Легенды старого Таллинна — легенды Таллинна, легенды, истории, загадки


Легенды старого Таллинна — легенды Таллинна, легенды, истории, загадки

Эта прекрасная легенда подготовлена редакцией разделов книги и дети krb.in.ua

Оказавшись на Ратушной площади Старого Таллина, не поленитесь поднять голову и посмотреть на шпиль городской ратуши. Вы увидите, что на самом верху шпиля красуется флюгер – фигурка солдата. Зовут его Старый Томас, и он является символом города и его стражем.
По легенде, во времена Средневековья раз в год весной в Таллине на площади, расположенной около Больших морских ворот, проводились соревнования лучших городских лучников. Мишенью являлась деревянная фигурка попугая. Ее устанавливали на верхушке высокого шеста. Самому меткому из лучников – тому, кому удавалось поразить попугая, вручали приз – большой серебряный кубок.
И вот в одну весну, когда все именитые лучники выстроились в ряд и приготовились сразить деревянного попугая, он вдруг свалился, будучи пронзенным чьей-то стрелой. И лучники, и жители города обернулись, чтобы посмотреть на неизвестного меткого стрелка. Им оказался бедный юноша по имени Томас.
Его, конечно, отругали как следует, за то что помешал проведению состязанию, и повесили попугая на место, чтобы продолжить соревнование. Но о меткости Томаса все же не забыли. Городские власти предложили бедному юноше стать городским стражником, тем самым оказав по тем временам большую честь простому бедняку.
Став на защиту родного города, меткий Томас впоследствии неоднократно проявлял храбрость в сражениях, в том числе и во время Ливонской войны, тем самым полностью оправдав доверие, оказанное ему городскими властями.
К старости Томас, отпустив роскошные усы, стал необыкновенно похож на солдата-флюгер, который украшал шпиль городской ратуши. А потому этот флюгер и стали называть Старым Томасом.
В конце Второй мировой войны – в 1944 году – в шпиль ратуши попала бомба во время одного из бомбовых налетов на город. По окончании войны шпиль был восстановлен, а вот Старого Томаса – точнее его копию – водрузили на место лишь в 1952 году.
В 1996 году после очередной реставрации шпиля ратуши на нем появился новый Старый Томас – третий. Самый первый же Старый Томас хранится в городской ратуше, а второй Томас – 1952 года – можно увидеть в городском музее Таллина.
И говорят, что пока Старый Томас находится на своем боевом посту, Таллину не грозит никакая опасность.

Истории и легенды Таллина

Этот пост я решила сделать увлекательно познавательным. Здесь много историй, легенд и архитектурных особенностей Старого города в Таллине, так что если вам интересно, то заглядывайте под кат.

Вид на старый город с самой удобной смотровой площадки (на мой взгляд). Эта обзорная площадка — вершина лестницы Паткуля, ведущей с холма Тоомпеа вниз.

Лютеранская цероковь Олевисте является одним из наиболее красивых и исторически значимых памятников архитектуры. Она до сих пор является самым высоким сооружением Таллина и всей средневековой Европы. Ее высота 124 м, а точнее 123,7 м.

Причина по котрой она самая высокая -проста. Строить здания в центре выше ее — просто запрещено.

Есть легенда о строительстве этой церкви.

В седую старину Таллин был еще очень невелик. Рос он медленно, а жители его мечтали о том, чтобы город стал большой торговой гаванью. Но купеческие корабли не шли в Таллин. Это сильно огорчало таллинцев, и поэтому они все время думали, как бы прославить свой город.

Вдруг кому-то пришла в голову хорошая мысль построить большую церковь с такой высокой колокольней, какой свет еще не видывал: тогда корабли заметят ее в открытом море и пожалуют в Таллин с товарами. Мысль эта понравилась людям. Но где же взять такого мастера, который построит храм, затмевающий все другие своими размерами и великолепием? Искали его повсюду, да никак такого строителя найти не могли. Жители Таллина совсем было уже отчаялись, как вдруг откуда ни возьмись появился никому не известный богатырь и стал наниматься строителем церкви. Жители бы с радостью согласились — да вот беда, плату незнакомец просил больно высокую — десять бочонков золота. Правда, он добавил необычное условие: если горожане узнают его имя, он не возьмет с них ни гроша. Таллинцы пообещали богатырю заплатить все деньги сполна, если он построит им церковь с колокольней необычайной высоты, а сами понадеялись как-нибудь выведать его имя и увильнуть от оплаты.

Возник вопрос, где строить храм. Одни предлагали на Тоомпеа (прим. Вышгород, верхний город), другие — в Нижнем городе. Жители Нижнего города возражали против Тоомпеа как места строительства по той причине, что колокольня поднялась бы там до облаков, и если бы в нее ударила молния, церковь бы сгорела. Поэтому храм решили строить в Нижнем городе. Мастер приступил к работе. Кладет камень — стена поднялась, кладет другой — свод готов. И обувь на строителе волшебная — ступит шаг, а глядишь — целую версту прошел. Пытались люди с ним дружбу завести, чтобы узнать имя, но мастер был немногословен и ни с кем не знался. То ему надо в Нарву, то в Хальяла — там он подкреплялся и отдыхал, там у него жена жила. А строительство церкви приближалось к концу. Страх таллинцев рос. Никто еще не выведал имени строителя. Откуда взять бочонки с золотом? Делать нечего, выслал город лазутчика в Хальяла, к жене строителя, в надежде что-нибудь узнать. Сперва лазутчику не везло. Но вот однажды он проходил мимо дома жены строителя и услышал, как она баюкала младенца: Баю-баюшки, малышка,
Завтра Олев наш вернется
Десять бочек злата привезет!

Лазутчик поспешил в Таллин с радостной вестью: имя строителя — Олев! Строитель был как раз на вершине башни — устанавливал крест на шаре. Таллинцы давай снизу окликать его: — Олев, Олев, ты уж постарайся! Крест накренился! Ты уж его поправь! Мастера словно молнией пронзило. Горожане узнали его имя, не видать ему золота! В ужасе руки Олева разжались, отпустили крест, строительные леса прогнулись под его ногами, потерял он равновесие и полетел вниз. Долго падал мастер, пока не ударился оземь. В тот же миг тело его окаменело, а изо рта выскочила жаба и выползла змея. Их можно и сегодня увидеть у церкви застывшими в камне. А церковь в народе стали называть Олевисте, по имени мастера, построившего ее.

Народ ликовал и радовался. Новая церковь превратилась в гордость и красу города, маяк для торговых кораблей. В Таллин стало наведываться все больше заморских гостей. Но чем сильнее радовались горожане, тем пуще злился Нечистый. Колокольня Олевисте у него словно бельмо в глазу. Нечистый думал и так, и эдак, как бы разрушить колокольню. Недосуг ему было самому отправиться в Таллин. Ничего не оставалось — взял крепкую пращу и вложил в нее каменную глыбу. Но из-за тяжести камня праща разорвалась, и до Олевисте он не долетел, а упал на поля усадьбы Руйла у дороги из Пярну в Таллин.

В старину на камне якобы была серебряная чаша, куда стекала дождевая вода. Водой этой будто бы лечили некоторые болезни. По другим сведениям в церковь Олевисте запустил камнем не Нечистый, а Калевипоэг (прим. сын Калева), который строил в это время собор в Риге. Калевипоэг рассердился, что Олевисте получилась выше и больше, чем его собор, поэтому он и попытался уничтожить ее.

Легенды легендами, а факты говорят, что названа церковь в честь норвежского короля Олафа II Харальдсона, который принес в свою страну христианство в ХI веке и был за это впоследствии причислен к лику святых.

Церковь была невозмутимо высокой, ее видно было с моря за много километров, что было хорошим ориентиром для кораблей. Но тв свою очередь она была как мояк и для неприятностей. Восемь раз в нее ударяла молния, и трижды во время грозы, оно подверглась разрушительным пожарам.

Виды с церки просто потрясающие, поэтому обязательно поднимитесь на ее смотровую площадку, по винтовой лестнице, всего за 2 евро.

А это знаменитые «Три сестры» — здания 15 века, о них я писать не буду, так как ранее написала отдельный пост, который можно прочесть у меня в блоге.

А это улица Pühavaimu и еще один стильный 5* отель Schlossle Hotel в здании 13-14 века.

А так выглядит отель внутри.

Между зданиями виден шпиль Церкви Нигулисте. Это бывшая лютеранская церковь, сегодня в ней располагается музей/концертный зал. Этот храм, названный в честь покравителя всех мореходов — святого Николая, был основан немецкими купцами в 13 веке. Первоначально она использовалась еще и как хранилище товаров, к тому же в ней иногда заключались торговые сделки — так вообще было тогда принято в крупных центрах торговли. Укрепленные торговые церкви в районе Балтийского моря имели давние традиции. Странствующие купцы строили их уже с 12 векакак центры сезонно используемых торговых пунктов.


Церковь Нигулисте — одна из редчайших уцелевших в смутные дни Реформации. Местное предание утверждает, что когда разъяренная толпа подошла к ней, то обнаружила, что замки жверей были запаяны свинцом. Впрочем, здание было сильно повреждено во время Второй мировой, многие произведения искусства погибли.

Сегодня в Нигулисте, являющейся историческим музеем сакрального искусства, выставлены экспонаты, охватывающие более чем семисотлетний период средневековой и постреформаторской Эстонии.

Еще в ней можно увидеть: уникальную резьбу по дереву, старинные гербы, роскошные надгробия и подсвечники, интереснейшее собрание драгоценных металлов, а также сохранившийся фрагмент всемирно известной картины Берндта Нотке «Пляска смерти» — уникаотное трехметровое полотно фоторепотраж с ходом его рестоврации.

Эта церковь известна своей великолепной акустикой, благодаря чему в ней проводятся органные концерты.

Домский собор — или Собор Пресвятой Девы Марии. Он считается самой старой церковью Эстонии. Построен примерно в 13 веке — датчанами, однако неоднократно перестраивался. Эти стены видели и войны, и эпидемии, и грабежи, а даже собственный пожар. Тогда страшнейший пожар уничтожил весь Вышгород, а от собора остались лишь стены и надгробные плиты пола. Даже тесанные из камня детали скульптурного убранства оплавились. И теперь только надпись на главном колоколе Домского собора напоминает об этом пожаре » В лето 1684 жар огня расплавил меня, и я растекся, через год меня отлили в эту форму и назвали колоколом Святой Марии».

Первоначально в церковь входили, поднимаясь по лестнице , теперь, что бы попасть в собор, необходимо спуститься вниз по ступеням — и это наглядная демонстрация многовековой истории храма, выросшего вокруг его стен культурного слоя. До середины 18 века в церкви хоронили прихожан, плиты пола — это надгробные плиты. Самые старые располагаются в противоположном от алтаря конце центрального нефа, под органным балконом.Орган Домского соборо является одним из лучших по звучанию в Эстонии.

Паправляясь к выходу из собора обратите внимание на большую надгробную плиту почти у самых дверей. Под ней покоится Отто Йохан Туве, который, как гласит предание, был известным в городе кутилой, гулякой и большим любителем прекрасного пола. В народе его называют таллинским Дон Жуаном. Все, кто посещает Домский собор, невольно топчут могилу грешника, о котором рассказывают множество историй. Предание гласит, что перед смертью он раскаялся в своих грехах и завещал похоронить себя у входа в Домский собор. Туве надеялся на всепрощение, если он проявит смирение и покорность, а прах его будут топтать прихожане. Существует и другая версия, по которой Дон Жуан велел похоронить себя при входе в Домский собор, чтобы и после смерти регулярно заглядывать женщинам под юбки.

Девичья башня (эст. Neitsitorn, Megede torn) — крепостная башня в юго-западной части Таллинской оборонительной стены между надвратной башней Люхике ялг и Харьюскими воротами (эст.)русск.(не сохранились); расположена к северу от нынешней улицы Команданди. Согласно старинным документам от 1373 года получила своё наименование в честь капитана башни Хинсе Мегхе (нем. Hinse Meghe). Позже имя видоизменилось в нем. Mägdethurm, Mädchenthurm, из которого в переводе на эстонский появилось — Neitsitorn.

Предание гласит, что в стенах башни жили девушки-белошвейки, а согласно другой, противоположной легенде эта фортификация служила тюрьмой для девиц лёгкого поведения, женщин, уличённых в супружеской измене, и молодых невест, которые отказались от женихов, подобранных им родителями. Достоверно известно, что в качестве тюрьмы Девичья башня начала использоваться после Ливонской войны (1558 — 1583), когда пушкари Ивана Грозного нанесли зданию значительный урон. Разрушенный, четвёртый ярус башни и пирамидальную черепичную крышу, увенчанную флюгером, восстановили лишь в эпоху Эстонской ССР, в 1978 году. Начиная с 1842 года, более чем на 100 лет «Нейтситорн» превратилась в жилое помещение. С конца XIX века до 1960-х годов XX века в башне располагались ателье художников, в том числе Кристьяна и Пауля Раудов; после Второй мировой войны в башне много лет жил выдающийся архитектор Карл Бурман.

Разваливавшуюся башню стали приводить в порядок в 1968 году, существенно перестроив интерьер. Башню надстроили на полтора этажа и сделали выходящую на средневековый Нижний город стеклянную стену. В 1981 году в башне было открыто завоевавшее широкую популярность кафе «Neitsitorni». С 2004 по 2011 год башня была закрыта, и только с передачей ее в ведение Таллинского городского музея начался процесс ее обновления. Масштабные реновационные работы начались в мае 2012 года. Реконструкция обошлась почти в 1,2 миллиона евро.

Кстати с 10 июля 2013 года на трех этажах башни работает кафе с видом на старый город (вход по музейному билету). Ни разу не была там, если кто был, расскажите что дам за кафе?)

Улицы старого города очень красивые, по ним можно ходить днями напролет, и находить каждый раз что-то новое и интересное.

А это главная площадь города — Ратушная. Она является визитной карточкой города, и здесь почти всегда много туристов. Ратушная площадь в Таллине, как и во многих других городах, служила местом проведения торговых сделок, ярморок и народных и гуляний. Ратуша кстати прекрасно сохранилась, о ней вы прочтайне чуть ниже в статье.

Красивй домик на площади.

Слева паровозик, который возит туристов по старому городу. 16. А справа Департамент культурных ценностей (на Ратушной площади).

«OldeHansa» Средневековый ресторан в центре Таллина, одна из достопримечательностей эстонской столицы. Ресторан находится в Старом городе, в нескольких шагах от Ратушной площади по адресу: Вана-Тург, 1. К ресторану также относится средневековая лавка Крамбуде. Ресторан предлагает своим гостям оригинальное меню и интерьер, рассчитанный на то, чтобы посетители могли в полной мере ощутить все прелести «путешествия во времени». Здесь продаются очень вкусные орешки с разными кусами, которые вам обязательно стоит попробовать.

Этот же ресторан, только с другой стороны, здесь есть летняя терраса.

Laboor bar — говорят очень интересное место, где коктейли подают в пробирках, но мне абсолютно не хотелось туда идти.

Красивый полусовременный домик на выходе из старого города.

В Таллине очень много сувениров с тематикой овечек. Вот например как эти милашки, которые правда стоят от 20 евро самые дешевые ((

Пассаж Святой Екатерины (Katariina käik).

На карте Таллина эта улица появилась относительно недавно, хотя она одна из самых старых в городе. Просто она не была самостоятельной еденицей, и назвалась просто проходом. Он соединяет улицу Vene и Müürivahe, начинается под аркой. На реконструкцию этого переулка и обозначение его в улицы потребовалось ликвидировать завод среди монастырских строений. Кстати улицу легко пропустить, так что будьте внимательны (я в первой поездке тоже про нее забыла и пропустила, и только на 2 или 3 раз я ее таки увидела).


Сегодня переулок превратился в образцовый показатель средневековья. Кажется, что время здесь остановилось, а за средневековыми стенами, как и много веков назад, работают гончары, ткачи, стеклодувы и другие мастера. И до сих пор — в подвальчиках пассажа находятся магазинчики-мастерские, где прямо на ваших глазах сделают витражи, ювелирные и керамические изделия, а также кожаные сувениры.

На стенах переулка можно увидеть надгробные камни, перенесенные из ранее находившейся здесь Церкви Святой Екатерины. Хоронили в ней только влиятельных горожан, членов магистрата и купеческих объединений — Большой гильдии и Братства Черноголовых.

Кстати в домах на этой улице по прежнему живут люди! Хоть они и платят высокую арендную плату, но, какое удовольтвие жить здесь, работать, кушать и спать. Это же волшебно.

P.s. мой совет — приходить сюда попозже, ближе к вечеру (летом — часов в 7-8), тогда туристов практически не будет ( а может и вовсе), и вы сможете наслодиться тишиной и погрузиться в мечты о средневековье.

Городская стена — еще одно из мест, куда обязательно стоит подняться. Можно порассматривать крыши домов и позаглядывать в окна.

Таллинская Ратуша — это здание городского управления, которому уже более 600 лет, и это единственная сохранившаяся готическая ратуша в Северной Европе.Летом, любой желающий (всего за пару евро) может облазить ее сверху донизу — начиная с подвала и заканчивая башней, на которую ведет 115 ступеней.

Изначально здание Ратуши было одноэтажным и из известняка. Но со временем ее перестраивали и расширяли.В ХVI веке на башне установили флюгер, получивший название (от местных жителей) — Старый Тоомас. И вот спустя почти 500 лет — он так же сторожит город, хотя не совсем, его сторожит копия, хранившаяся в подвале Ратуши.

Старый Тоомас так же имеет имеет легенду. По ней Тоомасом звали мальчишку из бедной семьи, который однажды влез в состязание лучников и метко поразил деревянного попугая, за что не был наказан, а взят в городскую стражу.

Таллин — это то место, которое просто необходимо увидеть. Это средневековый город, который прекрасно сохранился и дошел до наших дней почти в том же виде что и 5 веков назад. Особенно приято здесь гулять в отсутствии туристов, а это можно сделать во второй полоивне дня в дождливую погоду, или ранней осенью. Летом здесь не протолкнуться. Поэтому обязательно внесите его в ваш Wish list))

Загадки Старого Таллина

Описание экскурсии

Приглашаю на обзорную прогулку по историческому центру в интерактивном формате. Вы увидите знаковые улицы, площади, башни и храмы эстонской столицы. Я буду задавать интересные вопросы из разных областей знаний, а вы — получать очки за правильные ответы. В финале мы наградим победителя, и каждый поймёт, что лучше узнал сказочный Таллин!

Что вас ожидает

Средневековый Таллин — история и легенды
Мы встретимся на Ратушной площади, где вы найдете тайные и явные знаки разных эпох, пересчитаете позорные столбы, старинные шпили и щипцы, отыщете змей и драконов. Мы заглянем в старейшую действующую аптеку Европы, где я расскажу, что было любимым лекарством горожан 500 лет назад и для чего аптекарю крокодил. А еще покажу сушеных лягушек и червей в масле. По Булочному переулку мы дойдем до улицы Пикк — самой длинной и знаменитой артерии Старого города. Вы услышите, почему именно на ней в Средние века жили богачи и располагались здания купеческих и ремесленных гильдий. Следом мы посетим «самый сладкий» дом в городе, где вы увидите марципановую комнату и старейшее в Эстонии кафе.

Панорама города с высоты и подведение итогов
Во второй части экскурсии вы отправитесь на поиски сказочных существ, которые выступают из стен, смотрят из окон и гуляют по крышам. По улице Лошадиная голова мы пройдем к подножию холма Тоомпеа, на котором расположен Верхний город. Я покажу башню Длинная нога и маленький парк с бронзовой косулей на постаменте, расскажу легенду о датском короле. Вот мы уже в самом «привиденческом» месте Таллина, в окружении Девичьей и Юнкерской башен оборонной стены. Отсюда вы насладитесь видом черепичных крыш и покрытых медью киверов. В завершение мы посчитаем очки в уютной обстановке небольшого кафе и наградим победителя. Раскрою секрет: маленькие вкусные призы ждут всех участников!

Кому подойдет экскурсия

Прогулка-викторина рассчитана, прежде всего, на группы с детьми и подростками. Однако опыт показывает, что и взрослые участники с азартом вливаются в игру. Соревновательный дух обостряет внимание и позволяет не только «впитать» больше информации, но и лучше ее запомнить.

Мистическая Эстония

Эстония – небольшая чудесная страна на берегу Балтийского моря. Она славится сотнями замков и старинных особняков, высокими башнями крепостных стен вокруг древних городов, извилистыми средневековыми улочками и своими легендами. Практически каждый эстонец сможет рассказать историю о герое Калеве и прекрасной Белой даме, о таллиннском Дон Жуане и старом Томасе, о Длинном Томасе и Толстой Маргарите и о привидениях, которые, как говорят, обитают в большинстве домов Старого города в Таллинне.

Легенда о Белой даме

Эта красивая история о любви произошла в XVI веке. В те далекие времена правил в древнем эстонском городе Хаапсалу эзель-викский епископ, постановивший, что каждый канонник должен вести скромный и праведный образ жизни. При малейшем отклонении от этого его должны были казнить. Но, как известно, любовь не подчиняется законам, и один из монахов влюбился в эстонскую девушку и под видом юноши привел ее в крепость.


Однако тайна была все-таки раскрыта и возлюбленные изобличены. Девушку замуровали в стену, а влюбленного канонника бросили в яму с тиграми. И если смерть юноши была мгновенной, то девушка умирала долго и мучительно. Даже после смерти ее душа не нашла успокоения и вот уже несколько столетий она регулярно появляется в окне часовни.

Образ Белой дамы – это символ города Хаапсалу. Он появляется в августовское полнолуние. Когда женский силуэт виден в окнах башни, в Епископском дворце открывается музыкальный фестиваль «Дни Белой Дамы». Хотя, как утверждают очевидцы, это прекрасное привидение действительно можно увидеть и в другое время года.

Легенда о Германе и Маргарите

Это еще одна интересная легенда о любви. Когда-то давным-давно жил в Таллине сын крестьянина по имени Герман и дочка рыбака Маргарита. Они любили друг друга и подолгу вечерами, взявшись за руки, гуляли по городу. Однако над ними висело проклятие – они могли видеться только до полуночи.

Однажды, увлекшись разговорами, влюбленные не заметили, как пролетело время, и часы начали бить полночь. Молодые бросились в разные стороны, однако последний удар курантов застиг их на границе города. В тот же миг стройный и высокий Герман стал высокой башней, которую сегодня называют «Длинный Герман»,

а «пышка» Маргарита превратилась в башню «Толстая Маргарита». Так и стоят они на двух противоположных сторонах Старого города, как памятник о влюбленных, которых разлучила жестокая судьба.

Легенда о Старом Томасе

Некогда, без малого 500 лет назад, сын вдовы, никому не известный юноша Томас дерзнул участвовать в соревнованиях знатных стрелков из лука. Лучшие стрелки города пытались попасть в деревянную фигуру попугая, который был установлен на верхушке высокого шеста. Многие участвовали в этом состязании, однако поразить мишень смог только Томас. Умелого молодого человека заметили и сделали городским стражем.

До самой старости верой и правдой служил он своему правителю, немало подвигов совершил, за что был увековечен в маленькой фигурке лучника, которая венчает штиль городской Ратуши. Сегодня флюгер «Старый Томас» считается одним из добрых талисманов и символов Таллина.

Легенда об эстонском Дон Жуане

Те прихожане, кто посещает таллинский Домский собор, всякий раз невольно топчут могилу, находящуюся у самого входа. О ней ходит много историй, одна из них гласит, что под каменной плитой покоится прах одного из эстонских помещиков – Отто Иоханна Туве. Это был веселый, жизнерадостный человек, который любил крепко выпить, хорошо закусить, и слыл большим дамским поклонником.

Перед смертью он раскаялся в своих грехах и завещал потомкам, чтобы те его похоронили у самого входа в собор. Он надеялся заслужить всепрощения за то, что прохожие будут топтать его прах. Однако таллиннцы шутят: неисправимый ловелас и здесь всех перехитрил и даже с того света продолжает любоваться женскими ножками, которые топчут его могилу.

Легенда о красивой косуле

Недалеко от Ратуши в Таллине можно увидеть неброскую статую животному. Это косуля, от которой, по древнему преданию, и пошло первое название города. В XIII веке здешние земли захватили крестоносцы, а их король поселился на холме в крепости. Предводитель любил охоту и посвящал ей много времени.

И вот однажды на холме он заметил прекрасную косулю и приказал, поймав ее, поместить в своем дворцовом зоопарке. Однако животному не хотелось жить в неволе, и оно предпочло броситься вниз с обрыва. Королю осталось только воскликнуть «Рех фаль!», что означало «упала косуля». Но не знавшие языка чужеземца люди верили, что он так назвал эту местность. Отсюда и появилось слово «Ревель» – прежнее название Таллина.

Предание о волшебном озере

Есть в Эстонии не только легенды, но и веселые или грустные истории. Так одна из них связано с озером Юлемисте, расположенном недалеко от аэропорта Таллина. На его дне, говорят, живет старичок-водяной. Каждый год, в один из дней он выходит из воды, приходит в Старый Таллинн и спрашивает у любого прохожего, достроен ли город. Как гласит легенда, если ему ответить утвердительно, то озеро выйдет из берегов и мгновенно затопит город. Поэтому даже экскурсоводы предупреждают всех гостей Таллина, как нужно отвечать на этот вопрос: город еще не достроен, он растет и изменяется.

История о старой аптеке

Жители Таллина любят рассказывать еще одну историю, связанную с самой старой в мире городской аптекой, которая находится на Ратушной площади. Она работает на своем месте более шести веков, никогда не закрываясь. Говорят, что именно здесь был придуман марципан.

Много веков тому назад заболел один из самых знатных и богатых жителей города и послал за аптекарем. Тот пришел к больному со своим учеником, поставил диагноз и приписал лекарство – митридациум. Опасаясь, что аптекарь может его отравить, больной приказал приготовить лекарство и половину съесть самому. Но поскольку снадобье готовилось из ласточкиных гнезд, лапок ящериц, сушеных ежей и других не слишком приятных ингредиентов, то лекарь приказал попробовать лекарство своему помощнику. Тот тоже не хотел есть всякую гадость и, незаметно от учителя, заменил все неприятные составляющие лекарства на мед, сахар и миндаль.

Как утверждает легенда, новое лекарство очень быстро помогло больному и снадобье стали производить в больших количествах, дав ему название «Марци Панус», в переводе с латыни означающее «Мартов хлеб».

В общем, каждый уголок Эстонии связан с каким-либо поверьем, легендой или преданием, рассказывать о которых можно бесконечно.


Ueber ewiger Ruhe

Легенды старого Таллинна

В одном из самых привлекательных для туристов районе Таллинна по ночам происходит немало загадочного. Там находится Дом Палача и Позорный столб, а также множество домов с привидениями.
Рассказывают легенду про привидение дома фон Бревернов, который находится по адресу Тоомкооли, 13. Якобы после войны, в 1918 году, этот дом купил один весьма состоятельный господин, который через два года его продал. Дело в том, что по ночам к нему являлось привидение демонически хохочущей женщины. Сделка была аннулирована, так как выяснилось, что продавец не предупредил покупателя о привидении, и деньги пришлось вернуть. Сейчас там находится посольство Канады и ресторан.

В 16 веке жил полководец Понтус Делагарди, прославившийся своей жестокостью. Говорили, что он отдавал приказы сдирать с пленных кожу, из которой мастера изготавливали сапоги, сумки, седла. Пунца (так Понтуса называли славяне) наводил страх даже на Ивана Грозного.
Понтус — французский военный, он поступил на службу датскому королю, воевал против шведов. Попав в шведский плен, сразу переменил сторону. Был принят на службу шведского короля Эрика XIV. Понтус преуспел не только в сражениях, но и в придворных интригах. Он помог принцу Юхану свергнуть родного брата — короля Эрика. В благодарность Юхан назначил Понтуса распорядителем своей коронации в 1569 году.
В награду за службу в 1571 году Понтусу был пожалован баронский титул, а в 1580 году 60-летний полководец женился на Софии, внебрачной дочери короля (умерла через три года после свадьбы).
Полководец погиб в 1585 году в возрасте 65 лет, когда возвращался из очередного похода. Его лодка, следуя по реке Нарова, налетела на мель близ Нарвской крепости. По другой версии, в лодку попало ядро из пушки, которая салютовала в честь прибытия полководца.
«Чёрт прибрал!» — говорили в народе о гибели Понтуса.
Понтус Делагарди был похоронен в Ревеле, там его неприкаянный дух бродит ночами.
По легенде, когда полководец погиб и подошел к вратам загробного мира, Ангел Смерти не пустил его. Понтус сможет обрести покой, когда продаст все вещи, которые по его приказу были сделаны из человеческой кожи. Каждую ночь с полуночи до утра Понтус должен бродить по улицам Ревеля в поисках покупателей. С тех пор ночью на улицах старого города появляется человек в латах верхом на коне и просит загробным голосом: «Купите кожу! Купите кожу!»
А по адресу Рюйтли, 18 (по другим данным, во дворе домов 22,24,26), жил Палач. В обществе он был изгоем, ни он, ни его жена не могли посещать церковь. Дочь Палача могла выйти замуж только за другого палача. Если люди встречали Палача на улице, они переходили на другую сторону. Сейчас там находится сувенирный магазин.
Историк Юри Куускемаа говорит, что на месте нынешней конторы Swedbank’а на улице Лийвалайа раньше было Лобное место, где казнили людей. Причем, в книге «Таллинн в легендах» рассказывается, что казнь через отрубание головы была привилегией для высшего сословия. Людей колесовали, переламывали им все кости, а затем еще живых оставляли на съедение птицам. Женщин-детоубийц погребали живьем. Ведьм и скотоложцев сжигали на костре. Фальшивомонетчиков зажаривали в кипящем масле.
Крест Свободы. И 101 миллион крон в него вложили, и чехов подключили, потому что у нас, видимо, хороших специалистов нет, и гарантийный ремонт несколько раз делали — а все равно не светится. Панели стали покрываться какой-то зеленоватой плесенью, появились трещины, и, похоже, Минобороны вообще махнуло на него рукой. Потому что Крест построен на кладбище — а ворошить чужие могилы, как видим, чревато.

Все, кто посещают Домский собор, невольно топчут могилу грешника, о котором рассказывают множество историй. Войдя в собор через главный портал и попадая в южный неф храма, посетитель оказывается на большой плите, по краям которой высечено: ОТТО ИОХАНН ТУВЕ помещик Эдизе, Вяэна и Коону — его могила. В году 1696.
Предание гласит, что покоящийся под плитой Туве был по происхождению эстонцем, ведь его фамилия означает в переводе «голубь». За заслуги ему было пожаловано дворянство. Человек он был нрава чрезвычайно веселого и легкого, любил много и вкусно поесть, крепко выпить, и главное — слыл дамским угодником и великим покорителем сердец. Перед смертью он раскаялся в своих грехах и завещал похоронить себя у входа в Домский собор. Туве надеялся на всепрощение, если он проявит смирение и покорность, а прах его будут топтать прихожане.
Действительно, пять веков назад в замке Эдизе на севере Эстонии обосновался род Туве. Им же принадлежало соседнее поместье Йыхви, где в конце пятнадцатого столетия была воздвигнута церковь. На колокольне церкви — герб рода Туве.
О характере мужчин этого рода говорит легенда о церкви в Йыхви, очень похожая на предание о таллиннском Дон Жуане:
Некогда жили два брата. Старший брат ушел на войну, а младший должен был построить укрепленный замок. Старший брат вернулся с войны, между братьями вспыхнула ссора, и в поединке младший был убит. Старшего брата охватили печаль и глубокое сожаление о случившемся, он велел во искупление своих грехов построить на месте поединка церковь и похоронить себя перед входом, дабы все верующие топтали его грешный прах.

Бедная вдова долгие месяцы оплакивала своего любимого мужа Калева, давая волю жалобам и горьким слезам. И стала она приносить на его могилу каменные глыбы, дабы воздвигнуть Калеву достойный памятник и сохранить память о нем для потомков. В Таллинне и поныне можно видеть это надгробие Калева — холм Тоомпеа. Под ним спит вечным сном король древних эстов, с одной стороны холма шумят морские волны, с другой — шелестят родные леса.
Однажды Линда несла на могилу большую глыбу. Она торопливо ступала по холму Ласнамяги, неся на спине в праще, сплетенной из своих волос, целую скалу.
Тут вдова споткнулась, и тяжелый камень скатился с ее плеч. Не поднять было Линде эту скалу — от горя бедняжка высохла, потеряла былую силу рук. Женщина села на камень и заплакала горючими слезами, жалуясь на свою вдовью долю.
Добрая фея ветров ласково гладила шелк ее волос и осушала ее слезы, но они все струились и струились из очей Линды, словно ручейки по горному склону, собираясь в озерцо. Озерцо это становилось все больше и больше, пока не превратилось в озеро. Оно и поныне находится в Таллинне на холме Ласнамяги и называется Юлемисте (Верхнее). Там можно увидеть и камень, на котором сидела плачущая Линда.
И если тебе, путник, доведется идти мимо озера Юлемисте, остановись и вспомни о славном Калеве и его неутешной Линде.

В Таллине, на улице Лай (Широкая) стоит дом — перед ним две старые липы, — которому без малого шестьсот лет. Люди до сих пор смутно помнят какую-то историю о юной девушке и влюбленном в нее монахе-францисканце, связанную с этим домом.
В старину его жильцам часто слышались чьи-то шаркающие шаги в большом и ветхом здании, скрип половиц, стук невидимой руки об ставни и двери. Однажды, когда служанка подметала пол, кто-то так огрел старуху по ногам, что та выронила из рук метелку. Иной раз ночью слышалось, будто кто-то хлестал веревкой по деревянной кровати. Жильцы не раз-де были свидетелями ужасной картины: со стены дома исчезают краска и штукатурка, отчетливо видна кладка из серого плитняка, а из какого-то проема смотрит бледное и скорбное лицо со смертельной тоской во взоре.
. 1464 год. В Таллинне появился монах Иоханн фон Хильтен из Нижней Саксонии, высокий, красивый человек лет сорока пяти. Он собирался построить здесь монастырь нищенствующего ордена францисканцев, но магистрат не дал на это своего согласия. Тогда Хильтен, нарушив устав католической церкви, начал проповедовать собственное учение, собрав вокруг себя тайный круг последователей. Человек сильной воли, он среди других состоятельных купцов, членов Большой гильдии, подчинил себе недавно овдовевшего ратмана Германа Греве.
Проповеди францисканца падали в то время на благодатную почву. В августе 1464 года в Таллинне вспыхнула чума, завезенная в Ливонию на кораблях из Любека. Многие бежали с домочадцами за город в поисках спасения от черной смерти. Друзья советовали и Греве покинуть город, но под влиянием монаха, уповавшего на бога и судьбу, он остался со всеми своими детьми в Таллинне. Первой заболела его падчерица, восемнадцатилетняя Маргарита, старшая в семье. По наущению Хильтена, отец разрешил остальным детям навещать больную. Всех двенадцать детей чума унесла одного за другим в могилу. Маргарита же постепенно поправилась и стала таким образом единственной наследницей своего богатого отчима — обстоятельство, имеющее немаловажное значение для нашего повествования.
Среди учеников монаха был молодой, но небогатый подмастерье из Бремена Дидерик Циренберг. Маргарита и Дидерик полюбили друг друга и решили соединить свои судьбы. Но в это время из Фландрии вернулся попечитель и родной дядя Маргариты, который искал там жениха для племянницы и заключил с неким молодым фламандцем брачный контракт, дав тому задаток деньгами. Он решительно воспротивился браку своей подопечной с подмастерьем из Бремена, боясь, вероятно, потерять задаток, данный фламандцу. Отчим же под давлением монаха благословил молодых, и в январе следующего года они сыграли свадьбу.
Но с того времени все изменилось. Счастливые молодые перестали слушаться Хильтена. Монах же безнадежно влюбился в Маргариту, писал ей нежные письма собственной кровью. Любовь монаха не встретила взаимности и была отвергнута Маргаритой. Теперь, в отличие от красивой легенды, сердце Хильтена воспылало жаждой мести, и он стал настраивать покорного ему Греве против падчерицы и зятя, стремясь лишить их наследства и крова над головой. Монах рассчитывал, кроме того, выручить деньги от продажи домов Греве, которые должны были достаться в наследство Маргарите, — на житье, а также на постройку монастыря в Таллинне.
Маргарита обратилась тогда за помощью к своему дяде, и началась длительная тридцатилетняя тяжба, которая продолжалась с переменным успехом и после смерти всех ее участников, уже между их далекими потомками.
Какова же была дальнейшая судьба монаха? Вскоре после описанных событий Иоханна фон Хильтена выслали из Ливонии и отправили в монастырь города Веймара, где он провел под надзором около четверти века. Перед смертью Хильтена перевели в монастырь Эйзенаха, где он и умер около 1500 года. Святая церковь сочла действия монаха — тайные сборища учеников, фанатичные проповеди и домашние мессы — опасными, она не простила ему неудачи с постройкой монастыря ордена францисканцев в Таллинне и его запретной любви к Маргарите Циренберг.
Старинный дом на улице Лай — немой свидетель драмы, разыгравшейся здесь в пятнадцатом столетии, жадности и хитрости, любви и ненависти живших в нем людей. С этим домом связана также легенда о замурованном в стене монахе, чей дух беспокойно бродит по ночам в вечных поисках и ожидании отвергшей его любимой.

Монастырь св. Биргитты

Проходили годы. Однажды вечером Деодатус напрасно ожидал обычного полуночного посещения. На следующее утро через море донеслись звуки колокола монастыря св. Биргитты — там отпевали настоятельницу Мехтгильду. Недолго прожил после печального события Удо, разбилось его осиротевшее сердце. Согласно его последней воле, он был погребен в церкви св. Николая, рядом с той, которую любил.
Пишет Bellena:
Монастырь Святой Бригитты и Старое кладбище Пириты, Таллинн

Святая Бригитта (Биргитта Гундмарссон из Вадстены) (1303-1373) основала новый монашеский орден, впоследствии названный ее именем, в 1370 году, а 1391 году ее канонизировали. В 1405 году трое таллиннских купцов решили основать около города новый монастырь и назвать его в честь Бригитты. Разрешение на строительство было получено в 1407 году, строителем и архитектором стал Генрих Свальберг. Иностранное имя Бригитта трансформировалось в Пириту — так назвали реку, на берегу которой стоит комплекс, и прилегающие земли. Закат монастыря начался лишь во время Ливонской войны (1558-1583), когда шведские воины, да и сами горожане неоднократно грабили его. Значительный ущерб монастырским постройкам нанес пожар 1564 года. Пострадал монастырь и при первой осаде Таллинна русскими войсками в 1570 году. Окончательно он был разрушен в 1577 году войсками Ивана Грозного (отсюда — тут же можно почитать подробности про раскопки).
Сестры-бригиттки снова живут на этой земле в новом монастырском здании, построенном совсем рядом с развалинами старых, с 2001 года. Официальный сайт.

Огородик

И вот, что осталось. Не так уж и мало.

На стенах — видимо, надгробия, которые нашли при раскопках.

Эту часовню обнаружили при раскопках

Колодец

Развалины жилых и хозяйственных помещений выглядят так. Такие замечательные лестницы!

Крестьянское кладбище перед церковью датируется 17 веком. Те надписи, которые еще можно разобрать, относятся к 19 веку.

***
Новое кладбище Пириты, Таллинн
Это кладбище основано в 1870 году и называется Новым. Старое, соответственно, находится на другом берегу реки Пирита у руин монастыря. Первое захоронение — декабрь 1884 года.

Путь туда крайне оригинален — через велотрек, построенный при СССР. Это почти как подъемник на фундаменте кирхи. Само кладбище, насколько я понимаю, не пострадало.
Кладбище охраняется государством, поэтому новые захоронения запрещены. Кстати, здесь похоронено много этнических шведов.
Вон щипец монастыря виден из-за деревьев. Это кладбище — на пригорке, в сосновом лесу.

Кладбище Копли (нем. Friedhof von Ziegelskoppel или нем. Kirchhof von Ziegelskoppel; эст. Kopli kalmistu) было крупнейшим в Эстонии лютеранским кладбищем балтийских немцев, расположенным на окраине района Копли в Таллине. В настоящее время территория бывшего кладбища является парком.
Основание в 1771—1774 и использование.
Между 1771 и 1772 годами Екатерина II, императрица Российской империи, издала указ, которым постановила, что с этого момента никто из умерших (независимо от их социального положения и происхождения) не должны быть похоронены в склепе церкви или на церковном кладбище. Все захоронения должны происходить на новых кладбищах, которые планировалось построить по всей Российской империи, расположенных за пределами городской черты.
Эти меры были направлены на преодоление перегрузки городских склепов и церковных кладбищ и были вызваны несколькими вспышками заразных болезней, связанных с недостатком практики захоронения в городских районах, особенно черной смерти, которая привела к чумному бунту в Москве 1771 году. В связи с этим в 1774 году в Копли было основано кладбище на окраине Таллина. Кладбище было разделено на 2 части: западная часть использовалась для захоронения прихожан церкви Святого Николая, а восточная часть предназначалась для прихожан церкви Святого Олафа.
Кладбище выполняло свои функции на протяжении 170 лет почти для всех балтийских немцев, умерших в городе между 1774 и 1944 годами. В 1939 году на кладбище были тысячи хорошо сохранившихся могил многих известных жителей Таллина.
Последние захоронения в 1939—1944
Погребения на кладбище резко сократились после принудительного переселения Гитлером десятков тысяч балтийских немцев из Эстонии и Латвии в конце 1939 года в районы западной Польши в соответствии с пактом Молотова — Риббентропа. Погребения на кладбище продолжались, но в гораздо меньших масштабах, до 1944 года главным образом среди тех балтийских немцев, которые отказались покинуть регион.
Уничтожение после 1945
Вскоре после Второй мировой войны окраина Каламая (вследствие своего стратегического расположения в качестве базы Красной армии на Финском заливе) была превращена в запретную зону для советских войск и была закрыта для общественности. Около 1950—1951 годов кладбище было полностью уничтожено советскими властями. Могильные камни были использованы для строительства стен вдоль портов и побережий в других частях города. Советскими войсками также были уничтожены кладбища XVII и XVIII веков на окраинах Каламая и Мыйгу, которые принадлежали сообществам коренных эстонцев и балтийских немцев. В то же время осталось нетронутым Русское православное кладбище на юге Старого города Таллина, также основанное в XVIII веке, на юге Старого города Таллина.
Текущий статус
На текущий момент территория бывшего кладбища является общественным парком без каких бы то ни было видимых следов своего прошлого статуса. Единственные сохранившиеся свидетельства о тех, кто был похоронен там, состоят из записей в метрических книгах захоронений и некоторых старых карт этой местности в архиве Таллина. Википедия
«Парк-кладбище находится между школой, в которой я училась, и недалеко от дома, в котором жила, между трамвайными остановками «Малева» и «Беккери».
Приехав в Таллин в 1952 году, мы застали там красивые нагробия-памятники из белого мрамора и гранита. Само кладбище уже носило следы разрушения: многие нагробия были разбиты, склепы засыпаны. Мы, дети, любили гулять там среди вековых деревьев, высокой травы и полевых цветов, пытаясь прочесть непонятные нам надписи на памятниках, но по вечерам даже проходить по нему боялись. Через какое-то время на кладбище построили танцплощадку, потом стали строить летнюю эстраду со скамейками. Это было ужасное зрелище: вывороченные могилы, валяющиеся то там, то здесь черепа, кости, гробовые доски, а мальчишки всё это ещё в диком озорстве разбрасывали по парку. Затем была построена пивная.
Парк получил в народе прозвище «парка живых и мёртвых». Приехав в Таллин в 2001 году, я поехала в свой район. Передо мной был парк с подстриженными газонами, где ничего уже не напоминало ни о бывшем здесь когда-то кладбище, ни о пивной с эстрадой и танцплощадкой».

©

Кладбище Каламая (нем. Fischermay Kirchhof или Fischermay Friedhof, эст. Kalamaja kalmistu) — кладбище в Таллине, Эстония. Было одним из старейших существовавших кладбищ, располагалось на окраине района Каламая на севере города. На кладбище находились тысячи могил коренных эстонских и шведских жителей Таллина. Кладбище существовало по крайней мере 400 лет, с XV или XVI века до 1964 года, когда было полностью разрушено. Территория бывшего кладбища в текущий момент является общественным парком «Kalamaja kalmistupark».
Период образования кладбища в точности неизвестно, но историки относят его к XV—XVI векам. Это было место захоронения коренных шведцев и эстонцев, живших в районе Таллина.

Кладбище Александра Невского площадью 13,01 гектара. Это самое старое из до сих пор действующих кладбищ Таллинна, ровесниками которого были кладбища Копли и Мыйгу. За 200 лет на этом кладбище свое последнее пристанище нашли десятки тысяч человек, в их числе множество известных исторических и культурных деятелей.
Кладбище было основано в то время, когда после окончания победоносной для русского государства Северной войны прошло более пятидесяти лет, а после капитуляции Таллинна — 65 лет. Вероятно эта победа, имевшая большое значение для всей Прибалтики, дала имя и кладбищу. В 1856 г. на средства таллиннских купцов Александра Ермакова и Ивана Германова на кладбище была построена маленькая каменная церковь, посвященная Александру Невскому. Она была разрушена 9 марта 1944 г. вследствие советской бомбардировки. Недалеко от места, где находилась церковь, сохранилось здание часовни из красного кирпича. Сначала кладбищу принадлежала возвышенность, уходящая вдаль за церковью. Основная её часть выполняла функции армейского кладбища, поэтому там сохранились старинные надгробные знаки на могилах военных, многие из которых взяты под государственную охрану как исторические памятники.

Лесное кладбище (эст. Metsakalmistu — Метсакальмисту) — кладбище в городе Таллине, где захоронены крупнейшие писатели, художники, скульпторы, архитекторы и политические деятели республики. Расположено в Клоостриметса (Kloostrimetsa tee, 36). Общая площадь 48,3 га.
Лесное кладбище было основано по решению городских властей в 1933 году в Клоостриметса, а церемония открытия состоялась в 1939 году.
Первоначально площадь кладбища составляла 24,2 га, но позднее было расширено и в настоящее время занимает 48,3 га.

Метсакальмисту — кладбище естественного вида, и требования к его оформлению предполагают запрет на установку мемориалов и могильных оград. Первоначально требования к мемориальной плите был размер 80 на 60 см, но позднее стандарт длины камня увеличили до 1,5 м.
В 1936 году на кладбище была возведена часовня по проекту архитектора Герберта Йохансонаю. Сгоревшая от поджога, часовня была восстановлена в 1996 году при поддержке городских властей.
В 2006 году на кладбище появился колумбарий.

Кладбища:
Метсакальмисту (Лесное кладбище)
Военное кладбище Таллина
Кладбище Лийва
Кладбище Рахумяэ (включая Еврейское кладбище Таллина)
Кладбище Сиселинна: Александро-Невское кладбище
Кладбище Вана-Каарли
Кладбище Пярнамяэ
Кладбище Пирита
Кладбище Хийу-Раху
Кладбище Копли

Проулок Катарины соединяет улицы Vene и Muurivahe и входом в него с этих улиц являются малозаметные арочки, пройти мимо которых очень легко, если не идти туда целенаправленно.
Имя этому переулку дала церковь Св.Катарины Александрийской, построенная в XIII веке в монастыре Доминиканцев, основанном на этом месте в 1246 году. Правда, первые доминиканцы появились в Таллине в 1229 году и основали обитель на холме Тоомпеа, они же заложили первые камни Домского собора, но в ходе конфликта с рыцарями Ордена меченосцев в 1233 году, монахи погибли, а первый монастырь их был уничтожен.
Орден Доминиканцев был основан Св.Домиником, родившимся в 1170 г., а название ордена состояло из двух латинских слов «Domini» и «canes», что значит «псы Божьи». Орден Доминиканцев играл важную роль в жизни Европы того времени и занимался просвещением. В школу при монастыре отбирались способные дети, и после 13 лет обучения при монастыре самым успешным предстояло трехлетнее обучение в одном из университетов Европы. К доминиканцам принадлежали многие философы и деятели образования средневековой Европы.
В свое время церковь Св.Катарины была самой большой из церквей Таллина – длина здания составляла 67,7 метров. Это была трехнефная зальная церковь с высоким фасадом и двускатной крышей. Архитектура храма перекликалась с церковью в монастыре св. Бригитты в Пирита.
Начавшаяся в 1517 году реформация быстро распространилась на страны Балтии, и верность монахов Риму сделала невозможной их жизнь во враждебном окружении.
Монастырь прекратил свое существование в 1525 году, после реформации, и, вскоре, в 1571 году, пострадал от пожара. Церковь Катарины также была почти разрушена. Сейчас от церкви, бывшей когда-то огромной базиликой, остались стены в 4 метра высотой и порталы с западной стороны. Из монастырских же сооружений сохранились дворик и окружающие его крестовые ходы. Эта небольшая площадка, окруженная древними строениями, как бы переносит вас на семь веков назад, во времена, когда Орден доминиканцев был еще силен.
Переулок Катарины проходит вдоль южной стены церкви Св.Катарины, на которой были в середине XIX века установлены надгробья похороненных в храме влиятельных деятелей, принадлежащих к Братству Черноголовых, большой гильдии и членам Таллинского магистрата. Источник

@настроение: В посте употребляются два варианта написания названия города. Посчитал, что исправлять орфографию авторов не стоит

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль