На самом деле, для более важных работ, всегда назначают меня (так как у меня больше опыта), и шеф

Содержание

Важное и срочное — правила управления задачами

  • Поручения назначаются часто туманно и неопределенно, например,«Разобраться и доложить», «Сделайте, что бы все было в порядке» и др.
  • Подчиненные принимают к исполнению любые туманные поручения руководителя
  • Назначенные поручения нигде не фиксируются, и, как следствие, руководитель о них забывает
  • Подчиненные не фиксируют поручения руководителей или записывают себе в ежедневник, но так, как они сами поняли, а не так, как представлял себе это руководитель.
  • Руководитель не дает права подчиненным сказать, что поручение нельзя выполнить в срок или что недостаточно ресурсов для выполнения
  • Подчиненные молчат и не задают вопросов, даже если им ничего непонятно (дабы не показаться глупыми и некомпетентными)
  • Руководитель назначает задачи с мнимой срочностью, например, « чтобы презентация была готова к 9:00 завтра » , а потом подчиненный узнает о том, что презентация пылится на столе шефа без движения уже неделю.
  • Подчиненные не воспринимают срок выполнения задачи как обязательный. Если он обязательный, то об этом должно быть отдельное предупреждение от руководителя. «Так бы сразу и сказали, что Вам именно к 9:00 утра нужна презентация»
  • Руководитель не контролирует, правильно ли подчиненный понял, что точно нужно сделать — в итоге на выходе получает совсем не то, что он хотел.
  • Подчиненный не подтверждает у руководителя, правильно ли он понял задачу — вдруг подумают, что он несообразительный и не соответствует своей должности.
  • Руководитель не находит время на то, чтобы проконтролировать промежуточные результаты выполнения поручений, и опять же в конце получает совсем не то, что поручал.
  • Подчиненный откладывает выполнение задачи на самый последний момент и до последнего дня ничего не делает — все равно руководитель раньше не проконтролирует.
  • Руководители всегда по-разному реагируют на случаи неисполнения поручений: часто вообще не замечают даже в самых критичных случаях, а иногда устраивают выволочки из-за пустяков (накопилось, что поделаешь).
  • Подчиненный никогда не знает, за что его накажут на этот раз — а если так, то нет смысла гадать и стараться — все-равно в чем-нибудь, да будешь виноват.

В итоге, мы получаем две стороны, которые недовольны друг другом и про которые можно сказать «одни делают вид, что управляют, а другие делают вид, что исполняют». Такие сформировались правила игры «по-понятиям» (подробнее см. статью «От управления по-понятиям к управлению по правилам» ).

  1. Все назначенные мной задачи всегда выполняются в срок!
  2. Если сотрудник не может выполнить задачу, он всегда заранее переносит срок исполнения по согласованию со мной.
  3. Я всегда легко могу посмотреть и увидеть текущий статус выполнения любой назначенной мной задачи.
  4. Любые файлы и документы по ходу выполнения задачи фиксируются и хранятся в одном месте, их легко найти и использовать.
  5. Я могу посмотреть аналитику достижений и результатов любого сотрудника за любой период – например, результаты за месяц.
  6. Мой личный помощник регулярно протоколирует мои встречи с подчиненными и вносит задачи на контроль в единую систему.
  7. Мой личный помощник регулярно отслеживает выполнение поставленных мной задач и предоставляет мне удобные для анализа отчеты.
  8. Мы энергично работаем в течение рабочего дня и успеваем сделать все запланированное на день. Каждый понимает свой достигнутый результат дня.
  9. Когда задач и сроков очень много, наша система управления задачами сама напоминает нам о сроках, не давая допустить наличия просроченных задач.
  10. В ходе командного выполнения задачи или проекта мы все работаем в едином информационном поле и видим, кто и что сделал в соответствии с договоренностями.

1. Правила назначения задачи

1.1. Функция руководителя заключается не только в том, чтобы назначить задачу, но и в том, чтобы получить подтверждение принятия выполнения этой задачи от сотрудника

Наш многолетний опыт показывает, что часто руководители забывают об этом простом принципе. Как часто на совещании руководители как из пулемета назначают поручения и сроки, подчиненные молча записывают все в ежедневники и ничего потом не выполняют!

1.2. Задача, назначаемая сотруднику, должна соответствовать принципам SMART: конкретика, измеримость, достижимость, привязка к сроку, согласованность

Часто руководители экономят секунды на том, чтобы четко сформулировать задачу. Потом теряют часы из-за того, что задача делается не так, как нужно было.

1.3. Руководитель должен отдельно выделять время для подготовки к делегированию, делегирования и контроля задач подчиненным. Крайне нежелательно делегировать задачи «на ходу»

Задачи, делегированные «на ходу», как правило забываются и воспринимаются как менее приоритетные.

2. Правила принятия задачи

2.1. Сотрудник перед принятием всегда должен проанализировать задачу, и, если он понимает, что не может ее сделать (не хватает времени, квалификации, знаний, информации, бюджетов и других ресурсов) — он должен сразу аргументированно сообщить руководителю о реальных сроках выполнения задачи, и причинах, по которым задачу нельзя выполнить в срок.

Цитируя Александр Фридмана, уместно привести такое правило: «Подчиненный всегда имеет право задать вопрос «Как?»».

2.2. Принятая задача обязательно должна быть зафиксирована сотрудником в «Книжечке» без напоминания руководителя.

Это же правило можно перефразировать таким образом:

«Сотрудник после встречи с руководителем обязан в течение двух часов прислать по электронной почте («Книжечка») все назначенные руководителем задачи».

2.3. Срок выполнения задачи является законом. Если сотрудник сказал, что он сделает задачу в срок — значит он сделает задачу в срок!

Это правило должен постоянно транслировать руководитель, и показывать личным примером – в отношении взятых на себя обязательств.

3. Правила отчетности задачи и переноса срока

3.1. Сотрудник обязан актуализировать при выполнении задачу до конца рабочего дня, и минимум раз в неделю актуализировать информацию о статусе выполнения всех своих задач. Для этого необходимо указывать кратко статус, вкладывать в тело задачи всю информацию и документы, получаемые в ходе исполнения.

«Книжечка» должна быть постоянным рабочим инструментом как для подчинённых, так и (еще более важно!) для руководителей.

3.2. В случае выполнения задачи сотрудник должен сообщить об этом руководителю лично на планерке, или написать запрос в «Книжечке» в случае отсутствия руководителя. Задача выполнена только тогда, когда руководитель подтвердил, что она выполнена на 100%

Задача, которую сотрудник считает выполненной, не всегда является выполненной по мнению руководителя. Но руководитель должен подтверждать выполнение задачи в течение 24 часов для того, чтобы задача закрывалась в срок.

3.3. Если сотрудник понимает, что не может выполнить задачу в срок — он должен сразу же сообщить об этом руководителю письменно и до конца дня уточнить свои приоритеты. Срок исполнения задачи не может быть перенесен менее, чем за 3 дня до окончания срока исполнения задачи.

Если сотрудник переносит задачу менее, чем за 3 дня, то это значит, что он просто откладывал ее выполнение до последнего момента. Если выполнение задачи было распланировано, то сотрудник гораздо раньше увидит, что не сможет выполнить ее в срок из-за изменившихся приоритетов – и успеть изменить приоритеты.

4. Правила завершения задачи

4.1. Руководитель обязан реагировать на все случаи наличия не актуализированных, просроченных и вовремя невыполненных задач.

Важно помнить, что сила корпоративной культуры определяется величиной отклонения от правил игры, когда происходит реагирование. В сильной культуре реагирование происходит при малых отклонениях. Как правило, достаточно малого усилия для реагирования, непринужденного вопроса или замечения. В слабой культуре реагирование происходит при больших отклонениях, и реагирование тоже требуется существенное. Поэтому лучше до этого не доводить.

4.2. Руководителю или коллеге желательно дать ответ на выполненную задачу или вопрос/уточнение по задаче в течение 24 часов. Руководителю настоятельно рекомендуется до конца дня уточнить приоритеты сотрудника по его запросу.

Для этого крайне важно выделять время для оперативной работы с поручениями в течение дня.

4.3. У руководителя есть беспрекословное право отвлечения сотрудника, отмены задачи или изменения приоритетов в работе сотрудника в течение всего рабочего времени.

Нужно помнить, что руководитель в экстренной ситуации может отменить все правила. «Но профессиональный руководитель этим правом не злоупотребляет» (А. Фридман)

  • Планирование встреч и совещаний топ-менеджеров
  • Контроль исполнения поручений, назначенных топ-менеджерами.Теперь нет просроченных поручений
  • Управление совещаниями: онлайн-протоколирование и назначение поручений сразу после совещания.

Как правило, большинство задач назначаются на встречах между подчиненными и руководителями. Такие встречи принято называть совещаниями. И у них тоже есть своя культура проведения. В одних организациях совещания являются эффективным средством управления, мотивации и повышения энергичности сотрудников. В других организациях, наоборот, совещания являются поглотителем времени, после которого участники выходят измученные, непонимающие, кто из них и что конкретно должен прямо сейчас сделать.

Формируйте в своей организации культуру срочности и обязательности выполнения всех задач!

4 способа, как себя вести, если начальник придирается по мелочам без причины

К сожалению, реальность оказывается не такой радужной, как в мечтах: многие специалисты, особенно молодые и неопытные, сталкиваются с откровенным хамством со стороны босса в первые же дни пребывания на рабочем месте. Чаще всего строгость и требовательность превращаются в необоснованные придирки и ссоры.

Аргументированная критика — это хорошо, она помогает развиваться и работать над ошибками. Но как быть, если шеф постоянно придирается без причины? Рассмотрим проблему более детально.

Причины придирок по мелочам

  • Помните, что ваш директор — живой человек, он имеет право испытывать неприязнь по отношению к конкретным людям. Есть вероятность, что вы просто ассоциируетесь у начальника с неприятным периодом в его жизни. В этом случае поможет рациональный подход: сядьте с ним за стол переговоров и спросите, чем вы заслужили такое отношение. Объясните, что вы по-настоящему любите свою работу и не заинтересованы в том, чтобы покидать «насиженное место». Главное — ведите разговор спокойно и неторопливо, без повышения голоса. Возможно, после такой беседы начальник сменит гнев на милость.
  • Обратите внимание на свой склад характера и линию поведения. Если начальник придирается именно к вам, значит, вы позволяете ему делать это. Возможно, сложившийся имидж не играет вам на руку.

ВНИМАНИЕ! Вы постоянно избегаете конфликтов, молчите, когда вам грубят? Краснеете, стоит начальнику слегка повысить голос? Тогда, пожалуйста, не удивляйтесь, что директор выбрал вас в роли козла отпущения.

Слабых и неуверенных в себе людей видно за версту: их легко запугать и заставить делать то, что не входит в их обязанности. И они никогда не будут сопротивляться, потому что в глубине души считают себя хуже всех. Жить с таким ярлыком очень сложно.

  • Бывают также начальники самодуры и садисты, которым доставляет удовольствие, когда окружающие страдают и ничего не могут с этим поделать. Заполучив власть, такие люди нередко злоупотребляют ею. Вполне возможно, что босс наслаждается, изматывая вас бесконечными придирками по поводу и без. К сожалению, с этой чертой характера сложно бороться, но все же меры принять можно.
  • Что делать если начальник-мужчина цепляется к женщине?

    Более сложный случай, когда директор-мужчина придирается к женщине. Рассмотрим его отдельно.

    • Несмотря на то, что феминизм уже давно шагает по планете, в нашей стране большинство руководящих должностей занимают мужчины. Порой придирки по любому поводу могут быть обусловлены именно этим фактором. Главная причина, по которой босс может придираться к женщине, — это ощущение слабости «противника» и собственной безнаказанности.

    ВАЖНО! Женщины склонны к замалчиванию конфликтов: они не всегда готовы постоять за себя, если видят, что собеседник выше по социальному статусу. Причина — неумение ценить себя и неправильное воспитание в детстве.

    Как реагировать и защищаться, что ответить боссу?

    1. Непрерывные выяснения отношений негативно сказываются на работе всего коллектива в целом: согласитесь, не очень приятно выполнять свои обязанности, когда все вокруг только и ждут очередного скандала. Поэтому первое, что нужно сделать — отгородить себя от происходящего, насколько это возможно. Решайте проблемы по мере их поступления: когда шеф начнет спорить в вами, тогда и включайтесь в процесс.
    2. Напомните себе, какие обязанности прописаны в вашем трудовом договоре. Постарайтесь выполнять то, что требуется, и тогда ваша совесть будет спокойна. Не прыгайте выше головы в надежде угодить руководителю. Если босс вечно критикует вас не по делу, он продолжит это делать.
    3. Не реагируйте слишком бурно: это радует директора и некоторых членов вашего коллектива тоже. Воспринимайте придирки как назойливую муху — да, мешает, но вовсе не отравляет жизнь.

    ВНИМАНИЕ! Если начальник вызывает вас в кабинет для отдельного разговора, ведите себя уверенно и естественно. Не кричите, не устраивайте шумных ссор.

    Разговаривайте как обычно и всегда приводите аргументы, если спорите с шефом. Никогда не делайте это прилюдно — зачем устраивать шоу и отвлекать коллег от работы?

  • Бывают случаи, когда агрессия действительно помогает (если использовать ее дозировано). Достаточно один раз внятно объяснить руководителю, что вы не намерены терпеть его произвол, и отношение изменится на глазах. Главное, не переборщите — вы же не хотите заполучить репутацию скандальной персоны.
  • Полезное видео

    Рекомендую интересное видео, в котором подробно разобран случай придирок начальника на работе:

    Вот, пожалуй, и все основные рекомендации. Главное — сохранять спокойствие и бодрость духа: самодостаточную личность очень тяжело сломить. В крайнем случае, всегда можно перевестись в другой отдел или вовсе сменить место работы: вдруг вам попадется шеф, который оценит ваши умения и навыки по достоинству?

    15 ключевых качеств, которые куда важнее опыта работы

    «Соответствую ли я требованиям к квалификации и опыту?» Пожалуй, это один из самых распространенных вопросов, задаваемых себе молодыми профессионалами, отправляющимися на первое в своей жизни собеседование для устройства на работу. Я когда-то и сам был «молодым профессионалом», работающим на одну из компаний в Огайо, и я думаю, что мог бы слегка облегчить тот груз стресса и беспокойства, который лежит на этих слишком обеспокоенных умах. Мой небольшой опыт работы в качестве менеджера был познавательным… на очень многих уровнях. Ну а относительно темы этой статьи… он заставил меня понять, насколько гибкое у отделов кадров (и у компаний в целом) отношение к якобы четким и недвусмысленным «требованиям к опыту работы».

    Работодатели далеко не всегда знают, кто именно им нужен

    Большинство компаний, если честно, довольно смутно представляют, что именно им нужно от нового сотрудника. Вдобавок к этому, отделам кадров этих компаний бывает довольно сложно описать конкретные требования к должностям на бумаге, даже если они более-менее имеют о них представление. Именно из-за этого большинство компаний указывают в своих вакансиях требования к кандидатурам, с запасом перекрывающие образование и опыт, действительно необходимые для успешного выполнения этой работы. Поступая так, работодатель стремится отсеять неопытных кандидатов еще до того, как они пришлют ему свои резюме, оставив больше времени на собеседование лучших из лучших. Однако большую часть времени этот метод просто отпугивает молодых и способных кандидатов.

    Работодатели часто готовы проявить гибкость

    Одним из самых важных фактов, о которых стоит помнить при поиске работы, является то, что большинство из требований к кандидатурам, указанных в вакансиях, в особенности связанных с опытом, чрезвычайно гибки и переменчивы. Требования, указанные работодателем в описании вакансии, как правило, являются лишь черновой подборкой идеального сочетания навыков, которое им бы хотелось видеть в кандидате. Личностные же качества, если и упоминаются, то лишь вскользь, и только как дополнительные требования. Но когда дело доходит до собеседования, именно личностные качества претендентов оказывают наибольшее влияние на вероятность трудоустройства.

    Люди берут на работу тех, кто им нравится

    Отдел кадров, конечно, принимает во внимание опыт и квалификацию, но, как правило, менеджеры по персоналу берут на работу тех, кто им нравится. Да-да, именно так, так что никогда не позволяйте ограничениям по квалификации или опыту работы встать у вас на пути. И если вы твердо уверены в том, что сможете справиться с этой работой, то, скорее всего, вы именно тот сотрудник, который нужен работодателю. И все, что вам осталось — убедить его в том, что ему нужны именно вы.

    Итак, вот те 15 ключевых качеств, сочетание которых часто может с легкостью перекрыть требования к опыту работы и квалификации:

    1. Уверенность в себе – Если вы полностью уверены в себе, окружающие это заметят, даже не сомневайтесь. Ведь им куда проще поверить в того, кто верит в себя самого.
    2. Энтузиазм – Энтузиазм заразен. В профессиональном окружении энтузиасты помогают расшевелиться своим коллегам, и помочь им получать больше удовольствия от своей работы. Так что выказав на собеседовании свою готовность с энтузиазмом взяться за работу, вы, образно говоря, пришибете двух пташек одним камней, не только показав вашему собеседнику, что вам действительно нравится эта вакансия, но и слегка подняв ему настроение.
    3. Позитивный и оптимистичный взгляд на мир – Пессимизм и негатив отталкивабт. Оптимистичный же взгляд на мир, напротив, придает собеседованию позитивный настрой. К тому же это дает собеседнику понять, что вы, помимо всего прочего, способны улучшить эмоциональный климат на рабочем месте.
    4. Личностная совместимость – Как я уже упоминал выше, специалисты по кадрам, как правило, нанимают на работу тех людей, которые им нравятся. А еще они стараются избегать потенциально конфликтных кандидатов. Конечно, над этим качеством сложно начать работать заранее, так как личности, как правило, либо подходят друг к другу, как рука к перчатке, либо нет, но вы всегда можете представить себя в качестве командного игрока, готового измениться, если это от вас потребуется.
    5. Осведомленность о компании и ее области деятельности – Если вы знаете, чем именно занимается компания, в которую вы пытаетесь устроиться, а также о последних тенденциях и новинках в ее сфере деятельности, это четко показывает вашу мотивацию к обучению и росту в рамках должности, на которую вы претендуете.
    6. Лидерские качества – Как правило, лидерство и лидерские качества довольно универсальны, и применимы к любой сфере деятельности. Так что если вы ранее уже проявляли лидерские качества, или работали на руководящей должности (пусть даже в обстановке, совершенно не связанной с должностью, на которую вы проходите собеседование), об этом очень даже стоит упомянуть.
    7. Образование – Конечно, образование вовсе не обязательно заменяет опыт. Однако если вы потрудились получить первое или второе высшее образование, по окончании которого стали гордым обладателем диплома, напрямую имеющего отношение к работе, на которую вы пытаетесь устроиться, это может заглушить беспокойство работодателя относительно недостатка соответствующего опыта.
    8. Умение общаться с людьми – Без этого умения вы проиграли, даже не начав бой. Умение прямо, четко и недвусмысленно доносить свои мысли до собеседника заставляет вас выглядеть уверенными, готовыми к любым неожиданностям, и достойными доверия. Оно дает вам возможность продать себя работодателю по наивысшей цене, и позволяет донести до него все прочие ваши положительные качества.
    9. Стабильность и порядочность – Если вы можете похвастаться положительными характеристиками с прошлой работы, школы и института, это будет огромным плюсом в вашу пользу. Работодатели смотрят на стабильность и неконфликтность весьма благосклонно, справедливо полагая, что на новой работе вы проявите себя подобным же образом.
    10. Внешность и одежда – Конечно, внешность — это еще не все, но вы должно быть, слышали поговорку «встречают по одежке»? Правильно подобранная одежда в деловом стиле может помочь вам выглядеть старше, умнее и более нацеленным на карьеру. Ваша одежда — часть ментальной игры по изменению психологического восприятия. Очень многие люди до сих пор судят о книге по ее обложке… это печально, но эта одна из тех реалий, которые всегда нужно принимать в расчет.
    11. Открытость к новому и гибкость ума – Открытость к новому, гибкость ума и готовность подстраиваться под любое рабочее окружение и задачи помогает вам выглядеть в глазах работодателя человеком, способным справиться с любой работой. Собственно, это все, что ему нужно на самом деле — сотрудник, способный справиться с порученной ему работой.
    12. Чувство юмора – Нет, я вовсе не советую вам начинать шутить во время собеседования по поводу и без повода, потому что это не приведет вас ни к чему хорошему. Однако если вы во время интервью покажете собеседнику, что вы смотрите на мир с изрядной долей юмора, не воспринимая ничего слишком уж серьезно, может сыграть в вашу пользу. Это дает понять представителю работодателя, что вы способны смотреть на вещи в позитивном свете, а также накладывает позитивный отпечаток вашей личности на сухие ответы на вопросы. Люди с приятным характером выделяются среди прочих — если только позволяют ему проявиться в жизненных ситуациях.
    13. Решительность — Если у вас достаточно решительности, чтобы всегда добиваться желаемого, постарайтесь проявить ее на собеседовании. Дайте понять вашему собеседнику, что вы не бросаете ничего не полпути, и всегда заканчиваете начатое.
    14. Вежливость и обходительность – Как правило, люди более тепло и сердечно относятся к тем, кто ведет себя вежливо и обходительно. Вежливость помогает показать людям вашу светлую сторону, а также то, что вы легко сходитесь с другими людьми. Кроме того, любой работодатель хочет быть полностью уверен в том, что если его сотрудникам придется общаться с клиентами или деловыми партнерами, они проявят себя только с наилучшей стороны.
    15. Настоящая, неподдельная честность и искренность – Искренность и честность во время собеседования на работу — это не только правильно с моральной точки зрения, но и довольно умно. Основой любых успешных деловых отношений является доверие. Если вы начнете отношения с людьми с увиливаний и обмана, они не закончатся ничем хорошим. Одним из способов намекнуть на свою искренность во время короткого собеседования — это честно и продуманно объяснить вашим собеседникам, что вас заинтересовала данная вакансия в том числе и потому, что вам хочется, чтобы их компания оказала влияние на весь ваш дальнейший карьерный путь, и вы готовы ей в этом довериться. Проявите свою готовность работать в полную силу, и честно скажите, к чему вы стремитесь.

    Искусство приказывать.
    Как управлять подчиненными

    Давно прошли те времена, когда подчиненные готовы были терпеть все придирки и капризы своего начальника из-за опасности оказаться на улице. Сегодня руководитель все чаще имеет дело не с безропотной «серой массой», а с честолюбивыми и амбициозными сотрудниками, знающими себе цену. По уровню интеллекта, образования или профессионального опыта, и вообще, как человек, как личность подчиненный может ни в чем не уступать своему боссу. А нередко и превосходить его по всем этим параметрам. Угрозы, претензии со стороны начальства и перспектива увольнения его отнюдь не пугают. Высококвалифицированный специалист настолько уверен в своих силах и профессиональной состоятельности, что при случае легко может «хлопнуть дверью» и уйти от вас работать в другую компанию. Поэтому опытные руководители сегодня заинтересованы, в первую очередь, в мягких и бесконфликтных методах управления. Создание неагрессивной, неоскорбительной атмосферы формирует благоприятный психологический климат взаимного доверия и сотрудничества. Методы мягкого «поглаживания» гораздо лучше стимулируют труд, чем оскорбления и наказания.

    Причина неудач молодых руководителей не обязательно кроется в низкой профессиональной квалификации и недостатке знаний, — утверждают психологи. Гораздо чаще новоиспеченные шефы терпят провал из-за неспособности правильно построить отношения с подчиненными. Не последнюю роль в этом играет умение приказывать. Это искусство, овладеть которым необходимо каждому руководителю.

    Почему не исполняются приказы?

    Успех деятельности любой организации во многом зависит от четкого и слаженного исполнения приказов руководства. И чем выше управленческое звено, тем дороже обходится невыполнение или неправильное выполнение распоряжений. Среднестатистический руководитель отдает за день десятки, а то и сотни приказов. Большинство из них, на первый взгляд, настолько очевидны, что не требуют особых усилий для их понимания и исполнения. Поэтому руководители редко задумываются над тем значением, которое имеет правильное формулирование своих требований. И совершенно напрасно! Какие же ошибки может допускать руководство, формулируя приказы? Что необходимо учитывать при отдаче распоряжений?

    Существует несколько причин невыполнения или плохого выполнения распоряжений. Первая — простое непонимание вашего приказа. Ведь это только кажется, что мы все разговариваем на одном языке. На самом деле одни и те же слова разные люди могут воспринимать совершенно по-разному. Существует ряд условий, от которых зависит, будут ли подчиненные понимать суть вашего распоряжения:

    • единство профессионального языка,
    • уровень интеллекта,
    • уровень образования,
    • логичность изложения,
    • концентрированность внимания (ведь часто подчиненный слушает начальника, но не слышит его, а «витает в облаках», потому что его сознание заблокировано своими мыслями)
    • и мн.др.

    Самая распространенная причина непонимания — неконкретные приказы. К сожалению, многие руководители уподобляются персонажам из детской сказки, постоянно требуя от подчиненных что-то вроде: «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Результат — соответственный. Часто руководители путают приказ (который всегда конкретный: «копать от забора и до обеда…») с абстрактным призывом («работай эффективно…»). Функция первого — распорядительно-побудительная, а второго — оценочно-мотивационная.

    Однако понимание приказа — не самое главное. Опытные руководители знают, что подчиненные могут очень хорошо понимать, что хочет от них начальник. Вот только выполняют это далеко не всегда. Часто они просто делают вид, что не понимают, играют в «непонимающего». О причинах говорить можно долго. Чаще всего проблема лежит на уровне межличностных симпатий/антипатий.

    Отсюда следует вторая причина невыполнения приказов — непринятие подчиненным требований руководителя (и самого руководителя как личности). Ведь понять — это еще не значит принять. Дело обычно заключается не в отсутствии понимания (на что жалуются многие руководители), а в достижении согласия подчиненного с позицией начальника.

    Непринятие может принимать различные формы: от публичного оспаривания полученного приказа до скрытого саботажа. Здесь руководители часто делают большую ошибку: говорят «Сейчас я тебе докажу. » и начинают изливать на голову подчиненного поток аргументов. А дело-то совсем не в том, чтобы убедить человека в пользе для дела! Отторжение обычно происходит не потому, что сотрудник чего-то там недопонял или не видит практических выгод для организации. В первую очередь он не видит выгод для себя лично! Важно понимать, что у персонала, в большинстве своем, совсем другие цели и задачи: они пришли не ДЕЛО делать, а как-нибудь отработать положенную им зарплату. Ведь это НЕ ИХ ФИРМА!

    Обязательно нужно выяснить, почему подчиненный не принимает вашу точку зрения. Что стоит за непринятием? Несогласие с вашими взглядами на ведение бизнеса или чисто «шкурный» интерес и амбиции конкретного сотрудника, какими бы красивыми аргументами они не маскировались («Я забочусь о благе организации» и проч.)? Несогласие с методами руководства или личная неприязнь к начальнику? Отсюда вывод: воздействовать надо не на внешние проявления («ничего не понимает…»), а на внутреннюю причину.

    Следует помнить, что конфликты между руководителем и подчиненным носят не столько открытый, сколько скрытый, завуалированный характер. Причины понятны — ведь далеко не каждый решится открыто выступить против начальника. И чаще всего они возникают как раз при выдаче распоряжений. Ведь именно на этой стадии управленческого общения руководитель больше всего вторгается в privacy другого человека, т.е. активно принуждает к каким-либо действиям, которые могут кардинально противоречить его взглядам, убеждениям, жизненным ценностям.

    Несколько секретов

    Для повышения эффективности распоряжений психологи советуют придерживаться нескольких простых правил. Они могут быть продуктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов. Во-первых, для поднятия имиджа руководителя. Во-вторых, для смягчения формы принуждения, обойтись без которого, увы, не может ни один начальник. В-третьих, для устранения противоречий между личными желаниями подчиненных и целями деятельности организации.

    1. Учет информационного фонда партнера по общению

    Все слова, обращенные к нему, человек соотносит с собственным информационным словарем, сформированным на основе уникального жизненного опыта. В нем хранятся интерпретации очень многих терминов. Во избежание непонимания начальнику всегда нужно учитывать интеллект подчиненного, уровень образования (закончил человек 5 классов или университет) и соответственно корректировать свою речь.

    2. Один смысл

    Приказ не должен нести иронии или двойного смысла. Тем более, он не должен содержать абстрактных метафор и прочих художественных образов, которые разными людьми могут восприниматься по-разному. Приказ должен быть максимально конкретным, исключающим двойное толкование. Помните старую мудрость: «Если что-то может быть понято неправильно, оно обязательно будет понято неправильно».

    3. Не персонифицировать

    Не стоит говорить безапелляционным тоном «Я хочу. », «Мне нужно. », «Я сказал. », поскольку в сознании подчиненного сразу происходит трансформация «Я хочу. » в «Ах, видите ли, он хочет. ». Возникает эмоционально отторжение. Руководитель невольно переводит служебное распоряжение в плоскость межличностных отношений. А личное желание начальника можно и не выполнять, а если выполнять, то чисто формально, кое-как. Более предпочтительны следующие варианты: «Это нужно для нашей фирмы. », «Будет лучше, если Вы. », «Это необходимо, чтобы у нас не случилось. ». Таким образом требования соотносятся не с прихотью большого босса, а потребностями и целями организации.

    4. Помните об интонациях!

    Бывает, руководитель говорит вполне правильные вещи, но делает это очень грубо, агрессивно, в оскорбительной для сотрудника форме. Сюда относятся и сопровождающие приказ обидные шуточки в адрес подчиненного, и иронические замечания, и саркастические улыбки, и вежливо-пренебрежительный тон распоряжений, и презрительные нотки в голосе босса… Процесс отдачи распоряжений нередко используется как лишний повод показать свое превосходство. Таким способом некоторые руководители пытаются решать за счет подчиненных собственные психологические проблемы.

    Понимание приказа, отданного в такой форме, всегда затруднено. Все внимание подчиненного концентрируется не на сущности распоряжения, а на отношении к его личности. Сразу возникает защитная эмоциональная реакция, которая блокирует анализаторную деятельность мозга, и слова почти не осознаются. Понимание приказа блокируется. Такими уж нас всех сделала матушка-природа: человеческий мозг может одномоментно работать либо с логикой, либо с эмоциями. Причем возникающие негативные эмоции всегда блокируют логичность мышления!

    Важно, чтобы приказ выполнял свою функцию и в то же время психологически не травмировал сотрудника, не был обидным или оскорбительным. Прошли те времена, когда подчиненные готовы были терпеть все выходки начальства из-за угрозы оказаться на улице! Это во второй половине 90-х квалифицированных специалистов до смерти пугал призрак безработицы. Сегодня же руководитель все чаще имеет дело не с безропотной «серой массой», а с честолюбивыми, амбициозными, знающими себе цену сотрудниками. По уровню интеллекта, образования или профессионального опыта, и вообще, как человек, как личность подчиненный может ни в чем не уступать руководителю, а нередко и превосходит его по всем параметрам. Угрозы со стороны начальства и перспектива увольнения их отнюдь не пугает. Поэтому опытный руководитель заинтересован, в первую очередь, в мягких методах управления, щадящих самолюбие подчиненного. Создание неагрессивной, неоскорбительной атмосферы формирует благоприятный психологический климат взаимного доверия и сотрудничества.

    Не следует также забывать, что сотрудник, обиженный слишком жестким поведением начальника, может попытаться отомстить. Например, не так давно сотрудник крупной российской фармацевтической компании, возмущенный хамскими повадками своего босса, в качестве мести не нашел ничего лучшего, как проинформировать заинтересованные органы об «особенностях работы» своей фирмы. Результат — судебное разбирательство со всеми вытекающими. Конечно, никто не застрахован от «стукачей», однако вести себя с теми, кто имеет доступ к конфиденциальной информации, руководителю все-таки следует осторожно, чтобы не спровоцировать «подставу».

    5. Без негатива!

    Распоряжение не должно начинаться с негативных слов, чтобы не формировать у подчиненного отрицательную установку еще до того, как он узнал его содержание. Восприятие не должно проходить на отрицательном эмоциональном фоне (см. предыдущий пункт). По той же причине нельзя совмещать отдачу приказа с критикой, говорить одновременно о сущности предстоящей работы и о личностных или профессиональных недостатках сотрудника. При формулировании распоряжений следует избегать критических «приправ» типа — «Сделай это, но только не так, как в прошлый раз. ».

    6. Правило «Имя собственное»

    Обращение к подчиненному по имени-отчеству всегда предпочтительнее безликого: «Эй ты, как там тебя…». Для человека нет приятнее звуков, чем звуки его имени, — утверждали древние. Обращение к человеку по имени подчеркивает уважение к его личности, подспудно рождает чувство удовлетворения, положительные эмоции (которые, кстати, не всегда осознаются) и как следствие — вызывает расположение к источнику положительных эмоций. Психологи установили, что при прочих равных условиях подчиненные легче принимают распоряжения того руководителя, к которому у них положительное отношение и намного чаще отвергают (оспаривают) требования того, к кому испытывают антипатию.

    7. Использование комплиментов

    Если подчиненный настроен резко отрицательно, руководители могут попытаться уменьшить сопротивление похвалой или комплиментами в начале разговора. Самый эффективный комплимент — это комплимент на фоне небольшого антикомплимента себе (особенно с теми сотрудниками, которые, предположительно, испытывают антипатию к своему шефу). Пример: «Как Вам удается решать так быстро эти вопросы? Я вчера два часа потратил, а Вы за десять минут все уладили. Пожалуйста, сделайте еще и…». Естественно, каждому сотруднику приятно выглядеть в конкретном вопросе лучше, чем его начальник. Особенно если сам босс подчеркивает это. Так удовлетворяется потребность человека в признании.

    Напомню, что комплиментом считается НЕБОЛЬШОЕ преувеличение реально существующих достоинств, которые собеседник видит или желает видеть в себе. Этим комплимент отличается от грубой лести, которая имеет гораздо больше шансов быть отвергнутой. Все люди любят похвалу. Это удовлетворяет их потребность в положительных эмоциях. А положительные эмоции, как уже было сказано, рождают расположенность к их источнику. Возникает эффект внушения.

    К сожалению, в нашей стране сложилась традиция достаточно жесткого обращения с подчиненными. Хвалить сотрудника, а тем более публично, многие руководители не любят. Боятся «перехвалить», «разбаловать». Гораздо чаще наши начальники прибегают к понуканиям и запугиваниям, стремясь таким нехитрым способом «замотивировать» персонал. В тоже время давно установлено, что методы мягкого «поглаживания» гораздо лучше стимулируют труд, чем оскорбления и наказания.

    8. «Ход конем»

    Если ожидается пассивное или активное сопротивление распоряжению, лучше не отдавать приказ «в лоб», а использовать хитрый обходной маневр: вначале спросить совета у подчиненного. Что-то типа «Как Вы думаете. » и т.п. Когда с человеком советуется стоящий на более высокой иерархической ступени, это всегда вызывает чувство самоуважения, что, естественно, сопровождается положительными эмоциями, которые по закону ассоциации связываются с их источником. Такая тактика гарантирует руководителю преданность и благодарность сотрудника. Но практиковать такой метод можно далеко не со всеми, да и силу воздействия он со временем теряет. Есть люди, которые не ценят великодушных жестов. «Человеческое» отношение к ним они могут принять за слабость руководителя и возможность «сесть ему на голову».

    9. Вопросительная форма

    В большинстве случаев подчиненными лучше всего воспринимается вопросительная форма распоряжения. Все понимают, что просьба начальника — это завуалированный приказ, однако при такой форме психологически труднее отказать: «Уважаемый В.В., смогли бы Вы завтра. », «Согласились бы Вы. », «Есть ли у Вас возможность. »

    10. Правило личной выгоды

    Приказ будет выполнен гораздо эффективнее, если подчиненный увидит в нем не только пользу для организации, но и выгоду для себя лично. Когда человек трудится без личного интереса, он делает лишь столько, сколько надо (на «троечку»), чтобы формально удовлетворить требования начальства.

    Высший пилотаж

    Наилучшим образом работник исполняет то, что он сам считает необходимым, а не то, что велит начальство (как известно, это совпадает далеко не всегда). Поэтому желательно, чтобы подчиненный сам пришел к решению, отвечающему замыслу руководителя. Задача последнего — подтолкнуть сотрудника к самостоятельным действиям, помочь ему самостоятельно сделать правильные выводы. В идеале руководитель должен не приказывать, а создавать ситуацию, в которой подчиненный сам приходит к нужному решению. Это представляет собой специфический стиль менеджмента — особым образом организованный процесс общения руководителя со своими подчиненными. На Западе данный стиль в настоящее время очень популярен. Управление сотрудниками строится таким образом, что они действуют фактически самостоятельно, оставаясь при этом под наблюдением менеджера-наставника. Такое наблюдение включено в повседневное деловое общение руководителей и подчиненных: консультирование во время совещаний, переговоров, текущий контроль за выполнением сотрудниками своих обязанностей и т.д.

    Естественно, это требует хорошего знания психологии, мотивации подчиненных. Это — настоящее искусство, высший класс руководства людьми, которые в данном случае чувствуют себя полностью самостоятельными. Доверие, которое они ощущают, демонстрация уважения к подчиненным — наилучшая мотивация их эффективной деятельности. И они с большей охотой идет на работу, более инициативны и удовлетворены своим трудом.

    К сожалению, при сегодняшнем уровне развития управленческой и деловой культуры в нашей стране такой стиль руководства воспринимается не иначе как научная фантастика. Увы. Поэтому в наших условиях создание желаемых ситуаций может осуществляться, например, простым задаванием цепочки вопросов, позволяющих подвести собеседника к нужному решению. Логика последовательно задаваемых вопросов такова, что после каждого ответа сужается число степеней свободы отвечающего, ведь, отвечая на каждый вопрос, человек определяет свою позицию, становится пленником предыдущих ответов.

    Например, нужно дать задание нерадивому сотруднику, который (это известно по опыту) обязательно начнет возмущаться, доказывать, что это не входит в его обязанности и т.п. Здесь возможен такой вариант диалога:

    Шеф: «Вам, конечно же, знакома должностная инструкция, где изложены Ваши служебные обязанности?»
    Подчиненный: «М-м-м-да, разумеется».
    Шеф: «В таком случае Вы должны хорошо помнить параграф пятый пункта четвертого раздела второго?»
    Подчиненный: «Э-э-э, а что такое?»
    Шеф: «Этот пункт прямо адресуется Вам: нужно сделать…» (дается приказ и определяется срок выполнения).

    Нерадивый подчиненный, конечно же, плохо знаком с должностной инструкцией, а если и читал ее когда-либо, то давно забыл содержание. Но сказать «нет» начальнику он не решится. А сказав «да», он отрезает себе пути отступления.

    Мишенью воздействия также могут выступать различные личностные качества подчиненного: честолюбие, амбиции, желание доказать свою исключительность, особенности темперамента и характера, проч. Автор этих строк однажды стал свидетелем ситуации, когда начальник отдела говорил своему сотруднику: «Василий Игнатьевич, нужно выполнить одно задание. Не буду скрывать, это очень сложное задание. Поэтому Вам, очевидно, оно не под силу (прозрачный намек: мол, не с твоей квалификацией…). Как Вы думаете, кому из Ваших коллег его можно поручить?» Честолюбивый и амбициозный сотрудник, любящий во всем перечить своему шефу и выискивающий возможность показать, что это его нужно было назначить боссом, а не нынешнего, тут же вспыхивает:

    — Отчего же? Я тоже способен его выполнить!
    — Вы шутите?
    — Нет, не шучу. Я знаю, как быстро все сделать!
    — Неужели?
    — Точно!
    — Вот это да! Фантастика! (начальник разыгрывает искреннее удивление)
    — Через 3 дня принесу Вам результат!
    — Вы просто молодец! Вот спасибо! Прямо груз с души сняли! Через 3 дня доложите о выполнении! и т.д.

    «Завалить» такое дело — значит расписаться в своей полной профессиональной несостоятельности, поэтому к выполнению этого задания работник подойдет намного ответственней, чем к обычному приказу руководства, спущенному «сверху».

    Заключение. Чему можно научиться у японских самураев?

    В древности японские самураи повышали свое военное искусство, постоянно выполняя специальные упражнения. Владение самурайским мечом разбивалось на отдельные приемы, которые тщательно отрабатывались до тех пор, пока не достигалось мастерство: совершенство, автоматизм, легкость и непринужденность исполнения.

    Искусство управления людьми также требует постоянных тренировок. Умение приказывать заключается в дозированном и дифференцированном применении приемов, перечисленных выше. Несложно понять (в том числе и с помощью этой статьи), в чем заключаются необходимые навыки. Но понимание не означает овладение навыками! Знать и уметь — не одно и то же! Идеи можно легко усвоить сегодня, а завтра забыть. Только добавив терпение и практику, можно овладеть ими. Помните: мастерство самурая требует, чтобы каждый прием владения мечом оттачивался до полного совершенства!

    Журнал «Бизнес-Форум IT», 2004 г.

    © Виктор Сороченко, 2004 г.
    © Публикуется с любезного разрешения автора.

    Решаем конфликтных ситуаций в коллективе

    Редко в какой компании не происходят конфликты между сотрудниками. Причин может быть множество: разница в возрасте, во взглядах на жизнь, уровень профессионализма, личная неприязнь и многое другое. При возникновении конфликтной ситуации многие предпочитают руководствоваться формулой «Не нравится — увольняйся!», однако большинство спорных моментов можно решить, не прибегая к столь радикальным мерам.

    Рассмотрим несколько кейсов с самыми распространенными конфликтными ситуациями, которые встречаются на рабочем месте. О том, как выйти из непростого положения, расскажут Анна Супрун, руководитель отдела подбора постоянного персонала Coleman Services-Санкт-Петербург, Мария Федорова, психолог медицинского центра «Эхинацея», Анастасия Селиванчик и Анастасия Егунова, ведущие консультанты рекрутингового агентства Penny Lane Personnel и Лариса Чугуевская, руководитель департамента рекламы и PR рекрутингового агентства Penny Lane Personnel.

    Кейс 1.

    В бухгалтерии в одном кабинете работают две сотрудницы. Одна из них молодая, другая в предпенсионном возрасте, но обе хорошие специалисты. Несмотря на то, что они работают независимо друг от друга, старшая сотрудница регулярно вмешивается в работу молодой: дает ей советы, постоянно говорит об отсутствии компетенции, указывает на ошибки. Кроме того, женщина предпенсионного возраста постоянно обращает внимание на то, как выглядит молодой специалист, пытается ее по-своему «образумить». При этом старшая сотрудница делает это без злого умысла — таким образом, она беспокоится о своей «неопытной» коллеге. Как следует поступить женщинам в данной ситуации?

    Мария Федорова:

    «Непрошеные советы и оценка внешности являются, пожалуй, самыми распространенными примерами нарушения психологических границ. Каждый из специалистов несет свою половину ответственности за сложившуюся ситуацию. Женщина предпенсионного возраста виновата в том, что нарушает границы коллеги, а молодая сотрудница — в том, что их не отстаивает.

    В чем внутренний механизм такого поведения? Сотрудница предпенсионного возраста, давая советы и указывая на ошибки, а также оценивая внешность коллеги, занимает по отношению к ней «родительскую» позицию, тем самым выходя за рамки профессиональной роли. То есть ведет себя непрофессионально. Ведь быть профессионалом возможно только при общении с коллегами на равных. Для того чтобы снова вернуться в профессиональные рамки, нужно перестать занимать позицию «сверху».

    В свою очередь, молодой женщине следует начать отстаивать свои границы. Это возможно делать в корректной и профессиональной манере. Схема поведения в подобного рода конфликте довольно проста. Во-первых, сначала молодой сотруднице нужно предъявить факт (нерешенного совета, ранящей оценки), во-вторых, озвучить свои чувства по этому поводу, в-третьих, попросить больше так не делать и, наконец, сказать, что она сделает, если ее просьба снова будет нарушена».

    Анна Супрун:

    «В данной вариации на тему «отцов и детей» пожилой сотруднице, разумеется, не стоит с таким рвением заботиться о молодой коллеге. Но поскольку она действует из лучших побуждений, то, возможно, к этой мысли ее и следует подвести. Сделать это может главный бухгалтер, HR или административный руководитель. Результатом мягкого деликатного разговора должен стать твердый вывод о тех рамках, за которые нельзя выходить на рабочем месте. Молодой же сотруднице можно посоветовать быть терпеливой, снисходительной и перенимать опыт».

    Анастасия Егунова:

    «Специфика деловых отношений в офисном пространстве отличается регулярностью взаимодействия работников, частотой и полнотой контакта. Согласитесь, так или иначе в офисе приходится вникать в телефонный разговор своего коллеги, носящий сугубо личный характер. Поэтому открытость, дружелюбие, внимательность к другому сотруднику — основа здоровых деловых отношений, особенно в малом коллективе.

    Очевидно, что опытный бухгалтер дарит прекрасную возможность молодому специалисту узнать многие тонкости и нюансы профессии, отношений в коллективе. При этом старшему специалисту нужно понимать, что отношения «дочки-матери» тоже имеют свои границы и рамки. И советы относительно внешности или личной жизни своей молодой коллеге нужно давать в максимально деликатной форме, не требуя их исполнения, поскольку младший бухгалтер имеет полное моральное право поставить на место свою наставницу и провести демаркационную линию в отношениях. Лезть на рожон, как бывает у молодых максималистов, конечно, нельзя, но обязательно следует доверительно сообщить своей коллеге о том, что ее задевают замечания относительно ее личного пространства. В любом случае если в основе отношений между двумя бухгалтерами лежит взаимоуважение и профессионализм — ситуация не дойдет до явных конфликтов или неурядиц».

    Кейс 2.

    В отдел назначают нового молодого руководителя. При этом большинство его подчиненных значительно старше — средний возраст персонала — 40 лет. Любые решения и установки молодого начальства сотрудники воспринимают негативно — они полагают, что руководитель недостаточно компетентен. Молодой человек в свою очередь понимает, что его подчиненные относятся к нему отрицательно, и хочет изменить такое отношение. Как можно выйти из подобной ситуации?

    Мария Федорова:

    «В данной ситуации мы видим распространенную проблему, с которой сталкиваются многие вновь назначенные руководители. Эффективно управлять командой в этом случае можно только войдя в профессиональную роль. То есть буквально начальнику нужно перестать быть человеком и полностью переключиться на выполнение своих обязанностей. Только так возможно вернуть работу подчиненных в нормальное русло. Для начала руководителю необходимо признать тот факт, что он утратил профессиональную позицию по отношению к своим сотрудникам. Далее ему следует понять, какие именно параметры своей роли он не соблюдает. После этого нужно вернуться в роль, учитывая найденные недостатки, и общаться с подчиненными только таким образом».

    Анна Супрун:

    «Я полагаю, что обеим сторонам это надо пережить. Негативный эффект от прихода нового управленца продержится в коллективе не больше полугода. За это время тема будет сто раз поднята и попросту наскучит большинству. Ее продолжат обсуждать лишь в кругу «традиционно всем недовольных сотрудников», а их процент незначителен. Руководителю же нужно, чтобы к этому времени появилась возможность продемонстрировать свою профессиональную зрелость».

    Кейс 3.

    В коллективе есть сотрудник, считающий себя «душой компании» — он постоянно шутит, рассказывает анекдоты, регулярно уходит на перекуры и зовет половину отдела с собой. Большинству работников такое поведение кажется неуместным — мало того, что шутки балагура далеко не всегда смешные, при этом он еще и отвлекает коллег от работы. Однако напрямую попросить весельчака умерить свой пыл сотрудники стесняются. Что следует предпринять его коллегам?

    Мария Федорова:

    «В данной ситуации затруднения связаны с тем, что перепутаны человеческие и профессиональные отношения. Сотрудники стесняются сказать, что поведение коллеги мешает им работать, потому что находятся в этот момент не в «рабочих» отношениях с ним. В этой случае можно делегировать данный вопрос руководству, так как решение подобного рода проблем находится в его компетенции, либо искать выход самостоятельно. Для этого разговор с «душой компании» нужно вести в формате «просто бизнес, ничего личного», подчеркивая, что его поведение не устраивает коллег именно в рабочем контексте, а никак не в личном. Поэтому стоит говорить о конкретных действиях, а не о личности, а также дать понять, что вне рабочего времени его шутки желанны и приемлемы».

    Анна Сапрун:

    «Наверно, такой сотрудник есть в каждой компании, и периодически призывать его к порядку — задача руководителя. Если работа этого специалиста дает результат, то жестко бороться с ним я бы не стала, ведь его энергию можно направить в мирных целях: как в решении рабочих задач, так и для снятия неожиданно возникшего напряжения в коллективе. При этом его непременно нужно держать под контролем и, как в старом добром советском кино, время от времени возвращать «в бухгалтерию». Опытный руководитель сумеет сделать это, не обидев человека».

    Лариса Чугуевская:

    «Вольное прочтение теории неформального лидерства позволяет утверждать, что штатный балагур — персона, требующая активного эмоционального участия в своей судьбе и, к тому же, неуверенная в себе. Соответственно для «утихомиривания» весельчака нужно блокировать эти две черты его натуры. Во-первых, следует максимально перевести общение в рабочее русло и придерживаться строгого, сухого стиля. Во-вторых, по ситуации надо стараться делать комплименты его профессиональным успехам. Любой здравомыслящий сотрудник оценит деликатность коллег и прояснит для себя картину коллективных взаимоотношений. Очевидно, что никто не желает объявлять бойкот и менять статус «души компании». Однако благоприятную почву для правильных выводов такое коллективное поведение создаст. И настойчивость, активность, обилие попыток балагура устроить не всегда уместное веселье в ходе рабочего процесса претерпят коренное изменение».

    Кейс 4.

    В коллективе работают менеджер и его ассистент. Первый регулярно нагружает своего помощника работой, а сам большую часть рабочего времени сидит в социальных сетях, разговаривает с коллегами и подолгу обедает. Однако итоговый результат совместной работы он преподносит как свою личную заслугу, за что регулярно получает от начальства благодарности и премии, в то время как ассистент остается в тени. Как помощнику выйти из этой ситуации?

    Мария Федорова:

    «В данной ситуации помощник стоит перед сложным выбором: либо он остается в тени, сохраняя «статус кво», либо начинает открыто говорить о данной проблеме с руководителем и более высоким руководством. Правда, в этом случае результат предсказать трудно: обращение к начальству может обернуться для ассистента как повышением, так и увольнением. Поэтому при общении с руководством важно строить свои сообщения, соблюдая профессиональную роль, не переходя на личности и предъявляя факты, а не суждения».

    Анна Супрун:

    «Как видно, начальство не углубляется в жизнь коллектива, иначе ему было бы понятно, кого на самом деле нужно благодарить. Ассистенту следует воспользоваться ситуацией и получить максимум опыта, что бесспорно будет оценено его будущим работодателем».

    Анастасия Селиванчик:

    «Для начала ассистенту стоит расставить приоритеты: эта работа ему нужна для карьерного роста, для строчки в резюме или же для получения нового профессионального опыта в данной сфере. К примеру, выпускник философского факультета осваивает профессию маркетолога, и работа ассистентом — единственный способ приобретения опыта в данной области. Разумеется, придется притерпеть ряд неудобств, пока приобретенные навыки и умения не пора будет переводить на следующий уровень — менеджера по маркетингу. И только после этого имеет смысл просить повышения у своего руководства, а в случае отказа — искать новое место работы. Есть и неделикатное решение проблемы взаимоотношений с непосредственным начальником: можно обратиться к вышестоящему руководству и попытаться объясниться. Правда, в этом случае нужно быть готовым к самым разным вариантам финала этого разговора».

    Алексей Киндялов — эксперт «Работа.Ру
    delovoymir.biz/ru

    Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
    Мы будем Вам благодарны!

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль