Легенда моего города Волгограда. Грустная Таинственная лисичка


Откуда взялся Лис: легенды о северном сиянии

Согласно древней саамской легенде, Аврора Бореалис (северное сияние) появляется на небе, когда по северным сопкам пробегает полярная лиса и взметает в небо снежные искры. Финны называют небесную феерию «revontulet», что в переводе на русский означает «лисьи огни».

Когда «Бореалис» был в самом начале своего создания, я все долго думала, какое животное должно символизировать суровый северный климат и одновременно быть духом Бореалиса. Изначально это был волк, большой и белый, как снег, затем у меня в голове что-то щёлкнуло. Лис. Это должен быть лис и точка. Случайный выбор оказался неслучайным, и я ведь даже понятия не имела, что лисы и северное сияние могут быть связаны легендами. Информация нашлась чисто случайно, как и всё, что приходит мне в голову, попадается в потоке информации и т.д.

Найдя всего лишь несколько строчек про «лисий огонь», я решила пойти дальше и выведать как можно больше легенд о явлении, которое я надеюсь когда-нибудь увидеть в живую. Таки поиски удались)

1. Северное сияние – это граница между миром живых и мертвых

Такого мнения придерживались:

  • Норвежцы. В древней норвежской мифологии неоднократно упоминается мост Бифрост – дрожащая арка, пересекающая небо и соединяющая миры богов и людей. Именно по этому мосту сходили боги к людям. Не исключено, что прообразом для этого моста выступило именно северное сияние. Хотя некоторые исследователи мост Бифрост связывают с другим атмосферным явлением — радугой.
  • Финны. Здесь уже северные сияния ассоциируются не с мостом, а с огненной рекой Ружей. Но значение остается то же – граница между живыми и небожителями.

2. Северное сияние — это души умерших людей

Встречается у следующих народов:

  • Норвежцы. Другие же норвежские легенды утверждают, что северное сияние – это не что иное, как танец душ умерших дев. Весьма романтичными, видимо, были древние норвежцы…
  • Индейцы. Ну, а индейцы племени Лиса из Висконсина в северном сиянии ничего романтического не находили, считая его привидениями душ убитых врагов. Видимо, много последних было на совести у индейцев. Тут уж не до романтики.

3. Отблеск оружия или предметов быта богов, духов, небожителей

Довольно распространенное объяснение природы северного сияния.

  • Норвежцы. Да, снова они. Такое разнообразие легенд не удивительно – северное сияние принимало каждый раз новые формы. Что же было делать невежественным норвежцам? Только придумывать все новые и новые легенды. Позавчера это было похоже на мост, вчера – на танец дев, а сегодня… Сегодня это отсветы от оружия и доспехов прекрасных дев-воительниц – валькирий. Валькирии – это дочери славных воинов или конунгов, которые верхом на крылатых конях реяли над полем битвы. А выискивали девы души самых храбрых воинов, чтобы забрать их с собой в небесную страну – Вальхаллу. Красивая сказка… А древние норвежцы – настоящие поэты!
  • Индейцы Северной Америки. Здесь уже северное сияние выступает как свет от фонарей духов, которые спускаются на землю в поисках душ умерших охотников. Весьма прозаично. Нет, не романтики индейцы, не романтики. Куда им до бурной фантазии норвежцев!
  • Другие племена североамериканских индейцев усматривали в северном сиянии свет от огней всемогущих и ужасных северных шаманов.
  • Индейцы же, проживающие на севере Канады и Аляски, считали северное сияние светом из распахнутых окон небесного дворца, населенного душами умерших людей. И открывались эти окна только в том случае, когда небожителям нужно было призвать в свои ряды чью-то душу. И самым ужасным является то, что нередко кто-нибудь откликался на этот зов и отправлялся навсегда в белое безмолвие навстречу своей гибели.
  • Эскимосы. А вот эскимосы (у которых, видимо, с фантазией тоже все было в порядке) были уверены, что северное сияние вызывают духи, играющие в футбол. Причем вместо какого-то там банального мяча они использовали череп моржа. Ну, а эскимосы, запасшись попкорном, наверное, рассаживались на трибунах огромного небесного стадиона и болели за свои любимые команды. Причем, они, наивные, были уверены, что стоит им хлопнуть в ладоши, как северное сияние исчезнет. Так что, болели они, по-видимому, без бурных аплодисментов. Впрочем, если бы кто в пылу страсти и хлопнул, они без труда вернули бы небесное освещение свистом. Вот такие они, эскимосы: просто все у них. Хлопнул – погасло, свистнул – загорелось. А то поток заряженных электронов… Вдоль силовых линий…
  • Австралийцы. Ну, а австралийские аборигены, рассматривая у себя в южном полушарии южное сияние, никаких отсветов или отражений не видели, а попросту принимали разноцветные всполохи за самих богов. Танцующих богов. Хорошо им там, на югах. Даже боги у них веселые, танцевать любят. Не то, что у нас, на севере. Погода серая, мерзкая – вот и боги такие же, ничего хорошего от них ждать не приходится. Гадости одни. Впрочем, эскимосам, вон, повезло.

4. Северное сияние — это предзнаменование, предупреждение о грядущих событиях

Береженого бог бережет, люди говорят. Так почему бы северному сиянию не предвещать чего-нибудь недоброе, худое, а порой и ужасное? Вот-вот…

  • Норвежцы. Как бы восторженно ни следили они за разноцветными танцами на небе и ни сочиняли вдохновенно красивых легенд, оптимизма им это не прибавляло. Они знали, скоро праздник сменится ветром, снегом и холодом. Заворачивались, наверное, поплотнее в медвежьи шкуры… И мечтали под завывания бури о валькириях…
  • Эскимосы. Побаивались они северного сияния. Побаивались. Но считали, что побившись на равных, могут и победить коварное явление. Поэтому без оружия из дома не выходили. Так, на всякий случай. Вдруг богам надоест играть в футбол, и они вздумают напасть на эскимоса. Но не тут-то было! Эскимос не дурак… Эскимос вооружен!
  • Еще эскимосы. А вот еще что гласит древняя эскимосская мудрость: «Если долго будешь смотреть на северное сияние, сойдешь с ума!» Угу… И футбол начнешь смотреть в небесном телевизоре, и с копьем нападать на сполохи…
  • Опять эскимосы. Но, несмотря на все ужасы, связанные с северным сиянием, эскимосы были уверены, что это к хорошей погоде. Нестыковка выходит с норвежцами.

Что ж, версия про лисий огонь мне нравится гораздо больше)

А вот миф эскимосов, который отдалённо напоминает мне

Легенда моего города Волгограда. Грустная: Таинственная лисичка

1.Легенда о царицынском купце Александре Шлыкове и его погибшей дочери.

Объект показа – здание Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра.

Здание Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра было построено в 1862 г. строительной артелью царицынского купца лесоторговца А. М. Шлыкова для общественных нужд. По одной из легенд, купец Шлыков построил это здание в память об утонувшей в Волге дочери. На фасаде здания отчетливо видны барельефные изображения лица молодой девушки и старца. Считается, что барельеф девушки – это портрет дочери Шлыкова, а седовласый старец на фронтоне – жестокий бог вод Посейдон, отнявший дочь у отца. Ходят слухи, что в здании театра до сих пор живут призраки купца и его дочери.

2.Легенда о подземных ходах немецкой колонии Сарепта и живущих в них призраках

Объект показа – Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта»

Существует легенда, что все здания Сарепты были связаны между собой подземными ходами. В одном из подземелий с 25-ю килограммами золота и драгоценностей захоронена дочь пивовара Краутвуфта, почившая при неопределенных обстоятельствах. Ее тело охраняет железный рыцарь, который проткнет копьем каждого, кто посмеет прикоснуться к приданному покойницы. Призрак невесты, недождавшейся своей свадьбы ходит по городку в поисках жениха.


3.Легенда о призраке молодой немки, которая приходила к своему младенцу, пока действующий в Сарепте пастор не пообещал позаботиться и вырастить ее ребенка

Объект показа – Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта».

В одном из построек комплекса закончилась трагичная судьба молодой немки, которая умерла при родах. Каждую ночь она приходила к своему новорожденному малышу. Отец ребенка однажды заглянул в комнату и увидел мерцание над колыбелькой. Мужчина вызвал домой пастора. Вместе они зашли в детскую. Их глазам открылась картина, как мать-покойница кормит новорожденного грудью. Последний пастор в истории Сарепты Константин Руш, взяв женщину за руку, сказал ей: «Не беспокойся, дочь моя! О твоих детях позаботится община. Мы не дадим им пропасть. Воспитаем их и вырастим, как надо».

После этого он медленно повел женщину-призрака ночной тропинкой, через тополевую аллею, к воротам сарептского кладбища. Больше в Сарепте ее не встречали.

4. Легенда о династии владельцев горчичного завода Гличъ.

Объект показа — клуб «Глич» на территории историко-этнографического и архитектурного музей-заповедника «Старая Сарепта».

Мистической славой окружен клуб «Гличъ», стилизованный под старинный немецкий трактир. В конце XVIII века здесь жила династия владельцев горчичного завода по фамилии Гличъ. У входа в клуб висят их портреты – Иоганна Глича и его супруги Генриетты Шарлотты.

По словам сотрудников Сарепты, в здании по ночам происходят сверхъестественные явления. В подвале дома собираются все сарептские призраки. Старожилы музея периодически слышат шум бьющейся посуды, тяжелые шаги в проходе, а иногда встречают приведения… То появляется призрак женщины с ребенком на руках, которую заколотили в землянке и засыпали песком кочевники в битве за территорию, то заглядывает загадочный молодой человек в шляпе, в старинной рубашке с кружевами и воротником.

5.Легенда о кладе Стеньки Разина.

Объект показа — остров Денежный, расположенный напротив северной части Волгограда посреди Волги.

Во время боев Сталинградской битвы на осыпавшемся волжском берегу бойцы заметили оголившиеся стволы старинных пушек, которые были плотно сложены в ряд. Дуло одной из пушек откололось, и из него высыпались сокровища: серьги, браслеты, жемчуга, перстни, серебряные и золотые предметы. Предположили, что это могут быть сокровища самого Стеньки Разина, который любил прятать драгоценности в «порченых» пушках, забивая их стволы кляпами и зарывая на волжских берегах.

Известно, что именно здесь в XVII – XVIII веках представители Волжской понизовой вольницы нападали на царские, монастырские и купеческие караваны судов, идущих вниз по Волге, делили свою добычу, а некоторые её тут же прятали, зарывая в землю. Место клада отмечали ориентиром, а описание места заносилось в грамоту. Разин даже во время страшных пыток не назвал ни одного такого места.

6.Легенда о небесном владыке Тенгри-Хан, который спускается в воды озера Эльтон

Объект показа – озеро Эльтон

Своим названием озеро Эльтон обязано золотисто-розовому цвету своих вод. «Ал-тын-Hyp» (в русском произношении Эльтон) по-тюркски означает «золотое дно». Красный цвет рапы и впадающих в него ручьев был описан еще известным естествоиспытателем Палласом в XVIII веке. Еще во времена половецких ханов это место считалось священным. И по сей день среди казахов бытует языческая легенда, согласно которой в воды озера спускается небесный владыка Тенгри-Хан, чтобы продлить вечную молодость. Легенда возникла не на пустом месте. Здешняя грязь и вода помогают исцелять болезни и продлевают молодость. Местные здравницы не имеют аналогов во всей России.

7.Легенды о пещерах и подземных ходах Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря.

Объект показа – Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь.

Наиболее будоражащими воображение являются выкопанные в 1874 году подземные ходы общей длиной 150 метров. Существует мнение, что когда-то подземный ход проходил под самым руслом Дона, давая, таким образом, возможность перебираться на левый берег. В одной из частей пещер и ныне находится главная святыня обители – камень. На нем, словно по велению каких-то чудесных сил, остались отпечатки двух ладоней и коленей — по преданию они принадлежат молившейся здесь матушке Арсении. Считается, что если припасть к этому камню в проникновенной молитве, можно исцелиться от самых разных недугов и болезней.

8.Легенда о пещерах

Объект показа – пещеры Каменно-Бродского Свято-Троицкого мужского монастыря

В меловых горах, по легенде, имелись как природные, так и рукотворные пещеры, со временем объединенные в общий комплекс. В них якобы прятались от монголов племена волжских булгар. Время создания ходов неизвестно, но еще дореволюционные археологи отмечали схожесть данных пещер по высоте и технике отделки (наличию следов острого орудия на стенах) с Дивногорскими монастырскими пещерами Среднего Дона.

По словам старожилов и местных жителей, ранее из самого храма или других построек обители можно было пройти в меловые пещеры, по пути миновав даже подземный ручей.

9.Легенда о названии Бабинских озер в Алексеевском районе.

Объект показа – Бабинские озера и плавающие острова.

Среди населения существуют предания о названии этих озер. Предание первое: когда-то обитали на озере дивные птицы – бабы. Они были очень красивы, но вот голоса их были неприятными, поэтому охотники их извели, а вот память о красоте птиц осталась в названии озер. Предание второе: во времена монголо-татарского ига татары вели через эти места много русских девушек и женщин, да только от жестокого обращения, холодной погоды заболели многие из них, стали обузой для войска хана, поэтому и приказал он избавиться от них. Собрали всех больных и немощных и утопили в первом из попавшихся водоемов. Вот и осталось с тех пор название – Бабье.

10.Легенда о кладе Степана Разина

Объект показа – остров Сарпинский.

За времена своего существования остров Сарпинский оброс немалым количеством легенд и преданий. Одна из таких легенд говорит о том, что где-то на территории острова зарыт клад самого Степана Разина. Но нельзя сказать с полной уверенностью, достоверны ли эти сведения или нет.

Городские легенды: Брянская мистика


Брянск, конечно, не самый мистический город в России, однако чертовщины и других загадочных явлений там хватает.

Одно из самых таинственных мест Брянска — овраги Судки. Как говорят очевидцы, в вечернее время или в ненастье в оврагах можно повстречать призрак огромной собаки. Местные жители связывают этот призрак с событиями временен ВОВ.

Брянск никогда не занимал первых мест в рейтинге самых «аномальных» городов России. Тем не менее, здесь есть свои «сверхъестественные» достопримечательности, которых нет больше нигде. Например, тень собаки, бросающаяся на людей, и фонтан-призрак. Впрочем, по мнению специалистов, многие городские аномалии имеют вполне реалистическое объяснение.

По словам местного исследователя паранормальных явлений, а по совместительству преподавателя брянского госуниверситета Павла Шушканова, в Брянске имеется несколько так называемых геопатогенных зон. Одна из них — это древние овраги под названием Судки.

В Верхнем Судке, расположенном в Советском районе, в вечернее время или в ненастье можно повстречать тень огромной собаки. Призрак вполне реален. Интересно, что наружность пса никому не запоминается, все говорят только о глазах кроваво-красного цвета…

Обычно призрачная собака поначалу крадется за путниками, а когда те с опаской ускоряют шаг, кидается в погоню. Фантом может даже укусить. Но если успеть добежать до моста, он исчезает.

По словам Павла Шушканова, в этих местах в годы оккупации фашисты казнили мирных жителей. По легенде, у одного из немцев был ротвейлер, которого хозяин спускал на тех, кто пытался спастись бегством. Собака догоняла беглецов и перегрызала им горло… Вот ее-то призрак и является теперь на месте убийств.

Пешеходный мост через овраг в Верхнем Судке тоже пользуется дурной славой. Он был построен в 80-х годах прошлого столетия как автомобильный. Но по какой-то причине его так и не сдали в эксплуатацию. Ныне местные жители пользуются им, чтобы срезать путь через овраг. Но стараются не ходить по мосту вечерами в одиночестве. Во-первых, тут происходит много самоубийств и несчастных случаев. А во-вторых, если верить преданиям, в туманную погоду здесь является призрак девушки с длинными волосами. На глазах у очевидцев она молча проходит по мосту, затем долго стоит на нем над самым глубоким местом в овраге и глядит вниз, а после исчезает неведомо куда…

По словам исследователей, в Судках проходит геологический разлом, а в таких местах происходят выбросы энергии, воздействующие на психику людей. К тому же, неподалеку от злополучного оврага расположены так называемые Лесные сараи, где также происходили массовые казни во время войны. Убитые не были захоронены по-человечески, вот теперь их души и тянут к себе живых, утверждает местный экстрасенс Феникс…

В том же Советском районе есть роща «Соловьи», излюбленное место отдыха горожан. Ее считают так называемым «блудным» местом. Говорят, здесь случалось плутать даже тем, кто знает кругом все тропинки. И некоторым во время блужданий встречается на пути большой заброшенный каменный фонтан, заполненный дождевой водой. Что тут такого? Но дело в том, что во второй раз отыскать этот фонтан уже не удается. И является он будто бы то здесь, то там…

Павел Шушканов рассказывает, что в 60-е годы парковую зону в Соловьях хотели расширить до самого берега Десны. А на спуске к реке от Кургана Бессмертия планировали устроить комплекс из нескольких каскадных озер и фонтанов, которые соединялись бы между собой ручьем. Хотя все это так и осталось только на планах, видимо, один из фонтанов каким-то образом материализовался…

Экстрасенс Феникс уверяет, что всему виной особая энергетика данного места: в древности в Соловьях находилось славянское капище, где проводились ритуалы поклонения языческим божествам.

В Бежицком районе, в частном секторе, что в пойме Десны, есть «нехороший» дом. Хотя он давно заброшен, по ночам редкие прохожие видят горящий в окошках свет и слышат доносящиеся из дома дикие крики и звон разбитых стекол. Казалось бы, можно списать «феномен» на забравшихся внутрь бомжей, однако есть один нюанс. Как только кто-нибудь пытается подойти к дому или позвать на помощь, и свет, и страшные звуки исчезают…

Легенда гласит, что в том доме некогда приключилось тройное убийство. После этого туда пытались вселяться новые жильцы, но никто не задерживался надолго — привидения всех «доставали»…

В самом центре города стоит аномальная пятиэтажка. На вид самая обычная. Но по слухам, в одном из ее подъездов живет домовой. Выглядит он как старичок, одетый в поношенную жилетку и старые потертые тапки. Никому из жильцов он не знаком. Если в подъезд кто-то заходит, старик с улыбкой поднимается перед ним по лестнице до квартиры, а потом… на глазах у очевидца растворяется в воздухе.

По преданию, в доме когда-то действительно жил некий одинокий старик, который всегда следил за порядком и помогал, чем мог, соседям. Вот он-то и превратился в местного домового…

Павел Шушканов полагает, что многие из этих историй сильно приукрашены, а многие реально наблюдаемые феномены имеют какое-то естественное объяснение. Но оно не всегда приходит к нам в голову.

Новость отредактировал tajatokareva1988 — 29-11-2013, 11:56

Родион Кудрин — Легенда о чудо-городе. Сказка для детей

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Легенда о чудо-городе. Сказка для детей»

Описание и краткое содержание «Легенда о чудо-городе. Сказка для детей» читать бесплатно онлайн.

Давным-давно стоял у реки город небывалой красоты. И манил он путешественников из дальних стран как магнит. Но не сказочное великолепие города привлекало людей. Великая тайна была в нём сокрыта. И свершались там чудеса, не виданные прежде. Но случилось однажды недоброе за городскими стенами. И с тех пор пошло всё не так, как раньше. Город сильно потускнел и обветшал. И никто не мог спасти его. Лишь старая легенда о чудо-городе и его мастерах не давала умереть надежде…

Легенда о чудо-городе

Сказка для детей

© Родион Кудрин, 2020

© Ксения Кудрина, иллюстрации, 2020


Редактор Светлана Кудрина

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

В одной далёкой стране на берегу реки стоял чудо-город. Его каменные стены раскинулись на многие вёрсты с севера на юг и с запада на восток. Даже с высокой горы не окинуть было взглядом городских окраин. А те, кто пробовал сделать это, вскоре признавали своё бессилие. И не пытались больше.

Одни лишь птицы в своём высоком полёте разом могли увидеть весь город. Но острый взгляд пернатого не силах был оценить всю красоту, что была внизу.

Чужеземцы, вошедшие в город, поражались его небывалому великолепию. Всё здесь было столь красиво и основательно, что казалось поистине совершенным. Любуясь невиданными богатством и роскошью, путешественники думали, что создать такое диво дивное людям не под силу. Один лишь Бог мог сотворить столь диковинное место.

А что об этом думали сами жители, никто не знал. Возможно, и для них сие было неведомо. Только всяк от мала до велика лишь одно повторял всем любопытствующим: «Другого чудо-города не сыщешь на всём белом свете».

Никто не знал, правы они иль нет. Но одно было верно – этот удивительный город притягивал к себе людей, как магнит. И не только невиданной красотой и величием манил он путешественников из дальних стран.

У города была своя тайна…

Никто и никогда не рассказывал о ней. Даже дети, и те лишь молчали в ответ, услыхав от незнакомца вопрос о тайне чудо-города. Ни заморские сладости, ни мудрёные игрушки не могли разговорить ребятишек. Никто из них даже не притрагивался к дорогим подаркам. Дети просто убегали прочь от любопытных чужестранцев. А озадаченные взрослые так и стояли посреди улицы с игрушками и сладостями в руках. И вновь тайна чудо-города оставалась неведомой для чужих. Словно, кто-то охранял этот секрет от посторонних.

Только родившийся и выросший в чудо-городе человек мог знать его тайну. Хранить же этот великий секрет предстояло всю жизнь, как зеницу ока.

Многие века чудо-город таил в себе эту загадку. И была она надёжно сокрыта от недобрых глаз и любопытных ушей. Со временем тайна становилась ещё более желанной, чем раньше. Снова и снова разные люди пытались выведать её. Но едва нога чужеземца ступала в город, как что-то неуловимое менялось. Как испуганный зверь прячется в своей норе от врага, так и великий секрет сторонился посторонних.

В сказках, что ходили в народе, таинственный город представал в волшебном свете. Никто уже и не помнил, что было правдой, а что – вымыслом. Зыбкая грань между ними давным-давно стёрлась. А в памяти людской осталось лишь манящее сияние, которое всегда окружало чудо-город. С замиранием сердца дети и взрослые каждый вечер слушали седого старца, который рассказывал новую правдивую историю. И не было им ни конца, ни края.

Опершись на посох, старец задумчиво смотрел на огонь и, не торопясь, говорил. Словно песня, легко и свободно лился из его уст рассказ о чудо-городе…

«Могучие деревья, словно богатыри, окружали городские стены, защищая город от холодных северных ветров. Чрез огромные ворота каждый божий день проходило великое множество народу, вечно спешащего по своим заботам. На солнце блестели золотом купола церквей. А башенные шпили уходили так высоко в небо, что и не видно было их острия. Над черепичными крышами каменных домов сверкали мрамором дворцовые стены. Фонари горели так ярко, что вдоль просторных улиц ночью было светло, как днём. А поутру вымытые дождём мостовые всегда дышали прохладой и свежестью.

Роскошный дворец стоял посреди городской площади. Его белоснежные колонны величественно возносились высоко вверх. У их подножья огромные каменные львы застыли в причудливых позах. Неподвижным взглядом эта грозная стража всегда следила за порядком. Проходя мимо, никто и помыслить не смел о дурном. Случайно забредшие сюда воры и мошенники и близко не подходили к той площади. Едва переступив городскую черту, недобрый люд чувствовал лютый страх, что крепчал с каждым шагом. Всяк лихой человек опрометью бежал обратно за городские стены и больше сюда не возвращался…»

Каждый день чужеземные корабли, груженные деревом, холстом и красками, заходили в огромный порт. Едва причалив к берегу, торговые суда сразу приковывали к себе внимание. К каждому из них спешили городские торговцы. Договорившись с чужестранцами о цене, они торопливо, но бережно выгружали товар на берег, а потом развозили его по своим лавкам.

Домой корабли возвращались с прекрасными картинами, написанными мастерами чудо-города. Все живописные полотна были поистине неповторимы. На каждом из них художником было запечатлено одно из ярких событий городской жизни. Люди и животные, дома и фонтаны, цветы и деревья, дворцы и храмы, городские стены и ворота – всё это было, как живое. Казалось, что каждая картина – это распахнутое окно в прекрасный и удивительный мир чудо-города.

Многим чужестранцам не терпелось иметь дома картину великого мастера. Но редко, кто мог позволить себе такую роскошь, потому как были они на вес золота. Тот же, кому посчастливилось купить чудесную картину, чувствовал исходящую от неё утреннюю свежесть и умиротворение. Больные выздоравливали, пожилые молодели, а великие грешники раскаивались. Великое чудо случалось всякий раз, когда страждущий был подле чудотворной картины. Морщины на лицах разглаживались, седые волосы темнели, а сгорбленные старостью спины выпрямлялись. Родители переставали бранить своих детей, а дети вдруг начинали слушаться родителей. Вокруг наступали мир и благодать.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Похожие книги на «Легенда о чудо-городе. Сказка для детей»

Книги похожие на «Легенда о чудо-городе. Сказка для детей» читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Следы древних городов, легенды о сокровищах

В заволжских степях и сейчас можно найти следы загадочных средневековых городов. Легенды о кладах, о дореволюционной старине хранят столетние купеческие особняки некогда процветающего села Пришиб… В Ленинском районе много культовых мест, которые могут стать знаковыми туристическими объектами. Волгоградские журналисты познакомились с ними, благодаря пресс-туру, организованному региональным Агентством развития туризма.

Самое красивое здание Ленинска, памятник архитектуры конца девятнадцатого века, – солидный особняк братьев-купцов Александра и Федора Конякиных.

Его крыша украшена башенками, фигурными слуховыми окнами и кованым кружевом водосливов. По обеим сторонам великолепных арочных ворот видны железные кольца, куда вешали цепь, чтобы во двор не зашли лошади. Внутри здания на втором этаже сохранилась изящная лепнина на потолках. Правда, посторонним экскурсантам осмотреть ее будет проблематично. Сейчас здесь располагается городская администрация.

Всего в ансамбле памятников купеческой архитектуры Ленинска более 40 деревянных и кирпичных домов, чем здесь по праву гордятся.


Показали нам бывшую хлебную лавку и магазин готового платья, а также первый в Заволжье синематограф – все три здания принадлежали оборотистой купчихе Клюевой. В бывшем доме купца Коновалова сейчас находится детский центр. Каждый особнячок по-своему нарядный, со своим узором основательной кирпичной кладки. От них «пахнет» чем-то несегодняшним, уже потерянным духом прошлого.

Подвалы в старых домах впечатляют глубиной. А у стен толщина не меньше метра. Из уст в уста передаются истории о спрятанных там кладах.

Как-то в Ленинске объявился потомок знаменитых здешних купцов Конякиных, приехавший из Америки. Он дал денег на переделку крыши прадедовского особняка. При этом очень просил, чтобы ему разрешили переночевать в доме. Дескать, хочу подольше побыть в родовых стенах. Был ли в том какой-то корыстный умысел – история умалчивает.

Относительно недавно, в начале 1980-х, в бывшем доме купца Гришина углубляли полы и обнаружили сундучок, полный золота. И это не выдумка.

Но главное, в городе есть увлеченные знатоки, которые подробно расскажут о каждом патриархальном доме и судьбах их бывших хозяев. Вот где настоящий клад – чувство родины, неподдельный интерес к ее истории.

– Почти все старинные дома построены в русском стиле с элементами классицизма и модерна. Использовался ручной тес кирпича. Возводились они подолгу, иногда по десять лет, с пониманием особенностей наших глинистых почв. Именно поэтому эти дома надежно стоят целый век, – с удовольствием рассказывает Светлана Гарибян, специалист по работе с молодежью центра «Выбор», – сегодня Ленинск с его 15,5 тыс. населения уступает селу Пришиб, где по переписи 1871 года имелось 50 тысяч жителей. В зажиточном Пришибе было три церкви, казначейство, большое количество ремесленных училищ и школ. Упадок, резкое сокращение населения связывают с эпидемией холеры и голодом после гражданской войны, ну и с экономическими причинами, конечно.

В местном музее можно увидеть, чем соломенные лапти отличались от кожаных поршней – тоже крестьянской обуви. Улыбнули телефон «Моторола» и духи «Красная Москва» – теперь и они стали экспонатами.

Во время войны в районе было 59 госпиталей, рассказывает хранитель Наталья Голова. Даже на квартиры принимали раненых. Их были тысячи и тысячи.

Те, кто не выжил, покоятся на местном кладбище. До сих пор в Ленинск обращаются со всей страны потомки, разыскивающие своих не вернувшихся с фронта близких, а потом приезжают сюда почтить их память.

Особое место в летописи Ленинска занимает имя предпринимателя и мецената Акинфия Прокофьевича Конякина, основателя большой купеческой династии.

Он попал в Пришиб с ватагой бурлаков, тащивших баржу по Ахтубе, начал работать по найму. Благодаря своим незаурядным способностям пробился из мелких коробейников в местную элиту, стал одним из богатейших заволжских купцов. На средства сына Акинфия Конякина Александра в Пришибе построены школа, мужская гимназия, содержались три храма.

Говорят, русский народ не любит богатеев-толстосумов. Но их добрые дела люди всегда помнят долго и с благодарностью.

Разговор со степью

В степях Ленинского района и сейчас можно найти следы древних цивилизаций, о чем с блеском в глазах рассказывают местные краеведы.

В доказательство старожилы привезли нас на Зубовское городище – археологический памятник четырнадцатого века. Находится оно неподалеку от села Колобовка. Тот, кто приедет сюда из других краев, вряд ли самостоятельно найдет это культовое место. И не только потому, что здесь нет никакого указателя, предупреждающей вывески.

– Мы будем разговаривать только с землей, – наш гид Иван начинает экскурсию в степи. – Надо понимать, что прошло 600 лет. Все сломано, вывезено. Видите, большая круглая яма – здесь стояла крепостная башня высотой минимум десять метров. А, может, и все двадцать.

Вокруг, куда ни глянь, колышется трава бескрайней степи. Средневековая крепость с бастионами и рвами присутствует больше в воображении. Хотя еще в 1920-х здесь были видны остатки дворов, кирпичных зданий и водоемов. Сейчас на их месте лишь холмы да впадины. Земля сплошь покрыта грабительскими раскопами. Это небольшие ямы, так называемые «закапушки», оставшиеся после металлодетекторов. Пострадал памятник и от хозяйственной деятельности – земли распахивались, прокладывались автотрасса и лесополосы.

Иван Алябьев из села Колобовка мальчишкой любил гонять по окрестностям. Да и не один он.

Глинистая почва в этих местах часто выталкивает на поверхность загадочные черепки, осколки пористого кирпича и бирюзовых изразцов, а иногда и странные неправильной формы монеты с надписями на непонятном языке.

Поднимаю с земли крошечный, с ноготь, керамический осколок. Она покрыт гладкой ярко–синей глазурью.

– О, такого добра здесь полно, – объясняют мне.

Целые золотоордынские кирпичи годами собирали и растаскивали местные жители. Они использовали их как материал для своих построек, ведь камень в степи дефицит.

Сарай Берке против Гюлистана

Алябьев увлекся изучением Золотой Орды не случайно. Города ее находились на территории нынешнего Ленинского района. Хотя, делает оговорку наш проводник, такого государства никогда не существовало. Золотая Орда – чисто русское название, причем довольно позднее.

Так же скептически относится он и к названиям Сарай Берке и Сарай Бату, к мифу о золотом коне. Около села Царев находится Царевское городище. Там под землей прячутся руины города Гюлистан, а вовсе не Нового Сарая, считает Иван.

Категорически не соглашается с ним местный краевед-энтузиаст Людмила Зиневич:

– У нас тут был огромный город татарский – Сарай Берке, вторая столица Золотой Орды. В потаенном подземелье, куда был спуск через колодец, были спрятаны сокровища, награбленные татарами на Руси. Город был огромный и насчитывал, по разным источникам, от 70 до 100 тысяч жителей. Здесь жили ремесленники-рабы, привезенные из Византии, Индии и Китая, русские пленники, возводившие дома и дворцы. Могу показать, где находились поселения татарской знати.

Около родного села Колобовка Иван Алябьев начал создавать, как он это называет, «культурно-исторический центр». Пока эта огороженная забором площадка под вывеской «Предметы старины: монеты, самовары, бронза, мебель, быт и т. п.» больше похожа на склад или на антикварную лавку. Ржавый плуг, новодельные казачья папаха и кнут, квадратный кирпич четырнадцатого века – тут собрана всякая всячина. Кольчугу русского богатыря – еще один предмет разношерстной коллекции Ивана – один из журналистов даже примерил. Такой «интерактив» в моде. Ведь хочется порой в дополнение к легендам, преданиям, былям, виртуальным историческим экскурсам подержать в руках что-то весомое и зримое.

Места в Ленинском районе уникальные. Для их туристического освоения не хватает грамотного менеджмента, остроумных проектов. Но они тем не менее появляются. Например, это проект «Check in history», который направлен на развитие археологического туризма и «первичную» музеефикацию археологического наследия. Проект получил грант фонда Тимченко, его презентация планируется осенью. О его реализации «Волгоградская правда» обязательно расскажет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль