На небо за звездочкой — космонавтки, Терешкова, космическая, станция, «Мир»


На небо за звездочкой — космонавтки, Терешкова, космическая, станция, «Мир»

30, 31 декабря и 1 января Музей космонавтики и Дом-музей академика С.П.Королёва будут закрыты. Ждём вас со 2 января 2020 года. Со 2 по 7 января вход в музеи свободный.

Dear guests! On December 30, 31 and January 1, The Museum of Cosmonautics and S.P. Korolyov House-Museum will be closed. We are waiting for you from January 2, 2020. From January 2 to 7, admission to museums is free.

Музей космонавтики
Мемориальный дом-музей академика С.П. Королёва

Топ-15 экспонатов Музея космонавтики

​Музей космонавтики – один из крупнейших научно-технических музеев не только в России, но и во всём мире – общая площадь экспозиции составляет более 3 квадратных километров, а количество экспонатов в фондах – более 98 000 единиц хранения!

Мы выбрали 15 самых знаковых космических артефактов, которые вдохновят посетить наш музей.

  • Технологический дубликат первого искусственного спутника Земли

Самый первый – без него не было бы ни первого космонавта планеты, ни множества научных и технических достижений. Не было бы и нашего музея, в котором Искусственный спутник Земли №1 занимает одно из почётных мест. Именно этот небольшой шарик простейшей конструкции открыл 4 октября 1957 года «космическую» эру в истории человечества. Известный во всём мире под своим интернациональным именем, летом 2020 года Sputnik добавил к своей «биографии» ещё одну строчку – ИСЗ-1 стал одним из символов Чемпионата Мира по футболу в России.

  • Белка, Стрелка и оригинальный катапультируемый контейнер

Чучела четвероногих героев космоса Белки и Стрелки и подлинный спускаемый аппарат, в котором две отважные собаки вернулись на Землю после успешного космического полёта 19 августа 1960 года. На стенках катапультируемого контейнера – как напоминание о собачьем подвиге – сохранились повреждения и вмятины, следы «мягкой посадки».

  • Кардиограмма Юрия Гагарина

Увидеть, как билось сердце первого космонавта Земли перед стартом, можно на уникальном документе – электрокардиограмме, снятой с Юрия Гагарина меньше, чем за сутки до полёта, вечером 11 апреля 1961 года. Сердечные ритмы и другие медицинские показатели у Гагарина снимали каждые 4 часа. По воспоминаниям профессора, доктора медицинских наук, Ады Котовской, готовившей первых космонавтов к полётам, «во время последней проверки датчиков и наших рекомендаций Юрий был молчалив, сосредоточен и очень серьёзен. Изредка он напевал куплеты из популярных тогда песен, но больше молчал. За четыре часа до старта (есть у меня снятая ЭКГ) было видно, что Юра волнуется. Да кто бы не волновался! Просто он умел сдерживать свои эмоции».

  • Скафандр космонавтов первой шестёрки

Рабочая спецодежда космонавтов Первого отряда отличается от тех скафандров, в которых отправляются на орбиту сегодня. Но уже тогда это была не просто одежда, а сложнейшее инженерное сооружение со встроенной системой вентиляции, система жизнеобеспечения которой была рассчитана на 10 суток. Именно в таких скафандрах побывали на орбите Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриан Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский и Валентина Терешкова, причем для последней был создан скафандр СК-2, специально пошитый на женскую фигуру.

  • Первая отечественная экспериментальная жидкостная ракета на гибридном ракетном топливе «ГИРД-09»

Пионерская разработка Группы изучения реактивного движения (ГИРД) была сконструирована Михаилом Тихонравовым. Запущенная с полигона в Нахабино, ракета на гибридном топливе, смеси канифоли с бензином, достигла высоты в 400 метров и открыла собой эру советского ракетостроения. «День 17 августа 1933 года несомненно является знаменательным днем в жизни ГИРД и начиная с этого момента советские ракеты должны летать над Союзом Республик!», – написал вскоре для гирдовской стенгазеты Сергей Королёв.

  • Космический корабль «Союз»

Один из основных экспонатов всего музейного собрания – полноразмерный корабль серии «Союз». На сегодня это главная «рабочая лошадка» мировой космонавтики: всего с 23 апреля 1967 года выполнено 133 успешных пилотируемых запуска к орбитальным станциям «Салют», «Мир» и МКС. Корабль, представленный в экспозиции, состоит из трёх блоков – бытового и приборно-агрегатных отсеков и подлинного спускаемого аппарата «Союз ТМА4», на котором в 2004 году стартовал и возвращался российский космонавт-рекордсмен Геннадий Падалка.

  • Макет базового блока станции «Мир»

Самый популярный и самый посещаемый экспонат музея, в котором каждый может примерить на себя «космический» быт: оценить масштабы орбитального дома, увидеть спальные и рабочие места космонавтов, обеденный стол и, конечно же, санузел (спойлер: вполне привычного земного вида).

Эта конструкция длиной 14,5 метров была установлена на модуле «Квант» орбитальной станции «Мир» космонавтами Анатолием Арцебарским и Сергеем Крикалёвым в июле 1991 года. Кроме собственно технических достижений – «Софора» была предназначена для установки на верхнем звене выносной двигательной установки (ВДУ) – это уникальное сооружение вошло в историю и как мачта для последнего и самого высоко поднятого флага СССР, который находился в космосе до марта 1992 года.

Космический мотоцикл (средство для перемещения космонавта в открытом космосе)

Это транспортное средство – по замыслу его создателей – помимо помощи космонавтам в ремонтных, монтажных и научных работах в открытом космосе, должно было сыграть и одну из главных ролей в «Холодной войне» в космосе. «Средство для передвижения космонавта», автономный космический аппарат, оснащённый реактивными двигателями, системами энергопитания, управления и связи и специальным страховочным тросом, также рассматривалось и во вполне боевом применении – например, с его помощью советские космонавты могли бы обезвреживать и выводить из строя вражеские спутники.

  • Макет «Лунохода-1» и оригинальный пульт управления

Первый автоматический самоходный аппарат на поверхности другого небесного тела, проехавший по Луне 10 с половиной километров, стал ещё одним триумфом советской науки. Эта восьмиколёсная научная лаборатория размером с автомобиль «Жигули» кроме многочисленных исследований и экспериментов, выполняла и практическую миссию – поиск площадки для прилунения советской лунной пилотируемой миссии.

Уникальный пульт, с которого в 1970-71 году осуществлялось управление первым «Луноходом», был передан Музею оператором вождения «Лунохода-1» и «Лунохода-2» Вячеславом Георгиевичем Довганем.

  • Скафандр Майкла Коллинза

Скафандр одного из членов первой пилотируемой миссии к Луне «Аполлон-11» Майкла Коллинза, пилота командно-служебного модуля «Колумбия». Коллинз, в отличие от двух других астронавтов, Нила Армстронга и Базза Олдрина, на поверхности Луны не был, однако вошёл в историю пилотируемой космонавтики – как первый человек, совершивший два выхода в открытый космос.

Побывавший на орбите спутника Земли скафандр был подарен Музею директором и генеральным конструктором НПП «Звезда» Гаем Ильичем Севериным.

  • Спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции «Марс-3»

В декабре 1971 года Земля впервые увидела, как выглядит поверхность Красной планеты – с помощью видеосигнала было передано несколько снимков с места посадки «Марса-3». Впервые научная автоматическая станция благополучно совершила посадку на другую планету, впервые на поверхность Марса спустился марсоход «ПрОП-М», шагающий прибор для оценки проходимости марсианского грунта. Марсиан научный аппарат не встретил, зато передал на Землю ценные данные о составе и строении атмосферы Марса, его температуре и рельефе.

  • Возвращаемый контейнер, который доставил лунный грунт на Землю

Первая в мире автоматическая доставка лунного грунта на Землю – ещё одно достижение советской науки и техники. Экспедиция, состоявшаяся в 1971 году, привезла с Луны 101 грамм реголита, взятого в районе Моря Изобилия. Практика подтвердила слова Главного конструктора – поверхность земного спутника оказалась твёрдой, сродни земному базальту. 20 крупинок лунного грунта, доставленные на Землю с помощью космического аппарата «Луна-16», также можно увидеть в нашем Музее.

  • Андрогинный периферийный агрегат стыковки космического корабля «Союз» (АПАС)

Первому совместному полёту двух сверхдержав предшествовали длительные переговоры, на которых одним из важнейших был вопрос соответствия стыковочных узлов двух кораблей. Советские специалисты предложили уже отработанную и надёжную систему ССВП, она же «Штырь-конус», или «Папа-мама», – согласно наличию твёрдых выступающих деталей или соответствующих отверстий, однако уязвлённые американцы в роли «мамы» быть не захотели. Инженерное решение, предложенное конструктором Владимиром Сыромятниковым, позволило выполнить на орбите стыковку советского «Союза» с американским «Аполлоном», а экипажам кораблей – встретиться над планетой: оба узла АПАС-75 обладали и «штырями» и «конусами» одновременно. Впоследствии подобные системы использовались на станциях «Мир» и МКС и для стыковки челноков Shuttle.

  • Макет многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран» в масштабе 1:10

Последний громкий триумф Советского Союза, «Русское чудо» и наш ответ на американскую программу Space Shuttle, во многом её превзошедший – так, на «Буране», в отличие от «челноков» была предусмотрена система экстренного спасения экипажа. Корабль-моноплан, выводившийся на орбиту с помощью сверхтяжёлой ракеты «Энергия», был рассчитан на 100 полётов, но совершил всего один – 15 ноября 1988 года, впервые в мире выполнив полностью автоматическую посадку аппарата такого класса.

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики, «История космических побед»

Форма: устный журнал.

Цели:

  • Познакомить учащихся с биографиями первооткрывателей космической эры, являющимися примером трудолюбия, упорства в достижения цели.
  • Расширить представления учащихся о первых шагах в космосе.
  • Привлечь учащихся к изучению соответствующей литературы для расширения кругозора.

1. Рассмотреть основные этапы развития космонавтики.

2. Привлечь внимание к истории космических побед не только старших, но и младших школьников, воспитание патриотизма.

3. Закрепить полученные знания по вопросам викторины.

Ведущие открывают журнал, затем объявляют каждую следующую страницу журнала.

Оформление каждой страницы: выступление учащихся, показ презентации «История космических побед».(Приложение 1).

Оборудование: портреты первых космонавтов; фотографии отряда первых космонавтов; мультимедийный проектор.


Какими представляли Землю и небеса люди в древности.

Ведущий: Древние греки думали, что Земля плоская и похожа на огромное блюдо.На этом блюде расположены горы и равнины, реки и озера. Сверху необыкновенное блюдо прикрывает небесный свод. Некоторые народы полагали, что Земля лежит на трёх могучих слонах-великанах. Наши предки-славяне считали, что небеса и Земля похожи на яйцо, которое снесла огромная «космическая птица». На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и старинных легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах! (Слайд 2) Алладин летал на волшебном ковре-самолёте, Баба-Яга неслась над землёй на ступе, Иванушку несли на крыльях гуси-лебеди. Прошли века и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Но человечество мечтало о полётах не только в воздушном, но и в космическом пространстве, о котором великий русский учёный и поэт Михаил Ломоносов сказал так:

Открылась бездна
Звёзд полна,
Числа нет звёздам,
Бездне — дна!

Николай Иванович Кибальчич

Ведущий: Россия внесла значительный вклад в развитие космических технологий, позволивших человеку начать покорение Вселенной. В стране с середины XIX века начались теоретические исследования по проектированию и использованию боевых ракет. В этой связи следует упомянуть о русском изобретателе и революционере Николае Ивановиче Кибальчиче. (Слайд 3 ) За 80 лет до первого полета человека в космос он разработал проект ракетного летательного аппарата. Работа была выполнена при весьма трагических обстоятельствах. Дело в том, что Кибальчич за участие в покушении на жизнь царя Александра II был приговорен к смертной казни. В тюрьме в ожидании исполнения приговора он на пяти страницах изложил идею космического корабля с реактивным двигателем, который поможет человечеству выйти в космос (23 марта 1881 года). По его замыслу, двигатель летательного аппарата должен был приводиться в действие порохом, спрессованным в “цилиндрические шашки”. У изобретателя не было возможности проводить сложные математические расчеты. Основное внимание он сосредоточил на изложении сути своей идеи. Главное отличие проекта Кибальчича от других состояло в том, что его “воздухоплавательный прибор” мог передвигаться даже в безвоздушном пространстве. Конечно, в предлагаемом проекте имелись недостатки и ошибки. Но это не главное. Главное, что в то время еще не существовало теории ракетного движения. А вот проект 27-летнего Кибальчича был! Единственное, о чем просил он суд, передать свой труд на экспертизу ученым. Однако эта просьба не была удовлетворена. 37 лет о созданном им проекте никто не знал. Только в 1918 году при разборке секретного архива царской охранки в деле казненного народовольца Н.И. Кибальчича был найден “Проект воздухоплавательного прибора”. И он вошел в историю проникновения человека в космос навсегда. Вошел как техническое озарение, как великая победа человеческого духа.

Циолковский Константин Эдуардович

Ведущий :Неоценимый вклад в развитие ракетной и космической техники внес выдающийся русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. (Слайд4) В круг его интересов входили многие научные проблемы, но главные из них исследование мирового пространства и межпланетные путешествия. Планы ученого самоучки имели поистине космический размах. Средства для оборудования и для опытов шли из семейного бюджета. Целью всей жизни Циолковского, по его собственному признанию, было сделать “что-нибудь полезное для людей и продвинуть человечество хоть немного вперед”.

Всю свою жизнь он посвятил мечте о преодолении земного тяготения, о полном отсутствии тяжести .Циолковский К.Э. говорил: «Человечество не останется на Земле, оно завоюет себе около солнечное пространство». «Но человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума», добавлял учёный. Циолковский доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты! Он разработал теорию ракеты, предложил использовать для ракет жидкое топливо, продумал устройство ракеты и вывел основную формулу движения ракеты. Кроме того, он предсказал, что в космическом пространстве будет постоянно находиться настоящий космический дом, где космонавты станут подолгу жить, занимаясь исследованиями!

Фридрих Артурович Цандер

Ведущий: На начало XX века пришлись изыскания другого изобретателя Юрия Васильевича Кондратюка. В книге “Завоевание межпланетных пространств” он впервые выдвинул идею создания многоступенчатой ракеты, работающей на кислородно-водородном топливе. Полеты за пределы атмосферы невозможно было осуществить без реактивных двигателей. И в 1921 году при содействии Николая Ивановича Тихомирова, проектировщика первых отечественных боевых ракет, образовалась специальная лаборатория по разработке ракетных двигателей. Вскоре в ней появился и новый инженер Валентин Петрович Глушко, возглавивший эксперименты с ракетными двигателями, работавшими на жидком топливе.

Ведущий: Следующий этап в развитии теории и практики ракетостроения связан с именем Фридриха Артуровича Цандера. ( Слайд 5 ).Работать в области межпланетных сообщений он начал еще в 1906 году. Исследовал, изучал и проверял все, что может пригодиться в космическом полете. Он даже выращивал капусту в толченом древесном угле: ведь полет может продолжаться долгие годы, значит, следует позаботиться о рационе космонавтов. Почему в угле? Уголь гораздо легче земляного грунта, поэтому вся такая оранжерея весит меньше, чем одна огородная грядка. В полете, где на счету каждый грамм, это очень важно. Сегодня метод выращивания на борту растений известен под названием “аэропоника”. В мае 1910 года ему пришла в голову оригинальная мысль о возможности соединить Землю и Луну тросом. Он тотчас сделал математические выкладки, которые показали невозможность практической реализации идеи. Однако термин “космический лифт” уже обрел право на жизнь. В наше время в научной литературе существует достаточно большое количество предложений по всевозможным космическим буксирам, тросам и т.п. “Придет время, говорил Фридрих Артурович, — и могучие реактивные корабли на космической скорости направятся к другим мирам Вселенной”. Эту веру в победу человеческого гения он стремился передать в своих лекциях и докладах. “Инженер Ф.А. Цандер сделает сообщение об изобретенном им новом корабле, решающем задачу полета в мировое пространство”. В 20-е годы прошлого столетия такие объявления можно было прочитать во многих городах страны.

В июле 1922 года Ф.А. Цандер даже взял на работе годовой отпуск, во время которого разрабатывал проект корабля-аэроплана. В 1931 году в Москве начала работать Группа изучения реактивного движения (сокращенно ГИРД). Активный пропагандист полета к Марсу, он стал одним из ее организаторов. Здесь работали также будущие творцы ракет — инженеры Сергей Павлович Королев, Михаил Клавдиевич Тихонравов, аэродинамик Владимир Петрович Ветчинкин. Группа работала в условиях постоянного дефицита материалов и инструментов, не хватало измерительных приборов, зарплата выплачивалась мизерная. В шутку ГИРД стали расшифровывать так “группа инженеров, работающих даром”. Цандер трудился на износ. Иногда он не уходил с рабочего места сутками, периодически подкрепляясь сухарями, сумка с которыми висела на гвозде рядом с его рабочим столом. Королев даже издал шутливый приказ, обязывающий сотрудника, покидающего здание последним, забирать с собой фанатично преданного работе Фридриха Артуровича. Эта сплоченная группа находила инженерные решения, которым не было аналогов в мировой практике. Среди реактивных двигателей и ракет, созданных ими, была знаменитая ракета на жидком топливе под названием “ГИРД-Х”. 25 ноября 1933 года эта двухметровая ракета взлетела в воздух и, набирая скорость, пропала в облаках. Всего 22 секунды работал ее двигатель, но этот полет доказал, что человек проложит дорогу к звездам.

Королёв Сергей Павлович

Ведущий :Все идеи Циолковского воплотил в жизньКоролёв Сергей Павлович. (Слайд 6). Академик С.П. Королев никогда не был в космосе. Но он хорошо представлял необычные условия космического пространства. Десятки лет обдумывал он свои идеи с тех незабываемых минут, когда открыл труды Циолковского, когда впервые юношей поднял в небо планер собственной конструкции, когда запустил первую в своей жизни ракету. Рядом с Королевым работали друзья молодости конструкторы первых ракет и самолетов, ставшие потом известными учеными. Вместе с ними работали сотни молодых конструкторов, инженеров, техников “горячие головы”, готовые обсуждать любую идею сутки, недели, месяцы сколько потребуется, чтобы на пустом до того месте родилось новое. Ведь не было тогда никаких примеров, никаких образцов во всей мировой технике! Знаменитое колесо и то легче было изобрести, чем этот. как же его величать.. звездолет, ракетолет. “Корабль — назовем его так, сказал однажды товарищам Сергей Павлович. Космический корабль”. И пояснил: космический корабль выйдет в открытый космос, как морской корабль выходит в просторы океана. Здесь только все гораздо сложнее, чем в океане. Главное -человеческая жизнь должна быть в безопасности .Поэтому не должно случиться ни малейшей ошибки.

Весной 1955 года в пустынной местности рядом с разъездом Тюра-Там (Казахстан) под завесой строжайшей секретности началось строительство будущего космодрома Байконур. Потребовалось поднять около миллиона кубометров грунта и уложить свыше 30 тысяч кубометров бетона, возвести первоочередные объекты первой космической гавани. Работы проводились круглосуточно. И уже к началу декабря военные строители сдали стартовое сооружение под монтаж пускового оборудования.

Перед СП. Королевым и его соратниками была поставлена задача: создать ракету, которая поднялась бы в космос. Ученые решили, что на орбиту надо выводить не весь корабль, а только его головную часть, которая и будет летать в космосе. В начале 1957 года ракета, получившая обозначение Р-7, была готова к испытаниям. 15 мая эта 273-тонная махина должна была уйти в небо со стартовой площадки полигона. Все надеялись на успех. Однако почти сразу после прохождения команды на запуск двигательной установки в хвостовом отсеке одного из боковых блоков возник пожар. Ракета взорвалась.

Первый искусственный спутник Земли (ИСЗ)

Ведущий : Но время шло быстро. Космические ракеты испытывались не только у нас, но и в Соединенных Штатах Америки. Все торопились. Обе страны хотели быть первыми. Началась так называемая космическая гонка.Наконец 21 августа 1957 года советская ракета успешно стартовала в космос.4 октября 1957 года произошло событие, которое потрясло весь мир,- был запущен первый искусственный спутник Земли (ИСЗ) в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени с космодрома Байконур (Слайд7 ).Это было первое, сотворённое человеком тело, которое не упало на Землю, а стало вращаться вокруг неё. Его вес составлял 83,6 кг, корпус имел форму шара диаметром 0,58 метров. Аппаратура и источники питания располагались в герметичном корпусе.

Запуск подействовал на американцев ошеломляюще. Ведь еще в 1948 году они громогласно заявили, что первыми создадут спутник. А потом приступят к созданию ракеты, которая полетит в космос с человеком на борту. Мы оказались впереди. Люди вечерами выходили из домов, стараясь увидеть маленькую звездочку в небе, прислушивались к эфиру. Чтобы слышать “голос” космического первенца, наши конструкторы предлагали установить на ИСЗ в качестве звукового сигнала Гимн Советского Союза, но С.П. Королев отказался от этой идеи, и мир услышал обычные сигналы: “Бип-бип-бип. ” .Спутник просуществовал на орбите 92 дня, совершил 1440 оборотов вокруг Земли и прошел при этом около 60 млн. км. За время его работы была собрана различная информация о верхних слоях атмосферы и о распространении радиосигналов в ионосфере. Когда 4 января 1958 года он сгорал на высоте около 500 км и кто-то загадывал желание, принимая его за падающую звезду, на орбите уже летал второй наш аппарат. И лишь через месяц — в феврале 1958 года — США запустили свой первый спутник. В середине 1958 года Нобелевский комитет решил наградить премией создателей первого в мире искусственного спутника Земли. На запрос из Стокгольма: кто же автор и главный конструктор космического аппарата? глава СССР Никита Сергеевич Хрущев ответил, что “творец новой техники — весь советский народ”. Мир в те годы так и не узнал имен своих засекреченных героев.

Ведущий: 3 ноября 1957 года с космодрома стартовал первый в мире биологический спутник, в герметичной кабине которого находилась обыкновенная дворняжка Лайка. (Слайд 8 ).Свою кличку собака получила потому, что имела привычку особенно часто лаять -требовательно и звонко. Полет показал, что в условиях невесомости живое существо может долгое время жить и работать. До Лайки 42 собаки на ракетах совершили в общей сложности 29 полетов в верхние слои атмосферы. После нее на шести космических кораблях еще 10. Всего 53 четвероногих друга человека испытывали на себе воздействие космоса, 20 из них, к сожалению, заплатили за это своими жизнями.

Ведущий : Новый 1959 год принес очередную победу в освоении космического пространства. 2 января в 19 часов 41 минуту 21 секунду московского времени стартовал космический аппарат “Луна-1”. Впервые в мире ракете-носителю “Восток”, созданной в КБ С.П. Королева, удалось преодолеть силу земного притяжения и вынести земное тело в космос. “Луна-1”должна была стать искусственным спутником Луны, но, пройдя в 6000 км от нашего естественного спутника, стала первой искусственной планетой — искусственным спутником Солнца — под названием “Мечта”.

В январе 1960 года были завершены летные испытания ракеты Р-7 (Восток), и она поступила на вооружение Ракетных войск стратегического назначения. Началась подготовка полета человека в космос. Ракета длиной 38,76 мимела стартовую массу 287 т и могла “вывозить” на околоземную орбиту почти 5 т полезного груза.

Ведущий :19 августа 1960 года простые дворняги Белка и Стрелка — “хозяева” третьего “Востока” (Слайд 9) — вместе с другими членами экипажа (двумя белыми крысами, 40 мышами и множеством мух-дрозофил) стали известными на весь мир.

Настоящие клички этих собак — Альбина и Маркиза. Но в то время они кому-то показались буржуазными, не подходящими для советских собак-космонавтов, поэтому клички им поменяли на хорошо нам известные Белка и Стрелка. Во время полета на собаках были скафандры — красный и зеленый. Датчики сложнейшей медико-биологической аппаратуры отслеживали все изменения в организмах животных. Совершив 18 оборотов вокруг Земли, они не только перенесли огромные космические перегрузки, но и благополучно вернулись на Землю и даже принесли здоровое потомство. Один из щенков Стрелки — Пушинка — был подарен жене президента США Жаклин Кеннеди.

Гагарин Юрий Алексеевич

Ведущий:В нашей стране решение об отборе людей и подготовке их для полета в космос было принято 5 января 1959 года. Главным и спорным здесь был один вопрос: какой профессией они должны обладать? Врачи доказывали, что надо набирать кандидатов на полет только из врачей, так как они умеют жертвовать собой ради спасения других. Инженеры космической техники считали, что в космос должен лететь человек из их среды, так как он хорошо знает корабль, делал его и потому должен испытать его работу в условиях космического полета. Претендовали даже водолазы, то ли в шутку, то ли всерьез намекая на схожесть работы космонавта в космическом скафандре с их работой в воде с потерей веса. А может, и потому, что греческое слово “космонавт” дословно переводится на русский язык как “мореплаватель во Вселенной”. В США, Англии, Франции и других странах их называют астронавтами, что в переводе означает примерно то же самое — звездоплаватели (“астро” — “звезда”), В итоге выбор пал на летчиков-истребителей. Они действительно из всех профессий на Земле ближе к космосу: летают на больших высотах в специальных костюмах, переносят перегрузки, умеют прыгать с парашютом, держать связь с командными пунктами и между собой, находчивы, дисциплинированны, хорошо знают реактивные самолеты, и вообще они — военные люди.

Ведущий :Летом 1959 года специально созданная из военных врачей медицинская комиссия приступила к отбору кандидатов в космонавты в авиационных частях. Какие же требования к ним предъявлялись? Во-первых, отменное здоровье с двойным- тройным запасом прочности. Во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом. В-третьих, способность к творческой, исследовательской работе. И, в-четвертых, они должны были отвечать определенным параметрам: возраст — 25-30 лет, рост -170-175 см, вес — 70-72 кг, и не больше!

К отбору кандидатов на космический полет подходили очень строго. Из трех тысяч летчиков-истребителей специалисты отобрали всего 20 человек. Отсеивали безжалостно. Даже за малейшее несоответствие в организме, о котором не ведал и сам пилот. Для сравнения: годом раньше американцы из 508 летчиков-испытателей отобрали в отряд астронавтов только 7 человек.

В марте 1960 года будущие космонавты приступили к занятиям. Вначале они проходили в Москве на бывшем Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе, а затем им выделили прекрасное место в Подмосковье , построили городок и назвали его Звёздным.

С космонавтами ежедневно занимались подготовкой и закаливанием, проводили учебно-тренировочные полёты на самолётах, следили за состоянием организм, испытывали в барокамерах, термокамерах и сурдокамерах, вращали на центрифуге, проводили кратковременные (30-40 секунд) полеты в невесомости. Врачи полагали, что в непривычных условиях у космонавтов могут быть психологические или физиологические срывы. Кроме того, большое внимание уделялось теоретическим занятиям по астрономии, небесной механике, ракетной технике, конструкции и устройству космического корабля “Восток” и его различных систем.

30 августа 1960 года советское правительство утвердило Положение о космонавтах СССР, узаконив новую профессию. Самым первым космонавтом стал некий Иван Иванович. В марте 1961 года он дважды совершил полет поочередно с собаками Чернушкой и Звездочкой на 6-м и 7-м по счету кораблях “Восток”. А называли Иваном Ивановичем манекен в оранжевом комбинезоне, отправленный ученными в космос. После возвращения с орбиты он выглядел вполне “здоровым”, что весьма поспособствовало принятию решения об отправке в космос живого человека.

До полета первого человека с планеты Земля в космическое пространство оставалось 18 дней. В созданном отряде космонавтов одним из лучших был Юрий Алексеевич Гагарин. (Слайд 10)

Сообщение учащихся о автобиографии Гагарина. (Приложение 2)

Ведущий :Человеку с такой простой биографией и предстояло открыть путь в космос. Пилотом-космонавтом корабля-спутника (так в те годы он официально именовался) государственная комиссия назначила Юрия Алексеевича Гагарина. 12 апреля 1961 года в 9 часов 18 минут по московскому времени впервые в мире был выведен на орбиту искусственный спутник Земли – корабль “Восток” с человеком на борту. (Слайд11-12) Наибольшая высота полета — 327 км. Проходил он по земной орбите всего 108 минут.

Целых 108 минут человек впервые любовался Землей из космоса!

Гагарин передал в микрофон: “Какой же красивый земной горизонт!” Юрий Алексеевич увидел не только какая Земля красивая, но и какая она маленькая и хрупкая. (Слайд 13 )

“Люди, берегите Землю!” — многократно повторял он потом, после полёта в космос.

Корабль сделал один виток вокруг Земли и совершил посадку на поле у деревни Смеловка Терновского (ныне Энгельского ) района Саратовской области. На высоте несколько километров Гагарин катапультировался и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата.

Юрий Гагарин принёс славу нашей Родине. Мы можем гордиться им. В честь первого космонавта Земли называли города, улицы, площади и даже цветы! В мире не было ни одной газеты, ни одного журнала, которые бы не опубликовали портрет первого космонавта планеты. Все помнят его обаятельное лицо, открытую улыбку, ясный взгляд. Этот день вошел в историю человечества как начало новой эры — эры полетов человека в космос. Как ликовал весь мир! “Гражданин Вселенной” — так звали Гагарина люди на всех континентах Земли .Каждый год 12 апреля в нашей стране отмечается замечательный праздник — День космонавтики .

В скафандре, по рабочему, как был.
У Волги на виду, ему знакомой,
На вспаханную землю он ступил
И зашагал, растаптывая комья.
На перелески, пашни посмотрел.
Земля! И вид её не изменился.
Сегодня в космос он с неё взлетел,
Сегодня ж на неё и возвратился.
Всё так же низко облака бегут,
Все так же небо сосны стерегут.
Все тот же день,
Часов всё та же мера.
Прошло лишь сто,
Сто с небольшим минут.
А на Земле уже иная эра,
Которую космической зовут!

Ведущий: После полета Гагарина покорение космоса пошло уже другими темпами. Всего через четыре года стало ясно, что человек может работать в открытом космосе.6-7 августа 1961 года на корабле «Восток-2» в космос полетел Герман Титов. Он совершил 17 витков вокруг Земли. Это был первый в мире многовитковый полёт.

С 14 по 19 июня и с 16 по 19 июня 1963 года опять в космосе два корабля: «Восток-5», пилотируемыйВалерием Быковским и «Восток-6», на котором полетела первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. (Слайд 14) Этот совместный полёт продолжался 70 часов. Терешковасовершила 48 витков вокруг Земли, находясь на орбите трое суток, и благополучно вернулась на Землю. (Слайд 15).Именем Валентины Терешковой названы кратер на обратной стороне Луны, малая планета и звезда.

Ведущий: С 12 по 13 октября 1964 года на околоземную орбиту поднялся первый многоместный корабль «Восход». На его борту находились три человека: командир Владимир Комаров, врач Борис Егоров и учёный Константин Феоктистов. (Слайд 16). Впервые в космосе работали люди разных специальностей, которые проводили наблюдения и изучение космического пространства.

Ведущий: Развитие космонавтики во многом зависит от возможности активной деятельности человека в открытом космическом пространстве. Первый шаг в этом направлении был сделан в полете космического корабля “Восход-2” космонавтами Павлом Ивановичем Беляевым и Алексеем Архиповичем Леоновым. (Слайд 17 ).Корабль “Восход-2”, выведенный на околоземную орбиту 18 марта 1965 года был оснащен шлюзовой камерой и оборудованием для выхода человека в космическое пространство. В полете, на высоте около 500 км, космонавт А. Леонов в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения впервые в историй космонавтики вышел в открытое космическое пространство. (Слайд18). Вне шлюзовой камеры он находился в течение 12 минут, удаляясь от корабля на расстояние до 5 метров. Космонавт выполнил запланированные работы, провел технические наблюдения. Полет корабля продолжался 26 часов. Его посадка была осуществлена с использованием ручной системы управления. Проведенный эксперимент подтвердил возможность пребывания человека в открытом космосе и полного сохранения его работоспособности в специальном снаряжении.

Ведущий: Америка была шокирована успехами СССР в освоении космического пространства. Через полтора месяца после гагаринского старта 25 мая 1961 года американский президент Джон Кеннеди призвал Конгресс США и американский народ взять на себя обязательство: до 1970 года совершить пилотируемый полет на Луну с высадкой человека на ее поверхность.(Слайд19) .Американцы решили осуществить грандиозную лунную программу под названием “Аполлон”. 20 июля 1969 года в 23 часа 17 минут 42 секунды по московскому времени трое американских астронавтов “прилунились” в море Спокойствия. Через 6,5 часов сначала Нейл Армстронг, а спустя 15 минут Эдвин Олдрин покинули кабину корабля и отправились “на лунную прогулку”. Они пробыли на поверхности Луны более двух часов. Установили американский флаг, научные приборы, провели двухминутный сеанс связи с президентом США Никсоном, набрали около 25 кг грунта. На оставшейся на поверхности Луны посадочной ступени лунного модуля укрепили табличку с выгравированными на ней Картой полушарий Земли и словами: “Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 года новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества”. После семичасового отдыха астронавты включили двигатель взлетной ступени и стартовали с Луны.Долгожданный полет, продолжавшийся 8 суток 3 часа 18 минут, был успешно завершен. При последующих высадках на Луну астронавты передвигались по ней на электромобиле.

Сколько всего людей оставило свои следы в пыли лунных долин? Задайте этот вопрос своим знакомым, и вы услышите ответ: двое. четверо. А их было 12! А летало вокруг Луны 24 человека! В общей сложности американские астронавты пробыли на Луне 300 часов, в том числе вне кабины, непосредственно на ее поверхности, — 81 час.

В отличие от американцев наши ученые решили исследовать Луну при помощи автоматики. Советская автоматическая станция “Луна-16” опустилась на Луну в море Изобилия, по команде взяла пробу лунного грунта и вернулась на Землю (сентябрь 1970 года). Позднее подобная станция “Луна-20” доставила на Землю пробу из горного района Луны, куда космонавты попасть не могли (февраль 1972 года). Почти год (с 17 ноября 1970 года по 30 сентября 1971 года) на Луне в море Дождей работало первое в мире внеземное транспортное средство — “Луноход-1”.( Слайд20) Он обследовал 80 000 кв. м лунной поверхности, в сотнях точек изучил свойства грунта, а в 25 точках произвел химический анализ его состава. Телевизионные установки “Лунохода”, управляемые с Земли, передали свыше 200 панорам и 20 000 фотографий поверхности нашего спутника. Лазерный отражатель, установленный на верхней части “Лунохода-1”, позволял точно определять расстояние до него. В 1973 году в море Ясности, на дне кратера Лемонье диаметром 55 км, был высажен “Луноход-2” (Слайд 21 ). Он прошел 37 км — почти вчетверо больше, чем “Луноход-1”, изучая рельеф и свойства грунта.

Стыковка в космосе

Ведущий : В 1975 году две мировые державы — Советский Союз и Соединённые Штаты Америки приняли программу ЭПАС — экспериментальный полёт «Аполлон» — «Союз». 17 июля 1675 года состоялась стыковка двух кораблей. Космонавты А. Леонов, В. Кубасов и астронавты Т. Стафферд, Д. Слейтон, В. Браундт пожали друг другу руки на орбите. (Слайд 22 )

Космические станции «Мир» и МКС

Ведущий: Следующим шагом в освоении космического пространства стало появление орбитальных станций — крупных научно-исследовательских комплексов. Советская орбитальная станция «Мир», ( Слайд 23 ) выведенная на орбиту 20 февраля 1986 года, проработала 15 лет. За это время на борту «Мир» побывало 104 космонавта, со станцией состыковалось 109 космических аппаратов. В 1998 году Россия и США приступили к постройке МКС — Международной космической станции. Это огромный орбитальный комплекс, лаборатория для совместной работы российских и американских исследователей космоса. Космонавты и астронавты проводят исследования, ставят эксперименты.

Женщины в космосе

Ведущий: Космос оказался местом не только для суровых мужчин. (Слайд 24 ).

Второй женщиной отправивщейся в космический полет только через 19 лет после Валентины Терешковой стала Светлана Евгеньевна Савицкая. С 19 по 27 августа 1982 года в качестве космонавта-исследователя она совершила полет на кораблях “Союз Т-5”, “Союз Т-7” и орбитальной станции “Салют-7”.Спустя два года, 25 июля 1984 года, Светлана Евгеньевна стала первой в мире женщиной, вышедшей в открытый космос, и первой, проведшей там сварку и резку металла. За пределами станции “Салют-7” она проработала 3 часа 35 минут. До того как стать космонавтом, Светлана установила три мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолетах. Ее именем названы две малые планеты (астероиды): № 4118 (Света) и № 4303 (Савицкая).

Ведущий: Третьей российской женщиной-космонавтом и первой женщиной, совершившей длительный полет в космос, была Елена Владимировна Кондакова. Ее первый полет в космос состоялся 4 октября 1994 года в составе экспедиции “Союз ТМ-20”, возвращение на Землю — 22 марта 1995 года после 5-месячного полета на орбитальной станции “Мир”. Во второй раз Кондакова летала в качестве специалиста на американском корабле “Атлантис” (шаттл) в составе экспедиции “АтлантисSTS-84” в мае 1997 года. Всего в космических полетах (на 16 июня 2010 г.) участвовали 55 женщин-космонавтов и астронавтов (США — 45, СССР и Россия — 3, Канада — 2, Япония — 2, Великобритания — 1, Франция — 1, Республика Корея — 1).

Ведущий: Сейчас полеты в космос стали привычным делом. Сообщения в газетах и на телевидении уже никого не удивляют.Сегодняшний день характеризуется новыми проектами и планами освоения космического пространства. Активно начал развиваться космический туризм, который как явление принадлежит уже XXI веку. (Слайд 25 ).

Под понятием “космический турист” сейчас подразумевают человека, который намерен полететь в космос по собственному желанию, без возложения на него каких либо задач и, главное, за свои деньги. Прилетев на станцию, турист может заниматься делами по личной программе: писать книгу, сочинять музыку, проводить сеансы связи с землей. Можно пользоваться некоторой частью оборудования, но не в ущерб плановым работам космонавтов.

Перевозку космических туристов обеспечивают российские корабли “Союз”, которые доставляют их на МКС (международную космическую станцию).

Сейчас стоимость такого путешествия 20-25 миллионов долларов.

Тем не менее, желающих много. Представители Росавиакосмоса могут гарантировать сейчас не более 1-2 мест в год.

Ведущий: Для менее обеспеченных туристов существуют другие проекты. Например, проект на базе российского перехватчика МИГ 31. По нему за 10 тысяч долларов желающих будут доставлять на высоту 30 км, где небо совсем черное и откуда можно посмотреть на землю почти со стороны. При этом в течении минуты обеспечивается состояние невесомости.

Первым космическим туристом был американский бизнесмен итальянского происхождения Деннис Тито. ( Слайд 26 ).Он посетил международную космическую станцию десять лет тому назад — 28 апреля 2001 года. За это время на МКС побывало около десятка человек. А американский миллиардер венгерского происхождения Чарльз Симони уже летал в космос дважды.

Космические агентства США, Европы и России планируют заниматься собственно космическим туризмом, организовывать суборбитальные полеты (на высоте 100-110 километров) на ракетопланах. Это будут обычные туры — с гидами и туристами. Двухчасовой полет по околоземной орбите смогут совершить за 200 тысяч долларов все желающие. Уже сейчас около 300 человек забронировали такие билеты.

Виды ИСЗ и их роль


Ведущий: В наши дни пилотируемая космонавтика вновь обратилась к Луне. Особый интерес к ней проявился после того, как выяснилось, что там на полюсах есть вода. Поэтому многие страны вернулись к идее создания обитаемых станций на Луне. На начало третьего тысячелетия практически все планеты нашей Солнечной системы исследовались космическими аппаратами разных стран.

Какова же цель запуска многочисленных спутников?

Есть ли от них человеку польза. Оказываете есть, и немалая. По своему назначению современные ИСЗ подразделяются на спутники телекоммникационные, метеорологические, навигационные геофизические, астрономические, оборонные, научно-исследовательские и др. (Слайд 27)

Телекоммуникационные ИСЗ обеспечивают работу спутниковых телефонов и другую дальнюю радиосвязь, трансляцию телевизионных каналов в любые регионы планеты, передачу интернет-данных в любые точки Земли. В настоящий момент таких спутников очень много. Настолько много, что это становится проблемой для человечества.

Метеорологические ИСЗ предназначены для прогнозирования погодных условий на Земле. С постоянно передают данные на наземные станции в виде изображений облачного, снегового и ледового покровов Земли, сведений о температурных составляющих поверхности Земли и различных слоев атмосферы, информацию об атмосферном давлении, химическом составе воздуха и т.д.

Навигационные ИСЗ предназначены для быстрого и точного определения нахождения объекта (система GPS) на планете. Благодаря сигналам, излучаемым несколькими десятками спутников, содержащих данные об их положении и точном времени, можно рассчитать свое положение на Земле с точностью до нескольких метров.

Геофизические ИСЗ предназначены для изучения поверхности Земли. Они фотографируют Землю, а геологи по фотографиям определяют, в каком месте нашей планеты находятся богатые залежи нефти, газа, иных полезных ископаемых. С их помощью оценивают радиационную опасность, исследуют космическое излучение, изучают атмосферу, влияние на нее солнечной активности, предсказывают стихийные бедствия и многое другое.

Астрономические ИСЗ предназначены для исследования открытого космоса. Поскольку они летают над верхними слоями атмосферы, свет, который излучают далекие звезды, не искажается. Эти функции выполняет в настоящее время космический телескоп “Хаббл”. Именно с его помощью ученые обнаружили астероид Апофис, орбита которого пересекается с орбитой Земли, и сейчас прорабатывают план предотвращения его столкновения с Землей. Повреждения, которые могут произойти в результате такого удара, в несколько раз больше тех, которые были вызваны падением Тунгусского метеорита.

Назначение оборонных спутников понятно из названия. Еще с начала 70-х годов прошлого столетия на них устанавливают камеры, которые способны выполнить фотосъемку очень хорошего качества. Также используются инфракрасные датчики, реагирующие на газы,образующиеся при старте даже небольших ракет. Высокочувствительные радиоприемники прослушивают обширные диапазоны радиочастот.

Научно-исследовательские ИСЗ применяются для проведения всевозможных научных исследований: биологических, медицинских или инженерных.

Космические корабли и космические станции, на которых космонавты из разных стран мира проводят различные эксперименты, также относятся к ИСЗ.

Что ожидает человечество в XXI веке? Трудно ответить на этот вопрос. Прогнозы капризны. А предсказывать космическое будущее считается делом безнадежным. Может быть, скоро мы установим контакт с внеземными цивилизациями. Будем летать к ним в гости и “дружить планетами”. Возможно, скоро полет в космос станет таким же доступным, как поездка на поезде или велосипеде. И мы все будем летать туда на экскурсии. Пусть же скорее настанет то время, когда любой желающий сможет отправиться в путешествие к далеким планетам! 2011 год был объявлен годом космонавтики. (Слайд 28).

Учитель :для закрепления ваших знаний проведём викторину.

1. На государственном флаге какой страны изображено Солнце?

а) Япония
б) Франция
в) Великобритания
г) Румыния

2. Какое небесное тело всегда обращено к Земле одной стороной?

3. Какая планета названа в честь Бога Войны?

4. Какое небесное тело затмевает Солнце, когда происходит солнечное затмение?

5. На каком небесном теле есть моря Ясности, Спокойствия и Океан Бурь?

6. Назовите клички первых собак, полетевших в космос?

а) Пчёлка и Мушка
б) Дезик и Цыган
в) Белка и Стрелка
г) Лайка и Пчёлка

7. Назовите имя космонавта, впервые вышедшего в открытый космос?

8. Как называется корабль, на котором Ю.Гагарин совершил первый полёт в космос?

9. Какую планету называют утренней или вечерней звездой?

10. Какой временной отрезок определяется по вращению земли вокруг своей оси?

Учитель: Мы сегодня приоткрыли несколько страничек из истории космонавтики. Надеемся, Вы и в дальнейшем будете интересоваться космосом, следить за космическими достижениями, наблюдать за небесными телами и мечтать о полётах в космос.

Внеклассное занятие для учащихся 6-8 классов «КОСМО-КВЕСТ», посвященное Дню космонавтики

Ерёмина Елена Геннадьевна,

учитель истории высшей квалификационной категории

МКС(К)ОУ СКОШИ № 116 г. Новосибирска

Внеклассное занятие для учащихся 6-8 классов «КОСМО-КВЕСТ», посвященное Дню космонавтики

Звучит команда: «Внимание! Взлет!»

И наша ракета помчится вперед.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотой любимой Земли…

Цель: Познакомить учащихся с этапами освоения космоса, расширить представление детей о том, что такое космос, космонавтика, развивать интерес к знаниям о космосе.

1. Организационный момент.

Уч-ль: 12 апреля – День космонавтики. Звездное небо издавна призывает разум человека к размышлению, исследованию Вселенной. Сегодня мы совершим космическое путешествие – «Космо-квест». Вас ждут интересные испытания. Желаю вам успехов и новых открытий! Поехали!

– Экипажи прошу занять свои места (уч-ся рассаживаются по «ракетам» (3 команды).

Просмотр онлайн-поздравления россиян с Днем Космонавтики от космонавтов из Космоса. (https://www.youtube.com/watch?v=Rhje4bLIEfg )

Уч-ль: Первое испытание – придумать визитную карточку команды, выбрать капитана, представить команду. Жюри оценивают каждый этап квеста.

Уч-ся: Человечество с незапамятных времен стремилось преодолеть земное притяжение и вырваться за пределы нашей планеты. В середине XX в. Удалось осуществить эту мечту. И кажется, что вот-вот космические путешествия к планетам, ближайшим галактикам станут реальными – космические туристы отправляются в космос наравне с подготовленными космонавтами.

– А как все начиналось?

2. Космолекторий «Загадки КОСМОСА».

Рассказы учащихся, презентация.

Особая профессия космонавт

Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

Начало этой профессии было положено полетом первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Космонавт – это исследователь. Каждый день на орбите – это экспериментальная работа в космической лаборатории.

Космонавт выполняет роль биолога, проводя наблюдения за животными.

Первыми «космонавтами»-разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы.

Первая маленькая мышка-«космонавт» пробыла над Землей почти целые сутки.

Но тогда еще ученые не умели возвращать космические корабли на Землю.

Первой собакой, отправленной в космос, была Лайка. 3 ноября 1957 г. На Лайку надели специальный скафандр, для неё построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Но Лайка из космоса не вернулась.

19 августа 1960 г. с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю.

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

В 1969 г. американцы запустили свой первый биологический спутник с обезьяной Бони. Но, к сожалению, на пятые сутки полёта приборы зафиксировали у Бони резкое падение температуры. Животное вернули на Землю, но спасти её не удалось.

7 января 1997 г. завершился полёт спутника «Бион-11». В течение 14 суток в космосе находились две обезьяны Крош и Мультик.

Био-объекты вернулись на Землю и сегодня ученые ведут обработку полученной информации.

12 апреля 1961 г. космический корабль «Восток» был запущен с космодрома Байконур.

Облетел вокруг Земли один раз за 108 минут.

Этот полёт доказал, что человек может подняться в космос, и невредимым вернуться на Землю.

После Гагарина в космос летали сотни людей.

В 1965 г. советский космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос.


В 1969 г. американец Нейл Армстронг впервые ступил на Луну.

Американцы высаживались на Луну еще пять раз, они сделали много ценных наблюдений.

Наш земляк Герман Титов провёл на орбите сутки.

Первая женщина-космонавт – Валентина Терешкова.

Орбитальная станция «МИР»

Построена в 1986 г.

Орбитальная – это значит летающая вокруг Земли.

Станция использовалась в течение 15 лет. В 2001 г. была затоплена в Тихом океане.

Сергей Павлович Королёв

Под его руководством созданы ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли «Восток», «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт и выход человека в космос.

Уч-ль: Ракета была изобретена в Древнем Китае. С давних пор в праздничные вечера люди любуются тем, как взлетая вверх, ракета рассыпается каскадом разноцветных искр.

Уч-ся: Почему взлетает ракета? (В обыкновенной ракете порох, сгорая, образует много газов. Они вытекают из отверстия вниз и, взаимодействуя с корпусом ракеты, толкают её вверх).

Эксперимент (проводят учащиеся), презентация:

Уч-ся: Возьмем детский воздушный шарик, надуем его и отпустим. Мы видим, что воздух начнёт выходить из шарика в одну сторону, сам шарик полетит в другую. Такое движение, возникающее при отделении от тела с какой-либо скоростью его части, – реактивное движение.

По принципу реактивного движения передвигаются кальмары, осьминоги, медузы, каракатицы. Периодически выбрасывая вбираемую в себя воду, они развивают скорость до 60-70 км/ч. Созревшие плоды «бешеного огурца» при самом легком прикосновении отскакивают от плодоножки, из огурца с силой выбрасываются семена, сам огурец при этом отлетает в противоположном направлении. На принципе реактивного движения основаны полеты ракет.

Знаете ли вы, что…

…скафандр космонавта весит 50 кг.

…в космосе космонавты спят в спальных мешках, пристегнутых к кровати.

…космодром, с которого в космос поднимаются русские ракеты, называется Байконур и находится в Казахстане.

…Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт.

…космонавт Алексей Леонов первый вышел в открытый космос.

…в космосе побывали мыши, крысы, тараканы, собаки, обезьяны, лягушки и пчелы.

…космический хлеб представляет собой спрессованную плитку, похожую на плитку шоколада.

…первый искусственный спутник Земли был запущен в 1957 году.

…конструктором первого космического корабля был Сергей Павлович Королев.

…сердцем космической ракеты является реактивный двигатель.

…космический корабль Гагарина назывался ВОСТОК-1.

…позывной первого космонавта был «КЕДР».

…первой женщиной-космонавтом, вышедшей в открытый космос, была Светлана Савицкая.

«Помнит Земля, подвиг ценя,

Звонкий апрельский возглас:

«Как ты, Заря? Слышишь меня!

Вижу открытый космос!»

3. Конкурс ШИФРОГРАММА.

Уч-ся: Вы ничего не слышите? На борт корабля поступили какие-то странные зашифрованные телеграммы. Экипажи должны их прочесть. Жюри выставляет баллы.

Уч-ся разгадывают зашифрованные слова и поясняют их. (ИЛЛЮМИНАТОР, АСТРОНАВТ, ГРАВИТАЦИЯ).

4. КОСМИЧЕСКОЕ МЕНЮ.

Просмотр видеофильма о том, как космонавты принимают пищу в Космосе: https://www.youtube.com/watch?v=UXbwkXZvrzs

Уч-ся: На орбитальной станции всё устроено так, чтобы космонавты не ощущали ГРАВИТАЦИИ. В лабораториях сделаны специальные скобы для ног, чтобы космонавты смогли устоять длительное время при выполнении экспериментов. Все продукты находятся в вакуумной упаковке, тюбике, похожем на тюбик с зубной пастой, или в консервной банке, а пить можно.

Задание командам: как пьют космонавты в невесомости? Жюри выставляет баллы.

5. ЗАГАДКИ С ПОДСКАЗКАМИ.

Уч-ся: Отгадайте, о чем или о ком идет речь:

ПОДСКАЗКИ:

Претендентов на это путешествие было около трех тысяч, но выбор пал именно на него.

Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.

Совершенное и прославило человеческий разум, его и его Родину.

Ему принадлежит историческая фраза, сказанная им перед началом дороги «Поехали!» (ОТВЕТ: Ю. А. Гагарин)

ПОДСКАЗКИ:

Как орудие войны, это изобретение упоминается в источниках 13,15,18, 20 веков.

Используется и в мирных целях.

Предположительно, что родина этого изобретения – Древний Китай.

В Европе (13в.) его разновидность получила название «летающий огонь» или «огненный волан». (ОТВЕТ: ракета)

Жюри выставляет баллы.

6. КОНСТРУКТОРЫ РАКЕТ.

Задание: определить составляющие ракеты.

Жюри выставляет баллы.

7. ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

Раздается звук падающего предмета.

Уч-ся: Ой, я думала в нас врезался метеорит, а это какой-то ящик прилетел, а в нем записка: «…Если вы заглянете в этот ящик, то вам покажется, что он пуст. Тем не менее, я там. Даже обидно – я имею массу, но вы этого не замечаете. Зато вы очень быстро обнаружите мое отсутствие – без меня вы просто не сможете жить!»

Что в черном ящике? (воздух). Жюри выставляет баллы.

8. КОСМИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА.

Когда в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли? (1957)

Имя первой женщины – космонавта? (Валентина Терешкова)

Сколько времени продолжался первый полет человека в космос? (108 минут)


Как звали собачек, которые первыми побывали в космосе? (Белка и Стрелка)

Имя космонавта, который первый вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)

Имя талантливого русского конструктора ракет? (С. П. Королев)

Как называют своих космонавтов американцы? (Астронавт)

Имя человека, впервые ступившего на поверхность Луны? (Нил Армстронг)

Что собой представляет космический хлеб? (Спрессованная плитка)

Какие живые существа были в космосе? (Мыши, крысы, тараканы, обезьяны, собаки, пчелы, микроорганизмы)

У космонавтов стало традицией перед полетом смотреть художественный фильм. Как он называется? («Белое солнце пустыни»)

9. Подведение итогов.

С друзьями в небо ты глядишь,

Конечно, твёрдо веря,

Что подрастёшь, и полетишь

К загадочной Венере.

У нас сбываются мечты:

Покажут в телекадре.

Как по Сатурну ходишь ты

В космическом скафандре.

Подсчет баллов. Уч-ся слушают звуки космоса.

Объявление итогов. Награждение.

Уч-ль: Мы узнали многое, но ещё больше существует того, что мы не знаем о космосе. Космос продолжает загадывать человечеству загадки.

Знаменитый ученый, изобретатель К. Э. Циолковский говорил: «Я говорю человеку: поверь в себя! Ты все можешь! Ты можешь познать все тайны вечности, стать хозяином всех богатств природы. У тебя крылья за спиной. Взмахни ими! Ну, взмахни, и ты будешь счастлив, могущественен и свободен».

Состоялся космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой

Валентина Терешкова — первая в мире женщина-космонавт

16 июня 1963 года Валентина Терешкова на космическом корабле «Восток-6» совершила полет в космос. Она стала шестым по счету советским космонавтом. Одновременно на орбите находился космический корабль «Восток-5», пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.

В день первого полёта в космос она сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов. О полёте они узнали из новостей по радио.

Полковник Николай Петрович Каманин, занимавшийся отбором и подготовкой космонавтов, вспоминал:

«Все, кто видел Терешкову во время подготовки старта и вывода корабля на орбиту, кто слушал её доклады по радио, единодушно заявили, что она провела старт лучше Поповича и Николаева. Да, я очень рад, что не ошибся в выборе первой женщины-космонавта».

Терешкова довольно тяжело перенесла полет. Однако несмотря на тошноту и физический дискомфорт, она выдержала 48 оборотов вокруг Земли и провела почти трое суток в космосе, где вела бортовой журнал и делала фотографии горизонта, которые позже были использованы для обнаружения аэрозольных слоёв в атмосфере. После Терешковой вторая женщина полетела в космос лишь через 19 лет. Ею стала Светлана Савицкая.

Сценарий Дня космонавтики в начальной школе, 3-4 класс

Автор: Замятина Елена Николаевна, педагог дополнительного образования МОАУ ДО «Станция юных техников г.Кирова»

Описание: сценарий предназначен для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов.
Возраст детей: 9-11 лет (3-4 класс)

Цель: развитие знаний детей о космосе, известных космонавтах и первооткрывателях космоса.

Задачи:
Обучающая: познакомить с историей развития космонавтики,
Развивающая: развитие любознательности, мышления, речи, памяти, внимания.
Воспитательная: воспитание патриотизма, гордость за свою страну.

Обородудование:
— проектор, компьютер, экран.

Медиасопровождение:
— видеофильм «История развития космонавтики», «Гагарин Ю.А.», слайды;
— текст викторины.

Материалы:
— регистрационный лист,
— чистые листы для ответов и ручки,
— для игры по станциям: аншлаги станций, ватман, фломастеры, ножницы, карта путешествия (маршрутный лист), пазлы (портрет Леонова А.А.), загадки, сканворд, схема солнечной системы, воздушные шары, цветные звезды на пол, секундомер, цветной скотч.
— сертификаты участника, дипломы победителей, призы.

Оформление:
— портреты космонавтов, космодромов, космических аппаратов, космических путешественников, планет и т.д.;
— звезды из цветной бумаги на пол.

Мероприятие состоит из двух частей:
1. викторина (теоретическая часть по истории космонавтики взята из статей в интернете)
2. игра по станциям

I. Организация.
Регистрация участников мероприятия (регистрация космонавтов).

II. Постановка темы и цели мероприятия.
Ведущий:
Ребята, вы знаете какой праздник отмечает вся наша страна 12 апреля? ( День космонавтики).
Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

III. Теоретическая часть мероприятия.
С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд.

Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо. Знаете ли вы легенду о Дедале и его сыне Икаре? Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения — небо. Но как?

Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление — крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо.

Космонавт — такого слова не было среди многих, многих тысяч слов. Привез его на Землю с неба летчик Юрий Алексеевич Гагарин. Эхо космического старта прокатилось по всей планете, вызывая восхищение и гордость. Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества. Впервые житель планеты «Земля» устремился к звездам. Впервые человек в космосе. Юрий Алексеевич Гагарин сделал виток вокруг земли, и этот полет открыл новую эру – эру полетов человечества в космическое пространство.

Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век!
И первый из первых в ракете
Наш русский летит человек!
Не с целью разведки военной

На сверхскоростном корабле
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к земле!
(Сергей Михалков)

Вся наша страна ликовала, ведь это был самый первый космонавт и он был нашим соотечественником.
Первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. По приглашениям зарубежных правительств и общественных организаций он посетил около 30 стран. Много у первого космонавта было поездок и внутри Советского Союза. В последующие годы Гагарин вёл большую общественно-политическую работу и готовился к новому полёту в космос.
27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ. Причины и обстоятельства авиакатастрофы остаются не вполне выясненными и на сегодняшний день.
В связи с гибелью Гагарина в Советском Союзе был объявлен общенациональный траур (впервые в истории СССР в память о человеке, не являвшемся главой государства). В честь первого космонавта Земли были переименованы ряд населённых пунктов (включая его родной город — Гжатск), названы улицы и проспекты. В разных городах мира было установлено множество памятников Гагарину.
Вот так всё начиналось.
Давайте сейчас посмотрим видеофильм об истории космонавтики, а затем вам будет предложена викторина, ответы на вопросы есть в фильме. Поэтому смотрим внимательно. (ведущий заостряет внимание и комментирует кадры, где содержатся информация по викторине)
(смотрим видеофильм)

(игра по станциям).
Ведущий: Ребята, итоги викторины мы с вами обсудим позже,когда жюри подведут итоги, а сейчас немного поиграем. Для этого нужно разделиться на команды — космические экипажи (исходя из количества зарегистрированных космонавтов).

— Каждая команда должна:
1. Придумать название своего космического корабля, выбрать командира и построить ракету, т.е. во весь лист ватмана нарисовать ракету, подписать ее название, изобразить на ней иллюминаторы по числу членов экипажа и в иллюминаторах соответственно изобразить должен каждый себя (раздается ватман, фломастеры и ножницы). Затем ракета должна быть вырезана, на ней вы полетите.
2. Представить себя, т.е. сказать название ракеты, показать свою ракету всем космонавтам и назвать капитана.
(Команды представляют себя.)
Ведущий: наш отряд юных космонавтов состоит из. экипажей, в каждом из них свой командир. Космонавты! Во время полета будьте очень внимательны! Слушайте команды своих командиров! Сейчас вы совершите космический полет, вам необходимо сделать остановки на космических станциях (Командирам вручается маршрутный лист и карта полета), посмотрите карту полета, на ней обозначены все станции.

Станции
1.«Загадочная планета»
Задание: отгадать загадки (10шт. – один правильный ответ = один балл)
загадки:
-Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета)

-На каком пути ни один человек не бывал?
(Млечный путь)

-Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
(Космос)

-Эти звездочки, как искры,
Падают и гаснут быстро.
Зажигают среди ночи
В небе звездный дождик,
Словно эти огонечки
Рисовал художник. (Метеориты)

-Я лечу вокруг Земли,
Отражаю вниз сигнал,
Чтобы зрители могли
Принимать телеканал.
(Спутник)

-Он в скафандре, со страховкой
Вышел на орбиту.
Кораблю поправил ловко
Кабель перебитый.
(Космонавт, астронавт)

-В космосе всегда мороз,
Лета не бывает.
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает.
Та одежда припасет
И тепло, и кислород. (Скафандр)

-Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится. (луноход)

-Эта межзвездная
Вечная странница
В небе ночном
Только–только представится
И улетает
Надолго потом,
Нам на прощанье
Мерцая хвостом. (комета)

-Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли. (Сатурн)

2.«Планета лунатиков»
1)Задание: пройти по звездам — долететь до луны (звезды наклеены на пол), если оступился вычитаем 1 балл
2)Задание: за 1 мин создать планету лунатиков (надуть воздушный шарик) и заселить на нее 10 лунатиков (нарисовать на шарике человечков), если меньше 10, то сколько заселили столько и баллов.

3. «Экзамен космонавта»
Задание: разгадать сканворд из 10 слов – каждое правильно отгаданное слово 1 балл

1.Что сказал Ю.А.Гагарин, когда полетел в космос? (поехали)
2.Центр нашей Галактики. (Солнце)
3.Естественный спутник Земли. (Луна)
4.Первый космонавт, вышедший в открытый космос (Леонов)
5.Как называется корабль, который выводит людей на земную орбиту. (Ракета)
6.Самая большая планета солнечной системы (Юпитер)
7.Место запуска космического аппарата в космос (космодром)
8.Наша планета (Земля)
9.Как называется отсутствие веса в космосе? (невесомость)
10.Американский космонавт (астронавт)

4.«Солнечная система»
1)Задание: назвать планеты Солнечной системы
– за каждые 2 правильно названные — 1 балл
2)Задание: подписать на схеме Солнечной системы названия планет
– за каждые 2 правильно подписанные — 1 балл

5.«Медкомиссия»
1) Задание: каждого участника раскрутить вокруг оси 5 раз – задание пройти после этого сразу по прямой (сколько человек оступилось столько баллов вычитается)
2) Задание: простоять 1 минуту на одной ноге и не упасть – если все устояли, то 10 баллов

6. «Открытый космос»
1) Задание: запустить свою ракету в цель – если все попали – 5 баллов
2) Задание: собрать пазлы – 3 балла
3) Задание: назвать кто изображен на картинке из пазлов – 2 балла
(Фото А.А. Леонова разрезать на пазлы)

(подведение итогов).
Ведущий: итак, ребята. Все вы совершили космическое путешествие. Сейчас мы вспомним все, что узнали о космонавтике сегодня и еще раз ответим на вопросы викторины, я назову вам правильные ответы. (называются вопросы, дети говорят ответы и педагог называет правильные ответы).

А сейчас, посмотрите фильм о первом космонавте нашей планеты, о Ю.А. Гагарине, а затем перейдем к награждению.

(пока дети смотрят фильм, подводятся окончательные итоги с учетом игры по станциям)
Награждение победителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль