Мифология рекламы — реклама, психология рекламы


1.история рекламы 2.товарный миф 3.психология рекламы 4.лингвистика рекламы 5. виды рекламы.

Риторика рекламы 1.история рекламы 2.товарный миф 3.психология рекламы 4.лингвистика рекламы 5. виды рекламы.

«кламо» — говорить Реклама – оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей. (сл. Ожегова)

История рекламы: Первое рекламное агентство (рекламное бюро) — Лондон, 1660 г. функция рекламы –информативная.

В 1888 г., позиционируя кока-колу, отказались от ее товарных свойств, рекламируя ее знаковые свойства.

Праздник к нам приходит…

Соотнесите знаковые свойства с товаром: BMW Volvo Mercedes Jaguar Toyota Ferrari Тв — 1 Безопасность Управляемость Скорость Стиль Надежность Техническое совершенство

Современная реклама — часть культуры ХХ века, является современным мифом

Феномен рекламы отражен в тезисах: Д. Патер: развитие цивилизации будут определять три фактора: церковь, школа, реклама.

Т. Чередниченко: реклама создает «праздничность», оппозиция тотема и табу.

У «Билайн» началась светлая полоса с появлением актера Сергея Светлакова Светлаков – оживший гаджет (5 из 8) Вязание Что новенького Получилось Интернет для компьютерных игр Интернет кино

Формула товарного мифа А – внимание I — интерес D — желание A — действие

AIDA Attention (внимание) Interest (интерес) Desire (желание обладать товаром) Action (действие, покупка)

Attention — интригующая ключевая фраза, заголовок (не более 4-5 слов), который является коммуникативным событием. Attention «Что делаешь? Ничего… , а мог бы.» Тв-2

Interest— сообщение о свойствах товара, неизвестных клиенту Interest Новости, почта, соцсети где угодно за 3 рубля в сутки!

Desire — кульминационный узел суггестии (воздействия), в виде слогана. Desire «Живи на яркой стороне»

Action — финал рекламного текста, сосредотачивающий в одной фразе весь смысл сообщения.(Товарный знак) Action

Психология рекламы: * 1. Прием латерального программирования. 2. Прием суггестивного воздействия. 3. Прием создания положительного прагматического фона. 4. Прием изменения «точки зрения» клиента. 5. Прием «сверкающих обощений».

Прием латерального программирования. — воздействие на человеческое поведение, минуя сознание и волю клиента (видеоряд). ТВ – 3 билайн

Прием суггестивного воздействия. Рекламный текст ориентирован на мгновенное прочтение, правым полушарием до того момента, когда в действие вступят ло- гоцентрические механизмы левого полушария Тв – 4 суггестия

Создание положительного прагматического фона: БИОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ: аппетитная еда, уютное окружение, избавление от боли и опасности,

благополучие близких, превосходство над другими, преодоление препятствий, Игра Тв-5

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ: Красота и вкус, Тв-6 Чистоплотность, Расчетливость, Экономность и выгода,

любопытство, надежность и достоинство, тв-7 образованность и информированность, работоспособность, здоровье.

Прием изменения «точки зрения» клиента. Основан на введении скрытого или дополнительного условия), изменяющего устойчивый взгляд пациента на нетрадиционный товар «Фольксваген — Ваша вторая машина».

Прием сверкающих обобщений — обозначение отрицательных действий клиента высказываниями, вызывающими положительные коннотаты «Маленький факел свободы»

Рекламный дискурс самый агрессивный Управляет сознанием, Навязывается, не давая возможности выбирать, Успешно развивается – дает высокие прибыли.

Общество борется с рекламой: Создание видеомагнитофонов, Запрет на определенные виды рекламы, Законодательное регулирование производства рекламы

С целью выжить, реклама использует: фигуративный дискурс – эстетизация рекламы, новые каналы воздействия,

Лингвистика рекламы: Реклама всегда задействована на тропах (метафора, метонимия, символ) и фигурах.

Для полноценного понимания рекламных текстов необходимо знание реалий, художественных фильмов, произведений, текстов популярных песен, стереотипных образов и ситуаций. Тв-8 моя страна

Фигуры речи в рекламе 1.парафраз (замена одного из слов) Примеры : Красота не требует жертв. (Колготки Felodoro) Граждане России имеют bravo на отдых и bravo на труд. (Напиток Bravo) Тв-9

2.чистый фразеологизм: Pepsi. Бери от жизни все! Сoldrex. Семь бед – один ответ! 3.переосмысленный фразеологизм: Компания «Максвелл» (оборудование для ванных). Купайтесь в роскоши! Тв-9

Слоган:”Будь в форме. Reebok”

Слоган:”Все будет в шоколаде.” Mars

Слоган:”КАМАЗ. Танки грязи не боятся!”

4.во фразеологизме обыгрывается имя бренда : Компания «Интер Арт Базар» (канцелярские принадлежности). Следи за Базаром! Клей «Момент». Цени момент!

Слоган:”Есть идея. Есть IKEA”

5.Фонетическая языковая игра Преднамеренная ошибка. «Бульонные кубики Knorr. Вкусен и скорр!»


6.Графическое выделение создают возможность двойного прочтения. Сеть обувных магазинов : попрОБУЙ – поЛЮБИшь! Такие слова называются слова- матрешки.

7. антитеза (противопоставление) : Indesit. Мы работаем – вы отдыхаете.

Слоганы – сочетание – несочетаемого

Риторика ТВ- рекламы очень дорогая реклама общество изобретает все более строгие фильтры. прародитель ТВ-рекламы – кинематограф.

Типология сюжетов рекламы: Сладкие сюжеты тв Парадоксальные сюжеты ТВ Шоковые сюжеты тв

Рекламное событие должно иметь свою референтную группу: Пол Возраст Образ жизни Профессиональные интересы

Реклама продуктов питания: Воздействие на эмоциональном уровне Стратегия формирования устойчивых положительных эмоций в связи с товаром.

Реклама лекарственных средств: Использование метафорического образа противника Чтобы сокрушить боль, нанесите ответный удар! «Солпадеин» — мощное оружие, бьющее точно в цель!

Реклама туристических путешествий: Диалог с целью установить максимально доверительные отношения с адресатом имитация разговора с собеседником

Ошибки ТВ-рекламы: Увлечение видеорядом, Безадресность Предсказуемость сюжета (теле2)

Риторика Радио-рекламы. второе место, после ТВ-рекламы 22 августа 1922 г. – первая радиореклама вытеснение ТВ-рекламой. к 1970 г. — возрождение радиорекламы.

Жанры Радиорекламы: Прямая Диалог Драматизация Музыкальная

Щитовая реклама Это изобразительный рассказ, в котором слоган выполняет роль резюме, подчиняя себе изобразительные возможности картины, изображения

Ухо ведет глаз: Мозг работает на основе слуха, Чтение – процесс манипулирования звуками, а не зрительными образами През – креатив

Анализ щитовой политической рекламы

Персонаж (ВВЖ) представлен в формуле товарного мифа: Desire — кульминационный узел суггестии (воздействия), в виде слогана: «Заставлю слышать, заставлю работать!» Невербально – императивный жест (имейте ввиду!), прямой визуальный контакт, уверенная поза

Психологические приемы: Создание положительного прагматического фона с помощью социальных мотивов: Работоспособность Надежность

Прием латерального программирования: Реклама губернатора Свердловской области опосредована рекламой ВВЖ «Слышать людей, работать для людей» Эвфемизм – смягчение формулировки

Лингвистический прием: Для понимания рекламного текста необходимо знание реалий: стереотипных образов и ситуаций — ВВЖ – символ ЛДПР, агрессивной риторики, оппозиционной партии

Приемы манипуляции: графическое выделение текста побудительный дискурс – «Заставлю слышать, заставлю работать!» Лексический повтор, усиливающий реакцию (заставлю) Метафора — «слышать» в буквальном смысле и в смысле «понимать»

Психология рекламы. Психология воздействия рекламы

Психология рекламы заключает в себе целенаправленное воздействие на зрителя посредством ярких, значительных образов. Иногда мы и не замечаем того, как действует на нас рекламный ролик, показываемый по телевизору. А потом выясняется, что мы уже готовы заплатить любые деньги, чтобы приобрести какую-то понравившуюся вещь.

Данная статья посвящена людям, которые намерены представить свой продукт в самом выгодном свете, добиться высоких продаж, начать свой бизнес. Не секрет, что для этого необходимо хорошенько постараться. Мы живем в век информационных технологий, когда можно получить доступ к любым знаниям, важно только желание.

Достоинства продукции

Наблюдая рекламный ролик по телевизору, вы наверняка замечали, что производители в самом общем случае стараются преподнести товар так, чтобы его захотелось купить. Самым красочным языком расписываются преимущества, которые вы получаете при покупке: качество, привлекательный внешний вид, многочисленные скидки, бонусы. Психология воздействия рекламы работает таким образом, чтобы привлечь как можно больше потенциальных покупателей. И даже те, кто не собирался приобретать конкретную вещь, иногда не могут удержаться. Это результат грамотного, ответственного подхода к продвижению продукции. Если всего этого не сделать, товар так и останется лежать на полках.

Многократность повторения

Обращали ли вы когда-нибудь внимание, что рекламодатели, как правило, используют метод неоднократного прокручивания одного и того же ролика? Это сделано для того, чтобы изображение на экране, слова о качестве закрепились в сознании людей, и они подсознательно делали выбор в пользу того или иного продукта. Конкуренция очень высока, поэтому за внимание потребителя, готового платить деньги, приходится бороться. Не страшитесь соперников, а учитесь у них!

Психология восприятия рекламы такова, что нам кажется: если все вокруг говорят о каком-то товаре, значит, «нужно и мне его приобрести». Притом, казалось бы, никто вам ничего не навязывает — решение человек принимает самостоятельно. Люди часто поддаются эмоциям, и это нужно тоже учитывать.

Красивая упаковка

Чтобы товар имел привлекательный вид, его стараются всячески «облагородить»: разрабатывается уникальный макет, тщательно продумывается, во что он будет упакован. Психология социальной рекламы делает упор на то, чтобы любой ценой привлечь покупателя. Профессионалы, которые занимаются рекламой, знают, для какой категории населения они работают, кто является их целевой аудиторией. Реклама никогда не создается для всех, она всегда ориентирована на ту или иную группу людей.

Никто не станет, наверное, спорить с тем, что если вещь оригинально и искусно упакована, ее хочется немедленно купить, даже в том случае, когда она вам без надобности. Человек устроен таким образом, что его привлекает все яркое и необычное. Можно сказать, что уметь продавать в наше время – это залог успеха практически в любой деятельности. Вот что представляет собой психология рекламы. Цвета тоже имеют значение. Всем известно, что красный раздражает, зеленый и голубой – успокаивают, оранжевый способен удерживать внимание и т. д.

Счастливые люди

Давайте вспомним, какими представлены персонажи рекламных роликов. Они все выглядят доброжелательными, словно у них круглые сутки отличное настроение и нет никаких проблем.

Более того, любая трудность часто обыгрывается как несущественная, которую можно с легкостью решить. Заметьте, как часто в рекламе сравниваются успешные и несчастные люди. Отличие между ними подчеркивается тем, что одни пользуются определенным товаром, а другие нет. Создается впечатление, что вещи сами по себе могут приносить состояние счастья и надолго его сохранять. Такова психология рекламы.

Доброжелательная настойчивость

Как часто в рекламных роликах говорится прямым текстом, что нужно всего лишь приобрести себе ту или иную покупку. С экранов телевизора зрителю буквально навязывается его собственный выбор. Как тут можно говорить о независимости и свободе? Нам подчас только кажется, что мы сами принимаем решение. На самом же деле за нас его уже приняли. Психология восприятия рекламы – тонкий и высокоорганизованный процесс, которым успешно руководят. Создается впечатление умелого манипулирования сознанием человека.

Изобилие

В рекламе так часто появляются звезды современной эстрады и шоу-бизнеса. Это сделано для того, чтобы привлечь внимание зрителя, создать иллюзию того, что популярные люди пользуются той же косметикой, читают те же книги, что доступны массовому обывателю. Психология социальной рекламы ориентирована на самых разных людей. Она учитывает их личностные, социокультурные особенности.

Изобилие товара подчеркивается неоднократно: в ролике может прямым текстом говориться о том, что «вы должны это купить», а может только подразумеваться. И в том, и в другом случае рисуется видимость, что производители — щедрые люди: они готовы дарить вам подарки и бонусы, делать огромные скидки.


Рекламный слог

Рекламный текст пишут, как правило, креативные сотрудники. В каждом уважающем себя крупном рекламном агентстве имеются специальные люди, которые работают над тем, чтобы продаваемый текст был ровным, без шероховатостей. Сюда относятся и копирайтеры, которые трудятся как свободные художники, работая на себя.

Психология рекламы такова, что зрителю нужно помочь воспринять ту или иную информацию. Для этого текст должен быть услышан, правильно и адекватно воспринят. Лучший эффект достигается тогда, когда начинаются активные продажи. В этом случае можно считать, что идея «дошла» до массового потребителя.

Писательская успешность

Сегодня стать востребованным, читаемым автором невозможно, если вы не занимаетесь саморекламой. Всевозможные литературные сообщества, копирайтинг, блоггинг могут вам помочь продвинуть себя и свои произведения, найти своего читателя. Занимаясь творчеством, вы должны четко представлять свою целевую аудиторию и то, для чего вы это делаете — собственно говоря, зачем пишете. Психология рекламы книги практически не отличается от других видов: нужна узнаваемость, имя, эмоциональная заинтересованность. Когда вы изо дня в день будете создавать тексты на продажу или работать над собственным блогом, вас станут узнавать потенциальные покупатели — так вы соберете вокруг себя аудиторию, которой может быть интересно то, чем вы занимаетесь.

Раньше вся работа над книгоизданием лежала непосредственно на издательстве. Теперь, чтобы стать успешным, нужно суметь разрекламировать свое творчество до такого предела, чтобы самые крупные компании захотели с вами сотрудничать. Такой подход, безусловно, накладывает на автора большие обязательства и колоссальную работу, зато он может быть уверен в том, что заслужил такое право, заработал его собственным трудом.

Таким образом, психология рекламы дает уникальную возможность каждому, кто имеет талант, развиваться в своем деле. Теперь можно быть независимым и самодостаточным. Главное – верить в себя и свои силы, не бояться конкуренции, иметь желание идти вперед. Преодолевая преграды шаг за шагом, вы достигнете успеха, если будете всецело к нему стремиться. Позвольте себе быть услышанными своим сердцем, и тогда вас заметит весь мир!

1 Шаг. Философия и психология рекламы

Законы философии и психологии рекламы также описывают функционирование рекламы, как законы Ньютона и Эйнштейна описывают законы вселенной. По большому счету, философия рекламы (сущность рекламы) – это законы восприятия и психологии человека в целом. Если вы хотите посмотреть философию и психологию рекламы, сущность рекламы, ее будущее, а не юридические законы рекламы (см. здесь), то это свод законов для вас.

Реклама — манипуляция потребителем. Сущность рекламы — формирование за человека его собственных потребностей (которых человек изначально мог не осознавать), и вариант их удовлетворения. Главное в рекламе, ее сущность – манипуляция. Реклама придает товару значение, делая из него «фетиш», наделяя его магическими свойствами, которыми он не обладает, например, персонификация (человеческие качества, приписываемые марке). У человека существует потребность искать значение вещей, а символика, используемая в рекламе, ее удовлетворяет.

Манипуляция потребителем лежит через манипуляцию вниманием. В основе человеческой психики в целом и восприятия рекламы в частности, лежит внимание – для человека существует только то, что он осознает, а осознание – это развитая форма внимания. Внимание (осознание) – умение создавать пустоту (ментальный вакуум), в которую только и могут прийти мысли, идеи, чувства (нельзя наполнить полную чашку). То, что люди воспринимают за «мышление» (сознание, разум и пр.) является «внутренним диалогом» (потоком «мыслей» – голосов в голове) и никакого отношения к сознанию не имеет, т.к. не контролируется обычными людьми. «Внутренний диалог» — и не сознание и не подсознание. Сознание – это внимание (осознание) – умение создавать пустоту (пробелы) во «внутреннем диалоге» (см. К. Кастанеду и Лао Цзы). Соответственно, реклама может манипулировать или вниманием или «внутренним диалогом».

Достройка («клиповое мышление») — ухватывание в потоке информации только «верхушек», остальное мозг достраивает до знакомой конструкции, так в психологии известен факт, что при чтении человек не прочитывает все буквы, а по первым буквам достраивает слово (эффект скорочтения). То, что человек думает об окружающем мире и о себе – является продуктом достройки «тараканами» обрывков сознания (внимания). В грамотной рекламе эта особенность восприятия и позволяет манипулировать сознанием с помощью маяков (айстопингов) – элементов, захватывающих внимание. Это может быть картинкой (например, с образом человека, ребенка, животного) не менее ¼ площади рекламы, заголовок в статье (грамотный заголовок повышает процент читателей на 80%) и пр.

Люди не хотят, а часто и не умеют думать . 90% людей в 90% случаев действуют как роботы! «Рулит» подсознание и стереотипы. Так называемое «собственное мнение» в большинстве случаев формируется авторитетами, учителями, СМИ и т.п. Недаром этот феномен Эрих Фромм называл «псевдомышлением». По его мнению: «на самом деле людям кажется, что это они принимают решения, что это они хотят чего-то, в то время как в действительности они поддаются давлению внешних сил, внутренним или внешним условностям и «хотят» именно того, что им приходится делать». Э. Фромм, Бегство от свободы.

Людьми управляют «тараканы в голове», а не эмоции или
разум (что, собственно, одно и то же, – психическая реакция). Со временем основные темы «внутреннего диалога» трансформируются в группы (стереотипы) — «тараканы» в голове. Цель тараканов в голове – занять голову чем угодно, только не дать образоваться пустоте (осознанию). Стратегическая цель рекламы – манипуляция тараканами (внутренними измышлениями («мнениями») о себе и окружающем мире). Тараканы в голове формируются в детстве и детские воспоминания, привычки и реакции лежат в основе бессознательных реакций взрослых людей (по Фрейду).

Три кита психологии (три закона «тараканов» и фундамент и мотивы поведения человека): 1). Лень (от нее – конформизм и стереотипность мышления и поведения). Глупость (лень думать) и гедонизм – проявление лени. 2). Либидо (сексуальное влечение, инстинкт продолжения рода и инстинкт заботы о потомстве). Либидо во многом определяет человеческую природу. 3). Чувство собственной важности (самовлюбленность, эгоизм, погруженность в себя). Самоидентификация (кто «Я» и отношение к группе), агрессивность, стремление к власти, страх, инстинкт самосохранения и даже карьеризм, творчество и самореализация – из чувства собственной важности. Приобретательство (чувство собственности) – проявление «цепляния» за все известное и избегание неизвестного для самосохранения и самоотождествления («первое внимание» по Кастанеде) – наиважнейшее и неучитываемое последствие чувства собственной важности.

Маркетинг мертв, хотя иногда можно подумать, что он жив, но на самом деле — это CRM (система установления персональных отношений с клиентами). Маркетинг – в классическом понимании исследования рынка умер (его могила в нашем офисе), т.к. исследованиями можно только подтвердить или опровергнуть гипотезы исследователя, а выявить новое невозможно (благодаря чему и побеждают на рынке)! Целевая аудитория никогда не знает, что ей нужно заранее! Когда Генри Форда спросили, узнавал ли он у клиентов, какую машину они хотят, он ответил, что если бы он спросил об этом – ему бы ответили, что они хотят более быстроходную лошадь!

Фрагментация медиа . Масс медиа – уже нет. Средства массовой информации перестали быть массовыми (скорее они стали средствами узкой, а в будущем – персональной информации) — по причине узкой специализации СМИ, а точнее СУИ или СПИ, с одной стороны, и по причине «разбредания» целевых аудиторий по нишам. Таргетинг (фокусировка рекламного воздействия на наиболее перспективных рыночных сегментах целевой аудитории) – единственно возможное решение для рекламы.

Современный менеджмент предполагает не клиентоориентированный бизнес, а противоконкурентноориентророванный бизнес. Анализ конкурентов — процесс выявления основных конкурентов, оценка их целей, стратегий, сильных и слабых сторон и спектра вероятных ответных действий, а также выбор конкурентов, которых следует атаковать, либо избегать.

Позиционирование — инструмент рекламы, процесс точного определения положения фирмы и ее товара, в выбранной нише, по отношению к конкурентам. Формирование образа марки в сознании целевой аудитории таким образом, чтобы она как можно более выгодно отличалась от марок конкурентов.
Приемы позиционирования: товарная категория («мы эксперты в области бытовой техники»); соотношение цена/качество («мы предлагаем элитные товары по высоким ценам»); особые выгоды («мы работаем 24 часа в сутки»); стиль жизни или вид деятельности («мы предлагаем экологически чистые продукты»). Позиционирование заменяет теряющее смысл Уникальное торговое предложение (основную черту, характеристику или свойство, присущее предмету рекламы, выгодно отличающее его от конкурентов и привлекательное для потребителей).

Гиперупрощение – стратегический тренд не только в рекламе, но и в бизнесе вообще. Все гениальное просто! Побеждает не сильнейший, не быстрейший, а «простейший». В результате эволюции мозг человека уменьшается! 99%людей в 99%случаев действуют как роботы! Им не охота, а часто и нечем думать… Чем проще реклама — тем лучше. В рекламе не должно быть ничего ненужного — лишних: графики, текста, «прибамбасов», выкрутас и т.д.

Гендерные особенности рекламы – мужчины и женщины – точно существа с разных планет, отличающиеся друг от друга даже генетически больше, чем мужчина или женщина от обезьяны! Поэтому реклама, рассчитанная на женщин, должна строиться совершенно по другим законам, чем на мужчин. Если смотреть в древние генетические корни, то женщине важно найти самого сильного самца для того, чтобы продолжить род от него (ключевое рекламное послание «Соблазнить»). Мужчине эволюционно важно оплодотворить как можно больше самок (ключевое рекламное послание «Взять» — добиться).

Эффективность рекламы — сила воздействия рекламы на потребителей. Измеряется соотношением рекламных затрат и увеличения объемов продаж, точное измерение невозможно, т.к. помимо рекламы (правильного определения целей и задач рекламы, знания конкурентов и целевой аудитории, креатива, охвата, частоты и медиапланирования) на процесс продаж влияет масса других факторов. Спонтанная эффективность рекламы. При всех прочих равных условиях одна и та же реклама может сработать, а может и нет, т.к. на ее эффективность влияют множество неподдающихся исследованию факторов (спонтанные переходы потребителей от одного рекламоносителя к другому, контент конкретного номера или программы, количество конкурентов в рекламоносителе, погода, настроение потребителей и пр.). Точный источник эффективности выявить невозможно! Так, по результатам одного исследования, интервьюеры стояли сразу за рекламным щитом и спрашивали прохожих, какая реклама там изображена – 60Dюдей называли рекламу, которой там нет, а 30Fе могли вспомнить!

Рекламу никто не любит, но она все равно действует. Потребители могут смеяться над рекламой в разговорах с друзьями, однако когда они идут за покупками, то воспоминание о товаре или его узнавание могут срабатывать хотя бы потому, что это единственная имеющаяся в наличии информация. Основной механизм «обхода нелюбви» — со временем человек забывает источник информации. Не зная, где он услышал информацию, человек абстрактно приписывает сообщение своему информационному окружению (общению с друзьями, родственниками и т.д.). Доверие к любому из перечисленных источников обычно заведомо выше, чем к рекламодателю. Утратив контекст сообщения, человек зачастую начинает относить его к своему общему запасу знаний. Рекламное сообщение становится, таким образом, частью накопленных человеком знаний и опыта, человек теперь является сам и источником, и адресатом послания. Хвалите себя — источник информации забывается, а эффект остается!

Кумулятивный эффект рекламы — воздействие рекламы имеет латентный (скрытый) период и свойство накапливаться и проявляться не сразу, а при достижении количественного и качественного критического порога (запоминаемости, узнаваемости, охвата аудитории и пр.). Отложенный эффект рекламы – реклама начинает действовать при накоплении и наступлении определенных критических моментов (выдача зарплаты, запоминаемость, появление необходимости и пр.).

Синергетический эффект рекламы (усиление эффекта по принципу геометрической прогрессии) – реклама работает по принципу 1 1=3. Основные факторы, влияющие на синергетику – время воздействия, охват целевой аудитории, частота охвата (повторы).

Засилье рекламы («рекламный шум») – основная проблема современной рекламы — все сильнее вызывает раздражение от рекламы и приводит к снижению её эффективности. Охранительное торможение – психика человека не воспринимает рекламу – естественное следствие. Рекламистам предстоит пересмотр рекламной политики и активная разработка способов преодоления избегания рекламы, с целью нейтрализации поступательного снижения эффективности рекламы.

Целевая аудитория – бог рекламы — основная и наиболее важная для рекламодателя категория, на которую будет направлено рекламное воздействие. Подавляющее большинство целевой аудитории — потенциальные и реальные покупатели рекламируемого товара. Не путать с рекламной аудиторией — все лица, которые могут воспринять рекламное сообщение, переданное конкретным источником информации. Целевая группа (Target group) – группа людей, покупающих определенный товар или услугу. Фундаментальная цель и смысл любой рекламы – соблазнить, влюбить в себя и привязать к себе целевую аудиторию.

Охват (Reach) – 1. Число представителей целевой аудитории, вступивших в контакт с конкретным средством рекламы или сочетанием коммуникационных средств, в течение определенного отрезка времени. 2. Смысл этой величины довольно хорошо понятен из её названия «охват» — т.е. сколько человек охватили. Иными словами, в отличие от GRP, человек, столкнувшийся с нашей рекламой дважды (трижды, четырежды и т.д.), засчитывается за одного. Иногда охват обозначают как Reach 1 , т.е. охваченные один раз и более. Рассчитываются также Reach 2 , Reach 3 . Reach 2, например, это количество зрителей, которые видели ролик 2 раза и более. Охват рассчитывается в процентах. Если мы говорим, что Reach 1 составил 709это значит, что 709удитории видели рекламное сообщение хотя бы один раз.

Частота охвата (frequency) — королева рекламы, определяет и запоминаемость и доверие к рекламируемому товару (услуге). По-сути, это синоним слова «реклама». Это фундаментальный показатель медиапланирования во многом определяющий эффективность — среднее количество контактов одного потребителя с рекламным обращением на протяжении определенного времени. В философском плане частота охвата — постепенно создает «реальность» в сознании потребителей (то, что повторяется, то и существует и создает сознание). Частота охвата – основа шоубизнеса (надо чаще «светиться» на любых мероприятиях), причина популярности песен (чем больше ротация песни, тем больше ее популярность) и т.д и т.п. «Вечное возвращение» Фридриха Ницше и дхарма в буддизме – описывает тот же феномен. Мы придерживаемся концепции охват 24 (эффективного количестве выходов рекламы в течение месяца)! См. подробно в разделе частота охвата.

6 P маркетинга – Product (продукт), Packaging (упаковка), Price (цена), Place (раскладка товара), Promotion (реклама), Personal (персонал).

Аида (AIDA) — модель рекламного сообщения Э. Левиса. Аббревиатура образована от английских слов: attention (внимание), interest (интерес), desire (желание), action (действие). В современной интерпретации выглядит как необходимая (но не достаточная) цепочка последовательных задач рекламы: Привлечь внимание – Вызвать интерес – Возбудить желание – Вызвать доверие – Подтолкнуть к действию.

Рекламная пирамида — сочетание основных типов потребительской аудитории, ее готовности приобретать рекламируемый товар. По мере возрастания готовности аудитории выделяют следующие стадии: незнание, осведомленность, знание, благорасположение, предпочтение, покупка, повторная покупка.

Социальные выгоды рекламы. Реклама – спонсор прогресса. Если бы производители не имели возможности оповестить рынок о разработке нового товара, то у многих компаний было бы мало причин осуществлять и разработку новых товаров, а телеканалам не на что было бы покупать фильмы и снимать передачи!

Психология рекламы (стр. 1 из 6)

1. Реклама как процесс воздействия

1.1 Понятие и сущность рекламы

1.2 Возникновение и развитие рекламы

1.3 Роль и значение рекламы в современном мире


2.Технологии манипулирования, применяемые в рекламе

2.1 Психология рекламы

2.2 Психологические аспекты рекламы с точки зрения гештальтпсихологии

2.3 Мотивационная психология рекламы

3. Взаимоотношения рекламы и общества

Список использованной литературы

Ужемногие столетия, являясь постоянной спутницей человека, реклама изменяется вместе с ним. В процессе своего развития реклама создала новое творческое, культурное направление – «искусство рекламы», в которое входит искусство создания рекламного послания, рекламного дизайна, рекламной режиссуры. Творческие методы и подходы всегда индивидуальны и не укладываются в шаблоны или стереотипы, но должны опираться на законы рекламного искусства.

Главная творческая задача рекламистов состоит в том, чтобы найти в товаре «изюминку» и затем через творческое осознание создать его узнаваемый образ. Именно это даёт возможность потребителю узнавать товар, выделять его среди прочих равных. Реклама способствует повышению эффективности производства за счет ориентации его на потребности людей, стимулирует предприятия к повышению качества продукции и услуг, способствует повышению интенсивности товарооборота и снижению затрат.

Информация о товаре, как правило, ограничивается ценой товара, его торговой маркой, отзывами со стороны пользующихся доверием данного покупателя людей. Наличие подобной информации устраняет потребность в других, детальных сведений. Привычная цена или привычная торговая марка побуждают покупателя к покупке, как бы сами по себе, не вызывая особых размышлений. Действие рекламы реализуется в воздействии на психологию человека. Вследствие этого она принимает активное участие в формировании психологических установок человека, системы его оценки окружающей среды и самооценки, характера реакций на различные раздражители и т.п. В этой связи вполне оправданно выделение психологической роли рекламы.

Чтобы заставить человека совершить нужную (с точки зрения рекламодателя) покупку, необходимо осуществление определенной деятельности. Данная деятельность будет иметь большой эффект, если она будет опираться на знание психологических механизмов воздействия на человека. В этом заключается технология манипулирования применяемая в рекламе.

Задачи технологии манипулирования применяемой в рекламе заключается в том, чтобы доказать потребителю, что ему предлагается именно тот товар, с помощью которого он сможет решить все свои проблемы.

Так как интерес в большинстве своем сопряжен с положительными эмоциями, то его можно вызвать умелым сопоставлением, демонстрирующим преимущества рекламируемого товара, его наглядную выгоду. Наполняя конкретикой эти положения, можно сделать вывод, что интерес связан с неудовлетворенными потребностями, причем некоторые из них необходимо осознать, а другие — сформировать.

Основой психологии рекламы являются знания общей и социальной психологии. Особое значение при этом имеют знания из области психологии восприятия и мотивации потребителей, которые позволяют проектировать и разрабатывать рекламные средства, а также методы оценки действенности рекламных сообщений и рекламных компаний.

Всё это актуализирует нашу тему.

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность технологий манипулирования применяемых в рекламе.

Задача — изучить психологию рекламы, определить основные аспекты рекламы, определить методы манипулирования применяемые в рекламе.

1. Реклама как процесс воздействия

1.1 Понятие и сущность рекламы

Познание основ рекламы начнем с определения и выясним, что же собственно составляет понятие рекламы.

Реклама — это особый вид деятельности, который сопровождает человека на протяжении всей истории его развития.

Слово «реклама» произошло от латинского гесlаmаге, что означает «кричать». Как термин, определяющий конкретный вид деятельности, а именно рекламную деятельность, он появился во второй половине XVIII в.

Реклама – это любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора.(5, с.22).

Реклама – это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого – либо товара, марки, фирмы (2,с. 8).

Однозначно определить природу рекламы невозможно, реклама объединяет в себе искусство со своими специфическими законами, науку, выросшую на стыке психологии, математики, статистики, логики, социологии и ряда других наук и, конечно, реклама является одним из основных инструментов современного маркетинга. Как мы видим, реклама — понятие триединое.

Что касается определения рекламы, то надо сразу сказать, что, сколько существует опытных, серьезных рекламистов, столько мы имеем и определений рекламы. Все определения абсолютно справедливы и имеют право на существование, так как каждое из них по-своему раскрывает особенности рекламы как сферы человеческой деятельности. Мы же приведем два определения рекламы, каждое из которых является плодом коллективного труда и официально закреплено в документах.

Первое определение принадлежит Американской маркетинговой ассоциации: «Реклама — любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора». В этом определении отражена важнейшая функция рекламы — возможность передать информацию от рекламодателя определенной целевой аудитории, не устанавливая при этом прямого контакта с потенциальным покупателем, т.е. реклама носит неличный характер.

Более широкое и исчерпывающее определение рекламы: реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

И в дальнейшем мы будем использовать формулировки данного закона, так как он является основополагающим для всей рекламной деятельности в нашей стране.

Исторически так сложилось, что в понятие рекламы долгое время включалось все, что было связано с распространением в обществе информации о товарах (услугах) с использованием всех имеющихся на данный момент средств коммуникации. Однако развитие рекламы и углубление всех процессов, сопутствующих ей, привело к тому, что от нее отпочковались и стали самостоятельно развиваться такие коммуникационные направления, как связи с общественностью (publicrelations— PR), прямой маркетинг (directmarketing), продвижение товара (salespromotion), реклама в местах продаж (PointofSale —POS), выставочная и ярмарочная деятельность, спонсорство, брендинг (создание популярных марок), упаковка и фирменный стиль. Вся совокупность коммуникационных направлений, связанных с информированием и воздействием на потенциального потребителя, стала называться системой маркетинговых коммуникаций (СМК).

1.2 Возникновение и развитие рекламы

Предпосылки современной рекламы сопровождают человека уже много веков. Долгое время эти формы не осознавались как выражение одного явления. Они жили сами по себе.

Некоторые из этих форм можно считать прообразом современных видов рекламы. А именно:

• Наскальные рисунки, в которых мы находим информацию о месте охоты и ее результатах, можно считать точкой отсчета современной наружной рекламы.

• «Имиджевая» реклама также присутствовала, поскольку человек персонально, или группа людей всегда стремились выделиться среди себя подобных, используя различные элементы одежды, а также украшая свою внешность самыми разнообразными способами.

• И конечно, самая распространенная передача информации, Например, о том, кто хорошо выделывает шкуры или шьет одежду — Устная передача, являющаяся в современном понимании рекламой «из уст в уста». Все это можно охарактеризовать как примитивную рекламу.

Дальнейшее развитие рекламы полностью зависело от развития как общества в целом, так и производительных сил, в частности.

Следует подчеркнуть, что именно технические и научные достижения человечества, такие как изобретение книгопечатания, открытие электричества, радио, полеты человека в космос, компьютерная революция и др., стали основой средств распространения современной рекламы. В табл.1 представлены события, которые сыграли важную роль в развитии рекламы. (приложение 1)

1.3 Взаимоотношения рекламы и общества

Менялись исторические периоды, экономические условия, а взаимоотношения рекламы и общества всегда оставались неоднозначными: у рекламы всегда находились как сторонники, так и противники.


Всегда существуют, как минимум, три категории аспектов влияния рекламы на общество: социальные ценности, стиль жизни и экономи­ческий уровень благосостояния общества. Кроме того, дискутируются вопросы этики, манипуляции потребителем, выработки вкуса.

Психология в рекламе

Приложение психологических знаний возможно также в сфере рекламы. Предметом психологии рекламы является поведение потребителя, т.e. все действия человека, прямо связанные с приобретением и использованием благ и услуг, включая процессы принятия решений, предшествующие им.

Первые научно-прикладные психологические исследования в этой области начали проводиться в начале XX в. Одна из проблем психологии рекламы, которая решалась тогда, — что первично: воздействие или потребность. На рубеже XIX—XX вв. психологи были убеждены, что главное в эффективной рекламе — это психологическое воздействие. Они проводили большое количество экспериментальных исследований в области восприятия рекламы потребителями, чтобы выработать приемы подавления их волевого контроля. Преуспели в этом, в основном, немцы и американцы. Тогда психологи считали, что потребности в товарах и услугах можно создавать искусственно, как бы на пустом месте. Они искренне полагали, что человека с помощью внушения (суггестии) можно «заставить захотеть» купить все, что продается.

В США основателем психологии рекламы считают психолога-функционалиста Уолтера Джилла Скотта. В 1903 г. он опубликовал работу «Теория и практика рекламы», а в 1908 г. им же была издана книга под названием «Психология рекламы». После этого на книжном рынке страны стали часто появляться издания, посвященные различным психологическим проблемам исследования рекламы.

В России в начале XX в. был выпущен ряд книг, посвященных психологии рекламы, например К. А. Айзенштейна «Как рекламировать с успехом» (1912), Т. Кенига «Психология рекламы» (1925), М. Мануйлова «Психология рекламы» (1925).

Важнейшим психологическим принципом рекламы в то время являлся учет базовых человеческих потребностей. В связи с этим сексуальные мотивы использовались в рекламе на основе здравого смысла задолго до появления психоанализа. Однако времена менялись. В середине 1950-х гг. появилось 250 новых марок парфюмерных и косметических изделий, и их нельзя было рекламировать по-старому, потому что грубый сексуальный мотив уже не действовал. Исследователи нашли, что надо делать акцент на поэзии, романтике отношений между иолами, капризе.

Японская компания Nissan решила использовать в рекламе своей модели Note образ сексуально озабоченной Саманты Джонс (Ким Катралл) из фильма «Секс в большом городе». Было снято несколько роликов с Ким Катралл. В одном из них она едет на Note и своим томным голосом постоянно произносит что-то вроде «О. да. ммм, о-е». Причем особо громко и томно она вскрикивает при проезде искусственной неровности.

В другой рекламе Саманта активно заигрывает с продавцом автомобилей в салоне. Она смотрит на него своим завлекающим взглядом и произносит: «Невероятно. Потрясающе! Такие отличные формы. как вы двигались. Почему не сказали, что он такой большой? Я просто не ожидала! А знаете? Давайте попробуем снова». После чего встает и направляется к автомобилю.

Эти рекламные ролики стати показывать в Австралии и І Іовой Зеландии. Однако обычно либеральные жители этих стран неожиданно резко высказались против подобной рекламы. Поэтому Nissan снял ее с эфира.

Чтобы не получилось подобного, специалист по рекламе должен быть одновременно психологом или проконсультироваться со специалистом [1] .

В середине XX в. в условиях распространения концепции маркетинга изменились взгляды психологов на цели и задачи психологии рекламы. В психологии рекламы появились новые тенденции. В русле развития маркетинговых методов психологи оставили идею искусственного создания потребностей и начали ориентироваться не на подавление воли покупателя, а на управление принятием решения о выборе товаров и услуг из числа аналогичных, имеющихся на рынке. В отличие от идеи одностороннего воздействия рекламиста на покупателя (потребителя) товара, психологическое воздействие стало изучаться в рамках двухсторонней коммуникации, основанной на принципе обратной связи, в условиях общения и взаимодействия.

В 1950—1960-х гг. маркетинговые исследования делают выводы о важности создания на рынке долгоживущих брэндов, имиджей, моды, считают необходимым учитывать престижные мотивы потребителя. Средства рекламы должны были сыграть здесь свою роль.

Широко начинает использоваться мотивация достижения успеха, тщеславия, честолюбия, зависти, следования моде, идентификации с известными людьми, соответствия личности значимым социальным стандартам и пр. Именно в соответствии с этим психологическим механизмом джинсовая мода захватила планету в 1960-х гг.

Психология рекламы как самостоятельная прикладная область научно- психологических знаний стана формироваться в 1960-е гг. на стыке промышленной, экономической и социальной психологии. Методологически она была еще несовершенна, эклектична, заимствовала концепции из различных областей психологии и других наук. В 1970-х гг. работы в области психолингвистики и теории коммуникации представляли интерес для рекламы. В 1977 г. была издана книга Л. Школьника и Е. Тарасова «Язык улицы», которая касалась психологии рекламы. Практикам рекламного рынка хорошо известны имена психологов Леонида Школьника и Юрия Шeрковина. «Реклама — это на 50% психология», — сказано на первой странице одного из популярных отечественных пособий по рекламе.

Однако широкое использование психологии в отечественной рекламе началось только в 1990-х гг., когда в экономике появилась настоящая конкуренция фирм. Первая задача, которая тогда решалась, — обратить на себя внимание в потоке разнородных предложений. Наряду с оперативной информацией, начала развиваться наружная реклама и паблик рилейшнз. Появилась вторая волна рекламных агентств — при видеостудиях, дизайн- студиях, предприятиях качественной полиграфии. Пришло понимание того, что реклама — это еще и искусство. Дальновидные руководители стали задумываться об имидже. Рекламисты искали, за счет чего можно обойти конкурентов. Возникли новые периодические издания для профессионалов рекламы: «Кампания», «Рекламный мир», «Рекламист», «Московское рекламное обозрение». Переход от квазирекламы к настоящей рекламе на этом этапе развития рынка закономерно породил спрос на профессионалов-психологов со стороны рекламного бизнеса. Психологи стали выступать в качестве исследователей, преподавателей, тренеров и консультантов. Эта тенденция движения рекламы и психологии навстречу друг другу стала приобретать отчетливые черты [2] .

Тенденция растущей интеграции психологов в рекламный рынок стала особенно заметной с 1994—1995 гг., когда начался новый этап его развития. С этого времени конкуренция стала правилом и сместилась в сферу рекламы. Уже недостаточно было, чтобы тебя заметили, надо, чтобы тебя предпочли столь же заметным конкурентам. Там, где рациональная аргументация не может выявить победителя, на первый план выходит иррациональная. Оригинальность в рекламе может работать во вред, если она нe подкрепляется тщательно проработанным текстом и зрительным рядом. Пришло понимание необходимости долгосрочной рекламной стратегии. А в таких условиях недостаточно делать рекламу по законам искусства — ее надо проектировать по законам науки. Психологическое обеспечение рекламы начало обретать свое место в практике работы рекламных агентств, которые ставили во главу угла творческие моменты рекламы и проводили социологические и психологические исследования. Эти данные использовались в создании рекламы. Новые рекламные технологии — это, прежде всего, психологические технологии [3] .

В 1990 гг. в связи с практическими потребностями активизировались экспериментальные психологические исследования в области рекламы [4] . Эта работа велась по трем основным направлениям:

  • 1) определение эффективности рекламного воздействия;
  • 2) мотивационные исследования;
  • 3) изучение образа марки [5] .

Рассмотрим подробнее задачи, которые решают психологи в сфере рекламы. Практики рекламного дела обращаются к психологу за консультацией, оценкой рекламного материала, психологическим обоснованием рекламной кампании в целом. Психолог может принимать непосредственное участие в производственном процессе подготовки рекламы. Здесь его роль очень сходна с ролью психолога труда на любом производственном предприятии. Психолог-консультант на основе знания принципов эффективного воздействия указывает, чего не хватает рекламному ролику или объявлению, какие элементы снижают его эффект и что в нем следует изменить, чтобы этот эффект усилить. Такие рекомендации специалист дает на основе научных данных по психологии восприятия, внимания, учитывает мотивационные, эмоциональные и когнитивные факторы поведения личности. Поэтому подобная консультативная деятельность требует больших и разносторонних психологических знаний и умения их аналитически использовать в прогнозах. Но, даже при искреннем стремлении избежать субъективизма в оценках, рекомендации одного человека будут зависеть от его вкусов и научных интересов. Поэтому лучше, когда работает небольшой коллектив экспертов, проводящих, помимо консультаций, также и эмпирические исследования.

Эффективность рекламы представляет наибольший интерес для рекламодателей. Психолог-рекламист должен решить три важнейшие задачи:

  • 1) как привлечь внимание;
  • 2) вызвать интерес;
  • 3) побудить к действию.

Задача многих рекламных организаций заключается в регулярном, на протяжении многих лет, сравнении эффективности крупных рекламных кампаний. Заказчиками работ, связанных с оценкой эффективности рекламной кампании, чаще всего становятся фирмы-производители. Вопросы же, связанные с эффективностью самого рекламного воздействия, представляют интерес для рекламных агентств.

Практические исследования представляют собой важную сферу деятельности психологов в поддержке рекламы. Такие исследования могут быть количественные и качественные. К первым относятся опросы при измерении рейтингов, их результатом являются показатели распространения представлений о рекламируемом товаре или услуге среди населения, а также о степени его популярности в сравнении с товарами фирм-конкурентов. Разница в этих показателях до и после проведения рекламной кампании свидетельствует о произведенном рекламном эффекте. Качественные методы ориентированы главным образом на выяснение причин популярности товара.

Мотивационные исследования проводятся с целью изучения потребностей людей, для того чтобы определить те особенности товара, которые позволили бы ему успешно выйти на рынок. Создание мотивов — один из главных факторов успешной рекламной деятельности. Приоритеты потребительских мотивов определяются психологическими особенностями темперамента, характера, возраста, психических состояний человека. Мотивационные исследования проводятся и в связи с необходимостью формирования потребностей. Создать потребность — одна из важных и сложных задач рекламной деятельности. При этом нередко пробуждается стремление к подражанию. Психологические характеристики положительного героя играют при этом, как правило, важнейшую роль. Выяснение образа марки, сложившегося в общественном сознании в результате рекламного воздействия и на основе личного опыта потребителей, проводится одновременно с изучением потребностей.

Психологи в области рекламы могут проводить и фундаментальные исследования психологических механизмов, лежащих в основе действия рекламного сообщения, например в области психологии восприятия. Прямого отношения к рекламному производству эти исследования, как правило, не имеют, но именно на их результатах основывается опыт консультантов рекламных агентств. Результаты, получаемые в ходе таких работ, активно используются в практике рекламной деятельности.

Помимо простых принципов рекламы, существует множество более тонких механизмов рекламного воздействия, основанных на знаниях психологии. Общеизвестны среди рекламщиков принципы уникальности предложения, повторяемости, интенсивности, эмоциональности, динамики, контраста и размера рекламы [6] . Однако существуют определенные психологические принципы, влияющие, например, на эффективность текста и дизайна в рекламе. Шрифт, цвет, свет, форма могут играть большую роль. Психические процессы участвуют в формировании рекламных образов, и важно знать их закономерности. Социально-психологические феномены контраста, подобия, контекста приводят к тем или иным эффектам в зависимости от их умелого использования.

Большие возможности приложения психологических знаний и умений существуют и в такой близкой к психологии рекламы сфере деятельности, как паблик рилейшнз (Public Relations), предназначенной для достижения взаимопонимания, создания и поддержки благоприятных отношений между организацией и ее публикой. Она призвана помогать руководству в изучении общественного мнения и реагировании на него. Паблик рилeйшнз — это сфера профессиональной деятельности, в основе которой лежат специфические технологии воздействия на общественное мнение. Широко употребляется в последнее время и аббревиатура этого понятия PR (пиар). Отсюда выражение — «пиаровские технологии». Удачного русского эквивалента этому англоязычному термину не найдено, многие используют термин «связи с общественностью». Однако общепризнанного перевода на русский язык выражение «паблик рилейшнз» не имеет.

Пиар представляет собой междисциплинарную область знаний и умений, в которой активно работают специалисты в области журналистики, коммуникации и менеджмента. PR-специалисты дают консультации, а также проводят другую работу по созданию имиджа фирмы или лидера, кадровой политике.

В задачи деятельности PR входят мониторинг представлений, мнений, отношений и поведения в отношениях между организацией и публикой; анализ и разрешение конфликтных ситуаций в отношениях с общественностью. Основными направлениями работы специалистов службы PR являются:

  • • исследование общественного мнения;
  • • консультирование и подготовка выступлений первых лиц организации;
  • • планирование, подготовка деловых встреч и участие в них;
  • • формирование стратегии развития организации с учетом общественных связей;
  • • участие в организации и проведении рекламных кампаний;
  • • организация и проведение пресс-конференций;
  • • подготовка рекламных материалов.

Главное направление PR — это разработка эффективных коммуникативных технологий, механизмов общения, обмена мнениями и взаимопонимания. Пиар использует не только явные, но и скрытые методы создания благоприятного мнения общественности об организации, формировании се позитивного имиджа. Прямые или косвенные формы убеждения — основные методы работы такого специалиста. При этом существует два типа задач, которые он решает:

  • 1) убедить руководство сделать некоторые шаги, чтобы выглядеть достойными одобрения публики;
  • 2) внушить публике, что организация заслуживает eе поддержки и одобрения.

Подготовка специалистов по PR проводится по специальным образовательным программам, которые преимущественно реализуются на факультетах журналистики и коммуникации. Часто такого рода курсы проводятся в рамках бизнес-образования и менеджмента.

В сфере паблик рилейшнз существуют большие возможности для использования знаний и умений профессиональных психологов. Предметом психологии PR являются психологические закономерности, механизмы, факторы, условия, способствующие достижению высокой эффективности PR-деятельности [7] .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль