Легенды и были Новодевичьего монастыря — новодевичий, монастырь


Содержание

Новодевичий монастырь в Москве — рассказ о знаменитых узницах

Посещение Новодевичьего монастыря в Москве заставило меня задуматься о судьбах женщин, которые провели остаток жизни в этом заведении.

Монастырь был основан в 1524 году Василием III. Новым его назвали потому, что были старые — Зачатьевский или Стародевичий и Вознесенский монастыри в Москве.

Соломония Собурова и развод с Василием III.

По легенде Василий III при взятии Смоленска дал обед, что в случае успеха он построит в Москве монастырь. Смоленск к Москве присоединили и обитель построили.

Интересно, что основание обители Василием III совпадает с его бракоразводным процессом, поэтому некоторые полагают, что князь «вспомнил» о своём обете именно с целью поселить туда свою супругу Соломонию Сабурову.

Официальной причиной развода был тот факт, что за 20 лет брака у них так и супругов не было детей.

Вначале Соломонии предложили принять постриг добровольно – но она отказалась. Тогда боярин Иван Шигона-Поджогин, насильно вывез ее из дворца в Московский Рождественский девичий монастырь. Во время пострига она рыдала сопротивлялась. Тогда ее — царицу ударили несколько раз плетью и предложили покориться.

— Свидетельствую же перед всеми, – громко сказала Соломония, – что не желаю пострижения и куколь монашеский на меня надевают насильно! Бог видит все – пусть он отомстит моему гонителю! Постриженная под именем Софьи, невольная монахиня Соломония Сабурова была отвезена в суздальский Покровский монастырь… В Новодевичьем она так и не поселилась.

Суздальский покровский монастырь

А Великий Князь женился на Елене Глинской, от этого брака родился сын — Иван Грозный.

При Иване IV в Новодевичьем продолжали селиться родственницы царя.

30 апреля 1564 года в обителе приняла постриг под именем Александра вдова младшего брата царя княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая

Евросинья Старицкая, жена Великого Князя Андрея (дяди Ивана, умершего в тюрьме), также была пострижена в монахини. Это случилось после заговора, который она организовала когда обнаружилось, что царь, мягко говоря, не совсем здоров.

Женщина, посмевшая сопротивляться, в эти тяжелые для России времена, по мнению мужчин, кинематографистов, конечно же должна была выглядеть так:

кадр из фильма «Иван Грозный»

Иулианию и Евросинью в Воскресенском Горицком монастыре убили опричники. Впоследствии они стали местночтимые вологодскими святыми.

Годуновы и Новодевичий

В январе 1598 года, после смерти царя Фёдора I Иоанновича из Кремля в обитель переселяется его вдова — царица Ирина Фёдоровна Годунова (в иночестве Александра).

Приняв постриг царица продолжает управлять государством вместе со своим братом — Борисом. Именно Борис Годунов превратил обитель в крепость. Именно здесь, под стенами монастыря, Борис разыграл шоу со своим избранием.

Позже в 1610 году, здесь поселилась дочь Бориса — царевна Ксения Борисовна Годунова (в иночестве Ольга),

Судьба Ксении, наглядно показывает, как дети отвечают за грехи отцов. В 1605 году, во время смуты, убили ее брата и мать, а она стала практически наложницей Лжедмитрия I.

Перед женитьбой Лжедмитрия Ксения была пострижена в монахини и поселилась в Троице — Сергеевой лавре, которая в смутное время выдержала несколько осад. Однажды обитель была атакована казаками Ивана Заруцкого. Можно только догадываться, что пережила несчастная женщина в это тяжелое время.

В 1615 году в Новодевичьим поселилась вдова еще одного свергнутого царя — Мария Петровна Буйносова-Ростовская (в монашестве — Елена), жена Василия Шуйского.

Новодевичий — тюрьма, царевна Софья.

Так Новодевичий становится привилегированной женской тюрьмой. При Петре I в 1689 г., после стрелецкого бунта, в обители запирают царевну Софью. Ее также насильно постригли в монахини под именем Сусанны. Позже в Новодевичий были заточены сёстры Софьи и ее брата Петра. Что тут скажешь, любил Петр свою семью.

Здесь же, прямо под окнами царевны, были повешены ее сторонники — участники стрелецкого бунта.

При Софье в обителе были построены основные здания. На ее средства строятся трапезная, Успенская церковь, церкви Покрова Богородицы и Преображения Господня.

В 1690 году сооружается колокольня в стиле московского барокко.

Евдокия Лопухина

Затем, в монастырь отправилась первая жена Петра Первого Евдокия Лопухина. Ее также насильно постригли в монахи в 1697 году. Это несмотря на наличие малолетнего сына и отсутствие ее согласия. Первоначально она находилась в Суздальско — Покровском монастыре, практически в заключении на хлебе и воде.

Новодевичий — это одно из немногих культовых сооружений Москвы дошедших до нас без изменений. Там все сохранилось: палаты Софьи и Евдокии, есть музей со старыми фресками. Так и хочется прикоснуться к истории находясь в этом здании.

Были и легенды Новодевичьего монастыря

С Новодевичьим монастырем связано много трагических судеб.
В его стенах приняли постриг и находились в неволе царские жены, дочери и сестры, здесь пролилось много крови…

Про это место ходит множество преданий и мифов.
Среди легенд есть и внушающие ужас, и те, что касаются счастливых примет.

Монастырь построили по указу великого князя Московского Василия III , который отбил в 1514 году город Смоленск у литовцев.
Строительство начали в 1523 году, на территории Девичьего поля, откуда отправили из Москвы назад в родной город икону Божией Матери Одигитрии Смоленской.

Свое название – Девичье — поле получило из–за того, что сюда татаро-монголы свозили русских девушек, а затем везли их в полон, в Орду.
От него название получил и монастырь, став Новодевичьим.

Первой настоятельницей обители была боярыня из Суздаля Елена Девочкина. Позже ее причислили к лику святых.

В обитель принимали только представительниц монарших родов и знати.
В их числе были царица Ирина Годунова, вдова Феодора Иоанновича, царевна Татьяна – дочь царя Михаила Романова, сестры Петра I Евдокия и Екатерина, а также первая из его жен Евдокия Лопухина.
Некоторых из них постригли в монахини насильно.

Темница для царевны

Очень много полезного для монастыря было сделано еще одной сестрой Петра – царевной Софьей.
Она дала средства для строительства колокольни, квадратных церквей на южных и западных воротах, трапезной палаты и Успенского храма.

Но поворот судьбы привел к тому, что именно Новодевичья обитель превратилась для Софьи в темницу.
В 1689 году по указу брата ее заточили здесь и против ее воли вынудили принять постриг под именем инокини Сусанны.

Кроме этого, прямо под окнами ее кельи Петр распорядился вешать стрельцов, которые стали на ее сторону в борьбе с братом за власть.

Есть предание, которое гласит, что на льду Новодевичьего пруда царь собственноручно с верными ему боярами рубил бунтарям-стрельцам головы. А так с первого раза отсечь голову не всегда получалось, что казнимым нередко причинялись страшные муки.

И сейчас, как гласит людская молва, около того пруда находятся души убитых стрельцов. Они пытаются отыскать своих палачей, чтобы отомстить им.

Часто рассказывают и о фантомах несчастных узниц, которых видели вблизи Новодевичьего монастыря. Но в них нет ничего устрашающего, напротив, они пытаются помочь оказавшимся там представительницам женского пола.

Напрудную башню Новодевичьего монастыря называют Софьиной.


Есть поверье о том, что если коснуться ее подножия и загадать желание, в особенности романтического свойства, то оно обязательно сбудется.
Но действует примета лишь для женского пола.

Ошибка Наполеона

Вновь вернемся к истории обители.

В 1724 году по приказу Петра на ее территории открыли приют для девочек-подкидышей.
Из Голландии были выписаны специальные мастерицы, которые занимались обучением воспитанниц плетению известных брабантских кружев.
В те времена кружевницы в основном работали при монастырях.

В сентябре 1812 года на территории Новодевичьего разместились солдаты французской армии.
Вскоре к ним прибыл и сам Наполеон, который приказал сжечь святую обитель.

В ночь с 8 на 9 октября, когда Наполеоновская армия уходила из Москвы, солдаты зажгли множество свечей перед уходом, прилепив их к деревянным иконостасам, а также побросав их лежавшую везде солому.

В подклети Смоленского собора было оставлено множество открытых бочонков с порохом, на которых сверху лежали зажженные фитили.
По счастливой случайности, монахиням удалось вовремя потушить начавшийся пожар.

А Наполеон, между тем, долго находился на Воробьевых горах, ожидая зарева над Новодевичьим.
Для него уничтожить этот старинный и красивый монастырь – национальное достояние — стало делом чести.
Он даже распорядился, чтобы солдаты вернулись и повторили поджог, если пожар не начнется.

По легенде, про этот варварский замысел узнал один из москвичей, живший недалеко от обители.
Чтобы спасти монастырь, он поджег свой дом. Наполеон, заметив пламя на противоположном берегу Москвы-реки, спокойно удалился восвояси.

Свечение над могилами

После революции, в 1922 году, обитель закрыли большевики, разместив в ней «Музей раскрепощения женщины», который в 1926 году был преобразован в историко-бытовой, а чуть позже в художественный музей. Часть помещений и зданий отдали под прачечные, детские ясли, общежитие. В трапезной разместился гимнастический зал.

А 1930-х годах территория Новодевичьего подверглась «реконструкции». Там разбили сквер с аллеями и газонами.
При этом были потревожены захоронения, которые находились в монастырской ограде.
Через некоторое время стал проседать грунт, в земле начали появляться воронки, а по стенам новых построек пошли трещины.

А после того как сотрудница музея провалилась под землю, попав в склеп с пятью гробами внутри, в монастырь прибыла геофизическая комиссия, которая провела обследование территории монастыря и составила карту самых опасных секторов.

К сожалению, планы старого Новодевичьего некрополя были безвозвратно утеряны.
Никто не подумал о том, что они могут пригодиться.
Лишь несколько надгробий сохранилось.

В наше время проводились попытки восстановить старое кладбище около Новодевичьего, но обнаруженные памятники разместили не там, где они находились изначально, так как никто не знает точного местонахождения могил.

В настоящее время в неприкосновенности осталось лишь небольшое количество захоронений, среди которых могилы декабристов А.Н. Муравьева, Сергея Трубецкого и М. И. Муравьева-Апостола, поэта-гусара Дениса Давыдова, генерала А. А. Брусилова, поэта А. Н. Плещеева…

А между тем бытует предание о том, что по ночам от заброшенных свечений исходит слабое свечение, что позволяет их обнаружить.

Кто украл череп Гоголя?

При советской власти возле южной части монастырской стены образовалось нынешнее Новодевичье кладбище, место захоронений представителей элиты.
В 1930-е годы из закрытого Даниловского монастыря сюда переместили прах Николая Васильевича Гоголя.

В 1931 году, когда проводилось перезахоронение останков Гоголя, было обнаружено, что у скелета не хватает головы.
Допросили монахов Свято-Данилова Монастыря, которые рассказали, что череп был якобы украден Бахрушиным, который занимался реставрацией могилы писателя накануне его столетнего юбилея, в 1909 году.

Стали появляться слухи о том, что гоголевский череп находится в Бахрушинском музее, увенчанный венком из серебра, в ларце из палисандра со стеклянным оконцем.
Эту версию подтвердил Владимир Лидин, советский писатель, который рассказывал в своих мемуарах о том, что в музее находится три черепа – Николая Гоголя, актера Михаила Щепкина и еще один неизвестный.

Впрочем, очень сложно назвать эту легенду о черепе Гоголя истинной. Ведь все Бахрушины были глубоко интеллигентные люди, что относилось и к Алексею Бахрушину. Вряд ли он мог тайком украсть мощи литератора, чтобы затем показывать их в своем музее. Вероятней всего это еще одно заблуждение.

Все вышеизложенное далеко не полное собрание чудес и легенд, связанных с Новодевичьим монастырем.

Среди москвичей, которые любят гулять в прилегающем к нему сквере, ходит поверье о том, что если встретить там полную луну, то кто-либо из ближайших родственников обязательной «достигнет степеней известных» и «пойдет в гору».

А сорванные и засушенные по весне вместе с любимым листья, якобы надолго сохранят его верность.

Откуда взялись подобные поверья, можно только гадать…

Новодевичий монастырь

Кремль в миниатюре

В начале XVI века на левом низинном берегу Москвы-реки появился Новодевичий монастырь — крепость, закрывавшая врагу путь на Москву с юго-запада.

Новодевичий монастырь основали в 1524 году по обету Василия III — через 10 лет после возвращения Смоленска в состав русских земель.

Обитель поставили на том месте, где в 1456 москвичи провожали в Смоленск чудотворную «Одигитрию». Эти земли были известны под двумя названиями — Самсонов луг и Девичье поле. Московские краеведы часто вспоминают о легенде, по которой здесь татарские баскаки отбирали из согнанных московских девушек рабынь, которых в уплату дани отправляли в Орду. Но есть и более прозаичное объяснение: на этом поле девушки гоняли коров. А новым девичий монастырь назвали по отношению к более древним — Зачатьевскому (Стародевичью) и Вознесенскому монастырю в Кремле.

Основание обители совпало также с бракоразводным процессом Василия III и Соломонии Сабуровой. За 20 лет у четы так и не родился наследник, и князь решил сослать жену в монастырь, чтобы вступить в новый брак. Поэтому есть версия, что он «вспомнил» о своем обете и выстроил Новодевичий монастырь для великой княгини Соломонии Сабуровой. Но закончила она земную жизнь в Покровском монастыре в городе Суздале.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь много раз оказывался в центре исторических событий.

В 1571 году сюда вторглось войско крымского хана Девлет-Гирея, а в 1606 в обители разместил воинов князь Шуйский, собираясь на решающее сражение с крестьянским войском Ивана Болотникова.

Постриг в Новодевичьем монастыре принимали представительницы знатных родов. А при Иване IV в Новодевичьем поселились его ближайшие родственницы: 30 апреля 1564 года в монастыре приняла постриг с именем Александра княгиня Иулиания Палецкая, вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата Ивана IV. Она жила в собственных кельях с домовой церковью, содержала штат придворных, имела погреба, ледники и поварни. А в 1582 в Новодевичьем монастыре поселилась царевна Елена Шереметева (сестра Леонида), вдова сына Ивана IV. Она находилась в обители как вдовствующая «царица» и ни в чем себе не отказывали. Тогда за монастырем закрепился статус придворного.

В январе 1598 года, на девятый день после смерти царя Федора I Иоанновича, из Кремля в Новодевичий переселилась его вдова — царица Ирина Годунова. В то время она была единственной наследницей престола, и ее уход в монастырь был равносилен отречению. Тем не менее обитель на несколько месяцев стала резиденцией главы государства: царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы.

С ней за стенами монастыря укрывался брат Борис Годунов. Трижды бояре и народ приходили на Девичье поле просить Годунова на царство. Наконец, 22 февраля 1598 года в Смоленском соборе Борис принял избрание на царство. О монастыре он не забыл и организовал строительство новых мощных стен длиной 900 метров. Они превратили обитель в крепость, а на ее территории появились даже караульни с выходом на куртины.

Во время смут Новодевичья обитель была убежищем для царственных персон. Из-за этого монастырь много раз страдал. Например, в 1605 году Лжедмитрий I «взял в долг» из монастырской казны 3 000 рублей. Конечно, деньги он не вернул.

Лишь с воцарением Михаила Федоровича Романова Новодевичий восстановили и освободили от податей в казну. А у московских царей установилась традиция каждый год 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери, приезжать на богомолье в монастырь. Под стенами обители ставили шатры и ночевали в них, ожидая утренней службы. После нее угощали народ. Отсюда пошел обычай гуляний на Девичьем поле, а после строительства Клинического городка гуляния перенесли на Пресню.

Новодевичья обитель также была темницей. Здесь в 1689 году после стрелецкого бунта по приказу Петра I насильно постригли в монахини под именем Сусанны царевну Софью.

Верные стрельцы попытались освободить ее и даже устроили подкоп, но тщетно. Чтобы подобное не повторилось Петр устроил при Новодевичьем монастыре отделение Преображенского приказа — здесь допрашивали бунтовщиков, а готовы казненных нанизывали на зубцы монастырских стен.

Всего казнили 200 человек, а перед окнами кельи Софьи в Напрудной башне повесили самых верных ее сторонников. Теперь в народе эту башню называют башней желаний. Говорят, если приложить руку к стенам и обратиться в Софье, желание исполнится. Некоторые оставляют на стенах Напрудной башни целые сообщения для царевны.

Вообще имена есть у всех башен Новодевичьего монастыря: Лопухинская, Царицынская, Иосафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и четыре угловые — Напрудная, Никольская, Чеботарская, Сетуньская.

Также до 1868 года церковная власть использовала Новодевичью обитель в качестве исправительного учреждения для женщин, осужденных за неверие.

А в 1724 году в Новодевичьем открылся приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Их обучали плетению голландских кружев. Для этого Петр I специально выписал мастериц из Брабанта.

В 1922 году Новодевичий монастырь закрыли и устроили там «Музей царевны Софьи и стрельцов».


В 1926 его преобразовали в «Историко-бытовой музей «Новодевичий монастырь». В 1930-1934 годах в монастыре работал «Музей раскрепощения женщин», а в 1934 обитель стала филиалом Государственного Исторического музея.

С 1994 года монашеская община находится в ведении митрополита Крутицкого.

Центр монастыря — пятиглавый (изначально, вероятно, девятиглавый) Смоленский собор. В его интерьерах сохранилась фресковая живопись XVI века работы Симона Ушакова и чудотворная икона Смоленской Божией Матери. По преданию, ее написал евангелист Лука. Смоленский собор в Новодевичьем монастыре построен по образцу Успенского собора в Кремле. Возможно, руководил строительством также Алевиз Фрязин. Возведение храма высотой около 42,5 м завершилось в 1525 году.

В конце XVII века Смоленский собор стал центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная. Архитектором этого ансамбля и большинства сооружений Новодевичьего монастыря был Петр Потапов — создатель церкви Успения на Покровке.

Шестиярусную колокольню высотой 72 метра построили при участии Осипа Старцева. Она стала в то время самой высокой колокольней в Москве после Ивана Великого.

А недалеко от колокольни находились больничные палаты, где в 1939-1984 годах жил реставратор Петр Барановский.

Рядом с Новодевичьим монастырем расположено самое престижное в Москве кладбище.

Первые захоронения появились на территории Новодевичьего монастыря в XVI веке. Там хоронили насельниц, знать, а позже — представителей других сословий.

К началу XX века свободного места на территории некрополя практически не осталось. В 1898 году для расширения кладбища выделили 2 га земли за южной стеной монастыря. Официально эту часть кладбища открыли в 1904, но захоронения стали производить раньше. Сейчас территорию за южной стеной монастыря принято называть «старое Новодевичье кладбище». В 1949 году кладбище еще раз расширили, а в конце 1970-х добавилась территория «новейшего Новодевичьего кладбища».

Сейчас Новодевичье кладбище включает 4 территории, на которых захоронено около 26 000 человек. На Новодевичьем некрополе покоятся Денис Давыдов, генерал Брусилов, Михаил Булгаков, Борис Ельцин.

Легенды и были Новодевичьего монастыря

С историей Новодевичьего монастыря связаны многие трагические судьбы. Здесь принимали постриг и томились в неволе царские жены, сестры и дочери, здесь проливалась кровь. А сколько знаменитостей похоронено рядом, на Новодевичьем кладбище! Не счесть мифов и преданий об этом месте.

Строительство на Девичьем поле

Монастырь был построен по обету князя Василия III, в 1514 г. отбившего у литовцев город Смоленск. Строительство началось в 1523 г., на Девичьем поле, откуда была отправлена из Москвы обратно в родной город икона Божией Матери Одигитрии Смоленской. Так и монастырь стал называться Новодевичьим.

Обитель поставили на склоне, спускавшемся к Лужникам. Стены и башни изначально возвели из дерева. Главный собор освятили в 1525 г. в честь Смоленской Иконы Божией Матери.

Первой настоятельницей монастыря стала уроженка Суздаля Елена Девочкина, впоследствии причисленная к лику святых. Принимали в обитель только представительниц знати и монарших родов. Среди них были вдова царя Феодора Иоанновича — царица Ирина Годунова, дочь царя Михаила Федоровича Романова — царевна Татьяна, сестры Петра I Екатерина и Евдокия и его первая жена Евдокия Лопухина. Некоторые из них были пострижены в монахини против своей воли.

Очень много сделала для монастыря еще одна сестра Петра – царевна Софья. На ее средства были отстроены колокольня, надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата и Успенский храм. По иронии судьбы, именно Новодевичья обитель стала для Софьи темницей: в 1689 г. по приказу брата ее заточили сюда и насильно заставили принять постриг под именем инокини Сусанны.

Напрудная башня на территории Новодевичьего монастыря еще зовется Софьиной. По поверью, если прикоснуться к ее подножию и загадать желание, особенно романтического свойства, то оно непременно сбудется. Однако действует примета только в отношении женщин.

Зарево над обителью

В сентябре 1812 г. в Новодевичьем разместились французские солдаты. Вскоре сюда прибыл и сам Наполеон. Недолго думая, он приказал поджечь святую обитель.

В октябре, когда армия Бонапарта отступала из Москвы, незваные постояльцы перед уходом зажгли множество свечей и прилепили к деревянным иконостасам, а также покидали в разбросанную повсюду солому. В подклети же Смоленского собора они оставили открытые бочонки с порохом, положив на них сверху зажженные фитили. К счастью, монахини успели вовремя их обнаружить и потушить начинавшийся пожар.

Между тем, как гласит легенда, Наполеон долго стоял на Воробьевых горах, ожидая, когда вспыхнет зарево над Новодевичьим. Он считал для себя делом чести уничтожить этот красивый старинный монастырь, бывший национальным достоянием. Потому дал распоряжение своим солдатам вернуться и повторить поджог, если дело не сладится. И тогда, узнав об этом варварском замысле, один из москвичей, чей дом стоял рядом с обителью, поджег свое жилище. Огонь заполыхал. Завидев пламя на другом берегу Москвы-реки, французский император решил, что горит именно Новодевичий, и преспокойно отбыл восвояси.

После революции, в 1922 г., большевики закрыли обитель, устроив в ней… «Музей раскрепощения женщины», позднее, в 1926 г., преобразованный в Историко-бытовой, а затем художественный музей. Часть зданий и помещений выделили под детские ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, а трапезную отдали под гимнастический зал.

В 1930-х гг. территорию Новодевичьего «реконструировали», разбив сквер с газонами и аллеями. При этом потревожили захоронения, находившиеся в монастырской ограде. Спустя какое-то время грунт в некоторых местах стал оседать, образуя в земле воронки, а в стенах новых построек начали появляться трещины.

После того как одна из сотрудниц музея провалилась в подземный склеп с пятью гробами, была вызвана геофизическая комиссия, обследовавшая территорию монастыря и составившая карту опасных секторов…

К сожалению, план старого некрополя в Новодевичьем оказался безвозвратно утерян. Никому не пришло в голову, что он может понадобиться. Сохранилось лишь несколько могильных надгробий. В наше время старое кладбище близ Новодевичьего попытались восстановить, но найденные памятники расставили не там, где они должны были стоять изначально – ведь точное местонахождение могил никому не было известно. На сегодняшний день в неприкосновенности остались могилы поэта-гусара Дениса Давыдова, декабристов Сергея Трубецкого, А.Н. Муравьева и М. И. Муравьева-Апостола, поэта А. Н. Плещеева, генерала А. А. Брусилова…

От Гоголя до Кагановича

При советской власти с южной стороны монастырской стены образовалось современное Новодевичье кладбище, предназначенное для захоронений представителей элиты. В 1930-е годы сюда из закрытого Даниловского монастыря перенесли прах Н.В. Гоголя.

Сегодня на Новодевичьем кладбище лежат рядом выдающиеся ученые, высшие военные чины, политические деятели, представители искусства. Среди захороненных здесь – конструктор Туполев, академик Ландау, знаменитый хирург Н.Н. Бурденко; верный сталинский соратник Лазарь Каганович, писатели Антон Чехов, Владимир Гиляровский, Михаил Булгаков, Василий Шукшин; поэты Николай Некрасов, Владимир Маяковский, Николай Заболоцкий, Ярослав Смеляков; певцы, музыканты и композиторы Федор Шаляпин, Исаак Дунаевский, Мстислав Ростропович, Людмила Зыкина; выдающиеся актеры и режиссеры Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук, Юрий Никулин… Здесь же нашли последний приют до срока ушедшие в отставку советские лидеры Никита Хрущев и Борис Ельцин. Список можно продолжать очень и очень долго.

Кажется, тени усопших знаменитостей – и царственных инокинь, и совсем недавно ушедших из жизни наших современников — невидимо бродят меж надгробиями, только не всем дано их заметить…

Легенды новодевичьего монастыря. Мой личный фотоблог

Новодевичий монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Новодевичий монастырь — один из самых красивых монастырей Москвы, сегодня относится к Историческому музею . Но и службы в храмах тоже проводятся. Как это часто можно встретить в столице — в одном месте гармонично сосуществуют историческое наследие в виде музейной части и духовная составляющая. Помимо всего этого на территории монастыря просто очень приятно находиться, прогуливаться и созерцать.

История

Монастырь этот был построен в 1524 году великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска в состав московского княжества. И освятили монастырь во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. О том, почему монастырь назван Новодевичьим, единого мнения нет. По одной из версий, на месте монастыря раньше было поле, на котором выбирали самых красивых московских девиц и отправляли их в качестве дани в Золотую Орду. По другой — первая настоятельница монастыря имела прозвание Девочкина. А третья версия — самая вероятная — что монастырь предназначался для девиц, а приставка «ново» появилась, чтобы отличать его от другого женского монастыря, находившегося в самом Кремле.

В свое время Новодевичий монастырь был самый богатый и привилегированный монастырь в России.

В свое время это был самый богатый и привилегированный монастырь в России. В него поступали знатные женщины, жертвовавшие при постриге драгоценности — жемчуг, золото, серебро. В XVII в. сформировался великолепный ансамбль монастыря в стиле московское барокко. Башни украсили ажурные короны, была возведена колокольня (вторая в Москве по высоте после Ивана Великого), появились трапезная и Успенская церковь. В ходе истории появлялись в Новодевичьем монастыре и постоялицы, не по своей воле переступавшие порог обители. В разное время здесь держали под стражей боярыню Морозову, Петр I заточил сюда царевну Софью, не желавшую уступать трон брату, незадолго до смерти перевели сюда и Евдокию Федоровну Лопухину — первую жену Петра Великого.

Во время Отечественной войны 1812 года монастырь чудом избежал гибели. По преданию, монахини в последний момент успели погасить фитили, ведшие к пороховым бочонкам, зажженные отступавшей армией Наполеона, и потушили начинавшийся в обители пожар.

Современность

В 1922 г. монастырь закрыли и устроили здесь Музей раскрепощения женщины, позже преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». Музейная коллекция включает в себя древнерусскую живопись, иконы, ткани XVI-XX вв., изделия из драгоценных металлов и камней, документальную коллекцию, состоящую из документов монастырского архива, библиотеки рукописных и старопечатных книг, а также богатейшую ризницу монастыря (вкладные иконы, богослужебные предметы и облачения). В главном, Смоленском соборе, сохранилась ценная настенная фресковая живопись ХVI в. и великолепный резной иконостас с иконами известных царских мастеров того времени.

Новодевичий монастырь August 30th, 2011

Новодевичий монастырь — православный женский монастырь Русской Церкви в Москве. Он был основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. В 2004 году Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет и его архитектурный ансамбль был включен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Само собой также является памятником архитектуры федерального значения . Монастырь считается одним из старейших и красивейших монастырских архитектурных ансамблей России.

Монастырь расположен на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы). Является одновременно действующим монастырем и филиалом Государственного исторического музея. Добраться до него просто — нужно доехать до станции метро «Спортивная» и пройти 500 метров по улице 10-летия Октября в сторону Москва-сити. Перед самым входом в монастырь, да и вокруг него разбит сквер.
2.

Прямо над входом в монастырь находится храм Спаса Преображения , построенный в 1687-1689 годах. Проход внутрь бесплатен, а вот съемка официально стоит 100 рублей. Хотя в монастыре много туристов, поэтому никто билет на фотосъемку не спрашивал.
3.


Прямо сразу около входа расположены Лопухинские палаты . Они построены в 1687-1688 годах для царевны Екатерины Алексеевны, дочери царя Алексея Михайловича. Название — по имени Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, проживавшей здесь в 1727-1731 годах.
4.

Территория монастыря, конечно, хорошо ухожена.
5.

И не спроста — Новодевичий монастырь является одним из обязательных мест для посещения всех туристов, приехавших в Москву.
6.

На территории монастыря похоронены не только его настоятели, но и другие известные московские деятели.

Среди построек выделяется высокая часовня-усыпальница семьи Прохоровых в стиле столпообразных древнерусских храмов.
8.

Она построена в 1911-1914 годах предположительно архитектором В.А.Покровским по заказу последнего владельца знаменитой «Трёхгорной мануфактуры» Н.И.Прохорова.
9.

Центр монастыря — монументальный пятиглавый (первоначально — видимо, девятиглавый, с четырьмя приделами по углам, как у Благовещенского собора Московского Кремля) собор Смоленской иконы Божией Матери , в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI века. Высота собора — 42,5 метра.
12.

К сожалению, вход в собор платный (250 рублей), так как он является филиалом Государственного исторического музея, который на Красной площади.
13.

Собор был построен по образцу Успенского собора в Кремле.
14.

В конце XVII века, в правление царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был создан центрический архитектурный ансамбль, в котором собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная.
15.

Недалеко от Смоленского собора находится храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. Она действующая и вход туда свободный.
17.

Церковь была построена в 1682-1687 годах.
18.

Интерес представляют и Певческие палаты , являющееся самым большим жилым зданием в комплексе монастыря. Они возведены в 1718-1726 годах. Первоначально являлись братскими кельями, затем здесь проживала и наместница, а в XIX веке постройка переделана для монахинь-певчих (отсюда и название). Позади них видна Саввинская башня монастыря.
19.

Постепенно огибаем Успенскую церковь и справа оказывается часовня-мавзолей Волконских . Она была поставлена над могилой героя Отечественной войны 1812 года Д.М.Волконского, а затем превращена в усыпальницу его семьи. Сооружена в 1830-х годах в стиле позднего классицизма. Впереди также можно заметить Предтеченскую, или Ирининскую башню .
20.

Позади Успенской церкви, если смотреть относительно главного входа, находится храм святителя Амвросия Медиоланского с трапезной и палатами Ирины Годуновой .
21.

Церковь была построена в 1560-х годах. Эта группа зданий — самые старые постройки монастыря после Смоленского собора.
22.

Около Сетунской башни в углу монастыря находится караульня , построенная в XVI веке.
23.

Над южными (ныне закрытыми) воротами в 1683-1688 годах был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы .
24.

Через эти ворота действительно самый короткий путь из монастыря на Новодевичье кладбище.
25.

Рядом с южными воротами находятся Маринские кирпичные палаты с белокаменными деталями. Они построены в 1683-1688 годах и названы по имени дочери царя Алексея Михайловича, царевны Марии Алексеевне, жившей здесь в 1690-х годах. А за палатами — Покровская (Воробьёвская, Богородицкая) башня .
26.

По центру — Чеботарная башня , а рядом с ней — Стрелецкая караульня , построенная в конце XVII века.
27.

Есть в монастыре и шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой в 72 метра, построенная в конце XVII века.
28.

В то время это была самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. И действительно — ее видно еще издалека при подходе к монастырю.
29.

Существует мнение (подтверждённое анализом пропорций), что колокольня должна была быть семиярусной — но не была достроена из-за свержения царевны Софьи в 1689 году.
30.

Завершая прогулку по монастырю, стоит взглянуть на его макет.
31.

Даже с разных сторон.
32.

Находится макет недалеко от главного входа (слева) между Казначейскими палатами , построенными на рубеже XVII и XVIII веков.
33.

. и Стрелецкой караульней при Никольской башне .
34.

Неполным посещение Новодевичьего монастыря было бы без того, чтобы не посетить пруд и взглянуть на него с другого берега. Но вначале я обошел монастырь вокруг по часовой стрелке.

Вообще крепостные стены и башни были впервые возведены при Борисе Годунове, но в конце XVII века были полностью выстроены заново, с башнями, имеющими ажурные завершения, как например Царицынская (ближняя на фото) и Никольская башни .
35.

Вдоль стен монастыря. Вдали виднеется «Дом на Мосфильмовской».
36.

Рядом с монастырем в 1957 году был разбит парк «Новодевичьи пруды» . По субботам здесь всегда много свадебных групп.
37.

С берегов Новодевичьих прудов открывается красивый вид на монастырь.
39.

Прямо около прудов находится Напрудная башня , а за ней — Лопухинская (которая ближе к центральному входу).
41.

МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра сервиса и туризма

Реферат по курсу религиозного туризма на тему:

«Новодевичий женский монастырь»

2 Смоленская икона Божией Матери — Одигитрия…………………………….6

4 Храмы и постройки монастыря…………………………………………………7

5 Главный собор монастыря………………………………………………………8

7 Список литературы

Введение

Цель работы рассказать о женском Новодевичьем монастыре: о его истории, об основателе монастыря- князе Василии III, о Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»,в честь которой и был основан монастырь, а так же о его современной жизни.

История происхождения

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523г. было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое – с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.


Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже. Главный собор монастыря – в честь Смоленской Иконы Божией Матери – был возведен в 1524-1525гг. и закончен к престольному празднику (28 июля). По некоторым данным, его приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве.

История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Федоровны, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни – круглые, в стенах – квадратные. Верха их были украшены зубцами. Увы, эти красивые башни не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время – ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским. Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову), надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи – царевен Марии и Екатерины. Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689г. заключена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698г. под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704г. Софья – не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I. Вообще монастырь был «знатным» – послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь.В 1724г. при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта. При захвате монастыря войсками Наполеона в нем была устроена батарея, но сожжен монастырь не был – когда французы подожгли его и ушли, монахини во главе с казначеей Саррой успели загасить не разгоревшийся огонь. Часть сокровищ успели вывезти в Вологду и спасти от расхищения.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (ум. 18 ноября 1548г.), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей. Среди похороненных встречаются такие громкие имена, как А.П.Чехов, С.М.Соловьев, Д.В.Давыдов, А.С.Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и др. В 1898-1904гг. было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П.Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры.

В 1922г. монастырь был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д.Барановский. В 1992г. здесь была установлена мемориальная доска с его именем. В 1994г. монастырь снова стал действующим. Это единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Монастырской общине были переданы не все здания – часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря.И по сей день в Новодевичьем монастыре соседствуют музейные экспозиции и действующая обитель. Кто-то приходит помолиться, а кто-то — полюбоваться памятниками старины. Есть же любители посетить «Софьинскую башню» — то есть, Напрудную, которая носит также название Софьиной, в память о царевне Софье, которую держали взаперти в караулке при башне. После некоего сюжета на телевидении, посвященного чудодейственной силе башни, народная молва Софью превратила в святую (чего церковь никогда не делала), и к башне началось паломничество. Одни просто притрагиваются к стене башни, другие пишут свои пожелания прямо на штукатурке. Пользы башне это не приносит, сотрудники музея собираются в скором времени ее уже реставрировать. Так слух, пущенный журналистами, перерос в поклонение, не имеющее под собой никаких веских оснований.

Новодевичий монастырь — один из самых удивительных по красоте архитектурных ансамблей Москвы. Монастырь расположен на юго-западе города, на своеобразном полуострове, окруженном с трёх сторон рекой Москвой, и представляет собой ансамбль из 14 зданий, включающих жилые и хозяйственные постройки, колокольни, церкви.

Новодевичий женский монастырь был основан 485 лет назад , в 1524 году в пригороде Москвы в урочище Лужники на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом).

Название Девичьего поле получило потому, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий на нем отбирали русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.

Это место находилось на перекрестке городских путей : сухопутной Смоленской дороги с востока и водного пути по реке Москве с запада. Окруженный высокими неприступными стенами, монастырь был призван стать не только Домом молитвы, но и крепостью на пути к Москве.

Основание монастыря произошло по указу князя Василия III — в честь взятия в войне с литовцами Смоленска. Также Великий князь повелел главный соборный храм освятить в честь чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия».

Икона Божьей Матери «Путеводительница» (по-гречески «Одигитрия»), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и сначала находилась в Иерусалиме. Затем ее перенесли в Царьград (Константинополь, столицу Византийской империи), где императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с нею одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке византийский император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за черниговского князя Всеволода. В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, после чего икона и получила наименование Смоленской.

В XIV веке «Одигитрия» была перенесена в Москву . Но в XV веке жители Смоленска, находясь под властью Польши, попросили вернуть икону их городу. Икону из Москвы в Смоленск провожали торжественно, с крестным ходом. Прощальный молебен был совершен на Девичьем поле.

Монастырь получил наименование «Пречистые Одигитрии Нового девичьего» , или Новодевичьего, — в отличие от старого девичьего монастыря, существовавшего в Кремле с конца XIV в. Название обители также производят от фамилии первой игумении схимонахини Елены Девочкиной. Существовало второе название монастыря — Богородице-Смоленский.

Изначально стены и башни монастыря были деревянными. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

К XVII веку территория Новодевичьего монастыря была окружена кирпичными стенами с 12 башнями. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни — круглые, в стенах — квадратные. Верха их были украшены зубцами.

В стенах были сделаны бойницы — отверстиями для стрельбы. Монастырские стены были украшены каменной резьбой.

Большая часть ныне существующих зданий монастыря относится ко второй половине XVII века и является прекрасным образцом стиля «московское барокко».

Главный собор монастыря, названный в честь Смоленской Иконы Божией Матери, был возведен в 1524-1525 годах и закончен к престольному празднику 10 августа (по старому стилю 28 июля). День освящения собора считается датой основания Новодевичьего монастыря. Соборный храм монастыря построен по образцу Успенского собора Кремля.

В 1525 году в храм перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе.

Роспись стен собора относится к 1526‑1538 годам, сводов — ко времени правления Бориса Годунова. В XVII и XVIII веках фрески Смоленского собора неоднократно обновлялись.

Над главным входом в обитель в 1683-1685 годах была возведена церковь Преображения Господня. В то же время была построена шестиярусная колокольня высотой 73 метра. Также в конце XVII века над южными воротами монастыря возвели церковь Покрова Пресвятой Богородицы. К юго-западу от Смоленского собора в 1685-1687 годах была отстроена старинная трапезная с церковью Успения.

Успенский трапезный храм был перестроен в начале XIX века: разобрана открытая галерея, первоначально окружавшая весь храм, сделаны крытые пристройки с лестницами, пятиглавие заменено одной главой.

Основные здания (собор, колокольня, трапезная) поставлены в одну линию и образуют панораму, широко открывающуюся при входе в монастырь. Небольшая площадь перед собором фланкирована вспомогательными корпусами.

Новодевичий монастырь являлся богатейшим монастырем Москвы , пользовался покровительством русских царей и владел обширными земельными угодьями.

Расположенный в излучине реки Москвы у трех переправ (у Дорогомилова, Крымского брода и Воробьевых гор), монастырь играл оборонительную роль, защищая Москву с юго-запада: когда в 1591 году к Москве подошла орда крымского хана Казы-Гирея, отрядам стрельцов, расположившимся в монастыре, удалось предотвратить переправу неприятеля через реку. Но и самим монахиням монастыря пришлось однажды оказать сопротивление врагу. Это случилось в 1812 году, когда Наполеон, отступая из Москвы, пытался взорвать монастырские постройки. Тогда монахини обезвредили заложенные заряды.

В XVI-XVII веках монастырь был местом пострижения в монахини представительниц царской династии , а также богатейших боярских и дворянских родов того времени, причем эти женщины получали затем право быть похороненными на территории монастыря.

В Новодевичьем монастыре приняли постриг первая русская «самодержавная» царица Ирина Годунова, царевна Софья (после неудачного заговора против Петра I); в Новодевичьем монастыре провела последние годы жизни первая жена Петра I ‑ Евдокия Лопухина. Гробницы Софьи и Евдокии сохранились и находятся в Смоленском соборе монастыря.

Некрополь , возникший в монастыре в XVI веке, в последующем существенно расширился, и здесь стали погребать также выдающихся государственных деятелей, героев войн, ученых, писателей и т.д.

На территории Новодевичьего монастыря похоронены поэт Денис Давыдов, историк Сергей Соловьев, писатели Иван Лажечников и Михаил Загоскин, генерал Алексей Брусилов. Похоронены здесь и многие участники Отечественной войны 1812 года. Непосредственно к Новодевичьему монастырю примыкает обнесенное стеной Новодевичье кладбище, где погребены известные деятели культуры и политики.

После Октябрьской революции Новодевичий монастырь упразднили, но в 1922 году объявили музеем, что позволило сохраниться уникальному архитектурному ансамблю монастыря почти нетронутым. С 1934 года Новодевичий монастырь ‑ филиал Государственного исторического музея. В музее функционирует целый ряд экспозиций, проводятся тематические экскурсии.

В 1944 году в стенах Новодевичьего монастыря начали работу , позже переведенные в Троице-Сергиеву Лавру как Московские Духовные академия и семинария.

В 1945 году Успенский собор был возвращен церкви. С 1964 года при Успенском храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского.

Монашеская жизнь на территории Новодевичьего монастыря возобновилась в 1994 году, а с 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.

В Новодевичьем монастыре Смоленский собор и многие корпуса находятся в ведении музея, а женский монастырь в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского. В монастыре располагается Московское областное епархиальное управление. Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря дошел до наших дней практически в неизменном виде. Ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался перестройкам и реконструктивному вмешательству, здесь отсутствуют воссозданные объекты, ведутся только реставрационные и консервационные работы. Кроме того, ансамбль обладает исключительной градостроительной значимостью: он являлся и поныне является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района Москвы.

Современные охранные статусы монастырского ансамбля: особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (с 1991 года) и памятник архитектуры федерального значения (с 1995 года).

В 2004 году, когда Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет, его архитектурный ансамбль был включен в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Главный собор монастыря – в честь Смоленской Иконы Божией Матери – был возведен в 1525 г. По некоторым данным, его приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве.

Первой настоятельницей монастыря была Елена Девочкина из Суздаля, причисленная впоследствии к лику святых. Здесь принимали постриг только знатные женщины – представительницы царского или дворянских родов и при поступлении сюда жертвовали значительные средства на монастырь. Здесь приняла постриг дочь царя Михаила Федоровича царевна Татьяна, вдова царя Феодора Иоанновича Ирина Годунова, сёстры Петра I Екатерина и Евдокия, здесь же содержалась и первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Для многих из них Новодевичий стал темницей.

При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову), надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом. По злой иронии судьбы, царевна Софья столь много сделавшая для этого монастыря стала в нем узницей — в 1689 г. по приказу Петра I она была заточена в Новодевичий монастырь и насильственно пострижена в монахини под именем инокини Сусанны.

После стрелецкого бунта, последовали казни стрельцов, причем Петр, дабы продемонстрировать свою окончательную победу в борьбе за власть приказывал вешать стрельцов под окнами Новодевичьего монастыря. Вот как об этом пишет историк Николай Костомаров: «Этим занимались, по приказанию царя, бояре и думные люди, а сам царь, сидя на лошади, смотрел на это зрелище. В разные дни под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи, а троим из них, висевшим под самыми окнами, дали в руки бумагу в виде челобитных». Говорили и то, что здесь, на льду Новодевичьего пруда, Петр лично рубил головы восставшим стрельцам. Отрубить голову не всегда удавалось с первого раза, а поэтому многие стрельцы умирали в страшных муках и страданиях. До сих пор пруд пользуется дурной славой, так как души замученных стрельцов бродят в окрестностях, находясь в бесконечном поиске своих мучителей.

С именем опальной царевна в Новодевичьем монастыре связана еще одна легенда: если приложиться к белокаменным стенам Софьюшкиной башни и загадать романтическое желание, то оно обязательно потом сбудется. По поверью души заточенных монастырских узниц до сих пор здесь обитают и помогают всякому пришедшему к этим стенам. В 1724г. при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта.

Во время Отечественной войны 1812 года монастырь едва не погиб. В начале сентября здесь разместились на постой французские солдаты, а вскоре пожаловал и сам Наполеон. Не сходя с лошади, он осмотрел монастырь, приказал взорвать церковь во имя Иоанна Предтечи и уехал. В ночь с 8 на 9 октября, когда наполеоновская армия бежала из Москвы, непрошеные постояльцы Новодевичьего перед уходом прилепляли к деревянным иконостасам зажженные свечи и кидали их в разбросанную повсюду солому. В подклете Смоленского собора монахини обнаружили раскупоренные бочонки с порохом, на которых лежали тлевшие фитили. Считанные секунды оставались до губительного взрыва, но монахини успели загасить фитили и потушили пожар в монастыре.

А потом оказалось, что опасность была еще более страшной, и что несостоявшийся поджог был не простым актом вандализма. Существует такая легенда: потрясенный красотой русской столицы Наполеон не хотел отступать из Москвы, не уничтожив ее достояния. Особенно это касалось Новодевичьего монастыря – Наполеон заявил, что не уйдет пока своими глазами не увидит его гибели. Будто бы он долго стоял на Воробьевых горах, ожидая огненного зарева на другом берегу Москвы-реки. И тогда один москвич, имевший владение рядом с монастырем, запалил свой дом. Огонь полыхал так сильно, что император решил, будто это горит Новодевичий, и покинул Москву. В 1909 году, тоннель, ведущий от монастыря к Москве-реке – видимо предназначавшийся для сообщения с внешним миром во время осад.

После 1917 года, когда наступили времена воинствующего атеизма, Новодевичий монастырь не избежал скорбной участи. В 1922 г. монастырь был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей. Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д.Барановский, чьими силами были спасены от гибели многие памятники отечественной культуры.

В 1930-х годах территорию монастыря было решено реконструировать, превратив в сквер с зелеными газонами и асфальтовыми аллеями. В некрополе Новодевичьего монастыря до его «реконструкции» было свыше 2000 захоронений, после реконструкции осталось около сотни. Большая часть надгробий была снесена, а о месте расположения могил все забыли. По-прошествии некоторого времени начали внезапно появляться воронки в земле. Грунт оседал, а стены некоторых более современных построек покрывались трещинами. О многих старых захоронениях и склепах никто не помнил, а тем более нигде не сохранились карты и планы с указанием мест этих захоронений. Однажды под землю рухнула одна из сотрудниц музея — ни о чем не подозревавшая женщина провалилась в склеп с пятью гробами. После обследования территории монастыря, геофизиками была составлена карта с подробным указанием 20-ти максимально опасных районов.

На месте некогда гигантского монастырского кладбища стоит сейчас лишь несколько надгробий. Уничтоженный большевиками местный некрополь попытались восстановить наши с вами современники, но памятники, которые удалось найти в укромных уголках Новодевичьего, расставили не там, где они стояли изначально. Никто не знает – где находятся могилы… Об этом известно лишь тем, кто в них похоронен. Среди монастырских старожилов ходят слухи, что местонахождение каждой могилы определяется лишь ночью – по слабому свечению из-под земли. На монастырской территории сохранились могилы героя войны 1812 года и поэта Дениса Давыдова, декабристов князя Сергея Трубецкого, создателя «Союза спасения» А. Н. Муравьёва и подполковника М. И. Муравьёва-Апостола, покоятся поэт А. Н. Плещеев создатель сиротского приюта Николай Рукавишников, командующий юго-западным фронтом генерал А. А. Брусилов.

В ХХ веке появилось «новое» Новодевичье кладбище – за монастырской стеной, с южной стороны. Оно стало одним из самых престижных мест захоронений – в Советском Союзе – после кремлевской стены. Здесь похоронен Н.В. Гоголь — в 1930-е годы его прах перенесли сюда из закрытого Даниловского монастыря – и это еще более увеличило количество легенд, связанных с этим место – всем известная скандальная история об исчезновении черепа великого писателя…

По иронии судьбы на Новодевичьем кладбище покоятся рядом палачи и их жертвы. Здесь похоронены сотни тех, кто прошел все круги гулаговского ада, тюрьмы и лагеря — главный маршал авиации Новиков, академики, Туполев, Ландау, поэты Заболоцкий, Смеляков. И здесь же лежат те, кто выполнял волю вождей. Например, соратник Сталина Лазарь Каганович. Разрешение покоиться на Новодевичьем ему должны были подписать автоматически, так как партстаж покойного перевалил за 50 лет, но к моменту своей смерти он лишился партбилета, проиграв в 1957 году схватку за власть вместе с Молотовым и Маленковым. Дочь покойного в своем письме к властям не стала перечислять все регалии отца, лишь попросила разрешения похоронить пожилого человека в одной могиле с его женой. Остается лишь закончить рассказ стихотворной строкой: «От коммуниста и до дворянина недвижны все до Страшного Суда».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль