Можно ли наказывать подростка трудом


Содержание

Можно ли ребенка — подростка наказывать ремнём?

Даже если наплевать на влияние на самого подростка (раз уж такой вопрос встал — то скорей всего это уже никого не волнует).

Подросток по силе уже примерно сопоставим со взрослым. Если не прямо сейчас, то уже скоро.

Взрослый делом показывает, что так поступать — можно.

А значит, как только будет возможность и причина, подросток именно так поступит со взрослым. И вломит за всё накопившееся и ещё немного сверху. В принципе может и убить. Не потому что хочет, а потому что силу рассчитывать ещё не умеет.

Ну и у закона тоже есть мнение о такой ситуации, отрицательное.

Вообще никого нельзя бить ремнём, за исключением эротической игры двух совершеннолетних дееспособных людей, совершаемой по взаимному согласию.

Наказывать систематически ремнем подростка — нет, нельзя.

Но в исключительном случае, когда он сотворил реально глупость, что-то опасное для жизни, или зарвался, например — можно.

Только чтобы показать: это перебор, случай из ряда вон.

Как и в любом экстремальном случае.

У пациентки был случай. Ей было около 12-13. Она капризно матери что-то приказала, та сразу же выписала ей леща, хотя до этого ни разу не было. Пациентка моя рассказала об этом случае с уважением к поступку матери, мол, спасибо, что мозги вправила, я и правда обнаглела тогда.

Но вот такие ситуации — когда подросток зарвался и обнаглел (либо совершил что-то опасное для жизни) — единственная, и как по мне довольно редкая ситуация, когда можно применить физическое наказание к подростку.

Обратите внимание: зарвался и обнаглел — это на фоне достаточного внимания и уважения к нему.

Потребности человека действительно удовлетворялись, а он начал хамить и садиться на шею.

К сожалению, в большинстве случаев родители сложных подростков эмоционально тупы и невнимательны, и не в состоянии определить, что происходит с человеком рядом. Им может казаться, что подросток ведет себя ужасно, а его просто корчит от боли и своих переживаний, ведь взрослеть — это больно. Если дело дошло уже до вопросов, а можно ли применять физические наказания, есть только один нормальный путь — срочно заняться своим саморазвитием. Разуть глаза и осознать, где были косяки и где они сейчас есть. В норме — с подростком начинается дружба. Он ещё не взрослый, но уже отнюдь не ребенок. Постепенно отношения переходят на новый уровень — сотрудничество. Из позиции равных. Не всем взрослым это по нутру.

Использование рабского труда в отношении несовершеннолетних и ответственность по УК РФ

На практике нормы трудового права в отношении детей соблюдаются не всегда: зарабатывать начинают и совсем юные ребята, выполняют тяжелую работу, а иногда делают это из-за угроз со стороны взрослых. Но можно ли привлечь к ответственности людей, эксплуатирующих детский труд?

Детский труд: законная деятельность или противоправное явление

Сама по себе детская трудовая деятельность не является противозаконной. Она находится под особой защитой со стороны государства, ведь подростки имеют неокрепшую психику, не обладают достаточной физической силой, подвержены повышенному влиянию со стороны окружающих. Также данный возраст сопряжен с получением образования.

Нарушения законодательства о работе несовершеннолетних встречаются повсеместно, но ответственность за такие деяния разбросана по разным нормативно-правовым актам. Специальная статья УК РФ за использование детского труда также отсутствует.

Статистика. Формы эксплуатации

Формы эксплуатации труда детей бывают различными. К ним могут относиться:

  • принуждение к выполнению работ, не предусмотренных образовательными программами, в школах;
  • нарушение норм о трудовой деятельности несовершеннолетних (привлечение к сверхурочным, тяжелым работам);
  • привлечение к занятиям проституцией, оказанием других сексуальных услуг и т.д.

Правовое регулирование детского труда

Нормы международного права

Ребенок является очень уязвимым человеком, не способным самостоятельно защищаться. Охраной его прав и свобод должны заниматься родители, а при их отсутствии — другие законные представители. При этом гарантом прав является государство, закрепляя их в своих основных нормативных документах.

Необходимость особой защиты несовершеннолетних отмечается и в международных актах. На эту тему было принято несколько документов, основные из которых — Декларация Генеральной Ассамблеи ООН 1959 года и Конвенция Генеральной Ассамблей ООН 1989 года.

Запрет на эксплуатацию детского труда вынесен в отдельные пункты.

Декларация 1959 года Конвенция 1989 года
Принцип 9 статья 32
Необходимо защищать ребенка от жестокости, эксплуатации, всех возможных форм небрежного отношения. Запрещена торговля детьми.

Работать можно только при достижении определенного возраста, при этом труд не должен негативно влиять на состояние здоровья, мешать нормальному духовному и физическому развитию, образованию.

Каждое государство должно в рамках своего законодательства установить ограничения относительно труда несовершеннолетних, в том числе:

  • минимальный возраст;
  • продолжительность рабочего дня, особенности условий труда;
  • ответственность за привлечение детей к незаконному труду.

Работа не должна вредить здоровью, препятствовать получению полноценного образования, наносить ущерб физическому, моральному, умственному, духовному развитию.

Законодательство Российской Федерации о защите детей от эксплуатации

В Конституции Российской Федерации нет прямого запрета эксплуатации детского труда, однако отмечено, что детство находится под защитой государства (ст. 38), а принудительный труд запрещен, и работа должна соответствовать условиям безопасности (ст.37).

Отдельным актом, регулирующим права детей и особенности их защиты, является Федеральный Закон № 124-ФЗ от 24.07.1998. В нем есть статья 14.2, которая устанавливает запрет на торговлю детьми и эксплуатацию детской трудовой деятельности. Лица, нарушившие законодательство, могут понести уголовную, гражданско-правовую, а также дисциплинарную ответственность.

Еще один важный Федеральный закон — № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». В ст. 34 данного акта есть ч. 4, которая запрещает привлекать ребенка к труду, не предусмотренному образовательной программой, если на это нет согласия его родителей или законных представителей.

Полноценно работать в России можно только с 18 лет. До этого возраста существует целый ряд ограничений и особенностей, прописанных в Трудовом кодексе.

Скачать для просмотра и печати:

Особенности выполнения работ детьми

  • нельзя трудиться во вредных и опасных условиях;
  • на подземных работах;
  • работать в сфере игорного бизнеса, в ночных барах;
  • запрещается продавать алкогольные напитки, табачные изделия, выполнять другие действия, которые могут негативно сказаться на нравственном развитии.

У этого общего правила есть свои исключения. В некоторых случаях договор может заключаться с детьми 15, 14 лет и даже младше.

Важно! Образование всегда находится в приоритете, поэтому любой труд допускается только в том случае, если он не мешает учебе.

Возраст Условия Виды работ
15 лет дети, уже получившие общее образование либо продолжающие его получать легкие работы, не мешающие освоению образовательной программы
14 лет дети, получившие или получающие общее образование, имеющие согласие родителей и органов опеки легкие работы в свободное от учебы время
до 14 лет дети, получившие согласие родителей и органов опеки в театрах, цирках, кино, на телевидении, в концертных организациях, если такая работа не вредит их здоровью и нравственному развитию

Но все эти правила касаются лишь работы по трудовому договору. На деле дети могут привлекаться к трудовой деятельности и вне рамок действия закона. Например, часто можно услышать, как в школе учеников заставляют переносить тяжести (парты, книги), помогать делать ремонт, мыть помещения, окна и т.д. Такие действия являются противоправными, если не внесены в образовательную программу. Также на любой вид работы нужно предварительно получить согласие родителей.

Привлечение к труду детей с ограниченными способностями

По законодательству РФ к труду могут привлекаться не только здоровые школьники, но и дети, имеющие ограниченные способности. Но в данном случае работа является способом социализации несовершеннолетних, подготовки их к дальнейшей самостоятельной жизни.

В специальных школах трудотерапия является неотъемлемой частью образовательного процесса. Привлечение учащихся к ней в данном случае не является насильным, оно лишь должно помочь им освоить необходимые навыки.

Обучение труду часто проводится в специализированных мастерских и заканчивается аттестацией.

Таким образом, в подобных школах, в отличие от общеобразовательных, дети привлекаются к дополнительной деятельности именно в соответствии с программой, что не нарушает их прав и не может считаться эксплуатацией.

Уголовная ответственность


Можно назвать сложившуюся ситуацию проблемой уголовного закона. Дети находятся в уязвимом положении из-за своего недостаточного физического и нравственного развития, недостатка знаний о способах самозащиты. Но принуждение их к труду и эксплуатация остается лишь в рамках гражданско-правового и трудового законодательства.

Наказание ребенка. За что и как можно наказывать детей? Воспитание без наказаний

Нет таких родителей, которые бы не хотели жить со своими детьми в полном взаимопонимании. Многие мамы и папы задаются вопросом, как воспитать ребенка без криков и наказаний. Давайте попробуем разобраться, почему это не всегда у нас получается, и узнаем, что нужно сделать для того, чтобы в нашем доме царила мирная и спокойная обстановка.

По мнению психологов, зачастую родителям не удается ничего добиться словами, потому что они используют неправильную методику воспитания. Также специалисты отмечают, что большую роль в этом вопросе играет и темперамент малыша. Конечно, в воспитании ребенка советов, которые бы одинаково подходили каждой отдельной семье, быть не может. Однако основные правила, соблюдая которые можно построить правильные взаимоотношения, следует знать.

Кризисы возраста у детей

Иногда родители неправильно определяют причины плохого поведения своих детей. Мамы и папы думают, что они поступают не так, как следует, вопреки запретам и назло. Оказывается, что причиной капризов и истерик во многих случаях является кризис возраста, который знаменует основные этапы взросления ребенка.

Этапы взросления несовершеннолетних детей:

  1. С двух до четырех лет. Это тот возраст, когда ребенок впервые начинает проявлять свой характер. Ему хочется быть более самостоятельным, чем это позволяют родители. Избежать криков и наказаний в этом возрасте достаточно просто.
  2. Семь лет. В этом возрасте дети во многих вопросах становятся независимыми от своих мам и пап. Сложность состоит в том, что у ребенка в семь лет могут появляться авторитеты помимо родителей.
  3. Подростковый возраст. Этот период психологи считают одним из самых сложных в жизни каждого человека.

Главные правила педагогики

  • В первую очередь нужно отметить, что нельзя давить на своих маленьких детей авторитетом и всячески пытаться сдерживать их самостоятельность. Это палка о двух концах. С одной стороны, можно воспитать довольно послушного ребенка. Но с другой стороны, это также грозит тем, что во взрослом возрасте он не сможет брать ответственность за свои поступки. Отношения родителей и детей должны выстраиваться по принципу партнерства.
  • Не требуйте от ребенка послушания в форме ультиматумов и приказов. Намного правильнее свои просьбы преподносить в виде пожеланий.
  • Чаще хвалите своего ребенка за хорошие дела.
  • Никогда не повышайте в разговоре с малышом голос, не теряйте самообладания и будьте спокойны.
  • Помните, что вы авторитет для детей. Всегда будьте положительным примером для них. Малыши видят в родителях идеал и внимательно наблюдают за тем, как они ведут себя в кругу семьи и среди чужих людей. Прежде чем отчитать своего ребенка за нарушение каких-либо запретов, убедитесь, что вы также их не нарушаете.

Учимся наказывать детей правильно

Некоторые родители считают, что непослушный ребенок не может быть воспитан без наказаний и криков. Они уверены, что это является одной из составляющих педагогического процесса. В этом случае мамы и папы должны четко придерживаться граней наказания. Им следует понять, что целью воспитания ни в коем случае не должна становиться месть, и соблюдать некоторые правила:

  • В отношениях с ребенком не должно быть абсолютно никакого насилия. Избегать нужно даже легких шлепков якобы в шутку.
  • Требования родителей должны быть последовательны всегда. Нельзя в разное время по-разному относиться к одному и тому же проступку ребенка.
  • Малыш должен знать, что непослушание повлечет за собой плохие последствия.
  • Наказывать нужно сразу же после проступка. Меры, которые будут предприняты позже, не будут восприняты должным образом и потеряют свою эффективность.
  • Наказание детей в семье должно быть временным.
  • Плохой поступок нужно обсуждать наедине с ребенком.
  • Нельзя оскорблять или же приклеивать малышу ярлык. Осуждению подлежит конкретное действие, а не личность ребенка.
  • Не стоит вспоминать детям их прежние проступки. Обсуждая наказание ребенка, говорить с ним лишь о том, в чем он провинился сейчас.

Шлепать или нет ребенка в 2 года?

Особенно нужно разобраться с наказанием ребенка до трехлетнего возраста. Ругать малыша или нет, как поступать с непослушным крохой? Некоторые родители, не задумываясь, применяют физическую силу: ставят в угол или же шлепают по попе. Другие же взрослые предпочитают оказывать на ребенка моральное давление, к примеру отказываются почитать малышу перед сном или не дают посмотреть мультик.

О методах педагогики написано огромное количество трудов, но родители все равно постоянно возвращаются к одному и тому же вопросу: можно ли шлепать ребенка? Некоторые психологи убеждены, что если родители не злоупотребляют физическими наказаниями, а также если они не сильно пугают ребенка, то иногда этот метод использовать все-таки можно.

Дело в том, что малыш старше двух лет уже начинает осознавать, что в каких-то ситуациях поступает неправильно. Но при этом он не всегда может остановить свое плохое поведение. Детки этого возраста иногда проверяют границы дозволенного. Они еще не научились хорошо ориентироваться в нашем мире и порой выясняют, насколько далеко в капризах и баловстве родители позволят им зайти. В таком случае мама или папа должны использовать те меры наказания ребенка, которые остановят его и покажут четкую грань.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что до достижения ребенком двухлетнего возраста наказывать и ругать его нет никакого смысла. До этого возраста такое поведение родителей может быть расценено малышом не так, как им хотелось бы. Такой ребенок, когда его поставили в угол, думает, что он плохой, поэтому мама и папа его не любят. Он может видеть последствия своего плохого поведения (разбитую тарелку, выпачканную или сломанную вещь), но до конца все же не понимает, что это произошло именно из-за него.

Очень важно в раннем возрасте учить ребенка обращаться с окружающими его вещами правильно, установив конкретные запреты. При этом в подробности, которые малыш вряд ли поймет, вдаваться не стоит.

Как воспитывать малышей до трех лет?

Этот возраст часто характеризуется появлением у детей воображаемых друзей-шалунишек. Перекладывая вину за совершение плохих поступков на других, ребенок чувствует себя увереннее. Родителям в таком случае нужно разобраться, почему их малыш выбрал такую модель поведения. Нужно постараться обсудить с крохой ситуацию и помочь ему ее исправить. Ребята, которые не боятся осуждения и гнева родителей, как правило, беспрепятственно рассказывают им, почему они поступили плохо.

Ближе к трехлетнему возрасту малыши хотят почувствовать себя более независимыми от родителей. Именно тогда они начинают поступать наперекор маме и папе. Наказывать трехлетку не стоит, поскольку вы вряд ли сможете добиться послушания. Ребенок в ответ на применение силы будет сопротивляться еще активнее. Психологи рекомендуют к шалостям и капризам трехлетних малышей относиться с осознанием того, что со временем такое поведение сойдет на нет.

Многие специалисты убеждены, что родители, выбирая метод наказания детей от двух до трех лет, должны четко осознать, какого результата они хотят добиться. Физическое наказание детей не даст длительного эффекта. Чтобы помочь ребенку осознать свою вину и исправиться, нужно спокойно ему объяснить, почему окружающих расстроил его поступок. Научитесь внимательно относиться к маленькому человечку, слышать его. Этот метод станет лучшим «наказанием».

Педагогические меры

Педагоги классифицируют меры наказания следующим образом:

  • игнорирование;
  • разъяснительная беседа;
  • естественное наказание ребенка;
  • символическое наказание.

Игнорирование – один из наиболее действенных методов. При этом использовать его нужно крайне осторожно и при серьезных проступках, чтобы не подорвать авторитет родителей. Психологи отмечают, что когда малыш выполнит требование мамы или папы, тогда они должны непременно приласкать его. Очень важно понимать, что родители всегда должны оставаться друзьями, которым он сможет довериться в трудную для него минуту.

Если вы задались вопросом, как воспитать ребенка без криков и наказаний, тогда чаще проводите с малышом разъяснительные беседы. С провинившимся ребенком разговаривать нужно в спокойной и сдержанной обстановке. Родители должны постараться узнать у малыша, почему он поступил таким образом, и доступно объяснить ему, почему так делать нельзя. Эта мера наказания позволяет выстроить доверительные отношения между взрослыми и детьми, а также найти общий язык. Разговаривая без криков и нотаций, можно добиться от беседы отличных результатов.

Естественное наказание происходит тогда, когда сам поступок ребенка влечет за собой воздаяние. В этом случае достаточно просто напомнить малышу, что его предупреждали о последствиях.

Символическое наказание ребенка – это ограничение действий ребенка (постоять в углу, не посмотреть любимый мультик).

За что наказывают детей?

Чтобы избежать недосказанности в этом вопросе, нужно заранее договариваться с детьми, что делать можно, а что – нельзя. Ребенка следует вводить в курс запретов, которые, в свою очередь, должны быть обоснованными взрослым. Если малыш совершил поступок, но в списке запретов его еще не было, то от наказания родителю придется воздержаться.

Когда наказывать нельзя?

Нужно понимать, что каждая ситуация индивидуальна, поэтому нельзя действовать сгоряча. Даже если ребенок совершил опрометчивый поступок, то в некоторых случаях наказывать его все же не стоит. Речь идет о следующих ситуациях:

  • перед сном;
  • во время болезни;
  • когда ребенок кушает;
  • во время игры;
  • если у малыша сейчас период реабилитации от полученной ранее физической или душевной травмы;
  • когда ребенок допустил оплошность, но искренне старался ее избежать;
  • если взрослый расстроен и пребывает в плохом настроении.

Поощрение и наказание детей

Считается, что именно поощрение и наказание являются единственными действенными методами управления людьми. Цель этих действий в отношении детей заключается в выработке условного рефлекса. Так, за правильное поведение малыш получает поощрение, за неправильное – наказание.

Существуют такие виды наказаний детей:

Справедливой считается мера воздействия, следующая за нарушение правил, которые ранее родители с ребенком обсудили. Если малыш наказан несправедливо, то в результате он получает очень сильную обиду, а его родители – глубокое чувство вины. Речь идет о ситуациях, в которых присутствует непонимание смысла наказания. Поэтому мамы и папы должны максимально конкретизировать свои требования к ребенку.

Также родители зачастую несправедливо наказывают своих детей из-за влияния каких-либо ситуаций, не связанных напрямую с поведением малышей. Взрослые должны научиться контролировать свое психоэмоциональное состояние. Это позволит детям не путаться из-за непоследовательного поведения родителей.

Самой трагической, по мнению психологов, является ситуация, когда ребенка наказывают, потому что он нелюбимый. Если родители нашли в себе силы признать это, то они могут попытаться исправить ситуацию. Отношения с детьми у таких родителей должны строиться на чувстве долга.

Педагоги не устают повторять, что главная задача мам и пап заключается в том, чтобы вырастить своих детей с минимальными психологическими травмами.


Методы поощрения ребенка

Метод поощрения ребенка за хорошее поведение выбирается исходя из его возраста. Так, чем младше малыш, тем ощутимее для него должно быть поощрение. Можно подарить ребенку новую игрушку, которую он давно хотел, или же подольше поиграть с ним. Старшим детям можно в качестве одобрения предложить сходить в ближайшие выходные в цирк или в развлекательный комплекс. У ребят повзрослее лучше развито чувство времени, поэтому они воспримут эту награду правильно.

Методы наказания

Выбирая методы наказания ребенка, нужно также исходить из его возраста:

  1. Изоляция. Если ребенок провинился, его либо ставят в угол, либо же оставляют в комнате. Поблизости не должно быть никаких развлечений, чтобы малыш смог спокойно обдумать свой проступок и осознать вину. Время этого наказания рассчитать очень просто: сколько ребенку лет, столько минут он должен быть изолирован.
  2. Лишение удовольствий. Если непослушный ребенок совершил нелицеприятный поступок, то в качестве наказания будет уместно лишить его на некоторое время сладостей или любимой игрушки.
  3. Наказание ребенка чужим человеком. Этот метод очень эффективен. Ребята близко к сердцу воспринимают критику посторонних, поэтому можно попросить чужого человека рассказать о вреде плохого поведения.
  4. Крик. Этот метод нужно использовать лишь в опасных для здоровья ребенка ситуациях. Накричать на малыша можно, чтобы он прекратил опасное действие. В остальных случаях этого делать не нужно. Малыш, скорее всего, не поймет, в чем суть родительских претензий, а вот стиль такого поведения усвоит на отлично и будет применять в ваш адрес.
  5. Строгость. Некоторым родителям достаточно лишь строго взглянуть на ребенка, как он уже начинает размышлять о своем поведении. Излишняя строгость приводит к тому, что малыш начинает врать, чтобы избежать наказания.

Каждый родитель на собственном опыте убеждается, что воспитание ребенка – это одна из самых сложных миссий в жизни человека. Если взрослые обладают знаниями, как это делать правильно, то растить малыша во взаимопонимании и любви им будет намного проще.

Можно ли наказывать детей или как воспитать ребенка без крика

Многие родители не понаслышке знают, что чем больше потакать ребенку, тем больше он становится вредным. Он начинает считать, что ему все дозволено, а родители лишь должны его обеспечивать до тех пор, пока он не вырастит и не станет взрослым. Чтобы не допустить подобного, родители часто прибегают к наказаниям – устным или физическим. Можно ли, если да, то, как воспитать ребенка без криков и наказаний ? Попробуем разобраться: действительно ли наказание детей – необходимость для родителей.

История: как наказывали детей на Руси и в России

Для начала попробуем рассмотреть то, какую точку зрения имели наши предки насчет наказаний своих детей. До 21 века, людей мало заботила гуманность, когда дело касалось воспитания детей. Раньше у людей не было проблем с тем, как угомонить непослушных детей. За каждый, даже, казалось бы, невинный проступок полагалось то или иное наказание. То, что сегодня многие родители считают дозволенным поведением – плач в общественных местах, нежелание есть ту или иную пищу, для наших предков было подходящим поводом, чтобы лишний раз указать ребенку его место.

Избиение розгами. На Руси считалось, что наказание розгами «вострит ум», что только идет на пользу ребенку. С момента принятия «Домостроя» – уникального сборника советов для бытовой жизни русского человека, принятого в качестве основного закона, и до начала XIX века было принято, что каждую субботу взрослые должны «бить детей нещадно» – для профилактики. Даже, когда дети вели себя образцово, им все равно полагалась еженедельная порка.

Моральное унижение. Как бы это странно не звучало, но многие дети в то время предпочитали розги или удары ложкой по лбу, чем словесные унижения. Наши предки были специалистами в плане того, как унизить ребенка морально. К примеру, маленького проказника или лентяя могли нарядить в отличавшийся от общей формы костюм или повесить на грудь специальную табличку, на которой были написаны не самые приятные выражения. Естественно, что подобные счастливчики терпели оскорбления не столько от взрослых, сколько от своих же ровесников.

Лишение ребенка еды. Довольно жестокое наказание для нашего времени, однако, во времена Царя, и вплоть до середины XIX века это считалось действенным методом воспитания слишком дерзких детей. Когда ребенок переходил грань дозволенного, то родители гарантировали ему «персональные обеды» на следующие три дня. «Обеды» состояли исключительно из пары кусков хлеба и воды. Причем если ребенок не искупил свою вину за прошедшие три дня «диеты», то родители могли продлить сроки наказания.

Что касается времени наших бабушек и дедушек, то наверняка многие читающие эту статью родители застали такие наказания как: стояние коленами на гречке или горохе, воспитание отцовским ремнем со стальной бляхой, запреты на гуляния с дворовой ребятней и так далее.

Допустимо ли физическое наказание: мнение специалистов

Данный вопрос бурно обсуждается в среде психологов и врачей. Так, например, известный отечественный психотерапевт Владимир Леви в своей книге «Нестандартный ребенок: как воспитывать родителей?» замечает, что первое правило наказания для родителя — не допускать вреда здоровью ребенка: ни физическому, ни психическому.

Однако Татьяна Шишова , автор книг по воспитанию детей и борец против введения ювенальной юстиции по поводу этого высказывалась иначе:

«Да, наказывать детей можно, если на то есть крайняя необходимость, когда слова уже не действуют. Отношения детей и родителей строятся по такому же принципу, как и отношения государства со своими гражданами. Тот, кто имеет власть, тот имеет право наказывать. Государство делегирует власть родителям, на этом строится их авторитет. Если у нас будут запрещены физические наказания, то родители выведутся из категории родителей, дети будут к ним испытывать исключительно потребительское отношение, а это подорвет устои общества».

Мы же рекомендуем придерживаться баланса между двумя перечисленными выше мнениями.

В законе ничего не указано по поводу возможности причинения телесных наказаний ребенку, однако это не значит, что детей следует избивать за каждую провинность.

Частые причины непослушания ребенка

Давайте разберемся с этим вопросом с точки зрения психологии.

Почему у детей наблюдается склонность к желанию игнорировать требования и правила, установленные родителями?

На этот вопрос существует несколько возможных ответов.

  • В жизни ребенка присутствует слишком много запретов;
  • Ребенок наоборот привык позволять себе все;
  • Ребенок может не слушаться, если он не может понять, чего вы от него хотите;
  • Иногда ребенок хочет убедиться в том, что за нарушение правил вы действительно его накажите, иначе говоря, проверяет вас самих;
  • Ребенок хочет привлечь к себе внимание;
  • Он пытается продемонстрировать свой характер, убедить вас в том, что вы ему не указ.

Если ребенок все чаще перестает вас слушаться, то для начала необходимо обратить внимание на то, как вы его воспитываете, на обстановку внутри семьи, пересмотрите установленные для него ежедневные порядки.

Оправданно ли наказание детей и насколько оно необходимо

Всех родителей можно условно поделить на две группы: те, кто принципиально против того, чтобы наказывать детей, и те, кто наоборот – всеми руками за. Давайте разберемся, насколько необходимо наказывать своих детей. Чтобы это было понятнее, рассмотрим конкретный пример.

Представьте, что вы априори не можете никак наказать ребенка за его поступки. И вот, ваш ребенок случайно разбил вашу любимую вазу. Естественно вместо того, чтобы как-то проучить ребенка, вы скажите ему что-то наподобие следующего: «Молодец» или «Смотри, как вдребезги ты ее разбил, я бы так не смогла». Или допустим, ваш ребенок затеял драку с другим мальчишкой. Даже если инициатором драки оказался бы ваше чадо, вам бы все равно пришлось обвинять чужого ребенка в «избиении».

Иначе говоря, никак не реагируя на негативное поведение ребенка, вы рискуете воспитать в нем личность, которая привыкнет получать все по первому требованию, перестанет ценить имеющиеся у него блага.

Если в детстве не приучить ребенка к ответственности, то к моменту его окончательного взросления, он может превратиться в вполне маргинальную ячейку общества.

Теперь же вспомним про другую группу родителей, которая считает, что наказания для ребенка – необходимость. Эту группу можно разделить на две подгруппы. Первая – это та, в которой родители считают, что наказания должны носить исключительно физическое воздействие. Родители второй подгруппы наоборот – чаще наказывают детей лишением чего-то, или давят на них психологически.

Сразу уясните для себя, что причиняя физический вред ребенку каждый раз, когда он что-то делает не так, вы рискуете сломать его психику, сделав из него закрытого в себе несчастного человека. Иногда лучше лишить ребенка сладкого или компьютера на несколько дней, чем «всыпать» ему ремнем по мягкому месту.

О наказании в разном возрасте

Поведение ребенка напрямую зависит не только от его воспитания, но и от психофизиологических особенностей, обусловленных текущим возрастом. Давайте перечислим возрастные группы и попробуем определить особенности наказания детей разного возраста.

Дети до 3-х лет

В таком возрасте о каких-либо наказаниях не должно идти речи. Ребенок не осознает себя как личность, он не может контролировать свои желания. Поведение малышей больше напоминает поведение зверюшек (извините за сравнение за животными, если вдруг это кого-то обидит), которые подчиняются своим инстинктам.

От 3 до 5 лет

В этом возрасте ребенок уже осознает свое «Я», однако его понятия о морали, о хорошем и плохом еще довольно размыты. Дети в этом возрасте часто повторяют все за окружающими. К примеру, если ребенок матерно выразился, причем, возможно, оскорбив вас, то это не является причиной, чтобы его наказать. Вероятней всего, он услышал матерное выражение где-то на улице, по телевизору или от своих ровесников, при этом вряд ли он осознавал значение конкретного мата.

От 5 до 8 лет

Дети, которые пошли в школу, или только собираются, должны учиться выполнять установленные заранее требования. Им следует объяснить, что обещания следует выполнять. Лучшее наказание для детей этого возраста – лишение их чего-либо. Не выполнил домашнее задание? На улицу гулять не идешь. Отказываешься кушать, что приготовили? Тогда посиди заодно без телефона и планшета.

От 8 до 13 лет

Когда возраст ребенка близится к раннему подростковому (8-10 лет), он потихоньку начинает пробовать быть взрослым. Поэтому здесь важно договариваться с ним заранее обо всех последствиях его поведения. И, конечно, выполнять свои обещания. В таком возрасте ребенок как раз очень активно будет искать «дырки» в границах. Тут важна роль отца – ведь именно он по большей степени показывает границы. Обрати внимание на солидарность с мужем: договорись с ним о единой системе наказаний – чтобы не получилось, что мама за, а папа – против.

От 13 до 18 лет

С подростком часто бывает трудно договориться. Он нарушает запреты и не хочет брать на себя ответственность. Только ты своим примером можем показать ему, что есть хорошо. Ведь именно сейчас он озабочен этим вопросом и всячески пытается проверить – правду ли ему говорят, что это – можно, а это – нельзя. Объясни подростку, почему нельзя играть за компьютером целый день и почему непозволительно ругаться матом. Сейчас как никогда важно иметь возможность откровенно беседовать с отпрыском.

Правила поощрения детей в семье

Наказание и похвала – две стороны одной монеты. Между ними необходимо держать баланс. Поощрение ребенка может принести больше вреда, чем польза, если не придерживаться некоторых правил, некоторую часть из которых мы перечислим дальше.

Не преувеличивайте похвалу. Многие родители, стремясь расположить к себе ребенка, начинают разбрасываться ею направо и налево. Если постоянно утверждать ребенку, что он «самый лучший, самый чудесный, милый, незаменимый», то рано или поздно он начнет чувствовать вашу неискренность. Дабы опровергнуть эту неискреннюю похвалу, ребенок начнет себя вести неподобающим образом, ожидая вашей ответной реакции.

Ребенок оценит искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.


А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например:

«Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

Первый : скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

Но возможен и второй вариант , когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

Как не потерять доверие ребенка

Для потери детского доверия не обязательно прилагать много усилий, достаточно установить бессчетное количество всевозможных запретов, а за нарушение любого из них – моментально наказывать. В каких же конкретно ситуациях вы рискуете потерять доверие ребенка?

Когда дело касается запретов, то мы часто говорим «нельзя», «не трогай», причем ребенок видит, что нам-то это можно. Сами-то мы разве чего-то не делаем просто потому, что нельзя? Нет — мы чего-то избегаем только потому, что понимаем вредные последствия. И ребенок ничем не отличается.

Тут выход один — объяснять и показывать.

Слово «нельзя» лучше вообще изъять из оборота.

«Не нужно играть с ножом, потому, что он острый и можно порезаться» — берем пальчик ребенка и легонько колем ножом, или показываем свой порез. Очень доходчиво — он нормальный человек и боли будет избегать, инстинкт самосохранения врожденный.

Нет ничего страшного, если ребенок сам слегка порежется, обожжется, уколется, упадет — это бесценный жизненный опыт, без которого никто еще не обошелся. Конечно, такие уроки ребенок должен проходить под нашим присмотром.

Пока ребенок совсем маленький и наши словесные объяснения плохо понимает, очень опасные вещи (таблетки, например) лучше просто убрать так, чтобы они не попадались чаду на глаза.

Таких вещей очень не много, чаще запрещают то, с чем просто нужно научиться обращаться осторожно, а следить за процессом познания нам некогда. Но как он тогда научится?

Еще хуже запреты «не лезь», «не бегай», «не кричи». Мы запрещаем ему то, чего требует его природа — инстинкт познания, потребность в движении, естественное выражение эмоций. У него справедливо возникнет ощущение, что мы просто его не понимаем, а вообще против него — какое уж тут доверие? Чаще всего мы запрещаем это потому, что нам его действия неудобны. Тогда так и нужно объяснять — что нам он мешает, например.

Но не стоит ждать, что он сразу поймет и прислушается. До того, чтобы действительно научиться видеть и понимать потребности других, осознать, что он может мешать, ребенку нужно еще дорасти. Пока он маленький, он просто не способен вместить такие сложные вещи.

Не торопитесь считать его эгоистом — всему свое время, лет до пяти, а то и больше, детский эгоцентризм совершенно нормален.

Ребенок будет себя вести с вами так, как вы себя ведете с ним, и так, как ведет себя родитель его пола с вами. Это справедливо. Искусственное насаждение субординации — еще один способ потерять доверие ребенка. Если вам не нравится, что малыш по отношению к вам что-то себе позволяет, спросите себя: «У кого он этому научился?»

Если научился у вас, то, какое право вы имеете ему это запрещать?

Если научился у другого родителя, — то тоже? — ведь копирование поведения родителя нормально для ребенка. Что говорит ваше чувство справедливости? Есть только один справедливый способ исправить ситуацию — перестать подавать дурной пример, попросить, чтобы супруг (супруга) тоже перестали. А если сами не исправитесь, то не требуйте, чтобы ребенок смог то, чего не можете вы — будьте справедливы.

Когда нельзя наказывать ребенка

Случаются ситуации, когда в проступках ребенка нет его вины, а если и есть, то исключительно из-за детской оплошности. Существует несколько возможных случаев, когда нельзя наказывать ребенка.

  • Во время болезни. Учитывайте, что в этот момент организм ребенка борется с заболеванием, а если лишний раз упрекать его в чем-то, то это может негативно сказаться на его здоровье.
  • Перед сном или сразу после просыпания. Если наказать ребенка перед сном, то это наверняка скажется на качестве его сна, а если сделать это с утра, то ребенок может даже не вспомнить, за что его наказывают.
  • Во время еды. Это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний.
  • Непосредственно после физической или душевной травмы. Если ребенок разбился на велосипеде, сломав не только свою руку, но и само средство передвижения, то не вздумайте сразу выплескивать свой гнев на него, чтобы не причинять еще больше боли.
  • Когда вы сами находитесь в плохом настроении. Если вас застало присутствие плохих эмоций, то это не повод пытаться их выместить, наказывая ребенка.

Мнение Доктора Джеймса Добсона о наказании детей

В своем труде «Не бойтесь быть строгими» он описывает свое отношение к наказанию детей. Далее мы приведем некоторые его конкретные мысли, некоторые из которых – наверняка не придутся по душе родителям нашей страны.

По мнению Джеймса Добсона , в некоторых ситуациях, допустимо применение крайних мер воздействия на ребенка, вплоть до причинения ему физического дискомфорта. Многие дети нуждаются именно в физическом наказании за непослушание. Это ситуации, когда ребенок своим намеренным непослушанием бросает вызов власти и авторитету родителей. Т.е. специально нарушает запрет родителей, чтобы «посмотреть, что из этого выйдет».

Добсон отмечает необходимость дисциплины в воспитании детей. По его мнению, без дисциплины невозможно воспитать в ребенке послушание, уважение к окружающим и готовность нести ответственность за свою работу. Доктор отмечает, что дисциплину ребенку должны прививать две организации – семья и школа.

Советы психолога: наказание без вреда для психики

Ряд отечественных психологов отмечает, что наказывать, не нанося вред детской психике, можно, но для этого родителям необходимо придерживаться нескольких правил.

Ребенка не нужно наказывать просто так. Дети с раннего возраста познают мир, часто они это делают по-своему, что нередко приносит неприятности родителям. Дети могут ломать вещи, нарушать личное пространство других людей, однако наказывать за такое необходимо только в том случае, если ребенок делал это умышленно.

Следует разделять понятие «указание» и «предложение». Вместо фразы «не убегай слишком далеко от меня», попробуйте использовать «может быть, ты не будешь так спешить, нам не надо торопиться». В первом случае вы прямым текстом указываете ребенку, что ему нужно делать, во втором же – объясняете, почему ему нет нужды спешить.

Не нужно сильных эмоций. Многим взрослым свойственно контролировать всех вокруг, в особенности своих детей. Родители часто возлагают на ребенка ношу из ожиданий, но редко когда их ожидания воплощаются в реальности. Это приводит к нескрываемой агрессии со стороны родителя. Ребенка начинают угнетать и ругать за малейшую провинность. Подумайте о том, как неустойчивая психика может среагировать на ваше грубое замечание.

Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок вырос человеком полностью без воли и желаний, который будет подчиняться более влиятельным людям, не учитывая своих желаний?

Не наказывайте прилюдно. Вы представить себе не можете, как смущает и раздражает критика на людях. Даже взрослого человека. Унижая ребенка публично, вы тем самым переходите его личные границы, показываете, что вы и другие люди имеете право принижать его. Поэтому, если ребенок сделал что-то не так, отведите его в сторону и скажите, почему он не прав и как нужно поступить в следующий раз.

Эксплуатация детского труда — статья УК РФ

К сожалению, детский труд эксплуатируют довольно часто. Моего восьмилетнего сына регулярно пытаются привлечь к выполнению различного рода работ в школе. Ребенок постоянно находится на дежурствах, а также уборках территорий в учебное время, и в связи с этим его успеваемость значительно снижается. Меня, как заботливого отца, крайне возмутила данная ситуация, и я решил проконсультироваться с опытным юристом по поводу эксплуатации детского труда.

В статье я хочу передать остальным родителям информацию, выясненную у профессионала. Речь пойдет о том, какими законодательными актами урегулирована уголовная ответственность за использование труда ребенка, а также какие виды ответственности ожидают виновных физических лиц. Также речь пойдет о привлечении к различному роду работ детей, достигших четырнадцати лет.

Детский труд

Согласно действующему законодательству, привлекать ребенка к выполнению какой-либо работы стоит довольно аккуратно, поскольку в некоторых случаях за действия подобного рода предусмотрена уголовная ответственность. Помимо того, запрет на эксплуатацию детского труда налагает и такой источник, как российский Трудовой кодекс. Также эта тема затронута и в Федеральном законе под номером 273, который посвящен вопросам об образовании, и в Конвенции о правах ребенка.

На основании указанных законодательных актов физическое лицо, которому не исполнилось восемнадцати лет, самостоятельно имеет право принять решение, участвовать ли ему в определенного рода работах. К примеру, если директор школы говорит, что уборка территории является обязательным мероприятием для всех учеников, то на самом деле это не так. Ребенок имеет полное право отказаться и не принимать участие в процедурах подобного рода.

Обращаю внимание на то, что если ребенок не хотел выполнять ту или иную работу, но в результате его заставили, то на физическое лицо, которое принудило к этому, будет возложено наказание.

Уголовная ответственность

В статье под номером 127.1, входящей в состав действующего Уголовного кодекса, прописано, какие наказания накладываются на преступников, виновных в эксплуатации детского рабского труда. Если физическое лицо, которое не достигло восемнадцатилетнего возраста, принуждали к выполнению работ рабского характера, а оно в свою очередь не было в силах отказаться от их выполнения, то в силу вступает вторая часть 127.1 статьи.

В качестве наказания преступника ожидает выполнение принудительных работ. Трудиться на них понадобиться максимум в течение пятилетнего периода времени. Также возможно и лишение свободы осужденного на срок от трех до десяти лет. Кроме того, дополнительно судья может активировать запрет на выполнение нарушителем его основного вида деятельности в течение пятнадцати лет. Данное наказание является необязательным и может быть как утверждено, так и нет (дополнительно к лишению свободы).

Следует отметить, что запрет на осуществление деятельности накладывается в тех случаях, когда осужденный пытался задействовать в ней детский труд.

В некоторых ситуациях происходит так, что в результате использования детского труда в рабских масштабах здоровью ребенка наносится тяжкий вред либо же он вовсе умирает. В таких случаях в силу вступает третья часть статьи 127.1, а преступников, в свою очередь, ожидают самые жесткие формы уголовных наказаний.

Виновного физического лица лишают свободы. Минимальный период, в течение которого действует данная санкция, равен восьми годам, а максимальный срок актуальности такого наказания составляет пятнадцать лет. Кроме того, дополнительно физическое лицо на год могут ограничить в свободе.

Еще в Уголовном кодексе содержатся следующие законодательные акты, затрагивающие вопросы об эксплуатации детского труда:

  • Статья 127. Данный акт регламентирует виды ответственности для преступников, которые незаконным путем лишили физическое лицо его свободы, но это не было похищением. Если в роли жертвы выступало несовершеннолетние физическое лицо, то в силу вступает вторая часть статьи. В качестве наказаний на пять лет накладывают принудительные работы или же лишают свободы как минимум на три года и как максимум на пять лет. Если такое лишение свободы причинило смерть либо тяжкий вред здоровью жертвы, то свободы лишают на 4-8 лет.
  • Статья 127. Эта статья посвящена вопросам торговли несовершеннолетними физическими лицами с целью последующей эксплуатации их труда (часть вторая). В качестве наказаний применяют лишение свободы на 3-10 лет. Также еще на 15 лет преступнику могут запретить занимать его должность. Еще в роли дополнительной санкции выступает ограничение в свободе на двухлетний период времени.

Использование детского труда от 14+ лет

Действующим законодательством установлен минимальный возраст, начиная с которого разрешают принимать на работу физических лиц. Данная цифра составляет четырнадцать лет и утверждена на основании 63 статьи, содержащейся в Трудовом кодексе. Помимо того, законодательством установлено, что если руководитель принимает на работу физическое лицо в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, то он обязан обеспечить для него щадящие условия труда. Также привлекать ребенка в сферы деятельности, связанные с опасными либо вредными для здоровья условиями труда, строго запрещено.

Существует ряд положений, которые в обязательном порядке должны быть соблюдены работодателем относительно использования труда несовершеннолетнего сотрудника. Назначать работы, подразумевающие выполнение тяжкого в физическом плане труда, нельзя.

Если исполнение определенного рода обязанностей несет высокую вероятность получения травмы производственного характера, то их также не разрешается устанавливать по отношению к несовершеннолетнему лицу. Статьей номер 268 из Трудового кодекса определено, что руководители не имеют права отправлять в командировки сотрудников, являющихся детьми. Этим же законодательным актом, а также статьями номер 96 и 99 ТК определено, что дети не должны работать в выходные дни и ночные смены.

Помимо того, руководителю не стоит забывать о том, какой максимальный промежуток времени может составлять рабочая неделя для сотрудника в возрасте от 14-18 лет. Длительность недели для таких работников утверждена с помощью 92 статьи Трудового кодекса. Если физическое лицо пребывает в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, то оно может работать суммарно не более 24 часов в неделю.

Если же сотруднику уже исполнилось шестнадцать лет, но он еще не достиг восемнадцатилетнего возраста, то разрешается работать 36 часов на протяжении одной недели. Также если работодатель захотел взять на работу ребенка в возрасте до шестнадцати лет, то ему стоит учитывать, что произвести данную процедуру можно исключительно при наличии согласия со стороны родителей. Кроме того, потребуется аналогичный документ, выданный органами опеки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль