Легенды Николо-Радовицкого монастыря — монастырь, непознанное, легенды, путешествия


Чудеса монашеского жития на берегах Мологи

Во времена смуты монахи искали места пустынные, но красивые, чтобы там укрывать чудодейственные иконы

Никольский собор Николо-Теребенской пу́стыни. Фото автора

В северной части Тверской области на реке Мологе стоит Николо-Теребенская обитель. Чудеса этих мест известны с давних пор. Продолжаются они и сейчас.

До революции 1917 года Николо-Теребенский мужской монастырь пользовался заслуженной славой. Когда-то ему принадлежало 1350 га земли, которой он продолжал пользоваться и после секуляризации, а монахов насчитывалось не больше сорока человек. Работавшие на этой земле крестьяне трудились на совесть, поэтому и жили хорошо, в отличие от помещичьих крестьян. Монастырь полностью содержал Тверскую духовную семинарию, помогал сиротам. Иногда сюда присылали на исправление провинившихся священников (одного батюшку сослали за то, что имел ребенка на стороне).

Главной святыней монастыря всегда была икона Святителя Николая Чудотворца (новгородское письмо, XV век). С ней связано много легенд и историй.

Деревянный храм, в котором находилась икона, в XVI веке сгорел, все местные жители погибли на войне или умерли от голода. Икону засыпало землей, там она и пролежала более сорока лет. В 1611 году сюда пришел монах Онуфрий, выкопал землянку, прожил недолго в холоде и голоде и ушел. И еще тридцать лет здесь царило запустение. А в 1641 году священный инок Авраамий и монах Феодосий вырыли себе пещеру в лесу рядом с храмом и начали монашескую жизнь. Среди развалин храма они нашли икону Святителя Николая, целую и невредимую. В других рассказах среди отыскавших чудо-икону упоминается Артемий Мозовский (или Морозовский) — то ли еще один монах, то ли благочестивый помещик. Но как бы то ни было, на месте утраченного храма, отмеченном чудесной находкой, был поставлен новый, а рядом — храм Благовещения.

В 1654 году этот край охватила моровая язва, и жители находящегося неподалеку Бежецка вспомнили про обитель на реке Мологе. Икону доставили в Бежецк по реке, отслужили водосвятный молебен, обнесли вокруг города, и болезнь прекратилась. В память об этом икону Святителя Николая стали возить в Бежецк каждый год, на особой ладье, специально построенной и освященной. По легенде, как-то раз икона упала с ладьи в Мологу, и с тех пор ее носили по окрестным селам посуху. В 1920-х годах монастырь закрыли, вместе со всеми остальными монастырями на территории молодого советского государства. Но благочестивым жителям удалось сохранить святыню.

Многие иконы Благовещенского храма годы советской власти провели в полном небрежении и теперь нуждаются в реставрации. Фото автора

Большой Бежецкий крестный ход возобновили только в 1990 году, и с тех пор ежегодно 6 июля в обители отмечается большой праздник. Сначала икону на руках несут в село Пятницкое, у источника святой мученицы Параскевы Пятницы служат водосвятный молебен, а затем, уже на машине, везут в районный центр Максатиху и в Бежецк.

Монастырь здесь вновь открылся в 2004 году, но уже женский. Настоятельница, матушка Ольга, в миру работала аудитором. Сюда впервые приехала перед постригом и подумала: «Счастлив тот монах, который будет восстанавливать эту обитель».

Почти полтора года она жила здесь одна, потом приехала первая послушница — Любовь Степановна, инженер-строитель из Москвы. Местное население встретило матушку настороженно. Сейчас деревенские жители вроде бы признали монашек, но в восстановлении монастыря особо не помогают — сами же всё здесь и рушили. Детский сад и школа были построены на монастырском кладбище. Первое время в школе творилось страшное: дети падали, разбивались. Директор сама прибежала в храм и попросила освятить школу. Матушка Ольга приглашает жителей деревни приходить, призывает покаяться: «Господь помилует, и жизнь будет другая…»

Но пока приходят только старые бабушки. Людей среднего возраста в деревне почти нет, вся надежда — на детей. Школа здесь хорошая, лучшая в районе, её не закрыли потому, что в селе есть детский дом. Монастырь помогает местным жителям, чем может, а на Рождество устраивает праздник. «Радует уже то, что 7 января всё село торжественно приходит, — говорит матушка Ольга. — Детки показывают спектакль, рассказывают стихи, а мы готовим всем подарки».

К счастью, оба храма на территории монастыря сохранились. Местный краевед Николай Алексеевич Соловьёв любит водить гостей по территории монастыря, рассказывая про его, а заодно и про свою собственную жизнь: «В монастыре я алтарничаю, читаю, пою. А еще работаю в школе…»

Благовещенский храм сначала был построен вместе с кельей и хозяйственными помещениями, но владыка тогда счел, что неприлично при храме делать кельи, да и стены вскоре потрескались. Поэтому здание разобрали, и в 1883 году сложили новое. Здесь размещалась монастырская библиотека, которая насчитывала несколько сотен томов разных книг — и богословских, и художественных. На хоре когда-то пел Фёдор Иванович Шаляпин (1873–1938), а при советской власти в этом здании местный совхоз торговал курами. Сейчас Благовещенский храм отреставрирован, и в нем идут богослужения.

Никольский собор гораздо больше по размерам, и его только начинают реставрировать. Построенный в XVII веке деревянный храм святителя Николая был перестроен, и окончательный облик собор принял к 1833 году. Над его росписью работали калязинские живописцы Никифор Степанович Крылов (1802–1831) и Алексей Васильевич Тыранов (1817–1900), будущие ученики художника Алексея Гавриловича Венецианова (1780–1847), который неоднократно бывал в монастыре.

Венецианов жил в Тверской губернии и считается здесь местным, «своим» художником. Две иконы его работы висят в Благовещенском храме — «Рождество Христово» и «Александр Невский». А в Никольском соборе специально были собраны иконы очень большого размера, и среди них девять икон-картин Крылова, изображающих чудеса Святителя Николая. Одна композиция называлась «Исцеление расслабленного руками и ногами помещика Куминова, наказанного немотой за дерзкое языкословие». Судьба большинства картин Крылова неизвестна, но его картины есть и в Эрмитаже, и в Русском музее , и в Третьяковке . Когда монастырь закрыли, собор уцелел лишь потому, что его здание использовал совхоз — сначала хранили удобрения, потом открыли спортзал.

К чудодейственной иконе «Блаженное чрево» в подземном храме приезжают бездетные пары. Иногда издалека. Приезжают сначала, чтобы просить о благодати, а потом — с детьми. Фото автора

Под полом в соборе захоронены монахи. И это тоже придает чудодейственную силу. Настоятель собора отец Геннадий запирал здесь на ночь людей, у которых болели ноги. Всю ночь они молились, и наступало исцеление. А после того как в Никольском соборе была отслужена первая божественная литургия, на стенах сами по себе начали проявляться фрески. Сначала проступали фрагменты сюжетов: части одежды, лица, цветы, потом — куски композиций. Под каждой фреской есть надпись из священного писания. Специалисты-реставраторы пока не дают внятных объяснений.

Вторая святыня монастыря — Теребенская икона Божией матери. По преданию, икона явилась мальчику-пастушку где-то в лесу. Иисус Христос изображен стоящим на камне с раскинутыми руками. А в двух километрах от монастыря, за рекой Мологой, почти уже врос в землю очень похожий камень, на котором отпечатался след ноги. Его называют камень-следовик. В монастыре склоняются к тому, что явление иконы было возле того камня: «След очень маленький, 35-го с половиной размера. Возможно, что это след Божией матери. Христос путешествовал по храмам с двенадцати лет, а в этом возрасте нога больше».


Эта икона также прославилась чудесами — избавила город Бежецк от холеры. Монахи раньше оберегали место, где находится камень-следовик, а сейчас через Мологу нет ни моста, ни переправы. А рядом со следовиком, тоже в земле, есть камень неземного происхождения. Уже давно замечено, что дотрагиваться до него нельзя — сразу портится погода, начинается дождь.

Николай Алексеевич показывает разрушенную стену: здесь была гостиница для паломников, здесь жили престарелые священнослужители, дальше кухня, хлебопекарня, трапезная, амбар — все под одной крышей, монастырь был огромный. Но есть еще и подземный монастырь. В XVIII веке под землей построили храм преподобного Александра Свирского. По преданиям, преподобный Александр начинал свой молитвенный подвиг в этом монастыре. В одном помещении под землей был храм, а в другом жили монахи-затворники, не выходившие на белый свет. Подземные ходы прорыты буквально под всей территорией монастыря, а это — 7 га.

История обители начиналась с пещеры, которую на этом месте вырыл себе инок Онуфрий в 1611 году. Теперь подземный монастырь ничуть не меньше надземного, но гораздо менее изучен. Фото автора

После закрытия монастыря под землю между храмом и стеной провалилась машина с зерном. Достать ее так и не смогли, только зерно выгребли. Не так давно с пустотами разбирались специалисты. Они обнаружили за Благовещенским храмом три склепа и очень удивились, найдя под землей автомобильную раму. Когда весной начинает таять снег, слышно, как вода булькает, просачиваясь сквозь землю, — будто в пустоту уходит. Возможно, там есть и подземный ход под Мологу, к камню-следовику.

30–40 лет назад в земле перед входом в Благовещенский храм нашли кости двух десятков человек. В 1919 году взбунтовались монахи, недовольные новыми порядками; вероятно, их заставили выкопать себе могилу, расстреляли и закопали. Чекисты зверствовали, искали монахов в подвалах; может, кому-то удалось спрятаться. Никто не знает, какие чудеса и какие тайны еще кроются в монастыре…

Подземные ходы заложены, потому что грунт обваливается; спуститься под землю можно только в одно помещение. Там стоит икона «Блаженное Чрево» — еще одно чудо Николо-Теребенской обители. Считается, что бездетным парам обязательно надо ехать в монастырь и молиться. «Господь им дает такое испытание, чтобы они повернулись к храму, к Господу, — говорит матушка Ольга. — Вымоленные дети — удивительные, они в храме сразу начинают разговаривать с ангелами, ручки тянут. Вы не представляете, сколько у нас родилось детей за последние два года!»

Матушка Ольга живет проблемами сегодняшнего дня. Хозяйство у монастыря большое, а работников мало, к тому же сама матушка после автомобильной аварии ходит с палочкой. Но помощники есть. Весной на практику приезжают «детки» из Максатихинского профессионального училища. Очень помогают сотрудники Калининской атомной электростанции — копают картошку, убирают мусор. Приезжают паломники. Когда матушка попала в аварию и три с половиной месяца лежала, паломники из Красногорска приезжали каждую неделю, привозили деньги на лекарства, продукты. «Они за меня молились, — говорит матушка. — Если бы не молитва, я бы не смогла ходить».

В монастыре зарегистрирован учебно-медико-реабилитационный центр для детей, оставшихся без родителей. Калининская АЭС взяла его на попечение. У монастыря 640 га земли, нуждающихся в обработке. Матушка Ольга предложила создать сельскохозяйственное предприятие, а на его базе — производственную практику студентов училища. Село вымирает, рабочих рук нет, практически все пьют. А ребята получают хорошие специальности — каменщики, маляры, механизаторы, лесники, — но практику им проходить негде. Еще матушка надеется взять в аренду бывший монастырский бор, ныне почти вырубленный. В местном хозяйстве есть саженцы редкой сосны, некогда росшей в этом бору. Вот ребята-лесники и почистят этот лес, саженцы посадят…

«Святейший сказал, что роль монахов сейчас меняется, особенно на селе, — говорит матушка Ольга. — Мы должны своим примером заставить местное население работать». Жители деревни почти всех коров порезали. А в монастыре сразу появились коровы, и матушка — в прошлом городская жительница — стала их доить. Деревня была настроена враждебно, и как-то после службы матушка спросила: «А что вы имеете против моих коров?», — а ей сказали: «Мы тебе завидуем. Мы бы сами хотели, но взять негде и сил нет». Всех бычков, которые рождаются в хозяйстве, матушка меняет на телочек в племенном хозяйстве. Хочет завести свиней (хотя в монастырях это не принято) и раздавать поросят — за символическую цену, лишь бы только взяли и вырастили.

Матушка Ольга. Фото автора

Когда гостей потчуют за монастырским столом, отказываться нельзя, потому что эта пища, как говорит матушка Ольга, — лечебная: «Мы готовим еду с молитвой, вкладываем частичку своей души, сердца. И каждого стараемся угостить, чтобы люди увезли от нас немного благодати».

За трапезой матушка Ольга рассказала про паломника, который недавно приезжал в монастырь. Он высчитал, что все обители находятся друг от друга на одинаковом расстоянии — 540 км. Николо-Теребенская обитель находится в 540 км и от Саровской обители, и от Псково-Печерского монастыря, и от Великорецка, и так далее. 540 — это 5 раз по 108, а число 108 он считает значимым для Земли.

Паломник нанес на карту основные монастыри, соединил их линиями, и на их пересечении оказалась Николо-Теребенская обитель. Вышло так, что на этом месте пересекаются все духовные линии. Матушка Ольга приняла информацию к сведению и мудро сказала: «Господь пока ничего не открывает или открывает понемножку. По всей видимости, еще не время».

На прощание матушка посетовала, что в обитель очень трудно добраться. Да мы и сами не обошлись без приключений и согласились, что дорога в монастырь непростая. «Да, — подтвердила матушка, — кто первый раз к нам едет, без происшествий не приезжает никогда. А знаете, почему? Старцы говорят: когда человек едет в благодатное место, и его душа в этом месте получит что-то полезное, лукавый делает всё, чтобы человек туда не попал».

Мистика Рдейского монастыря

Есть в России загадочные места, разгадать тайну которых невозможно, даже обладая всем багажом знаний, накопленным человечеством на настоящий момент. Речь пойдет о Рдейском монастыре, расположенном в труднодоступном месте Новгородской области.

Хоть сам монастырь окружен с трех сторон прекрасным Рдейским озером, путь к нему идет через непроходимые болота. Говорят, с первого раза мало кому удается достигнуть этого святого места, которое будто бы проверяет желающего побывать там на веру и упорство в достижении цели.

Одна из загадок монастыря связана с легендой. В ней говорится, что место будущего монастыря было указано самим Андреем Первозванным во время его путешествия из славного города Киева в великий город Новгород. Дойдя до озера, святой благословил это место.

Из сказаний известно, что после посещения Рдей апостолом это место долгое время считалось заповедным, да и слухи о нем шли как о привередливом, которое к себе никого не подпускает.


Первые монахи пришли на Рдею в XVII веке. Затворники были уверены, что это уединенное место очень подходит для вознесения молитв. Первые постройки будущего прекрасного монастыря были возведены монахами из дерева и посвящены преподобным Зосиму и Савватию. Спустя несколько десятилетий на территории монастыря воздвигли храм Успения, тоже деревянный.

Шли годы, монастырь рос, многие строения перестраивались, после пожаров трудолюбивые монахи все возводили заново. У монастыря были удачные и трудные времена.

Несмотря на то что Екатерина II приказала упразднить обитель, в ней продолжали жить монахи, людской поток желающих побывать в монастыре не прекращался ни на день. По болоту проложили надежную дорогу из прочных бревен. По ней безбоязненно продвигались не только паломники, но и кареты. Дорога пролегала от ближайшего поселения до самых стен монастыря.

С 1887 года монахини Рдей занимались обучением детей. Финансовую поддержку монастырь получал от одного из представителей купеческой династии Мамонтовых — Александра Николаевича. Именно он оплатил постройку Успенского собора на территории Рдейского монастыря. Для строительства собора за пределами болота был построен завод по производству кирпичей.

Иконостас собора выполнили из итальянского мрамора, напольную плитку привезли из Польши, а роспись собора и иконы создали кремлевские мастера. С Демидовского завода был доставлен паровой котел, благодаря работе которого отапливался храм.

Постройка имела необычную деталь — алтарь был ориентирован не на восток, как полагается в православных храмах, а на северо-запад. Вряд ли это было ошибкой, но тайна ушла вместе с Мамонтовым.

В 1902 году на территории Рдейского монастыря открыли новый храм, способный вместить около 800 человек! И этот храм стоял не где-нибудь в центре большого города, а в глуши, среди болот, на берегу лесного озера. Несмотря на такую удаленность, храм всегда был заполнен верующими. Многие паломники приходили из самых далеких уголков страны, чтобы побывать на месте, благословленном самим Андреем Первозванным.

Верующие стремились увидеть и преклонить колени перед многочисленными святынями рдейской обители: холстяной ризой апостола Андрея Первозванного и несколькими чудотворными иконами. В 1938 году обитель была безжалостно разграблена.

Долгие годы продолжаются поиски украденных святынь монастыря, но пока безрезультатно. Черные копатели при поиске не пожалели даже могилы.

Во время Второй мировой войны в районе Рдейского монастыря шли ожесточенные сражения. Победа в этой локальной схватке была так важна немцам, что они выпустили специальный наградной знак. Фашистам сильно доставалось от местных партизан. Фашисты считали, что монастырь используется народными мстителями как наблюдательный пункт: с колокольни Успенского храма можно было осматривать всю местность.

Чтобы избавиться от «проблемного» монастыря, немцы заминировали всю территорию. До сих пор никто не может понять, как смог уцелеть Успенский собор, когда вокруг взрывались мины.

Чем же сегодня этот полуразрушенный храм, потерявший все свои святыни, притягивает многочисленных паломников и местных жителей? Скорее всего, причина в том, что территория Рдейского монастыря считается местом силы, которая способна вылечить не только тело, но и душу. К тому же это место само выбирает, кого пустить, а кого нет, и не прощает того, кто наносит ущерб монастырю.

Говорят, что все, кто оставил свои «памятные надписи» на стенах обители, быстро ушли из жизни. Однажды в монастырь приехал молодой парень, чтобы исполнить предсмертную просьбу своего отца и стереть надпись со стены, которую тот сделал «на память», побывав однажды в обители.

То, что монастырь никогда не прощает вандализма, подтверждает еще одна история. Однажды некий предприимчивый товарищ, приехав на машине по зимней дороге к монастырю, снял часть уникальной голубой плитки с пола храма, чтобы использовать ее для оборудования бань — своей и родственника.

Через месяц обе построенные бани сгорели, сам похититель тяжело заболел, а родственник получил тяжелую травму при работе с бензопилой. Только после того, как вор вернул плитку обратно в храм, здоровье его пошло на поправку.

О чудодейственной силе монастыря и сегодня слагаются легенды. Вот одна из них.

Энтузиаст Мирон Антипов уже несколько лет устраивает воздушные экспедиции на мотодельтаплане для того, чтобы привлечь к монастырю внимание и потихоньку восстановить его всем миром.

Кроме того, он сам является живым подтверждением удивительных возможностей монастыря. Несколько лет назад он разбился и практически оторвал ногу при посадке. Ногу пришили, но ее функции не восстановились — без костыля Мирон перемещаться не мог.

Намучившись, Мирон однажды решил попытать счастья в обители. С большим трудом ему удалось добраться до Рдейского монастыря и он провел в обители всего одну ночь. Вернувшись домой, несколько дней он страдал от невыносимой боли, но функция ноги в течение месяца полностью восстановилась.


Сейчас Мирон вспоминает о ноге и костылях лишь при обсуждении темы о различных чудесах.

Паломники, которые часто бывают на службах в Рдейском монастыре, говорят, что те, кто собирается посетить монастырь, должны оставить все свои планы и расчеты дома, поскольку Рдея сама решает, пускать посетителя или нет.

Как выглядит отказ Рдей? Нежелательные для Рдей паломники либо начинают ходить кругами вокруг озера, либо человек, не понимая причины, вдруг решает вернуться с полпути обратно домой, либо на паломника нападает жуткий страх, который не позволяет продолжить путь.

Волшебная обитель разрешает войти только «своим», а потом приглашает их к себе опять и опять.

Доброе утро

Легенды Новодевичьего монастыря

Код для встраивания видео

Настройки

Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице

Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9

Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео

Новодевичий монастырь всегда был пристанищем для узниц из знатных семей. Петр I сослал сюда свою сестру Софью, когда узнал, что она хочет править единолично. Бунт стрельцов подавили. Царевну заточили в башню. Перед окном ее кельи устроили показательную казнь стрельцов. С тех пор это место окружено мрачными легендами. Итак же Петр отправил в Новодевичий монастырь всех остальных сводных сестер, а вслед за ними и свою первую жену — Евдокию Лопухину.

В 1812 году перед отступлением из Москвы французы чуть не взорвали Новодевичий монастырь. Говорят, что он чем-то не понравился самому Наполеону. Монастырь счастливо избежал разорения в годы советской власти. По иронии судьбы на его территории разместился «Музей раскрепощения женщины». Монахини вернулись в эти стены только в 1994-ом.

Экскурсия: Обители древней Мещеры Код экскурсии: 9447

Сейчас нет плановых дат проведения этой экскурсии, но они могут появиться в любой момент.
Мы можем сообщить об их появлении!
Уже подписалось: 83 человека.

Мещера край удивительной красоты и несметных природных богатств. Заросшие высокой травой берега и песчаные отмели ее рек и озер, стройные вековые сосновые боры, мощные дубравы и березовые рощи, зеленые лужайки и кудрявые перелески вобрали в себя все, чем богата среднерусская природа. Именно такой пейзаж окружает самый древний и самый позабытый монастырь Мещерского края

Экскурсия: Обители древней Мещеры Код экскурсии: 9447

* Путевая информация.
* Воскресенская церковь с. Ильинский Погост;
* Свято-Троицкий Мариинский монастырь в Егорьевске;
* Казанский монастырь в Колычево;
* Николо-Радовицкий мужской монастырь.

Сбор в 8:45. Отправление в 9:00 от ст.м. «Кузьминки».


— Экскурсия предполагает посещение действующих храмов. Дамам желательно быть одетыми в юбки и иметь при себе платки.
— Экскурсию по территории Николо-Радовицкого монастыря с посещением острова Святого озера и храмов обители проведут представители монастыря.
— Желающие окунуться в Святом озере – возьмите все необходимое.

Путешествие пятое: сплошные легенды и чудеса

Знакомство с Печорами мы начали с того самого места, которое дало жизнь городу, — со Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. А в самой обители мы первым делом спустились в пещеры, над входом в которые на красной табличке блистает надпись «Вход в пещеры Богом сданные». По легенде эта надпись появилась сама собой, когда открылся вход в пещеры. Более того, говорят, что стереть её невозможно.

Как гласит монастырская летопись, пещеры были открыты в конце XIV века – в 1392 году. А дело было так: на склоне оврага начали рубить лес, одно из деревьев упало, и под его корнями открылся вход в пещеры, откуда послышалось пение. Оказывается, в пещерах уже тогда жили монахи — выходцы из Киево-Печерской лавры. Там они укрылись от притеснения татаро-монголов. Что вполне понятно, именно от слова «пещера» образовано название города Печоры.

Но вернёмся к монахам. Известно имя только одного из них – Марк. Теперь это печорский святой, и покоится он в пещерах. А всего там погребены порядка 11 тысяч человек, среди которых не только священники, но и родственники Мусорского, Кутузова, Суворова, князей Назимовых, Плещеевых, Бутурлиных. Похоронены там и представители древнего рода Симанских – предки патриарха Московского и Вся Руси Алексия Первого.

Пещеры делятся на ближние и дальние. В ближних, прямо на входе с правой стороны, стоит гроб матушки Вассы – это единственная женщина, которая приняла монашество в Псково-Печерском монастыре. Васса, тогда ещё Мария, пришла в обитель со своим супругом Иоаном Шестником (кстати, «шестник» не фамилия, а прозвище, которое означало, что он шествовал из одного места в другое). В Печоры (естественно, их тогда ещё не было) Иоан прибыл из Юрьева (ныне город Тарту, Эстония), а туда он был послан из Москвы на служение как миссионер. Так вот, перебравшись в Печоры, Иоанн и Мария начали копать храм в скале – Успенский собор, который действует по сей день. Перед смертью Мария приняла монашество и получила имя Васса. Она считается покровительницей семьи и брака. Иоан тоже принял постриг с именем Иона. К слову, он тоже покоится в ближних пещерах.

На гроб матушки Вассы стоит обратить особое внимание. Лично я уже была шокирована тем фактом, что дерево может сохраниться в таком отличном состоянии через столько веков. И хотите – верьте, а хотите — нет, но научно доказано, что из гроба однажды вырвалось пламя. Подпалины на домовине видны невооружённым глазом, а вот о том, при каких обстоятельствах они появились, есть несколько легенд. По одной из версий, было это ещё до строительства крепости вокруг монастыря, когда в обитель проникли враги, по второй, «ожогам» значительно меньше лет, якобы,возникли они во время прихода большевиков. Дальше истории одинаковые: враги/большевики решили, что в гробу могут быть какие-то ценности и попытались его вскрыть, тогда из под крышки вырвался огонь, который опалил охотников за драгоценностями, и они в ужасе бежали. Уже в наше время приезжали учётные, брали пробы и подтвердили, что никакого внешнего источника огня не было, пламя вырвалось изнутри.

Рядом с гробом матушки Вассы в стене есть надгробная плита, которая гласит, что за ней покоятся военачальник Иван Тихонович Назимов, который в годы правления Петра Первого был воеводой в печорской крепости и защищал её от шведов, и его правнук. И. Т. Назимов скончался 26 января 1706 года.

Тут же в ближних пещерах покоятся печерские святые Марк, Иона (я о них говорила выше) и Лазарь прозорливый. Над местом захоронения Лазаря весят вериги – тяжеленный ( весом 16 килограммов) крест, который святой носил под одеждой. Жил он в конце XVIII – начале XIX века. Лазарь был схимонахом, а посему всё время проводил в молитве. А ещё он обладал даром провидение, поэтому его и называют «Прозорливым». Поскольку старец мог видеть будущее и давать напутствие, к нему приезжал царь Александр I.

Погребён Лазарь, как и завещал, под спудом – гроб находится за каменной кладкой, причём в келье в пещерах, где он и жил. Рядом стоит надгробная плита. Её изготовили ещё за 14 лет до кончины святого. Дело было так: Лазарь вдруг стал совершенно неподвижным, дыхание у него пропало, все решили, что он умер, и приготовились хранить. Но на третий день у старца появились все признаки жизни. Люди стали расспрашивать его о том, что случилось, но в ответ получила только слова из псалмов: «Люта смерть грешника». После этого случая Лазарь принял обед молчания, пищу ему в келью передавали через окошко, оно есть и сейчас. Естественно, Лазарь предсказал свою смерть, и после его кончины в кельи нашли 10 рублей и прилагавшуюся к ним записочку: «На угощение братии».

Прямо напротив входа в ближние пещеры находится большая икона, на которой изображены все печерские святые: преподобные Марк, Иона, Васса, преподобномученики Корнилий (настоятель обители, покоится в Успенском соборе) и Вассиан, преподобные Лазарь Прозорливый, Дорофей Югский, Симеон (покоится в Сретенской церкви обители) и Священномученик Александр (Петровский) – архиепископ Харьковский.

Это были ближние пещеры, а теперь пойдём в дальние, которые отделены увесистой дверью. За ней начинается Кормчая улица. У самого входа своды пещеры укреплены, чтобы избежать осыпания, которое может быть спровоцировано перепадом температур: в ближних пещерах значительно теплее, чем в дальних. А теперь несколько чудес: в дальних пещерах всегда одна и та же температура воздуха – примерно плюс 5 градусов; несмотря на то, что захоронено много людей и нет вентиляции, запах тления отсутствует, воздух всегда чистый и свежий; ещё там до 3 месяцев в песке без воды могут стоять цветы и оставаться свежими (цветы в песке видела своими глазами). Ещё одно чудо, которое я тоже видела сама, — это зелёное деревце, которое растёт в пещере: все мы знаем, что растениям для роста и для того, чтобы листья были зелёными, нужен свет. Оказывается, может быть и по-другому. Поверьте, в пещерах абсолютно темно. В общем, всё это наука объяснить не может, а в монастыре говорят, что это промысел Божий.

От Кормчей улицы в пещерах расходятся ещё несколько: улица Старцев, улица Братская и улица Церковная. Честно говоря, объяснить какая из них в какую сторону отходит, не могу, поскольку с лёгкостью заблужусь белым днём в трёх соснах, а тут всё-таки пещеры. темнота. Говорят, что чтобы выйти из пещер нужно всё время «держаться правой стороны».

Кстати, в пещерах строго следят за тем, чтобы никто не заблудился или намеренно не отстал. А вот несколько лет назад был случай, когда мужчина неделю прожил в пещерах: говорят, что он специально отстал от группы и спрятался, потом он периодически выходил к людям, все его принимали за обычного паломника или туриста, но через неделю выловили и вывели.

К слову, общая протяжённость пещер превышает 200 метров, их грубина – порядка 15 метров. А образовались эти подземные ходы, вероятнее всего, при сходе ледника: вода вымыла слои песчаника, и получились пещеры.

По стенам в пещерах размещены надгробные плиты – они закрывают нишу, куда опускали домовину с телом усопшего. Эти плиты изготавливались или из известняковой плиты, или из белого и чёрного мрамора, или из глины с последующим глазурованием. Плиты из глины называются керамиды, а рецепт их изготовления до наших дней, к сожалению, не дошёл. Интересно ещё и то, что на них (наверное, почти на всех) даты жизни человека указаны от сотворения мира, то есть, чтобы получить реальные цифры, нужно от тех, что есть на плитах, отнять 5 тысяч 507 лет.

А теперь об улицах. На улице Старцев, как следует из её названия, покоятся все старцы, в том числе и один из самых известных старцев современности Архимандрит Иоанн Крестьянкин . Он обладал даром прозорливости, поэтому к нему приезжало множество людей, поговаривают, что совета спрашивал даже сам Владимир Владимирович Путин. Гроб с телом Ионна Крестьянкина находится в нише с отверстием, чтобы верующие могли прикоснуться к нему. А ещё у могилы это знаменитого старца всегда стоит очень много цветов. Ещё на этой улице похоронены Ваамские старцы , которые пришли в Псково-Печерский монастырь в 1957 году из Финляндии. Заканчивается дорога большим крестом, который привезли сюда из Иерусалима. Говорят, что ещё совсем недавно он мироточил, но вот сейчас этот процесс прекратился.

На Братской улице покоятся простые иноки. На ней находится сразу несколько больших кладбищ, дверь в одно из них открывают во время экскурсии – там друг на друге стоят множество гробов. Второе кладбище, как рассказывают, значительно больше по площади и имеет два подземных яруса.

Улица Церковная, что тоже следует из её названия, заканчивается храмом Воскресения Христова. Там находится образ воскресшего Иисуса Христа, выполненный из белого мрамора. В Печоры эту реликвию привезли из Тарту, а туда доставили из Италии. В пещерах крест установили на средства благотворителя Дмитрия Павловича Соломенцева 1940 году. В пещерах покоятся отец и брат этого благотворителя, сам же Дмитрий Павлович похоронен в Бельгии, но родственники хлопочут о переносе его праха в пещеры Псково-Печерского монастыря. Храм Воскресения Господня уникален тем, что алтарь устроен по типу храмов раннехристианского периода: алтарная часть отделена оградкой. А за алтарём похоронен наместник монастыря Архимандрит Алипий (Воронов) , благодаря которому обитель была восстановлена после Великой Отечественной войны.

Насколько я понимаю, много и долго можно рассказывать практически о каждом, кто захоронен в пещерах, но я не ставлю перед собой такую задачу (лучше каждому отправиться туда и услышать всё из первых уст – от монахов, которые сопровождают группы в пещерах), поэтому предлагаю двигаться дальше, ведь пещеры – это лишь часть обители.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль