Мир, который построил… мужчина — мужской мир, адам и ева отель, книги ошо


Весельницкая Ева » Женщина в мужском мире

Оглянулись мы как-то вокруг и увидели, что с самого рождения и до самых последних дней, знаем мы это или нет, все втянуты в самые разнообразные игры: лотереи, конкурсы, карьера, престижное образование, престижный супруг, выигрышная внешность.Как много вокруг этого эмоций, как много переживаний.Как страшно проиграть!Как страшно выиграть!А ведь игра — это радость, это, почему-то оставшееся в детстве, ощущение праздника: сейчас будем играть!Может быть, мы просто перестали чувствовать себя тем, кто играет, и в тайниках своей души страшимся признаться, что давно уже позволили, чтобы азартные и умелые использовали нас в своих играх?Еще один вариант правил в этой вечной игре между мужчиной и женщиной. Это вариант правил для тех, кто не ищет победы для себя и поражения для партнера. Это вариант правил для тех, кто ищет в этой игре наслаждения. Это третье обновленное издание этой популярной книги. Со времени первого издания книга стала тоньше, разнообразней, и мы надеемся еще интересней.Она та же и совершенно другая. Она изменилась за эти десять лет так же, как изменился мир и те, кто эту книгу создал. Они стали мудрее и откровенней.

Ошо «о мужчинах»

Перевод с англ.
О. Вишмидт

Все о современном мужчине. Необычный, откровенный портрет мужчины во многих его проявлениях. С неизменной точностью, хотя и не всегда лицеприятно, Ошо дает определение сильному полу в его эволюции от Адама — Раба, Сына, Гомосексуалиста, Мужа, Священника, Политика, Робота, Нищего, Любовника, Игрока и т. д. — до вершины сознания: Бунтаря, или Зорбы Будды.

Ошо отвечает на вопросы мужчин разного социального статуса и возраста, и в каждом ответе — неповторимый сплав мудрости, анекдотов, шуток и, медитативных техник.

Предисловие

Названия глав отражают попытку систематизировать богатый материал на тему «Освобождение мужчины», собранный из различных выступлений Ошо. Предлагаемые прототипы: Адам, Робот, Жаждущий внимания, Любовник, Политик, Игрок, Созидатель и т. д. — не должны восприниматься как определенные типы характера или личности. Они представляют собой описание некоторых тенденций, предрассудков и линий поведения, присущих всем нам.

Ошо указывает, что реальность лежит за пределами всех этих теорий и определений. Данные персонажи используются с целью определить свои собственные умственные установки, а затем выйти за границы ума, за границы личности и обнаружить свое истинное лицо, свою настоящую, истинную сущность.

Вступление

Освобождение человека еще не произошло. Не только женщины, но и мужчины нуждаются в великом освободительном движении — освобождении от прошлого, от рабства негативного отношения к жизни и социальной обусловленности, которые насаждались всеми религиями на протяжении тысячелетий. Церковники и политики стали причиной невероятного разобщения человека. Они создали человека, вечно испытывающего чувство вины, отдаленного от себя самого, постоянно переживающего внутренний конфликт во всех сферах жизни, — конфликт между телом и душой, материей и духом, материализмом и идеализмом, наукой и религией, мужчиной и женщиной, Западом и Востоком.

Жизнь можно прожить двумя способами: либо, подобно роботу, целиком посвятить себя науке, технике, математике, экономике — либо воспринимать ее как поэзию, отдавшись искусству, музыке, красоте, любви. Каждого человека с самого детства готовят жить в духе соперничества, где он включается в амбициозную погоню за деньгами, успехом, славой, властью, респектабельностью и социальным статусом. Еще маленьким ребенком он учится воспроизводить цели родителей и учителей, священников и политиков, всех так называемых опекунов, никогда не задавая им вопросов. Таким образом, человек отрывается от своей собственной природы, своего истинного бытия, теряя детскую невинность, способность к беспричинной радости и к живому творчеству. Его отрывают от врожденного творческого потенциала, способности любить, смеяться и наслаждаться жизнью. Общество убивает его тело и чувства, превращая в бесчувственное и безжизненное существо. Человек теряет врожденное сострадание, мягкость, любовь и интуицию, превращаясь в целеустремленного, эффективного и бесчувственного робота.

Общество учит мужчину быть «сильным», что подразумевает подавление у него таких врожденных женских качеств, как мягкость, восприимчивость, любовь и сострадание. У каждого мужчины есть женское начало — его собственная неосознаваемая или наполовину осознаваемая женская составляющая, которую он осуждал и подавлял в себе на протяжении веков.

Ошо указывает на возможность прожить жизнь третьим — медитативным способом. Прежде всего необходимо признать важность медитации и осознанности для превращения мужчины в зрелого индивидуума. Медитация — это катализатор, запускающий в движение и ускоряющий процесс внутреннего роста. Медитация создает гармонию, уравновешивая мужское и женское начала. Она учит нас наслаждаться жизнью во всем ее многообразии, в гармоничной связи тела, ума и души, материального и духовного, внешнего и внутреннего миров.

Сегодня мужчина переживает глубокий кризис. Ввиду надвигающейся глобальной катастрофы нашей планеты на пороге третьего тысячелетия возникает вопрос: «Адам, что же нам делать дальше?» Пределы развития уже давно достигнуты, вера в бесконечный научный и социальный прогресс основательно пошатнулась. Все внешние революции потерпели крах. Пришло время для революции внутренней.

До тех пор пока мы не начнем избавляться от роботоподобной, механической жизни и неосознанности, до тех пор, пока каждый не станет жить с любовью к себе, с осознанностью и глубоким уважением к своей истинной природе, у нашего мира, похоже, не будет ни единого шанса избежать глобального самоубийства.

«Для того чтобы понять себя, мужчине нужна новая психология», — говорит Ошо. Необходимо глубоко осознать, что «мужчина — это не только мужчина, а женщина — это не только женщина; каждый человек — это и мужчина, и женщина, а каждая женщина — это и женщина, и мужчина. У Адама внутри сидит Ева, а у Евы — Адам. По существу, никто не является только Адамом, и никто не является только Евой: все мы — Адамо-Евы. И это величайшее открытие из всех, которые когда-либо сделал человек».

Поскольку мужчину заставляли отрицать и осуждать свои внутренние женские качества, он стал подавлять свое женское начало, а это нашло свое отражение в дискриминации женщин во всем мире. До тех пор пока мужчина не найдет в себе свою собственную внутреннюю женщину, он не сможет избавиться от мучительного поиска женских качеств, присущих ему самому, во внешнем мире, в реальной женщине. Ему необходимо восстановить свое женское начало, чтобы достичь внутренней гармонии и стать целостным.

«Для меня современный мужчина — это бунтарь, ищущий свою истинную природу, свое настоящее лицо. Это тот, кто готов сбросить все маски, все притворства, лицемерие и показать миру, кем он в действительности является. Не важно, любят его или проклинают, уважают, ценят или позорят, приводят к трону или распятию на кресте. Быть самим собой — величайшее благословение в жизни. Даже если такого человека распинают на кресте, он будет чувствовать огромное удовлетворение от того, что выполнил свою задачу. Это человек искренний, откровенный, познавший любовь и сострадание, — человек, который осознал, что люди слепы и неосознающи, что они дремлют, что они пребывают в духовном сне».

Краткое описание каждой категории

— Адам стал первым человеком, так как он первым сказал Богу «нет». Каждому нужно пройти через это на пути личного роста

— Мы не чувствуем внутреннего удовлетворения, потому что нам не дали реализовать свой собственный потенциал

— Проблема большинства из нас заключается в том, что мы недовольны собой, ибо общество кровно заинтересовано в том, чтобы с самого рождения подавить истинную любовь человека к самому себе

— Мы сами себя по-настоящему не знаем, так как нас учили жить будущим, соответствовать какому-то абстрактному идеалу

— По-настоящему живой человек представляет опасность для существующего положения вещей — в этом кроются причины репрессивного, разъединяющего отношения общества к индивидууму, а также стремления поработить его

— Необходимо прислушиваться к голосу своей интуиции

— Почему мы боимся оставаться самим собой и открыться другим

— Непослушание — «кредо настоящего религиозного человека»


— «Долг» любить своих родителей превращает нас в лицемеров

— Необходимо выйти из-под родительского влияния, перестать соответствовать ожиданиям родителей

— Человек — это робот, потому что он живет рутинно, в силу привычки

— Психологический сон приносит нам боль и сильные страдания

— Медитационный метод для того, чтобы стать более спонтанным и осознающим

— Сексуальная энергия сублимируется только тогда, когда секс полностью принимают, погружаются в него

— Мужчина лишил женщину возможности испытывать оргазм

— Порнография существует благодаря влиянию религии

— Почему мужчины ведут себя с подружками как гориллы

— Разница между обычным и тантрическим сексом

— Официальные религии выступают против жизни

— Секретный сговор церковников и политиков: создание атмосферы страха, порабощение людей

— СПИД: единственный вклад духовенства

— Необходимая ступень развития, примите ее

— Волеизъявление каждого человека, а также извращение и барьер на пути к духовной эволюции

— Человеку нужно небольшое безумие

— Язычество — единственная мораль

— Необходим синтез, единство Зорбы и Будды

— Мужчина должен принять женщину внутри себя

— Медитативная техника для объединения мужского и женского начал

— Почему мужчины осуждают женщин: настоящая причина

— Что означает «мужское эго»?

— Почему у мужчин растут волосы на груди

— Жестокость по отношению к женщинам: страх и непознанная любовь

— Страсть быть в центре внимания

— Как избавиться от внутренней тяги к всеобщему вниманию

— Влюбленный одновременно в трех женщин

— Любовь — это просто школа; а медитация — ее окончание


— Когда твоя девушка находит тебя скучным

— Ад или рай — плод вашего воображения

— Как оживить супружеские отношения

— Как сделать жену счастливой

— Семья: причина всех патологий

— Как разрешить дилемму: с женщиной как в аду — и без женщины как в аду

— Политика как способ ухода от личных проблем

— Три правила уничтожения

— Человек не нуждается в посреднике между собой и Богом

— Как служить жизни, а не смерти

— Погоня за наживой не должна стать смыслом жизни

— Культ обожания тела

— Уолт Уитмен: единственный гений Америки

— Настоящая причина расового конфликта

— Первый шаг: признание своего психологического сна

— Техника развития самосознания

— Характеристики сознательного человека

— Чем он отличается от совершенного человека»

— Медитация: наука, искусство, мастерство

— Признаки прогресса медитации

— В чем разница между воином и солдатом; между воином и бизнесменом

— Что значить «жить с риском»

— Творчество как протест

— В чем разница между старением и взрослением

— Феномен «грязного старикашки»

— Пояснение термина для западного обывателя

— Бунт — это не инакомыслие

— Взаимоотношения между истинным бунтарем и гармоничным, или «новым» человеком


© Gay School 2005-2013. Цитирование приветствуется при условии видимой гиперссылки.
Гей школа — это собрание совершенно разных точек зрения на гомосексуализм, иногда противоположных друг другу. Потому что гей школа освещает гомосексуализм со всех сторон, объективно и без прикрас. Если вам что-то не понравилось — забудьте и живите как жили раньше.

Произведение удалено автором

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2020. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Мужчина и женщина: мир в гармонии и целостности – Бхагаван Раджниш (Ошо)

Мужчина и женщина, с одной стороны, дополняют друг друга как две половины, с другой стороны, они полярно противоположны. Они по-разному мыслят, по-разному воспринимают действительность. В этой книге Ошо предлагает посмотреть на мир глазами партнера и попытаться понять, как работает сознание противоположного пола. Ведь только так мы сможем сделать свои отношения полными очарования, красоты, притяжения и обрести гармонию на пути открытия таинств жизни.

АДАМ И ЕВА

Сотворение Адама и Евы. Изгнание из рая

Адам и Ева, первые люди, прародители человеческого рода.

Слово «Адам» с древнееврейского adam букв. — красный, связано с adamah — земля, первоначально, по-видимому, краснозем. В Библии слово «Адам» используется в разных смыслах: «человек» (Быт. 5, 2), «мужчина» (Еккл. 7, 28), «всякий» (Чис. 19, 14), «каждый» (Зах. 13, 5), «люди» (Суд. 16, 7), «первый человек» (Иов. 15, 7), а также как имя собственное. Оно входит в выражение «сыны Адамовы», которое никогда не означает непосредственных потомков первого человека. Им могут быть названы «люди» (в синодальном переводе «сыны человеческие») (Притч. 8, 31; Пс. 44, 3). Употребленное в единственном числе (букв. «сын Адамов»), оно обозначает конкретного человека (Иез. 2, 1) или любого (Иер. 49, 18).

Сотворение первых людей

Адам создан «из праха земного» (Быт. 2, 7), поэтому он — «перстный» (1 Кор. 15, 47). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Адам сотворен как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога (Быт. 1, 27). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт. 1, 26). Это подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни.

О создании жены кн. Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека. мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27), и более подробно: «. для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2, 20-23).

Сотворение Евы. Современная икона

Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевp. sela — это не только «ребро» (как в cинодальном переводе), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр. issah) от слова «муж» (is) (Быт. 2, 23). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей. Создание жены — это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).

Первый человек является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира (Быт. 1, 28). В соответствии со своим высоким предназначением человек дает имена животным (Быт. 2, 19-20), он призван «возделывать. и хранить» окружающий мир (Быт. 2, 15). Однако совершенство Адама не было абсолютным. Оно лишь служило основанием для осуществления его призвания и открывало для него возможность стать совершенным, «как совершен Отец. Небесный» (Мф. 5, 48). Соответственно не была совершенной и свободная воля человека, т. к. она могла избирать не только добро, но и зло, о чем свидетельствует данная человеку заповедь, запрещавшая ему вкушать плоды от Древа познания добра и зла (Быт 2, 17). Поскольку только Бог дает сотворенному Им миру «жизнь и дыхание и всё» (Деян. 17, 25) и только Им «мы. живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28), первый человек мог достигнуть богоподобия лишь в единстве с Богом. В противном случае он обрекал себя на автономное, внебожественное существование, которое неминуемо вело к смерти (Быт. 2, 17).

Первое грехопадение и его последствия

Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III — 1-я пол. IV в.

Неизвестно, сколь долгое время Адам и Ева находились в блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились его. Наши прародители не выдержали искушения, которому они подверглись со стороны диавола, и совершили первый грех, захотев без Бога стать, как боги (Быт. 3, 1-6). Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женой, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от него, и этим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину: Адам — на жену, а жена — на змея. Страшное наказание постигло всех причастных этому грехопадению, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем оно было растворено первым обетованием (первоевангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт. 3, 15), сказал Господь.

В результате грехопадения их природа претерпела существенные изменения, хотя они и не носили онтологического характера. Грех стал паразитировать на ней, одновременно препятствуя действию на нее Божественной благодати. Первые люди оказались перед лицом страданий, болезней и смерти. Последствия их греха сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу, и на окружающем мире, в котором, как гласит библейское повествование, стали произрастать «терния и волчцы» (Быт. 3, 18).

Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель. Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно и имел потомство (Быт 4).

О дальнейшей жизни прародителей известно немного: «Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт 5, 3-5).

По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию — на Голгофе.

Общечеловеческое значение природы первого человека

Первые люди, Адам и Ева, являются родоначальниками всего человечества. Другого корня, от которого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В Быт. 2, 5 сказано, что до создания Адама еще не было человека для возделывания земли, а в Быт. 3, 20 сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр. hawwah — жизнь), т. к. стала матерью всех живущих, т. е. праматерью. О единстве человеческого рода свидетельствуют ведущиеся от Адама ветхозаветные родословные (Быт. 5, 1; 1 Пар 1), а в Новом Завете в родословии Иисуса Христа евангелист Лука указывает, что Христос не только Сын Божий, но и Сын (т. е. потомок) Адама (Лк 3, 23-38). Наконец, в Деяниях повествуется о том, что весь человеческий род сотворен «от одной крови» (Деян. 17, 26).

Апостол Павел называет Адама не только «первым человеком» (1 Кор. 15, 47), но и «образом будущего» (Рим. 5, 14), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама, «первым» и «перстным» человеком (1 Кор. 15, 47). «Второй» же Человек — это Иисус Христос; одновременно Он — и «последний Адам» (1 Кор. 15, 47, 45). Апостол, противопоставляя первого и второго Адама, указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от Человека «небесного» (1 Кор. 15, 48) — природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15, 48-49). Таким образом, будучи сыном Адама по рождению и возрожденным во Христе, христианин находится в постоянной связи с первым и вторым Адамом. Он призван, по слову того же апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях. и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 22, 24).

О двух Адамах вслед за ап. Павлом учит св. Ириней Лионский, отмечая при этом, что «мы в первом Адаме оскорбили [Бога] неисполнением Его заповеди» и «примирились [с Ним] во Втором Адаме, «быв послушны даже до смерти»» [2]. В Искуплении, по мысли того же св. отца, Христос «возглавил (recapitulavit) все человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в Адаме. мы опять получили во Христе Иисусе» [3].

Мысль о всечеловеческом характере природы первого человека нашла свое отражение в святоотеческом и литургическом предании правосл. Церкви. Св. Григорий Нисский считает, что «сие имя «Адам». сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но как вообще роду» [4].

Пытаясь понять всечеловеческий характер природы Адама, некоторые христианские мыслители (напр., Вл. С. Соловьёв, прот. С. Булгаков) уклонились в спекулятивные построения, в результате которых первый человек становился уже не одной (точнее, первой) ипостасью, обладающей общечеловеческой природой, а многоипостасной личностью, в которой каждый человек каким-то невероятным образом уже присутствовал своей ипостасью. Антропологическая ошибочность таких представлений неизбежно приводила к ошибке и в области сотериологии, к искажению учения о первородном грехе и о спасении, совершенном Вторым Адамом — Иисусом Христом.

Предания об Адаме и Еве у разных народов


История Адама и Евы, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения.

С библейскими сказаниями о первом человеке сходны сказания Зенд-авесты у персов. Ормузд создал первого человека из огня, воды, воздуха, земли и вдунул в него бессмертную душу. В саду Эдем растет древо жизни — Hôm, плоды которого дают бессмертие. Мстительный Ариман в образе змия является к прародителям, соблазняет их и нарушает счастье бессмертной души. По сказаниям персов, грифы охраняют золотую гору.

Согласно Брокгаузу, как евреи, так и персы, заимствовали свои предания о первых людях из древних ассиро-вавилонских источников, так как тождественные сказания находятся и в клинообразных надписях, составленных за 2000 лет до н.э., т. е. задолго до Моисея и Зороастра, и открытых в новейшее время в развалинах древней Ниневии. На одной плитке из коллекции плиток, извлеченных из развалин Сарданапалова дворца, хранящихся в Британском музее, находится следующая фрагментарная надпись: «После того как боги сотворили живых существ, скот и зверей и гадов полевых. бог (Хао) создал двоих. «. Здесь, очевидно, речь идет о сотворении первого человека, и ассирийское предание, таким образом, согласуется с Быт. 1, 26-30. Подобное же совпадение между библейским и древневавилонским преданием находим и относительно сказания о грехопадении, которое в ассирийских источниках иллюстрируется даже барельефными изображениями. Так, один барельеф на цилиндре, хранящемся также в British museum, изображает мужчину и женщину, сидящих у дерева и простирающих руки к его плодам. Сзади женщины подымается змея. Другой барельеф представляет также покрытое плодами дерево, окруженное крылатыми фигурами. Очевидно, первый барельеф изображает факт вкушения запрещенного плода, а второй — изгнание из рая и охранение его херувимами.

Более поздние учения наследовали представления о сотворении мира у иудеев и христиан, с той или иной степенью «творческой переработки». Так, в Коране сказано, что Бог создал тело из глины, а душу из огня. Все ангелы признали новое творение, один Эблис отказался и был изгнан из рая, где поселился Адам. В раю была создана Ева. Эблис из мести соблазнил первых людей, и они были сброшены на землю. Бог сжалился над раскаявшимся Адамом и послал архангела Гавриила научить его заповедям Божьим на том самом месте, где позднее был воздвигнут храм в Мекке. Адам свято исполнял заповеди, за что через 2000 лет на горе Арарат вновь нашел свою жену. Адам похоронен на горе Абукаи, около Мекки.

Иконография

Сошествие во ад. Дионисий. 1502-1503 гг.

Изображения Адама и Евы основаны на текстах книги Бытия (Быт 2, 7-25; Быт. 3, 1-24; Быт. 4, 1-2). Наиболее ранний и распространенный сюжет в памятниках христ. искусства — грехопадение Адама и Евы, напр.: росписи катакомб Сан-Дженнаро в Неаполе, III в., и святых Петра и Марцеллина в Риме, 2-я пол. III — 1-я пол. IV в.; роспись синагоги Дура-Европос (Сирия), ок. 250 г.; роспись гробницы Аврелия в Риме, III в.; саркофаг Юния Басса, 359 г. (Музеи Ватикана). Обнаженные Адам и Ева изображены стоящими у Древа познания добра и зла, вокруг которого обвился змей. На саркофаге Юния Басса рядом с Адамом сноп колосьев, около Евы овца, что указывает на их труды после изгнания из рая.

Сюжеты из истории Адама и Евы подробно иллюстрируются в миниатюрах ранних рукописей.

Святоотеческая традиция сопоставления Христа с Адамом и предание о том, что Голгофа, где был распят Спаситель, является местом погребения Адама, обусловили изображение Адама или главы Адама в композиции «Распятие». Мысль о том, что кровь Спасителя искупила грех Адама в иконографии выражается непосредственным образом — капли крови из ран Христа падают на главу Адама. Изображение главы Адама в пещере под Голгофой известно с IX в. [5]. В византийском искусстве встречаются композиции, где в нижней части по сторонам от Голгофы представлены восстающие из гробов Адам и Ева [6]. Эту деталь можно объяснить влиянием иконографии «Сошествия во ад», известной с IX в. [7]. Адам предстает седовласым старцем, в хитоне и гиматии, Ева — в красном платье и мафории.

Коленопреклоненные Адам и Ева по сторонам от Этимасии (престола уготованного) изображаются в композиции «Страшный Суд» [8]. В образе старца Адам изображается в числе ветхозаветных праотцев и пророков в храмовых росписях [9].

В западной иконографии получил распространение тип «Распятия» с полуфигурой Адама в основании креста [10].

Литература

  • Малов Е., прот. Об Адаме по учению Библии и по учению Корана. Каз., 1885
  • Филарет (Дроздов), архим. [митр. Московский]. Записки на книгу Бытия. [1816]
  • Богородский Я. А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Каз., 1902
  • Thielicke H. How the World Began: Man in the First Chapters of the Bible. Phil., 1961
  • Renckens H. Israel’s Concept of the Beginning: The Theology of Genesis 1-3. N. Y., 1964
  • Серафим (Роуз), иером. Православное понимание книги Бытия: Пер. с англ. М., 1998
  • Flemming J. Die Ikonographie von Adam und Eva in der Kunst vom 3. bis zum 13. Jh. Jena, 1953
  • Mazure A. Adame et Eve: Le thème d’Adame et Eve dans l’art. P., 1967

Использованные материалы

  • М. С. Иванов, М. С. Желтов, Н. В. Квливидзе. Адам. Православная энцикопедия, т. 1, с. 280-283
    • http://www.pravenc.ru/text/63452.html
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г.

[1] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 582

[2] PG. 7. col. 1168 ВС

[4] Творения св. Григория Нисского. М., 1861. Ч. 1. С. 143

[5] Хлудовская Псалтирь. IX в. ГИМ. Греч. № 129

[6] резная пластина с изображением «Распятия», XI в. (ГЭ)

[7] Хлудовская Псалтирь. ГИМ. Греч. № 129

[8] собор Санта-Мария-Ассунта в Торчелло, кон. XI в.

[9] монастырь Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316-1321 гг.; ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; Благовещенский собор Московского Кремля, XVI в.

[10] оклад Евангелия, XII в., Дармштадт (Hessisches Landesmuseum); Переносной алтарь св. Маурициуса, XII в. (cокровищница ц. св. Серватия, Зигбург

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль