Меняя школу — ребенок меняет школу, новая школа, как адаптироваться в новом коллективе


Содержание

10 правил адаптации ребенка к новой школе

Вы перевели ребенка в новую школу и переживаете за его психическое состояние во время адаптации к новому коллективу – 10 простых правил помогут школьнику быстрее адаптироваться.

Правило №1 – Подготовка

Прежде, чем идти в новую школу, узнайте, в каком классе вы будете учиться, и найдите будущих одноклассников в соцсетях. Общение поможет узнать их интересы и найти общие точки пересечения. Вы сможете определиться, с кем сможете быстро завести дружбу, а к кому нужен особый подход. Виртуальное общение проходит легче, чем реальное, поэтому даже если вы застенчивый и малообщительный человек – это не помешает вам найти новых друзей и заочно познакомиться с большинством будущих одноклассников.

Адаптация ребенка доподросткового возраста в новой школе пройдет быстрее, если родители заранее познакомятся с классным руководителем и расскажут ему о ребенке. Учитель сможет подготовить класс к приходу нового ученика, назначит подходящих ребят для шефства над новичком, учитывая его интересы и черты характера.

Правило №2 – Естественность

Будьте собой и не тратьте время на показную дружбу. Отдавайте предпочтение общению с людьми, которые вам интересны и с которыми вам легко. Не старайтесь выглядеть лучше, чем вы есть. Все люди имеют недостатки, которые вы можете принять или не принять.

Правило №3 – Постоянство

Не рвите контакт с бывшими одноклассниками. Вы провели с ними много времени, хорошо их знаете, а они знают вас. Это те люди, которые поддержат вас в трудные дни адаптации в новой школе. Вам будет легче привыкать к новой обстановке, если вы расскажете старым друзьям об отличиях от старой школы.

Правило №4 – Новая жизнь

Переход в новую школу дает вам возможность начать жизнь с чистого листа. Вы можете перечеркнуть старые недостатки и вести себя по-новому. Никто не знает, какими вы были в старой школе – это возможность стать лучше и избавиться от комплексов.

Новая школа: как влиться в коллектив

Непохожесть на остальных — частая причина неприятия человека в коллективе. «Белая ворона», которая не может или не хочет быть как все, нередко вызывает отторжение у окружающих.

Повод может быть любым. Другая национальность, физический недостаток из-за болезни, дефект речи или неблагозвучная фамилия, необычная внешность — даже если это всего лишь странная прическа. Оценки выше или ниже, чем у других в классе. У вашей семьи больше или меньше денег, чем у остальных.

Все, что разительно отличает ребенка от большинства, увлекает его в группу риска: он не такой, как все. Чрезмерная опека со стороны старших членов семьи тоже может стать поводом для насмешек одноклассников — не забывайте об этом.

Не у всех роль «отшельника» вызывает психологический дискомфорт. Но если ребенок остро нуждается в друзьях и признании сверстников, а наладить отношения с одноклассниками не удается? Что в этом случае могут предпринять родители?

Как понять, что ребенок стал изгоем?

Если у ребенка не получается найти общий язык с новыми одноклассниками, первые «звоночки» не заставят себя долго ждать. И внимательный родитель быстро поймет, что в жизни сына или дочери происходит что-то неладное. На что стоит обратить внимание?

  • Ребенок радуется любой возможности не идти в школу — например, из-за болезни.
  • Постоянно придумывает причины не ходить в школу, хотя вовремя выполнил домашнее задание. Если это не срабатывает, идет на занятия без желания.
  • Ничего не рассказывает об одноклассниках, не приглашает их в гости. Никогда не участвует в мероприятиях класса.
  • Из школы всегда возвращается в плохом настроении.
  • Вы регулярно замечаете мелкие травмы у ребенка, повреждения на его одежде или школьных принадлежностях.

Главный принцип — не навреди!

Естественное желание любящего родителя — защитить ребенка от несправедливости и воздать по заслугам всем виновным. И не только обидчикам, но также учителям, которые «непонятно, куда смотрели, как такое допустили, почему не предотвратили». Но постарайтесь не махать шашкой сгоряча.

Подумайте, чем обернутся такие «разборки» для ребенка? Скорее всего, к нему прилипнет клеймо «стукача», отделаться от которого будет крайне трудно. И жизнь в коллективе станет еще сложнее. Как реагировать правильно, чтобы разрешить проблему, а не загонять ее в тупик?

Первое, что необходимо сделать, — обратиться к классному руководителю. Объясните ему вашу позицию. Он — связующее звено и может урегулировать конфликт, помочь сторонам договориться о приемлемом разрешении ситуации.

Если этого не случилось, следующая инстанция — директор школы. В присутствии классного руководителя он выяснит, почему не удалось решить проблему и что еще можно предпринять. В руках директора сосредоточено максимум ресурсов для разрешения любой сложной ситуации в школе.

Когда ребенок подвергся нападкам, некоторые родители тут же пишут заявление в полицию. Как правило, такие жалобы не дают желаемых результатов. Представители власти могут подавить конфликт, но не решить его — он просто уйдет глубже. Появится видимость решенного конфликта, но в действительности ситуация лишь усложнится.

В это время ребенку особенно нужна поддержка взрослых. Старайтесь повысить его самооценку. Не скупитесь на похвалу даже за небольшие достижения. Покажите, что верите в него. Подумайте, в чем он может успешно самореализоваться — спорт, творчество, учеба? Предоставьте ему такую возможность. Восхищение окружающих вернет ему веру в себя.


Если чувствуете, что ваших усилий недостаточно, обратитесь за помощью к детскому психологу.

Правила общения

Любую проблему легче предотвратить, чем впоследствии разрешить. Как наладить отношения в новом классе и избежать неприятия коллектива? Помогут несколько простых правил.

На личном примере прививайте сыну или дочери важные качества: общительность, дружелюбие и отзывчивость.

Поощряйте общение с одноклассниками вне школы. Пусть ребенок задерживается с ними после уроков, участвует в совместных мероприятиях. Узнайте заранее, чем интересуются дети из класса, и придумайте повод пригласить их к вам домой.

Вместе с ребенком участвуйте в школьных мероприятиях, подготовке к праздникам, поздравлении учителей. Вы лично познакомитесь с детьми из класса и сможете обсуждать с ребенком школьные события.

Проследите, чтобы он и сам проявлял активность в налаживании отношений, не оставался в стороне. Пусть сам подойдет к одноклассникам, попросит принять его в игру.

Дети не любят «зазнаек». Возможно, не стоит приходить в школу в очень дорогой одежде, которая не по карману семьям остальных детей.

Если уровень знаний ребенка заметно выше, пусть он поможет одноклассникам справиться со сложным заданием.

Развиваться и совершенствоваться нужно всю жизнь. Интересуйтесь людьми и событиями вокруг вас. Живите ярко и насыщенно. Будьте интересны самому себе. Активный, всесторонне развитый и позитивный человек легко приживается в новом коллективе. Будьте примером для ваших детей.

Об авторе

Марина Архипова — специалист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы, член Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании.

Надо ли смягчать ребенку удары судьбы?

Что правильней: оберегать ребенка от тревог и неприятностей или позволить ему самостоятельно разбираться со всеми проблемами? Лучше найти золотую середину между этими крайностями, чтобы не помешать полноценному развитию сына или дочери, считает психолог Галия Нигметжанова.

Формула доверия: как избежать разочарования в людях

Нам с детства твердят, что верить незнакомцам опасно, а слишком поспешное признание в любви едва ли обещает счастливый конец. Однако не все вокруг мошенники и не всегда отношения заканчиваются разрывом. Как определить, кто заслуживает доверия? Можно ли найти универсальный критерий?

Хотим перевести ребенка в другую школу: как это сделать «без травм»?

Дело непростое

Бывает так, что ребенок сам хочет поменять школу, и тогда все проще, тогда трудности адоптации пережить легче. Но, как правило, смена школы происходит по инициативе родителей. Иногда это объективные причины — семья переезжает, иногда субъективные — родителям кажется, что новая школа гораздо лучше старой. Если при этом мнение ребенка и спрашивают, то его голос не становится решающим. Решают все равно родители.

Но для ребенка переход в новую школу — трудное дело. Родителям может очень не нравиться школа, из которой они его забирают, но ребенок-то привык к ней. И если для родителей важнее всего уровень образования, квалификация учителей, то для ребенка — отношение с ровесниками, с одноклассниками, с детьми из соседних классов. Очень часто шок и стресс ребенка связаны не с тем, что в новой школе другие учителя, не с новыми учебными требованиями, а с тем, что здесь он поначалу для одноклассников никто, его не ценят, не понимают, не принимают в свою компанию, у него нет здесь друзей. Иначе говоря, он выпадает из социального контекста. А чтобы ребенок в новый контекст врос, пустил, так сказать, корни — требуется время.

Родители с самого начала должны понимать: переход в новую школу — это не одномоментное действие, а длительный процесс. В лучшем случае адаптация занимает от полутора до трех месяцев. А в тяжелом случае — от полугода до года. У ребенка в старой школе может остаться лучший друг или лучшая подруга, с которыми проводили много времени, и нет никакой возможности эти связи сохранить: например, семья переехала в другой город. Общение в соцсетях — не выход, детям необходимо живое общение. Когда оно разрывается, ребенок переживает дополнительный стресс (помимо обычных трудностей адаптации). Ребенок имеет право горевать, это абсолютно нормально. К этому его гореванию родители должны относиться предельно серьезно, фразы «ну ничего, найдешь тут себе новых друзей» могут лишь подлить масла в огонь.

Любимый друг или любимый хороший учитель, классный руководитель или предметник, или даже просто привычная дорога до школы — это все может быть точками привязки, которые придется постепенно «отпускать». Если родители были инициаторами перехода, то радости со стороны ребенка ждать не стоит. Если обошлось без явного протеста, без пассивно-агрессивного поведения — это уже хорошо. И вообще учитывайте, что плюсы перехода в новую школу — плюсы, очевидные для взрослых — ребенок, скорее всего, оценит очень нескоро, если вообще оценит, а вот минусы ему гораздо заметнее, чем вам. Это ведь не вы, а он вынужден находиться там шесть дней в неделю по несколько часов. Учитывайте и то, что не обо всех этих минусах ребенок вам расскажет.

Как смягчить переход

Тем не менее, если менять школу все-таки надо, если деваться некуда — то к этому надо предварительно подготовиться. Вот несколько основных способов такой подготовки.

1 Перед переходом в другую школу хорошо поговорить с кем-то из родителей, кто в силу обстоятельств много переезжает. Часто это семьи военных. У какого-то кадрового военного бывает очень много переездов, а ребенок каждый раз — в положении «новенького». Возможно, их опыт, их советы пригодятся и вам.

Имейте в виду, что дети начальных и средних классов не то чтобы злы и жестоки, но взыскательны и требовательны к новеньким. У детей в этом возрасте формируется идентичность группы, и как среагирует на эту идентичность коллективное сознание — впустить новенького или отторгнуть — очень большой вопрос. Если у вас есть выбор, в какой класс отдавать ребенка, то пусть это будет более слабый, но с лучшим психологическим климатом. Коллективы с очень большой конкуренцией, с выраженным жестким лидером или с травлей в анамнезе — опасны для новичка.


Огромная разница, попадает ребенок в сложившийся коллектив или поступает в школу, где класс только-только сформирован. То, о чем говорилось выше, скорее относится к ситуации, где класс уже сформирован давно, все ученики знают друг друга и учатся вместе не один год. Но есть лицеи и гимназии, которые набирают целиком новый пятый или девятый классы. И здесь ребенок словно снова идет в первый класс: он попадает в коллектив, где всё в состоянии брожения, где коллектив только начинает складываться, распределяются роли. Это совсем другая история, более легкая.

2 Если вы знаете, что у вашего ребенка коммуникативные трудности, то ему нужно поработать с психологом, сходить на тренинги или в отправиться в летний лагерь, чтобы он получил навык вживания в новые для себя социальные роли (но только в такой лагерь, в котором вы уверены, в котором педагоги умеют поддерживать правильный моральный климат. От первого попавшегося лагеря может быть не польза, а вред).

3 Важно предупредить ребенка, что сначала будет непросто, придется привыкать. Если он тревожный, мнительный, делать это надо или очень заранее, или, наоборот, — не слишком, в зависимости от ребенка. Каждый родитель такого ребенка знает, как он реагирует, скажем, на планируемый поход к зубному. Кого-то нужно подготовить заранее, чтобы он подготовился к ситуации, успокоился и принял, а кого-то — почти накануне, чтобы не накрутил себя. Ребенку надо объяснять, что такое адаптация, как происходит привыкание. Полезно рассказать о своем опыте, об опыте знакомых: как проходили через подобное, какие возникали трудности, как эти трудности преодолевали.

Но кроме того, ребенка надо максимально замотивировать, объяснить, чем эта школа лучше — с образовательной точки зрения, с точки зрения престижа. Попытайтесь отыскать что-то хорошее о новой школе, причем не рекламного характера, а правдивое.

4 Обязательно сходить с ребенком посмотреть новую школу. Посмотреть на учителей и, если это возможно, познакомиться с учениками, чтобы у него появилось хоть какое представление о школе. Чтобы это сделать, надо заранее связаться с администрацией новой школы и договориться о таком визите.

5 Если отношения с учениками в старой школе хорошие, надо устроить прощальную вечеринку, а также постараться максимально сохранить те связи, которые ребенку хочется сохранить: записать телефоны, контакты родителей, договориться о встречах, особенно в те три-четыре месяца, пока ребенок будет привыкать. То есть не доверять записывание контактов ребенку (даже подросткового возраста), а продублировать. Ведь от эмоций и от стеснения ребенок может что-нибудь не написать. Первые месяцы надо максимально поддерживать встречи со старыми одноклассниками, предлагать пойти погулять с ними, сходить в кино или театр.

6 Хорошо, когда при смене школы у ребенка сохраняется внешкольный круг общения: его друзья из детства, друзья по даче, дети ваших друзей, друзья из студии, кружка или скаутского отряда. Бывает, что даже одного такого внешкольного друга достаточно, чтобы в новой школе ребенок чувствовал себя уверенно. А уверенно он будет себя чувствовать, потому что знает: у него крепкие тылы, он не одинок, ему есть у кого искать понимания и поддержки. Это своего рода гарантия безопасности.

7 Нужно максимально подробно узнать порядки в новой школе, какие-то режимные моменты, отличие в программе и так далее. Порой родители гонятся за престижем школы, не понимая, насколько там огромная нагрузка и что она ребенку не под силу. Если вы собираетесь перейти в школу, где действительно больше требований, лучше хотя бы три месяца ходить туда на подготовительные курсы, решать все задания, заниматься с репетиторами из этой школы, чтобы и ребенок представлял себе объем нагрузки на практике, учился по тем учебникам, по которым занимаются в этой школе.

Обычно все более сильные школы имеют либо подготовительные курсы, либо факультативы, или можно индивидуально договориться с преподавателем о занятиях. Это полезно еще и как окончательная проверка: стоит ли все-таки сюда переходить? Ведь может выясниться, что разрыв в подготовке капитальный, что его не преодолеть, что ребенок не сможет на этом уровне учиться, либо сможет, но с огромным трудом.

Чтобы ребенок хорошо учился в новой школе, важно, чтобы не было гигантского перепада в уровне обучения. Плохо, если новая школа гораздо сложнее прежней, но плохо и если она гораздо проще. То есть важно, чтобы ребенок не ощущал себя аутсайдером, но и если он вдруг в слабой школе внезапно ощутит себя успешным лидером — это тоже плохо. Если разрыв в уровне между старой и новой школой кардинален, то основные трудности адаптации как раз будут не в социальной сфере, а в учебной. Если вы поняли, что ребенок явно не потянет учебную программу новой школы — наймите репетитора, чтобы подтянул его насколько это возможно за ограниченное время. Важно, что подтягивать должен профессионал, сами вы, скорее всего, в случае огромного разрыва не справитесь.

8 Надо сделать все для того, чтобы ребенок максимально вписывался в рейтинг по социальным клише — улучшить одежду, модель телефона, обувь, рюкзак. К сожалению, все это важно, и принимают по одежке. Особенно в детской среде.

9 Можно воплотить в жизнь какое-нибудь давнее желание ребенка — купить велосипед другой модели, гироскутор, что-то для компьютера. То, что со школой не связано и что доставит ему радость. Эта радость станет для него поддержкой в трудные первые месяцы, когда ему придется потратить силы на привыкание.

Началась учеба

Но вот свершилось — ребенок уже начал учиться в новой школе. Что должны делать родители?

Первые недели в новой школе нужно максимально быть на связи с ребенком. Речь не о том, конечно, чтобы уволиться с работы или взять отпуск, но, по возможности, постарайтесь сделать так, чтобы ваш график позволял активно общаться с ним, присматриваться, каково ему в новой школе. Самые неприятные вещи вылезают в первые полтора месяца, но при этом первые дни могут быть обманчиво хороши. Только потом могут начаться проблемы — кто-то из учеников или учителей его невзлюбил, обнаружились сложности по каким-то предметам. Ошибкой было бы думать, что раз ребенок поступил, то можно уже расслабиться.

Нужно выбирать время, гулять, разговаривать, смотреть какие-то старые фильмы о школе, с тем, чтобы была возможность каким-то образом быть в курсе переживаний ребенка. Если речь о младшей школе – там может быть какая-то рисовальная терапия, игровая, чтобы помочь ему выразить свои переживания.

Родители, переводя ребенка в более сильную школу, зачастую строят у себя в голове идеальную картинку — как там все будет идеально. Но оказывается, что все не идеально, а просто нормально. Другая школа, и что-то в ней лучше, что-то хуже. Например, вроде все нормально, а еда невкусная, или раздевалка неудобная, или физрук сумасшедший. Везде есть минусы и плюсы, и всегда можно помочь выделить минусы и плюсы, спрашивая, что больше нравится, что меньше нравится, что удачней было в старой школе, а что — здесь.

Повторяю, сейчас речь о трудных вариантах. Иногда ребенок бывает по-настоящему счастлив, что поменял школу, он хотел этого сам, был заинтересован в учебе или в программе, в новых ребятах. Тогда адаптация будет легкой. Конечно, надо порадоваться, что нет трудностей, конфликтов, слез, нежелания идти, хвостов в учебе. Но в целом расслабиться можно не раньше чем спустя полгода или даже через год. Тогда будет окончательно ясно, что ребенок вписался в систему, у него появились друзья.

Переход в новую школу часто влечет за собой изменение режима дня. И здесь порой требуется пересмотреть общую нагрузку. Если прежняя школа была рядом с домом, а сейчас надо тратить час с лишним на дорогу — значит, нужно понять, что из внешкольных занятий вы можете оставить, а что лучше отменить. Надо понять, как организовать дополнительное питание ребенка, какие продукты давать с собой, где подвозить, где разрешать взять такси, решить, может быть, вы будете раз в две недели пропускать занятия — по договоренности с учителями.

Если ребенку предстоит самостоятельно ездить по маршруту — нужно несколько раз проехать вместе с ним заранее, чтобы он привык. Хорошо подчеркивать плюсы такой дороги: ты едешь сам, у тебя больше карманных денег. В таких школах часто все ездят издалека, не он один, так что все воспринимается совершенно нормально.

Иногда родители спрашивают: надо ли ходить знакомиться со всеми новыми учителями, рассказывать им об особенностях ребенка. Ответ на этот вопрос зависит от того, в какую именно ступень вы перешли. Если речь идет о средней школе, там обычно при поступлении предполагается обязательное собеседование либо с психологом, либо с учителями-предметниками. Надо играть по правилам заведения, куда вы поступили. Как правило, педагоги в школе исходят из того, что ребенок сам выстраивает отношения. За исключением тех случаев, когда у него есть какие-то особенности характера, здоровья или поведения, о которых обязательно нужно предупредить. Если же таких нюансов нет, то лучше не слишком надоедать учителям — чтобы не заработать репутацию тревожных родителей. Потому что все-таки в сильных школах учителя предполагают, что дети могут учиться сами и что это не родители пришли учиться. Но если не было никакого конкурса, никакого собеседования — нужно прийти и понять: готовы ли вас слышать.

Родителям следует ходить на все собрания, чтобы быть в курсе ситуации. Знакомиться с классом можно, активно участвуя в коллективных поездках, в организации разных внутришкольных мероприятий — утренников, соревнований, походов. Это и вам поможет яснее понять атмосферу в классе, и ребенку дает ощущение защищенности. Но при этом важно не выделять своего сына или дочку из прочих детей, со всеми вести себя одинаково.

Общий вывод: к переходу в новую школу следует относиться серьезно: проблемы вполне возможны, но зная о них заранее, можно их максимально сгладить. Также не стоит думать, будто переход чудесным образом решит все прежние проблемы. Если избегать излишнего оптимизма и излишней паники, все в итоге будет нормально.

Подготовила Оксана Головко

На заставке: фрагмент фото Александра Анисимова, фотопроект “Так сказать”

Первый раз в новый класс. Как помочь ребенку?

Адаптация в новой школе – всегда сложный процесс. Неважно, какие обстоятельства стали причиной перехода в новую школу, в любом случае ребёнку придется пережить период привыкания к новому коллективу. Обычно это занимает месяц-два.


Идём в новый класс

Адаптация к новому классу часто происходит нервно. Смена класса становится стрессом, особенно, если одновременно меняется вся привычная для ребёнка обстановка. Например, семья переехала в другую социальную среду: из крупного города в небольшой посёлок или из хорошего района в неблагополучный. Или произошла смена обычной школы на гимназию с более сложной учебной программой. В этом случае ребёнок может столкнуться с новыми, неизвестными ему пока правилами поведения, в том числе и негласными. Как ему помочь?

  • Постарайтесь посетить новую школу до начала учебного года, познакомиться с учителями.
  • Если у школы есть форум или группа в соцсети, ребёнок может вступить в нее, заранее познакомиться с будущими одноклассниками.
  • Родителям не стоит впадать в крайность, провожая ребёнка как на фронт: при спокойном и позитивном настрое гораздо больше шансов, что первое впечатление от знакомства с новыми одноклассниками будет хорошим.

Положение ребёнка в новом коллективе во многом определяется тем, какое место он занимал в старом. Уже начиная с детского сада можно выделить три основные группы детей:

  • Лидеры: как правило, это физически и умственно развитые дети. Они собирают вокруг себя остальных, распределяют роли в играх и придумывают правила, с ними все хотят сидеть за одной партой.
  • «Середнячки» – общительные и дружелюбные дети, которых с удовольствием принимают в игры. У них, как правило, есть несколько друзей, а с остальными в группе или классе ровные отношения, но они зависимы от поведения лидеров, подчиняются им.
  • Аутсайдеры – дети, которых коллектив отвергает по тем или иным причинам. Это может быть связано с отставанием в развитии, проблемами со здоровьем, особенностями характера.

Понять, кем является ваш ребёнок в нынешнем классе, нетрудно. Если он с удовольствием идёт в школу, скучает по одноклассникам во время летних каникул, его приглашают на дни рождения (и приходят к нему) – значит, проблем в общении нет. С большой вероятностью переход в новый класс пройдет гладко.

Сложности во время адаптации в новом классе

Адаптация ребёнка в новом классе может сопровождаться трудностями. В младших классах обычно появление новых учеников в классе проходит спокойно. Дети в этом возрасте зависимы от мнения учителя, их психика более гибкая, чем у детей постарше, а иерархия в группе еще неустойчива. Новичок перестанет считаться таковым уже через пару недель. Роль учителя в начальных классах огромная: как отнесётся к новенькому ученику при первом представлении его классу – так класс его и воспримет. Поэтому особенно важно познакомиться с учителем заранее.

У учеников 5-8-х классов есть определенные отношения в коллективе, которые не всегда очевидны взрослым. Уже сформирован «костяк» класса – есть лидеры, есть и свои аутсайдеры. Очень многое зависит именно от того, как ребёнка воспримут лидеры – их оценка влияет на отношение остальных школьников, более ведомых. В пользу ребёнка говорят следующие факты:

  • Самостоятельный для своего возраста, умеет вступать в контакт с ровесниками и может постоять за себя.
  • В семье благополучные, доверительные отношения.
  • Есть какое-нибудь увлечение, в котором ребёнок достиг успеха.
  • Есть друзья помимо школы, например, в кружках, секциях (если меняется только школа, а семья осталась жить на старом месте).

В старших классах вопрос принятия новенького стоит не так остро, потому что ученики уже достаточно сильно загружены учёбой и подготовкой к экзаменам. Но большее значение приобретает внешность. Лишний вес, проблемная кожа, заикание – все это может стать причиной неуверенности в себе.

Как ребёнку произвести хорошее впечатление на одноклассников?

Чтобы адаптация детей в новой школе произошла как можно мягче, необходимо правильно произвести первое впечатление. Ведь оно самое важное. Необходимо:

  1. Вести себя уверенно, спокойно и самостоятельно, войти в класс с прямой спиной.
  2. Поздороваться, улыбаясь. Но не заискивающе, а располагающе.
  3. Не нужно стесняться, забиваться в угол, отнекиваться от разговоров.
  4. Очень важен внешний вид. Одежда и обувь должны быть чистыми, опрятными, поглаженными.

Как узнать, что происходит в школе?

Перемены всегда проходят непросто, и в этот период очень важно уделять ребёнку больше внимания.

Если ребёнок осваивается в новом классе хорошо, он:

  • идёт в школу с удовольствием;
  • проводит время после школы с новыми одноклассниками, рассказывает о них;
  • одноклассники добавляются в друзья в соцсетях, некоторых вы уже знаете, они приходят в гости.
  • Ребёнок приходит из школы расстроенным, даже заплаканным.
  • Не рассказывает ничего о новом классе.
  • Даже при нормальной успеваемости стремится получить разрешение не идти в школу.
  • Косвенными признаками могут быть обострение хронических заболеваний, особенно тех, которые имеют психосоматическую природу (астма, дерматит)

Что делать, если ученика не принимают?


Прежде всего помните, что любой коллектив – это живой организм и ситуация в нем может поменяться. Нужно поговорить с ребёнком, чтобы понять, какая обстановка сложилась в классе.

Возможно, ваш ребёнок слишком застенчив, замкнут. Для начала можно попробовать найти хотя бы одного друга.

  • Узнайте, с кем ребёнок сидит за одной партой. Предложите позвать этого одноклассника в гости.
  • Спросите, чем увлекаются одноклассники: ходят в спортивные секции, музыкальную школу, театральный кружок? Участие во внеклассной активности поможет влиться в коллектив.
  • Если ребёнок будет успешен в учёбе, это даст ему достаточную уверенность в себе, что позволит и во внеклассной жизни проявить себя. Дополнительные развивающие занятия помогут с лёгкостью справляться с нагрузкой на уроках уже через месяц.

Если ребёнка обижают

Буллинг (термин из американской психологии), или травля – явление, которое может встретиться и в простой школе, и в элитной гимназии. Чаще всего оно возникает в возрастной группе от 9 до 13 лет, но иногда бывает и у подростков. Это уже не просто отсутствие друзей. Если в классе:

  • систематически оскорбляют ребёнка, доводят до слёз, придумывают обидные клички;
  • портят, прячут или выбрасывают его вещи;
  • толкают, щипают, бьют – это насилие. Здесь срочное вмешательство родителей необходимо.

Начать нужно с общения с классным руководителем. Нередко учителя устраняются от решения таких сложных проблем, делая вид, что не знают о травле. О насилии в классе должны быть в курсе классный руководитель, директор и школьный психолог. И не просто знать, а предпринимать действия по преодолению ситуации в группе детей (именно в группе, так как по отдельности дети не способны поддерживать травлю, это проблема коллектива).

Дома стоит уделять ребёнку максимум внимания. Ни в коем случае не обвинять его, но и не делать вид, что проблемы не существует.

Чего делать нельзя?

Оставлять ребёнка один на один с проблемами, советовать «дать сдачи», «учиться постоять за себя», «не обращать внимания». Когда дело доходит до реального насилия (в том числе и психологического), это недопустимо.

Нельзя искать причину травли в том, что ребёнок не такой, как все (имеет лишний вес, носит очки, хуже всех одет, физически слабый и так далее). Поиск причин в личности самого ребёнка негласно приводит к выводу, что виновата жертва, а не преследователь. И что насилие можно оправдать.

Переход в новый коллектив не всегда даётся просто. Но если ваш ребёнок гармонично развит и успешен в учёбе, скорее всего, период адаптации будет недолгим.

Адаптация ребенка в новой школе

Для каждого малыша смена обстановки является стрессовой ситуацией с которой, зачастую, он не в силах справиться самостоятельно. Новая школа, учителя, одноклассники – все это может оказывать эмоциональное давление. Период адаптации обычно длится от одного до трех месяцев. Все будет зависеть от школьной программы и общего отношения в школе к ребенку. В этот период очень важно протянуть крохе руку помощи, помочь пройти адаптацию и завести новых друзей.

В каких случаях ученик может испытывать затруднения в новом коллективе? Чаще всего проблема кроется в его характере. Если ребенок застенчив, неразговорчив и скрытен от окружающих, одноклассники предпочтут игнорировать его. В худшем случае на ребенка могут обрушиться оскорбления и настоящая травля. Перед сменой школы родителям настоятельно рекомендуется провести с таким ребенком несколько бесед: объясните, как важно проявить дружелюбие и интерес к другим людям.

Так же дела обстоят и с малышом, который через агрессию пытается продемонстрировать себя. По его мнению, непослушание – самый простой способ завоевать авторитет в новом окружении. Подобные действия не только не оправдывают себя, но и могут существенно повлиять на успеваемость и отношение учителей. Здесь устранить проблему будет куда сложнее, ведь причина кроется в изначально неправильном воспитании.

Как помочь ребенку влиться в коллектив?

Какой бы характер не имел учащийся, всегда есть способы помочь ему влиться в новый класс. Что в таком случае должны делать родители?

  • Участвуйте в жизни школы. Посетите родительское собрание, поговорите с первым учителем или классным руководителем ребенка. Объясните ему, что ваш кроха сложно сходится с новыми людьми, поэтому ему нужна помощь и со стороны педагога. Возможно, учитель сможет привлечь ребенка к внеклассной деятельности, организовать коллективную работу, где малыш проявит себя и подружится с одноклассниками.
  • Окружите ребенка его сверстниками. Лучший способ развить в ученике коммуникабельность – отвести его в место, где он может неформально общаться с детьми. Это могут быть вечерние прогулки на детских площадках, посещение кружков по интересам или детские комнаты в торговых центрах. В форме игры кроха чувствует себя свободно, а потому ему легче сбросить зажимы, и открыто пообщаться с другими ребятами.
  • Регулярно разговаривайте с ним о его проблемах. Плохое настроение? Замечание в дневнике? Отсутствие друзей? Все это повод для открытого диалога. В нем очень важно дать понять ученику, что вы на его стороне и всегда поможете с решением любых проблем. Выстройте доверительные отношения. Только так ваши советы по общению со сверстниками будут услышаны и применены на практике.
  • Не наседайте и не ругайте малыша за проколы. В первое время низкая успеваемость – это вполне нормальное явление. Человеку сложно одновременно уделять внимание и хорошей учебе, и своему поведению в новом коллективе. После того, как у крохи появятся друзья, в приоритет станет учеба, ну а пока длится период адаптации – будьте терпеливы. Станьте поддержкой, а не тираном.

Открытость, постоянная коммуникация и доверие в семье помогут ученику чувствовать себя комфортнее в любом коллективе. Вовремя привитые навыки общения будут служить человеку на протяжении всей жизни, поэтому в воспитании именно на них нужно сделать особый уклон.

Уважаемые родители и ученики! Праздничная линейка, посвященная началу учебного года состоится 2 сентября 2020 года в 11.00 на…

8 марта в школе ГЕЛИОС прошел День самоуправления, приуроченный прекрасному празднику весны Международному женскому дню. В честь праздника ученики…

На улице еще лежит снег, а на календаре уже весна! И это прекрасное время года открывает женский праздник. 8 Марта -…

Такие русские народные праздники как «Масленица» ежегодно проводятся в нашем детском саду и стали уже традиционными и любимыми для детей. Вот и…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль