Мечтать… вредно — неадекватное, фантазирование, консультация, психолога


Мечтать не вредно, вредно не мечтать…

Вы часто бурно фантазируете на вольные темы, строите воздушные замки, летаете в мир грез, в мир мечты?

Современная нейропсихология положительно высказывается о таких фантазиях, и рекомендует мечтать. Говорить, что это очень полезно, но так было не всегда…

До сих пор иногда встречается высказывание, «Что мечтать – это пустая трата времени, лучше бы, что полезное сделал!», или «Хватит ловить гав – смотри в учебник!». Знакомо?

Мечтать вредно

Старые школы психологии негативно высказывались о фантазировании. Если «пациент» слишком часто улетает в мир фантазий – ему могли выписать целый курс «по анти-мечтанию». Утверждая, что «от фантазии до безумия — один шаг».

Во время мировой войны в США при наборе новобранцев заставляли проходить специальный тест на выявление дефективных мечтунов: якобы такие молодые люди очень склонны к неврастении (нестабильности психики).

Современная психиатрия до сего дня с подозрением смотрит на детей, которые слишком уж часто «там», а не «здесь».

Вредно не мечтать

А что же современная наука говорит о мечтах?

Когда разум не занят, он переходит в особый режим, в режим: «фантазия вкл.!»

Ибо от 15 до 50% из времени без сна, человек проводит в мечтах. Процесс придумывания – жизненно важная функция человеческого сознания.

Во первых – это создание новых нейронных сетей (синапсы). В этой статье: какая связь между количеством нейронных сетей и гениальностью (умом).

Во вторых – это тренировка памяти. Ибо в момент фантазирования, человек вплетает в свои фантастические мысли те вещи, идеи или людей, что ему известны. «А повторение – мать обучения».

В третьих – это репетиция своего поведения в потенциально возможной житейской ситуации. На этом принципе построена сила визуализации, и многие психологические тренинги по саморазвитию.

Мечтать не вредно, вредно не мечтать…

Ребенок-фантазер

  • Ø Защитное фантазирование -дети придумывают себе другую реальность: другого папу или маму, другую семью, иное материальное положение. Иногда ребенок может придумать друга, которого у него на самом деле нет. Защитное фантазирование, как правило, указывает на определенную проблему, с которой ребенку трудно справиться, и он делает это с помощью создания другой, более помогающей ему реальности.
  • Ø Дети часто идентифицируют себя с теми героями, чьи качества им хотелось бы присвоить. Играя или бесконечно слушая сказки о таком герое, ребенок как бы примеряет на себя его характер, пытаясь ощутить и вобрать в себя недостающие ему самому качества.
  • Ø Воображение — важная психическая функция, не менее важная, чем память и логика. В дошкольном возрасте именно через воображение во многом идет развитие психики ребенка, особенно ребенка творческого склада.


Развитие воображения может тормозиться вследствие:

  • Ø приучения ребенка к строгому и неукоснительному порядку;
  • Ø высмеивания фантазийной жизни ребенка;
  • Ø критики результатов его творчества и фантазирования;
  • Ø обесценивания воображаемого мира ребенка, постоянного стремления погрузить его в реальность и рациональность мира.
  • Ø Фантазия и вера в чудо важны и необходимы ребенку, потому что именно они помогают справляться с детской тревогой о собственной «малости», позволяет принимать подчиненное положение по отношению к взрослому миру и ограниченность собственных возможностей.

Как реагировать на фантазирование ребенка

Консультация для родителей «Детская фантазия или ложь?»
консультация на тему

Консультация для родителей

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley_pravda_lozh.doc 80 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Детская фантазия или ложь?»

Все мы хотим, чтобы наши дети росли честными людьми, и вдруг:

— Кто разбил чашку?

— Это не я! Понимаешь, мама, прилетал Карлсон…

Что же это? Мой ребенок — патологический лгун, или просто фантазер? Что делать – ругать, отшлепать, читать нотации? Или – попытаться понять? Провести границу между фантазией и ложью очень трудно даже взрослому человеку, не говоря о маленьком ребёнке. Ложь – преднамеренное искажение информации с целью собственной выгоды, фантазия – это способность нашего разума создавать новые образы, воображать их, мечтать.

Давайте разберемся, что приводит малышей к тому, что они начинают лгать?

-попытка избежать наказания;

— стремление привлечь к себе внимание;


-Ложь, чтобы обратить внимание на себя

— наличие у ребенка проблем, требующих решения;

-Ложь, как способ подражания

— защита от стрессовых ситуаций;

— дурной пример окружающих — как детей, так и взрослых.

-Ложь, ради оправдания ожиданий

Одна из главных причин лжи маленького человека — его недоверие ко взрослым. Ребенок говорит неправду, поскольку боится, что его накажут за проступок. Им требуется много времени, чтобы уяснить разницу между действительностью и мечтой. У детей преобладает стремление разрешать реальные проблемы фантастическими способами. Когда ребенок начинает лгать постоянно, это значит, что у него накопились проблемы. Часто ложь — это способ самообороны. Малыш стремится защититься от родителей, сверстников и личных проблем. И пользуется для этого оружием, подсмотренным у нас, взрослых. Но если и после семи лет ваш ребенок с трудом отличает реальность от собственного вымысла – обратитесь к психологу – ребенку нужна помощь специалиста.

Ребенок естественно стремится к справедливости и добру. Но современная жизнь, увы, вносит свои коррективы. Становясь старше, ребенок стремится стать лучше других и любой ценой получать желаемое. Самым простой путем к этой цели — ложь.

Стратегия родительских действий

• Реагируйте на ложь спокойно, избегайте избытка эмоций, не наказывайте ребенка, пока вы «на взводе».

• Постарайтесь вместе с ребенком определить причину лжи, и придумать другой выход из сложившейся ситуации.

• Старайтесь не подавать дурной пример ребенку. Чтобы требовать чего-то от ребенка, стоит начать с себя. Не провоцируйте каверзными вопросами своего ребенка, это только распалит в нем желание врать

• Хвалите ребенка, каждый раз, когда он говорит правду, в особенности, в тех случаях. когда это потребовало от него некоторых усилий и даже внутренней борьбы.

• Не делайте спешных выводов, если вина ребенка не установлена. Это может поколебать уверенность ребенка в вашей справедливости и понимании.

• Подавайте пример правдивости. Дети учатся врать, как правило, у взрослых.

Разумные ограничения необходимы, и если запреты провоцируют ложь, то и вседозволенность чревата проблемами. Где же выход? Помните, что, воспитывая в ребенке правдивость, надо все время стараться не переусердствовать.

Если говорить о фантазии, то это просто необходимо для полноценного развития. Без хорошо развитого воображения ребёнку порой будет довольно сложно освоить некоторые школьные предметы. Для того, чтобы мир грёз не был закрыт от вас, никогда не стоит смеяться над ним либо яростно опровергать невозможность выдумки. Лучше расспросите его о предмете выдумки или пофантазируйте вместе с крохой – это поможет вам стать ближе друг к другу.

Не забывайте, что фантазия призвана делать мир лучше. Направьте всю силу воображения своего чада в мирное русло и, возможно, именно этим вы откроете ему путь к творческим профессиям.

Консультация для педагогов «Фантазия и реальность у детей»

Лариса Мельникова
Консультация для педагогов «Фантазия и реальность у детей»

Различают несколько видов воображения:

1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.


3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.

Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач?

При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, «взрослое», серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.

Чем отличается фантазия от глупости?

Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость — это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.

Всякая ли фантазия — это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле — это увеличение добра в мире.

Классическим носителем фантазии является сказка.

Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет.

Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? Немедленно помогите ему.

Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.

Видимо, так дети подсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.

Как развивать у детей фантазию и воображение?

Есть три закона развития творческого воображения:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию, если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

Способы развития фантазии и воображения

Перечислим основные способы развития фантазии и воображения, а потом рассмотрим приемы развития творческого воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?

1. Сформировать мотивацию!

2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.

3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.

4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнее слушаются.


5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.

6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике:

Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования у детей связной речи» Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ по проблеме формирования у детей дошкольного возраста связанной речи, через.

Консультация для педагогов «Комплексная работа педагогов и специалистов по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТНР» Зачастую координация усилий специалистов, работающих в группах компенсирующей направленности, является сложной и подчас невыполнимой задачей.

Консультация для педагогов «Организация совместной деятельности педагогов и родителей в физическом воспитании детей» Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботится о правильном физическом развитии детей, регулярно.

Консультация для педагогов «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и воспитателей ДОУ с помощью релаксации» Здоровый педагог — здоровый ребенок: психологический аспект. Если задать вам вопрос: «Что значит быть здоровым?», в большинстве случаев.

Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.

Консультация для родителей «Литература и фантазия» За последнее время мы с тревогой замечаем, что дети наши изменились, как читатели. С большим интересом они смотрят телевизор или сидят,.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к обучению в школе — мифы и реальность» Готовность ребёнка к школьному обучению — это необходимый уровень физического и психического развития ребёнка для освоения школьной программы.

Реальность — ошибка. Перманентное развитие мозга без дополнительных усилий автор: Иннокентий Скирневкий специалист по мышлению, спикер TEDx, автор образовательного проекта для дошкольников «Сказбука» Вас когда.

Мечтать не вредно, вредно не мечтать: чем полезны мечтания

«Хватит витать в облаках!» – ругают иногда родители детей. Или бывает на работе, дома мы говорим сами себе, знакомым: «Размечтался, лучше делом займись». Мечтательность и задумчивость действительно отвлекают человека от реальной жизни. Но так ли они бесполезны на самом деле?

Что такое мечты

Мечты – это продукт воображения. Мечты отстранены от реальной деятельности в настоящем, направлены в будущее, отражают желания человека. Мечтать – значит сознательно создавать образы будущего. У кого-то мечты приближены к реальности, а кто-то мечтает о чем-то фантастическом.

В детстве и юности все люди часто мечтают. Но чем старше мы становимся, тем больше повседневная рутина и обязанности вытесняют мечты. Какое покорение Эвереста или прыжок с парашютом? На это нет ни времени, ни сил, ни средств. Да и опасно, и более насущных вопросов куда больше.

Но ведь мечты не рождаются просто так. Это отражение нашего подсознания, нашей сущности. Люди, особенно взрослые, мечтают о том, что им нужно для гармоничной жизни и развития. К тем образам, что приходят во снах и мечтах, нужно прислушиваться. И мечтателями люди становятся не просто так. Мечтательность – это показательная черта личности.

Мечтательность как черта характера

Мечтательность можно рассматривать как форму ухода от реальности, компенсаторный механизм. Но это и показатель нерешительности, неопределенности человека. Рассмотрим оба случая подробнее:

  1. Чрезмерная мечтательность как черта характера формируется еще в детстве. Это ответ детской психики на неблагоприятные условия развития: насилие и грубость, одиночество, неудовлетворенные потребности, нужду, голод и т. д. Вспомните сказку про Карлсона. Малыш мучился от одиночества и выдумал друга, который живет на крыше. Мир фантазий и грез идеален, потому некоторые люди и выбирают его вместо реальности.
  2. Мечтательность, при которой мечты так и остаются мечтами, никогда не превращаются в цели, говорит об одном: человек нерешителен, переполнен страхами и неуверенностью в себе. Или выдвигает завышенные ожидания и требования. Такие люди часто сами не знают чего хотят, не понимают себя и других людей.

Постоянные мечтания, жизнь в фантазиях и грезах препятствует развитию личности, делает человека нежизнеспособным. Это опасно и вредно так же, как и чрезмерная рациональность. Иногда мечтать нужно, но еще лучше превращать мечты в реальность.

Мечты как визуализация

Визуализация – детальное представление чего-то очень желаемого. По сути, это и есть мечтания. Мы представляем картинки, ощущаем вкусы и прикосновения, пропускаем представления через себя и еще долгое время храним эмоции, порожденные мечтами. Мечты как визуализация – мощное средство психотерапии.

О пользе визуализации и самовнушения психологии известно давно. Этот метод позволяет изменить мышление человека, улучшить качество жизни. Выходит, что мечтать полезно, но важно делать это правильно:

  1. Расставьте приоритеты. Как и в реальной жизни, в мечтах не стоит браться сразу за множество дел. На визуализацию уходит почти столько же энергии, сколько на реальное выполнение задач. Потому и не рекомендуется мечтать о многом одновременно – высок риск истощения. Максимум – 5 желаний. Это должны быть самые заветные и реалистичные желания. Вы должны иметь возможности для их исполнения или же иметь возможность достать, развить все необходимые инструменты и ресурсы.
  2. Конкретика и точность формулировок. Представьте в деталях свое желание, используйте цифры, названия мест и т. д. Например, вы хотите похудеть. Цель «похудеть» слишком абстрактна. Добавьте к этому вес, который хотите сбросить и период, за который хотите от него избавиться. А еще лучше заменить слово «похудеть» на «стать стройной». И добавить, что достичь этого хочется здоровым путем. Ведь стать худой можно разными способами, например, на фоне стресса. Только при этом вы рискуете стать именно худой и изнеможденной, а не стройной и здоровой.
  3. Аффирмации и мечты в реальном времени. Аффирмация – это установка для самовнушения. Например, «я стройная и здоровая». Это пример хорошей аффирмации: коротко, четко, в настоящем времени. Важно думать о чем-то так, словно это уже случилось.
  4. Уверенность и позитив. Люди очень скептически относятся к самовнушению, и аффирмации действительно работают не всегда. Но не работают они только в том случае, если человек сам не верит в них, не верит в то, что он делает и чего хочет.
  5. Поиск и сбор ресурсов. Оцените, что у вас уже имеется для достижения цели. Запишите. Теперь определите, что нужно раздобыть, подумайте, как это сделать. Вспомните о своих качествах, знаниях, навыках, умениях, связях и т. д.
  6. Превратить мечту в цель. Да, просто мечтания действительно имеют мало шансов на осуществление. Нужно приложить к этому усилия. Если вы будете повторять аффирмации о похудении, но при этом лежать на диване и есть булочки, то вряд ли вы обретете стройное и подтянутое тело. А вот если вы составите план питания и тренировок, будете его придерживаться, то результат не заставит себя. А аффирмации в данном случае предадут уверенности, окажут дополнительное позитивное и мотивирующее влияние.

Мечты, как и слово, наделены огромной силой. Они воздействуют на наше подсознание, а через него и на сознание. Слышали ли вы фразу «бойся своих желаний»? Возможно, нет. Но она работает. Мечтами мы закладываем подсознательную программу развития, а потому нужно быть внимательным к формулировкам и скрытым смыслам того, о чем мы мечтаем.

Что мешает мечтать?

Не только взрослая жизнь лишает способности мечтать. Некоторые люди теряют это умение еще в детстве. Что же мечтает нам мечтать:

  • авторитарный стиль воспитания в семье (обилие требований и обязательств);
  • гиперопека;
  • консерватизм и практичность;
  • особенности личности (тревожность, ипохондрия, педантичность);
  • низкий уровень образования и узкий кругозор;
  • комплексы;
  • переутомление, истощение.

Если и вас преследуют призраки прошлого, или если и у вас внутри присутствуют барьеры, то победите их. Разрешите себе расти и развиваться.

Если ваша цель кажется сложной для выполнения, то разбейте ее на маленькие задачи. Ежедневно совершайте по одному маленькому шагу на пути к своей мечте, и скоро вы ее достигнете. Например, можно ежедневно уделять по полчаса на занятия спортом, чтобы поддерживать себя в хорошей форме. Или по часу изучать иностранный язык, чтобы освоить его в совершенстве.

Вспомните любое интервью с успешным человеком. На вопрос «как вам удалось этого достичь?» успешные люди, как правило, отвечают: «Я с детства мечтал об этом и постоянно шел к своей цели».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль