Мифы о детской гиперактивности — гиперактивность, шумные дети, гиперактивные дети, детская


Дети — цветы жизни

Питание и воспитание детей дошкольного и школьного возраста, детская психология и развитие, новости о детях

Если ребенок гиперактивный

Ваш ребенок гиперактивный или он просто очень активный? Как разобраться? В этом вам поможет психолог Алена Жук.

Увы, гиперактивные дети сейчас не редкость, а довольно распространенное явление. Ваш ребенок бегает, прыгает, плачет, смеется, дерется, швыряет что ни попадя, ломает, рвет, начинает играть и тут же переключается на что-то новое, в общем, ни секунды не сидит на месте… Занять такого непоседу «тихими» настольными играми — нереально, уговорить собрать свои игрушки в комнате — невозможно, уложить спать — сложнее некуда.

Наверняка, в кабинете невролога вас запугали всевозможными отклонениями, а начитанные мамы соседских детей называют вашего ребенка гиперактивным. Диагноз, который часто слышат родители и который обычно вызывает растерянность — это болезнь или нет? Если да, то насколько опасна для ребенка? И чем ее лечат?

Поспешим успокоить родителей: по мнению психологов, гиперактивность — это не болезнь, а лишь отклонение от нормы в поведении вашего ребенка. Не стоит, конечно, опускать, руки. Таких сорванцов, как ваш — превеликое множество.

Следует оговориться, что не все дети, входящие в группу риска, обязательно становятся гиперактивными. И не забывайте: никогда не поздно привести поведение вашего неугомонного ребенка в норму.

Гиперактивный ребенок. Признаки

Для начала определим грань между нормальной активностью и гиперактивностью. Активный ребенок в течение дня может проявлять большую инициативу в подвижных играх. Ему не сидится на месте, но если его заинтересовать, то он и сказку послушает, и конструктор соберет, и, в принципе, будет слушаться родителей. Такой ребенок активно проявляет себя не везде: например, дома или в садике может вести себя неспокойно, а среди незнакомых людей становится застенчивым и послушным.

Активный ребенок задает много вопросов и сам говорит много, при этом доводя свои мысли до конца. Не проявляет агрессии и в редких случаях провоцирует скандалы со сверстниками.

А вот гиперактивный ребенок сам провоцирует конфликты, не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, бросает в окружающих «подручные средства». Остановить его в такие моменты очень сложно. Он просто неуправляем: не реагирует на запреты и ограничения. В любом обществе — со знакомыми и незнакомыми людьми — ведет себя неугомонно, капризничает, закатывает истерики . Такой ребенок продолжает «активничать», даже если он окончательно выбился из сил. Говорит очень много, но не договаривает фразы, проглатывает слова, задает множество вопросов, но не слушает ответов. У таких «гиперактивничков» часто случаются кишечные расстройства, они страдают различными аллергиями.

Если гиперактивность не болезнь, значит, все «пройдет само»?

Не стоит на это надеяться, лучше постарайтесь помочь своему ребенку. Избавить его от «лишней» активности помогут, в первую очередь, условия жизни. Родители должны обратить внимание на свое собственное поведение, на психологический климат в семье.

Старайтесь в присутствии ребенка не нервничать и тем более не скандалить. Не торопитесь и не торопите вашего ребенка, собираясь в садик или школу. Организуйте прежде всего себя: пореже меняйте планы, постоянно заинтересовывайте ребенка каким-нибудь занятием. Не торопите события. Результат будет не скоро. Для гиперактивного ребенка очень важен четкий режим дня с обязательными прогулками на свежем воздухе, где вволю можно «набрыкаться», там же и избавиться от лишней активности.

Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте «живчика». Лучше помогите ему выплеснуть эмоции, в том числе и негативные . Например, если ребенок хочет бить палкой — пусть бьет, но только по неживым предметам; если хочет бросать камни — пусть бросает их на открытом месте, где нет людей. Кроме того, нельзя сдерживать естественную потребность ребенка в активных видах игр. Пусть резвится, бегает, прыгает. Дайте ему возможность привлечь ваше внимание, а не внимание чужих людей.

Ваш малыш теряет много калорий, поэтому рацион нужно хорошо сбалансировать, в нем должно быть достаточно витаминов и микроэлементов. Только полезное питание: ничего жирного и соленого, много фруктов и овощей и, разумеется, вся пища должна быть без вредных пищевых добавок .

Чего следует избегать родителям в общении с гиперактивным ребенком?

Помните, что ваш ребенок не виноват в том, что он такой непоседа. Старайтесь не проявлять с ним чрезмерной мягкости, но и не предъявляйте повышенных требований. Не переутомляйте ребенка избыточным количеством впечатлений, избегайте многолюдных мест — магазинов, рынков, общественного транспорта.

Дозируйте просмотр телефильмов, особенно боевиков и развлекательных шоу. Несколько добрых мультфильмов для ребенка будет достаточно. И если он смог усидеть на месте и досмотреть мультик до конца, значит, дело пошло на поправку. Незаметно приобщайте его к пассивным играм: «Хочешь, почитаем? Посмотрим картинки? Смотри, какой зайчик! Давай такого слепим из пластилина! Или хочешь нарисовать его?»

Вашего ребенка очень легко заинтересовать аэробикой, танцами, попробуйте также более спокойные занятия йогой или научите его дыхательным упражнениям (есть такие, что действуют успокоительно).

Кроме того, не жалейте чрезмерной похвалы вашему ребенку, если он благополучно справляется с начатым делом. И всегда говорите ему, как вы его любите !

На видео — интервью с психологом Татьяной Герасименко о том, как «заставить» слушаться непослушных и гиперактивных детей

Гиперактивный ребенок. Диагноз или характер?

Кто ставит диагноз «гиперактивность».

Ваш ребенок непослушный, шумный, неусидчивый, суетливый и непоседливый? Все ясно! Гиперактивный ребенок! Бедные родители! Как же вам будет непросто. И это можно услышать от кого угодно: от бабушек у подъезда, от соседей, от воспитателей в саду, в конце концов, от родных людей. Кругом же дипломированные специалисты, с полномочиями диагноста, который ставит такие диагнозы.

Это смех сквозь слезы, но какому родителю приятно иметь дело с такими «супер специалистами»?

Впервые СДВГ (аббревиатура: синдром дефицита внимания и гиперактивность) был упомянут и описан в 1845 году врачом и автором книг по медицине и психиатрии Генрихом Хоффманом. О нем есть примечательная история. Кроме того, что он был врачом, он был еще и поэтом. У доктора Хоффмана был трехлетний сынишка, для которого он не мог найти хорошей книги в стихах, и решил написать ее сам. Так мир увидела «История неугомонного Филиппа». Как раз этот малыш Филипп и является ярчайшим примером ребенка с гиперактивностью. С тех пор литературы на эту тему накопилось столько, что все не перечитать.

Запомните одно: диагноз «гиперактивный ребенок» могут поставить только специалисты, и зовутся они невролог и психиатр. Для постановки диагноза необходима энцефалограмма. Причем не одна (см. видео ниже).

Нетрудно спутать яркий темперамент ребенка с этим новомодным диагнозом ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Но давайте разбираться, что здесь, правда, а что надуманные глупости.

ПРичины гиперактивности

Во-первых, разберемся с причинами, вследствие которых может возникнуть данная проблема. Итак:

— изменение нервной системы во время внутриутробного развития вследствие злоупотреблений алкоголем, курением, наркотиками и лечебными средствами;

— появление ребенка на свет посредством кесарева сечения;

— рождение раньше срока.

Как видите, причины разные и многообразные.

Симптомы гиперактивности

Давайте разбираться с симптомами. Надо понимать, что эта проблема изначальная, а не возникающая в определенном возрасте. То есть симптомы наблюдаются с младенчества.

Гиперактивные дети мало спят — 4-5 часов при необходимых 18 в первые недели жизни. Спят чутко и беспокойно. Их трудно успокоить даже мамам. Гиперактивные детки капризны, и даже когда устают их трудно уложить спать, они быстро перевозбуждаются в виду особенностей нервной системы.

Надо отметить, что такие малыши быстрее развиваются, и их нужно раньше ловить при падении с диванов, потому что они раньше поднимают головы и переворачиваются.

Их мало что может занять Они отшвыривают новые игрушки через минуту, чтобы схватить новую и ее тоже отшвырнуть. Сосредоточить внимание на чем-то одном и на какое-то время – это проблема. Это так называемый дефицит внимания, который не сыграет на руку в саду и школе – ребенок будет малообучаемым и невнимательным.

Чтобы не пугать родителей, мы беремся описать поведение здорового ребенка. Да, он бегает как угорелый и орет как потерпевший. Но! После он приходит отдохнуть, например, посмотреть мультик и полежать пузом кверху (в отличие от него, гиперактивный ребенок не умеет отдыхать, и даже сев за мультик, он будет дергать ногами, пританцовывать или кувыркаться).

Здоровый ребенок СПИТ! Положенное время и крепко. Напоминаем: гиперактивный спит мало и беспокойно.

Здоровый ребенок быстро понимает слово «нельзя» и запоминает, где опасность (гиперактивные дети не имеют чувства страха).

Ребенка легко отвлечь от истерики и успокоить, что очень сложно с гиперактивным – он бьется в истерике и ничто не может ему помочь.

Не путайте активного, темпераментного, яркого и шумного непоседу с ребенком, у которого явные неврологические проблемы. Родители, вспомните себя в возрасте собственных детей. А не можете вспомнить — спросите у бабушек с дедушками. Они вам такого расскажут (как вы воображали себя парикмахером и делали себе стрижку или пожарным и тушили ковер в зале), что вы и не рады будете. Так что заранее спросите без присутствия собственных отпрысков, чтоб, так сказать, идей не подавать…

Если кто-то сказал вам, что у вас гиперактивный ребенок, не спешите верить на слово. Рекомендуем видео психолога Марины Романенко «Активный и гиперактивный ребенок», которое еще более прояснит ситуацию:

Если диагноз подтвердился

Если же у вашего малыша все-таки стоит диагноз гиперактивность и СДВГ, то это не приговор, а просто способ жизни. Главное это организованность и режим дня. «Привычка вторая натура» — ваш лозунг по жизни.

Терпеливо и мягко объясняйте малышу, что можно, а чего нельзя. Нервная система такого ребенка очень не стабильна, хотя наверно лучше употребим слово «ранима». Не допускайте истерик, избегайте перевозбуждающих факторов. Все дети нуждаются в доказательствах любви: их нужно обнимать, целовать. А гиперактивные нуждаются в этом вдвойне. Их трудно поймать, но уж если словили, то держите их в объятьях долго и крепко — при этом, говорите какие они чудесные и неповторимые.

Да, вам понадобится много терпения и находчивости. Ведь вас ждут трудные, но не непреодолимые проблемы, такие дети требуют особого внимания и отношения, и уж если они его получают, то об их реализованности в жизни вопрос не стоит. Они будут очень успешными людьми!

Им только надо помочь. Еще о гиперактивных детях можно почитать здесь.

Психологическая помощь гиперактивным детям

Гиперактивные дети отличаются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, беспокойством, эти дети часто попадают в конфликтные или затруднительные ситуации. В детском саду или школе таких детей называют «поведенческие», взрослые им навешивают ярлыки, нередко пытаются вывести за пределы нормы, думая таким образом справиться с проблемой. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают испытанию терпение взрослых. Распространенной ошибкой взрослых людей, воспитывающих этих детей является то, что взрослые бывают склонны к

Гиперактивных детей часто называют дети с «моторчиком». Они, как ртуть, постоянно в движении, они бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их. В ситуациях, когда нам необходимо быстро отвечать действием на действие, взрослые бываем иногда склонны к простым решениям. Старинное педагогическое правило, гласящее, что простой и прямой путь в большинстве случаев оказывается неправильным, должно учитываться в работе с гиперактивными.

Признаки гиперактивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста

1. Ребенок невнимателен и легко отвлекается.

2. Не доводит начатое дело до конца.

3. Постоянно суетится, беспокоится, проявляет чрезмерную активность.

4. Возбудим, импульсивен.

5. Чрезмерно разговорчив, что-то бормочет про себя, постоянно издает звуки, комментирует свои действия.

6. У ребенка достаточно часто случаются приступы гнева, ярости.

7. Для него характерна быстрая смена настроения.

8. Легко может расплакаться и часто плачет.

9. Настаивает на немедленном исполнении желаний, если они не исполнены, приходит в состояние гнева и возбуждения.

10. Производит впечатление упрямства и недовольства.

11. Мешает детям, дразнит их, сердит.

12. Изолируется от других детей.


13. Не находит признания у других детей.

14. Легко поддается влиянию других.

15. Требует к себе чрезмерного внимания со стороны родителей и педагогов.

16. Не способен работать в группе сверстников.

Повышенная двигательная активность у детей часто бывает связана с пиками психоречевого развития, которые ребенок переживает в кризисы детского развития:

в 1 год происходит толчок речевого развития ребенка, в это время он овладевает навыками речи, начинает произносить первые слова, двигательная активность повышается вместе с речевой и познавательной;

в 3 года у детей существенно расширяется пассивный и активный словарь, в этот период у многих детей наблюдается повышенная двигательная активность;

в 6-7 лет дети активно овладевают навыками чтения и письма, что связано с активизацией движений.

Двигательная, речевая и познавательная активность детей дошкольного и младшего школьного возраста тесно связана между собой. Ограничивая двигательную активность ребенка, взрослые тормозят речевое и познавательное развитие. Однако многие проблемы гиперактивных детей лежат в пласкости отношений со взрослыми людьми.

Гиперактивный ребенок часто бывает невыносим, однако в его беспокойном поведении есть определенный смысл. Ребенок как бы говорит окружающим: «Я хочу, чтобы на меня обратили внимание, чтобы меня любили. Я хочу, чтобы вы меня заметили!». Ребенок посылает вновь и вновь сигналы, усиливая их в надежде, что кто-то на них отреагирует. Смысл этих посланий непонятен окружающим, и между ожиданиями ребенка (хочет завоевать внимание и любовь) и действительностью (окружающие видят только назойливую суетливость, шумность, неловкость) образуется пропасть. Диалог нарушен, а это ведет к усилению нарушения поведения. Так может возникнуть порочный круг, по мнению Г. Мониной и Е. Лютовой [], взрослые, воспитывающие гиперактивного ребенка, попадают в три западни:

1.Поиск специалистов и медицинских препаратов, которые помогли бы ребенку полностью избавиться от гиперактивности и стать таким, как все. Часто взрослые, воспитывающие гиперактивного ребенка, считают, что помочь в решении проблемы может только специалист, и все надежды возлагают на медицинскую помощь. Однако доказано, что медицинское лечение приносит больший эффект, если изменяется общение с ребенком в семье, детском саду и школе.

Выход из этой западни: взрослым нужно больше общаться с ребенком и играть в игры с правилами. Общение ребенка со взрослыми играет важную роль в его развитии, а совместные игры с правилами развивают внимание, усидчивость, умение подчиняться тем требованиям, которые предъявляют взрослые.

2.Отсутствие контроля со стороны взрослых за поведением гиперактивного ребенка. Часто взрослые расценивают диагноз «гиперактивность» только как медицинскую проблему, считают своего ребенка больным. Это приводит к снижению требований со стороны взрослого, предъявляемых к ребенку. Неравномерный характер требований, отсутствие последовательности в действиях взрослого, отсутствие режима дня погружают гиперактивного ребенка в хаос, не дают возможности для развития навыков регулирования собственного поведения.

Выход из этой западни:реализация последовательного стиля воспитания. При этом нужно понимать, что последовательность — это не синоним строгости, твердолобости и авторитаризма. Последовательность означает, что взрослые верны своему слову, и ребенок знает, что их требования не оспоримы.

3.Взрослые не всегда видят разницу между гиперактивным и агрессивным поведением у детей. Целью поведения агрессивного ребенка является нанесение вреда другим людям, предметам. У гиперактивного ребенка нет такой цели. Своей подвижностью, импульсивностью, неуправляемым поведением дети привлекают негативное внимание родителей и педагогов, получают много замечаний. Порой взрослые предъявляют ребенку такие требования, выполнить которые он не в состоянии, так например, гиперактивный ребенок не может спокойно сидеть, заниматься некоторое время одним делом, бывает невнимателен на занятиях. Но в то же время взрослые «пропускают» агрессивное поведение у детей и не придают этому должного значения.

Выход из этой западни:введениезапрета на агрессивное поведение детей. Если взрослые не будут внимательны к агрессивному поведению детей, то, гиперактивные дети могут попасть в категорию агрессивных и присоединится к асоциальным компаниям сверстников.

Рисование, лепка, изготовление поделок помогают ребенку организовать внимание, способствует развитию самоконтроля поведения, способствуют преодолению импульсивности.

Гиперактивные дети.
статья по теме

Кто же такие гиперактивные дети, какие проблемы возникают у них в школе и дома? Статья предлагает конкретные рекомендации по выявлению гиперактивного ребёнка, подробное описание практитческих приёмов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких «проблемных» детей, а также советы родителям.

Скачать:

Вложение Размер
kazhdyy_rebyonok_individualnost.docx 95.09 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый ребёнок индивидуальность. Надо развивать его творческий и интеллектуальный потенциал, способности, любознательность – такие лозунги знакомы всем и каждому.

А что такое индивидуальность? Как её развивать? Современная наука не придумала ничего нового и необычного. Она советует, нам взрослым, чаще вставать на позицию ребёнка, пытаться его глазами увидеть окружающее. Открыв для себя внутренний мир малыша, оценив его новые, неведомые нам замечательные качества, мы сможем по-новому взглянуть на него, научимся понимать его, на первый взгляд бессмысленные поступки. Понимать, несмотря на то, что его поведение никогда не объяснить с помощью нашей взрослой логики. Только приняв точку зрения ребёнка, мы, наконец, поймём, зачем он это сделал. А, разобравшись, может быть, станем воспринимать его поступки не как баловство и непослушание, а как попытки узнать мир, привлечь наше внимание, порадовать нас. Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и задиры, и шалуны.

В последнее время мы чаще говорим о дифференцированном и индивидуальном подходе к воспитанию и обучению ребёнка. Конечно, есть такие дети, общаться с которыми – одно удовольствие: им всё интересно, у них всё получается, они вежливы, способны и очень милы. Но далеко не каждый ребёнок подходит под эту категорию, и педагогу часто приходится использовать весь свой опыт, изобретательность, интуицию, чтобы найти подход к мальчикам и девочкам, обучающимся в классе. Каждый учитель знает, что методы, помогающие в работе с Пашей и Катей, могут быть недостаточно убедительными для Саши и Марины и совершенно неприемлемы для Коли и Оли. В моей педагогической практике часто приходилось встречаться с гиперактивными детьми. В течение этих лет я искала наиболее удачные приёмы воспитания и обучения в работе с ними.

Что такое гиперактивность?

«Гипер…» — (от греческого Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «действенный. деятельный».

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гипрерактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперективности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропотолог после проведения спициальной диагностики. При необходимости нзначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению гиперактивного ребёнка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться …».Вот тут-то и приходит на помощь воспитатель, психолог, учитель, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребёнка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребёнок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему это сделать. Такому ребёнку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ёрзать, не разговаривать. Постоянные окрики, угрозы, наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействиямогут способствовать формированию у ребёнка «отрицательных» черт характера. В результате страдают все: и ребёнок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Портрет гиперактивного ребёнка.

В каждом классе встречаются, которым трудно сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе учителю, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребёнку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребёнку трудно контролировать своё внимание, он легко отвлекается, часто задаёт множество вопросов, но редко дожидается ответов». Я думаю, каждому учителю знаком этот портрет.

Как выявить гиперактивного ребёнка.

Поведение гиперактивного ребёнка может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Предлагаю, Приведённые ниже таблицы и анкету для педагога, которые помогут в этом. Кроме того, поведение тревожного ребёнка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, и просто недоразумений.

Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребёнка.

Способен контролировать поведение

Активен в определённых ситуациях

Беспокойные, напряжённые движения

Гиперактивность. Анкета для педагога.

В какой степени выражены ниже перечисленные признаки у ребёнка? Поставить соответствующие цифры: 0 – отсутствие признака, 1 – присутствие в незначительной степени, 2 – присутствие в умеренной степени, 3 – присутствие в выраженной степени.

  1. Беспокоен, извивается, как уж.
  1. Беспокоен, не может оставаться на одном месте.
  1. Требования ребёнка должны выполняться немедленно.
  1. Задевает, беспокоит других детей.
  1. Возбудимый, импульсивный.
  1. Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени.
  1. Не заканчивает работу, которую начинает.
  1. Поведение ребёнка требует повышенного внимания учителя.
  1. Не старателен в учёбе.
  1. Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив).

Общее число баллов.

Если результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более баллов для мальчиков, вам необходимо показать ребёнка специалисту. Чтобы выявить гиперактивного ребёнка в классе необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями. Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания , двигательная расторможенность, импульсивность. Американские психологи П. Бекер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребёнка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребёнком).

Дефицит активного внимания

  1. Непоследователен, ему трудно удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий
  7. Часто бывает забывчив.


  1. Постоянно ёрзает
  2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  3. Спит немного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
  4. Очень говорлив.
  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается и прерывает.
  3. Плохо сосредотачивает внимание.
  4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
  6. При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребёнок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребёнок, за которым он наблюдает гиперактивен.

Что же делать, если у ребёнка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом пройдёт.

Часто взрослые считают, что ребёнок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у ребёнка импульсивности. Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: «Импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь быстро раскаивается в своих действиях». Выявить импульсивность можно с помощью анкеты «Признаки импульсивности».

Признаки импульсивности (анкета).

  1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чём-то спрашивают (возможно, и неверный).
  2. У него часто меняется настроение.
  3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
  4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
  5. Обидчив, но не злопамятен.
  6. Часто чувствуется, что ему всё надоело.
  7. Быстро, не колеблясь, принимает решение.
  8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
  9. Нередко отвлекается на занятиях.

10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12.Может нагрубить родителям, воспитателю.

13.Временами кажется, что он переполнен энергией.

14.Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

  1. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16.В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

  1. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
  2. Любит организовывать и предводительствовать.
  3. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека, хорошо знающих ребёнка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 12 — 13 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 баллов — средней, 1-6 баллов — о низкой.

Как помочь гиперактивному ребёнку?

Работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого случая.

Денис учится в 4 классе. Он много читает, на уроках любит дополнять рассказ учителя интересными фактами. Правда при этом бесцеремонно перебивает педагога, вскакивает из-за парты и всегда хочет успеть первым. Однако при написании диктантов и контрольных работ Денис допускает пропуски букв и целых слов в предложении, ошибается в вычислениях. Учитель и родители, обсудив проблемы ребёнка, стараются совместными усилиями помочь ему.

В медицинской карте Дениса стоит диагноз «дефицит внимания с синдромом гиперактивности». Взрослые приняли решение бороться с недугом жёстко и непреклонно. Но не учли того, что от ребёнка нельзя требовать такой сложной комплексной задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным.

Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Желательно сначала использовать тренировку только одной функции. Например, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, нужно постараться не замечать, что он ёрзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребёнок постарается вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, можно тренировать и поощрять ребёнка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребёнка высока потребность двигательной активности, нет смысла подавлять её. Лучше научить его выплёскивать энергию приемлемым способами: занимаясь плаванием, лёгкой атлетикой, танцами, футболом.

Таким детям часто помогают все виды лепки глиной и пластилином, игры с водой, камушками, палочками и иным природным материалом, все виды физической активности, но не спорта, потому что им важно делать любое мышечное движение, а не только правильное. Развитие тела и возможность выплеснуть избыточное возбуждение позволяют такому ребенку постепенно входить в собственные границы, из которых раньше ему все время хотелось выскочить.

Важно нам учителям помнить, что гиперактивному ребёнку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно, что ребёнок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаки гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Нагрузка ребёнка должна соответствовать его возможностям. Школьный урок продолжается 40 минут, и любой ребёнок должен подчиняться режиму. Гиперактивному ребёнку легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, при выполнении 2-3 заданий, можно поиграть в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.

Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален учитель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребёнка, которго влечёт всё неожиданное, новое. Необычность поведения педагога, меняет психологический настрой ребёнка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребёнку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребёнка чувство успеха. Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

Школьная нагрузка растёт год от года, увеличивается интенсивность занятий. Порой за 40 минут урока приходится ученикам сменить род деятельности 8-10 раз. Для детей без отклонений, это имеет положительный эффект, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает. Но гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому учителю необходимо договариваться с ребёнком заранее, подготавливая его к смене деятельности. До окончания времени выполнения задания, можно предупредить: «Осталось 3 минуты». Для того, чтобы у ребёнка не возникли отрицательные эмоции к учителю, который отрывает его от интересного и понятного дела, можно использовать не словесные сигналы, а, например, сигнал таймера, заведённого на определённый отрезок времени. О том, на какое время завести таймер, что необходимо будет сделать после его сигнала, с ребёнком тоже договариваться заранее. В этом случае у него не возникает агрессии по отношению к педагогу, и он готов к перемене вида деятельности. Когда педагог даёт детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребёнка «озвучить» правило его выполнения. А для получения более эффективного результата можно ещё до начала работы обсудить с ребёнком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания.

Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. Гиперактивный ребёнок не может долго ждать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторятся примерно через 15-20 минут. Один из вариантов поощрения — выдача жетонов, которые в течение дня можно обменивать на награды.

Поскольку гиперактивнй ребёнок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда даже носит провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации нужно оставаться спокойным. Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, нужно остановиться на несколько секунд. И тогда, избежав эмоциональной вспышки, можно избежать чувство вины за проявление своей слабости, лучше понять ребёнка, который нуждается в поддержке.

Всегда важно создавать ситуацию успеха, так как успех пробуждает в ребёнке веру в свои силы, снимает напряжённость. Успешность в обучении даёт ребёнку чувство защищённости и эмоционального комфорта, которая является обязательным условием реализации способностей и потенциальных возможностей.

К счастью, у большинства детей гиперактивность к 10 годам ослабевает, а в возрасте около 15 лет исчезает. Но иногда она и трансформируется в серьёзное нарушение поведения. Чаще всего это происходит при не правильном воспитании: гиперопеке и безнадзорности. Следует поэтому своевременно организовывать помощь ребёнку, включая в неё всестороннюю диагностику: медицинскую, психологическую, педагогическую, а также коррекцию. Особое внимание нужно обратить на организацию воспитывающей среды и согласованность действий семьи и школы.

Работа с родителями гиперактивного ребёнка.

Родители гиперактивных детей часто испытывают трудности в их воспитании. Многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату. Порой родители приходят в отчаяние. С опасением они относятся и к школе. Услышав первые же замечания педагога, мамы и папы либо начинают отчаянно защищаться, либо стоят с поникшей головой, будто ругают их самих. После такой «прелюдии», они, как правило встречают выбегающего навстречу им ребёнка упреками нотациями. Педагог, присутствующий при этой тёплой встрече, тоже очень неловко себя чувствует и даже сожалеет о том, что стал причиной ссоры. На самом деле вполне можно научиться избегать подобных ситуаций. Для этого, прежде всего, следует убедить родителей в том, что их ребёнок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они.

Знакомая картина, не правда ли? На самом деле вполне можно научиться избегать подобных ситуаций. Для этого прежде всего следует убедить родителе в том, что ребёнок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они. И никаких оснований для того, чтобы испытывать чувство вины, у них нет. Уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребёнка, а принимают его, поможет им самим лучше понять и принять сына или дочь.

Существует многократно проверенный в детском саду и в начальной школе метод, способствующий снятию напряжение у родителей и улучшению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточками-переписками». В конце дня педагог записывает информацию о ребёнке на заранее подготовленной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подаётся только в позитивной форме. Затем родители должны заполнить свою часть карточки, также записав, чем ребёнок занимался вечером дома, когда лёг спать.

Ребёнок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с педагогом, очень скоро начинает понимать, что требуют от него взрослые. Как только исчезает рассогласованность в действиях взрослых, ребёнок становится спокойнее и увереннее в своих силах. Кроме того, такая форма работы, как обмен карточками, способствует установлению взаимопонимания и доверительных отношений между педагогом и родителями.

Если же контакт с родителями затруднён, можно использовать наглядную форму работы. Например, размещение информации для родителей, доступной и немногословной — «Шпаргалки для взрослых», которые могут быть интересны и полезны для родителей.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми.

  1. Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребёнка во время занятий рядом со взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества

Г иперактивному ребёнку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, однако чаще всего ему это не удаётся. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребёнку, и помнить: ребёнок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим до тех пор, пока ему не надоест. Как только он устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Необходимо также позаботиться о рабочем месте ребёнка. Оно должно быть ти хим и спокойным — не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где ребёнок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.

Если ребёнок в чём-то неправ, родителям не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознанна. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребёнку должны быть конкретными, чёткими и выполнимыми.

Нельзя принуждать ребёнка просить прощения и давать обещания: «Я буду хорошо себя вести», «Я буду всегда тебя слушаться». Можно, например, договориться с ребёнком, что он «не будет пинать кошку» или «с сегодняшнего дня начнёт ставить ботинки на место». На отработку каждого пункта может уйти много времени. Однако, не отработав одного пункта, не стоит переходить к следующему.Нужно набраться терпения и постараться довести начатое дело до конца, потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.

Как играть с гиперактивными детьми.

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быструю утомляемость. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с чёткими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали развитию только одной из функций. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребёнка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребёнку приобрести навыки контроля двигательной активности. Приведённая ниже таблица может стать отправной точкой, одним из примеров по подбору игр. Как видно из таблицы, некоторые игры можно применять и при индивидуальной работе, и при групповой работе.

Игры на тренировку одной функции.

Функция на тренировку, которой направлены игры.

Хорошая статья про детей с СДВГ!

Особенности воспитания гиперактивных детей с диагнозом ММД

Когда родители жалуются на неуправляемость своих детей, мне в большинстве случаев хочется им сказать (что я обычно и делаю): «Да вы просто не видели по-настоящему неуправляемых и потому не понимаете, как вам повезло».…Этот ребенок промчался по реабилитационному центру, как ураган. Казалось, он одновременно присутствует в 3–4-х местах. Он лез повсюду, хватал все, что попадалось под руку, задавал вопросы и, не дожидаясь ответа, несся дальше.

Особенно приглянулся ему черный факс, стоявший на столе у директора. Факс был новый, и директор им очень дорожил. Когда ребенок потянулся к факсу в десятый раз, директор не выдержал и прикрикнул. Малец кинулся на него с кулаками! У мамы в глазах навсегда застыл испуг, и она только страдальчески повторяла: «Валерик, не надо! Валерик, поди сюда! Валерик…» Это, конечно, крайний случай. Хотя тоже небезнадежный. Совместными усилиями с врачом-психоневрологом нам удалось достаточно хорошо скорректировать поведение несчастного мальчика. Полгода он занимался по индивидуальной программе, затем прошел занятия в психокоррекционной группе. И хотя поведение его небезупречно, это небо и земля по сравнению с тем, что было на первичном приеме. Когда он впервые появился на нашем горизонте, Валерику уже исполнилось семь лет. Он умел читать и считать, но ни о какой школе речи, естественно, идти не могло, ведь Валерик был неспособен спокойно просидеть и двух минут. Теперь он учится во втором классе. Детей там, правда, всего семь или восемь, но раньше-то Валерик и при одном ребенке приходил в такое неистовство, что его было не унять. А сейчас он высиживает по четыре урока и по мере сил старается общаться с детьми.

Хочет, но не может

Между спокойным, покладистым ребенком и тем неукротимым ураганом, который являл собой на первом приеме Валерик, конечно же, существует масса градаций. И большинство родителей, записывающих своих строптивых детей в неуправляемые, ошибается. Управлять строптивцем нелегко, но и не так сложно. Очень многие резвые, шустрые дети, на которых учителя и школьные психологи спешат навесить ярлык гиперактивности тоже вполне управляемые, хотя и требуют определенного подхода.

Как же отличить просто активного ребенка от гиперактивного? И неуправляемого — от своевольного?

Кратко я бы ответила так: гиперактивный ребенок искренне хотел бы сдержаться, но не может. В его поведении нет злонамеренности. Он собой действительно не владеет. ИМ ВЛАДЕЮТ. Владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, хаос, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой куда-то бурным потоком страстей. То есть при всей своей внешней активности, внутренне он совершенно пассивен. Куда его понесет — туда и понесется.

Конечно, каждый ребенок может войти в раж и на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие эпизоды, а привычное состояние.

Своевольные дети вполне могут одерживаться, но не считают это нужным. При незнакомых людях они обычно ведут себя гораздо спокойнее, чем с домашними. А если распоясываются (например, в магазине, когда им отказываю в какой-то покупке), то это значит, что они абсолютно уверены в своей безнаказанности: мама при чужих не посмеет их отшлепать. Получив решительный отпор, строптивцы быстро «входят в разум».


Гиперактивные дети, наоборот, на людях ведут себя хуже, чем дома, поскольку контакты с чужими действуют на них растормаживающе. В отличие от своевольных детей, мастерски умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует цели повыкаблучиваться и добиться-таки своего. Строптивец НЕ ВЕРИТ в то, что его плохое поведение может повлечь за собой какие-то неприятные последствия. Гиперактивный ребенок этого НЕ ПОНИМАЕТ. Он часто совершает какие-то опасные поступки (например, хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть дороги), но делает это из-за своей неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому, что ищет приключений или хочет пощекотать кому-то нервы.

Очень четко выявляется разница между действительно неуправляемыми и своевольными детьми на психокоррекционных занятиях по нашей методике с И. Я. Медведевой. Своевольный ребенок не желает показывать себя с плохой стороны (скажем, отказывается разыграть сценку, как у него испортилось настроение, поскольку тогда придется продемонстрировать свои капризы). Он прекрасно понимает, что поступает нехорошо, и ему стыдно. В лучшем случае, можно уговорить его разыграть подобную историю не про себя, а про какого-то другого мальчика или девочку. Или про зверька.

Гиперактивный же ребенок не даст отрицательной реакции на такое задание, а с удовольствием зайдет за ширму. Через минуту он, правда, может выбежать оттуда, но не из чувства стыда. Просто его понесло дальше. У такого ребенка снижена самокритика. Складывается впечатление, что он не отдает себе отчета в своих поступках, охотно показывает драки, не может остановиться, быстро теряет сюжетную нить.

Двигательная расторможенность сочетается у гиперактивного ребенка с пониженным вниманием. Оно хаотично переключается с одного предмета на другой, которые случайно оказываются в поле его зрения. Такое поведение специалисты называют «полевым». Он хватается за то, за это, ничего не доводят до конца. Часто отвечает невпопад, не вдумываясь в смысл вопросов. В группе постоянно выскакивает вперед, а выйдя выступать, — не знает, что говорить. Не слушает обращенную к нему речь. Ведет себя так, будто рядом никого нет. С детьми играть не умеет, пристает к ним, чуть что — начинает драться.

Шлепки, окрики действуют на него ненадолго (если действуют вообще). И немудрено, ведь, повторяю, такой ребенок действительно НЕ МОЖЕТ сдерживаться. Кричать на него — все равно что пытаться остановить криком разбушевавшуюся стихию.

Когда в семье рождается больной ребенок, родные обычно задаются вопросом: «В кого он такой?» А за ним явно или скрыто просматривается вопрос: «Кто виноват?»

Гиперактивным детям обычно ставят диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция). Это остаточные явления органического поражения головного мозга, возникшего либо когда ребенок еще находился в утробе матери (например, при тяжелом токсикозе или резусконфликте), либо при родах, либо из-за тяжелых заболеваний в первые месяцы после рождения.

Так что наследственность тут, судя по всему, ни при чем. А поиск виновных, даже если они были (скажем, неопытная акушерка), ни к чему конструктивному в данном случае не приведет. Родным лучше не перекладывать вину друг на друга, а сплотиться вокруг «трудного» малыша и сделать все, чтобы он выправился.

Каково быть матерью гиперактивного ребенка?

По моему глубокому убеждению, самый трудный» детский возраст — вовсе не переходный, а от года до двух-двух с половиной, когда малыши уже бегают, повсюду залезают, но соображения у них еще маловато. Голова явно не поспевает за руками и ногами. Большинство детей этого возраста находится в постоянном движении, а матери — в вечном напряжении. Чуть ребенок затихнет, значит, жди подвоха.

Но годам к трем ребенок обычно успокаивается, становится разумней, и мать может немного расслабиться.

Матери гиперактивных детей (по американским данным мальчики страдают этим примерно в 4 раза чаще, чем девочки) и после трех лет не могут расслабиться ни на минуту. Это, конечно, безумно тяжело. Я всего один день (вернее, вечер) побыла на месте такой женщины и на всю жизнь запомнила свою усталость и отчаяние.

В три года моему младшему сыну сделали небольшую операцию, и он сутки вынужден был оставаться в постели. Когда ему разрешили встать, он сделался неуправляемым. Насколько я понимаю, так подействовали на него пережитое потрясение и вынужденная неподвижность. Никого не слыша и не видя, Феликс с быстротой звука носился по коридору, и лицо его, обычно лукавое и смышленое, напоминало застывшую маску. Мне стало страшно. Я подхватила его на руки. Он вырывался, отбиваясь руками и ногами, и, по-моему, не узнавал никого вокруг. Врач еще утром предупредил меня, что бегать ребенку нельзя, поэтому я держала Феликса изо всех сил и пыталась отвлечь. Сколько продолжалась наша борьба, я не помню. Помню только, что когда он наконец затих, я была совершенно измочалена. Феликс спал, а я с тоской думала: «Неужели завтра это повторится снова?»

К счастью, наутро его расторможенность исчезла, как наваждение.

Так что когда я слышу от учителей или психологов нелестные комментарии в адрес матери гиперактивного ребенка (дескать, она безучастна, клуша какая-то, или, наоборот, шагу ему ступить не дает, подавляет), мне хочется сказать: «Неизвестно, как бы вы вели себя на ее месте. Вполне возможно, сошли бы с ума от напряжения».

В зависимости от особенностей своей психики матери реагируют на постоянный стресс по-разному. У одной включается защитное торможение. «Конь-огонь» на голове будет стоять, а ее это вроде бы не касается, хотя в глубине души она будет сгорать со стыда. Вторая, наоборот, все время начеку, контролирует каждый шаг неистового чада, досадует, нервничает передает ему свою нервозность… Конечно, оба стиля поведения неправильны, неконструктивны, но мне кажется, прежде всего этих женщин следует пожалеть. Жизнь с ребенком, которого приходится поминутно снимать то со шкафа, то с люстры, — тяжелое испытание.

Когда матери стыдятся буйства сыновей или дочерей, окружающими это подчас воспринимается как знак нелюбви. А по-моему, наоборот, это свидетельствует в их пользу. Гораздо хуже, когда мать во всем оправдывает ребенка, обвиняя других родственников, соседей, воспитателей, учителей в жестокости, нетерпимости, негуманности и прочее. (Дескать, у нас страна такая, все злые, как собаки, друг друга ненавидят, глотку готовы перегрызть.) Это значит, что мать тоже неадекватно воспринимает ситуацию, у нее тоже расшатаны или вовсе отсутствуют понятия о нормах поведения, и служить своему ребенку опорой она не может. В таком случае коррекция детского поведения существенно затрудняется. Кроме того, внушая ребенку, что мир ему враждебен, мать сеет в нем дополнительные страхи. А гиперактивные дети и без того очень тревожны, хотя неискушенному человеку может показаться, что они абсолютно бесстрашны, «без комплексов».

Особенно тяжело приходится женщинам аккуратным, в которых нет ни тени богемности. Они любят порядок и уют, а в их квартире с утра до ночи бушует стихия. Оптимальный вариант — когда мама безоговорочно принимает больного ребенка, беззаветно любит его, но проявляет при этом ЛАСКОВУЮ СТРОГОСТЬ. И об этом имеет смысл поговорить поподробней.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Поначалу, чуть ли не самое главное, на мой взгляд, это впустить в сознание, что ребенок БОЛЕН. Казалось бы, чего проще? Конечно, болен, раз он так себя ведет. Но всерьез считать его состояние болезнью людям бывает трудно. Причем, ИМЕННО ПОТОМУ, ЧТО ОН ВЕДЕТ СЕБЯ ТАК. Так шумно, буйно, АКТИВНО. А классический образ больного прямо противоположен: больной лежит в постели, он вял и ПАСИВЕН. Этот стереотип настолько прочно застрял в нашем подсознании, что мы не можем от него отрешиться. И подчас предъявляем к ребенку требования как к здоровому.

Когда же родитель, наконец, впустит в сознание горькую мысль, возникает другая трудность. Некоторые (конечно, не все) начинают больше всего жалеть себя. Думают: «За что мне такой крест? Почему мне, а не кому-то еще?» Ну, а когда человека захлестывает жалость к себе, у него не остается сил жалеть других. И возникает раздражение. Оно накапливается, накапливается, периодически прорывается и выплескивается на ребенка. В следующий момент родителю становится стыдно, он спешит загладить свою вину, делает ребенку поблажки, может быть, даже заискивает перед ним. Потом опять чувствует себя бедным-несчастным, опять раздражается…

На этом этапе важнее всего научиться жалеть не себя, а ребенка. Не только потому, что он действительно достоин гораздо большей жалости (ведь болен-то все-таки он, а не вы!), но и потому, что у вас ПРОСТО НЕТ ДРУГОГО ВЫХОДА. Иначе все усилия ему помочь окажутся сизифовым трудом. Как себя разжалобить — каждый определяет сам. Тут готовых рецептов быть не может и не должно. Кому-то достаточно вспомнить, как он однажды страшно волновался, как не находил себе места и как его ранило равнодушие, а то и досада близких. Кто-то с трудом может поставить себя на место ребенка, у него безотказно срабатывает психологическая защита, но потом приоткрывается некий клапан, и человека пронзает сострадание. Кому-то помогает молитва. А кто-то вразумляется, лишь поняв, что он этого неудобного, буйного, шумного ребенка может потерять. И с той же страстью, с которой раньше вопрошал: «За что мне такой крест?», умоляет Бога не отнимать его. Допустим, и этот этап будет пройден. Однако вы еще не миновали всех подводных рифов. У многих родителей, жалеющих нездорового ребенка, возникает соблазн ему потворствовать, дабы «не нервировать». Тем более, что и некоторые специалисты, к которым они обращаются, советуют «быть с ним очень осторожными». Спору нет, осторожность необходима. Вот только что под ней в данном случае понимать? Чего надо остерегаться?

Гранитные берега для бурлящего хаоса

Когда ребенка мучат гастрит или аллергия, врачи тоже советуют матери проявлять осторожность. Но это не значит, что она должна потакать всем вкусовым прихотям сына или дочки. Наоборот, несмотря на протесты, детей сажают на диету. И никакие истерики не могут поколебать решимости матери выполнить предписания врача. Не могут, потому что она понимает: иначе будет хуже. И самый своевольный ребенок смиряется. Бывает забавно наблюдать, как строптивец, вроде бы «не признающий никаких запретов», добровольно отказывается от шоколада, говоря: «Мне этого нельзя».

Аналогичную картину можно наблюдать в сотне других случаев, когда речь идет о телесных заболеваниях. Когда же доходит до психики, в восприятии родителей что-то вдруг меняется. Начинаются разговоры о трудностях, о несовместимости характеров, о нехватке времени и т. п. Возникает соблазн просто расширить рамки дозволенного, убедить себя и других в том, что поведение ребенка в общем-то нормально, все не так драматично…

Вероятно, фокус здесь в том, что психику нельзя увидеть, нельзя потрогать. А того, что не видишь, как будто и нет…

На самом деле, гиперактивный ребенок нуждается в психической диете не меньше, чем ребенок с больным желудком — в диете питательной. И соблюдать ее следует так же неуклонно. Поскольку в душе ребенка бушует хаос, надо максимально упорядочить его жизнь и внутренний мир. Помните, чем яростней бушует стихия — тем крепче должны быть берега. Иначе произойдет наводнение.

Гиперактивным детям больше, чем всем остальным, необходимо соблюдать строгий режим дня. Да, они, конечно, попытаются его нарушать (так же как аллергик поначалу жаждет полакомиться шоколадкой или апельсином), но если вы будете неуклонно проявлять твердость, привыкнут. Полезно вывесить на стене подробное расписание и апеллировать к нему как к некой данности, не зависящей от вашей воли. На многих дошкольников это действует мобилизующе.

В то нее время, естественно, нужно делать поправку на то, что у гиперактивного ребенка, как у автомобиля со слабыми тормозами, тормозной путь длиннее обычного. Поэтому если, допустим, ему пора заканчивать игру, не требуйте, чтобы он сделал это немедленно, а предупредите заранее, что время истекает. Вообще таких детей приходится просить по нескольку раз. Это их особенность, и с ней надо считаться.

Строгая дисциплина требуется и от родителей. Однако для них она выражается прежде всего в том, что они должны привыкнуть говорить размеренно и успокаивающе, без раздражения. Трудно? — Но ребенку выполнять ваши требования еще труднее, однако вы все-таки чего-то добиваетесь. Если ему шесть лет, то вы, наверное, уже научили его читать, а это, уверяю вас, задача куда серьезней, чем приучиться к сдержанности.

Возбудимому ребенку следует особо тщательно дозировать впечатления. Избыток приятых, ярких впечатлений для него тоже вреден. Но совсем лишать его развлечений и походов в интересные места не стоит. Однако, если вы видите, что он начинает перевоза буждаться, лучше уйти. Ничего, что вы не досмотрите спектакль или цирковое представление. Только не подавайте этот уход как наказание. Лучше сказать: «Ты устал, пойдем, тебе надо отдохнуть». Пусть у ребенка сохраняются приятные воспоминания от его появления на людях. А то он начнет бояться совершать промахи и от этого будет вести себя еще хуже.

Чрезвычайно важно научиться ловить тот момент, когда он начинает перевозбуждаться, но еще не перевозбудился окончательно.

Это требует от матери обостренного внимания, но его вполне можно натренировать. Научились же вы когда-то определять по плачу младенца, чего он хочет. А со стороны это казалось совершенно непостижимой наукой. Поймав момент перевозбуждения, постарайтесь отвлечь ребенка, усадите его к себе на колени, покачивая, как маленького, пошепчите ему в такт что-нибудь успокаивающее, расслабляющее. Например: «Погоди-погоди-погоди… Ну-ка подожди, я тебе что расскажу… Сейчас… сейчас мы с тобой… знаешь, что мы с тобой сейчас сделаем? Мы сейчас с тобой пойдем на кухню, достанем… что мы достанем? Нет, не кастрюлю… и не сковородку и даже не тарелку… Мы с тобой достанем… такую вкусную, такую красивую морковку (яблоко, конфету и т. п.)».

Повторение слов создает ритм, завораживает, а телесный контакт со взрослым, особенно с матерью, великолепно расслабляет.

Детей от 4-5 лет в минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог (не о причинах их плохого поведения, а на какую-то постороннюю, интересную тему). Задавайте простые вопросы, не требующие пространных ответов. Перевозбужденный ребенок плохо соображает, он весь во власти бурлящего хаоса. Чтобы включиться в диалог, ему придется волей-неволей обдумывать свои ответы и вырываться из-под власти эмоций. С любыми детьми важно существовать в режиме диалога, а с гиперактивными — особенно. Между тем именно с ними взрослые, как правило, изъясняются либо при помощи команд («убери», «сделай», «не трогай»), либо разражаются длинными, эмоциональными монологами, которые по большей части оказываются монологами в пустоту.

Вообще, таким детям надо усиленно «развивать голову». Не в смысле обучения счету, чтению и письму. Этому сейчас уделяется даже чересчур много внимания. Я имею в виду развитие привычки осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других людей.

Для этого идеально подходит кукольный театр, ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, «влезть в чужую шкуру», отрепетировать правильные модели поведения.

В кукольных сценках можно проиграть самые разные ситуации, вызывающие у ребенка психологические трудности. Сценки должны быть очень простыми и строиться по принципу: «Плохой вариант — хороший вариант». Скажем, разыгрывается, как ребенок мешает старшему брату готовить уроки, и дело заканчивается потасовкой. А потом — положительный вариант, идеальная модель поведения, уход от конфликта (даже если в жизни ребенка этого практически не бывает). По мере продвижения вперед сценки должны усложняться, разнообразиться, обрастать сказочными или приключенческими подробностями.

Детский сад таким детям противопоказан. Лучше даже не пробовать, чтобы не нанести ребенку травму. Ему вообще нельзя общаться с большим количеством детей. Приглашайте одного, максимум двух к себе домой и держите их игры под контролем, чтобы в случае чего быстро вмешаться и не дать разгореться конфликту.

Вы скажете: «А как же приучать его к коллективу?»

Всему свое время. Для гиперактивного дошкольника важнее всего общение с ласковой, терпеливой мамой.

Все дети охотнее обучаются чему-либо, если им интересно. Это банальная истина. Но почему-то у многих родителей «трудных» детей она вызывает негодование. Им хочется, чтобы дети учились «просто так». Гиперактивного ребенка ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно заинтересовывать. Иначе ничего не получится. Это данность, которую придется принять, даже если вам глубоко противно. Причем интерес у него нестойкий, летучий. В силу своих особенностей он не может долго удерживать внимание на одном и том же. Поэтому, обучая его чему-либо, необходимо чередовать виды деятельности, часто привносить в процесс что-то новенькое, подкреплять интерес ребенка самыми разными способами.

Скажем, Валерик, о котором упоминалось в начале статьи, на первых занятиях не мог удерживать внимание больше нескольких минут. Он все делал, как метеор: рисовал, писал цифры, буквы. Раз — и его уже нет на стуле. Мы с ним устраивали многочисленные перерывы, когда я разрешала ему просто побегать, но потом снова возвращались за стол или за театральную ширму. Там все время происходило что-то новое: появлялись новые игрушки, давались новые задания. Однако главная моя цель оставалась неизменной: я тренировала его внимание, учила диалогу. Постепенно паузы укорачивались, Валерик становился усидчивей, и когда его включили в группу из шести детей с родителями, он неплохо выдерживал полутора-двухчасовые занятия с одним перерывом.

Поскольку у гиперактивных детей такое рассеянное внимание, нужно постараться, чтобы во время занятий их ничто не отвлекало. Американский доктор Рэншоу советует ставить письменный стол у пустой, ничем не украшенной стены, избегать при оформлении детской комнаты или детского уголка ярких красок и сложных орнаментов. Не давайте гиперактивному ребенку сразу много игрушек. Когда он готовит уроки, выключайте радио, телевизор или магнитофон.

Известный российский психиатр проф. Ю. С. Шевченко, много работающий с гиперактивными детьми, советует родителям составить список жалоб на поведение ребенка, однако, указывать не обобщенные названия, типа «капризы», «непослушание», «неаккуратность», а определить четкие, максимально простые и понятные поведенческие «мишени»: «бьет сестру», «не всегда чистит зубы по утрам», «разбрасывает свои вещи», «берет чужое без спроса» и т. п.

Таким образом, критикуются не качестве ребенка, которые ему трудно изменить, а его конкретные поступки. Ребенку легче понять, чего от него хотят. А взрослые могут выстроить иерархию целей и не требовать всего сразу.

Кроме того, это хороший тест для самих родителей. Очень часто они понимают, что предъявляли к ребенку завышенные претензии» требовали от него совершенства. Чего стоят хотя бы такие жалобы: «НЕ ЛЮБИТ выносить мусор», «НЕ ЛЮБИТ, когда ему делают замечания», «НЕ ВСЕГДА слушается старших»!

А вы любите выносить мусор?

Не дергайте ребенка каждую минуту. Он просто отключится и не будет вас слышать. Конечно, он должен знать слово «нельзя», но, как и со всеми детьми, надо стараться, чтобы они на собственном опыте убеждались в пагубных последствиях своих проступков. Безусловно, с гиперактивными детьми в этом смысле следует быть более осмотрительными. Но все равно, если у ребенка нет реального опыта расплаты за непослушание, он перестает верить предупреждениям взрослых.

Классический пример: малыш грудного возраста упорно тянется к чайнику. Можно трепать себе нервы, сто раз повторяя «нельзя» и рискуя тем, что для него это превратится в забавную игру. А можно дать ему потрогать горячий чайник. Не раскаленный, но горячий. Тогда малыш не обожжет руку до волдырей, но почувствует боль. Большинство детей усваивает этот урок с первого раза. Гиперактивному ребенку одного раза, скорее всего, будет недостаточно, однако, это не значит, что «до него ничего не доходит». Доходит. Правда, не так быстро, как до других. Должны же они хоть что-то делать медленней остальных!

Для многих родителей мысль о медикаментозном лечении кажется непереносимой. Они готовы обращаться к кому угодно: к бабкам, экстрасенсам и прочим «целителям», выполнять самые дикие рекомендации, но только не давать ребенку таблетки, которые прописывает психиатр.

Другие полностью уповают на психотерапию, занимаются с психологами, пробуют разные методики и подходы.

Однако при органических нарушениях любые, даже очень эффективные психолого-педагогические методы будут работать вполсилы. Раз мозг поражен, значит, его надо лечить. А параллельно учить — терпеливо, настойчиво учить ребенка, как надо себя вести. Ведь ни одна таблетка этому не научит.

Что касается побочных эффектов, то, во-первых, детям обычно дают лекарства в микродозах, а во-вторых, гораздо вреднее, когда ребенок постоянно возбужден, «варится» в таком хаотическом «бульоне» и выматывает всех, в том числе и себя. Помимо всего прочего, это затормаживает его развитие, ведь большая часть энергии расходуется не по назначению.

Подбор лекарств — дело тонкое. Во многом, в этом и состоит искусство врача. Поэтому постарайтесь найти специалиста, к которому вы проникнитесь доверием, и если вам будет казаться, что лекарство оказывает какой-то не тот эффект, не стесняйтесь лишний раз к нему обратиться.

Частая ошибка родителей и педагогов, как отмечает проф. Шевченко, заключается в том, что от гиперактивного ребенка требуют одновременно сосредоточенного внимания, усидчивости и сдержанности. То есть возлагают на него триединую задачу, с которой не всякий взрослый в состоянии справиться. А ведь именно эти качества у ребенка в дефиците.

Гораздо полезней тренировать каждое качество по отдельности. Даете игру, требующую сосредоточения, не ограничивайте импульсивность и движения ребенка. Развивая усидчивость, не напрягайте активное внимание. Когда ребенок учится сдержанности, не нагружайте его интеллектуально.

Игр, помогающих развивать внимание, тренировать усидчивость и выдержку, достаточно много. Я приведу здесь лишь несколько.

Хорошо развивает внимание игра «Хлопки»: ребенок должен «отхлопывать» ритм, заданный ведущим. Сначала простенький, затем — более сложный.

«Отражение в зеркале»: надо повторять за ведущим его жесты. Усложненная разновидность этой игры — «Опаздывающее отражение» (воспроизведение предыдущего движения начинается тогда, когда ведущий уже показывает следующее). Можно договориться о пропуске каких-либо движений (например, приседаний или наклонов вперед).

Полезны игры с мячом типа «Съедобное-несъедобное».

Тренировка усидчивости, преодоление расторможенности.

Игры типа «Замри-отомри». Можно просто договориться о том, что игроки должны пребывать в неподвижности в течение определенного времени. Постепенно эти интервалы должны удлиняться. Можно играть в «День-ночь»: когда ведущий говорит: «Ночь», игроки замирают. Когда объявляется «день», разрешается двигаться. Очень любят дети игру «Море волнуется раз». «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, — говорит ведущий, — морская фигура на месте замри». Побеждает тот, кто дольше всех простоит, не шелохнувшись.

Тренировка выдержка, контроль импульсивности

«Барыня прислала сто рублей, что хотите — то берите, черное с белым не носите, «да» и «нет»» не говорите»: ребенку задают вопросы, а он, отвечая, должен соблюсти вышеуказанные условия. Можно наложить запрет и на какие-нибудь другие слова или действия.

«Продолжи ритм» — каждый игрок воспроизводит ритм, добавляя один хлопок. «Продолжи фразу» — играющие строят предложение, повторяя сказанное предыдущими игроками и добавляя свое слово. Для расторможенного ребенка удержать в памяти 8-10 слов — огромное достижение. Детям среднего школьного возраста игру можно усложнить: пусть добавляют не слово, а предложение. Это будет игра «Продолжи рассказ». Когда вы добьетесь заметных успехов в играх с нагрузкой на одну функцию, переходите к комбинированным. Например, попробуйте поиграть в жмурки, не завязывая ребенку глаза, а предложив их просто закрыть. Скажите: «Это будет игра на честность». Чтобы оправдать высокое звание честного человека, ребенок хотя бы недолго будет контролировать себя, подавляя желание подглядеть за играющими. Похвалите его за это, ведь для него даже небольшое усилие подобного рода — подвиг.

Ну, и конечно, гиперактивному (как и просто активному) ребенку надо давать возможность выплеснуть свою энергию.

Приобщайте таких детей к разным видам спорта, учите их танцевать, пусть играют в подвижные игры на свежем воздухе и т. п. Но занятия в спортивных секциях, где жесткая дисциплина и тренеры ориентированы на выковку чемпионов, будут для них чрезмерной нагрузкой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль