Место встречи изменить нельзя — фильм, кино, культовое кино, Место встречи изменить нельзя, актеры


Содержание

«Это не Шарапов!». Конфликты на съёмках «Место встречи изменить нельзя»

Фразы из сериала «Место встречи изменить нельзя», премьера которого состоялась 11 ноября 1979 г. на Центральном ТВ, давно уже разошлись на цитаты.

«А теперь горбатый!», «У тебя, Шарапов, 10 классов на лбу написано», «Наговариваете вы на нашу семью, грех это», «Не бери на понт, мусор!», «Нет у вас методов против Кости Сапрыкина». Фразы из сериала «Место встречи изменить нельзя», премьера которого состоялась 11 ноября 1979 г. на Центральном ТВ, давно уже разошлись на цитаты.

Между Москвой и Одессой

Успех многосерийного фильма (слово «сериал» тогда еще не знали) был подобен эффекту разорвавшейся бомбы. Что немудрено: главные роли исполняли Владимир Высоцкий и Владимир Конкин. И вообще лента собрала едва ли не всех звезд советского кино: Армена Джигарханяна, Наталью Фатееву, Евгения Евстигнеева, Александра Абдулова, Александра Белявского, Сергея Юрского, Ларису Удовиченко. А режиссером выступил Станислав Говорухин. Возможно, из-за такой высокой концентрации звезд съемки проходили очень непросто.

Послевоенная Москва, в городе орудует банда «Чёрная кошка». Обезвредить её пытается отдел по борьбе с бандитизмом МУРа, возглавляемого капитаном Жегловым (Владимир Высоцкий). Знаменитый пятисерийный художественный фильм Станислава Говорухина основан на романе братьев Вайнеров «Эра милосердия». А они описали реальную историю красногорской банды Ивана Митина, орудовавшей в столице и Подмосковье в начале 1950-х годов. Как говорил Станислав Говорухин, залогом успеха своего фильма он считал хорошую драматургию: «Нам повезло — у нас был прекрасный роман братьев Вайнеров. На мой взгляд, это классическое произведение».

«Снимался фильм в основном на Одесской киностудии, — говорит москвовед Татьяна Воронцова. — Снимать на Петровке, понятное дело, кинематографистам никто не позволил. Но Говорухину удалось добиться разрешения снимать снаружи, а некоторые сцены — даже во дворе легендарной Петровки, 38. Именно оттуда отправляются муровцы на картошку. Конечно, всеми узнаваемые уголки столицы добавляли веса и достоверности картине. Но есть в фильме и ляпы. В начале Владимир Шарапов (Владимир Конкин) идёт по проспекту Маркса (ныне Театральный пр‑д). И вдруг рядом с Шараповым появляется новенький автомобиль „Жигули“. Конечно, Станиславу Говорухину было непросто: съёмки велись в самом конце 1970-х, а на экране должна была появиться старая Москва».

Шарапов чуть не сбежал

Очень напряженная обстановка сложилась на съемочной площадке между главными героями — Высоцким и Конкиным. По словам исполнителя роли Шарапова, с ним никто так плохо не обращался, как это делал Высоцкий-Жеглов. Сотрудничать в кадре двум актёрам было очень сложно. «Вот он — добрый, прекрасный, замечательный — а через три секунды меняется в лице. Ор, вопли, чего там только не было! Я в такой ситуации до этого никогда не оказывался», — вспоминал о Высоцком в интервью «АиФ» Владимир Конкин.

Проблемы были и в отношении к Конкину авторов романа братьев Вайнеров. «Мне улыбались, а Говорухина сбивали с толку: „Это не Шарапов“, — вспоминал Конкин.

Мало кто знает, что в какой-то момент съемки едва ли не были сорваны. Конфликт Владимира Высоцкого и Владимира Конкина зашел так далеко, что Шарапов впервые в своей жизни решил бежать со съемок: „Киноплощадка и мощных, толстокожих артистов иногда выбивает из колеи. А что уж говорить обо мне, тонкокожем“.

Конкин упаковал чемоданы и, желая сохранить свой отъезд в секрете, одевался — он принял решение уехать домой в Киев. По счастливому стечению обстоятельств к Конкину зашел Виктор Павлов. Сразу поняв, что происходит, актер решил разрядить ситуацию со свойственным ему чувством юмора. Артисты вышли на улицу и Павлов начал читать сценарий „Места встречи“, будто это опереточная комедия. „Видит бог, я чуть не помер со смеху, — вспоминал в „АиФ“ Конкин. — Так он произносил каждую реплику, что я не мог идти, у меня ножки крестиком были, задыхался — так хохотал. И этот гений вырвал клещами из меня тот неправильный ржавый гвоздик сомнений и горечи“. Как говорит Владимир Конкин, впоследствии он понял правильность своего решения — во-первых, не подвел ни в чем не виноватых товарищей. Конфликт-то был у него только с Высоцким и Вайнерами. Во-вторых, как утверждает актер, „всё равно заставили бы досниматься, это безусловно, уже четверть картины была снята. Но с какими последствиями, с какой огромной травмой я бы вернулся“.

Ещё сильнее артиста оскорбило то, что Георгий Вайнер, незадолго до своей смерти в Нью-Йорке, поделился в интервью мыслью, что не повезло с актером в экранизациях их с братом лишь однажды — с Шараповым: „Худший исполнитель наших произведений — Конкин“. А ведь благодаря этой картине они выпустили свой пятитомник. Ерунду какую-то пороли про меня, а сами столько деньжищ бы не заработали, если бы не было у них такого Шарапова».

Сам Станислав Говорухин, когда его спрашивали о съемках «Места встречи» и сложностях, отвечал: «История кино знает немало случаев, когда съемки шли легко, а фильм получался пустым. И, наоборот, когда лента создавалась очень сложно, фильм получался настоящим и смотрящимся на одном дыхании».

«Место встречи изменить нельзя». Культовому фильму – 40

11 ноября 1979 года первая серия телевизионного фильма «Место встречи изменить нельзя».

Реклама

Премьерный показ «Места встречи…» приурочили ко Дню милиции. Многосерийный фильм показывали по Центральному телевидению с 11 по 15 ноября 1979 года. С этого момента прошло уже 40 лет. В честь юбилея любимого фильма мы решили вспомнить несколько любопытных фактов о нем.

«Место встречи…» без Высоцкого

Если бы не настойчивость режиссера Станислава Говорухина, Жеглова мог бы сыграть другой актер.

Съемки фильма начались 10 мая 1978 года. В тот же день жена Высоцкого Марина Влади попросила Говорухина найти другого исполнителя роли Жеглова. Просил об этом и сам Высоцкий. Он объяснял, что многосерийный проект отнимет у него слишком много сил: «Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!»

Говорухин наотрез отказался менять актера, но пообещал, что если Высоцкому понадобится длительный перерыв, студия пойдет ему навстречу. И актер остался в проекте.


Каскадеры в бильярде

Ни Высоцкий, ни Куравлев не умели играть в бильярд и не знали, как правильно держать кий. Поэтому во время съемок сцены в бильярдной, где Жеглов разговаривает с Копченым, все удары за них выполнял серебряный призер кубка СССР по бильярду Владимир Иванов.

Женские руки Шарапова

Дублер понадобился и при съемке эпизода, где Шарапов играет 2-й этюд Шопена и «Мурку». Конкин не помнил на память мелодии. Чтобы их сыграть, ему нужны были репетиции. Вместо него на пианино играла музыкальный редактор студии Галина Бурименко, в кадре оказались ее загримированные руки.

Высоцкий как режиссер «Места встречи…»

В июне 1978 года Говорухин уехал на кинофестиваль в ГДР. В это время его заменял Высоцкий. Перед отъездом Говорухин обсудил с Высоцким все детали: от концепции снимаемых эпизодов до мизансцен.

Как вспоминал заместитель директора «Места встречи…» Владимир Мальцев, организационная манера Высоцкого кардинально отличалась от говорухинской. Говорухин тяготел к неспешному творческому процессу, а Высоцкий требовал, чтобы все выполнялось быстро и четко. Снимал он, как правило, с одного-двух дублей.

Вот как рассказывал об этом периоде Сергей Юрский: «Высоцкий, так случилось, в большинстве сцен, в которых я снимался, был режиссером… Поэтому я наблюдал Высоцкого, как говорится, в двух ипостасях одновременно. И мне кажется, он замечательно с этим справлялся. Это поднимало его дух, он был контактен, очень легко шел на компромиссы».

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Новости

Исполнилось 40 лет со дня выхода на экраны фильма «Место встречи изменить нельзя»

Исполнилось 40 лет со дня выхода на экраны фильма «Место встречи изменить нельзя». Премьерный показ картины Станислава Говорухина прошел на Центральном телевидении в 79-ом году и был приурочен ко Дню Милиции. Лента получила зрительское признание, а ее героям установлены памятники. О секрете успеха — Станислав Анисимов.

Выяснять, с какой банды была списана «Черная кошка», кто же стоял за образом Жеглова или Шарапова, продолжают и сегодня. Уверенным можно быть в одном: братья Вайнеры в романе «Эра Милосердия», ставшем основой сценария, искали точные и достоверные детали эпохи.

«Они долгое время консультировались с начальником МУРа Корнеевым Владимиром Федоровичем, и потом в 1979 году, когда по этому произведению снимали фильм «Место встречи изменить нельзя», а это культовый фильм для сотрудников МУРа, так Корнеев помогал им в этом», — отметила руководитель музея Истории МУРа Олеся Скударева.

Корнеев пришел на работу в МУР в 44-м, послевоенную уголовную Москву он знал досконально, как и быт правоохранительных органов. Многие его советы стали запоминающимися деталями.

Автобус ЗИС-8, на котором ездила группа оперативников МУРа и в романе Вайнеров, и в телефильме Говорухина. За неповоротливость его назвали, в честь немецкой самоходки, Фердинанд. Вот только на экране -не оригинал, а копия. В конце 70-х для съемок «Места встречи» автобус Говорухину пришлось заказывать на «Мосфильме».

«После Великой отечественной войны они не сохранились практически. Почти весь автопарк погиб на дорогах войны. Киностудия специально для себя заказала такой автобус на Заводе имени Лихачева. И по счастливой случайности он снялся у Говорухина в фильме «Место встречи изменить нельзя», — отметила заведующая музеем киноконцерна «Мосфильм» Елена Морозова.

Воссоздать материальный мир послевоенной столицы в фильме оказалось проще, чем показать криминальную среду. Камнем преткновения стал жаргон. Сначала консультанты из МУРа, а затем и руководство Центрального Телевидения были против воровского жаргона на экране. Специалисты утверждают, из-за этого речь героев получилась излишне литературной.

«Он даже тюрьму называет тюрьмой. Ну вряд ли уголовник в 40-е годы назвал так. Ну кича, например. Помните, как в песне: с одесского кичмана сбежали два уркана», — рассказал заместитель начальника Центра обеспечения учебно-воспитательной работы ФСИН России Владимир Лебедев.

Помогал личный опыт актеров. Иван Бортник рассказывал в интервью: образ своего героя, вора шестерки, он создавал по детским воспоминаниям: отсюда и убедительность. Сцена ареста Промокашки — чистая актерская импровизация.
Имена персонажей «Места встречи» стали нарицательными, сам фильм разошелся на цитаты и обошел по популярности первоисточник братьев Вайнеров.


«В журнале «Смена» он публиковался под этим названием «Место встречи изменить нельзя». Мне казалось, что название неудачное, я не любил его. А сегодня я понимаю, что оно стало как поговорка. Дальше встречаемся там — место встречи изменить нельзя», — поделился Говорухин.

Феномен успеха фильма в том, что это Говорухин перенес на экран главный конфликт «Эры милосердия» между Жегловым и Шараповым.

«Роман писался не совсем про Жеглова, а именно про то что Жеглов важен, но он исторически уйдет, потому что он не гуманист, он несет эту эру милосердия. Вот за эти сорок лет с момента выхода фильма эра милосердия так и не настала. Но место встречи с эрой милосердия по-прежнему изменить нельзя», — отметил кинокритик Вячеслав Шмыров.

Памятник героям «Места встречи» установлен у входа в здание столичной полиции на Петровке, 38. Работа Александра Рукавишникова это еще одно напоминание о главном вопросе сериала: жить по Жеглову или по Шарапову?

«Место встречи изменить нельзя»: актеры и роли

Теперь молодежь и не знает, что это такое, когда вся страна, улицы всех городов пустеют, если по телевизору показывают новое, да еще и интересное кино. Так было в 1973 году, когда все жители СССР смотрели «Семнадцать мгновений весны», а утром на работе делились впечатлениями от просмотра. А потом, в 1979 году, так же обсуждали Жеглова и Шарапова в киносериале «Место встречи изменить нельзя». Актеры — Владимир Высоцкий и Владимир Конкин, которые сыграли роли сыщиков МУРа, были самыми известными в Советском Союзе.

И сама история вызвала большой интерес у зрителей. На фоне большой победы Советского Союза над фашисткой Германией послевоенная Москва в августе — ноябре 1945 года была наводнена различными преступными группировками. Они чувствовали себя вполне вольготно на фоне всеобщей разрухи и старались побольше урвать у государства, которое пережило тяжелое время войны.

«Место встречи изменить нельзя»: актеры, история создания

За основу сценария взята только что вышедшая и успевшая понравиться многим книга «Эра милосердия».

Когда Высоцкому попал в руки один из первых экземпляров книги, он пошел к Аркадию Вайнеру и сразу заявил – должен сниматься фильм. И в роли Жеглова должен быть только он. Сам писатель удивился, сказав, что есть и много других хороших актеров: «Например, Николай Губенко или Сергей Шакуров, оба хорошие, талантливые актеры».

Высоцкий согласился, что актеры они хорошие, но образ Жеглова, капитана милиции, который работает не просто в милиции, а в МУРе, да еще в Отделе по борьбе с бандитизмом, хорошо удастся только ему.

Подбор актеров

Создателями фильма «Место встречи изменить нельзя» актеры и роли подбирались практически единогласно. Вот за роль Шарапова была настоящая борьба. На эту роль пробовались многие известные актеры. Но в результате был отобран и утвержден Владимир Конкин.

На роль, как сейчас говорят, милиционера «под прикрытием» подбирались для фильма «Место встречи изменить нельзя» актеры Леонов-Гладышев и Андрей Градов. Но Градов отказался, Леонов смог сыграть небольшой по экранному времени, но яркий образ веселого и оптимистичного вора Векшина. И пусть эта роль и небольшая, но по своему трагизму она надолго врезается в память зрителя.

Промокашка удивил всех

А на роль Промокашки в фильме «Место встречи изменить нельзя» Иван Бортник был утвержден сразу.

Знаменитая сцена, где бандиты выходят из подвала магазина, окруженные отрядом московской милиции, долго не получалась. Сцена выходила серой и статичной. Бандиты молча выходили из магазина и молча садились в «воронок».

И по просьбе режиссера С. Говорухина как-то оживить эпизод Иван Бортник задумался и полез в подвал. По команде «мотор» из подвала вышел настоящий уголовник «промокашка», который на ходу кричал, матерился: «Мусора, суки…». По пути пропел куплет «…На скамье подсудимых». И когда «милиционеры» вели его к машине, проходя мимо Жеглова-Высоцкого, успел даже плюнуть тому в лицо.

Надо сказать, в роли милиционеров снимались реальные сотрудники, и когда они увидели такое поведение актера, поверили в то, что перед ними реальный уголовник. И они стали относиться гораздо жестче и даже по пути в «воронок» несколько раз ударили. При этом ударили вполне ощутимо, так что актер закричал от боли. А тут еще милиционеры закричали «Ах ты, тварь, да мы тебя сейчас здесь же и задавим!»…

Как только на экраны вышел фильм «Место встречи изменить нельзя», актеры стали получать письма от зрителей. Например, одна из зрительниц, которая работала в суде, была поражена тем, как Бортник передал характер уголовника «промокашки». По роду своей работы она перевидала много уголовников и была удивлена, насколько точно показана ущербность и тупиковость людей этого рода деятельности.

Послевоенная Москва

На фоне разгула преступности в Москве советские власти приняли решение усилить ряды московской милиции военными, возвращающимися с фронта. Особенно хорошо это прозвучало во фразе младшего сержанта Варвары Лисичкиной (Наталья Данилова) — «нас скоро заменят на более опытных мужчин-фронтовиков». Одним из таких фронтовиков и оказался бывший разведчик, старший лейтенант Шарапов. И ему сразу «повезло» – он попал на расследование дела об убийстве Ларисы Груздевой.


Надо сказать, что и за основу книги братья Вайнеры взяли реальное уголовное дело Евгения Миркина по обвинению в убийстве жены и приговоренного к смертной казни. Уже после вынесения приговора муровцы продолжили дело и нашли материалы, которые подтверждали невиновность врача. Благодаря работе сыскарей МУРа Миркина оправдали.

Вот и в сюжет фильма так же органично вплетается история банды «черной кошки», которая терроризировала Москву своими вылазками, грабила магазины и склады. Как и показано в фильме, уголовники не жалели никого – ни стариков, ни женщин, ни детей.

Вот на фоне таких событий подбирались для фильма «Место встречи изменить нельзя» актеры. Промокашка был как бы собирательным образом типичных уголовников тех времен.

Обаятельный антигерой

В 1975 году выходит на экраны страны новогодняя комедия «Ирония судьбы. «. В ней одну из запоминающихся ролей второго плана сыграл актер Александр Белявский.

Но настоящую известность принесла актеру роль Евгения Фокса. И до сих пор зрители при имени этого актера вспоминают обаятельного мерзавца Фокса как главную работу этого актера.

Кандидатуру Белявского предложил Владимир Высоцкий, из Одессы в Москву послали срочную телеграмму с предложением сниматься в фильме. Что интересно, в Москве самого артиста не оказалось. В это время он осваивал полученные шесть соток в селе Ершово. Но стоило ему узнать, что в картине предполагается участие Юрского, Высоцкого, Конкина и Джигарханяна, он отложил земледелие и сел на самолет.

Как рассказывает сам режиссер С. Говорухин, на роль отрицательного персонажа пробовались в картине «Место встречи изменить нельзя» актеры. Фокс, таким как его задумал режиссер, получился только у Александра Белявского. Хотя первоначально на эту роль был утвержден Борис Химичев.

По признанию самого актера, эта роль если и сделала его известным, но надолго испортила карьеру в кино. Многие режиссеры после выхода на широкие экраны страны советского блокбастера не видели Белявского в другой роли, кроме как «антигероя».

Эх, Маня.

Яркой и запоминающейся ролью стала Манька Облигация в исполнении Ларисы Удовиченко. И это несмотря на то, что ей первоначально предлагали роль Вари. Но артистка сразу заявила – либо она сыграет Облигацию, либо вообще сниматься в картине не будет.

На эту роль в фильме «Место встречи изменить нельзя» актеры пробовались и другие. Зрители могли увидеть и артистку Любовь Полищук в этом образе.

Но теперь уже ставшая знаменитой фраза: «Аблигация или Облигация?» крепко связана с образом Маньки в исполнении именно Ларисы Удовиченко.

Зрители, не избалованные советским кинематографом, писали артистке письма даже из тюрем. И ей приходилось обращаться уже к настоящей милиции за помощью с просьбой оградить ее от внимания таких поклонников.

Музыкальное оформление

И, конечно, не обошлось без музыки и песен. Но как ни хотел Высоцкий спеть в этом сериале, и даже были планы включить в финальных сценах каждой серии песни в исполнении всеми любимого барда, но от этих планов решено было отказаться. И это решение позволило фильму сохранить дух того времени.

Единственный эпизод, где включен небольшой отрывок из песни Вертинского, был исполнен Высоцким, но текст песни перемежался разговором с Шараповым.

Но совсем без музыки в фильме не обошлось. Сцены в ресторане были сыграны с участием знаменитого певца. На заднем плане, среди ресторанного оркестра, Сергей Мазаев играет на саксофоне.

Также в эпизоде ожидания начала фильма в кинотеатре в фойе исполнялась песня «Неудачное свидание».

Сами песни исполняли профессиональные музыканты для фильма «Место встречи изменить нельзя», актеры саунтреки только обыгрывали.

Также в фильме прозвучала песня «Бомбардировщики», где ее поют сотрудники МУРа, едущие в автобусе на субботник.


В эпизоде, где Фокс танцует с официанткой, звучит танго Jalousie («Ревность»), которое было написано еще в 20-х годах датчанином Жокобом Гарде.

Вор в законе

Блистательно сыграл вора в законе уже известный на то время артист Евгений Евстигнеев.

Ему удалось передать образ профессионального вора, который имел узкую специализацию – вещи из театрального гардероба. Тут уже без помощи красотки не обойтись. Именно она и выносила из гардероба вещи по номерку, который и умел доставать из карманов богатых зрителей Ручечник. Для многих телезрителей стала крылатой фраза, сказанная им на допросе у Жеглова: «А сегодня что, постный день?».

Я сказал горбатый!

На роли членов банды в фильме «Место встречи изменить нельзя» актеры подобрались тоже колоритные. Членов банды сыграли:

  • Саша Белявский.
  • Виктор Павлов.
  • Валерия Заклунная (любовница «Горбатого»).
  • Иван Бортник.
  • Олег Савосин.
  • Володя Жариков.
  • Татьяна Ткач (подруга Фокса).
  • Александр Абдулов.
  • Рудольф Мухин (шофер банды).

И, конечно, Армен Джигарханян (главарь банды Карп).

Теперь уже известно, что роль Карпа предлагалась актёру Ролану Быкову. Несмотря на все отговорки артиста на его небольшой рост, эту роль отдавали ему.

Но во время съемок эпизодов с Карпом Быков попал в клинику с сердечным приступом. И тогда в срочном порядке было принято решение пригласить на эту роль Армена Джигарханяна. И несмотря на то, что на тот момент он вообще ничего не слышал о романе «Эра милосердия», он дал согласие на съемки. И сейчас трудно представить другого «горбатого» вместо А. Джигарханяна.

Начало съемок

После показа на голубых экранах фильма «Место встречи изменить нельзя» актеры и роли, которые они исполняли, стали в один миг знаменитыми на всю страну. Надо сказать, что кинокартина не была отмечена государственным наградами, хотя и вышла к празднику Дня милиции.

32 года назад 10 мая в городе Одессе начались съемки этого пятисерийного фильма. Во время отсутствия Станислава Говорухина работу над фильмом продолжал Владимир Высоцкий. И надо сказать, процесс съёмок при его руководстве значительно ускорялся. Если процесс эпизода был рассчитан по сценарию на семь дней, Высоцкому удавалось снять за четыре. При этом в обсуждении вопросов, как лучше снять тот или иной эпизод, принимала участие вся труппа.

Фильм стал народным

Теперь этот проект прочно вошел в обойму самых любимых фильмов для многих поклонников советского кино. И фразы из ленты: «Есть подозрение, мил человек, что ты стукачок», » Кофелек-кофелек. Какой кофелек?», » Ну и рожа у тебя, Шарапов!», «А пистолет, Володя, перевесит все другие улики. » — часто произносили многие люди, особенно стараясь подчеркнуть хрипотцу голоса Высоцкого.

Сам фильм «Место встречи изменить нельзя», актеры, фото кинокадров стали достоянием многих сайтов любителей кино.

Фильму «Место встречи изменить нельзя» — 40 лет

Поклонники советского кинематографа отмечают круглую дату. Ровно 40 лет назад на экраны вышла первая серия культового фильма «Место встречи изменить нельзя».

Премьерный показ приурочили ко Дню милиции. Образы сотрудников Московского уголовного розыска в исполнении Высоцкого и Конкина навсегда вошли в историю отечественного кино и стали любимыми у нескольких поколений зрителей.

Всего вышло пять серий, хотя было снято семь: творческой группе пришлось сокращать эпизоды после вмешательства комиссии Гостелерадио. Поэтому Станислав Говорухин был вынужден пожертвовать сюжетом знакомства Шарапова с Левченко на фронте.

Где эти кадры и сохранились ли они — неизвестно. Говорят, Высоцкий предлагал снять продолжение, но после смерти актера Станислав Говорухин не увидел в этом смысла, решив, что «Место встречи изменить нельзя» и так станет фильмом на все времена.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль