Методичка молодой мамы (с) KoncerWa

Психологическая адаптация молодой мамы к материнству

К сожалению, в современной реальности нет обряда инициации и подготовки молодой женщины к будущей жизни с ребенком. Связь поколений прервана, часто первый младенец, которого мы видим в жизни — наш собственный.

На курсах мы можем узнать и подготовиться к тому, что ребёнка надо будет кормить грудью, менять памперс, мыть попу, что ребенок не будет держать головку, что может быть неправильное прикладывание к груди — и тогда можно обратиться к консультанту. А вот о том, что мы при этом будем чувствовать — не говорится и не пишется. И к кому обращаться, если эмоционально сложно, тоже.

Мы оказываемся не готовы к тем сильным переживаниям, которые нас охватывают. Многие мамы считают себя плохими уже только потому, что испытывают негативные эмоции в адрес ребенка — злость, раздражение, усталость, отвращение, вину, равнодушие.

Как будто существует негласное табу на распространение этой информации. Мама оказывается в изоляции. Не понимает своего состояния, не может этим ни с кем поделиться. И может впасть в депрессию.

Физическая адаптация после родов так или иначе постепенно наступает. Организм приспосабливается к режиму кормлений, к прерывыстому сну. У матери вырабатываются соответствующие гормоны.

А вот психологическая адаптация происходит с большим трудом. Мозг как будто оказывается не готов к таким радикальным изменениям, особенно если мама до родов вела весьма активный образ жизни.

К чему мы — мамы — адаптируемся? Факторы хронического стресса.

• Непроходящая новизна ситуации. Ребенок быстро меняется, каждый день все по-новому.
• Рутина, “день сурка”.
• Крик и плач ребенка, его негативные эмоции.
• Высокий уровень ответственности.
• Постоянное переключение с одного вида деятельность на другой. Состояние «полувключен-полувыключен». Невозможность полноценно расслабиться или углубиться в один вид деятельности.
• Изменение семейной системы, перераспределение функций, смена ролей.
• Фоновая тревога и беспокойство.
«С ребенком что-то не так» + «Я что-то делаю не так»
• Депривация потребностей — сон, уход за собой, личное пространство, привычные виды деятельности, общение.
• Ребенка сложно контролировать. Внешняя иррациональность поведения ребенка. Невозможность контролировать ситуацию – это фактор, ведущий к формированию выученной беспомощности (Мартин Селигман).
• Противоречивые рекомендации.
• Свои негативные эмоции в адрес ребенка.

Нет универсальных рецептов по адаптации. Каждая мама проходит этот путь самостоятельно, по-своему и внутренне. Но если изначально знать, с чем можно столкнуться, сформировать более адекватные ожидания, то адаптация пройдет мягче.
Адаптация — это в большей степени эмоциональный процесс и в меньшей “от головы”. Он завязан на преодоление наших ожиданий.

Что такое ожидание?

Это когда мозг настроен, что будет “так”.
Адаптация — это эмоциональное принятие того, что есть в реальности, а не в нашей голове. Это процесс проживания и отпускания своего разочарования, своих не совпадающих с реальностью ожиданий.
Некоторые из этих ожиданий формируются на основе требований общества. Допустим, “мама должна постоянно млеть и испытывать нежность к ребенку”.
Некоторые же идут из семьи — “почему я устаю, со стиральной то машиной и памперсами. Моя мама справлялась — значит и я должна. Я не должна уставать и ныть”.
Основная преграда к адаптации — это фрустрация.

Что такое фрустрация?

Это состояние раздражения и напряжения, вызванное отличием того, что мы получаем от того, что предполагаем/хотим.

Есть два пути совладания с фрустрацией:

1. Отпускать то, что невозможно + корректировать ожидания.
2. Пытаться переделать реальность, заставить ее соответствовать своим ожиданиям.

Стандартно хочется пойти по второму пути. Начать усиленно подгонять реальность под ожидания, требовать, настаивать на своем, “изыскивать пути”. Допустим, до исступления утрясывать ребенка, чтобы он заснул. Заталкивать соску, чтобы не плакал. Заставлять себя быть “правильной мамой”, допустим, гулять в любую непогоду 3 раза в день, делать влажную уборку, гладить детское белье.
Заставлять ребенка любыми способами соответствовать стандартам — докармливать, взвешивать, усиленно развивать, заставлять спать.

Но это не путь адаптации.

Адаптация — это поэтапное отпускание ожидания, проживание разочарования и утраты: “так, как я хочу — не будет”.

Поскольку мы, молодые современные матери, практически ничего не знаем о буднях родившей женщины, с чем она сталкивается, а в голове висит весьма размытый образ розового младенца в колыбельке, улыбающегося нам каждый раз, когда мы к нему подходим — мы оказываемся в состоянии шока от первого года жизни с младенцем. От недосыпа, от депривации своих потребностей, потери контроля, от часто непонятного и ничем не успокаивающего плача. Мы переходим в состояние ожидания: вот младенец подрастет — и станет все как прежде, но только с ребенком. Мы очень неохотно расстаемся с иллюзиями, что так, как мы нафантазировали, или как прежде — не будет.

Мы проживаем утрату. Прожить утрату — это значит принять ее как полноправную часть опыта. Перестать стучаться в закрытую дверь, отпустить идею конкретной двери.

И тогда можно будет увидеть другие дверей, которые находятся по соседству и открыты. Это переход от ”только так” к “а может быть совсем и не так”. И этим ”по-другому” можно тоже наслаждаться.

Мы последовательно проходим 5 состояний, 5 этапов проживания утраты, горя, разочарования:

1. Отрицание — мозг не хочет верить в то, что произошло или происходит раз за разом.
2. Агрессия — мы направляем раздражение и злость на источник фрустрации, на себя, на близких.
3. Торги — мозг пытается найти лазейку, “заключить сделку”, чтобы все же можно было хоть в каком-то виде получить желаемое.
4. Депрессия — эмоциональный уход, активность падает, руки опускаются, силы кончаются, эмоциональные реакции становятся тусклыми, серыми.
5. Принятие — слезы грусти, облегчения. Мы принимаем факт случившегося. Возвращаемся в мыслях ко всему хорошему. Ситуация воспринимается как часть жизни. Возвращаются силы, эмоции. Человек начинает думать о будущем с учетом реальности. Человек оказывается в состоянии принимать новые решения.

Весь первый год мы, мамы, последовательно отпускаем нереализуемые, нереалистичные, неприменимые конкретно для нас, для нашей семьи, для нашего ребенка ожидания. Наш ребенок “не такой”, мы сами “не такие” — как описано где-то в книгах, стандартах. Мы живем своей, совсем непохожей ни на какие нормы, жизнью.
Расстаемся и оплакиваем свою прежнюю жизнь, до ребенка, и становимся открытыми совсем новой жизни — с ребенком, которая непредсказуема, прекрасна и, меж тем, непроста и полна разных переживаний: от приятных, божественно прекрасных, до невыносимых, ужасных. Мы принимаем новую себя, мы принимаем нашу жизнь.

На этот эмоциональный процесс нужно время. Нужно дать его себе, ребенку и своим близким.

Курс молодой мамы

Спектр услуг, которые оказывают беременным женщинам частные заведения (центры родительской культуры, клиники и фитнес-клубы) впечатляет, и каждая будущая мама сможет найти для себя программу по вкусу. Выбирать вам придется между традиционным и альтернативным подходом к подготовке, а дальше останется только найти школу, программа которой основана на одном из этих принципов. Определившись, обсудите свой выбор с врачом, он расскажет, чем вам можно заниматься, а с чем быть поосторожнее. Обратите внимание: приглянувшаяся вам программа обязательно должна включать в себя упражнения для тренировки мышц тазового дна и дыхания.

В его основе лежит метод психопрофилактической подготовки, который был предложен в 1950 году учеными И.З. Вельвовским и К.И. Платоновым. До середины 80-х эти занятия проводились в каждой женской консультации, и все будущие мамы должны были их посещать. Суть метода – помочь беременной женщине избавиться от страха перед родовыми болями и родами и научить ее правильно дышать во время схваток, а позже − потуг. Мысль о рождении ребенка ассоциируется у женщины со страданиями, поэтому во время родов она может быть тревожна и напряжена. Страх приводит к выбросу в кровь адреналина, который ослабляет родовую деятельность, в то время как знания, полученные на занятиях, способны помочь будущей маме иначе воспринимать предстоящие роды, а значит, ничто не будет препятствовать выработке гормона радости – эндорфина, улучшающего родовую деятельность и ее обезболивающего.

Позже, в 1970 году, эта методика была усовершенствована французским акушером Фернаном Ламазом, который предложил включить в программу занятий еще и релаксационные упражнения плюс принцип «партнерство в родах».

– Теоретическая часть такого курса включает в себя подробный рассказ о течении беременности и родов.

– Практическая часть состоит из 3 элементов: обучение основам правильного дыхания, расслабления и методам обезболивания.

Программы подготовки, которые предлагают центры родительской культуры, основаны на методе Вельвовского – Платонова, но дополнены новыми элементами.

1 Таким образом будущие мамы учатся правильно дышать. А еще пение помогает расслаблять губы, которые рефлекторно связаны с шейкой матки. Зажатые в родах губы вызывают спазм шейки, и ей будет трудно раскрыться.

2 Такие упражнения помогают будущим мамам вести себя в родах раскрепощенно: женщины интуитивно делают те движения, которые облегчают роды и уменьшают боль. Кроме того, этот метод уменьшает неприятные ощущения (в ответ на боль женщина глубоко и озвученно дышит, усиливая глубину и звук в зависимости от интенсивности боли) и облегчает выработку окситоцина – гормона, усиливающего сокращения матки.

3 Будущих мам учат справляться с возможными сомнениями и страхами.

4 Находясь в воде, беременная женщина не чувствует веса тела, поэтому может выполнять движения, которые ей было бы трудно сделать на суше. А погружение в воду с задержкой дыхания помогает отработать типы дыхания, которыми стоит пользоваться во время родов. Будущие мамы делают упражнения для укрепления мышц спины, малого таза, промежности и учатся расслабляться. Занятия обычно проводятся в специальном бассейне, температура воды в котором – 24–26 °С, и длятся не больше 40 минут.

5 Посещение сауны закаливает, выводит шлаки, улучшает обменные процессы, поднимает настроение. Правда, не всем будущим мамам можно туда отправляться. Обсудите свой выбор с врачом-акушером.

6 Занятия включают в себя дыхательные и расслабляющие упражнения для разных групп мышц (особенно важны тренировки мышц тазового дна). Кроме всех преимуществ любой гимнастики, комплекс для будущих мам имеет еще одно – он помогает осознать части своего тела, участвующие в родах: малый таз, промежность и дыхательную систему.

7 С помощью йоги вы научитесь расслабляться, правильно дышать, сможете почувствовать свое тело и укрепить его мышцы.

Методичка молодой мамы (с): KoncerWa

26 ноября (пн) в 18:00

Концерт, посвященный Дню Матери

Культурный центр «Вдохновение» приглашает жителей Ясенево на бесплатный праздничный концерт, посвященный Дню Матери.

На сцене Малого зала Культурного центра «Вдохновение» пройдет праздничный концерт, посвященный Дню матери. Перед гостями выступят как молодые солисты, так и солисты военных ансамблей, лауреаты международных конкурсов: Николай Калашников (тенор), Дмитрий Комаров (баритон), Артём Разоренов (баритон). В их исполнении прозвучат песни из репертуара Муслима Магомаева, Юрия Гуляева, Фрэнка Синатры, а также неаполитанские песни и знаменитые мелодии из мюзиклов.

В России День матери стали отмечать сравнительно недавно — с 1998 года. Этот день празднуется в последнее воскресенье ноября и посвящен матерям, их родительскому труду и бескорыстной жертве ради блага своих детей.

Когда: 26 ноября в 18:00

Вход свободный, желательна предварительная регистрация.

Программа ориентирована на детей от 6 лет и взрослых.

gabiya.ru

Шпаргалка по Сестринскому делу от «GABIYA»

Методичка работы в школах материнства

методичка работы в школах материнства

Одним из важных элементов ведения беременных является психопрофилактическая подготовка к родам, включающая комплекс психопрофилактических, психотерапевтических и физических мероприятий.

Основными задачами психопрофилактической подготовки беременных к родам являются:

• выработка у женщин сознательного отношения к беременности и восприятия родов как физиологического процесса;

• создание благоприятного эмоционального фона и уверенности в нормальном течении беременности и родов;

• формирование у беременных умения мобилизовать свою волю для преодоления страха перед родами.

Психопрофилактическая подготовка к родам проводится в виде занятий с беременными в женской консультации или частной клинике с началом дородового отпуска. Занятия могут быть групповыми, проводимыми 1 раз в неделю, и индивидуальными, которые врач акушер-гинеколог проводит при каждом посещении беременной. Индивидуальные занятия в этом случае начинаются с момента постановки женщины на учет по беременности и продолжаются в течение всего периода наблюдения женщины.

При формировании групп для психопрофилактической подготовки к родам, врач предварительно выясняет особенности характера женщины, ее эмоциональные и волевые качества, отношение к беременности, характер взаимоотношений в семье, наличие психических травм, уточняет представление беременной о родах, обоснованность страха перед ними, боязни боли и прочее.

На основании этих данных, согласно клиническому определению типологической направленности высшей нервной деятельности, формируются группы женщин для психопрофилактической подготовки к родам с учетом психо-эмоционального статуса пациенток.

Такое формирование групп связано с тем, что в группе беременных с однородными психо-эмоциональным особенностям, легче создается атмосфера взаимного доверия, на занятиях присутствует чувство внутренней свободы и раскованности, что позволяет более эффективно формировать установки правильного поведения во время беременности и в родах.

В случае если выявляются какие-либо психологические проблемы, пациентка может быть направлена на консультацию к психологу или к врачу-психотерапевту.

Групповые занятия в «Школе материнства» обычно начинают с 32-33 недель беременности и проводят их еженедельно, всего 5 занятий, из которых 3 занятия с акушером-гинекологом и 2 занятия с врачом-педиатром. В некоторых частных клиниках количество занятий увеличивают за счет более обширной программы или вводят дополнительные «Школы», где обучение проводят совместно с мужем, будущими бабушкой и дедушкой.

Занятие 1. На первом занятии обычно рассматривают анатомо-физиологические изменения в организме женщины во время беременности, представляют краткие сведения о строении и функционировании половой системы, внутриутробном развитии плода. Рассматривают факторы риска беременности и разъясняют о влиянии алкоголя, курения, приема наркотических и токсических веществ на плод. Заостряют внимание на важность раннего обращения беременной в женскую консультацию, регулярность посещения врача акушера-гинеколога и необходимости выполнения обязательного медицинского обследования во время беременности. Знакомят с современными инструментальными методами слежения за состоянием здоровья матери и плода и обучают беременных некоторым тестам для оценки развития беременности и состояния плода.

Занятие 2. На втором занятии беременным разъясняют их законодательные права, дают рекомендации по режиму труда, питанию, личной гигиене и использованию природных факторов для закаливания и оздоровления организма женщины.

Обращают внимание на аутогенную тренировку, позволяющую беременным научиться осознанно управлять некоторыми функциями организма, путем волевого воздействия на них. Обучают аутотренингу для мобилизации энергии женщины и ослабления болевых ощущений, правильному дыханию в время родов и умению расслабляться («быстрый отдых»). Для закрепления полученных навыков беременным рекомендуют ежедневно повторять занятия дома, продолжительностью по 7-10 минут.

Для снятия психо-эмоционального напряжения беременных обучают самомассажу определенных точек на теле человека. Считается, что точечный самомассаж при регулярных занятиях обладает общеукрепляющим и оздоравливающимим воздействием, и способствует поддержанию высокого психо-змоционального и физического тонуса пациентки. Кроме того, применение элементов пальцевого самомассажа в родах способствует уменьшению родовой боли, нормализации схваток и мобилизации волевых усилий.

На занятии рассматривают также комплекс физических упражнений в зависимости от срока беременности разъясняют роль лечебной физкультуры в родах и в послеродовом периоде, т.е. сообразно психоэмоциональному состоянию беременных проводят психологическую адаптацию женщины к предстоящим родам.

На совместых занятиях с мужем, будущими бабушкой и дедушкой разъясняют роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка.

Занятие 3. Подготовка к «родам без страха». На занятии рассказывают о сроках наступления родов и их предвестниках. Разъясняют о подготовке, которую должна провести женщина дома, перед поступлением в роддом.

Описывают периоды родов и их продолжительность, обращая особое внимание на характер течения I периода родов, во время которого происходят схватки, приводящие к постепенному раскрытию шейки матки. Излагают механизм схваток, длительность, чередование и интервал между ними.

Объясняют, что болезненность схваток каждой женщиной воспринимается индивидуально, в зависимости от порога болевой чувствительности. В некоторых случаях схватки ощущаются, как небольшие напряжения матки, в других случаях — как более сильные болевые ощущения.

При этом пациенток обучают ряду приемов для уменьшения болезненности схваток и информируют о том, как правильно распределять свои силы в родах используя периоды «быстрого отдыха» и физического напряжения в зависимости от периода родов. Особое внимание при этом обращают на поведение женщины во время родов, акцентируют внимание на необходимости спокойного поведения и выполнения указаний акушерки, принимающей роды, что будет способствовать бережному рождению ребенка.

Рассказывают о первых часах после родов и о значении раннего прикладывания ребенка к груди. Повторяют комплекс лечебной гимнастики в послеродовом периоде и обращают внимание на возможности контрацепции в послеродовом периоде.

Занятие 4 проводится врачом-педиатром. Ребенок родился и у молодой мамочки сразу же возникает множество вопросов: доношен ли ее ребенок, может ли он получать грудное вскармливание и как правильно прикладывать ребенка к груди, какие правила личной гигиены необходимо соблюдать при общении с новорожденным? Все эти вопросы рассматриваются врачом-педиатром, а также даются советы по подготовке комплекта белья для новорожденного при выписке из родильного дома.

Занятие 5. Уход за новорожденным в семье. На этом занятии рассказывают о подготовке и гигиене «уголка» ребенка в семье, предметах ухода и правилах ухода за ребенком. Разъясняют роль грудного вскармливания в формировании здоровья ребенка. Обращают внимание на роль вредных факторов на здоровье ребенка и недопустимость вредных привычек родителей (курение, алкоголь, прием токсических и наркотических веществ) в семье. Дают советы и обучают выполнению рекомендаций и назначений врача малышу. Частично с данными рекомендациями, изложенными в виде мини-справочника, можно ознакомиться в разделе «Дети до года», «Кодекс здоровья и долголетия. Детский возраст».

Психическую подготовку беременных к родам обычно сочетают с физическими упражнениями. Систематические занятия гимнастикой при беременности оптимизируют функциональное состояние жизненно важных органов и систем, повышают защитные силы организма, адаптируют его к физическим нагрузкам в предстоящих родах.

Занятия гимнастикой назначаются после первичного обследования врачом акушером-гинекологом и терапевтом, и проводятся в группе или индивидуально под контролем специально обученного медицинского персонала. Группы формируются с учетом срока беременности, а комплекс упражнений еще и с учетом состояния здоровья. При этом учитывается также возраст женщины и особенности ее телосложения.

Использование комплекса гимнастических упражнений, предназначенных для беременных, предусматривает последовательное включение и тренировку мышечных групп и функциональных систем организма женщины, принимающих активное участие в процессе родов. Все физические упражнения делятся на 3 комплекса соответственно для сроков беременности до 16 недель, от 17 до 32 недель c разделением: от 17 до 25 недель и от 26 до 32 недель и от 33 до 40 недель с разделением: от 33 до 36 недель и от 37 недель до родов.

Занятия обычно проводятся в утренние и дополнительно в вечерние часы для работающих беременных. Перед началом гимнастических упражнений, беременные, посещающие занятия сразу после работы, должны отдохнуть в положении сидя около 15 минут. Это необходимо для приведения организма в состояние эмоциональнгого покоя.

В процессе проведения занятий и после их окончания необходимо осуществлять контроль за частотой пульса, дыхания, величиной артериального давления.

Если по каким-либо причинам беременная не может посещать кабинет физкультуры, ее знакомят с комплексом гимнастических упражнений соответственно сроку беременности, после чего, женщина выполняет гимнастические упражнения в домашних условиях, с контролем методиста-инструктора через каждые 10-12 дней.

Если вы решили самостоятельно заниматься в домашних условиях по изложенным на данном сайте комплексам упражнений, обращаю ваше внимание на необходимость консультации с вашим акушером-гинекологом и методистом-инструктором.

Физкультура противопоказана беременным с острыми или часто обостряющимися и некомпенсированными формами заболеваний, с привычными выкидышами в анамнезе, при кровотечении во время беременности.

Методические рекомендации предназначены для медицинских работников женских консультаций, занимающихся организацией школ материнства и проводящих обучение беременных.

Школа материнства входит в стандарт оказания акушерской помощи женщинам во время беременности и организуется в женской консультации с целью проведения психопрофилактической подготовки беременных женщин к родам и подготовку семье к рождению ребенка, она является формой санитарно-просветительной работы, проводимой по специальной программе.

Информация на занятиях в «школе материнства» от медицинских работников (акушеры-гинекологи, специально обученные акушерки, педиатр, медицинская сестра детской поликлиники, инструктор ЛФК, психолог, специалистов других служб (социальный работник, юрист) считается обоснованной и с научной точки зрения правильной. к тому же беременная испытывает большое доверие к медицинским работникам.

Занятия в школе должны быть последовательными в подготовке беременных к родам и уходу за новорожденным. Необходимо формировать у беременной мотивацию к обучению в «школе», где происходит не только доступное изложение материала, но и проверка полученных ими знаний, практических навыков. На занятиях должна быть создана благоприятная доверительная атмосфера, в которой главной фигурой должна быть беременная с ее проблемами.

Эффективное обучение невозможно только при изложении материала, в процессе занятия надо просить присутствующих повторить услышанные рекомендации или действие. Использование различных методов обучения усиливает усвоение материала.

Занятия проводят в специально выделенном и оснащенном кабинете/ Информация о занятиях в «школе материнства» располагается на видном месте, рядом с регистратурой, по возможности вместе с расписанием работы врачей женской консультации

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ И ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ «ШКОЛЫ»

  • Обладать коммуникативными качествами, работать в команде
  • Уметь общаться с беременными и членами ее семьи
  • Правильно подбирать и сочетать методы обучения
  • Уметь мотивировать беременную к обучению
  • Учитывать особенности характера каждого присутствующего на занятии и не оставлять никого вне поля своего внимания
  • Помогать беременной в выборе правильного решения, не критикуя за неправильные действия
  • Повышать качество жизни беременной, снижая ее психоэмоциональное напряжение
  • Иметь чувство такта, своевременно разряжая создавшуюся напряженную обстановку
  • Помогать беременным в понимании излагаемого материала
  • Знать излагаемый материал, быть профессионалом в этой области, уметь провести групповое занятие и индивидуальную консультацию
  • Совершенствовать свои профессиональные качества, периодически оценивая и дополняя методику преподавания и проведения занятий.

К посещению «школы материнства» привлекаются женщины с I триместра беременности, желательно вместе с будущими отцами. Занятия в школе материнства для удобства можно разбить на 2 цикла. Первый цикл занятий проводится в начале беременности, во время 2-3 явке беременной в женскую консультацию, 2-й цикл — на 28-30 неделе беременности, при подготовке к родам.

Первое занятие: Цель занятия: дать информацию о беременности и развитие внутриутробного плода.

  1. Физиологические изменения в организме женщины, периоды беременности
  2. Роль плаценты и амниотических вод.
  3. Развитие плода по месяцам беременности, его реакции на внешние раздражители.
  4. Рациональное питание.

Второе занятие: Цель занятия: дать информацию о влиянии образа жизни и факторов внешней среды на беременность и здоровье внутриутробного плода, обучение комплексу физических упражнений, контроль за водным режимом, весом.

  1. Влияние алкоголя, курения, наркотических и токсических веществ на здоровье плода.
  2. Влияние неблагоприятных факторов на плод (производственных, инфекционных, лекарственных, радиационных и др.).
  3. Рекомендации по режиму труда, в т.ч. домашней работы и отдыха.
  4. Личная гигиена
  5. Половая жизнь.
  6. Необходимость выполнения медицинского обследования во время беременности.
  7. Обучение беременных тестам для оценки развития беременности и состояния плода.
  8. Обучение комплексу физических упражнений.

Рациональное питание. Полезные и «вредные» продукты. Значение белков, жиров и углеводов, витаминов (А; группы В; С; фолиевая кислота и др.), макро- (кальций, калий, натрий, фосфор, магний и др.) и микроэлементов (железо, медь, цинк, селен, йод и др.).

• Наличие вредных профессиональных и бытовых факторов (вибрация, радиация, загазованность, влажность, запыленность, курение в квартире мужа или родственников, тяжелый труд, работа с компьютером и пр.).

Темы занятий в III триместре беременности (проводится не менее 4 занятий) Занятие 1. (При необходимости, можно провести 2 занятия).

Первое занятие: Цель занятия: дать информацию о сроках наступления родов, подготовки к поступлению в родильный дом, предвестниках и периодах родов, партнерских родах, аутотренинге.

  1. Календарные сроки наступления родов
  2. Подготовка к поступлению в родильный дом
  3. I, II и III периоды родов, их продолжительность
  4. Приемы обезболивания родов
  5. Партнерские роды
  6. Аутотренинг и точечный самомассаж для укрепления психоэмоционального состояния в родах.

Второе занятие: Цель занятия: Представление информации о совместном пребывании с новорожденным, об инволюции (обратном развитии) матки, гигиене послеродового периода, лактации, водном режиме и питании, уходу за швами, послеродовой гимнастике и контрацепции

  1. Совместное пребывание с новорожденным
  2. Грудное вскармливание
  3. Послеродовая гигиена, уход за швами
  4. Питание и соблюдение водного режима
  5. Гимнастика в послеродовом периоде
  6. Послеродовая контрацепция

Третье занятие: (проводят медицинские работники детской поликлиники) Цель занятия: дать информацию по созданию дома условий для новорожденного, рассказать о физиологических особенностях и уходе за новорожденным, грудном вскармливании, профилактических прививках, составе детской аптечки.

  1. Подготовка и гигиена «уголка» ребенка в семье
  2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного.
  3. Грудное вскармливание. Техника прикладывания ребенка к груди.
  4. Правила ухода за ребенком. Туалет ребенка.
  5. Профилактические прививки
  6. Домашняя аптечка.

Четвертое занятие: Цель занятия: оказать психологическую помощь, показать элементы и провести аутотренинг, дать информацию по правовым и социальным вопросам.

  1. Законодательные права материнства, социальные гарантии беременным и молодым родителям.
  2. Особенности психоэмоционального состояния беременной
  3. Роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка.
  4. Консультирование и оказание социальной помощи женщинам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, испытывающих физическое и психическое насилие.

Особого наблюдения требуют курящие беременные, употребляющие алкоголь или наркотические средства. в целях убеждения в необходимости полного отказа от курения в течение всей беременности и кормления грудью с курящими женщинами в «школе материнства» проводится разъяснительная работа с привлечением специалистов центров здоровья городских поликлиник, психологов. При выявлении употребления алкоголя или наркотических средств беременную убеждают обратиться к наркологу по месту жительства.

Занятия по психопрофилактической подготовке к родам целесообразно пройти всем беременным, особенно в ней нуждаются беременные с психологическими проблемами.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

«Школа молодых матерей»

елена мельникова
«Школа молодых матерей»

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи всегда была среди самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

В «Школе молодых матерей» мы попробуем вместе поискать ответы на сложные вопросы: где истоки трудного детства, материнства и отцовства; почему и как появляются и проявляются те или иные качества личности как у ребенка, так и у взрослого; в чем и почему испытываются трудности воспитания и как это преодолеть; как помочь маленькому человеку; как растить полноценного, здорового во всех отношениях человека. Также предполагается знакомство со специалистами, которые помогут определиться с выбором правильного питания, игр и игрушек для соответствующего возраста ребенка, здорового образа жизни, нравственного, физического, творческого развития ребенка, благоприятной адаптации в детском саду, обществе, подготовки к школе, а также о создании благоприятной семейной обстановки.

Работа предполагает использование жизненного опыта и родительской мудрости с целью предоставления возможности самим решать педагогические задачи в воспитании своего ребенка.

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, применяя новейшие методы, технологии для активного вовлечения каждого родителя в работу ДОУ;

• объединить усилия для развития и воспитания детей;

• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, формируя тем самым единый сплоченный родительский коллектив;

• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

• Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Ежедневное доброжелательное наше взаимодействие с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

• Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Когда мы общаемся с родителями, мы должны чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится наше человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

• Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

• Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

• Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

«Уроки» в «школе» проходят в форме: дискуссий по проблеме, “устных журналов”, педагогических гостиных, вечеров вопросов и ответов.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.

изменение характера взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Преодоление барьера недоверия родителей к ДОУ; повышение педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания, перенятие данного опыта для своей семьи. Осуществление адаптационных мер при переходе детей из домашней среды в ДОУ. Сплоченность родительского коллектива, установление доверительных отношений между семьей и ДОУ

План работы «Школы молодых матерей»

«Современная семья: надежды и тревоги»

1. Слагаемые семейного счастья.

«Что такое психологический климат семьи?»— выступление психолога

«Правила и принципы бесконфликтных отношений в семье»— выступление методиста

«Благоприятная адаптация в детском саду»— выступление медработников

Творческая игра «Семья- семь «Я»»

2. «Учимся смотреть в одном направлении»

«С чего начинается семья»— выступление психолога.

«Как молодой семье строить отношения с родителями»— выступление методиста.

«Правильное питание осенью»— выступление медработников.

Комплекс групповых игр «Игровое взаимодействие».

1. «Готовы ли вы быть хорошим родителем?»

«Что надо знать о психологической совместимости в семье»— выступление психолога.

«Можно ли избавиться от терании быта»— выступление методиста.

«Организация работы в адаптационный период»— выступление воспитателя группы раннего возраста.

Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми.

2. «Опасные симптомы»

«Проблемы в семьи и как их избежать» — выступление психолога.

«Что лучше, любить или быть любимым»— выступление методиста.

«Витамины против ОРВИ»— выступление медработников.

«Я и моя здоровая семья»— комплекс оздоровительной гимнастики для детей и взрослых.

«Что такое хорошо и что такое плохо. Воспитание нравственности с раннего возраста и до старости»- выступление психолога.

«Красота вокруг нас. Истоки творчества или творческие занятия с малышом дома»- выступление и мастер- класс руководителя изодеятельности.

«Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей.»— выступление медработников.

Творческая игра «Путешествие в страну Выдумляндию».

2. «Красота семейных отношений».

«Что можно посоветовать женщине при «излишней» любви?»- выступление методиста.

«Как выйти из конфликта, если он начался»— выступление психолога с практическими упражнениями.

«Отдохни и ни о чем не думай. Упражнения по реалаксации»— выступление руководителя физического воспитания и практические задания.

«Азы семейной педагогики».

1. «Воспитательные функции семьи».

«Конструктивные и деструктивные стратегии семейных отношений»— выступление психолога.

«Что делать, чтобы не причинить младенцу зла?»— выступление методиста с презентацией.

«Святое слово матери»— выступление заведующей детского сада.

Игра- тренинг «Свеча».

2. «Как воспитать Человека?»

«Что надо знать родителям о родительском авторитете?»— выступление воспитателя подготовительной группы.

«Стили и формы семейного воспитания»— выступление психолога.

«Творим новогоднее и Рождественское чудо»— выступление и мастер- класс руководителя изодеятельности.

Творческая игра «Колпачок».

1. «Знаю ли я своего ребенка?»

«Могут ли родители знать, что нужно их ребенку?»— выступление психолога.

«Зачем играть с ребенком? Во что играют дети?»— выступление методиста с презентацией, фонограммой.

«Как снять эмоциональное напряжение ребенка?»— выступление воспитателя I младшей группы с комплексом элементов успокаивающего и расслабляющего массажа.

Игра- экспромт «Колобок».

Истоки трудностей и счастья детства.

1. «По законам детства»

«Что необходимо ребенку для полноценного развития»— выступление психолога.

«Роль человеческих отношений в развитии ребенка»— выступление методиста.

«Возможно ли бескризисное развитие»— выступление психолога с комплексом игр.

Треннинг «Не забывай меня, мама!»

2. «Порой мне бывает стыдно!»

«Как избавиться от вредным привычек: физических и нравственных»— выступление руководителя по физическому воспитанию.

«Нужно ли сдерживать свои обещания перед ребенком»— выступление психолога.

«НЕ обмани!»— выступление методиста.

Творческая игра «Доверие».

1.«Как избежать наказания.»

«20 способов избежать наказания»— выступление психолога.

«Поведение ребенка или его способ привлечь внимание взрослого»— выступление воспитателя группы раннего возраста.

«Что лучше: кнут или пряник?»— выступление методиста.

Тренинг «Архипелаг средства общения».

«Вербальные и невербальные способы общения»— выступление и упражнение «Пантомима»

«Научить подвижной игре»— выступление руководителя по физической культуре.

«Весенняя профилактика- залог весеннего настроения»— выступление медработников.

«Такая разная любовь!»— выступление психолога с презентацией.

«Достоинства и недостатки моего ребенка»— практическое занятие.

Тренинг «Ущелье страхов».

2.«Справедливость к детям.»

«Конфликты и ссоры: причины, последствия, избежание»— выступление психолога.

Тренинг «Материк ссор и конфликтов

1. «Чему необходимо научить ребенка?»

«Как мы провели год»— отчетное выступление методиста, презентация всех встреч.

«Готов ли мой ребенок к школе»— выступление психолога.

2. «Задание на каникулы. Чем заняться с ребенком летом?»— выступление воспитателя подготовительной группы.

Вручение дипломов об окончании «Школы молодых матерей»

Нетрадиционные формы работы с родителями. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное.

Эффективные формы проведения родительских собраний в ДОУ «ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДОУ» Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль