Лугоши


Кинематограф США

Кинематограф США // Лугоши, Бела

08 февраля 2011

Бела Ференц Дежё Блашко, более известный как Бела Лугоши — американский актёр венгерского происхождения, классический исполнитель роли Дракулы.

Биография

Бела Ференц Дежё Блашко родился 20 октября 1882 года в городе Лугош в Австро-Венгрии в семье среднего класса, а сам был четвёртым ребёнком в семье. Актёрскую карьеру Лугоши начинал в театре маленького городка Шабадки, куда устроила его старшая сестра. Первым его псевдонимом был «Лугошши», который был упрощён до Лугоши. Благодаря роли Ромео Лугоши в 1911 году был приглашён в крупные театры Будапешта. Профессиональный актёр, играл в театре в классических пьесах. Во время Первой мировой войны, куда пошёл добровольцем, служил в чине лейтенанта в пехоте. Получил три ранения, был награждён. Прослужил до 1916 года.

Кинокарьера Лугоши началась со знакомства с продюсером и режиссёром Альфредом Диши — Лугоши подписал контракт сроком на 2 года с его фирмой «Звёздные фильмы» на девять фильмов. В Венгрии снимался под своим сценическим псевдонимом «Аристид Ольт», а в Европе под псевдонимом Лугоши. Первым его фильмом был «Полковник». Принял участие в 12 фильмах, но в 1919 году эмигрировал в Германию, где продолжал сниматься и играть в театре. В 1920 году снялся в роли второго плана в фильме Фридриха Вильгельма Мурнау «Голова Януса» — вольной экранизации повести о докторе Джекилле и мистере Хайде. В 1921 году он переезжает в Нью-Йорк.

В Америке Лугоши сначала зарабатывает чем придётся, но затем начинает играть в театре венгерской национальной общины, а также сниматься в кино в ролях третьего плана — например, в фильме «Тот, кто получает пощёчины» он играл одного из множества цирковых клоунов в неразличимом гриме. Его первая серьёзная кинороль в Голливуде — полицейский инспектор в звуковом фильме Тода Броунинга «Тринадцатый стул». Тринадцатый стул, в свою очередь, стал первым американским фильмом, названным хоррор.

Однако к этому времени Лугоши добивается большого успеха в заглавной роли в сценической постановке «Дракулы», написанной Джоном Балдерстоном адаптации одноимённого романа Брэма Стокера. Значительный коммерческий успех постановки привлёк к ней внимание киностудии Universal Pictures, которая к 1930 году сумела собрать пакет авторских прав, необходимых для осуществления экранизации и начала работать над фильмом. Главная роль была закреплена за Лоном Чейни, однако тот умер от рака и проект едва не был закрыт. Когда было решено продолжить работу над фильмом, студия пригласила ставить его режиссёра Тода Броунинга, а на главную роль — Лугоши, который уже был знаком с образом по работе в театре. Понимая, что участие в этом фильме открывает перед ним широчайшие перспективы, Лугоши подошёл к этой работе очень ответственно, сутками работал над образом и, в итоге, сыграл Дракулу блистательно не только в части пластики, которая была отработана в театре, но и на крупных планах. Он практически отказался от грима и создал классический образ вампира-аристократа, которого светскость не делает менее чудовищным.

«Дракула» вышел на экраны в феврале 1931 года и пользовался грандиозным успехом у зрителей, выдержав несколько повторных релизов. Его успех не только позволил сделать впоследствии несколько тематических продолжений, но и открыл дорогу целой волне фантастических фильмов ужасов. Бела Лугоши получил постоянный контракт со студией Universal, которая хотела сделать из него «второго Лона Чейни» и тут же предложила сняться в роли Чудовища во «Франкенштейне». Однако после первых проб Лугоши это предложение отверг, так как роль была без слов и он не хотел играть в тяжёлом гриме; по другой версии, его кандидатуру отверг режиссёр Джеймс Уэйл. В итоге роль досталась Борису Карлоффу, который впоследствии неоднократно был партнёром Лугоши на съёмочной площадке.

После «Дракулы» Лугоши стал регулярно сниматься в жанровых фильмах — обычно ему доставались роли злодеев, которые он играл добросоветстно, но, за несколькими исключениями, довольно однообразно. Таковы Доктор Миракл в «Убийстве на улице Морг», Легендре в «Белом зомби», Роксор в «Маге Чанду» и так далее. Лугоши также сыграл Говорящего Закон в «Острове потерянных душ», экранизации романа Герберта Уэллса «Остров доктора Моро». В фильме «Чёрный кот» он играл роль доктора Вердегаста, который не является злодеем, но одержим жаждой мести. Затем он практически точно повторяет свой же рисунок роли вампира в «Знаке вампира». Роли в фильмах «Ворон» и «Невидимый луч» укрепляют его репутацию жанрового актёра. За съёмки в фильме Белый зомби Лугоши получил тысячу долларов, в то время как сам фильм стоил студии Universal 100 тысяч долларов. В 1933 году Лугоши женился на Лилиан Арх, которая через пять лет родила ему сына. В фильме «Чёрный кот» Лугоши впервые снялся вместе с Борисом Карлоффом.

Выделяется очень яркая и богатая по выразительным средствам роль злобного горбуна Игоря, которую Лугоши сыграл в фильмах «Сын Франкенштейна» и «Призрак Франкенштейна». Чтобы получить роль в фильме «Сын Франкенштейна», ему пришлось умолять об этом создателей фильма. В то время у него родился сын и были тяжёлые проблемы относительно денег. За эту роль он получил 500 долларов. Он также сыграл Чудовище Франкенштейна в фильме «Франкенштейн встречает Человека-Волка».

Всё чаще оставаясь без работы, а от сыгранных ролей не получая ни творческой, ни финансовой отдачи, Лугоши во второй половине 1940-х годов опускается и становится морфинистом. В этот период ему изредка достаются малозначительные роли, единственное хоть сколько-нибудь заметное исключение — роль Дракулы в пародийной комедии «Эббот и Костелло встречают Франкенштейна».

В 1950-х годах Лугоши снялся в нескольких фильмах — «Глен или Гленда», «Невеста чудовища», — режиссёра Эда Вуда, который был горячим поклонником его прежних ролей. Гонорар, полученный Лугоши за участие в этих фильмах, помог ему победить зависимость от морфия, и он решил вернуться к работе в большом кино. Его возвращение знаменовала небольшая роль в фильме «Чёрный сон» — по иронии судьбы, роль была без текста, и она же стала его последней ролью. Лугоши собирался сняться в фильме «План 9 из открытого космоса», но не успел — он умер, когда было снято всего около 10 минут фильма. Однако его можно видеть в нескольких сценах.

Бела Лугоши умер 16 августа 1956 года от сердечного приступа. Согласно воле его родных, он был похоронен в одном из хранившихся в семье театральных костюмов Дракулы.

Бела Лугоши (Bela Lugosi)

Бела Ференц Дежо Бласко родился 20 октября 1882 в маленьком австро-венгерском, а точнее трансильванском городке Лугош (сейчас он, как и вся Трансильвания принадлежит Румынии). Его семья принадлежала к среднему классу, а он сам был четвертым ребенком. Обуреваемый желанием стать актером, двенадцатилетний венгр убегает из родного городка, куда он больше никогда не вернется. Вскоре после побега Белы его отец умирает. Но пацану не удалось найти работу по душе, его принимали только на шахты и сортировочные станции железных дорог (не удивительно, что он всегда симпатизировал рабочим и беднякам).

В конце концов его старшая сестра устроила его на мелкие роли в провинциальном театре городка Шабадки. Маленький Бела, совершенно не обученный актерскому мастерству (в отличии от большинства венгерских актеров), прилежно учился и оттачивал свои способности, пока наконец не стал постепенно продвигаться вверх, получая все более значительные роли, переезжая в более крупные венгерские города. Первоначально его псевдонимом был «Лугосси» (с намеком на аристократизм), который потом был упрощен до Лугоши, т.е. просто уроженец местечка Лугош. Он играл множество ролей, иногда до 40 в год. В молодости у него был хороший голос и он часто играл в опереттах. Особенно у него удалась роль Ромео, благодаря которой он в 1911 году был приглашен в крупные театры Будапешта, где он заслужил большую популярность. Во время Первой мировой он пошел на фронт добровольцем (хотя мог и не идти — актеры были освобождены от несения военной службы). В чине лейтенанта инфантерии (т.е. пехоты) он служил до 1916, и был трижды ранен и награжден (а ведь с нами, небось, вражина воевал! Хотя может и с итальянцами, а может румынами или сербами).

Кинокарьера Лугоши началась в 1917 году, вскоре после возвращения из армии. Он был недоволен театральной карьерой, которая в общем-то вела в никуда. Поэтому познакомившись в продюсером и режиссером Альфредом Диши, он подписал с его фирмой «Звездные Фильмы» двухгодичный контракт и снялся в девяти фильмах. Также в Венгрии он снимался и в трех фильмах кинокомпании «Феникс», которые режиссировал Михалы Кертеж, который после эмиграции в США сменил имя на Майкл Куртиц и снял в Голливуде такие фильмы как «Касабланка» и «Приключения Робин Гуда» (интересно, что в Голливуде Лугоши не сотрудничал с Куртицом). В венгерском кино он выступал под псевдонимом Ариштид Олт, видимо не желая портить себе театрального имени каким-то там синематографом. Его первым шагом к ужасам можно назвать последний венгерский фильм «Королевская жизнь» (Az Elet Kiralya), который был нелегальной версией романа Уайльда «Портрет Дориана Грея». Лугоши оказался сильно втянут в политические события своей страны и активно участвовал в создании короткоживущей Венгерской Советской Республики, в том числе организовал Актерский Профсоюз. После падения венгерских коммунистов ему пришлось бежать из страны.

Актерская карьера Лугоши продолжилась в Германии, где он снялся в 11 фильмах. В 1920 году он снялся в фильме «Голова Януса» (Der Januskopf) для компании Lipow Film, который был переложением повести Стивенсона о докторе Джекилле и мистере Хайде. Лугоши играл доктора Хайда, а режиссировал этот фильм Мурнау, который войдет в историю благодаря «Носферату» (интересно, что и про Лугоши и про Мурнау недавно были сняты хорошие фильмы). Также среди его немецких фильмов есть такие, как «Караван смерти» (Die Todeskarawane) и «Дьяволопоклонник» (Die Teufelsanbeter). Однако актер все же попытать счастья в Новом свете и в декабре 1921 прибыл в Нью-Йорк, где организовал венгеро-говорящую труппу, а в 1923 году уже появился на Бродвее (хотя все еще не говорил по-английски). Роль Фернандо, Испанского Апача он выучил чисто фонетически, т.е. он не понимал, слов, которые произносил. С 1923 по 1928 он снялся в семи немых фильмах, в большей части на маленьких ролях. Параллельно он работал на Бродвее, где и свершилась революция.

В 1927 году была поставлена новая пьеса «Дракула», в которой Лугоши играл Графа Вампира. Можно сказать, что эта роль определила всю его последующую жизнь. В течении двух лет он играл Дракулу в Нью-Йорке и в гастролях по всему Восточному побережью. Его игра в 1928-29 годах в Калифорнии привлекла к нему внимание крупных киностудий. Он снимается в серии фильмов, пока наконец в 1931 году он не повторяет свою роль дракулы в фильме Тода Браунинга «Дракула», чем и заслуживает себе бессмертность. Об этом фильме ниже я расскажу подробнее. Но первая его работа с Тодом Браунингом, в съемке фильма «Тринадцатое кресло», классическая детективная история. Однако когда кино стало звуковым, сильно возросла роль цензоров, которые устанавливали рейтинг фильма и решали, кому его можно смотреть, а кому нет. И вот в 1929 году фильм «Тринадцатое кресло» (The Thirteenth Chair) определили в совершенно новую категорию, названную латинской буквой «H», что обозначало «Horror», т.е. Ужас. Так родилось официальное название жанра, которое оказалось очень живучим. Так что «Тринадцатое кресло» — это первый американский фильм, официально признанный ужасняком! (Лугоши исполнял там второстепенную роль).

Этот фильм не только утвердил новый стандарт для вампира, но и сыграл значительную роль в жизни Белы. С одной стороны он стал известен и популярен, но с другой никто уже не видел его в другом амплуа, его теперь брали почти исключительно в фильмы ужасов. Не смотря на его отчаянное и упорное сопротивление стереотипам кастинга, ужасы так и остались в Голливуде его судьбой. Его следующим фильмом ужасов стал «Убийства на улице Морг» (Murders in the Rue Morgue), где он одержимого сыграл ученого доктора Миракла (вышел 21 февраля 1932 года). Это было своеобразным утешительным мини-призом после его предыдущей ошибки. Лугоши должен был сниматься в роли монстра Франкенштейна, но после пробных съемок в гриме, сделанных вокруг замка Дракулы, Лугоши отказался от роли, так как считал ее бесперспективной. Ее передали Борису Карлоффу, так родилась еще одна легенда, основной конкурент Лугоши. Бела очень сильно переживал, что отказался то такой удачи и позволил конкуренту затмить себя.

Следующий фильм — Белый Зомби (White Zombie) вышел в июля 1932, и Лугоши играл дьяволического владыку зомби. За эту атмосферическую классику Лугоши получил тысячу долларов (а весь фильм, снятый за 11 дней, стоит компании Юниверас 100 тысяч долларов). Многие критики называют злобного Легендре лучшей ролью Лугоши. В вышедшем в октябре 1932 «Маге Чанду» (Chandu the Magician) Лугоши играл Роксора, нехорошика, который хочет уничтожить пол мира и править оставшейся половиной. Роксор считается одним из лучших нехорошиков комиксового типа, появлявшихся на экране. В январе 1933 вышел «Остров потерянных душ» (Island of Lost Souls), экранизация уэллсовского «Острова доктора Моро», считается одним им лучших фильмов ужасов начала 30-ых годов. Персонаж Лугоши, хоть и второстепенный, но играет в фильме ключевую роль.

Конечно Лугоши снимался не только в фильмах ужасов, но и в детективах, триллерах и даже драмах (на вторых ролях), но этот аспект его карьеры меня не очень интересует.

Его следующий фильм (тоже вышедший в январе 1933) стал нехорошим предзнаменованием. «Поцелуй смерти» (The Death Kiss) являлся детективом, в котором роль Лугоши не только второстепенна, но и практически не нужна — его герой практически ничего не делает. Лугоши был позван только ради своего известного имени. Более того, название фильма и постеры якобы намекают на фильм о вампирах, чтобы притянуть поклонников Лугоши. В общем, в этом фильме Бела впервые играл роль зиц-председателя. В этом же году он женился на Лилиан Арх, которая через пять лет родила ему сына — Бела Лугоши младшего.

Следующим фильмом ужасов Лугоши стал «Черный кот», как бы основанный на одноименном рассказе По, но на самом деле фильм больше почерпнул из жизни Алистера Кроули (известный оккультитст и сатанист). Бела играет положительного героя, доктора Витуса Вердегаста. Этот фильм называли самым «нездоровым» фильмом 30-ых годов, но он больше интересен тем, что впервые в одной картине появились Лугоши и его основной конкурент — Борис Карлофф. В октябре 1934 года появился первый сиквел Лугоши — «Возвращение Канду», правда он каким-то образом переквалифицировался из главного отрицательного героя в главного положительного героя — самого Чанду. В мая 1935 года появляется картина «Отметка вампира» (Mark of the Vampire), в котором Лугоши вновь играет бессмертного кровососа (правда не Дракулу). И опять-таки фильм режиссирует Тод Браунинг, правда менее удачно — «Отметка» получилась смесью двух его предыдущих вампирских фильмов — «Лондон после полуночи» и «Дракулы», вплоть до заимствования некоторых диалогов. Что бы вас не особенно утруждать чтением сухой биографии, просто приведу список последующих фильмов ужасов, в которых снялся Бела — «Ворон» (The Raven) (1935) (по мотивам одноименного стихотворения По, Лугоши — сумасшедший ученый), «Тайна Марии Челесте» (Mystery of the Mary Celeste) (1935) (основан на реальной истории таинственного исчезновения команды американского корабля, это первое появление Лугоши в Британском кинематографе, причем в фильме студии «Хаммер»), «Невидимый луч» (The Invisible Ray) (1936) (опять Бела + Борис).

После 1937 Лугоши полтора года нигде не снимался, пока наконец не попал в фильм «Сын Франкенштейна», вышедший в январе 1939. Ему пришлось умолять, чтобы ему дали роль в фильме, так как у него как раз родился ребенок, и из-за нехватки денег ему пришлось оставить свой старый дом. За этот фильм Лугоши получил 500 долларов. Первоначально он должен был играть Инспектора, а роли Игоря в сценарии вообще не было (впрочем, в этом фильме очень многие вещи были исправлены по ходу съемок). Так Лугоши сыграл свою вторую классическую роль — горбуна Игоря, с гнилыми зубами и скрипучим голосом. Как ни странно, это была его самая любимая роль в кино. Также своеобразным бальзамом на сердце Лугоши был весьма слабенький вид Монстра, которого играл Карлофф, в отличии от его искрометного Игоря.

После этой удачи карьера Лугоши немного наладилась — в том же году он снялся в фильмах «Горилла» (The Gorilla) (о «старом мрачном доме») «Призрачные уроды» (The Phantom Creeps) и британском «Темные глаза Лондона» (The Dark Eyes of London). Далее последовали «Черная пятница» (Black Friday) (1940), «Ты узнаешь» (You’ll Find Out) (1940) (еще один фильм о «старом мрачном доме»), «Дьявольская летучая мышь» (The Devil Bat) (1941) (о гигантских летучих мышах), еще одном «Черном коте» (The Black Cat) (1941) (который, впрочем, тоже был довольно далек от литературного прототипа), «Невидимое привидение» (The Invisible Ghost) (1941), «Страх на свободе» (Spooks Run Wild) (1941), «Человек-Волк» (The Wolf Man) (1941) (где сыграл роль цыгана Белы), «Призрак Франкенштейна» (The Ghost of Frankenstein) (1942) (снова роль Игоря, которой хоть и уделено больше внимания, но сыграл ее Лугоши не столь блистательно, как в первый раз), «Черные драконы» (Black Dragons) (1942), «Труп пропадает» (The Corpse Vanishes) (1942), «Хутор в полночь» (Bowery at Midnight) (1942), «Ночной монстр» (Night Monster) (1942).

В 1943 Лугоши наконец сыграл Монстра Франкенштейна, роль, от которой отказался в 1931. Сделал он это в фильме «Франкенштейн встречается с человеком-волком» (Frankenstein Meets the Wolf Man). Однако студия Юниверсал неимоверно искромсала фильм перед выпуском на экран. Во-первых, было решено, что венгерский акцент Лугоши не хорош для Монстра и просто вырезали все сцены, где он говорит. Также были уничтожены все ссылки на его слепоту, поэтому зрители недоумевали, почему он так странно двигается. Но сам по себе фильм получился очень удачным и эффективным, что запустило моду на «стравливание» монстров. Далее Лугоши снялся в фильмах «Человек-обезьяна» (The Ape Man) (1943), «Призраки на свободе» (Ghosts on the Loose) (1943), «Возвращение вампира»(The Return of the Vampire) (1944) (наконец Лугоши вернулся к классической вампирской теме, и в свои 61 доказал, что остается Повелителем Вампиров), «Вудуист» (Voodoo Man) (1944), «Возвращение Человека-обезьяны» (Return of the Ape Man) (1944), «На одно тело больше, чем нужно» (One Body Too Many) (1944), «Похититель тел» (The Body Snatcher) (1945) (этот фильм с Лугоши и Карлоффом называют чуть ли не лучшим фильмом ужасов 40-ых годов), «Зомби на Бродвее» (Zombies on Broadway) (1945), «Напуган до смерти» (Scared to Death) (1947) (это единственный цветной фильм Лугоши).

В июле 1948 на экранах появилась хоррор-комедия «Эббот и Костелло встречают Франкеншейна» (Abbott and Costello Meet Frankenstein), которая стала бессмертной классикой жанра, о которой не забывают и по сей день. Думаю, всем вам не раз встречались упоминания этого фильма. В нем кроме двух комиков, Эббота и Костелло, появились все классические монстры, причем в классическом исполнении, а Бела Лугоши второй (и последний) раз в жизни сыграл своего классического Графа Дракулу, чем опять прославился. Но ему это не очень помогло. Он снова перестал сниматься в кино. В 1950-ом году его тур по Британии с фильмом «Дракула» (1931 года) закончился полным провалом и Бела остался на мели. Ричард Гордон договорился, что за 5 тысяч долларов Бела снимется в английской хоррор-комедии «Старая матушка Райли встречает Вампира» (Old Mother Riley Meets the Vampire) (1952). Вернувшись в Штаты, Бела снялся в еще одной хоррор-комедии «Бела Лугоши встречает Бруклинскую Гориллу» (Bela Lugosi Meets a Brooklyn Gorilla) (1952), которая является пародией на некогда великую фигуру Лугоши.

Еще в 1952 году брак Белы с Лилиан распался (они развелись в 1953), и Лугоши окончательно опустился на дно своей карьеры, стал законченным наркоманом. В 1953 он снялся в единственном фильме — «Глен или Гленда» Эда Вуда младшего. Познакомились они не на улице, да и Бела не был настолько близок и зависим от Вуда, как это показано в фильме Тома Бартона. Но точно, что на этот момент карьера Лугоши практически закончилась. В 1955 Лугоши снимается в «Невесте Монстра» Вуда. Затем Лугоши попадает в госпиталь, откуда выходит в августе 1956 с надеждой сняться в новом проекте Вуда «Гул идет на запад», который однако провалился и съемки не начались. Однако в начале этого же года ему удается сняться в фильме «Ченый сон» (The Black Sleep) (1956), где, впрочем, его роль безмолвна. Последним фильмом Лугоши называют самое известное (и самое ужасное) произведение Эда Вуда — «План 9 из открытого космоса» (Plan 9 From Outer Space) (1959), однако вряд ли это можно назвать ролью. Бела умер после того, как было снято только 10 минут фильма. И там фигурирует только две полноценные сцены, в одной из который Бела изображает Дракулу (она повторена в фильме несколько раз).

Уже после смерти Лугоши стал воистину культовой фигурой, и его жизнь, а еще больше смерть, обросли легендами. Вот парочка из них: Белу Лугоши похоронили в костюме Дракулы. По легенде, на похоронах актера другой великий «кинозлодей» Винсент Прайс был настолько потрясен видом усопшего, что спросил кого-то из присутствующих: «Может нам, на всякий случай, вбить ему в сердце осиновый кол?». Комедиант Джои Бишоп, услышав о смерти Лугоши, на полном серьезе заявил: «Он вернется!».

Бела Лугоши. Рожденный Дракулой


20 октября 1882 года родился Бела Лугоши, актер, сыгравший несколько сотен персонажей в кино и театре, но оставшийся в истории как исполнитель одной-единственной роли — вампира-аристократа, пьющего человеческую кровь, чтобы жить после смерти.

Беле Лугоши нравилось окружать себя атмосферой загадочности, он без устали создавал мифы о себе и постарался убедить публику в том, что рожден для того, чтобы стать графом-кровопийцей. Но прежде чем явиться миру в облике графа Дракулы, он исполнил более 40 ролей в кино и более 200 в театре.

Его актерская карьера началась в Трансильвании, на родине созданного Брэмом Стокером графа-вампира, близ границ которой расположился городок Лугош, где родился и откуда сбежал грезивший сценой Бела Бласко, сын венгерского бизнесмена. В течение десятилетия актер переходил из труппы в труппу, взял псевдоним Бела Лугошши (впоследствии — Лугоши) и переиграл весь классический набор ролей провинциального репертуара — от безмолвных слуг «принеси-подай» до Ромео и Христа.

Летом 1914 года, сразу после начала Первой мировой войны, Лугоши, будучи актером Национального театра в Будапеште, ушел добровольцем на русский фронт. Он воевал полтора года, был ранен, повышен в звании от лейтенанта до капитана и получил отставку, симулировав умопомешательство. Так, во всяком случае, утверждал сам Лугоши. Вообще он любил травить байки о военном прошлом, про которые невозможно было понять: шутка ли это. Так, Лугоши уверял, что служил экзекутором, и в красках описывал ощущения палача, наделенного безграничной властью, и беспредельный страх его жертв.

Во многих поздних интервью Лугоши утверждал, что, вернувшись с фронта, он стал ведущим актером Венгрии. Убедительных доказательств этому биографы Белы не обнаружили. Подающим надежды, заметным актером (особенно после того, как в 1917 году начал сниматься в венгерских фильмах) — да. Но «ведущим» — это выдавать желаемое за действительное.

Тем менее биографы сходятся в одном: Лугоши мог со временем стать венгерской кинозвездой, если бы не связался с коммунистическими мятежниками с Белой Куном во главе. Собственно вся «связь» Лугоши с коммунистами заключалась в том, что он не выступил против них, хотя и высказался публично о том, что актеров нельзя делить по классовому признаку. Тем не менее он оказался в числе «сочувствующих». На смену «красным», продержавшимся у власти всего три месяца, пришли «белые», которые стали вешать всех, кто был замечен в связях, не тратя время на разбирательства.

Бела Лугоши бежал в Австрию, а оттуда в Германию, где играл в театре и снялся в двух десятках фильмов. Выдающихся среди них не было, но был один примечательный — «Голова Януса — трагедия на грани действительности», экранизация «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона. Режиссером картины был Фридрих Мурнау, будущий создатель самой скандальной, нелегальной, экранизации «Дракулы» Стокера — «Носферату. Симфония ужаса». Оператором — Карл Фройнд, будущий оператор «Дракулы» Тода Броунинга. А главную роль играл Конрад Фейдт, один из будущих кандидатов на роль Дракулы в картине Броунинга. Фильм Мурнау не сохранился, но судьба явно вела Белу в нужном направлении.

В 1921 году Лугоши пересек Атлантический океан на борту торгового судна, куда нанялся членом экипажа, и высадился в Новом Орлеане. В Америке пришлось начинать с нуля. Для того, чтобы добиться успеха, не зная английского, актеру требовались колоссальные усилия. Бела взялся за дело с энтузиазмом, играл экзотических арабов и медиумов, зловещих бандитов и большевиков, ввязывался во всевозможные авантюры, брался ставить спектакли, не имея никаких режиссерских навыков, судился с продюсерами и в итоге довольно быстро засветился настолько, что стал получать роли, шедшие в титрах фильмов второй-третьей строкой.

В 1927 году находившийся на грани разорения продюсер Хорас Ливерайт добился от вдовы Стокера разрешения на постановку пьесы Гамильтона Дина и Джона Л. Балдерстона по роману «Дракула» и искал актера на главную роль. Лугоши уже был известен в бродвейских артистических кругах как актер, «прибывший из самой Трансильвании». Благодаря этому обстоятельству, он облачился в костюм графа-вампира.

Дракула выходил на сцену в фиолетовом плаще. Его лицо было покрыто зеленым гримом. Говорил граф с жутким венгерским акцентом. Театральные критики называли персонажа Лугоши «опереточным гробовщиком». Но зрители шли на спектакль неиссякаемым потоком. Особенно после того, как с подачи самого Белы, узнали, что актер, играющий Дракулу, не знал по-английски ни слова и выучил свою роль на слух. Этот миф будет муссироваться на протяжении всей жизни Лугоши. Когда человек вменяемо говорит на языке, которого не понимает — это, согласитесь, производит эффект.

Постановка «Дракулы» с Лугоши в главной роли принесла Ливерайту более двух миллионов долларов (впрочем, это не спасло продюсера от банкротства). Бела стал одним из новых ньюсмейкеров Америки. За ним увивались богатые вдовушки и сексапильные кинодивы. Газеты называли Белу не иначе как «графом Лугоши» и «мистером Дракулой» и смаковали подробности его трехдневного брака с миллионершой Беатрис Уикс, разрушенного «огненноволосой сиреной экрана» Кларой Боу.

Тем временем Ливерайт продал права на пьесу Дина и Балдерстона студии «Universal». Лон Чейни, король хоррора, «человек с тысячью лицами», готовился сыграть Дракулу. За пять лет до этого Лугоши публично влепил Чейни пощечину — Бела играл в фильме «Тот, кто получает пощечины» Виктора Шестрома одного из нескольких десятков клоунов, которые поочередно хлестали персонажа Чейни по щекам.

Предполагалось, что «Дракулу» будет ставить Пауль Лени, режиссер экспрессионистского ужастика «Кабинет восковых фигур». Но и Лени, и Чейни умерли до начала съемок.

Студия спешно пригласила на роль Дракулы Конрада Фейдта и назначила нового режиссера, Тода Броунинга, будущего создателя культового арт-хоррора «Уродцы». Фейдт отказался, поскольку считал, что у него плохой английский (!). Пришлось начинать кастинг. Но роль графа пробовались американские актеры с отличным английским: Ян Кейт, Пол Муни, Уильям Кортни, Честер Моррис, Артур Эдмунд Карю. Кандидатура Белы Лугоши даже не рассматривалась. Но Броунинг настаивал на том, что Дракулу должен играть европейский актер, чье лицо еще не примелькалось на экране. Руководство студии уступило, и на киноплощадке появился Дракула с бродвейских подмостков.

По воспоминаниям участников съемочной группы, Лугоши приходил на съемочную площадку уже в образе Дракулы и не расставался с его плащом и гримом после съемок. В перерывах он стоял перед зеркалом и с разными интонациями произносил одну и ту же реплику: «Я Дракула!»

Фильм снимался звуковым, но при его просмотре не покидает ощущение, что звук тут явно лишний. Броунинг сделал картину в стилистике немого кино — историю рассказывают крупные планы и монтаж, а не диалоги и музыка. Лугоши, снявшийся в десятках немых картин, был здесь как нельзя кстати. Гипнотический взгляд, зловещая полуулыбка-полуусмешка, аристократичный жест, грациозно-изломанное движение длинных пальцев — и во всем этом магнетизм, неистребимый, как власть Дракулы над всем живым в ночной полутьме.

Цензура вырезала из фильма все сцены, которые могли вызвать негодование публики, в том числе расправу над вампирами, но это не уберегло картину от нападок моралистов. Немудрено, особенно, если учесть, что студия рекламировала новый фильм следующим образом: «Он восстал из могилы. Трепещите и бойтесь. Бела Лугоши — повелитель ужаса… Смотрите «Дракулу» — леденящий душу фильм о монстре, пившем человеческую кровь, чтобы жить после смерти».

Ханжи-обыватели требовали прекратить показ этой возмутительной картины, а режиссера уволить и подвергнуть принудительному психиатрическому лечению. Отчасти они добились своего: «Дракулу» запретили в Сингапуре, Малайе и Колумбии, Тод Броунинг покинул «Universal». Но шумиха пошла фильму на пользу — зрители повалили на картину.

Бела Лугоши стал кинозвездой. Его венгерский акцент стал считаться импозантным. Бела вжился в роль Дракулы настолько, что разъезжал в костюме графа по городу на «Паккарде» с откидным верхом и зловеще хохотал, останавливаясь на светофорах.

Студия намеревалась заработать на новом кинокумире, превратив его в монстра Франкенштейна. Очередной миф гласит, что, получив сценарий, Лугоши с недоумением поинтересовался: «А где текст?» Актер, который согласно предыдущей легенде, не знал английского, удивился, почему ему предложили роль, в которой совсем нет слов.

Тем не менее он сделал кинопробы. Следующий миф сообщает, что Лугоши в гриме монстра выглядел просто комично, и выпуск такого чудовища на экран означал неминуемый провал. Чудовище, созданное доктором Франкенштейном, сыграл другой европейский артист, чье лицо не примелькалось на экране — Борис Карлофф. Эта роль сделала Карлоффа новой звездой хоррора, которая вскоре затмила Дракулу Лугоши. И Бела якобы впоследствии неоднократно сожалел о том, что упустил такой шанс.

Сам Лугоши на все эти досужие домыслы, популярные и поныне даже в киноведческих кругах, ответил в 1943-м, когда сыграл монстра Франкенштейна в фильме «Франкенштейн встречает Человека-волка». Сыграл, в точности скопировав Карлоффа, словно намереваясь доказать, что роль безмолвного чудовища не нуждается в актерской индивидуальности.

Но пока, заполучив сразу двух звезд в жанре хоррора, студия «Universal» решила раскрутить сюжет соперничества Лугоши и Карлоффа и в 1934-м выпустила фильм «Черный кот» с участием обоих. Противостояние двух звезд — разве это не захватывающе?

Проморолик фильма представлял из себя сцену, говорившую о намерениях студии прямым текстом. Карлофф и Лугоши сидели у камина, склонившись над столиком с расставленными шахматами. Актеры тужились изо всех сил, изображая судьбоносный поединок.

— Готов к испытанию, Дракула? — угрожающе-театрально спрашивал Карлофф.

— Готов, Франкешнтейн, — мрачно отвечал Лугоши с фирменным акцентом.

— Начнем, — предлагал Карлофф, выходил из роли и по-свойски объяснял: — Ты понимаешь, Бела, тот, кто победит в этой шахматной схватке, возглавит парад кинозвезд?

Бела усмехался и снисходительно кивал.

Лугоши был в фаворе. Он только что снялся в двух кассовых хитах — в «независимом» фильме «Белый зомби» Виктора Гальперина и картине «Universal» «Убийство на улице Морг» по одноименному рассказу Эдгара По. В первом Лугоши сыграл г-на Легендре, повелителя зомби, которые пашут на его фабрике, не требуя оплаты за сверхурочные, во втором — безумного профессора Миракла, который маниакально пытается скрестить человека с обезьяной. Последняя роль Белы принесла студии около десятка миллиона долларов, и «Universal» собиралась заработать еще больше, поручив Лугоши роль в очередной экранизации По в дуэте с самым жутким мостром 1930-х.

В фильме «Черный кот» Лугоши играл Витуса Вердегаста. Спустя годы он оказывался в крепости а ля Баухаус, в стенах которой Хьялмар Пельциг в исполнении Карлоффа прятал замумифицированный труп жены Вердегаста и сожительствовал с его дочерью. Вердегаст, одержимый жаждой мести, сдирал кожу с живого Пельцига и взрывал его крепость вместе с собой.

Результат вполне оправдал ожидания студийного руководства. «Черный кот» стал кассовым хитом, критики называли его первым американским психологическим фильмом ужасов. «Universal» торопилась собрать урожай и уже в следующем, 1935-м, году выпустила еще одну экранизацию По — фильм «Ворон», где Карлофф сыграл беглого преступника, лицо которого обезображивает до неузнаваемости сумасшедший нейрохирург в исполнении Лугоши. Доктор, помешанный на произведениях Эдгара По, сотворял пыточные механизмы, существовавшие в воображении писателя, в одном из которых и погибал с помощью своего несчастного пациента.

«Ворон» был принят в штыки. В Британии картину назвали «картиной, эксплуатирующей жестокость ради жестокости» и в числе первых фильмов ужасов запретили к показу вплоть до 1937-го.

Лента не вызвала особых восторгов и у зрителей. В роли демона-доктора знаменитый Лугоши не показал ничего принципиально нового. Все те же аристократичная пластика, магнетический взгляд, декадентские жесты и экзальтация. Лугоши повторялся, и казалось, навсегда застрял в своем дракуловском плаще.


Но он доказал, что способен на большее, сыграв в «Сыне Франкенштейна» (1939) зловещего урода Игоря, который был настолько одинок, что бездушное создание безумного Франкенштейна оказалось единственным близким ему существом. В дуэте Лугоши — Карлофф инфантильный монстр Карлоффа явно проигрывал трагичному чудовищу Лугоши.

В 1941-м Карлофф играл маньяка-убийцу в бродвейском спектакле «Мышьяк и кружева» по пьесе Джозефа Кессельринга. На вопрос «Почему вы убили этого человека?» он отвечал:

— Потому что он сказал, что я похож на Бориса Карлоффа.

Карлофф отказался ехать на гастроли со спектаклем. Лугоши согласился. На тот же вопрос его герой отвечал:

— Потому что он сказал, что я похож на Белу Лугоши.

Во время Второй мировой Лугоши, как и многие голливудские звезды, гастролировал по местам дислокации союзников. Он выходил на импровизированную сцену в костюме Дракулы и молчал — солдаты аплодировали так громко и долго, что не давали ему произнести ни слова.

В 1944-м Лугоши снялся в фильме студии «Columbia» «Возвращение вампира», сыграв реинкарнацию Дракулы, вампира Арманда Теслу. Кровопийцу убивали во время Первой мировой войны, но он восставал из гроба во время Второй мировой, после того, как нацистский снаряд разрушал стены его склепа на лондонском кладбище.

«Дракула вечен», — заявил Лугоши в 1951-м британским журналистам, прибыв в Лондон для участия в театральной постановке «Дракулы». Спектакль провалился. Дракула безнадежно устарел. Чтобы рассчитаться с долгами, Лугоши снялся в британской комедии «Матушка Рили встречает вампира» («Мой сын — вампир»), сыграв фарсовую интерпретацию Дракулы в дуэте с комиком Артуром Луканом, одетым в женское платье.

Вернувшись в Америку, Лугоши сидел без работы — им больше не интересовались. Изредка его приглашали на премьеры новейших ужастиков, чтобы украсить мероприятие живым экспонатом. Узрев этот реликт хоррора 1930-х, многие зрители удивлялись, что он, оказывается, еще жив.

Встреча с Эдвардом Вудом, «худшим режиссером всех времен и народов», уже ничего не могла изменить в жизни Лугоши, но приободрила его. Снявшись в двух фильмах Вуда — «Глен или Гленда» (здесь Бела сыграл демиурга, чуть ли не порождающего трансвеститов) и «Невеста монстра» (тут, разумеется, ему досталась роль ученого-маньяка), — в 1955-м Лугоши прошел курс лечения наркотической зависимости от морфия, использовал свой выход из больницы для рекламы нового фильма Вуда «Вампир едет на Запад» (который так и не был снят) и в пятый раз женился, на своей давней фанатке Хоуп Линингер.

Воодушевленный Эд Вуд договорился с местным телеканалом о том, что Лугоши станет ведущим телешоу «Театр шока». Но через неделю после подписания контракта, 16 августа 1956 года, актер умер.

Линигер и сын Лугоши, Бела младший, похоронили его в костюме Дракулы. Журналисты гадали: зачем? Неужели родственники актера надеялись, что когда-нибудь он восстанет, как в фильме «Возвращение вампира»?

Через три года после смерти Белы вышел новый фильм с его участием — «План 9 из открытого космоса». Эд Вуд использовал несколько минут рабочих съемок с Лугоши и расширил его роль с помощью дублера.

На этом загробное существование Лугоши не прекратилось. Сегодня фильмография актера завершается анимационным фильмом Рауля Гарсия «Сердце-обличитель» (по рассказу Эдгара По), снятым в 2005 году. Лугоши исполняет в нем роль рассказчика — Гарсия обнаружил запись голоса Белы, сделанную в конце 1940-х и считавшуюся утерянной.

Как знать, возможно, Бела еще вернется. Ведь Дракула вечен.

Лугоши

Лугоши, Бела

Бела Ференц Дешо Бласко

)

Содержание

Биография

Бела Ференц Дежё Блашко родился 20 октября 1882 года в городе Лугош в Австро-Венгрии (ныне — Лугож в Румынии) в семье среднего класса, а сам был четвёртым ребёнком в семье. Актёрскую карьеру Лугоши начинал в театре маленького городка Шабадки, куда устроила его старшая сестра. Первым его псевдонимом был «Лугошши», который был упрощён до Лугоши. Благодаря роли Ромео Лугоши в 1911 году был приглашён в крупные театры Будапешта. Профессиональный актёр, играл в театре в классических пьесах. Во время Первой мировой войны, куда пошёл добровольцем, служил в чине лейтенанта в пехоте. Получил три ранения, был награждён. Прослужил до 1916 года

Кинокарьера Лугоши началась со знакомства с продюсером и режиссёром Альфредом Диши — Лугоши подписал контракт сроком на 2 года с его фирмой «Звёздные фильмы» на девять фильмов. В Венгрии снимался под своим сценическим псевдонимом «Аристид Ольт», а в Европе под псевдонимом Лугоши. Первым его фильмом был «Полковник» (Ezredes, Az). Принял участие в 12 фильмах, но в 1919 году эмигрировал в Германию, где продолжал сниматься и играть в театре (всего там снялся в 11 фильмах). В 1920 году снялся в роли второго плана в фильме Фридриха Вильгельма Мурнау «Голова Януса» (нем. Der Januskopf — Eine Tragödie am Rand der Wirklichkeit ) — вольной экранизации повести о докторе Джекилле и мистере Хайде. В 1921 году он переезжает в Нью-Йорк (официально получил американское гражданство 26 июня 1931 года

В Америке Лугоши сначала зарабатывает чем придётся, но затем начинает играть в театре венгерской национальной общины, а также сниматься в кино в ролях третьего плана — Например, в фильме «Тот, кто получает пощёчины» (He Who Gets Slapped, 1924) он играл одного из множества цирковых клоунов в неразличимом гриме. Его первая серьёзная кинороль в Голливуде — полицейский инспектор в звуковом фильме Тода Броунинга «Тринадцатый стул» (The Thirteenth Chair, 1929). Тринадцатый стул, в свою очередь, стал первым американским фильмом, названным хоррор. [1]

Однако к этому времени Лугоши добивается большого успеха в заглавной роли в сценической постановке «Дракулы», написанной Джоном Балдерстоном адаптации одноимённого романа Брэма Стокера. Значительный коммерческий успех постановки привлёк к ней внимание киностудии Universal Pictures, которая к 1930 году сумела собрать пакет авторских прав, необходимых для осуществления экранизации и начала работать над фильмом. Главная роль была закреплена за Лоном Чейни, однако тот умер от рака и проект едва не был закрыт. Когда было решено продолжить работу над фильмом, студия пригласила ставить его режиссёра Тода Броунинга, а на главную роль — Лугоши, который уже был знаком с образом по работе в театре. Понимая, что участие в этом фильме открывает перед ним широчайшие перспективы, Лугоши подошёл к этой работе очень ответственно, сутками работал над образом и, в итоге, сыграл Дракулу блистательно не только в части пластики, которая была отработана в театре, но и на крупных планах. Он практически отказался от грима и создал классический образ вампира-аристократа, которого светскость не делает менее чудовищным

«Дракула» (Dracula) вышел на экраны в феврале 1931 года и пользовался грандиозным успехом у зрителей, выдержав несколько повторных релизов. Его успех не только позволил сделать впоследствии несколько тематических продолжений, но и открыл дорогу целой волне фантастических фильмов ужасов. Бела Лугоши получил постоянный контракт со студией Universal, которая хотела сделать из него «второго Лона Чейни» и тут же предложила сняться в роли Чудовища во «Франкенштейне». Однако после первых проб Лугоши это предложение отверг, так как роль была без слов и он не хотел играть в тяжёлом гриме; по другой (более правдоподобной) версии, его кандидатуру отверг режиссёр Джеймс Уэйл. В итоге роль досталась Борису Карлоффу, который впоследствии неоднократно был партнёром Лугоши на съёмочной площадке

После «Дракулы» Лугоши стал регулярно сниматься в жанровых фильмах — обычно ему доставались роли злодеев, которые он играл добросоветстно, но, за несколькими исключениями, довольно однообразно. Таковы Доктор Миракл в «Убийстве на улице Морг» (Murders in the Rue Morgue, 1932), Легендре в «Белом зомби» (White Zombie, 1932), Роксор в «Маге Чанду» (Chandu the Magician, 1932) и так далее. Лугоши также сыграл Говорящего Закон в «Острове потерянных душ» (Island of Lost Souls, 1933), экранизации романа Герберта Уэллса «Остров доктора Моро». В фильме «Чёрный кот» (The Black Cat, 1934) он играл роль доктора Вердегаста, который не является злодеем, но одержим жаждой мести. Затем он практически точно повторяет свой же рисунок роли вампира в «Знаке вампира» (Mark of the Vampire, 1935). Роли в фильмах «Ворон» (The Raven, 1935) и «Невидимый луч» (The Invisible Ray, 1936) укрепляют его репутацию жанрового актёра. За съёмки в фильме Белый зомби Лугоши получил тысячу долларов, в то время как сам фильм стоил студии Universal 100 тысяч долларов. В 1933 году Лугоши женился на Лилиан Арх, которая через пять лет родила ему сына. В фильме Чёрный кот Лугоши впервые снялся вместе с Борисом Карлоффом


Выделяется очень яркая и богатая по выразительным средствам роль злобного горбуна Игоря, которую Лугоши сыграл в фильмах «Сын Франкенштейна» (Son of Frankenstein, 1939) и «Призрак Франкенштейна» (The Ghost of Frankenstein, 1942). Чтобы получить роль в фильме Сын Франкенштейна ему пришлось умолять об этом создателей фильма. В то время у него родился сын и были тяжёлые проблемы относительно денег. За эту роль он получил 500 долларов. Он также сыграл (всё-таки) Чудовище Франкенштейна в фильме «Франкенштейн встречает Человека-Волка» (Frankenstein Meets the Wolf Man, 1943

Всё чаще оставаясь без работы, а от сыгранных ролей не получая ни творческой, ни финансовой отдачи, Лугоши во второй половине 1940-х годов опускается и становится морфинистом. В этот период ему изредка достаются малозначительные роли, единственное хоть сколько-нибудь заметное исключение — роль Дракулы в пародийной комедии «Эббот и Костелло встречают Франкенштейна» (Bud Abbott Lou Costello Meet Frankenstein, 1948

В 1950-х годах Лугоши снялся в нескольких фильмах — «Глен или Гленда» (Glen or Glenda, 1953), «Невеста чудовища» (Bride of the Monster, 1955), — режиссёра Эда Вуда, который был горячим поклонником его прежних ролей. Гонорар, полученный Лугоши за участие в этих фильмах, помог ему победить зависимость от морфия, и он решил вернуться к работе в большом кино. Его возвращение знаменовала небольшая роль в фильме «Чёрный сон» — по иронии судьбы, роль была без текста, и она же стала его последней ролью. Лугоши собирался сняться в фильме План 9 из открытого космоса, но не успел — он умер когда было снято всего около 10 минут фильма. Однако его можно видеть в нескольких сценах

Бела Лугоши умер 16 августа 1956 года от сердечного приступа. Согласно воле его родных, он был похоронен в одном из хранившихся в семье театральных костюмов Дракулы

Фильмография

Интересные факты

  • Существует легенда, что Бела Лугоши играл роль Дракулы, не зная английского языка и выучивая реплики на слух. Однако эта история правдива лишь частично: Лугоши действительно очень долго не желал учить английский язык и текст для своих театральных ролей зазубривал на слух. Ко времени же начала работы над фильмом он уже вполне мог общаться на английском языке. [2]
  • В знаменитом «худшем фильме всех времён» «План 9 из открытого космоса» (Plan 9 from Outer Space, 1959) Эд Вуд использовал архивные съёмки Лугоши в плаще Дракулы и ввёл в фильм персонаж, якобы сыгранный Лугоши. Большую часть роли сыграл дублёр с лицом, почти полностью закрытым плащом.
  • Бела Лугоши удостоен звезды на голливудской Аллее Славы.
  • Песня лондонской группы BauhausBela Lugosi’s Dead («Бела Лугоши мёртв»), посвящённая актёру, звучит в первых кадрах вампирского триллера Тони Скотта«Голод» (1983) и в начале эпизода («Полночь») посвященного плотоядному существу в сериале «За Гранью» (2009).
  • Исполнитель роли Белы Лугоши в биографическом фильме Тима Бёртона«Эд Вуд» (1994) актёр Мартин Ландау за свою работу удостоился премии «Оскар». Наблюдатели увидели в этом запоздалое признание заслуг классического исполнителя роли Дракулы.

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт (англ .)
  • Бела Лугоши (англ .) на сайте Internet Movie Database
  • Бела Лугоши (англ .) на сайте Internet Broadway Database
  • Бела Лугоши (англ .) на сайте Find a Grave

См. также в других словарях:

ЛУГОШИ Бела — ЛУГОШИ (Lugosi) Бела (20. 10. 1882 16. 08. 1956), американский актер. Настоящая фамилия Бласко. Родился в Лугоше (Венгрия), изучал драматическое искусство, с 1901 года играл главные роли в театре, с 1915 снимался в кино. С установлением… … Энциклопедия кино

Лугоши, Бела — Бела Лугоши Béla Ferenc Dezső Blaskó Имя при рождении: Бела Ференц Дежё Блашко Дата рождения: 20 октября 1882(1882 10 20) Место рождения … Википедия

Лугоши Бела — Бела Лугоши Bela Lugosi Имя при рождении: Бела Ференц Дешо Бласко Дата рождения: 20 октября 1882 … Википедия


Фильмография Бела Лугоши — Содержание 1 1910s 2 1920s 3 1930s 4 1940s 5 1950s 1910s … Википедия

Бела Лугоши — … Википедия

Эд Вуд (фильм) — Эд Вуд Ed Wood Жанр Байопик Драмедия … Википедия

Франкенштейн встречает человека-волка — Описание сюжета в статье или разделе является слишком длинным или подробным в сравнении с остальным текстом статьи. Пожалуйста … Википедия

Дракула (фильм, 1931) — Дракула Dracula Жанр Ужасы Фантастика Режиссёр Тод Броунинг Продюсер Карл Лэмле мл … Википедия

Классическая серия фильмов ужасов студии Universal — Классическая серия фильмов ужасов студии Universal, называемые также «Монстры Universal» это несколько фильмов ужасов, которые были сняты в 1930 1950 х годах и оказали значительное влияние на развитие жанрового кинематографа. Содержание 1 История … Википедия

Монстры Universal — Классическая серия фильмов ужасов студии Universal, называемые также «Монстры Universal» это несколько фильмов ужасов, которые были сняты в 1930 1950 х годах и оказали значительное влияние на развитие жанрового кинематографа. Содержание 1 История … Википедия

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Рубрики

  • фотографии (560)
  • общество, актуальное (393)
  • музыка (317)
  • текущее (286)
  • Петербург (283)
  • фотографы, фотоискусство (278)
  • живопись (275)
  • история (245)
  • поэзия (233)
  • животные (194)
  • птицы (8)
  • архитектура (192)
  • музеи (181)
  • интересное, разное (173)
  • Перекати-поле (163)
  • мой сад (163)
  • растения, садоводство (140)
  • кельтика, артуриана (131)
  • размышления (130)
  • этнография (130)
  • археология, антропология (128)
  • фоторепортаж (127)
  • философия (127)
  • мифология, легенды (127)
  • авторское_поэзия (108)
  • персонажи (99)
  • иллюстрации, куклы, прикладное искусство (96)
  • наука (95)
  • книги (95)
  • фото_личное (91)
  • экология, защита животных (91)
  • эстетика кулинарии (91)
  • кино (87)
  • юмор (87)
  • ВОВ (78)
  • франция (77)
  • минералогия, ювелирное дело (76)
  • скандинавская культура (71)
  • мои животные (71)
  • мода, стиль (70)
  • игры (65)
  • ссылки, полезное (59)
  • холодное оружие (56)
  • магия (55)
  • тесты (42)
  • Материалы для творчества,моя авторская бижутерия (39)
  • скульптура (37)
  • сны (32)
  • гончая по следу (29)
  • дизайн (28)
  • мыло ручной работы, натуральная косметика (26)
  • эльфы (25)
  • астрология (25)
  • техника (24)
  • медицина, фармакология, косметология (24)
  • фехтование (24)
  • танец (21)
  • посмертные маски (19)
  • толкиен (15)
  • зелёная книга (15)
  • авторское_изо (15)
  • Star Trek (13)
  • цифровое искусство (13)
  • fealot, личные публикации (10)
  • мои ролики (7)
  • демотиваторы (3)

Статистика

Бела Лугоши. Я никогда не пью. вина.

Бела Лугоши
Bela Lugosi
Имя при рождении:
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Направление:

Вторник, 23 Октября 2012 г. 10:21 + в цитатник

Бела Лугоши. Я никогда не пью. вина.

Бела Ференц Дешо Бласко родился 20 октября 1882 года в городе Лугош в Австро-Венгрии (ныне — Лугож в Румынии) в семье среднего класса, а сам был четвёртым ребёнком в семье. Актёрскую карьеру Лугоши начинал в театре маленького городка Шабадки, куда устроила его старшая сестра. Первым его псевдонимом был «Лугосси», который был упрощён до Лугоши. Он играл множество ролей, иногда до 40 в год. В молодости у него был хороший голос и он часто играл в опереттах. Особенно у него удалась роль Ромео, благодаря которой он в 1911 году был приглашен в крупные театры Будапешта, где заслужил большую популярность. Профессиональный актёр, играл в театре в классических пьесах. Во время Первой мировой войны, куда пошёл добровольцем, служил в чине лейтенанта в пехоте. Получил три ранения, был награждён. Прослужил до 1916 года. Из-за ранений, полученных на военной службе, у него развился хронический ишиас. В результате в 40-х годах он начал принимать очень сильные болеутоляющие, а потом алкоголь и наркотики. На съемочной площадке, чтобы скрыть свою зависимость от наркотиков, Бела постоянно пил красное бургундское вино.

Кинокарьера Лугоши началась со знакомства с продюсером и режиссёром Альфредом Диши — Лугоши подписал контракт сроком на 2 года с его фирмой «Звёздные фильмы» на девять фильмов. В Венгрии снимался под своим сценическим псевдонимом «Ариштид Ольт», а в Европе под псевдонимом Лугоши. Также в Венгрии он снимался и в трех фильмах кинокомпании «Феникс», которые режиссировал Михалы Кертеж, который после эмиграции в США сменил имя на Майкл Куртиц и снял в Голливуде такие фильмы как «Касабланка» и «Приключения Робин Гуда» (интересно, что в Голливуде Лугоши не сотрудничал с Куртицом). Его первым шагом к ужасам можно назвать последний венгерский фильм «Королевская жизнь» (Az Elet Kiralya), который был нелегальной версией романа Уайльда «Портрет Дориана Грея». Лугоши оказался сильно втянут в политические события своей страны и активно участвовал в создании короткоживущей Венгерской Советской Республики, в том числе организовал Актерский Профсоюз. После падения венгерских коммунистов ему пришлось бежать из страны и в 1919 году он эмигрировал в Германию, где продолжал сниматься и играть в театре (всего там снялся в 11 фильмах). В 1920 году снялся в фильме «Голова Януса» кинокомпании Lipow Film — экранизации повести о докторе Джекилле и мистере Хайде. Лугоши играл доктора Хайда, а режиссировал этот фильм Мурнау, который войдет в историю благодаря «Носферату».

В 1921 году он переезжает в Нью-Йорк (официально получил американское гражданство 26 июня 1931 года).

В Америке Лугоши сначала зарабатывает чем придётся, но затем начинает играть в театре венгерской национальной общины, а также сниматься в кино в ролях третьего плана — например, в фильме «Тот, кто получает пощёчины» (He Who Gets Slapped, 1924) он играл одного из множества цирковых клоунов в неразличимом гриме. Его первая серьёзная кинороль в Голливуде — полицейский инспектор в звуковом фильме Тода Броунинга «Тринадцатое кресло» (The Thirteenth Chair), 1929 года. Фильм определили в совершенно новую категорию, названную латинской буквой «H», что обозначало «Horror!», т.е. Ужас. Так родилось официальное название жанра, которое оказалось очень живучим. Так что «Тринадцатое кресло» — это первый американский фильм, официально признанный ужасником! (Лугоши исполнял там второстепенную роль).

В 1929 году актер женился на богатой сан-францисской вдове Беатрис Уикс, но их союз просуществовал только три дня. Развод был вызван тем, что в жизни Лугоши появилась «другая женщина», которой была названа голливудская кинозвезда Клара Боу, что произвело эффект разорвавшейся бомбы и создало ему плохую репутацию.

Кадр из фильма «Тринадцатое кресло»

Однако к этому времени Лугоши добивается большого успеха в заглавной роли в сценической постановке «Дракулы», написанной Джоном Балдерстоном адаптации одноимённого романа Брэма Стокера. Значительный коммерческий успех постановки привлёк к ней внимание киностудии Universal Pictures, которая к 1930 году сумела собрать пакет авторских прав, необходимых для осуществления экранизации и начала работать над фильмом. Главная роль была закреплена за Лоном Чейни, однако тот умер от рака и проект едва не был закрыт. Когда было решено продолжить работу над фильмом, студия пригласила ставить его режиссёра Тода Броунинга, а на главную роль — Лугоши, который уже был знаком с образом по работе в театре. Понимая, что участие в этом фильме открывает перед ним широчайшие перспективы, Лугоши подошёл к этой работе очень ответственно, сутками работал над образом и, в итоге, сыграл Дракулу блистательно не только в части пластики, которая была отработана в театре, но и на крупных планах. Он практически отказался от грима и создал классический образ вампира-аристократа, которого светскость не делает менее чудовищным.

К 1931 году финансовые дела компании сильно пошатнулись. Фильмом, который спас студию от разорения оказался «Дракула» с Белой Лугоши в главной роли. Огромный успех фильма принес ту финансовую стабильность, которая была так нужна компании. Лугоши стал звездой компании (в те времена актеры обычно снимались в фильмах только одной кинокомпании и были ее лицом), а Лэммле поверил в прибыльность ужасов. Мрачная готическая кинематография стала фирменным знаком для фильмов ужасов Universal Pictures.

Фильм вышел в прокат 14 февраля 1931 года (в день святого Валентина) и позиционировался как «история самой невероятной любви из известных миру» и пользовался грандиозным успехом у зрителей, выдержав несколько повторных релизов. Его успех не только позволил сделать впоследствии несколько тематических продолжений, но и открыл дорогу целой волне фантастических фильмов ужасов. Бела Лугоши получил постоянный контракт со студией Universal, которая хотела сделать из него «второго Лона Чейни» и тут же предложила сняться в роли Чудовища во «Франкенштейне». Однако после первых проб Лугоши это предложение отверг, так как роль была без слов и он не хотел играть в тяжёлом гриме; по другой (более правдоподобной) версии, его кандидатуру отверг режиссёр Джеймс Уэйл. В итоге роль досталась Борису Карлоффу, который впоследствии неоднократно был партнёром Лугоши на съёмочной площадке.

Существует легенда, что Бела Лугоши играл роль Дракулы, не зная английского языка и выучивая реплики на слух. Однако эта история правдива лишь частично: Лугоши действительно очень долго не желал учить английский язык и текст для своих театральных ролей зазубривал на слух. Ко времени же начала работы над фильмом он уже вполне мог общаться на английском языке.

Поскольку аппаратура для воспроизведения звуковых фильмов ещё не успела полностью сменить «немые» кинопроекторы, крупные фильмы в те времена часто снимались в звуковом и немом вариантах. Известны копии «Дракулы», смонтированные с титрами и без звука.
Параллельно со съёмками англоязычного фильма в тех же декорациях и в то же время другая команда снимала по тому же сценарию фильм на испанском языке — он известен как «Испанский Дракула».

В середине 30-х годов он получал больше писем от поклонников, чем Кларк Гейбл. Однако амплуа убийц, чудовищ и безумных ученых закрепилось за ним навсегда. Под давлением продюсеров и из соображений рекламы он вел себя эксцентрично, появляясь на людях в образе вампира, лежа в гробу во время интервью и т.д.

После «Дракулы» Лугоши стал регулярно сниматься в жанровых фильмах — обычно ему доставались роли злодеев, которые он играл добросоветстно, но, за несколькими исключениями, довольно однообразно. Таковы Доктор Миракл в «Убийстве на улице Морг» (Murders in the Rue Morgue, 1932), Легендре в «Белом зомби» (White Zombie, 1932), Роксор в «Маге Чанду» (Chandu the Magician, 1932) и так далее. Лугоши также сыграл Говорящего Закон в «Острове потерянных душ» (Island of Lost Souls, 1933), экранизации романа Герберта Уэллса «Остров доктора Моро». В фильме «Чёрный кот» (The Black Cat, 1934) он играл роль доктора Вердегаста, который не является злодеем, но одержим жаждой мести. Затем он практически точно повторяет свой же рисунок роли вампира в «Знаке вампира» (Mark of the Vampire, 1935). Роли в фильмах «Ворон» (The Raven, 1935) и «Невидимый луч» (The Invisible Ray, 1936) укрепляют его репутацию жанрового актёра.

«Убийство на улице Морг»

За съёмки в фильме «Белый зомби» Лугоши получил тысячу долларов, в то время как сам фильм стоил студии Universal 100 тысяч долларов. Следует отметить, что Лугоши снимался не только в фильмах ужасов, но и в детективах, триллерах и даже драмах (на вторых ролях), однако этот аспект его карьеры остался в тени.

«Остров потерянных душ» «Черный кот»

В 1933 году Лугоши женился на Лилиан Арх, которая через пять лет родила ему сына сына — Бела Лугоши младшего. В фильме Чёрный кот Лугоши впервые снялся вместе с Борисом Карлоффом.

Лилиан Арч Бела Лугоши и Борис Карлофф

Выделяется очень яркая и богатая по выразительным средствам роль злобного горбуна Игоря, которую Лугоши сыграл в фильмах «Сын Франкенштейна» (Son of Frankenstein, 1939) и «Призрак Франкенштейна» (The Ghost of Frankenstein, 1942). Чтобы получить роль в фильме Сын Франкенштейна ему пришлось умолять об этом создателей фильма. В то время у него родился сын и были тяжёлые проблемы относительно денег. За эту роль он получил 500 долларов. Он также сыграл (всё-таки) Чудовише Франкенштейна в фильме «Франкенштейн встречает Человека-Волка» (Frankenstein Meets the Wolf Man, 1943).

«Франкенштейн встречает Человека-Волка»

Всё чаще оставаясь без работы, а от сыгранных ролей не получая ни творческой, ни финансовой отдачи, Лугоши во второй половине 1940-х годов опускается и становится морфинистом. В этот период ему изредка достаются малозначительные роли в фильмах категории «Б», и его слава быстро затихла. Актер начал спиваться и злоупотреблять наркотиками.

Еще в 1952 году брак Белы с Лилиан распался (они развелись в 1953), и Лугоши окончательно опустился на дно своей карьеры, стал законченным наркоманом.

Под конец жизни он подружился с Эдом Вудом, печально известным в качестве худшего режиссера всех времен. В 1950-х годах Лугоши снялся в нескольких фильмах — «Глен или Гленда» (Glen or Glenda, 1953), «Невеста чудовища» (Bride of the Monster, 1955), — режиссёра Эда Вуда, который был горячим поклонником его прежних ролей. Гонорар, полученный Лугоши за участие в этих фильмах, помог ему победить зависимость от морфия, и он решил вернуться к работе в большом кино. Его возвращение знаменовала небольшая роль в фильме «Чёрный сон» — по иронии судьбы, роль была без текста, и она же стала его последней ролью.

Лугоши собирался сняться в фильме План 9 из открытого космоса, но не успел — он умер когда было снято всего около 10 минут фильма. Однако его можно видеть в нескольких сценах, Эд Вуд использовал архивные съёмки Лугоши в плаще Дракулы и ввёл в фильм персонаж, якобы сыгранный Лугоши. Большую часть роли сыграл дублёр с лицом, почти полностью закрытым плащом. История их отношений легла в основу картины Тима Бертона «Эд Вуд» (Ed Wood, 1994).

«Гленн или Гленда» «Невеста монстра»

«План 9 из открытого космоса»

Исполнитель роли Белы Лугоши в биографическом фильме Тима Бёртона «Эд Вуд» (1994) актёр Мартин Ландау за свою работу удостоился премии «Оскар». Наблюдатели увидели в этом запоздалое признание заслуг классического исполнителя роли Дракулы. Сын Белы, юрист в Лос-Анджелесе, был очень недоволен изображением в картине своего отца, хотя никогда не смотрел ее. После длительной переписки с Бартоном, отпрыск согласился посмотреть фильм в компании с самим Ландау, после чего согласился, что игра актера очень похожа на его отца, и они стали с Ландау друзьями.

Бела Лугоши умер 16 августа 1956 года от сердечного приступа. На момент смерти актер был так беден, что за его похороны заплатил Фрэнк Синатра.

Его дом в Лос-Анджелесе купил Джонни Депп, сыгравший друга актера, режиссера Эда Вуда в одноименном фильме 1994 года.

Бела Лугоши удостоен звезды на Голливудской Аллее Славы.

Уже после смерти Лугоши стал воистину культовой фигурой, и его жизнь, а еще больше смерть, обросли легендами. Вот парочка из них: Белу Лугоши похоронили в костюме Дракулы.

По легенде, на похоронах актера другой великий «кинозлодей» Винсент Прайс был настолько потрясен видом усопшего, что спросил кого-то из присутствующих: «Может нам, на всякий случай, вбить ему в сердце осиновый кол?». Комедиант Джои Бишоп, услышав о смерти Лугоши, на полном серьезе заявил: «Он вернется!».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль