Мне 18 лет я знаю, что организм развивается до 23-25 лет, хотела бы узнать изменится всё само собой


Содержание

Трудно быть молодым: я хотела бы, чтобы в 20 лет кто-то дал мне эти 9 советов

«В 20 лет мне было довольно трудно. Но поняла я это только в 30, когда смогла оглянуться и критическим взглядом оценить, как я видела жизнь и что меня беспокоило. Если бы тогда кто-то рассказал мне, насколько мои представления о себе, своей жизни и мире в целом не адекватны действительности, то многих тяжелых эпизодов — сомнений, слез и затянувшихся депрессий — можно было бы избежать. Может быть, этот текст прочтет кто-то двадцатилетний — и ему станет чуточку легче. Вот 9 вещей, которые я не понимала в 20 — а зря». Редакционному директору «Ножа» и ведущей канала «Настигло» Насте Травкиной стукнуло 30 и открылась истина про молодость.

1. Не состоялся как личность в 20 лет? Это нормально

Лично мне жизнь подпортил Артюр Рембо — французский «проклятый» поэт конца XIX века. Он прожил всего 37 лет, уже к 15 годам считался зрелым артистом, в 16 сформулировал свою поэтическую философию страдающего визионера, а к 19 стал пионером символизма и завязал с поэзией, достигнув в ней высот и вечной славы. Неудивительно, что, когда мне исполнилось 20, а завязать было решительно не с чем (всё, чем я занималась, я только еле-еле успела начать), я стала очень переживать.

Дров в костер подбрасывал отец: он говорил, что в математике открытия совершаются до 21 года — а это верный знак того, что после 21 мозг только умирает.

Тогда я не знала, что он ошибался: например, Ада Лавлейс написала первую «компьютерную программу» в 27 лет; Джеймс Максвелл создал знаменитую систему уравнений, описывающих электромагнитное поле, в 33 года; Алан Тьюринг придумал знаменитый тест в 38; а Лейбниц открыл прием разложения рациональных дробей на сумму простейших в 56.

Также я не знала, что мозг — не готовый механизм, который после окончания роста тела может только стареть и деградировать: о существовании нейропластичности я узнаю только через 5 лет (можно почитать, что это значит, в моем тексте «Заставить мозг учиться»). А тогда для меня было очевидно, что жизнь прожита зря и я ничего из себя не представляю.

Читайте также

Мне казалось, что раз так, то лучше поскорее умереть: это хотя бы оправдает, почему я ничего не успела сделать. Было ясно, что саморазрушительное поведение — лучший вариант прожить оставшийся срок. Жить здоро́во (и скучно) в таких обстоятельствах казалось совсем уж унылым.

Но давайте посмотрим на 20 лет трезво. К этому времени я была на свободе от школы только 3 года. Это очень маленький срок: даже бакалавриат занимает 4 года, не то что какие-то серьезные жизненные достижения. Сейчас я знаю, что для того, чтобы хорошо освоить какое-то дело, нужно лет 5 теоретических занятий и практической работы — это если ты знаешь, чему хочешь научиться и ставишь себе цели. А с 17 до 20 лет у меня не было четкого представления, чего я хотела бы от жизни, — это было время экспериментов с разным образом жизни, дисциплинами и творческими медиумами.

Я хотела бы, чтобы в 20 лет кто-то сказал мне: ты ничего собой не представляешь? Дай пять, бро, это нормально. Чтобы «представлять из себя что-то», тебе нужен опыт. И сейчас — как раз отличное время, чтобы заняться его освоением.

Обращай внимание не на процесс, а на результат. Чтобы добиться чего-то, нужен долгий путь попыток — и обязательно неудач, на которых ты будешь учиться. Начни этот путь сейчас и не грызи себя: потом ты будешь считать сделанные в 20 вещи не более чем шагами на пути к себе, даже если тогда ты гордилась своими достижениями. Они обесценятся, а опыт — нет. Он станет фундаментом, на котором ты построишь себя в 30. Но и это будет только началом.

2. Другие лучше тебя? У них просто другие стартовые условия

Вопрос самооценки всегда обостряется при сравнении с другими людьми. Но вспомни пункт 1: если ты не являешься состоявшейся личностью в 20, то и другие — тоже. Оценивая их успехи, ты на самом деле рассматриваешь не столько их достижения, сколько стартовые условия.

Твой приятель умнее тебя. Одна девочка — на год тебя младше — уже имеет свою творческую мастерскую, по ее эскизам делает дизайн одежды молодежный бренд. А другой твой друг уже делает свой журнал. Один ты плывешь как говно в проруби — ничтожество.

Я меньше терзалась бы, если бы в 20 кто-то посоветовал лучше присмотреться к обстоятельствам жизни окружающих людей. Родители моего умного друга — профессор и предприниматель. Он окончил классный лицей в центре Москвы и учится на платной программе модного факультета. Девочка-дизайнер — дочь известного художника, она копирует его стиль, у них семейный «бренд». Начинающий издатель — журналист в третьем поколении, которому помогают друзья его родителей, настоящие профессионалы.

А теперь посмотри на себя: твои родители — продавец и ремонтник, ты окончила обычную школу на окраине Москвы и поступила на бесплатное отделение университета со второго раза, потому что в твоей школе всё время не хватало учителей по профильному предмету — истории. Ты только два года назад решила, что хочешь заниматься искусством, а твои родители отговаривали тебя, потому что думали, что ты умрешь с такой профессией в нищете. Всё это означает, что у тебя — другие стартовые условия.

Условия — непростая штука. Они дают большую фору на первых этапах жизни. Но к 30 годам значение будут иметь уже не условия, а личные усилия.

Может быть, ты не сможешь дотянуть до тех людей, которым повезло родиться в богатых или образованных семьях — они откроют бизнес, получат степень или опубликуют книгу раньше тебя. Но через 10 лет ты увидишь, что почему-то только некоторым людям выгодный старт реально помог организовать свою жизнь выдающимся образом. Ты также увидишь, как другие люди — из маленьких городов, бедных семей и даже без образования — будут становиться уважаемыми профессионалами и известными людьми.

Я хотела бы, чтобы кто-то сказал мне, когда мне было 20: не суди себя по своим условиям. Они определяют твой старт, но дальнейшую жизнь определят твои собственные намерения и усилия — суди себя по ним.

А к своим ограничениям относись с пониманием. Другого начала у тебя не будет, так зачем портить привкус всей оставшейся жизни горечью или сожалением?

3. Закончить вуз — не так важно, как каждый день делать то, что считаешь действительно важным

Я в 20 лет только поступила в вуз (уже второй, первый не закончила), но многие в 20–22 года уже получают профессию и сталкиваются с кризисом. Он связан с несоразмерностью вложений и отдачи. Сравните 5 лет учебы с результатом в виде растерянного выпускника, который толком ничего не умеет и не представляет, кем он будет работать и как жить. По крайней мере, это верно для моей гуманитарной среды.

В этот момент кажется, что ты сделал неправильный выбор факультета, что в твоем положении виноваты преподаватели и устаревшая программа предметов, а если бы тебе давали больше теории (или практики), твоя жизнь сложилась бы иначе. Не знаю, может быть, для студентов каких-то престижных британских вузов всё не так, но обычные люди вроде нас с вами то и дело мучаются такими мыслями.

При знакомстве с новыми людьми вопрос «кто ты?» ввергает в экзистенциальную бездну. Родственники всё время стараются помочь тебе и подогнать работу курьера — это только усугубляет ситуацию.

Ты всё время думаешь: кто же я, ну кто же я? А тем временем, как свидетельствует дневник моей матери, в 4 года я уже ответила на этот философский вопрос. Ткнув пальчиком в банку тушенки с коровкой на этикетке, я сказала: «Кто нарисован, тот там». Очень простая формула: ты — то, что ты делаешь. Все остальные титулы и бумажки не считаются.

Например, на досуге я много читала о восточной философии. Это определило, как я вижу мир, и в результате в моей работе появилось целое направление по сопоставлению научных данных с буддийской философией (например, «Мозг в нирване»). Благодаря тому, что я бралась на досуге помогать своим друзьям делать журнал, я попала в журналистику, которая сейчас является моей основной работой. А нейронауки в свою очередь появились в моей жизни потому, что я перерыла горы книг, пытаясь понять, почему так много людей в моей жизни страдают от зависимостей.

У всех этих занятий есть только одно общее свойство: это интересные мне вещи, которые я делала регулярно и с самоотдачей.

Конечно, образование очень важно. Но оно не работает само по себе. Каждый из нас знает людей, которые могут похвастаться блестящей эрудицией — и при этом ничего интересного в жизни не сделали. Сколько вокруг нас людей с незаконченным образованием или тех, кто бросали вуз, мы даже не знаем, потому что, когда вам всем по 30, спросить об этом приходит в голову только при уж очень глубоком и праздном знакомстве.

Я хотела бы, чтобы в 20 лет кто-то сказал мне: просто упорно и регулярно делай то, что тебе интересно, — это действительно работает лучше, чем диплом и громкие заявления о своем предназначении.

4. Не обращай внимания на комплекс самозванца. Все — самозванцы

В 20 лет я еще верила в то, что бывают люди, от природы талантливые или бесталанные, по рождению умные или глупцы. Мне казалось, будто на всех висят таблички: этот «крутой», а тот «никакой». Я старательно искала на себе табличку и хотела понять, что читают на ней люди, когда смотрят на меня.

Когда меня хвалили, доверяли мне важное дело или приглашали что-то сделать, считая меня талантливой, мне казалось, что я всех обманула. Убедила их, что я что-то собой представляю. И очень боялась, что все поймут: это на самом деле не так.

Сейчас мы все знаем, что это называется «комплекс самозванца». К 30 годам я от него абсолютно избавилась.

Теперь я знаю, что этим комплексом хотя бы время от времени страдают все рефлексирующие люди. Например, один известный театральный деятель, артист и худрук театра, сказал мне о своем синдроме самозванца, когда ему было уже за 70 и у него был стаж работы более 50 лет. Даже ему иногда кажется, что его сейчас сгонят со сцены и скажут, что очень ошиблись в нем. Молодые люди вообще повально страдают от этого ощущения — иногда это превращается в гиперкомпенсацию в виде завышенной самооценки, наглости, хвастовства и вранья о своих достижениях.

Я сделала из этого очень простой вывод. Если бы все были настоящие, а я одна — самозванка, то меня можно было бы разоблачить. Но если все мы приходим в эту жизнь «никем», просто голыми детенышами — и затем играем в жизнь, как в игру или в театр со своими ролями, то главное — хорошо играть.

А какой ты «настоящий» — неважно. Ты будешь тем, в кого играешь: будешь каждый день рисовать — будешь художник, будешь ходить в костюме с дипломатом — будешь клерк, будешь разводить картошку — будешь садовод. А как я уже говорила, если ты что-то долго делаешь, то становишься в этом хорош. «Сальвадор Дали играл в гения и заигрался», — как говаривал знаменитый испанский художник. Вот и все правила этой игры.

Я хотела бы, чтобы в 20 лет мне кто-нибудь сказал: здесь все не уверены в себе и боятся разоблачения, поэтому разоблачать некому. Играй в свое удовольствие.

5. Твой труд может и должен быть оплачен. Но деньги должны знать свое место

В 20 лет трудно было поверить, что мне могут вообще за что-то платить деньги. Казалось, что получение прибыли — это какая-то особая способность, генетически вшитая в достойных людей. А такие недоучки, недоумки и бездари, как я, должны осваивать искусство побираться и заваривать кипятком картон вместо чая.

Дров в огонь подбрасывал какой-нибудь Ван Гог: выбираешь искусство и поиски истины — будь готов запивать краски растворителем на обед и умереть в нищете.

Конечно, вопрос опыта, которого в 20 лет маловато, играет роль. Но сейчас я понимаю, что вокруг много людей, которые готовы заплатить тебе за то, что ты умеешь. Чтобы добраться до них, нужно только старательно работать при любом удобном случае. Поэтому «бесплатная» работа, которая позволяет реализовать свои способности — это отличный вариант, особенно для тех, кто, как я, выбрал гуманитарную направленность и искусство. В целом участие в классных вдохновенных начинаниях из энтузиазма — хороший опыт для человека любой профессии, даже если там не водится денег.

К сожалению, найдутся люди, которые захотят воспользоваться вашей готовностью работать на будущее на одном энтузиазме (к сожалению, иногда это будут не только нечестные заказчики, а ваши друзья).

Я хотела бы, чтобы в 20 лет кто-то сказал мне: работать бесплатно нужно только от большого желания. Если работа тяжелая, нескончаемая или если тебе не хочется делать ее бесплатно, то она должна быть оплачена.

Лучший способ определить нижнюю границу цены на свои услуги — это в красках представить себе с одной стороны весь процесс работы, а с другой — сумму, и постепенно ее увеличивать. В тот момент, когда соотношение работа/сумма станет реально вдохновлять, вы нашли нужную цену. Стыдиться желания получать деньги не стоит. В нашем мире это нормально.

Я хотела бы, чтобы меня предупредили, что от жадности я буду делать работу, за которую мне будет стыдно, которая не поможет расти над собой, а иногда и такую, которая просто медленно убивает.

Периоды бедности, когда нечем оплатить метро и пьешь один кипяток, познакомили меня со стыдом отказа от денег. Я хотела бы, чтобы в 20 лет кто-то сказал мне, что отказываться от хорошей оплаты вместе с плохой работой — решение, которое сохранит мне много сил, нервов и человеческого достоинства.

6. Некоторые твои друзья превратятся в таких взрослых, которых вы в юности презирали. Отпусти их

В 20 лет было непонятно, откуда берутся противные взрослые. Пристающие к тебе в метро мужики с сальными шутками, скандальные мамаши из торговых центров, готовые за деньги на что угодно коррупционеры, начальники, продвигающие «своих», а не самых достойных, и просто вялотекущие на дно алкоголики.

Я хотела бы, чтобы 10 лет назад меня предупредили, что армию этих людей пополнят романтические юноши, горящие творческими идеями, борцы за правду и совесть — некоторые мои друзья. И что какие-то из их новых «достоинств» я почувствую на себе: они воспользуются своим положением, чтобы использовать мой энтузиазм, обманут меня и присвоят себе мои достижения или попортят мне кучу нервов, творя полную фигню.

Сейчас я понимаю, что такое бывает. Это правда жизни, а не ошибка в системе. Не надо пытаться никого исправить и тратить время на обиды: каждая потраченная на это минута отравляет жизненный эфир.

Здорово было бы, если бы в 20 лет кто-то сказал мне: не расходуй себя на осуждение и обиду на других людей (подробнее об этом есть в тексте «Чертова дюжина бывших друзей»). Следи за собой и будь осторожен: ты не застрахована от превращения в одного из этих противных взрослых — ведь это очень легко, если потерять бдительность. Бди.

7. Расставание — это часть любви. Без риска утраты невозможна близость

В 20 лет казалось, что утрата любви — трагедия вселенского масштаба, вместе с которой должна закончиться и вся бессмысленная бесплодная жизнь. Конечно, расставание — это всегда очень больно (я писала об этом в статье «Что любовь делает с мозгом»), но это тоже часть любви.

Не больно только тому, кто не любил. Поэтому страдания от разрыва нужно принимать как часть переживания близости с другим человеческим существом. Без опасности почувствовать всё это любовь была бы неполной.

Раньше казалось, что этой боли можно избежать, если не отдаваться любви полностью. Не признаваться в любви вслух, чтобы была возможность отступить. Не соглашаться на шаг к сближению, чтобы была возможность удрать первым. Не дать человеку понять, как он для тебя ценен, чтобы не оказаться уязвимым. Всё это иллюзия: от уязвимости, обид, предательства и расставания не застраховаться — а тут еще тревожности и напряжения прибавляет недоверчивость и необходимость быть начеку.

Я хотела бы, чтобы в 20 лет кто-то сказал мне: не экономь себя. Любовь — редкое, глубокое и ценное переживание, которое часто бывает временным (как и вся наша жизнь). Ты не можешь знать, сколько это продлится, поэтому цени это, не будь скупой в проявлении чувств.

Говори все слова, которые идут на ум, отдавайся счастью, планируй будущее, даже если оно никогда не сбудется. Не бойся близости: быть зависимым (не в смысле наркотической зависимости, а в смысле взаимной потребности друг в друге) от близкого человека — это нормально.

8. Твоя внешность не имеет такого значения, какое ты ей придаешь

Сейчас трудно в это поверить, но в 20 лет моя оценка себя как личности и профессионала, мои перспективы на будущее, мои способности и возможность внести ценный вклад в общество могли пошатнуться, если я видела складки на своем животе или оценивала длину своих ног относительно ног на журнальных обложках.

Моя внешность ранжировала меня: я получала статус «середняка» и чувствовала, что стремление быть лучшей в чем-то — невиданная дерзость для человека с посредственной внешностью. С таким среднестатистическими данными не взяли бы ни в Гамлеты, ни в «Зену — королева воинов», ни в декаданс, ни в Ренессанс.

Хорошо, что я догадалась бороться не с собой, а с этими установками. После обуздания подростковых приступов расстройств пищевого поведения я начала акции протеста против догмата тела над личностью. Отказывалась от использования зеркал, год не покупала новую одежду или осваивала образ женщины-вамп в леопардовых легинсах и спортивный шик, чтобы доказать себе, что эти перевоплощения вообще ничего не меняют.

К 30 годам я поняла, что мое тело — это инструмент, а не картинка. Благодаря ему я делаю то, что делаю: читаю, пишу, узнаю новое, карабкаюсь по горам, делаю «колесо» и занимаюсь сексом. Оно прекрасно справляется со своими функциями — но это только тело. Меня определяет не его вид, а то, что я делаю, говорю и думаю, — вот о чем стоит беспокоиться.

Я хотела бы, чтобы в 20 лет кто-то сказал мне, чтобы я не мучила себя и не ждала, что если я буду достаточно стараться, то превращусь в высокую атлетичную блондинку. Даже если бы это волшебство произошло, перед этой общепризнанной красавицей стояли бы те же экзистенциальные вопросы самоопределения, смысла жизни и профессионального роста. Длина ее ног не помогла бы ей решить их.

А потому нужно скорее разрешить себе всё то, что кажется возможным только писаным красавицам: флиртовать с высокими голубоглазыми брюнетами, выступать с лекциями, соглашаться поучаствовать в фотосъемках и носить провокационно розовые волосы.

9. Ты достаточно хороша, чтобы пытаться

Я рассматриваю промежуток с 20 до 30 как игру по сбору очков опыта. Особенно это касается личного и профессионального роста. Ничто не помогает этому так, как принимать вызовы судьбы и ввязываться в профессиональные авантюры. Но в 20 лет для этого нужно быть или очень смелым, или совсем дурачком: сомнения в себе заставляют бояться провала и отказываться от возможностей попробовать себя в чем-то новом, взять большую интересную ответственность и стараться прыгнуть выше головы.

Но спустя 10 лет я понимаю, что если сравнить ущерб, который наносит опыту отказ от попыток, с ущербом, который причиняет провал, — второй оказывается несоизмеримо меньше.

Я знаю одного человека, который больше 15 лет боится провала и поэтому не может ни починить протекающую крышу своего дома, ни наладить отношения с дочерью. Это куда более печальный вариант, чем хреново залатать чердак и оступиться на пути налаживания дружбы с собственным ребенком.

Я хотела бы, чтобы в 20 лет кто-то сказал мне, что всё, что я делаю, и не должно быть совершенным. Стремиться к этому — значит изматывать себя и выбиваться из сил. Достаточно делать то, что делаешь, достаточно хорошо — и быть уверенным в том, что старался.

Если получилось не очень — не беда, в другой раз будет лучше. Каждая попытка делает тебя увереннее в себе и опытнее, а именно эти «очки» — и есть предмет охоты в игре этого жизненного этапа.

Если кто-то сказал бы мне в 20 лет, что все эти терзания с самооценкой, постоянное сравнение себя с другими, ощущение прожитой зря жизни и собственной бездарности не просто пройдут, а покажутся мне смешными наивностями, — я не поверила бы. И уж точно я очень удивилась бы, если бы узнала, что в 30 буду чувствовать себя в десять раз счастливее и сильнее, чем в 25. Но это правда так. Надеюсь, то же случится и с вами.

В 25 уже могут появиться признаки старения?

Мне 25 и я заметила что кожа тела стала какая-то другая, более дряблая что ли. Но я особенно раньше за ней не ухаживала, только пользовалась увлажняющим кремом и все. Это возрастные изменения или просто коже нужен дополнительный уход? Какой именно? Когда вы впервые заметили первые признаки старения на коже тела?

Эксперты Woman.ru

Узнай мнение эксперта по твоей теме

Светлана Чернышова

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Кузьмин Иван Иванович

Врач-психотерапевт, Супервизор. Специалист с сайта b17.ru

Наталья Маратовна Рожнова

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Елена Басанова

Психолог, Семейный психолог скайп. Специалист с сайта b17.ru


Дяченко Елена Владимировна

Психолог, Гештальт-терапевт в обучении. Специалист с сайта b17.ru

Болдова Ольга Ивановна

Психолог, Супервизор, Медицинский психолог. Специалист с сайта b17.ru

Спиридонова Надежда Викторовна

Психолог. Специалист с сайта b17.ru

Антакова Любовь Николаевна

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Елена Годо

Психолог, Онлайн-психолог. Специалист с сайта b17.ru

Ирина Светличная

Психолог, Консультант. Специалист с сайта b17.ru

Поздно вы спохватились, о чем только думали? Признаки старения появляются в детском саду!

После 25 лет и заметила.Организм формируется именно до этого возраста.До 25 вы молоды и красивы.А вот после. все и начинается.Первые морщинки могут появиться даже раньше.А к 30 годам начинаются изменения в позвоночнике,стареют межпозвоночные диски.К 40 годам ,у кого-то позже,появляются проблемы с перепадом давления,сосудами,сердцем и т. д.
К сожалению,молодость не вечна.Тут уж ничего не поделаешь.Против природы не попрешь

приучили кожу к крему и вот результат.

автор купите хороший скраб, кожунадо старую сшелушивать, чтобы новая хорошо росла.

конечно, одной знакомой 26, меньше 30 уже не дашь. и морщинки и просто кожа висит будто. бррр

Похожие темы

Поздно вы спохватились, о чем только думали? Признаки старения появляются в детском саду!

мне 25, завтра иду обкалываться ботоксом. Выработка коллагена и эластина после 24 снижается, вот вам и дряблость,морщинки и т.п. Советую мезо. Если именно кожа дряблая-пилинги кислотные

конечно могут. Это еще от образа жизни зависит, от генов. Многие уже в 21 не такие свежие как 17.

25 уже преклонный возраст.)))) чем больше мазаться крэмАми, тем быстрее стареть будет кожа

после всех комментов осталось завернуться в простыню и ползти на кладбище

У всех кожа разная. Мне тоже 25, но кожа у меня только недавно очистилась от всякого рода высыпаний/покраснений, следы от прыщей прошли, думаю это гормональное, так как двоих родила и откормила, видимо что-то перестроилось. Ни целлюлита, ни дряхлости нет на теле, на лице морщин тоже нет. Растяжки есть, но это из другой оперы) Кремом кожу лица увлажняю только перед тональным. Это пару раз в неделю в лучшем случае) на тело люблю скраб из кофе делать, пару раз в месяц получается пока, крем только на пятки по мере необходимости, все. Лицо очищаю вечером пенкой из бодишопа, вот закончилась почти, хочу подобрать какой-нибудь полный уход (для умывания/очищения/увлажнения). Блин, длинный ответ получился :-/

после всех комментов осталось завернуться в простыню и ползти на кладбище

Блин, вот совсем недавно 25 исполнилось, и я тоже сразу заметила что-то не то с кожей. Хотя, может, пересушила ее летом.
Иду покупать крем хороший, обязательно пользоваться солнцезащитным, во избежание фотостарения.

мда, в 25 я вообще ничем не мазалась, даже пудрой. кожа была и есть( в 30 лет) как персик. я фигею со здешних баб

15, просто вам крупно повезло. Это скорее исключение, особенно в наше время, при нашем солнце, воздухе, воде, питании. Среди знакомых только у нескольких хорошая кожа и те время от времени посещают косметолога.

я после 25 стала пользоваться масками вокруг глаз для профилактики морщин, плюс обычные маски разные делаю питательные, увлажняющие — пользуюсь покупными с хорошим составом, либо с зеленых сайтов заказываю либо у илоны лунден, пока особых признаков старения не нашла.

Ну, у меня в 25 сейчас кожа хорошая, ттт, наследственность. единственное — бесявая морщина на лбу, вечно я брови поднимаю((как с ней бороться?(вот одноклассница всё время брови хмурила, сейчас смотрю — у нее такая основательная морщина между бровей. ну эт мы сами виноваты.

организм начинает СТАРЕТЬ СРАЗУ после полового созревания. у женщин с 21 года, у мужчин около 22 лет. просто сначала старение идет мааааааленькими/незаметными темпами, а потом набирает обороты

В 25 уже могут появиться признаки старения?
Да, они называются маразм.
15. гость | 27.08.2013, 09:02:55
мда, в 25 я вообще ничем не мазалась, даже пудрой. кожа была и есть( в 30 лет) как персик. я фигею со здешних баб
Не то слово.

У всех кожа разная. Мне тоже 25, но кожа у меня только недавно очистилась от всякого рода высыпаний/покраснений, следы от прыщей прошли, думаю это гормональное, так как двоих родила и откормила, видимо что-то перестроилось. Ни целлюлита, ни дряхлости нет на теле, на лице морщин тоже нет. Растяжки есть, но это из другой оперы) Кремом кожу лица увлажняю только перед тональным. Это пару раз в неделю в лучшем случае) на тело люблю скраб из кофе делать, пару раз в месяц получается пока, крем только на пятки по мере необходимости, все. Лицо очищаю вечером пенкой из бодишопа, вот закончилась почти, хочу подобрать какой-нибудь полный уход (для умывания/очищения/увлажнения). Блин, длинный ответ получился :-/

я офигеваю. 25,а уже двое. детей.. ну зачем наши девушки так спешат.
когда я в 28 пришла к врачу беременная, мне сказали: женщина, вы чего, с ума сошли, у нас в 28 уже по третьему рожают. так все время и называли сторородящей, я прикалываласьстрашно)))) правда это давно было

гость
после всех комментов осталось завернуться в простыню и ползти на кладбище
Позвольте составить Вам компанию?

глядя на своих «постаревших» 30-с хвостиком-летних бывших однокласниц и однокурсниц, поняла: главное — не полнеть. те, кого разнесло — на 5 лет точно старше выглядят, при любом состоянии кожи! такое грустное зрелище: были славные девчонки, а теперь бабы бабами:(

Девчонки,вы чего? Какая старость в 25 лет? А что тогда в 40 говорить будете? Автор,вам очень настоятельно советую начать ходить в тренажерный зал. Занятия спортом очень подтягивают кожу ,я сама начала ходить на тренировки в 25.Сейчас мне 34 ,кожа тела упругая ,мышцы в тонусе.И еще ходите в баню,тоже очень полезно для кожи.

Мне почти 27, о какой старости идет речь? даже и понять не могу. Выгляжу как свежий персик во всех местах) Детей нет, работаю по полдня, не замужем, регулярный секс и себя люблю.

Как только человек родился, сразу начинает стареть!
А вы как думали?

я заметила накануне 25летия, в 24 после долгой изнуряющей зимы. утром посмотрела в зеркало при естесственном освещении, падающем строго сбоку (неудачное, но так у меня зеркало висит) и увидела ПОРЫ и ВЗГЛЯД. сурьёзная, видавшая виды тётя. и поняла, что кожа уже не так быстро обновляетя, дряблеет. и ушла какая-то неуловимая юношеская милая глупость . сейчас 26, под глазами стало ухудшаться — глубже биологические морщинки под нижним веком (были с детства). немного сильнее видны тёмные круги. глазницы стали чуть более пустыми. щёки сдулись. моя бабушка спросила меня этим летом: «а где щёки?? раньше у тебя такие щёки были! ты была красивее!» наверное, она подумала, что я просто худею.. мне многие всё равно дают меньше, но я то знаю, что стою на хрупком мостике=) подумываю о мезо.

Нам еще в школе на биологии говорили, что, да, старение с 25 лет начинается.

Да,стареете.где то с 24-25 у всех знакомых девочек начинается первые признаки.да,это уже не юность.и как бы девушка не говорила,что ее за подростка принимают ,все равно можно увидеть возраст.мимические,мелкие заломы(у кого то крупные),полосочки,а самое главное идет снижение тур гора кожи.я заметила это в 24,5.
А вы думали почему олигархи ищут девушек 18-23? )) потому что они свежи и упруги!
Да генетика и уход и наивный взгляд могут создать иллюзию молодости,но при мимике, все видно.при прикосновение чувствуется что упругость то уже не та.
Я честно охренела и рыдала недели 2, когда осознала что начала стареть.но радует,что 18 летним будет 25,30,40. и они также будут шокированы этими процессами.и я теперь знаю,что это неизбежно. можно поддерживать себя уход ,салоны,спорт,витамины,питание,но это лишь чуть поддержит. но не сделает вновь рас пустившимся бутоном.
Остается ухаживать колоть быть доброй заботливой радоваться мелочам и прочее. но как жаль что теряется эта упругость свежесть,как страшно и несправедливо кажется. как будто со мной не должно быть этого. господи ну за что?:(((

а самое главное идет снижение тур гора кожи.я заметила это в 24,5.
А вы думали почему олигархи ищут девушек 18-23? )) потому что они свежи и упруги!
(

Хотя какая-то логика в этом все же есть. Я помню такой случай. И я, и моя знакомая подружка, когда мне было 24, а ей 22, мы обе были не против с кем-то периодически знакомиться. Но виделись мы с ней не очень часто. Просто были открыты к диалогу в плане знакомства с мужчинами.
И вот сидим в кафе, и к нам подсаживается мужик. И начинает клеиться к моей знакомой. Причем игноря меня полностью. Когда я его спросила почему он выбрал для флирта именно ее, он ответил: ну она же моложе тебя. Меня это возмутило. Как будто две прошедших зимы, весны, лета, и осени сделали меня неполноценной в чьих-то глазах. После этого я поняла, что многие люди — *****.

Хотя какая-то логика в этом все же есть. Я помню такой случай. И я, и моя знакомая подружка, когда мне было 24, а ей 22, мы обе были не против с кем-то периодически знакомиться. Но виделись мы с ней не очень часто. Просто были открыты к диалогу в плане знакомства с мужчинами.
И вот сидим в кафе, и к нам подсаживается мужик. И начинает клеиться к моей знакомой. Причем игноря меня полностью. Когда я его спросила почему он выбрал для флирта именно ее, он ответил: ну она же моложе тебя. Меня это возмутило. Как будто две прошедших зимы, весны, лета, и осени сделали меня неполноценной в чьих-то глазах. После этого я поняла, что многие люди — *****.

24 а самое главное идет снижение тур гора кожи.я заметила это в 24,5.
А вы думали почему олигархи ищут девушек 18-23? )) потому что они свежи и упруги!
(
И чё? Какой смысл олигарху искать 23-летнюю, если как вы сами пишете, она через год будет уже старухой? То же самое и по поводу 22-летних. На год-два только чтоб с ними покувыркаться, а потом следующих искать?

Хотя какая-то логика в этом все же есть. Я помню такой случай. И я, и моя знакомая подружка, когда мне было 24, а ей 22, мы обе были не против с кем-то периодически знакомиться. Но виделись мы с ней не очень часто. Просто были открыты к диалогу в плане знакомства с мужчинами.
И вот сидим в кафе, и к нам подсаживается мужик. И начинает клеиться к моей знакомой. Причем игноря меня полностью. Когда я его спросила почему он выбрал для флирта именно ее, он ответил: ну она же моложе тебя. Меня это возмутило. Как будто две прошедших зимы, весны, лета, и осени сделали меня неполноценной в чьих-то глазах. После этого я поняла, что многие люди — *****.

Позвольте составить Вам компанию?

Мне почти 27, о какой старости идет речь? даже и понять не могу. Выгляжу как свежий персик во всех местах) Детей нет, работаю по полдня, не замужем, регулярный секс и себя люблю.

Форум: красота

Психологическая характеристика молодости. Кризис 30 лет

Молодость охватывает период жизни от окончания юно­сти (20—23 до примерно 30 лет), когда человек «более — менее прочно утверждается во взрослой жизни».

Молодость — это прежде всего время создания семьи и ус­тройства семейной жизни, время выбранной профессии, оп­ределение отношения к общественной жизни и своей роли в ней.

Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сто­рон социальной ситуации развития в молодости. В этот пе­риод подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособ­лен к рождению первого ребенка.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного раз­вития. От того, как складывается семейная жизнь, во мно­гом зависит общее развитие человека — его духовный рост, развитие способностей и т.д. Неудачные браки могут затор­мозить личностный рост человека и его профессиональное продвижение, негативно сказаться на отношениях в даль­нейшем к представителям другого пола, на целостном отно­шении к миру. Как отмечает И.Ю. Кулагина, после 30 лет первые браки заключаются довольно редко. Социологичес­кие исследования показывают, люди не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, как правило, этого сделать уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, стано­вятся излишне требовательны к другому человеку, у них по­является ригидность привычек, часто делающих очень труд­ной совместную жизнь. Большое значение имеет рождение детей. Создание семьи — это социальная задача («задача развития») молодых; молодые годы сензитивны для поиска и нахождения спутника жизни.

Ведущая деятельность в период молодости — професси­ональная. В этот период происходит овладение выбранной профессией. Уже в молодости человек может достигнуть в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Вместе с мастерством обре­тается чувство профессиональной компетентности, чрезвы­чайно важное для личностного развития в молодости, осо­бенно когда выбранная профессия соответствует призванию.В молодости обнаруживается стремление к самовыраже­нию (в выборе профессии, в карьере); вырабатывается ин­дивидуальный жизненный стиль, обретение и реализация индивидуальных смыслов жизни; происходит выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных цен­ностей. Центральные возрастные новообразования этого перио­да — это семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.В период молодости происходит включение во все виды социальной жизни и овладение различными социальными ролями, продолжается профессиональное самоопределение, усложняются критерии оценки себя как профессионала.В молодости продолжается интеллектуальное развитие, проявляется способность к усвоению нового (открытия в науке чаще совершают молодые). Что касается развития мышления, единой точки зрения в психологии нет. Одни исследователи считают, что интел­лектуальное развитие заканчивается в детском возрасте, другие — что качественные преобразования происходят и во взрослом периоде жизни.В молодости заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание.Важной стороной жизни в молодости является также установление и развитие дружеских связей. По мнению многих психологов, дружба в этот период, как и любовь, выходит на новый качественный уровень. Дружба, в отли­чие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость. Чаще всего друзей объединя­ют близкий возраст, социальное положение, культурный уровень, ценности и социальные установки. Кроме того, дружба обычно возникает между лицами одного пола. Дру­жеские отношения складываются в совместной деятельнос­ти (в производственных коллективах). Встречаются дружес­кие отношения молодых людей с людьми старшего возрас­та. Они складываются, как правило, также в совместной производственной деятельности.К 30 годам человек находится на вершине раз­вития своих интеллектуальных возможностей, достигает определенных результатов в профессиональной деятель­ности, устраивает семейную жизнь. Подводятся первые итоги жизни.

Кризис 30 лет. Молодой человек вступает в период кризиса молодости.Кризис 30 лет выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разруше­нии прежнего образа жизни. Иногда происходит пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей. Это означает, что жизненный замысел оказался неверным, что может привести к перемене профессии, уклада семей­ной жизни, к пересмотру своих отношений с окружающи­ми людьми. При удачном выборе привязанность к опреде­ленной деятельности, определенному укладу жизни, ценно­стям и ориентациям не ограничивает, а наоборот, развивает его личность.Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни, в целом он знаменует переход от молодости к зрелости. Проблема смысла возникает тогда, когда цель не соот­ветствует мотиву, кода ее достижение не приводит к дос­тижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказывается общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел. «Под смыслом жизни имеется в виду внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное».

Решение кризиса зависит от индивидуальных особенно­стей, от особенностей ситуации (предшествующей, настоя­щей). Исследователи выделяют возможные пути разрешения профессионального кризиса молодости:

1. Прекращение профессионального роста — стабилиза­ция на достаточном уровне, ограничение профессиональных притязаний и смещение основных мотивов в другие сферы жизни.

2. Упрочение одной из сторон профессиональной деятель­ности — выбор одного из наиболее успешных профессио­нальных направлений и повышение квалификации без вы­хода за его узкие границы.

3. Конструктивное решение — профессионал находит новые пути развития, приводящие к выходу на качественно иной, более высокий профессиональный уровень.

4. Деструктивное разрешение — срыв, выражающийся в конфликтах, смене работы, попытке начать все сначала.

Таким образом, в молодости человек начинает утвер­ждать себя в жизни, осуществлять поставленные цели. В молодости большинство людей встречают спутника жиз­ни и создают семью, приобретается профессиональное ма­стерство. Молодость — это расцвет отношений любви и дружбы.

Центральнымивозрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и профессио­нальную компетентность, когда человек уясняет смысл сво­ей жизни, подводит ее первые итоги.

Зрелый возраст (взрослость).Зрелость — самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от индивидуально­сти человека). Обычно зрелость связывают со временем ухо­да на пенсию. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зре­лость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

Социальная ситуация развития в зрелости — это ситуа­ция реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.В современной возрастной психологии существуют различ­ные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:

а) развитие прекращается, заменяется простым измене­нием отдельных психологических характеристик;

б) это возраст не только сохранения всего приобретенно­го ранее, но и дальнейшего развития личности;

в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятель­ности.Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в разви­тии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи про­должают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жиз­ненного пути.

Внешне взрослые люди продолжают расти, физи­ологически изменяться — достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудис­той, пищеварительной, гормональной и других систем. Ска­жем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26—30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчи­ны же переживают их постепенный спад после 30 лет.


Наличие се­мьи и опыт родительства (социально-демографические иссле­дования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45—60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет).Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность. Понятие продуктивности, по Эриксону, включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспи­тание и утверждение в жизни следующего поколений, свя­зано с заботой «о людях, результатах и идеям к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психо­логии такая ситуация описывается как кризис зрелости. Че­ловек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь — наполненной смыслами.

Существует мнение, что средний возраст является вре­менем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действи­тельностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет.Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригид­ность. Исследователи видят причину кризиса взрослости в осоз­нании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности вре­мени любого человека; тенденция чувствовать свое положе­ние приличным; довольствоваться тем, что есть; ограничить­ся в планах на будущее; выработка новой «Я» концепции.

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явле­ние, как кризис идентичности. Под идентичностью пони­мается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружа­ющих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кри­зиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичнос­ти у зрелого человека: динамика смены поколений, специ­фика трудовой (профессиональной) деятельности.

Разрешение кризиса: на основе самоанализа найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответ­ствующую форму поведения и способ деятельности.

В новой ситуации развития, оказавшись на вершине жизни и не имея сил подняться выше, человек может на основе самоанализа восстановить тождественность себе в но­вых условиях, найти своему «Я» место в этих условиях, выработать соответствующую форму поведения и способ деятельности».

Личность проходит разные стадии развития, достигая своей зрелости. По мнению А.А. Деркача и др., «. степень желаемой зрелости — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной про­тяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружа­ющей действительностью личность, как семьянин. Физи­ческая и психическая зрелость человека, находящая выра­жение в сформированности интеллекта, чувств, воли — это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все-таки проявляется в отношениях.

Его зрелость как субъекта труда и жизни обнаруживает­ся прежде всего в способностях, самым тесным образом свя­занных друг с другом, проявляется в его самобытной инди­видуальности. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения сту­пени зрелости человека как индивида (живого организма), как субъекта деятельности, как индивидуальности. Пуль­сирование развития чаще всего разновременно в этих каче­ствах. Время выхода на уровень «акме» человека во всех его макроизмерениях очень часто не совпадает, можно говорить лишь об относительном совпадении.

Период поздней взрослости (геронтогенез).В поздней зрелости наблюдается резкое расхождение раз­ных линий онтогенеза, различия его содержания в зависи­мости от индивидуально-личностностных особенностей че­ловека. Поэтому границы этого возраста колеблются.Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).

Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, обычно считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности («шок отставки»), что со­ставляет центральный момент ситуации развития в этот период.

В поздней зрелости можно выделить три основных вари­анта развития: доживание; смена ведущей деятельности; со­хранение основного содержания жизни, бывшего в зрелос­ти, т.е. фактическое продолжение периода зрелости.

Согласно Э. Эриксону, в период поздней зрелости «фокус внимания человека» сдвигается от забот о будущем к про­шлому опыту. Происходит психологическое старение, появ­ление чувства старости. При прогрессивной линии развития на предыдущих стадиях человек может положительно оце­нить всю свою предшествующую жизнь, с удовлетворением подвести ее итоги как в профессиональной деятельности, общественных отношениях, так и по линии брака и семьиВ этом возрасте у людей наблюдается быстрая утомляе­мость, медлительность, снижение работоспособности, неспособность к интеграции отдельных способов поведения и по­этому, проявление «. отдельных странностей, скупость, не­доверие, болтливость, тоска, интраверсия, ригидность и пр.».

Что касается интеллектуальной деятельности пожилых людей, то одни исследователи говорят о снижении интеллек­та, другие — об особой «логике» мысли. Они персонализи­руют мыслительную задачу, «дают ей интерпретации», «на­ходят несколько возможных вариантов решения». У лиц старше 70 лет присходят следующие изменения в памяти.

1. Выраженное ослабление механического компонента памяти, т.е. резкое ослабление воспроизведения всего того, что должно быть воспринято путем непосредственного запечатления, всего того, что не вызывает возбуждения внутрен­них смысловых связей.2. Сравнительно хорошая сохранность компонентов ло­гически-смысловой памяти. 3. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной) памяти. В глубокой старости существенно слабеет и смысловой компонент, что приводит к дальнейше­му ухудшению запоминания.

По утверждению ученых, учет психологического возра­ста помогает понять, а иногда и прогнозировать специфику развития личности. В поздней зрелости, как и в зрелости, адекватность психологического возраста, и в особенности сохранение чувства молодости, обычно сочетается с лично­стным ростом. Интенсивное развитие личности, стремление к самосовершенствованию и самореализации возможны на любом возрастном этапе.

Имеется мнение, что продуктивные устремления людей продолжаются и в поздние годы жизни. Так, К. Роджерс вы­деляет следующие личностные новообразования: неудержимое стремление к риску; высокая чувствительность к адресованным ему соци­альным заказам и готовность за самое короткое вре­мя выполнить их; высокий уровень развития интуитивной сферы лично­сти. Все эти личностные новообразования — результат активно­сти человека по интеграции или целостного опыта своей жизни. Основным новообразованием старости Э. Эриксон пред­ложил считать мудрость.B. Генри делит старых людей на три группы в зависимо­сти от количества имеющейся у них психической энергии.Первая группа включает тех, кто чувствует себя доста­точно бодрым и энергичным, продолжает трудиться, выпол­няя определенные обязанности перед обществом, оставаясь на том же месте работы, где был в зрелые годы. Вторая группа включает тех, кто не работает по найму, не выполняет общественных обязанностей, а занимается собственным делом — хобби. Эти люди имеют тоже доста­точно энергии, чтобы быть занятыми. Третья группа включает людей со слабой психической энергией, действительно не занятых или занятых главным образом собой.

В. Генри делает вывод: процесс освобождения зависит не от старости, а от жизненного опыта, всего перенесенного и пережитого на зрелых и ранних этапах жизни и не являет­ся признаком старости как таковой. Признание себя старым — сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Такие старики беспечны и склонны переоценивать и свои возмож­ности, и свое обаяние. Правда, их никогда не угнетают мыс­ли о старости. Правильное ощущение собственного возрас­та — это верная манера поведения и общения.

Социолог А. Качкин, разделяющий пожилых людей по типам в зависимости от того, какие интересы, стороны жизни являются главен­ствующими для них.

1. Семейный тип — нацелен только на семью, ее благо­получие.

2. Одинокий тип — наполненность жизни достигается главным образом за счет общения с самим собой, собствен­ными воспоминаниями (возможен вариант одиночества вдвоем).

3. Творческий тип — он не обязательно должен занимать­ся художественным творчеством, этот тип может реализо­вывать себя и на садовом участке.

4. Социальный тип — типичный пенсионер-обществен­ник, занятый общественно-полезными делами и мероприя­тиями.

5. Политический тип — человек, заполняющий свою жизнь участием (активным или пассивным) в политической жизни.

6. Религиозный тип.

7. Угасающий тип. Человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам (к нему должно быть проявлено особое внимание со стороны род­ственников и социального работника).

8. Больной тип. Люди такой направленности заняты не столько поддержанием собственного здоровья, сколько на­блюдением за протеканием болезни (речь идет только о здо­ровых людях).

В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пен­сию. Сказывается нарушение режима и уклада жизни. На­блюдается невостребованность принести пользу людям, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некото­рых психических функций профессиональной памяти, творческого воображения, зачастую ухудшается и мате­риальное положение. Кризис может осложниться утра­той близких. Основная причина психологических пере­живаний в поздней старости состоит в противоречии пси­хологических духовных и биологических возможностей человека (А.В. Толстых).

Аномальное развитие личности, причины формирования.Степень выраженности аномалий развития личности может быть весьма различной – от очень легких, относящихся к вариантам нормы, до грубых болезненных расстройств, требующих компетентного медицинского вмешательства. Наиболее частыми терминами при аномалиях являются «акцентуации личности» («акцентуации характера»), «психопатии» – «социопатии», «расстройства личности», «психопатическое состояния», «психопатический темперамент», «психопатической конституции». Другими словами поведение человека в течение всего его жизненного пути характеризуется более или менее значительными отклонениями от общепринятых норм.однако эти отклонения не достигают степени психических расстройств. Это означает, что способность человека осознавать смысл и значение своих действий и поступков и соответственно отвечать за них сохраняется. Понятие «акцентуации возникло после длительных поисков термина для обозначения «переходных степеней между психопатией и нормальным состоянием».Большое значение в этом отношении придается осложнениям во время родов (родовые травмы), ранним детским инфекциям, черепно-мозговым травмам, нарушениям питания, которые способны вызвать серьезные нарушения в развитии психофизиологических механизмов как интеллектуально-познавательных, так и эмоциональных процессов. Аномалии развития личности и характера, возникшие преимущественно на основе ущербности мозговых структур, врожденной или приобретенной, относятся к группе органических психопатий. Большая роль принадлежит социальному окружению, социально-психологическому и психолого-педагогическому воздействию на ребенка. Неправильное воспитание, не может не отразиться на процессе становления личности, характера. Продолжительные грубые искажения в воспитательном процессе могут привести к возникновению дисбаланса в различных адаптивных системах. Обследование больших групп подростков с нарушениями поведения позволило выделить следующие наиболее частые типовые формы поведенческих отклонений – акцентуаций характера, свойственных данному возрасту.При гипертимном типе акцентуации подросток отличается чрезвычайной активностью, подвижностью, приподнятым настроением, стремлением верховодить. По отношению к старшим — учителям, родителям, рано обнаруживается стремление к самостоятельным действиям и решениям, непереносимость к наставлениям и нравоучениям, конфликтность на этой основе. Обстановка вынужденного ограничения контактов с новыми людьми, отсутствие условий для активной деятельности переносятся такими подростками крайне тяжело, на фоне удрученного настроения часты вспышки раздражения, конфликтность.Среди подростков с выраженными нарушениями поведения, нередко с делинквентными и асоциальными наклонностями преобладающим типом акцентуации характера является эпилептоидныйтип, название которого обусловлено сходством особенностей характера таких подростков с теми, что развиваются у больных эпилепсией. Главная черта такого характера – это склонность к постоянной эмоциональной напряженности с элементами тоскливости и озлобленности. Эта напряженность, периодически накапливаясь, прорывается взрывчатостью, вспышками гнева, нередко без всякого повода. Вся психическая сфера эпилептоидов характеризуется тугоподвижностью, инертностью. В отношениях со сверстниками и старшими, в том числе и с родителями, доминирует эгоцентризм, резкое противодействие попыткам покуситься на их «собственность» – игрушки, одежду, тетради и т. д., скрупулезная бережливость, аккуратность. Истероидныйтип акцентуации характеризуется чрезмерно развитым эгоцентризмом – стремлением всегда, во всех ситуациях быть в центре внимания окружающих. Их отличает экстравагантная одежда, манерность и рисовка в поведении, нередко в интонациях речи, подчеркивание своей исключительности и пренебрежительного отношения к общепринятым вкусам, нормам бытия. Охотно демонстрируются различные художественные способности – к рисованию, пению и др., которыми они действительно нередко одарены. При любом ослаблении внимания к ним со стороны окружающих истероиды быстро переключаются на другую тему разговоров, повышенная хвастливость переходит в откровенное фантазирование на тему о своих способностях и пережитых приключениях. Будучи уличенными во лжи, они практически не испытывают смущения, мгновенно меняя манеру поведения на другую, при этом могут сами поддержать упреки в свой адрес, переводя разговор в шутку. В стремлении добиться признания своей исключительности истероиды не останавливаются и перед тем, чтобы продемонстрировать «глубину своих чувств и разочарований» путем суицидных действий. Эти суициды практически всегда совершаются в таких условиях, чтобы о них знало определенное, эмоционально значимое для истероида лицо (родители, объект «неудачной любви» и др.). Суицидные попытки, совершаемые с явно демонстрационными целями, могут, однако, либо по случайным причинам, либо при чрезмерном развитии аффективного напряжения иметь реальное трагическое завершение.

Достаточно распространенным является также неустойчивый тип акцентуации характера у подростков. Их главная черта – отсутствие способности к более или менее продолжительному волевому усилию, постоянная готовность «плыть по течению», в любой ситуации выбирать тот вариант поведения, который наиболее предпочтителен с позиций либо немедленного, либо быстрого и легкого получения удовольствия. Трудиться, в том числе учиться в школе, они способны только под строгим постоянным контролем, при любом удобном случае сбегают, ищут компанию себе подобных или попадают под влияние сверстников с выраженным авторитарным характером, нередко выступают как их сообщники по криминалу. Собственные криминальные наклонности невелики. В поисках развлечений и удовольствий часто убегают из дома, составляя значительную часть беспризорных.Специалисты выделяют еще целый ряд разновидностей, или типов, характерологических акцентуаций, таких как циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, конформный. Описание этих типов и методы их дифференциации приводятся в специальных монографиях и руководствах. Следует подчеркнуть, что далеко не во всех случаях, когда подросток отличается «трудным», «отклоняющимся» поведением, можно достаточно определенно говорить о конкретном, одном из упомянутых типов акцентуации. Во многих случаях индивидуальные особенности характера не укладываются ни в одну из самых сложных схем, в нем определяются черты, присущие различным типам акцентуаций.С возрастом описанные типы акцентуаций характера, естественно, претерпевают определенные изменения. При благоприятных условиях, при грамотном корректирующем психолого-педагогическом воздействии большая часть девиаций характера, свойственных подросткам, выравнивается, компенсируется интеллектуальными и волевыми усилиями. В других случаях аномалии характера, выраженные в его акцентуации, могут углубляться, получать дальнейшее развитие. До достижения подростком возраста 16–18 лет большинство исследователей не рекомендуют даже при выраженных аномалиях характера ставить диагноз психопатии, имея в виду потенциальную возможность коррекции поведения. В дальнейшем, в частности в связи с призывом в армию, встает вопрос об освидетельствовании состояния здоровья, в том числе нервно-психического. Диагностика психопатии является сложной и весьма ответственной задачей. Постановка этого диагноза влечет за собой ряд ограничений прав и обязанностей личности (негодность к военной службе в мирное время, ограничения в правах на управление транспортными средствами и др.). Диагноз психопатии может быть установлен только при стационарном обследовании в медицинском учреждении.

Предмет, задачи и методы социальной психологии. Само сочетание слов «Социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке двух наук – психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус.

Социальная психология –это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Социальная психология прошла длительный путь развития. Родоначальниками накопления социально-психологических знаний считаются древнегреческие и древнекитайские ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Конфуций, Уцзы и др), которые описывали социально-психологические особенности характеров людей и их предназначение в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д.

В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые (Н. Макиавелли, Т. Гобс, Ш. Монтескье А.И. Герцен и др.) занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и традициями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных социально-психологических явлений и процессов – общения и взаимодействия представителей различных общностей.

В середине ХIХ в. За рубежом появились три социально-психологические теории: «психология народов» (основатель М. Лацарус, Х. Штейнталь и В. Вундт);«психология масс»(Г. Тард, С. Сигеле, Г. Лебон); «теория инстинктов социального поведения»(В. Макдугалл), которые послужили предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знаний. После чего началась активная разработка методологических и теоретических основ социальной психологии.

Огромный импульс развитию социально-психологических исследований и применению их результатов на практике придавали войны и военные конфликты в ХХ в., во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с предотвращением и профилактикой отрицательных социально-психологических явлений и процессов (страх, паника, снижение сплоченности населения и военнослужащих в группах, социальная дезорганизация и дезориентация, социальные конфликты и т.д.), затрагивающих все стороны жизни и деятельности людей.

В 20-40-е гг. 20 в. социальная психология превращается в экспериментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения социально-психологических феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и деятельности людей.

В 60-90-е гг.20 в. начинают зарождаться и совершенствоваться внутри социальной психологии новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и др. В СССР социальная психология в 30-50-е гг. по политическим причинам практически не развивалась. Сегодня социальная психология в России и за рубежом востребована во всех сферах жизнедеятельности людей.

Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (личности), а ее предметом – определенные социально- психологические феномены. Задачи и строение социальной психологии. Социальная психология решает свои конкретные задачи, включающие в себя:

1) изучение и всестороннее осмысление сущности, содержания, форм проявления и закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов;

2) теоретический и практический анализ источников и условий возникновения и развития, исторического и социального фона функционирования социально-психологических феноменов;

3) поддержание всесторонних связей с представителями других наук в интересах разъяснения своих позиций и усилий в совместном исследовании социально-психологических явлений и процессов;

4) прогнозирование политических, экономических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических закономерностей и механизмов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

как люди обеспечивают себя сами в 14-18 лет?

Комментарии пользователей

если живешь с родителями, можно спокойно. я работала с 11 до 14 лет. листовки раздавать, подруга мамы взяла меня 2 через 2, а летом 4 через 2, продавать открытки, шарики, пакеты. в день 300р. в 2007году это были нормальные деньги чтобы покупать себе еду, одежду, на проезд.

Я с 14 лет на все лето на подработку устраивалась(неофициально). денег хватало на то чтоб одеться к началу учебного сезона и чтоб еще какое то время денег у родителей не клянчить! а в 18 лет закончила техникум поступила в институт на заочное и устроилась на работу в соц защиту. Вот уже как 7 лет у родителей ни копейки не взяла еще и стаж себе заработала!

Не знаю про 14-17 лет, я закончила школу, год училище, уже 18 получается, пошла работать официанткой, и обеспечивала себя сама, никто не помогал, за кв. не платила, т.к.жила в родительской.

у нас в магаз брали девочек 15-16 лет на выкладку, получали они тысяч по 10

по моему, с родительского разрешения можно с 14 лет работать, с 16 можно на неполный. вывод всего вышенаписанного, если хочешь-найдешь и нормальную работу и достойную зарплату)да и сейчас по моему на самом деле легче… в мои 90-е реально родакам тяжело работу было найти… не то что салагам.

Сейчас вот дочери исполнилось 14 лет… неужели я погоню на работу ее… всему свое время. Если бы рвалась и очень хотела, то да. А так не буду настаивать.

Официально никто не устроит. Могут родители помочь, чтобы взяли на лето. А так полдня — в любом случае школа, потом, возможно, кружки, секции и т.д.

Ребенок может фотографировать, петь, танцевать, но нужно голову на плечах иметь.

Некоторые открывают игровые сервера, берут донат с игроков — неплохой заработок.

Кто-то рисует картины, создает сайты, всячески фрилансит — такое тоже возможно.

Еще очень возможно, что мошенничеством в интернете занимаются )))

Мои 25 уроков жизни к 25 годам

Однажды мне на глаза попалась научная статья, смысл которой заключался вот в чём: в 25 лет развитие организма останавливается и запускается обратный отсчёт. Не говоря уже о том, что с нынешнего момента, хочешь ты того или нет, придётся с головой окунуться во взрослую жизнь. Из юности мне не хотелось уходить с пустыми руками – если ты уходишь откуда-то с пустыми руками и головой, значит, время было потрачено впустую. К 25-ти я собрала двадцать пять уроков жизни, которые, уверена, пригодятся и другим, вступающим во взрослую жизнь.

1. Если ты талантлив и хорошо образован, это ещё не значит, что ты кому-нибудь пригодишься. Если на что-то полагаться, то это – удачливость и уверенность в себе. Однажды тебе придётся выбрать: деньги или творчество. Часто для того, чтобы заниматься тем, чем ты действительно хочешь заниматься, нужно очень много денег. Начните с малого.

2. Ум и хорошее образование – это разные вещи. И хотя образованному человеку легче замаскировать глупость, я бы предпочла ум. Если ты знаешь много «умных» слов, вроде рефлексии или консистенции, ты сможешь поддержать разговор на первом этапе, но иногда случается так, что поговорить абсолютно не с кем.

3. Не стоит следовать чужим советам, прежде чем разберёшься сам. Даже если совет даёт тот, кто гораздо опытней. За опытом не видно деталей. Слушай своё сердце и свою интуицию: даже если ты совершишь ошибку, это будет только твоя ошибка.

4. Люди не всегда кричат на тебя, потому что хотят обидеть. Иногда это проявление любви. К тому же часто они выкрикивают довольно умные вещи.

5. Однажды брат сказал мне: такими, как мы есть, мы нужны только родителям. Но это только одна часть правды. Вторая: даже родителей ты иногда раздражаешь. Почему? Всё очень просто – в тебе они видят собственные недостатки и боятся, что ты повторишь их ошибки. Если честно, они всегда волнуются за тебя. Даже если тебе уже двадцать пять.

6. Не стоит возлагать большие надежды на людей. Как правило, они их не оправдывают. Но это не значит, что они плохие – каждый поступает в меру своих душевных возможностей. Будь терпимее к другим, но постарайся освободить свою жизнь от тех, кто слишком часто делает тебе больно.

7. Даже если тебе серьёзное количество лет, и ты многого добился, всегда найдутся люди, которые захотят смешать тебя с грязью, поставить «на твоё место», но это не значит, что оно действительно твоё. Скорее всего, ты просто не нравишься. Не нравиться кому-то – это нормально.

8. Нет смысла обижаться. Обиды меняют только отношения между людьми, и всегда не в лучшую сторону. Я боюсь обидчивых людей, с ними нельзя дружить.

9. У тебя есть два варианта: делать хорошо себе или делать хорошо другим. Два в одном невозможно, но ты можешь чередовать.

10. Если что-то мешает дружбе: политика, расстояния, характер, жизненные обстоятельства – это не дружба.

11. Истинное отношение проявляется в поступках. Кричать можно вообще всё, что угодно.

12. Если человеку плохо, лучшее, что ты можешь сделать – это обнять его. Скорее всего, он не нуждается в советах.

13. Спасая чужую жизнь, всегда рискуешь разрушить свою. Дальше – исключительно вопрос выбора.

14. Разделить с человеком его беду и почувствовать её как свою — это не подвиг, это просто очень больно, но иногда у тебя просто нет выбора. Мы любим вне зависимости от обстоятельств.

15. Держать всех на расстоянии вытянутой руки не гарантия того, что тебе не разобьют сердце, но всё-таки стоит попытаться уберечь своё личное пространство. Рано или поздно другим потребуются твоё время и твои силы. Постарайся распределять свою энергию с умом.

16. Нужно быть в ответе за своих животных. Они простодушны. Твои животные — единственные существа, которые доверяют тебе и любят тебя любым. Их нельзя просто так выбросить или отдать кому-то другому. Для человека смерть от предательства – это метафора, а для животного – реальность.

17. Мне кажется, если ты можешь положиться на человека, с ним можно прожить всю жизнь. Положиться в широком смысле – от знания, что когда ты выйдешь из комнаты, никто не прочтёт твоих писем, до уверенности, что если тебе понадобится помощь, ты не останешься один на один со своими проблемами.

18. Если долго жить с человеком, к которому ты ничего не чувствуешь, но который испытывает чувства к тебе, рано или поздно вы оба превратитесь в психопатов. Нужно всегда держать в памяти тот факт, что тот, кого вы разлюбили, не стал по этой причине дураком.

19. Если женатый мужчина говорит «я люблю тебя», он либо циник, либо путает понятия. В любом случае – и то и другое не имеет ничего общего с любовью. Не стоит всерьёз относиться к женатым мужчинам и превращать интрижку в отношения. Хотя, иногда это очень трудно. Людям свойственно привязываться друг к другу, даже при условии, что рано или поздно они расстанутся.

20. Есть только одно ощущение, неприятнее чувства «меня никто не любит», и это: «никого не люблю я». По крайней мере, когда ты безответно влюбляешься, у тебя есть твёрдая уверенность в том, что ты в состоянии испытывать чувства, в противном случае возникают резонные сомнения.

21. Если я хочу признаться в любви, я дарю человеку свою любимую книгу. Вообще, любимым дарить нужно то, что можно сохранить на всю жизнь. Сейчас может это может показаться сентиментальной прихотью, но через много лет ты скажешь себе спасибо.

22. Когда ты, не раздумывая, можешь отдать свою жизнь за другого, это не любовь, а психическое отклонение. Если только это не твой ребёнок.

23. Любовь, которая побеждает болезнь – миф. Болезнь побеждают врачи. Иногда они бессильны.

24. Счастливей всего чувствуешь себя в отношениях, о которых знаешь наверняка: они закончатся. А что если представить, что все отношения конечны? Мне кажется, тогда мы смогли бы нежнее относиться к своим близким.

25. Прежде чем навешивать ярлыки, вспомни, что у каждого человека за спиной есть своя трагедия, о которой ты ничего не знаешь. У меня она тоже есть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль