Мираж — смерть, самоубийство, отношения, жизнь


Мираж — смерть, самоубийство, отношения, жизнь

«Убийца убивает человека, самоубийца – человечество»

Именно так полагал известный писатель Г. Честертон. Этот удивительный человек, страдая в преклонном возрасте от тяжкого недуга, тем не менее ухитрялся при любых обстоятельствах выглядеть жизнерадостным и веселым. И что самое поразительное – он не только так выглядел, он так чувствовал и так воспринимал окружающий его мир. Честертон считал, что человеческая жизнь представляет собой подобие игры, где каждый из нас играет за двоих: за вора и за полицейского, т. е. выслеживает самого себя, сам совершает ошибки и сам себя за них наказывает. Но, делая это, он тем самым выносит приговор и обществу, в котором отказывается существовать. Великий энтузиаст Честертон был абсолютно уверен в том, что человек, совершающий акт самоубийства, посягает не только на собственную жизнь, но и на общечеловеческие ценности, ведь трагедия одного человека отзывается страшной болью в обществе.

«Должно быть, меня не поймут, – писал он. – Но я бы прежде всего сказал бы моим слушателям, чтобы они не наслаждались собой. Я посоветовал бы им наслаждаться театром или танцами, устрицами и шампанским, гонками, коктейлями, джазом, ночными клубами, если им не дано наслаждаться чем-нибудь получше. Пусть наслаждаются многоженством и кражей, любыми гнусностями – чем угодно, только не собой. Люди способны к радости до тех пор, пока они воспринимают что-нибудь, кроме себя, и удивляются, и благодарят».

Каждый из нас хотя бы однажды задумывался о самоубийстве. Но свободны ли мы в своих действиях и насколько широка степень этой свободы? Существует ли вообще эта свобода? Может быть, человек остается лишь безвольным рабом обстоятельств, которые складываются так или иначе, независимо от его действий и желаний? И если так, то никакого свободного выбора у него нет, и в определенных ситуациях он поневоле принимает бесстрастный приговор судьбы и подчиняется ему. Насколько человек свободен в выборе? Может ли он распоряжаться собственной судьбой и имеет ли право на добровольный уход из жизни?

Человек может быть недоволен своей жизнью, но имеет ли он право отказываться от нее? Здравомыслящий человек понимает, что в его руках находится решение всех важных вопросов, касающихся как его жизни, так и его смерти. И если жизнь на определенном этапе перестает его устраивать, то у него остается право выбора: жить или не жить. Ведь смерть у нас никто не может отобрать, как писал по этому поводу Монтень: «Почему ты жалуешься на этот мир? Он тебя не удерживает; если ты живешь в муках, причиной твое малодушие: стоит тебе захотеть – и ты умрешь».

Для философии самоубийство всегда оставалось первостепенной проблемой, поскольку от ее решения зависел ответ на другие не менее важные вопросы. Например, в чем вообще заключается смысл человеческой жизни, есть ли у человека свобода выбора, и если есть, то как и в чем она должна выражаться.

В отличие от убийства, в котором отсутствует элемент самостоятельности, самоубийство совершается абсолютно самостоятельно и к тому же сознательно, чего нет в несчастном случае, в котором по известным причинам отсутствует элемент сознательности и преобладает фактор случайности. Итак, два главных фактора, характеризующих самоубийство, если давать ему краткую характеристику, – это сознательное и самостоятельное лишение себя жизни.

Человек, принимающий решение уйти из жизни, вероятно, в определенный момент утрачивает все те ценности, которыми он до сих пор дорожил. Ведь, несмотря на многие невзгоды, что-то его удерживало в жизни, заставляло бороться и стремиться к лучшему, не позволяло поднять руку на самого себя? Но в какой-то момент в его сознании произошли серьезные изменения: утратился смысл жизни. Эта фундаментальная этическая категория крайне необходима человеку, дабы преодолевать всякого рода сложности и проблемы. Когда под влиянием тех или иных обстоятельств существование для человека утрачивает смысл, это неизбежно ведет к суициду.

Утрата смысла жизни – это первейшее, по мнению психологов, условие суицидального поведения, но не единственное. Человеку необходимо еще переосмыслить факт смерти, к которой любой из нас не может не относиться без невольного внутреннего содрогания. В настоящем положении смерть должна приобрести для человека некий нравственный смысл. Тогда представление о ней постепенно превращается в настоящую цель.

Николай Бердяев, рассуждая на эту тему в психологическом этюде «О самоубийстве», писал: «Самоубийство есть психологическое явление, и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства есть прежде всего психология безнадежности. Безнадежность же есть страшное сужение сознания, угасание для него всего богатства Божьего мира, когда солнце не светит и звезд не видно, и замыкание жизни в одной темной точке, невозможность выйти из нее, выйти из себя в Божий мир. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря же надежды склоняет к самоубийству… Душа целиком делается одержимой одним состоянием, одним помыслом, одним ужасом, которым окутывается вся жизнь, весь мир. Вопрос о самоубийстве есть вопрос о том, что человек попадает в темные точки, из которых не может вырваться. Человек хочет лишить себя жизни, но он хочет лишить себя жизни именно потому, что он не может выйти из себя, что он погружен в себя. Выйти из себя он может только через убийство себя. Жизнь же, закупоренная в себе, замкнутая в самости, есть невыносимая мука».

Жизненные ситуации, конфликты и проблемы, приводящие к самоубийству, у каждого человека бывают свои, но есть один общий этический аспект, объединяющий все случаи суицида. Любой, отчаявшийся на решительный шаг, испытывает мощные удары по своим моральным ценностям. На уровне морального сознания происходит переосмысление его нравственных ценностей. Все прежние представления о добре и зле, о справедливости, долге и чести претерпевают радикальные изменения.

По мнению психологов, «само суицидальное решение – это акт морального выбора. Отдавая предпочтение самоубийству, человек соотносит его мотив и результат, принимает на себя ответственность за самоуничтожение или перекладывает эту ответственность на других. Так или иначе, когда человек выбирает этот поступок – он видит в самоубийстве не просто действие, причиняющее смерть, но и определенный поступок, несущий положительный или отрицательный нравственный смысл и вызывающий определенное отношение людей, их оценки и мнения. Исходным в этико-психологическом анализе самоубийств следует считать категорию жизненного смысла – одну из наиболее общих, интегральных характеристик жизнепонимания и жизнеощущения личности».

Любой человек, как бы ни был он поглощен будничными делами и заботами, на определенном этапе пытается осознать ценность своего бытия, ощутить значимость своей жизни. Чем бы человек ни занимался, ему важно знать, насколько полезна его деятельность, какой смысл заключен в его существовании и ради чего он должен преодолевать препятствия, стремиться к цели и верить в будущее.

Повседневные заботы нередко захватывают человека целиком, и не оставляют времени для ежеминутного осознания собственной значимости, смысла своих действий и поступков. В обыденной жизни мы не так часто задумываемся, зачем живем и для чего. Жизнь стихийно воспринимается как нечто положительное и само собой разумеющееся. Смерть же, напротив, вызывает инстинктивный страх. Человек неосознанно воспринимает смерть как некую трагедию. Прямо противоположное отношение к жизни и смерти позволяет говорить о так называемом инстинкте жизни, который специалисты рассматривают как первооснову биологического существования всех животных, в том числе и человека. Этот инстинкт утрачивается человеком, который решается на самоубийство. Причины, вызывающие суицидальное поведение, кроются как раз в пересмотре своего отношения к жизни и смерти.

Подробности смерти Зомби Боя: за что Леди Гаге пришлось извиняться?

Пару дней назад стало известно, что звезда клипа Леди Гаги (32) Born This Way Зомби Бой покончил жизнь самоубийством. Об этом сообщили представители полиции канадскому радио Radio-Canada. Рику Дженесту (настоящее имя модели) было всего 32 года.

Позже стражи порядка раскрыли детали смерти манекенщика. Оказалось, он впрыгнул с балкона собственной квартиры. Семья Дженеста уверена: это был несчастный случай. Рик сказал своей девушке, что пойдет на балкон, чтобы покурить, но, когда он не вернулся, она вышла за ним и увидела его тело внизу. Менеджер модели заявил, что балкон был очень опасным и с него легко было упасть, еще одно доказательство – Рик не оставил предсмертной записки.

Леди Гага, которая сразу отреагировала на смерть своего друга, решила извиниться за то, что назвала его смерть суицидом. В своем Twitter звезда написала: «Из уважения к семье Рика и его наследию я приношу извинения за то, что сделала поспешные выводы, поскольку не было свидетелей или доказательств, подтверждающих причину его смерти. Я ни в коем случае не хотела сделать несправедливый вывод. Я приношу свои глубочайшие соболезнования всей его семье и друзьям».

Что случается с душой самоубийцы

Единственного мнения о дальнейшей судьбе человека после смерти нет. Тему сопровождает множество догадок. Еще больший интерес вызывает вопрос, куда уходит душа самоубийцы. У разных культур и народов на этот счет есть свои ответы. Большинство религий не приемлют такой шаг и считают его смертным грехом.

Верование христиан

Христианство, как и иудаизм, и ислам, осуждает самоубийство. Людей, которые по своей воле решили уйти из жизни, не хоронят по христианским законам. В православии покойника не отпевают. За душу самоубиенного запрещается ставить свечу в церкви. Чтобы предать земле тела суицидников, отводят специальные места, отдельные от захоронений других умерших. Место гибели стараются уничтожить.

Церковь утверждает, что в принятии решения уйти из жизни, человеку помогает сам дьявол. Согласно верованию христиан, душа покойного обречена на вечные скитания и мучения. Она желает пойти в Рай, но врата для нее закрыты. Духовная сущность возвращается на землю. Из-за этого ей не суждено встретиться со своими близкими, которые ушли уже в потусторонний мир или когда-то отправятся в него. Душе грозит вечное одиночество. Она была дана человеку в дар Богом, и только он в праве ее забрать. Когда подойдет реальный срок смерти, Господь может принять другое решение касательно духовной субстанции.

Действие энергии

Согласно одному из мнений, душа самоубийцы остается на том же месте, где совершен смертельный грех. Многие утверждают, что в момент смерти происходит огромный всплеск энергии. Человек уверен в правильности и необходимости своего поступка до последнего. Но когда обратного пути уже нет, срабатывает инстинкт самосохранения. Случается просветление. У умирающего появляется желание жить. Происходит всплеск двух энергий:

  • отрицательной — тело умирает;
  • положительной — душа стремится к жизни.


Они как будто закольцовывают духовную сущность, не давая ей покинуть место суицида. Здесь она может оставаться долгое время. Обычные люди часто чувствуют тяжелую энергетику такой местности. Нередко здесь случаются разные несчастья.

Кармические законы и реинкарнация

Когда человек совершает суицид, он рассчитывает таким способом избавиться от проблем. Многие считают смерть забвением, угасанием сознания. Но в посмертном мире не существует всего этого. Сознание там продолжает свое бытие и понижает земную карму. Оно встречается с последствиями поступков и мыслей при жизни. Человек никуда не уйдет от проблем, которые его отягощали на земле. В загробном мире он более остро будет их ощущать, из-за чего придется терпеть мучения.

Разница между реальным и тонким миром заключается в том, что в первом случае еще есть возможность что-то изменить. А во втором — этом говорится так:

«Что развяжете на Земле, то будет развязано и на небе».

Кармические законы создают узлы, развязать которые возможно лишь на земле. Ситуация не разрешится, если уход из жизни будет совершен по своей воле. В этом случае нарушаются правила, предусматривающие выполнение человеком заданий. Каждый появляется на свет, чтобы выполнить определенную миссию. Когда человек талантлив, она касается не только одной личности, но и многих других.

Душа знает о своем предназначении еще до рождения человека. Если кто-то покидает этот мир раньше времени, то не добивается поставленных целей. Потенциал энергии, предназначаемый для личности, остается нереализованным. Он будет притягивать душу назад — в физический мир. Это будет длиться до того времени, пока не истечет срок жизни, что предназначался для человека Высшими силами.

Приверженцы теории реинкарнации относятся к факту самоубийства по-другому. Они его не одобряют, но и не осуждают. Согласно верованию, душа вселяется в определенное тело, чтобы выполнить поставленные перед ней духовными наставниками задания. Самоубийство в этом случае воспринимается с двух сторон:

  • как инструмент для решения некой задачи;
  • как средство, помогающее уйти с этой инкарнации.

Независимо от того как умирает человек, душе будет предоставлено новое тело и поставлены следующие цели. Никакие мучения до следующего перевоплощения его не ждут.

Посмертный плен суицидника

Когда человек умирает своей смертью, духовная составляющая легко покидает тело и уходит в астрал. Там ее ждет полное умиротворение, о чем свидетельствуют рассказы людей, переживших клиническую смерть. Многих интересует, куда попадает душа самоубийцы. Энергетический комплекс суицидников остается привязанным к низшим астральным слоям, которые в религиях часто называют Адом. Здесь также находятся души других грешников. Оставшееся время, что было предназначено человеку, духовной сущности придется скитаться в низшем параллельном мире.

В старину существовало мнение, что призраки — это и есть души самоубийц. Они появляются в тех местах, где был совершен суицид.

Толкования разных культур

Связанное с самоубийством состояние души у разных народов воспринималось по-разному. В давние времена на суицид был особый взгляд. Иногда даже положительный.

  1. У японцев самоубийство считали шагом чести. Самураи совершали сеппуку, чтобы избежать плена или искупить свою вину.
  2. В Древнем Риме аристократы суицид воспринимали как признак сильной воли.
  3. В Индии у стариков было принято сжигать себя, чтобы не обременять семью. После смерти мужа жены уходили вслед за ним, совершая давний обряд сати.
  4. У кельтов и датских воинов было принято бросаться со скалы «предков», чтобы не дожить до старости. Состояние немощи у них считалось позором.

Часто такой поступок в старину совершали в качестве преподношения богам. Ему предшествовала длительная подготовка. Человек должен был осознать свое жертвенность.

Но совершенный акт самоубийства бывает разным, если принимать во внимание его причины и последствия для души. Ситуации, когда воин убивает себя, чтобы не попасть в руки врагов, и когда человек пытается таким способом уйти от проблем, существенно отличаются. В конкретных случаях по-разному рассуждали, куда девается душа.

Исследования

Ученый из России Коротков изучал феномен смерти. Он с помощью метода Кирлиан исследовал энергетическое состояние человека после его гибели. Благодаря высокочастотному фотографированию зафиксировали свечение пальцев. В результате был сделан вывод, что показатели отличаются в зависимости от вида смерти.


  1. Естественная — колебания энергетики незначительное. Сначала происходит ее подъем, а дальше постепенный спад на протяжении нескольких часов.
  2. Внезапная, что бывает из-за несчастных случаев — амплитуда маленькая. Наблюдается один выраженный пик.
  3. Та, что наступила в результате стечения обстоятельств, которые можно было предупредить — колебания отличаются большой амплитудой. Длятся долгое время. Такое свечение зафиксировано и при смертях, что наступали из-за самоубийства.

Коротков считал, что резкие прыжки амплитудных показателей связаны с астральным телом суицидника. Оно остается без физической оболочки раньше времени и мечется между двумя мирами, не находя выхода.

Исследования, участниками которых стали люди, пережившие клиническую смерть, подтвердили факт скитания души. Некоторые пациенты говорили, что при движении к свету по туннелю на пути им встречались серые тени. Ученые допускают, что это души самоубиенных, которые не могут найти покоя.

Свидетельством неправомерности рокового шага являются и суждения ясновидящих. Они часто по фотографии человека могут определить, жив ли он. Но в том случае, когда человек добровольно покинул физический мир, экстрасенсы говорят, что не видят их ни в мире живых, ни мертвых.

Что говорят возвращенные к жизни самоубийцы

Существует много рассказов людей, пытавшихся самостоятельно уйти из жизни. Когда суицидников реанимировали, оказывалось, что их ожидания не оправдались. Состояние самоубиенных в потустороннем мире иллюстрирует история человека, который сильно любил свою жену. После ее смерти муж также решил уйти из жизни. Он считал, что таким способом быстрее может воссоединиться со своей супругой. Но его душа попала совсем в другое, страшное место. Человек пожалел о своем поступке.

Один мужчина утверждает, что после попытки суицида он осознал тот факт, что запрещено делать две вещи:

  • лишать себя жизни;
  • убивать других.

В первом случае это означает отказ от дара Господа, во втором — нарушение планов Создателя касательно каждой личности.

По рассказу 47-летней Беверли можно судить о том, что человек не имеет права распоряжаться своей жизнью и душой. В детстве женщина перетерпела много горя. Родители постоянно над ней издевались. Когда терпение малышки кончилось, она прыгнула с высоты, ударившись головой. Девочка со стороны увидела свое тело и склонившихся над ней людей. И сразу услышала голос, сообщавший о том, что Беверли должна вернуться, т. к. жизнь человека ему не принадлежит.

После этого она увидела снег и сухое дерево. Затем наступило тепло, выросли листья и начали созревать плоды. Видение означало смену всего в природе так же, как и в жизни. Черную полосу в будущем обязательно сменит светлая. После возвращения к жизни Беверли изменила к ней свое отношение. В старшем возрасте она вышла замуж и стала счастливой.

Реаниматологи после многочисленных опросов вернувшихся к реальности самоубийств пришли к единому выводу. Его суть заключается в том, что такой шаг сурово наказывается. Изучающие тему суицида, указывают на нежелание людей ускорять свою жизнь после возвращения к ней.

Голоса бесов

Есть сведения, согласно которым многие уходят из жизни по велению голосов из другого мира. Об этом часто рассказывают пытавшиеся свести счеты с жизнью. После того как их удалось спасти, они утверждают, что в звуках узнавали голоса умерших родных. Такое явление часто становится причиной суицида. Естественно голоса не связаны с близкими людьми. Таким способом на сознание влияют существа, что в Средневековье были названы элементалями. Их разделяют на две группы:

  • доброжелательные;
  • плохие — те, что пытаются чужой энергетикой, воруя ее.

Когда человек умирает, выделяется большое количество энергии. На нее и охотятся элементали. Их жертвой могут стать люди, находящиеся в депрессивном состоянии. Иноматериальные вампиры присасываются к их ауре и провоцируют на совершение рокового шага. Такие каналы связи с астральным миром могут увидеть экстрасенсы.

Нередко влияние на человека проводится на бессознательном уровне. Человека к самоубийству подстрекают не голоса, а навязчивые мысли. Их воспринимают как собственные. В этом случае жертве нужно проявить аристократизм духа. Он заключается в умении выдержать испытания, выпавшие на судьбу человека, а не в стремлении избежать страданий.

16 знаменитых самоубийц

Пока мы наблюдали красочный мир зимнего мегаполиса из окна редакции, нам в голову пришла идея написать статью о самых известных самоубийцах! Ты читай, а мы в это время поищем наш редакционный дробовик.

13 декабря 2012

Египетская царица и великая соблазнительница Клеопатра была слишком горда, чтобы стать пленницей первого римского императора Октавиана Августа после того, как тот завоевал Египет. Данные о причинах ее смерти расходятся, поскольку дело было в 30 году до нашей эры. По самой популярной версии, Клеопатра покончила жизнь самоубийством, заставив ядовитую египетскую кобру ужалить ее в грудь.

2. Винсент Ван Гог

«Печаль будет длиться вечно», — предсмертные слова Ван Гога могли бы стать эпиграфом к его жизни. Голландский живописец всю жизнь страдал расстройством личности, влачил нищенское существование и злоупотреблял абсентом. В 1888 году, после того как в пылу ссоры с Полем Гогеном Ван Гог отрезал себе мочку левого уха, он оказался в психиатрической лечебнице в Сен-Реми, где написал несколько своих самых знаменитых картин, в том числе «Звездную ночь». Лечение помогло ненадолго – летом 1890 года Ван Гог ушел в поле, чтобы поработать на пленэре, где выстрелил в себя из ружья.

Американский писатель Джек Лондон в своей профессиональной жизни знавал и взлеты, и падения. Литературный талант принес ему прижизненное признание, однако на старости лет писатель увлекся сельским хозяйством и, чтобы расплатиться с долгами за ферму, вынужден был штамповать рассказы на потребу публике. В итоге его начало тошнить от собственной работы. Кроме того, Лондон страдал серьезным почечным заболеванием и, чтобы заглушить боль, принимал морфий. Доза, принятая им 22 ноября 1916 года, оказалась смертельной.


4. Владимир Маяковский

«И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать / Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа», — писал Маяковский Лиле Брик в 1916 году. Четырнадцать лет спустя поэт все-таки нарушил данный в стихотворении обет. Творческий кризис, одиночество и усталость от социальных и личных бурь привели Маяковского к тому, что 14 апреля 1930 года он написал прощальную записку и спустил курок.

5. Сергей Есенин

«Последний поэт деревни» Сергей Есенин был найден мертвым в ленинградской гостинице «Англетер» 28 декабря 1925 года. Его смерть впоследствии вызвала вопросы у некоторых историков: звучали версии, что Есенин повесился на трубе центрального отопления не без посторонней помощи. Однако современники и биографы поэта сходились во мнении, что главной причиной самоубийства стало пристрастие к алкоголю и вызванная этим белая горячка.

6. Вирджиния Вулф

В подростковом возрасте британская писательница пережила смерть матери и попытку изнасилования, что навсегда наложило отпечаток на ее характер. Вулф всю жизнь страдала от нервных срывов, головных болей и депрессии и неоднократно пыталась покончить с собой. Гибель ее любимого племянника на фронте в Испании в 1938 году стала последней каплей. В 1941 году Вирджиния Вулф утопилась в реке Оуз неподалеку от своего дома в графстве Суссекс.

7. Адольф Гитлер

Тот факт, что подчинить себе мир, истребить евреев и установить доминирование арийской расы не вышло, стал для Гитлера неприятной новостью. В последние несколько недель перед концом войны фюрер почти не выходил из бункера под рейхсканцелярией, опасаясь попасть в руки врагов. Днем 30 апреля 1945 года, после того как Гитлеру доложили, что берлинский гарнизон почти разбит и в столицу Германии скоро войдут войска союзников, фюрер застрелился, а его жена Ева Браун приняла цианистый калий. По его предсмертному указанию, их тела облили бензином и сожгли на заднем дворе перед бункером.

8. Эрнест Хемингуэй

Писатель, журналист и путешественник Эрнест Хемингуэй еще при жизни получил широкое признание и Нобелевскую премию по литературе, что не мешало ему страдать от серьезных творческих кризисов и перфекционизма. После двух войн и десяти лет на Кубе 61-летний Хемингуэй вернулся в США. Под конец жизни он страдал от серьезных заболеваний, кроме того, у него обострилась паранойя по поводу слежки – ему казалось, что за ним по пятам следуют агенты ФБР. После лечения электрошоком Хэмингуэй утратил память и потерял способность формулировать мысли. Не выдержав «жизни на обочине», в 1961 году он застрелился из своего любимого ружья в Кетчуме, штат Айдахо.

Представитель «золотой эра рок-н-ролла» Дэл Шэннон прославился в 1961 году благодаря своему хиту Runaway, который в те времена звучал из каждого сигаретного ларька в США и занял первое место в хит-параде сотни лучших песен от журнала Billboard. Но в 1970-х карьера Шэннона пошла на спад, во многом из-за того, что он не чуждался алкоголя и прочих средств саморазрушения. К началу 90-х, когда о рок-н-ролльщике почти забыли, Шэннон застрелился из винтовки 22 калибра в своем доме в Санта-Кларе, Калифорния, находясь под воздействием антидепрессанта Prozac.

10. Иэн Кертис (Joy Division)

Лидер группы Joy Division всю жизнь страдал от эпилепсии и депрессии. Даже танцы Кертиса на сцене под депрессивный ритмичный пост-панк часто напоминали эпилептические припадки. В отличие от коллег по музыкальному цеху, Кертис старался быть примерным семьянином, хотя ему трудно было соблюдать баланс между личными и музыкальными амбициями. В мае 1980 года, накануне масштабного тура Joy Division по Северной Америке, Кертис повесился на бельевой веревке на кухне у себя дома.

11. Майкл Хатчинс (INXS)

Жизнь австралийского музыканта и солиста группы INXS Майкла Хатчинса была полна случайных связей и сексуальных экспериментов на фоне смеси из антидепрессантов и бесконечного рок-н-ролла. Он крутил романы с супермоделью Хеленой Кристенсен и певицей Кайли Миноуг, а после увел жену у ирландского музыканта Боба Гелдофа. Череда скандалов постепенно превратила жизнь Хатчинса в ад. В 1997 году обнаженное тело музыканта нашли в номере отеля в Сиднее – на его шее была удавка из ремня из змеиной кожи.

Солист Nirvana, выведший гранж из гаражей на стадионы, в последние годы жизни боролся с пристрастием к героину, болезнями и глубокой депрессией. Вдобавок он ещё и жил в Сиэттле – городе, где полгода идёт дождь, а вторую половину года небо просто затянуто тучами. (Переехал бы Курт вовремя в Калифорнию, глядишь, Nirvana успела бы выпустить еще парочку платиновых альбомов). Но в 1994 году Курт Кобейн застрелился из ружья в своем доме в Сиэтле, тем самым пополнив печально известный «клуб 27» — знаменитостей, чья жизнь прервалась в возрасте 27 лет.

13. Эллиотт Смит

Американский инди-музыкант и мульти-инструменталист Эллиотт Смит прославился благодаря нежным мелодиям и шепчущему голосу, а его песня Miss Misery из саундтрека к фильму «Умница Уилл Хантинг» была номинирована на Оскар в 1998 году. Несмотря на популярность (а возможно и благодаря ей), Смит страдал от депрессий, алкоголизма и наркотической зависимости. В 2003 году он поссорился со своей подругой Дженнифер. Та заперлась от него в ванной, а когда, услышав крик, открыла дверь, то увидела возлюбленного, из груди которого торчал нож. Дженнифер вызвала скорую, но спасти музыканта не удалось.

Немецкий футболист Роберт Энке играл в лучших европейских футбольных клубах, в том числе «Барселоне» и «Ганновере», пока не вошел в состав национальной сборной Германии. В составе сборной он провел 8 матчей, а в 2008/09 году стал лучшим вратарем Бундеслиги. Однако его личная жизнь была гораздо более тяжелой: футболист так и не сумел справиться с горем после смерти его двухлетней дочери Лары, у которой был врожденный порок сердца. Вечером 10 ноября 2009 года Энке оставил машину возле железной дороги в городе Нойштадт-ам-Рюбенберге и пошел по рельсам, а через 100 метров его не сбил поезд.

15. Хантер С. Томпсон

Основатель гонзо-журналистики, журналист Time и Rolling Stone, автор нескольких романов и любитель острых ощущений Хантер Томпсон прожил долгую жизнь. За это время он успел объехать пол-мира, побывать в шкуре байкера, энтузиаста огнестрельного оружия и испытать на себе большой спектр расширяющих сознание веществ. Под старость его начали преследовать болезни, к тому же он перенес перелом ноги и операцию на бедре, и в возрасте 67 лет Томпсон застрелился на ферме «Сова» в Вуди Крик, штат Колорадо. После его смерти его друзья и близкие устроили «посмертную вечеринку» с развеиванием праха писателя из пушки, как сам Хантер Томпсон фантазировал в интервью BBC в 1978 году.

Режиссер цветастых и захватывающих боевиков «Настоящая любовь», «Шпионские игры», «Враг государства» и «Домино», Тони Скотт также снял более тысячи рекламных роликов для телевидения. В его фильмах снимались звезды первой величины от Дэвида Боуи и Катрин Денев до Брэда Питта и Киры Найтли. В августе 2012 года Тони Скотт бросился с моста Винсента Томаса в Лос-Анджелесе, оставив предсмертную записку жене и двум сыновьям. Мотивы его поступка так и остались неизвестными.

Выбор смерти ценою жизни

Самоубийство не есть нелюбовь к жизни и ее благам, просто человек в какой-то момент отчаивается достичь этих благ. Но личность может достойно существовать и охранять себя от жажды самоистребления, если он живет не только для себя.

ПРИЧИНА И ПОВОД

Самоубийства (суициды) в последнее время превратились в одну из острейших проблем современного общества. По данным Всемирной организации здравоохранения, они на четвертом месте среди причин смертности после сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и травматизма.

Ежегодно в мире лишают себя жизни около полумиллиона человек, то есть более тысячи человек в день, а число пытавшихся покончить с собой превышает в год пять миллионов. Суициды распространены среди наиболее трудоспособной части населения. Число суицидов из года в год возрастает.


Увеличение числа суицидов и покушений на самоубийство, происходящее в большинстве стран мира, отрицательно сказывается на состоянии общества, экономики, на общественном порядке, нравственных и духовных устоях.

Мотивы могут быть осознанными, высшими — интересы, убеждения, стремления, идеалы, а также неосознанными, низшими — установки, влечения. Повод выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин.

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР

В чем же актуальность проблемы самоубийства? Почему люди кончают жизнь самоубийством? Что может толкнуть их на то, чтобы поднять руку на самого себя? Что приводит человека, всегда стремящегося к жизни, к самоубийству?

Вообще говоря, можно дать грубое, формальное определение данному явлению: суицид — это самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации.

Человека можно рассматривать как триединое существо, состоящее из духовного, социального и физического слоев его существования. Но триединство человеческой сущности не подразумевает равенства, равнозначности входящих в него слоев.

Существуют разнообразные типы самоубийств, и сами самоубийцы вызывают разные оценки. Люди убивают себя от несчастной любви, от сильной страсти или от несчастной семейной жизни; убивают себя от потери вкуса к жизни, от бессилия; убивают от позора и потери чести; от потери состояния и нужды; убивают себя, чтобы избежать измены и предательства; убивают от безнадежной болезни и страха страданий.

Если человек решает лишить себя жизни, это означает, что в его сознании претерпела серьезные изменения фундаментальная этическая категория — смысл жизни. Человек решается на самоубийство, когда под влиянием тех или иных обстоятельств его существование утрачивает смысл. Хотя, несомненно, нельзя существовать только для поддержания жизни и наслаждения ею.

В жизни также есть и огромное количество разочарований и страдания. Утрата смысла жизни — это необходимое, но не достаточное условие суицидального поведения. Нужна еще переоценка смерти. Смерть должна приобрести нравственный смысл — только тогда представление о ней может превратиться в цель деятельности.

Как бы ни были многообразны жизненные события и конфликты, приводящие к самоубийству, у всех у них есть один общий этический аспект: на уровне морального сознания все они апеллируют к нравственным ценностям. Именно в этом качестве выступают все представления о счастье, добре, справедливости, долге, чести, достоинстве и так далее.

Иными словами, суицидогенные события — это мощные удары по моральным ценностям личности. Само суицидальное решение — это акт морального выбора. Отдавая предпочтение самоубийству, человек соотносит его мотив и результат, принимает на себя ответственность за самоуничтожение или перекладывает эту ответственность на других.

Так или иначе, когда человек выбирает этот поступок, он видит в самоубийстве не просто действие, причиняющее смерть, но и определенный поступок, несущий положительный или отрицательный нравственный смысл и вызывающий определенное отношение людей, их оценки и мнения.

ОЦЕНКА МИРА

Совершенно очевидно, что каждый человек, как бы ни был он поглощен своими повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, чувствовать, что его существование, его деятельность, преодоление препятствий, устремленность в будущее несут какой-то смысл.

В обыденных ситуациях мы редко осознаем, что нам нужна не только жизнь сама по себе, но и ее осмысленность. Мы и без того стихийно воспринимаем жизнь как нечто положительное. А вот к смерти, наоборот, относимся резко негативно, видим в ней нечто трагичное, внушающее страх. В этой как бы заданной полярности отношений к жизни и смерти можно усмотреть проявление того таинственного «инстинкта жизни», о котором столько сказано и написано как о первооснове биологического существования животных и человека.

Главный же механизм, специфичный для суицидального поведения и запускающий акт самоубийства, — это инверсия отношений к жизни и смерти. Жизнь утрачивает все степени положительного отношения и воспринимается только негативно, в то время как смерть меняет свой знак с отрицательного на положительный. С этого начинается формирование цели самоубийства и разработка плана ее реализации.

Чтобы адекватно понять суицидальное поведение, необходимо в каждом конкретном случае ответить на два вопроса: почему человек совершает или намеревается совершить суицидальное действие и зачем он хочет это сделать. Анализируя любое самоубийство, мы найдем в нем момент, когда человек спрашивает себя: «Да и что такое жизнь вообще? Что такое этот странный мир?»

Поведение людей весьма редко определяется целиком философскими соображениями и миросозерцанием. Вопрос о самоубийстве и вопрос о мирооценке роковым образом родственны. Имеются мирооценки, которые логически ведут к самоубийству, так что отсутствует оно только в силу внешних, посторонних мыслей и причин. А самоубийства очень и очень часто, как известно из тысяч писем самоубийц, принимают характер остро отрицательной мирооценки, своего рода акта философского протеста.

ВЫХОД ЧЕРЕЗ УБИЙСТВО

Присматриваясь к тенденциям философских переживаний на протяжении нескольких последних веков, мы замечаем, что на центральную позицию выдвигается персонифицированная личность человека, что приводит к меньшей защищенности общества от проблемы самоубийств.

Конечно, самоубийство в каком-то смысле отбор. При помощи самоубийства жизнь отбрасывает слабых. Но все ли они слабые и всегда ли слабы те, кого отбрасывает слепая жизнь?

Быть может, какая-нибудь слабость толкает человека к самоубийству и она губит таким образом некоторые сильные стороны, присущие ему тоже? Может быть, страсть к пьянству, к картежной игре запутывает человека в унизительных противоречиях и приводит его к мысли устранить себя, а устраняет она не только пьяницу и картежника, а, скажем, даровитого писателя?

Не должно ли общество, которое не смеет быть слепым, как жизнь, помочь человеку в этих случаях? К тому же самоубийство бывает результатом кризисов длительных или мгновенных.

Вопрос о самоубийстве есть вопрос о том, что человек попадает в темные точки, из которых не может вырваться. Человек хочет лишить себя жизни, но он хочет лишить себя жизни именно потому, что он не может выйти из себя, что он погружен в себя. Выйти из себя он может только через убийство себя.

Жизнь же, закупоренная в себе, замкнутая в самости, есть невыносимая мука, что в свою очередь приводит нас к рассмотрению не полного спектра сознания, а лишь его выделенного сегмента, в котором нет места богатствам Божьего мира и надежде, а есть лишь бесконечность душевного ужаса и закупоренность в своем «я».

НЕ ПОВОД ОТЧАИВАТЬСЯ

Самоубийство – полная противоположность бунту, так как предполагает согласие, согласие с собственными пределами. Бунт — постоянная данность человека самому себе. Жизнь человека полна скорбей. Но это — случайное отклонение от великой гармонии всей остальной природы; человеческая жизнь — это необходимая, хотя и полная страданий ступень бытия, диссонанс, без остатка разрешающийся в мировой гармонии.

Страдалец-человек может отдыхать от тяжких личных переживаний, глядя в лицо природы — то величественное, то милое, познавая прекрасную систему ее стройных законов, возносясь душой до вершины мироздания.

В человеческой истории для личности больше абсурда, чем цели и смысла. Однако это не повод приходить человеку в отчаяние и упиваться трагичностью своей жизни.

Для преодоления барьеров человеку нужна свобода от власти мира над судьбой. И люди действительно пытаются найти собственный смысл жизни в этом абсурде, оправдать свое существование. Почти каждый, вспоминая свою молодость, может припомнить момент острых кризисов, когда с необыкновенной легкостью готов был наложить на себя руки.

Если общественная жизнь не устроена, полна бурь или, наоборот, представляет собою мертвенно-безнадежный штиль, при условии крайней неудовлетворительности существования широких слоев, то жертв, из числа людей склонных к самоубийству, становится много больше.

Все убеждает нас в том, что личность может достойно существовать и охранять себя от жажды самоистребления, если она имеет сверхличное содержание, если она живет не только во имя себя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль