Мнениe о российском кино Всё о кино


Содержание

История кинематографа в России: основные этапы развития

История российского кинематографа началась достаточно давно – с первых документальных фильмов обычных фотографов. Началом кинематографа в России принято считать рождение «Великого Немого» в 1898 году. История отечественных фильмов прошла нелегкий путь, гордо преодолевая жесткую цензуру.

С чего все начиналось?

История говорит, что появился кинематограф в России в начале 20 века и был привезен французами. Но это не помешало фотографам быстро освоить операторское искусство и уже в 1898 году выпустить первые документальные ролики. Но только спустя 10 лет режиссер Александр Дранков создал первый русский фильм – «Понизовая вольница». Это было рождение великого немого кино на территории России, картина была черно-белая, немая, короткометражная и тем не менее весьма трогательная.

Работа Дранкова запустила механизм производства кино, и уже в 1910 году такие мастера режиссуры, как Владимир Гардин, Яков Протазанов, Евгений Бауэр и другие, создавали достойное кино, экранизировали русскую классику, снимали мелодрамы, детективы и даже боевики. Вторая половина 1910-х подарила миру таких известных деятелей, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов. Первый кинематограф в России – яркий период в развитии отечественного кино.

Октябрьский переворот – период с 1918 по 1930 год

Октябрьская революция 1917 года стала настоящим путеводителем российским кинорежиссерам на Запад. А военное время и вовсе было не лучшим для развития кино. Закрутилось-завертелось все снова в 20-х годах, когда вдохновленная революцией творческая молодежь оставила новое слово в развитии российского кино.

«Серебряный век» сменил советский киноавангард. Следует отметить такие экспериментальные картины Сергея Эйзенштейна, как «Броненосец Потемкин» (1925 г.) и «Октябрь» (1927 г.) Широкую известность ленты получили преимущественно на Западе. Этот период запомнился такими режиссерами и их картинами, как Лев Кулешов – «По закону», Всеволод Пудовкин – «Мать», Дзиги Вертов – «Человек с киноаппаратом», Яков Протазанов – «Процесс о трех миллионах» и другие. Кинематограф 20 века в России – самый яркий период в истории существования российского кино.

Времена социального реализма – 1931-1940 годы

История кинематографа в России данного период начинается с великого события – в российском кино появилось звуковое сопровождение. Первым звуковым фильмом считается «Путевка в жизнь» Николая Экка. Царивший в то время тоталитарный режим контролировал фактически каждый фильм. Именно поэтому, когда знаменитый Эйзенштейн вернулся на родину, пустить в прокат свою новую картину «Бежин луг» ему так и не удалось. Режиссеры столкнулись с жесткой цензурой кинематографа в России, поэтому фаворитами 30-х годов стали те, кому удалось не только освоить звуковое кино, но и воссоздать идеологическую мифологию Великой Революции.

Свой талант успешно приспособили к советскому режиму такие режиссеры: Братья Васильевы и их «Чапаев», Михаил Ромм и «Ленин в Октябре», Фридрих Эрмлер и «Великий гражданин». Но на самом деле все было не так плачевно, как может показаться на первый взгляд. Сталин понимал, что на «идеологических» хитах далеко не уедешь. Здесь настал звездный час известного режиссера Григория Александрова, который стал настоящим королем комедии. А его жена Любовь Орлова – главной звездой экранов. Самые популярные фильмы Александрова – «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга».

Роковые сороковые года – 1941-1949

Война изменила все. Именно в это время появляются полнометражные фильмы, где война уже была не полна легких побед и романтических событий, в кино пытались отразить всю жестокость, что происходила на фронте. К первым реальным военным фильмам можно отнести «Радугу», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя». В это время свет увидела последняя картина С. Эйзенштейна – шедевральная трагедия «Иван Грозный». Предполагался выпуск второй серии этого фильма, однако он был запрещен Сталиным.

Громкая победа, которая была завоевана ценой десятков миллионов людей, вызвала волну кино и новый виток в истории кинематографа в России, основывалась она на культе личности Сталина. К примеру, кремлевский режиссер М. Чиаурели в своих фильмах «Клятва» и «Падение Берлина» возвышал Сталина, представляя его чуть ли не божеством. К концу 40-х отслеживать каждую картину было достаточно сложно, поэтому советская власть придерживалась принципа: лучше меньше, да качественнее, чтобы в лучших традициях «соцреализма». Шедеврами того времени стали следующие ленты: «Сталинградская битва», «Жуковский», «Весна», «Кубанские сказки». Развитие кинематографа в России в те года основывалось на культе личности Сталина.

Оттепель – 1950-1968 годы

Настоящая кинооттепель началась после смерти Сталина. Вторая половина пятидесятых стала настоящим кинобумом не только в плане резкого увеличения производства фильмов, но и в появлении новых режиссерских и актерских дебютов. Данный период был весьма успешным для российского кинематографа. Стоит отметить картину Михаила Калатозова и Сергея Урусевского «Летят журавли», которая получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. Переплюнуть успех знаменитого режиссера и оператора и взять «ветвь» в Каннах не удалось ни одному российскому фильму. Самые заметные фигуры того периода – Григорий Чухрай с его «Балладой о солдате» и «Чистым небом», Михаил Ромм показал, что он еще в силах снимать достойное кино, и показал миру шедевральную картину «Обыкновенный фашизм».

Эпоха комедий

Режиссеры начали поднимать проблемы простых людей в своих лентах, например мелодрамы Марлена Хуциева – «Весна на Заречной улице» и «Два Федора» – успешно вышли в широкий прокат. Истинное удовольствие получили зрители от комедий великого Леонида Гайдая – «Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука». Нельзя не упомянуть комедию Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля!».

Помимо комедий и Каннского фестиваля, период оттепели в кино подарил миру оскароносную «Войну и мир» С. Бондарчука, картина вызывала настоящий ажиотаж. Но данный период подарил нам не только великих режиссеров, но и не менее талантливых актеров. 50-60-е годы стали звездным часом для Олега Стриженова, Вячеслава Тихонова, Людмилы Савельевой, Анастасии Вертинской и многих других талантливейших актеров.

Конец оттепели – 1969-1984 годы

Данный период времени для российского кинематографа оказался непростым. Жесткая кремлевская цензура не позволила поделиться своим творчеством многим талантливым режиссерам. Но, несмотря на сложности в развитии кинематографа, в те годы посещаемость кинотеатров в России занимала лидирующие позиции во всем мире. Не один десяток миллионов зрителей с большим удовольствием смотрели комедии Леонида Гайдая, Георгия Данелия, Эльдара Рязанова, Владимира Мотыля, Александра Митты. Фильмы этих великих режиссеров – настоящая гордость российского кино.


Настоящий бум произвели мелодрама В. Меньшова «Москва слезам не верит», которая взяла «Оскар» за лучший иностранный фильм, и боевик Бориса Дурова «Пираты 20-го века». И, конечно же, всего этого не было бы без талантливейших актеров, таких как Олег Даль, Евгений Леонов, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Николай Еременко, Маргарита Терехова, Людмила Гурченко, Елена Соловей, Инна Чурикова и другие.

Перестройка и кино – 1985-1991 годы

Главная особенность данного периода – ослабление цензурного гнета. После реабилитации Элем Климов и его картина «Иди и смотри» стал лауреатом Московского кинофестиваля 1985 года. По праву это кино можно отнести к беспощадному реализму Второй мировой войны. Послабление цензуры поспособствовало появлению первого российского фильма с откровенными сценами – «Маленькая Вера» Василия Пичулы, снятая в 1988 году.

Однако общество переходило в эпоху телевидения, американские фильмы поступали на отечественный рынок, и посещаемость кинотеатров резко снизилась. Несмотря на снижение внимания к российским фильмам со стороны зрителя, на Западе российские режиссеры стали желанными гостями множества международных фестивалей. 1991 год стал завершающим этапом в существовании Советского Союза, отразилось это и на кинематографе.

Лишь немногие из отечественных фильмов доходили до кинопроката, зато популярность получили так называемые видеозалы, в которых транслировались такие желанные западные фильмы типа «Терминатора». Понятие цензуры фактически отсутствовало, на прилавках специализированных магазинов можно было отыскать все, что угодно. Отечественное кино не пользовалось спросом у людей, фильмы для массовой аудитории снимались непрофессионально, с бедной постановкой.

Постсоветское кино в России – 1990-2010

Конечно же, развал Советского Союза повлиял на отечественный кинематограф, и российское кино еще долго находилось в упадке. Дефолт 1998 года больно ударил по режиссерам, финансирование кинопроизводства резко сократилось. Дабы не загубить кинематограф и иметь хоть какой-то шанс к развитию, открывались маленькие частные киностудии. Самыми кассовыми на те времена стали комедии «Ширли-мырли», «Особенности национальной охоты», а также фильмы «Вор» и «Анкор, еще анкор!». Кинематограф в 90-е годы в России переживал не лучшие времена.

Криминальное кино

Настоящий фурор в российском кинематографе произвела картина «Брат», выпущенная в 1997 году Алексеем Балабановым. Нулевые же ознаменовались рождением кинокомпаний, которые производили телевизионные фильмы и сериалы. Самыми популярными из них стали «Амедиа», «КостаФильм» и «Форвард-фильм». Особым успехом у зрителей пользовались криминальные сериалы, такие как «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург» и так далее. Такие сериалы отражали реалии непростых 90-х. У Женской аудитории пользовались большой популярностью мелодраматические сериалы, например «Обручальное кольцо», «Кармелита».

2003 год подарил миру замечательные и достаточно прибыльные мультипликационные фильмы, такие как «Смешарики», «Маша и Медведь», «Лунтик и его друзья». Кинематограф постепенно восстанавливался от длительного кризиса, и уже в 2010 году было выпущено 98 художественных фильмов, а в 2011 г. – 103. Немалые усилия к возрождению отечественного кино приложила Русская Православная Церковь, благодаря которой на экраны вышли такие картины, как «Остров», «Поп», «Орда».

Расцвет после кризиса

Первыми достойными драматическими картинами после кризиса стали «Ворошиловский стрелок», «В августе 44-го» и «Остров». 2010 год стоит отметить как год создания новой волны «урбореализма». Корни данного направления уходят глубоко в советское кино, где стремились показать обычную жизнь простого человека. К таким фильмам можно отнести «Упражнения в прекрасном», «Шапито-шоу», «Караки», «О чем говорят мужчины» и так далее.

Уже с 90-х годов и по сей день в республиках Российской Федерации формируется свой собственный кинематограф. Эти фильмы имеют местное распространение, так как сняты на национальных языках республик. А в некоторых регионах популярность таких локальных фильмов выше, чем у модных современных американских блокбастеров.

Современный кинематограф в России

На сегодняшний день российский кинематограф носит развлекательный характер. Фактически 95 % фильмов выпускаются именно в таком жанре. Объясняется такая тенденция просто – высокая прибыль и рейтинги на телевидении. Самые популярные жанры отечественного кино – криминал, комедия и история. Большая часть действительно достойных фильмов – подражание Голливуду. В последнее время пошла волна на возрождение советского кино, но критики отмечают данные проекты как неудачные.

Большинство режиссеров России часто подвергаются критике не только со стороны зрителей, но и профессионалов в области кино. Самые критикуемые режиссеры – Никита Михалков, Федор Бондарчук и Тимур Бекмамбетов. Многие критики пишут о том, что в России снизилось качество выпускаемых картин, а также некоторые специалисты отмечают низкую изобретательность сценаристов.

К современникам относятся следующие режиссеры: Юрий Быков, Николай Лебедев, Федор Бондарчук, Никита Михалков, Андрей Звягинцев, Сергей Лобан, Тимур Бекмамбетов и другие.

Дно российского кино

Отечественный кинематограф отчаянно нуждается в смене парадигмы развития и уходе от бездарного, глупого и неинтересного киноширпотреба.

На прошлой неделе глава «Роскино» Екатерина Мцитуридзе выступила с весьма показательным для современного отечественного кинематографа заявлением. По её словам, абсолютное большинство новых отечественных картин провалились в прокате, не окупив вложенные в них средства, в том числе и государственные. Данный факт в очередной раз говорит о глубине кризиса российской киноотрасли, бывшей когда-то одной из лучших в мире.


Мцитуридзе отметила, что единственным окупившемся в прокате фильме стал «Экипаж» Николая Лебедева. При совокупном бюджете фильма в примерно 10 миллионов долларов его сборы на данный момент составили уже около 20 миллионов. При этом широко разрекламированный фильм «Герой», где в качестве офицера Русской императорской армии снялся известный певец Дима Билан, с треском провалился в прокате — при общем бюджете в 7 миллионов долларов собрал в кинотеатрахне более полутора. Похожая ситуация и с другими новыми отечественными картинами, которые, в том числе в той или иной степени спонсировало Министерство культуры. «Это серьезный повод для анализа, потому как получается, что на все эти фильмы эксперты год или два назад делали ставки, раз уж на них выделялось госфинансирование», — констатировала руководитель «Роскино».

В принципе, ничего принципиально нового Мцитуридзе не озвучила. Проблема провала в прокате практически всех отечественных картин имеет давнюю историю, берущую корни из перестроечных времен. Тогда на широкие экраны большой страны вместо фильмов, пропагандирующих в привлекательной для советского зрителя обертке лучшие человеческие качества — дружбу, честность, верность, мужество и многие другие положительные свойства человеческой натуры, начали выходить фильмы, стремящиеся раскрыть самые темные и неприглядные стороны человека. Эти фильмы начали удовлетворять самые низменные интересы впавшего в свободу, гласность и либерализм зрителя, который, видимо, слишком долго томился под цензурой партийного аппарата, запрещавший массовое распространение всякой пошлости, чернухи и всевозможного «андеграундного» искусства.

Современный российский кинематограф состоит, по большей части, из нескольких жанров. Во-первых, это всевозможные фильмы про «бандитов и ментов», которые, однако, до широких экранов доходят редко, в большинстве случаев оседая на экранах телевизоров. Данный жанр по-прежнему имеет немалую популярность, однако в основном среди людей от 30-35 и выше. Молодежи подобная продукция стала не слишком интересна, видимо эпоха «романтического бандитизма» 90-х и начала «нулевых», апофеозом которой в отечественном кинематографе стала «Бригада», окончательно прошла. И это не может не радовать.

Второй массовый и, пожалуй, наиболее живучий тип российских картин — так называемая «тарковщина». Это унылые псевдоинтеллектуальные опусы о жизни «маленьких людей» в суровых реалиях современной России, сдобренные саморефлексией и порой изрядной долей чернухи. Яркими представителями этого жанра являются «Левиафан» (снятый, кстати, на деньги Минкульта), «Географ глобус пропил», фильмы Алексея Учителя, ныне покойного Алексея Балабанова и некоторых других отечественных режиссеров. Обстановка, в которой происходит действие фильма, как правило, показывается исключительно в серых, безнадежных тонах. Главными героями в подобных опусах зачастую являются люди антисоциальные, депрессивные, порой это типичные представители маргинальной среды: алкоголики, наркоманы и прочие. И несут эти люди через всю неприглядную отечественную действительность свою «правду», своё понимание мира и его ценностей, умудряясь делиться со зрителем своими «высокомысленными» умозаключениями, выдавая, по мнению режиссеров, экзистенциальную драму высокого накала. Для «интеллектуального и понимающего» зрителя. Стоит ли говорить, что режиссеры и сценаристы этого жанра считают себя чуть ли не пророками эпохи, несущими стране удивительное откровение?

Помимо этого, еще один жанр — «фильмы для домохозяек». Этот вид представляют незамысловатые картины про любовь, непременно с хорошим концом. Герои там просты, как два рубля, а сам сюжет однообразен и неинтересен своей предсказуемостью. В общем, типичные «сопли». В кинотеатрах подобный жанр тоже представлен редко. А вот новые российские комедии, наоборот, представлены в прокате больше всех. «Горько-1, 2», «Самый лучший день», «Кавказская пленница-2», «Выпускной», «Тот еще Карлосон» и масса других глупых «киношедевров», снимавшихся, как вы догадались, также на бюджетные средства, окончательно убили жанр отечественной комедии.

Обилие пьянства, дурости, тупости, откровенно скотского поведения персонажей подобных фильмов уже ни у кого не вызывает удивления. А фразочки типа «Тех, кто сидел, к боженьке без доклада пускают» одного из героев фильма «Горько», кажется, уже вошли в новорусский простонародный фольклор. Фольклор тех, кого кормят этим, с позволения сказать, кино. Или спич из комедии «Выпускной» в самом начале фильма — «На этом корабле будет супермегатуса, мальчики готовы, девочки нажрутся, 18 пьяных телок, 8 ящиков бухла. ». Спасибо Минкульту за такую вот «культуру»! И деньги от бюджета на такие проекты, к несчастью, продолжают выделяться. Так, в этом году финансирование получит черная комедия режиссера Жоры Крыжовникова (снявшего две части «Горько») «Шашлыки».

Про другой популярный жанр — фильмы о войне, особенно на тему Великой Отечественной, думаю, и говорить много не надо. В нашей стране традиционно любят военную тематику, но с реализацией последнее время получается не очень. Вспомните хотя бы михалковскую «клюкву» – продолжение фильма «Утомленные солнцем» с голыми пятыми точками немецких летчиков, грудью дочери самого Михалкова, черенками от лопат в качестве оружия для атаки и прочего треша, тоже, кстати говоря, снятого на деньги Минкульта. Другим примером снятого за госсчет шлака является фильм «Служу Советскому Союзу», где лагерные зэки, показанные исключительно в хороших и положительных тонах, в одиночку справляются с немецкой армией. Естественно вопреки кровавым комиссарам и глупому советскому руководству.

При этом настоящим бичом современной российской комедии (да и киноиндустрии в целом) является острая нехватка хороших актеров и сценаристов. Игра первых заставляет сказать в ответ знаменитое «Не верю!» Станиславского, а сюжеты вторых оставляют устойчивое впечатление, что писались они под серьезной дозой. Потому что по-другому трудно объяснить количество сюжетных ляпов и, прежде всего, нелогичность всего происходящего на экране, когда герои ведут себя как настоящие дурачки с задержкой в развитии. Они совершают абсолютно глупые и неразумные действия, создают себе и окружающим проблемы и неприятности на ровном месте, а потом также глупо и нелепо стараются из них выйти. Вероятно, нашим акулам кинематографического пера кажется, что это интересно, и наивность персонажей вкупе с их недалекостью должна вызывать симпатию у российского зрителя. Но вызывают эти персонажи совершенно обратные

чувства. То же и с ценностями, которые пропагандируют эти фильмы. В новорусских комедиях антисоциальное и откровенно аморальное поведение подается в положительном ключе, с позиций «понять и простить».

И если сравнить весь этот зловонный поток кинематографических помоек с западным кинопромом, к примеру, с тем же Голливудом, то катастрофа российского кино кажется еще более очевидной. Если прийти в любой кинотеатр на сеанс, то перед фильмом можно увидеть рекламные трейлеры новых фильмов, готовящихся к выходу на широкий экран. Рекламируют там как российские, так и зарубежные картины, причем идут ролики поочередно — отечественные сменяются зарубежными. И какое досадное чувство, жалость и просто отвращение возникают к нашему кинопрому, когда после рекламы нового голливудского блокбастера, где обладающий сверхспособностями супергерой на фоне зрелищных спецэффектов побеждает очередное вселенское зло, начинается реклама отечественного фильма-комедии. А там в антураже глубокой российской провинции пузатые мужички пьют горячительные напитки, общаются «за жизнь» и ведут себя как самая последняя маргинальщина. Захотят ли после этого пойти на российское кино, и самое главное — о чем подумают люди, особенно молодежь, сравнивая два столь разных, но показательных примера кинематографа — американского и русского?

Так почему же наша киноотрасль оказалась в столь унизительном положении? Специалисты в кинематографии отмечают несколько причин. Так, по мнению кинокритика Романа Волобуева, состояние отечественного кино является отражением состояния нашей страны и её общества в целом. Волобуев уверен, что засилье депрессивных мотивов в отечественной кинематографии отпугивает от него потенциальную публику. Также, по его словам, в нынешнем российском кинематографе катастрофически не хватает хороших сценаристов, актеров и режиссеров, которые волновались бы за конечный результат своей деятельности. Зато немало тех, кто желает прильнуть к государственной кормушке, выклянчивая деньги на зачастую провальный проект, а затем их «освоение» по карманам. В качестве причин называются также такие явления, как недостаточное количество актерских школ, утаивание кинотеатрами немалой части выручки, пиратство и другие.

Помимо этого, отмечается такая проблема, как недостаточное финансирование. Если взять цифры за прошлый год, то всего государство потратило на фильмы 90 миллионов долларов. Эта сумма — бюджет далеко не самого масштабного голливудского блокбастера. К примеру, один из последних западных хитов — фильм «Первый мститель: противостояние» — имеет бюджет в 250 миллионов долларов. Но если финансов не хватает у государства, то почему бы заботу о российском кинематографе не взять на себя людям, у которых денег достаточно? Пресловутые российские олигархи вполне могли бы вместо покупки очередного английского клуба, яхты или роскошного пентхауса в нью-йоркском небоскребе вложиться в российское кино, которое, если всё делать с умом, могло бы приносить не меньший доход, чем недвижимость и ценные бумаги .

Возникает вопрос — а какие фильмы нам нужны? Во-первых, «исторические экшены», основанные на реальных и интересных событиях, а также жизни выдающихся (можно даже малоизвестных) личностей, которыми столь богата история России. Эти фильмы должны быть красиво оформлены визуально, избавлены от всяких идеологических и иных штампов. Такое кино должно нести в себе познавательную, воспитательную и идеологическую функции. Из современных популярных российских фильмов можно выделить разве что «Легенду №17» про советского хоккеиста Валерия Харламова. Как здорово он смотрится на экране и какие положительные человеческие качества он пропагандирует, какой мощный заряд патриотизма он в себе несет.

Во-вторых, фильмы, где русские спасают мир от какой-нибудь глобальной угрозы, например безумного террориста с ядерной бомбой. Вспомните сколько таких фильмов снял Голливуд и сколько подобной кинопродукции хлынуло к нам в начале 90-х. Фильмы героями-американцами несли вполне определенный месседж всему миру — «Мы — могучая нация супергероев и спасителей человечества, надеяться нужно только на нас». Типичная пропаганда, но очень эффективная. Даже если сейчас посмотреть современные голливудские фильмы, в особенности про супергероев, то где-то в процессе фильма обязательно промелькнет нотка патриотизма. Будет ли это в виде американского национального полотна, на фоне которого стоит главный герой, или это будет какая-то незаметная на первый взгляд среди происходящего вокруг экшена деталь, или проскользнет в речах героев — не важно. Главное, что патриотическо-пропагандистский посыл в его американском понимании обязательно вшит в ткань голливудского блокбастера, неся гражданам США убеждение в величии своей страны, а всему миру – в «крутости» и непревзойденности американцев, глобальности и безальтернативности их массовой культуры. Это мощнейшее пиар-оружие, которое безотказно действует на человека.

Людям во все времена всегда были нужны герои. Герои как в жизни, так и на экране сегодня нужны и нам. Наверное, именно поэтому люди и пошли на «Экипаж», потому как вместо очередных рефлексирующих неудачников, алкоголиков, воров и зэков им показали тех самых героев, по которым наш народ действительно соскучился — простых русских парней, которые спасли много человеческих жизней, проявив свои самые лучшие качества. При этом сюжет фильма был достаточно прост, зато со спецэффектами создатели не подкачали — происходящее на экране смотрелось очень сочно, а сама картина реально держала в напряжении, ничем не уступая добротным западным фильмам. Почему бы не снять кино о том, как другие хорошие русские парни спасают уже весь мир, сдобрив это добротным экшеном и спецэффектами? Россия — один из мировых цивилизационных центров, а значит, и кино у нас должно быть масштабным, с поистине русским размахом. И нам, в отличие от Запада с его комиксными супергероями, нужны в качестве героев именно простые люди. Ведь русским для того, чтобы спасти мир, не нужны суперкостюмы и сверхспособности .

В любом случае, уж в чем, но в производстве фильмов у нас есть чему поучиться у американцев. Поэтому вряд ли было бы плохой идеей пригласить мастеров киноискусства сюда, в Россию. Только чтобы они здесь работали на наши патриотические идеи. В конце концов, русские никогда не страдали повышенным чувством собственной гордыни, умея признавать свои недостатки и учиться чему-то у других. Вспомним хотя бы царя Петра, ездившего по Европе в поисках мастеров, которые смогли бы поднять в России корабельное дело. Теперь «новым корабельным делом» должно стать кино. 300 лет назад орудиями были мощные корабли с десятками пушек, сегодня одно из главных оружий — киноискусство. Как элемент «мягкой силы» кинематограф может сослужить нам отличную службу по всему миру. Отечественное кино должно возродиться и вновь занять положенное ему место на мировом кинонебосклоне.

«Кино родилось на ярмарке и через сто лет вернулось туда же»

74% опрошенных считают российские фильмы непопулярными

Наверняка сегодня не найдется человека, который не любит кино. Почти в каждом доме есть телевизор и практически в каждом населенном пункте — свой кинотеатр. Современная российская киноиндустрия непрерывно развивается, создаются тысячи новых фильмов – комедии, мелодрамы, блокбастеры. Выходят в прокат картины известных режиссеров и не очень популярных. Кино любят, и оно всегда будет востребовано. Но какое кино любят, и каково качество современного кино в нашей стране? Уступает ли оно старым советским картинам, зарубежным новинкам или, наоборот, выигрывает? Об этом мы решили спросить у наших респондентов – аудитории, которая является непосредственным потребителем продуктов российского кинематографа.

Анкетирование проходило в режиме онлайн на сайте Anketolog.Ru. В опросе приняли участие 800 респондентов из разных уголков страны.


Исследование показало, что 63% опрошенных любят кино и смотрят его несколько раз в неделю, причем чаще всего это происходит вне кинотеатров. 27% респондентов посещают кинотеатры 1 раз в год и реже. Чуть больше 15% наших пользователей устраивают кинопросмотр в кинотеатре от одного до нескольких раз в месяц.

Что же смотрят зрители? Самыми популярными киножанрами среди опрошенных оказались фантастика (37,7%), комедия (36,1%), мультфильм (32%), приключения (27,9%), фэнтези (24,6%), триллер (20,5%). Мюзиклы завоевали лишь 2,5% голосов.

Любопытно отметить, что зарубежные фильмы смотрят 69% опрошенных нами пользователей, а российским картинам отдают предпочтение лишь 11% респондентов. И 74% опрошенных согласны с утверждением о том, что российское кино менее популярно в нашей стране, чем зарубежное.

Нам стало интересно, с чем это связано, и мы поинтересовались у респондентов, которые считают отечественные фильмы менее популярными в сравнении с зарубежными, какие недостатки есть у российского кино. Оказалось, что бОльшую часть опрошенных (77,2%) не прельщают скучные избитые сюжеты. Одинаковое количество респондентов (по 47,5%) отмечают плохую игру актеров и отсутствие новых лиц на экранах. А знатоки технологии изготовления фильма или люди, считающие себя такими, признают плохим качество съемки российского кино (36,7%) и низким уровень постановки спецэффектов (32,7%).

Среди причин указанных недостатков наши пользователи назвали:

Кино снимается ради денег, а не ради искусства — 50%

Низкий уровень профессионализма режиссеров, сценаристов, актеров, операторов — 31%

Недостаточное финансирование – 10%.

8% опрошенных затруднились с ответом.

Жаль, что в России многие люди перестали относиться к отечественному кино как к искусству, в том числе и сами его создатели. Возможно, изменилась культура людей, возросло стремление к большим деньгам в ущерб качеству или тому есть другая причина… Но все-таки хочется, чтобы российский кинематограф не походил на ярмарку…

Почему современный российский кинематограф многим кажется бездарным?

Это опрометчивое мнение, которое, однако, совпадает с общественным. На слуху лишь провальные работы: «Кавказская пленница!», работы Сарика Андреасяна и так далее.

Такому положению вещей есть несколько причин. Во-первых, формируется общественное мнение о кино не из рецензий профильной прессы, как во всем мире, а из пользовательских отзывов и из мнений различных блогеров (BadComedian etc.). Действительно, у нас нет ни аналога CinemaScore, ни альтернативы Metacritic соизмеримых размеров. Главенствующее место среди сайтов о кино занимает Кинопоиск. Как база о фильмах всех сортов и расцветок он действительно хорош, но при этом платформа популяризировала пользовательские отзывы сомнительного качества. Скажем, у сериала «Ментовские войны 8» рейтинг аж 7.8.

Во-вторых, многие сравнивают современное российское кино с советским. Так, многие сетуют, что новые русские комедии совсем не похожи на работы Леонида Гайдая или Эльдара Рязанова. Если вдуматься, то они и не могут быть похожи, потому что с момента выхода, например, «Операции Ы» прошло уже 50 лет. В этом году мировому кинематографу исполняется 120 лет, и за почти половину времени существования вида искусства действительно могло многое измениться. Для наглядности можно посмотреть, как изменился американский кинематограф за тот же срок. Мы живем в другой стране с другой экономикой и, что самое главное, с другой схемой работы киностудий, ставших большей частью частными.

Очень жаль, что такая позиция стала популярной и даже модной. Чем сильнее мы будем огульно хаять российское кино, чем меньше будем смотреть его в кинотеатрах, тем хуже оно будет становится. В капиталистическом обществе это неизбежно.

Теперь собственно к содержанию вопроса. Я не согласен, что российское кино заслуживает такого порицания. Да, системные проблемы у нашего кинематографа есть: странная схема государственной поддержки, эксплуатация примитивных жанров и сюжетов. Но продолжает выходить большое множество картин, на которые обязательно стоит обратить внимание. Только за 2014 год вышли: «Кино про Алексеева», «Класс коррекции», «Как меня зовут», «Дурак». Можно по-разному относиться к «Левиафану», но нельзя отрицать, что фильм вызвал большой резонанс в российском обществе. Еще примеры картин, не ставших в 2014 кассовыми хитами, но которые заслуживают куда большей известности: «Звезда», «Испытание», «Две женщины».

Сейчас российское кино для сограждан — как нелюбимый ребенок. Полюбите его, и он вырастет талантливым.

12 российских ремейков иностранных кинокартин

В последнее время у всех на слуху ремейки советских лент (как вспомнишь «Кавказскую пленницу!», так вздрогнешь!), однако заимствовать идеи из-за рубежа, зачастую не указывая авторов изначального фильма, наши режиссеры тоже не брезгуют

Кадр из фильма «Одна любовь на миллион»

Копированием фильмов Квентина Тарантино в мире никого не удивишь. После триумфа «Криминального чтива» и успеха родственных по духу ранних лент Гая Ричи планету буквально захлестнула волна подражаний американцу и британцу. Наш режиссер Владимир Щегольков, однако, пошел дальше многих. Он клонировал не одну из режиссерских работ Тарантино, а его творение как сценариста – романтико-криминальную «черную» комедию Тони Скотта «Настоящая любовь». У российского фильма вместо одного сценариста было четверо – и результат получился вчетверо худшим. Может, двух авторов было достаточно? Вдвое хуже – лучше, чем вчетверо…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль