Мне 27 лет у меня растет дочь ей 4 года, но моя проблема в том,что я неуверенный в себе человек и


Содержание

Я неуверенна в себе

19.04.13 г.

Ирина:

Здравствуйте! Очень буду благодарна, если напишите хоть пару слов, потому что сама я и не знаю, что думать в моей ситуации, а держать внутри с каждым днем все тяжелее и тяжелее.

Проблема может показаться банальной, потому что касается она отношений с мужчинами.

Мне почти 23 года, у меня никогда не было отношений с мужчинами. И все бы ничего, я никогда не стремилась поскорее «найти парня», начать «взрослые отношения», потому что «пора», необходимо и просто «это классно». Но сейчас уже просыпаются данные природой качества (не в смысле только лишь физических отношений), просто хочется иметь человека, которому нужна будет моя искренность, поддержка, желание дарить тепло и ласку.

Но дело в том, что я патологически стеснительна, неуверенна в себе. К тому же я не длинноногая блондинка, в след которой все оборачиваются, так, роста среднего, телосложения стройного, работаю, знаю 2 языка. Для друзей (которых у меня немного, потому что не все проходят проверку, ибо настоящая дружба — это родство душ) я открытый человек с хорошим чувством юмора, но когда рядом появляется мужчина, который мог бы мне понравиться, я вся зажимаюсь, говорить мне нечего, шутки и остроты, часто слетающие с моего языка в комфортной обстановке куда-то бесследно исчезают из головы, я заметно нервничаю, соответственно что видит во мне мужчина — неуверенного человека, избегающего взгляда в глаза. К тому же и выгляжу я в свои почти 23 на 17 лет, что тоже безрадостно, когда тебя воспринимают как подростка, совершенно не подозревая, что детство из моей головы уже давно выветрилось. Я сразу отгоняю мысли о том, что человек мне нравится, так сказать блокирую «эмоции», потому что потом будет больно осознавать, что ты для этого человека никто и таковым останешься. Останешься, потому что флиртовать не умею, навязываться и соблазнять тем более все вокруг твердят, что пора меняться, вести себя смелее, ведь на тихую, серую мышь никто не посмотрит. А мне просто противна эта модель поведения «охотницы», потому что я не такая и переделать себя никогда не смогу.

Мама вышла замуж в 29 лет и ее совсем не тревожит мое положение, она считает, что все хорошо и «всему свое время», а меня преследует мысль о том, что дочери часто повторяют судьбы матерей. А ведь мама выходила замуж 30 лет назад, а кому сегодня нужны 29-летние (да и 25-летние старые девы).

Не прошу у Вас секрета к успеху, может просто посоветуете, как принять себя такую, ведь моя проблема — это не самое страшное в жизни (есть люди с тяжелыми болезнями, есть голодающие и всеми брошенные, а я так. страдающая от физиологической и психологической несостоятельности), подскажите, как смириться и радоваться другим вещам в жизни!

Заранее спасибо, хотя бы за возможность выговориться!

В своем письме вы рассказываете о том, как тяжело переживаете из-за своей стеснительности и неуверенности в себе. О том, как это не дает вам сблизиться с кем-либо из мужчин, который мог бы в будущем стать спутником вашей жизни.

Вы пишите, что вы стесняетесь и чувствуете себя неуверенно в компании с незнакомыми мужчинами. Я понимаю. Но я хотела бы обратить ваше внимание и на то, что вместе с этим вы не стесняясь, строго и уверенно высказываетесь по отношению к себе. Вы называете то, что причиняет вам душевную боль – банальным. Вы страдаете, и поэтому ни о какой банальности речь не идет. Проблема касается отношений с мужчинами – и это тоже не банальная вещь. Мне кажется, отношения с мужчинами – это то, от чего зависит счастье многих-многих женщин. И поэтому ваша тревога и смятение – понятны и объяснимы. Вы пишите, что ваша проблема – не самая страшная в жизни, но ведь от этого вам не легче, правда? Какая разница какое место занимает то, что причиняет боль вам в иерархии других людей.

Откуда так много стереотипов в вашем мышлении? От чего они вас защищают? «Кому нужны серые мышки» – но разве замужем и счастливы только красавицы-модели с безупречной внешностью или уверенные в себе представительницы женского пола? Ведь женщины выходят замуж будучи красивыми и не очень, уверенными в себе и совсем робкими. «Кому сегодня нужны 29-летние (да и 25-летние старые девы)». Нужны – были нужны и будут, разные: и 18-летние, и 25-ти, и 35-ти, и 55-ти, и 75-ти летние. Только ведь вас это никак не утешает,да? Вы не согласны с этим, не верите и т.д. Я понимаю вас. Какая разница вам – что и как у других, когда вам ужасно плохо от того, что нет рядом близкого человека, который вам сейчас так нужен.

Я хотела бы поддержать вас в вашем стремлении принять себя. В большинстве случаев это далеко не так просто, как пишут в «желтых» книжках («Хочешь быть счастливым – будь им», «Главное – полюби себя», «Прими себя таким, какой ты есть, и будешь счастлив»). Мне кажется, чтобы принять себя, нужно понять себя. Разобраться – что происходит в тот момент, когда вы встречаете мужчину, который мог бы вам понравиться. Что внутри вас блокирует легкость вашего общения, присущее вам чувство юмора и т.д. Ведь это происходит не просто так. Возможно, вы боитесь чего-то. Чего? Разочарования в отношениях? Боли, в случае если придется расстаться? Как вообще в вашей жизни складывались отношения с мужчинами? Как давно вы почувствовали острую необходимость в человеке, которому нужна будет ваша искренность, поддержка, желание дарить тепло и ласку? Когда именно это произошло? Как давно вы подавляете в себе это желание и пытаетесь убедить себя в том, что это не так уж и важно, что вам можно отказаться от этого (в силу разных «разумных» причин: неподходящих длины ног, цвета волос, внешнего облика – более молодого на вид и т.д.).

И ещё хотела бы обратить ваше внимание на то, что принять и смириться – на мой взгляд, разные вещи. Возможно ли смириться с тем, что причиняет страдание и радоваться другим вещам в жизни? Мне кажется, боль будет прорываться и не даст возможности по-настоящему радоваться.

Появится необходимость и желание – приходите на очную консультацию.

7 советов, как повысить самооценку неуверенному ребенку

Заниженная самооценка у ребенка делает его очень уязвимым и часто приводит к тому, что он попадает в затруднительные или неприятные ситуации. Родители же, в свою очередь, не всегда осознают, что именно их стиль поведения и манера общения с сыном или дочерью являются одними из первых причин появления у их ребенка робости, застенчивости и неумения отстаивать свое мнение.

Перед родителями часто стоит непростой вопрос: “Как добиться послушания?” И не каждый готов следовать советам о разумных границах и предоставлении ребенку свободы действий. Мы так боимся вырастить непослушных детей, что растим неуверенных в себе и зажатых личностей. Такой ребенок не сможет раскрыть весь свой природный потенциал и не будет стремиться к успеху, так как у него не будет веры в свои силы и возможности.

Что делать, если вы заметили, что вашего ребенка обижают, потому что он боится высказать свою точку зрения, зависим от чужого мнения и не умеет отказывать? Начать с себя и своего отношения к ребенку, считает Ольга Уткина.

Как повысить самооценку у неуверенных в себе детей?

С тех пор как я осознала свои ошибки и стала налаживать отношения со старшей дочерью, меня мучил один вопрос: а что если все, что я сейчас делаю, – уже бесполезно? Что, если все мои окрики, критика и невнимание первых лет ее жизни уже сделали свое черное дело, и она так и останется неуверенным ребенком?

Ни одна книга по детской психологии меня в этом вопросе не поддерживала: везде говорилось, что первые годы являются самыми важными для вырабатывания и укрепления уверенности в себе и доверительных отношений с родителями и миром.

Выходит, если я опомнилась слишком поздно, то ничего уже исправить нельзя, какой бы вовлеченной, сочувствующей и мягкой я ни стала?

Именно в момент этих яростных моих самокопаний у Киры в школе начались проблемы: она все чаще приходила домой грустная. Выяснилось, что она крепко подружилась с одноклассницей, которая вдруг стала ее гнобить. Это не было школьной травлей, скорее, классические унизительные близкие отношения. Вот девочки играют в настольную игру, Кира проигрывает. Бывает.

Но вдруг подружка говорит: «Кира, ты так плохо играешь, а я болею только за тех, кто выигрывает». Встает и отодвигается от нее. На следующий день они играют в куклы, у Киры хорошее настроение, она начинает петь. Подружка тут же изрекает: «Замолчи! Я не могу это слушать, ты ужасно поешь!» Эта подруга вполне симпатичная и умная, вежливая девочка из хорошей семьи, могла в один день играть с Кирой на каждой перемене, а на другой день демонстративно ее игнорировать.

Почти каждый день моя дочь жаловалась и страдала, а также постоянно рассказывала, какой неуклюжей и тупой она чувствует себя рядом с этой подружкой и как ей хочется добиться от нее похвалы.

Меня же разрывало на части: я чувствовала себя страшно виноватой, ведь в подобные отношения может попасть лишь человек с крайне низкой самооценкой.

11,0,1,0,0

А от чего зависит детская самооценка? Понятное дело: в первую очередь от отношений дома. Орала на ребенка, критиковала, не принимала в расчет ее мнение и чувства – вот, получи.

Я решила попробовать повысить самооценку дочери экспресс-методом. И стала ее постоянно и много хвалить. Словно пытаясь восполнить все упущенное на критику время, я стала просто-таки петь соловьем: умница, красавица, как прекрасно ты делаешь и то и се, да ты гораздо лучше всех этих злобных подружек! Однако никакого эффекта это не дало.

Кира продолжала ощущать себя глупой и никчемной и все так же страдала от критики и пыталась выслужиться, добиваясь похвалы. Я давно перестала повышать голос, стала проводить с ней почти все свободное время, справилась с ее ревностью к младшей сестре (и они стали одной прекрасной командой), обстановка дома была спокойная — без ссор, криков и скандалов. Но Кира продолжала быть неуверенным ребенком, зависимым от чужого мнения.

На нужный лад меня настроила книга о школе Саммерхилл — это британская частная школа, исповедующая принципы демократического образования.

Ее основатель Александр Нилл довольно подробно описал свой преподавательский путь и рассказал, как именно он общался со своими учениками. В Саммерхилл, как правило, отправляли учиться «трудных» детей – тех, с кем не могли справиться родители и обычные школы. Причем воспитанники Саммерхилла были детьми из зажиточных и образованных семей – обучение там стоило больших денег.

Я читала и понимала: все можно исправить, нужно просто пересмотреть свое поведение и принципы общения с дочерью. Нилл описывал тяжелейшие случаи: к нему отправляли детей-поджигателей и драчунов, одни были склонны мучить котят, другие месяцами не хотели мыться, третьи были патологические вруны, четвертые – воры, из кого-то постоянными розгами напрочь выбили желание учиться.

За всю историю существования школы Нилл помнит лишь два или три случая, когда ему не удалось помочь. Все остальные дети у него непременно становились спокойными, счастливыми и уверенными (конечно, если их родители впоследствии также были готовы пересмотреть свои методы воспитания).

По сути, все, что делал Александр Нилл в Саммерхилле, описано у Юлии Гиппенрейтер, Людмилы Петрановской и еще в десятках классических книг по детской психологии: полное принятие, стопроцентное доверие, мягкая, но четкая постановка границ, контроль раздражения и обидной критики, заслуженная похвала, свобода выбора, позитивное мышление. Всего этого мне катастрофически не хватало, и я решила начать понемногу вырабатывать в себе эти линии поведения.

1. Я стала учить дочь замечать хорошее

Моя дочь не умела радоваться. Когда ей покупали мороженое, она тут же говорила: «А почему одно?» Если дарили игрушку: «А почему эту, а не другую?» Раньше я только ворчала: «Вечно тебе все не нравится!»

Потом я попробовала перед сном играть с ней в игру: каждая из нас по очереди называла пять плохих и пять хороших вещей, случившихся за день. Это было полезно вдвойне. В разделе «о плохом» она училась анализировать свои чувства и эмоции, а в момент «хорошего» она вдруг с удивлением понимала, что день был не так уж плох.

Я же, говоря о «хорошем», рассказывала ей, как мне было приятно, что она мне помогла сделать уборку, сама и очень качественно почистила зубы, была мила с младшей сестрой. Это не было навязчивой льстивой похвалой, а очень органично вливалось в игру. Кира замечала свои положительные стороны.

22,1,0,0,0

2. Я дала дочери свободу выбора


Раньше мне была важно высказать свое мнение по любому поводу: например, я страшно переживала из-за того, во что Кира одета. Я критиковала ее выбор одежды, тыкала носом в то, что вещи «не сочетаются». Я была из тех, кто, надев на ребенка новую обувь, начинал нудить: «Не скреби туфлями об асфальт – обдерешь мысы», «Не лезь в лужу – намочишь новое», «Не ходи по траве – от нее останутся пятна». Боже! Это был мрак. Это сейчас я понимаю, что нарядной одеждой пыталась компенсировать недостаток внимания: мол, смотрите, я хорошая мать, я покупаю своему ребенку красивые вещи.

Сейчас Кира выбирает совершенно нелепые порой сочетания, и я молчу. Это ее выбор – так она чувствует себя комфортно и уверенно. Она валяется на траве, в земле и в песке, ковыряется в лужах и в грязи, лазает по деревьям. Понятное дело, свобода выбора касается не только одежды.

Я стала советоваться с ней, пойдем ли мы в парк или на площадку; она может выбрать отдельное блюдо себе на ужин, если ей не нравится то, что я готовлю на всю семью; мы стали давать ей карманные деньги, чтобы она научилась сама решать, на что и сколько она их потратит. Свобода выбора не означает вседозволенности. Все главные решения по-прежнему принимают родители, но почему бы не дать ребенку право голоса в мелочах, касающихся его детского быта?

3. Я перестала использовать глагол «виновата»

Понятие «вина» я заменила на слово «ответственность». И если «вина» предполагает наказание и угрызения совести, то ответственность предполагает умение разрешить возникшую проблему, попросить помощи или принять неудачу, сделав выводы.

Порой непросто не орать обидные слова, если ребенок разлил на пол стакан липкого сладкого сока, а просто предложить тряпку и помощь. А если ребенок полез на забор и упал, то ни к чему добивать его фразами типа «За что боролись, на то и напоролись» или “Я же тебе говорила – сама виновата теперь”. Человеку уже плохо, он уже осознал последствия своего поведения. Теперь ему нужна лишь поддержка.

4. Я не требую от дочери больше, чем она может сделать

Однажды, когда младшая дочь только научилась сидеть, я оставила ее на стуле рядом с Кирой и решила на минуту выйти из комнаты. «Последи за сестрой», – сказала я Кире, которая в этот момент увлеченно смотрела мультфильм. Через секунду младшая со стула упала-таки. Я прибежала на крик и начала отчитывать Киру: «Как ты могла, почему ты не уследила за сестрой, я же просила!» Теперь я понимаю, что я просто переложила на нее свою ответственность.

Шестилетний ребенок, безусловно, может последить за малышом, но это не входит в набор его непременных умений и обязанностей. Если она это делает, то это бонус, подарок, но никак не данность. То есть я требовала от нее того, к чему она еще не была готова, вызывая таким образом в ней чувство вины и неполноценности. Сейчас я четко соизмеряю ее возможности со своими желаниями и стараюсь не требовать большего.

5. Я научилась отпускать ситуацию и смиряться с последствиями

Кира очень любит готовить. В школе у них оборудована большая кухня, детям с первого класса разрешают резать салаты настоящими ножами, они все вместе готовят пиццу, крутят роллы и варят супы. Дома же готовка всегда превращалась в неприятность: Кира хотела насыпать муку, взбивать яйца, отмерять сахар, а я же думала только о горе посуды и часе уборки. И начинала нудить и критиковать: “Ну как ты сыплешь, все же мимо, дай я, отойди”. Веселья не получалось.

Теперь я думаю так: твоему ребенку искренне нравится печь эти пироги, да, после этого куча уборки, но ведь это происходит не каждый день! Можно сидеть на чистой кухне и пялиться в гаджеты или можно как следует повеселиться, измазавшись в муке.

Час бардака, во время которого ребенок может заняться тем, что у него действительно хорошо получается. Неужели это не стоит небольших усилий? Я вдруг поняла, что проблема не в том, что моя дочь ничем, как мне казалось, кроме айпада не интересуется. А в том, что то, чем она интересуется, слишком неудобно для меня.

33,0,0,1,0

Поэтому все, что ей остается, это смотреть айпад. Готовка? Ой, нет, слишком много уборки. Химические опыты? Ой, у нас нет уксуса и соды, а в магазин идти лень. Ну что же – будем смотреть айпад. Маме удобно, инициатива и азарт ребенка на нуле.

6. Я научила дочь говорить «нет» и отстаивать свои границы

Как-то мы гуляли в парке большой детской компанией, и Кирин друг позвал ее после прогулки в гости. Мы уже собирались уходить, друг ждал у машины, но тут у Киры разболелся живот. Ее буквально скрутило, но она сказала со слезами: «Я не могу не поехать, он же обидится, я же пообещала!»

Вот он, этот распространенный механизм в действии: «Если я откажусь – неважно, что в данный момент мне плохо, – я стану для своего друга/мужа/мамы плохой и меня больше не будут любить. Поэтому я поползу, но сделаю то, чего от меня ждут».

С того момента я мягко и ненавязчиво стала объяснять Кире, что, да, обещания, договоренности и помощь близким – это очень важно. Но если ты хочешь сегодня вечером посидеть одна дома, а друзья настойчиво зовут тебя гулять, ты выходить не обязана. И если у тебя есть свои планы, ты не должна их менять (если, конечно, это не вопрос жизни и смерти). Сначала подумай – хочу ли я, удобно ли мне? И лишь затем принимай решение.

Каждый раз, как только возникала ситуация выбора, я говорила: «Подумай сама и оцени, хочется ли и есть ли у тебя силы делать то, о чем тебя просят». Если не хочется – это нормально, ты можешь отказаться. Сама я научилась проделывать это лишь к 30 годам, потратив кучу времени на ненужные разговоры, неинтересные компании, негативные эмоции и обиды, совершая какие-то лишние действия лишь из боязни «не угодить». И это, конечно, печальный опыт, которого стоило бы избежать.

7. Я начала вырабатывать уверенность в самой себе

Как только я начала анализировать поведение дочери, стало ясно, что она моя копия. Ведь это я не умею радоваться, это я чувствую себя хуже других, это я не умею говорить «нет», не берегу свои границы, критикую сама себя и постоянно добиваюсь чьей-то похвалы. Как я могу сделать свою дочь счастливым уверенным человеком, если сама такой не являюсь? Невозможно описать тут весь долгий путь моих размышлений и самоанализа.

Мне помог такой метод: я стала нарочно пересиливать себя в ситуациях, когда мне хотелось действовать не в своих интересах. Я начала тренировать мышцу «своего интереса», и с каждым днем такое поведение становится для меня все более естественным.

Да, я все еще время от времени проваливаюсь в неуверенность, но я все чаще нравлюсь себе в зеркале, я перестала вслух и даже мысленно критиковать себя и терпеть подобную критику от других, я научилась отказывать без вины и оправданий. Можно сказать, что мы с Кирой вместе проходим этот путь – и уже изрядно продвинулись.

Месяц назад я заметила, что Кира больше не рассказывает мне ничего про ту подружку, которая ее так часто обижала. Я решила спросить сама, и она ответила так: «Знаешь, в дружбе с ней мне все время было плохо. И мне перестало это нравиться».

Они все еще общаются, но уже не как угнетатель и жертва, а как обычные одноклассницы – эти отношения перестали быть для Киры важными, ей перестало хотеться добиваться расположения и похвалы. Она постепенно учится получать все это изнутри, я же буду пытаться ей в этом помочь.

44,0,0,0,1

Как побороть

Ключевые идеи:

  • Иногда родители неосознанно навязывают нам свои страхи или предъявляют завышенные ожидания. Это часто делает нас неуверенными в своих силах.
  • Не стоит винить родителей, они желали нам добра. Мы выросли и теперь сами можем взять ответственность за свою жизнь.

Неуверенность в себе, излишняя застенчивость, как правило, уходят корнями в детство. Огромное влияние на самоощущение ребенка оказывают родители. Они становятся своего рода зеркалом, которое хвалит, отражая красивую картинку, и критикует, выявляя изъяны. То, как «отражают» нас наши родители и другие взрослые, отпечатывается в нашей психике и влияет на формирование наших представлений о себе. Понять, какое влияние оказали родители на развитие у каждого из нас уверенности в себе или застенчивости, — значит сделать первый шаг для восстановления чувства собственного достоинства.

Неуверенность в себе может быть определяющей характеристикой человека, но чаще всего она проявляется лишь в отдельных аспектах жизни. Вы — уверенный в себе профессионал, но у вас проблемы в общении с друзьями и в построении близких отношений… Вы прекрасно справляетесь с поручениями, которые вам дает начальство, но теряете почву под ногами, когда нужно поднять вопрос о повышении зарплаты… Постарайтесь как можно точнее определить те сферы своей жизни, которые оказались затронуты вашей неуверенностью в себе. Это поможет лучше разобраться с тем, где коренится проблема.

Неуверенность в себе — это всегда продукт личной истории человека

Мы не рождаемся застенчивыми, слишком робкими или тревожными, мы приобретаем эти черты в течение всей своей жизни, сталкиваясь с разными ситуациями и людьми, получая тот или иной опыт. Наши отношения с родителями и другими взрослыми являются ключевым моментом в развитии ощущения себя — уверенного или не очень. Не стоит полностью перекладывать ответственность за собственные неврозы и психологические проблемы на родителей. При этом есть несколько поведенческих паттернов, имеющих потенциальную угрозу для самооценки ребенка.

1. Меняйте мечты родителей на свои собственные

«Какая ты неуклюжая!» — говорит мать своей пятилетней дочери, раздраженно глядя на радостного по-детски пухлого ребенка. Мать когда-то мечтала стать балериной, но не получилось, и теперь она тешит себя надеждой, что хотя бы ее дочь станет следующей Майей Плисецкой.

Родители иногда не могут удержаться и проецируют на детей свои мечты об успехе, счастье или богатстве: там, где они провалились, их дети-то уж обязательно преуспеют. Сами по себе мечты не имеют ничего плохого. Однако часто желания самого ребенка совсем не берутся в расчет. Родители видят в нем лишь будущего «чемпиона», более удачную версию себя и не готовы принимать его таким, какой он есть. В этот момент в сознании ребенка зарождается зерно сомнения: «А достаточно ли я хорош? Что мне надо сделать, чтобы меня любили, если просто быть собой явно недостаточно?»

Чуть позже родители понимают, что их мечтам не суждено сбыться. Вместо того, чтобы разобраться в себе, причину разочарования они видят в неидеальном ребенке. В итоге дети получают неуверенность в себе, а также чувство вины и стыда за несоответствие родительским ожиданиям. Впоследствии эти чувства могут проявляться в любой сфере жизни — на работе, в дружбе, в личной жизни, в отношении человека к собственному телу.

Возможно, сейчас вы все еще стараетесь стать воплощением успеха для своих родителей. Попробуйте отделить желания родителей от своих собственных и сделать первый шаг навстречу тому, о чем мечтали с детства.

2. Ищите поддержку в трудных ситуациях


«Мой отец всегда говорил мне, что я обязательно преуспею во всем, — вспоминает Екатерина. — Только сейчас я понимаю, что это была форма неприятия моих трудностей. У отца были тогда финансовые проблемы, и он не хотел волноваться еще и за меня. Сейчас у меня самой растет маленькая дочь, и я не хочу совершить его ошибок. Чтобы она выросла уверенной в себе, мне нужно быть очень внимательной к малейшим признакам ее стеснительности, таким как неспособность заводить друзей или страх перед устными ответами в школе». Часто родители, поглощенные своими собственными проблемами, могут не замечать, что и у ребенка есть сложности.

Вырастая, такие люди страдают от общей неуверенности в себе: не имея опыта поддержки в тревожных и трудных ситуациях, они не доверяют ни себе, ни миру. Их отношения с окружающими наполнены страхом близости, недоверием и неуверенностью в том, что кто-либо способен всерьез их воспринимать.

Попробуйте начать доверять окружающим хотя бы в малом. Как только вы почувствуете, насколько спасительной может оказаться поддержка, вам станет легче преодолеть неуверенность.

3. Найдите смелость рискнуть

«Мы никогда не купим тебе скутер, ты же в аварию попадешь». Для тревожных родителей жизнь представляет сплошную опасность. Именно поэтому они имеют тенденцию слишком опекать своих детей. Это чувство всепроникающей тревоги оказывается очень заразным! Если родители постоянно ведут борьбу с воображаемыми опасностями, их дети, скорее всего, усвоят это недоверие к миру. Ребенок начинает избегать любой активности, особенно связанной с эмоциональным или физическим рисками. В результате необходимые социальные навыки просто-напросто не тренируются, и человек приобретает неуверенность в себе и в собственных силах.

Тревожность может легко трансформироваться в страх перед знакомством с новыми людьми или в страх перед начальством. Полученные запреты и привычные страхи могут проявляться и в тех областях жизни, которые не связаны напрямую с изначальной причиной тревоги, — в проблемах на работе, в отношениях с друзьями и с любимым человеком.

Мир не настолько опасен, как рассказывали вам родители. Наверняка вы давно хотели что-то попробовать, но не решались — возможно, сейчас самое подходящее время.

4. Вы точно способны на большее

Родители Марии всегда отличались пессимистическими взглядами на жизнь. Они никогда не позволяли дочери даже мечтать об обеспеченной и успешной жизни. Напротив, они внушали ей, что «каждый сверчок должен знать свой шесток», «радоваться надо малому и не требовать от жизни большего». Став взрослой, Мария так и не осмелилась поступить в институт и бросить свою работу, не приносящую удовлетворения.

Наши внутренние представления заставляют нас меняться, расти и искать пути для развития. Но чтобы выстроить эти представления, нужны родители, которые будут поощрять нас слушать свои желания.

У родителей свой жизненный путь. Возможно, во времена их молодости смена работы действительно была слишком тяжелым потрясением. Но вам не обязательно наследовать их страхи и неуверенность. У вас своя жизнь, в которой много возможностей стать счастливее.

5. Идеалам родителей можно не соответствовать

«Моя дочь совершенно уникальна. Она талантливая, умная, да еще красавица», — говорит гордая мать, представляя знакомым свою дочь. А маленькая испуганная девочка в этот момент желает только одного: провалиться сквозь землю! Излишнее славословие может так же вредить детской самооценке, как и обесценивающие замечания. Похвала и комплименты не позволяют ребенку составить собственное видение себя и своего потенциала. Он вынужден сравнивать собственное представление о себе с недостижимым идеалом, нарисованным родителем.

Во взрослой жизни человек будет мучиться от ощущения собственного неуспеха и опустошенности. Ведь как бы он ни старался, идеалы, нарисованные родителями, оказываются непосильной ношей.

Попробуйте принять себя неидеальным. В конце концов у всех есть достоинства и недостатки.

6. Не стесняйтесь радоваться своим удачам

К сожалению, есть такие родители, которые видят в собственных детях соперников, чей успех может якобы затмить их собственный. Обычно такие люди сами слишком инфантильны или имеют нерешенные психологические проблемы.

Психика ребенка регистрирует такие желания родителей и может реагировать на них по-разному. Часто у ребенка формируются психосоматические заболевания. В этом случае «бегство» в болезнь может быть символическим выражением стремления к безопасности, которой у ребенка никогда не было.
Другой сценарий — ребенок достаточно быстро понимает, что его родители способны по-настоящему радоваться только его неудачам… И чем бы ни занимался такой человек, он везде бессознательно будет стремиться к провалу: в работе, учебе, семье. Страхи, запреты и тревоги, полученные в детстве, помогут ему в этом «преуспеть».

Отношения детей и родителей играют ключевую роль в формировании у ребенка уверенности в себе. Важно помнить, что эмоционально неблагополучное детство, хотя и может стать препятствием к достижению успеха, не является непреодолимой преградой. Когда вы были ребенком, слова и действия ваших родителей оказывали на вас огромное влияние, но сейчас это уже не так. Вы — взрослый самостоятельный человек, вы вполне способны сами создать себе счастливое будущее, и только вы будете ответственны за то, каким оно получится.

7. Не вините своих родителей

Сюзен Джефферс, автор книги «Бойся… но действуй! Как превратить страх из врага в союзника», предлагает свой способ обрести уверенность в себе. Нужно принять, что страх является неотъемлемой частью нашей жизни, а превратить его в уверенность — это уже задача для каждого из нас. «Обретение уверенности в себе начинается тогда, когда вы можете сказать: «Я не собираюсь винить ни своих родителей, ни одноклассников в школе, которые меня обижали. Я собираюсь взять на себя ответственность за свою жизнь здесь и сейчас», — считает Джефферс.

Чтобы обрести уверенность в себе, важно понимать, что с неудачами и провалами неизбежно сталкиваются все. При этом только от нас зависит, сможем ли мы извлечь из этого какой-то опыт или свалимся в бездну самоуничижения и неуверенности в собственных силах.

Ни один из жизненных уроков не может быть однозначно негативным. «Представьте, что вы идете на собеседование и вас не принимают на работу. Что дальше? Вы можете винить себя, что произвели недостаточно хорошее впечатление, а можете взглянуть на ситуацию под иным углом. Какой урок вы можете извлечь из этого опыта? Достаточно ли хорошо вы подготовились? Могли ли вы сделать что-то иначе, чтобы получить эту должность? Была ли эта работа действительно той, которую вы хотели? Ищите смысл в произошедшем, а не впадайте в депрессию. Если вы позволите себе поддаться унынию, вы ничего не вынесете из ситуации».

Ищите новые занятия, которые принесут вам радость и удовлетворение

Существует мнение, что если человек слишком сильно зависим от работы или отношений, он не уверен в себе. Джефферс соглашается с этим: «Когда одна вещь, от которой вы зависимы, рушится, ваша жизнь неизбежно становится пустой. Чтобы поддерживать уверенность в себе, очень важно делать свою жизнь насыщенной и богатой впечатлениями и событиями».

Начните с того, что получается. Это придаст вам уверенности. Ищите новые занятия, которые принесут вам радость и удовлетворение. Незаметно вы обнаружите, что ваши способности уже не кажутся вам такими ограниченными, и вы чувствуете уверенность в собственных силах.

13 шагов, чтобы стать увереннее в себе

Уверенность — качество, которое некоторым дается с рождения. Но далеко не всем, а только счастливчикам. Впрочем, эту черту вполне можно в себе воспитать.

Три эмоции, которые помогают добиться целей

Психолог Дэвид Дестино объясняет, почему сила воли не помогает в достижении долгосрочных целей. Настоящий секрет успеха в эмоциях.

Мне 27 лет у меня растет дочь ей 4 года, но моя проблема в том,что я неуверенный в себе человек и очень часто …

в таком поведении виноваты вы, где-то хто-то допустили, где-то передавили. У меня в детве была такая же проблема — дико боялась экзаменов и контрольных, однажды на экзамене в музыкальной школе забыла в какой октаве играется пьеса ! Так и не вспомнила, подбирала три раза прямо на экзамене и ушла .

Дети все разные, нельзя ждать, что ребёнок будет отличником, активистом и суперчеловеком » как я была». Нельзя предьявлять завышеные требования, все люди разные и школа ето система, надо понимать, что бОльшая хасть детей не по умственным способностям не «отличники», а потому, что не вписались в систему.

повысить самооценку ребёнку можете только вы сами, никогда нельзя говорить » вон Маша на пятёрку написала, а Коля так хорошо себя ведёт, нельзя говорить » будешь плохо себя вести/ухиться здам в детдом» и всякое такое. Вы уже подпортили кое-чего, теперь надо набраться терпения и быстро всё исправить, у меня долго исправлялось, а еше были жуткие скандалы по поводу оценок ( «я тебе всё, репетироры, занятия, а ты . » ).

Мне ллично очень помогло то, что пошка в спорт, занялась карате, там и поднялась самооценка, жить стало намного легхе, но я пошла в 16 лет, поздновато конечно

вот ето явно не от того, что родилась девочкиа такой, тут точно виноваты вы сами

Уверенность в себе: как мы ее убиваем. 4 способа

Как женщинам зарабатывать больше мужчин

Тем женщинам, которые хотят сделать карьеру, добиться чего-то в жизни или просто повысить самооценку, авторы книги «Сама уверенность» советуют учиться. у мужчин. Именно женские качества — такие как желание нравиться или перфекционизм — мешают в полной мере ощутить уверенность в себе.

Гены, обучение, воспитание, общество и даже внешний вид — все эти факторы влияют на веру в себя. Останавливаясь на полпути и отказываясь от достижения заветных целей, так просто пожать плечами и свалить вину на все вышеперечисленные обстоятельства!

Просто, но несправедливо. Ведь мы и сами создаем себе не меньше проблем. Давайте посмотрим на некоторые бесполезные качества, которые женщины демонстрируют чаще всего и которые в буквальном смысле слова убивают нашу уверенность в себе.

Желание нравиться окружающим

Мы чрезвычайно чувствительны ко всему, что касается взаимоотношений с окружающими. Нам важно, что подумают о нас другие. В отличие от своих коллег-мужчин, женщины, как правило, предпочтут любовь окружающих уважению с их стороны, — что мешает успешно проводить трудные переговоры. Раздражать других так не хочется!

Клэр утверждает: ей необходимо нравиться окружающим, и сопротивляться этому она не в силах. «Я сама не знаю, почему мне нужно, чтобы все считали меня милой, и не представляю, когда это началось. Но одна только мысль о том, что начальство, коллеги или даже друзья будут мной недовольны, часами заставляет меня страдать. Уже потом, многое поняв по ходу нашего исследования, я осознала: подобные переживания — полная противоположность веры в себя».

Во что же, в итоге, обходится нам желание нравиться окружающим? Итак, ты наконец-то закончила колледж, получила диплом, и великая транснациональная корпорация предложила тебе работу. Правда, зарплата маловата. Но, черт возьми, ты еще молода, ты только начинаешь! В конце концов, у тебя нет опыта. Да и вообще, тебе просто повезло, что они сделали тебе подобное предложение! Ты не хочешь никого раздражать разговорами о деньгах.

Именно в таком направлении работают мысли у многих молодых женщин, начинающих свою карьеру. Но парень, который сидит за соседним столом, думает совсем иначе. И поэтому он, скорее всего, получает на $5000 в год больше. Именно на такую сумму различается средний заработок у мужчин и женщин в первые пять лет работы. Впоследствии этот разрыв лишь растет, и все потому, что женщины не просят о повышении зарплаты.

Отношение к критике

Если нас так пугает перспектива хоть чем-то расстроить кого бы то ни было, неудивительно, что критика повергает нас в ужас. Если вы не готовы к критике, скорее всего, вы постесняетесь предлагать смелые идеи, да и вообще привлекать к себе излишнее внимание.

Признаемся, нам тоже не чужда эта слабость. Кэтти поняла, насколько тяжело она переносит критику, лишь когда ее стали ругать в Интернете. Сегодня ведение блога в Twitter стало, пожалуй, частью работы каждого журналиста. Кэтти завела блог и была неприятно поражена комментариями читателей.

«Такое впечатление, что читатели или любят меня, или ненавидят, а если уж ненавидят — так от всей души! Я постоянно получаю оскорбительные комментарии, авторы которых заявляют, что я ничего не понимаю в политике США, и советуют мне убираться обратно в свою Британию. Один даже пожелал мне скорейшей смерти».

Поначалу Кэтти ужасно расстраивалась и даже чуть было не забросила блог. «Но постепенно я привыкла, — продолжает она. — Может, именно из-за того, что оскорблений было так много, я стала относиться к ним гораздо спокойнее. Сейчас это почти смешно. В этом большой плюс социальных медиа: они быстро учат тебя, что всем одновременно угодить невозможно».

Ответственность за неудачи

Замечали ли вы, что женщины всегда с готовностью берут на себя ответственность за провалы, а добившись успеха, приписывают его чему угодно — счастливому случаю, другим людям, — но только не себе? Возможно, вы обращали внимание и на то, что мужчины поступают противоположным образом. То, каким образом мы объясняем свои провалы и достижения, — фундамент нашей веры в себя.

Дэвид Даннинг, психолог из Корнеллского университета, подарил нам прекрасный пример того, как присущее женщинам стремление брать на себя ответственность за неудачи подрывает самооценку. Как рассказал Даннинг, преподающий математику в рамках магистерской программы, в какой-то момент обучения студентам становится по-настоящему трудно. В конце концов, это же математика!

Но Даннинг обратил внимание на любопытный факт: парни обычно адекватно воспринимают трудности и, получая низкие баллы, заявляют: «Ничего не поделаешь, очень сложный предмет». Такой подход называют внешней атрибуцией, и обычно он свидетельствует о здоровом умении преодолевать трудности.

Но студентки реагируют на происходящее совсем иначе. Когда им трудно учиться, они говорят: «Ну вот видите! Я так и знала, что у меня на это мозгов не хватит!». Это — внутренняя атрибуция, и при возникновении сложностей такой подход лишает нас шансов на успех. То есть причины неудачи объясняются не трудностью поставленной задачи и даже не тем, что усилий было приложено недостаточно, а нехваткой интеллекта, как объяснил нам Даннинг.

Виктория Бресколл наблюдает это же явление с другой стороны — как работодатель, на примере юношей и девушек, которые ищут работу сразу после получения диплома. Когда молодой человек, претендующий на ту или иную должность, получает отказ, его первая инстинктивная реакция — свалить все на несовершенный процесс отбора кандидатов. Он заявляет: «Они не оценили меня объективно» или «Сейчас такой период — очень трудно получить работу». Ну а девушки сразу принимают случившееся на свой счет: «Боже мой, меня отвергли! Я не гожусь для этой работы!». Как вы думаете, кто из них скорее попытается найти работу после этого?

Мужчины, попавшие в поле зрения Даннинга и Бресколл, придумали отличный способ справляться с неудачами. Возможно, в основе такого подхода лежит эмоциональный отрыв от реальности (они ведь откровенно отрицают ее!), но в следующий раз, столкнувшись с задачей, которая кажется невыполнимой, они подойдут к ней в куда лучшей психологической форме. И это поможет совершить следующую попытку.

Женщины будут твердить себе, что им не стоит и пытаться, ведь они уже убедились, что ни на что не годятся. Мужчины же просто забудут о своем проигрыше. Они припишут его неодолимому действию внешних сил, не имеющему ничего общего с их собственными способностями. В результате их вера в себя останется непоколебимой.

Перфекционизм

И все же из всех дурных привычек, с помощью которых женщины подрывают уверенность в собственных силах, самая опасная — перфекционизм. Если ваш стандарт — безупречность, вы никогда не поверите в себя толком, поскольку планка всегда будет слишком высока. И вы раз за разом будете чувствовать свое несовершенство.

Кроме того, перфекционизм мешает действовать. Мы не отвечаем на вопросы, пока не уверены в ответе на все сто. Не сдаем доклад, пока не отшлифуем каждую фразу. Мы беспомощно наблюдаем за тем, как мужчины-коллеги решительно действуют, и сидим на месте, пока не решим, что совершенно готовы и превосходно квалифицированы.

Мы не удивились, узнав, что многочисленные исследования показывают: с проблемой перфекционизма сталкивается великое множество женщин, причем отнюдь не только на работе. Мы хотим быть идеальными матерями, женами, кулинарами, сестрами, подругами и спортсменками.

Даже профессор Бресколл, отлично зная обо всех этих исследованиях, с трудом контролирует свою тягу к совершенству. Работа ученых оценивается по числу публикаций в научных реферируемых журналах. Бресколл признается, что тратит гораздо больше времени, чем ее коллеги-мужчины, готовя статьи. Она старается убедиться, что в тексте все идеально, прежде чем нажать кнопку «Отправить». Иногда она сознательно ставит перед собой более простую задачу, отправляя статью в менее престижный журнал. «Мне необходимо быть уверенной в своей статье на все сто, прежде чем я рискну предложить ее к публикации. Мои коллеги-мужчины посылают статьи без устали, стремясь использовать все шансы. Иногда эта стратегия срабатывает, иногда нет, — говорит Бресколл. — Но в результате, если оценивать по общему количеству публикаций, она все же более эффективна».

Что ж, с учетом количества препятствий, которыми мы сами преграждаем себе путь к уверенности, удивительно, что она вообще у нас есть! Но, оказывается, изменить ситуацию не так уж сложно. К примеру, Бресколл в конце концов осознала: если она просто отправит свою работу в редакцию, не изнуряя себя бесконечными сомнениями, это будет полезно в любом случае.

И неважно, примут статью или нет: она научилась ценить отзывы, получаемые вместе с отказом. Они помогают внести необходимые исправления, чтобы потом сделать следующую попытку. Подобная цикличность позволяет добиться совершенства и стать настоящим мастером, раздвигать собственные границы и укреплять самооценку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль