Миланский замок — Милан, история, Италии, старинные, замки


Содержание

Миланский Кремль — Замок Сфорца

С Кремлем действительно у Замка Сфорца есть много общего. А все потому что миланские архитекторы, работавшие над проектом московского Кремля взяли за образец облик крепости Сфорца, а именно, хорошо угадываются форма башен и корона венчающих стены зубцов.

За семь веков замок менял владельцев, разрушался и восстанавливался вновь. Это, несомненно, одна из самых главных достопримечательностей Милана, и на ряду со знаменитым Дуомо, может выступать в роли своеобразной визитной карточки города.

Добраться до замка можно следующим общественным транспортом:

метро: ветка ММ1 Кайроли (Cadorna — Cairoli), ветка ММ2 Кадорна-Ланца (Cadora — Lanza);

автобусы: №18, 37, 50, 58, 61, 94;

трамваи: № 1, 2, 4, 12, 14, 19.

На стенах замка можно увидеть различные старинные гербы. Создается полное ощущение погружения в средневековые времена.

Поросшие растительностью стены только усиливают этот эффект.

Попасть на территорию замка-крепости можно через главные ворота, расположенные в башне Филарете. Ее высота достигает 71 метра.

Башня украшена барельефом итальянского монарха Умберто I. Также на вершине первого яруса находятся геральдические фрески и изображение покровителя Милана, святого Амвросия.

На втором ярусе можно увидеть старинные часы «Солнце правосудия».

Попасть к башне Филарете можно с Замковой площади (Piazza Castello), построенной в XVIв.

Помимо главного входа в Замок Сфорца площадь примечательна также красивым фонтаном в ее центре.

Попасть на территорию замка можно совершенно бесплатно. Заплатить придется только за посещение музеев (Музей Египетских древностей, Исторический музей, Музей античной мебели, Музей деревянной скульптуры, Музей редких музыкальных инструментов). Вход в каждый стоит по 4 евро, единый билет — 15 евро. Мы решили просто прогуляться по территории.

Открыт для посещений замок ежедневно с 7:00 до 18:00 (летом до 19:00).

Башня Филарете с внутренней стороны.

Немного из истории. Первоначально Миланский замок был возведён в XIVв. как правительственная резиденция рода Висконти. Однако, после провозглашения Амброзианской республики он был разобран толпой восставшего народа. В середине XVв. был заново отстроен Франческо Сфорца. Во второй половине XVв. к украшению замка был привлечён Леонардо да Винчи.

Во время Итальянских войн Лодовико Сфорца покинул Милан, а в замке поселился французский король Людовик XII. При его преемнике Франциске замок пришёл в запустение; в 1521г. в пороховой склад в башне Филарете ударила молния, от чего тот взорвался, после этого башня была разобрана. Испанский наместник Ферранте Гонзага, приступив к усилению города, встроил замок Сфорца в центр новых миланских укреплений в форме звезды. В замке были организованы казармы на 2000 солдат.

В период Революционных войн Милан опять заняли французы, которых ненадолго вытеснил из города А. В. Суворов в апреле 1799г. После возвращения французов местные патриоты вручили Наполеону петицию о том, что Кастелло Сфорцеско должен разделить судьбу Бастилии как символ ненавистного им самовластия. Вместо уничтожения замка Наполеон приказал создать перед ним большую площадь. В 1833г. была проведена существенная реставрация Замка Сфорца, также в 1900г. была восстановлена и знаменитая башня Филарете.

Тихий и спокойный внутренний дворик.


Удивительно, хотя это и одна из главных достопримечательностей Милана, во время нашего визита там не было толп туристов, точнее, как-то они не создавали шума и суеты. Наоборот, можно было потихоньку, спокойно прогуляться по территории, рассматривая старинные постройки.

Не могу сказать, что Замок Сфорца тронул меня до глубины души. Мне точно не захочется сюда вернуться, но, будучи в Милане, посетить его стоит непременно, чтобы прикоснуться к истории города.

Если пройти от башни Филарете через всю территорию замка, то можно выйти в парк Семпионе, созданный в 1893г. Территория парка большая, местные жители и туристы любят устроить здесь небольшой пикничок на травке или, например, побегать.

Главным украшением парка является «Арка мира», созданная по приказу Наполеона в XIXв. Она была задумана, как аналог Триумфальной арки в Париже. Говорят даже, что Арка мира и Триумфальная арка расположены вдоль одной оси.

Замок Сфорца (Милан)

В итальянском городе Милане находится замок Сфорца, чья драматическая многовековая история связана с взлетами и падениями, разрушениями и восстановлением. Благодаря усилиям итальянских реставраторов и архитекторов сегодня у любого желающего есть возможность полюбоваться старинными башнями и крепостными стенами, прогуляться по замку.

Как все начиналось

Как и многие другие памятники архитектуры, Кастелло Сфорцеско, как называют этот замок сами итальянцы, стоит на месте довольно древних построек. Самое первое оборонительное сооружение было возведено здесь в XIV веке семейством Висконти, сумевшим на длительное время взять власть в Милане в свои руки, а в дальнейшем и подчинить себе большинство близлежащих городов.

Джану Галеаццо I Висконти удалось не только распространить свое влияние на такие города центральной Италии, как Сиена и Пиза, но и купить для себя и собственных наследников герцогский титул. Его потомки не сумели присоединить к Миланскому герцогству новые земли. В результате множества военных конфликтов с Венецией в начале XV века Милан, город-государство, потерял многие завоеванные территории.

После смерти в 1447 году последнего представителя семьи Висконти — герцога Филиппо Мария — восставшие жители города провозгласили Амвросианскую республику и разобрали замок ненавистных правителей.

Этапы строительства

Но вот дальнейшие дела у этой республики шли довольно плохо, и в результате военных действий венецианцев Милан потерял значительную часть своих территорий. Жители города стали искать сильного руководителя и пригласили военного наемника Франческо Сфорца, прежде служившего у Висконти и породнившегося с этим семейством. В 1450 году сенат Милана преподнес ему герцогский титул. В этом же году Франческо Сфорца начал строить свой миланский замок, задуманный как изысканная и роскошная герцогская резиденция, но также как мощное оборонительное сооружение. Для реализации этого замысла были приглашены такие известные в то время архитекторы, как Antonio Filarete, Bartolomeo Gadio, Marcoleone da Nogarolo, Jacopo da Cortona и многие другие. Под руководством первого из них была возведена центральная башня, а вот за строительство массивных защитных стен и четырех угловых оборонительных башен отвечал Bartolomeo Gadio.

В 1446 году умер Франческо Сфорца, и править Миланом стал его старший сын — Galeazzo Maria (Галеаццо Мария Сфорца). При нем замок Сфорца продолжает развиваться, и для проведения строительных работ новый герцог выписывает в Милан архитекторов и мастеров из Флоренции. После убийства Галеаццо в 1467 году его супруга Бона Савойская, стремясь обезопасить себя, выстраивает высокую по тем временам башню Боны — Torre di Bona в Rochetta — наиболее защищенную часть замка.

Эпоха Итальянских войн

Пришедший к власти в 1494 году Лодовико Мария Сфорца продолжает отстраивать замок Сфорца в Милане и приглашает для этого лучших итальянских мастеров – Браманте, ставшего автором множества архитектурных и декоративных элементов, и Леонардо да Винчи, работавшего над оборонительными сооружениями и создавшего серию фресок.

В 1500 году, во время одной из Итальянских войн между Империей и Францией, войска короля Людовика XII вошли в Милан и захватили в плен Лодовико Сфорца. Его вывезли во Францию, где он и умер.

Серьезные повреждения замок Сфорца получил в 1521 году, когда в центральную башню Филарете, используемую в то время в качестве склада боеприпасов, ударила молния.

Испанское время

Испанцы, владевшие Миланом в середине XVI века, значительно модернизировали замок. Они выстроили вокруг старых стен новые современные укрепления в форме шестиконечной звезды, площадь которых составила приблизительно 26 гектаров. Городской губернатор переехал в Королевский дворец, а в замке расположился военный гарнизон. После сокрушительного поражения войск короля Франциска I при Павии, благодаря поддержке императора и испанского короля Карла V, к власти возвращается семья Сфорца. Герцогом Милана становится Франческо II.

Австрийское господство

После смерти в 1534 году Франческо II Мария Сфорца, австрийская империя Габсбургов аннексирует миланское герцогство и назначает для управления им губернатора. Во времена владычества австрийцев замок Сфорца использовался как оружейный склад и солдатская казарма. Часть сооружений на его территории восстанавливалась или перестраивалась. Самым заметным следом периода Габсбургов является статуя Яна Непомуцкого, установленная на плацдарме.


Наполеоновское время

После того как Наполеон Бонапарт вторгся в 1796 году в Италию, Австрии, заключившей мирное соглашение в Кампо-Формио, пришлось отказаться от Ломбардии. Генерал Бонапарт выбрал Милан городом своего проживания на целых пять лет: с 1796-го по 1801-й. Несмотря на петиции горожан, требовавших полностью снести замок, Наполеон приказывает провести в нем реставрационные работы. До разгрома французских войск в 1814 году Милан будет столицей различных государств, создаваемых в Италии Наполеоном.

По результатам общеевропейской конференции в Вене, город вновь отошел в австрийское владение и стал центром нового Ломбардо-Венецианского королевства. В 1848 году, во время Пяти миланских дней, когда повстанцы сражались за независимость от австрийских оккупантов, пушки замка Сфорца били по Милану. Восстание было подавлено, а все его участники арестованы и заключены в тюремные камеры.

В 1859 году австрийцы ушли из Ломбардии, а местные жители захватили и разграбили замок, после чего он пришел в запустение.

Современная история

Многие жители Милана в конце XIX века требовали уничтожить этот замок в Италии, стереть его с лица земли и возвести на его месте что-то более полезное, например элитный жилой квартал. К счастью, крепость решили не сносить, а, наоборот, восстанавливать. К реставрации замка в 1893 году приступил архитектор Лука Бельтрами, стремившийся воссоздать исторический облик строений времен правления Сфорца. В 1905 году была открыта восстановленная башня Филарете, а с другой стороны замка заложен парк Семпионе.

Во время бомбежек Второй мировой войны пострадали многие памятники архитектуры, в том числе и Кастелло Сфорцеско, особенно Rochetta. К концу 50-х годов прошлого века замок был восстановлен и открыт для посещений.

Последним изменением во внешнем виде крепости стал большой фонтан на ее внутренней площади, прозванный миланцами «Свадебный торт» и построенный взамен старого, снесенного при строительстве метрополитена в 60-е годы XX столетия.

Архитектура

Современный замок Сфорца – это сооружение квадратной формы, в центре которого находится площадь delle Armi. Окружено оно массивными стенами, а центральные ворота выстроены в виде квадратной многоярусной башни — Филарете, послужившей в свое время прототипом Спасской башни в Московском Кремле. Справа и слева от нее находятся угловые круглые башни — di Santo Spirito и dei Carmini.

Пройдя через главный вход в башне Филарете, мы попадаем на Piazza delle Armi и можем увидеть башню, расположенную на месте ворот Porta Giovia. Справа от нее находятся герцогские покои, а слева — самая укрепленная часть замка — Rochetta. В ней есть свой небольшой внутренний дворик, а также две довольно высокие башни: Torre Castellana (Замковая) и башня Боны Савойской. На первом этаже Torre Castellana находится сокровищница, где можно увидеть уцелевшие фрески Брамантино.

Внутри герцогских апартаментов выделена небольшая площадь, окруженная портиком, известным сегодня как «Портик слона» (Portico dell’Elefante), названным так из-за фрески с изображением этого животного.

Замковые музеи

Приехав в старинный Милан, достопримечательности на карте, которые хотелось бы посетить, можно изучать бесконечно.

Но стоит остановить свой выбор на замке Сфорца: это исторический памятник, а также место, где сосредоточено множество музеев. Среди них — картинная галерея, Музей древнего искусства, коллекция музыкальных инструментов, собрание средневековых гобеленов и множество других выставок. Бесплатно пройдя в замок, можно купить единый билет на посещение всех музеев либо отдельно на каждую интересующую вас экспозицию.

Кастелло Сфорцеско в Милане

Внутреннюю башню построили при Галеаццо II Висконти в 1358-1368 гг. Она защищала входные ворота Порта Джовия. В XIV-XV веках замок был расширен. Он стал четырёхугольным в плане с четырьмя угловыми башнями. Постройкой руководил Франческо Сфорца (1450-1466 гг.). После его смерти крепость стала пышной резиденцией. Над её главными объектами – Оружейной площадью, Герцогским двором и Слоновьим портиком, цитаделью Рокетта и мостом Понтичелла работали лучшие художники и архитекторы, включая Леонардо и Браманте.

Но замок сегодня – это не только памятник прошлого, но и важный культурный центр, где находится миланская Пинакотека и Городские музеи с коллекциями художественных произведений.

Башня Филарете

В этой башне находится главный вход в замок. Сегодня это главный символ Милана. Она была построена заново в 1905 году и посвящена Умберто I Савойскому, убитому несколькими годами ранее.


Оригинальная башня была разрушена в 1521 году в результате пожара на пороховом складе. Над ней работали инженеры и архитекторы разных эпох, включая Филарете и, возможно, Браманте.

При исторической реконструкции башни инженер Бельтрами пользовался сохранившимся периметром стен, архивными документами, иконографическими свидетельствами, примерами замков Кузаго и Видженьяно.

Пинакотека

Городская пинакотека находится на втором этаже Герцогского двора (Корте Дукале) замка Сфорца. Подобно пинакотеке Брера и Амброзианской пинакотеке в ней содержится великое художественное наследие города. 1500 выставленных картин позволяют совершить художественное путешествие в искусство разных периодов, от ломбардской поздней готики до эпохи Возрождения (картины Фоппы, Бергоньоне и Брамантино), полюбоваться знаменитыми произведениями Андреа Мантеньи и Антонелло да Мессина.

Резервуар пресной воды

Внутри северной и южной круглых башен замка сохранились резервуары пресной воды, игравшие важную роль в водоснабжении Милана в начале XX века. Установкой и наладкой резервуаров занимался архитектор Лука Бельтрами, которому поручили восстановительные работы в замке.

Первый резервуар был спроектирован и размещён в восточной башне, справа, если смотреть на главный вход. Он был металлическим и служил регулятором давления в системе водоснабжения. Второй резервуар поместили в южной башне десять лет спустя. Тогда его железобетонная конструкция считалась смелым и инновационным решением.

Осевой зал

Сала делле Ассе, или Осевой зал, примечателен тем, что над ним работал Леонардо в период правления Сфорца. Он входит в маршрут Музея старинного искусства замка и открыт для посещения со вторника по субботу с 9:00 до 19:30 (в четверг до 22:30). Предварительное бронирование не требуется. Стоимость входного билета 5 евро, льготного – 3,50.

Во время проведения ЭКСПО-2015 реставрационные р аботы будут приостановлены для беспрепятственного посещения зала. На стены и потолок будут проектироваться изображения и голограммы высокого разрешения.

Испанский госпиталь — Новый музей «Пьета Ронданини»

Старый госпиталь раньше никогда не был открыт для публики. Он был построен в середине XVI века для испанского гарнизона замка Сфорца. А сейчас в нём экспонируется последняя статуя Микеланджело.

Последняя работа мастера, «Пьета Ронданини», осталась незавершённой. Но драматизм композиции поражает: из мрамора проступают фигуры Христа и Девы Марии, оплакивающей своего мёртвого сына. Эта работа считается духовным завещанием великого скульптора, работавшего над статуей вплоть до последних дней своей жизни. Незавершённую статую нашли в его римской квартире, а затем её следы затерялись, пока она не нашлась в доме маркиза Джузеппе Ронданини, рафинированного римского коллекционера предметов искусств. После серии перепродаж она, наконец, оказалась в специально для неё предназначенном зале замка Сфорца.

Похожие материалы

Спасибо, что снова читаете нас!

Литературные кафе Италии

Знаменитые русские в Лигурии

Сенигаллия

Потенца

Помпеи и Геркуланум

Флегрейские поля


Условия и положения загрузки и хранения фотографий на сайт «Твоя Италия»

Загружая свои фотографии на сайт «Твоя Италия», пользователи принимают нижеследующие условия и положения:
1. К участию допускаются все пользователи, заполнившие форму с указанием фамилии, имени, контактных данных и описанием фотографии.
2. Фотография должна быть оригинальной, и права на неё должны принадлежать пользователю.
3. Загружаемые фотографии не должны содержать:
3.1. узнаваемых людей, если они не предоставили разрешение опубликовать их фотографии на сайте «Твоя Италия»;
3.2. логотипы и торговые марки, если их правообладатели не предоставили «Твоей Италии» полномочий на их публикацию;
3.3. обнажённых тел, если речь не идёт о произведениях искусства, непристойных, аморальных, неприемлемых изображений;
3.4. любых объектов, нарушающих права третьих лиц;
3.5. размещая фотографию в фотогалерее, пользователи соглашаются с его размещением в данной галерее и в материалах сайта с явным указанием автора данной фотографии, а также в публикациях социальных сетей, связанных с настоящим сайтом.
4. Пользователи также соглашаются с тем, что с ними могут связаться представители «Твоей Италии», чтобы обсудить возможное иное использование предоставленной фотографии.

Замок Кастелло Сфорцеско в Милане

Заснеженная Россия и солнечная Италия – такие разные, как лед и пламень, но есть между ними тоненькая связующая нить. Какая? Поезжайте в динамичную, изысканную столицу Ломбардии. Затеряйтесь среди чарующей зелени парка Семпионе, где все подчинено величайшей природной гармонии. Полюбуйтесь многоярусным каскадом брызг фонтана «Свадебный торт». Увидев старинный замок Сфорцеско, замрете от удивления. Не мираж ли? Очертания башен, зубчики в виде хвоста ласточки кажутся до боли знакомыми, напоминая величественный Кремль в Москве. Не удивляйтесь: последний перестраивали итальянцы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фьораванти по просьбе князя Ивана III (XV в.). Отсюда и схожесть.

История Замка Кастелло Сфорцеско, уводящая в Средневековье

За многовековую судьбу грандиозное сооружение пережило много счастливых моментов и суровых испытаний. Помнит талантливых зодчих, живописцев, скульпторов, создававших прекрасное. Испытав ненависть народного бунта, вытерпев чужестранцев-захватчиков, разрушавших, беспощадно громивших все, выстояло, выжило, сохранив будущим поколениям неимоверные ценности.
Еще в XIV ст. Галеаццо II, представитель знатного высокопоставленного рода Висконти, затеял строительство загородной крепости, защищенной от вражеского нападения толстыми стенами. Продолжил начатое отцом дело преемник Джиан (1378 – 1402 гг.), достроивший наемным бойцам казармы. Именно при нем Филиппо Мария, завершитель аристократической династии, превратил строение в герцогскую резиденцию, разбив рядышком замечательную, живописную парковую зону. К сожалению, наследников у него не было. Незаконнорожденную дочь Бьянку выдал замуж за Франческо Сфорца, военачальника наемников, храброго воина, ловкого интригана, любой ценой добивавшегося решения поставленной задачи, не различая друзей и недругов.
Массивная ограда не предохранила от взбунтовавшихся миланцев. Устав от издевательств, разгневавшиеся горожане свергли тирана (1447 г.), разрушили дворец, установив Амброзианскую республику, сумевшую продержаться лишь 3 г. Избранные народом правители, не выдержав натиска врагов, обратились за поддержкой к Франческо. Защитив от злобно настроенных венецианцев и ломбардцев, сумев навести порядок, он добился признания себя герцогом миланским.
Дальновидный и мудрый, умело проведя реформы, достиг прочного экономического положения города, выведя его могущество на должный уровень. Управитель принял решение, отстроив замок, сделать его олицетворением красоты и роскоши. С этой целью пригласил прославленных архитекторов: Якопо да Кортона, Джованни да Милано, Филиппо Брунеллески, но жить предпочел в старом имении Аренго.
После его смерти управление перешло к старшему сыну Caleazzo Maria. Тот окружил доставшиеся в наследство владения каменным заграждением в форме квадрата со стороной длиной 200 м, построил конюшню на 90 лошадей, обустроил Бальный зал, где занимался спортом. Не скупясь на средства, придумал чудесный интерьер, внутренний дворик украсил портиком. Отделку фасадной части поручил Аверумину (известному, как Филарета). В 1473 г. на участке соорудили аккуратную часовенку, оформив ее фресками, над коими трудились Стефано Федели, Бонифачо Бембо, Джакомино Висмара. Наконец, постройка приобрела облик вычурного палаццо.
Правил он недолго, до 1476 г. В декабре 26 числа его убили возле базилики Св. Стефана. Будто бы предчувствуя беду, ночь накануне убийства повелитель провел, сидя у камина с супругой в обществе придворных дам, задумчиво упиваясь песнопением из заупокойной мессы. На рассвете хотел надеть кольчугу, но почему-то передумал, отбросил и направился к церкви, где его зарезали прямо перед службой. Судьбоносный рок? Преждевременная потеря мужа напугала неутешную вдову. Чтобы наблюдать за происходящим, герцогиня выстроила башню Боны, затем – другую, назвав в честь погибшего супруга. Все надежды и чаяния возложила на единственного ребенка. Конечно, он еще совсем маленький, но ведь подрастет…
Напрасно ждала, уповала, молилась мать. Опекуном ее малолетнего сынишки назначили родного дядюшку, Лодовико Моро. Переложив бразды правления на свои плечи, он предпринял все меры, дабы не допустить к власти племянника, умершего в дальнейшем при весьма странных обстоятельствах. Узурпатор слыл настоящим покровителем искусства, хотя делал все больше ради закрепления господства. При нем расцвел талант Леонардо да Винчи, коему заказал расписать господские покои, изваять конную статую родителя. Для гения кисти это были лучшие, плодотворные годы его жизни.
Удача – штука переменчивая. Потомок славных предков, погрязши в бесконечных интригах, купаясь в изобилии женской любви, забыл о самом важном долге – держать наготове меч. Результат оказался слишком плачевным. Город захватили французы (1494 г.), его повязали, заточив в застенки Лош, где и закончил свой жизненный путь (1508 г.).
Французское верховенство сменилось испанским, залы с произведениями наипопулярнейших художников заняли солдаты, обустроили под склады, госпиталь. Потом были австрийцы, за ними – Наполеон, коего из надежных укреплений выбил Суворов. Меняющиеся захватчики использовали многострадальную постройку под военные нужды. Так продолжалось до воссоединения раздробленных итальянских земель (1861 г.). Цитадель настолько пришла в негодность, что ее надумали снести, заменив жилым районом. Спасителем стал зодчий Лука Бельтрами, убедивший правительство оставить ценное культурное наследие. Обновленному, ему присвоили статус исторического памятника – символа Италии, открыв для посещения (1900 г.). Грянула Вторая мировая, и вновь разрушения. Полномасштабная реконструкция закончилась к 1956 г, после чего архитектурный комплекс стал предметом гордости Милана.

Экстерьер замка сегодня

Широкий обезвоженный глубокий ров, оберегавший раньше форпост от нежеланных «гостей», давно зарос травой. Через него перекинут подъемный мостик, построенный Донато Браманте. Охранять теперь не от кого, стража отсутствует, если не учитывать билетеров.
По обоим направлениям фасада возвышаются на 31м цилиндрические зубчатые башенки, отделанные тесаным камнем с алмазными гранями, сохраняющие на себе щиты, родовые гербы двух влиятельных династий (автор Бартоломео Гадио 1459 г.). Основное их назначение – оборона, но выполняли они и роль тюрьмы. Небольшие отверстия по всему периметру кладки с белокаменными вставками, рядом готических окон, декорированных карнизами, предназначены для крепления строительных лесов. Сейчас их облюбовали голуби. Хотя строение имело оборонительный характер, выглядит празднично.
Особое внимание привлекает расположенная по центру многоуровневая 70-метровая башня Филарета четырехгранной структуры, дважды рожденная. Впервые ее возвели в 1450 г. Спустя 21 г. она взорвалась вместе с порохом, находящимся внутри. Поговаривают, что причиной послужил попавший разряд молнии при разразившейся сильной грозе. Полностью восстановили только в 1905 г.
Над арочным входом – барельеф с изображением монарха Умберто I верхом на коне, правившего страной с 1878 г. В июле 1900 г. его застрелил анархист Бреши. Заняв почетную нишу над королем, между геральдическими фресками, взирает с высоты на приходящих застывший в камне Св. Амвросий Медиоланский с посохом, покровительствующий миланцам, свершивший множество чудес. Символом семейства Висконти всегда считалось солнце. Поэтому окруженное зодиакальными знаками изображение дневного светила помещено в средину циферблата огромных круглых башенных часов, размещенных наверху.
Пройдя по мосту, миновав ворота, очутитесь в большущем дворе, именуемом Пьяцца д’Арми. Площадь, охватывающая практически половину всей территории, смотрится ухоженным изумительным садом. Когда-то здесь устраивались пышные праздники, проводилась боевая подготовка, прятались от враждебного нашествия местные жители. Напротив входной арки – изваяние католическому чешскому праведнику Яну Непомуцкому, небесному защитнику исповедников и мостов (Джованни Дуньяни). Установлена колонка с чистой питьевой водой. Войдя внутрь других, меньших двориков (Cortile della Rocchetta и Corte Dukale), появляется чувство, что пребываешь в загадочном лабиринте. Здесь ожидает знакомство с самым сокровенным – музеями, сулящими незабываемые впечатления от уникальной коллекции античного искусства, приоткрывающими завесу многих тайн владельцев.

Бесценные сокровища Корте Дукале

Погружаясь в события далекого прошлого, позабудете, что за окошком XXI в. Первый этаж музейного здания отведен ломбардской скульптуре, мозаике, датируемым IV – XI вв. Древнейшим экспонатом признана матово-белая мраморная милая женская головка, принадлежащая императрице Феодоре. Густые волосы подобраны в высокую прическу, украшенную диадемой. Пристальный взгляд миндалевидных глаз миловидной женщины словно устремлен через века.
Посреди одного из залов (всего 15) с куполообразным расписным сводом – мавзолей внушительных размеров. Сотворил его для Бернабо Висконти ваятель Бонино да Кампионе (1363 г.). Мощные коринфские колонны поддерживают схожий с балдахином саркофаг. Боковые стороны разукрашены лепниной, изображающей сюжеты Страстей Господних. Сверху красуется статуя Бернабо, оседлавшего жеребца. Его окружают символические фигуры Мудрости и Храбрости, подчеркивающие достоинства всадника, гибель которого подстроил родственник, посягавший на его место.
Направляясь на богомолье, Джан Галеаццо известил дядю, что желал бы поприветствовать его (май 1385 г.). Ничего не подозревая, безоружный, без охраны, тот выехал навстречу, но тут же был схвачен, брошен в темницу, где спустя несколько месяцев не без помощи посторонних скоропостижно скончался.
Останавливает величавое надгробие совсем юного принца Гастона де Фуа, изготовленное резчиком Агостино Бусти по требованию французов, контролирующих когда-то Милан. В рыцарских доспехах отважный боец уснул вечным сном на расшитом холодном ложе из мрамора в окружении святых, держа на груди кинжал. От красивого мужественного мужского лица веет невероятным безмятежным покоем. Костлявая вырвала его жизнь из-под господства времени в сражении с испанцами при Равенне (1512 г.). Внук королевы Наварры, 23-летний любимец Людовика XII, не глядя на молодость, за проявленные подвиги заслужил прозвище Молния.
Знаменитейшим экземпляром является недопетая лебединая песня Микеланджело – скульптурная композиция «Пьета Ронданини» (1564 г.). Ваятель и поэт приступил к ее выполнению в 1555 г. Постоянно меняя человеческие формы, возвеличивал душу, так и не успев завершить детище. Это самая драматическая по замыслу его фантазия. Хрупкие, почти невесомые фигурки Христа и Марии словно слились воедино. Склоненные между собой головы. На лице Богородицы – безмерная скорбь, безутешное горе. Безмолвно прижимая безжизненное, измученное сыновье тело, не кричит, не льет слезы, не заламывает руки от отчаяния, будто безнадежным объятием пытается удержать дитя в этом мире. В своем творении мыслитель, титан эпохи Возрождения, как бы прощаясь, передал трагедию собственного одиночества.
Здесь же посетите комнату «Негре». Ее оформили в черных тонах по приказу Моро после смерти его молоденькой жены Беатриче (1497 г.). В ней вдовец укрывался в период траура, отказавшись выходить на люди, предпочел затворничество. Заставит призадуматься изречение философского характера: «В конце печальным становится все, что смертные принимали когда-то за счастье».
Древний пандус ведет на следующий ярус, где располагается давнишняя мебель, сработанная в замысловатом стиле барокко, склонному к излишествам. Все сделано из дорогого дерева, покрытого восхитительной обивкой из бархата, парчи, атласа, придающей королевский шарм. Прямые линии ножек столов, диванчиков, кресел заменены волнистыми, плавно изогнутыми. Присутствующий везде золотистый цвет – завершающий штрих помпезного внутреннего убранства. Здесь представлено 230 полотен популярных живописцев: Антонелло да Мессина, Андреа Мантенья, Каналетто. Завораживают картины Филиппо Липпы, непревзойденного мастера кватроченто. Заказ на «Богоматерь Смирение» поступил от Ордена кармелитов монастыря Кармине, куда, осиротев, он попал подростком. Среди детишек – Матерь Божья. Справа – кармелитские святые: Альберт Сицилийский с белым цветком лилии, олицетворяющим девственную чистоту, рядом – убиенный Анджело с кинжалом в голове. Пречистая удерживает непоседливого младенца-Иисуса, ерзающего, не желающего оставаться неподвижным. Материнскому сердцу открывается божественное предназначение ее малыша. Она смиренно подчиняется воле Всевышнего, отсюда и название холста.

Сбережения Кортиле делла Роккета

Внизу этой сокровищницы – археологические находки, начиная от неолита, где собраны разнообразные орудия труда, предназначенные для обработки каменных глыб еще в V тысячелетии до н. э. Здесь очаруетесь разнообразнейшими причудливыми терракотовыми вазами, относящимися к Бронзовому веку, выполненными вручную с нанесенными дивными геометрическими рисунками. На витрине выставлены предметы ручной работы из бронзы: булавы, примитивные топоры, стрелы. Вызывают немалый интерес гробницы, египетские мумии, драгоценные украшения, присущие Железному веку.
Дальше познакомитесь с уникальнейшей чрезвычайно обширной музыкальной коллекцией, лучшей в Европе, содержащей более 700 всевозможных инструментов. Чего здесь только нет: лютни, мандолины, органы, флейты и кларнеты, гитары с двойным рядом струн, даже охотничьи рога, фаготы. Несравненные, изящно-грациозные клавесины всегда были неизменным атрибутом дворцов, услаждая слух торжественностью задушевного звучания. Помимо музыкантов, композиторов минувших столетий на них любили играть члены царских фамилий. Заветная мечта любого – прикоснуться к скрипке Антонио Страдивари или Андреа Гварнери, к антикварному фортепиано.
Здесь насладитесь созерцанием церковной богатой утвари, узорчатыми керамическими изделиями, эксклюзивными прелестными вещицами из слоновой кости, венецианским стеклом, доставленным из острова Мурано. Поразитесь великолепием 12-ти гобеленов, нареченных именем заказавшего их (1503 – 1509 гг.) дворянина, Дж. Тривульцио. Аллегории месяцев календарного полного цикла и соответствующие им знаки зодиаков сотканы по зарисовкам Брамантино. Книголюбам библиотека из 170 тыс. фолиантов и рукописных изданий покажется раем земным.

Сенсационные находки

Длительный период замковое пространство неоднократно обследовали буквально по сантиметру, но фортуна порой преподносит неожиданные сюрпризы. Как еще назвать случай, произошедший при реставрации, руководимой А. Феличи в sala delle Asse (октябрь 2013 г.), где хозяин принимал иноземных послов, важных гостей? Ученые, осветив межкомнатные перегородки ультрафиолетовым лучом, ахнули от удивления: под штукатурными слоями заприметили черно-белую роспись древесным углем самого да Винчи. Никто и предположить не мог, что более 500 лет строение скрывало величайшую тайну.
Лодовик поручил расписать зал Леонардо (1498 г.). Флорентинец решил его оформить в виде окруженной тутовыми деревьями беседки, увенчанной сводчатым куполом. Создается впечатление, что могучие корни, ветви пробиваются сквозь стены. Раскидистая крона, извиваясь, перекочевала на потолок. Обвив поверхность сочной густой зеленью, давала возможность присутствующим ощутить себя на лоне природы. Проглядываются наброски домишек, церквушки, стоящих над обрывом. Странно, пейзаж абсолютно идентичен написанному на фреске «Тайная вечеря» позади Христа. Жаль, что чудесный замысел не закончен, погребен под штукатуркой. Реставраторы прилагают максимум усилий для возрождения шедевра.
Чудеса продолжились. Искусствоведы Маурицио Бернарделли Куруз и Андриан Конкони Федриголли в архивных дворцовых фондах обнаружили потрясающий клад, вызвавший фурор: 100 рисунков стоимостью 700 млн. евро, принадлежащих, по их мнению, реформатору европейской живописи Караваджо. Сенсация или афера? Это еще предстоит узнать, как говорится: «Поживем – увидим». Сейчас они проходят серьезную проверку на подлинность. Ради встречи с творчеством скандального художника ценители искусства готовы исколесить весь мир. Его преданность реализму превосходила рамки разумного. Работая над холстом «Воскрешение Лазаря», заставил принести извлеченного из могилы покойника, дабы достоверно написать тело. Испуганные натурщики отказались позировать, поддерживая труп. Взбешенный мастер, выхватив оружие, вынудил подчиниться силой. Вот так.
Когда сгущаются сумерки, включается художественная подсветка. Замок, переливаясь в желто-розово-изумрудных тонах, выглядит нереально сказочным. Невольно в уме всплывает строчка из трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство – вещи несовместимые». Это правда, но как часто злодеи используют гениальных творцов себе в угоду. Так было и здесь. Однако, благодаря талантам бывшая цитадель, несмотря на кровавое прошлое, восхитительна, впечатляющая, незабываемая…

Замок Сфорца

Замок Сфорца (Castello Sforzesco)

Замок Сфорца — грандиозный замок в Милане, в XIV-XV вв. — резиденция Висконти и Сфорца, послужившая к тому же с XV в. еще и крепостью.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Интересно, что внешний вид замка Сфорца взяли за образец миланские архитекторы, работавшие над московским Кремлём. Центральную башню миланской крепости («башня Филарете») спроектировал Антонио Филарете, одно время работавший вместе с Аристотелем Фиораванти.

Сегодня здесь открыты музей скульптуры, картинная галерея и археологическая коллекция. К ценнейшим экспонатам относятся конная статуя Бернабо Висконти работы Бонино да Кампионе (XIV в., первый этаж) и созданный в 1161 г. Ансельмо да Кампионе фриз с рельефами для ворот Porta Romana. Потолок зала Sala delle Asse расписан наподобие кроны дерева рукой Леонардо да Винчи, а в зале Sala degli Scarlioni стоит «Пьста Ронданини», последнее незавершенное произведение Микеланджело (1564).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль