Мифы и правда о женщинах Востока — хиджаб, никаб, буркини


Буркини и хиджаб

В некоторых странах мира исламская женская одежда становится политическим символом, поэтому есть и ограничения. Во Франции есть запрет и на буркини – специальный купальный костюм для женщин-мусульманок, пишет сегодня «Радио Азаттык».

Некоторые мусульманки нелегко воспринимают запрет на ношение исламской одежды. Несмотря на это, к примеру, чиновники Франции уже давно стремятся ограничить виды одежды для мусульманских женщин. Президент Франции Николя Саркози выразил свое субъективное мнение об исламской женской одежде. По его словам, в такой одежде женщина выглядит как заключенная за занавес, отрезанная от общественной жизни и лишенная индивидуальности.

Однако американский антрополог и автор книги «Почему французы не любят головные платки», Джон Боуэн, считает, что Саркози использует исламскую женскую одежду в качестве предлога для решения более широкой озабоченности, связанной с исламским экстремизмом.

«Утверждение о том, что платок был символом угнетения женщин, не имеет конкретных доказательств. Оно отчасти вброшено», — сказал Джон Боуэн.

Тем не менее официальные лица Франции ввели ряд запретов на исламскую женскую одежду, в частности на ношение мусульманских платков в школах. Недавно французские законодатели заявили, что общественные бассейны закрыты для тех женщин, которые носят буркини – плавательный костюм, напоминающий свободно облегающий гидрокостюм с прикреплённым капюшоном.

Отметим, что буркини – это новый вид купального костюма для женщин, соответствующий нормам исламского закона. Купальник для мусульманок получил название «буркини» от слов burqa (паранджа) и «бикини». Его создателем является австралийский дизайнер ливанского происхождения Ахеда Дзанетти.

Ахеда Дзанетти говорит Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода», что идея создать буркини родилась у неё после прочтения статьи о трудностях мусульманок, проживающих в социально-консервативных странах. По её мнению, эти женщины сталкиваются с трудностями, когда речь идет даже об обычном плавании.

Несмотря на то, что буркини может удивить своим видом посетителей пляжей, которые приучены к более открытому купальному костюму, одобренному на Западе, он имеет свои преимущества. Например, раньше многие женщины в мусульманских странах предпочитали плавать в парандже. В лучшем случае тяжесть ткани этой одежды могла создать неудобства в воде, а в худшем — существовала опасность того, что женщина, плавая в парандже, могла просто утонуть.

Однако должностные лица Франции мотивировали запрет посещения сеансов плавания для мусульманок в буркини тем, что их купальники якобы не соответствуют гигиеническим требованиям. Однако подобное решение вызвало ряд споров в стране, известной в мире своими топлесс-пляжами и преданностью моде.

Растущие волнения побудили французских чиновников начать общественные дискуссии на тему французской национальной идентичности. В том числе обсуждается и выдвинутый ими запрет на ношение буркини. Джон Боуэн, который готовит экспертное заключение для французской парламентской комиссии, говорит, что дебаты об исламской одежде используются для того, чтобы оправдать атеизм.

«Это — символ государственного проекта. Специфический государственный проект, который является атеистическим. И это проявляется в специфической попытке не принимать то, что они назвали бы исламистской идеологией», — говорит Джон Боуэн.

Несмотря на то, что большинство жителей центральноазиатских республик являются мусульманами, официально страны считаются светскими. Правительства стран региона опасений, что угроза для их власти придет в виде исламских экстремистов.

К примеру, из-за роста количества женщин и девушек, желающих носить хиджаб, власти Кыргызстана и Таджикистана пытаются запретить ношение исламской женской одежды в школах и высших учебных заведениях. Правительство Узбекистана ограничивает ношение хиджаба, даже и в общественных местах. К тому же недавно правительство этой страны запретило женщинам носить хиджаб в школах и университетах, которые находятся на юге страны, где ислам более распространен.

Узбекские власти запретили женщинам носить платок во время празднования Дня независимости республики, заявив, что женщины-террористки могут использовать широкие платки, чтобы скрыть там бомбу. Однако многие женщины-мусульманки находят подобные действия смехотворными.


Дизайнер и создатель буркини Ахеда Дзанетти считает, что боязнь терроризма не может служить оправданием для применения суровых мер со стороны узбекских властей в отношении того, что она называет кусочком ткани. «Я могу спрятать бомбу в своем нижнем белье. Я это могу. Я могу ходить в нем и прятать там бомбу. Серьезно. Бомбы становятся все меньше и более мощными», — говорит дизайнер.

В ограничении ношения исламской женской одежды Казахстан не исключение. В стране были случаи, когда в средних и высших учебных заведениях страны девушкам запрещали посещать занятия в хиджабе. В конце сентября этого года министр образования Жансеит Туймебаев и министр юстиции Рашид Тусупбеков в своих ответах на личных блогах противоречили друг другу по вопросу о праве учениц появляться в школах в исламских женских одеждах.

Так, Жансеит Туймебаев написал в своем блоге, что в школах Казахстана запрещено носить одежду, подчеркивающую принадлежность к той или иной вере, в том числе хиджаб. Он написал, что в соответствии с законом «Об образовании» основным принципом государственной политики в области образования является светский, гуманистический и развивающий характер образования. Кроме того, он заявил, что в образовательных учреждениях запрещена деятельность религиозных организаций.

Министр юстиции Рашид Тусупбеков, отвечая на подобный вопрос в своем блоге, написал, что учащимся школ и вузов носить хиджаб в Казахстане не запрещено. «Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений касательно одежды, в том числе хиджаба, для учащихся образовательных организаций республики», — написал министр юстиции.

Женщина в Египте: пусть будет паранджа, но вместе с работой и пособием

ДЛЯ МНОГИХ ЖЕНЩИН ЭТО ОЗНАЧАЛО НАСТОЯЩУЮ РЕВОЛЮЦИЮ

Осенью прошлого года один за другим «посыпались» запреты прежнего режима относительно внешнего вида египтян, направленные против демонстрации религиозной принадлежности во внешнем облике. В сентябре в эфире египетского государственного канала впервые появилась ведущая с традиционным мусульманским платком на голове. Для многих женщин это означало настоящую революцию, так как до этого на телевидении действовал жесткий запрет на ношение хиджаба. Кстати, законом это ограничение было никак не обосновано, поэтому суды были завалены исками египтянок к медийному руководству. Всякий раз суд их удовлетворял, но ТV-продюсеры, так или иначе, закрывали доступ к эфиру журналисткам в платках.

На данный момент пионерскому примеру Фатемы Набиль, ставшей первым диктором новостей в хиджабе, последовали и другие сотрудницы телеканалов. Складывается ощущение, что не менее половины ее коллег женского пола покрыли волосы. Возможно, это впечатление субъективное, поскольку журналистки в хиджабах больше притягивают внимание, нежели «традиционные» для египетского ТV ведущие с явными признаками пластической хирургии и тяжелым мейкапом. Искренняя это перемена или нет, судить сложно, ведь если до этого ничего не мешало журналисткам работать «простоволосыми», то, значит, и принципы не столь сильны. Можно лишь добавить, что Набиль получила в результате неплохой PR, став фигуранткой многих интервью. Полагаю, ее карьера будет идти в гору.

ХИДЖАБ РАЗРЕШИЛИ НОСИТЬ И СТЮАРДЕССАМ

Реакция на снятие «хиджабного запрета» положительная даже у скептически настроенных по отношению к «Братьям-мусульманам» и исламистской политике. «Это их право, прежние правила были нечестными», — только и можно услышать в ответ на вопрос, уместен ли хиджаб на телевидении. Конечно, уместен, если по шариату одеваются 70% женщин в стране. Что касается дикторов в никабах, то их пока нет, и вряд ли в ближайшем будущем предвидится. На государственном общественном телевидении, конечно. В Египте развито спутниковое ТV, и на частных каналах, например, салафитском «аль-Умма», можно ожидать каких угодно пропагандистских экспериментов. Правда, как говорят мои знакомые египтяне: «Ни один здравомыслящий человек не будет смотреть новости, которые читают журналистки в никабах».

После снятия запрета на телевидении хиджаб разрешили носить и стюардессам крупнейшей государственной авиакомпании Egyptair. К сожалению, давно не пользовалась услугами этого перевозчика, поэтому не могу сказать, сколько бортпроводниц надели платки, а сколько стюардов отпустили бороды. Кстати, пока мне не удалось заметить на улицах Каира и небритых полицейских, которым тоже разрешили выглядеть в соответствии с шариатом.

Относительно исламского дресс-кода с приходом «Братьев-мусульман» можно сказать так: пока навязывания никакого нет, идет мягкий PR. Хотя не удивлюсь, если вскоре на телевидении пройдет кампания под названием «Хиджаб – это круто».

«ТЕ, КТО НЕ НОСИТ ХИДЖАБ, ХОТЯТ БЫТЬ ИЗНАСИЛОВАННЫМИ»

В начале февраля арестовали салафитского проповедника Абдуллу Ахмада Махмуда или Абу Ислама, как он себя величает. Он издал фетву, в которой признал «позволительным» насиловать демонстранток на Тахрире, среди которых, по его мнению, нет мусульманок, а одни лишь бесстыжие «крестоносцы», которые «сами хотят быть изнасилованными». Кстати, этот радикальный имам владеет тем самым телеканалом «аль-Умма», который приютил журналисток в никабах.

На этот раз египетское общество, ранее терпевшее выходки агрессивного радикала, взорвалось в единодушном возмущении. Проблема сексуальных домогательств и изнасилований в стране и так стоит достаточно остро, регулярно обсуждается в печати, является темой общественных кампаний. Общественное давление ускорило действия правосудия, и имама, который уже к этому времени находился под следствием за то, что публично порвал Библию, взяли под стражу. Не хочется думать о том, сколько гнилых зерен уже упало на благодатную почву слабой психики части зрительской аудитории.


Незадолго до этого, в январе, собрат Абу Ислама по мировоззрению Хишам аль-Ашри выступил на телевидении с призывом одеть христианок в хиджабы. «Меня однажды спросили: если бы я пришел к власти, то позволил бы я христианским женщинам ходить без хиджаба? И я ответил: если они хотят, чтобы их изнасиловали на улице, то они могут ходить и без него», — заявил он.

Отмечу, что все рассуждения из этой серии отдают лукавством. Еще раз повторюсь, проблема сексуальных домогательств в Египте стоит очень и очень остро. Есть открытые данные, согласно которым ношение хиджаба, никаба или отсутствие оных никак не влияет на статистику изнасилований. Приставаниям подвергаются как женщины в полностью закрытой одежде, так и одетые по-европейски. Причем количество таких преступлений в Египте резко увеличивается в дни мусульманских праздников. Вот на что бы направить египетским проповедникам свою активность, так это на воспитание мужской части паствы…

СТАЛО БОЛЬШЕ ПРОВОКАЦИОННЫХ ФЕТВ

Кстати, реакция официального духовенства на все подобные призывы всегда негативная. Бывший муфтий Египта (в феврале выбрали нового) Али Гума заявил, что фетвы, обязывающие христианок облачаться в хиджаб, недействительны и способствуют разжиганию межконфессиональной розни в стране. «Те, кто провозглашает себя учеными и выносит подобные фетвы, на самом деле не могут относиться к ученым. Их решения излишне эмоциональны и конъюнктурны, не соответствуют научной методологии издания фетв», — считает Али Гума.

Можно ли сделать вывод о том, что с приходом к власти исламистов проповедники активизировались в плане ущемления прав женщин? И да, и нет. Да, потому что вышеупомянутые радикальные и провокационные призывы сосредоточились в небольшом отрезке времени. Нет, потому что в целом в Египте наблюдается, как бы это помягче сказать, беспорядок в плане издания фетв, которые в мусульманской общине обладают серьезным влиянием на умы. За последний год их было издано более полумиллиона, а это, по словам экс-муфтия, огромный рост. Вместе с тем стало больше провокационных фетв, открыто разжигающих насилие, как, например, призыв к убийству оппозиционных лидеров Мухаммеда аль-Барадеи и Хамдина Саббахи. Так что агрессия богословов направлена против самых разных социальных групп и по самых различным поводам, и женщины тут — не исключение.

У ЕГИПТЯНОК ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОСЕРЬЕЗНЕЕ, ЧЕМ ИСЛАМИСТЫ

Изменилось ли что-то для египетской женщины с приходом к власти «Братьев-мусульман»? Думаю, что в целом нет. Исламский тренд назрел в обществе еще до революции. К тому же степень открытости жизни женщины определяется в Египте не политикой государства, а семейными традициями. Поэтому, несмотря на то что режим Мубарака был светским, огромное количество женщин носили никабы, мужчины – бороды, семейные вопросы решались по нормам шариата и так далее. Самый главный ограничитель для женщины – семья, поэтому если она традиционно-религиозная, то других вариантов для девушки просто нет, кроме как надеть никаб, отказаться от высшего образования и выйти замуж за того, кого назначат в мужья родители. Если семья светская, значит образ жизни практически не будет отличаться от западного. Вполне вероятно, что и без «узаконивания» шариата египетское общество мало-помалу будет втягиваться в образ жизни стран Аравийского полуострова, то есть этот процесс будет естественным, принимаемым как должное, в том числе и женщинами.

Думаю, что говорить о проблемах соблюдения прав женщин в контексте исламизации бессмысленно. Есть проблемы в целом, и они гораздо серьезнее. Это социальная политика в области материнства и детства и женская безработица. Государство не вытягивает нормальные декретные, что прямо связано с высокой рождаемостью в стране. Декретный отпуск заканчивается через 1,5 месяца после родов, дальше только отпуск за свой счет. Многие египтянки, чтобы не терять заработок, вынуждены уже в этом возрасте отдавать младенцев на присмотр в специальные ясли, где на 50 детей приходится один работник. В области трудоустройства – явная дискриминация по половому признаку, работодатели избегают нанимать женщин, опасаясь их ухода в декрет каждые два года. Что тоже, впрочем, вполне объяснимо. Есть и другие проблемы – тот же sexual harassment и отсутствие системы защиты жертв, психологической и юридической.

Хочется подытожить: трудности положения женщины в Египте лежат в другой плоскости, нежели религиозная политика режима.

Страсти по буркини: почему в Европе запрещают мусульманский купальник

Во Франции курортные города один за другим запрещают буркини — купальные костюмы для мусульманок, которые оставляют открытыми только лицо, ступни и кисти рук.

Первым из французских курортов, где запретили буркини, стал Канн — вскоре после того, как в соседней Ницце выходец из Туниса 14 июля, в День взятия Бастилии, задавил насмерть на грузовике 85 человек. «Если женщина купается в буркини, это может собрать толпу и послужить поводом для нарушения общественного порядка, — заявил мэр Канна Давид Лизнар. — Запрет необходим, чтобы защитить этих женщин. Буркини — одежда радикальных исламистов, а не мусульман в целом». В законе Канна не говорится о запрете буркини напрямую. В нём указывается, что нельзя приходить на пляж в одежде, которая не соответствует «нравственности и секуляризму». Штраф за ношение буркини на пляже в Канне составляет €38.

Примеру Канна последовал ещё один курорт на Лазурном побережье — Вильнёв-Лубе. При этом его мэр Лионель Люка объяснил своё решение «соображениями гигиены».

Третьим французским муниципалитетом, запретившим буркини, стал городок Сиско на севере острова Корсика. Там вечером 13 августа произошла массовая драка между мусульманами и представителями коренного населения. Инцидент был вызван тем, что корсиканские подростки стали на пляже фотографировать мусульманок, одетых в буркини, что вызвало ярость их мужей. В драке участвовали несколько десятков человек, многие из которых использовали холодное оружие. В результате столкновений четверо получили ранения, были сожжены три автомобиля, загорелись деревья. Потребовалось 100 полицейских и жандармов, чтобы прекратить столкновения, пожар был быстро потушен.


Прокуратура города Бастия, который находится неподалёку от Сиско, возбудила уголовное дело, которое должно точнее определить обстоятельства произошедшего. Мэр коммуны принял решение о введении запрета на буркини, подчеркнув, что этот шаг направлен «не против мусульман, а на их защиту». Власти не скрывают, что обстановка на севере Корсики напряжённая, и призывают население к спокойствию.

За права женщин

Общественная организация «Группа против исламофобии во Франции» обжаловала запрет на ношение буркини. Правозащитники выразили убеждение, что он нарушает права женщин, и напомнили, что треть погибших в результате теракта в Ницце — мусульмане. Однако суд Ниццы иск отклонил, указав, что в «нынешних обстоятельствах» ношение буркини может быть воспринято не просто как «религиозный знак». В судебном постановлении также напоминается о приоритете светских правил поведения в общественных местах над религиозными обычаями во Французской Республике.

Это решение было с энтузиазмом встречено во многих французских муниципалитетах, где полагают, что религиозные атрибуты недопустимы в таких общественных местах, как пляжи и бассейны. 15 августа мэр расположенного на Лазурном Берегу городка Ле-Пен-Мирабо Мишель Амиэль запретил проведение в одном из местных аквапарков вечеринки для мусульманок в буркини «из-за сильного резонанса»: по некоторым данным, участницам планировавшегося праздника стали приходить послания с угрозами. «Скрывать в общественных местах свои лица неприемлемо с точки зрения равноправия полов, — сказал в интервью RT мэр респектабельного парижского пригорода Мезон-Лаффит Жак Миар. — Во Франции запрещено публичное ношение полностью скрывающих лицо головных уборов. Мы должны чётко следовать нашим законам. Если эти люди не хотят жить во Франции и не желают мириться с тем, чтобы женщины ходили на пляж в нормальных купальниках, скатертью дорога».

Буркини — не паранджа, но…

Однако далеко не все в стране согласны с этой точкой зрения. Так, французский предприниматель алжирского происхождения Рашид Некказ пообещал оплачивать штрафы за женщин, пришедших на пляжи в буркини. «Хотя лично я против ношения никабов (полностью скрывающего лицо головного убора с прорезью для глаз. — RT), в демократическом обществе ни у кого нет права запрещать человеку одеваться по своему выбору, если эта одежда не представляет угрозы для свободы окружающих и безопасности страны, — подчеркнул Некказ в беседе с RT. — Я никогда не оплачу штраф за ношение паранджи (бурки) (халата с длинными рукавами и с закрывающей лицо волосяной сеткой. — RT), потому что это символ угнетения женщин в Афганистане, но за надевших буркини буду платить — не ради религии, а во имя уважения фундаментальных свобод, гарантированных Всеобщей декларацией прав человека и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод».

Азиф Ариф, руководитель британского вебсайта Cultures & Beliefs, вообще не понимает, почему из-за буркини во Франции сломано столько копий. «В США, Великобритании, других европейских странах с этими купальными костюмами нет никаких проблем, — сказал он RT. — Во Франции же считают, что выбор буркини — это намеренная демонстрация религиозности там, где должны соблюдаться принципы светскости. Аргументы в пользу этого запрета с юридической точки зрения совершенно неубедительны. Это не что иное, как коллективное наказание мусульман».

Однако насчёт повсеместно нейтрального отношения к буркини в Западной Европе Ариф заблуждается. Эти наряды уже попали под запрет в ряде городов Швейцарии и Австрии. На нынешней неделе правящая в Германии партия «Христианско-демократический союз» внесла на рассмотрение Бундестага законопроект о запрете ношения женщинами полностью закрывающих лицо головных уборов в общественных местах. «ХДС считает, что полностью скрывающая лицо вуаль противоречит задачам интеграции, поэтому мы её отвергаем», — заявил генеральный секретарь партии Петер Таубер. После серии терактов в Германии министр внутренних дел страны Томас де Мезьер начал готовить пакет антитеррористических мер, который среди прочего включает запрет на ношение хиджаба. По сообщениям печати, план министра включает также ускоренную депортацию преступников, смягчение правил врачебной тайны, запрет финансирования мечетей радикальными группировками и отмену двойного гражданства.

Светскость против политкорректности

Запрет на ношение в общественных местах одежды, полностью закрывающей лицо, был введён во Франции в 2010 году, и он распространяется на все религии. Его нарушение карается штрафом в размере €150. Европейский суд по правам человека летом 2014 года счёл этот закон правомерным. «Утверждать закреплённый в Конституции принцип светскости во Франции начали ещё при президенте Жаке Шираке, приняв в 2004 году закон о недопустимости ношения любой религиозной атрибутики, будь то мусульманский хиджаб, еврейская кипа или крупный христианский крест, в общественных школах, — напомнил в интервью RT ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Фёдоров. — До последних резонансных терактов власти страны стремились вести себя максимально политкорректно, но сейчас уже не до толерантности, нужно спасать ситуацию, не допустить утраты национальной идентичности. Во Франции решили, что настал момент напомнить о принципах республики — свободе, равенстве и братстве. Французы отделяют религиозные моменты от общественной жизни, они будут отстаивать светский характер своего государства, без этого трудно сохранить общество в нормальном состоянии. И большинство французских мусульман эту необходимость осознаёт. Стараясь сохранить свою культурную принадлежность, они ассоциируют себя с французской республиканской моделью».

Бурка и бикини

Слово «буркини» появилось в прошлом десятилетии в Германии. Тогда немецкие мусульманки в массовом порядке начали отказываться от посещения уроков плавания — матери, исповедующие ислам, не желали, чтобы их дочери представали перед взглядами посторонних в открытых купальниках. За решение проблемы взялась австралийка ливанского происхождения Ахеда Занетти. Она создала оригинальную модель купальника, напоминающую пижаму с чепчиком, прикреплённым к вороту. Это одеяние получило название «буркини» — от слов «бурка» и «бикини».

Единого мнения по поводу женского мусульманского купального костюма в Европе так и не сложилось. Одни считают, что он отвечает всем требованиям Корана и позволяет женщинам более активно участвовать в жизни общества. Другие убеждены, что буркини способствует медленному формированию в европейских странах «параллельного общества».

Мифы и правда о женщинах Востока — хиджаб, никаб, буркини

Мусульманкам предписано следовать учению Корана и покрывать себя от посторонних взглядов


На днях в одном из канадских городов был проведен необычный эксперимент: всем желающим предлагали примерить хиджаб и почувствовать себя мусульманкой. Местные мусульманки тем самым хотели информировать широкую общественность об исламе и статусе женщины в религии. У девушек, принимавших участие в подобном мероприятии, уже были определенные сложившиеся мнения о хиджабе и мусульманках. И вот как они были разоблачены:

Хиджаб можно купить только в мусульманском магазине.

Хиджаб, т.е. платок, можно приобрести в любом обычном магазине, где продают шарфы, палантины и т.д. Мусульманский головной убор не предполагает определенную форму, фасон и цвет, важно только то, чтобы он был непросвечивающим и закрывал все, кроме лица. Кроме того, сегодня представлен огромный выбор шарфов и палантинов любых цветов, фактур и фасонов, и любая девушка, в том числе мусульманка, может выбрать себе любой в любом магазине одежды.

Ежедневно на завязывание платка у мусульманки уходит около 15 минут.

Процесс завязывания платка может занять от 30 секунд до 10 минут. Это полностью зависит от девушки, надевающей платок, и от того, каким способом это делается. Данный процесс не предполагает особого ритуала. Опять-таки должно быть соблюдено лишь правило покрытия частей головы, а то, как это делается, – дело самой девушки.

Ношение хиджаба предписано Священным Кораном.

Мусульманкам предписано следовать учению Корана и покрывать себя от посторонних взглядов мужчин, которые не являются им мужьями, отцами или братьями. Смысл хиджаба заключается в том, чтобы мусульманка была осознана о ее внешнем виде, несла себя скромно и достойно. Он дает женщине чувство безопасности и показывает истинную красоту.

Женщина должна покрываться и дома.

Мусульманка не должна носить платок дома, рядом с мужем, братьями и отцом. В этом и есть смысл хиджаба, чтобы женщина дарила свою красоту только своему мужчине.

Покрытие головы принято не только в исламе.

Многие религии предписывают их последователям покрывать голову во время поклонения. Также в мировых религиях на протяжении веков женщине было предписано покрывать голову.

Мусульманка должна носить хиджаб с 5 лет.

По предписанию мусульманка должна надеть платок по достижению половозрелого возраста, но при готовности может сделать это и раньше.

От буркини до никаба! Тенденции в одежде мусульманки

Очередной выпуск программы «Мир вам» посвящен современным тенденциям женской мусульманской моды — о хиджабе, никабе, буркини.
В разгар отпускного сезона зрители узнают, как мусульманке правильно выбрать купальный костюм буркини. Данный выпуск познакомит вас с хиджаб-дизайнером из Египта Ильсияр Дасаевой и расскажет о традиционном для стран Ближнего Востока никабе.
Также ведущая программы беседует со стилистом Дилярой Садриевой. Известный дизайнер продемонстрирует коллекцию модной одежды сезона осень-зима 2020-2020 и посоветует женщинам, как подбирать костюмы известных брендов, не нарушая предписания религии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль