Лесной чародей мухомор — мухомор, грибы, мухи, галлюцинации, галлюциногенные грибы


Мухомор — царь грибов редакция 2015 г

Что Россия родина слонов — это давно всем известно. Но наши лохматые слоны,
к сожалению, давно вымерли. Зато почти так же давно и совершенно напрасно —
мы пренебрегаем уникальным обилием и разнообразием грибов на наших лесных
просторах. Во всяком случае, огромная держава, вполне заслуженно называемая
Страной Мамонтов, увы, упокоившихся в мерзлоте, с не меньшим, а то и с
большим основанием может присвоить себе имя Страны живых Грибов, и в
частности, что уж точно не может вызвать ни у кого сомнения, Страной
Мухоморов.

Выбор этого конкретного гриба, конечно, отнюдь не случаен. Хотя род
мухоморов (Amanita) богат видами и к нему принадлежит, кроме многих вполне
съедобных и вкусных персонажей, пресловутая Amanita Phalloides (что значит
фаллоподобная), или Бледная Поганка, которая является чуть ли не самым
опасным ядовитым грибом из встречающихся у нас — несмотря на все это
настоящей эмблемой рода все же бесспорно является Amanita Muscaria, или
Мухомор Красный, который мы себе все сразу и представляем, как только речь
заходит о мухоморах.
Мало того, что Красный Мухомор является гербом рода Amanita, он претендует
и на то, чтобы стать зримым выражением всего подразделения шляпочных грибов
(Basidiomycetes), и более того, вообще, всего Грибного Царства (Mycota),
включающего, впрочем, в себя великое разнообразие форм (зачастую
микроскопических), которые ни чем не напомнят нам привычную форму,
знакомого с детства, грибного плодового тела.

Итак , я выдвигаю Мухомора Красного как наиболее подходящую во всех
отношениях кандидатуру, чтобы занять место Абсолютного Грибного Монарха.
Любители демократии, разумеется, имеют право заменить в своем сознании царя
на президента.

Могут быть выдвинуты возражения по поводу ядовитости нашего претендента.
И в самом деле, на протяжении многих лет, нас — я тут имею в виду не только
россиян, но и жителей всей Земли — пичкали недобросовестной и непроверенной
информацией о свойствах того или иного гриба. Сочинители этих пасквилей в 99%
случаев сами никогда не рисковали пробовать те грибы, о которых писали. Таким
образом, десятки и сотни раз воспроизводились ни в коей мере не
соответствующие действительности сведения. Так называемые «специалисты»
(взять хотя бы одного Солоухина!) только и делали, что переписывали друг у
друга единообразные бредни.

Уважающий науку медик годами испытывает действие тех или иных препаратов
на подопытных животных, затем на добровольцах, и наконец — на самом себе.
Увы, за неимением возможности проводить серьезные и систематические
исследования, ему часто остается лишь последнее. Но если испытатель
неоднократно вводит в свой организм какие-либо вещества, вызывающие
опасения, и после их употребления остается жив и здоров, разве не служит это
доказательством его правоты в глазах оппонентов?

Однако почему-то, когда речь заходит о грибах, даже люди, призванные
разобраться в этих проблемах, становятся весьма склонны проигнорировать
требование научного девиза «Все подвергать сомнению».

По последним сведениям, полученным от настоящего специалиста и человека,
отвечающего за свои слова, так как мне доподлинно известно, что большую часть
описываемых им грибов он пробовал хотя бы на вкус (речь идет о Михаиле
Вишневском), для того чтобы достичь летального отравления красными
мухоморами нужно единовременно съесть не менее 3 кг сырых плодовых тел.

Мало того, что просто вряд ли кто-то сумеет — даже при большом желании —
столько собрать и съесть (его, во всяком случае, раньше вырвет), — после
быстрого поглощения сразу 3 кг любого другого, на первый взгляд, пусть куда
более безопасного продукта, у решившегося на это почти неминуемо возникнут
какие-нибудь недомогания; не исключено также, что этот прием пищи станет для
него последним.

Мухомор (Amanita Muscaria) конечно же нельзя назвать ординарным съедобным
грибом, хотя он хорош на вкус и в сушеном виде не вызывает тошноты, так что
вполне может употребляться в небольших количествах как обыкновенное
пищевое сырье, тем более, при соответствующей предварительной обработке.

Понятно, что не это основная функция этого гриба. Мухомор, прежде всего,
шаманский гриб, гриб, при помощи которого достигали измененного состояния
сознания приверженцы древнейших культов на подавляющей части территории
нашей страны.

В последние десятилетия у нас очень популярными стали книги Карлоса
Кастанеды и иже с ним, повествующие об использовании психоактивных грибов и
растений в Америке. Для книжных детей дон Гуан стал символом Шамана, так же
как в прежние годы другой дон Гуан быд литературным символом Любовника. И
тут опять мы имеем дело с очень характерным для России феноменом
неузнавания пророков в своем отечестве.

Достаточно сказать, что все исконное население обеих Америк, переселилось
туда из Азии (именно из нашей ее части). По данным генетического анализа их и
было-то всего не более сотни человек. Соответственно все культы, которые
исповедовали первые поселенцы Нового Света, в той или иной мере имеют
происхождение от наших азиатских культов. Во всяком случае, обратного
движения народов, насколько мне известно, не наблюдалось.

Несомненно, что племена, населявшие Сибирь и Дальний восток в самые
доисторические времена имели представление о грибах, и в частности о
Мухоморе, который просто невозможно не заметить из-за его яркой, вызывающей
красоты, особенно выделяющейся на фоне наших довольно однообразных и
часто мрачных лесов.

Именно Северная Азия с наибольшей степенью вероятности является
праматерью шаманизма. У большинства же наших азиатских шаманов без
мухоморов, как известно, дело не обходится. Достаточно провести параллель от
приуральских хантов и мансей, у которых мухомор именуется панк, до
камчадалов, у которых он — вапак. 3

Если вообще уместно ввести положение о национальных наркотиках (прежде
хотелось бы договориться о терминах: что точно считать наркотиком?), то
российским национальным наркотиком наряду с водкой, и прежде водки, является
мухомор. Водка и другие алкогольные напитки (особенно получаемые из, не
растущего в наших средних и северных широтах, винограда) неразделимо
связана со введением на Руси Христианства. Во всех христианских храмах
причащают хлебом и вином.

Будучи сам человеком православным, однако, не могу не отметить тонкость и
поверхность того исторического слоя, который наложило на мою душу
христианство. Смею полагать, что не лучше обстоит дело и у большинства других
россиян.

Так называемое язычество — это коренная порода нашей души. И если «душа —
по природе христианка» (с чем я склонен согласиться), то только в самом ядре, в
твердом ядре. Под корой, как известно, царствует магма, и временами она
прорывается наружу. Это то, что психоаналитики называют выбросами
бессознательного. И если мухомор не является для нас архетипом всех грибов, а
заодно самого древнего и наиболее распространенного на нашей территории
религиозного культа (в том самом смысле, как это понимал К. Г. Юнг), то чем он
является? Просто грибком над детской песочницей?

Кстати почему на детских площадках, в детских садах, в детских книжках — так
много изображений грибов? И чаще всего именно мухоморов? Не странно ли, что
мы украшаем те самые места, где проводят большую часть времени наши горячо
любимые отпрыски , изваяниями, которые вполне могут считаться, казалось бы,
аллегорией чего-то сугубо вредного и опасного?

Не знаю, как обстоят дела в других странах, но смею предположить, что,
например, в Великобритании, где красный мухомор и иже с ним может брезгливо
именоваться, Toatstool, такие изображения менее распространены. Захотели бы
вы посадить свое дитя в «жабий нужник»? У нас же, хотя сложное русское слово
мухомор и содержит во второй части корень мор, однозначно намекающий на
массовую смерть, первая его часть все поясняет, относя последнее только к
мухам, т.е. к надоедливым насекомым, избавлению от которых человек может
только порадоваться. Такое сочетание двух корней не вызывает пугающего
эффекта, а напротив, отдает неким комизмом, который часто бессознательно
используется людьми в качестве громоотвода при разговорах на тягостную тему
смерти. Т.е. слову мухомор имманентно присуща какая-то часть черного юмора,
того самого юмора, каким пользовались, например, веселые гробовщики
Шекспира, представителя той самой Великобритании.

Я лично в детстве наблюдал в подмосковной деревне использование мухомора
красного для уничтожения мух. Для этого на стол в комнате ставилось блюдечко с
подслащенной водой, куда клали гриб. Мухи слетались то ли на запах
разлагающегося гриба, то ли на сладкое и тонули в вязковатом сиропе. Это
средство по эффективности, я думаю, примерно равно, употребляющимся до сих
пор, липким лентам. Не знаю, правда, насколько сам мухомор способствовал в
данном случае гибели мух. Скорее, тут всё дело в привлекательном для этих
насекомых запахе разложения (мухомор при комнатной температуре, а особенно
летом, на жаре, довольно быстро начинает очень неприятно пахнуть). К мысли о 4

том, что в смерти мух виноват более клейкий сахар, чем грибной яд, ведёт и
неоднократно наблюдавшееся мною активное поедание красного мухомора
личинками грибных комариков (т.е. так называемыми червями), которые относятся
к тому же отряду двукрылых, что и домовые мухи.

Несмотря на в встречавшиеся в старых (например, 60-е годы 20-века) книгах о
грибах требования уничтожения на месте красных мухоморов, наряду с другими
«поганками», у нас к этому грибу всё же сохранилось какое-то почти
доброжелательное и даже нежное отношение. Может быть, это именно потому,
что в детстве мы были окружены мухоморными символами и они проникли нам в
плоть и кровь.

Тут, опасаясь прослыть еретиком, возвращаюсь к причастию. Полагаю, что
далеко не случайно цвета причастия белый хлеб и красный (вино), совпадают с
расцветкой мухомора. Вряд ли кто-нибудь рассердится, а скорее улыбнется, если
увидит, например, пасхальное яичко, раскрашенное под мухомор. Многие грибы, и
мухомор в частности, сами появляются на свет из чего-то очень похожего на яйцо.
У мухомора и христианской атрибутики общего больше, чем противоречий.

В христианской литературе диалектическое противопоставление плоти и крови,
снега и багряны, белых одежд ангелов и пурпурных князей мира сего —
присутствует сплошь и рядом. Где же еще эти два цвета присутствуют в столь
неотвратимом и гармоничном зримом сочетании, как ни в мухоморе.

Для России красный с белым имеет и еще одно немаловажное значение.
Потрясшие нашу страну в начале века страшные революции в конце концов
свелись к борьбе двух групп, символами которых были именно эти цвета. Красные
боролись с белыми — это была гражданская война, которая, похоже, в каком-то
замороженном как мамонт виде продолжается до сих пор. Мухомор же может
стать символом национального единства и примирения, «Цветком Мира».

Что же касается собственно наркотического или, точнее, психогенного действия
Amanita muscaria, то здесь я предпочитаю руководствоваться собственным
опытом. Основным и очень характерным свойством мухомора в этом аспекте
является его непостоянство. Никогда нельзя быть уверенным наверняка какого
рода переживания и ощущения вызовут у тебя употреблённые мухоморы в
каждом конкретном случае. Ясное дело, что мухомор никак нельзя назвать
сильным наркотиком, но даже кусочек гриба может подействовать на кого-нибудь
достаточно сильно. Впрочем, это редкое исключение. Обычно же съеденный
мухомор (допустим, один гриб целиком) вызывает либо легкое возбуждение,
подобно сигарете, либо легкое расслабление, подобно рюмке спиртного. Почти
всегда, если гриб сырой, он провоцирует легкую тошноту, которую, впрочем,
довольно легко перетерпеть. Очень редко люди бывают настолько восприимчивы
к мухоморам, чтобы те вызвали у них неудержимую рвоту. Разумеется, не стоит
экспериментировать беременным, но здесь вырвет почти обязательно . В
физиологическом отношении может наблюдаться также повышение температуры,
скачки’ давления, тахикардия, нарушение пульса, головокружение, потливость,
слабость либо, наоборот, прилив сил, в некоторых случаях и сексуальных.
Настроение при этом может легко и быстро меняться.

Мухоморное опьянение совершенно своеобразно и, имея нечто общее с
действием других возбуждающих средств, как то Canabis, Psilocybe, все-таки 5

далеко не копирует их. При всём разнообразии приключений, которые
испытывают потребители двух указанных выше популярных снадобий, они,
выкуривая очередной косячок или разжевывая очередную дозу «грибочков», всё
же ожидают вполне определенного привычного эффекта — он может быть более
или менее сильным, иметь те или иные особенности в зависимости от качества и
количества продукта — но все переживаемые события можно, как правило, свести к
какому-то единому знаменателю. Например, от анаши всегда хочется есть, а от
«грибов» — всегда возникают какие-то неполадки с восприятием пространства и
времени. Мухоморы же могут вызвать и то и другое и третье, а могут и не вызвать
ничего. Наиболее стабильный эффект вызывает курение сухих измельченных
мухоморов — это нарастающее по мере увеличения дозы возбуждение, весьма
напоминающее состояние при курении бетеля (индийские самокрутки). При этом
расторможенная высшая нервная система не получает особой направленности.
Если рядом находится объект, потенциально вызывающий агрессию, агрессия
может усилиться, если же рядом особа, вызывающая влечение, усилится
влечение. Но и такие явления отнюдь не гарантированы

В общем и целом, курение мухомора способствует дружеской и даже
философской беседе, развязывает языки, делает голоса громче и веселее, но
может дойти и до неудержимой брани и до идиотического хохота. Если человек
собирается на битву, мухомор ему наверняка поможет — он сделает его более
раскованным и бесстрашным, избавит от сомнений по поводу виновности врага,
сделает избиение легким и даже приятным делом. Но у кого-то когда-то может
случиться и наоборот. То же можно сказать и о человеке, направляющемся к
женщине — однажды, а то и несколько раз подряд, он, вполне вероятно, сможет,
благодаря мухоморам, показать чудеса сексуального напора и стойкости. А в
другой раз — вдруг упадет без сил, а то еще и облюет всё вокруг себя. До
галлюцинаций у меня под мухоморами никогда не доходило, но интуиция
подсказывает мне, что и они вполне возможны, причем, без прямой зависимости
от количества употребленного гриба.

Из всего выше описанного (можно было бы добавить и еще многое в подобном
духе) следует, что мухомор меньше всего годится в качестве ежедневного
симулятора для любителей тем или иным образом «улизнуть» от реальности. Я с
огромным трудом могу вообразить себе человека, который по-настоящему привык
бы к мухоморам. Если такая страсть у кого-нибудь и может развиться, то она
скорее будет подобна обычаю некоторых женщин ходить супервысоких каблуках
или приверженности некоторых мужчин к постоянному ношению удавки из
галстука, т.е. привычкам испытывать постоянные неудобства. В общем, от
табакокурения до мухоморов дистанция огромного размера.

Мухомор — это не привычный домашний наркотик, а именно — шаманский гриб,
предпочитающий целиком проявлять свое действие на просторах лесов, у
одинокого костерка или где-нибудь в экзотической юрте. Пожалуй, нельзя назвать
другое психоактивное средство, которое в такой мере требовало бы
предварительного настроя. Отсюда все шаманские обряды, переодевания, песни,
танцы и заклинания, имеющие целью скорейшее и полнейшее вхождение в транс.
Впрочем, мухомор тут может использоваться, а может не использоваться —
изменение состояния сознания вполне достижимо, за неимением лучшего, и при
помощи банальной водки. С водкой — даже надежнее.
6

Короче — мухомор требует много работы, а мы, нынешние представители
общества потребления, люди ленивые и нетерпеливые, хотим всего и сразу, и
чтобы побольше — укололся и забылся — а лучше и не колоться, а принять таблетку
или — еще прогрессивнее — выпить глоток какого-нибудь сладенького
удовлетворяющего напитка.

Сколько бы не говорили о необходимости трезвения, каждый про себя
прекрасно понимает, что всё это всего лишь ханжеские прекраснодушные
измышления. Человек устроен так, что не может время от времени каким-либо
образом не опьяняться — если подобные разрядки не будут происходить
достаточно регулярно, он в конце концов просто перенапряжется, заболеет и
умрет. Так что пиво по утрам не только вредно, но и полезно.

Другой вопрос, что все те вещества, которые поступают в организм человека
извне для того, чтобы стабилизировать его нервное состояние, в той или иной
степени, являются лишь суррогатами. По какой-то причине иссякает источник
биологической радости — возраст, болезнь, личные драмы и пр. — и
пропорционально возрастает потребность в «лекарствах» — а уж они для каждого
свои. Самая прямая альтернатива наркотикам — спорт. Есть еще sex, тоже
спортивный. Игра, коллекционирование и пр. и пр. и пр. Самым изящным
способом решить внутренние проблемы до сих пор являлось и является
творчество (во всех видах). Но и отсутствие вдохновения подобно похмелью,
оттого и трудно найти среди деятелей искусств трезвенников и аскетов.

Не замечал, чтобы отсутствие мухоморов вызывало похмелье, зато само их
употребление может , как уже выше указывалось, вызвать определенные
неудобства. От неудобств же стараются тем или иным образом избавиться, а не
приобрести их. Так что, если кто-то идет похмеляться в лес за мухоморами, имея
в перспективе лишь предчувствие того, как его будет тошнить — это, уверяю вас,
весьма редкое, почти исключительное, явление.

Конечно, с мухоморами не стоит шутить. Нельзя есть или курить их слишком
много, и желательно делать это в спокойной и комфортной обстановке, а то ведь
кроме тошноты у некоторых возникает и неудержимое желание посетить «сортир».

Возвращаясь же еще раз к отношениям между мухомором и религией, заметим,
что последнюю одни считают (Борис Пастернак) формой человеческого серьеза, а
другие (им несть числа!) опиумом для народа. Это не значит, что эти люди совсем
ни во что не веруют и ничего не воспринимают всерьез. Они, например, с
удовольствием верят во Всемирный Заговор, и с потрясающей серьезностью
относятся к своим задницам и животам, которые они стараются напихать если не
вкусной и питательной, то уж обязательно диетической пищей. Причем же здесь
мухомор?

Либо — это сакральный гриб, Царь Грибов, к которому необходимо относиться с
подобающим почтением и использовать который можно лишь для достижения
особых целей в особых случаях. Либо — толпа присвоит его себе, сделав из него
еще одно популярное «народное» средство. Кстати, Amanita Muscaria является
основой некоторых широко распространенных гомеопатических препаратов.
Впрочем, эти два способа применения мухомора, не так уж непримиримо
противоречат друг другу, и могут легко ужиться вместе, как уживается искренняя 7

индивидуальная вера в Бога с почти обязательным иконным минитриптихом в
кабине таксиста.

Наше неосознанное стремление принижать и даже вульгаризировать святыни
связано со страхом перед ними. Ведь Бог в качестве всемогущего и неведомого
громовержца на небе и сладковатый Его образок на дешёвой картонке — это
совсем не одно и то же. Так и мухоморный дух, вселявшийся в берсерка и
помогавший ему безжалостно крошить в капусту своих противников, теперь
усмирен и стал почти ласковым, спрятавшись в многочисленных, разрисованных
белым по красному, грибообразных шляпках. Например, в Московском районе
Зябликово такими шляпками прикрыты вентиляционные выходы из подземелий —
весьма символично. Не черные дыры в преисподнюю, а веселенькие пестрые
конусы — уже не страшно и даже мило. Мы не хотим бояться наших богов, мы
хотим быть с ними запанибрата, а то и смотреть на них свысока, как на детей.
Оттого и ангелы у нас превратились в симпатичных толстых малышей. Оттого и
сакральный гриб украшает детскую площадку. Это знаки перемирия с
мстительными и непонятыми потусторонними силами.

Вспомним еще об одной, так и не получившей серьёзных доказательств, теории,
по которой таинственная Сома, тот самый пресловутый священный напиток
ариев, отведав коего самые древние боги совершали свои великолепные подвиги,
является ни чем иным, как соком мухомора красного, возможно, впрочем, в смеси
с молоком. Тут опять-таки возникает неразлучная пара: красное — белое.

Подводя итог всему вышеизложенному, подтвердим превосходство Мухомора и
окончательно установим за ним положение Царя Грибного Царства. Конечно, на
это место претендует и боровик, белый гриб, но, несмотря на все его
превосходные эстетические вкусовые и питательные качества, с мухомором ему
все-таки не сравниться. Мухомор — гриб не только для тела, но и для души. Пусть
же белый гриб (белый!) займет достойное 2-ое место. Кстати, и в детских
учреждениях его изображение встречается тоже часто, но все-таки реже, чем
изображение мухомора (красного!). Он , боровик, — великий гриб — но все же
второй. Остальные же известные грибы — этим двум, уже ясно, не конкуренты.

Россию же, без всякой иронии и не пытаясь ни коим образом унизить нашу
многострадальную Родину, назовем Страной мухоморов, имея в виду в прямом и
переносном смысле ее почвенный слой, слой, где таится и разветвленная, почти
вечная, грибница и корни наших древнейших верований, к которым в качестве
успешной прививки было присоединено Православное Христианство.

Если, по меткому наблюдению К.Юнга, белый американец обладает телесными
повадками негра и душой индейца, то белый россиянин так же не расстался в
глубине своей с душой прапредка, некоего азиатского жителя незапамятных
времен. И душа эта, если попробовать представить ее в материальном
воплощении имеет ярко-красный цвет. Скорее всего, она похожа на мухомор,
прекрасный красный мухомор, как бы вылупляющийся на свет из белоснежного
яйца.

Леонид Машинский (1 июля 2009 г.)

Отредактировано автором 11.07.2015 (Белогорье)


Мухоморы

Галлюциногенные виды этого рода относятся к секции Amanita подрода Amanita. Галлюциногенное действие их обусловлено наличием иботеновой кислоты и мусцимола, некоторые виды могут содержать триптамины — буфотенин, диметилтриптамин (ДМТ) и 5-метоксидиметилтриптамин. Основные действующие вещества мухоморов токсичны, к тому же эти грибы обычно содержат и другие сильные яды, такие, как мускарин, обладающий нейротоксическим действием, и их употребление может привести к смертельному отравлению. Мусцимол является продуктом метаболизма иботеновой кислоты и накапливается в старых плодовых телах, а также при сушке и хранении, что приводит к повышению общей токсичности, так как мусцимол приблизительно в 5—10 раз токсичнее иботеновой кислоты. При длительном хранении высушенных плодовых тел эти вещества постепенно разрушаются, в экземплярах, хранившихся 7 лет они уже не были выявлены.

  • · Мухомор красный (Amanita muscaria) — один из наиболее обычных и известных мухоморов. Суммарное содержание иботеновой кислоты и мусцимола в плодовых телах достигает 0,18 % от сухого веса. Очень свежие плодовые тела могут не содержать мусцимола. Содержит также небольшие количества мускарина и мусказона, этиламин, путресцин, мускаридин, мускофлавин, амавадин, стизолобиковую кислоту, ацетилхолин и некоторое количество гиосциамина, атропина и скополамина (хотя более поздние исследования не подтвердили наличие гиосциамина, атропина и скополамина).
  • · Мухомор пантерный (Amanita pantherina) также очень распространён и обычен, содержание в нём иботеновой кислоты — около 0,45 %, а мусцимола — до 0,2 % от веса свежих грибов. Отравление пантерным мухомором во многом сходно с отравлением мухомором красным, однако имеет свои особенности, поэтому иногда рассматривается как характерный пантериновый синдром. Симптомы его напоминают острую алкогольную интоксикацию, переходящую затем в глубокий сон.
  • · Мухомор королевский (Amanita regalis) вызывает отравление, сопровождающееся галлюцинациями и потерей сознания, при помощи тепловой обработки нейтрализовать действие его ядов не удаётся.
  • · Мухомор поганковидный (Amanita citrina) и Мухомор серый (Amanita porphyria) содержат психотропные вещества триптаминового ряда — буфотенин, ДМТ и 5-MeO-ДМТ. Содержание действующих веществ в этих грибах невысокое (содержание буфотенина в мухоморе поганковидном не превышает 0,007 %), поэтому данные об отравлениях ими отсутствуют.

Лесной чародей мухомор — мухомор, грибы, мухи, галлюцинации, галлюциногенные грибы

Каждый живой организм обладает определенной энергетикой, действующий на энергетические структуры человеческого организма. Благодаря своей мощной энергетике и психоактивным веществам, некоторые растения и грибы способны воздействовать на психику человека и вызывать измененные состояния сознания. Они становятся культовыми. Их издавна используют при обрядах, им приписывают магические свойства. Одним из таких грибов является мухомор.

Мухомор — гриб шаманов! Он поистине уникальный, магический и волшебный. Традиция употребления красных мухоморов хорошо известна у народов Северо-востояной Сибири. Считается что именно они открыли возбуждающие и одурманивающие свойства мухомора. В 1787 г. один из членов географической экпедиции наблюдал её у ительменов: «вместо вина употребляют грибы красные, называемые мухоморами, с которых бывают пьяны, или, лучше сказать, бешены до крайности, кои же не потчеваны мухомором, может, по неимению оных, те стараются пить урину от взбесившихся, и от того еще больше бешены, нежели первые»

На Чукотке археологами среди наскальных рисунков обнаружены изображения человекоподобных мухоморов. Это связано с бытовавшим среди шаманов обычаем во время религиозных обрядов поедать мухоморы, вызывавшие у них галлюцинации и приводившие их в особое возбужденное состояние прилива психических и физических сил.

Этими же качествами мухоморов пользовались индейцы племен майя и ацтеков для выполнения своих ритуальных обрядов.

Известно, что потребление мухоморов особенно широко было распространено среди коряков. Мухоморами упиваются и многие другие Сибирские народы, а особенно живущие около Нарыма — Остяки.

Мухомор был незаменимым участником многих ритуалов и даже ассоциировался у некоторых народов с духом. Его представляли похожим на настоящий гриб — без шеи и без ног, с цилиндрическим телом и большой головой. Он передвигался быстро вращаясь. Духи-мухоморы, по представлению Чукчей, очень сильны. Они прорастают сквозь камни и деревья, разрывая и кроша их. Они связаны с нижним миром и зачастую уводят своих почитателей в страну, где живут мертвые, к сожалению, чаще всего без возврата.

Многие народности считали, что мухомор сообщает человеку (чаще всего шаману) особое состояние, когда он знает кто совершил какой — либо неблаговидный поступок — украл, обманул или убил. Шаманы входили в транс посредством приема мухоморов и посещали духов в наркотическом сне после поедания грибов или чтобы нанести визит Санке (верховному небесному божеству). Они получали часть мистической силы духов и могли становиться (ощущать себя) грибами.

Некоторые ненецкие шаманы так же принимали мухоморы, чтобы в наркотическом трансе узнать у духов способ излечения больного.

Викинги, согласно летописи, перед битвой также ели мухоморы, сильно возбуждались и бесстрашно бросались в бой. Непобедимыми воинами среди них считались берсерки («обоерукие»): обнаженные по пояс, не чувствуя боли, в пылу схватки они разили врагов мечами, зажатыми в обеих руках. Берсерки съедали перед битвой кусочки мухомора или выпивали напиток из него. Под действием содержащихся в мухоморе веществ они впадали в состояние бешеной ярости, не чувствовали ударов оружия и ран и шли, все сметая на своем пути, наводя ужас на своих противников.

Гордон и Валентина Уоссоны (создатели этноми-кологии) обнаружили множество примеров существования грибных культов в Америке и в Древней Евразии, что позволило им даже разделить все народы мира на микофилов и микофобов. В своем совместном труде супруги выдвинули еще одну оригинальную гипотезу, согласно которой знаменитая сома (мифический индоарийский напиток богов) готовилась на основе грибов с красной шляпкой и белыми пятнышками, то есть из мухоморов (Amanita muscaria). Наиболее полно последнюю идею развернул г. Уоссон в своей книге «Сома: божественный гриб бессмертия», где даже указал возможное время и место происхождения традиции приготовления этого напитка – Сибирь рубежа III–II тыс. до н.э., связав его появление в Индии с переселением ариев. Т.Я. Елиза-ренкова и В.Н. Топоров даже развили эту мысль, связав представления о мухоморах с семантикой шаманского (мирового) дерева и находя не замеченные г. Уоссоном варианты подтверждения связи мухомора и сомы.

Исследователи находят следы красного мухомора в разных уголках мира. К примеру одно из африканских племен специально выращивает мухомор для еды.

Волшебные свойства мухоморов используются на протяжении веков многими народами, которые черпали опыт и знания из этого гриба. И эти знания отражали свой отпечаток на коллективном сознании людей, их употребляющих, а так же на их жизненные ценности, систему убеждений, а так же на культуру, искусство и традиции того или иного народа. Этот гриб позволяет заглянуть за рамки привычного всем мира и увидеть немного большее, скрытое для обычного человеческого глаза, увидеть многогранность этой реальности и погружаться в мир духов, черпая оттуда определенную важную информацию. Поэтому мухомор считается одним из «самых шаманских» грибов, а за свои целебные свойства ему присвоили статус — «Царь грибов»

Метафизика красного мухомора — 17 аспектов

Метафизика красного мухомора

При подготовке статьи часто использовался материал из книги О. Диксона «Мистерии Мухомора», за что мы выражаем ему огромное спасибо.

Метафизика красного мухомора — отдельная тема, которой посвящено много внимания.

Красный мухомор, Amanita Muscaria, Fly agaric, Вапак… Сколько названий этому грибу. Наверное нет на свете другого столь известного и прославленного гриба.

О нем рассказывают сказки, слагают легенды, пишут стихи, поют песни. Красный мухомор стал непременным героем национальных эпосов. Особенно отчетливо это видно в субкультуре народов, где было развито и до сих пор остается институт шаманства, как часть этой самой субкультуры.

Да. Красный мухомор обладает свойствами изменять состояние сознания (ИСС). Но красный мухомор не является галлюциногеном!

Действие мусцимола — основного вещества, которому приписывают галлюциногенные свойства, похоже на действие никотина. Если Вы встретите где-нибудь утверждение от том, что красный мухомор — галлюциноген, знайте, что это ложь.

В отличие от таких растений как, например, псилоцибиновые грибы или пейотль. Да и достичь ИСС при помощи красного мухомора нужно еще сильно постараться. Не каждому шаману это удается.

А Вы слышали какую-нибудь сказку, где герои лопают псилоцибе? Я тоже не слышал. А много ли книг Вы прочитали о пейотле? И я не читал. Ну а про ЛСД можно, наверное, почитать только в следственных протоколах.

Так почему же красный мухомор доминирует на фронтах культурных наследий очень многих народов?

Конечно, мусцимол и иботеновая кислота являются энтеогенами, психомиметиками, если угодно, или психоделиками, да как угодно. Но таких растений и грибов много. И много с гораздо более сильным действием. Почему же про них знают, по большей части, только психонавты, психиатры да различные специалисты. А про красный мухомор знают все. Его безошибочно отдичает от других грибов даже пятилетний малыш.

Люди живут бок о бок с красным мухомором с незапамятных времен. Многие исследователи считают, что он повлиял на культуру человека, на его развитие, на сам процесс цивилизации в том виде, как она существует сейчас.

Российский ученый В.В.Налимов приходит к утверждению, что «раскрытие способностей человеческого мозга произошло через употребление красного мухомора.

Мухомор активизировал развитие воображения и общения, что вызвало создание символических систем и расцвет искусств». Вот, не более и не менее.

Отдельные исследователи выдвигают даже такое предположение, что исход древних славян из Киева на север был связан с употреблением красного мухомора: в Приднепровье этих грибов гораздо меньше, чем в северных и восточных регионах, где они растут в изобилии.

Коренные народы Сибири вообще грибов не едят, за исключением красного мухомора. Шаманы считают мухомор царем всех грибов. Причем речь идет об институте шаманизма вообще, глобально, а не только, как часть культуры малых народов Сибири. Известный знаток шаманизма М. Хоппал пишет:

Даже среди самых крупных исследователей мало кто знает, что в венгерских народных верованиях имеются свидетельства, связанные с применением мухомора, гриба, содержащего ингредиенты, вызывающие галлюцинации (вот!), который широко применялся в шаманизме для впадения в транс.

Точно известно, что использования «гриба безумия» было обычным делом в колдовстве (особенно в любовной магии), однако, естественно, существует слишком мало данных об этом, поскольку эта практика должна быть основана на ревностно охраняемой тайне taltos или tudos -пасторов («всезнающий пастух»)

Для монголоидов и европеоидов мухомор стал символом «вывернутого» человека, то есть человека с раскрытым сознанием: гриб красен снаружи и бел внутри, а человек — наоборот.

У народов Крайнего Севера такое сравнение оправдано шаманскими представлениями о том, что человек, находясь в трансе или во сне, представляет собой как бы вывернутую, обратную сторону себя: смотрит внутренними глазам, слышит внутренними ушами и т. д. Символизм красного мухомора обширен и богат, об этом ниже.

Еще одна ремарка о галлюциногенности красного мухомора. На Гомеопатическом конгрессе в Тюмени Л. Сурина, делая доклад о лекарственных растениях в Сибири, рассказала, как однажды увидела местного деда, сидящего на пеньке и кладущего в рот кусочки мухоморов.

Когда она спросила, зачем он это делает, дед ответил: «Мало съем — здоровым буду, больше съем — веселым буду, много съем — спать буду».

Эта короткая, но емкая фраза подтверждает, что в небольших дозах мухомор не только не опасен, но и не обладает психотропными свойствами.

Имеется множество сообщений о том, что при употреблении одного большого гриба, даже в сыром виде, галлюциногенного или какого-либо другого психического эффекта не наступает.

Здесь стоит отметить, что в лабораторных условиях ни разу (!) не было получено устойчивого изменения состояния сознания (ИСС) от мухомора, несмотря на то, что этот гриб, судя по многочисленным источникам, вызывает подобное состояние при шаманском ритуале, выполненном по всем правилам.

Добиться от мухомора ИСС не так уж просто. По многим причинам. Употребление мухомора для достижения изменения сознания у разных народов ограничено различными кодексами — от ритуала сбора грибов, до ритуалов и правил его потребления.

Метафизика красного мухомора. Сакральность

Чукчи и коряки относят мухомор к классу невидимых сил вселенского порядка — вагыйнын (корякск. вагыргын). Вагыйнын в переводе означает «существование», «существо», «сущность» и имеет категориальное значение.


К этому же классу относятся так же некоторые почитаемые звезды и «направления». По универсальным космогоническим представлениям земля появилась из вод Первичного (Мирового) Океана и изначально пребывала в стадии яйца, которое разбилось в момент творения или его раскалывают боги, чтобы достать твердь.

Под Первичным Океаном подразумевается не вода, как таковая, а некая бесконечная сила, о которой нельзя сказать что-либо определенное, кроме того, что она существовала — вагыйнын.

Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный;
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца из пестрой части.
Звезды сделались на небе;
Из яйца из темной части,
Тучи в воздухе явились.

Как известно из основных положений символической антропологии, человек, находясь в культуре, окружен паутиной знаковости, которая читается как текст.

В результате он воспринимает реальность опосредованно, знаково-представленной. Наблюдая рождение гриба из яйца, вылупление птицы из яйца, он начинает переносить эти образы на весь мир, описывая его с доступных для его понимания вещей.

Таким образом гриб и птица становятся символами мира и наоборот, вселенские силы отражаются на обыденных объектах.

В шаманском фольклоре мухомор рассматривается с разрушительно-созидательных позиций, как и иные высшие существа. Его внешний вид разделяет понятия трех миров Вселенной: Верхнего мира (шляпка с точками — небо со звездами), Среднего мира (кольцо на ножке), Нижнего мира (утолщенное основание, иначе именуемое вульвой).

Об этом говорят многие шаманы, употребляющие мухомор: «Мухомор — это как человек (микрокосмос): шляпка — голова, ножка — туловище и ноги. При курении для пробития головы нужно использовать шляпки. Шляпка связана с Верхним миром, а нижняя часть, корневище, — со Зверем Нижнего мира.

Сама ножка гриба подобна Мировому Древу, как известно из космогонических преданий большинства народов Земли, соединяющему все ярусы мироздания (семь или девять — по три на каждый из трех миров) и образующему ось, по которой шаманы могут перемещаться из одного мира в другой.

В культурах, где мухомор употребляется для достижения экстаза, символизм галлюциногенного гриба и Мирового Древа во многом совпадает, хотя и не рассматривается, как нечто единое.

Метафизика красного мухомора. Фаллический символизм

Мировое Древо (столп) и гриб безусловно являются древнейшими фаллическими символами, о чем неоднократно писали различные исследователи вопроса.

Помимо этого, мухомор еще и символ мужского и женского соединения, так как вырастает из «вульвы» (нижняя часть ножки). Красный цвет его шляпки сравнивается с жизненной силой, подобной крови, которая наполняет все части творения.

В современной психологии и психиатрии красный цвет используется в известном тесте Лютера, где означает активность, пребывание в настоящем, возбуждение и сексуальность.

С глубокой древности и до настоящего времени фаллос и мухомор украшают стены домов и детские площадки. Отличие состоит лишь в том, что раньше подобные символы выбирались сознательно, а сейчас мотивация такого решения не осознается.

Эротически-сексуальные игрища имели место быть и при употреблении одних мухоморов. Алкалоиды, входящие в состав мухомора, действуют вначале расслабляюще, опьяняюще, потом наступает общее возбуждение.

Человеку начинает казаться, что ему мешает одежда, он поет, танцует обнаженным, делает неприличные жесты.

Метафизика красного мухомора. Мухомор — олень

Коряки считают, что творец Вселенной Куйкынняку (Великий Ворон) создал мухомор последним на земле, чтобы людям было веселее.

Помимо этого, он должен был охранять мир от злых сил. У ненцев охранником земли от сил зла выступает комолый, безрогий олень.

Чтобы олень мог дать отпор нгуо (многочисленная категория сверхъестественных существ), Белый человек дает сыну рога: большой камень с одной стороны и бивень мамонта — с другой.

В старину сибирские шаманы одевали на тело меховые шкуры, а на голову рога, чтобы целиком походить на животное. Мухоморы обычно поедались, как опьяняющее средство участниками оленьих празднеств. Для многих народов Сибири олень или лось — это образ всей Вселенной, о чем писал А. П. Окладников.

Человек на Мировом Олене представляется блохой на шкуре; деревья — это шерсть оленя. Родство мухомора и оленя, возможно, имеет отношение к числу пятнышек на шляпке гриба. Точка или точки в круге, как известно, являются символом зачатия, плодородия, и часто встречаются в обозначении солнца у многих народов.

Близко к этой символике и представления некоторых народов о мухоморе, как об олене-быке. Широкую известность имеют оргиастические игрища в честь быка, во время которых употреблялись различные психоактивные вещества, в том числе и грибы.

Об этом можно судить по сохранившимся наскальным рисункам, где шаманы изображены с грибами на головах рядом с полуоленем-полубыком.

Метафизика красного мухомора. Святилище Пегтымель

Древнейшие наскальные изображения I тысячелетия до н. э., иллюстрирующие мифологические представления о мухоморе и реальные переживания людей, испытавших на себе силу галлюциногенного гриба, обнаружены геологами и археологами в 1965-66 гг. на правом берегу реки Пегтымель на Чукотке.

По названию реки был назван и весь комплекс святилища — Пегтымель, протянувшийся почти на полкилометра. В 1967-68 гг. святилище Пегтымель исследовал археолог Н. Н. Диков.

Выбитые на скалах кусками кварца рисунки (петроглифы) были сфотографированы, эстампированы и сняты на кинопленку. В основном на пегтымельских скалах встречаются изображения оленей, сцены тундровой и морской охоты.

Более трех десятков петроглифов посвящено мухоморной теме: духи-мухоморы, шаманы, картины видений. Духи чаще всего изображены в виде обнаженных или полуобнаженных женщин с грибами на головах.

В некоторых случаях рядом с обнаженными женщинами выбиты изображения мужчин с рельефно обозначенными половыми органами. Головы людей, из которых растет гриб, или грибообразные формы голов духов связаны с определенной тяжелой стадией мухоморного опьянения, которая характеризуется ощущениями распирания черепа: «Когда проглотишь мухомор, чувствуешь себя крепко; ноги идут, но голова другая — голова мухомора на тебе».

Петроглифы святилища Пегтымель свидетельствуют о глубокой древности культа мухомора на Крайнем северо-востоке Азии, который, судя по всему, продержался в своей первозданной форме вплоть до конца XIX — начала XX вв.

Метафизика красного мухомора. Символы

Мухомор связывают и с насекомыми (божья коровка) и с волками (ликантропия) и лисицами, в которых оборачиваются мухомороеды будучи в трансе.

Ну и, конечно, тема ведовства тесно переплетена с мухомором. Известно (можно вспомнить «Мастер и Маргарита» М.Булгакова), что для получения ведовской силы нужно натереться особой мазью, в состав которой обязательно велючен красный мухомор.

В научных изданиях, за исключением «Американского справочника по психиатрии», термин ликантропия отсутствует и заменен диагнозами шизофренический психоз или психоз на почве потребления токсинов, характеризующийся состоянием беспокойства, навязчивыми идеями религиозного содержания, проявлениями сексуальной озабоченности и гомосексуальными страхами.

После «перевоплощения» наступает следующий этап — желание использовать возникший прилив сил, чаще всего в разрушительных действиях.

Например, скандинавские воины берсерки, после принятия мухоморов, начинали чувствовать себя волками и медведями. Они одевали на голое тело шкуры животных и, завывая по звериному, рвались в бой, безжалостно круша все на своем пути.

Особое место занимают легенды о девушках-мухоморах, плавно переходящих в легенды о русалках

Такие легенды и сказки можно встретить повсеместно и а азиатских и в европейских культурах. По мнению профессора Снегирева, все поверья, связанные с русалками, вилами, нимфами, наядами и т. д., возникли из одного общего источника.

Незначительные различия в их характеристиках связаны с климатическими условиями, особенностями жизни народа, их создавшего, степенью образованности и т. п.

Некоторые исследователи считают, что слово «русалка» происходит от немецкого Ruchelchen, то есть «красавица» и «род духа». Девушек-мухоморов описывают как соблазнительниц, имеющих красивое лицо и стройное тело.

У них длинные густые волосы, часто рыжего, огненного цвета, но встречаются и белокурые, золотые, черные. В последнем случае обычно добавляют, что девушки-мухоморы носят красные шапочки, под цвет шляпки гриба.

Метафизика красного мухомора. Эротика

Почти во всех цивилизациях есть некоторые табу сексуального характера.

При употреблении мухомора такие запреты, регулирующие повседневные нормы, легко нарушались. Это не считалось неприличным, поскольку человек больше не рассматривался как обычный член общества.

Он становился частью иного мира и всецело ему принадлежал. Как известно из данных психиатрии, приступы истерии часто сопровождаются срыванием с себя одежды, снятием обуви и пребыванием в обнаженном виде в самых разных местах.


При этом человек кривляется и совершает различные необычные поступки, например, прыгает, кричит, выставляет на показ свои половые признаки. Те же действия мы встречаем и в легендах о лесных женщинах.

Интересно отметить, что проявление эксгибиционизма при легких стадиях опьянения мухомором, часто начинается именно со снятия обуви.

Человек при этом хочет ощутить подошвами ног холод, исходящий от пола, как будто ему не хватает «подпитки» от земли. «Экстремальное» обнажение сопровождается резким изменением химических процессов, протекающих в мозге, что может привести к ИСС без наркотических веществ.

Многие профессиональные стриптизерши говорят, что испытывают чувство эйфории и экстаза, которое подталкивает их ко все большей откровенности.

Возможно, что при мухоморном опьянении и эксгибиционизме мы сталкиваемся с одними и теми же закономерностями нарушения обычного восприятия реальности.

Метафизика красного мухомора. Кодекс

Мухомор, по сравнению с иными растительными галлюциногенами, не обладает сильным воздействием на психику человека, как например, псилоцибиновые грибы или айяхуаска.

Степень погружения в ИСС и его качество при употреблении мухомора напрямую зависит от подготовленности человека к такому переживанию, знания соответствующих мифов и легенд, а так же от различных условностей при сборе и конкретном применении, которые легли в понятие «мухоморный кодекс».

Е. П. Батьянова пишет, что на всех этапах от собирания до принятия общение с духом мухомора представляет собой определенный ритуал, в котором священный статус мухомора определяется системой запретов и предписаний.

С соблюдения всех норм и начинается, собственно, погружение в непознанное. Некоторые шаманы, прежде чем отправиться за мухоморами в лес, ждут особых снов, которые подсказывают им индивидуальное место и время сбора.

Сбор мухоморов мало похож на сбор обычных грибов, хотя бы тем, что их не ищут. «Настоящий» собиратель и ценитель мухоморов чувствует их зов, улавливает исходящие от них сигналы, которые иногда представляют собой «крики» о помощи тех несчастных, что были сбиты, растоптаны или растерзаны кем-нибудь.

Найдя мухомор, шаман общается с грибом, как с живым существом, говорит зачем он ему нужен, долго медитирует на его «пятнистую голову».

Нашедший мухомор должен наглядно продемонстрировать свое доброе намерение, испытать от встречи истинную радость и исполнить в честь гриба песню или танец.

При обнаружении мухомора, согласно «кодексу» нужно посмотреть: есть ли у него семья. Всех собирают в одну связку и никогда не смешивают с мухоморами, найденными в другом месте.

Помимо этого, коряки считают, что нельзя рвать слишком маленькие мухоморы и нельзя переворачивать их «вниз головой».

Современные собиратели из Охотска полагают, что мухоморы с наибольшим психотропным эффектом растут вдоль линии электропередачи и отличаются меньшими размерами шляпок. После срывания мухомора, в оставшуюся ямку некоторые шаманы кладут монетку — дар хозяину леса: «За все платить надо».

Сушка

Сразу же по возвращении из леса мухоморы, пока не обмякли, нужно почистить от прилипшей земли, листьев и мха, но не мыть. При этом проговариваются слова о будущем назначении грибов.

Мухоморы нельзя резать ножом, прокалывать иглой, нанизывать на нитку, переворачивать шляпкой вниз.

Коряки считают, что если нанести мухомору повреждение, то же произойдет и с человеком, который будет есть такой гриб: от пореза начнутся режущие боли в животе, от прокола — колики. Чукчи считают, что мухоморы можно сушить только на воздухе, на утреннем солнце, периодически переворачивая.

Сушка считается законченной, когда грибы становятся легкими, слегка гнущимися, но не ломкими, и характерно гремят при соприкосновении друг с другом. Хранят их в сухом, проветриваемом месте, часто в плотно закрытых банках или металлических коробках.

Если грибы все же отсыревают, их снова подсушивают. Поедание сырых мухоморов большая редкость, т.к. иботеновая кислота, которая при сушке метаболирует в мусцимол, все же нейротоксична, поэтому чем ее меньше, тем меньше опасность.

При правильной сушке и некотором сроке последующего хранения иботеновая кислота обнаруживается в грибах в следовых количествах. Помимо этого в сухих грибах существенно снижается количество мускарина, самого опасного алколоида красного мухомора.

Рвотный эффект, при употреблении мухомора обусловлен, видимо, именно наличием мускарина. Некоторые употребляющие мухомор заявляют, что при правильном сборе и просушке все вредные вещества исчезают полностью.

Метафизика красного мухомора. Употребление

Употреблять красный мухомор (в целях ИСС) нужно только высушенным. Перед употреблением нужно провести процедуры очищения организма.

Прежде всего — отказаться от употребления мяса и жирной пищи. Некоторые полностью воздерживаются от пищи день или больше.

Хорошо придерживаться тех же правил поста, как это принято в православной церкви.

Вместе с ограничениями в пище нужно поддерживать соответствующий духовный уровень.

Тут тоже можно посоветовать следовать традициям русской православной церкви в вопросах духовности.

Вообще, если Вы крещены в православие и не пренебрегаете православными традициями, то можно считать Вас уже вполне готовым к этому новому визионерскому опыту (других христианских конфессий это не касается).

Дозировка мухомора сугубо индивидуальна. При приеме мухомора не играет роль ни масса тела, ни степень физической подготовки.

Большую роль играют такие факторы, как личностные наклонности человека, привычки, окружающее его общество и нюансы морали этого общества.

Помимо этого, немаловажную роль играют обстоятельства приема грибов и время, так что иногда хватает одного мухомора, а иногда приходится есть много. Дозировка также зависит от того, употреблял ли человек мухоморы ранее или нет.

Если Вы впервые пробуете приобщиться к этому опыту, советуем не употреблять более одной шляпки. И не ждите, что действие насиупит сразу, иногда нужно ждать 2-3 часа.

Несомненно, необходимо полностью отказаться от употребления алкоголя. Также нельзя употреблять никакие газированные напитки (при этом возможен процесс обратного «превращения» мусцимола в иботеновую кислоту, что приведет, как минимум, к сильной тошноте и расстройству желудка).

Как это ни странно, но прием мухоморов хорошо сочетается с никотином. Курильщики и вейперы — тут вам фора.

Категорически не советую пробовать мухоморы людям с неокрепшей или лабильной психикой. Людям болеющим психиатрическими заболеваниями я бы также не советовал экспериментировать.

Не менее категоричный запрет на эти эксперименты для подростков обоих полов и беременных или кормящих женщин.

Очень хорошая идея иметь рядом «ситтера», т.е. человека, который будет наблюдать процесс, не принимая в нем участия. На всякий случай.

Метафизика красного мухомора. Последствия

Если Вы все же решились приобщиться к семье мухомороедов, то Вам нужно быть готовым к следующим проявлениям действия красного мухомора.

С. П. Крашенинников и В. Г. Богораз выделили три стадии опьянения мухомором. Очередность возникновения тех или иных симптомов не однозначна и зависит от многих причин, главной из которых является психологическая установка человека.

«Опьянение наступает внезапно через четверть часа или полчаса после употребления гриба, — пишет В. Г. Богораз. — Опьянение имеет три стадии.

Первая стадия характеризуется тем, что человек чувствует себя приятно возбужденным. У него возрастает ловкость и развивается более чем нормально телесная сила.

В этой стадии опьянения человек поет и пляшет, часто разражается громкими взрывами смеха без всякой очевидной причины, вообще находится в состоянии шумной веселости. Лицо принимает темный оттенок и нервно подергивается».


Регулярно употребляющие мухомор заявляют, что при умеренных дозах координация движений не нарушается, что позволяет заниматься практически любой деятельностью.

При этом отмечается последовательное обострение рецепторов: вкусовых, обонятельных, слуховых. Обычная пища оказывается чрезвычайно вкусной; в теле, при легкой поверхностной анестезии, ощущается прилив сил и бодрости.

Современники, употребляющие мухомор, сообщают, что при единоличном приеме малых доз мухомора, без присутствия посторонних, часто возникает желание снять с себя одежду, чтобы почувствовать свою принадлежность к прекрасному миру, в котором тело, вне зависимости от физических недостатков, так же выглядит красивым и естественным.

Хочется петь и танцевать, находясь «внутри космических потоков».

Во время принятия мухомора современными городскими жителями в компании, особенно когда кто-то грибы не ест, сексуальное возбуждение, как правило, подавляется и ограничивается танцами босиком, скромными актами эксгибиционизма и кривляния. При больших дозах такого контроля со стороны разума может и не быть.

На второй стадии начинают проявляться психоделические свойства гриба. У всех это происходит по-разному и зависит, видимо, от изначального настроя визионера и его общего психического здоровья.

Если у Вас есть желание почитать об этом подробнее — наберите в поисковике что-то вроде: «мухомор красный — трип отчет».

Третья стадия — глубокий сон, очень глубокий, невозможно разбудить. После сна отличное состояние и никакого похмелья.

Метафизика красного мухомора. Что-то пошло не так

Если в процессе начинают наблюдаться такие симптомы, как:

  • брадикардия
  • гипотония
  • слюнотечение
  • слезотечение
  • обильное потоотделение
  • одышка (очень часто)
  • тошнота, рвота, понос (часто)
  • нарушение дыхания (из-за мокроты)
  • судороги (редко)
  • потеря сознания, кома

то, с большой долей вероятности, нужно вызвать скорую помощь, честно объяснив медикам из-за чего это произошло. До приезда скорой необходимо влить в пострадавшего как можно больше воды (можно подсолить, добавить немного марганцовки и т.п.) и вызвать рвоту. Делать так до приезда профи.

Первый тревожный признак — миоз, т.е. сужение зрачков. Дальше решайте по обстановке.

Галлюциногенные грибы Галлюциногенные грибы психогенные магические

Галлюциногенные грибы ( психогенные, «магические» , «волшебные» грибы)общепринятое название видов грибов, плодовые тела которых содержат галлюциногенные (психоделические) вещества.

Употребление таких грибов оказывает влияние на сознание и вызывают переживания. Перенесение этих ощущений называется психоделическим опытом или трипом. С древности галлюциногенные грибы употреблялись человеком в качестве энтеогенов при проведении религиозных церемоний, а также в небольших дозах как психосимуляторы. Регулярное неконтролируемое употребление психогенных грибов может приводит к опасным последствия как для психики, так и для физического здоровья

«Сома» — священный напиток Индии. «Древние индийцы считали что сома позволяет сохранять здоровье и продлевает жизнь и человек, употребляющий это напиток, сливается с божеством» В центральной Америке и Доколумбовой Мексике красный мухомор был священным грибом у древних майя. Псилоцибе уже 3000 лет назад использовали в религиозных ритуалах ацтеки. Ацтеки называли этот гриб «теонанакатль» — «тело бога» и употребляли его только избранные и посвященные.

Виды и их действующее начало Как галлюциногенные известны , главным образом, некоторые мухоморы и относится небольшая группа видов и различных семейств порядка «агариковых» , плодовые тела которые содержат псилобицин или псилоцин, такие грибы называют галлюциногенные.

Мухоморы Галлюциногенное действие их обусловлено наличием иботеновой кислоты и мусцимола, некоторые виды могут содержать триптомины и буфотенин, диметилтриптамин (ДМТ), 5 — метоксидиметил-триптамин.

Основные действующие вещества мухоморов содержат и другие сильные яды, такие как: мускарин, обладающий нейротоксическим действием, и их употребление может привести к смертельному отравлению. Мусцимол является продуктом метаболизма иботеновой кислоты и накапливается в старых плодовых телах, а также при сушке и хранении, что приводит к повышению общий таксичнгости, так как мусцимол приблизительно в 5 -10 раз токсичнее иботеновой кислоты. При длительном хранении высушенных плодовых тел, эти вещества постепенно разрушаются, в экземплярах хранившихся 7 лет они уже не были вывялены.

Красных мухомор ( Amanita muscaria) Один из наиболее известных мухоморов. Общее содержание иботеновой кислоты и мусцимола равно 0, 18% от сухого веса. Очень свежие плодовые тела могут не содержать мусцимола. Также мухомор содержит в небольшом количестве такие вещества как: -мускарин -мусказон -мускардин -этиламин -ацетилхолин -амавадин

Мухомор пантерный Содержание иботеновой кислоты около 0, 45 %, а мусцимола до 0, 02% от веса свежих грибов. Отравление пантерным мухомором во многом сходно с отравлением мухомором красным, однако имеет свои особенности, поэтому иногда рассматривается как характерный пантериновый синдром. Симптомы его напоминают острую алкогольную интоксикацию, переходящую затем в глубокий сон

Характеристика Мухомора пантерного. Шляпка диаметром 4 -12 см, плотная, сначала полусферическая, затем выпуклая и полностью распростертая с тонкими рубчатым краем и (иногда) небольшими свисающими хлопьями. Шляпка бывает: светло-бурая, коричневатая, оливкого –грязного и сероватого цвета. Кожица буроватого цвета, гладкая и блестящая, покрыта множеством мелких белых хлопьев, легко отделяемых от нее. Мякоть белая, не изменяет цвет на воздухе, водянистая, хрупкая, с неприятным запахом и сладковатая на вкус. Пластинки частные, белые, не прирастающие к ножке, иногда с буроватыми пятнами у страх грибов. Ножка 4 -12 см в высоту, диаметр 1 -1, 5 см, белая, цилиндрическая, слегка суженая кверху. Сезон: середина июля-конец сентября(массово в августе и в начале сентября.

Мухомор королевский Вызывает отравление, сопровождающееся галлюцинациями и потерей сознания, при помощи тепловой обработки нейтрализовать действие ядов не удается. Мухомор поганковидный и мухорор серый содержат психотропные вещества триптоминового ряда. Содержание действующих веществ в этих грибах невысокая. Содержание буфотенина не превышает 0, 007 %. Отравлений не наблюдается.

Характеристика Шляпка мухомора королевского шоколадного охряно-коричневого или серо-коричневого цвета, густо покрыта небольшими сероватыми чешуйками, у молодых грибов чешуйки полностью покрывают поверхность шляпки. Форма шляпки сначала шаровидная, с прижатым к ножке краем, затем выпуклораспростертая и распростертая, иногда с поднятым рубчатым краем. Мякоть гриба мясистая, белая, почти без запаха, ломкая. Мухомор королевский растет с середины июля до поздней осени в еловых или смешанных с елью лесах. Растет одиночно или небольшими группами. Гриб довольно редкий, встречается в основном северных и западных регионах.

Псилоцибиновые грибы Действующее вещество их является псилоцин, который попадает в организм постепенно из плодовых тел, а также образующийся в кишечнике при дефосфорилировании псилоцибина. Общая токсичность их невысока LD 50 псилоцибина составляет 280 мг/кг для крыс при внутривенном введении, для человека-острая летальная доза около 14 г. При нагревании с водой до 150 градусов псилоцибин превращается в псилоцин, а при длительном кипячении психоактивные компоненты этих грибов разрушаются и впоследствии становятся съедобными. При сушке теряется до 50% активности псилоцибиновых грибов. Всего около 140 видов рода, боле чем 115 из них подтверждает наличие псилоцибина и психических действий.

Действие псилоцибиновых грибов Действие псилоцибина и псилоцина сходно с действием ЛСД, по мнению некоторых психиатров эти вещества вызывают психомиметический синдром, сходный с проявлениями шизофрении. Первые симптомы появляются через 15 -20 минут после употребления псилоцибе, приёме на сытый желудок — примерно через 2 часа. Вначале возникают ошеломленность, тремор, эйфория, бред, беспокойство, паранойя, повышение слуховой и зрительной восприимчивости, ощущение искажения пространства и времени, нарушение восприятие скорости, освещенности и цвета, затем появляются необычные видения, галлюцинации, исчезает ощущение пространства и времени, человек как бы наблюдает за собственным телом со стороны. Как и в случае со многими другими психоделическими веществами, эффекты и ощущения от приёма псилоцибиновых грибов могут значительно различаться как среди разных людей так и в разных обстоятельствах.

Эмоциональные переживания во время трипа могут быть как позитивными, так и негативными, и их тип зависит от многих факторов: при плохом самочувствии, переутомлении может наблюдаться повышенная чувствительность к псилоцибину и возникновение негативных эмоций. При развитии псилоцибинового синдрома по негативному типу возникают чувство беспокойства, приступы ярости, агрессивность, склонность к насилию, в том числе по отношению к самому себе, бред, возможна полная потеря сознания. Могут возникать повторяющиеся приступы паники, иногда попытки самоубийства. При позитивном типе психоделического опыта наблюдается ощущение счастья, смех, освобождение от чувства угнетённости, эротическое влечение, деперсонализацияи цветовые галлюцинации, во время которых возникает ощущение перемещения в пространстве и во времени. Важную роль играют психическая уравновешенность человека и общий уровень культуры, обстоятельства, в которых находится человек во время приёма галлюциногенных грибов

Псилоцибиновый синдром сопровождаются усилением активности симпатической нервной системы, вследствие чего наблюдается расширение зрачков, учащение сердцебиения, повышение температуры тела, изменяется проприоцептивная чувствительность, нарушается двигательная и речевая координация. Человек, переживающий трип, в полной мере осознает нереальность происходящего

Псилоцибе сосочковидная Псилоцибе — грибы особенные. Будучи галлюциногенными, они стали объектом религиозных отправлений на огромной территории. Наркотические вещества псилоцибе вызывают яркие слуховые и цветовые галлюцинации, а к ним самим у употребляющих псилоцибе не наступает так называемого «привыкания» . Действующими веществами псилоцибе являются два галлюциногена — псилоцин и псилоцибин. Эти вещества сохраняют свою активность и в высушенных плодовых телах. Поскольку галлюциногенные вещества относятся к ядам, псилоцибе принято причислять к числу ядовитых грибов. В Московской области отмечено 6 видов этого рода. Все они различаются по степени воздействия на организм человека; псилоцибе сосочковидная — самая сильная из них.

Характеристика псилоцибе сосочковидной Шляпка гриба коническая, потом слабо распростертая, с острым бугорком, 1— 2, 5 см в диаметре, желтовато-зеленоватая, светлая, с возрастом темнеющая, коричневатая, по краю — полосатая. Мякоть белая. Пластинки приросшие, узкие, светлокремовые, с возрастом пурпурно-фиолетовые, частые. Ножка ровная, часто слегка изогнутая, с рыхлой мякотью, с остатками частного покрывала в молодом возрасте. Гриб селится в лесах по травянистым обочинам дорог, на опушках, на лугах, пастбищах. Плодоношение с июля по конец сентября. Гриб вызывает продолжительные слуховые и зрительные галлюцинации. Сходным, но гораздо более слабым эффектом обладают грибы еще одного рода — панэолус (Panaeolus), дальние родственники навозников. Эти небольшие (не более 5 см высотой) грибки селятся на навозе, на выпасаемых лугах, пастбищах, в лесах по обочинам дорог.

Псилоцибе синеющая Шляпка диаметром 2— 4 см, округлая, с возрастом распростертая и волнистая по краю, желтовато-коричневая с красноватым оттенком, в сухом состоянии светло-желтая, при надавливании — с зеленоватосиним оттенком. Пластинки светло-охряно-коричневые, с возрастом темно-коричневые. Ножка 2, 5 -5 — 0, 5 -0, 8 см, белая, с возрастом сильно синеющая, со слабо выраженными остатками частного покрывала. Споровый порошок пурпурно-коричневый. Гриб селится на унавоженной земле, на растительных остатках по лесным опушкам, лугам, пастбищам, обочинам дорог. Псилоцибе синеющая вызывает слуховые и зрительные галлюцинации.

Псилоцибе навозная Шляпка гриба полусферическая, с возрастом распростертая и с небольшим бугорком, 0, 5— 3, 5 см в диаметре, красновато-коричневая или кожисто-рыжая, обычно слабо слизистая и блестящая, гладкая. Мякоть тонкая, белая. Пластинки очень широкие, частые, синеватосерые, с возрастом темнеющие. Ножка в нижней части слабо утолщенная, 2, 5 -4 — 0, 2 -0, 4 см, полая, хлопьевидно-волосистая, вверху голая, с возрастом голая и блестящая, сперва рыжеватая, затем бледнеющая, палевая. Гриб селится на коровьем, лошадином и кроличьем навозе, на выпасаемых пастбищах. Период плодоношения — июль—сентябрь. Вызывает слабые слуховые и зрительные галлюцинации.

Мицена чистая Гриб широко распространён, среда обитания простирается от Африки до Заполярья, от равнин до гор. Произрастает в кустарниках, обычно на сухих опавших листьях, малыми и большими группами , с конца мая по октябрь. Шляпка колокольчатая, в центре выпуклая, диаметром 2 -8 см, полосатая с краю. Пластинки приросшие к ножке, редкие, толстые и широкие, светлые, беловатого цвета. По запаху и на вкус напоминают хрен или редьку. Ножка ровная или чуть утолщенная у основания, одного цвета со шляпкой, вверху светлее, к низу с белыми волокнами, полая, иногда немного перекрученная. Окраска довольно разнообразная Цвет обычно-светло-пурпуровый, лиловый, голубовато-серый. Грибы имеющие белую шляпку относятся к форме Mycena alba, с желтой-Mycena lutea, с серо-сине-зеленой- M. multicolor

Мицена чистая-ядовитый и слабо галлюциногенный гриб, содержащая психотропные соединения и индоловой породы. Сезон и место. Летом и в начале осени встречается в лиственных и хвойных лесах.

Псилобице кубинская Psilocybe cubensis — вид грибов, входящий в род Псилоцибе (Psilocybe) семейства строфариевых (Strophariaceae). Содержит психоактивные алкалоиды псилоцибин и псилоцин. Вид Psilocybe cubensis впервые описан американским микологом Франклином Самнером Эрлом в 1906 году по образцам, собранным на острове Куба. Эрл поместил этот вид в род Строфария и дал ему название Stropharia cubensis. Видовой эпитет «cubensis» означает «кубинский» и относится к месту открытия вида. В 1948 году немецкий учёный Рольф Зингер в своей публикации в журнале Sydowia перенёс его в род Псилоцибе].

Описание псилоцибе кубинской Шляпка размерами от 10 до 80 мм. Форма сначала конусооборазная, затем в старости в форме колокола, в конце выпуклая (конец загнут вверх). Кожица гладкая, слизистая, снимается со шляпки, особенно легко у молодых экземпляров. Цвет бледно-желтоватый, в старости коричневатый. Мякоть очень тонкая, кремовых или светложёлтых оттенков, вкус отсутствует или неприятный, запах слабый, травянистый или плесневый. Ножка тонкая и длинная, высотой 4— 15 см и диаметром 4— 10 мм, полая, часто волнистоизогнутая, с корневидным выростом, прочная, эластичная. Поверхность беловатая, при разломе синеет, с остатками покрывал. Пластинки относительно редкие, узко приросшие, цвет изменяется от серого до серофиолетового, беловатые края. Споровый порошок пурпурно-коричневый, споры 10— 17 × 7— 10 мкм, от эллиптической до овальной формы, толстостенные.

Действие псилоцибе кубинской Основными психоактивными веществами в кубенисах являются вещества из группы триптаминов— псилоцибини псилоцин, которые оказывают психоделическое действие. Употребление их в определенных дозах вызывает псевдогаллюцинации и состояние, которое может сопровождаться эйфорией, эмоциональным подъемом, или же тяжелыми состояниями, иногда с тягой к самоубийству, в зависимости от «установки и обстановки. Так же в кубенисах содержатся их ближайшие родственники беоцистин и норбеоцистин, их концентрация невысока (она колеблется в зависимости от подвида, но в общем меньше чем допустим в семи ланцетах), а воздействие слабо изучено. И довольно известное вещество диметилтриптамин, его концентрация невысока, а воздействие на организм при пероральном применении сводится на ноль благодаря МАО. Однако некоторые подвиды могут содержать достаточно приличные концентрации ДМТ и известны случаи курения грибов, с последующим психоделическим эффектом.

Грибы действуют приблизительно 4— 6 часов. Начало действия наблюдается через 20— 45 минут после приёма. Грибной отвар может начать действовать уже через 10— 15 минут (Примечание: при нагревании псилоцибин переходит в свою активную форму псилоцин. При достаточно длительном воздействии высоких температур 100 -150 градусов цельсия псилоцин начинает разрушаться). Возрастание до пика занимает 0. 5 -1 часа, а сам пик длится 1— 3 часа, после чего следует спад в течение 1— 2 часов.

Псилоцибе горная Латинское: PSILOCYBE MONTANA Семейство: Strophariaceae Места обитания: среди мхов, лишайников и папоротников, на песчаных почвах в лесах Сезон: конец мая-начало июля, и в августе-октябре Съедобность: несъедобен; галлюциногенный Псилоцибе горная является несъедобным галлюциногенным грибом, содержит псилоцибин, при употреблении вызывает слуховые и зрительные галлюцинации

Psilocybe montana Время сбора: Конец июля — начало декабря. Местонахождение: Среди мха, лишайника и папоротника, на песчаных почвах в лесах. Шляпка Размеры: диаметр 6 — 25 мм, высота вполовину меньше ширины. Форма: от полукруглой до вытянутого полукруга, похожа на грудь, часто с отчетливым ниппелем. Цвет: Серо-коричневый, если сухо, коричневый с оттенком охры, если сыро. Поверхность: Гладкая, тонко-мясистая, с зарубками от края наружу до полрадиуса. Hожка Размеры: 25 — 75 мм высотой, 3 мм в ∅. Форма: в основном равномерно крепкая, изогнутая, в основании утолщенная. Цвет: коричневый, несколько светлее к шляпке. Поверхность: гладкая без кольца (вуаль/кайма). Спороносный слой Цвет: сначала светло-, позже темно-коричневый. Расположение: далеко друг от друга, соединен с ножкой (adnat), спороносный слой почти треугольный. АКТИВHОСТЬ: умеренная до средней, всегда меньше чем у Psilocybe semilanceata.

Рядовка вонючая (Tricholoma inamoenum) Латинское: TRICHOLOMA INAMOENUM Семейство: Tricholomataceae Места обитания: смешанные леса; встречаются одиночно и группами, образуя микозу с деревьями Сезон: осень Съедобность: несъедобен; галлюциногенный Рядовка вонючая-несъедобный галлюциногенный гриб, при употреблении вызывающий слуховые и зрительные галлюцинации.

Tricholoma inamoenum Произрастает в лиственных и смешанных лесах, одиночно и группами, в сентябре-ноябре. Шляпка: 5 -8 см в диаметре, белая, с буроватыми оттенками , выпуклой и уплощенной формы. Пластинки довольно редкие, беловатые, приросшие к ножке. Споровый порошок белого цвета. Мякоть плотная, светлая, имеет резкий запах светильного газа. Ножка длинная, плотная и упругая, 1 -2 см в диаметре, одного цвета

Панеолус колокольчатый Произрастает группами на богатых навозом или перегноем почвах, в смешанных лесах и полях, с июня по август ( с апреля-декабрь. ) Панеолус (навозник) колокольчатый является ядовитым галлюциногенным грибом

Paneolus campanulatus Шляпка Размеры: 8 — 35 мм ∅, высота немного больше ширины. Форма: сначала овальная, затем в форме колокола или зонта, никогда плоская. Цвет: беловатый или серый и шелковистоблестящий, если сухо, с красновато-коричневым оттенком, если влажно. В центре часто коричневатый. Поверхность: складчатая, иногда рваная, если сухо, шелковистая, если сыро. Ломкая тонкая мякоть серого цвета без особенного запаха или вкуса. Край: свисает через спороносный слой, сначала вывернут внутрь, позднее медленно расширяется. Небольшая кожица оболочки (Velum partiale) долгое время оставляет зубчатую беловатую кайму на краю шляпки. Ножка Размеры: 35 — 80 мм высотой, 2 — 3 мм ∅. Форма: почти прямая, равномерно тонкая, полая, слегка утолщена в основании грибницы. Цвет: сначала красноватый, с возрастом верхняя часть черновато-коричневая или черная из-за прилипших спор. Поверхность: блестящая, слегка ребристая, покрыта пушком маленьких беловатых волосков, которые придают ножке бледный, как в муке, вид. Спороносный слой Цвет: серо-коричневый с белыми краями, в старости в пурпурно-черную крапинку. Sinuat и приросшийся к ножке (adnat). Расположение: очень плотное. Споры: черные, 14 -18 х 9 -12 мсм, лимонного цвета, толстостенные. АКТИВHОСТЬ: от незначительной до средней.

Справка: Грибы-галлюциногены поселяются на почве, отмерших ветвях и стеблях растений, встречаются на опилках, многие обитают на сфагновых болотах, торфе, навозе. Встречаются в лесу — на лесном перегное. Характерная черта многих таких грибов — обитание на заболоченной почве. Причем собирают их чаще всего именно поздней осенью. Некоторые любители едят галлюциногенные грибы сырыми прямо на месте. В не грибные сезоны используют сухие грибы: варят суп или заваривают в виде чая. В грибах-галлюциногенах содержится вещество псилоцибин. Как и почему псилоцибин вызывает галлюцинации, до сих пор неизвестно науке. Наиболее общие признаками проявления наркотического действия грибов таковы: 1. Изменения визуального восприятия: «расплывание», «подвижность», «дыхание» поверхностей, необычное чувство цвета и формы, обостренное воображение. «Открытие новых, скрытых ранее сторон реальности». 2. Изменения слухового восприятия: повышенная чувствительность к звукам, изменение музыкального ощущения, чувства речи. Ощущение «внутреннего голоса». 3. Изменение осязания и чувства тела: чувство холода или жара, ощущение того, что меняются пропорции тела, повышенная кожная чувствительность. 4. Изменение вкуса и обоняния. 5. Изменение мыслительной деятельности: расширение сознания, обострение ассоциативного мышления, интуиции, глубокие эмоциональные переживания. Воссоздание в мельчайших подробностях эмоционально значимых переживаний прошлого, включая рождение и даже внутриутробную жизнь. Приписываются также мистические откровения, ясновидение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль