Легенды зарубежного кино. Всё о кино


Легенды зарубежного кино.: Всё о кино

(или: «Генерал», 1927; «Три эпохи», 1923; «Шерлок младший», 1924)
31. «Человек с киноаппаратом» — Дзига Вертов, 1929
32. «Дождь» — Йорис Ивенс, 1929 (или «Мост», 1928)
33. «Земля» — Александр Довженко, 1930
34. «Счастье» — Александр Медведкин, 1935
35. «Пляска скелетов» — Уолт Дисней, 1929 ( «Параходик Вилли», 1927 и др.)
36. «Под крышами Парижа» — Рене Клер, 1930
37. «M» («Убийца») — Фриц Ланг, 1931
38. «Огни большого города» — Чарльз Чаплин, 1931
39. «Утиный суп» — братья Маркс (реж. Лео Мак-Кери), 1933
40. «Окраина» — Борис Барнет, 1933
41. «Аталанта» — Жан Виго, 1934
42. «Триумф воли» — Лени Рифеншталь, 1935
43. «Новые времена» — Чарльз Чаплин, 1936 (или «Великий диктатор», 1940)
44. «Александр Невский» — Сергей Эйзенштейн, 1938
45. «Правила игры» — Жан Ренуар, 1939
46. «Дилижанс» — Джон Форд, 1939
47. «Фантазия» — Уолт Дисней, 1940
48. «Гражданин Кейн» — Орсон Уэллс, 1941
49. «День гнева» — Карл Дрейер, 1943 (или «Слово», 1955)
50. «Ворон» — Анри Клузо, 1943
51. «Дети райка» — Марсель Карне, 1944
52. «Иван Грозный» (вторая серия) — Сергей Эйзенштейн, 1945 (прокат 1958)
53. «Рим, открытый город» — Роберто Росселлини, 1945
54. «Пайза» — Роберто Росселлини, 1946
55. «Похитители велосипедов» — Витторио де Сика, 1948
56. «Верёвка» — Альфред Хичкок, 1948
57. «Дневник сельского священника» — Робер Брессон, 1950
58. «Расёмон» — Акира Куросава, 1950
59. «Угэцу монагатари» («Луна в тумане») — Кэндзи Мидзогути, 1953
60. «Токийская повесть» — Ясудзиро Одзу, 1953
61. «Семь самураев» — Акира Куросава, 1954
62. «Дорога» — Федерико Феллини, 1954
63. «Песнь дороги» — Сатьяджит Рей, 1955 (или «Мир Апу», 1959)
64. «Приговорённый к смерти бежал» — Робер Брессон, 1956
65. «Седьмая печать» — Ингмар Бергман, 1956
66. «Земляничная поляна» — Ингмар Бергман, 1957
67. «Летят журавли» — Михаил Калатозов, оп. Сергей Урусевский, 1957
68. «Пепел и алмаз» — Анджей Вайда, 1958
69. «Головокружение» — Альфред Хичкок, 1958
70. «Назарин» — Луис Бунюэль, 1958
71. «400 ударов» — Франсуа Трюффо, 1959
72. «Хиросима, моя любовь» — Ален Рене, 1959
73. «Сладкая жизнь» — Федерико Феллини, 1959
74. «Приключение» — Микеланджело Антониони, 1960 (или «Ночь», 1961; «Затмение», 1962)
75. «На последнем дыхании» — Жан-Люк Годар, 1960
76. «Рокко и его братья» — Лукино Висконти, 1960
77. «Психо-» («Психоз») — Альфред Хичкок, 1960
78. «Тени» — Джон Кассаветес, 1960
79. «В прошлом году в Мариенбаде» — Ален Рене, 1961
80. «Жюль и Джим» — Франсуа Трюффо, 1962
81. «Иваново детство» — Андрей Тарковский, 1962
82. «Молчание» — Ингмар Бергман, 1963
83. «8 1/2» — Федерико Феллини, 1963
84. «Красная пустыня» — Микеланджело Антониони, 1964
85. «Я — Куба» — Михаил Калатозов, оп. Сергей Урусевский, 1964
86. «Без надежды» — Миклош Янчо, 1965 (или «Звёзды и солдаты», 1967;»Тишина и крик», 1968)
87. «Тени забытых предков» — Сергей Параджанов, 1965
88. «Персона» — Ингмар Бергман, 1966
89. «Фотоувеличение» («Блоу-ап») — Микеланджело Антониони, 1966
90. «Андрей Рублёв» («Страсти по Андрею») — Андрей Тарковский, 1966
91. «2001: Космическая одиссея» — Стенли Кубрик, 1968
92. «Млечный путь» — Луис Бунюэль, 1969
93. «Гибель богов» — Лукино Висконти, 1969
94. «Цвет граната» («Саят-Нова») — Сергей Параджанов, 1969
95. «Декамерон» — Пьер Пазолини, 1970 (или «Цветок тысячи и одной ночи», 1973)
96. «Заводной апельсин» — Стенли Кубрик, 1971
97. «Жил певчий дрозд» — Отар Иоселиани, 1971
98. «Последнее танго в Париже» — Бернардо Бертолуччи, 1972
99. «Крёстный отец» — Френсис Коппола, 1972
100. «Кабаре» — Боб Фосс, 1972
101. «Шёпоты и крики» — Ингмар Бергман, 1972
102. «Скромное обаяние буржуазии» — Луис Бунюэль, 1972 (или «Дневная красавица», 1966)
103. «Амаркорд» — Федерико Феллини, 1973
104. «Большая жратва» — Марко Феррери, 1973
105. «Профессия: репортёр» — Микеланджело Антониони, 1974
106. «Зеркало» — Андрей Тарковский, 1974
107. «Призрак свободы» — Луис Бунюэль, 1974
108. «Полёт над гнездом кукушки» — Милош Форман, 1974
109. «Любовь моя, Электра» — Миклош Янчо, 1975
110. «XX век» — Бернардо Бертолуччи, 1977
111. «Апокалипсис сегодня» — Френсис Коппола, 1978
112. «Замужество Марии Браун» — Райнер Фассбиндер, 1978
113. «Сталкер» — Андрей Тарковский, 1979
114. «Сказка сказок» — Юрий Норштейн, 1979 (или «Ёжик в тумане», 1975)
115. «Манхэттен» — Вуди Аллен, 1979
116. «Человек-слон» — Девид Линч, 1980 (или «Голова-ластик», 1976)
117. «Стена» — Элан Паркер, 1982
118. «Наш век» — Артавазд (Артур) Пелешян, 1982
119. «Бал» — Этторе Скола, 1983
120. «Фавориты Луны» — Отар Иоселиани, 1984 (или «Прощай, дом родной!» («In vino veritas»), 1999)
121. «Зет и два нуля» («Зоопарк») — Питер Гринуэй, 1985 (или «Отсчёт утопленников», 1988; «Повар, вор, его жена и её любовник», 1989)
122. «Небо над Берлином» (или «Крылья желания») — Вим Вендерс, 1987
123. «Красный гаолян» — Чжан Имоу, 1987
124. «Время цыган» («Дом для повешения») — Эмир Кустурица, 1988
125. «Женщины на грани нервного срыва» — Педро Альмодовар, 1988 (или «Матадор», 1986)
126. «Криминальное чтиво» — Квентин Тарантино, 1994
127. «Мертвец» — Джим Джармуш, 1995
128. «Рассекая волны» — Ларс фон Триер, 1996
129. «Вкус черешни» — Аббас Киаростами, 1998
130. «Юха» — Аки Каурисмяки, 1998
131. «Хрусталёв, машину!» — Алексей Герман, 1998 (или «Мой друг Иван Лапшин», 1984)
132. «Беги, Лола, беги» — Том Тыквер, 1998

Фильмы с мифами и легендами

Для каких-то мистических или загадочных событий, происходящих в привычной всем реальности, всегда существует необычное объяснение, основанное на каких-либо событиях, произошедших в далеком прошлом. Подоплекой им может служить не только известная всем античная мифология, но и предыстории, придуманными самими авторами сюжета. В историях такого рода всегда присутствует некое событие, произошедшее очень давно, последствия которого и расхлебывают незадачливые герои. Легенды загадочной местности, тайны какого-то отдельного дома или рода, живущего в нем, передаваемые из уст в уста многие столетия – вот что и скрывает в себе самую главную причину всех навалившихся бед и напастей.

Любимое кино. Легенда

Мы часто связываем голливудское начало 1980-х с расцветом боевиков, хорроров, фантастических лент и молодежных комедий, но был еще один жанр, который в то время активно осваивали западные постановщики. Это был жанр фэнтези

Мы часто связываем голливудское начало 1980-х с расцветом боевиков, хорроров, фантастических лент и молодежных комедий, но был еще один жанр, который в то время активно осваивали западные постановщики. Это был жанр фэнтези. Принадлежащие к нему ленты были зачастую не столь успешны, как их конкуренты из других жанров, но они заложили основу для таких будущих блокбастеров, как «Властелин Колец». Отдал дань фэнтези и Ридли Скотт, один из важнейших режиссеров эпохи. В 1985 году он выпустил сказочный фильм под названием «Легенда».

«Дуэлянты», «Чужой», «Бегущий по лезвию»… Ридли Скотт начал свою кинокарьеру как дизайнер, и его первые режиссерские проекты были картинами человека, которому нравилось создавать на экране несуществующие миры – уже забытые или лишь планируемые в будущем. Считая эту «ограниченность» своим недостатком, Скотт хотел также освоить создание фильмов о реальной современной жизни. Но перед этим он решил воплотить идею, которая родилась во время съемок «Дуэлянтов», его постановочного дебюта. Скотт хотел снять героическую сказку о храбром юноше, красавице-принцессе и зловещем Повелителе Тьмы.

В то время в такой идее не было ничего удивительного. «Звездные войны» Джорджа Лукаса были фантастической картиной, придуманной по лекалам традиционной героической мифологии, и их успех был сигналом, что публика готова не только к фантастическим историям, но и к фэнтези-сагам. Поэтому в 1980 году вышел «Ястреб-мститель», в 1981-м – «Убийца дракона» и «Экскалибур», а в 1982-м – «Конан-варвар», «Повелитель зверей», «Темный кристалл». При желании рядом с героями этих фильмов можно поставить и Индиану Джонса. Устав от неоднозначных антигероев из картин вроде «Крестного отца» и «Пролетая над гнездом кукушки», Голливуд вновь снимал кино о цельных, однозначно героических персонажах, и мечи и магия отлично рифмовались со старомодными сюжетами и новомодными спецэффектами.

Замысел Скотта был вариацией на тему «Красавицы и Чудовища» (выпущенный в 1946 году одноименный французский фильм Жана Кокто – одна из любимых лент режиссера). Однако он не хотел снимать историю о добродетельном монстре. В сказке Скотта монстр в самом деле был злодеем, и принцесса не осознавала его добросердечие, а поддавалась на его злые чары. Поэтому в сюжете было две героические линии. В то время как истинный возлюбленный принцессы пробивался в логово монстра, девушка сражалась с колдовским наваждением и в кульминации возвращалась на сторону Добра. После «Звездных войн» было странно снимать аналогичные истории, в которых принцесса была бы безвольной жертвой обстоятельств.

Кадр из фильма «Легенда»

Идея режиссера была очень абстрактной, с минимумом деталей, и Скотту нужен был талантливый сценарист, который бы нарастил «мясо» на сюжетный скелет. В принципе, он мог бы попытаться найти уже существующее произведение и танцевать от него как от печки. Но Скотт полагал, что оригинальный проект будет пластичнее и удобнее для него как для режиссера. Ведь книги пишутся без учета того, что можно показать на экране и создать с помощью спецэффектов. При этом, однако, режиссер хотел поручить свою идею амбициозному автору, способному придумать целый фэнтези-мир, а не просто связать сценарными нитками наметки Скотта.

В то время постановщик как раз узнал о существовании Уильяма Хьёртсберга – нью-йоркского автора, сочиняющего фэнтези, фантастику и мистику. Его вышедший в 1978 году мистический детектив «Падший Ангел» позднее, в 1987-м, был экранизирован под названием «Сердце ангела». Причудливые и изобретательные книги Хьёртсберга очень понравились Скотту, и когда они с писателем познакомились, режиссер поинтересовался, не хочет ли автор сочинить волшебную сказку. Тот ответил, что не только хочет, но и иногда сочиняет сказочные истории, и что публике они неизвестны лишь потому, что издатели не видят у современных сказок коммерческой перспективы («Братья Гримм все еще отлично продаются!»). Когда Скотт рассказал Хьёртсбергу, чего он от него хочет, писатель пообещал сочинить подходящий сценарий. Благо что у него уже был небольшой опыт работы в Голливуде. Хьёртсберг написал пару сценариев для знаменитого продюсера малобюджетного кино Роджера Кормана.

Разумеется, это не означало, что в следующий раз Скотт и Хьёртсберг увиделись для обсуждения уже готового текста. Хьёртсберг был единственным официальным сценаристом «Легенды» (одно время проект назывался «Легенда о Тьме»), но он регулярно встречался со Скоттом, и они предлагали друг другу сюжетные идеи. Так, Скотт предложил поставить в центр сюжета единорогов, а Хьёртсберг придумал эффектную сцену, в которой принцесса, дурачась, выбрасывает кольцо и говорит, что выйдет замуж за того, кто его принесет, а главный герой без тени сомнения ныряет за безделушкой с обрыва.

Несмотря на столь тесное сотрудничество, в первую редакцию текста просочилось много такого, что невозможно было снять или показать. Хьёртсберг грезил слишком масштабно, и он порывался соединить грандиозные волшебные баталии с откровенными сексуальными сценами. Если бы все его планы были реализованы, то «Легенда» была бы смесью «Властелина Колец» с «Игрой престолов». В начале 1980-х такую сказку поставить было в принципе невозможно – как по соображениям рейтинга, так и по соображениям бюджета. Так что «Легенду» пришлось сокращать и облегчать, пока проект не вошел в приемлемые рамки.

Кадр из фильма «Легенда»

Впрочем, секс-сцена между злодеем и принцессой дотянула до представления проекта продюсерам, и ее «зарубила» лично Марша Насатир – легендарная студийная чиновница, которая была первой женщиной, дослужившейся до поста вице-президента крупной голливудской компании. Насатир сразу заявила, что в сказочной ленте не может быть секса между героиней и воплощением зла.

Вместо того чтобы изображать противостояние волшебных королевств, Хьёртсберг и Скотт довольствовались классической диснеевской схемой: идеализированные главные герои, пугающий злодей и забавные второстепенные персонажи, которые в зависимости от чистоты своих сердец помогают героям или злодею.

Изначально предполагалось, что главным героем ленты будет обычный деревенский парень, но постепенно Джек превратился в лесного жителя – фактически Маугли, – владеющего языками животных и знающего главную тайну природы. Джек может показать, где пасутся единороги – величественные существа, волшебство которых удерживает баланс природных сил. Если погибнет один единорог, то мир погрузится в вечный холод, а если будут убиты оба, то солнце больше никогда не взойдет и мир окутает мгла. Понятно, Повелителю Тьмы только того и надо. Поэтому он приказывает своим прихвостням проследить за Джеком и принцессой Лили, найти единорогов и привести в действие план захвата власти над миром.

Также предполагалось, что принцесса Лили, когда станет жертвой чар Повелителя Тьмы, превратится в женщину-кошку, человекообразное существо с кошачьей головой и шерстью. Ее проклятие должно было быть снято, лишь когда она восстанет против Повелителя и поможет его сразить. Этот план был отвергнут из-за технических проблем с его реализацией. Кроме того, нелепо было бы пригласить на съемки красивую девушку и заставить ее провести значительную часть фильма в маске. Хотя Скотту почему-то очень хотелось, чтобы у него в кадре была сексуальная кошечка. Грехопадение Лили ограничилось переодеванием в откровенное черное платье.


Режиссер предлагал «Легенду» нескольким студиям, включая студию Walt Disney, но нашел понимание лишь в компании Embassy International Pictures (ныне Regency Enterprises), основателем которой был израильский бизнесмен Арнон Мильчен. Этот примечательный финансист сам, возможно, когда-нибудь станет героем фильма, потому что сейчас известно, что до 1985 года Мильчен сочетал работу в Голливуде с сотрудничеством с израильской спецслужбой «Лакан», обслуживавшей израильскую атомную программу. «Лакан» была расформирована в 1986 году, когда аналитик американской разведки Джонатан Поллард был осужден за шпионаж в пользу Израиля. Поллард работал на агентов «Лакан», и это был сильный удар по союзу двух стран.

Скотту, впрочем, не было дела до того, что Мильчен закупает для Израиля оборудование для производства атомного оружия и финансирует другие тайные и незаконные операции. Скотт ведь даже не был американцем! Значение имело только то, что Embassy International Pictures и стоящие за ней компании Universal и Fox поддержали «Легенду». Universal получила права на прокат ленты в США и Канаде, а Fox – во всех остальных странах. Согласованный бюджет картины составил около 25 миллионов долларов – немногим меньше, чем 28-миллионный бюджет «Бегущего по лезвию», предшествующей ленты Скотта.

Промо-кадр к фильму «Легенда»

Собирая актерскую труппу, режиссер отдал роль Джека, главного героя фильма, Тому Крузу. Сейчас это решение может показаться очевидным, но тогда Круз был лишь восходящей звездой. Он уже снялся в «Рискованном бизнесе», но еще не сыграл в «Лучшем стрелке», который завершил его превращение в голливудского кумира. Поэтому Круз проходил прослушивание, а не был нанят с порога. Он стал Джеком лишь после того, как Скотт убедился, что не найдет более обаятельного и атлетичного парня, который, однако, не выглядел бы как гора мускулов и супервоин. Ведь Джек был лесным жителем, а не богатырем, и он впервые в жизни брал в руки меч, когда устремлялся по следу любимой, похищенной прихвостнями Повелителя Тьмы.

Промо-кадр к фильму «Легенда»

Роль принцессы Лили досталась 15-летней нью-йоркской школьнице по имени Миа Сара. У девушки было крошечное резюме из нескольких работ в рекламных роликах, и она даже не была уверена, что хочет стать актрисой. Но Скотт влюбился в нее (в режиссерском смысле слова) с первого взгляда. Ему хватило всего двух прослушиваний, чтобы решить, что Сара, будущая звезда школьной комедии «Феррис Бьюллер берет выходной», будет его шаловливой, непоседливой и соблазнительной принцессой, которая в кульминации обводит вокруг пальца самого Повелителя Тьмы.

Промо-кадр к фильму «Легенда»

Злодей картины по сценарию появлялся на экране во всей красе лишь в заключительной части постановки. Скотт хотел как можно дольше сохранить в тайне, что Повелитель Тьмы выглядит как рогатый и краснокожий демон, который пугает, но также и сексуально притягивает принцессу. Режиссер полагал, что эту роль может сыграть лишь бесстрашный и харизматичный актер, который умеет создавать сильные образы, даже когда сценарий требует абсурдного переигрывания. Поэтому Скотт остановился на англичанине Тиме Карри, который впечатлил его в культовом киномюзикле «Шоу ужасов Рокки Хоррора», где Карри блестяще сыграл инопланетянина-трансвестита.

Промо-кадр к фильму «Легенда»

Юный швейцарский актер Давид Беннетт из фильма Фолькера Шлендорфа «Жестяной барабан» сыграл эльфа Гампа, повелителя лесных волшебных существ. Было бы логичнее сделать предводителя гномов, эльфов и фей пожилым существом, но Скотт решил, что Гамп – это его версия шекспировского Пака и Питера Пэна из сказки Джеймса Барри. Он выглядит как мальчишка, но на деле он старше и опытнее многих лесных жителей. Беннетт говорил с немецким акцентом, и Скотту нравился его выговор, однако продюсеры были шокированы «эльфом-нацистом», и парня пришлось переозвучить.

Промо-кадр к фильму «Легенда»

Американским голосом Беннетта стала театральная и бродвейская актриса Элис Плейтен, которая также сыграла Бликса – предводителя гоблинов, прислуживающих Повелителю Тьмы. Многие другие второстепенные роли в картине исполнили «маленькие люди». В частности, одного из гномов сыграл Билли Барти, заметный «маленький» актер (его рост был 114 см) и основатель неправительственной организации «Маленькие люди Америки». Скотт должен был задействовать актеров неестественно маленького роста, чтобы они казались гномами на фоне невысокого Круза.

Промо-кадр к фильму «Легенда»

Исключением из «маленького» правила стал телевизионный актер нормального роста Роберт Пикардо, будущая звезда сериала «Стартрек: Вояджер». Роль Пикардо была небольшой, но довольно опасной, потому что он играл болотного монстра Мег Маклбоунз. В начале своей сцены актер должен был выпрыгивать из воды, и это значило, что перед началом съемки Пикардо в сложном гриме опускался под воду в ожидании приказа режиссера. В случае непредвиденной проволочки он вполне мог задохнуться. Как профессионал, он выдержал это испытание без жалоб.

Промо-кадр к фильму «Легенда»

В начале работы над картинкой «Легенды» Скотт привлек известного английского книжного иллюстратора Алана Ли, много работавшего над книгами Джона Толкиена и других фэнтези-авторов. Позднее Ли стал концепт-художником «Властелина Колец» Питера Джексона. После того как Ли придумал некоторых персонажей и сказочные пейзажи и подземелья, режиссер нанял ветерана британской киноиндустрии, художника-постановщика Эсшетона Гортона, с которым мечтал поработать с начала своей кинокарьеры. В отличие от Ли, который мог «лишь» изображать иные миры, Гортон знал, как воплощать их на экране.

Еще одним ключевым создателем ленты был Роб Боттин, создатель спецэффектного грима для фильма об оборотнях «Вой». Скотт хотел привлечь его еще к работе над «Бегущим по лезвию», но тогда Боттин был ангажирован Джоном Карпентером для съемок «Нечто». Боттин приступил к работе над «Легендой» вскоре после завершения «Нечто», и он вместе с художниками-постановщиками разработал накладной грим для почти всех персонажей ленты, кроме показывавшихся «как есть» Джека и Лили. Из-за огромного объема работы Боттину пришлось собрать самую большую на то время команду спецэффектных гримеров за всю историю кино. По крайней мере, если верить Боттину.

Всем актерам, изображавшим монстров и волшебных существ, приходилось перед началом съемочного дня проводить три с половиной часа в гримерном кресле. Грим Повелителя Тьмы был самым сложным, и его надо было накладывать пять часов. Рога метровой длины были сделаны из легчайшего и прочнейшего материала, который только можно было найти, чтобы Карри мог долгое время носить рога на голове. Его костюм также включал ходули, которые заканчивались копытами (Скотт хотел, чтобы злодей возвышался над прочими персонажами). На выходных Карри брал эти ходули домой, чтобы продолжать с ними тренироваться.

Когда Скотт начинал планировать «Легенду», он надеялся, что снимет ее лесные сцены в настоящем древнем лесу. Но его прогулки по американскому Йосемитскому национальному парку со знаменитыми гигантскими секвойями показали, что в таком лесу слишком темно для киносъемки. Воздвигать же в лесу огромную систему освещения было сложно и нерационально.


Кадр из фильма «Легенда»

Вместо того чтобы приручить лес, Скотт воссоздал его в самом большом павильоне британской студии Pinewood Studios в 30 км от Лондона. Этот павильон известен как «Студия 007», поскольку его часто задействуют в фильмах о Джеймсе Бонде. Большие деревья в декорации были пластиковыми, а вот растительность поменьше была самой настоящей, высаженной в завезенную на студию почву. Сооружение этого леса заняло 14 недель. Кроме «Студии 007» Скотт забронировал еще пять больших павильонов для прочих декораций ленты.

Когда до конца «лесных» съемок оставалось десять дней, декорация загорелась во время перерыва на обед. По предположению режиссера, это случилось, потому что под потолком собрался несгоревший бытовой газ, использовавшийся для съемок сцен с открытым огнем. «Студия 007» сгорела как спичка. К счастью, никто не пострадал, кроме бюджета картины и графика съемок. Скотт, который к тому времени уже начал привыкать к превратностям режиссерской судьбы, не стал себя жалеть, а поехал играть в теннис, чтобы расслабиться, собраться с мыслями и придумать, что делать дальше.

Полностью восстановить декорацию было невозможно, но декораторы смогли в новом павильоне построить небольшой кусок леса, необходимый для завершения съемок. Также Скотт завершал картину в лесу рядом со студией, куда декораторы поставили несколько бутафорских больших деревьев.

На природе снимался и тот фрагмент фильма, где Джек прыгает в пруд и погружается под воду. Эта сцена создавалась в штате Флорида, и съемочную группу «караулили» крупные, но неагрессивные аллигаторы.

Кадр из фильма «Легенда»

В отличие от родственников динозавров, лошади, которые изображали единорогов, в съемках участвовали по-настоящему. Этих коней андалузской породы нашли в Испании. По стечению обстоятельств лошадей пришлось везти из Испании до Ла-Манша на грузовике, а не на самолете, что само по себе было маленьким приключением. Коней было не двое, а шестеро, поскольку для каждого сложного трюка нужна была отдельная лошадь. Координатором этих и других трюков был знаменитый Вик Армстронг, многолетний дублер Харрисона Форда.

Съемки «Легенды» потребовали решения множества проблем, но настоящая головная боль у Ридли Скотта началась, когда он завершил первую монтажную версию ленты. Она продолжалась 125 минут, что было слишком долго для семейного фильма. Вторая версия была длиной 113 минут, и она демонстрировалась на предварительных показах. Эти показы прошли не так хорошо, как надеялись Скотт и продюсеры, и режиссеру навязали новые сокращения.

В итоге для Европы была подготовлена версия длиной 95 минут, а для Америки – 89 минут. Также для американской версии срочно была написана новая, более модная музыка. Традиционный симфонический саундтрек Джерри Голдсмита был заменен композициями немецкой электронной группы Tangerine Dream, лидера группы Yes Джона Андерсона и певца и композитора Брайана Ферри. В европейской версии музыка Голдсмита осталась на своем законном месте.

Сейчас Скотт считает, что подвел собственную картину. Симфонический саундтрек идеально подходил для фильма, у которого было много общего со сказочными операми, а выброшенные из картины десятки минут одновременно упростили и затуманили повествование, сделали его менее внятным. Это предсказуемо сказалось на сборах и на рецензиях.

Вышедший 13 декабря 1985 года фильм с бюджетом в 25 миллионов долларов собрал в прокате лишь 16 миллионов долларов, и у критиков нашлось немало претензий к рассказанной Скоттом истории. Грим, картинку, актерскую игру, напротив, оценивали высоко. Но какой в этом был толк, если в сказке не «работала» сказка?

Казалось, что «Легенду» будут помнить лишь потому, что над ней трудились известные люди и что она была номинирована на «Оскар» в категории «лучший грим». Но даже в обглоданном виде картина обрела немало поклонников, когда вышла на видео. Для многих западных ребят она стала одним из самых волшебных фильмов детства.

К счастью, сейчас, когда на видео доступна 113-минутная «режиссерская» версия «Легенды», каждый может оценить подлинные достоинства и недостатки постановки Скотта и убедиться, что она заслуживает большего, чем звание «культового фильма». Да, британец не создал безупречное полотно. Но для своего времени это была впечатляющая фэнтези-лента, и «Легенда» и сейчас неплохо смотрится. Недаром она, как считается, была источником вдохновения для игрового цикла The Legend of Zelda, одного из лучших в истории детских видеоигр.

Легенды мирового кинематографа Сергей Эйзенштейн

Продолжая рассматривать личности сыгравшие большую роль в становлении кинематографа как искусства, нельзя обойти стороной такого человека как Сергей Эйзенштейн. О нем и будет сегодняшний рассказ.
Родился в Риге в 1998 году, учился в Петрограде в институте гражданских инженеров. В 1918 году вступает добровольцем в ряды Красной Армии. Рисует плакаты и карикатуры, оформляет спектакли передвижных актерских трупп. Поступает художником в первый рабочий театр Пролеткульта, учится на режиссерских курсах у Мейерхольда. Первые театральные постановки успехом не увенчались, его спектакль «Противогазы» поставленный не на сцене, а на реальном заводе, тогда не поняли, новаторство не оценили. Эйзенштейн приходит к выводу что сцена мала для его таланта и уходит в кинематограф. Первый его фильм «Стачка», (короткометражка «Дневник Глумова» не в счет) хоть и был пробой пера, но имел успех, а второй полнометражный фильм «Броненосец Потемкин» произвел в кинематографе революцию. Подробнее об этом фильме читайте здесь.

Что же нового принес Эйзенштейн? Стремясь активно воздействовать на зрителя, Эйзенштейн строил острые, необычайные, впечатляющие эпизоды, называя их аттракционами, а чтобы аттракционы воздействовали на зрителей так, как этого желал художник, нужно умело и закономерно располагать их, соотносить между собой, монтировать. Отсюда возник термин «монтаж аттракционов».
Эйзенштейн понял, что художник в кинематографе может свободно владеть не только пространством и движением, но и временем. Монтаж дает возможность ускорять, уплотнять, концентрировать время, а при необходимости замедлять, растягивать его. Открытие Эйзенштейна творчески использовали и другие мастера советского кино. Пудовкин назвал его «Время крупным планом».
Пример работы Эйзенштейна со временем можно воочию увидеть в эпизоде на Потемкинской лестнице.

Фрагмент фильма «Броненосец Потемкин»

Тем у кого не хватает терпения посмотреть весь фильм, у вас есть возможность увидеть христоматийный отрывок из фильма, самый цитируемый и самый известный. Расстрел на Потемкинской лестнице. именно от сюда берут начало все напряженные сцены в фильмах катастроф и триллеров.
Эйзенштейн боролся против привычных, затертых приемов актерской игры. Он стремился снимать подлинных рабочих, крестьян, солдат, чьи биографии и жизненный опыт совпадали с содержанием их ролей в Фильме. Таких непрофессиональных актеров он называл «типажами».
Сокровенной мечтой Эйзенштейна было изучение западного опыта кинопроизводства, и летом 1929 года такой случай представился: вместе с Тиссэ и Александровым он едет в заграничную командировку. Это было поистине триумфальное путешествие по Европе. Эйзенштейн, свободно говоривший на нескольких языках, выступает по берлинскому радио с рассказами о советском кино, читает лекции в Гамбурге и Берлине, в Лондоне и Кэмбриджском университете, в Антверпене и Амстердаме, делает доклад «Интеллектуальное кино» в Брюссельском университете. Речь Эйзенштейна в Сорбонне вылилась в истинный триумф молодого кинорежиссера. После Европы была америка. Находясь с июня 1930 года в Голливуде, Эйзенштейн выступает в университетах, встречается со знаменитостями. По договору с компанией «Парамаунт» он совместно с Айвором Монтегю и Александровым приступает к режиссерской разработке сценария фильма «Американская трагедия» по роману Теодора Драйзера при активном содействии писателя. Но уже месяц спустя студия расторгла контракт с Эйзенштейном. Хозяевам «Парамаунта», по словам режиссера, нужна была лишь «полицейская история об убийстве и о любви мальчика и девочки».
При финансовой поддержке Элтона Синклера, члена социалистической партии США, группа Эйзенштейна начинает съемки фильма «Да здравствует Мексика!».

Кадр из фильма «Да здравствует Мексика!»

«Мексику» снимали в разных районах страны, и уже было отснято 75 тысяч метров, когда телеграмма Сталина заставила Эйзенштейна вернуться в СССР. Съемки были прерваны, негатив фильма «Да здравствует Мексика!» согласно договору, остался в США.
В истории мирового кино незавершенный шедевр Сергея Эйзенштейна стоит особняком. Отзывы современников об отснятом материале были восторженными. Чаплин, например, считал, что «Да здравствует Мексика!» — лучшее произведение в мировом кино. Замысел режиссера был новаторским: он хотел показать Мексику в историческом, культурном, социальном, календарном и вневременном аспектах. Говоря образно, он мечтал показать душу Мексики.


Кадр из фильма «Да здравствует Мексика!»

В 1938 году Эйзенштейн начинает снимать историко-патриотический фильм «Александр Невский». Работая над этой лентой, он продолжает оттачивать мастерство. Так как фильм снимался как звуковой, то проблема музыки выходила на первый план. Это должно было быть не просто музыкальное сопровождение, это должен быть синтез музыки и пластики. Музыку к фильму писал Сергей Прокофьев, что получилось я думаю известно всем. В декабре 1938 года «Александр Невский» был завершен.

Обложка диска с фильмом

Свой последний шедевр — «Иван Грозный» — режиссер создавал в течение шести лет — с 1941 по 1946 год. За первую серию он получил Сталинскую премию, вторая серия была запрещена и вышла в 1958 году; съемки третьей прекращены.
Монтаж «Ивана Грозного» был завершен в Москве. Картина, вышедшая на экраны в начале 1945 года, была признана эталоном исторического произведения.

Афиша фильма «Иван Грозный»

Финал первой серии — крестный ход к Александровой слободе — один из самых запоминающихся в истории кинематографа. Бесконечно тянущаяся вдаль черная людская лента на белом снегу необычайно эффектна и красива. Это Москва тянется крестным ходом к царю, в добровольное его изгнание, чтобы молить о возвращении.

кадр из фильма «Иван Грозный»

Вторая серия, получившая название «Боярский заговор» и подзаголовок «Един, но один», завершалась убийством Владимира Старицкого и пиром опричников. Фрагменты второй части картины были сняты в цвете. Третью же серию, включавшую драму Басмановых, сцену исповеди, смерть Курбского, Ливонскую войну и выход к морю в финале, Эйзенштейну снять не удалось. От нее осталось всего несколько небольших сцен.
Начало 1946 года в жизни режиссера было отмечено присуждением ему Сталинской премии за первую серию «Ивана Грозного» и. инфарктом миокарда. В Кремлевской больнице и позднее в санатории «Барвиха» под Москвой Эйзенштейн интенсивно работал над мемуарами. Широко известны его теоретические исследования — «Неравнодушная природа» и «Метод».

Тема: Легенды мирового кинематографа. Последние из великих

Опции темы
Отображение
  • Линейный вид
  • Комбинированный вид
  • Древовидный вид

В одном блоге наткнулась на старую фотографию великой актрисы прошлого столетия Сары Бернар. У гениальной актрисы было много странностей (у гениев вообще много тараканов в голове), но согласитесь спать в гробу, да еще и приглашать (самтаймс) в этот гроб любовников на предмет занятий сексом. согласитесь весьма необычное хобби, если не сказать больше.


Легенды мирового кинематографа. Последние из великих

На сегодняшний день живы 5 актрис старого Голливуда, блиставшие в 30-е-40-е годы прошлого века. Они царили в очень тяжелое в историческом плане время: вторая мировая война, затем холодная война. Но волшебная сила искусства и состоит в том, чтобы согревать и радовать мир, какими бы тягостными не были его условия, дарить людям надежду на лучшее и верить в лучшее.

Следующие пользователи говорят Спасибо Kuki Anna за это сообщение:

Оливия де Хэвилленд (род.в 1916 г.)

Оливия де Хэвилленд стала по-настоящему знаменитой после роли Мелани Гамильтон в фильме всех времен и народов «Унесенные ветром». Это была великая роль. Актриса сыграла подлинную добродетель, утонченную, хрупкую натуру, преданную подругу Скарлетт и образцовую жену. Актрисе было во время съемок всего 23 года, но имея к тому времени опыт работы как в театре, так и в кинематографе, Оливия мастерски воплотила на экране святость и благородство замужней дамы и матери. Уcпех был громадный. Надо признать, что еще до выхода картины на экраны Оливия была достаточно известной актрисой. Ее экранные дуэты с Эроллом Флинном в приключенческо-романтических фильмах «Одиссея капитана Блада», «Приключения Робин Гуда», «Частная жизнь Елизаветты и Эссекса» снискали большую любовь у публики.

Но именно роль Мелани, открыла список ее великих ролей. На съемках Оливия подружилась с Вивьен Ли, и эта дружба длилась до конца жизни последенй. Ее близкими подругами также были Глория Стюарт и Бэтт Дэвис. В 1946 году Оливия получает Оскар как лучшая актриса за роль в фильме «Каждому — свое», a в 1949 удостаивается второго Оскара — за роль в фильме «Наследница».. Работа в этих фильмах утвердила за ней репутацию многогранной, характерной, очень естественной актрисы. Слава была фантастической.. Роли де Хевиленд в этих картинах — золотая кинолетопись Голливуда. Надо сказать, что ее мать была известной английской театральной актрисой, отец был адвокатом, а младшая сестра — знаменитая актриса Голливуда-Джоан Фонтейн, отношения с которой увы у Оливии не сложились. Тема их соперничества — отдельный, весьма драматичный сюжет. уходящий корнями в раннее детство. Сестры не общаются уже 40 лет.

Никогда не забуду появление Оливии на 75 церемонии вручения Оскара.. Ей было 87 лет. Зал несмолкаемой овацией приветствовал одну из последних легенд Голливуда, которая представляла всех победителей Оскара разных лет, среди которых и она сама, актриса, чья судьба — результат ее очень решительного и волевого характера. Ее утонченная,броская, эффектная красота никуда не исчезла, она и сейчас великолепно выглядит в свои 96 лет. Живет в Париже. Ее дочь Жизелла очень внимательна к ней. Сын умер в 1992 году. Замужем Оливия была дважды. Виват королеве Голливуда!

Следующие пользователи говорят Спасибо Kuki Anna за это сообщение:

Джоан Фонтейн (род.в 1917 г.)

Джоан, как и ее старшая сестра Оливия де Хэвилленд, родилась в Токио, где в те годы работал их отец, британский адвокат. У нее были непростые отношения с матерью и в то же время она обожала отца, с которым ее мать, театральная актриса, вскоре развелась. Детские годы Джоан описала в своей книге » No bed of roses», из которой можно понять многие ее детские обиды. Именно в те годы и начали появляться причины ее многолетнего конфликта с сестрой. Она не была настолько удачлива, как Оливия. Джоан пробивалась через множество преград на ее пути, в том числе и через нежелание ее собственной матери видеть в ней актрису и потенциальную соперницу Оливии, маминой любимицы. Тем не менее в 1941 году она снялась в одной из главных ролей у дебютировавшего в Голливуде Альфреда Хичкока в фильме»Ребекка». Фильм получил 11 номинаций на Оскар.. В следующем фильме того же Хичкока, «Подозрение», Джоан играет главную роль и получает Оскар, опередив ни много ни мало свою знаменитую сестру, к тому времени считавшуюся уже признанной звездой. Как и подобает истинной леди и сестре Оливия подошла поздравить Джоан, но та ее проигнорировала.. В 1946 году уже Джоан подходила поздравлять сестру и на сей раз Оливия ее проигнорировала.. Напряжение в их отношениях со временем только росло.

После ролей в фильмах «Джейн Эйр», «Письмо незнакомки»,» Айвенго», за Фонтейн закрепляется статус одной из самых успешных актрис Голливуда, постоянно соперничающуй со своей сестрой.. Это соперничество дарило наслаждение их поклонникам, ибо каждая киноработа сестер-соперниц была сделана на высочайшем уровне — не желая уступать друг другу, Оливия и Джоан стремились к максимальному успеху и работали великолепно. В 50-ее — 60-ее годы пришли новые типажи, новые режиссеры, и обе стали сниматься на телевидении, приче также удачно. Джоан была замужем 4 раза и имеет двух дочерей, одну из которых удочерила. В отличии от Оливии, Джоан не появляется на публике, живет уединенно на своем ранчо в Калифорнии, в небольшом городе Кармел, мало с кем общаясь.. Актрисе 95 лет.. Примирения с сестрой не случилось, но в преддверии 85-ой юбилейной церемонии премии Оскар может быть они и встретятся. Хотелось бы в это верить.

Следующие пользователи говорят Спасибо Kuki Anna за это сообщение:

Луиза Райнер (род.в 1910г.)

Среди ныне живущих обладательниц премии Оскар самой великовозрастной является звезда Голливуда 30-хх годов Луиза Райнер. Выигранные ею в 1936 и в 1937 годах награды являются самыми ранними среди всех живущих ныне лауретов вожделенной премии.

Родившаяся в Вене еврейка Луиза Кенигсбергер-Райнер мечтала о театральной карьере и работала в Венской труппе у прославленного Макса Рейнхардта, время от времени снимаясь в немецком кино. Но вмешался его величество случай, на киносъемке на нее обратил внимание Голливудский агент и предложил Луизе приехать в Америку. На дворе стоял 1935 год, до присоединения Австрии к гитлеровской Германии оставалось всего 3 года. Будучи очень умным человеком, Луиза понимала, что ей нельзя далее оставаться в Вене. В 1935 году она уехала в Голливуд. А в 1936 году всемогущий Луис Майер уже доверил ей главную роль в фильме «Великий Зигфельд». За эту роль она получает своего первого Оскара как лучшая исполнительница женской роли. В 1937 году райнер играет главную роль в картине «Большая земля» и снова получает Оскар, победив саму «Джоконду» мирового кино Грету Гарбо и маститую Айрин Данн. Она становится первой актрисой, выигравшей Оскар дважды подряд. Учитывая, что она была иностранкой, совсем недавно эмигрировавшей из Европы, этот успех можно назвать феноменально-феерическим.

В 1938 году Луиза снялась в роли Польди — жены композитора Р.Штрауса в кассовом фильме «Большой Вальс». Эта кинокартина была очень любима также и в СССР, куда попала как трофейный фильм. То была третья знаменательная роль Райнер. А дальше — почти ничего. Следующие сценарии казались актрисе неинтересными и роли мало волновали ее. Она продолжала периодически появляться на киноэкране до 1943 года, после чего уехала в Лондон, где стала играть в театре, который еще с подростковых лет был ее главной любовью. И все же роли в Голливудских картинах были временем ее головокружительной славы. Временем ее великих ролей. Она прекрасно понимала, что в дальнейшем ей будет трудно сохранять достигнутый уровень, поэтому и уехала, не желая навязывания тех ролей, которые ей неинтересны. В 1997 году она неожиданно снялась в венгерском фильме «Игрок» по роману Достоевского. Посещала юбилейные 70-ю и 75-ю церемонию премии Оскар. Каким бы сложным не было ее отношение к Голливуду, она признательна ему за те роли, которые ей, в общем, подарила судьба.

Замужем Луиза была дважды. Со вторым мужем прожила более 40 лет вплоть до его кончины. У нее дочь Франческа. Актриса живет в Лондоне. Ей 102 года. Она с удовольствием делится воспоминаниями о тех временах, когда была героиней кинолент, ставших мировым достоянием. Луиза Райнер, чья звезда зажглась вопреки всему!

Следующие пользователи говорят Спасибо Kuki Anna за это сообщение:

Дина Дурбин (род.в 1921)

Я прекрасно помню, как моя прабабушка хранила у себя ее фотографию. А бабушка сохранила коробку конфет с фотографией Дины на упаковке..

Ее боготворили, ее обожали, ее восхищались.. Ее героини излучали тепло, невинность, прелесть очарования юности.. Ленты с ее участием дарили людям радость, отвлекая их от бытовых невзгод, от ужаса сталинских времен. Зритель растворялся в ее лучезарных добрых глазах. Многие полагали, что она русская, ибо в ней была какая то особенная изюминка с русским почерком. А как она пела романсы! В действительности Эдна Мэй (наст.имя Дины) родилась в Канаде, в семье выходцев из Англии и Ирландии.

Впервые она снялась в кино в 15 лет, в киномюзикле «Каждое воскресение», затем последовали фильмы «Три милых девушки», «Без ума от музыки», «Весенний вальс». К 1940 году она становится самой высокооплачиваемой актрисой США. И зрители, и продюссеры видели в ней исключительно девочку-подростка — трепетную и наивную. Такое положение вещей не очень устраивало Дину, которая мечтала о более серьезных характерных ролях. В 1938 году за букет своих ролей она получила мини-Оскар, вручавшийся юным дарованиям Голливуда. В 1943 году Дина сыграла свою самую, пожалей, знаменитую роль снявшись в картине «Сестра его дворецкого» — фильме о приехавшей в Нью-Йорк попытать счастья девушке, мечтающей стать певицей. В фильме она поет русские романсы на русском языке. Эта кинокартина с незамысловатым сюжетом упрочила звездный статус Дины. Далее последовала главная роль в знаменитыз «Рождественских каникулах». Однако в 1948 году руководство студии не продлило контракт с Дурбин, так как в силу «возраста» она не могла играть молоденьких девушек, а для более серьезных ролей, считали на студии, она не готова.. Это была пощечина актрисе, которая спасла студию от разорения и банкротства.

Ее позвали на студию MGM, но она отказалась. Вышла замуж за кинорежиссера Шарля Давида и уехала во Францию. Навсегда. Больше в кино она не снималась. Таково было ее решение. Ее неоднократно звали сниматься и в Америке и в Европе, но всегда получали отказ. Заработанных на съемках денег Дурбин хватало для обеспеченного образа жизни. У нее родились сын и дочь.

Она ушла из кино, и в то же самое время она осталась. Зритель никогда не забывал Дину. Она практически не давала одного интервью, делая исключения лишь в единичных случаях.. Более 60 лет о ней говорят, как говорили когда-то и о Грете Гарбо, в прошедшем времени. Дина осталась в своем мире со своими принципами и убеждениями. Неоднократно ее хоронили, а она лишь отшучивалась фразой Марка Твена: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». Она живет недалеко от Парижа, 4 декабря ей исполнится 91 год. Ее именем названа планета № 4389, открытая астрономом Симеизской обсерватории Н.С. Черных. Ее и сегодня узнают, но на вопрос: «Скажите, вы Дина Дурбин?», она неизменно отвечает: «Нет. Но все говорят, что я на нее очень похожа».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль