Михаил Барышников


Михаил Барышников

Родился в семье офицера Советской армии в Риге. Среднее образование получил в Рижской средней школе №22. Заниматься балетом начал в Рижском хореографическом училище у педагога Юриса Капралиса в одном классе с Александром Годуновым. Продолжил обучение в Ленинградском хореографическом училище в классе Александра Пушкина (у него же ранее учился Рудольф Нуриев).

В 1974 году во время гастролей в составе труппы Большого театра в Канаде становится «невозвращенцем».

В 1974—1978 в труппе «Американский театр балета» (в 1980—1989 годах директор, балетмейстер и Премьер балета), — оказал существенное влияние на американскую и мировую хореографию.

С 1990 по 2002 год возглавлял труппу «Проект белый дуб» (Флорида), которую он основал вместе с Марком Моррисом. [1]

С 2005 года является художественным руководителем «Центра искусств имени Михаила Барышникова» [2] .

Много снимался в кино («Белые ночи» [3] , «Поворотный пункт») и на телевидении («Секс в большом городе» и др.), участвовал в драматическом спектакле «Метаморфозы» (1989) на Бродвее.

Семья

  • В 1981 году Актриса Джессика Лэнг родила ему дочь Александру.
  • В настоящее время живёт с бывшей балериной Лайзой Райнхарт, которая родила от него трёх детей: Питера (р.1989), Анну (р.1992), Софию (р.1994).

Интересные факты

  • Поэт Иосиф Бродский посвятил Барышникову несколько стихотворений: «Классический балет есть замок красоты…» [4] (из сборника «Часть речи») и «Раньше мы поливали газон из лейки…» (из книги «Пейзаж с наводнением»).
  • Михаил Барышников является владельцем ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке, который он открыл вместе с Бродским. Известно, что Барышников вложил в ресторан скопленные деньги с выступлений, а Бродский — Нобелевскую премию по литературе.
  • Михаил Барышников номинировался на «Оскар» за роль второго плана в картине «Поворотный пункт». Фильм был представлен в одиннадцати номинациях на премию, но не получил ни одной.
  • В картине «Поворотный пункт» в одной из сцен Михаил Барышников исполняет песню Владимира Высоцкого «Хрустальный Дом».
  • Снимался в последних сериях последнего сезона сериала «Секс в большом городе» в роли русского художника Александра Петровского,очередного возлюбленного Кэрри Брэдшоу. Кстати, сразу после их сюжетного знакомства, Петровский приглашает знаменитую писательницу в ресторан «Русский самовар» ночью, где предлагает ей множество блюд и чай с вишней, уверяя, что это национальный напиток (после водки, конечно же).

Роли в театре

  • «В Париже» — антрепризный спектакль по Бунину лаборатории Дмитрия Крымова. Был показан в крупных городах Европы, где сосредоточены эмигранты из России, в России принципиально показан не был. Барышников — главная роль спектакля — генерал Николай Платоныч.

Фильмография

  • 1969 — «Сказ о холопе Никишке» (фильм-балет на музыку Марата Камилова, балетмейстер Кирилл Ласкари, «Ленинградское телевидение») — Никишка
  • 1970 — «Молодой балет мира» (документальный фильм)
  • 1971 — «Фиеста» (реж. Сергей Юрский, «Ленинградское телевидение», телеспектакль по романуЭ.Хемингуэя в исполнении актёров БДТ им. Г.Товстоногова) — Педро Ромеро, матадор
  • 1977 — «Поворотный пункт» — Юрий
  • 1977 — «Щелкунчик» — Принц
  • 1980 — «Кармен» — Дон Хосе
  • 1984 — «Дон Кихот» — Базиль
  • 1985 — «Белые ночи» — Коля Родченко
  • 1987 — «Танцоры» — Тони

  • 1991 — «Кабинет доктора Рамиреса» — Цезарь
  • 1991 — «Дело фирмы» — Пётр Иванович Грушенко
  • 2004 — «Секс в большом городе (Сезон 6)» — Александр Петровский

Библиография

  • Аловерт Н.Михаил Барышников. Я выбрал свою судьбу. — М .: АСТ-Пресс Книга, 2006. — 344 с. — (Звезды балета). — 5000 экз. — ISBN 5-462-00431-1
  • Красовская В. Михаил Барышников // Профили танца. — СПб. : Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 1999. — С. 331—352. — 400 с. — (Труды Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой). — 2000 экз. — ISBN 5-93010-001-2

Примечания

Ссылки

  • Михаил Барышников (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Михаил Барышников: Оглядываясь на пройденный путь
  • Михаил Барышников отдал свой архив нью-йоркскому Линкольн-центру
  • http://www.chayka.org/node/4787 «В Париже» — режиссёр Дмитрий Крымов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Барышников, Михаил Николаевич» в других словарях:

Барышников, Михаил Николаевич — Михаил Барышников Юноша ( Горянка ). БАРЫШНИКОВ Михаил Николаевич (родился в 1948), артист балета. В 1967 74 в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова. В 1974 78 в труппе Американский театр балета . Выступал в спектаклях известных… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

БАРЫШНИКОВ Михаил Николаевич — (р. 1948) российский и американский артист балета, балетмейстер. В 1967 74 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. С 1974 в США. В 1974 78 в труппе Американский театр балета , в 1978 79 солист Нью Йоркского городского балета ; танцевал… … Большой Энциклопедический словарь

Барышников Михаил Николаевич — (р. 1948), артист балета, балетмейстер. В 1967 74 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. С 1974 живёт в США. В 1974 78 в труппе «Американский театр балета», в 1978 79 солист «Нью йоркского городского балета»; танцевал в труппах… … Энциклопедический словарь

БАРЫШНИКОВ Михаил Николаевич — (р. 1948), танцовщик премьер (premier danseur) русской школы; виртуозная классическая техника и чистота стиля сочетаются в его искусстве с невероятной физической силой, что сделало Барышникова одним из самых знаменитых представителей мужского… … Энциклопедия Кольера

Барышников, Михаил Николаевич (историк) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Барышников. Михаил Николаевич Барышников Дата рождения: 4 июля 1957(1957 07 04) (55 лет) Место рождения: Ленинград, СССР Страна … Википедия

Барышников, Михаил — Николаевич (р. 1948) российский и американский артист балета, балетмейстер. Барышников, Михаил Николаевич (историк) (р. 1957) российский историк, зав.кафедрой Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена,… … Википедия

Михаил Николаевич Барышников — Михаил Барышников на прессконференции в Мадриде, январь 2007 Михаил Николаевич Барышников (27 января 1948, Рига) советский и американский артист балета, балетмейстер. В 1967 1974 танцевал в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. В 1974… … Википедия

Барышников — Барышников: Фамилия Барышников, Александр Александрович (1877 1924) русский инженер, архитектор, автор ряда домов в Санкт Петербурге. Барышников, Александр Георгиевич (р. 1948) советский спортсмен, легкоатлет. Барышников, Владимир… … Википедия

БАРЫШНИКОВ — Михаил Николаевич (род. 1948), артист балета, балетмейстер. В 1967 74 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. С 1974 живёт в США. В 1974 1978 в труппе Американский театр балета , в 1978 79 солист Нью Йорк сити балле , танцевал в труппах … Русская история

Михаил Николаевич Барышников

Михаил Барышников
Имя при рождении Михаил Николаевич Барышников
Дата рождения 27 января 1948 ( 1948-01-27 ) (71 год)
Место рождения Рига, СССР
Гражданство СССР → США , Латвия
Род деятельности
Супруга Lisa Rinehart [d]
Дети Александра (род. 1981),
Питер (род. 1989),
Анна (род. 1992),
София (род. 1994)
Награды и премии

Михаи́л Никола́евич Бары́шников (р. 27 января 1948, Рига) — советский и американский артист балета, балетмейстер, актёр, коллекционер и фотограф, «невозвращенец» в СССР, оставшийся в Канаде во время гастролей в 1974 году. Заслуженный артист РСФСР (29 ноября 1973 года), номинирован на премии «Оскар» (1978) и «Золотой глобус».


Содержание

Биография [ | ]

Родился в Риге в семье офицера Советской армии. В возрасте 12 лет потерял мать [1] Около двух лет Михаил прожил в семье своего одноклассника Андриса Витиньша [2]

Среднее образование получил в Рижской средней школе № 22. Заниматься балетом начал в Рижском хореографическом училище у педагогов Юриса Капралиса и Валентина Блинова. Учился в одном классе с Александром Годуновым. Продолжил обучение в Ленинградском хореографическом училище в классе Александра Пушкина (у него же ранее учился Рудольф Нуриев).

Когда Михаила Барышникова приняли в Вагановское, первый, кому он об этом сообщил, был его наставник Юрис Капралис. Непростое решение о переезде из Риги в Ленинград означало расставание со своим первым учителем, и это Михаила расстраивало до слёз. Но Капралис поступил мудро: он дал добро на этот перевод, даже настоял на нём, хотя отпустить талантливого ученика ему и было непросто. В поздних интервью Капралис говорил, что этот момент стал и для него своеобразным экзаменом: ведь теперь его трёхлетнюю работу с юным танцором должен был оценить будущий наставник Михаила в Вагановском училище А. И. Пушкин, и Александр Иванович остался доволен подготовкой своего нового подопечного. Он даже предложил Капралису и впредь присылать ему талантливых учеников для дальнейшей шлифовки.

Михаил Барышников обучался у Юриса Капралиса с третьего по пятый класс, до своего перевода в Ленинград. Капралис ставил для него и для Александра Годунова их первые танцевальные номера, в том числе и совместные, заложил основы его технической базы. Барышников поддерживал хорошие отношения с Капралисом на протяжении всей его жизни, а в 1988 году ему удалось пригласить его в Нью-Йорк, где Капралис прожил целый месяц и «великолепно провёл время, посещая бродвейские спектакли» и прочие достопримечательности культурной столицы мира [3] .

В 1967—1974 годах был ведущим солистом в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. Исполнял партии Базиля в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот», Дезире в «Спящей красавице» Петра Чайковского, роль Гамлета в одноимённом балете Н. Червинского и роль Адама в балете «Сотворение мира» (постановка Н. Касаткиной и В. Василёва).

В 1974 году, во время гастролей в составе труппы Большого театра в Канаде, получив приглашение от своего давнего знакомого Александра Минца в труппу «Американского театра балета», становится невозвращенцем [4] .

В 1974—1978 годах — премьер труппы «Американский театр балета» (Нью-Йорк), в 1980—1989 годах был также её руководителем; оказал существенное влияние на американскую и мировую хореографию. В 1978 году дебютировал в кино, снявшись в роли звезды балета в фильме «Поворотный пункт»; был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана (всего фильм был представлен в одиннадцати номинациях, но не получил ни одной).

В 1985 году сыграл роль танцовщика, убегающего от советской власти, в кассовом фильме «Белые ночи». В 1989 году дебютировал на Бродвее, сыграв в драматическом спектакле «Превращение» по повести Франца Кафки.

В 1990 году вместе с танцовщиком и хореографом Марком Моррисом организовал « Проект „Белый дуб“ [en] » (Флорида), занимавшийся постановками и изысканиями в области современного танца [5] . Возглавлял его до 2002 года, когда проект был закрыт, чтобы сконцентрироваться на организации и строительстве Центра искусств Барышникова [en] . После открытия Центра в 2005 году на 37-й улице Нью-Йорка, неподалёку от Театрального квартала, является его художественным руководителем [6] . В начале 2000-х годов снимался в популярном телесериале «Секс в большом городе», исполнив роль очередного возлюбленного Кэрри Брэдшоу, художника Александра Петровского, в последних сериях последнего сезона.

Занимается фотографией и коллекционированием живописи. Выставки его фоторабот и коллекций проводились различными музеями, в том числе ГМИИ им. А. С. Пушкина.

В 2015 году он вернулся на родину, откликнувшись на предложение латвийского режиссёра Алвиса Херманиса поставить моноспектакль по поэзии Бродского, который стал сенсацией театрального сезона далеко за пределами Латвии [1] .

21 декабря 2020 года обратился с письмом в латвийский парламент с просьбой стать гражданином Латвии. В апреле 2020 года сейм Латвии единогласно проголосовал за предоставление артисту латвийского гражданства [7] .

Личная жизнь [ | ]

  • Встречался с актрисой Джессикой Лэнг. В 1981 году у них родилась дочь Александра.
  • Женат на бывшей артистке балета Лизе Райнхарт[en] , у них трое детей: Питер (род. 1989), Анна (род. 1992) и София (род. 1994).

Взгляды [ | ]

В специальном обращении, опубликованном сайтом правозащитной организации «No More Fear Foundation» в 2013 году, Михаил Барышников выступил против гомофобии и дискриминации ЛГБТ-сообщества [8] [9] [10] [11] .

Барышников не испытывает ностальгии по России, не собирается возвращаться и принципиально игнорирует предложения посетить страну с гастролями.

У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у него [Бродского]. Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии — точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте.

На вопрос другого журналиста — «разве ему не любопытно было бы самому увидеть, как изменилась жизнь со времени его отъезда?» Барышников ответил, что «лучше видно издалека и ты всё понимаешь гораздо лучше, нежели когда там живёшь» [13] .

Тем не менее в России в 2013 году прошла масштабная выставка из его коллекции «Искусство, с которым я живу», которую представил ГМИИ им. А. С. Пушкина в Отделе личных коллекций, а затем выставка фотографий «Метафизика тела» в Центре фотографии им.братьев Люмьер. Фото выполнил Роберт Уитмен, лично представивший выставку в Москве [14] .

В 2020 году Барышников поддержал кандидата в президенты США Хиллари Клинтон в её предвыборной кампании; Дональда Трампа же сравнил с тоталитарным оппортунистом с советской риторикой времён его молодости.

Барышников, которого мы не знаем

Барышников не просто явил миру чудеса физики человеческого тела, вывел американский балет на абсолютно новый качественный уровень, поднял интерес широкой публики к искусству балета в принципе и дал новое дыхание танцу модерн. Он стал самым узнаваемым танцовщиком в мире, самым успешным русским в Америке, пошатнул правдивость поговорки «Где родился, там и пригодился» и на своем примере доказал, что «американская мечта» иногда сбывается. А еще в Барышникова просто невозможно не влюбиться – с первого взгляда, бесповоротно. В то, как он зависает в прыжке, перемещается по сцене, репетирует, говорит, смотрит, курит. Это та степень мужского и человеческого обаяния, которая сквозь годы и расстояния пробивает экраны телевизоров и прочих электронных устройств. Михаил Барышников безусловен и безупречен. Хочется рассказать что-то новое, но понимаешь, что это где-то было сказано до тебя. Вдвойне непросто писать о современниках – больше шансов оказаться бестактным и необъективным. Но кто не рискует, тот не выигрывает. Поэтому я надеюсь, что каждый из вас откроет в этой истории, что-то интересное, доселе неизвестное. И пусть о ней не судят строго те, кто в ней упомянут.

До «НЕВОЗВРАЩЕНЦА»

Сколько выдающихся умов, голов, рук и ног покинуло Россию за 70 лет ее советской истории? Они плыли кораблями в Константинополь, просили политического убежища, переходили границы. Они бежали открыто и тайно. Одни покидали страну добровольно, других высылали, если те вдруг не вписались в систему. Их побеги обрастали легендами – игрой в переодевание, прыжками через ограждения… У каждого была причина уйти и невозможность остаться. Какая причина была у молодого Михаила Барышникова – любимца советской публики, солиста Кировского театра, победителя первого Международного конкурса артистов балета в 1969 году? Именно ему Майя Плисецкая, будучи в жюри Конкурса, поставила 13 баллов из 12 возможных. В Союзе у Барышников было все необходимое для счастья советского человека – квартира в центре Ленинграда, невеста красавица-балерина, собака, пикники в Комарово, пианино и даже автомобиль «Волга» (миллениалам не понять, но по тем временам «Волга» — это было круто).

Ни диссидент, ни политический активист, ни дебошир. Образцово-показательный советский артист балета, исполнявший все ведущие партии театрального репертуара. В 1973 году Барышникову присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР и позволили провести в Кировском театре собственный творческий вечер. 25-летний танцовщик к удивлению многих отказался от классических вариаций и пригласил двух молодых хореографов – Май Мурдмаа и Георгия Алексидзе – создать постановки специально для своего концерта. Одноактные балеты «Блудный сын», «Дафнис и Хлоя» и «Дивертисмент» стали безусловным вызовом советскому академизму и вершиной творчества Барышникова на его первой Родине. Пройдет меньше года, и он навсегда попрощается с Союзом, с Ленинградом и Кировским театром – не вернется с гастролей в Канаде. В одном из англоязычных интервью, когда Барышников рассказывал о своем педагоге Александре Пушкине, он сказал прекрасную фразу, о том что Пушкин помимо танца научил его “to be a man of your own mind”. Видимо, этому же он научил и Нуреева. В Советском Союзе можно быть гениальным, талантливым, выдающимся, но никак ни a man of your own mind – ни в жизни, ни в работе. Михаил Барышников бежал на Запад в поисках творческой свободы, для того чтобы танцевать у Баланчина и Пети, за новыми формами, возможностями, за поиском нового себя. Мне кажется, он нашел, то, что искал.

БАРЫШНИКОВ и БРОДСКИЙ

Странно, что они не были знакомы в Ленинграде… Ходили по одним улицам, возможно бывали в одних и тех же квартирах, смотрели на разлив Невы, бросали гальку в холодную гладь Финского залива… Бродский уехал из страны в 1972-ом – его, величайшего поэта, попросту вынудили, лишили советского гражданства. Незадолго до этого в 1969 он напишет следующие строки:

То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,


то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.

Да и как не смешать с пьяных глаз, обалдев от мороза,

паровоз с кораблем — все равно не сгоришь от стыда:

как и челн на воде, не оставит на рельсах следа

Строчки оказались для него пророческими. Барышников «дернет отсюдова» через два года после Бродского. В эмиграции они подружатся – два русских американца, гений танца и гений слова. Бродский писал о Барышникове: «Человек потрясающего ума и интуиции. Человек, который — помимо всего прочего! — знает стихов на память гораздо больше, чем я. Это очень странно, но как мы встретились с Мишей я, ей-богу, не могу вспомнить. Но одно могу сказать: он на меня произвел — и производит — колоссальное впечатление. Причем вовсе не своими качествами танцовщика, тем более, что в этой области я специалистом ни в коем роде не являюсь. А прежде всего — своим совершенно невероятным природным интеллектом».

И вот еще: « Хотя, надо сказать, когда я вижу на сцене Барышникова, то это ощущение совершенно потрясающее. Я даже думаю, что это вообще уже даже и не балет — то, чем он занимается.
На мой взгляд, это чистая метафизика тела. Нечто, сильно вырывающееся за рамки балета. Михаил Барышников – это некое умное тело, которое несет в себе целый мир».

Иосиф Бродский посвятил Барышникову несколько стихотворений, среди которых известное каждому «Классический балет есть замок красоты», и чуть менее известное, но, возможно, более сильное «Раньше мы поливали газон из лейки…» Михаил Барышников снимал Бродского на свою фотокамеру, иногда мне кажется, что он сумел поймать в объектив душу поэта. В середине 1980-х годов Барышников и Бродский открыли в Нью-Йорке вместе с Романом Капланом ресторан «Русский Самовар» — теперь уже легендарное место на карте Нью-Йорка, где частенько бывали Растропович, Вишневская, Довлатов, Окуджава, а также Лайза Минелли, Жерар Депардье и многие другие. Бродского не стало в 1996 году – ровно 22 года назад, в ночь с 27 на 28 января. 27 января он позвонил своему другу и поздравил его с Днем Рождения. Барышников был одним из последних людей, с кем разговаривал великий поэт.

В 2015 году вышел моно-спектакль Бродский/Барышников, в котором звучат стихи Нобелевского лауреата Иосифа Бродского в исполнении его друга Михаила Барышникова.

Именно этот спектакль Барышников играет на свой юбилей в Торонто – в городе, где он когда-то обрел Свободу.

От «ПОВОРОТНОГО ПУНКТА» до «СЕКСА В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ»

В кино Барышников так же прекрасен и органичен, как и в балете. Его актерский талант заметили еще в Советском Союзе. В 1971 году Сергей Юрский пригласил молодого танцовщика на роль Педро Ромеро в телеспектакль «Фиеста» по роману Эрнеста Хэмингуэя. Продолжение последовало в Голливуде – первая роль и сразу номинация на Оскар. Фильм назывался «Поворотный пункт» — об артистах американского балета. Очень хороший фильм – красивый, жизненный, немного наивный, без пошлости, с прекрасным актерским составом. Барышников играл русского танцовщика, звезду и любимца публики, его герой под гитару пел песни Высоцкого. Возможно, он и не играл эту роль, а просто проживал отрезок своей реальной жизни на камеру. В американском кино Барышников преимущественно появлялся в русских образах, но это были несколько другие роли, не те, на которые могли рассчитывать наши актеры в Голливуде, где их максимальным приделом являлся злодей из «Бондианы». В каждом из героев есть глубина, индивидуальность, и каждый раз они словно говорят словами самого Барышникова. Так в «Деле Фирмы» его герой Петр Грушенко за рюмкой «Старки» заявляет Джину Хэкмену – «Да, я русский, но не советский». А в культовой сцене из кинофильма «Белые ночи», перед тем самым танцем под «Кони привередливые…» Николай Родченко произносит монолог – и ты понимаешь, что это сам Барышников говорит, о том, как он слушал Высоцкого на полную громкость и танцевал Баланчина и Пети, пока мы об этом в тайне мечтали. А его Александр Петровский из «Секса в Большом Городе»… Впрочем, эту роль сам Михаил Барышников не очень любит. Зато ее любят миллионы женщин во всем мире.

ДРУГИЕ ТАНЦЫ

В чем секрет успеха? Почему одни словно поцелованы фортуной, а другие теряют себя на жизненном пути. Творческая жизнь балетного танцовщика блистательна, но коротка. К сожалению, не все умеют приспособиться к новой реальности, к тому этапу, который приходит после того, как закроется занавес за последним «Дон Кихотом» или «Лебединым». В 1989 году Барышников уходит из ABT, которым руководил 10 лет, уходит он и из классического балета, сосредоточившись на танце модерн и драматическом театре. В 1990-м году он вместе с другим американским хореографом Марком Моррисом основал труппу White Oak Dance Project – проект «Белый дуб» получил свое название от заповедника во Флориде, который принадлежал меценату и главному инвестору труппы Говарду Гилману. Труппа под руководством Барышникова просуществовала 12 лет.

И за это время американский танец модерн получил свое второе рождение. Модернисты всегда были популярны в Америке, но это было абсолютно отдельное направление в танцевальном искусстве, которое развивалось параллельно классике, практически с ней не пересекаясь. Михаил Барышников – танцовщик, воспитанный в классических традициях, исполнивший практически весь лучший репертуар современных хореографов. Специально для него ставили Джером Роббинс, Фредерик Аштон и Ролан Пети. Он словно наложил модернистские формы на свой колоссальный опыт, и, опираясь на классическую основу, современный танец зазвучал абсолютно по-новому. Особое признание получили хореографические моно-спектакли Unspoken Territory Даны Ритц, где Барышников танцует без музыки, Heart Beat, где он исполняет танец под звук биения собственного сердца и балетный спектакль Achilles Heels Ричарда Мова по мотивам Троянского эпоса.

Театральные драматические спектакли с участием Барышникова так же всегда становились знаковым событием – он сыграл на Бродвее, превращался в насекомое из повести Кафки и в Нобелевского лауреата Бунина в спектакле «В Париже», играл в постановке «Человек в футляре» по произведению Антона Павловича Чехова и воплотил на сцене образ Вацлава Нижинского.

ЦЕНТР ИСКУССТВ МИХАИЛА БАРЫШНИКОВА

В 2005 году в деятельности Михаила Барышникова произошел новый поворот – он основал в Нью-Йорке собственный Центр Искусств – три этажа уникального творческого пространства в историческом здании в округе Манхэттен. Это и площадка, и репетиционная база, и креативная лаборатория. Благодаря Центру Барышникова у молодых артистов и независимых трупп появилась возможность репетировать и показывать свои спектакли и постановки широкой публике. Причем деятельность центра не ограничивается танцем, а объединяет множества направлений – музыка, драматический театр, литература… За 12 лет успешной работы Центра искусств сквозь него прошли такие яркие имена, как Кристофер Уилдон, Бенджамин Мильпье, Уильям Форсайт, Гвидон Кремер; состоялись американские гастроли Мастерской Петра Фоменко и Латвийского Национального хора.

И здесь Михаил Барышников в очередной раз явил новые грани своего таланта – как успешный руководитель, продюсер, импресарио… и коллекционер.

За годы жизни на западе он собрал поистине впечатляющую коллекцию живописи, включающую работы Жана Кокто, Натальи Гончаровой, Ильи Репина, театральные эскизы Александра Бенуа… В 2013 году коллекция выставлялась в ГМИИ им. Пушкина. Сам Михаил Барышников на открытие выставки, естественно, не приехал.

БАРЫШНИКОВ в РЕКЛАМЕ

Мир моды просто не мог пройти мимо человека с такой харизмой, пластикой и улыбкой. Михаил Барышников одинаково хорош и в сшитом на заказ смокинге, и потертых джинсах и футболке. Он одинаково хорош на записях, демонстрирующих его сосредоточенность и полную эмоциональную отдачу во время классического урока, и на фотографиях с закрытой вечеринки в легендарной Студии 54. Его с великой радостью снимали культовые фотографы современности – Роберт Уитман, Ричард Аведон, Энни Лейбовиц…

В 2004 году он стал лицом швейцарского часового бренда Movado, а в 2010 году вместе с Энни Лейбовиц участвовал в рекламной кампании Louis Vuitton, пополнив ряды послов Дома, среди которых – Мик Джаггер, семейство Коппола и Михаил Горбачев.

В 2015 Барышников вновь заставил о себе заговорить поколение модных и прогрессивных – снялся в рекламном фильме знаменитой марки Rag & Bone вместе с хип-хоп танцовщиком-виртуозом Лилом Баком.

Говорить о Барышникове можно бесконечно, равно как и смотреть на него. Но все, что мы ни напишем, будет слишком мало в соотношении с его личностью – соизмеримо могли говорить разве что Бродский… и Довлатов.

Поэтому мы закончим здесь и пожелаем Михаилу Барышникову в его юбилей – от нашего журнала, от лица всех балетных и всех русских – огромного счастья, долгих лет жизни, и все так же продолжать радовать и удивлять мир разными гранями его удивительного таланта. Нет, даже не таланта, а гения.

Текст Екатерина Борновицкая

Фото Энни Лейбовиц, М. Сэлиджер

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1422)
  • Симфоническая (535)
  • Фортепианная (383)
  • Камерная (246)

  • Скрипичная (175)
  • Духовная (108)
  • Хоровая (85)
  • Органная (39)
  • Народная (39)
  • Композиторы (1387)
  • Музыкальные жанры и формы (676)
  • Концерт (233)
  • Симфония (166)
  • Соната (105)
  • Вальс (72)
  • Увертюра (67)
  • Ноктюрн (28)
  • Прелюдия (25)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (412)
  • Танцовщики (183)
  • Балетмейстеры (63)
  • Опера (347)
  • Музыканты (333)
  • Пианисты (171)
  • Скрипачи (106)
  • Виолончелисты (36)
  • Вокальное искусство (281)
  • Певцы (264)
  • Музыка и литература (228)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (209)
  • Романс (139)
  • Музыкальная культура народов мира (134)
  • Музыкальные инструменты (131)
  • Дирижёры (125)
  • Музыкальный словарь (88)
  • Музыка и живопись (74)
  • Музыкальные театры мира (61)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (50)
  • Музыкотерапия (49)
  • Оперетта (32)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Михаил Барышников. моменты жизни

Вторник, 28 Января 2014 г. 11:41 + в цитатник

Сегодня одному из самых известных современных танцоров, Михаилу Барышникову, исполняется 66 лет. Мы решили подобрать несколько интересных фото, запечатлевших разные моменты жизни артиста.

Ирина картина маслом: Михаил Барышников

Родился в семье офицера Советской армии в Риге. Среднее образование получил в Рижской средней школе № 22. Заниматься балетом начал в Рижском хореографическом училище у педагога Юриса Капралиса и Валентина Блинова. Учился в одном классе с Александром Годуновым. Продолжил обучение в Ленинградском хореографическом училище в классе Александра Пушкина (у него же ранее учился Рудольф Нуриев

В 1967—1974 годах танцевал в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова.
В 1974 году, во время гастролей в составе труппы Большого театра в Канаде, получив приглашение от своего давнего знакомого Александра Минца в труппу «Американского театра балета», становится «невозвращенцем»
В 1974—1978 в труппе «Американский театр балета» (в 1980—1989 годах директор, балетмейстер и Премьер балета), — оказал существенное влияние на американскую и мировую хореографию.

С 1990 по 2002 год возглавлял труппу «Проект белый дуб» (Флорида), которую он основал вместе с Марком Моррисом.

С 2005 года является художественным руководителем «Центра искусств имени Михаила Барышникова»

Много снимался в кино («Белые ночи» «Поворотный пункт») и на телевидении («Секс в большом городе» и др.), участвовал в драматическом спектакле «Метаморфозы» (1989) на Бродвее.

Многим читателям, особенно молодому поколению, Михаил знаком в первую очередь по роли обаятельного художника русского происхождения Александра Петровского в сериале «Секс в большом городе»

В то время как по словам современных культурологов Михаил Барышников – «танцовщик-премьер (premier danseur) русской школы; виртуозная классическая техника и чистота стиля которого сочетаются в его искусстве с невероятной физической силой, что сделало Барышникова одним из самых знаменитых представителей мужского танца в 20 века». Жизнь этого талантливого и невероятно энергичного человека полна неординарных событий и встреч, и о некоторых из них мы хотим вам рассказать.

Барышников не испытывает ностальгии по России, не собирается возвращаться и принципиально игнорирует предложения посетить страну с гастролями.

У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у него [Бродского]. Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии — точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте. — Интервью обозревателю Русской службой Би-би-си А. Кану

На вопрос другого журналиста — «разве ему не любопытно было бы самому увидеть, как изменилась жизнь со времени его отъезда?» Барышников ответил, что «лучше видно издалека и ты всё понимаешь гораздо лучше, нежели когда там живёшь».

Поэт Иосиф Бродский посвятил Барышникову несколько стихотворений: «Классический балет есть замок красоты…»] (из сборника «Часть речи») и «Раньше мы поливали газон из лейки…» (из книги «Пейзаж с наводнением»).

Михаил Барышников является владельцем ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке, который он открыл вместе с Бродским. Известно, что Барышников вложил в ресторан скопленные деньги с выступлений, а Бродский — Нобелевскую премию по литературе.

Михаил Барышников номинировался на «Оскар» за роль второго плана в картине «Поворотный пункт». Фильм был представлен в одиннадцати номинациях на премию, но не получил ни одной.
В картине «Поворотный пункт» в одной из сцен Михаил Барышников исполняет песню Владимира Высоцкого «Хрустальный Дом».

Снимался в последних сериях последнего сезона сериала «Секс в большом городе» в роли русского художника Александра Петровского, очередного возлюбленного Кэрри Брэдшоу. Кстати, сразу после их сюжетного знакомства, Петровский приглашает знаменитую писательницу в ресторан «Русский самовар» ночью, где предлагает ей множество блюд и чай с вишней, уверяя, что это национальный напиток (после водки, конечно же).
Упомянут в фильме Светланы Басковой «Кокки — Бегущий доктор»

«В Париже» — драматический спектакль (на русском и французском языках) по рассказу И. Бунина. Совместная постановка Центра искусств Барышникова (Baryshnikov Arts Center), Лаборатории Дмитрия Крымова, Фонда содействия развитию культуры «Русский век» и Korjaamo Theater. Режиссёр — Дмитрий Крымов, главные роли исполнили Михаил Барышников (генерал Николай Платоныч) и Анна Синякина (Ольга Александровна). Премьера состоялась 17 августа 2011 года в Хельсинки, затем спектакль был показан в других городах Европы и США

«Старуха» — спектакль в жанре физического театра по одноимённому произведению Даниила Хармса. Совместная работа (постановка, сценография, концепция света) режиссёра Роберта Уилсона и актёров Уиллема Дефо и Михаила Барышникова. Премьера состоялась 4 июля 2013 года на международном фестивале в Манчестере

Его карьера развивалась достаточно успешно и быстро, талант получил признание со стороны коллег, руководства театра и сотен поклонников. Однако в целом в стране, и особенно в ее культурной жизни, началась эпоха застоя – инициативы талантливых людей подавлялись усилиями чиновников, не оставляя им каких-либо перспектив для реализации потенциала. Многие знаменитые артисты и представители творческой интеллигенции, среди которых были и друзья Барышникова, уехали из страны, став так называемыми «невозвращенцами».

По словам его близкого друга Александра Минца, бывшего танцовщика Театра имени Кирова, который к этому времени уже жил на Западе и работал в Американском балетном театре, «решение остаться далось Барышникову нелегко».

Как-то у близкого друга Михаила Иосифа Бродского спросили, что стало бы с артистом, останься он в Союзе. Поэт кратко ответил: «Спился бы»…. На фото: Александр Галич, Галина Вишневская, Михаил Барышников, Мстислав Ростропович, Иосиф Бродский

Уже в конце июля 1974-го года Барышников вышел на американскую сцену вместе с балериной Натальей Макаровой, которая уехала на Запад в 1970 году. Исполняли они “Жизель” на сцене “Метрополитен опера”.

Артисту довелось общаться и дружить с многими яркими, творческими людьми: на фото он запечатлен с Мариной Влади и Владимиром Высоцким в своей нью-йоркской квартире. Фотографировал их Леонид Лубяницкий, их общий друг.

На фото Энни Лейбовиц Михаил Барышников и Роб Бессерер, Грузия, 1990 г

1987 год, Михаил Барышников и 17-летняя Ума Турман на фото Артура Элгерта

Более двадцати лет Михаил женат на бывшей артистке балета Лизе Райнхарт и воспитывает с Лизой троих общих детей

На настоящий момент Михаил Николаевич Барышников является художественным руководителем Центра искусств. Он активно снимается в кино и на телевидении, а в прошлом году даже танцевал партию в балете «Человек в футляре» по одноименному рассказу Чехова. Все проекты с участием этого безмерно талантливого человека становятся яркими событиями в области современной культуры.

А так как у него сегодня праздник, завершаем мы наш рассказ словами: «С днем рождения, маэстро!»

Аловерт Н. Михаил Барышников. Я выбрал свою судьбу. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. — 344 с. — (Звёзды балета).

Красовская В. Михаил Барышников // Профили танца. — СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 1999. — С. 331—352. — 400 с. — (Труды Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой)

Рубрики: Балет/Танцовщики

Метки: искусство балет танцор премьер невозвращенец биография Барышников Михаил

Процитировано 9 раз
Понравилось: 12 пользователям

Мемория. Михаил Барышников

27 января 1948 года родился Михаил Барышников, легендарный артист балета

Личное дело

Михаил Николаевич Барышников (69 лет) родился в семье офицера Советской армии в Риге. Мама с детства приучила сына к театру. Они были очень близки, но когда Михаилу было всего 11 лет она покончила жизнь самоубийством. Среднее образование Барышников получил в Рижской средней школе № 22. Заниматься балетом начал в Рижском хореографическом училище у педагога Юриса Капралиса, где учился в одном классе с Александром Годуновым. Продолжил обучение в Ленинградском хореографическом училище в классе Александра Пушкина (у него же ранее учился Рудольф Нуриев). По окончании училища в 1967 году был принят в Театр оперы и балета им. С. М Кирова. Артистизм и блестящая техника принесли Михаилу Барышникову успех на международных конкурсах балета в Варне (1966) и Москве (1969; золотые медали).

В театре Михаил Барышников исполнил ряд ролей в традиционном репертуаре (Базиль в «Дон Кихоте», Дезире в «Спящей красавице»), выступил первым исполнителем ролей Гамлета (балет К. М. Сергеева, 1970), Адама («Сотворение мира» Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева, 1971).

Карьера молодого танцора развивалась стремительно — если в начале карьеры он получал всего 98 рублей в месяц, то через пять лет — в 1972 году — его зарплата составляла уже 400 рублей. Однако репертуар академического театра не удовлетворял жаждущего творческой свободы танцовщика. В 1974 году, во время гастролей в Канаде, получив приглашение от своего давнего знакомого Александра Минца в труппу «Американского театра балета», Барышников принял решение остаться на Западе и стал «невозвращенцем».

Он переезжает в США, где становится ведущим танцовщиком труппы «Американский театр балета» (1974-78; в 1980-89 годах — руководитель труппы). С 1990 по 2002 год возглавлял труппу «Проект белый дуб» (Флорида), которую основал вместе с Марком Моррисом.

С 2005 года является художественным руководителем «Центра искусств имени Михаила Барышникова». Встречался с актрисой Джессикой Лэнг, в 1981 году у них родилась дочь Александра. Сейчас его спутницей жизни является бывшая артистка балета Лиза Райнхарт, у них трое детей: сын Питер и дочери Анна и София.

В последнее время Михаил Барышников и режиссер Роберт Уилсон выпустили постановку по дневникам Вацлава Нижинского с названием «Письмо человеку». Это шоу для одного исполнителя — самого Барышникова — было впервые показано на фестивале в Сполето в Италии в июле 2015 года.

Чем знаменит

Михаил Барышников — легенда советского балета, звезда первой величины на театральном небосклоне, танцовщик, ставший кумиром сперва Советского Союза, а потом и Америки. Сергей Довлатов писал о его славе: «. Я зашел в хозяйственную лавку около Квинс-бульвара в Нью-Йорке. И увидел на стене громадный портрет Михаила Барышникова. Одно изображение, без подписи. И вдруг я понял, что такое слава! Что такое настоящая мировая известность. Я думаю, слава — это когда твое изображение можно повесить в хозяйственной лавке. И быть уверенным, что всем оно знакомо. И что удивленных взглядов не будет. Не в фойе оперного театра. Не в редакции модного журнала. А именно — в хозяйственной лавке. »

Творческий репертуар Барышникова отличается широтой диапазона — от старинной хореографии до новейших экспериментов в области американского танца «модерн» и «постмодерн»; многие балеты и номера создавались специально для него.

Михаил Барышников танцевал в постановках Дж. Баланчина, Дж. Роббинса («Другие танцы», музыка Ф. Шопена, 1976; «Опус 19», музыка Сергея Сергеевича Прокофьева, 1979) Ф. Аштона («Месяц в деревне», музыка Петра Ильича Чайковского, 1985), Р. Пети («Пиковая дама», музыка П. И. Чайковского, 1978), Дж. Ноймайера («Гамлет: сопутствующие», музыка А. Копленда, 1976), А. Эйли («Па Дюка», музыка Дюка Эллингтона, 1976), а также К. Макмиллана , М. Грэхем, Дж. Батлера, Э. Фелда, Чу Сан Го и многих других.

Барышников оказал большое влияние на американскую хореографию. Будучи руководителем труппы «Американского театра балета», он обогатил репертуар постановками классических спектаклей, знакомых ему по России, а также экспериментальными работами, к которым всегда тянулся. Интерес Барышникова к новейшим течениям в хореографии способствовал росту авторитета многих балетмейстеров. Особенно плодотворно он работал с хореографом Туайлой Тарп: «От пробы к делу» (музыка Йозефа Гайдна, 1976), «Маленький балет» (музыка Александра Глазунова, 1983), «Сюита Синатры» (музыка Ф. Синатры, 1984) и другие.

Немалую роль Михаила Барышников сыграл в становлении американского театр «модерн». По словам балетного фотографа и критика Нины Аловерт, «до прихода Барышникова в театр модерн эти знаменитые шестидесятники считали, что они взяли человека с улицы, и он может танцевать». Демократический танец театра модерн противопоставлялся профессиональному классическому балету, который требует многих лет обучения. А Барышников начал приглашать модернистов, в частности Марка Мориса, к себе в труппу, когда руководил Американским балетным театром, где были профессионально подготовленные танцовщики. «А уж когда они получили в свои руки такого экстра профессионального великого танцовщика, то они, конечно, поменяли свою точку зрения, — говорит Аловерт. — У них, между прочим, сейчас в труппе не классически образованные танцовщики, но это уже танцовщики, которые много чего умеют делать».

Барышников, по словам Нины Аловерт, довольно долго привыкал к модерну. «Это все-таки совершенно другое искусство, очень не похожее на классический балет для людей, привыкших к классическому балету». Но когда привык, полюбил его и «стал считать, что это такое же искусство, как искусство балета».

О чем надо знать

Стремясь расширить свой репертуар, Михаил Барышников обращался и к другим видам творчества: играл в драматических спектаклях, выступал на телевидении, снимался в кино. В числе фильмов с его участием — «Поворотный момент» (1977), «Белые ночи» (1985), «Кабинет доктора Рамиреса» (1991). В последнем фильме 2014 года — «Джек Райан: Теория хаоса» — он сыграл роль министра Внутренних Дел России Сорокина.

В драматическом театре Барышников, помимо «Письма человеку», выступал в спектакле по мотивам Франца Кафки «Метаморфозы» (1989), в спектакле «В Париже» (на русском и французском языках) по рассказу Ивана Бунина, в главной роли генерала Николая Платоныча (2011 год, режиссер Дмитрий Крымов), в спектакле в жанре физического театра «Старуха» по одноименному произведению Даниила Хармса (2013 год).

При этом сам Барышников достаточно трезво оценивает свои актерские способности: «Мне хватает ума понять, что моя пластика и мой опыт танцовщика могут скрыть мои дефекты как драматического актера. Кто знает, когда-нибудь, быть может, я наберусь сил и наглости и решусь сыграть что-нибудь из Тургенева, Лескова, Достоевского или Гоголя в настоящем традиционном драматическом спектакле. Это был бы для меня серьезный шаг, к которому я пока еще определенно не готов. Для этого нужен и соответствующий режиссер калибра Льва Додина, например. Или же современная западная пьеса и состав сильных крупных актеров — да, я мечтаю об этом. И если наберусь сил, и огонь во мне не погаснет, то я, пожалуй, решусь».

А с недавних пор Михаил Барышников получил известность еще и как фотограф. В лондонской галерее прошла его персональная фотовыставка под названием Dancing Away.

Прямая речь

«Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии — точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте», — Михаил Барышников.

«Что было бы с Барышниковым, если бы он остался в России?», — спросили как-то Иосифа Бродского, с которым Миша был очень дружен. «Он бы спился», — ответил Бродский», — Нина Аловерт.

…Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,

Барышникова зреть. Талант его не стерся!

Усилие ноги и судорога торса

с вращением вкруг собственной оси

рождают тот полет, которого душа

как в девках заждалась, готовая озлиться!

А что насчет того, где выйдет приземлиться, —

земля везде тверда; рекомендую США.

(Иосиф Бродский. «Классический балет есть замок красоты. », 1976 г.)

5 фактов о Михаиле Барышникове:

  • Поэт Иосиф Бродский, с которым Барышников был очень дружен, называл его «Мышь». Бродский посвятил Барышникову стихотворения «Классический балет есть замок красоты…» и «Раньше мы поливали газон из лейки…». Вместе они открыли в Нью-Йорке знаменитый ресторан «Русский самовар». Барышников вложил в ресторан скопленные деньги с выступлений, а Бродский — часть Нобелевской премии по литературе.
  • Михаил Барышников номинировался на «Оскар» за роль второго плана в картине «Поворотный пункт». Фильм был представлен на премию сразу в одиннадцати номинациях, но не получил ни одной награды.
  • В картине «Поворотный пункт» в одной из сцен Михаил Барышников исполняет песню Владимира Высоцкого «Дом хрустальный», а в картине «Белые ночи» танцует под песню «Кони привередливые».
  • Барышников снимался в последних сериях последнего сезона сериала «Секс в большом городе» в роли русского художника Александра Петровского, очередного возлюбленного Кэрри Брэдшоу.
  • Балетный фотограф и критик Нина Аловерт создала редкую фотолетопись Барышникова, начиная с его первого выступления на выпускном концерте в Ленинградском хореографическом училище, и выпустила о нем книгу «Михаил Барышников. Я выбрал свою судьбу».

Материалы о Михаиле Барышникове

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль