Мифы о воспитании детей — воспитание ребенка, полезная еда, развод, алкоголизм, ранее развитие


Содержание

Мифы о детском питании

Рейтинг статьи:

Внимание! Все материалы на сайте имеют рекомендательный характер. Обязательно консультируйтесь с лечащим врачом

1. ПИТАНИЕ МАЛЫША.

Питание малыша — неисчерпаемая тема. Правда, она обросла множеством досужих домыслов, которые мешают составить правильный рацион для крохи и кормить его без ущерба для здоровья.

Как правильно кормить малыша? Сколько мамочек, столько и мнений. Некоторые суждения совершенно не совпадают с медицинскими рекомендациями и, что греха таить, со здравым смыслом. Однако эти мифы удивительно живучи. Попробуем их развенчать.

2. Миф 1. ПОЛНОТА-ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ.

— Чем вы кормите своего здоровячка? Какой полненький! Щечки, как яблочки, буквально выкатываются из-под шапочки! Не то. что моя худышка.
— Да, бабушка на него не нарадуется. А врач нашим Илюшей недовольна, говорит, что он рыхлый, и вес избыточный. А щечки „окрасил» диатез.
Оказалось, что «здоровяк» — большой любитель бабушкиных блинчиков и печенья. О конфетках и говорить нечего. Кашу признает только с изюмом. Любит и вермишель, с ней он может и фрикадельку скушать, хотя до мяса не охотник. Сладкие компотики и соки из пачки обожает, а вот с овощами и фруктами — проблема. Хотя малыш приятно полненький, на вид крепыш, но болеет часто, легко простужается.
• Для роста клеток организма требуются полноценные белки, витамины, минеральные вещества. От пережаренной, мучной и переслащенной пищи увеличиваются в размерах (растут) в основном жировые включения в клетках, сдавливают сами клеточки, нарушают обмен веществ в них, мешая им работать.

• Со временем на таком питании у ребенка часть клеток превращается в бесполезные раздутые жировые шарики, начинается жировое перерождение печени. Избыточный вес в раннем детстве способствует формированию и размножению также и жировых клеток, которые потом будут накапливать и удерживать жиры, не давая им распадаться и „идти в работу», на энергетические затраты.

К этому приводит перекармливание ребенка или преобладание в его пищевом рационе мучного и сладкого при нехватке белков, клетчатки, минеральных веществ, витаминов и микроэлементов. К избыточному весу присоединяется и снижение двигательной активности. Попробуй-ка порезвись в таком плотном жировом скафандре!

3. Миф 2. КРОХА ДОЛЖЕН СЪЕДАТЬ ВСЕ, ЧТО ПОЛОЖЕНО ПО ВОЗРАСТУ.

— Я всегда прислушиваюсь к рекомендациям врача и точно выясняю, сколько граммов в день должен съедать мой 8-месячный малыш каши, овощей, мяса и других продуктов.
— А как быть, если он должен съедать, например, каши 150 мл, а сегодня осилил только 90 мл?
— Уж я постараюсь скормить ребенку все, что положено по норме, чтобы его организм ни в чем не ощутил недостатка. И сказ-
ки идут в ход, и игрушки. Надо—значит, надо!
Действительно, существуют рекомендации о суточном наборе и количестве продуктов в соответствии с возрастом ребенка. Ими руководствуются детские сады и лечебно-оздоровительные учреждения. Но нормы эти ориентировочные. Ежедневно соблюдать их, да еще с точностью до грамма, не следует. Сегодня ребенок может скушать только 80 г овощного пюре или каши.
Не надо тревожиться и заставлять его неукоснительно „выполнять нормы» — завтра или послезавтра доберет.
• Принуждать ребенка съедать больше, чем он хочет, вредно не только потому, что такое кормление вызывает протест, а иногда и рвоту, но и может надолго отбить аппетит.

• Работа системы пищеварения — сложный процесс, и сбивать его недопустимо.

Выработка слюны, желудочного сока и пищеварительных ферментов начинается, когда кроха только видит кушанье, чувствует аромат.

Это может быть сладкое душистое яблоко, творожный подрумяненный пудинг, а может быть и селедочный паштет, украшенный рубленым яйцом.
• Малыш берет любимое блюдо в рот, разжевывает, а там уже наготове слюна, которая пропитывает, обрабатывает вкусный кусочек. В желудок еда поступает уже в виде массы, подготовленной к встрече с желудочным соком. Затем — в тонкий кишечник, куда уже поступили пищеварительные ферменты и поступает желчь в том составе и количестве, которое нужно для переваривания и усвоения именно этой пищи. Так что ни один полезный нутриент не пропадет, все в лучшем виде всосется в кровь и будет работать в организме.
• Если же принудить ребенка съесть еще немного, когда он уже сыт, или кормить, когда он еще не голоден, то выработки слюны не будет, желудочный сок будет уже „задействован» пищевой массой, поступившей ранее, и выделение пищеварительных ферментов и желчи нару-
шается. В следующие отделы кишечника пища поступает как бы необработанной, недостаточно переваренной для усвоения и всасывания и начинает раздражать слизистую кишечника продуктами брожения и гниения и вызывая повышенное газообразование.
• Нерасщепленные до нужной степени вещества пищи могут вызывать аллергические реакции.
• Так нужны ли мамочкам количественные нормы питания ребенка? Нужны, но лишь как приблизительный ориентир. Лучше учитывать недельные, а не суточные нормативы. Скажем, творога нужно 220-230 г в неделю. На это и настройтесь. Сегодня ребенок с удовольствием скушал 50 г творога, завтра — только 30 г, потом — 60 г. Можно дать творог раз или два в неделю, в остальные дни заменив его рыбной котлетой или другим белковым блюдом.

• Главное — не ставьте задачу дать ребенку каждый раз дневную норму или накормить его любой ценой и любой едой, „чтобы он хоть что-то скушал». В этом случае идет в ход и так называемое детское печенье едва ли не с 7 месяцев, и паштет промышленного производства, а то и сосиски, запиваемые переслащенными соками из концентратов.

4. Миф З. ЧТО МАЛЫШУ ПО ВКУСУ, ТО И ХОРОШО.

— Я для своей девочки все готовлю сама. Читаю журналы и книги о питании. Кушает она, правда, маловато и без особого аппетита, но здоровенькая и развивается хорошо.
— Я тоже доверяю медицинским рекомендациям, но свекровь не убедишь. То накормит двухлетнего малыша блинами со сгущенкой, то кусочек колбаски даст. А сынок и рад, еще просит. Будет ли он потом есть паровую котлету с овощами?!
• Стремясь побаловать внуков „вкусненьким и сладеньким», сердобольные бабушки в качестве доказательства приводят сомнительные доводы: „Я своих детей не мучила протертой преснятиной. Годика не было, а они у меня уже и суп с консервированной горбушей ели, и огурчик соленый давала помусолить. Ели все за и, слава богу, выросли».
Но ведь детям надо не только вырасти, но и жить дальше, и дожить до старости, сохранив здоровье.

• Наукой точно доказан вред раннего приобщения ребенка к подсоленной пище и даже раннего включения в рацион коровьего молока (содержание соли в нем высоко). Это создает склонность к повышению артериального давления после 40 лет, к нарушениям водно-солевого обмена и, соответственно, к раннему образованию морщин на лице. Баловство со „сладеньким» ведет к стойкому избытку жировой ткани и избыточному весу, а также к стойкому нарушению жирового и углеводного обмена, а со временем и к заболеванию сахарным диабетом.

• Раннее приобщение к кетчупам и горчичке неизменно приведет к хроническому гастриту, а включение в рацион ребенка жареной картошечки, сырковой массы, мороженого и сдобочек чревато дисфункциями билиарного тракта (диски-незией желчевыводящих путей) уже в детстве. А там один шаг до холецистита и хронического панкреатита.

5. Миф 4. ВКУСЫ — ВЕЩЬ ВРОЖДЕННАЯ, ИХ НЕ ИЗМЕНИШЬ.

— Что же делать, — растерянно обращается к подружкам молоденькая мамочка, — если у моего непоседы вкус такой?Когдавидит колбаску, чипсы или ветчину, тут же просит, даже трясется весь. Не впихивать же в него силой овощи, творог и кефир!» — Наверное, он у тебя в папочку пошел. Тот тоже все с пакетиком чипсов ходит и ветчинку копченую обожает. От наследственности — никуда.

В самом деле, откуда у крохи такой вкус? Не обусловлен ли он генетически? Ученые провели интересный эксперимент: ставили на стол (поочередно) перед проголодавшимися детьми 8-месячного возраста блюдца с различными овощными пюре: красным морковным, зеленоватым из брокколи, белым из цветной капусты, бордовым из свеклы, ярко-зеленым из свежего молодого горошка, темно-серым из печеных яблок. Каждый ребенок с присущим ему любопытством рассматривал и трогал то одно, то другое пюре, брал руками и отправлял в ротик. Начинали детки с самых ярких блюд. Перепробовав почти все блюда, некоторые дети отдавали предпочтение одному из них, другие — двум или более, но никто из детей не отказался от пробы.
• Пристрастие к соленому, копченому и жареному вредно, а неумеренное потребление сладкого даже сродни тяге к алкоголю и табаку. Если вы никогда не держали сигарету в руках, вам курить не захочется. Если никогда не пробовали, скажем, устриц или трюфелей, вы к ним и не пристраститесь.
Но речь не об устрицах, а о воспитании вкуса к здоровой пище. И начинается оно рано, с первого прикорма.

Практика показывает: те блюда или продукты, с которыми человек познакомился еще ребенком, он будет охотно есть и потом, став взрослым.

Вкус к той или иной пище воспитывается в семье, перенимается от взрослых. Но с самого начала, с 14-15 месяцев, дети приобщаются к новым кушаньям по-разному, бывают и проблемы.
• Ребенку генетически присуща здоровая настороженность ко всему новому. Британские ученые утверждают: „Возможно, вам придется предлагать малышу новое блюдо 8-10 раз, прежде чем он согласится его есть, а потом привыкнет и, возможно, даже полюбит его. Давайте новое блюдо крошечными порциями — и не сдавайтесь!»
• Не сдавайтесь — означает: будьте терпеливы и настойчивы, но не навязчивы, то есть „не впихивайте» в ребенка пищу, даже очень полезную, приготовленную с большим трудом. Чтобы не было обидно за напрасно потраченное время, на первых порах рационально замораживать свежеприготовленные пюре, ведь малыш сначала только пробует пищу и съедает совсем мало. Используйте баночки из пластика, выдерживающего замораживание, или ячейки для пищевого льда. Приготовьте пюре, быстро охладите его и поместите в тару, проставив дату заморозки. Пюре из фруктов и овощей можно хранить в морозильнике до 6 месяцев, мясо и рыбу — 3 месяца, а пищу с добавлением молока — 2 месяца. Конечно, лучше пишу так долго не хранить. Температура в морозильной камере должна быть не выше минус 17 °С. Разогревайте замороженное блюдо на водяной бане, чтобы пища прогрелась равномерно и только до температуры чуть выше комнатной.

6. МИФ 5. НАДО РАНЬШЕ ПРИОБЩАТЬ К ВЗРОСЛОЙ ПИЩЕ.

— Это тоже не дело, — возражает сторонница научного вскармливания, бабушка двух пятилетних близнецов.
— Вашему ребенку третий год, а вы его все еще кормите „на особицу», только с рынка и все готовите сами. Мои в этом возрасте и сардельки с кетчупом за милую душу ели вместе с нами, и макароны с крабовыми палочками. Живя в городе, лучше привыкать с детства к такому питанию. Ведь приучают же детей к обливанию холодной водой, чтобы привыкали к холоду и потом не простужались.
Как ни странно, такое мнение широко распространено среди горожан, особенно пожилых. С тем, что до года ребенку нужна особая еда, согласны почти все, в этом розовом возрасте всем очевидны проблемы с пережевыванием пищи. Но к полутора-двум годам — за общий стол! К сосискам и полуфабрикатам! Пусть извинят меня сторонники раннего приобщения к „городской» пище, но это напоминает притчу о том, как цыган лошадь „закалял», приучая к голодному рациону, и чем это закончилось.
• Привыкнуть и „закалить» организм к пищевым эрзацам, к неизбежным пищевым добавкам, вредным для малышей, невозможно. Детский организм еще только развивается, созревает, его органы и системы очень уязвимы и приспособлены усваивать только ту пищу, которая предназначена ему природой в этом возрасте.
• Клетки детской печени еще не могут обезвредить все консерванты, коптильные препараты, красители и „увкуснители», без которых не может обойтись пищевая промышленность.

• Если не использовать консерванты, приходится применять высокотемпературную обработку пищевых продуктов, при которой не только разрушаются многие необходимые нутриент ы, но иногда еще образуются новые соединения, нежелательные для детей.

• Оладушки, жареная картошка и прочие жареные продукты предъявляют высокие требования к пищеварительным ферментам и предельно напрягают всю систему пищеварения.
• Если вы хотите „побаловать» малыша жареным, знайте, что от этого могут в той или иной степени пострадать клетки печени и желчевыво-дящая система, а также поджелудочная железа ребенка. У каждого человека и даже у отдельно взятого органа своя, индивидуальная выносливость к вредным воздействиям. Стоит ли рисковать и испытывать организм своего ребенка на прочность?
• Соления и консервы, помимо прочих добавок, содержат много поваренной соли. В больших дозах она служит хорошим консервантом, но для детей, особенно до полутора-двух лет, неприемлема. Соль вызывает нарушения водно-солевого обмена, способствует развитию гипертонии и нарушениям со стороны почек. Женское молоко содержит очень мало соли по сравнению с молоком животных. Потому грудное вскармливание создает защиту от развития гипертонической болезни на протяжение всей жизни человека. Искусственное вскармливание и раннее включение в рацион коровьего молока эту защиту ослабляет, создает предрасположенность к развитию гипертонической болезни после 40 лет.
• Вообще-то взрослым тоже нужно здоровое питание, им тоже не на пользу слишком соленая, жареная и копченая пища и избыток сладкого. И они, в противоположность детям, отлично знают, что мясо полезнее колбасы и сосисок, свежая рыба полезнее копченой, а крабы полезнее крабовых палочек, в которых есть что угодно, только не крабы.
• Но производители готовых к употреблению продуктов могут не опасаться падения спроса на свои изделия. Люди склонны выбирать не то, что полезно, а то, что вкусно и удобно, что не требует затрат времени и сил.

• Правда, не все поддаются соблазнам. Есть множество горожан, на стол которых попадают только натуральные, полезные продукты. Практика показывает, что только в таких семьях можно воспитать у детей вкус к здоровой пище.

Дети воспринимают не словесные внушения, а стиль жизни и питания. Вспомним пословицу „Одна хорошая привычка стоит десяти хороших принципов».

И еще одно пережившее века утверждение: „Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Адекватные мамы и папы желают своим детям только добра и светлой счастливой судьбы. Надо лишь понять, что для этого, прежде всего, стоит воспитать вкус и привычку к здоровой пище и здоровому образу жизни.

Мифы о воспитании детей

Мифы о воспитании детей

Статью подготовила: педагог-психолог Королёва М.В. ( по материалам книги И. Млодик)

«Сколько человека ни воспитывай,
он все равно хочет жить хорошо»
Борис Замятин

Почему я пишу о мифах. Мифы – это то, что остается даже тогда, когда проходит не просто время, проходят времена. Все меняется вокруг, но нечто остается неизменным, несмотря на то, что все вокруг уже давно изменилось. Это нечто неизменное и далеко не всегда помогающее жить в современном мире я называю «мифами» — крепко живущими в сознании представлениями о том, что уже давно не так, а может, никогда и не было именно так, просто казалось и почему-то верилось.

Миф 1. Детей надо воспитывать
Сей миф столь устойчив и незыблем в сознании многих родителей, что даже страшновато посягать на его разоблачение. Однако именно он, как мне кажется, как никакой другой, мешает счастливому детству и радостному родительству.
Под воспитанием чаще всего понимается «говорить, как правильно надо поступать», «учить жить», «прививать правила и нормы», «объяснять что хорошо, а что плохо», «научить подчинятся», «наказывать за неподчинение», «контролировать и оценивать». Многие родители убеждены, что без вышеперечисленных действий их ребенок никогда не сможет вырасти, развиться и стать «хорошим человеком». К тому же они опираются на опыт собственных родителей: «меня же воспитывали, вот и вырос, вполне всем доволен». И, правда, вырос, только невозможно проверить, кем мог бы стать, если б не воспитывали, а просто любили.
Я убеждена, что для того, чтобы вырос счастливый и «хороший» взрослый вполне достаточно родительской любви, подлинного интереса и участия в жизни маленького человека, а также модель счастливой жизни самих родителей, с которой ребенок мог бы брать пример.

Если вы каждый день говорите ребенку, что надо уважать старших, а при этом весьма непочтительно разговариваете по телефону с собственной матерью или тещей, то, скорее всего, уважение «привить» вам вряд ли удастся. Если вы даете подзатыльник вашему маленькому сыну со словами: «больше никогда не обижай маленьких», то не стоит ожидать, что сын прислушается именно к словам, а не к полученной только что затрещине.

Дети воспитываются не на словах, которые рассудительный родитель пытается вбить им в голову, а на моделях. Таким образом, если вы хотите вырастить «хорошего» ребенка, будьте хорошими сами. Хотите, чтобы он был счастлив, задайте себе вопрос: «счастлив ли я?» и ответьте себе на него честно. А потом уж можно взяться за воспитание… желательно самого себя.

Миф 2. Дети – это «недоразвитая копия взрослого»
Часто взрослым кажется, что только потому, что ребенок маленького роста и не умеет делать некоторые из тех вещей, что умеют взрослые, то поэтому он всего лишь «недоделанный взрослый», которого просто нужно «доделать», желательно наилучшим способом.

На самом деле ребенок – это человек, который также тревожится или злится, боится или любит, также сильно и также часто, как любой взрослый. Он, действительно, еще не знает столько «важной» информации о высшей математике или политическом положении стран третьего мира, но его внутренний мир наполнен не менее «важными» событиями: солнечный зайчик на стене, радужные разводы в лужах, улыбка соседского мальчишки, туннели в сугробах, интересные камушки и прутики. Из всего этого создается простой и гармоничный мир, где много интересного и всегда может произойти все, что угодно.

Ребенок пока еще знает, кто он такой и зачем он здесь, в этом мире. Он не всегда может рассказать, но знает. И потому он еще знает, чего он хочет прямо сейчас. И для него «сейчас» очень важно, потому что будущего почти не существует. Школа – это, когда я стану взрослым. В институте – я буду уже старым, после института – столько не живут… Поэтому наивный родительский аргумент «в будущем тебе это пригодится» — не работает, будущего не существует.

Ребенок может удивляться, быстро развиваться, безудержно фантазировать, быть уверенным, что в жизни возможно все, чувствовать и понимать, кто он такой, радоваться потому, что просто живет. Все это (а это не так уж и мало) совершенно не умеют многие очень взрослые и очень умные люди.
Поэтому дети – не маленькие взрослые, они просто другие, в чем-то более чувствительные, здоровые и мудрые, чем взрослые, которыми они всегда успеют стать.

Миф 3. Детей надо непременно постоянно контролировать
В основе этого мифа, как правило, лежит родительская тревога и неверие в позитивную структуру ребенка, в его способность управлять собой и окружающим миром. В способность, которая природой была заложена для того, чтобы дети росли и развивались, чтобы человек сохранился и выжил как биологический вид. Надо сильно покалечить психику здорового ребенка, чтобы в нем нарушилась естественная программа самосохранения, и он направленно нанес себе вред. Но если с младенчества контролировать ребенка и предупреждать его о любой опасности, он, конечно, отучиться делать это сам и передаст эту функцию родителям, которых однажды может не оказаться рядом. и тогда неприятное происшествие вполне возможно. Что, к сожалению, только укрепит родителей в необходимости дальнейшего контроля, а на самом деле у ребенка просто не было шанса этому научиться и взять часть контроля на себя.

К тому же каждому ребенку очень важно уметь не только желать чего-то, но и научиться взаимодействовать со средой по поводу удовлетворения своего желания. Это очень важный навык, который в будущей счастливой жизни ему совершенно необходим. Все это может произойти, только если часть контроля будет у самого ребенка.

Как правило, если малыша тотально не контролировать, то он начнет контролировать самого себя. Пока это делает кто-то извне, самому ребенку браться за это дело нет никакого смысла, а иногда просто трудно выиграть в этой войне за контроль, ведь «бой» идет с заведомо более сильным противником. К тому же в этой войне на самом деле победителей не будет.

Миф 4. Детей обязательно усиленно развивать
Это то, чем сейчас озабочена не одна молодая семья. Многие мамы имеют счастливую возможность быть дома со своими малышами и уделять им много внимания. Поэтому очень часто в их головах присутствует беспокойная мысль «достаточно ли я делаю для его развития». И часто, исходя из веяний моды или собственных нереализованных амбиций, совсем маленькому ребенку из лучших побуждений мамой предлагается усиленная программа по его развитию. И это замечательно, важно только знать, что в силу возрастных особенностей у ребенка есть время для того, чтобы развивать восприятие, и совсем другое время – для развития логики и произвольности (умения заниматься тем, что не очень интересно). Один возраст, когда полезно только много играть, щупать, кусать, смотреть. И совсем другой возраст, когда полезно считать и заучивать наизусть.

В нашей стране, вероятно, из-за сверхценности образования, ранее развитие «ума» или интеллекта у ребенка возводится в абсолют. В результате чего у детей и логика не развивается в нужном объеме, и другие психические процессы отстают из-за того, что им в своем развитии совсем не было места.

Если ребенку предоставлять широкие возможности для удовлетворения своего естественного интереса к жизни и окружающему, то он начнет прекрасно развиваться по заложенной в нем самой природой программе. Когда придет пора, он захочет и начнет учиться читать, рисовать, решать. Важно только поддерживать в нем этот интерес: покупать игрушки, книги, краски, интересоваться, записывать в хорошие кружки и секции к тем учителям, которые любят детей, а не свою учительскую позицию.

Миф 5. Ребенку вредно делать, что захочет
Нас всех воспитывали в эпоху развития в нашей стране коллективистской культуры, когда коллективные ценности были априори выше индивидуальных. «Раньше думай о Родине, а потом о себе!»- лозунг тех времен был призван удерживать нас всех в рамках той коммунистической идеологии. И потому «думать о себе» было не только весьма зазорно, но даже опасно. Мы все выросли с большим словом «НАДО» за плечами. Оно «загибало» наши крылья, чтобы мы не могли взлететь, быть свободными и счастливыми, что так совпадало с политикой партии, заботливо направляющей наши силы на борьбу с империализмом, который продолжал загнивать, упорно «думая о себе».

Некоторые родители так и говорят, очень тревожась за своих детей: «Если он будет делать только то, что ХОЧЕТ, он не станет делать то, что НАДО». Некоторые из них не знают, что произвольность как психическая функция обычно появляется у детей к 6-7 годам, и развивать ее раньше бессмысленно и, пожалуй, вредно. Что чем больше в жизни ребенка будет возможностей делать что-то из своего желания, а не долженствования, тем успешнее он будет в том, что выбрал сам. Что даже тогда, когда возраст произвольности уже наступил, делать то, что НАДО гораздо легче, если потом или до того есть время и место для того, что ХОЧЕТСЯ. Потому что наши желания – это большая часть нас самих, а, удовлетворяя свои истинные, подлинные желания мы обретаем смысл и энергию на то, чтобы жить дальше.

Именно поэтому человек, живущий только НАДО, часто психически истощен, грустен и депрессивен. Он не может желать, а значит, живет не совсем своей жизнью. Живет для того, чтобы быть исполнителем чьей-то, вполне возможно, весьма «доброй» воли.

Миф 6. На детей нельзя кричать
Почему-то считается, что ребенок хрупок не только телесно, но и эмоционально. Тревожным взрослым часто кажется, что ребенок не в силах вынести чьих-то сильных эмоций и переживаний. Конечно, как любому человеку, ребенку совершенно не полезно жить в атмосфере «постоянно бушующих бурь». Постоянно воздействующий на ребенка стресс совсем не помогает ему развиваться и радоваться жизни. Но ограждать ребенка от любых стрессов – не лучшая родительская стратегия. Ребенку важно сталкиваться со всем спектром человеческих эмоций, в том числе и с теми, которые считаются в народе «негативными»: с гневом, который будет ему сигналом о том, что происходит что-то «не то», с грустью или обидой, когда мама уходит и это, действительно, очень грустно, с болью разочарования, горем потери. В детстве при поддержке любящих родителей пережить их будет проще, а опыт обращения с этими не всегда приятными эмоциями останется и поможет ребенку справляться с ними в дальнейшем.
Будучи родителями, мне кажется, важно давать себе право на адекватное проявление эмоций, тогда и у ребенка будет возможность получения такого же права на собственную здоровую эмоцию.

Кричать, если вы очень злитесь – естественно. Важно только понимать, что при этом разозлившийся ребенок имеет такое же естественное право на крик.

Миф 7. О плохих родителях
Если посмотреть глазами инопланетянина на то, как живут вместе дети и их родители, то иногда может сложиться впечатление, что они ненавидят друг друга или, во всяком случае, плохо переносят взаимное существование. Может показаться, что постоянно приносят друг другу неприятности и разочарования, что не понимают, врут, часто раздражаются и намеренно делают жизнь друг друга совершенно невыносимой.

Инопланетянину пришлось бы долго объяснять, что на самом деле, это – любовь. Что на самом деле они любят друг друга, как умеют, и вообще стараются все делать «как лучше». Что у этих родителей когда-то тоже были родители, которые тоже их воспитывали и тоже любили и старались. Что многие дети ни за какие сокровища мира не поменяли бы своих родителей на каких-то других. А родители, пока в своем уме и трезвой памяти, не отказались бы от детей. Что плохих родителей нет, есть тревожные, запутавшиеся, волнующиеся, любящие, ошибающиеся. Но плохих нет. Это миф, возникает в голове тех, кто, неодобрительно глядя вслед молодой растерянной мамаше, точно знает, как надо воспитывать ее уникального и неповторимого ребенка и совершенно не сомневается.

На самом деле:
Дети мудры, талантливы и способны вырасти счастливыми.
Они, как и все люди на Земле хотят чувствовать безопасность, быть любимыми, получить признание, стать тем, кем могут стать только они.
Дети пришли в это мир не для того, чтобы соответствовать нашим ожиданиям и воплощать наши желания, а для того чтобы реализовать свои.
Все они хотят совершить свои ошибки и прожить свою жизнь.
Родители любят своих детей так, как умеют, но им часто кажется, что этого мало и вместо того, чтобы продолжать любить, они начинают их воспитывать.

Мифы XXI века о воспитании ребенка

Многие женщины жалуются, что, когда они становятся мамами, им постоянно приходится бороться со стереотипами бабушек по вопросам воспитания и ухода за ребенком. Непросто бывает убедить их не кутать малыша в одеяло, когда ему и так тепло, не сюсюкать вместо того, чтобы разговаривать по-человечески, не заставлять кушать за двоих, не утешать конфетами. Новое поколение осознало ошибки своих родителей и постаралось их исправить. Однако мы сами не заметили, как создали собственные стереотипы. Поговорим о них в этой статье.

Когда я стала мамой, начала бороться с бабушкиными стереотипами о воспитании и уходе за малышом. Ох, как трудно было убедить не кутать ребенка, не заменять человеческие слова лялечными, не утешать конфеткой, не докармливать «за маму, за папу»… Отринув все старое, наше с вами поколение и не заметило, что породило новые стереотипы! Вот лишь некоторые из них.

Стереотип №1. «Мой ребенок — будущий гений»

Никто из родителей не хочет, чтобы их ребенок отставал от своих сверстников и испытывал трудности с обучением, общением с людьми. Страх за будущее ребенка заставляет современных мам пичкать детей знаниями с самого раннего возраста. В результате детей пытаются обучать иностранным языкам, с года уже начинается чтение, а чуть позже малыша отдают на разные секции.

В магазинах и интернете сейчас можно найти всевозможные пособия и энциклопедии по воспитанию вундеркиндов, которые только подстегивают маниакальное желание современных мам быстрее развить интеллект малыша. Создаются форумы, на которых родители делятся успехами — у одних двухлетние сыновья уже читают наизусть стихи выдающихся поэтов, у других годовалые дочки говорят первые слова на английском. А еще повсеместно открываются садики с ранним обучением, в которых предлагается насыщенная программа.

Стремление обеспечить благополучное будущее для ребенка похвально. Однако специалисты предупреждают: чрезмерные нагрузки в раннем возрасте провоцируют общесоматические болезни, неврозы и часто даже убивают мотивацию к дальнейшему обучению. Родителям важно понять: ребенок должен играть и получать все радости детства, а для познания наук у него еще будет достаточно времени.

Распространенные заблуждения родителей

Стараясь ускорить развитие малыша, родители ошибочно полагают, что:

  1. Если ребенок будет слушать классическую музыку с первых дней жизни, то вырастет интеллигентным и культурным человеком.
  2. Грудничок быстро заговорит, если постоянно будет слышать человеческую речь — к примеру, из телевизора.
  3. Малыша необходимо учить ходить на горшок как можно раньше — с момента, как он встанет на ноги.
  4. Ребенок способен одновременно учиться говорить и читать.

Эти утверждения не выдерживают никакой критики педиатров и детских психологов, а также просто опровергаются здравым смыслом. Специалисты напоминают мамам простую истину: всему свое время. Полугодовалый малыш может с интересом слушать как мама читает ему книжку, но это не свидетельствует о его гениальности или о том, что он понимает сюжет. Он просто весел и доволен от того, что с ним его мама, которая смешно озвучивает персонажей разными голосами, показывает цветные картинки. Поэтому следите за тем, чтобы малыш развивался по возрасту, но не перегибайте палку. Иначе все закончится неврозами.

Стереотип №2. «Выращу лидера любой ценой»

Еще одна мечта родителей в 21 в. — воспитать из ребенка лидера, который построит успешную карьеру, будет легко добиваться уважения и доверия людей. Каким должен быть такой человек? Ответственным, уверенным в себе, инициативным и решительным. Многие взрослые не могут похвастаться полным набором этих качеств в силу особенностей характера и темперамента. Лидер — это, скорее, заслуга не воспитания, а генов.

Бесполезно пытаться пробудить лидерские качества в тихом ребенке-интроверте, который чувствует себя комфортно только рядом с близкими. Да, вероятно, он не будет душой компании и руководителем большого предприятия. Однако ведь это не значит, что жизнь ребенка будет несчастливой.

Заблуждения о воспитании лидерских качеств

Не правы родители, которые считают, что:

  1. Нельзя вмешиваться в детские ссоры, так как это поможет ребятишкам научиться защищать свое мнение и справляться с трудностями.
  2. Во всех играх и домашних соревнованиях взрослый человек должен проигрывать, чтобы у малыша росла самооценка.
  3. Ребенку полезно оставаться один-на-один с проблемами, поскольку только так он научится анализировать ситуацию и находить решение.

По словам опытных психологов, только к трехлетнему возрасту у малыша могут проявиться задатки лидера. Такому ребенку нравится быть душой компании, знакомиться и общаться с новыми людьми, участвовать в массовых мероприятиях — конкурсах, концертах, соревнованиях. Если хотите и дальше развивать лидерские качества малыша, подавайте ему пример — будьте активным и инициативным человеком.

Стереотип №3. «Воспитаю настоящего мужчину (женственную девушку)»

Как часто от родителей маленьких детей можно услышать фразы наподобие «Не реви, ты же мужчина!» или «Как ты испачкалась, а ведь ты девочка, ты должна быть красивой!». Гендерные стереотипы порой превращаются в настоящий абсурд. Ребенку едва исполнилось 2-3 года, а от него уже требуют проявления мужественности или женственности.

Вначале разберемся, какие качества хотят видеть родители в мальчике. Это ответственность, самостоятельность, сила воли, решительность. Проявить такие черты в условиях постоянного принуждения невозможно. Нельзя научиться принимать решения, если на тебя постоянно давят, говорят, как и что нужно делать. Чтобы ребенок вырос мужественным и сильным морально, меньше настаивайте, воспитывайте и насаждайте. Не мешайте природе — она сама подскажет малышу, как себя вести. Дайте ему чуть больше самостоятельности, хотя это и непросто осуществить.

Гендерные мифы о воспитании

Методы воспитания мальчиков и девочек, конечно, должны различаться. Однако многие родители перегибают палку, попадая под власть следующих стереотипов:

  1. Мальчикам в качестве игрушек подходят машинки, а девочкам — куклы, но ни в коем случае не наоборот.
  2. Обязательные атрибуты девочки — длинные волосы, платья и юбки, но никаких штанов в повседневной жизни, они исключительно для спорта.
  3. Ребенок может заниматься только тем видом спорта или творчества, который соответствует его полу. Девочку нельзя отдавать на карате, а мальчика — на танцы.
  4. Девочкам можно многое простить, а мальчиков нельзя жалеть, их следует наказывать, причем пожестче.

Теперь посмотрим, какие требования современные родители предъявляют к своим маленьким дочкам. Это аккуратность и красота, причем абсолютно во всем — во внешнем виде, почерке, манере разговаривать и держать вилку.

Одна 40-летняя женщина на форуме описала типичную ситуацию: в детстве ее ругали за грязную одежду, за помарки в тетрадках. Она постоянно слышала от родителей: «Будь аккуратнее! Ты же девочка!». Ребенка это привело к мыслям о том, что родиться девочкой — большая неудача. Чтобы изменить это мнение, потребовалось время.

Мама должна объяснять дочке, что она девочка, но нельзя делать это через упрек. Чтобы развить женственность в малышке, предложите ей вместе лечить папу от простуды, заботиться о кошке, прихорашиваться перед зеркалом. Ребенку гораздо проще учиться, видя чей-то пример.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

10 книг о воспитании детей, которые надо прочесть всем родителям

Так вот как оказывается надо было сделать…

Как общаться с трудным ребёнком? Чему надо научить детей до трёх лет? Каких ошибок можно было избежать? Воспитание детей — тяжёлый труд, в котором пригодятся помощники. Конечно, это могут быть родители, друзья или знакомые. Но обычно никто из них не является признанным экспертом в детской психологии (хотя они могут считать обратное). Поэтому, чтобы избежать бесполезных советов, лучше обратиться к профессионалам. То есть к психологам и врачам, которые специально для вас пишут полезные книги с разбором всевозможных сложных вопросов.

Заботливая редакция Тлум.Ру подготовила для вас 10 книг по воспитанию, которые нужно прочесть всем родителям.

«После трёх уже поздно» (Масару Ибука)


Издательство: Альпина нон-фикшн

Начнём со спорящих друг с другом книг о воспитании дошколят. Первая из них, японская, гласит, что «после трёх уже поздно». А именно — нужно учить детей всему на свете именно до трёх лет, потому что в этом возрасте они усваивают информацию, как губка. Книга расскажет, как сделать обучение не напрягающим и для малышей, и для родителей. Ранее развитие ребёнка — в ваших руках.

«В три всё только начинается. Как вырастить ребёнка умным и счастливым» (Галина Момот)

С предыдущим названием Галина Момот спорит напрямую, ведь в три всё только начинается! При том, что обе книги посвящены методам раннего развития, здесь авторка рассказывает о чуть более взрослом возрасте и учит читателей вариантам игровых форм вместо ненавистных уроков. При этом огромное внимание уделяется таким факторам как поддержка, уникальность, мотивация, зона ближайшего развития, самооценка, уважение и контроль.

«Как решать проблемы воспитания, не теряя самообладания. Книга для родителей дошкольников» (Марина Аромштам)

Психологиня Марина Аромшам отвечает на самые типичные, самые горячие и самые трудные вопросы о воспитании дошкольника. Здесь и профессиональные советы, и жизненные примеры, и разбор самых частых конфликтов из серии «отцы и дети». В чём причины поведения вашего ребёнка? Кризисы дошкольного периода не так страшны, как кажется, если у вас есть эта книга.

«Воспитание ребёнка от 1 года до 3 лет. Перезагрузка» (Елизавета Филоненко)

И ещё одна книга о воспитании малышей. Вы недовольны (а может и довольны) тем, как вас воспитали родители, но своих собираетесь растить по-другому. И когда у вас появляются дети… вы неосознанно начинаете копировать знакомые методы. Просто не знаете, как по-другому.

Эта книга научит вас новому подходу, поможет освободиться от стереотипов и объяснит, как именно стоит взаимодействовать с ребёнком. Очень полезное приобретение для домашней библиотеки.

«5 методов воспитания детей» (Михаил Литвак)

Издательство: АСТ, Времена 2

Михаил Литвак — признанный психотерапевт и автор более 30 книг, посвящённых теме общения, в этот раз взялся за проблемы воспитания. В этой книге вы найдёте сборник статей на любой вкус и цвет. Тут и советы по воспитанию детей разного возраста, и вопросы, связанные с общением с воспитателями и учителями, короче — всё, что может пригодиться, если в вашей семье подрастает ребёнок.

Но главная тема книги — это любовь. «Научитесь любить друг друга просто так, ни за что», — вот, что советует нам автор. Нам кажется, что это хороший совет.

«Большая книга про вас и вашего ребёнка» (Людмила Петрановская)

На самом деле это сборник из двух книг — «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка» и «Если с ребёнком трудно». Названия говорят сами за себя, а имя Петрановской на обложке добавляет уверенности в том, что книга обязательна к прочтению.

Как помочь ребёнку в сложный период взросления и как действовать в конфликтных ситуациях, что стоит за детскими капризами и как воспитать уверенного в себе человека — обо всём этом и о многом другом в этой многогранной и обширной работе.

«Самостоятельный ребёнок или как стать „ленивой мамой“» (Анна Быкова)

Признайтесь, название вас заинтриговало? Или может вы уже слышали об этом — ведь несколько лет назад эта книга кочевала по Интернету, обрастая восторженными отзывами. О ней спорили и продолжают спорить до сих пор, поскольку тема самостоятельности и инфантильности нового поколения — одна из самых острых в наше время.

Как обеспечить условия для того, чтобы ребёнок научился всё делать сам, а мама могла быть «ленивой мамой»? Легко! И книга попробует вас этому научить.

«Самая важная книга для родителей» (Юлия Гиппенрейтер)

Издательство: АСТ, Времена 2

Это новое издание бестселлеров профессорки Ю.Б. Гиппенрейтер. И если вы не читали такие книги, как «Общаться с ребёнком. Как?», «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?» и хрестоматию «Родителям. Как быть ребёнком», то тут вы найдете выжимку из самых важных советов для молодых родителей. Ведь с детьми нового поколения уже нельзя общаться и воспитывать «по старинке».

Как научиться говорить с современными детьми и как сделать так, чтобы дети вас слышали, а не слушали? На эти вопросы есть ответы.

«100 ошибок воспитания, которых легко избежать» (Ольга Маховская)

Самые типичные ошибки родителей, а также способы их избежать или исправить собраны в этой книге. Как стать ребёнку другом, но не потерять свой авторитет? Как правильно реагировать на капризы и шантаж? Здесь вы найдёте не только множество советов, но и случаи из жизни, а также иллюстрирующие их забавные картинки.

И всё это от Ольги Маховской — авторки книг и телепередач, вложившей огромный вклад в проект «Улица Сезам в России».

«Как справиться с ребёнком. Руководство в 22 эпизодах и иллюстрациях» (Светлана Дорошева)

И последняя книга в нашей подборке — бонусом — с картинками! Авторка книги, воспитывая троих детей, делала записи и зарисовки происходящего в своей семье. Именно эти записи она и предлагает изучить читателям. Рекомендуется к прочтению не только родителям, а вообще — всем, кто хоть как-то контактирует с детьми. Ведь под этой обложкой так понятно написано (и нарисовано) почему дети врут, капризничают или грубят.

Может быть, эта книга принесет вам вдохновение, и вы тоже создадите подобное произведение про вашу семью. Мы бы вот почитали. Гармонии вашей семье!

Алкоголизм родителей и его влияние на психическое развитие детей

Елена Третьякова
Алкоголизм родителей и его влияние на психическое развитие детей

Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей

Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно среди причин развода в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-80% случаев. В настоящее время в России половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания -все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей.

Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других факторов. Кроме того, следует отметить, что детальный анализ особенностей развития этих так называемых «нормальных детей» показывает наличие у них отклонений в эмоционально-волевой и личностных сферах. Будущим родителям надо знать, что эпизод употребления алкоголя (например, матерью во время беременности) может сыграть роковую роль в развитии ребенка. Этот случай может оказаться той единственной каплей, которая переполняет сосуд и дает возможность излиться неблагополучному грузу наследственности или проявится другим неблагоприятным предпосылка развития.

Несмотря на большое разнообразие направлений, и характера психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности. Прежде всего, алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременным родам, отставание в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо развиваются, страдают различными заболеваниями. В некоторых случаях алкоголизм одного из родителей ведет к рождению ребенка с различными уродствами. В медицине есть специальный термин для обозначений нарушений у детей алкоголиков: грубые пороки развития систем организма плода под действием алкоголя называют «алкогольной эмбриопатией». Для этого состояния характерны в первую очередь недоразвитие или неправильное развитие отдельных частей тела, врожденные пороки сердца, дефекты в строении верхней и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитие суставов. Обычно дети матерей алкоголичек обращают на себя внимание не по возрасту малым весом и ростом, маленькой головой. Дисфункция со стороны нервной системы проявляется уже с первых дней и месяцев жизни в форме специфической задержки психомоторного развития. 40-60% детей алкоголиков страдают умственной отсталостью. Признаки этого дефекта проявляются во всех сферах психической деятельности ребенка, в том числе в эмоционально-волевой. Дети плохо оценивают ситуацию и не в состоянии изменить свое поведение исходя из ее особенностей. Многие из них не достаточно критичны к своему состоянию, эмоции их поверхностны, слишком внушаемы. Несмотря на то, что уровень развития психических функций при олигофрении находится в прямой зависимости от выраженности патологии, возможности социальной адаптации такого ребенка в значительной степени определяются условиями обучения и воспитания.

Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР, у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.

Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых. Патология порождает патологию, подобно тому, как родители, страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений в отношениях с ними.

Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.

Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям при семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах

Выделяют то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врожденных и внешних влияний.

Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое

и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего.

Почти все дети алкоголиков не могут идентифицировать или выразить свои чувства. Ребенок попросту изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что «все в порядке», «ничего не произошло». Ребенок учится не замечать, не реагировать на чувства других, свои переживания старается держать в себе. То есть импрессивность (склонность к внутренней переработке чувств и переживаний) — качество, также присущее большинству детей из алкогольных семей. Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями. Но дети ни родителям, ни сверстникам никогда не скажут об этом, о своих страданиях. Ведь вполне естественно для детей гордиться своими родителями, однако, когда они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, нo все равно начинают защищать свою семью. Дети лучше пережинают все в душе, они убеждены, то о чем не высказано вслух, того не существует. Сохранение этого «большого секрета»

является более важным, чем рассказать о своих чувствах.

Также дети из алкогольных семей обладают внутренней неустойчивостью, обусловленной наличием трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, склонностью к беспокойству и волнениям. Последнее качество детерминируется повышенной эмоциональной чувствительностью, потрясениям и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка, блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства.

Неразрешимые для детей переживания обусловлены хронической психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними. Вместе с внутренним конфликтом и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта. Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособительные возможности детей, не дает им выразить себя, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенностью в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т. е. развитием идей самоуничтожения, неполноценности, неспособность быть собой среди других.

Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения у детей. Выделяются следующие формы поведения детей алкоголиков:

1. Реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заиками, энурез. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер.

2. Имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показывают роль окружения и предупреждении нарушений поведения и патологии характера у детей алкоголиков.

В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа. Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.

Методико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей

Е. М. Мастюкова с группой ученых, с помощью психологических тестов обследовала 50 детей из семей, в которых один или оба родителя страдали хроническим алкоголизмом.

По возрасту дети были разделены на 4 группы:

1) от 1 года до 3- 4 лет;

2) от 4- 5 до 8- 9 лет;

3) от 9- 10 до 12- 14 лет — по 10 человек в каждой группе;

4) от 14 до 17 лет — 20 человек.

Результаты наблюдений за детьми в возрасте от 1 года до 4 лет во время прогулок, занятий и игр и данные специального обследования выявили

значительное сходство в их поведении. Они легко вступали в контакт, как со знакомыми, так и с незнакомыми детьми и взрослыми. В общении характеризовались живостью и непосредственностью. Однако контакты, как

правило, были поверхностны и кратковременны: эти дети легко оставляли одного партнера по игре и переходили к другому. Настроение у них быстро менялось, на смену оживлению приходили плач и крик. Игры таких детей были примитивны — чаще в виде простых манипуляций с предметами и непродолжительны. Из игрушек они предпочитали шумящие, гремящие, свистящие, любили бросать их, стучать ими, добиваясь шумового эффекта. Как правило, они не проявляли никакого интереса к книгам, даже с яркими, крупными картинками, не могли, хотя бы короткое время, фиксировать внимание на одной и той же игрушке, картинке. В деятельности были импульсивны, нецеленаправленны, легко отвлекались на любые внешние раздражители. В то же время нередкими были проявления инертности психических процессов, «застревания» на одном и том же действии. Навыки опрятности, самообслуживания не были сформированы ни у одного ребенка из этой возрастной группы. Большинство из них до 3- 4 лет продолжали получать пищу из бутылок с сосками, сосали или грызли пустышки, игрушки, пальцы рук, ногти. Нередко отмечались кривляния, навязчивые движения, гримасы. При засыпании или утомлении наблюдались стереотипные движения: раскачивания из стороны в сторону, перекатывание с боку на бок и т. п. Общение с окружающими у этих детей осуществлялось преимущественно жестами.

У большинства детей до 2- 2,5 лет, а у некоторых и дольше, речь носила лепетный характер. В возрасте около трех лет у них появлялись отдельные слова, имевшие аморфную, аграмматичную структуру. Например, ребенку показывалась картинка, на которой изображен медвежонок, спящий на диване, и задавались вопросы:

Понимание речи этими детьми ограничено конкретной ситуацией. Например, на просьбу показать домик на предъявленной ему картинке ребенок подбегает к окну и показывает домик на игровой площадке во дворе яслей. Такая привязанность слова к конкретному предмету свидетельствует об отсутствии у ребенка понимания значения данного слова.

Таким образом, тот этап в речевом развитии, который у нормально развивающихся детей соответствует второму году жизни, большинство детей с семейными формами алкоголизма проходят лишь в 3- 4 года.

Что касается особенностей мышления детей указанной категории, то у них наблюдались выраженные трудности при элементарном классифицировании предметов. Складывание простых разрезных картинок (из 2 — 3 частей) было им доступно только при наличии в поде зрения образца, в отдельных случаях — только путем наложения на образец. Аналогичные результаты были получены и при складывании фигур из палочек, кубиков, простой мозаики. Невысокий уровень развития речи и мышления обследованных детей раннего возраста (до 3- 4 лет) крайне ограничивает возможности выполнения тех требовании, которые предъявляет общество к нормально развивающимся детям этого возраста. Поэтому в их поведении нередко появляются примитивные, неадекватные возрасту и ситуации поведенческие реакции. Будучи ограничены в средствах общения с окружающими их людьми, такие дети нередко отстаивают свою точку зрения криком, плачем, агрессивными выходками или наоборот, чрезмерной ласковостью, прилипчивостью, привязчивостью.

Если нормально развивающийся ребенок к этому времени начинает овладевать своим поведением, то дети обследованного контингента вплоть до 6- 7-летнего возраста находятся во власти аффекта.

Неслучайным поэтому является нарастание признаков социальной дезадаптации удетей второй возрастной группы (4-8 лет). Как правило, в возрасте 4- 5 лет им недоступно понимание условностей и принятие ролей в сюжетно-ролевых играх, а в 6 — 7 лет они испытывают трудности при участии в играх с правилами.

Чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность не позволяют им завоевать симпатии сверстников и занять устойчивую позицию в коллективе.

Обследованные дети 4- 8 лет оказываются не в состоянии выйти из-под влияния конкретной ситуации. Так, они не выполняют требования воспитателя идти спать, так как не могут преодолеть желания расстаться с привлекательной игрушкой. Столкнувшись с трудностями при выполнении заданий, они легко отвлекаются на посторонние раздражители. Не целенаправленность и слабость контроля были характерны для них почти во всех видах деятельности.

В то же время именно в возрасте 4 — 7 лет у этих детей интенсивно развивается речь, возникает возможность элементарного обобщения и систематизации предметов и явлений. Они справляются с предложенными заданиями, но при условии помощи со стороны взрослого. В норме к этому возрасту возможности самостоятельной организации деятельности значительно выше.

Ведущую роль среди психических процессов в старшем дошкольном возрасте у нормально развивающихся детей играет память. Для детей, родители которых страдают алкоголизмом, в возрасте 4 — 8 лет характерно преобладающее развитие восприятия по сравнению с памятью. Такое место восприятия в ряду других психических процессов, с одной стороны, и отмеченная выше нерасчлененность эффективно-потребностной сферы с другой, лежит в основе слабой осознанности и произвольности своего поведения.

В характеристиках педагогов, воспитателей, родственников детей родителей, страдающих алкоголизмом, нередки указания на случаи мелкого воровства уже в дошкольном возрасте. Эти поступки не могут расцениваться как асоциальные, так как в них нет элементов умышленности, полной осознанности и произвольности. Напротив, именно отсутствие этих элементов и приводит к совершению таких действий, т. е. внешняя ситуация действует как побудительная сила, а механизмы произвольной регуляции еще не сформированы.

На первый взгляд может показаться, что дети родителей, страдающих алкоголизмом, отстают от нормы лишь по темпам развития, повторяя качественно те же этапы, которые прошли их нормально развивающиеся сверстники, но в более раннем возрасте. В действительности же это не так. И вступление в новый период жизни — период обучения в школе со всей очевидностью показывает, что необходимость адаптации к новой социальной ситуации развития способствует формированию у них своеобразных личностных особенностей, качественно отличающихся от тех, которые свойственны дошкольникам и младшим школьникам, выросшим в нормальных семейных условиях.

Жалобы, с которыми обращаются педагоги и родители детей 7-8-летнего возраста, в первую очередь, касаются их неусидчивости, невнимательности, не целенаправленности, нежелания трудиться и т. п.

При обследовании этих детей отчетливо обнаруживаются признаки социально-педагогической запущенности в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний и сведений об окружающем мире, недостаточной усвояемости многих навыков (счет, чтение, письмо, рисование и др.). Они усвоили элементарные обобщающие понятия (животные, растения, транспорт, мебель и др., но при самостоятельном определении понятий ориентируются не на существенные, а на конкретно-ситуационные признаки.

Что касается личностных особенностей детей 9 — 12-летнего возраста то для них характерны завышение уровня притязаний и самооценки, отсутствие переживаний при неудачах.

Переживания детей, родители которых страдают алкоголизмом, поверхностны и неустойчивы, не оказывают существенного влияния на мотивационную и интеллектуальную сферы, а следовательно, и на поведение в целом. Это связано с недостаточным осознанием детьми своих переживаний; не попадая в сферу сознания, они быстро забываются и в результате дети редко задумываются о последствиях своих поступков и не планируют их.

Отставание в общем психическом развитии, с одной стороны, и высокие требования со стороны школы с другой, приводят к возникновению конфликтных ситуаций, основным способом выхода из которых в младшем школьном возрасте является уход: прогулы занятий, побеги из дома.

Такой протест против требований социальной среды приобретает наиболее

активный характер к подростковому возрасту. Из 20 обследованных подростков 14 состояли на учете в наркологическом диспансере по поводу эпизодического либо систематического употребления алкоголя, веществ с наркотическим действием.

Недоступность выполнения многих социальных требований, например, связанных с обучением в школе, приводит к поиску обходных путей самоутверждения, в частности к антиобщественны поступкам.

Цели у нормально развивающихся детей на подростковый возраст приходится пик в формировании самосознания, то у подростков с признаками хронического алкоголизма, наркомании самосознание развито слабо. Своеобразной компенсацией незрелости самосознания служит повышенная внушаемость таких подростков к асоциальным действиям.

Нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме могут усугубляться за счет таких нервно-психических заболеваний, как эпилепсия, умственная отсталость, дефекты зрения и слуха.

Таким образом, проведенные Е. М. Мастюковой исследования показывают значительные отклонения в психическом развитии на всех возрастных этапах у детей при семейном алкоголизме.

Оригами и его влияние на развитие ребёнка Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Нас.

Консультация для родителей «Цвет обоев в детской комнате и его влияние на ребенка» ЦВЕТ ОБОЕВ В ДЕТСКОЙ КОМНАТЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РЕБЕНКА Детская комната в синем цвете. Синий цвет успокаивает, снижает активность. Добавление.

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной деятельности С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская.

Информационно-рекламная презентация для родителей «Плавание и его влияние на приобщение детей к здоровому образу жизни» Читая и просматривая материал на сайте МААМ, вижу много вариантов на одну и ту же тему. Предлагаю коллегам необычную собственную презентацию.

Консультации для родителей «Влияние родительских установок на развитие детей» Консультации для родителей Влияние родительских установок на развитие детей. Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика.

Консультация для родителей. Влияние родительских установок на развитие детей Влияние родительских установок на развитие детей. Консультация. Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие творческих способностей детей» Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них”. В. Г. Белинский Дошкольный возраст,.

Консультация для родителей «Влияние современных гаджетов на развитие детей» Влияние современных гаджетов на развитие детей. (консультация для родителей) Жизнь современного человека уже не представляется без таких.

Влияние сказки на психическое развитие ребенка Влияние сказки на психическое развитие ребенка Главное предназначение сказочных историй – рассказать детям о мироустройстве, подготовить.

Влияние современного телевидения на психическое здоровье дошкольника Влияние современного телевидения на психическое здоровье дошкольника. Трудно представить жизнь современной семьи без телевизора. Телевидение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль