На севере Волгограда располагался крупнейший город Золотой Орды, а на юге искали столицу Хазарского


Столицей Хазарии был город. (см) правильный ответ?

Столицей Хазарии был город:

Этот город являлся столицей Хазарского каганата в 8—10 веках. Если верить средневековым летописям, находился он в дельте Волги, тем не менее его неоднократные археологические поиски на данный момент не дали никаких результатов, а потому его точное расположение до сих пор остаётся неизвестным. Детальное описание города оставлено в арабо-персидской географической литературе, а также в знаменитой «Еврейско-хазарской переписке». Называлась столица Хазарии — 1. Итиль.

В поисках столицы хазарского каганата

Тайны древнего могущественного государства — это не только в фильмах про Индиану Джонса. Неутомимый Антон Зоркин отправился в Астраханскую область копать Самосдельское городище — предполагаемую столицу загадочного Хазарского каганата. Что он там накопал и при чем тут коза — читай ниже.

Стою под синим безоблачным небом, вокруг — суровый астраханский август: всего пара часов после рассвета, а солнце уже раскалило майку так, что можно, наверное, жарить на ней яичницу. Мы с фотографом Иваном набираем в лопаты рыхлую землю, кидаем в отвал. Рядом скребут поверхность студенты-историки. «Сейчас бы ледяного арбуза», — шепчу я Ивану. Он кивает двести два раза.

Ветер приносит нам звуки женского хора. В соседней яме, орудуя щеточками, девушки расчищают найденные объекты — и поют «Гагарин, я вас любила». Повсюду — словно ручки или блокноты в офисе — валяются кости животных, съеденных сотни лет назад. Нахожу желтоватый зуб овцы, показываю археологу («14-й век, вряд ли позже. »), с его разрешения кладу в карман. Не клад Приама, конечно, но семь веков и из овечьей челюсти сделают сувенир.

За козу ответишь

«Идет коза рогатая за малыми ребятами. » — стращала меня бабушка в детстве. Оказывается, это и было мое первое знакомство с одним таинственным древним народом. Историки почти уверены, что поначалу эта потешка-страшилка звучала так: «Идет хазар (козара) с рогатиной. » — ну и далее по тексту. В таком виде наше коллективное бессознательное сохранило память о Хазарском каганате — государстве, занимавшем в VII–X веках территории от нашего Кавказа до Северного Казахстана. Самые северные крепости хазар стоят в Воронежской и Белгородской областях — это не соседи даже, а предыдущие жильцы нашей страны, можно сказать.

Поговорка про козу — очевидно, отзвук набегов хазар на земли северных славян-вятичей (например, вятичи жили в нынешней Московской области). Кочевники, говорят, не брезговали работорговлей, а дети — отличный товар.

Хазары оставили много следов в наших летописях. Например, те из них, что исповедовали иудаизм, предлагали киевскому князю Владимиру последовать их примеру (помнишь знаменитую процедуру «испытания вер»?). Но князь только фыркнул: его папаша Святослав еще за 20 лет до этого разгромил каганат, и никакой иудаизм не помог. «А где земля ваша?» — спросил Владимир послов. Те только грустно кивнули и ушли, растворились в толще веков вместе со всем своим народом. Строго говоря, до сих пор даже не известно точно, где находится последняя столица каганата — Итиль.

Копали траншею и нашли древний город

Но мы ее найдем! Лагерь людей, которые извлекают из земли детали жизни древнего народа, выглядит так: несколько десятков палаток, деревянный стол под навесом, погреб в земле, костровище-яма, обложенная кирпичом. Дело происходит на Самосдельском городище в дельте Волги, в 43 километрах ниже по течению от Астрахани.

Походное жилище МН стоит под широким деревом в три обхвата у берега Волги. Небольшой клочок земли вокруг палатки заселен, как многоквартирный дом. Выглянешь из дома ночью и видишь, как пакет с мусором терзают трое свирепых ежей. Присядешь у воды — полюбуйся, от камышей стартует выдра, целеустремленная, как олимпиец, а из реки выпрыгивает огромная рыба. Выставил ботинки из палатки на ночь сушиться — утром найдешь в ней обрывок змеиной кожи. По приезде на раскопки я на секунду забрался в палатку. Снаружи раздалось хлопанье крыльев, по крыше замолотил дождь.

– Ваня, что это? Небо же чистое! — завопил я.

– Первый раз такое вижу. Стая птиц уселась на наше дерево, их сотни! Они думают, что здесь туалет. Не вылезай пока! — предупредил снаружи фотограф.

Распорядок дня здесь таков: подъем в четыре, к пяти уже на раскопе, работа до часу. В два обед, а в семь ужин. Просыпаемся от крика: «Завтра-ак!» Бредем в темноте к общему столу, натыкаясь на деревья и археологов. Черт, едва не наступил на ежа.

Встаем в длинную очередь за гречневой кашей. За деревянным столом пьет чай Эмма Зиливинская — старший научный сотрудник московского Института этнологии и антропологии РАН. Тут же стоит с кружкой Дмитрий Васильев — заведующий археологической лабораторией Астраханского университета. Иными словами, перед нами — ведущие российские специалисты по истории хазар, ну и руководители Самосдельской археологической экспедиции в двух лицах. Мы ковыряем ложкой кашу, а Дмитрий Викторович объясняет нам, что поиски Итиля — захватывающий детектив.

– О хазарах известно мало, письменных источников — раз-два и обчелся. На звание Итиля претендовали два городища в окрестностях Астрахани. Другая версия — что над ушедшим в землю Итилем стоит современный Волгоград.

Как часто бывает в археологии, все решил случай: в конце 1980-х рабочие с фермы у села Самосделка стали рыть противопожарные траншеи в степи. И тут наружу полезла какая-то керамика, кости животных и человека, какие-то изделия из металла, дерева. Рабочим все равно, а местный учитель Александр Пухов притащил фрагменты в Госдирекцию охраны памятников и культуры Астраханской области. Ученые повертели находки и поняли: сенсация. Осколки посуды, которые принес Пухов, относились к X–XII веку. Раскопки начались в 2000 году, и с того времени нашли также много хазарских артефактов VIII века. С каждым годом получаем все больше доказательств, что Итиль стоял именно здесь.

Кто такие хазары?

Предки хазар — тюрки, пришедшие откуда-то с Алтая или Семиречья. Но как единый народ хазары сформировались в равнинной части Дагестана, распространив затем свое влияние на обширнейшие территории: сейчас на землях каганата лежат Северный Кавказ, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Астраханская, Воронежская и Белгородская области, Донбасс, часть Крыма и некоторые районы Северного Казахстана.

В 964 году киевский князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей, в следующем году захватил хазарский город Самкерц (нынешняя Тамань), а примерно в 968 году — разгромил Итиль. Этот момент считается концом независимого Хазарского государства. Потомками хазар считают себя некоторые представители караимов и крымчаков, а также ираноязычные горские евреи.

Мусорная яма — сокровище археолога

Археологи медленно тянутся в сторону раскопа, вот прошли мимо студенты Астраханского университета. Эмма Давидовна надевает панамку, рассказывает по пути:

– Косвенных доказательств, что это Итиль, много. Например, в самых нижних слоях мы обнаруживаем следы юртообразных строений — полукочевые хазары жили именно в таких. А в центре городища есть останки зданий из обожженного кирпича: известно, что у хазар привилегию жить в таких зданиях имела только высшая власть — каган и бек. Да вы посмотрите сами на город, он огромный, до двух квадратных километров, гигантские масштабы для того времени. А по источникам, в Итиле проживало до 60 тысяч человек. Нашли мы и следы пожара, который, вероятно, связан с разгромом города князем Святославом.

Пока шагаем к раскопу, я размышляю: может, по этим самым тропкам прохаживался, млея от жары, сын святой Ольги, он же — отец святого Владимира (сам Святослав почестей от церкви не удостоился, ибо слыл разбойником и душегубом).


Солнце пылает, словно сошедший с ума обогреватель.

– Ах как хочется арбуза, — мечтаю я.

– У жителей Итиля, наверное, были арбузы. Холодные, сладкие, огромные. Иначе мне совершенно непонятно, как они тут жили, — вытирает пот со лба Иван.

Кто-то из идущих рядом археологов реагирует:

– Еще как были — мы постоянно находим в раскопах косточки арбузов и дынь.

Мы на месте. Васильев сует нам с Ваней по лопате и взмахивает рукой, словно хазарский правитель, решивший основать город. Инструктирует:

– Действуем так: снимаем слой на штык лопаты, это сантиметров двадцать, внимательно перебираем землю, все находки вынимаем и описываем. Потом зачищаем поверхность, зарисовываем, отмечаем все цветовые пятна — это следы строений, колодцев. Фотографируем обязательно, далее снимаем следующий слой. Автоматизировать этот процесс пока никак нельзя, главные инструменты, как и сто лет назад, — человеческий мозг и лопата.

Мы с Ваней послушно выполняем простые и механические действия: набираем в лопаты землю, выкидываем наружу. Все, как было сказано: очищаем и выравниваем площадку для последующего зарисовывания.

Отчаянно потеем, так, словно зашли в баню, а кто-то нас снаружи запер. Находок никаких не встречаем. Постепенно зреет вопрос: что это за блажь такая — зарисовывать пятна на земле?

Втыкаем в землю лопаты, как копья. Готовы к бунту. Проходящая мимо Эмма Давидовна гасит возмущение:

– Песню знаете про «ничто на земле не проходит бесследно»? Точно же сказано! Вон видите серое пятно — это мусорная яма X века! В этом месте потом будем внимательно работать, мусорные ямы — клондайк для археолога. Ну и запомните: если ты вырыл яму для мусора, то и через тысячу лет ее можно будет найти! Если смотреть внимательно.
Фото 3 — Археологические тайны: МН ищет столицу Хазарского каганатаАрхеологи на обеде

Поправляя панамку, Зиливинская тащит нас к соседнему раскопу.

– Видите на дне ряд симметричных лунок? Тут в 10-м веке стояло жилище зажиточного хазарина. Легкая постройка прямоугольной формы из тростника и глины, каркас — деревянные жерди. Вот в эти лунк­и каркас и вставляли. Да, если работать внимательно, можно найти и след от палки, воткнутой в землю тысячу лет назад. Ну еще, если дом сгорел, останутся фрагменты обмазки красноватого цвета.

Убедившись, что все не зря, возвращаемся к своим лопатам. Работающие по соседству студенты рассказывают о самосдельских находках этого сезона. Нет, не клад Приама — стеклянные бусы, браслеты, кусочки янтаря, медные украшения. Копоушки — ложечки для чистки ушей (хазары привешивали это орудие к поясам, чтобы любимая копоушка всегда была под рукой), а также горшки, котлы, сковороды, кружки, крышки тандыров. Хазары, кстати, старались всячески украшать свою посуду: художественно продавливали глину пальцами, царапали рисунки. Вот, думаю я, лет через пятьсот найдут археологи мою синюю офисную чашку с Куртом Кобейном. Решат, вероятно, что на ней изображен лик какого-то бога, которому поклонялся примитивный житель XXI века.

Карты на стол

Перед тобой карта владений Хазарского каганата образца 850 года. Чтобы тебе было понятнее, где, что и как, мы также разместили на карте современные города, расположенные на бывших территориях каганата.

В конце рабочего дня — вечер с гитарой

Кагана убивали

Вечером, сидя за ужином, обсуждаем с археологами верховную персону Хазарского каганата — собственно, самого кагана. Есть данные, что срок правления ему назначали своеобразно: придушивали шелковым шнуром, а он в бессознательном состоянии должен был сам назвать цифру. Хазары считали, что удача будет сопровождать правителя исключительно на этот срок.

Впрочем, шепчи хоть трехзначную цифру, в любом случае кагана убивали после празднования сорокового дня рождения. Кагана также убивали, если во время его правления на народ обрушивались стихийные бедствия или случалась неудачная война. Считалось, что кагана покинула божественная сила и смысла в нем больше нет. Та еще работка, если подумать.

На следующий день поутру снова идем на раскоп. Солнце греет, как огромная тепловая пушка. Рядом бодро шагает Дмитрий Васильев:

– Самое приятное для меня — работа в поле. Здесь свобода, все видишь своими глазами и трогаешь руками. Зимой — только сидишь дома, анализируешь, сопоставляешь факты. Славы и денег археология не приносит, но можно положить свой кирпич в общую картину прошлого. На Самосдельском городище еще работы не на один десяток лет. И все равно мы не знаем, когда можно будет уверенно сказать, что это точно столица Хазарского каганата. Так уж археология устроена, всегда остаются какие-то сомнения: они исчезнут, только если мы, ха-ха, найдем табличку-указатель «Город Итиль».

Мы дошли до раскопа и буднично спрыгнули на желтоватый песок, по которому ходили древние хазары. А сверх­у светило солнце — ровно то же самое, что и тысячу лет назад.

Больше — никаких загадок

Использование новейших технологий (спутниковая съемка, георадары и т.д.) позволяет археологам уверенно заявлять: в XXI веке будут разрешены многие исторические загадки. Вот только три примера.


1. Найдут могилу Чингисхана

Есть данные, что в 1227 году охрана погребальной процессии Чингисхана убивала всех, кто встречался на пути. Потом убили тех, кто строил гробницу и засыпал ее землей, потом — тех, кто убивал предыдущие жертвы. Короче, свидетелей не осталось. Могила находится где-то в Монголии — и скоро мы узнаем, что из сокровищ, награбленных в Европе и Китае, проклятый Темучин забрал с собой.

2. Обнаружат тело неандертальца

Глобальное потепление привело к таянию ледников: на поверхность все чаще выныривают нетленные останки, хорошо сохранившиеся в мерзлоте. К примеру, еще в 2007 году в Сибири оленеводы нашли тело мамонта, который жил 40 000 лет назад. Неандертальцы существовали примерно в тот же период — скоро мы увидим, как они выглядели на самом деле.

3. Вскроют гробницу Цинь Шихуанди

Это тот самый первый император Китая, для сопровождения которого в мир иной была создана терракотовая армия — около 9000 статуй воинов и лошадей. Курган (210 года до н.э.) с захоронением и статуями обнаружили в 1974 году. Саму гробницу императора археологи до сих пор не вскрыли, но в будущем собираются исследовать внутренности захоронения с помощью миниатюрных роботов.

Столицы и города Золотой Орды

Столицы и города Золотой Орды

САРА?Й-БАТУ?, Старый Сарай – город, первоначальная столица Золотой Орды (в сер. 13 в.) (близ совр. с. Селитренное Астраханской обл.).

По сообщению фламандского путешественника Рубрука, построен ханом Батыем в 1254 г. В Сарай-Бату имелись многочисленные дворцы, мечети, мастерские ремесленников и др. Сильно пострадал во время нашествия Тимура. Разрушен в кон. 15 в. В ходе археологических раскопок близ Сарай-Бату обнаружен некрополь. Вл. К.

САРА?Й-БЕРКЕ?, Новый Сарай – город, столица Золотой Орды (на месте совр. с. Царев Волгоградской обл.).

Построен около 1260 г. ханом Берке. Наибольшего расцвета достиг в 1-й пол. 14 в. Этому способствовало его положение в центре караванного пути, связывавшего Европу с Индией. Арабский путешественник Ибн Баттута, посетивший Сарай-Берке в 1333 г., назвал его одним из красивейших городов, который ему довелось видеть. Особенно впечатляли широкие улицы и многочисленные базары. Население города составляли татары, русские, греки, в нем жили египетские и ближневосточные купцы. В Сарай-Берке находилось несколько мечетей, а также храмы других конфессий. С 1261 г. действовала отдельная православная Сарайская (Сарская) епархия, в ведении которой находилась территория между Волгой и Днепром (в 1460 г. переведена в Москву, в Крутицы).

На протяжении десятилетий Сарай-Берке подвергался разрушениям в результате междоусобной борьбы различных претендентов на ханский престол. Грабили его и новгородские ушкуйники в 1374 и 1375 гг. В результате нашествия Тамерлана город подвергся полному разрушению, но был отстроен заново. Окончательно был уничтожен в результате нашествия крымского хана Менгли-Гирея в 1502 г. Вл. К.

А?СТРАХАНЬ – город в устье Волги, основан татарами.

До присоединения к России носил название Хаджи-Тархан. Был одним из крупнейших и богатейших городов Золотой Орды, процветанию которого содействовало выгодное положение на торговом пути из Каспийского моря вверх по Волге. В 1395 г. город был уничтожен войском Тамерлана.

После распада Большой Орды Астрахань – столица независимого Астраханского ханства. В 1556 г. это ханство вошло в состав Русского государства. В 1558 г. город перенесен на левый берег Волги, где на Заячьем бугре построили крепость. Там же в 1582–1589 гг. сооружен кремль с 8 башнями, ставший центром современного города. При строительстве использовался кирпич и камень, остававшийся на руинах первой татарской столицы – Сарай-Бату.

С 16 в. Астрахань была одной из важнейших крепостей на юге России, охранявших путь по Волге – главную торговую артерию страны.

В 1-й четв. 17 в. здесь были построены гостиные дворы – армянский, индийский, бухарский, гилянский (персидский). Из Астрахани в центральные районы России доставлялись рыба и соль, а также товары, привозимые из стран Востока: шелк, сафьян, пряности, ковры, драгоценные камни.

В 70-е гг. 17 в. Астрахань стала одним из центров восстания Степана Разина. В. В.

Хазарский каганат

Значительным явлением в тюркской и общемировой истории был Хазарский каганат. Но история этого государства часто описывается в качестве фона или контекста истории других народов. Она все еще не вписана в систему общетюркской цивилизации и государственности татарского народа, хотя есть немало признаков-критериев (общность исторического происхождения, языка, образа жизни и т.д.), позволяющих рассматривать Хазарию как важную составляющую тюркской цивилизации и татарской субкультуры.

Создание Хазарского каганата

Хазарский каганат (с VII по X вв.) стал первым раннефеодальным государством на востоке Европы, возникшим к середине VII в. в прикаспийских степях в результате распада Западно-Тюркского каганата .

Тюркоязычные хазары — кочевники и скотоводы появились здесь после гуннского «броска» в Европу. По свидетельству сирийского историка Захария Митиленского, на рубеже V — VI вв. в северо-западном Прикаспии обосновалось 13 тюркоязычных племен, среди которых были савиры, авары, болгары, хазары. Хазары вместе с савирами проявляли себя как заметная военная сила, совершая походы на византийские и иранские владения в Закавказье.

В 560-570-е гг. хазарские племена подпали под влияние Тюркского каганата. Вместе с основными тюркскими группами каганата, заключившего союз с Византией, хазары участвовали в походах на Иран. После ослабления и распада Западно-Тюркского каганата хазары оказались одним из самых крупных и влиятельных племен Северного Кавказа, создав новый союз племен — Хазарский каганат. Власть в каганате сохранила в своих руках тюркская (тюркютская) династия Ашина.


Племена Хазарского каганата

Во второй половине VII в. хазары, воспользовавшись разделением Великой Болгарии между сыновьями хана Кубрата, подчинили себе часть болгарских племен. В составе Хазарского каганата оказались также савиры, барсилы, беленджеры, аланы и другие местные племена.

Территория Хазарского каганата

В конце VII — начале VIII в. хазары смогли подчинить себе близлежащие восточнославянские племена и обложили их данью. В результате военного противостояния с Византийской империей на рубеже VII—VIII вв. хазары овладели Таманским полуостровом, Боспором, большей частью Крымского полуострова, за исключением Херсонеса.

Во времена наивысшего расцвета в начале VIII в. Хазарский каганат включал в себя обширные территории Северного Кавказа, все Приазовье, большую часть Крыма, контролировал степные и лесостепные просторы вплоть до Днепра. Несмотря на усиление хазарского присутствия в Причерноморье, встревоженная арабскими походами Византия устанавливает с Хазарией союзные отношения.

VII — VIII вв. были периодом взрывоподобной экспансии арабской цивилизации, создавшей огромную империю — Арабский халифат, простиравшийся от реки Инд в Азии до Пиренейских гор в Европе. Уже в ходе первых военных кампаний арабы теснят могущественные державы того времени — Византийскую империю и Сасанидский Иран, ослабленные внутренними противоречиями и извечной взаимной борьбой.

В середине VII в. завершилось арабское завоевание Ирана, а в начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье и часть Средней Азии. Центром процветающего халифата стал Багдад.

Хазары совершили несколько походов в контролируемые арабами земли Закавказья. В ответ арабы в 735 г., преодолев Кавказские горы, нанесли поражение хазарам. Хазарский каган и его окружение восприняли от арабов ислам, который затем распространили среди части населения каганата. Это результат арабского цивилизационного влияния, проникновения в страну арабских проповедников и мусульманских купцов.

Столица Хазарского каганата

После арабских походов центр каганата перемещается на север. Столицей каганата сначала был древний город Семендер в Северо-Кавказском Прикаспии, а затем город Итиль на Нижней Волге (неподалеку от современной Астрахани). Город располагался на обоих берегах Волги и на небольшом острове, где расположилась резиденция кагана. Он был обнесен стенами и имел хорошую систему укреплений.

В восточной части города (Хазаран) располагался ремесленноторговый центр с крупными ярмарочными площадями, караван-сараями, мастерскими, а западную населяли чиновная и военная аристократия, здесь же располагались административные здания и ханский дворец.

Население столицы, как и всего каганата, было пестрым в этническом отношении: кроме хазар здесь жили болгары и аланы, тюрки и славяне, арабы и хорезмийцы, евреи и византийцы. Многие приезжие купцы задерживались в Хазарии подолгу. Мусульмане имели мечети христиане церкви, иудеи — синагоги, а язычники — языческие храмы и места молений.

По свидетельству современников, в городе насчитывалось не менее 30 мечетей, приходских училищ и школ Жилые постройки состояли из деревянных домов или шатров, войлочных юрт и полуземлянок. Итиль просуществовал до 965 г., когда был разрушен киевским князем Святославом Игоревичем .

Экономика Хазарского каганата

Основным хозяйственным занятием населения Хазарии оставалось полукочевое скотоводство, но активно развивались земледелие, садоводство и виноградарство. Многие зерновые, огородные и садовые культуры пришли к земледельцам Хазарского каганата из Центральной и Средней Азии, с Ближнего Востока, из Южной и Центральной Европы. Близость Каспийского и Азовского морей, Волги, Дона и других рек сделала для населения Хазарии привычным рыболовство.

Летом многие скотоводы отправлялись на временные кочевья, зимой жили в поселениях и городах. Стремительно развивалось ремесло, которое перенимало наиболее прогрессивные технические приемы и технологии различных цивилизаций и народов.

Торговля Хазарского каганата

Особое значение в формировании Хазарского каганата и расширении его международных связей играла торговля.

Каганат оказался на пересечении традиционных торговых путей с востока на запад (Великий шелковый путь) и из Балтики в Каспийское и Черное моря (Великий волжский путь).

С севера шли меха, скот, мед и воск, белужий клей, с юга везли арабскую сталь, ювелирные изделия, с востока — пряности, драгоценные камни, с запада — оружие, изделия из металла, ткани. Каганат был транзитным маршрутом в торговле невольниками, однако рабовладение не получило здесь заметного распространения и по своему типу было близко к патриархальному рабству.

Саркел крепость хазарского каганата

Крупнейшим городом Хазарии был город Саркел (от хазарского «белый дом»), построенный в IX в. на пересечении нескольких торговых караванных путей с водным. В 834 г. византийский император Феофил по просьбе хазарского кагана направил на Дон архитектора для строительства каменной крепости, которая и была возведена местными мастерами. Крепость защищала расположенный по соседству торговый город и была отделена от него рвом. На внутренней территории крепости, имевшей толстые кирпичные стены и башни, располагалась цитадель с двумя сторожевыми башнями.

Саркел быстро рос и вскоре превратился в крупнейший город Приазовья с разноязычным населением, заметную часть которого составляли болгары. Впоследствии город был сильно разрушен дружинниками князя Святослава, но просуществовал как южная русская твердыня под названием Белая Вежа вплоть до середины XII века.

Византия и Хазарский каганат

Хазария, оказавшись в зоне геополитической конкуренции крупнейших империй и цивилизаций (Византия, Арабский халифат), втягивалась не только в их военное соперничество и политику, но и стала причиной культурно-религиозного противоборства. В связи с такой ролью Хазарского каганата в Прикаспийско-Причерноморском регионе вопрос о государственной религии приобретал ключевое значение. Изначально язычники — болгары и хазары подвергались влиянию арабов-мусульман, а византийцы внедряли христианство, создав в VIII века на территории каганата митрополию с семью местными епархиями.


Почти одновременно с принятием ислама часть хазар Северного Дагестана стала исповедовать иудаизм, который принесли на Кавказ евреи, изгнанные сначала из Сасанидского Ирана, а затем из Византии.

Иудаизм в Хазарском каганате

Хазары проявляли значительную веротерпимость, о чем свидетельствовали многие современники. Вероятно, поэтому попытки объявить одну из религий государственной не встречали сопротивления в обществе. Так произошло, когда на рубеже VIII—IX вв. каган Обадия сместил прежнюю тюркскую династию и объявил иудаизм государственной религией.

Окружение кагана приняло иудаизм, а большая часть населения продолжала исповедовать язычество, ислам и христианство. В среде местных феодалов произошел раскол, хазарские князья — противники нового кагана решили опереться на помощь венгров, кочевавших в это время за Волгой, а Обадия нанял тюркские отряды печенегов и гузов (огузов). Началась междоусобная борьба, в результате которой проигравшие ушли на Дунай, а кто-то из них, вполне вероятно, откочевал в Среднее Поволжье.

Разгром Хазарского каганата

В конце IX в. берега Дона и причерноморские степи заполняют новые тюркские кочевники — печенеги, серьезно затруднявшие хазарскую внешнюю торговлю. Еще более опасную угрозу для гегемонии Хазарского каганата и хазарской торговли представляла Киевская Русь, которая также стремилась поставить под свой контроль транзитную торговлю востока Европы: Великий шелковый путь и балто- черноморско-каспийский путь. В результате многочисленных русских походов были ослаблены основные жизнеобеспечивающие центры города Итиль, Семендер и Саркел. Восстановить каганат оказалось невозможным.

Племена и народы каганата переселились либо ассимилировались другими этносами, главным образом с печенегами, а затем с половцами. Этноним «хазары» некоторое время еще бытовал в Крыму, который итальянские источники продолжали именовать Хазарией вплоть до XVI в.

По всей вероятности, дальними потомками хазар можно считать небольшой тюркоязычный народ караимы, исповедующий караимистскую версию иудаизма, проживавший в Крыму в средние века и частично переселившийся в XIV веке в Польшу, Литву и на Украину.

Не было такого государства «Киевская Русь», была просто РУСЬ.
Прилагательное «киевская» рзначает лишь временной исторический период государсва РУСЬ.
Карта не верная.

Коробит тебя хино-угорская мразь название Киевская Русь

Сегодня, «Купить домик в деревне» означает, «купить домик в Хазарии». В городах сложилась аналогичная ситуация. Голову не морочьте своими дурацкими бумажными каганатами. Понарисовали идиотов еврейского типа и воюют на страницах учебников. Жид обманом сыт. Страна, государство, любое – это съехавшиеся куда-либо по примеру Хазарии гости, чужеземцы, враги — крипты. Скопище тараканов. История, литература, фильмы находящиеся на виду тайные жидовские учебные пособия для современных криптоевреев а не описание происходивших в древности событий. Евреи повсеместно распространились за считанные десятилетия. Кругом одни недоделанные природой хазары. Полуфабрикаты. Жить негде.

Декабрь 28, 2020

Октябрь 27, 2020

Октябрь 11, 2020

Где жили евреи до Израиля? Имеется множество источников, которые свидетельствуют о том, что предки евреев жили на территории Индии. Более подробно об этом рассказано в моей книге: В. И. Жиглов. Ведические истоки Каббалы, с которой можно ознакомиться на ЛитРес — https://www.litres.ru/v-i-zhiglov/ И сейчас в Индии имеются храмы Шивы, украшенные шестиконечными звёздами. Как известно, один из распространённых титулов иудейского Бога упоминаемого в Танахе (Ветхом Завете) является Саваоф и Он же Шиваоф (то есть Бог Шива). Имя Господа Саваофа упоминается в Библии 282 раза. Как известно на многих древних изображениях богов Индии, а также и Египта, присутствуют персонажи с синей кожей, что свидетельствует о наличии в их коже высокого содержания меди. При исследовании наличия в крови у людей микроэлементов было установлено, что у семитских народов, к которым принадлежат вавилоняне, финикийцы, арабы, сирийцы, евреи и некоторые другие народы, регистрируется более высокое содержание меди в крови. Вполне возможно, что в далёкой древности их кожа имела более выраженный синий оттенок, но по мере заключения браков с другими народами, имеющими иной цвет кожи, а также при проживании в местности с гораздо меньшим содержанием солей меди в почве, данный признак стал менее заметным. И только присутствие высокой концентрации меди в крови свидетельствует о том, что организм этих людей является более адаптированным для проживания в местности с высокой концентрацией меди. Необходимо отметить, что среди разных народов, проживающих на ближнем востоке, являются распространёнными древние легенды о том, что их далёкие предки прибыли на Земную планету из других небесных миров. Необходимо также обратить внимание, что на Марсе, наряду с участками планеты окрашенными в красный оттенок, свидетельствующим о наличии в почве высокого содержания окислов железа, присутствуют также обширные участки, окрашенные в синий цвет, что свидетельствует о наличии в почве высокого содержания окислов меди. Очевидно, что уже в недалёкое время, начав освоение Луны и Марса, мы сможем обнаружить имеющиеся на них антропологические находки и подтвердить тот факт, что до нашей земной цивилизации существовала не менее могущественная иная более древняя цивилизация, возможно прибывшая на Землю из другой Звёздной системы из бескрайных просторов Космического пространства. Здесь следует также отметить, что среди сокровищ Санкт-Петербургского государственного Эрмитажа, имеется древняя шумерская глиняная табличка, возраст которой насчитывает несколько тысяч лет. На ней нанесено символическое изображение Земли и Марса, а между ними летят из созвездия Рыб каких-то два искусственных небесных аппаратов, и один из них очень похож по своему внешнему очертанию на орбитальную космическую станцию, снабжённую большим количеством солнечных батарей. Но наибольшее удивление вызывает тот факт, что и с Земли и с Марса эти летящие космические объекты приветствуют два человека: землянин и марсианин, при этом марсианин облачён в необычную одежду, напоминающую космический скафандр и из его шлема торчит какое-то удлинение, похожее на респираторную трубку (Чем не прообраз Бога Ганеши с хоботом слона? Ведь согласно индийским духовным писаниям Бог Ганеша был предводителем небесного войска и прибыл на Землю из других небесных миров!) В прилагаемом тексте к этой древнешумерской глиняной табличке поясняется, что Земля обозначается семью точками, как седьмая планета с внешней стороны Солнечной системы. Рядом с ней мы видим изображение месяца. А Марс изображается шестигранной звездой, напоминающей по своему очертанию Звезду Давида. В древних шумерских текстах, планеты находящиеся на периферии Солнечной системы имеют изначальный порядковый номер. Так находящаяся на окраине Солнечной системы планета Нептун обозначена под номером один, Уран — под номером два, Сатурн — под номером три, Юпитер — под номером четыре, не существующий в настоящее время планета Фаэтон — под номером пять, Марс — под номером шесть, Земля — под номером семь, при этом планеты Венера и Меркурий своих номеров не имеют. Как вы полагаете, при каких обстоятельствах планетам Солнечной системы могла быть присвоена такая нумерация? Ответ может быть очевидным только в том случае, если подобная их нумерация присваивалась по мере пролёта этих планет с внешней стороны Солнечной системы. При этом после достижения Земли, прибывшие из далёких миров астронавты высадились на эту планету, присвоив ей порядковый номер семь, а на Венеру и Меркурий они не полетели. Ведь хорошо известно, что в непосредственной близости от Солнца находится планета Меркурий, за ним расположена Венера, а затем уже планета Земля. Исходя из сказанного, как можно объяснить, что изучая с планеты Земля ночное небо древние люди почему-то именно находящейся на периферии солнечной системы планеты Нептун присвоили порядковый номер один? Каким же образом они могли там оказаться, «Учитывая, то что в то время не было электрификации» ? Ведь планета Нептун не видна невооружённым глазом с Земли и она была открыта Иоганном Галле только в 1846 году с помощью телескопа. А Планету Уран, отмеченную в древних шумерских текстах под вторым номером, также не видимую с Земли невооружённым глазом, открыл Уильям Гершель лишь в 1781 году с помощью телескопа, которого очевидно у древних людей также не было. Задумайтесь сами над этими вопросами и постарайтесь на них ответить. Более подробно об этом рассказано в моей книге: Ошибка богов. Предостережение опытам с человеческим геномом, с которой можно ознакомиться на ЛитРес — https://www.litres.ru/v-i-zhiglov/

Мавро Орбини. Историография народа славянского (1601 г.) «Русский народ является самым древним на земле народом, от которого произошли все остальные народы. Империя мужеством своих воинов и лучшим в мире оружием тысячелетиями держала всю вселенную в повиновении и покорности. Русские всегда владели всей Азией, Африкой, Персией, Египтом, Грецией, Македонией, Иллирией, Моравией, Шлёнской землёй, Чехией, Польшей, всеми берегами Балтийского моря, Италией и многими другими странами и землями. «. Мавро Орбини. «Историография народа славянского» Спирин Владимир Георгиевич http://open-eyes-russia.com/society/russia/405-haplogroup-russian-soul-russian-people.html Научные данные, приведённые ниже, являются страшной тайной. Формально эти данные не засекречены, поскольку получены американскими учёными вне сферы оборонных исследований, и даже кое-где опубликованы, но организованный вокруг них заговор молчания является беспрецедентным. Атомный проект на его начальной стадии даже в сравнение не идёт: тогда кое-что все же просачивалось в печать, а в данном случае — вообще ничего. Что же это за ужасная тайна, упоминание о которой является всемирным табу? Это — тайна происхождения и исторического пути русского народа. Родство по отцу. Почему информацию скрывают — об этом позже. Сначала — кратко о сути открытия американских генетиков. В ДНК человека 46 хромосом, половину он наследует от отца, половину — от матери. Из 23 хромосом, полученных от отца, в одной-единственной — мужской Y-хромосоме — содержится набор нуклеотидов, который передается из поколения в поколение без каких-либо изменений в течение тысячелетий. Генетики называют этот набор гаплогруппой. У каждого живущего сейчас мужчины в ДНК находится точно та же гаплогруппа, что у его отца, деда, прадеда, прапрадеда и т. д. во множестве поколений. Гаплогруппа в силу ее наследственной неизменности одинакова у всех людей одного биологического происхождения, т. е. у мужчин одного народа. У каждого биологически самобытного народа есть своя гаплогруппа, отличная от аналогичных наборов нуклеотидов у других народов, которая является его генетическим маркером, своего рода этнической меткой. В библейской системе понятий можно представить дело так, что Господь Бог, когда Он делил человечество на разные народы, каждый из них пометил уникальным набором нуклеотидов в Y-хромосоме ДНК. (У женщин тоже есть такие метки, только в другой системе координат — в митохондриальных кольцах ДНК.) . Конечно, в природе нет ничего абсолютно неизменного, ибо движение есть форма существования материи. Изменяются и гаплогруппы (в биологии такие изменения называют мутациями), но очень редко, с интервалами в тысячелетия, и генетики научились очень точно определять их время и место. Так, американские ученые выяснили, что одна такая мутация произошла 4500 лет назад на Среднерусской равнине. Родился мальчик с несколько иной, чем у его отца, гаплогруппой, которой они присвоили генетическую классификацию R1a1. Отцовская R1a мутировала, и возникла новая R1a1. Мутация оказалась очень жизнеспособной. Род R1a1, которому положил начало этот самый мальчик, выжил, в отличие от миллионов других родов, исчезнувших, когда пресеклись их генеалогические линии, и расплодился на огромном пространстве. В настоящее время обладатели гаплогруппы R1a1 составляют 70% всего мужского населения России, Украины и Белоруссии, а в старинных русских городах и селениях — до 80%. R1a1 является биологическим маркером русского этноса. Этот набор нуклеотидов и есть «русскость» с точки зрения генетики. Таким образом, русский народ в генетически современном виде появился на свет на европейской части нынешней России около 4500 лет тому назад. Мальчик с мутацией R1a1 стал прямым предком всех живущих сейчас на земле мужчин, в ДНК которых присутствует эта гаплогруппа. Все они — его биологические или, как говорили раньше, кровные потомки и между собой — кровные родственники, в совокупности составляющие единый народ — русский.

Почему ничего нет о Венере из Тартарии? Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, урожденная Мергасова

Великий Болгар-столица Золотой Орды

Болгар — столица Золотой Орды и ставка Батыя.

Расцвет города Болгар связан с эпохой Золотой Орды, где в 40-50 годы XIII в. располагалась ставка правителей Улуса Джучи и с этим временем связаны основные сохранившиеся архитектурные объекты. Данное городское поселение было основано на рубеже IX-X веков, а в XV веке Болгар выполнял важную духовную функцию.
Именно потомки Чингиз-хана, основавшие Золотую Орду, построили все древние сохранившиеся здания Болгара.

Империя гуннов, которая заставила дрожать почти всю Европу более 1600 лет тому назад, рухнула в 453 году, после смерти ее могущественного вождя Атиллы. Начали образовываться новые союзы племен и государств, среди которых объединение древних болгар, протоболгар, прибывших в Восточную Европу из Центральной Азии в составе гуннов и кочевавших уже на новой земле — в приазовских и северокавказских степях. Союз болгарских племен во главе с Органой (известным также как Моходу-хан) в начале 30-х годов VII века превратился в полуфеодальное государство под названием «Великая Болгария», правителем которого стал племянник Органы — Кубрат-хан.

Великая Болгария распалась в 650-х годах после смерти Кубрата, часть булгарских племен ушла в другие места, часть осталась на своей земле. Центральное племя во главе с Испериком (Аспарух), младшим сыном хана, направилась к берегам Дуная и, образовав там союз с южнославянскими племенами, создало новое болгарское царство на западе — Дунайскую Болгарию. Болгарские ханы правили этой страной около 200 лет, но с середины IX века там усилилась славянизация и началась христианизация всего населения. Бывшие тюркоязычные болгары были постепенно вытеснены славянами, но оставили свое имя «болгары».

Старший сын Кубрата Батбай остался на своих землях, подчинившись усилившимся на востоке хазарам. С этими болгарами, известными в истории под названием «черные болгары», язык которых со временем был вытеснен кипчакским, связывают современных балкар и карачаевцев (карачалы, т.е. черноликие). Третья часть болгар и родственных им племен переселилась в Среднее Поволжье. Однако, это событие произошло не сразу после смерти Кубрата, как ошибочно думают некоторые, а позднее, в конце VIII в. Там, на юге они подчинились хазарам и вместе с ними, а также с северными, тюркизированными аланами составили знаменитый каганат, и только потом, спустя более ста лет, пошли на север, в наши края.

Войдя здесь в тесный политический и этнокультурный контакт с местными финноугорскими и, особенно с доболгарскими тюркоязычными племенами (последние появились на Волге в период Великого переселения народов в IV в веке), на рубеже IХ-X вв. болгары создали новое, уже третье государство – Волжскую Болгарию. Необходимо сказать, что с целью отличия от южных и дунайских болгар, волжских принято писать через «у» в форме «булгары».

Волжская Булгария была раннефеодальным государством. С 20-30 годов X века ее население постепенно переходит к оседлости, начинает заниматься земледелием. Появляются первые города – Булгар и Сувар, в которых налаживается чеканка собственных монет. Чуть позднее возникают и новые города: Буляр (современному читателю больше известен как «Биляр» в поздней русской транскрипции), Ошель, Кашан, Джуиетау, Нухрат, Торцк (Торческ), Тухчин и другие большие и малые города, исторические названия которых не дошли до нас.

Тут необычная смесь двух разных культур, здесь с мечетью соседствует церковь, рождает ощущение космополитизма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль