйственных работ тоже. Наличие антипробуксовочной системы позволяет улучшить поведение машины на дороге.

Плюсы: Баланс веса кузова позволяет лучше проходить и входить в повороты на скорости.

Минусы: Если дорога слишком снежная или обледенела, то задние колеса будут скользить и вы можете застрять. Как правило, в заднеприводных автомобилях на скользкой дороге заносит заднюю часть машины. В зимнее время необходимо обязательно использовать шипованную зимнюю резину.

Какой автомобиль выбрать для зимы

Зима является сложным испытанием для автомобилиста в наших широтах. Это действительно трудное время года. Большинство новичков, получивших права накануне сезона, не рискуют садиться за руль, ожидая весны. Но далеко не все машины сложны в управлении по снегу и льду. Существуют действительно лучшие автомобили для зимы, обладающие определенной совокупностью свойств и опций, существенно снижающих риск возникновения аварийной ситуации. Современные производители стараются облегчить управляемость посредством внедрения электронного контроля состояния авто прямо во время движения. Мы постараемся разобраться, какой автомобиль лучше для зимы, начиная от общих критериев выбора, заканчивая конкретными моделями.

Рейтинг лучших машин для зимнего сезона

Выбирая лучшие автомобили для зимы, мы руководствовались наличием специализированных опций, общих характеристик и стоимости транспортного средства:

— Nissan X-trail последнего поколения. Эта машина стоит совсем недорого, но при этом она имеет полноценный набор свойств для езды по снегу и льду. Небольшой расход топлива сделал его настоящим народным SUV в России. Сейчас доступно большое количество комплектаций, поэтому можно варьировать в пределах своих финансовых возможностей. Для езды по заснеженной степи эта машина не годится, но с заметенным городом она отлично справится.

— Suzuki SX-4. Это небольшое авто по праву может считать лучшим вариантом для женщин на зиму. Повышенный дорожный просвет, малые свесы и габариты, а также качественный фирменный полный привод – всё это даёт возможность уверенно чувствовать себя даже на деревенских зимних улицах. Короткая колёсная база не позволит зависнуть на перепаде высот. Этот манёвренный автомобиль может проехать куда угодно без особых проблем.

— Volvo серии XC. Это лучший выбор на зиму для большой семьи. Если нужно пробиться в загородный дом, то это оптимальный вариант. Огромный объём багажника позволит взять с собой любое количество вещей для зимнего досуга. Фирменный полный привод от Volvo по праву признан одним из самых безопасных в мире. Эти модели также демонстрируют крайне низкий показатель отказов основных узлов и механизмов. Единственным недостатком можно считать стоимость, но она полностью оправдывает себя.

— Toyota FJ Cruiser. Эта машина со странным внешним видом в стиле ретро является настоящим дорожным бойцом. Её отличает крайне низкий центр тяжести и отличное распределение массы относительно поперечной оси. Широкие скаты дают возможность установить самый агрессивный протектор. В итоге по проходимости FJ не проигрывает даже тракторам. При всех своих преимуществах он также демонстрирует малый расход топлива, как для своего класса. Эксперты считают эту машины лучшим внедорожником по совокупности свойств.

— Hummer любой модели. Эта машина изначально разрабатывалась для армии, где дороги имеются далеко не всегда. Они имеют короткие свесы, позволяющие преодолевать даже самые глубокие сугробы. Полноценный полный привод с мощными узлами позволит выбраться из любого снежного заноса. Огромный крутящий момент двигателя V8 даёт возможность сдвинуть передней частью даже большую толщу снега. Двумя недостатками этого авто является его изначальная цена и непомерная прожорливость. Но при относительно небольших габаритах он всегда выберется из самой сложной ситуации без особых усилий благодаря проходимости на уровне N+ (условия полного бездорожья).

В конечном итоге, то, какой автомобиль лучше для зимы, выбирать именно вам. Решающую роль в этом будут играть финансовые возможности, ведь без ограничений можно купить настоящий вездеход на четырех колёсах.

Общие критерии выбора

Лучшие автомобили для зимы должны обладать большим дорожным просветом, большими широкими шинами, наличием ABS или полного привода. Этого набора будет достаточно, чтобы определить, какой автомобиль лучше для зимы. Остальные свойства и опции будут зависеть от личных предпочтений и опыта водителя.

Как подготовить свою машину к зимней эксплуатации

Лучшие автомобили для зимы хороши тогда, когда есть деньги на их приобретение. Но каждый автолюбитель знает, что комплекс нехитрых мер позволит существенно повысить курсовую устойчивость и проходимость в условиях снега и льда. Предлагаем прислушаться к следующим советам:

  • Возите с собой цепи. Эти несложные устройства не занимают много места в багажнике. И лучше потратить полчаса на установку, чем ползти со скоростью 2-5 км/ч по заснеженной трассе не зная, где вы застрянете окончательно в следующий раз. Но рекомендуем покупать только фирменные цепи. Они стоят ненамного дороже подделок, зато обладают повышенным запасом прочности и удобными надежными замками.
  • Не пренебрегайте шипами на шинах. Необходимо установить их хотя бы на приводные колёса, чтобы не отказываться от вождения в условиях гололёда. И не забудьте наклеить соответствующий предупреждающий знак на заднее стекло.
  • Проверьте ремни и патрубки. Они теряют эластичность на морозе, что будет способствовать образованию трещин.
  • Залейте необходимое количество антифриза. Он должен находиться в системе за неделю до обещанных синоптиками морозов.
  • Смените масло на марку с пониженной вязкостью. Это позволит избежать проблем при запуске.
  • Держите аккумулятор на полном заряде или смените старый изношенный АКБ. Он может подвести в самых неподходящий момент.

Отвечая на вопрос, какой автомобиль лучше для зимы, можно дать однозначный ответ – тот, который лучше всего подготовлен своим владельцем. Специализированные опции и высокий дорожный просвет не спасают от безответственности.

Совершенствуйте свои навыки

Перед тем, как рассматривать лучшие автомобили для зимы, необходимо усовершенствовать свои навыки управления машиной. Сейчас существуют специализированные автошколы, где для обучения студентов даже заливают специальный гладкий каток. Необходимо уметь правильно выходить из заноса, преодолевать рыхлый снег и умело использовать торможение на скользком видео. Если вы не верите тому, что многое зависит от водителя, посмотрите ролики с ситуациями на дорогах, когда именно человек сыграл решающую роль, а не ABS с полным приводом. Спорить о том, какой автомобиль лучше для зимы можно бесконечно, если недостаточно опыта. Поэтому, мы желаем вам удачи в пути, будьте осторожны.

Какой тип привода зимой лучше

Почему 4×4 не всегда оправдан на скользких покрытиях

Большинство покупателей кроссоверов и других автомобилей с приводом на обе оси для себя этот выбор уже сделали. Помимо «повышенной крутизны» внедорожников их владельцы уповают и на более уверенное движение на скользких покрытиях. Но так ли это?

Передний привод


С начала массового распространения переднего привода (то есть — уже более полувека) не утихает молва про то, что именно этот тип привода является наиболее безопасным на предмет попадания во всякие неприятности типа «неожиданного заноса». И физика движения на переднем приводе вроде бы однозначно подтверждает этот посыл. Ведь под тягой при превышении безопасной скорости в повороте переднеприводный автомобиль начинает «уплывать» на больший радиус (снос), то есть — или в кювет при левом повороте, или на встречную полосу, соответственно — при правом. Естественной реакцией среднестатистического водителя на эту неприятность станет сброс «газа». И согласно законам, которые мы изучали ещё на уроках физики в школе, автомобиль начнёт «упираться» в тормозящиеся передние колёса и сам в лёгком заносе довернёт для возвращения на свою полосу. Красиво? Безусловно!

Но эта теория более-менее работает на покрытии с постоянным и достаточно высоким коэффициентом сцепления шин с дорожным полотном. Как только на дороге появляется снег и лёд, то, как говорится, возможны нюансы. Которые отнюдь не всегда связаны с возможностью конструкторов по части настройки ходовой.

Разбираемся в оборудовании для помощи вне дорог

Ведь конструкторы автомобилей прекрасно знают, что, поиграв с кинематикой подвески, а также с настройками пружин, амортизаторов, стабилизаторов поперечной устойчивости и так далее, можно заставить передний привод вести себя немного по-другому. Например, многие корейские автомобили настраиваются на перманентный снос и под тягой, и на сбросе. То есть посредством простого сброса «газа» они не возвращаются на меньший радиус поворота. Сделано это для того, чтобы малоопытный водитель не испугался «неожиданного заноса» при сбросе «газа». А вот так любимые автором европейские «Форды» и старые «Хонды» настроены по-другому. При наличии желания и опыта ими можно рулить практически только одним «газом», используя руль только в качестве намёка на направление движения. Ведь под сброс «газа» эти автомобили начинают очень азартно «вилять хвостом», ввинчиваясь в поворот. Если, конечно, это ввинчивание грамотно использовать. И если шина хоть немного, но таки цепляется за покрытие.

Итак, вернёмся к нюансам. Первый нюанс связан с тем, что автоконцерны всё больше и больше склонны считать людей за идиотов, которые никогда не учились в школе, и понятия не имеют об элементарной кинематике и динамике объектов, обладающих массой. Исходя их этого постулата, и настраиваются подвески, а также электронные системы стабилизации, именуемые в нашем народе «антизанос». При превышении безопасной скорости входа в поворот этот самый «антизанос» призван ограничивать тягу мотора и выборочно подтормаживать отдельные колёса в попытках оставить автомобиль на том радиусе, который задан водителем.

А теперь возьмите свой смартфон и вспомните — как давно вы не возмущались по поводу его «глюков» и «тормозов»? А ведь как безупречно лет 15 назад работала какая-нибудь Нокия 3310! Попутно и при необходимости ещё и раскалывая орехи. К чему это я? А к тому, что создать массовый, дешёвый и предельно эффективный алгоритм и механизм работы «антизаноса» (как и смартфон) не удалось ещё никому. И не удастся в ближайшей перспективе. Так как учесть ВСЕ возможные условия прохождения миллионов поворотов на планете Земля попросту невозможно. А также невозможно создать настольно быстродействующие датчики и исполнительные механизмы, которые бы с максимально возможной скоростью приступили бы к исправлению критической ситуации.

Более того — даже если предположить, что такие алгоритмы и системы будут созданы, то физику сцепления колеса со льдом уж точно никак не подправить. А это значит, что при превышении разумной скорости входа в поворот автомобиль всё равно вынесет, несмотря ни на какие «антизаносы».

Задний привод

Тут предпосылки точно такие же, как и в случае с передним приводом, только наоборот. При входе в поворот под тягой автомобиль будет стремиться уйти на малый радиус (в пределе — в занос), а при сбросе «газа» — распрямить траекторию. Ах, как же это небезопасно для «обычного» потребителя товара под названием «автомобиль»! Ёрничаю, конечно, но, во-первых, таких массовых заднеприводных автомобилей уже лет 20 как не выпускают. Ещё в 90-х годах прошлого века практически все заднеприводные автомобили научились имитировать переднеприводные повадки. Ну а, во-вторых, «антизаносы» там работают чуть корректнее, чем на переднеприводных автомобилях. Хотя бы потому, что задний привод остался прерогативой дорогих и представительских автомобилей, где требования к точности и адекватности работы таки выше, чем в массовом сегменте.

Правда опытному и знакомому с приёмами контраварийной езды водителю все эти электронные «ошейники» обычно мешают. Ведь часто можно подработать «газом», и с помощью заноса ввернуть автомобиль в «непослушный» поворот. Но «антизанос» не позволит это сделать. К тому же в последнее время его делают неотключаемым.

И вот парадокс — на скользком покрытии при наличии «антизаноса» задний привод оказывается предпочтительнее и безопаснее переднего, так как бороться с заднеприводным заносом он («антизанос») умеет гораздо лучше, чем с переднеприводным сносом.

А ещё задний привод лучше справляется с подъёмом на скользких склонах. Ведь ведущие колёса у него загружены лучше. А значит — обеспечивают лучшее сцепление с поверхностью дороги.

Полный привод

В наших краях полный привод принято считать панацеей от любых скользких неожиданностей. Отчасти это верно. Но именно отчасти и вот почему. Да, выезжать из неочищенного от снега двора на полном приводе однозначно лучше, чем на переднем или заднем. Да, на полном приводе преодолевать последние десятки метров от обустроенной дороги к даче или к живописному месту для пикника тоже сподручнее. И подавляющее большинство современных полноприводных автомобилей именно в расчёте на это и проектируются. А вот с прохождением обледенелых поворотов уже всё не так однозначно. Более того, часто упрощённые современные системы полного привода вносят в процесс прохождения поворотов такую сумятицу, что даже опытные автогонщики пасуют и улетают в кюветы.

На что обратить внимание перед первыми снегопадами и морозами

Когда-то давно, когда автомобили проектировались в расчёте на то, что ими управляют люди с мозгами, некоторые системы полного привода реально помогали опытным водителям эффектно (и эффективно!) проезжать обледенелые повороты. Среди них Mitsubishi Lancer Evolution, Nissan Skyline 4WD. Но сейчас…

Особняком стоят пикапы и утилитарные внедорожники с «кондовым» и жёстко подключаемым передним приводом в дополнение к заднему. И вот что интересно — в обледенелых виражах часто они оказываются более устойчивыми, чем современные кроссоверы с так называемыми «интеллектуальными» системами полного привода.

(ссылка на видео предоставлена автором статьи)

Краткие итоги

Безотносительно типа привода, главное — характер сцепления шин с дорогой. Ни одна самая «интеллектуальная» система не перехитрит законы физики при значительном превышении безопасной скорости входа в поворот. И здесь на первый план выходят шины. Лучше, как я неоднократно писал, — шипованные, занимающие первые 4−5 строчек протоколов шинных тестов.

Второе. Все неприятности с автомобилем происходят на поворотах или при маневрировании. И тут крайне желательно знать и понимать самые общие физические принципы поведения автомобиля на дороге. Самое лучшее — пройти курсы контраварийной подготовки. И тогда вам будет совершенно неважно, какой тип привода имеет ваш автомобиль.

Ну и последнее. Уповать на полный привод, как панацею от зимних скользкостей, — как минимум, безответственно. Лично я уже более 15 лет езжу на моноприводе, и даже в безнадёжно заснеженном в феврале и марте Новосибирске, не говоря уже о Москве, не испытывал каких-либо проблем с выездом из неубранных дворов и с проездам по неубранным улицам.

Правила езды на автомобиле с передним и задним приводами зимой?

Знаете, когда нужно отмечать профессиональный праздник слесаря-рихтовщика? Ответ прост – в день первого гололеда. Так уж получается, что именно в это утро на предательски скользкую дорогу попадают все – те, кто виртуозно владеют автомобилем в зимних условиях; те, кто думают, что умеют управлять на льду; и те, кто водят авто первые месяцы. Плачевные последствия ежегодно одинаковы – автосервисы и страховые комиссары не справляются с потоком пострадавших в ДТП «железных коней». Безопасное вождение автомобиля зимой требует не только выполнения определенных правил, но и достаточного практического навыка.

Готовьтесь заранее

Наша традиционная славянская надежда на «авось» зачастую приводит к тому, что нежданно наступившие холода застают автомобиль совершенно неподготовленным к использованию в условиях снегопада и гололеда.

Не стоит уподобляться отечественным коммунальным службам – в зиму нужно входить во всеоружии:


  1. Сезонная резина. Примета первого похолодания – очереди автолюбителей у шиномонтажных мастерских. Не стоит испытывать судьбу – выберите свободный час времени, запишитесь заранее и поменяйте летние покрышки на зимние. Рисунок протектора зимней резины позволит улучшить сцепление с заснеженной и обледеневшей дорогой, а это немаловажно для уверенного управления автомобилем.
  2. Шипование. Использовать шипы или нет, вопрос дискуссионный. Дело в том, что на сухом и чистом асфальте шипованная резина ведет себя хуже обычной. Если вы используете автомобиль в тех регионах, где зима вступает в свои права всерьез и до самой весны, то, очевидно, шипованные колеса пригодятся. В условиях мягкой южной зимы, когда утренняя наледь сменяется дневной оттепелью, можно использовать просто качественные сезонные шины.
  3. Жидкость стеклоомывателя. Заранее заправьте бачок стеклоомывателя незамерзающей жидкостью. Ее можно приобрести как в виде концентрата, так и в готовом растворе. Проверьте состояние дворников – чем лучше оно будет, тем меньше будет расход жидкости.
  4. Дополнительные средства. Обработайте уплотнительные резинки дверных проемов специальной силиконовой смазкой, она продается в виде спрея в автомагазинах. Это позволит избежать их примерзания и трудностей с открыванием автомобиля. Стоит также обработать водоотталкивающими составами дверные замки. Укомплектуйте авто щеткой для снега и скребком для льда. Если климат вашего региона характерен обильными снегопадами, то небольшая лопата в багажнике не окажется лишней.
  5. Стояночный тормоз. Забудьте о привычке пользоваться ручником на стоянках. Вечерняя езда по лужам и ночной заморозок приведут к примерзанию тормозных колодок к диску, а бегать утром к машине с феном или горячим чайником занятие не из самых приятных.

Общие правила безопасной езды

После сухих летних дорог любое желание полихачить на зимней дороге может обернуться трагическими результатами. Резкий сброс газа, торможение, переключение передачи, изменение направления движения могут вылиться в потерю управления автомобилем. Многие инструкторы в автошколах рекомендуют своим ученикам представить себя в бассейне с водой, где все движения носят плавный характер.

Особенности вождения автомобиля зимой диктуют ряд правил для безопасных поездок:

  • Если вы не уверены в своих способностях как водителя, то лучше ограничьте выезды в сезон снегопадов и гололедов. По возможности смените личный автомобиль на общественный транспорт.
  • На скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается. Вы легко это можете проверить сами на пустынном участке дороги. Если ваш автомобиль оснащен антиблокировочной системой (ABS), то она помогает справиться с возможным заносом при торможении, но и при этом также добавляет тормозной путь. Поэтому выбор правильной дистанции при движении – залог безопасной остановки вашего транспортного средства. Специалисты рекомендуют увеличивать дистанцию во время гололеда в восемь раз в сравнении с сухим асфальтом.
  • При поездке по скользким зимним дорогам лучше забыть о педали тормоза. Пользуйтесь ею на малых скоростях для полной остановки автомобиля. Во всех остальных случаях необходимо использовать движение по инерции и торможение двигателем. Останавливать автомобиль надо начинать заранее, делая это плавно. Вы можете отработать эти навыки на сухой трассе или на полигоне.
  • Набор скорости в зимних условиях должен носить плавный характер, передачи переключайте мягко, без рывков. Вопреки расхожему мнению, автоматическая коробка передач упрощает вождение автомобиля на скользкой дороге, так как смена передаточных чисел в ней происходит без нагрузок на привод авто. Современные умные коробки понимают сброс газа в качестве желания притормозить, при этом включается механизм торможения двигателем.
  • Перед грядущим подъемом следует выбрать такую передачу, на которой вы преодолеете весь участок, так как переключение коробки во время движения может привести к неуправляемому заносу, и необходимости стартовать в горку по льду. При спуске следует двигаться на пониженной передаче, притормаживая силовым агрегатом. Включить ее надо при подъезде к спуску.
  • На скользкой дороге нельзя совершать резких маневров. Обгон или объезд неожиданной ямки может привести к потере управления транспортным средством. Иногда лучше «поймать» эту самую выбоину, чем отправиться вместе с автомобилем в кювет.
  • Перед вхождением в поворот следует заблаговременно сбросить скорость. Слишком высокий темп движения вызовет занос, с которым не все могут справиться. Профессиональные автогонщики годами отрабатывают навыки по езде юзом. Малоопытный автолюбитель зачастую не имеет навыков по возвращению автомобиля в желаемую траекторию движения.
  • Старайтесь предвидеть действия других участников движения. Особенно это касается пешеходов. Чаще всего они могут неожиданно оказаться перед вашим автомобилем не только на нерегулируемых перекрестках, но и рядом с остановками общественного транспорта, возле школ, над подземными переходами. Учитывая то, что дорога скользкая, попытка догнать отъезжающую маршрутку может закончиться для пешехода падением, а для вас необходимостью экстренного торможения.
  • Всегда выбирайте безопасное место для парковки. Даже в условиях современного мегаполиса вполне возможно найти участок, где ваш автомобиль не будет создавать проблем для движения других транспортных средств и работы снегоуборочной техники.
  • При необходимости стартовать на раскатанном участке (обычно это перекрестки и остановки общественного транспорта) помните, что акселератор нужно нажимать плавно. Старые водители говорят «газуй внатяжку». Запас мощности двигателя, который позволял летом идти уверенно на обгон колонны грузовиков, здесь не пригодится. Повышенные обороты двигателя заставят колеса авто отшлифовывать и так гладкую поверхность. Кроме этого, вы рискуете начать движение неожиданно резко и повредить не только свой, но и соседние автомобили.

Автомобили с передним приводом

Вождение переднеприводного автомобиля зимой несколько легче, чем заднеприводного. Дело в том, силовой агрегат и коробка передач, которые обычно располагаются впереди, создают немалое давление на переднюю ось. Таким образом, улучшается сцепление ведущих колес с поверхностью дороги. Кроме этого, если автомобиль забуксовал, то, поворачивая руль, есть возможность выскочить из накатанной колеи.

При срыве в занос на небольшой скорости нужно одновременно выполнить следующие действия:

  • несколько добавить газу;
  • выкручивать руль в направлении поворота.

Помните, если вы выкрутите рулевое колесо в направлении дороги и при этом нажмете на тормоза, то занос сразу станет неуправляемым и ситуация значительно усугубится.

Выйти из движения юзом можно также следующим образом:

  • приостановите вращение задних колес, немного выжав на непродолжительное время ручник;
  • немного придавите педаль акселератора;
  • руль выкручивайте в сторону, противоположную заносу.

Если машину все-таки начало крутить на дороге, то опытные автогонщики советуют выжать до упора педали газа и сцепления и ждать полной остановки автомобиля. Работающий двигатель позволит вам после этого быстро убрать автомобиль со встречной полосы движения. Перед тем как ездить зимой на переднем приводе, новичкам стоит отработать эти навыки на специальных полигонах или безлюдных участках дороги.

Задний привод

В отличие от переднеприводного, автомобиль с задними ведущими колесами больше подвержен уходу в занос. Связано это с тем, не имея достаточной нагрузки на мост, такие авто имеют ослабленное сцепление ведущей резины с дорожным покрытием. Дедовский совет, как ездить на заднем приводе зимой неопытным водителям, заключался в загрузке багажника обыкновенными кирпичами. Таким способом нагружается ведущий мост и уменьшаются риски. Об отрицательных сторонах такой превентивной меры не стоит даже упоминать.

Если ваш автомобиль все-таки понесло, необходимо выполнить следующие действия:

  • резко повернуть руль в сторону заноса;
  • тут же выкрутить его в обратном направлении;
  • отпустить резко педаль газа.

Хитрость такого упражнения на льду в быстром вращении руля. Крутить его в обратном направлении нужно немедленно после поворота в сторону заноса. После выравнивания автомобиля добавляется газ и продолжается движение. Конечно же, отрабатывать эти элементы «фигурного катания» лучше всего на зимнем автодроме или на пустынной площадке.

Полноприводные автомобили

Автомобиль, оснащенный полным приводом, ведет себя на заснеженной скользкой дороге значительно увереннее, чем его собратья с одним ведущим мостом. Срыв в занос происходит не так часто, машина более устойчива. Такая колесная формула позволяет хорошо держать дорогу даже в сложных условиях гололеда. Вопрос, на каком приводе лучше ездить зимой, носит риторический характер. Благодаря улучшенной проходимости и динамическим качествам при разгоне полноприводный автомобиль снимает множество проблем для его владельца, связанных с зимними поездками. Однако, расслабляться не стоит. Снос на обледеневшей трассе также возможен, просто его момент сдвинут во времени. При этом юзом обычно начинает двигаться передняя ось.

Чтобы выйти из этой ситуации, следует выполнить такие операции:

  • вращайте руль в направлении заноса;
  • медленно добавляйте газ.

Кажущаяся противоречивость действий исчерпает себя после нескольких тренировок. Особенности вождения полноприводного автомобиля зимой обусловлены конструкцией раздаточного механизма, который передает крутящий момент на колеса. Разное распределение этих сил между мостами (50:50, 60:40), а также наличие или отсутствие дифференциала влияет на поведение автомобиля в ледовых условиях. Перед тем как ездить на полном приводе зимой, испытайте вашу машину и научитесь выводить ее из неуправляемого заноса на безопасном участке дороги. Помните, что чудес не бывает – на льду может поскользнуться даже кошка.

Передвигайтесь безопасно

По статистике в зимнее время происходит больше ДТП, чем летом. Однако, в период сухих автодорог их последствия носят более трагический характер. Связано это с тем, что в условиях гололеда у водителей пропадает желание полихачить. Основными жертвами аварий становятся крылья и бампера автомобилей. Причинами ДТП становятся неправильный выбор дистанции и неумение водителя справиться с управлением автомобилем на скользкой дороге. Для повышения своего мастерства и уверенной езды зимой вы можете пройти дополнительные курсы вождения в экстремальных условиях. Опытные инструктора научат вас моментально реагировать на срыв авто в занос и привьют безопасные навыки езды по снежной трассе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль