Мистические полотна Третьяковки — знаменитые картины третьяковской галереи, Иван Крамской русалки


Содержание

Об экспонате

Майская ночь

Лунный свет

Годами позже в письме Илье Репину Крамской напишет: «Что хорошего в луне, этой тарелке? Но мерцание природы под этими лучами — целая симфония, могучая, высокая, настраивающая меня, бедного муравья, на высокий душевный строй: я могу сделаться на это время лучше, добрее, здоровее — словом, предмет для искусства достойный».

Спустя 10 лет Крамской напишет картину с созвучным названием — «Лунная ночь». В центре полотна — женщина в белом платье, залитая светом луны. Моделями для этой картины были сначала Анна Попова (будущая жена Менделеева), а потом вторая жена Сергея Третьякова — Елена Третьякова.

Самые известные картины Крамского

Идейный вдохновитель создания Артели художников, один из основателей общества художников-передвижников, Крамской Иван Николаевич является одним из выдающихся художников середины XIX века. Его творчество неразрывно связано с Россией. Он прожил всего лишь полстолетия, но за это время успел создать весомые работы, которые стали прорывом в изобразительном искусстве. Его вклад в общество передвижников неоценим, так как впервые в России простой народ смог увидеть живописные полотна современных художников, среди которых были и картины Крамского.

Самые выдающиеся картины Крамского:

Русалки (1871)

Произведения Гоголя Н.В. произвели на Крамского огромное впечатление. Повесть «Майская ночь» вдохновила художника на написание большого полотна. По сути, картину нельзя назвать иллюстрацией к повести. Скорее всего, это фантазия на тему таинственного произведения и её героев — русалок и разной нечисти.

Крамскому удалось поймать холодные, желтовато-голубые лучи ночного светила. Вдали, за кустарниками и деревьями виднеется хутор. Полная Луна освещает берег реки. Ветки поваленного плетня отбрасывают страшные корявые тени, воды реки тёмные и мрачные. Жутковатые женские фигуры в белых рубахах-саванах, покинув воду, разбрелись по берегу. Они печальны и глубоко несчастны. Девушек-утопленниц тёмные силы превратили в русалок.

Крамской очень скрупулёзно подошёл к написанию этой картины, несколько раз её перерабатывал. И даже спустя время, когда картина уже висела в Третьяковке, он обращался с просьбой вернуть её на время для внесения корректировок.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru вы сможете насладиться фотографиями самых красивых русалок.

Портрет художника К. А. Савицкого (1871)

В 1871 году Крамской пишет портрет своего коллеги по обществу передвижников, замечательного художника К.А. Савицкого. На этом портрете будущий академик Императорской Академии художеств изображён молодым, энергичным тридцатилетним мужчиной. Он красив, умён и интеллигентен.

Как обычно, Крамской выделяет образ человека при помощи нейтрального глухого фона. Бледное лицо Савицкого сияет, словно драгоценная жемчужина на тёмно-бордовом бархате драпировки. Его отблески отражаются в густых волнистых волосах молодого человека и в аккуратной бородке. Этот приём позволяет внимательно изучить портрет, не отвлекаясь на детали.

В этом портрете нет ничего лишнего — лишь умные глаза смотрят на зрителя в упор. Так художник смотрит на свою модель, изучая её. Не мы оцениваем Савицкого, он оценивает нас. Для Савицкого все зрители — его потенциальные натурщики, которые могут стать частью его замыслов.

Книги одолели (1872)

Предположительно, на картине изображена дочь художника. Девочка-подросток с игрушкой в руке пытается дочитать книгу. Уютно устроившись на мягком диване, девочка из последних сил удерживает раскрытую книгу. Это занятие сморило её.

Поза ребёнка говорит о том, что она вот-вот выронит и книгу, и игрушку, и заснёт крепким сном. Колорит картины очень мягкий, тёплый. Яркий румянец на щеках девочки подчёркивается розовым платьем. Красный обруч в волосах, красная игрушка-птица, красная обложка — эти яркие акценты дополняют картину теплом и домашним уютом.

Старик с костылём (1872)

Продолжение крестьянской темы Крамского — портрет «Старика с костылём». Это незаурядный портрет крестьянина, скорее больного, чем старого человека. Его русые волосы неряшливо растрепались, старый зипун сильно потрепан и замаслен. Из-под него виднеется старая, но чистая рубаха и заплатанные штаны. Крепкие мозолистые руки сжимают костыль. Вероятно, человек испытывает боль, которая возникла из-за травмы позвоночника или болезни ног, как следствие тяжёлого физического труда.

Но лицо крестьянина не выражает ни боли, ни страдания. Старик не выглядит несчастным. Он воспринимает своё положение смиренно, как неизбежность.

Христос в пустыне (1872)

Уже, будучи именитым художником, Крамской создаёт шедевр «Христос в пустыне». Это полотно философское, заставляющее всколыхнуть в душе бурю эмоций. Одинокая фигура измученного терзаниями Христа в бескрайней, безжизненной пустыне — это символ противостояния злу, символ борьбы человеческой души с вечными соблазнами и искушениями.


Художник изобразил момент нравственного выбора Христа, готовность пожертвовать собой ради человечества на Голгофе. Казалось бы, статичная фигура среди камней, тишина, и нет намёка на какое-либо движение, но картина насыщена эмоциями, она передаёт ход мыслей Иисуса, его душевную борьбу.

Цвет в картине играет немаловажную роль. Холодные тона усиливают драматизм картины. Пальцы рук Христа крепко переплелись, словно корни сухого растения, лицо печально и задумчиво. На горизонте тонкой алой полоской брезжит рассвет, как символ нового обновления мира. Тьма отступает и наступает время света.

Советуем вам посмотреть нашу статью про 10 изображений Иисуса, которые вызвали горячие споры в обществе.

Девушка с распущенной косой (1873)

В середине 19 века было модно изображать людей в состоянии болезни или на пороге смерти. Эти сюжеты позволяли художникам раскрывать тончайшие нюансы душевного состояния человека в период угасания. «Девушка с распущенной косой» — раскрывает данную тему очень мощно.

Крамского не интересовало социальное положение человека. Он концентрировал своё внимание на личности. Несмотря на болезнь, девушка прекрасна не только внешне, но и духовно. Её взгляд пронизан печалью и спокойствием. Это одна из самых любимых картин художника, с которой он не расставался до самой смерти.

Портрет писателя Льва Николаевича Толстого (1873)

Этот портрет русского гения литературы считается самым лучшим из всех его портретов. Основатель художественной галереи Павел Третьяков задумал составить собрание портретов выдающихся российских деятелей.

Имя Льва Николаевича Толстого уже было известно далеко за пределами России. Толстой долго не соглашался позировать для такого портрета, но Крамскому удалось его уговорить, при условии, что портрет останется в имении писателя. Крамской стал писать параллельно два портрета с огромным удовольствием.

Как и было уговорено — один портрет остался в Ясной поляне. Второй портрет стал собственностью Третьяковской галереи.

На портрете граф Лев Николаевич Толстой изображён в простой льняной синей рубахе. Талант Крамского передал высокий интеллект, мощь, силу воли Толстого. Эта картина признана шедевром и одной из лучших картин художника.

Портрет Павла Михайловича Третьякова (1876)

Крамской дружил с Третьяковым, и не мог не написать его портрет. Портрет довольно прост и не замысловат. Ничего лишнего. Зритель видит задумчивое, красивое, интеллигентное лицо выдающегося мецената. Тёмный фон позволяет сосредоточиться на личности Третьякова, и поближе познакомиться с характером человека, открывшего всему миру Третьяковскую галерею.

Созерцатель (1876)

Излюбленной темой Крамского были крестьяне и их незамысловатый быт. На картине «Созерцатель» изображён обычный крестьянин, шагающий зимнею тропою сквозь лесные заросли. Он бредёт не спеша, кутаясь в свой рваный кафтан. Он спокоен, покладист и думает о чём-то своём. Неказистый мужичок в рваных лаптях — это созерцатель мира. Он идёт и мысли его далеко-далеко. Кто знает, о чём они?

Лунная ночь (1880)

Для написания картины художнику позировали две женщины. Первой позировала Анна Попова (будущая жена Менделеева), затем — Елена Третьякова (жена основателя Третьяковской галереи).

На картине изображена молодая романтичная женщина в роскошных белых одеждах. Она сидит в парке, облокотившись на спинку скамьи. Ясная, летняя лунная ночь заставила её задержаться и помечтать на берегу пруда.

Над скамьёй свисают ветви цветущего кустарника, из пруда скромно выглядывают кувшинки. Ночь так восхитительна, что кажется, слышен стрекот сверчков и тихий шорох листьев. Многообразие оттенков полотна передаёт чудесное состояние природы и красоту молодой женщины.

А вы читали нашу статью о самых красивых женщинах? Если нет, то переходите по ссылке.

Мина Моисеев (1882)

Портрет «Мина Моисеев» является этюдом к полотну «Крестьянин с уздечкой». На нём изображён обычный русский крестьянин. На первый взгляд — это уставший от жизни, сгорбившийся старик. Но это только на первый взгляд. Старик на самом деле не так уж и стар, его загорелое морщинистое лицо выражает доброту, природную мудрость, уверенность и спокойствие. У него седая борода, но волосы на голове тёмные, со здоровым блеском.

Мужчина хорошо сложен, крепок и проживёт ещё немало лет. Его озорные глаза смотрят в сторону. Видно, что мимические морщины на лице происходят от весёлого, жизнерадостного нрава старика. Скованная поза старика, его спрятанные руки говорят о том, что ему неловко от позирования. Это непривычное для него занятие.

Девушка с кошкой (1882)

Крамской — очень смелый портретист для своего времени. Он всегда изображал самую суть человека, передавал его характер не только за счёт внешних данных модели, но и при помощи различных деталей и окружающих предметов.


Изображая свою дочь Софию, он выбрал необычный, не очень выгодный ракурс. Девушка запрокинула голову и думает о чём-то своём. Рядом с ней устроилась кошка, обняв свою хозяйку лапкой. Девушка не умиляет своей юностью и красотой. Этот портрет довольно реалистичен, прямолинеен, и кошка смягчает некоторую угловатость девушки.

Словно предчувствуя печальную судьбу дочери (в 30-е годы 20-го столетия она была репрессирована и находилась долгое время в ссылке), Крамской изобразил её без прикрас, обычным «гадким утёнком», которому только предстоит превратиться в белого лебедя.

Неизвестная (1883)

Это самая таинственная картина Крамского, русская «Джоконда», «Незнакомка», «Неизвестная». На первой выставке она произвела впечатление настоящей сенсации. Как только не называли этот таинственный женский образ, строились версии и догадки, кто же эта надменная красавица? Какова её судьба? Ни в записках художника, ни в воспоминаниях его близких нет и намёка на личность изображённой на портрете девушки.

Роскошно одетая молодая женщина в изысканном двухместном экипаже сидит одна. По тем временам ни одна дама из высшего общества не вышла бы в свет без компаньонки или сопровождающего лица. Может это содержанка богатого купца или особы из высшего общества? Или эта дама имеет такие высшие привилегии, которые позволяют ей нарушать все обычаи и традиции?

Существует версия, что Крамской писал этот портрет, как основу для большого парадного портрета княгини Юрьевской, морганатической супруги императора Александра II.

Так как княгиня не могла долго позировать художнику, Крамской написал портрет простой натурщицы, чтобы потом не тратить время на доработку деталей, фона и позы. Но трагическая участь императора Александра II прервала задуманное художника. Портрет Юрьевской так и не был написан, зато осталась таинственная и надменная «Неизвестная». Редакция most-beauty просит вас в комментариях к этой статье порассуждать над тем, кто изображён на этой картине.

Неутешное горе (1884)

На этой картине не изображено сильных эмоций, истерики и криков . Наоборот, сдержанность и глубокая скорбь создают атмосферу неутешного горя. Женщина в траурном платье стоит посреди комнаты, прижав к лицу правой рукой мокрый от слёз платок. Левая рука безвольно висит вдоль тела.

Коробки с цветами и венками подсказывают, что в данный момент в доме происходят похороны. Потеря близкого и родного человека буквально убило женщину. Её лицо беспомощно, отрешённо, взгляд направлен в сторону, будто ищет ответа, как жить дальше. Сейчас её окружает только одиночество и пустота.

Портрет Александра III (1886)

Портрет предпоследнего российского самодержца, выполненного Крамским, достаточно ярко описывает Александра III, как человека. Его личность незаслуженно держится в тени своих венценосных предков. Этот человек имел множество достоинств. Царь обладал недюжинной силой и довольно мягким характером.

Это строгий, лаконичный, не обременённый различной царственной атрибутикой портрет. Чёрный суконный мундир царя не увешен орденами и не украшен лентами. На нём виден лишь орден святого Георгия II степени. Царь сидит в кресле и опирается на рукоять шашки.

Основное внимание притягивает лицо Александра III. Его мощь, духовная твёрдость и уверенность в себе. Этот человек крепко держал в своих руках Российскую империю. В его царствование не велось ни одной войны, и создались предпосылки для экономического рывка России.

Портрет доктора Карла Андреевича Раухфуса (1887)

Крамской являлся мастером психологического портрета, и хотя портрет К.А. Раухфуса считается неоконченным, это нисколько не уменьшает его ценности и качества. Прорисованы лишь голова и фон вокруг неё. Остальная часть холста только слегка проработана широкими произвольными мазками грубой кисти — намечены плечи и руки позируемого. Несмотря на это, перед зрителем возникает образ интересного, высокообразованного человека.

Уверенный, умный взгляд, высокий лоб, интеллигентное лицо характеризуют доктора Раухфуса как передового мыслителя и учёного. Это портрет профессора медицины, одного из первых педиатров России.

Дети в лесу (1887)

Это сочное живописное полотно раскрывает Крамского как великолепного пейзажиста. Две маленькие детские фигурки смотрятся на фоне тёмной, насыщенной зелени леса яркими светлыми пятнышками. Летнее солнце блестит на листве деревьев и густой траве. Создаётся незримое ощущение летнего тепла и лесной прохлады.

Послесловие

Портрет императрицы Марии Фёдоровны (1880).

Влияние Крамского на развитие русского реализма в живописи — несомненно. Как мастер портретного жанра, он донёс до потомков яркие образы не только выдающихся деятелей России, но и её рядовых, простых жителей. Как великолепный пейзажист, он вывел этот жанр на новый сверх-реалистичный уровень, дополняя его новыми живописными находками, световыми экспериментами. Мы показали вам лишь малую часть прекрасных картин Крамского.

Мистические полотна Третьяковки — знаменитые картины третьяковской галереи, Иван Крамской русалки незнакомка, репин иван грозный

Государственная Третьяковская галерея – один из главных российских музеев, наряду с питерским Эрмитажем. Музей был основан в 1856 г. купцом Павлом Третьяковым, и сегодня в нем экспонируется одна из крупнейших в мире коллекций русского изобразительного искусства. Но речь пойдет не о самой галерее, а о находящихся в ней картинах, с которыми связано немало мистических историй.

«Русалки» против «Грачей»


Знаменитый художник Иван Крамской задумал свое полотно «Русалки» по мотивам гоголевской «Майской ночи». Готовая картина производила жутковатое впечатление: ночью, при мертвом свете луны призрачные русалки выходили на берег колдовского озера …

На первой выставке Товарищества передвижников, проходившей в 1871 г., «Русалки» оказались рядом с совершенно безобидным пейзажем Саврасова «Грачи прилетели». И что вы думаете? В первую же ночь «Грачи» вдруг ни с того ни с сего свалились со стены!

Затем оба полотна купил Третьяков. «Грачей» он повесил в своем кабинете, а «Русалок» в зале. Но не было им там покоя: по ночам чудилось, что из залы доносится тихое заунывное пение… Прислуга и домочадцы боялись лишний раз туда заходить, а сам Третьяков, находясь возле картины, почему-то ощущал упадок сил… Позднее и среди посетителей пошла молва, что с полотном «неладно». Говорили даже, что какая-то барышня, которая долго стояла и смотрела на картину, после этого утопилась в Яузе…

Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не старая нянька, посоветовавшая Третьякову повесить «Русалок» в дальний угол, так, чтобы на них не падал свет. Тогда, мол, они перестанут «колобродить», пообещала старуха. Так и случилось. Как только русалки попали в тень, вся чертовщина разом прекратилась…

Гибельная «Незнакомка»

«Незнакомка», вышедшая из-под кисти того же Крамского (оригинальное название полотна – «Неизвестная»), является одним из самых таинственных шедевров русской живописи. Хотя, на первый взгляд, нет в портрете ничего такого уж мистического: разряженная красотка едет в открытой коляске по Невскому…
Поначалу многие считали, что на портрете изображена аристократка, однако бархатное, отороченное мехом и синими атласными лентами пальто, а также модная шляпка-беретка, насурьмленные брови , помада на губах и наведенный румянец на щеках безошибочно выдавали в этой женщине даму полусвета. Она не выглядела обитательницей публичного дома, но вполне могла быть содержанкой какого-нибудь богача… Тем не менее, когда автору картины задавали вопрос, существует ли его героиня в реальности, он лишь усмехался и молча пожимал плечами. Оригинала и впрямь никто никогда и нигде не встречал…

Между тем Павел Третьяков сперва отказался приобрести «Неизвестную» для своей галереи – не исключено, что он остерегался распространенного поверья о том, что портреты красавиц способны «высасывать силы» из живых людей. Путешествуя по частным собраниям, «Незнакомка» очень скоро обросла дурной славой. От первого человека, который ее купил, ушла жена, у второго дом сгорел при пожаре, третий пережил банкротство… Все несчастья, как полагали, происходили по вине «роковой» картины.

Похоже, что и сам Крамской не смог избежать проклятия. Менее чем через год после завершения портрета один за другим скончались два его сына…

«Проклятая» картина попала за границу. Но говорят, что и там она продолжала чинить всяческие беды своим владельцам. В 1925 г. «Незнакомке», однако, было суждено вернуться в Россию и все-таки занять свое место в Третьяковской галерее. С тех пор никаких эксцессов с ней больше не приключалось. Может, дело было в том, что портрету никак не давали занять подобающее место?

Кровавый «Иван Грозный»

Наверное, самая жуткая «третьяковская» история случилась с легендарной картиной Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.», которую больше знают под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Многим при взгляде на знаменитое полотно становилось натурально не по себе: чересчур уж реалистично написал художник сцену убийства, слишком много на холсте было крови, казавшейся настоящей.

Когда полотно выставили в Третьяковке, начались странности. Одни посетители начинали перед картиной рыдать, другие буквально впадали в ступор, третьи бились в истерическом припадке… А 16 января 1913 г. произошло нечто из ряда вон выходящее: на глазах у всех молодой иконописец Абрам Балашов, подойдя к холсту, порезал его ножом. Балашов был отправлен в лечебницу для душевнобольных, где и скончался. Полотно Репину удалось отреставрировать, фактически переписав его заново.

Говорят, что прежде, чем браться за работу над картиной об Иване Грозном, живописец долго раздумывал. Видно, вовсе не зря. Вскоре художник Мясоедов, с которого писался образ царя, в гневе чуть не убил своего малолетнего сына, которого, как и убиенного царевича, звали Иваном. А писатель Всеволод Гаршин, с которого Репин писал царевича, впоследствии лишился рассудка и покончил жизнь самоубийством, бросившись с лестницы…

Была и еще одна жертва: узнав о том, что картина испорчена, кинулся под поезд хранитель Третьяковки Е.М.Хруслов.

Сейчас с полотнами в Третьяковке вроде бы ничего мистического больше не происходит. Хотя кто его знает…

Cамые загадочные полотна русских живописцев (8 фото)

Виктор Васнецов — Богатыри

Первый набросок художник сделал в 1871 году, а закончил свой шедевр только в 1898-м. Богатыри готовы вот-вот ринуться в бой, нежели просто обозреть окрестности. О присутствии врага свидетельствуют сгущающиеся тучи, ястребы, , но главное — это выдвинутый меч Добрыни Никитича и готовый к выстрелу лук в руках Алеши Поповича. Прообразом Ильи Муромца стал император Александр III, Добрыню Никитича художник писал с самого себя, а прототип Алеши Поповича достоверно неизвестен, им мог быть простолюдин — Васнецов в процессе работы над картиной рисовал много портретов крестьян, извозчиков и кузнецов, которые, как ему казалось, были чем-то похожи на знаменитых сказочных персонажей.

Василий Пукирев — Неравный брак

Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков, не понаслышке знавший о таком понятии как «брак по расчету». Пукирев отблагодарил товарища за идею, изобразив его справа за спиной невесты. Сам Пукирев воплощен в образе шафера невесты со скрещенными руками, хотя изначально на его месте был приятель, чью возлюбленную выдали замуж за пожилого. В правой части полотна невеста и два ее друга, слева — родственники и друзья жениха, намеренно изображенные неприятными людьми. Таким образом, полотно делится на две части — добро и зло. Причем священник оказывается на стороне зла, что говорит о том, что Пукирев всерьез интересовался ролью церкви в обществе.

Иван Шишкин и Константин Савицкий — Медведи в сосновом бору

Над знаменитым полотном, которое было затем растиражировано на фантиках шоколадных конфет, работали два художника. Шишкин отвечал за лес, а Савицкий — за медведей. Более того, сюжет картины придумал именно Савицкий. Медведей изначально было двое, но потом их число выросло. Павлу Третьякову не понравилась работа Савицкого. По легенде, коллекционер сказал: «Что за медведи страшные!» И фамилия Савицкого на полотне была замазана. Мастерство Шишкина выражено в освещении леса: на верхушках сосен мастерски выписаны первые лучи солнца, которые зрители обычно не замечают, отвлекшись на фигуры медведей.

Александр Иванов — Явление Христа народу

Художник работал над картиной в течение 20 лет в Италии. В процессе создания полотна он сделал более 500 этюдов и эскизов. В мае 1858 года Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург. Во время путешествия корабль настиг сильный шторм. Художник свернул холст в трубу и поднял над головой — он предпочел не видеть гибель своего творения, а утонуть самому, если корабль пойдет под воду. Однако полотно все же прибыло в Санкт-Петербург, где было выставлено в одном из залов Академии художеств. Публика картину приняла холодно — были претензии и к слишком маленькой фигуре Христа, и к воде, изображенной не в академической манере. В левой части виден старец в белой набедренной повязке, которая отражается в воде красным пятном. На эскизах повязка действительно была красной, и художник, судя по всему, просто забыл ее перекрасить. Спустя месяц после презентации работы Иванов скончался, а через несколько часов после его смерти император Александр II приобрел картину за 15 000 рублей. Художник, посвятивший этой работе половину жизни, рассчитывал на гораздо больший гонорар, но, к сожалению, не успел получить даже эти деньги.

Василий Поленов — Московский дворик.


Поленов написал свое самое знаменитое произведение, переехав в Москву из Петербурга и поселившись в одной из квартир дома на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков близ церкви Спаса на Песках. Изображенный на картине вид открывался из его окна. Впервые в истории русской живописи художник объединил два жанра — бытовой и пейзаж. Публика, уставшая от мрачных и депрессивных полотен передвижников, приняла жизнерадостную солнечную картину с восторгом. Никого не смутила даже помойка, изображенная в левом нижнем углу, которую большинство зрителей принимают за колодец.

Илья Репин — Иван Грозный и сын его Иван

У Ильи Репина была репутация «рокового живописца»: многие из тех, чьи портреты он рисовал, скоропостижно умирали.Самой мрачной картиной Репина признают «Иван Грозный убивает своего сына», но до сих пор неизвестно, убивал ли Иван IV своего сына или эту легенду сочинил ватиканский посланник Антонио Поссевино. Слишком реалистично написана сцена убийства, слишком много на холсте крови, которая кажется настоящей. Выставленное в Третьяковской галерее полотно производило странное впечатление на посетителей. Одни перед картиной рыдали, другие впадали в ступор, с третьими приключались истерические припадки. А молодой иконописец Абрам Балашов 16 января 1913 года порезал холст ножом. Его отправили в лечебницу для душевнобольных, где он и умер. Полотно удалось отреставрировать. Художник Мясоедов, с которого был написан образ царя, вскоре в гневе чуть не прикончил своего малолетнего сына, которого тоже звали Иваном, как и убиенного царевича. Образ же последнего писался с литератора Всеволода Гаршина, который впоследствии сошел с ума и покончил с собой, бросившись в лестничный пролет.

Иван Крамской — Незнакомка

На первый взгляд, в портрете нет ничего мистического: красавица едет по Невскому проспекту в открытой коляске. Многие считали героиню Крамского аристократкой, но модное бархатное пальто и стильная шляпка-беретка, вкупе с бровями, помадой на губах и наведенным румянцем на щеках, выдают в ней даму тогдашнего полусвета. Не проститутка, но явно содержанка какого-то знатного или богатого человека. когда художника спрашивали, существует ли эта женщина в реальности, он только усмехался и пожимал плечами. Во всяком случае, оригинала никто не встречал. Меж тем Павел Третьяков отказался приобрести портрет для своей галереи. «Незнакомка» начала путешествовать по частным собраниям. И очень скоро обрела дурную славу. Первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все эти несчастья приписывали роковой картине. Не избежал проклятия и сам Крамской. Меньше чем через год после создания «Неизвестной» один за другим умерли два его сына. В 1925 году «Незнакомка» вернулась в Россию и все же заняла свое место в Третьяковской галерее. С тех пор никаких эксцессов больше не происходило.

Иван Айвазовский — На смерть Александра III

Когда художник узнал о смерти императора Александра III, он был шокирован и без всякого заказа написал картину. По задумке Айвазовского, картина должна была символизировать торжество жизни над смертью. Но, закончив картину, Айвазовский спрятал ее и не показывал никому. Впервые картину выставили на всеобщее обозрение лишь спустя 100 лет. Картина разбита на фрагменты, на полотне изображен крест, петропавловская крепости и фигура женщины в черном. Странный эффект заключается в том, что под определенным углом женская фигура превращается в смеющегося мужчину. Некоторые видят в этом силуэте Николая II, а другие — Пахома Андреюшкина, одного из тех террористов, которым не удалось покушение на императора в 1887 году.

В Третьяковской галерее вандал серьезно повредил картину «Иван Грозный убивает своего сына»

В Третьяковской галерее посетитель умышленно нанес одной из картин серьезные повреждения. Об этом сообщила официальный представитель МВД Ирина Волк.

По ее словам, охрана галереи сообщила о происшествии около девяти часов вечера в пятницу, 25 мая. В музее был задержан злоумышленник, который разбил металлическим столбиком ограждения стеклянную витрину картины и значительно повредил полотно.

В отношении мужчины возбудили уголовное дело по статье «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия». При этом представитель МВД не уточнила, какая именно картина пострадала.

В то же время агентство РИА Новости со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщило, что речь идет о знаменитой картине Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», которая также известна как «Иван Грозный убивает своего сына».

По данным ТАСС , злоумышленником оказался 37-летний приезжий из Воронежа , который недавно прибыл в Москву и находился в столице без регистрации. Полиции он заявил, что повредил картину «из-за недостоверности изображённых на полотне исторических фактов».

Глава пресс-службы Третьяковки Анна Котляр прокомментировала инцидент, отметив, что пострадавшая картина подлежит восстановлению, хотя для этого потребуется провести сложные работы.

Картина была написана в 1883-1885 годах и изображает легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он, согласно преданию, в порыве гнева нанес смертельный удар собственному сыну, царевичу Ивану.

В первый раз полотно пострадало от вандализма еще при жизни художника — в 1913 году молодой иконописец Абрам Балашов в припадке душевной болезни трижды ударил картину ножом. В результате лица изображенных на ней царя и царевича были обезображены и Репину пришлось воссоздать их практически заново.

Задержан вандал, повредивший картину в Третьяковке.

В ТЕМУ

Картину «Иван Грозный и сын его Иван» уже пытались запретить пять лет назад

Картина широкой публике больше известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына» — и в слове «убивает» как раз и кроется проблема. Патриоты считают эту картину «клеветнической», извращающей историю и возводящей напраслину на царя, в действительности много сделавшего для России .

Илья Репин, в свою очередь, не собирался очернять Грозного. Для него сюжет картины был скорее метафорой. Он ее замыслил после убийства царя Александра II (оно произошло ровно 300 лет спустя — в 1881 году), ощущая весь «кровавый трагизм истории» — «чувства были перегружены ужасами современности». Да плюс к этому он, путешествуя по Европе , впечатлился боем быков — звериная жестокость, кровь, смерть — и прибыв домой тотчас же принялся писать свою злосчастную картину. Она и тогда, и сейчас вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение и может, поэтому у нее такая сложная судьба. (подробности)

КСТАТИ

Убивал ли Иван Грозный своего сына

Иван Грозный не убивал своего сына Ивана. Царевич долгие годы был тяжело болен – об этом говорят многочисленные письменные свидетельства современников и то, что к 27 годам Иван Иванович после трёх продолжительных браков оставался бездетным. Он умер вдали от Москвы, в Александровской слободе, по пути на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь под Вологдой …

…а в том же 1581 году ко двору московского царя был допущен первый папский легат, офицер ордена иезуитов Антонио Поссевино. Итальянец пытался склонить Ивана Грозного к возрождению Флорентийской унии – соглашения между католической и православной церквями, по которому Папа Римский признавался главой христиан всего мира. Царь Иван был блестящим дипломатом: он использовал Поссевино для заключения мира с Польшей , а затем отказался обсуждать унию. Это стало одной из причин, по которым посрамлённый иезуит принялся распускать слух о том, что Иван Грозный убил своего сына (подробности)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль