Мифы древнего египта elen7703


Мифы древнего египта: elen7703

«ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА», И.В.РАК, «ЛЕТНИЙ САД», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2001.

ЗЕМНОЕ ЦАРСТВОВАНИЕ БОГА РА

КАК БЫЛ СОТВОРЕН МИР

Между двумя цепями гор, тянущимися вдоль нильских берегов, в напоенном солнцем просторе лежит царство Та-Кемет – «Черная Земля», как называют свою страну сами ее жители, древние египтяне. Если чужестранец – путешественник или приезжий торговец – спросит, почему земля «черная», ему охотно объяснят, что «черная» — значит живая, плодородная земля, а «Красная Земля» раскинула свои дышащие жаром пески по другую сторону горных хребтов; там – пустыня, царство злого Сета, там – смерть. А жизнь — здесь, в зеленой долине. Добрый речной бог Хапи – пожилой мужчина в набедренной повязке рыбака, увенчанный короной из связок папируса, лотосов и водорослей, владыка Нила и повелитель наводнений – каждый год заставляет реку разливаться вширь, а когда вода уходит, на пашнях и лугах остается густой слой плодородного ила. Это и делает землю Та-Кемет живой, черной…

Шумят по берегам тенистые рощи финиковых пальм, колосятся хлеба на полях, по водной глади плавают ослепительно прекрасные цветы – белые, голубые и розовые лотосы, в прибрежных тростниковых зарослях вьет гнезда водоплавающая дичь. Воздух звенит птичьим многоголосием.

Жители Та-Кемет построили города, воздвигли роскошные дворцы и величественные храмы. Один за другим плывут на юг корабли. Они плывут к южным каменоломням, где под охраной надсмотрщиков с плетками рабы добывают гранит и песчаник. Каменные глыбы по бревенчатым настилам волокут к берегу, грузят на палубы, и корабли отправляются в обратный путь. А в городах их ждут с нетерпением. На каждой пристани дежурят погонщики с упряжками быков. За небольшую плату они перетащат глыбы к храму, — и вскоре трудами искусных каменотесов святилище украсится еще одной статуей бога, колонной или обелиском.

Бурлит жизнь в Та-Кемет. Ломятся переполненные зерном амбары, тучнеет скот, наливаются соком плоды во фруктовых рощах, — и благодарные египтяне славят щедрого Хапи, поют ему хвалебные гимны и приносят жертвы.
Слава тебе, Хапи, бог Великой Реки!
Ты разливаешься, чтоб оживить Та-Кемет,
Орошаешь поля. Даруешь дождь с небес,
Ты – наш кормилец и благодетель!
Земля ликует. Все живое радуется.
Ты наполняешь амбары, даешь траву для скота.
Зеленей же, зеленей же,
О, Хапи, зеленей же!

Но не всегда было так, не всегда цвела и благоухала Черная Земля…

Давным-давно, много миллионов лет назад, на месте городов с их дворцами, храмами и оживленными рыночными площадями, где с утра до вечера не смолкают крики торговцев, наперебой расхваливающих свои товары*,
__________
*-Массовая свободная торговля появилась в Египте сравнительно поздно – около XVI в. до н.э., до этого же было строгое государственное распределение продуктов и товаров.
___________
был Хаос – бескрайний и бездонный океан. Этот океан назывался Нун.
Мрачное он представлял зрелище! Холодные воды Нуна были неподвижны. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: все окутывал первозданный мрак, всюду царствовала тишина. И ничто не нарушало покоя. Проходили столетия, тысячелетия, а океан Нун оставался неподвижным.
Но однажды произошло чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась, и на поверхности появился великий бог Атум.
-Я существую! – воскликнул он, и Вселенная содрогнулась от громового голоса, возвестившего начало жизни. – Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо мое могущество настолько велико, что я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца и нет матери; я – первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов!

А вокруг, как и прежде, все было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. В океане не было ни одного, даже самого крошечного, клочка суши, куда можно было бы ступить ногами, — все затопляла вода. Мрачная пучина уже клокотала, готовясь поглотить Атума: уже пенился внизу похожий на разинутую пасть чудовища водоворот и неумолимо затягивал бога в свое жерло. Надо было как можно скорей создать землю, хоть какой-нибудь островок. Спасение от гибели было только в этом.

С неимоверным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздев руки, произнес волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пенных брызг из пучины вырос холм Бен-Бен.
Атум опустился на холм и стал размышлять, что же ему теперь делать.
«Конечно, сперва я создам других богов, — думал он. – Только вот кого именно? Может быть, бога плодородия? Но ведь нет еще земли, на которой выросли бы травы и злаки, и нет людей, которые могли бы посеять зерно и собрать урожай… Лучше я создам ветер. Без ветра этот океан снова замрет и останется навсегда неподвижным. И еще я создам богиню влаги – чтоб воды океана подчинились ей».
И Атум создал бога ветра Шу и богиню Тефнут – женщину с головой свирепой львицы. Это была первая божественная пара на земле.

Но тут случилась беда. Непроглядный мрак все еще окутывал Вселенную, и в темноте Хаоса Атум потерял своих детей. Сколько он ни звал их, сколько ни кричал, оглашая водную пустыню горестными рыданиями, ответом ему было безмолвие. А это могло означать все, что угодно, даже самое худшее. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, они погибли в бездне.
В отчаянии Атум вырвал свой Глаз и, обращаясь к нему, воскликнул:
-Глаз мой! Сделай то, что я тебе скажу. Ступай в океан Нун, разыщи моих детей Шу и Тефнут и верни их мне.
Глаз отправился в океан. Атум поднялся на вершину холма Бен-Бен, сел на землю, горестно вздохнул и стал ждать.
Медленно текло время, дни проходили за днями, столетия за столетиями. Всюду был мрак, всюду тишина и холод. Потеряв, наконец, надежду вновь увидеть своих детей, Атум закричал:
-О горе! Что же мне делать? Мало того, что я навеки потерял своего сына Шу и свою дочь Тефнут, я вдобавок еще лишился Глаза!
И бог создал новый Глаз и поместил его в свою пустую глазницу.
Но, как только он сделал это, ему почудился шум где-то вдали. Бог насторожился: что это могло быть? Не грозит ли ему какая-нибудь новая, неведомая опасность. Он поднялся с земли, повернул голову и напряженно прислушался.

Нет, ему не почудилось! С каждой минутой шум становился все громче… Кто-то шел к первозданному холму… Уже можно было различить голоса… И бог узнал эти голоса – это были голоса его детей! После многолетних поисков Глаз все-таки нашел их в океане и теперь торжественно вел к холму Бен-Бен, где столетия напролет горевал безутешный отец. Не веря своему счастью, Атум заплакал от радости. Его слезы дождем хлынули на землю.
Когда Шу и Тефнут ступили на холм, бог кинулся было им навстречу, чтоб поскорее обнять, — как вдруг Глаз, весь багровый от ярости, подскочил к Атуму и прохрипел гневно:
-Что это значит?! Не по твоему ли слову я отправился в океан Нун и вернул тебе потерянных детей! Я сослужил тебе великую службу, а ты – и это благодарность! – ты тем временем создал себе новый Глаз и поместил его туда, где по праву должно находиться мне!
-Не гневайся, — сказал Атум. – Я помещу тебя на лоб. Оттуда ты будешь созерцать мир, который я сотворю, будешь любоваться его красотой.
Но оскорбленный Глаз не слушал никаких оправданий. Желая, во что бы то ни стало, отомстить богу, он превратился в ядовитую змею кобру. С грозным шипением кобра раздула шею и обнажила смертоносные зубы, нацеленные в Атума.
Однако бог спокойно взял змею в руки и поместил к себе на лоб. С тех пор глаз-змея украшает короны богов и фараонов. Называется эта змея – урей. Урей зорко смотрит вдаль, и, если на пути бога встретятся враги, он уничтожит их, испепелив своими лучами.
Из вод океана Нуна вырос белый лотос. Бутон раскрылся, и оттуда вылетел бог солнца Ра, увенчанный золотым диском. Растаяла первозданная тьма; мир наполнился живительным светом.

Увидев Атума и его детей, Ра заплакал от радости. Его слезы упали на землю и превратились в людей.

Шу женился на Тефнут. У них родились дети, вторая божественная пара: бог земли Геб и богиня неба Нут. Геб и Нут очень любили друг друга и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.
Но однажды Геб и Нут поссорились. Ссора вспыхнула из-за того, что богиня неба по утрам поедала своих детей – звезды. Разгневанный Геб напустился на супругу, осыпая ее проклятиями. Тогда, чтобы положить скандалу конец, солнечный бог Ра приказал Шу:
-Ступай и разлучи их! Если они не могут жить в мире, пусть живут врозь.
Богу ветра ничего не оставалось делать, как исполнить волю владыки. Он взмахнул руками, произнес заклинание, и в тот же миг по всей Вселенной завыл ураган. Сколько ни противились Геб и Нут, сколько ни напрягали силы, ветер разорвал их объятия. Небо отделилось от земли. В океане Нуне зачернели маленькие острова и огромные материки, вздыбились горные хребты, с гор потекли реки, и люди, родившиеся из слез Ра, покинули холм Бен-Бен и разбежались по зеленеющим долинам. Они построили города, вспахали поля и посеяли зерно. Возле холма Бен-Бен вырос город Иуну, а на самом холме люди воздвигли святилище солнечного бога Ра.
Наступил Золотой век – время, когда люди и боги жили на земле вместе*.
_____________
*-Термин «Золотой век» ввели греческие авторы, и его употребление в научно-популярной литературе стало традиционным, хотя для египетской мифологии этот термин явно неудачен: греки, согласно их легендам, в эпоху своего Золотого века жили без горестей и забот, а египетский Золотой век полон губительных засух, преступлений и кровавых побоищ.
___________
***
Такая легенда о сотворении мира провозглашалась жрецами города Иуну. Греки называли этот город Гелиополем, что означает «Солнцеград» — город, где поклоняются солнцу. Иуну был главным культовым центром солнечных богов Ра и Атума.
Однако в любом крупном городе был свой бог-покровитель, и почитался он там гораздо больше, чем во всех других городах Египта. Жрецы – служители такого божества стремились сделать роль своего бога в государственной религии как можно более важной. Для этого они разрабатывали свои собственные учения о сотворении мира, по которым именно их бог считался творцом и прародителем всех самых популярных и почитаемых богов Египта – Шу и Тефнут, Геба и Нут и богов, рожденных ими.
В древнейшей столице Египта городе Хетт-Ка-Пта* творцом мира считался Бог Птах (Или Пта), покровитель искусств и ремесел. Птах создал сам себя, затем создал Атума, —
_______________
*-Хет-Ка-Пта – «Крепость (или усадьба) души-Двойника Птаха». По-видимому, от этого названия и произошло название всей страны: греческое «Айгюптос» и затем современное «Египет». Сам город Хетт-Ка-Пта греки называли Мемфисом.
_______________
а уже Атум творил мир, действуя «согласно воле Птаха». Птах наделил богов могуществом, «вдохнул в людей жизнь», дал людям законы и письменность, сообщил им все магические заклинания, научил их поклоняться богам, орошать поля, строить дома, высекать статуи.
В городе Хемену (в поздней коптской огласовке – Шмуну, по-гречески – Гермополь) провозглашалось иное учение: в первозданную тьму Хаоса влетела белая птица Великий Гоготун. Она снесла яйцо, в котором был свет. Этот свет и дал начало жизни.
Самое замечательное, что при таком обилии противоречащих друг другу учений не было ни одного учения, вера в которое считалась бы обязательной. Понятий «ересь», «еретик» — не существовало, и никто не подвергался преследованиям со стороны жречества за «ложную, неправильную веру». Даже одна и та же легенда о сотворении мира могла существовать сразу в нескольких вариантах. Так, в Иуну почиталась мифическая птица Бену (которую греки отождествляли с фениксом). В начале творения Бену летал над водами Нуна и на холме Бен-Бен свил гнездо. Бену и стал прародителем жизни.
Миф о Великом Гоготуне тоже не был единственным в учении жрецов города Хемену. По другому мифу, мир сотворила Великая Восьмерка* богов – четыре мужских божества с головами лягушек и четыре женских с головами змей. Боги Великой Восьмерки плавали в океане Нуне, создали яйцо и возложили его на первозданный холм. Из этого яйца вылупился бог солнца Хепри – «молодой Ра».
______________
*-Название города – Хемену – по-древнеегипетски означает «Восемь».
______________

Мифы древнего Египта (Рак)

Иван Вадимович Рак

МИФЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Сказания о сотворении мира

Боги и божественные сущности

Шу, Тефнут, Геб и Нут

Богини — покровительницы Египта и короны богов

Бог Луны и мудрости Тот и его жена Сешет

Богини Сохмет и Хатхор

Эпоха земного царствования Ра

Солнечный и лунный год. Рождение детей Нут

Pa и Апоп. Борьба Pa с силами мрака и тьмы

Бегство Хатхор в Нубию (миф о Солнечном Оке). Сказки Тота

Сказание об истреблении людей

Вознесение Ра на небеса

Pa продолжает творить мир

Великое путешествие Солнечной ладьи.

Эпоха царствования Шу и Геба

Ладья Вечности, свита Ра и дневное плавание по небу

Воскресение Солнца в Дуате

Эпоха царствования Шу и Геба

Земное царствование Осириса и заговор Сета

Сет находит тело Осириса. Первая в мире мумия

Рождение и детство Хора

Исида и Хор в болотах Дельты

Сокровенное имя бога Ра

Ипостаси младенца Хора

Тяжба Сета и Хора

С чего все началось

Первая хитрость Исиды

Битва Сета и Хора в образах гиппопотамов

Хор в гостях у Сета. Вторая хитрость Исиды

Состязание на каменных ладьях

Мирный исход борьбы Сета и Хора

Анубис против Сета

Эпоха царствования фараонов


Фараон Хуфу и чародей Джеди

Наказание фараона Менкауры

Имхотеп. Древнеегипетские храмы

Амон(-Ра) — отец фараонов

Аменхотеп III — Небмаатра

Аменхотеп IV — Эхнатон

Боги и египтяне.

Рождение и предсказание судьбы

Мешент, Бэс, Таурт, Шаи и Семь Хатхор

Обречённый сын фараона

“Души” египтянина. Реп, Ах и Шунт

Магия и врачевание

Учеба. Работа. Женитьба

Священные быки и коровы

Крокодилы, бараны, козлы

Кошки, павианы, шакалы, собаки, волки

Гиппопотамы, львы, свиньи

Ихневмон, еж, лягушка

Насекомые, рыбы, змеи

Смерть, путешествие по Дуату и Суд Осириса

Воскресение и путешествие по Дуату

Суд Осириса и вечное блаженство в Полях Иалу

Загробное воздаяние за грехи

Сатни-Хемуас в Дуате

Фрагменты древнеегипетских текстов, излагающие гелиопольскую космогоническую версию

Гимн времени Среднего царства

Гимн времени Нового царства

Борьба солнца с силами мрака и тьмы

Гимн Осирису со стелы “Распорядителя говяд Амона”

Воскресение Осириса (из “Текстов Пирамид”)

Хор и чёрная свинья (из “Книги Мертвых”)

Песнь Семи Хатхор (текст времени Нового Царства)

Гимн Атону (из гробницы одного из приближенных Эннатона)

Поведение в загробном мире

(из “Книги Мёртвых”)

Вторая оправдательная речь умершего

Религиозные обычаи древних египтян. По Геродоту

Жертвоприношение на празднике Исиды в Бусирисе

Праздник в честь фаллоса Осириса

Празднество Баст в Бубастисе

Погребальные обряды и мумификация

Святилище богини Баст

Политическим центром государства Гелиополь (библейск. Он) никогда не был, однако с эпохи Древнего царства и вплоть до конца Позднего периода город не утрачивал значения важнейшего теологического центра и главного культового центра солярных богов. Космогоническая версия Гапиополя, сложившаяся в V династию, была наиболее распространённой, а главные боги гелиопольского пантеона — особенно популярными во всей стране. Египетское название города — Иуну (“Город Столбов”) связано с культом обелисков.

В начале был Хаос, который назывался Нун,- бескрайняя, неподвижная и холодная водная гладь, окутанная темнотой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался незыблемым.

Но однажды из Океана появился бог Атум — первый бог во вселенной.

Вселенную по-прежнему сковывал холод, и всё было погружено во тьму. Атум стал искать в Первозданном Океане твердое место — какой-нибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм Бен-Бен — Изначальный Холм.

Согласно другому варианту этого мифа, Атум сам был Холмом. Луч бога Ра достиг Хаоса, и Холм ожил, став Атумом.

Обретя под ногами землю, Атум стал размышлять, что ему делать дальше. Прежде всего надо было создать других богов. Но кого? Может быть, бога воздуха и ветра? — ведь только ветер сможет привести в движение мертвый Океан. Однако, если мир придёт в движение, то всё, что бы Атум после этого ни сотворил, будет немедленно разрушено и вновь превратится в Хаос. Творческая деятельность совершенно бессмысленна до тех пор, пока в мире нет стабильности, порядка и законов. Поэтому Атум решил, что одновременно с ветром надо создать богиню, которая будет охранять и поддерживать раз навсегда установленный закон.

Приняв после многолетних раздумий это мудрое решение, Атум, наконец, приступил к сотворению мира. Он изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и вскоре выплюнул изо рта Шу, бога ветра и воздуха и изрыгнул Тефнут, богиню мировго порядка.

Нун, увидав Шу и Тефнут, воскликнул: “Да возрастут они!”. И Атум вдохнул в своих детей Ка.

Но свет ещё не был создан. Повсюду, как и прежде, была тьма и тьма,- и дети Атума потерялись в Первозданном Океане. Атум послал на поиски Шу и Тефнут своё Око. Пока оно бродило по водной пустыне, бог создал новое Око и назвал его “Великолепным”. Старое Око тем временем разыскало Шу и Тефнут и привело их обратно. От радости Атум заплакал. Его слёзы упали на Холм Бен-Бен и превратились в людей.


По другой (элефантинской) версии, сюжетно не связанной с гелиопольской космогонической легендой, но достаточно распространенной и популярной в Египте, людей и их Ка вылепил из глины барано-головый бог Хнум, главный демиург в элефантинской космогонии.

Старое Око очень разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его месте. Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великую миссию- быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут-Маат миропорядка.

С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры стали носить на коронах все боги, а потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Солцечное Око в виде кобры называется у ре и. Помещенный на лоб или на корону, урей испускает ослепительные лучи, которые испепеляют всех встретившихся на пути врагов. Тем самым урей защищает и оберегает законы мироздания, установленные богиней Маат.

В некоторых вариантах гелиопольского космогонического мифа упоминается изначальная божественная птица Вену, как и Атум, никем не сотворённая. В начале мироздания Вену летал над водами Нуна и свил гнездо в ветвях вербы на Холме Бен-Бен (поэтому верба считалась священным растением).

На Холме Бен-Бен люди впоследствии построили главный храм Гелиополя — святилище Ра-Атума. Символами Холма стали обелиски. Пирамидальные вершины обелисков, покрытые листовой медью или золотом, считались местом пребывания Солнца в полдень.

От брака Шу и Тефпут родилась вторая божественная пара: бог земли Геб и его сестра и жена, богиня неба Нут. Нут родила — Осириса (егип. Усир(е)), Хора, Сета (егип. Сутёх), Исиду (егип. Исет) и Нефтиду (егип. Небтот, Небетхет). Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Сет, Исида и Осирис составляют Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов.

По преданию, передаваемому Геродотом, Мемфис заложил объединивший Северный и Южный Египет в единое государство первый фараон Менее (егип. Аха? Нармер?). Мемфис был столицей всю эпоху Древнего царства-до распада централизованного государства (VI династия).

Первоначальное название города — Хет-Ка-Пта — “Дом (души) Ка (бога) Птаха”, по-видимому, закрепилось впоследствии за всей страной в греческом “Айпоптос”. Со времён VI династии город получил название Меннефер (“Прекрасное обиталище”), которое звучало по-коптски “Менфе” и трансформировалось греками в Мемфис.

Вначале, когда повсюду простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который сам был землёй, решил воплотиться в божество. Усилием воли он создал из земли свою плоть-тело и стал богом.

Сириус. Праздники богов Египта и Календарь 13 Лун

СИРИУС. ПРАЗДНИКИ БОГОВ ЕГИПТА и КАЛЕНДАРЬ 13 ЛУН.

Жрецы древних Цивилизаций Египта и Майя — Инков — Ацтеков владели уникальной системой космологических знаний. Они единодушно начинали Новый год с 26 июля. Их календарные системы брали отсчет от гелиокического восхождения звезды Сириус. Астрономически потрясающее зрелище! В этот день Сириус поднимается по небосводу в лучах восходящего Солнца! Соединение этих двух великих светил уже мистерия! И осознание данного факта ярко отразилось в культурных традициях египтян и народов Мезоамерики. В их обожествлении Солнца и Сириуса много общего.

У египтян торжества по случаю восхождения Сириуса и Нового года проходили с 27 по 31 июля. Это были дни рождения Богов.

27 июля день рождения Гора

28 июля день рождения Осириса

29 июля июля день рождения Сета

30 июля день рождения Исиды

31 июля день рождения Нефтиды.

Сегодня 26 июля первому дню года предшествует День Вне Времени 25 июля — праздник всеобщего творчества и открытых Вневременных Космических Врат, впускающих новые энергии годового Крыла Времени. Так сообщает нам Галактический Календарь Нового Времени, уходящий своей историей в далекое прошлое. Что же до первого дня года — 26-го июля — раньше он был точкой отсчета, разворачивающейся Гармонии Творения и 20 Божественных месяцев (года) по 13 дней в каждом, где не только каждый месяц, но и каждый день года был связан с особым образом планетарного Божества.

(Современный Галактический Календарь 13 Лун содержит другую версию участия мистических чисел 20 и 13 в организации годовых ритмов. Это 13 лунных месяцев по 28 дней в каждом. Однако в течение 28 лунных дней проигрываются по порядку все те же 20 символов древних Богов, выражающих различный характер космических энергоинформационных потоков, в синтезе с энергиями планет Солнечной Системы).

Интересно, что в современной системе расчета АРХЕТИПА СУДЬБЫ (Персональной Печати человека — по дню рождения!), на основе древней Галактической матрицы Цолькина, дни с 25 по 31 июля, (что совпадают с праздниками Богов Египта!), также выделены. Эти дни в таблице месяцев имеют особый алгоритм. Поэтому каждый человек, рожденный в эти мистические 7 дней, невольно задается вопросом о некой исключительности времени своего появления на свет.

Корни этой исключительности в глубоком почитании звезды Сириус и той духовной ЗВЁЗДНОЙ ИЕРАРХИИ, которая с незапамятных времен существования нашей планеты была её наставником.

Например, египетская Исида не только Богиня Луны, но и Сириуса, вот почему ее называли Сотис (древнее название Сириуса) и считали Богиней Нового года.

Давно известно, что египетские пирамиды имеют сакральную связь с созвездием Тельца, Орионом, Большим Псом и Сириусом, также как и пирамиды Цивилизаций Мезоамерики. Мифы повествуют, что после смерти Осириса Исида отнесла, воскрешенного ею мужа, на Орион, а сама стала Сириусом. Но, возможно, мифы лишь эхо того факта, что камера Царицы великой пирамиды Хеопса в Гизе визирована на Сириус, а камера Царя на Орион.

В книге Мориса Котрелла «Пророчества Тутанхамона. Расшифрованные послания древних египтян и народов Майя к современному человечеству» исследуется содержимое гробниц египетского фараона Тутанхамона и майянского царя Покаль Вотана. (Гробница Покаль Вотана была открыта в 1952 г. археологом Альберто Ру­сом под девятиэтажной пирамидой Храма Надписей в Паленке. Время правления царя 631-683 годы н.э. — время расцвета классических майя.)

Автор подводит читателя к выводу о том, что эти два исторических лица были реинкарнацией одного и того же Высокого Духа (или Посланника Небес).
Основанием для такого вывода является и непорочное зачатие, вследствие которого появились на свет Тутанхамон и Покаль, и многочисленное сходство ритуальных принадлежностей в своей скрытой эзотерической сути. Нефритовые фигурки, солнечные знаки, мистические символы власти в облике крылатых змей, число 144.000.

А может быть, эти артефакты свидетельствуют о единых Звездных Иерархических Наставниках, с энергоинформационными потоками которых были параллельно сонастроены владыки двух великих цивилизаций?

Валум Вотан, так называл себя Хозе Аргуэльес, американо-мексиканский «Аватар» (*Аватар означает в переводе «Богореализованная личность»). («Валум Вотан» в легенде о Покаль Вотане — это некое загадочное место рядом с речкой Усумасинта, недалеко от города Паленке.)

Хозе Аргуэльес — автор книг «Фактор Майя. «; «Зов Покаль Вотана»; «13 Лун в движении»; «Зонд с Арктура» и др. Это историк, ученый, художник, писатель, общественный деятель, открывший ЗАКОН ВРЕМЕНИ и. потомственный майя.

В своих книгах Х. Аргуэльес приводит схему межмерной карты, или Голограммы Творения,(начертанной в форме Дерева Сефирот!), в которой звезда Сириус представлена на центральной оси Древа Жизни между ОМНИ — Галактическим Источником, Центром Галактики Хунаб Ку, Плеядами, Солнцем и Землей.(Согласно преданиям, существует 13 Небес или 13 Галактических Измерений по Х. Аргуэльесу, Сириус здесь соотносится с 9 Галактическим Измерением.)

Именно Сириус Хозе Аргуэльес считает местом обитания Галактических Навигаторов, которые много бактунов назад (бактун — приблизительно 400 лет) пришли сквозь вневременные порталы и оставили жителям Центральной Америки знания математики и физики, 4-5 измерения, зашифрованные в символах. Они ушли в ожидании, когда эти знания можно будет активировать и раскрыть в их подлинном смысле.

Древний Календарь Священного Времени не заканчивается 2012-2013 годом. В действительности этот год свидетельствует о завершении предыдущего Луча Галактической Синхронизации, действовавшего 5125 лет и о начале новой галактической программы развития сознания планеты Земля на более высоких вибрационных частотах. На тех частотах, которые позволят сознанию человека путешествовать по межмерным просторам космоса, благодаря телепатии и восстановленной способности сенсорно-ментальной телепортации.

Как говорил академик Вернадский, работы которого цитирует в своих книгах Хозе Аргуэльес, человечество должно совершить сознательный переход из биосферы и уровня коллективного бессознательного в НООСФЕРУ, в поле планетарного разума и ТОТАЛЬНОЙ ОСОЗНАННОСТИ. Гениальная интуиция ученого, прозревая будущее, безусловно, видела впереди то, что сегодня мы называем «Великим Переходом». Вот почему древние космологические знания так активированы в наши дни, в канун Перехода, когда Земля переживает возрождение.

Космология древних Цивилизаций Египта и Мезоамерики даёт ключи к пониманию системы управления Галактического Разума программой эволюции Солнечных Систем; раскрывает секреты взаимодействия кода ДНК и первичного галактического светокода, (отражённого в матрице Цолькина), с биологическими организмами, благодаря их уникальной способности к резонансу и сонастройке с электромагнитными полями, радиоимпульсами, светочастотами, а иначе говоря с энергоинформационными ритмами Вселенной и Её Математической Гармонией.

Интересно, что грядущая Эра Водолея символизирует эру женственности и возвращения культовых и эзотерических традиций матриархата, культуры поклонения Божественной Матери, которая издавна была связана с Венерой. И новая версия древнего календаря — КАЛЕНДАРЬ 13 ЛУН — четко отражает это направление. Его одинаковые 28-дневные лунные месяцы отлично сонастроены с природными женскими ритмами, что влечет за собой ак­тивацию работы правого полуша­рия мозга, т.е. повышения интуи­ции и чувствознания.

Народы Мезоамерики поклонялись Кетцалькоатлю — пернатому, а точнее, орлиному змею. (Орел — символ парящей в небесах Души человека, а змея — символ перерождений Души на Земле и смены человеческих тел). Предания предков свидетельствуют о том, что это было реальное лицо, мессия, пророк по имени Кетцалькоатль. Пришел он на Землю с Венеры и после своей миссии вновь вернулся на Утреннюю звезду (Венеру).

Хозе Аргуэльес приводит в своих книгах схему Планетарного Холона, где в символической форме отражено влияние на Землю энергопотоков планет Солнечной системы. Символы Венеры как раз совпадают с зоной Мезоамерики (Мексика; полуостров Юкатан и т.д.).

Более того, считается, что приход на Землю всех аватаров человечества связан с фазами движения Венеры вокруг Солнца, которые жрецы (майя, инков, ацтеков) знали точнее показаний современных астрономических приборов. (Их показатели смещаются за 6.000 лет всего на один день — потрясающая сверх точность!)

В связи с этим представляется не случайным, что Валум Вотан — Хозе Аргуэльес имел Персональную Галактическую Печать — АРХЕТИП СУДЬБЫ, свя­занный с планетой Венера, (то есть родился в День Венеры, согласно Календарю 13 Лун).

Его Галактическая Печать — называется «Синяя Обезьяна», или Личность Художник. Это, как правило, живые, подвижные, творчески одаренные и многогранные люди. Синий цвет календарного символа дня рождения это вид творческой энергии, связанный с западным направлением (из 4 сторон света). Он сообщает носителю АРХЕТИПА свойства трансформатора и преобразователя.

Тон Творения дня рождения Х. Аргуэльеса связан с 11-ми Небесами (11 Галактическим Измерением) и Омегой, Изначальным Отцом ВЫСВОБОЖДЕНИЯ. Таким образом, призвание Х.Аргуэльеса в этом воплощении высвободить космологические знания народов Мезоамерики; т.е. раскрыть, расшифровать, восстановить утерянные и отсутствующие звенья (в связи с испанским завоеванием) через многогранное творчество и одновременно ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЭТИ ЗНАНИЯ, преобразить их, революционизировать на уровне сегодняшних эволюционных задач планеты и человечества. (Новая Версия Календаря Солнечно-Лунная, синтезированная, способствующая одновременной активации энергий Инь-Ян, параллельной работе правого и левого полушарий мозга).

Итак, Венера, Сириус, Солнце или Сириус, Солнце, Венера.

В начале 18-й династии в Египте мужем Исиды считался Ра — Бог Солнца, так как к этому времени культ Осириса сравнялся с культом Ра.

Майя, инки и ацтеки всегда почитали Солнце, или Кинич Ахау, как Солнечного Мастера, взращивающего в своем теле всю Солнечную систему. Но более всего они почитали Хунаб Ку «Единого, задающего движение и меру», Солнце за Солнцем — Центр Галактики, которое считали Высшим «Я» нашего Солнца.

У великой Исиды много имен: Госпожа Вечности; Госпожа дома огня; Дарительница света небес; Делательница королей; Диадема Жизни и Майя!

Богиня любви и красоты Афродита также является проявлением Исиды или Божественной Матери. Ее культ был связан с планетой Венера, которую называли сердечной чакрой Солнечной системы и обителью Матери Мира, а Сириус — сердечной чакрой Галактики и, таким образом, Выс­шим Принципом Венеры.

Здесь очевидно, что египтяне и народы Мезоамерики имели единый источник знаний об устройстве нашей Галактики Млечный Путь и её Выс­шем Разуме.

Одним из полномочных представителей этого Разума, бесспорно, является звезда Сириус, о чем свидетельствуют сотические календари великих древних цивилизаций.

С учетом идеи перевоплощения живой Бог и фараон Египта Тутанхамон уплыл на загробной ладье Осириса в вечность, а затем вернулся по преданию с небесной родины Валум Чивим на Землю, как великий архитектор майянского города Паленке и учитель Священного Календаря Покаль Вотан, а спустя 1250 лет возможно вновь проявил себя в поразительной личности Хозе Аргуэльеса — Завершителя Цикла. Тогда вывод напрашивается сам собой. Выходит, Боги с доисторических времен не только руководили эволюцией земного человечества, но и сами принимали в ней активное участие, играли важные ключевые роли. Давали представление о точках отсчета истинного времени и даже устраивали праздники в свою честь. Роли, игра.

На востоке, в Индуизме есть такое понятие как «лила» — Божественная Игра. Возможно, что весь наш мир с предвечного вздоха и есть лила — непрерывная Божественная Игра, где Боги, как дети играют сами с собой в мистические игры.

Может быть, Хозе Аргуэльес проявил для нас одну из таких игр. Она называется «Телектанон» и является синтезом всех знаний Календаря 13 Лун. Это игра — медитация для развития телепатии. В ней есть путешествующие черепашки с 13 пятнышками на панцире. Кстати, это древний символ нашей планеты, (когда-то Землю называли — Черепаший Остров). Есть еще символы пирамид, образующие оракул судьбы, и кристалл, которым отмечается на карте Персональная Галактическая Печать (АРХЕТИП) играющего.


Поле игры представляет собой поле Галактической реальности, изображенное в сакральных символах. В игре «Телектанон» открываются Вневременные Космические Врата, и, как знать, возможно, входящего в них действительно ожидает встреча с Богами?!

. ВИДЕО-МЕДИТАЦИЯ — «СИРИУС. ПРАЗДНИКИ БОГОВ ЕГИПТА и ГАЛАКТИЧЕСКИЙ

*Ссылки на ВИДЕО по теме ГАЛАКТИЧЕСКОГО КАЛЕНДАРЯ:

ВИДЕО-МЕДИТАЦИЯ — «КАЛЕНДАРЬ 13 ЛУН — ГАЛАКТИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ.»

ВИДЕО-МЕДИТАЦИЯ — «ДЕНЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ (25 июля!) ОСОБЕННОСТИ ДНЯ ВНЕ ВРЕМЕНИ» —

ВИДЕО-МЕДИТАЦИЯ — «20 АРХЕТИПОВ ПЕРВОИСТОЧНИКА и 13 ТОНОВ ТВОРЕНИЯ ЗВЁЗДНОЙ ИЕРАРХИИ» —

ВИДЕО-МЕДИТАЦИЯ «НООСФЕРНЫЕ ЗНАНИЯ ГАЛАКТИЧЕСКОГО КАЛЕНДАРЯ» —

ВИДЕО-МЕДИТАЦИЯ О РАДИАЛЬНОЙ ПРИРОДЕ ВРЕМЕНИ, СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С БОЖЕСТВЕННЫМИ ЭНЕРГИЯМИ, С ЭНЕРГИЯМИ КОСМОСА И ЗОДИАКА, О СВЯЗИ С ДУШОЙ, ПРОСВЕТЛЯЮЩЕЙ СОЗНАНИЕ СИЛЕ СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГИИ, О МЕДИТАЦИИ, КАК ПУТИ К ГАРМОНИИ С САМИМ СОБОЙ И ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ —

ВИДЕО-МЕДИТАЦИЯ — САМОПОЗНАНИЕ. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КЛЮЧ.

ВИДЕО-МЕДИТАЦИЯ — АСТРОПСИХОЛОГИЯ. КЛЮЧ СУДЬБЫ —

«Мифы и сказки Древнего Египта» — рецензия rezvaya

Больше рецензий

просто делюсь мыслями

Мифы и сказки играют огромную роль в культуре каждого народа. Они хранят в себе ценную информацию о верованиях и мировоззрении далеких предков. Они приоткрывают завесу времени и показывают нам образ жизни и мысли древнего человека. Каждый древний народ оставил нам свою собственную мифологию. И каждую из них долго и тщательно искали, изучали, расшифровывали и систематизировали множество ученых. Благодаря этому труду, мы можем с наслаждением читать мифы древних цивилизаций, которые не просто полны волшебства и удивительных событий, но помогают нам понять, во что верили наши предки, чего боялись, что любили и почитали, и что ненавидели и осуждали.
Египетская цивилизация — одна из древнейших и величайших. Она окутана множеством тайн и легенд. Мудрость и знания этой цивилизации прошла через века и до сих пор не раскрыла все свои тайны. Древние египтяне тоже оставили нам свое мифологическое и фольклорное наследие, которое и представлено в этой книге.
Книга получилась хорошая, увлекательная. Текст адаптирован для детей среднего школьного возраста, поэтому читается легко и доступно. Она состоит из нескольких частей. Первая часть — мифы. Для нас, современных читателей, особой разницы между мифами и сказками нет. Но древние египтяне четко понимали разницу:

Мифы играли в жизни египтян очень важную роль: они были тесно связаны с религиозными представлениями, в них верили и считали, что от мифических персонажей — богов — зависит судьба человека. Богам поклонялись, рассказы о них сопровождались исполнением обрядов. В отличие от мифа, сказка — это заведомый вымысел. сказочные герои, даже если это боги, не влияют на судьбу человека вне сказки. Те, кто рассказывал сказки и кто слушал их, хотя и верили в возможность чудес, всегда знали, что речь идет о том, чего на самом деле не было.

Мифы Древнего Египта включают в себя сюжеты от сотворения мира и людей до конца «золотого века», когда боги покинули землю и жизнь среди людей и передали власть своим земным человеческим воплощениям — фараонам. Приведенные в книге мифы хорошо отражают верования египтян, объясняют многие их традиции, например, откуда берет начало мумифицирование усопших. Многие мифологические события призваны объяснить смену времен года, символизируют этапы земледельческих работ и т.д.
Как и в мифах других народов, египтяне очеловечивают своих богов. Обладая могуществом и волшебными силами, они все же стареют и умирают. Им свойственно сострадание и великодушие, так же как и зависть, лицемерие и хитрость. С художественной точки зрения египетские мифы красивы и увлекательны, хотя иногда довольно кровожадны. Мне очень понравилась история любви Осириса и Исиды. Как эта могущественная богиня мудрости и колдовства искала изрубленное братом Сетом на 14 частей тело своего погибшего мужа Осириса.

В конце раздела о мифах приведены несколько древнеегипетских стихов в переводе Анны Ахматовой.
Следующая часть книги посвящена древнеегипетским сказкам. Как и сказки других народов мира, эти сказки тоже учат добру, вере в торжество справедливости и правды, выражают уверенность в том, что любое зло будет наказано и отомщено. Из сказок видно, что народ Древнего Египта уважал бедность и понимал, что любое богатство тленно. Кроме того, у этих сказок неповторимый колорит, который делает их очень увлекательными и запоминающимися.

Очень интересный раздел, посвященный верованиям древних египтян. Здесь мы узнаем, какие боги предсказывали судьбу новорождённого. Почему считалось, что у человека целых пять душ и какую роль играли имена в его жизни.

Были у египтян и очень странные традиции и верования, например, касающиеся бальзамирования умерших. Омытое тело умершего считалось священным и называлось Сах:

Каждый, кто наносил увечье священному телу Сах, считался преступником, даже парасхит — человек, обязанностью которого было вскрыть труп перед мумификацией. Несмотря на то, что, кроме парасхита, произвести вскрытие никто не мог и специально для этого его приглашали в бальзамировочную мастерскую, его вина от этого нисколько не становилась меньше. Сделав на животе умершего надрез кремневым ножом, парасхит сразу же обращался в бегство, а все присутствующие — жрецы-бальзамировщики и родственники покойного — преследовали парасхита, осыпая его проклятиями, моля богов жестоко наказать святотатца и швыряя ему вдогонку камни. Дом парасхита считался «нечистым» местом, и всякий, кто по какой-либо причине входил в этот дом, должен был после этого пройти обряд «очищения» и принести богам жертву.

Интересно, откуда в таком случае брались желающие освоить «профессию» парасхита ))). Также подробно описываются интереснейшие обряды погребения и подземный мир, куда попадал усопший для суда над ним. Эти главы подтверждают утверждение греков, что «вся жизнь египтянина состояла из приготовлений к смерти».

Мифология и верования Древнего Египта очень сложны и многослойны. Это целая наука. Но благодаря таким книгам можно с лёгкость проникнуть хотя бы в основы этой древней таинственной культуры.

Рецензия написана в рамках игры «Несказанные речи», за розыгрыш книги спасибо AndreasCorelli ;)

ЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

ЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и

Рис.1 «Книга мертвых» Неситанебташеру (папирус Гринфилд, лист 87): сотворение неба и земли. Около 1025 г. до н.э. (21 династия, правление Псусеннеса I)

молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них — «Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв. до н.э.), «Книга мертвых» (см. рис. 1) — составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта(см. рис.2), сборники заупокойных текстов. Мифологические представления нашли отражение также в таких текстах, как «Книга коровы», «Книга часов бдений», «Книги о том, что в загробном мире», «Книга дыхания», «Амдуат» и др. Значительный

Рис.2 Книга мертвых Хунефера: глава 125. Около 1310 г. до н.э.

материал дают записи драматических мистерий, которые исполнялись во время религиозных праздников и коронационных торжеств фараонов жрецами, а в некоторых случаях и самим фараоном, произносившими от лица богов записанные речи. Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятья, в основе которых часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, стелах и т.д., иконографический материал. Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, посетившего Египет в 5 в. до н.э., Плутарха (1-2 вв. н.э.), оставившего подробный труд «Об Исиде и Осирисе», и др.

Е. м. начала формироваться в 6-4-м тыс. до н.э., задолго до возникновения классового общества (см. карту). В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощённых в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т.д. Сам ном также персонифицируется в образе особого божества; например, богиней Гермопольского нома считалась Унут, почитавшаяся в образе зайца. Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с богом-демиургом, покровителем нома, вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний (напр., фиванская триада — бог солнца Амон, его жена Мут — богиня неба, их сын Хонсу — бог луны; мемфисская — Птах, его жена Сехмет — богиня войны, их сын Нефертум — бог растительности, и др.). Женские божества, как правило, имели функции богини-матери (особенно Мут, Исида). Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звёздами, но иногда его олицетворяли в образе женщины — богини Нут, которая, изогнувшись дугой, концами пальцев рук и ног касается земли. «Могуче сердце твоё., о Великая, ставшая небом. Наполняешь ты всякое место своею красотою. Земля вся лежит пред тобою — ты охватила её, окружила ты и землю, и все вещи своими руками»,- говорится в «Текстах пирамид». Существовали представления, согласно которым небо — это водная поверхность, небесный Нил, по которому днём солнце обтекает землю. Под землёй тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывёт ночью. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других — Акер. Нил, протекавший на земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т.д. Плодородием полей ведала богиня — владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.

Большую роль в Е. м. играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Её необходимые условия — сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т. е. их ба, душа) днём выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа«, однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени.
Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мёртвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или её символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть, согласно т.н. «Отрицательной исповеди», содержащейся в 125-й главе «Книги мёртвых» (перечне грехов, которых не совершал покойник), только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т.д., а также «чистый сердцем» («я чист, чист, чист»,- утверждает умерший на суде).
Характернейшей чертой Е. м. является обожествление животных, возникшее в древнейшие времена и особенно усилившееся в поздние периоды истории Египта. Воплощённые в животных божества первоначально, как правило, считались покровителями охоты, с приручением животных некоторые стали божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных — воплощений различных божеств относились бык (Апис, Мневис, Бухис, Бата) и корова(Хатор, Исида), баран (Амон и Хнум), змея, крокодил (Себек), кошка (Баст), лев (воплощение многих богов:Тефнут, Сехмет, Хатор и др.), шакал (Анубис (см. рис. 3)), сокол (Гор), ибис (Тот; прилёт ибиса-Тота в Египет связывали с разливами Нила) и др. Позднее происходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными. Например, Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, Тот — в виде человека с головой ибиса и т.д. (см. рис.4)

Рис.4 Статуэтки Тота в образе павиана и ибиса. Около 600 г. до н.э. (26 династия)

Боги в образах быков и коров почитались во многих номах. Один демотический папирус сохранил запись мифа о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами с шерстью различного цвета. Потом, по велению верховного бога, все быки воплотились в одного чёрного быка, а все коровы — в одну чёрную корову. Культ быка, в глубокой древности связанный, вероятно, с почитанием вождя племени, с возникновением древнеегипетского государства стал сближаться с культом фараона. В ранних текстах царь назывался «тельцом». На палетке царя Нармера (Менеса?) (ок. 3000 до н.э.) (см. рис. 5)фараон в образе быка разрушает крепость врага (Нижнего Египта). Во время праздника «Хеб-сед» (тридцатилетнего юбилея фараона) к одежде царя сзади привязывали бычий хвост. В Мемфисе, а затем и во всём Египте чёрный бык с белыми отметинами считался воплощением бога Аписа. В образе змей воплощались как добрые, так и злые божества. Главой всех врагов солнца — Ра считался огромный змейАпоп, олицетворявший мрак и зло. В то же время в образе змеи почитались богиня плодородия Рененутет, богиня — хранительница кладбищ Меритсегер, Исидаи Нефтида — защитницы Осириса и, следовательно, любого умершего, богиня Уто — покровительница Нижнего Египта, охранительница Ра и фараона, и др.

С развитием древнеегипетского государства мифологические представления видоизменялись. Культы многочисленных местных божеств сохраняли свое значение, но почитание некоторых из них распространилось за пределы отдельных номов и даже приобрело общеегипетское значение. С утверждением V династии Древнего царства, происходившей из города Гелиополя, центра почитания Ра, он стал главным божеством Египта. В эпоху Среднего царства и особенно со времени правления XVIII (Фиванской) династии Нового царства в качестве главного бога утверждается другой бог солнца — фиванский Амон (фараоны Среднего и Нового царств происходили из Фив). Осирискак бог мертвых вытесняет с конца 3-го тыс. до н.э. древнего бога — покровителя умерших Анубиса — вечно снующего по кладбищу шакала (превратившегося в бога — хранителя некрополя и защитника Осириса в посвященных ему мистериях), а также абидосского бога мертвых Хентиаменти, восприняв эпитет «первый на Западе» (т. е. «первый из мертвых»). Возвышение новых религиозных и политических центров, развитие богословской мысли сопровождалось процессом слияния, синкретизации богов. Например, с Амоном отождествляются Ра, Монту, Птах, Гор, с РаАтум, Гор, Амон,Осирис, Птах и т.д. (см. рис. 6)

Рис.6 Абидос: храм Сети I, рельеф с изображением царя перед статуей Амона. Около 1285 г. до н.э.

Наиболее значительные циклы мифов Древнего Египта — это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе. Изначально, считалось, мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод — Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Первым богом было солнце, выступающее обычно в роли демиурга. В одном из мифов говорится, что из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса (см. рис. 7), а оттуда появилось дитя (солнцеРа), (см. рис. 8), «осветившее землю, пребывавшую во мраке». В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Гоготун». Существовал миф, согласно которому солнце было рождено в виде теленка огромной коровой — небом. (О Ра, «золотом теленке, рожденном небом», говорится в «Текстах пирамид». см. рис. 9). Наряду с этим существовали представления о богине неба — женщине, которая утром рождает солнце, вечером проглатывает — в результате наступает ночь — и следующим утром вновь рождает его. (Пережитки представлений о том, что зачатие происходит от заглатывания, сохранил и фольклор: в «Сказке о двух братьях» неверная жена Баты зачала, проглотив случайно щепку). В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества. В гелиопольском мифе бог Атум, отождествленный с солнцем — Ра, появившийся из хаоса — Нуна («создавший сам себя»), сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя, и родил, выплюнув изо рта, первых богов, паруШу и Тефнут (бога воздуха и богиню влаги). Те в свою очередь произвели вторую пару: бога земли Геба и богиню неба Нут, у которых родились Исида иНефтида, Осирис и Сет. Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую «девятку» — эннеаду, почитавшуюся во всем Египте и неизменно присутствующую в религиозных текстах. Боги эннеады считались первыми царями Египта. В мемфисском мифе о сотворении мира, относящемся к Древнему царству, демиургом выступает местный бог Птах. В отличие от Атума, Птах, создавший первых восьмерых богов, предварительно задумал творение в своем сердце (сердце — «седалище мысли») и назвал их имена своим языком (Птах творил «языком и сердцем», т. е. мыслью и словом). Таким же образом он создал и весь мир: землю и небо, людей, животных, растения, города, храмы, ремесла и искусства, учредил культы богов. В этом мифе Птах наделен всеми атрибутами царя. В период Нового царства с возвышением XVIII (Фиванской) династии (16-14 вв. до н.э.) в качестве демиурга утверждается отождествляемый с Ра фиванский богАмон, которого называют царем всех богов: «Отец отцов и всех богов, поднявший небо и утвердивший землю. Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст. Царь, да живет он, да здравствует, да будет благополучен, глава всех богов», — говорится в «Большом гимне Амону». С Амоном отождествляется фараон, называемый его сыном. Характерен для развитого египетского общества и другой освящающий утверждённую богом власть царя миф, который приводится в политическом трактате — поучении гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара (X династия, 22 в. до н.э.)? В нём говорится, что люди — «стадо бога» — произошли из тела бога-творца (имя которого не называется) как точное его подобие. Для них он сотворил из хаоса небо и землю, для дыхания — воздух, для пропитания — животных, птиц и рыб. По другим мифам (видимо, поздним), люди возникли из слёз Ра или были вылеплены на гончарном круге Хнумом.
С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнечных богах. Солярные мифы отражают две группы представлений: о смене времён года (более древние) и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворённым в образах чудовищ и различных страшных животных, особенно змей. С прекращением приносящего засуху знойного ветра пустыни хамсина и оживлением растительности связан миф о возвращении солнечного ока — дочери Ра Тефнут. Тефнут (иногда называемая также Хатор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в область Бугем (по-видимому, в представлении египтян, её уход вызывал наступление засухи). Чтобы она вернулась в Египет, Рапосылает за ней в Нубию Шу и Тота, принявших образ павианов. Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая её пением и танцами (см. рис. 10). В более раннем варианте мифа её заманивает в Египет бог охоты Онурис. Вернувшись,Тефнут вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой новых богатых плодов. Праздниквозвращения любимой дочери Ра отмечался и в исторический период. В египетских календарях он назывался «днём виноградной лозы и полноты Нила». Население Египта встречало богиню песнями и плясками. «Дендера залита хмельным питьём, прекрасным вином. Фивы исполнены ликования, и весь Египет радуется. Идёт Хатор к своему дому. О как сладостно, когда она приходит!»,- говорится в гимне.
В наиболее знойное время года солнце, считалось, распаляется гневом на людей. С этим представлением связан миф о наказании людей за их грехи по приказанию Ра. Когда Ра состарился («его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури»), люди перестали почитать бога-царя и даже «замыслили против него злые дела». Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать людей. На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра, называемую в мифе Сехмет или Хатор. Богиня в образе львицы стала убивать и пожирать людей, их истребление приняло такие размеры, что Ра решил остановить её. Однако богиня, разъярённая вкусом крови, не унималась. Тогда её хитростью напоили красным пивом, и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Ра же, провозгласив своим заместителем на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром.
С периодом, когда жар солнца слабеет, связан миф, в котором Ра жалит змея, насланная Исидой, пожелавшей узнать его сокровенное имя (египтяне верили, что знание имени даёт власть над его носителем). Исцелить Ра может только Исида, «великая чарами», «госпожа волхований», которая знает заговор против укуса змеи. В награду она требует от Ра назвать ей своё тайное имя. Ра выполняет условие, и Исида исцеляет его.
Борьба солнца с силами мрака отражена во многих мифах. Одним из наиболее страшных врагов Ра является в них владыка подземного мира огромный змей Апоп. Миф повествует, что днём Ра плывёт, освещая землю, по небесному Нилу в барке Манджет, вечером подплывает к вратам преисподней, и, пересев на ночную барку Месектет, плывёт со своей свитой по подземному Нилу. Однако Апоп, желая воспрепятствовать плаванию Ра и погубить его, выпивает воду Нила. Между Ра и его окружением и Апопом начинается борьба, победа в которой неизменно остаётся за Ра: Апопу приходится изрыгнуть воду обратно. Ра же продолжает свой путь, чтобы утром опять появиться на небесном Ниле. Существовал также миф, согласно которому Pa-солнце в образе рыжего кота под священной сикоморой города Гелиополя победил огромного змея (Апопа) и отрезал ему голову (см. рис. 11).

Рис.4 Культовая статуэтка божества в образе сокола. Около 500 г. до н.э. (27 династия).

Одним из наиболее ярких и полно сохранившихся мифов о борьбе солнца с врагами является миф о Горе Бехдетском. Гор Бехдетский, считавшийся сыном Ра, сам почитался как солнечное божество, воплощённое в образе сокола (см. рис. 12). В этом мифе Гор выступает не только как сын Ра, но и как сам Ра, сливаясь с ним в одно синкретическое божество Ра-Гарахути (Гарахути означает «Гор обоих горизонтов»). Миф повествует о том, как Гор, сопровождая ладью Ра, плывущую по Нилу, побеждает всех врагов великого бога, превратившихся в крокодилов и гиппопотамов (см. рис. 13). Гор — сын Исиды присоединяется к Гору Бехдетскому, и они вместе преследуют бегущих врагов. Уничтожается и предводитель врагов Сет, олицетворяющий всех чудовищ. Происхождение мифа относится ко времени начала обработки меди в Египте (согласно одному из текстов, Гор поразил крокодила гарпуном, сделанным из данного ему Исидой слитка меди). В период складывания древнеегипетского государства победа Гора интерпретируется как победа Верхнего Египта в борьбе за объединение страны, а Гор стал почитаться как бог — покровитель царской власти.
Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в «Книге мёртвых» назван зерном, в «Текстах пирамид» — богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна — Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы — как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространённом сказании, описывающем его смерть и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мёртвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царём загробного мира и верховным судьёй над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. (В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слёз» наполняет реку своими слезами.) Уже в эпоху Древнего царства живущие фараоны рассматриваются как «служители Гора» (что переплетается с представлениями о Горе Бехдетском) и преемнике его власти, а умершие отождествляются сОсирисом. Фараон благодаря магическому погребальному обряду так же оживает после смерти, как ожил Осирис. Начиная с эпохи Среднего царства с Осирисом отождествляется не только фараон, но и каждый умерший египтянин, а в заупокойных текстах перед именем умершего обязательно ставится имя «Осирис«. Такая «демократизация» представлений об Осирисе после падения Древнего царства связана с усилением знати и появлением прослойки богатых простолюдинов в кон. 3-го тыс. до н.э. Культ Осириса становится центром всех заупокойных верований. Считалось, что каждый египтянин, подобно Осирису, возродится для вечной загробной жизни, если будет соблюдён весь погребальный ритуал.
Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» — начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нём. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвящённого Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, — всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представлялалето, а другая — зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, из которых одна в одеждах Верхнего Египта, а другая — Нижнего. Победа, естественно, остаётся за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора — сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящим на троне.

Рис.16 Гробница Инхеркау (ТТ 359): II погребальная камера, умерший поклоняется змею. Около 1140 г. до н.э.

Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелёными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из неё всходами, которые поливает жрец (см. рис. 14).
Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъёма Нила бросал в реку свиток — указ о том, что начало разлива наступило; первым торжественно начинал подготовку почвы для посева (сохранилась булава начала Древнего царства с изображением фараона, мотыгой взрыхляющего землю); срезал первый сноп на празднике жатвы(см. рис. 15); за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.
Широчайшее распространение культа Осириса отразилось и на представлениях об Исиде. Почитавшаяся как любящая сестра и беззаветно преданная жена Осириса, заботливая мать младенца Гора и одновременно великая волшебница (миф о Ра и змее, версии мифа, по которым Осириса оживила сама Исида, и др.), она в греко-римскую эпоху превратилась во всеегипетскую великую богиню-мать, а её культ распространился далеко за пределы Египта (см. рис. 16). Р. И. Рубинштейн

Рис.17 Статуэтка бога Тота в образе павиана. 1 тыс. до н.э.

Многие персонажи Е. м. почитались в соседних странах, в частности в Куше (Древней Нубии), который в течение длительного времени находился под властью Египта. Государственным богом Куша был Амон, его оракулы избирали царя. В многочисленных местных формах развивался культ Гора, проникший в Куш ещё в эпоху Древнего царства. Популярностью пользовались мифы об Исиде, Осирисе и Горе, причём Исида считалась покровительницей царской власти (с ней сравнивалась и отождествлялась царица-мать), место Осириса нередко занимали местные божества (Апедемак, Аренснупис,Дедун, Мандулис, Себуимекер). Почитались в Куше такжеРа, Онурис, Тот (см. рис. 17), Птах, Хнум, Хапи, Хатор (в мифе о её путешествии в Нубию богом, возвращавшим её в Египет, выступал отождествлявшийся с Шу Аренснупис). Жители Куша восприняли и многие представления египтян о загробной жизни и суде, который Осирис вершит над умершими.

Э. Е. Кормышева (Миньковская)

Мифологические воззрения Древнего Египта нашли широкое отражение в архитектуре и искусстве, литературе. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как «тела», в которых эти божества воплощаются. Представления о том, что умершие должны иметь жилище, обусловили строительство специальных гробниц: мастаба, пирамид, скальных склепов. Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы. На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка). Росписи и рельефы в гробницах должны были создавать для умершего привычную обстановку: они изображали его дом, членов семьи, празднества, слуг и рабов на полях и в мастерских и т.д. В гробницы помещались также статуэтки слуг, занятых различными видами сельскохозяйственных, ремесленных работ, обслуживанием умершего. В погребениях эпохи Нового царства в большом количестве сохранились т.н. ушебти, особые фигурки, обычно в виде запелёнатой мумии. Считалось, что покойный силой магических заклинаний оживит их и они будут работать за него в загробном мире.
Высокими литературными достоинствами обладала религиозная и магическая литература, в которой запечатлены многие мифологические представления египтян. Широкое отражение получили мифологические сюжеты в сказках. Например, в сказке «Змеиный остров» («Потерпевший кораблекрушение») действует огромный змей, который может испепелить человека своим дыханием, но может и спасти его, предсказать будущее. Этот образ возник под влиянием представлений о богах-змеях. В другой сказке к Реддедет, жене жреца Раусера, в образе ее мужа является бог Ра, и от этого брака рождается трое близнецов — детей солнца, основателей новой династии фараонов. Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвинённый Бата погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога — быка Баты). В сказке «О кривде и правде» младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость. В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает «Сын Осириса») описывается загробное царство, куда он ведёт своего отца, и суд над мёртвыми.

Лит.: Коростовцев M. A., Религия древнего Египта, М., 1976, Матье М. Э., Древнеегипетские мифы. [Исследование и переводы текстов с коммент.], М., 1956; Францов Г. П., Научный атеизм, Избр. труды, М., 1972; Bonnet H., Reallexikon der дgyptischen Rehgionsgeschichte, B., 1952; Kees H., Der Gцtterglaube im Alten Agypten, 2 Aufl., B., 1956; его же, Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten Agypter, B., 1956; Erman A., Die Religion der Agypter, B., 1934; Cerny J., Ancient Egyptian religion, L., [1952]; Vandier J., La religion йgyptienne, P., 1949; Drioton E., La religion йgyptienne, в сб.: Histoire des religions, t. 3, pt. l, P, 1955; Morenz S., Дgyptische Religion, Stuttg., [I960]; Breasted J. H., Development of religion and thought in ancient Egypt, N. Y., 1912.

ГОР

Рис. 1 Голова бога Хора в образе сокола. Около 2350 г. до н.э.
Рис. 2 Статуэтка бога Хора в одеянии римского воина. 2 в. н.э.

ГОР, Хор (hr, «высота», «небо»), в египетской мифологии божество, воплощенное в соколе. Г. изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца (см. рис. 1). Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями. Во многих областях Египта издавна было распространено почитание богов соколов, носивших различныеимена, но, как правило, связанных с небом и солнцем. Первоначально Г. почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. В династический период происходит слияние различных соколиных божеств в две тесно связанные между собой ипостаси Г.: Г. — сынаИсиды (егип. Гор-са-Исет) и Г. Бехдетского. Г. Бехдетский, муж Хатор и отец Гора-Сематауи, в основном выступает как борющийся с силами мрака бог света, его глаза луна и солнце Г. — сын Исиды, действует прежде всего как мститель за своего отца Осириса. (См. рис. 2) И тот, и другой покровительствуют царской власти Фараоны являются «служителями Г.», преемниками его власти над Египтом. Своими крыльями Г. охраняет царя (на статуе фараона Хефрена на затылке изображен сокол, прикрывающий крыльями его голову). Имя Г. вошло обязательным компонентом в пятичленную титулатуру фараона (см. рис. 3).
Согласно мифу о Г. Бехдетском [дошел до нас в тексте посвященной ему мистерии, высеченном на стене храма Г. в городе Эдфу (егип. Бехдет) в Верхнем Египте, куда был перенесен культ Г. Бехдетского, возникший, вероятно, в городе Бехдет в дельте Нила], Г. сопровождает ладью своего отца, бога солнца Ра, плывущую по Нилу, и поражает превратившихся в крокодилов и гиппопотамов врагов Ра во главе с Сетом, олицетворяющим всех чудовищ. На рельефах храма, сопровождающих текст, Г. Бехдетский изображен стоящим на ладье впереди Ра, в руках у него гарпун, которым он поражает крокодила. В этом мифе Г. выступает не только как сын Ра, но и как сам Ра, сливаясь с ним в единое божество Ра-Гарахути (Гор-ахути, Гарахути означает «Г обоих горизонтов» или «Г из страны света»). Образ Г. Бехдетского переплетается с образом Г. — сына Исиды, также участвующего в

Рис. 3 Статуя бога Хора. Около 1380 г. до н.э.

борьбе с Сетом и другими чудовищами (см. рис.). В близком варианте того же

Рис. 4Гор убивает Сета.

мифа, высеченном на другой стене Эдфуского храма, Г. Бехдетский фактически слит с Г. — сыном Исиды, который вместе с ним борется с врагами солнца, воплощенными в образе Сета. Можно предполагать, что в эпизодах борьбы Г. Бехдетского и Г. — сына Исиды с врагами нашли отражение войны за объединение Египта на рубеже 4 и 3-го тыс. до н.э. Победа Юга мыслилась как победа, одержанная Г., а Г. — как владыка страны. Другая ипостась Г. — Гор-Сематауи, т.е. Г. — объединитель обеих земель (Верхнего и Нижнего Египта).
Согласно мифу о Г. — сыне Исиды, она зачала его от мертвого Осириса, коварно убитого Сетом, его братом. Удалившись в болота дельты Нила,Исида родила и воспитала сына. Возмужав, Г. на суде богов в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. В битве с Сетом Г. сначала терпит поражение, Сет вырывает у него глаз — чудесное око, однако затем в долгой борьбе Г. побеждает Сета и лишает его мужскогоначала. В знак подчинения Сета он кладет ему на голову сандалию Осириса. Свое око Г. дает проглотить Осирису, и тот оживает Воскресший Осирис передает свой трон в Египте Г. (что переплетается с представлениями о Г. Бехдетском), а сам становится царем загробного мира.
Менее значительными ипостасями Г. являются Гор-ахути, связанный с Ра бог утреннего солнца, а также (с эпохи XVIII династии, 16-14 вв. до н.э.) бог горизонтов запада и востока, Гор-эм-ахет («Гор в горизонте»), солнечное божество, подобное Ра-Гарахути; Гор-ур («Гор старший»), упоминаемый Плутархом брат Исиды и Осириса (в связи с тем, что слово «ур» имело также значение «сильный», «великий», мог почитаться и как «Гор великий»); Гор-па-Ра, солнце-ребенок, рожденныйРат-тауи;Гор-пахерди ряд др. С Г. отождествлялся такжеАмон(Амон-Ра-Гарахути), различные соколиные боги (участник битвы с СетомНемти,Сопду,Хентихетии др.). Почитание Г. было распространено также в Нубии. Геродот сравнивал Г. сАполлоном(II 143, 156).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль