Лиса – несостоявшийся друг человека — кицунэ, упоротый лис, враги лисы


Лисы-оборотни

Лиса обычно не связывается с мифологическими персонажами высших уровней. Редкое исключение — Лиса как одна из ипостасей Диониса и как вестница японской богини урожая и риса Инари, обладающая колдовскими чарами и способностью воплощаться в человека.

В русской фольклорной традиции Лиса является главным героем животной сказки, позже перешедшим и в лубок. Так же Лисица имеет отчество Патрикеевна, потому что символом святого Патрика в Ирландии является именно она.
В Западной Европе складывается начиная с 11 в. эпос о Ренаре (Ренар, первоначально мужское собственное имя, стало во французском языке обычным обозначением Лисы). Особую роль сыграл старофранцузский «Роман о Лисе» («Roman de Renart»). В конце 12 в. появилась немецкая, а в сер. 13 в. нидерландская переработка этой темы, послужившая источником для нижненемецкого «Рейнеке-Лиса» («Reinecke-Fuchs»). Сходные циклы о Лисе известны в Китае («лисий» эпос Ляо Чжая о «лисьих чарах» и вмешательстве ее в жизнь людей; в китайской мифопоэтической традиции Лиса считалась воплощением души мертвеца, и системе оберегов от Лисы придавалось особое значение), в Америке (ср. отчасти «Сказки дядюшки Римуса», где наряду с Братцем Кроликом участвует Лис). Специализированный «лисий фольклор», особый словарь охоты на Лис и приёмы «лисьей магии» создаются среди охотников (напр., в английских охотничьих клубах). В народной традиции отмечался особый день, связанный с Лисой или с началом охоты на неё, напр. день Мартына-лисогона (14 апреля); были популярны многочисленные разработки мотива мести (или награды) охотнику со стороны Лисы.

В мифологии коренных народов Америки образ лисы оценивается в целом положительно. Калифорнийские индейцы считают серебристую лисицу своим предком, а чибча-муиски устpaивали в честь ряженого лиса Фо развеселый праздник, отмечая eгo приход ритуальными попойками. В Китае покровительницей лис считалась добрая Вися Юаньцзюнь «Госпожа лазоревой зари».

В мифологии Китая, Кореи и Японии лисы имеют двоякие эпостаси. Они могут быть как злобными демонами, так и нейтральными к людям . Даром перевоплощения владеет китайский демон-лис гуй и злой оборотень Цзин, японский лис-вампир кокитено и корейский символ коварства — старый лис кумихо. Живут демонические существа поблизоси от заброшенных могил. Способность к оборотничеству приходит к ним с возрастом: к пятидесяти rодам они приобретают способность превращаться в женщину, к ста годам — в мужчину.
Ритуал перевоплощения, описанный в древних китайских трактатах, выглядит следующим образом: рыжая бестия кладет себе на rолову человеческий череп и кланяется созвездию Большой Медведицы до тех пор, пока не превратится в человека. Наибольшую опасность среди злых оборотней представляют китайские женщины-лисы, непревзойденные соблазнительницы, крадущие жизненную энергию человека посредством половых сношений с ним. По свидетельству мудреца Цзи Юня, эти дьяволицы столь ненасытны в любовных утехах, что могyт быстро свести в могилу caмoгo цветущего мужчину.

Седи этих злобных демонов-лисиц наиболее могущественной считалась Тамамо но Мае. В человеческом обличье она становилась столь изысканной и умелой любовницей, что звали ее Драгоценная девушка. Жертвами ее были короли и императоры.
Происхождение Тамамо было темным. Считалось, что она появилась в Японии тысячи лет назад, а до этого была супругой индийского короля, появляясь иногда в виде женщины, а иногда в обличье белой лисицы с девятью хвостами. Кроме того, у нее не было сердца. Главным ее удовольствием было убийство невинных людей. Наверное, из Индии она была изгнана. Легенда гласит, что женщина-лиса появилась затем в Китае в гареме тирана Шу Хсин. Чтобы удовлетворить ее непомерные требования и развращенный вкус, одурманенный ею император построил обширные сады удовольствий, создал озера, наполненные вином, насадил деревьев, на которых висели корзины со сладостями. Зная, что она любит необычные развлечения, он приказал придворным дамам танцевать голыми среди цветов в этих садах. Они отказались. Тогда Шу Хсин придумал для нее другое развлечение. Он заставил этих дам танцевать в яме, наполненной гадюками и осами. Тамамо была довольна. Она заметила, что дамы танцевали очень проворно и забавно. Все они умерли от укусов змей и ос. Беспутный образ жизни двора китайского императора был так отвратителен, что люди восстали против этого позора. Тамамо была казнена, и тело ее сожгли. Но из пепла выпрыгнула снежно-белая лиса. Быстрая, как ветер, она побежала в Японию.
При дворе Восходящего Солнца Тамамо вновь превратилась в женщину и соблазнила Тоба, императора Японии. Он вдруг стал день ото дня слабеть и однажды после бурной ночи впал в забытье, выкрикивая ее имя. При этом вокруг головы Тамамо вспыхнуло пламя. Советники императора увидели этот пылающий нимб сразу поняли, кто она. Они раскрыли секрет происхождения Тамамо, держа перед ее лицом зеркала. В зеркале отразилось не женское лицо, но узкая морда белой лисицы. И злое колдовство было разрушено. Женщина приняла свой настоящий облик — белой лисицы — и скрылась в саду. Несколько дней она оставалась поблизости от дворца, убивая мелких зверьков и птиц, пока люди не выпустили на нее свору собак. Тогда лиса умчалась и спряталась среди серных болот в местечке Насу в центральной части острова Хонсю, где совы кричат всю ночь и шакалы хнычут на ветру. Здесь кицунэ уменьшилась до размеров придорожного камня и, как говорили, лежала среди мрачной равнины. Все живое, едва приблизившись к этому камню, погибало. Он источал такие ядовитые пары, что мертвые насекомые и птицы толстым слоем усеивали землю вокруг. Поэты говорили, что только облака могли пролетать над камнем безбоязненно. Сессо-Секи — так называли этот камень, и означает это — «Камень разрушения жизни».

Свое рыжее чудище есть и в древнегреческой мифологии. Злобная тевмесская лиса, пожиравшая детей и разорявшая окрестности Фив, выглядит символом нeуловимости, так как именно этим качеством наградили ее боги. Лиса-людоедка творила свои черные дела до тех пор, пока ее след не взял медный пес Лайлапс, нaделенный божественным даром настигать любого зверя. В итоге возникло неразрешимое противоречие, yrpожавшее aвторитету олимпийских богов. Парадоксальную погоню прекратил Зевс, превративший необыкновенных животных в сияющие созвездия.

Широко распространены истории о превращении Лисы в человека (особенно при полнолунии). У индейцев Северной Америки, гренландских эскимосов, коряков, народов Сибири, в Китае известен сюжет о бедном человеке, к которому каждое утро в дом приходит Лиса, сбрасывает свою шкуру и становится женщиной; когда человек это случайно обнаруживает, он прячет шкуру и женщина становится его женой; но жена находит свою шкуру, оборачивается Лисой и убегает из дома.

Лисы-оборотни (кицунэ, кумихо, хули-цзины) — образ из мифологии и фантастики. Часто лис-оборотней связывают с Востоком, так как в легендах Китая, Кореи и Японии они занимают такое же важное место, как волки-оборотни, вампиры и фэйри в европейских преданиях.

В восточной мифологии лиса-оборотень обладает большими знаниями, длинной жизнью и магическими способностями. Главная среди них — способность принять форму человека; лиса, по преданиям, учится делать это по достижении определённого возраста (обычно сто лет, хотя в некоторых легендах — пятьдесят). Кицунэ обычно принимают облик обольстительной красавицы, симпатичной молодой девушки, но иногда оборачиваются и стариками.

У кицунэ может быть до девяти хвостов. В целом, считается, что чем старше и сильнее лиса, тем больше у неё хвостов. Некоторые источники утверждают даже, что кицунэ отращивает дополнительный хвост каждые сотню или тысячу лет своей жизни. Однако, лисы, встречающиеся в сказках, почти всегда обладают одним, пятью, или девятью хвостами.

Когда кицунэ получают девять хвостов, их мех становится серебристым, белым, или золотым. Эти кюби но кицунэ («девятихвостые лисицы») получает силу бесконечной проницательности.
«Небесная лисица, – говорит китайское предание, – имеет девять хвостов и золотистую шерсть; она может проникать в тайны мироздания, покоящиеся на чередовании мужского и женского начал».

Похожим образом в Корее говорится, что лиса, прожившая тысячу лет, превращается в кумихо (Kumiho) (дословно «девятихвостая лисица»). В китайском фольклоре также есть «лисьи духи» (хули-цзин), во многом схожие с кицунэ, включая возможность обладания девятью хвостами.

В некоторых историях кицунэ испытывают сложности с прятанием своего хвоста в человеческом обличье (обычно лисы в таких историях имеют всего один хвост, что может быть указанием на слабость и неопытность лисы). Внимательный герой может разоблачить обернувшуюся человеком пьяную или неосторожную лису, разглядев сквозь одежду её хвост.
Так же можно узнать в женщине лисицу, если рассмотреть ее тень при лунном свете. Тень давала изображение лисицы с вытянутой лисьей мордой и острыми ушами.

Часто лисица в образе красивой женщины старается выйти замуж за человека. Мужу, не выпытывающему тайны жены, она может принести огромное счастье, стремление узнать ее прошлое могло привести к беде. Часто жена- лисица при помощи колдовства забирала у мужа его жизненную силу и он умирал, а лисица затем исчезала.

Лисы обязаны сдерживать свои обещания, иначе им придётся понести наказание в виде снижения своего ранга или уровня силы.

Лиса не только женщина. Она может явиться человеку и в образе мужчины. Это обычно тонко образованный ученый, верный товарищ и друг, но не терпящий вероломства и жестоко наказывающий его.

Лиса может быть к человеку как благожелательной, так и недоброжелательной.
Как писал один путешественник посетивший Китай в начале 20 века «Вы проходите по китайским полям и вдруг видите, что перед каким-то курганом стоит огромный стол, на котором покоится ряд древнего вида сосудов, знамена, значки и все вещи, свойственные, насколько вам известно, только храму. Вы осведомляетесь у прохожего мужичка, что это такое, и слышите в ответ: «Это фея-лиса» (хусянье). Она, видите ли, живет где-то тут в норе, и ее упрашивают не вредить бедному народу, – и не только не вредить, а, наоборот, благодетельствовать ему, как благодетельствуют прочие духи«.
Чтобы предохранить себя от гнева лисицы, крестьяне рисовали на стенах домов и оград большие белые круги.

Одной из знаменитых кицунэ также является великий дух-хранитель Кюби. Это дух-хранитель и защитник, помогающий юным «заблудшим» душам на их пути в текущей инкарнации. Кюби обычно остаётся ненадолго, лишь на несколько дней, но в случае привязанности к одной душе, может сопровождать её годами. Это редкий тип кицунэ, награждающий нескольких счастливчиков своим присутствием и помощью.

На следующий вечер Лис пришел и говорит студенту:
– Вот что, брат, в трех верстах отсюда у дороги валяется серебро. Иди скорее и забери.
Чэ побежал туда рано утром и действительно нашел две ланы
Лис опять указал ему, что за его же двором в яме лежит клад, который стоит вскрыть, и, действительно, Чэ нашел там меди на сотни лан.
Через некоторое время лис опять говорит студенту:
– На рынке сейчас очень недорого можно купить подсолнухи. За этот драгоценный товар следовало бы держаться, на нем выедешь.
Чэ так и сделал: накупил подсолнухов, пудов сорок. Все смеялись над ним и ругались. Однако в скором времени наступила большая засуха. И пшеница и бобы посохли. Можно было садить только подсолнухи. Чэ продал свой запас вдесятеро дороже против своей цены и сразу же стал богатеть. Купил и засеял огромное поле тучной земли, но каждый раз спрашивал лиса, что сеять. Сеял пшеницу – был урожай пшеницы, сеял просо – удавалось просо. Спрашивал он у лиса также и о том, когда садить: раньше или позднее. Как тот решал, так он и делал.
Пу Сунлин «Рассказы Ляо Чжая о необычайном»

Другие возможности, обычно приписываемые лисе-оборотню, включают способность вселяться в чужие тела, выдыхать или иначе создавать огонь, появляться в чужих снах, и способность создавать иллюзии столь сложные, что они почти неотличимы от действительности. Изредка кицунэ приписывают характеристики, напоминающие вампиров: они питаются жизненной или духовной силой людей, с которыми вступают в контакт.
Согласно легендам лиса, принеся человеку наслаждение и приведя его к границе смерти, сама может и исцелить его. Она хранит пилюлю вечной жизни, способную оживить даже труп.


Распространён мотив романтической любви между человеком и лисой (особенно с корейскими кумихо). Так, девятихвостая белая лисица, жившая в горе Ту, явилась древнему герою китайского исторического предания, императору Юю (XXIII в. до н. э.), и он женился на ней.

Иногда кицунэ приписывается роль соблазнительницы, но часто подобные истории скорее романтические. В таких историях юный мужчина обычно женится на красавице (не зная, что это лиса) и придаёт большое значение её преданности. Во многих таких историях присутствует трагический элемент: они заканчиваются обнаружением лисьей сущности, после чего кицунэ должна покинуть своего мужа.

Самая старая из известных историй о жёнах-лисицах, которая даёт народную трактовку слова «кицунэ», в этом смысле является исключением. Здесь лиса принимает вид женщины и выходит замуж за мужчину, после чего эти двое, проведя нескольких счастливых лет вместе, заводят нескольких детей. Её лисья сущность неожиданно открывается, когда в присутствии многих свидетелей она пугается собаки, и, чтобы спрятаться, принимает свой истинный облик. Кицунэ готовится уйти из дома, но муж останавливает её, говоря: «Теперь, когда мы были несколько лет вместе и ты дала мне нескольких детей, я не могу просто забыть тебя. Пожалуйста, пойдём и поспим». Лиса соглашается, и с тех пор возвращается к своему мужу каждую ночь в образе женщины, уходя наутро в образе лисы. После этого её стали называть кицунэ — потому что в классическом японском кицу-нэ означает «пойдём и поспим», в то время как ки-цунэ означает «всегда приходящая».

Потомству браков между людьми и кицунэ обычно приписывают особенные физические и сверхъестественные свойства.

В христианской религии лиса изображается пособницей caмoro Сатаны: во-первых, из-за ее дьявольских уловок, а во-вторых, из-за оrненно-рыжего меха, напоминающего пугливым обывателям об адском пламени. Ассоциации лисы с нeчистым духом наиболее заметны в Bepxней Австрии, где бытовало недоброе пожелание: «Лис тебя побери!»

Враги лисы

С незапамятных времён за лисой закрепилась слава хитрого и очень осторожного зверя. В немалой степени подобная репутация сформирована фольклором и литературой, но, как говорится, «нет дыма без огня»: наши пращуры не зря наделяли действовавших в их сказках зверей человеческими чертами. В отношении лисицы приписываемые ей хитрость и осторожность означали хорошо развитый инстинкт самосохранения, благодаря чему она способна выходить сухой из воды в самых, казалось бы, безнадёжных обстоятельствах. Подобные качества являются незаменимыми, когда речь идёт о её врагах в условиях естественного обитания и способах, с помощью которых она избегает опасностей.

Наличие врагов у лисицы напрямую связано с её ареалом обитания. Например, живущие в Южной Америке карликовые ушастые лисы, к которым относятся андская, дарвиновская, южноамериканская, парагвайская, секуранская и бразильская, не имеют врагов, однако еды для них, при всём её разнообразии, столь мало, что их популяция регулируется сама по себе без вмешательства в этот процесс более крупных хищников. Но это, пожалуй, исключение из общего правила: тем видам лисиц, что проживают на материках к северу от экватора, в этом смысле не повезло, и небольшие размеры этого рыжего хищника стали причиной наличия у него достаточного количества врагов, которых условно можно разделить на две категории: явные и скрытые. Явные враги – это те, которые напрямую охотятся на лису, превосходя её размерами, силой или же иными качествами; скрытые же являются для неё конкурентами прежде всего в вопросе питания. Опасаться их стоит лисице вполне обоснованно, потому что в число её врагов в природе входят:

  1. волки.
  2. медведи.
  3. мелкие паразиты.
  4. росомахи.
  5. крупные хищные птицы – орланы, беркуты, ястребы и соколы.
  6. рысь.
  7. степной хорёк, барсук, горностай.
  8. некоторые виды своего рода – например, корсак.

Все перечисленные животные являются соседями лисы по ареалу обитания и, помимо охоты на неё, часто конкурируют с ней за место под солнцем и пищу.

Следует, правда, отметить, что в определённой степени ряд зверей являются врагами лисы вынужденно. Как ни странно, к таким относится волк. Он нападает на лис лишь во время бескормицы, когда еды мало и её сложно найти. Поскольку лиса и волк питаются примерно одним и тем же, для него лисица становится не просто конкурентом, но и объектом нападения – в первую очередь благодаря своим размерам.

Намного более опасен для лисицы медведь. Их среды обитания совпадают в сибирской и дальневосточной тайге, где популяция лис достаточно высока. В данном случае медведи выступают своеобразным естественным регулятором лисьей численности, поскольку замечено, что зачастую в местах обитания большого числа мишек лисы почти отсутствуют. Большим подспорьем медведям служит их способность развивать скорость до 50 км/час, благодаря чему они легко могут догнать спасающуюся от них лисицу. В случае с волком такого сказать нельзя: обычно лиса и волк стараются сосуществовать и за некоторым исключением пытаются не замечать друг друга.

Своей скоростью и силой славятся и росомахи, водящиеся в лесах и представляющие ещё одну угрозу для рыжей красавицы. Также росомахи отличаются прожорливостью и всеядностью, поэтому лисы часто являются объектом их гастрономических интересов. Стоит лисе опасаться и рыси – ещё одному хищнику, который значительно превосходит её в скорости и силе.

Для степных лис существует угроза в лице хищных птиц – орлана, ястреба, сокола и беркута. Если с беркутом лиса ещё может справиться (охотники не раз наблюдали картины поединков между ними), то нападение сокола или ястреба не оставляет для неё шансов выжить: они обладают достаточным весом и силой для того, чтобы напасть на неё с высоты и убить.

Немало проблем доставляют лисицам хорёк, горностай и барсук. Все они питаются тем же, чем и лиса – мышами-полёвками и степными грызунами, – поэтому являются её конкурентами в борьбе за питание. Кроме того, лиса часто пользуется норами барсука, особенно во время зимних вьюг и сильных ветров и во время беременности и кормления лисят. Обычно она предпочитает занимать пустующие норы, но при безвыходном положении способна даже вступить с барсуком в схватку, которая обычно заканчивается победой.

Пищевым конкурентом для лисицы является также её степной родственник – корсак. Их борьба длится в течение всего года, но особенно обостряется зимой.

На фоне упомянутых представителей животного мира несколько странно будет смотреться упоминание о мелких паразитах, однако их тоже можно причислить к лисьим недругам, равно как и к врагам остальных зверей. На шкуре лисы могут проживать более полусотни видов клещей, которые не упускают возможности лакомиться ею, не говоря уже о гельминтах, чьё количество и видовое разнообразие не поддаётся учёту. Несмотря на свои размеры, эти вредители доставляют лисице достаточно много беспокойства.

Наконец, говоря о врагах лисы, нельзя не упомянуть человека. Правда, отношения между ними достаточно сложные и своеобразные, о чём следует сказать отдельно. Зачастую лисица благодаря поеданию многих видов насекомых, мышей и остальных грызунов является союзником человека, и при обилии её основного корма она неопасна даже для домашней птицы – кур, уток и гусей. При всей осторожности лисы крайне любопытны и, если не чувствуют опасности, легко поддаются прикармливанию. Однако таковыми они являются при умеренном количестве. Если же лис на ограниченной территории становится слишком много, они превращаются в головную боль человека. Кроме того, лиса – очень неопрятное животное и, поселяясь недалеко от человеческого жилья или в крупных городах, превращает местность вокруг своего укрытия в одну большую уборную. К этому следует добавить способность лис переносить некоторые смертельные болезни – в частности, бешенство, – и картина взаимоотношений человека и лисицы будет завершена.

Первоначально охота на лис представляла собой «войну до победного конца», которую вели на волне борьбы с бешенством и ради получения ценных шкурок. Когда же в ряде регионов лисы были уничтожены полностью, активизировались местные грызуны, что привело к большим убыткам в сельскохозяйственной сфере. Тогда человек пересмотрел своё отношение к лисам: началось промышленное разведение наиболее ценных пород и работа над их селекцией, а охотничий промысел стал лимитированным. Благодаря этим мерам популяция лис в природе начала возрождаться. На сегодняшней день охота на этих животных разрешена лишь в строго определённое время и в ограниченном объёме – то есть, человек является ещё одним регулятором их численности. Правда, в некоторых европейских городах, где отстрел лисиц запрещён, до сих пор существует проблема их проживания в городских общественных парках, на мусорных свалках и в других подобных местах. В некоторых областях лис нет до сих пор.

Иногда к числу основных лисьих врагов примыкают также бродячие собаки. В основном они представляют угрозу для лисят, но при отсутствии еды такая собака может напасть и на взрослую лису. Исход поединка при этом не всегда предсказуем.


Свои враги есть также и у лисят. Помимо уже упоминавшихся бродячих собак, к ним относятся:

Много малышей погибает в норах при выкуривании, если лиса-мать не успеет увести их, а также ранней весной от холода и голода при вынужденных переходах из одного места в другое или при поедании отравленных химическими веществами саранчи и грызунов. Последнее, кстати, смертельно и для взрослых особей.

Однако лисицу не зря называют хитрой и осторожной. Эти два человеческих качества зачастую помогают ей избежать многих опасностей. У лисы — отменная зрительная память и наблюдательность, поэтому если на своих тропах она замечает какие-то изменения – посторонние предметы или чужие следы, – то сразу же настораживается и обходит ставшее подозрительным место стороной. Таким образом ей удаётся избегать даже тщательно обработанных капканов. Помимо этого, у лисицы хорошо развиты слух и обоняние, которым она доверяет больше, чем глазам, поскольку её зрение обладает одной особенностью – недоразвитостью чувства расстояния. Охотники часто замечали, что лисица может заметить внезапно появившегося человека в полукилометре от себя и броситься в бегство, но совершенно не увидеть неподвижно стоящего с расстояния буквально в десять шагов.

Кроме органов чувств, у лисицы есть также ряд привычек, помогающих ей минимизировать опасность быть обнаруженной своими врагами. Например, прежде чем устроиться на лежку, она долго петляет и делает скачки в стороны, чтобы запутать следы. Добравшись до места отдыха, рыжая бестия долгое время неподвижно сидит, принюхиваясь и изучая окрестности, затем крутится на месте и укладывается, свернувшись калачиком, направив морду в сторону своих следов и предварительно ещё несколько раз осмотревшись. Для отдыха она выбирает такие места, чтобы иметь обзор – это могут быть бугорки, полянки или пригорки. При охоте лисица фактически сливается с местностью. Такое поведение нужно ей не только для того, чтоб её не заметила жертва, но и охотник. Особенно характерно такое поведение для лисицы, живущей в степных зонах, где невозможно укрыться.

Если же лисицу обнаружили, она спасается бегством. Несмотря на коротковатые ноги, она бегает очень резво и часто совершает большие прыжки, распластавшись над землёй и далеко вытянув хвост. При бегстве она может заскочить в любую попавшуюся на пути нору, где недолго передохнёт, а затем ускользнёт через один из имеющихся выходов. Надо сказать, что свою местность лисица знает назубок и умело пользуется своими и чужими норами, изобилующими в месте её проживания. Если человек случайно обнаружит выводковую нору, в ближайшую ночь она опустеет – лиса уведёт своих детёнышей в более безопасное место. Даже если нору будут разрывать лопатами, лиса всё равно попытается убежать и при этом спасти свой выводок. Некоторые виды лис – например, серая лисица – спасаются от преследователей на деревьях благодаря своему умению лазать по ним.

Если лисице приходится вступить в драку, в ход идут когти и зубы. Нередки случаи, когда она таким образом спасалась от беркута, даже находясь у него в когтях. Перед схваткой лисица шипит, как бы предупреждая врага о своём отпоре. Некоторые случайные свидетели из числа охотников утверждают, что она даже способна бросаться своими экскрементами, но правда ли это, сказать сложно.

При этом как бы ни была лиса осторожна и изобретательна, естественные условия обитания оказываются сильнее всех её ухищрений. Лисица редко доживает в природе до семилетнего возраста. В то же время в неволе срок жизни этого красивого и своеобразного зверя может достигать до 25 лет.

Японский девятихвостый лис в мифологии и массовой культуре

Мир восточной мифологии полон удивительных существ, малопонятных жителю Запада. У каждого мистического создания есть история и собственный характер. С постепенным повышением интереса россиян к японской культуре возникли соответствующие вопросы: почему в разных фильмах и аниме показывают одного и того же персонажа? Кто он такой, этот девятихвостый демон-лис, и что нужно знать о нем, чтобы полноценно воспринимать чужие культурные реалии?

Кто такие кицунэ?

Поклонникам японской литературы и кинематографа наверняка уже известно понятие «кицунэ». Это иероглиф, обозначающий лису на языке Страны восходящего солнца. Термин относится и к мифическим девятихвостым демонам.

В классической японской мифологии лиса, прожившая много лет и набравшаяся мудрости, достигает просветления и становится сверхъестественным существом. Такой зверь нередко обретает роль рассказчика и морального наставника людей, в виде притч повествует о законах существования материального мира. Есть версии, что девятихвостая лиса-кицунэ призвана служить Инари Оками (богам риса) и охранять их святыни, однако в различных источниках упоминаются и дикие духи зверей — как доброжелательные, так и враждебно настроенные по отношению к людям. Некоторые лисы предлагают награды честным, набожным, трудолюбивым или бедным. Другие становятся советниками великих правителей и склоняют их к злу. Тем не менее большинство культурных памятников Японии приписывают кицунэ склонность к уничижению гордых, жадных и властолюбивых.

Девятихвостый лис: мифология и художественный вымысел

В настоящее время вопросы характера, внешности и индивидуальных особенностей кицунэ рассматриваются одновременно с точки зрения мифологии и художественного вымысла. Почему? Дело в том, что первоначальная информация о фольклорных демонах передавалась из уст в уста. Сведения, зафиксированные в письменном виде, разнятся в зависимости от источника. Кроме того, с годами предания, в которых главным героем был девятихвостый лис, переводились на многие языки и подвергались глубокому антропологическому анализу. В результате разрозненные данные, разумеется, можно обобщить, однако предлагаемая ниже информация может не соответствовать мотивам тех или иных сказаний или художественных произведений.

Кицунэ появляются на свет одним из двух способов: либо рождаются, как обычные лисы, от двух родителей-кицунэ, либо возникают в качестве бестелесных духов и вселяются в тела нерожденных младенцев. Кроме того, девятихвостый лис в прошлом может оказаться обычным человеком, «разделившим» душу с кицунэ либо превращенным в мифическое создание каким-либо божеством. Считается, что удивительные существа обитают в мире смертных до достижения тысячи лет, а затем возносятся за границы материального мира и достигают состояния, подобного нирване. Если это безвременное нематериальное состояние наскучит лисьему духу, он обретет возможность перерождения — и его жизнь в мире смертных начнется заново.

Волшебная сила

Интересно, что девятихвостый лис далеко не всегда был таковым. Количество хвостов у волшебного животного отражает степень его сверхъестественной силы. Одним хвостом, как правило, обладают очень юные лисы. Девять, соответственно, символизируют величайшую мощь. В некоторых источниках встречается упоминание о единственной десятихвостой лисы — это богиня кицунэ.

Основная магия кицунэ — это власть над иллюзиями. Как бы то ни было, волшебные животные отличаются не столько сверхъестественными способностями, сколько интеллектом, остроумием и коварством. Традиционно они отступают перед верой, благословленным оружием и монахами любых религий, кроме буддизма.

Обычно девятихвостый лис относится к одному из двух видов: собственно кицунэ — либо ногицунэ. Основополагающее различие — приверженность добру либо злу. У кицунэ есть некоторый свод правил или законов, которым обязаны подчиняться все лисы. Одно из стандартных правил — не убивать. Действия ногицунэ не ограничены никакими предписаниями и законами. Интересно, что все девятихвостые лисы в мифах других азиатских стран, включая Китай, попадают под определение «ногицунэ», в то время как японские лисы зачастую оказываются доброжелательными существами.

Лиса – несостоявшийся друг человека? — кицунэ, упоротый лис, враги лисы

Отредактировала и дополнила статью, так что решила ее поднять)


НАЗВАНИЕ: Кицунэ
ИНЫЕ НАЗВАНИЯ: Китсюне, Огненная лисица, Чернобурка
КЛАСС: нечисть оборотневая (демон ёкай) / разумная раса(в некоторых книгах фентези)
МЕСТО ОБИТАНИЯ: пустоши, холмы, среди людей
ВНЕШНОСТЬ: Оборотни. В первой (основной) своей ипостаси кицунэ имеют вид многохвостой лисицы, во второй — человека с лисьим хвостом. Ну, а подробнее обо всех особенностях их облика будет расписано далее.

Кицунэ в японской мифологии лисы-оборотни. Считаются умными хитрыми созданиями, умеющими превращаться в людей. Подчиняются Инари, богине злаковых растений. Эти животные обладают большими знаниями, длинной жизнью, и магическими способностями. Главная среди них, как уже говорилось, способность принимать форму человека; лиса, по преданиям, учится делать это по достижении определённого возраста (чаще ста лет, хотя в некоторых легендах — пятьдесят). Кицунэ обычно принимают облик обольстительной красавицы, симпатичной молодой девушки, но иногда оборачиваются и стариками. Магические способности кицунэ растут по мере взросления и обретения новых уровней в иерархии. Если возможности однохвостого молодого кицунэ весьма ограничены, то затем они приобретают возможности мощного гипноза, создания сложных иллюзий и целых иллюзорных пространств. С помощью своих волшебных жемчужин, кицунэ способны защищаться огнем и молниями. Со временем приобретаются умения летать, становиться невидимым и принимать любые формы. Высшие кицунэ обладают властью над пространством и временем, способны принимать волшебные формы – драконов, гигантских деревьев до неба, второй луны в небе; умеют наводить безумие на людей и массово подчинять их своей воле.

Небесной покровительницей кицунэ является богиня риса Инари. Их статуи являются неотъемлемой частью храмов в ее честь. Более того – некоторые источники указывают, что Инари сама есть высшая кицунэ. При этом, на самом деле половая принадлежность Инари-но Ками не определена — как и вообще кицунэ как таковых. Инари способна являться и в облике воина или мудрого старца, юной девушки или прекрасной женщины. Ее обычно сопровождают две белоснежные лисы о девяти хвостах. В домах, изображение лисиц в нэцкэ ставят при входе, чтобы отогнать обман и ложь, которые могут принести нехорошие люди. Существуют храмы и часовни, посвященные кицунэ как таковым.

Дождь, падающий среди ясного неба, иногда называют кицунэ-но-ёмэири или «свадьба кицунэ».

Слово kitsune часто переводится как призрак — дух лисы, однако это не означает, что они неживые существа. Слово «дух» используется в восточных мифологиях, отражая уровень знания или просвещение существа. Любая лиса, которая живет достаточно долго, может быть уже не просто зверем, а духом лисы. Есть два главных типа кицунэ. Мойобу, или божественная лиса, связанная с Инари и считающаяся доброжелательным духом. И ногицунэ, или дикая лиса (дословно «полевая лисица»), которая часто представляется злонамеренным существом.

Происхождение слова «кицунэ» имеет два варианта. Первый – по Нодзаки, он выводит его из древнего звукоподражания лаю лисицы «кицу-кицу». Однако в современном языке он передается как «кон-кон». Другой вариант менее научен, но более романтичен. Он восходит к первой задокументированной легенде о кицунэ, относящейся к раннему периоду Асука – 538-710 гг нэ.

Оно, житель области Мино, долго искал и не мог найти свой идеал женской красоты. Но одним туманным вечером, возле большой пустоши (обычное место встреч с фэйри у кельтов), он неожиданно повстречал свою мечту. Они поженились, она родила ему сына. Но одновременно с рождением сына, собака Оно принесла щенка. Чем больше становился щенок, тем более агрессивно он относился к Леди-с-Пустоши. Она испугалась, и попросила мужа убить пса. Но тот отказался. Однажды пес бросился на Леди. Она в ужасе сбросила человеческое обличье, обратилась в лису, и убежала. Оно, однако, стал ее искать и звать: «Ты можешь быть лисой – но я люблю тебя, и ты мать моего сына; ты можешь приходить ко мне, когда захочешь». Леди-Лиса услышала Оно, и с тех пор каждую ночь она приходила к нему в облике женщины, а утром убегала в пустоши в облике лисицы. Из этой легенды выводится два варианта перевода слова «кицунэ». Либо «кицу нэ», приглашение провести ночь вместе — призыв Оно к своей сбежавшей супруге; либо «ки-цунэ» – «всегда приходящая».

У кицунэ главным образом наблюдается два хвоста, хотя чем старше и мудрее лиса, тем больше у нее будет хвостов. Однако, лисы, которые появляются в народных историях почти всегда обладают одним, пятью, или девятью хвостами.

Молодой кицунэ, как правило, и занимается среди людей проказами, а также вступают с ними в романтические отношения разной степени серьезности – в таких историях практически всегда действуют однохвостые лисы. Кроме того, совсем молодые кицунэ часто выдают себя неумением спрятать хвост – видимо, еще обучаясь трансформам, часто их даже на более высоком уровне выдает тень или отражение.

Поиск дополнительного хвоста у лисицы является одной из общепринятых методик распознать кицунэ, но некоторые источники говорят о других методах показать истинную форму. Иногда, девица, которой обернулась лиса, отбрасывает не человеческую тень, а звериную; другие истории говорят, что отражение кицунэ-девушки в зеркале будет отражением лисы.

С возрастом, лисы приобретают новые ранги – с тремя, пятью, семью и девятью хвостами. Что интересно, треххвостые лисы особенно редки – возможно, они в этот период проходят службу где-то еще. Пяти и семихвостые кицунэ, часто черного цвета, обычно возникают перед человеком тогда, когда им это нужно, не скрывая своей сущности. Девятихвостые (в Японии их называют кюби-но-кицунэ, в Корее — кумихо) – элита кицунэ, не моложе 1000 лет. Девятихвостые лисы обычно обладают серебристой, белой или золотой шкуркой, и массой высоких магических способностей. Они входят в свиту Инари-но Ками, служат ее эмиссарами, или же живут сами по себе. Впрочем, некоторые и на этом уровне не удерживаются от совершения мелких и крупных пакостей – знаменитая Тамамо-но Маэ, наводившая ужас на Азию от Индии до Японии, была как раз девятихвостой кицунэ. Девятихвостым кицунэ, по легенде, обратился в конце земной жизни Коан, еще один знаменитый мистик.

Существует даже некая классификация кицунэ:
Йако или Йакан — обыкновенная кицунэ.
Бьякко («белая лиса») — очень хорошее предзнаменование, обычно имеет знак служения Инари и выступает посланником Богов.
Генко («чёрная лиса») — обычно является добрым знаком.
Рейко («призрачная лиса») — иногда не находится на стороне Зла, но определённо нехорошая.
Кико («спиритическая лиса»).
Корио («преследующая лиса»).
Куко или Куюко («воздушная лиса»)- крайне плохая и вредная. Занимает равное с Тэнгу место в пантеоне.
Ногицунэ («дикая лиса») — это понятие в то же время используется, чтобы различать «хороших» и «плохих» лис. Иногда японцы используют «кицунэ», чтобы назвать хорошего лиса-посланника от Инари и «ногицунэ» — лис, совершающих проказы и хитрящих с людьми. Тем не менее, это не настоящий демон, а скорее озорник, шутник и трикстер. По поведению напоминают Локи из скандинавской мифологии.
Тенко («божественная лиса») — кицунэ, достигший возраста 1000 лет. Обычно у них девять хвостов (и иногда — золотая шкурка), но каждый из них или очень «плох», или благожелателен и мудр, как посланник Инари.
Шакко («красная лиса») — может быть как на стороне Добра, так и на стороне Зла.

Одной из характерных черт кицунэ являются «кицунэ-би» (Лисьи Огни) – лисы могут случайно или намеренно обозначить свое присутствие ночью загадочными огнями и музыкой на пустошах и холмах. Причем никто не гарантирует безопасности человеку, рискнувшему сходить проверить их природу. Легенды описывают источник этих огней как «хоси-но тама» (Звездные Жемчужины), белые шарики, похожие на жемчуг или драгоценные камни, обладающие волшебной силой. Кицунэ всегда имеют при себе такие жемчужины, в лисьей форме держат их во рту, или носят на шее. Кицунэ очень ценят эти артефакты, и в обмен на возврат их могут согласиться выполнить желания человека. Но, опять же, безопасность наглеца после возвращения гарантировать сложно – а в случае отказа вернуть жемчужину кицунэ может привлечь на помощь своих друзей. Однако данное в такой ситуации человеку обещание, как и фэйри, кицунэ обязан выполнить – иначе рискует быть пониженным в должности и статусе. Статуи лис в храмах Инари практически всегда имеют на себе такие шары.

Кицунэ в благодарность, или в обмен на возвращение своей жемчужины, могут дать человеку многое. Однако не стоит просить у них материальные объекты – ведь они великие мастера иллюзий. Деньги превратятся в листья, слитки золота – в куски коры, а драгоценные камни в обычные. Зато нематериальные дары лис очень ценны. Прежде всего Знание, конечно – но это не для всех… впрочем, лисы вполне могут даровать здоровье, долголетие, удачу в делах и безопасность в дороге.

Для достижения своих целей кицунэ способны на многое. К примеру, они могут принимать облик конкретного человека. Так, пьеса театра кабуки «Ёсицунэ, и тысяча вишневых деревьев» рассказывает о кицунэ по имени Гэнкуро. У любовницы знаменитого военачальника Минамото-но Ёсицунэ, леди Сидзука, был волшебный барабан, сделанный в древности из шкур кицунэ – а именно родителей Гэнкуро. Он поставил себе цель вернуть барабан, и предать останки родителей земле. Для этого лис обратился в одного из доверенных лиц военачальника – но молодой кицунэ допустил оплошность, и был раскрыт. Гэнкуро объяснил причину своего проникновения в замок, Ёсицунэ и Сидзука вернули ему барабан. В благодарность, он даровал Ёсицунэ свое волшебное покровительство.

Весьма забавна и показательна история о лисьем документе, рассказанная китайским поэтом Ню Цзяо. Чиновник Ван, будучи в командировке в столицу, как-то вечером увидел у дерева двух лисиц. Они стояли на задних лапах, и весело смеялись. Одна из них держала в лапе лист бумаги. Ван начал кричать на лис, чтобы они уходили – однако кицунэ проигнорировали его возмущение. Тогда Ван бросил в одну из лис камнем, и попал в глаз той, что держала документ. Лиса выронила бумагу, и обе скрылись в лесу. Ван забрал документ, но он оказался написан на неизвестном ему языке. Тогда Ван пошел в трактир, и стал всем рассказывать о происшествии. Во время его рассказа вошел человек с повязкой на лбу, и попросил показать бумагу. Однако хозяин трактира заметил выглядывающий из-под халата хвост, и лис поспешил ретироваться. Еще несколько раз лисы пытались вернуть документ, пока Ван был в столице — но всякий раз неудачно. Когда он поехал обратно в свой уезд, то по дороге с немалым удивлением встретил целый караван своих родственников. Они сообщили, будто он сам прислал им письмо о том, что получил выгодное назначение в столице, и пригласил их приехать туда же. Они на радостях быстро распродали все имущество, и отправились в путь. Разумеется, когда Вану показали письмо, оно оказалось чистым листом бумаги. Семейству Вана пришлось возвращаться обратно с большими убытками. Спустя некоторое время, к Вану вернулся брат, считавшийся погибшим в далекой провинции. Они стали пить вино, и рассказывать истории из жизни. Когда Ван дошел до истории о лисьем документе, брат попросил его показать. Увидев бумагу, брат схватил ее, со словами «наконец-то!» обратился в лису, и выскочил в окно.

В японском фольклоре кицунэ часто представляют как обманщиц, иногда очень зловредных. Своими целями они обычно выбирают чрезмерно гордых самураев, жадных торговцев, и просто хвастливых людей. Несмотря на роль обманщиц часто кицунэ становятся компаньонами и женами человеческих мужчин и ведут очень благородный образ жизни.

Кицунэ также часто изображаются в любовных историях. Эти любовные романы обычно вовлекают молодого мужчину и лисицу, которая принимает облик красивой женщины, которая его и соблазняет. Многие из этих историй могли довольно трагически закончиться. Если муж уличал жену в оборотничестве она должна былала оставить мужа и тот заболевал в горе.

Потомству браков между людьми и кицунэ обычно приписывают особенные физические и/или сверхъестественные свойства. Конкретная природа этих свойств, однако, сильно меняется от одного источника к другому. Среди тех, у кого, как считалось, есть подобные экстраординарные возможности — известный онмёдзи Абэ-но Сэймэй, который был ханъё (полудемоном), сыном человека и кицунэ по имени Кудзуноха.

Одной из знаменитых Кицунэ также является великий дух-хранитель Кюби. Это дух-хранитель и защитник, помогающий юным «заблудшим» душам на их пути в текущей инкарнации. Кюби обычно остаётся ненадолго, лишь на несколько дней, но в случае привязанности к одной душе, может сопровождать её годами. Это редкий тип кицунэ, награждающий нескольких счастливчиков своим присутствием и помощью.

Источник информации: практически дословно было скопировано из инета, ссылка на данную статью не сохранилась. Увы, я не знаю, кто автор, но и приписывать себе чей-то колоссальный труд не хочу.

Кицунэ в аниме и манге:


1. Соуши Микицуками — потомок демонической лисьей крови и обладатель невероятных разноцветных глаз. В демонической форме у Соуши появляются лисьи белые уши и девять хвостов, при этом он одет в белое кимоно. Один из главных героев аниме «Пес, я и Секретная Служба» (Inu x Boku SS).

2. Шиппо — проказливый мальчик-лисенок, прибившийся к компании Кагомэ и Инуяши в аниме «Инуяша» (InuYasha).

3. О-Тян (Осаки) — дух кицунэ имеющий вид белого двухвостого лисенка, всегда сопровождающий Тамаки, принцессу Тамаёри, в аниме «Алые осколки» (Hiiro no Kakera). Может исчезать и появляться в любой момент. Также способен сливаться с силой Тамаки, увеличивал её духовную мощь.

В этом аниме есть еще один лис, точнее потомок и перерождение бога-лиса Комура Юичи, являющийся одним из хранителей принцессы Тамаёри и демонического меча Оникиримару. В лисицу Юичи превращаться не умеет, но сражаясь на пределе сил в нем, как и в других хранителях, проявляются звериные черты далекого предка. А еще ему подвластно лисье пламя.

4. Любой поклонник аниме «Наруто»(Naruto) при упоминании демона-лиса сразу вспомнит Кураму, девятихвостого демонического лиса (кьюби). Когда-то он напал на деревню шиноби Коноху, погибло немало людей, прежде чем зверя удалось усмирить и запечатать. А тюрьмой для кьюби стало тело Наруто.

5. Лис-демон Томоэ, хранитель в храме бога Земли Микагэ, один из главных героев аниме «Очень приятно, Бог» (Kami-sama Hajimemashita).

6. Кон — одна из лисичек из храма Инари, прислужников богини Уки, в аниме «Инари, лисицы и волшебная любовь» (Inari, Konkon, Koi Iroha). Кон когда-то была спасена девочкой по имени Инари, и после того, как Инари получила часть божественных сил Уки, стала подручной девочки.

7. Гинтаро и Киндзиро — пара лис-хранителей из храма Саэки, посвященного богине Инари, в аниме «Серебряный лис» (Gingitsune).

8. Милый лисенок, чье имя так и не было названо, друг Нацумэ. Малыш даже собственное имя готов был отдать ради этой дружбы, но Нацумэ не принял такой жертвы. Аниме «Тетрадь дружбы Нацумэ» (Natsume Yuujinchou)

9. Пять лисиц из дома Осаки, верные и старательные слуги Канамэ Осаки. Их очарование, также как и улыбка их любимого хозяина, обманчивы, при необходимости лисички могут быть смертельно опасны. А еще они часто и легко меняют свои обличья. Аниме «Хаккенден: Легенда о восьми псах Востока» (Hakkenden Touhou Hakken Ibun).

10. Хакумэнн но Моно — могущественная девятихвостая лиса, наводящая ужас и на людей, и на ёкаев в аниме и манге «Ушио и Тора» (Ushio and Tora). Любит уничтожать страны, манипулируя их правителями. Была запечатана под мощным магическим барьером и погрузилась в дрёму, однако, продолжила действовать, посылая на дело свои аватары.

11. Кушимацу — чистокровная лисица-демон. Выглядит как белая лиса в кимоно. Является опекуном девушек-полукровок, в числе которых и Закуро. Очень добрая и заботливая. Аниме «Девушка-демон Закуро» (Otome Yokai Zakuro).

12. Покемоны вульпикс, рыжий лисенок с девятью хвостиками, и нинеталис (эволюция вульпикса), имеющий вид белой девятихвостой лисицы, также своей внешностью навевают на мысль о кицунэ. Даже стихия у них соответствующая — огненная.

Лиса: умение использовать обстоятельства

Львиное мужество не годится лисице, лисья хитрость не годится льву».
Монгольская пословица

Я уверенна, что каждый человек обладает врожденной способностью интуитивно общаться с природой и ее представителями: между людьми и животными существует природная связь, о которой мы забыли. А ведь у наших четвероногих братьев, как и у других существ, населяющих планету Земля, есть чему поучиться: состраданию, силе воли, чуткости, искренности и т.д. Каждый представитель животного мира готов поведать нам свою историю и выступить в роли мудрого учителя, заботливого целителя и надежного помощника. В этой рубрике я хочу напомнить вам об этой утраченной связи и предложить методы распознавания и толкования знаков, посылаемых миром природы.
Умение управлять своим сознанием, чтобы настроиться на энергии вашего тотема и приспособиться к ним – подражая его повадкам, – поможет вам намного эффективнее решать возникающие проблемы. Помните, что ваш тотем не появится перед вами, если ему нечему научить вас. Подражание адаптивному поведению ваших тотемных животных и применение его в собственных жизненных обстоятельствах является первым шагом к преобразованию вашей жизни. Если вы определите, какое животное является вашим тотемом и наладите с ним контакт, то сможете посмотреть на себя по-новому, узнаете о своих, пока нераскрытых возможностях и вам станут доступны умения и навыки, о которых раньше вы могли только мечтать!
Наш сегодняшний герой (точнее – героиня) – Лиса. Представление о том, что лисица – существо хитрое и коварное, формируется у нас с раннего детства. Рыжая плутовка – очень известный и популярный персонаж русских народных сказок. Давайте вспомним сюжеты наиболее характерных из них.
Вот лиса советует волку половить хвостом рыбу в проруби, в результате чего серый остаётся и без рыбы, и без хвоста. Но даже после этого рыжая обманщица умудряется не только избежать наказания, но и разжалобить покалеченного волка. И вот он уже везёт лису на себе, а она ещё и издевается, приговаривая: «Битый небитого везёт». Иногда Лисе удаётся обмануть целую компанию зверей, запугав их рассказами про своего «свирепого» мужа – Котофея Ивановича, «начальника, присланного из сибирских лесов». А история о Колобке, который до встречи с лисой лихо уходил от своих преследователей? Из-за лисы мужик лишается рыбы, заяц – домика, а петушок – чуть было не лишается жизни. Методы у сказочной обманщицы – классические: притворство, втирание в доверие и, конечно же, лесть. В толковом словаре Даля мы можем встретить даже целые глаголы, описывающие подобные операции – «облисил», «полисил», «вылисил». Лисью лесть восславил ещё до нашей эры греческий баснописец Эзоп в своей басне «Ворон и лисица», где плутовке удаётся заставить птицу выронить желанный кусочек сыра.
Как символ – лиса принадлежит сразу двум стихиям – огню и земле. Это животное очень загадочное и имеет много разных характеристик. В древние времена, разные народы, имели противоречивое отношение к лисе. Одни ее воспевали, другие презирали за определенные ее свойства и качества. В украинских и русских народных сказках лиса – очень хитрая, умная и невероятно изобретательная на всевозможные уловки. В европейской традиции негативное восприятие лисы достигает предела. Тут она является воплощением порока, злобы и лицемерия. Это же значение лиса имела и в Древнем Египте. В скандинавских мифах лиса всегда была неразрывно связана с богом коварства и хитрости – Локи, в Древнем Риме — считалась посланником дьявола. А вот китайцы говорят, что там, где нет лисы, строить деревню не имеет смысла. В этой стране лиса стала общепризнанным знаком долголетия. В древней китайской легенде повествуется о том, что лис достигнув пятидесятилетия, может превратиться в женщину, а достигнув возраста в сто лет – в юную девушку. А когда он доживет до тысячи лет, может принять как образ мужчины, так и образ женщины, так как он станет божественным лисом — тьен-ху. У японцев белый лис считается символом достатка. До сих пор сохранился обычай украшать его глиняными фигурками вход перед домом. Это якобы сулило богатый урожай и сбережение благосостояния данного дома. А современные жители Японии тесно связывают образ лисы с предпринимательством.
Лисицу часто величают по имени-отчеству: Лиса Патрикеевна. Откуда у неё такое необычное отчество? Предание гласит, что примерно лет 600 назад жил князь с необычным именем Патрикей Наримунтович, был этот князь очень хитер и изворотлив, благодаря чему и попал в историю. С той поры имя Патрикей стало равносильно слову хитрец. А поскольку лиса в народе издавна считалась очень хитрой, то и получила отчество Патрикеевна.
Сюжеты о проделках лисы часто перекликаются у самых разных народов. Некоторые из сюжетов можно обнаружить в знаменитом анонимном произведении Средневековья – «Романе о Лисе» (XI-XII вв.). Это типичная аллегорическая сатира, где под звериными масками выведены вполне узнаваемые людские типажи. Так лис Ренар (пройдоха и плут) в течение всей книги водит за нос не только волка Изегрима (глуповатого и кровожадного рыцаря), но и самого льва Нобля (т.е. короля). «Роман о Лисе» стал настолько популярен, что имя его героя – Renard – стало обозначать во французском языке всех лис вообще, вытеснив старое название «goupil». Очень быстро появились фламандская и немецкая версии «Романа», а в 1793 году великий немец Гёте переложил его сюжет в своей поэме «Рейнеке-лис». Уже из «Романа о Лисе» хорошо видно, что хитрость в политике имеет не меньшее значение, чем сила. То же утверждал и философ Возрождения Николо Макиавелли. В своём трактате «Государь» (1513) он писал: «Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков». Недаром «Белым лисом» называли искушённого в интригах советского политика Эдуарда Шеварднадзе, который умудрился побывать и Министром иностранных дел СССР, и Президентом уже независимой Грузии. «Лисом пустыни» прозвали и немецкого генерала Эрвина Роммеля. Во время Второй мировой войны он так успешно воевал с британцами в Северной Африке, что британское командование даже разослало по войскам следующий приказ: «Существует реальная опасность, что наш друг Роммель станет для наших солдат колдуном или пугалом. Он ни в коем случае не сверхчеловек, хотя он очень энергичен и обладает способностями. Даже если бы он был сверхчеловеком, было бы крайне нежелательно, чтобы наши солдаты уверовали в его сверхъестественную мощь».
Образ коварной лисы давно уже стал литературным клише («Братец Лис» из сказок Д. Харриса, Лиса-Алиса из «Буратино» А. Н. Толстого). Остаётся лишь один вопрос: насколько всё вышесказанное соответствует биологическим повадкам настоящей лисы – той самой, что распространена по всему Северному полушарию, от тайги до пустынь? Часто кажется, что в природе ведет она себя исключительно хитро. Так, например, если охотник хочет поймать лису в капкан, он должен так его обработать, чтобы полностью уничтожить запах человека, иначе она сразу почувствует неладное и даже близко не подойдёт к ловушке. Лиса также умеет захлопывать капканы, избегая быть пойманной. Если лису преследуют гончие, она то бежит по поваленным деревьям или изгородям, то возвращается по собственным следам назад, чтобы сбить собак со следа. Лиса сама нору не роет, чаще всего она вселяется в нору барсука и при этом «помечает» вход в нее своим запахом (как это делают волки и собаки, метящие границы своей территории). Для нее это нечто вроде объявления о вступлении во владение норой. Рыжая лиса успешно осваивает места в густонаселенных районах и даже в городах. Известны случаи, когда лисы даже пользовались подземными переходами, чтобы не перебегать автостраду. В то же время лисы бывают поразительно безрассудны. Например, они могут прибежать на зов охотника, имитирующего лисьи голосовые позывные. Преследуемая лиса часто не замечает безопасных укрытий. Бывает, что лисицы возвращаются в места, где на них раньше интенсивно охотились. Таким образом, вопрос об исключительной хитрости рыжей лисы остается открытым.

«Даже царь не превзойдет женщину в хитрости».
Африканская пословица

Хитрость бывает: женская, военная, детская, дипломатическая, изощрённая, маленькая, невинная и т.д. Значение этого слова очень многогранно и меняется в зависимости от ситуации и контекста. В таких сферах, как политика и бизнес без такого качества просто не обойтись. Именно ловкость, умение манипулировать, а иногда — обманным путем достигать своей цели являются необходимыми качествами для получения успеха. Например, реклама, как целенаправленное информативное воздействие на человека, создается также не без помощи хитрости. Часто чтобы прорекламировать товар устраивают разные лотереи, выигрыш в которых, по сути, от вас не зависит. А если вспомнить примеры из мировой истории, описывающие, как использование хитрости помогло одержать победу не только в переговорах, но и в реальной войне. Вспомним общеизвестный миф о троянском коне. Во времена войны с Троей, данайцы, после долгой и безуспешной осады, решили сделать «ход конем», а именно подарить его. Они изготовили огромное сооружение в виде коня и преподнесли его как дар богине Афине, оставив у стен Трои. Внутри него прятались лучшие воины и, когда наступила ночь, они убили охрану, впустили вернувшихся союзников и таким образом победили. Саму идею приписывают самому хитрому вождю данайцев Одиссею. Отсюда произошло выражение «троянский конь», означающее тайный, коварный замысел. Во всех этих примерах хитрость выступает качеством человека и используется как непрямой способ достижения своей или общей цели. Конечно, использование обмана или манипулирования не очень хорошо влияет на последующие взаимоотношения, но если это ради блага, то может все средства хороши? Это относительный вопрос, поэтому для каждого человека свой ответ.

«А хитрость и в былые времена была с умом и доблестью сходна».
Персидская пословица

Рыжая лиса является могущественным тотемом и почитается почти у всех народов земного шара. Это животное издавна ассоциировалось с магическим искусством перевоплощения и невидимости. Ее природное умение маскироваться вызывает восхищение у всех, кому довелось с ней столкнуться и свое мастерство она может передать каждому, кто связан с ее энергией. Лиса – достаточно осторожный, ночной хищник. Чаще всего с ней можно встретиться в утренних или вечерних сумерках, в период так называемого «межвременья», считается, что в это время мир людей теснее всего соприкасается с миром волшебства. Видимо с этим связанно поверье, что встреча с лисой «открывает дверь» в волшебный мир фей.
Изучая поведение лисы в природе можно многое узнать о характере ее энергии и о той роли, которую она играет в качестве тотемного животного. Лисы обитают почти во всех уголках нашей планеты и приспособились к самым разнообразным климатическим условиям. Лису можно встретить и на морском берегу, и в горах, и в пустыне, и даже в Арктике. Она распространена в Северной и Южной Америке, в Европе, Азии и Австралии. Лиса будет использовать длинные уши для рассеивания жары летом, а свой пушистый хвост – для укрывания морды и носа от холода зимой. Почти у всех лис острая морда, большие уши, пушистый хвост и длинные тонкие ноги. Большие уши помогают лисе отводить избыток тепла от головы в жаркую погоду. Если вы связаны с лисой как с тотемным животным и страдаете от летней жары, попытайтесь зачесывать волосы за уши, это почти всегда помогает.
Органы чувств лисы раскрывают многое о внутреннем потенциале тех, чьим тотемом она является. У лисы чрезвычайно острый слух. Ее уши являются миниантеннами. Лиса способна расслышать мышиный писк на расстоянии около ста тридцати семи метров. У людей, связанных с магией лисы, великолепно развита способность слышать то, о чем другие шепчутся за вашей спиной.
Зрение у лисы тоже очень острое. Глаза ее имеют эллиптическую форму, почти как у кошки. Правда, лиса не различает цветов, но зато может воспринимать тончайшие оттенки светотени. Благодаря этому все работающие с магией лисы с удивительной точностью способны оценивать, чего стоит тот или иной человек. Лиса мгновенно замечает движущиеся объекты, особенно те, что оказываются на периферии ее поля зрения. Но, несомненно, самым развитым чувством лисы является обоняние. Во время охоты она полагается на него даже в большей степени, чем на зрение и слух. Обоняние можно считать одним из важнейших факторов социального общения – на его основе принимается решение, с кем общаться, а с кем нет. Если лиса стала вашим тотемом, вы будете сильно реагировать на запахи и различать самые тонкие их оттенки. Это поможет понять, с кем следует поддерживать отношения, а кого лучше избегать. Пахнет ли этот человек хорошо? Имеет ли эта ситуация странный запах?
Лиса обладает хорошей способностью к выживанию и является великолепным охотником. У нее отлично развиты инстинкты. Основной урок, который может преподать лиса в качестве тотемного животного – урок адаптации. Способность лисы маскироваться и концентрировать внимание позволяет ей выживать, несмотря на активную охоту, которая ведется на протяжении всего ее существования, и на посягательства человека на ее территорию. Адаптация является естественной способностью животного обитать в определенном месте и вести определенный образ жизни. Лиса использует длинные уши для рассеивания жары летом, а свой пушистый хвост – для укрывания морды и носа от холода зимой. Если лиса стала вашим тотемом, вы научитесь защищаться от любого холода, особенно в личных отношениях. Вы обретете способность находить тепло и уют в самом себе.
Лисы не меняют окраску в течение года. Мех служит лисе великолепным камуфляжем. У большинства лис окраска не однотонная. Это повышает их способность отлично маскироваться и становиться практически невидимыми. Те, кто связан с лисой как с тотемным животным, могут усвоить искусство сливаться с окружающей обстановкой: появляться и уходить незамеченными и двигаться бесшумно, не выдавая своих намерений.
Для этого сделайте следующее: встаньте у стены и представьте себе, что вы становитесь такого же цвета, как и эта стена, словно растворяетесь в ней. Сделайте это несколько раз и только потом, когда вы окажетесь в какой-нибудь компании или людном месте, сядьте на стул или диван и представьте себя лисой, идеально замаскированной под цвет стула, на котором сидите. Затем сидите тихо и наблюдайте, сколько людей то и дело будут спотыкаться о вас или даже пытаться сесть на ваш стул, потому что они не «заметили или не увидели» вас. Вы будете удивлены!
Человек является частью природного мира и поэтому должен знать как можно больше о той окружающей среде, в которой живет. Чем лучше он понимает природу, тем лучше понимает самого себя!
Желаю вам удивительных открытий!

«Я знаю, что природа говорит с нами, если мы готовы ее слушать. Каждое животное может поведать свою историю. Каждый цветок распускается, напоминая нам о необходимости творчески относиться к жизни, и в шепоте листвы каждого дерева слышится неизъяснимая тайна бытия». Тэд Эндрюс

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль