Мифы и легенды Амазонки — Амазонка, южная америка, индейцы, чудище, амазонки


Мозаика планеты

Чудовище с верховий Амазонки

Как рождаются мифы о чудовищах и так ли они не правдоподобны, как кажется на первый взгляд? Ведь многие загадки со временем решаются, а мифам, в итоге находится объяснение. Так случилось с морским монахом — чудовищем из глубин, оказавшимся гигантской каракатицей, так развеялся миф и о чудовище, обитающем в Амазонке.

Еще первые завоеватели Америки – испанцы распространили миф о затерянной в джунглях южного материка невероятно богатой стране Эльдорадо, там даже мостовые говорят, были выложены из чистого золота. На поиски мифической страны снаряжался отряд за отрядом. Много смельчаков нашли свою смерть в непроходимых болотах и лесах Южной Америки. Но это не останавливало жадных до золота авантюристов. В джунгли отправлялись все новые и новые экспедиции.

Одному такому отряду удалось проникнуть в верховье Амазонки и вернуться. Сначала несколько месяцев люди добирались по реке, прежде чем достигли ее истоков. Дальше плыть было невозможно и отряд двинулся по суше. Дорогу преграждали непроходимые заросли, страшные топкие болота. Опасность подстерегала на каждом шагу: огромные крокодилы, ядовитые змеи и несметные тучи комаров и москитов, заражающих людей малярией, тропической лихорадкой и другими опасными болезнями. Наконец отряд вышел на окраину огромного болота. Европейцы свободно вздохнули: несколько часов дорога обещала быть легкой. И действительно, по серой корке засохшего ила идти было легко, как по асфальту.

Все шло хорошо пока отряд не дошел до цепочки, соединенных между собой протоками мелких луж. Индейцы-носильщики категорически отказались заходить в воду, а в глазах их застыл ужас. Европейцы никак не могли понять в чем дело, ведь лужи были неглубокие. Там абсолютно негде было спрятаться крокодилам или анаконде, а воды было так мало, что и пираньи не могли оказаться в этих лужах. Индейцы постоянно твердили про какое-то чудовище, обитавшее в этих речушках под названием «арима». На языке индейцев-томанаков это слово обозначает – лишающий движения.

Но один смельчак все-таки пошел вперед, чтобы показать испуганным носильщикам пример и поплатился за это. Не успел он сделать и несколько шагов как с диким криком рухнул в воду, словно был сбит с ног могучим ударом. Еще двоих, бросившихся ему на помощь постигла та же участь, и они оказались в грязи, поверженные невидимым противником. Еще через час оставшиеся спутники рискнули зайти осторожно в воду и вынести пострадавших товарищей на сушу. Все трое остались живы, но продолжать путь они уже не могли, ноги были парализованы. Только к вечеру они стали понемногу отходить и двигаться, но полностью оправиться пострадавшие смогли только через несколько дней. Желание идти дальше отпало, и отряд решил вернуться.

Это был первый случай, когда европейцы узнали о пресноводном электрическом угре. Позднее, расспросив индейцев, узнали, что это довольно крупная рыба живет в реках, мелких протоках по всему среднему и нижнему течению Амазонки. Встречаются в ручьях и болотах,а когда болота пересыхают, они закапываются в ил, и дожидаются следующего сезона дождей.

Пресноводный электрический угорь (Electrophorus electricus) — рыба из отряда гимнотообразных. Это ночные животные, охотятся в основном после наступления темноты. Длина взрослой особи от 1 до 3 м, вес 15-40 кг. Кожа у электрического угря гладкая, без чешуи, тело сильно удлиненное, округлое в передней части и несколько сжатое с боков в задней части. Окраска у взрослых особей оливково-коричневая, нижняя часть головы и горла — оранжевая, край анального плавника светлый, глаза зелёные.

Сила электрического разряда угря так велико, что может оглушить даже крупного зверя, а мелкие животные погибают мгновенно. Электрические разряды угрей у местных племен считаются лечебными, но вброд реки, где обитают эти монстры, переходить не рискуют.

Кто такая женщина-амазонка? Миф или реальность?

Мифы и легенды о диких амазонках — женщинах, которые образовали отдельное племя, жили по правилам матриархата и воевали с мужчинами, существуют с древних времен. Археологические раскопки подтверждают этот факт, однако споры о достоверности существования воинствующего общества, состоящего исключительно из представительниц слабого пола, не утихают.

Мифы и сказания

По версии древнегреческой мифологии, царство амазонок, женщин-воинов, существовало некоторое время на территории Ливии, на берегах Средиземного моря. По какой причине они жили отдельно от мужчин, было непонятно, однако они долгое время обходились собственными силами. Одни источники рассказывают о кочевом племени женщин, другие — о существовании царства во главе с царицей амазонок.

Главными занятиями у них были: охота с целью добычи пропитания, войны с соседними племенами для обогащения. В соответствии с древними сказаниями, происхождение амазонки вели от союза бога Ареса (или Марса) и его дочери Гармонии, а сами воительницы поклонялись богине Артемиде, охотнице-девственнице.

Одним из подвигов Геракла было задание, в ходе которого он должен был забрать у воинственных девушек волшебный пояс, который был предназначен для выкупа для возвращения дочери царицы Антиопы.

Племена женщин-амазонок: жизнь и размножение

По мнению, высказанному в 5 в. до н.э. древнегреческим историком Геродотом, такое государство матриархата существовало на берегах оз. Меотиды (современная территория Крыма). Они построили несколько городов, среди которых Смирна, Синоп, Эфес и Пафос.

Основным занятием амазонок было участие в войнах и набегах на соседей, причем они с большим мастерством владели луком, двойным боевым топором (лабрисом), укороченным мечом. Шлем и доспехи воительницы изготовляли самостоятельно.

Но для того, чтобы иметь детей, в целях размножения, племя женщин-амазонок ежегодно в весеннее время объявляло перемирие и устраивало встречи с мужчинами из приграничных земель, с которым затем расплачивались спустя 9 месяцев родившимися младенцами-мальчиками.

Но по другой версии, новорожденных мужского пола ожидала более печальная судьба: их либо топили в реке, либо калечили, чтобы в дальнейшем использовать как рабов. Новорожденных девочек оставляли в племени и воспитывали как будущих воительниц, которые должны были владеть всем доступным оружием. Их также обучали охотничьему ремеслу и умению вести сельское хозяйство.

Для того чтобы в будущем при натягивании в бою лука им не мешала правая грудь, им ее выжигали еще в детстве. По одной из версий, название племени произошло от a mazos, т. е. «безгрудая», по другой — от ha-mazan, что с иранского языка переводится как «воины», по третьей — от masso, обозначающее «неприкосновенные».

Война с Дионисом

Боевые победы племени амазонок настолько их прославили, что даже бог Дионис решил заключить союз с ними, чтобы они помогли ему бороться с титанами. После победы он коварно затеял войну с ними же и разгромил.

Немногие выжившие женщины смогли спрятаться в храме Артемиды, чтобы затем уйти в Малую Азию. Там они поселились на реке Фермодонт, создав огромную империю. Участвуя в нескольких войнах, женщины-амазонки захватили Сирию и дошли до острова Крым. Многие из них принимали участие в осаде знаменитой Трои, в ходе которой древнегреческий герой Ахилл убил их царицу.

Во время боев с греками противник смог захватить несколько девушек в плен и, погрузив на корабль, хотел отвезти их для демонстрации на родину. Однако по пути женщины-воительницы напали на судно и всех убили. Но из-за отсутствия навыков кораблевождения амазонки смогли плыть только по ветру, и в конечном итоге их прибило к берегам Древней Скифии.

Образование сарматского племени

Поселившись на новом месте, воительницы начали грабить поселения и уводить скот, убивая местных жителей. Скифские воины были очень гордыми, потому считали ведение войны с женщинами-воинами недостойным занятиям. Они поступили иначе: собрали своих лучших воинов и послали их захватить диких женщин, чтобы затем получить от них хорошее потомство. Их ожидала удача, после чего появился на свет новый народ савраматов или сарматов, имеющих богатырское телосложение.

Жизнь племени женщин-амазонок проходила активно в военных походах и охоте, причем одевались они в мужскую одежду. А местные мужчины были приставлены к домашним обязанностям: готовка еды, уборка и т. д. У сарматов существовала интересная традиция: девушки могли выходить замуж только после убийства любого представителя сильной половины, однако жертв они обычно находили в соседних племенах.

Гомер и Геродот об амазонках

По данным историков, великий древний мыслитель Гомер, создавший знаменитые произведения «Иллиада» и «Одиссея», также написал и о стране Амазонии. Однако эта поэма не сохранилась. Подтверждением греческих мифов являются древние амфоры и барельефы, украшенные рисунками женщин-амазонок (фото ниже). Только на всех изображениях красивые воительницы имеют обе груди и достаточно развитые мускулы. Также амазонки упоминаются в сказании об аргонавтах, но там Гомер показывает их как отвратительных фурий.

По версии Геродота, после участия в Троянской войне амазонки попали к скифам и образовали племя сарматов, в котором женщины и мужчины имели равные права. Легенды приписывают им не только прекрасное владение оружием, но также умение держаться в седле и невероятное хладнокровие. Скифы и сарматы, по данным Геродота, совместно воевали в 5 в. до н. э. против царя Дария.

Римский историк Деодор придерживался мнения о том, что женщины-амазонки являлись потомками древних атлантов и жили на территории Западной Ливии.


Данные археологов

Многие находки историков в разных уголках мира дают подтверждение древним легендам о существовании женщин-амазонок не только в Греции, но и других странах и континентах.

Так, в 1928 г. на берегах Черного моря в поселении Земо Ахвала было обнаружено захоронение древнего правителя в доспехах и при оружии. После исследования он оказался женщиной, после чего многие сделали предположение о находке царицы амазонок.

В 1971 г. на территории Украины было найдено захоронение женщины с девочкой, которые были роскошно одеты и богато украшены. В могиле лежало золото, оружие, а также скелеты 2 мужчин, явно умерших не от болезни. По версии ученых, останки принадлежали очередной царице с дочерью и рабами, которые были принесены в жертву.

В 1990-е гг. при раскопках в Казахстане были обнаружены аналогичные древние захоронения женщин-воительниц, срок которых насчитывал более 2,5 тыс. лет.

Очередной сенсацией в мире науки стало последнее открытие в Британии, когда были найдены останки воинов женского пола в Бруэме (графство Камбрия). Они явно прибыли сюда с территории Европы. По версии английских ученых, женщины сражались в рядах римской армии. По их данным, племена женщин-амазонок жили на территории Восточной Европы в период 220-300 г. н. э. После смерти их торжественно сжигали на кострах вместе со снаряжением и боевыми конями. Происхождение их идет с территории нынешних государств Австрии, Венгрии и бывшей Югославии.

Америка: жизнь племен женщин-амазонок

Истории о диких женщинах-воинах рассказывают также об обнаружении их Христофором Колумбом после открытия американского континента. Услышав рассказы местных индейцев о женском воинствующем племени, великий мореплаватель пытался их захватить на одном из островов, однако не смог этого сделать. В память об этом случае было дано имя Виргинским островам (в переводе «острова Дев»).

Испанский конкистадор Фр. де Орельяна в 1542 г. высадился на берегу огромной реки в Южной Америке, где встретил племя диких женщин-амазонок. В сражении с ними европейцы потерпели поражение. Некоторые ученые предполагают, что ошибка произошла из-за длинных волос у местных индейцев. Однако именно в память об этом инциденте было дано гордое название самой величественной реке американского континента — Амазонке.

Африканские амазонки

Это уникальное в мировой истории явление — племя дагомейских женщин-терминаторов — обитало на африканском континенте южнее Сахары на территории современного государства Бенин. Себя они именовали N’Nonmiton или «нашими матерями».

Африканские амазонки, женщины-воительницы относились к элитным войскам, которые защищали своего правителя в королевстве Дагомея, за что европейские колонизаторы назвали их дагомейскими. Образовалось такое племя в 17 в. для охоты на слонов.

Король Дагомеи, восхищенный их мастерством и успехами, назначил их своими телохранителями. Армия N’Nonmiton существовала 2 столетия, в 19 в. женский военный корпус насчитывал 6 тыс. солдат.

Отбор в ряды женщин-воинов проходил среди 8-летних девочек, которых учили быть сильными и безжалостными, а также способными выдержать любую боль. Вооружение их составляли мачете и голландские мушкеты. После многолетних тренировок африканские амазонки становились «боевыми машинами», способными успешно воевать, а побежденным — отрубать головы.

В период службы в армии они не могли выходить замуж и рожать детей и оставались целомудренными, считаясь состоящими в браке с королем. При посягательстве мужчины на женщину-воина его убивали.

Британская миссия на территории Западной Африки была основана в 1863 г., в Дагомею тогда приехал ученый Р. Бартон, который собирался заключить мир с местной властью. Он впервые смог дать описание жизни дагомейского племени женщин-амазонок (фото ниже). По его информации для некоторых воительниц это предоставляло возможность обрести влияние и богатство. Английский исследователь С. Альперн написал большой трактат о жизни амазонок.

В конце 19 в. территория была занята французскими колонизаторами, солдат из которого часто находили утром мертвыми с отрезанной головой. Вторая франко-дагомейская война завершилась капитуляцией армии короля, и большинство амазонок было убито. Последняя ее представительница — женщина с именем Нави, которой к тому времени было более 100 лет, — умерла в 1979 г.

Современные дикие женские племена

До сих пор в непроходимых джунглях реки Амазонки существуют территории, жизнь на которых сильно отличается от современной цивилизации. Испокон века в восточной части Бразилии живут люди, оторванные от внешнего мира, сохранившие свои обычаи и навыки.

Ученые регулярно находят здесь не только новые виды животных и растений, но и поселения диких племен, которых сейчас, по информации исследователей организации FUNAI, насчитывается более 70. Они занимаются охотой, ловлей рыбы, сбором фруктов и ягод, при этом совершенно не хотят контактировать с цивилизованным миром, боясь заразиться неизвестными болезнями. Ведь даже обычный грипп для них является смертельным.

Женщины диких племен Амазонки обычно выполняют всю женскую работу, занимаются бытом и воспитанием детей. Иногда они собирают в лесу ягоды или фрукты. Однако существуют и агрессивные племена, в которых женщины наравне с мужчинами охотятся или участвуют в набегах на соседей, вооружившись дубинками и копьями, отравленным ядом местных растений или змей.

Существует и дикое племя Куна на острове Сан-Блас недалеко от территории Бразилии, переселившееся с материка и живущее по правилам матриархата. Традиции сохранились и поддерживаются жителями поселения сурово и непоколебимо. В 14 лет девушки уже считаются половозрелыми и должны сами выбрать себе жениха. Мужчина обычно переселяется в дом к невесте. Главный доход племени на острове приносит сбор и экспорт кокосов (около 25 млн штук ежегодно), выращивают они также сахарный тростник, бананы, какао и апельсины. А вот за пресной водой ездят на материк.

Амазонки в искусстве и кино

В искусстве Древней Греции и Рима воительницы занимают важное место, их изображения можно встретить на керамике, в скульптуре и архитектуре. Так, битва афинян и амазонок запечатлена в мраморном барельефе Парфенона, а также в скульптурах из мавзолея из Галикарнаса.

Любимые занятия женщин-воинов – охота и война, а оружие — лук, копье, топор. Для защиты от врага они надевали шлем, а в руки брали щит, имеющий форму полумесяца. Как видно на приведенных фото, женщин-амазонок древние мастера изображали верхом на лошади или в пешем бою, в сражении с кентавром или воинами.

В период Возрождения они вновь воскресли в произведениях эпохи классицизма и барокко в поэзии, в картинах и скульптурах. Сюжеты битв с древними воительницами представлены в работах Я. Пальмы, Я. Тинторетто, Г. Ренни и других художников. Картина Рубенса «Битва греков с амазонками» показывает их в кровавой конной баталии с мужчинами. А копии с оригиналов скульптуры «Раненая амазонка» знамениты на весь мир и хранятся в музеях Ватикана и США.

Жизнь и подвиги амазонок стали вдохновением для писателей и поэтов: Тирсо де Молина, Лопе де Вега, Р. Гранье и Г. Клейста. В 20-21-м веках они перешли в массовую культуру: кино, мультфильмы и комиксы в жанре фэнтези.

Современное киноискусство является подтверждением популярности темы женщин-амазонок. Прекрасные и смелые девушки-воительницы представлены в фильмах: «Амазонки Рима» (1961), «Пана — королева амазонок» (1964), «Богини войны» (1973), «Легендарные амазонки» (2011), «Женщины-воины» (2020) и т. д.

Последний фильм, вышедший на экраны в 2020 году, называется «Чудо-женщина» и рассказывает о героине по имени Диана, царице амазонок, которая наделена фантастической силой, скоростью и выносливостью. Она свободно общается с животными, а для защиты носит специальные браслеты, но вот мужчин считает изменчивыми и лживыми.

Среди современных женщин также можно встретить «амазонок», которые умны, образованны и мечтают покорить мир. Они могут управлять большой корпорацией и одновременно воспитывать детей, а к мужчинам относятся снисходительно, позволяя себя любить.

Мифы и легенды Амазонки — Амазонка, южная америка, индейцы, чудище, амазонки

Амазонка, река амазонок… Название настолько привычное для одних — живущих по ее берегам, и настолько же экзотическое, окутанное ореолом загадки и мифа для других, жителей Старого Света. По-испански имя реки — «Rio de las Amazonas», по-английски — «Amazon River». Для большинства, когда они слышат это слово, в сознании мгновенно рисуются картины величественной тропической реки вкупе со всем остальным, что вкладывают в этот расхожий образ. А сегодня, как, собственно, и пятьдесят, и сто лет назад, Амазонка превратилась в ничего не значащее чередование звуков, порождающих вполне конкретные ассоциации, навеянные книгами, телевидением и кинематографом. Амазонкой заманивают туристов из Европы и Северной Америки. Каждый, кто пишет или снимает фильмы о великой реке, давшей название всему огромному региону в центральной части южноамериканского континента, имеет собственное видение и представление о предмете своего творчества. И я не исключение, раз взялся на страницах этой книги утомлять читателя очередным опусом.

Шутка! Я ограничусь лишь обязательной «протокольной» информацией и не стану в этот раз описывать свои приключения на Амазонке. А затем я предлагаю вместе с вами попытаться разобраться, откуда же пошло название реки.


Итак, немного цифр. Бассейн Амазонки раскинулся более чем на шесть миллионов квадратных километров. О ее точной длине спорят до сих пор. Если считать, что она составляет шесть тысяч семьсот двенадцать километров, то эта река длиннее Нила на восемьдесят километров. Однако Амазонка великая река не потому, что она такая длинная, а потому, что выносит в океан огромное количество воды — до одной пятой общего стока всех рек мира! В дождливые сезоны расход воды в Амазонке — двести тысяч кубических метров в секунду! Заир, занимающий второе место в мире по стоку, уступает по этому показателю не только самой Амазонке, но и ее притокам — Мадейре и Риу-Негру — каждый из них приносит в главный водоток больше воды, чем африканская река в Атлантику. В бассейне Амазонки огромное количество притоков, которые собирают воду с территорий шести государств: Колумбии, Эквадора, Перу, Бразилии, Боливии и Венесуэлы.

На последних четырехстах километрах своего пути к океану Амазонка местами достигает пятидесяти шести километров в ширину, а ее глубина на многих участках превышает девяносто метров. Глубокая, широкая и спокойная на большей части нижнего течения, река судоходна для океанических судов приблизительно на три тысячи семьсот километров от устья.

Амазонка берет начало на западе южноамериканского континента, в Андах, высоко в горах, в каких-то ста девяноста километрах от Тихого океана, и очень быстро спускается — на четыре тысячи восемьсот метров за девятьсот пятьдесят километров пути. Затем река и притоки широко разливаются по обширной низменности, имеющей такой малый уклон, что вода просачивается в прилегающие земли, на которых разросся огромный влажный лес многокилометровой ширины. Его площадь не только вдвое превосходит водосборный бассейн любой другой реки, он является и самым большим в мире тропическим дождевым лесным массивом. В верхнем течении Амазонка сменяет одно за другим несколько названий: Уарако, Торо, Сантьяго, Апуримак, Эне, Тамбо, Укаяли, Солимойнс и, наконец, собственно Амазонка. Впрочем, в Перу реку называют Амазонкой от места слияния Мараньона и Укаяли, а за ее исток принимают Мараньон. В былые времена исследователи и путешественники называли этот огромный речной бассейн зеленым адом, поскольку через него было трудно или даже почти невозможно пробраться. А тех, кто все же пробирался, косили желтая лихорадка, малярия и еще тысяча и одна неизвестных болезней. С тех пор ситуация сильно изменилась, появились наземные пути коммуникаций, однако многие районы по сей день остаются труднодоступными дикими углами. Случись что — и ваш легкий одномоторный самолетик отыщут нескоро.

Те, кто хоть немного интересовался Южной Америкой, индейцами и джунглями — пусть хотя бы в далеком детстве или юности, — наверняка читали, что Амазонка получила свое нынешнее название благодаря бравому испанскому капитану франсиско де Орельяна, монаху-доминиканцу и еще нескольким десяткам солдат, сопровождавших его в авантюрном путешествии. В бесконечно далеких 1541–1542 годах они, выступив из незадолго до того завоеванного испанцами Перу — из крепости Сантьяго-де-Гуаякиль, вице-губернатором которой Орелья-на являлся по совместительству — присоединились к экспедиции Гонсало Писарро, перевалили через Анды и набрели у экватора на неведомую реку. Следуя вниз по ее течению, преодолев несчетные испытания, Орельяна, покинув Писарро и его людей, вместе со спутниками добрался до Атлантического океана. Таким образом, в Европе узнали, что южноамериканский континент необычайно широк у экватора. Так они прослышали о царице земных вод — реке Орельяны, реке Амазонок, а позже — Гран-Пара и Риу-Бранку, как ее также называли.

В этом путешествии, о котором мы знаем из записей брата Гаспара де Карвахаля из ордена Святого Доминика, испанцы столкнулись с массой трудностей. И, честно говоря, я до сих пор удивляюсь, как этим парням удалось не только остаться в живых, но и не тронуться рассудком.

Впрочем, Орельяна хоть и увидел первым из европейцев Великую реку, однако к ее нынешнему названию причастен лишь косвенно. Да и то благодаря тому, что в отчете о плавании упомянул об амазонках, которые встретились им и с которыми испанцы успели повоевать. Эти женщины-воины — были они в действительности или нет, вопрос открытый — и стали причиной того, что впоследствии реку окрестили Рио-де-лас-Амасонас, то есть рекой Амазонок. Или как мы говорим по-русски — Амазонкой.

Однако давайте посмотрим, что же в действительности писал святой отец по итогам путешествия в компании капитана Оре-льяны в своем «Повествовании о новооткрытии достославной великой реки Амазонок». Ниже я приведу несколько отрывков, где упоминаются амазонки.

«Индейцы с превеликим вниманием выслушали то, что им сказал капитан, и сказали нам, что если мы желаем увидеть амазонок (на их языке они называются „коньюпуйяра“, что значит „великие сеньоры“), то прежде должны взять в толк, на что отваживаемся, ибо нас мало, а их много, и они нас перебьют.

[…] Мы видели воочию, что в бою они сражаются впереди всех индейцев и являются для оных чем-то вроде предводителей. Они сражались так вдохновенно, что индейцы не осмеливались показать им спины. Того же, кто все-таки показывал врагу свою спину, они убивали на месте прямо у нас на глазах своими палицами.

Сии жены весьма высокого роста и белокожи, волосы у них очень длинные, заплетенные и обернутые вокруг головы. Они весьма сильны, ходят же совсем нагишом — в чем мать родила, и только стыд прикрывают. В руках у них луки и стрелы, и в бою они не уступают доброму десятку индейцев, и многие из них — я видел это воочию — выпустили по одной из наших бригантин целую охапку стрел, а другие, может быть, немногим меньше, так что бригантины наши походили на дикобразов.

[…] Индеец сказал, что это были женщины, которые живут внутри страны в четырех или пяти днях пути от побережья реки, и что они пришли ради местного сеньора, их вассала, чтобы защитить от нас побережье. Еще капитан спросил, были ли они замужними и есть ли у них мужья сейчас, и индеец сказал, что мужей у них нет. Индеец поведал о том, что обитают они внутри страны и что он сам бывал там много раз и видел, как они живут, и знает, каковы их обычаи, ибо, будучи их вассалом, он относил им дань по велению своего сеньора. Капитан спросил у него, много ли тех женщин, и индеец ответил, что да — много, что он помнит по названиям семьдесят селений и что в некоторых он бывал сам, и перечислил их нам всем, кто при сем разговоре присутствовал. Капитан спросил, не из соломы ли строят они свои жилища, и индеец ответил, что нет — не из соломы, а из камня и устраивают в них ворота и что из одного селения в другое ведут дороги, огороженные как с одной, так и с другой стороны, и на тех дорогах в некотором удалении друг от друга устроены заставы, где размещается стража, коя взимает пошлины с тех, кто дорогами пользуется. Капитан спросил его, очень ли велики их селения, и индеец ответствовал, что да — очень велики.

Капитан также задал вопрос, рожают ли эти женщины, индеец сказал, что рожают, и тогда капитан удивился: как же это возможно, могут ли они родить, если живут незамужними и среди них нет мужчин. Индеец ответил, что они вступают в общение с мужчинами в определенную пору и когда им на то приходит охота. Мужчины же происходят из некой провинции одного очень важного сеньора, которая сопредельна с землею оных женщин; они — белые, только что нет у них бороды, они и приходят к тем женщинам, чтобы с ними общаться. Говорят, если эти женщины, забеременев, рожают мальчика, то его убивают или отсылают к отцу; если же у них рождается дочь, то ее пестуют с превеликой радостью и говорят, что у этих женщин есть главная сеньора, которой все остальные повинуются, и зовут ее Корони.

Индеец сказал также, что там полным-полно золота и других богатств и что все важные сеньоры и знатные женщины пьют и едят на золоте и у каждой огромные сосуды. У остальных же — у простолюдинок — вся утварь из глины либо из дерева.

Он сказал, что в городе, где живет названная сеньора, имеется пять „домов солнца“, где они держат идолов из золота и серебра в образе женских фигур, а также много всякой посуды для этих идолов и что сии дома со всех сторон, от самого своего основания и до половины человеческого роста в высоту, выложены серебряными плитами и что сиденья в этих домах из такого же серебра и поставлены они перед серебряными же столами, за которыми они сидят в часы своих возлияний. Эти кумирни и уже упомянутые дома индейцы называют „карана“ и „очисемомуна“, что значит „дома солнца“; потолки в этих домах украшены разноцветными перьями попугаев и гуакамайи.

Сии женщины носят одежду из шерсти, так как, по словам индейца, у них много овец, таких же, как в Перу; все они также носят на себе много золотых украшений. Он говорил, что золото зовется „пако“, а серебро — „койя“. Насколько мы поняли, у них есть верблюды и другие очень большие животные с хоботом, но таких животных мало. Он говорил, что в той земле имеются два маленьких озера с соленой водой, откуда добывают соль.

Еще он говорил, что есть закон, по которому все индейцы, прибывшие, чтобы торговать и принести свою дань, должны с заходом солнца покинуть города и уйти из них прочь. Многих сеньоров они держат у себя в подчинении. Сих подвластных им сеньоров зовут так: одного Рапио, другого — Ягнарэстороно. Эти — важные властелины, и их земли граничат с владениями других сеньоров, с которыми они ведут войну. Все то, о чем он нам поведал, он видел воочию и доподлинно знает.

Его спросили, жаркая ли та земля, где они обретаются. Он ответил, что нет — не жаркая, но сухая. Из-за того, что поблизости нет дров, жители той страны жгут уголь. В той стране много еды. И действительно, все, о чем говорил тот индеец и еще о многом другом, нам рассказывали и выше по реке.»

Вот, собственно, практически и все, что нам известно об амазонках от капитана Орельяны и брата Карвахаля. И тут есть над чем поразмыслить, прежде чем пускаться в объяснения о происхождении названия «Амазонка». Карвахаль, ссылаясь на собеседников-индейцев, свидетельствует, что женщины-воины жили далеко от берегов реки, «в четырех или пяти днях». При этом он же утверждает, что во время столкновения с испанцами они использовали луки и стрелы, причем мастерски. Здесь не заметить противоречия, если не знать одной тонкости. А именно: омагуа-тупи были традиционно речными жителями и обитателями островов, не селившимися в глубине лесов. Именно для их культуры было характерно использование такого оружия, как лук и стрелы. Прочие индейцы, их соседи, населявшие междуречья и верховья небольших рек в глубине джунглей, использовали копья и духовые трубки, о которых испанцы, кстати, ни разу не упоминают. Это была одна из главных черт, которую отмечали сами омагуа еще во времена испанских колоний, отделяя себя от «тапуйя», как они называли своих лесных соседей. Итак, где же правда?

Дальше. На мой взгляд, перевод слова «куньюпуйяра» как «великие сеньоры» далеко не идеален. Скорее всего, это искаженная форма «куньятуйяру», более точное значение которой восстанавливается из языка кокама группы тупи-гуарани: «cuna-tua-uyaru», т. е. «женщина (или „сестра мужчины“) — большая, храбрая (суровая, злая)». Маловероятно, что сестрой назовут женщину-иноплеменницу, да к тому же из культурной среды, столь чуждой самим омагуа. Теперь о слове «карана». Не исключено, что это искаженное или диалектное «куарачинуа» или «куаражина» — «большое, великое солнце», восстанавливаемое из языка кокама и гуарани «cuarachi-nua» и «cuaraji-na», соответственно. Что касается «очисемомуна», то, возможно, это искаженное «укатсемута», т. е. «дом, где кормят, дают пищу»: из кокама «uca-tsemuta». Имя же одного из индейских вождей, Яг-нарэстороно, может в действительности состоять из двух слов: «yawara» и «uturuncu», оба из которых переводятся как «ягуар». Первое мы находим во многих языках тупи-гуарани, а второе сегодня широко распространено среди кечуаговорящих жителей перуанской и эквадорской Амазонии, хотя его происхождение неясно.

Так вот на практике обстоят дела. К чему я все это написал? А к тому, что полностью полагаться на сведения Орельяны и Карвахаля все же не стоит. Они многое видели, о многом слышали, но, кажется, еще больше недопоняли и превратно интерпретировали. Это уже потом, когда испанцы и португальцы принялись досконально исследовать внутренние районы центральной части Южной Америки и покорять населявшие их индейские племена, слухи о женщинах-воинах, живущих без мужчин, стали шириться. И не только среди неграмотных и полуграмотных колонистов-метисов, но также и среди образованных людей своих эпох, снаряжавших экспедиции с целью отыскать легендарных амазонок.

Итак, традиционная, «официальная» версия о происхождении названия реки — по названию реальных или выдуманных капитаном Орельяной амазонок, обитавших в ее окрестностях. Версия вполне правдоподобная, даже весьма убедительная, хотя и не лишенная слабых мест, как мы уже смогли убедиться. Но так ли все просто на самом деле? Я недоверчив и любопытен, поэтому однажды позволил себе усомниться. Были на то более веские причины, нежели запутанные свидетельства вице-губернатора Сантьяго-де-Гуаякиля и монаха. И чтобы до конца проверить состоятельность или несостоятельность «официальной» версии, пришлось обратиться к топонимике и лингвистике.

Каждый раз, когда я раскрываю перед собой карту Северо-Западной и Западной Амазонии, то обращает на себя внимание названия рек, начинающихся на «Ama-». Конечно же, прежде всего это толстая извилистая голубая лента — величественная «Ama-zonas». Пробежимся взглядом по северным притокам Великой реки и среди прочих обнаружим реку Морона, один из левых притоков которой носит имя «Ama-sa». Взглянем на юг, и среди правых притоков Укаяли найдем «Ama-quiri». И это далеко не полный список.

Регулярно бывая на Амазонке и проводя в экспедициях по нескольку месяцев, я волей-неволей сталкивался и сталкиваюсь с необходимостью общаться с лесными индейцами из различных племен и так или иначе учить их языки хотя бы на самом примитивном уровне. Часто они или вообще неродственны между собой, или же состоят в очень отдаленном родстве. Но вот что интересно! Во многих из них есть слова, происхождение которых восходит к одному языку, когда-то широко распространенному на территории Западной и Северо-Западной Амазонии и из которого они были переняты соседями.

Какой это язык, или, быть может, несколько близкородственных языков? Наиболее вероятен вариант — тупи-гуарани, ибо именно племена, говорившие на его диалектах, были подлинными хозяевами Великой реки и обогатили многие индейские языки Средней и Верхней Амазонки.

Какие это слова? Как ни удивительно, среди них много тех, что начинаются на «ama-». В языке современных лесных кичуа Эквадора и Перу анаконду зовут «ama-run». Не исключено, что даже столь привычное для нас «anaconda» таит в себе лексему «ama-», но в данном случае звук «m» заменился на «n» — частое явление. Тут уместно сказать, что в некоторых диалектах гуарани анаконду называют «ama-fi». Кстати, со словом «amarun» созвучны слова из языков индейцев сапаро и родственных им арабела, которыми они окрестили «дьявола, демона, духа»: «ts-ama-ru» и «s-ama-ru» соответственно. В различных диалектах языка кичуа, или кечуа, есть слово «s-ama-y», имеющее несколько значений, и среди прочих «дыхание», «душа, дух живого человека или животного».

В государстве инков Тайантинсуйю были люди, своего рода ученые — не знахари и не лекари, — которых называли «amaw-ta».

Словом «ama-na» индейцы чайяуита называют диких лесных людей, обросших густыми волосами, живущих группами в покрытых джунглями горах и не умеющих пользоваться огнем. Так же зовут и одного из злых духов чайяуита. Для индейцев ачу-ар «ama-na» — это дух-хозяин и хранитель животных. Точнее, по их мнению, каждый вид животного имеет своего собственного «amana».

Ачуар, шивиар и лесные кичуа с рек Курарай, Конамбо и Бобонаса говорят, что в джунглях живет одинокий охотник, который прежде был человеком, а потом превратился в духа. Иногда сегодняшние лесные кичуа — потомки древних сапаро — отзываются о нем как собственно о самом главном духе сельвы и хозяине над всеми животными. Имя его — «Ama-sanka» или «Ama-shanka», как его именуют кичуа и сапаро, или «Ama-sangk», согласно охотникам за головами ачуар.

Позволю себе привести еще ряд примеров. В языке индейцев ашанинга с берегов Верхней Укаяли, что за тысячу с лишним километров от мест, где живут ачуар и даже родственные последним ауахун, есть слово «ama-tsenca», что переводится как «персона, человек». У близких им по языку и культуре ашенинга есть слово — «ma-tsi», то есть «ведьма, колдунья». А родственные ашенинга индейцы амуэша знают слово «ama-shinich» в значении «шаман».

Однако тут свет на загадку может пролить слово из языка уже упомянутых сапаро — «ama-shaniki», что означает «два». Очень похоже на «Amasanka» и схожие формы имен, не так ли? Кроме того, это соотносится по смыслу со словом «mai» — «оба, вдвоем» и глаголом «ma-tsamsatsa» — «жить вместе» (о нескольких людях) из языка индейцев уамбис, родственных ачуар, шуар и ауахун.

Прямо скажу, неявная связь между числительным «два» и главным духом джунглей (как его представляют сегодня) становится более очевидной, если вспомнить сказку индейцев сапаро с дикой эквадорской реки Конамбо. В ней говорится, что Ама-санга, или Амашанга, когда-то в действительности был не одним человеком, но двумя братьями, поссорившимися с мужем сестры из-за того, что тот убивал слишком много животных. Шаманы индейцев кичуа говорят еще, что существует два Амасанга, внешне абсолютно одинаковых. Но один из них хороший, а второй — злой, так что различить их непросто.

Ну а возвращаясь к индейцам ашанинга, замечу, что в их языке есть еще слова «ama-joncari», которым называют знахарей, и «k-amaa-ri» — злой дух. Вообще же «amaa-» или «ma-» у ашанинга и ашенинга так или иначе связано с водой, жидкостью, и данная морфема присутствует в именах рыб и околоводных птиц. Любопытно, но и в словаре индейцев уамбис имеется слово «amain», что означает «противоположный берег реки» и глагол «mai-tasa» — купаться. У чайяуита купаться будет «ama-rin», а у кичуа — «arma-na».

Примерно на полпути между ашенинга и ачуар сегодня живут кокама-кокамилья. По языку они родственны ныне почти исчезнувшим омагуа с берегов Мараньона. И — прямые потомки великих тупинамба, тех самых тупи-гуарани, еще до прихода испанцев широко расселившихся по всей Амазонке. От Атлантического океана до самых Анд, где их немногочисленные потомки уже во время испанских колоний промышляли речным пиратством, как в случае с омагуа-йете с верховьев рек Напо и Типутини. Удивительно, но и в языке кокама мы находим слова «mai-sangara» и «mai» в значении «дух, демон». Есть еще слово «ma-boya» в том же значении и, очевидно, семантически связанное с анакондой: на гуарани водяного удава зовут «mboi», а на тупи «muywaso». Для лингвиста очевидно, что и здесь, и там присутствует все та же загадочная морфема «ama-» Кроме того, в языке кокама дождь называют «ama-na», что опять же связано с водой.


Более того, я подозреваю, что и в названии «священного» галлюциногенного растения бругмансия — «mai-kua» на языках ачу-ар, шуар и уамбис — и «ma-rikawa» у индейцев кичуа с низовьев Пастасы сокрыт все тот же корень. Как и в «ma-ritha» у ашенинга и «k-ama-rampi» у ашанинга, именующих так айягуаску (суффикс «kawa», по всей видимости, можно перевести как «растение»: ср. «a’kawa» — кустарник, ядовитыми листьями которого индейцы чайяуита травят рыбу).

Итак, подведем итоги. Мы увидели, что название «Amazonas» (Амазонка) с точки зрения лингвистики далеко не одиноко на южноамериканском континенте. По сей день здесь бытует множество однокоренных ему слов в языках, часто не родственных друг другу. Причем все они заключают в себе либо наименования духов, либо так или иначе связаны с водной средой. А в мифологии индейских народов, населявших и населяющих Западную и Северо-Западную Амазонию, духи или «иные люди», «водные люди» сплошь и рядом ассоциируются с подводным или с подземным мирами. Между последними разница зачастую стерта или же она незначительная. Основная характеристика обоих — потусторонность, «инородность» по отношению к «миру людей».

Можно даже предположить, что в случае с собственно духами животных из названий проступает двойственность: сам зверь и его «хозяин», покровитель из «другого мира». Ну а Амасанга или Амашанга, Амасанг, Аматсенга — все они «инородные двойники» людей, точнее, мужчин. Мужской архетип охотника и воина, так сказать.

Вряд ли это совпадение. Следовательно, я считаю вправе предположить, что Орельяна и его спутники, плывя вниз по Великой реке, встретились с индейцами сапаро, омагуа и, возможно, другими, о чем и пишет Карвахаль. А как я уже сказал, многочисленные омагуа говорили на языке той же семьи, что и современные кокама, а также вымершие тупинамба и прочие индейцы тупи-гуарани, населявшие чуть ли не всю Амазонку и крупные притоки. От них испанцы узнали о неких «людях», принятых ими за женщин, которых и окрестили амазонками. Затем они, возможно, действительно встретились с какими-то женщинами, воевавшими вместе с мужчинами, и утвердились в своей правоте. Однако собственно имя «амазонки» испанцы присвоили им, скорее всего, по созвучию с каким-нибудь индейским названием для «жителей потустороннего мира». Предположим, что оно было «amatsuna» или «amasuna». Но только предположим, ведь неоспоримых доказательств тому нет.

Важно учитывать, что свободное взаимопонимание между командой капитана Орельяна и индейцами было весьма затруднено вследствие языкового барьера, который — вне всяких сомнений — существовал. Поэтому вполне вероятно, что индейцы рассказывали именно о духах. Испанцы же истолковали эти откровения по-своему: сказались и недостаточное знание языка, и сверхзадача, решать которую они отправились на Восток — поиски Страны Корицы, золота и всякого рода чудес. А там, где недопоняли, там додумали. И вот в результате подобных неоднократных домыслов родилось и прижилось имя реки. За века оно обросло мифами, под грудой которых была погребена первичная этимология слова, его значение. Зато расцвела пышным цветом так называемая народная этимология, то есть когда люди объясняют происхождение того или иного непонятного слова, исходя из созвучия его с другими, более понятными им.

Я не лингвист, и — увы! — мне катастрофически не хватает познаний в языковых дисциплинах для сколько-нибудь качественного, более или менее научного анализа. Но хочется надеяться, эта глава заинтересует и подтолкнет кого-то из вас, уважаемые читатели и путешественники, заняться изучением исчезающих языков и исследованием культур индейцев Южной Америки. И в будущем, быть может, именно вы объясните многое из того, что сегодня скрыто под толстым слоем пыли современных теорий, гипотез и мифов белого человека, безосновательных утверждений, а иногда и откровенных спекуляций. Докопаетесь до истины. Ведь загадок и труднообъяснимых аналогий — великое множество. Конечно, что-то можно объяснить совпадением. Но все ли?

Женщины племен Амазонки. Дикие племена Амазонки

Мы привыкли жить в мире информации. Однако сколько существует нераскрытых страниц в истории и нехоженых троп на планете! Тайну амазонок – отважных свободолюбивых женщин, живущих без мужчин — пытаются разгадать исследователи, создатели фильмов, любители экзотики.

Кто такие амазонки?

Впервые о привлекательных, но опасных воинах слабого пола упоминает Гомер в восемнадцатом веке до нашей эры. Затем их быт описывают древнегреческий историк Геродот и драматург Эсхил, а вслед за ними и римские летописцы. Согласно мифам, амазонки образовывали государства, которые состоят только из женщин. Предположительно, это были территории от берегов Черного моря до Кавказа и дальше — в глубь Азии. Время от времени они выбирали мужчин из других народов для продолжения рода. Судьба родившегося ребенка зависела от пола – если это была девочка, ее воспитывали в племени, мальчика же отсылали к отцу или убивали.

Этимология

До сих пор среди исследователей ведутся споры о происхождении слова «амазонка». Предположительно, оно образовалось от иранского слова ha-mazan — «женщина-воин». Ещё один вариант — от слова a masso — «неприкосновенные» (для мужчин).

Наиболее распространена греческая этимология слова. Оно толкуется как «безгрудая», а согласно легенде воительницы прижигали или отсекали себе молочные железы для удобства использования лука. Эта версия, однако, не находит подтверждения в художественных изображениях.

Археологи в поисках амазонок

Археологические раскопки и найденные захоронения напрямую не доказывают существование амазонок. Некоторые погребения женщин с оружием, обнаруженные на Украине, возможно, указывают на их знатное происхождение. На сегодняшний день доказательством служат 2000-летние курганы, расположенные на границе между Россией и Казахстаном. Археологи нашли более 150 могил потомков сарматов, среди которых были женщины-воины, похороненные с оружием.

Первые упоминания об амазонках Южной Америки

Прошло немало столетий, прежде чем это название стало вновь популярным. На сей раз на другом конце земли. Крещение женщин Южной Америки в амазонки произошло с легкой руки испанских конкистадоров.

В июле 1539 года королевские чиновники, принявшие участие в походе Гонсало Хименеса де Кесада по территории Колумбии, подготовили доклад, описывающий завоевания новых колоний. В нем упоминается народ индианок, живущих без мужчин. Сами испанцы его не видели, а записывали данные о нем со слов людей, бывших там рабами для зачатия детей. Женщины племен Амазонки образовали высокоразвитую цивилизацию, во главе которой была королева Харатива.

По другим источникам, об амазонках стало известно благодаря конкистадору Франсиско Орельяни. Его бригантина вошла в воды полноводной стремительной реки 12 февраля 1542 года (сейчас неподалеку от этого места находится городок, названный в честь отважного капитана). Спустя некоторое время голодных европейцев, находящихся много дней в пути, гостеприимно принимали в своих поселениях индейцы. Именно они рассказали, что ниже по реке живет племя «великих сеньор», на местном наречии «коньяпуяра», которых испанцы прозвали амазонками.

Легенды или быль

Однако в этих историях нет прямых указаний на встречу с бесстрашными женщинами. Пробел восполняет следующая легенда. Во времена покорения новых земель испанской короной завоеватели во главе с Орельяни столкнулись с яростным сопротивлением местных индейцев. Среди них выделялись храбростью женщины племен Амазонки. Вступившие с ними в бой и вынужденные отступить конкистадоры прозвали их в память о девушках из древнегреческой мифологии. А река, на берегах которой они сражались, получила название Rio de las Amazonas.

Современные исследователи считают, что никаких воительниц не было. Женщины племен Амазонки – это индейцы, чьи длинные волосы ввели в заблуждение испанских захватчиков. Более романтично настроенные люди верят, что это были возлюбленные, воюющие бок о бок со своими мужчинами и готовые пожертвовать ради них жизнью.

Так или иначе, дикие девушки, амазонки, продолжают будоражить воображение. Об этом говорят сюжеты приключенческих фильмов и книг-бестселлеров, которые пересказывают поверья времен Великих географических открытий. В них джунгли Амазонки таят несметные сокровища, охраняемые прекрасными женщинами-воинами, которые жестоки и беспощадны к чужакам. Немало охотников за золотом погибло в поисках легкого пути обогащения. Но время от времени находятся храбрецы, готовые попытать счастья.

Племена тропических лесов Амазонки

Прошло более пятисот лет. А джунгли Амазонки по-прежнему скрывают множество непознанных племен. Бразильская организация FUNAI зарегистрировала семьдесят семь первобытных поселений. Их образ жизни не отличается от того, который вели их предки много веков назад: они ловят рыбу, занимаются охотой, собирают фрукты. Эти люди Амазонки никогда не контактировали с современной цивилизацией. Более того, любая встреча может оказаться для них смертельной, так как у них нет иммунитета от большинства болезней. Поэтому аборигены взяты под охрану государством.

Среди них есть такие, которые сохраняют матриархальный уклад. Но никто здесь не воюет и не доминирует.

Племя Куна

Наиболее известным и доступным для туристов поселением является племя Куна. Находится оно на островах Сан-Блас. Дикие девушки, амазонки, занимаются домашним хозяйством и делают невероятную по красоте и тонкости работы одежду – молы.

Где искать современных женщин-воинов?

Сегодня агрессивно настроены не столько женщины племен Амазонки, сколько жительницы городских мегаполисов. Отвоевывая право быть свободными и независимыми, «хранительницы домашнего очага» стремятся его оставить ради профессионального роста.

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Статистика


Амазонские джунгли – настоящий магнит для экстремалов

Пятница, 07 Июля 2020 г. 00:33 + в цитатник

Вот где природа расщедрилась на подарки своей красоты – так это вечнозелёные, непроходимые тропические леса Амазонки. Такого разнообразия природных причуд, пожалуй, не встретить больше нигде на земле. Растения, абсолютно необычайных форм и расцветок, животный мир не отстаёт в своём великолепии, абсолютно фантастическое смешение видов и размеров живого мира природы Амазонии. Итак, предлагаю вам посмотреть на красивые леса Амазонки и полюбоваться на этот вечнозелёный, нетронутый пока человеком, девственный лес.

Леса Амазонки расположены на практически плоской равнине, которая охватывает бассейн реки Амазонки и занимают около пяти с половиной миллионов квадратных километров. На территории джунглей разместилась, частично или полностью, территория девяти южноамериканских государств.

Разнообразие животных и растений там намного больше, чем в тропических лесах Африки и Азии. Каждый десятый описанный вид животного или растения распространён в амазонских джунглях. Здесь было описано, как минимум, 40000 видов растений, 3000 видов рыб, 1294 вида птиц, 427 видов млекопитающих, 428 видов земноводных, 378 видов пресмыкающихся и от 96660 до 128 843 видов различных беспозвоночных.

Здесь присутствует самое большое на Земле разнообразие растений. По оценкам некоторых экспертов на 1 квадратный километр приходится 150000 видов высших растений, в том числе 75000 видов деревьев. На один квадратный километр амазонского тропического леса может приходиться до 90790 тонн живой растительной массы.

Джунгли Амазонки удивительны и прекрасны, а вместе с тем и опасны для человека. В амазонских джунглях обитает много животных, которые могут представлять серьёзную опасность. Из крупных хищников здесь обитают ягуар и кайман. Змеи анаконда и ядовитые шушуя и жарарака, а также «коричневый паук» Loxosceles.

Здесь также обитают различные паразиты и переносчики инфекционных заболеваний. В частности, некоторые виды летучих мышей являются естественным резервуаром переносчиками вируса бешенства, а москиты — переносчики лейшманиозов. Влажная тёплая среда создаёт благоприятные условия для распространения малярии, тропической лихорадки и других инфекционных заболеваний их переносчиками. Насекомое винт — tornillo откладывает яйца на мокрой одежде, а соприкасаясь с кожей человека, впивается в нее и тоже откладывает яйца.

Воды представляют не меньшую опасность: электрические скаты, способные генерировать электрический заряд, способный убить человека, пираньи, способные нанести серьёзную рану своим укусом, рыбы канеру, способные проникать в мочевыводящие пути человека и животных, а также пресноводный дельфин. На деревьях живут различные виды бесхвостых земноводных из семейства Древолазов, кожа которых выделяет сильный липофильный яд — батрахотоксин.

Тропические леса Амазонки своего рода лёгкие планеты Земля, они вырабатывают огромное количество кислорода, так необходимого нам для жизни. Эти вечнозелёные, непроходимые джунгли хранят свою тайну, и с неохотой пускают человека в свою жизнь.

Великая река Амазонка

Река Амазонка является самой водоносной рекой в мире, неся в океан пятую часть пресной воды на земном шаре. Поток воды настолько огромен что, изливаясь в атлантический океан, Амазонка изменяет солевой состав и цвет океана на протяжении 320 километров. По всем параметрам — это величайшая, одна из самых длинных рек в мире. Река расположена на севере Южной Америки, начиная с Анд в Перу, а заканчивает в Атлантическом океане на территории Бразилии. Длина Амазонки колеблется от 6259 до 6800 км по разным источникам.

Говорят, что своё название Амазонка получила благодаря испанским конкистадорам, которые, воюя на берегах великой реки с индейцами, были поражены неустрашимой яростью индейских женщин, сражавшихся наравне с мужчинами. Отважные и сильные воительницы напомнили испанцам античный миф об амазонках — и благодаря им река получила свое имя.

Во время сухого сезона река Амазонка достигает ширины 11 километров, покрывая водой 110 тыс. кв. км, а в сезон дождей увеличивается в три раза, покрывая 350 тыс. кв. км и разливаясь на 40 км и более. Еще одно достижение Амазонки – это устье реки, самая большая дельта в мире, ширина которой достигает 325 км. Река является судоходной на две трети своей длины от Атлантического океана.

«Стражи лесов». Племена в глубинах колумбийской Амазонки

Эти места населяют около пятидесяти различных племён, многие из которых проживают практически в полной изоляции от современной цивилизации. У них нет письменности, они сохранили самобытный жизненный уклад предков и добывают пищу за счет рыбалки и охоты. Эти дикие индейские племена в джунглях Амазонки отличаются друг от друга не только внешне, они говорят на разных языках, у каждого племени своя культура, обряды, одежда и причёски.

Одним из самых известных коренных народов перуанской, колумбийской и бразильской Амазонии является племя бора. Проживают они между реками Путумайо и Напо и говорят на языке витотан. В последнее время племя, состоящее почти из 2000 человек, ведёт оседлый образ жизни, компактно проживая в лесных поселениях Амазонии.

И хотя они вполне осведомлены о современных благах, всё же избегают контактов, продолжая придерживаться самобытного уклада. Как и их предки, они занимаются земледелием, охотой и рыбалкой, благо у них есть неиссякаемый источник – богатейшая фауна тропических лесов и самой реки Амазонки. Собираясь на охоту, чтобы она была удачной, индейцы племени бора обязательно делают лесному духу подношение в виде еды или табака.

Но традиционное оружие – трубку с отравленными стрелами – они уже практически не используют, перейдя на вполне современные ружья. Племя бора традиционно знаменито в здешних местах своими шаманами, которым известен секрет приготовления галлюциногенного зелья из особого вида лианы. Вообще это племя обладает обширными знаниями в области целебных трав амазонских лесов. Отвар из лиан принимают те, кто хочет получить ответ на волнующие его вопросы.

Поселение бора обычно выстраивается вокруг центрального общинного дома, покрытого пальмовыми ветвями и листьями. Спят они в гамаках, в отличие от большинства других местных племён. На лесной тропинке, на окраине поселения, установлены на козлах два бревна, по которым туземцы бьют палками, чтобы известить всех о приближающихся гостях. Любимым украшением бора являются бусы из позвонков анаконды, крупнейшей из современных змей.

К сожалению, бора уже не говорят на своём родном языке, будучи ассимилированы с бразильской культурой. Но некоторые учёные полагают, что их языком был древний язык витото (Witoto). Племя бора делится на несколько кланов, каждый из которых является олицетворением какого-либо животного. Раскрашиваются лица тоже в зависимости от клановой принадлежности. Браки между членами одного клана запрещены.

Племя явалапити: последние 200 человек

Народ племени явалапити проживает вблизи Бразильской Амазонки и насчитывает не более 200 человек. Племя возникло ориентировочно в 80-х годах 19 века. На тот момент их поселение больше походило на маленькую ферму, жители которой остро нуждались в питьевой воде и еде. Несмотря на соседство явалапити с тремя другими племенами, его представители чуть не вымерли в 1954 году, в то время их численность не превышала даже 25 человек.

Огромный дом племени

Племя явалапити, испокон веков проживающее в Амазонии (ныне их среда обитания ограничивается территорией национального парка Шингу в Бразилии), обладает необычными традициями и сильным духом.

Ежегодно явалапити проводят ритуал под названием «кваруп» в память об умерших людях. В этом году «кваруп» был посвящен старейшине, которого племя долгое время считало своим вождем, и известному антропологу, писателю и политику Дарси Рибейро (Darcy Ribeiro), который сделал огромный вклад в решение проблемы просвещения коренных народов Бразилии.

Традиционный танец мужчин явалапити

Борьба — неотъемлемый атрибут ритуала «кваруп»

Мужчина принял боевую позу во время проведения ритуала «кваруп»

Мужчины из племени явалапити борются во время проведения ритуала «кваруп»

Путешествие по Амазонке – это всегда возможность взбудоражить адреналин охотой на кайманов, принять участие в рыбалке на пираний. Для любителей искрометного рафтинга – сплавы по многочисленным притокам могучей Амазонки. Отправляясь в круизы по Амазонке можно познакомиться с коренными жителями – индейцами, увидеть их жилища, узнать их традиции и быт. Вариантов таких путешествий может быть много, и любой из них, на всю жизнь останется ярким и незабываемым впечатлением.

Рубрики: это интересно
в гостях у природы
города и страны
пейзажи
красота
достопримечательности

Метки: ветер странствий яркое великолепие природы красоты природы красоты зарубежья Амазонка

Процитировано 1 раз
Понравилось: 29 пользователям

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль