Легенды советского кино Всё о кино


Содержание

Легенды советского кино: Всё о кино

Их не просто любили – им поклонялись, их боготворили, с них и созданных ими героев «писали жизнь». Их – таких возвышенно-прекрасных, удивительных, невероятно значимых и вместе с тем достоверных – не задумываясь, отождествляли с их героями, такими же безупречными и сильными, трогательными и нежными, умеющими любить и защитить всё, что им дорого. Созданные ими экранные образы не просто помогали строить и жить – они наполняли жизнь верой и смыслом. Вряд ли кому-то из сегодняшних звёзд кино, в чью раскрутку вложен ни один миллион долларов, могла присниться такая популярность, которая выпала на долю Любви Орловой, Татьяны Окуневской, Валентины Серовой, Нонны Мордюковой, Вячеслава Тихонова, Андрея Миронова, Иннокентия Смоктуновского. Одним словом, тех артистов, которых давно называют легендами советского кино.

Это поистине были легенды. Удивительно, но они и на самом деле не прилагали никаких усилий, чтобы вызвать интерес к своей персоне чем-либо кроме своего творчества. Их биографии воссоздавались поклонниками по крупицам – ведь на фотографиях, выпущенных ограниченным тиражом и вмиг раскупавшихся с прилавков книжных магазинов, была лишь краткая справка с датой окончания театрального вуза и перечнем сыгранных ролей, которые и без того знали, цитировали, пересматривали и всё равно, словно праздника, ждали повторного показа.
Эти артисты, благодаря которым появился «золотой фонд» советского кинематографа, были настоящими звёздами. Такими далёкими, яркими, недосягаемыми, окутанными покровом тайны. Им не было необходимости создавать шумиху вокруг собственного имени и подогревать интерес к премьерным фильмам. Каждую новую работу в кино публика ждала, словно первого полёта в космос. Есть мнение, что именно эти замечательные артисты и создавали особый мир под названием «советская действительность». И люди верили: вот с этими прекрасными современниками мы идём в светлое будущее.

Лучшие советские фильмы, ставшие мировой классикой, такие как «Летят журавли», «Война и мир», «Цирк», «Анна Каренина», «Семнадцать мгновений весны», невозможно представить без Татьяны Самойловой, Вячеслава Тихонова, Леонида Броневого, Сергея Бондарчука… Имена звёзд советского кино обладали таким же весом, как и созданные с их участием картины. Они оставили нам великое наследие, которое и сегодня потрясает, удивляет и впечатляет наших современников, заставляет искренне плакать и смеяться, сопереживать и снова и снова верить в то, что в жизни ровно столько добра и света, сколько мы сами можем в неё привнести. И, глядя на фотографии легенд советского кино, перелистывая их биографии, невольно вспоминаешь строки:
Не правда ль, как в сказке – встают над землёй
Погибшие звёзды. А свет их – живой.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Живопись_Арт Гугл (2861)
  • Пейзаж_Мировой_ХХ век (473)
  • Пейзаж_Россия, СССР_ХХ в. (464)
  • Cкульптура (375)
  • Портрет_Мировой_ХХ век (274)
  • Фентези (235)
  • а_сюрреализм (230)
  • Портреты_СССР, Россия (207)
  • а_импрессионизм (200)
  • Иллюстрации (167)
  • Учимся рисовать (154)
  • Природа_ Мир_21 век (26)
  • ХХ! век_ Мир (18)
  • ХХ1 век_Россия (14)
  • Природа_ СССР_20 век (13)
  • Живопись-19 век (314)
  • Живопись-20 век (205)

  • Живопись_16 век (60)
  • Живопись_17-18 вв (150)
  • Архитектура (909)
  • Дворцы (445)
  • Эзотерика (451)
  • Невероятное . (392)
  • Красота (417)
  • Физкультура, спорт (335)
  • Экстрим (147)
  • Культуризм (51)
  • Олимпиада зимняя (36)
  • Гимнастика, Фигурное катание (31)
  • Бокс (29)
  • Футбол, Хоккей (19)
  • Легкая атлетика (7)
  • Социология (248)
  • Лингвистика-Филология (237)
  • Мораль (230)
  • Этикет (55)
  • Секс (221)
  • Эротика (116)
  • Техника, авто (184)
  • Физика (183)
  • Астрономия (78)

  • Политика (169)
  • Киев_Днепр (153)
  • Армия и флот (146)
  • Армия (103)
  • Флот (30)
  • Образование (111)
  • Школа + 0 песни (46)
  • Высшая школа (35)
  • Английский + итальянский (21)
  • Эссе (104)
  • Промышленность (84)
  • Шоу-бизнес (75)
  • Запад (47)
  • Россия (28)
  • Цирк (61)
  • Фокусы (47)
  • Магия (61)
  • Развлечения (55)
  • Энциклопедии, архивы (42)
  • Личные записки (32)
  • Реклама (32)
  • Катастрофы (19)
  • Герои (15)

  • А_источники будущего роста (15)
  • Экология + сельское хозйство (8)
  • Аудио-книги (6)
  • Бизнес (245)
  • Экономика (143)
  • Торговля (51)
  • Заработать в интернете (9)
  • Видео-ролики (219)
  • Гео_Страны и города (3126)
  • Россия (779)
  • Туризм, море, отдых, парки (610)
  • Европа (554)
  • Азия (519)
  • Города мира (409)
  • Деревни (164)
  • Северная Америка (159)
  • Южная Америка (90)
  • Африка (70)
  • Страны мира (327)
  • Дом, хозяйство (316)
  • Дизайн (95)
  • Мебель (58)
  • Советы,рекомендации (44)
  • Хозяйство, ремонт (43)

  • Здоровье_медицина (368)
  • Знания, интеллект (310)
  • Ученые (72)
  • Искусство прикладное (607)
  • Ювелирное (170)
  • Г_История (2219)
  • Россия, СССР (1323)
  • Война, победа (330)
  • Европа (323)
  • Мифы (198)
  • Археология (126)
  • Азия (93)
  • Америка (83)
  • У Акорпа (27)
  • Кино (560)
  • Кино зарубежное (181)
  • Кино России_90-2010 (46)
  • Теле-Шоу (33)
  • Телевидение (33)
  • Мультики России (22)
  • Мелодии советского кино (18)
  • Кино советское 60-80 (203)
  • Мультики Советские (58)
  • Кино советское 30-50 (20)
  • Мультики (13)
  • Компьютерная служба (488)
  • К_ЛиРу (125)
  • Общение в интернете (115)
  • Разные дневники (36)
  • Сайты, бизнес (36)
  • К. игры (26)
  • Гуру (15)
  • E-nyn (13)
  • Фотошоп (95)
  • Культура (272)
  • Личности-Знаменитости (150)
  • Кухня_блюда_рецепты (480)
  • Спиртное (43)
  • Напитки (38)
  • Сладкое, десерты (30)
  • Мясо (26)
  • Выпечка, Запеканка (21)
  • Фрукты (18)
  • Салаты, закуски (18)
  • Овощи (17)
  • Борщи, супы (8)
  • Литература зарубежная (118)
  • Литература_русская (425)
  • Сказки (112)
  • Акорп (45)
  • Басни Крылова (13)
  • Мода (226)
  • Одежда, обувь (77)
  • Музыка (1009)
  • Джаз (79)
  • Танцы (76)
  • Зарубежные хиты (74)
  • Голос (73)
  • Танцевальная (47)
  • Народы мира (45)
  • Композиторы (40)
  • Духовная музыка (36)
  • Романсы + шансон (27)
  • Камерная, авторская песня (23)
  • Опера +Оперетта (22)
  • а_Саксофон + Труба (16)
  • а_Гитара + арфа (15)
  • Балет + вальсы (14)
  • Неоклассика + компьютерная (10)
  • а_Арфа (9)
  • Музыкальные сайты (8)
  • Звуки природы (7)
  • Шансон (6)
  • вальсы (4)
  • Музыка классическая (69)
  • Музыка релаксации (94)
  • Музыка эстрадно-попсовая (114)
  • Рок, рэп (63)
  • Русская народная (65)
  • Советская (115)
  • Новый Год (74)
  • Педагогика (145)
  • Персональные сайты (5)
  • Праздники (194)
  • Новый Год (58)
  • Ритуальные (40)
  • Cвадьбы (20)
  • 8 Марта (7)
  • Пасха (4)
  • 9 Мая + 1 Мая (3)
  • 1 Мая (1)
  • Психология (2321)
  • Этнопсихология (595)
  • Дети (436)
  • «Правила» жизни (345)
  • Позитив (248)
  • Психотерапия, саморазвитие (227)
  • Общая психология (162)
  • Тесты (145)
  • Семья (140)
  • Любовь (134)
  • Типология (121)
  • Чудо-дети (75)
  • Игры (140)
  • Растения (381)
  • Сады (259)
  • Религия (545)
  • Православие (197)
  • Восточные (181)
  • Католицизм (99)
  • Животные (1176)
  • Приколы, забавное (453)
  • Кошки (243)
  • Собаки (177)
  • Птицы (165)
  • Морские-речные (119)
  • Лошади, копытные (40)
  • Насекомые (34)
  • Видео (18)
  • Ли_Стихи (295)
  • Современные (93)
  • ХХ век (87)
  • До ХХ века (24)
  • АО (10)
  • Театр и артисты (56)
  • Философия (132)
  • Фотографии Оригинальные (392)
  • Природа (1229)
  • Горы (230)
  • а_Зима (187)
  • Нэйшн джиогрэфик (173)
  • Море (149)
  • Озера (91)
  • Леса (75)
  • Реки (70)
  • Пещеры (55)
  • а_Осень (48)
  • б_Лето (37)
  • Пустыня (34)
  • б_Весна (15)
  • Мужчины _ Женщины (449)
  • Цветы (315)
  • Юмор (945)
  • Прикольные фотки (273)
  • Фразы (185)
  • Видео (183)
  • Коллажи (97)
  • Карикатуры (80)
  • Рассказы (65)
  • Анекдоты (57)
  • Гифки (37)
  • Демотиваторы (28)
  • Эстрада (27)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Легенды режиссуры советского кинематографа

Вторник, 30 Июня 2015 г. 00:20 + в цитатник

Легенды режиссуры советского кинематографа

Есть фильмы, которые хочется пересматривать снова и снова, потому что они являются золотыми слитками кинематографа. Конечно, над созданием таких картин работали целые творческие группы, но, бесспорно, если бы у руля не стоял человек гениальный, правильно организовывающий деятельность всех участников творческого процесса, такого успеха бы добиться не удалось. Итак, 10 выдающихся кинорежиссёров СССР перед вами.

Леонид Иович Гайдай — человек, чьи фильмы согревают наши сердца по сей день. «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Пес Барбос и необычный кросс» — эти картины радуют нас из года в год своим искрометным юмором и необычайной добротой.

Кроме потрясающих фильмов «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман», «Невероятные приключения итальянцев в России», »
Берегись автомобиля», Эльдаром Александровичем Рязановым было создано более двухсот авторских телепрограмм. Гениальный кинорежиссёр дважды являлся лауреатом государственных премий СССР.

Выдающийся кинорежиссёр и народный артист СССР, Сергей Фёдорович Бондарчук известен нам как мастер грандиозных батальных сцен с многотысячной массовкой «Война и мир», «Ватерлоо». Такие его фильмы как «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Молодая гвардия» навсегда вошли в историю отечественного кинематографа.

Советский, грузинский, российский актёр, кинорежиссёр и сценарист, Георгий Николаевич Данелия является автором таких шедевром советского кино как «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Паспорт», «Кин-дза-дза!», «Афоня». Его фильмы растаскивались на цитаты и были любимы, наверное, всеми жителями СССР.

«Солярис» и «Сталкер» Андрея Арсеньевича Тарковского — это знаковые шедевры кинематографа, которые проникают глубоко в душу человека. Картина «Андрей Рублев» входит в 100 лучших фильмов в истории кино.

Добрый сказочник, Александр Артурович Роу знаком нам всем с детства. 16 сказок, которые он создал являются классикой детских фильмов. «Королевство Кривых Зеркал», «Огонь, вода и медные трубы», «Василиса Прекрасная» — кажется, эти фильмы будут пересматривать дети во все времена.

Фильмы «Тот самый Мюнхгаузен», «Юнона и Авось», «Формула любви», «Двенадцать стульев» Марка Анатольевича Захарова до сих пор любимы зрителями, что еще раз подчеркивает гениальность этого человека.

Мастер сказочного жанра, Александр Лукич Птушко известен нам по таким картинам, как «Алые паруса», «Сказка о потерянном времени», «Илья Муромец», «Руслан и Людмила», «Садко», «Новый Гулливер». В 1969 году он был удостоен звания Народного артиста СССР.

«А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо» — эти картины Станислава Иосифовича Ростоцкого будоражат наши сердца и всегда производят огромное впечатление.

Игорь Фёдорович Масленников создатель таких кинематографических шедевров как «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя Вишня» и многих других. И все они по-своему замечательны и любимы нами.

Гении кинематографического искусства СССР, упомянутые в этом посте, создали шедевры, которые будут жить вечно и прославлять их имена. Если у вас есть желание добавить кого-то к данному списку, вы можете составить свой ТОП лучших советских кинорежиссёров и написать об этом в комментариях.

Новые знанияЧто смотреть у советских режиссёров

С чего начать знакомство с Параджановым и Калатозовым и где в Москве их показывают на большом экране

The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы рассказываем, почему советское кино считается культовым, с чего стоит начинать знакомство с Тарковским, Хуциевым и Германом-старшим и где в Москве показывают «Сто дней после детства».

Максим Семёнов

Мы все так или иначе выросли внутри советского кинематографа. На стороне советского кино есть время, поэтому с точки зрения обычного зрителя оно успешнее российского — есть такая иллюзия, когда ты смотришь на прошлое и кажется, что тогда были одни шедевры.

История советского кино очень хорошо делится на этапы.

Период с 1924 по 1936 годы, когда творили Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин, принято считать золотым веком. Первый этап авангарда, немой период, был с 1924 по 1930 годы. Второй — с 1930 по 1936 годы, когда в кино пришёл звук и нужно было создать социалистический реализм. Сейчас может показаться, что это что-то страшное, но тогда он породил новую волну экспериментов, потому что никто не понимал, каким он должен быть. И такие классические ленты, как «Аэроград» Александра Довженко или «Лётчики» Юлия Райзмана, — это первые попытки создать соцреалистическое кино.

С 1937 года и до конца Второй мировой войны длится промежуточный этап, когда продолжают выходить хорошие фильмы, и постепенно складывается канон. Примерно с 1946 по 1953 годы — это период сталинского кино, такого странного, очень помпезного стиля, когда все режиссёры снимают почти одно и то же, и смотрится это как программа Дмитрия Киселёва, только с актёрами, которые периодически ещё и поют.

В 50–60-е годы начинается «серебряный век», когда советское кино обретает то величие, за которое его любили. Например, такое понятие, как «новая французская волна» сконструировано по аналогии с «новой русской волной». В 1968-м происходит перелом, наши вводят танки в Прагу, происходит разочарование в советской системе, и в 70-е годы начинается то, что мы условно можем назвать «кинематографом Тарковского». Режиссёры начинают искать вдохновение в общемировой традиции. Для них всех характерен экзистенциальный поиск, но каждый решает этот вопрос своими методами.

В 80-е годы ситуация в стране становится особо гнетущей, реальность начинается восприниматься как тягостный сон, и тогда на смену приходит кинематограф Алексея Германа и Киры Муратовой.

Советский кинематограф во всех своих проявлениях был о том, что итогом всего развития будет коммунизм — прогресс и счастье для всего мира. Какое бы советское кино вы ни смотрели, даже если вы его не понимаете, стоит помнить, что это кино всегда подразумевало будущее. Из-за того что была эта система координат, режиссёрам было понятно общество и его стремления. Сейчас у всех довольно разная, иногда даже диаметрально противоположная точка зрения на то, что происходит. Поскольку кино — это всегда договор со зрителем, воплощение идей, кризис нашего общества отражается и в кризисе кинематографа. Может быть, за исключением «Горько!» Жоры Крыжовникова, где какие-то точки соприкосновения были найдены.

Разумеется, не всё советское кино было великим. Были и проходные ленты, и довольно невыносимые. Но из-за того, что прошло много времени, мы видим лучшие его образцы. Однако перед тем как посмотреть серьёзный советский фильм, нужно как-то приготовиться. Это касается любого искусства вообще. Тяжело пытаться понять Пруста, если параллельно с чтением варить компот.

Существует заблуждение, что есть деление на «большое кино» Эйзенштейна или Тарковского для интеллектуалов и лёгкие массовые фильмы вроде «Иронии судьбы» или «Гаража». И Тарковский, и Рязанов говорят о человеке, просто каждый по-своему. Ту же «Иронию судьбы» стоит посмотреть отдельно, без новогодних салатов. Вдруг становится понятно, что это сложно сделанная драма с несчастливым концом — там в итоге и не ясно, что будет лучше для героев. Так можно разложить многие популярные советские фильмы, и они окажутся несколько глубже культурного пласта, которым окружены.

Например, внутри каждой советской комедии прячется некий гуманистический принцип. И на героя режиссёр смотрит с точки зрения этого гуманизма, с идеей, что каждый человек ценен. И советская комедия также говорит зрителю о грядущей радости вокруг. Насколько бы сатирична она ни была, главное там — абсолютно искренний, честный, благожелательный взгляд на человека.

10 советских режиссёров, фильмы которых нужно посмотреть в первую очередь

Сергей Эйзенштейн

Эйзенштейн является одним из отцов-основателей не только нашего кино, но и общемирового. О его вкладе в кино можно говорить очень долго и много. Например, он стоит у истоков монтажа аттракционов, который он позаимствовал у театра. Суть его в том, что на общее впечатление зрителя влияют вообще все детали: не только игра актёров, но и наличие у кого-то дефектов речи, цвет сцены и костюмов, декорации. Хороший режиссёр готовит такие маленькие впечатления в течение всего фильма. Одна сцена вызывает какое-то одно чувство, вторая — другое, а вместе — нечто третье, и этим мы можем влиять на зрителя.

Что смотреть: «Броненосец „Потёмкин“», «Октябрь», «Александр Невский», «Иван Грозный»

Борис Барнет

Помимо того что Барнет был одним из основателей советской лирической комедии, с очень человеческим взглядом на своих героев, он также снял один из лучших роуд-муви того времени — фильм «Алёнка».

Что смотреть: «Подвиг разведчика», «Алёнка»

Александр Довженко

Довженко сих пор считается одной из ведущих фигур в мировом кинематографе. Фильм «Земля» — одна из лучших трагедий. В отличие от драмы, в трагедии нужно добиваться постоянного нарастания эмоциональных ощущений. Достигнуть этого в полной мере тяжело, но у Довженко получилось.

Что смотреть: «Земля», «Арсенал», «Звенигора»

Всеволод Пудовкин

Был учеником Льва Кулешова. Многие фильмы Пудовкина считаются абсолютными шедеврами монтажной эстетики и безупречными примерами авангарда. К тому же они очень красивы.

Что смотреть: «Потомок Чингисхана», «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга»

Михаил Калатозов

Совместно с оператором Сергеем Урусевским Калатозов снял фильм «Летят журавли», ставший лауреатом Каннского кинофестиваля в 1958 году. Лента, в которой перекликаются состояния природы и главной героини. Такая рифмовка очень характерна для этого периода, именно поэтому его также называют «оттепелью». Говоря о Калатозове и Урусевском, ещё стоит упомянуть фильм «Я — Куба», который очень любит Фрэнсис Форд Коппола. Там есть красивые однокадровые сцены без склейки, технически очень сложно сделанные.

Что смотреть: «Летят журавли», «Я — Куба»

Марлен Хуциев

У Хуциева есть важная особенность: он невероятно долго снимал, поэтому почти все его фильмы являются итоговыми для какого-то этапа в истории кино. Например, в «Заставе Ильича» сквозит атмосфера 60-х: фестиваль молодёжи и студентов, и Первомай, и Гагарин. Такой дух эпохи.

Что смотреть: «Июльский дождь», «Бесконечность», «Застава Ильича»

Марк Осепьян

«Три дня Виктора Чернышёва» Осепьяна в некотором роде был ответом на «Заставу Ильича». Он берёт примерно таких же героев, нейтральных рабочих, но показывает их немного гротескно. Это показательная картина об экзистенциальном кризисе советского человека.

Что смотреть: «Три дня Виктора Чернышёва»

Андрей Тарковский

Творчество Тарковского — прежде всего попытка исследовать не только природу человека, но и природу всей мировой культуры. Он учится у Бергмана, Феллини, Куросавы и при этом делает что-то своё. Во многих своих фильмах он языком искусства пытается ответить, что такое человек.

Что смотреть: «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Солярис», «Сталкер», «Зеркало»

Сергей Параджанов

Наряду с Тарковским Параджанов считается одной из визитных карточек СССР второй половины XX века. Для его кино характерно буйство света и радости, потому что он предпринимает попытки давать ответы на вопросы через визуальное.

Что смотреть: «Ашик-Кериб», «Тени забытых предков», «Легенда о Сурамской крепости», «Цвет граната»

Алексей Герман-старший

В своих работах Герман почти всегда уничтожает фабулу ради сюжета. Его фильмы, особенно поздние, в основном выглядят как живописные картины, а персонажи погружены в мир вокруг них. Если отдельно посмотреть на каждую сцену, становится ясен основной мотив, но он сознательно тонет в заднем плане.

Что смотреть: «Двадцать дней без войны», «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин»

Что ещё смотреть и читать о советском кинематографе

Владимир Паперный. «Почему американские и советские фильмы 30-х годов так похожи?»

Лекция искусствоведа Владимира Паперного, в которой он сравнивает кинематограф России и США и объясняет, почему так похожи фильмы, снятые в двух совершенно разных культурах.

Евгений Марголит. «Живые и мёртвое. Заметки к истории советского кино 1920–1960-х годов»

Сборник статей одного из ведущих российских киноведов и кинокритиков Евгения Марголита, в которых он рассказывает о зарождении, развитии и распаде мифа о советской идеологии, используя материал отечественного кино.

Журнал «Киноведческие записки»

Медленное чтение для тех, кто хочет глубоко разбираться в теме. Журнал издают всего четыре раза в год в виде подборок статей по теории и истории кино, зато много внимания уделяют истории дореволюционного и советского кинематографа. На сайте можно найти оглавления всех номеров журнала начиная с 1999 года, а печатную версию все желающие могут получить, написав в редакцию на почту.

Где в Москве смотреть советские фильмы

Показы Музея кино

Гастроли Музея кино на главной площадке Союза кинематографистов, где по воскресеньям показывают классику, в том числе советскую. В это воскресенье, например, можно будет увидеть «Закройщика из Торжка», а в ноябре — «Сто дней после детства» Сергея Соловьёва и «Гори, гори, моя звезда» Александра Митты.

Дом кино, Васильевская, 13

Кинотеатр «Иллюзион»

Почти не изменивший внешний вид кинотеатр в высотке на Котельнической набережной, где в любой день недели можно посмотреть нетленки вроде «Офицеров», «Жестокого романса», «Мальчика и девочки» и других архивных фильмов Госфильмофонда.

Котельническая набережная, 1/15

Киноклуб Youth&Truth

Раз в две недели по средам журналист Алиса Таёжная проводит полуторачасовую образовательную лекцию, включает на проекторе кино, а после просмотра обсуждает его с публикой. В третьем сезоне киноклуба как раз говорят о советских подростках и молодости в СССР. На этой неделе, например, показывали фильм Валерия Огородникова «Взломщик» с Константином Кинчевым в главной роли.

Powerhouse, Гончарная, 7/4

Библиотека киноискусства
им. С. М. Эйзенштейна

По большей части здесь показывают неочевидную классику советского и российского кино, а перед сеансами киноведы иногда читают сопроводительные лекции. К тому же здесь часто проводят ретроспективы отдельных режиссёров и празднуют их юбилеи — на этой неделе по случаю юбилея Михалкова показывали «Неоконченную пьесу для механического пианино».

Каретный Ряд, 5/10

Иллюстрация: Настя Григорьева

Легенды советского кино: Надежда Румянцева

Надежда Румянцева — звезда советского кино, Народная артистка РСФСР. Всесоюзную популярность ей принесли роли в фильмах «Девчата», «Неподдающиеся», «Королева бензоколонки».

9 сентября 1930 — 8 апреля 2008

Надежда Васильевна Румянцева родилась 9 сентября 1930 года в селе Потапово Смоленской области. После школы поступила в государственный институт театрального искусства имени Луначарского. На экзаменах прочла монолог Фамусова, что и определило её судьбу. Актриса и педагог Ольга Пыжова возлагала на Румянцеву большие надежды, поэтому взяла её с собой во ВГИК, куда со временем перешла работать.

Легенды советского кино, по биографиям которых можно снять отдельные фильмы

Алексей Баталов

Баталов родился и вырос в театральной семье. В доме его родителей обычными гостями были Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров. Мать Алексея входила в ближайшее окружение Анны Андреевны Ахматовой, и та подолгу гостила у них.
Баталов хотел стать водителем. Первую машину он купил на деньги Анны Ахматовой — правда, она дала их ему на приличный костюм, но в те времена Баталов бредил автомобилями и домой пришел без костюма, но с ключами. «Сгорая со стыда, на негнущихся ногах я поднялся в квартиру. Анна Андреевна и мама вопросительно на меня посмотрели, а я, запинаясь, сказал: „Анна Андреевна, я купил машину“. Не отведя взгляда, Ахматова ответила: „Ну что же, по-моему, это хорошее приобретение“», — вспоминал актер.
Актер стал прототипом Дяди Степы. Дочь художника Константина Ротова Ирина была первой женой Баталова. Так он стал натурщиком для эскизов. Что интересно, артист и сам отлично рисовал.
Еще один любопытный случай произошел на съемках фильма по рассказу Чехова «Дама с собачкой», где Баталов должен был сыграть Гурова. Актер изо всех сил стремился вжиться в роль: отрастил бороду, сутулился, надевал туфли большего размера, чтобы походка была солиднее и тяжелее. Режиссера пытались убедить, что Баталов — неподходящий актер. Спор разрешил лодочник, несколько раз встречавшийся с писателем, — его привлекли как консультанта картины. Увидев Баталова, он воскликнул: «Как похож на Чехова! И ведь косолапит, как Антон Павлович!»

Людмила Гурченко

Андрей Миронов

Прадед Миронова был ювелиром и поставлял драгоценности к императорскому двору. Дед служил адвокатом, занимался биржевыми операциями на Санкт-Петербургской бирже и состоял в купеческом сословии.
Отец актера — народный артист РСФСР Александр Менакер. В 3-м классе Андрей взял фамилию матери, Марии Мироновой, так как в стране началась кампания по борьбе с космополитизмом и фамилию отца носить стало не слишком безопасно. Его мать тоже была народной артисткой СССР.
Английский был для Миронова вторым родным: он готовился поступать в Институт международных отношений и строить дипломатическую карьеру. Но решил попробовать свои силы в театральном, и в Щукинское училище его приняли с первого раза. У Миронова было много возможностей остаться жить за рубежом, учитывая свободное владение языками и постоянные гастроли, но он был привязан к близким и всегда спешил вернуться домой.

Ирина Муравьева

Москва слезам не верит

Ирина Муравьева родилась в семье военного инженера. Отец Ирины Вадимовны во время войны дошел до Берлина, где встретил свою будущую жену и освободил из плена. Их дочка Ира, второй ребенок в семье, родилась уже в Москве.
Муравьеву не брали в театральный, в Щукинском училище ей отказали за неимение актерских данных. Два года она проваливала вступительные экзамены, подавая документы во все театральные вузы Москвы, пока ее не приняли в студию при Детском театре. В дальнейшем актриса окончила заочно ГИТИС имени А. В. Луначарского.
Муравьева была удостоена Государственной премии СССР за роль в фильме «Москва слезам не верит». При этом она была уверена, что не построит карьеру киноактрисы, и поставила на себе крест еще в юности: «Я никогда не была красавицей: если режиссеры приходили в студию или в театр подбирать себе молодых актрис, в мою сторону даже не глядели. Все изменилось после „Карнавала“. После выхода этого фильма меня многие стали приглашать сниматься. Предлагали только большие роли. За всю жизнь я не сыграла ни одного эпизода».

Алиса Фрейндлих

Предки актрисы по отцовской линии создали целую династию стеклодувов, а в XVIII веке переехали в Россию. Дед Алисы работал в магазине, который поставлял обувь к императорскому двору, а затем открыл собственный. Бруно Фрейндлих, ее отец, — советский актер, лауреат Сталинской премии 2-й степени.
Алиса чудом выжила во время блокады. Бабушка-немка выдавала в семье хлеб строго по часам. «Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой режим устроила нам бабушка — и потому мы выжили», — вспоминала Фрейндлих.
Алиса Бруновна мечтала стать балериной или оперной певицей. «У меня был хороший голос — высокое меццо-сопрано, довольно редкое, и поэтому меня прочили в консерваторию», — говорила артистка. Отец убедил ее отказаться от цели петь, так как на оперной сцене миниатюрная девушка потерялась бы. В итоге Алиса Фрейндлих стала актрисой.

Олег Басилашвили

Отец будущего актера был директором Московского политехникума связи, а мать — преподавателем. Будучи филологом, она написала учебник по русскому языку для учителей. Олег Басилашвили мечтал стать живописцем и старательно учился в художественной школе. Но нашел себя в другой творческой профессии, поступив в Школу-студию МХАТ и став актером.
Во время учебы во МХАТе Басилашвили повезло встретиться с Ольгой Книппер-Чеховой. Он был дежурным по студии, и ему поручили проводить ее до машины. «Я веду ее под руку и мучительно думаю: „Это же вдова Чехова, надо же что-то спросить!“ А что спросить? И вдруг она останавливается и говорит: „Вы знаете, Антон всегда говорил: учитесь у жизни, а не у литературы. Запомните это, молодой человек“», — вспоминал Олег Басилашвили.
У актера была удивительная для популярного советского красавца черта — скромность. Он мог сыграть Остапа Бендера, но режиссер сказал, что ему нужно сбросить 25 кг. Басилашвили похудел, пришел к Гайдаю, но роль уже отдали другому артисту. Обижаться или ругаться с режиссером он, конечно же, не стал.
Однажды у него в доме долго не включали отопление, актер ходил дома в свитерах и заболел. Ситуацию исправили только после того, как его дочь пожаловалась в СМИ. А Олегу Басилашвили было стыдно за то, что столько людей пришлось побеспокоить из-за него.

Владимир Басов

Отец Владимира Басова был философом по образованию, в свое время воевал в одной коннице с Чапаевым. Мать помогала сыну с учебой, и тот пошел в школу сразу в 3-й класс. Во время Великой Отечественной войны Владимир Басов командовал батареей, захватил опорный пункт немецкой обороны, был награжден орденом Красной Звезды. Также организовал ансамбль художественной самодеятельности, который за годы войны дал 150 (!) концертов для бойцов.
Басов не планировал становиться актером: он окончил режиссерский факультет ВГИКа и снял несколько картин, будучи режиссером киностудии «Мосфильм». В кадр он попал почти случайно: проходил мимо съемочной площадки в тот день, когда у его коллеги — режиссера Георгия Данелии заболел актер. Данелия уговорил Басова сняться у него. Роль удалась, и Владимира Владимировича стали приглашать в картины уже как комедийного актера другие режиссеры.
Несмотря на нестандартную внешность, Басов трижды был женат на красавицах, две из которых были младше него: Наталья Фатеева — на 12 лет, Валентина Титова — на 18. Близкие актера вспоминают, что он «любил пижонить»: в заграничных поездках выбирал себе костюмы и рубашки покрасивее, а на родине «не мог жить без машин и гениально их водил». По словам дочки актера Лизы, новенькие «Волги» ему привозили прямо с завода.

Анастасия Вертинская

Мама Анастасии Александровны Лидия Вертинская — киноактриса и живописец, родом из грузинской семьи — выросла в Китае. Отец Александр Вертинский — известный актер, композитор, поэт и певец, который успел пожить и поработать в Польше, Германии, Франции, США и Китае. До рождения Анастасии семья переехала в Россию (старшая дочь Марианна родилась в Шанхае).
Девочек воспитывали бонны, и в какой-то момент родителям показалось, что дочки не слишком соответствуют образу советских гражданок, поэтому их отправили в пионерский лагерь. После их возвращения мама плакала, и было от чего. «Мы ввалились, страшно расчесывая головы: у нас были вши. Не поздоровавшись, обматерив родителей, пробрались в кухню и сожрали котлеты, хватая их руками со сковородки. Папа остолбенел. Потом ушел в кабинет. Из-за закрытых дверей доносились мамины всхлипывания и шепот… Нас опять отдали воспитывать боннам. Только было уже поздно», — вспоминает актриса.
Вертинскую не приняли в балетную труппу, так как девочка якобы была слишком крупной. После этого будущая артистка хотела заниматься иностранными языками, но съемки в фильме «Ассоль» изменили ее планы. Картина, которую посмотрело 23 млн зрителей, принесла Вертинской известность и «лишила возможности спокойно ходить по магазинам». В театральное училище она поступала уже после гастролей и с первого раза не сдала экзамен. Ее допустили к пересдаче лишь «из уважения к ее ролям».

Татьяна Пельтцер

Морозко / Киностудия им. М. Горького

Пельтцеры — русские немцы. Династию основал Наполеон Пельтцер, который в 19 лет пешком пришел в Россию из Рейнской области (территория Германии) и остался в ней жить. У Татьяны также был брат: работал главным инженером Завода имени Лихачева, придумал первый отечественный гоночный автомобиль «Звезда-1» и трижды поставил рекорд как советский автомобильный гонщик.
Татьяна Ивановна Пельтцер выступала на сцене с 9 лет, актерского образования она не получала. В 23 года вышла замуж за немецкого философа и уехала с мужем в Берлин, где работала машинисткой. Спустя 4 года Татьяна развелась, вернулась домой и снова устроилась в театр.
Через 3 года работы в театре ее уволили с формулировкой «за профнепригодность». Женщина снова стала машинисткой, но через год вернулась на сцену. За последующие 9 лет она сменила несколько театров, а в Московском театре Сатиры задержалась на целых 30 лет. Татьяна Ивановна снялась более чем в 40 картинах, получила с десяток наград, озвучивала фильмы и мультфильмы.

Наталья Гундарева

Наталья Георгиевна родилась в семье двух инженеров: отец работал на заводе малолитражных автомобилей, мать руководила группой в проектно-конструкторском бюро. Родители развелись, девочка осталась с мамой. Хотя театр будущая артистка любила, она считала, что это не для нее.
В семье катастрофически не хватало денег, и Наталья сначала подрабатывала починкой чулок для маминых подруг (поднимала петли), а в 10-м классе устроилась чертежницей в конструкторское бюро. За 2 года стала помощником главного инженера, успешно сдала экзамены в профильный университет — МИСИ.
Друг Натальи, узнав о ее планах идти учиться на инженера, уговорил ее поступить в Щукинское училище. В дальнейшем этот друг, актер Виктор Павлов, также стал народным артистом СССР. Несмотря на конкурс 247 человек на место и претензии некоторых экзаменаторов к полноте девушки, ее все-таки приняли. Впервые увидев себя в кино, она сказала: «Экрана такого еще не придумали, чтобы мою спину поместить!» И сидела на диетах, чтобы похудеть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль