Лики истории Старая Рязань — рязань, путешествие, россия, древняя, русь

Содержание

Финское население в области Оки

«По Оцh рhцh, гдh потече въ Волгу, Мурома языкъ свой и Черемеси свой языкъ, Мордва свой языкъ», говорит наш начальный летописец, перечисляя народы, населявшие древнюю Россию. «А се суть инiи (т. е. не славянские) языци, иже дань дають Руси: Чудь, Меря, Весь, Мурома, Черемись, Мордва »и пр. Следовательно, речная область Оки в первый раз является в истории с обитателями финского или чудского племени. Но заговорив о финском племени и его подразделениях, мы чувствуем под собою почву, далеко нетвердую. Этот важный элемент в составе Русского государства представляет еще задачу для истории, и мы пока напрасно ищем в ученой литературе авторитета, на который могли бы смело опереться в своих выводах. Особенно мало сделано для истории и этнографии финнов восточной России.

Вятичи

Самым крайним славянским племенем на востоке в IX в. являются вятичи. О происхождении вятичей и их соседей радимичей сохранилось у летописца, как известно, любопытное предание, из которого заключают, что эти племена, отделившиеся от семейства Ляхов, заняли свои места гораздо позднее других славян и что в народе еще в XI веке сохранилась память об их движении на восток. Вятичи заняли верхнее течение Оки, и таким образом пришли в прикосновение с мерею и мордвою, которые, по-видимому, без особенной борьбы подвинулись на север. Едва ли могли существовать серьезные причины к столкновению с пришельцами при огромном количестве порожних земель и при ничтожности домашнего хозяйства у финнов. К тому же и самое финское племя, скудно одаренное от природы, с явным недостатком энергии, вследствие неизменного исторического закона должно было всюду отступать перед породою, более развитою. Трудно провести границы между мещерою и ее новыми соседями; приблизительно можем сказать, что селения вятичей в первые века нашей истории простирались до реки Лопасни на севере и до верховьев Дона на востоке.

Восточные уделы

Для нас особенно важно деление волостей между сыновьями Ярослава I. Оно надолго определило дальнейшее развитие отдельных частей древней России. Святослав Ярославич получил на свою долю Черниговский удел. К этому уделу кроме Северской земли причислялась долина Оки и Тмутраканское княжество, точно также как к переяславскому уделу Всеволода принадлежало почти все верхнее Поволжье. Существование такого деления подтверждается событиями восточной Руси во второй половине XI в. и особенно Любецким съездом, на котором все течение Оки навсегда укреплено за родом Святослава Ярославича. Подобная обширность владений, сосредоточенных в руках одного рода, нисколько не смущала остальных князей. Вся эта лесная глушь имела в их глазах очень мало цены. Сами Святославичи, как увидим, долго не могут помириться с угрюмою природою своих уделов, и обнаруживают стремление к заветному Приднепровью.

Дата основания Рязани

Первое упоминание о Рязани находим в Лаврентьевской летописи под 1096 г., когда изгнанный из Чернигова князь Олег Святославич пошел к Смоленску, «и не прияша его смолняне и иде к Рязаню». Боровшийся с ним сын Владимира Мономаха Изяслав «пришед, створи мир с рязанци». Уже в то время с рязанцами приходится считаться как с реальной политической силой. Естественно, город, входивший в состав Муромской земли, где находился старейший престол, основан ранее первой летописной даты, предположительно в 50—60-е гг. XI в. при черниговском князе Святославе Ярославиче, что подтверждают и археологические материалы. По свидетельству летописца, Святослав получил «всю страну восточную и до Мурома», вошедшую в состав черниговской епископии.

Происхождение названия Рязани

Во второй половине XIX в. Н. В. Любомудровым (1874) была высказана версия, согласно которой топоним Рязань возник из наименования одного из мордовских племен — эрзя. Как известно, среднее течение Оки в древности населяли угрофинские племена — мурома, мещера, мордва, меря, черемиса и другие. (Отсюда бы вроде и «Ока» — производное от чудского «йок» или «йокки», что означает «река», «вода»).

Древние арабские писатели, рассказывая о населяющих эту местность племенах, не упоминают о мордве, а говорят о народе эрза, арза или эрзань. Очевидно, под этими именами у арабов и были известны мордовские племена.

Данная версия больше всего заслуживает внимания. Рязань, как славянский город, возникла в IX — X вв. на территории, ранее занятой поселением мордовского племени эрзя. Следы этого мордовского посёлка сохранились в северной части городища; тут же рядом находится могильник, принадлежавший древним насельникам. От названия мордовского племени и произошло наименование славянского города. Рязань — это славянская форма слова эрзань. Так зовёт себя одна из ветвей мордовского народа и сейчас (эрзя в отличие от мокши).

Первые жители Рязани

Для выявления направлений миграции славянских поселенцев в район Рязани большое значение имеет исследованный огромный курганный могильник, оставленный обитателями раннего города. Некрополь тянется широкой — до 200 метров — полосой на протяжении почти 800 метров южнее Северного городища, вдоль кромки высокого берега Оки. С середины XII в. его место занял разросшийся город. Раскопки показали, что на 100 кв.м некрополя приходится около пяти погребений, следовательно, их общее число доходило до 8 тысяч.

Попробуем произвести некоторые демографические под счеты. Если исходить из средней площади усадьбы-домохозяйства в 200 кв.м и характерного для средневековья размера семьи в 4—6 человек, то в пределах Северного городища могло одновременно жить до 1500 человек. Вместе с населением подола количество жителей Рязани к середине XII в. могло достигать 2 тысяч человек.

Черниговские корни

В ходе колонизации неведомых просторов и их освоения мирными земледельцами «чужое» становилось «своим». «Впереди мужика, за плугом идущего, нет никого,— пишет Колесов.— Он открывает мир, неоглядный и странный в своей красоте и силе. И если, вступая в поле, купец и воин сражаются с черной силой и между собой, пахарь в труде покоряет землю, оставляя за своей спиной города и веси, и всю эту русскую землю, сделав ее своей».

Из каких областей Руси и по каким путям шло первоначальное переселенческое движение в район Рязани, где со второй половины XI в. возникают города и со временем завязывается прочный народнохозяйственный узел?

Борьба Олега Святославича с детьми Мономаха

Олег удалился в одно из наследственных владений своего рода, в Рязань. Но заранее можно было предвидеть, что гордый и храбрый князь не останется спокойно в этой бедной волости, которую надобно было еще делить со своим младшим братом, и не потерпит дальнейшего нарушения своих прав на сравнительно богатый Муром. Он и теперь не захотел выполнить данного слова ехать в Киев и положиться на правосудие враждебных князей; а, по обыкновению, предпочел решить дело оружием. В том же 1096 г. Олег присоединил к Рязанской дружине воинов своего брата Давида и пошел на племянника.

Средневековые жители Старой Рязани. Находки последних лет

Вид городища Старая Рязань с высоты птичьего полета

Выдающийся памятник русской истории городище Старая Рязань, место, где находилась столица Рязанского княжества Рязань, расположен на правом высоком берегу реки Оки в 65 км от современной Рязани, которая получила свое название в 1778 г., став главным городом Рязанской губернии. До этого она носила название Переяславль Рязанский.
В летописи Рязань впервые упоминается в 1096 г. в связи с именем Олега Святославича, получившего по смерти отца рязанские земли. Рязань была одной из крепостей Черниговского княжества, затем — Муромо-Рязанского, а с середины XII в. становится столицей Рязанского княжества.
В 1237 г. Рязань оказалась первым стольным русским городом на пути монгольских войск, выдержала пятидневную осаду, на шестой день была взята, сожжена, большая часть её жителей погибла или была угнана в плен.

Диорама «Осада Рязани войском Батыя». Е.Дешалыт. РИАМЗ

После этой трагедии Рязань была восстановлена и снова заселена, но интенсивность жизни в городе была значительно слабее прежней. При частых набегах татар Рязань пустела. В документах XVI в. поселение на месте древней Рязани еще продолжало именоваться городом, может быть какое-то время по традиции, с XVII в. уже официально — село. Сейчас территория, где стоял город — это широкое ровное поле на высоком берегу Оки с сохранившимися мощными валами и рвом с напольной стороны. На месте посада, на берегу Оки располагается село Старая Рязань.
Бурная и трагическая рязанская история не позволила сохраниться рязанским летописям, лишь некоторые сведения по истории рязанского княжества дошли до нас в составе общерусских летописных сводов. «Главные материалы, служащие к объяснению Рязанской истории, заключаются в памятниках древности, к сожалению, закрытых от публики мрачной завесой неизвестности», — писал один из первых исследователей городища Д.П. Тихомиров 1 . Именно поэтому основные наши сведения о Рязани как о богатом стольном городе с мощными укреплениями, городе искусных ремесленников и отважных купцов, грамотным населением с тонким ощущением красоты — результат почти двухсотлетней работы археологов на городище. Теперь мы имеем представление о планировке отдельных городских кварталов, о трех старорязанских храмах, украшенных белокаменной резьбой, фресками и витражами, о времени возведения, ремонтах и конструктивных особенностях фортификационных сооружений, о ближней и дальней округе города. Представления, конечно, по большей части общие, поскольку исследовано лишь около 6% территории города.
Археологические исследования Старой Рязани были начаты сразу же после находки в 1822 г. клада золотых украшений, хранящегося ныне в Оружейной палате Московского кремля. Позже на городище проводили исследования Д.П. Тихомиров, члены Рязанской ученой архивной комиссии А.В. Селиванов, В.Н. Крейтон, С.Д. Яхонтов. В 1926 г. были проделаны широкомасштабные работы экспедицией ГИМ и Рязанского музея под руководством известного археолога В.А. Городцова. С 1945 г. на городище началось современное, подлинно научное изучение памятника — планомерные работы совместной экспедиции ИИМК (ныне ИА РАН) и Рязанского музея под руководством А.Л. Монгайта, которого на этом посту сменил в 1970 г. В.П. Даркевич. Экспедиция во главе с А.В. Чернецовым возобновила работу в 1994 г. после пятнадцатилетнего перерыва. С 2010 г. экспедицией руководит И.Ю. Стрикалов.
Одной из особенностей Старорязанского городища является большое количество найденных здесь кладов ювелирных изделий, схороненных горожанами накануне взятия города Батыевым войском. К настоящему времени найдено и введено в научный оборот 17 кладовых комплексов. Сведения о рязанских кладах широко публиковались и в научной, и в популярной литературе. Конечно же, спрятанных рязанцами кладов было гораздо больше даже на уже исследованной археологами площади. Их находили во время земляных работ на протяжении всего времени и крестьяне во время пахоты и добычи белого камня из фундаментов и цоколей уже разрушившихся храмов, и грабители, как в давние времена, так и в совсем недалекие. Так, клад 2005 г., был обнаружен в раскопе, заложенном на месте грабительской ямы. Судьба предметов, ради которых эта яма и была разрыта, неизвестна. Но рязанцы не прятали все семейные сокровища в одном месте, надеясь, что, разделив наборы дорогих ювелирных украшений на несколько частей и спрятав их в разных местах, хотя бы часть их они уберегут. Современные грабители, пользуясь металлоискателем, нашли только ту часть, что была спрятана неглубоко. Идя по их следам, археологи обнаружили среди других находок, обычных на городище, фрагменты серебряных ювелирных изделий. Как видим, грабителей не интересовали мелкие детали, которые могли бы дать представление о составе клада, о комплексе украшений, их особенностях. Другая часть семейных ценностей, найденная во время работы археологической экспедиции, была спрятана хозяевами в стене подполья, за лесенкой, в подбое, сделанном, видимо, наспех именно для этих целей. Грабители не добрались до них из-за большой глубины (95–100 см от поверхности), на которой сокровища были спрятаны обитателями усадьбы. Археологи увидели клад украшений таким, каким он был сокрыт хозяевами.

Клад 2005 г.

В его состав входили более шестидесяти предметов: три серебряных медальона с гравированными изображениями процветшего креста, пара колтов и пара подвесок-рясен (головные украшения), трехбусинные кольца и полукольца (головные украшения и элементы головного убора), бусы, подвески, цепочки из колодочек.

Кроме того, сохранились остатки войлочной, украшенной кожей сумочки, в которую были сложены украшения, остатки тесьмы и ниток, что является большой редкостью для культурного слоя Старой Рязани.

Деталь подвески колта

Тщательная разборка, бережное сохранение и реставрация вещей (ГосНИИР, реставраторы В.А. Понсов, П.Н. Котельников, С.А. Мартьянова) позволили восстановить некоторые способы ношения украшений и соединения их деталей друг с другом. Кроме того, изучение украшений дало возможность сделать некоторые наблюдения, позволившие выделить нескольких авторов произведений ювелирного искусства, которые встречаются в составе ранее найденных кладов и среди индивидуальных находок, сделанных археологами. Явно прослеживается рука одного мастера, изготовившего центральный медальон клада 2005 г., браслеты из кладов 1966 и 1970 г., перстень, найденный на Северном городище в 2010 г.

Браслет

Среди ныне безымянных мастеров есть теперь у нас знакомый — ювелир большого таланта и высочайшего мастерства 2 . Может быть, именно им спрятан был необычный клад, обнаруженный археологами в 2013 г.

Клад 2013 г.

Необычным этот клад делает и его местонахождение — он единственный на Северном городище, самой древней части Рязани, ставшей с развитием города ремесленным кварталом. Клад сокрыт не владельцами украшений, а мастером-ювелиром. Основная часть предметов компактно лежала на глубине 10–15 см от современной поверхности, отдельные предметы, видимо, положенные при захоронении клада сверху, были найдены на значительном расстоянии от места основной находки, унесенные и поврежденные плугом. В состав клада входят многочисленные серебряные украшения: четыре медальона с изображениями процветших крестов, два чечевицевидных и два звездчатых колта, многочисленные колодочки, составлявшие цепочки для подвешивания колтов, бусины, украшенные зернью и сканью, каменные крестики, часть из которых украшена серебряными обоймицами, две криновидных подвески, два витых браслета, позолоченные нашивные бляшки, трехбусинные кольца и полукольца, бисер. Сохранились и веревочки, нити, фрагменты ткани, которые могут помочь в реконструкции способов ношения украшений.

Детали украшений из клада 2013 г.

Кроме украшений в состав клада вошло и сырье, с которым работал мастер — рулон золотой фольги, золотой и три серебряных слитка. Видимо, как заготовку какого-то изделия можно рассматривать серебряную позолоченную с одной стороны ленту. Был в составе клада и кремневый наконечник стрелы, видимо эта «стрелка громовая» была амулетом мастера, и в клад попала в качестве оберега. Вместе с разрозненными вещами было найдено значительное количество ювелирных матриц-инструментов, при помощи которых способом тиснения изготавливались украшения или их детали.

Среди матриц встречаются экземпляры, недоработанные после литья, имеющие заусенцы, наплывы, неровную поверхность. Подобные находки служат прямым доказательством того, что не только украшения, но и матрицы-инструменты для их изготовления делались в Рязани. На принадлежность клада ювелиру указывает и то, что часть изделий — крестики, медальон — не закончены, нашествие Батыя прервало его занятие, но надежда на благополучный исход все же была, мастер не бросил неоконченную работу, материалы и инструменты, а спрятал их, и не в доме или на усадьбе, а на расположенном неподалеку кладбище. О дальнейшей судьбе ювелира мы может только гадать, и как бы ни хотелось надеяться на счастливый конец, мы знаем, что каждый клад — это свидетельство трагедии, в ином случае хозяева не оставили бы столь ценные вещи.
Послужить источником сведений об истории города, горожанах, их образе жизни, занятиях могут не только украшения и инструменты ремесленников, но и совсем простые находки археологов. Раскопки на посаде позволили обнаружить керамическую посуду, изготовленную гончаром, явно не местным. Было ли трагедией переселение в Рязань гончара (опять же безымянного) или он воспринял его с покорностью? Вряд ли мы когда-нибудь узнаем об этом, но о подневольном путешествии этого мастера мы можем делать предположения с большой долей вероятности. На подобные размышления археологов навела находка посуды и гончарного горна на территории посада в 2013 г. 3 На неукрепленной части города в XI в. был устроен гончарный горн, он имел овальную форму. Перегородкой с продухами, расположенной в 50 см от дна, примерно на половине высоты горна, разделялись топочная и обжигательная камера.

Гончарный горн

Горн был разрушен во время обжига посуды. Археологи смогли проследить рухнувшую в топочную камеру перегородку, стенки горна, осколки уже обожженных сосудов, а на дне топочной камеры обнаружились обугленные плашки — остатки затопки. Внимание И.Ю. Стрикалова, автора типологии старорязанской керамики, привлекли остатки сосудов необычного для Старой Рязани облика. Горшки из горна имеют высокую вертикальную шейку с отогнутым наружу венчиком, вогнутое дно, качественный обжиг и орнамент в виде широкого рифления, относятся к т.н. «польской традиции», выделенной И.Ю. Стрикаловым. Подобная керамика встречалась при раскопках Северного городища, соседствуя с другой, отличной и по форме, и по обжигу посудой. Керамика «польского» типа существовала в Рязани недолго, но является ярким свидетельством связи Рязани с весьма удаленными от нее землями. Появление в рязанской земле гончара из далеких западных земель можно связать с походами киевских князей к польским землям. В летописи среди других походов русских князей к польским рубежам упоминается поход Ярослава и Мстислава Владимировичей в 1031 г. и говорится о полоне, приведенном князьями на Русь. Возможно, что часть его и была привезена на Оку, на восточную окраину владений Мстислава, и уже знакомый нам гончар был взят в плен и перевезен в Рязанские земли, начавшие осваиваться и заселяться русскими. И появление города Рязани с посадом в конце XI в. (первое упоминание 1096 г.) отодвигается дальше, в начало XI в., подкрепляется фактами предположение об этом, возникшее раньше, во время изучения укреплений Северного городища и примыкающей к ним городской территории.
В настоящее время городище Старая Рязань входит в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Сотрудники музея проводят экскурсии по городищу, рассказывая о городе, об истории исследования памятника. 5 сентября на городище в рамках Года литературы в России прошел праздник, посвященный «Повести о разорении Рязани Батыем». Его участники могли увидеть последние находки, сделанные во время археологической экспедиции. Для школьников была устроена игра-викторина, и, ответив на вопросы об истории Рязани, быте и занятиях горожан, школьники получали книгу о древней столице Рязанской земли. Центральным событием праздника стал спектакль-тризна «Повесть о разорении Рязани Батыем», созданный по одноименному произведению Молодежным театром «Предел» города Скопин Рязанской области. Музей планирует подобный праздник сделать ежегодным.
Не только праздники в планах Рязанского музея-заповедника. Ученым советом музея была принята разработанная археологами и музейными работниками концепция превращения Старой Рязани в археологический парк, намечен путь выполнения этой сложной задачи, цель которой — превратить Старорязанское городище в туристко-экскурсионный центр, дающий возможность соприкоснуться с прошлым через знакомство с единственным в своем роде древнерусским городом, сохранившимся в первозданном виде, сделать этот памятник истории и культуры эталонным объектом научных исследований, полигоном внедрения новых методов и подходов современной археологии и музеологии.

Елена Буланкина

Примечания

1 Архив ИИМК. Ф.6.Д.42. Л.6
2 Чернецов А.В. К характеристике иконографических и стилистических особенностей украшений из клада 2005 г.//Старая Рязань. Клад 2005 года. СПб — М. 2014
3 Стрикалов И.Ю. Гончарный горн XI века из Старой Рязани//КСИА. Вып.236. 2014

Politicum — историко-политический форум

Старая Рязань. Таинственная история

Старая Рязань. Таинственная история

ZHAN » 01 май 2015, 14:38

Среднестатистический человек, даже прилежно изучивший историю в средней школе или институте, часто даже не подозревает о том, что под консенсусными версиями истории находится масса фактов и свидетельств, не ложащихся в тот или иной мейнстрим. При этом часто противоречащих ему.

История Рязани в общих чертах известна всем: город в XII веке стал столицей Рязанского княжества, в декабре 1237 года его уничтожили орды хана Батыя, и с тех пор город не восстанавливался, а напоминанием о его судьбе служат остатки гигантских валов. Затем столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский, который спустя почти 500 лет после Батыева погрома по указу Екатерины II в 1778 году был переименован в Рязань.

Собственно говоря, историей Рязани вплоть до середины XX века в России всерьез никто не занимался, что довольно странно, с одной стороны – все же это был конкурент Москвы и близкий к ней город, но с другой стороны вполне объяснимо – до нас не дошло никаких письменных источников из этого государства (летописей и т.п.). Во всяком случае, несомненным воспринимался факт уничтожения города монголами в 1237 году и постепенное затихание общественной жизни в этом городе на протяжении следующих 100-150 лет (само монгольское вторжение воспринималось после первого русского исторического исследования – учебника немца Иннокентия Гизеля «Синопсис», изданного в 1674 году, само собой разумеющимся фактом. Кстати, по «Синопсису» в России учили историю еще 150 лет после его первоиздания).

Поэтому для первого исследователя истории Рязани – Дмитрия Иловайского, опубликовавшего в 1858 году свою диссертацию «История Рязанского княжества«, вопрос о том, существовала ли (Старая) Рязань после монгольского погрома в 1237 году не был актуальным. Общепринятой точкой зрения вплоть до второй половины XX века (разумеется, с рядом уточнений) оставалась следующая картина истории этого древнерусского города: основание, предположительно, в X – начале XI веков, с 1096 года в городе появляется свой князь (Олег Святославович), с 20-х годов XII века Рязань начинает конкуренцию с Муромом за главенство в Рязанско-Муромской земле, в конце XII века Рязань получает кафедру епископа. Несмотря на уничтожение Рязани войсками владимирского князя Всеволода Большое Гнездо в 1208 году, город сохранился и продолжал развиваться, пока в декабре 1237 года он был уничтожен «монголами». На момент этой катастрофы площадь города, окруженного внушительными валами, составляла более 93 гектаров, а его население могло достигать до 7-8 тысяч человек (в городе также имелось 3 кирпичных храма – Борисоглебский, Спасский и Успенский).

Как считалось, Рязань не пережила этот и ряд следующих ордынских погромов, и уже в XIV веке столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский (Переяслав-Резанский, упоминается в летописях впервые лишь в 1301 году, но основан, вероятно, еще в XII веке) в 60 километрах от нее, а Рязань постепенно запустела. В пользу такого варианта также свидетельствовала «Повесть о разорении Рязани Батыем», записанная, вероятно, в XV веке (по мнению академика Лихачева), дошедшая до нас в списках конца XVI-XVII веков, и введенная в научный оборот уже в XIX веке. Согласно ней, один из уцелевших рязанских князей Ингварь Ингваревич, вернувшись из Черниговской земли в 1238 году в Рязань, начал как раз восстанавливать город. Об этом также свидетельствуют и некоторые нарративные, уже церковные источники, например, «Житие муромских чудотворцев Константина и чад его», изданное в 1862 году в Санкт-Петербурге.

Однако даже эта каноничная история вызывает некоторые вопросы. К примеру, ни один крупный или вообще сколько-то заметный древнерусский город, который историки считают уничтоженным монголами во время нашествия Батыя или более поздних нашествий (Дедюнева рать, Неврюева рать и другие, в которых ордынцы и войска русских князей сообща уничтожали города своих противников), своего существования после этого не прекратил.

К примеру, ордынцы неоднократно уничтожали и грабили такие города как Муром, Пронск, Переяславль-Рязанский, Нижний Новгород, Москву и так далее, но их население почему-то не покидало своих мест обитания. Поэтому Старая Рязань может быть именно уникальным в этом плане городом. Да и в целом непонятно, чем же Переяславль-Рязанский оказался лучше Рязани – набеги ордынцев спокойно ведь доходили и до него.

Главная прибрежная часть Столичного города. Реконструкция, вид с севера. На первом плане — Спасский собор, за ним — Борисоглебский, сзади с лева — Южные ворота, справа — угловая юго-западная башня.

В середине XX века благодаря археологическим раскопкам, которые вела экспедиция Института археологии АН СССР на городище Старой Рязани, ученые получили новые данные, которые неожиданным образом вступили в противоречие с каноничной версией истории этого города. Отметим, что археологические или кладоискательские раскопки в Старой Рязани начались еще в XIX веке, однако научными назвать их сложно, плюс из-за методики этих раскопок – траншеями и шурфами, они не давали сколько-нибудь целой, наукоподобной картины.

Реконструкция Старой Рязани

Начавшиеся с 1945 года под руководством известного советского археолога А.Л. Монгайта раскопки в Рязани за счет использования технологии вскрытия больших площадей (площади раскопов достигали до 1200-1500 и более квадратных метров), а также научной стратификации, принесли, однако, неутешительные результаты.

Во-первых, оказалось, что вычленить следы пожаров 1208 года (когда Рязань была уничтожена русскими) и 1237 года, когда город был сожжен монголами, практически невозможно.

Во-вторых, на городище оказался достаточно тонкий культурный слой – 30-60 сантиметров в среднем, изредка доходя до 2 метров в местах погребов. Это косвенно свидетельствует о том, что город существовал относительно недолгое время (скорость формирования культурного слоя везде разная, безусловно, но для домонгольской Руси критерий 1 год – 0,5-1 см. культурного слоя в целом оправдан). К примеру, толщина культурного слоя в раскопе на Кремлевской горке в Муроме, относящегося к XI-XV векам достигает почти 4,5 метров, культурные слои Переяславля-Рязанского, датированные Монгайтом XII-XIII веками имеют толщину до 2 метров, существовавший в Рязанской земле в XII-XIII веках город Болдыж, раскопанный археологом Т.Н. Никольской, существовал около 100-150 лет и толщина его культурного слоя в среднем около 1-1,5 метров.

Но самое важное – археологам не удалось найти следов восстановления Рязани после пожара (при раскопках, к примеру, в Москве или Муроме, также сожженых ордынцами, эти следы четко прослеживаются). Речь идет о культурных слоях выше уровня пожарища. Проще говоря, с археологической точки зрения, история Старой Рязани завершается на ее погроме.

Возникало ощущение, что город был брошен, сожжен и затем уже не восстанавливался. В своей первой монографии по результатам раскопок в Рязани (А.Л. Монгайт. Старая Рязань. Материалы и исследования по археологии СССР. 1955) Монгайт осторожно говорит о продолжении жизни на территории Рязани после пожара, однако признает, что следы ее восстановления крайне скудны и фрагментарны – отдельные находки керамики и т.п.

В более поздней и более обширной работе (А.Л. Монгайт. Рязанская земля. М., 1961.) Монгайт делает те же самые осторожные выводы: нашествие Батыя стало причиной конца некоторых мелких городков Рязанской земли, ряд ремесел исчезли, но жизнь все равно продолжилась. Несмотря на скудость археологического материала после Батыева погрома он по-прежнему считает, что Рязань еще более века оставалась столицей княжества. В еще одной работе, посвященной истории Рязанской земли – Археология Рязанской земли. М., 1974, ученик Монгайта, В.П. Даркевич выступает более смело, указывая, что на Южном городище Старой Рязани (новых районах города, созданных в конце XII века), жизнь после нашествия монголов вообще не возобновлялась.

После смерти Монгайта В.П. Даркевич возглавил Старорязанскую экспедицию Института Археологии АН СССР и в совокупности довел площадь раскопанных участков территории городища до 5-6 гектаров (около 8% территории Рязани). Его выводы были совсем категоричными – после погрома в 1237 года Рязань была брошена своими жителями, и на месте города жизнь более не возобновлялась. Никаких археологических следов восстановления города зафиксировано не было (Путешествие в древнюю Рязань: записки археолога, М., 1993; Древняя столица Рязанской земли, М., 1995).

Впрочем, и однозначных доказательств уничтожения города именно монголами также найдено не было: никаких захоронений павших воинов как с той, так и с другой сторон обнаружено не было (кочевники Рязань штурмовали 6 дней, если верить летописям, да еще с использованием камнеметных машин), зато на территории городища с XIX века кладоискателями и археологами было обнаружено внушительное количество схронов и кладов серебряных и даже золотых вещей, которые явно прятались в спешке, как отмечает Даркевич. Взявшие Рязань в декабре 1237 года степные кочевники почему-то не стали обыскивать город.

Если не считать найденных наконечников стрел, которые приписываются монголам (согласно каталогу советского ученого А.Ф. Медведева, монголы использовали до 60 различных видов наконечников стрел, которые вообще-то имели хождение от Кореи до Англии), а также весьма неожиданных находок – наконечников арбалетных стрел (традиционно считалось, что у русских в XIII веке не было арбалетов), следов именно военных действий в Рязани не очень много. Последним доказательством в пользу уничтожения города и его населения в ходе штурма является находка т.н. «братских могил», в которых найдено чуть более сотни захоронений (что совсем немного от общей численности населения в 7-8 тысяч человек), часть из которых несет следы насильственной смерти. Правда, захоронены там в основном не взрослые мужчины, а женщины, старики и дети.

Кром, курганный могильник. Подол и Засеребрячье. Вид с юга. Реконструкция.

Также интересным результатом раскопок стало подтверждение тезиса советского историка А.В. Куза, который первым обратил внимание на отсутствие во многих древнерусских городах княжеских дворцов или усадеб. Как ни парадоксально, но в Рязани, которая была столицей отдельного княжества, никаких следов подобных строений также не было обнаружено. Более того – не было отмечено и никакого имущественного расслоения в городе – все жили практически в одинаковых усадьбах, площадью 300-500 квадратных метров, внешне похожих на дворы гуцулов в Западной Украине (В.П. Даркевич, 1974). Поэтому советским историкам, доказывавшим тезис о феодальных отношениях в домонгольской Руси, пришлось пойти на совершенно абсурдные утверждения – мол, рязанские феодалы жили бок о бок с простыми ремесленниками и в весьма скромных по размеру подворьях.

Таким образом, результаты археологических раскопок в Рязани дезавуировали ту каноничную версию истории этого города, которая существовала ранее – проще говоря, город был заброшен после пожара и погрома, и более не заселялся. Где же находилась тогда столица Рязанского княжества? Была ли она перенесена сразу в иное место, например, в Переяславль-Рязанский? Письменные источники этого не подтверждают. Более того. Русские люди, жившие в XIV-XVII веках упорно продолжали считать Рязань не просто заброшенным городом, а вполне существующим!

Так, в духовном завещании Ивана Грозного (1568-1572 годы) город Старая Рязань упомянут среди остальных рязанских городов, вполне себе существовавших в то время. В грамоте его сына, царя Федора Ивановича от 1588 года Терехову монастырю Рязань также упоминается как существующий город, в котором даже есть местная администрация. Правда, уже в конце XVII века – в окладных книгах 1676 года, говорится, что Старая Рязань превратилась в село.

Известный немецкий путешественник Адам Олеарий, посетивший Московию в 30-х годах XVII века с голштинским посольством, в изданном в 1656 году труде «Описание путешествия в Московию» в числе существующих в России городов в начале книги упоминает Рязань:

В России находится много больших и по-своему великолепных городов, среди которых знатнейшие — Москва, Великий Новгород, Нижний Новгород, Псков, Смоленск… Архангельск (большой приморский и торговый город), Тверь, Торжок, Рязань, Тула, Калуга, Ростов, Переяславль, Ярославль, Углич, Вологда, Владимир, Старая Русса.

Однако, совершив путешествие по Оке и Волге, Олеарий уточняет свою информацию:

А.Л. Монгайт (1955) прямо заявляет, что это свидетельство недостоверное. При этом всеми исследователями признается, что Олеарий был весьма дотошным и сведущим человеком, предельно точно передавшим сведения о русской земле (собственно, эрудиция Олеария произвела большое впечатление на царя Михаила Федоровича, который предложил ему остаться в Московии).

Сейчас сложно себе представить, но каких-то 250 лет назад трактовка гибели Рязани именно в результате набега крымских татар в 1568 году была вполне каноничной. Так, в серьезном «Географическом лексиконе России«, изданном в 1773 году, прямо утверждается, что Старая Рязань была уничтожена в результате татарского набега в 1568 году (т.е. повторяется версия Адама Олеария). Подобной версии придерживались и иностранные источники (Le grand dictionaire historique, ou Le mêlange curieux de l’histoire sacrée et profane).

Однако в других источниках содержатся немного иные сведения. В «Летописи о многих мятежах» (Лѣтопись о многих мятежах и о разореніи Московскаго государства от внутренных и внѣшних непріятелей и от прочих тогдашних времен многих случаев по преставленіи Царя Иоанна Васильевича), написанной в 1655 году (издана в 1772 году) Рязань упоминается среди городов, изменивших царю Василию Шуйскому:

Конечно, можно предположить, что упоминание Рязани в письменных источниках как существующего города – не более, чем дань традиции. Однако, если город запустел после 1237 года (что доказали советские археологи, если датировать пожар именно 1237 годом), то сложно представить людей, которые почти 400 лет упоминают безлюдные руины города с оплывшими валами в качестве крупного населенного пункта. И хуже того – передают эти руины по наследству, назначают туда администрацию, и даже подавляют там восстания. Последнее могло быть неплохим сюжетом для фильма о зомби.

Может, русские люди в XIV-XVII веках банально путали Старую Рязань и Переяславль-Рязанский?

Это был бы самый простой выход из ситуации, но он, увы, невозможен. В вышеприведенных источниках четко указывается, что это – два разных города, которые современники не смешивали друг с другом.

Так, согласно еще одному письменному источнику, в 1650 году Рязань упоминается именно как город. На картах (как русских, так и иностранных, напомним лишь, что самые древние русские карты, дошедшие до нас – это после 1722 года, если не считать единичных находок конца XVII века) их составители четко отличают Рязань от Переяславля-Рязанского. Вот карта 1742 года:

Как видно, на ней уже указано, что Рязань лежит в руинах.
Другая карта – 1745 года. Четко видно, что Рязань и Переяславль-Рязанский не смешиваются – это разные города, местоположение которых указано весьма достоверно с точки зрения современной географии:

Еще одно свидетельство – древнейшая русская карта Якова Брюса, составленная в самом конце XVII века. На ней отмечен именно Переяславль-Рязанский.

Примечательна также и церковная история Рязани. Несмотря на то, что город уже покинут своими жителями и жизнь в нем не возобновилась, в 1481 году Рязанскую и Муромскую епархии сливают, в 1589 году ее статус повышают – теперь ее возглавляет архиепископ. Наконец, в 1669 году для епархии вводят кафедру митрополита (митрополит Рязанский и Муромский), которая существовала до 1723 года. Единственное и реальное объяснение этому – резиденция епископов и митрополитов Рязанских находилась все же не в Старой Рязани, а в Переяславле-Рязанском.

В административном плане с 1521 по 1719 годы на месте Рязанского княжества существовал Рязанский уезд, делившийся в свою очередь на ряд станов, в числе которых был и Старорязанский (на его территории находилась Старая Рязань). А Переяславль-Рязанский находился на территории Окологородного стана. То есть, никакой путаницы между двумя городами не существовало и на административном уровне.

Косвенным свидетельством того, что Старая Рязань прекратила свое существование не в XIII веке, а существенно позднее, являются планы ее оборонительных сооружений. Так, в 1774 году землемер Александр Протасов, выполняя план Переяславского уезда Старорязанского стана нанес на него все оборонительные валы Старой Рязани, которые на тот момент существовали. Как пишет советский историк и археолог А.Л. Монгайт (1955), согласно этому плану, все укрепления города выглядят целыми. Общая длина валов указана в плане в 1480 саженей (3,1 километра) и они представляют собой замкнутый пятиугольник неправильной формы. Валы обрамляли довольно глубокий – до 8 метров и шириной до 15-20 метров (с напольной стороны городища), ров.

Картографический план городища Старой Рязани от 1836 года рисует уже менее красочную картину – буквально за каких-то 60 лет валы вдоль берега Оки обрушились, ряд участков вала с напольной стороны также исчез, будучи «съеден» оврагами. К 1946 году длина валов Рязани (их высота в ряде мест достигала 8-10 метров, а толщина основания – до 22-25 метров) составляла, по оценке Монгайта, лишь около 1500 метров – большая их часть была уничтожена оврагами, а также частично распахана. Сейчас сохранность валов еще хуже. Таким образом, скорость исчезновения валов Старой Рязани косвенно показывает, что если бы они существовали именно с XIII века, то вряд ли бы сумели сохраниться к 1774 году в таком хорошем состоянии.

Но это лишь косвенное умозаключение.

Re: Старая Рязань. Таинственная история

ZHAN » 01 май 2015, 14:42

В качестве резюме:

1. Согласно археологическим данным, жизнь на месте Старой Рязани после пожара и погрома не возобновлялась (если не считать единичных локальных находок, свидетельствующих в лучшем случае о точечном и непродолжительном заселении небольших участков городища). Если следовать канонической версии истории о том, что это произошло в 1237 году, то следует признать:

2. Письменные источники вводят нас в заблуждение, называя Рязань в XVI-XVII веках населенным городом.

3. Если же они правы, то версия об уничтожении города монголами в 1237 году оказывается несостоятельной. Старая Рязань не была уничтожена монголами или во всяком случае, не в XIII веке.

Решать эту дилемму, разумеется, российская историческая наука не будет, поскольку это может негативно сказаться на ее краеугольном камне – пресловутом монголо-татарском нашествии.

Оборонительные сооружения Старой Рязани в 13 веке. Реконструкция.

Re: Старая Рязань. Таинственная история

besedinviktor » 02 май 2015, 00:11

это нормально-средняя толщина накоплений культурного слоя для домонгольской Руси 0,5-1 СМ В ГОД. Культурный слой в Северной части Старой Рязани больше до 1,0 м,в южной меньше. Первое упоминание о Рязани находим в Лаврентьевской летописи под 1096 г. , когда изгнанный из Чернигова князь Олег Святославич пошел к Смоленску, «и не прияша его смолняне и иде к Рязаню»,а в 1208 был сожжён Всеволодом. Получается город существовал всего около 100 лет. Но очевидно были и более ранние заселённые участки-в 1997 г. на одном из наиболее перспективных для археологических исследований участков посада Старой Рязани был заложен раскоп, получивший порядковый номер 27. Раскоп размерами 12 х 6 м был ориентирован по линии север-юг с небольшим (около 14о) отклонением к востоку и вытянут вдоль безымянного ручья, протекающего на этом участке параллельно Оке. Раскоп был разбит на квадраты размерами 2 х 2 м. Разборка культурного слоя велась по квадратам условными пластами мощностью 20 см с тщательной переборкой земли и ее частичной промывкой. К сожалению, небольшая площадь раскопа не позволила вскрыть сколько-нибудь значимую часть жилого комплекса с остатками построек. К тому же близость ручья свидетельствует, что данный участок является периферией усадьбы. Но, тем не менее, обнаруженный при археологических раскопках материал и наблюдение за стратиграфией позволили предложить некоторые выводы о жизнедеятельности в этом районе посада Старой Рязани.

Несмотря на то, что работы на таком небольшом по площади раскопе продолжаются уже пять лет, материка достичь пока не удалось. Во многом это объясняется объективными причинами – сильной увлажненностью почвы, необходимостью постоянной откачки воды, укреплением осыпающихся стенок раскопа и дополнительными трудозатратами по рытью траншей и колодцев. После сезона 2001 г. мощность культурного слоя (под балластом) составила два метра (летом 2001 г. был вскрыт десятый пласт).

Re: Старая Рязань. Таинственная история

ZHAN » 02 май 2015, 00:21

Re: Старая Рязань. Таинственная история

besedinviktor » 02 май 2015, 00:21

ZHAN писал(а): Согласно археологическим данным, жизнь на месте Старой Рязани после пожара и погрома не возобновлялась (если не считать единичных локальных находок, свидетельствующих в лучшем случае о точечном и непродолжительном заселении небольших участков городища). Если следовать канонической версии истории о том, что это произошло в 1237 году, то следует признать:

2. Письменные источники вводят нас в заблуждение, называя Рязань в XVI-XVII веках населенным городом.

Не совсем так-культурные слои в Старой Рязани-И в последующие годы Старая Рязань постоянно находилась в центре внимания ученых. Достаточно упомянуть работы на памятнике А.Л. Монгайта и В.П. Даркевича [4]. Но долгое время основные исследования были сосредоточены в укрепленной части города; работы на посаде были случайны и эпизодичны.

В последующие годы на территории посада проводился только сбор подъемного материала, и лишь в 1975 г. был заложен раскоп на мысу первой надпойменной террасы в 50 м к югу от устья р. Серебрянки, получивший порядковый номер 19. Верхние пласты культурного слоя в результате длительной распашки были сильно перемешаны, вещевой комплекс из этих слоев имеет широкий диапазон от XI до XVII вв. Ниже пахотного слоя открыта часть сгоревшей жилой срубной постройки, существовавшей не ранее 30-х гг. XII в. Ее подстилал более ранний культурный слой, в котором встречены находки XI-первой половины XII в. [5]

1976 г. была произведена зачистка обнажения оврага за южными валами (25 м перед Ю-З углом южного вала, за рвом). Мощность культурного слоя на этом участке составила 1,6 м; верхние пласты (до глубины 0,8 м) датируются XVIII-XX вв.; ниже — XVII в, последние 0,3 м над материком — XII-XIII вв.

Крепость Старая Рязань

Крепость Старая Рязань – это столица Великого Рязанского княжества, город, который в XII – XIII веках был одним из самых крупных на Руси. В 1237 году крепость Старая Рязань, стоявшая на пути Золотой Орды, оказала врагам жестокое сопротивление, но монголо-татары, значительно превосходящие по численности русских воинов, взяли город и превратили его в пепелище.

В XIV веке столицей Рязанского княжества стал город Переславль-Рязанский, расположенный в 50 км выше по течению Оки. Переславль-Рязанский – это также древний город, его имя означает «Перенявший славу». Он был основан в 1095 году, а в 1778 году переименован в Рязань.

Крепость Старая Рязань — из истории

Многим известен старинный русский город Рязань, расположенный на высоком берегу Оки, но не все знают, что в древней Руси существовал еще один город с таким же названием, судьба которого сложилась трагически.

Основание Старой Рязани

Впервые Старая Рязань упоминается в летописи 1096 года, но поселения на этом месте существовали еще во времена неолита (новокаменного или последнего каменного века).

Археологические раскопки показали, что славянские поселения на правом берегу Оки, на месте крепости Старая Рязань, появились в IX – X веках. В то время они занимали лишь небольшую территорию, а в XI XII веках здесь был уже большой город. Сама природа способствовала строительству в этом крае крепости: высокий холм, на котором был основан город, окружали реки и глубокие овраги.

Образование Рязанского княжества

Во времена могущественной Киевской Руси Муром и Рязань входили в Черниговское княжество, а после его разделения на три удела между братьями Давыдом, Олегом и Ярославом, самая дальняя его часть – Муромо-Рязанские земли отошли младшему брату — Ярославу Святославовичу, внуку Ярослава Мудрого.

Первоначально столицей княжества был Муром, а в 40-х годах XII века Рязанское княжество обретает самостоятельность и Рязань становится его столицей.

Строительство крепости

В этот период происходит укрепление княжеской власти, город становится крупным ремесленным и торговым центром, укрепляется христианство — здесь появляется епископская кафедра.

Торговля велась с Византией, Ираном и Средней Азией, Европой и Киевом. В город привозили серебро и цветные металлы, вино и оливковое масло в амфорах, бусы и украшения из горного хрусталя, янтаря и индийских камней.

В виду того, что Старая Рязань находилась на границе Русского государства, начинается активное строительство оборонительных сооружений. Площадь города внутри крепостной стены составляла 60 га.

Основное строительство велось при князе Глебе Ростиславовиче в конце 50-х — начале 60-х годов XII века, когда были построены Борисоглебский и кафедральный Успенский соборы.

Крепость Старая Рязань имела целых три кремля:

  • Первый кремль — великокняжеский двор, расположенный на крутом обрывистом северном холме и окружённый дополнительными рвами
  • Второй кремль примыкал к великокняжескому двору с востока, здесь жила городская знать
  • Третье и самое большое укрепление — это городские крепостные стены.

Междоусобные войны

Князья Русского государства вели между собой междоусобные войны, что способствовало ослаблению Рязанского княжества и подчинению его суздальским князьям.

Так, при князе Всеволоде Большое гнездо, во время процветания Владимиро-Суздальской земли, рязанские князья становятся вассалами Владимирского князя и участвуют в походах по его приказу.

По словам ученого и историка Дмитрия Иловайского, Рязанские князья были жестокими и коварными, «нигде не были так часты нарушение крестного целования, измены и злодейства между ближними родственниками. Рязанские князья более других забывают об единстве Рюрикова поколения, о целости Русской земли и преследуют только свои личные интересы».

В наказание за непокорность в 1208 году Всеволод Большое гнездо сжег деревянные укрепления города, правда, жители были выведены из своих домов.

Крепость Старая Рязань

К концу XI – началу XII века город был хорошо укреплен: с трех сторон его защищали высокие земляные валы, а с четвертой — крутой речной берег.

Мощные оборонительные сооружения имели протяженность 1,5 километра, высота земляного вала доходила до 10 метров, а ширина у основания – 23-24 метра.

Перед земляным валом проходил ров глубиной до восьми метров. Также вал был устроен на территории самого города, отделявший северо-западную его часть. В середине его находились ворота.

Как показали исследования, земляные насыпи неоднократно увеличивались. Археологические раскопки показали, что в насыпи вала есть пять прослоек черной плотной земли, то есть было пять строительных периодов.

Перестраивались и деревянные укрепления. Так, если первоначально на гребне вала был установлен частокол, то позже здесь появились деревянные укрепления, так называемые «тарасы» — рубленые, засыпанные глиной стены, с внешней стороны которых примыкал частокол из двух рядов бревен. Такие стены отличались большой прочностью.

В случае нападения врага крепость могла служить убежищем для местного населения. Воины были вооружены копьями и булавами, мечами и саблями, луками и стрелами.

Внутри города находились усадьбы бояр, купцов и ремесленников, состоящие из жилых бревенчатых жилых домов и хозяйственных помещений. В центре располагались три каменных величественных храма — Успенский, Борисоглебский и Спасский, рядом с которыми разместились торговые площади.

В конце 1237 года наступила беда, положившая конец процветанию города.

Нашествие монголо-татар и гибель крепости Старая Рязань

Осенью 1237 года монголо-татары подступили к границам Рязанской земли.

Рязанский князь просил помощи у соседей, но поддержки не получил, также он пытался умилостивить хана Батыя подарками, но завоеватели требовали от рязанцев рабской покорности.

Кроме того, хан Батый попросил отдать ему «десятую часть» от всего имущества. Как рассказывает летопись, рязанцы ответили: «Когда нас всех не будет, то всё потом ваше будет. Деды и отцы наши дани никому не давали и в рабах ни у кого не бывали, умирали за свою честь и отечество. Так и мы хотим честь свою оружием или смертью сохранить.»

Несмотря на явное неравенство сил, было решено сражаться с монголами.

16 декабря 1237 года монголо-татарское войско подошло с запада к столице княжества. Население города в то время составляло 20-30 тысяч человек и в случае нападения врага могло выставить 3-4 тысячи воинов. Кроме того, в обороне участвовали и жители окрестных городов, а также остатки войск, уцелевших при сражении на подступах к городу.

Оборону города возглавлял великий князь Юрий Игоревич.

Когда первые отряды монголо-татар подошли к крепости, осажденные устроили вылазку – дружина князя Романа Ингваровича вышла из крепости и вступила в схватку с монголо-татарами. Но силы были неравными и, потерпев поражение, князь Роман Ингварович бежал с остатками своей дружины на север, чтобы соединиться с войском великого князя Владимирского.

Началась осада крепости Рязани. Монголо-татары со всех сторон обступили город. Еще никогда эта земля не видела многотысячных табунов лохматых степных коней и диковинных осадных машин на бревенчатых полозьях.

Монгольские всадники заставляли плененных русских воинов тесать бревна и строить «острог» вокруг укреплений, чтобы осажденные не смогли прорваться или получить подкрепление.

Атакующие подбирались к самым стенам и поражали защитников длинными стрелами. Тяжелые камни, выпущенные из камнеметов, расшатывали ворота, стены и бревна частокола, а также сбивали верхушки башен.

Затем начался штурм города. Под грохот барабанов тысячи монголо-татар с криком полезли по штурмовым лестницам через стены.

Многие падали, сраженные камнями и стрелами, сожженные кипящей смолой и ослепленные золой, но им на смену шли новые толпы, которые снова лезли на стены. В обороне города участвовали и старики и дети, они нагревали смолу, кипятили воду и подносили их защитникам крепости.

Монголо-татары штурмовали непрерывно днем и ночью, чтобы измотать осажденных. Так продолжалось пять дней, но силы были не равны: защитников крепости становилось все меньше, заменить раненых было некому. Многие падали от усталости, другие, стоявшие бессменно день и ночь напролет, засыпали на ходу.

На шестой день снова толпы татар бросились на стены со всей силой: с горящими факелами и топорами, с штурмовыми лестницами и камнеметными машинами.

В нескольких местах монголо-татары перелезли через стены и вошли в город, где стали грабить и убивать жителей.

21 декабря 1237 года столица Рязанского княжества пала. Город был подожжен и подвергнут страшному разгрому, а жителей «рассекали мечами, а других стрелами стреляли».

Когда князь Ингвар Ингварович вернулся в разоренный город, он увидел страшную картину: «Множество мертвых лежали, и град разорен, земля пуста. только дым, и земля, и пепел».

Десять дней монголо-татары грабили город и делили добычу, хоронили своих воинов, а затем двинулось по льду реки Оки на север, к Коломне.

Им казалось, что позади остался мертвый город, но это было не так.

Подвиг Евпатия Коловрата

Неожиданно на один из полков напало русское войско. Летопись говорит о подвиге воинов Евпатия Коловрата: «Евпатий с дружиной начали сечь застигнутого врасплох врага без милости и пощады. Страшен был сам Евпатий Коловрат, удалой воин-богатырь. Когда меч его притуплялся, он бросал его, поднимал с земли другой и снова шёл в бой, татарские полки проезжая, словно косой проходя по полю. Монголы в ужасе бежали, говоря, что мертвая Рязань встала на месть».

Только ночью, располагаясь на ночлег, татары обнаружили исчезновение своего полка и огромного стойбища — со скотом и конями, а также богатством, награбленным в русских селах и городах. Поиски ни к чему не привели — русские исчезли бесследно.

Войско Евпатия внезапно появлялось из лесов, отсекалась часть ордынского войска от главных сил, и начиналось избиение татар. Когда же на помощь отрезанным полкам прибывало подкрепление, рязанцы прекращали бой и быстро исчезали в лесу.

В одном из боев Евпатий Коловрат погиб в неравной схватке.

Отряд Коловрата насчитывал 1700 человек. В ходе партизанской войны от действий отряда пострадали несколько тысяч монголо-татар.

После трагических событий в декабре 1237 года крепость Старая Рязань не смогла восстать из пепла и вернуть себе былое величие. К середине XVI века ее территория опустела. У подножия древнего города находится село, в котором в 1735 году была построена каменная Преображенская церковь с шатровой колокольней.

Рязань — город воспетый в былинах.

Рязань — город, описанный в летописях, воспетый в былинах и песнях, отмеченный в житиях святых, трудах историков, в романах и поэмах, вырос в древнем земледельческом районе и первоначально именовался Переяславлем. Рязань основана черниговским князем Святославом Ярославичем в 1095 году. Столица Рязанского княжества Киевской Руси. В 1237 году город уничтожен монголо-татарским войском. В 1380 году рязанские ратники сражаются с войском Мамая на Куликовом поле. В 1521 году город входит состав Московского государства. Стал центром Рязанской губернии в 1796 году. В 1778 году была образована Рязанская губерния, и Переяславль Рязанский получает первоначальное имя великокняжеского столичного города — Рязань. После образования Рязанской области в 1937 году город становится ее административным центром.

Рязанский кремль.

«Начинается земля, как известно, от Кремля», — гласит одно из стихотворений Маяковского. По крайней мере, любой древний русский город начинается с Кремля. Ядро города, сосредоточие его светской и духовной власти, крепость, укрывавшая в лихие годы горожан. И, безусловно, Рязань (а если быть совсем точными, то Переяславль-Рязанский, как назывался этот город до 1778 года) начинается с Рязанского кремля. Рязанский кремль виден издалека, откуда бы ты не подъезжал к Рязани.

Кремль в настоящее время.

В настоящее время в Кремле существует комплекс различных памятников древнерусской архитектуры и архитектуры классицизма. Он создает неповторимую панораму города, придает ему особую индивидуальность и колорит. Красивый вид на кремль открывается с набережной реки Трубеж. Его величественные сооружения: успенский собор (конец XVII в ) и колокольня (XVIII-XIX вв.) имеют большое значение не только для истории русской архитектуры, но и для искусства градостроительства.

Колокольня Успенского собора.

Колокольня Успенского собора – это самое высокое сооружение на территории Кремля. Четырехъярусная Колокольня высотой 83 метра с позолоченным почти 25-метровым шпилем выстроена в классическом стиле, и, несмотря на то, что создавалась она в течение более чем 50 лет (1789 – 1840 гг.) по проектам трех разных архитекторов: И. Ф. Русско, К. А. Тона и Н. И. Воронихина, общая композиция Колокольни с прекрасно найденными пропорциями шпиля сохранила единство и цельность выражения. Ее градостроительное значение для Рязани сравнимо со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или построек А. Захарова для Санкт-Петербурга.

Успенский собор.

Центральный памятник Кремля — Успенский собор (1693-1699 гг.), построенный крупнейшим русским зодчим Я. Г. Бухвостовым. Собор являлся летним кафедральным храмом Рязанской епархии. Это грандиозное сооружение (площадь 1600 кв. м, высота 72 м) своими размерами превзошло почти все современные ему постройки. Успенский собор — самый значительный памятник архитектуры эпохи «нарышкинского» барокко. Уникальный памятник древнерусского искусства, он является непревзойденным образцом органичного синтеза архитектуры, скульптуры и иконописи. Шедевром, не имеющим аналогии, является резьба по белому камню порталов и наличников окон собора.

Христорождественский собор.

Христорождественский собор (до XVIII века – Успенский) – наиболее раннее каменное сооружение Кремля – памятник древнерусской архитектуры начала XV века. О древности собора свидетельствует белокаменная кладка цоколя, характерная для храмов XV века. Первоначально собор выполнял функции общегородского храма и являлся усыпальницей рязанских князей и княгинь, в числе которых рязанская княгиня Анна – сестра Ивана III, и дочь Дмитрия Донского Софья. В начале XVII века в собор были перенесены мощи епископа святителя Василия Рязанского.

Архангельский собор.

Архангельский собор — памятник древнерусской архитектуры XV — XVII вв., одно из древнейших сооружений Рязанского кремля. Это бывшая княжеская домовая церковь и одновременно — усыпальница рязанских архиереев (22 захоронения), в числе которых известный религиозный и общественный деятель, сподвижник Петра Великого Стефан Яворский. Несмотря на значительную перестройку после разрушительного пожара 1647 года, собор сохранил типичные признаки архитектуры XV в. В XIX в. к собору пристроили пониженного объема трапезную с пышным порталом в псевдорусском стиле.

Дворец Олега.

Дворец Олега — памятник архитектуры XVII-XVIII вв., самое большое гражданское здание Кремля, имеющее площадь 2530 кв. м. Оно сооружено на участке Рязанского кремля, где до XVI в. предположительно находился княжеский двор. Красивое здание с цветными наличниками, барочным фронтоном и теремными окнами не только в народе, но и в специальной литературе исстари известно как «Дворец Олега». Прямоугольное в плане каменное трехэтажное здание возводилось поэтапно: первые два этажа (архитектор Ю. К. Ершов) — в середине XVII в., третий этаж (архитектор Г. Л. Мазухин) — в конце XVII в. Позднее (1778-1780 гг.) архитектор Я. Шнейдер сделал пристройку к восточной стороне, увеличив длину здания до 94 м. Дворец Олега — это жилые палаты рязанских архиереев. Помимо жилых палат, в здании размещалась домовая церковь архиереев (западное крыло 2-го и З-го этажей) и хозяйственные службы (1-й этаж).

Рязань Церковь Святого Духа

Церковь Святого Духа — памятник архитектуры первой половины XVII в. Построена в 1642 г. известным мастером из Солигалича В. Х. Зубовым и представляет собой редкий образец двухшатрового храма. Особенностью церкви является наличие двух апсид — пример, характерный для Рязанского края. Небольшой, вытянутый в поперечном направлении четверик храма увенчан горкой живописных кокошников и двумя шатрами. В конце XVIII в. к церкви была пристроена трапезная, а в 1864 г. архитектором И. С. Стопычевым возведена трехъярусная шатровая колокольня вместо разобранной первоначально.

Певческий корпус.

Певческий корпус — памятник гражданской архитектуры середины XVII в. (архитектор Ю. К. Ершов). Свое название он получил от проводимых здесь спевок певчих, но основное назначение здания иное: это жилые помещения архиерейских служителей — эконома и казначея. В торцевой части корпуса с отдельным входом размещалась приемная эконома. Двухэтажное кирпичное здание прямоугольное в плане выдержано в строгом стиле архитектуры XVII в. Особую нарядность ему придает крыльцо, выполненное в стиле древнерусской архитектуры. В корпусе, особенно в приемной эконома, сохранились фрагменты прекрасной росписи стен, а в его интерьере восстановлена «типовая» жилая секция середины XVII в.

Консисторский корпус.

Консисторский корпус — памятник гражданской архитектуры середины XVII в. По своей архитектуре близок к Дворцу Олега и Певческому корпусу, так как построен предположительно одним и тем же архитектором Ю. К. Ершовым и составляет с ними единый ансамбль. В одном из помещений 2-го этажа здания сохранились фрагменты росписи с очень редкими сюжетами — судебными сценами.

Церковь Богоявления.

Церковь Богоявления — памятник архитектуры середины XVII в., построена предположительно архитектором В. Зубовым на месте более древней белокаменной церкви XVI в., разрушенной пожаром 1647 г. Небольшой четверик храма с полукруглой апсидой завершается изящным позолоченным пятиглавием (сами главы —первая половина XVIII в.). Трапезная и особенно шатровая колокольня, расположенные ассиметрично по отношению к основному объему церкви, создают приятный живописный силуэт. В XX веке здесь размещался архив ЗАГСа администрации Рязанской области.

Спасо-Преображенский собор.

Спасо-Преображенский собор построен на рубеже XVII-XVIII вв., (освящен в 1702 г.) на деньги рязанского купца М. Немчинова. Он представляет собой в плане бесстолпный четверик с трехчастной апсидой и одной главой. Вверху четверика проходит профилированный карниз с поясом ложных закомар. Углы четверика оформлены пучками тройных колонн. Окна украшены резными белокаменными наличниками «нарышкинского» стиля. Собор украшен поясом высокохудожественных полихромных изразцов. На своде четверика имеется роспись конца XIX в., выполненная по штукатурке художником Н. В Шумовым. В здании размещался Государственный архив Рязанской области. В 2007 году здание было передано в пользование Рязанской епархии.

Территория бывшего Спасского монастыря располагалась к югу от Успенского собора. Это древнейший в городе монастырь, известный с XV в. Окружающие его стены с башнями были сооружены в середине XVIII в. В настоящее время восстановлены утраченный фрагмент стены с восточной стороны и две башни. К ограде монастыря примыкают сторожки и службы, построенные в XVII-XIX вв. С юго-западной стороны кремлевского холма находится древний земляной вал —оборонительное сооружение XIII-XVII вв. Протяженность вала 290 метров. До конца XVII — начала XVIII в. на валу располагались деревянные стены и башни кремля. За валом находился ров, заполненный водой. Время сделало вал пологим и менее высоким (сейчас его высота 9 метров со стороны Кремля и 18 метров снаружи, от дна рва), но до сих пор кремлевский вал внушительно возвышается над прилегающей территорией, восхищая своей грандиозностью.

Рязань. Музеи.

Вход на территорию кремля бесплатный. В настоящее время в музее-заповеднике открыты 6 экспозиций. В течение года выставочные залы знакомят посетителей с коллекциями из собствнных фондов музея, а также с привезёнными из различных музеев России. Стоимость посещения экспозиций от 70-150 рублей, выгоднее всего приобрести Единый билет стоимостью 350 рублей. Режим работы вт-вс с 10-18.

Соборный парк.

Соборный парк — самое романтическое место в Рязани, замечательное место для прогулок, где можно спрятаться от зноя в тени высоких деревьев, прогуляться вдоль Трубежной набережной, находящейся на краю Острожского холма, полюбоваться роскошной панорамой кремля, покататься на лошадях (предоставляют тут такое развлечение), а также полюбоваться архитектурными и мемориальными памятниками, которых здесь немало.

Церковь Спаса на Яру.

Она расположена на территории древнего Острога в западной части соборного парка. Существующая ныне каменная церковь с пятью главками и шатровой колокольней возведена в 1695 году стольником Иваном Ивановичем Вердеревенским. Колокольня храма построена в виде столпа, покрытый восьмигранным шатром. Изящная пятиглавая церковь заслуженно считается одной из лучших в Рязани. Также является самым древним действующим храмом города, где регулярно проводятся церковные службы.

Для любителей гражданской архитектуры, рекомендуется прогуляться по улице Ленина (в прошлом Астраханская), Новослободской, Семинарской, Соборной, Павлова. Здесь можно увидеть множество прекрасных образцов классицизма, конструктивизма, модерна и даже деревянного зодчества. Среди них стоит отметить: Корпус Рязанского Государственного Университета им. С.А. Есенина, здание бывших Дворянского земельного банка и Крестьянского поземельного банка (ул. Ленина, 22), деревянный дом коннозаводчика и бывшего городского головы Николая Игнатьевича Родзевича. На самом деле дом каменный, только обшит деревом, Мальшинская богадельня — памятник архитектуры начала XIX века, находящийся по адресу: улица Маяковского, дом 41.

Музей истории ВДВ.

Как вы знаете, Рязань — родина ВДВ. Здесь находится воздушно-десантное командное училище имени генерала В.Ф. Маргелова. Музей истории ВДВ располагается в здании военного десантного училища. Это уникальный музей, аналогичных ему нет нигде в мире. И это, та самобытная достопримечательность, какую вы не найдете нигде, кроме Рязани. Музею уже больше 40 лет, его открыли в июле 1972 года.

Посетить Рязань будет интересно не только любителям истории и художественного искусства, но и тем, кто любит неброскую красоту ландшафтов средней полосы России, интересуется историей отечественной науки и вооружённых сил. Вокруг Рязани тоже есть, куда съездить — это и красивые усадьбы и прекрасные монастыри. Прежде всего музей-усадьба С. Есенина в с. Константиново, Рыбновского района. Усадьба фон Дервиза в с. Кирицы Спасского района. Свято-Иоанно-Богословский монастырь в селе Пощупово Рыбновского района.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль