Лабиринты – символы жизни и смерти — лабиринты, мистика, символы, обряды, культ


Энциклопедия знаков и символов

Лабиринт — архитектурное сооружение, сконструированное таким образом, что, однажды попав в него, невозможно или очень трудно выбраться обратно; иногда это парк или сад, созданный по тому же принципу. В древних текстах упоминается пять великих лабиринтов: Египетский, расположенный, по Плинию, под озером Моэрис, два Великих лабиринта в Кноссе и Гортане, греческий на острове Лемнос и этрусский в Клюзиуме. Лабиринты были распространены в доколумбовой Америке, в Индии, на Северном Кавказе. В Европе они встречаются на севере континента и в восточном Средиземноморье; при этом южные лабиринты представляют собой рисунки, а северные — выложены из камней или дерна. Изображения лабиринтов встречаются в средневековых готических соборах (например, знаменитая мозаика на полу собора в Шартре).

Лабиринт — это мир, Вселенная, непостижимость, движение. Непрерывная линия лабиринта означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие. Лабиринт символизирует движение Солнца, его восход и закат, весеннее освобождение.

Лабиринт как символ Пути выражает идею движения человека к истине, это то, что вынуждает человека двигаться, выводит из состояния инертности. Прохождение через лабиринт — это обновление, преображение, новое рождение.

Древние греки связывали происхождение его названия labyrinthos с Критом. Характерный для критского религиозного культа топор с двойным лезвием назывался «лабрис». Эти слова родственны и происходят от доиндоевропейского слова, означавшего «камень». Лабиринт выражает идею круговорота «жизнь-смерть-жизнь» и имеет отношение к символизму пещеры, путешествия в иной мир; к погребальным обрядам и обрядам инициации, которые часто проводились в пещерах.

Другим названием лабиринта, широко распространенным в Западной Европе, было «троя». Вергилий упоминает об обрядовых играх, называемых «Троя», обязательным элементом которых были запутанные танцевальные движения. Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизируют трудную дорогу, испытания при движении к центру. Эта символика связана с «Танцем Журавля», описание которого есть у Плутарха.

В древнем Египте, в городе Абидос, существовали лабиринты, называемые Каракол. Они представляли собой почти круглые храмы, в коридорах которых проходили церемонии, символизирующие этапы эволюции и ту дорогу, которая ведет человека к его центру.

В Индии лабиринты понимаются как символы медитации, сосредоточения, возвращения к собственной оси и символизируют избавление от сансары и законов кармы.

В кельтской мифологии эти сооружения отмечают входы в подземный мир. По некоторым легендам каменные лабиринты были построены руками великанов, и сегодня еще лабиринты иногда называют «Дорогами великанов». Другие обитатели мира иного, феи, танцевали при лунном свете на спиралях лабиринта.

Символ вселенского препятствия. В древности считалось, что души умерших и живых не могут выбраться из безвыходной ситуации лабиринта. Лабиринт испытывает настойчивость и терпение людей, заставляя еще раз совершить бесполезную попытку найти выход или сдаться.
Имеет и другой мотив символического звучания как тема напрасной деятельности: сизифов труд или черпание ложкой из ведра воды. Образ мира, человеческой жизни, может полагаться как в пространстве, так и во времени. В наибольшей степени образ лабиринта связан с символикой пути. Лабиринт изображался в виде диска, семантически связывался с подземным миром и небом. Блуждания в лабиринте — извечное состояние человека, акцентирующее необходимость постоянно принимать решения, выбирать свой путь. Прохождение лабиринта — это мистический путь к центру, охраняемому чудовищем, которое есть воплощение собственных пороков и слабостей. В то же время лабиринт — это и символ «неисповедимых путей Господних». Лабиринт сродни мандале: путь из центра лабиринта — это эманация, нисхождение духа в материю, инволюция, тогда как путь к центру — это приближение к абсолюту и слияние с ним, эволюция. Лабиринт — это путешествие от смерти к рождению. Он охраняется управителем — «Царем лабиринта», который живет в самом центре, в сердце сооружения, являясь его владыкой и судьбой.
В мифе о Минотавре лабиринт предстает как воплощение смерти, но и женского начала (на кносских табличках упоминается о некоей «владычице лабиринта», возможно, это Ариадна, в этом случае лабиринт может рассматриваться как место священного брака).
Образ лабиринта связывается с обрядами инициации, и тогда спуск Тесея в лабиринт и выход из него — это как бы второе рождение через слияние с землей. Некоторые лабиринты выступают в качестве защитных сооружений, предназначенных для улавливания злых духов; в этой своей функции они соотносятся с магическими узлами. Спиралевидный лабиринт на изображениях архаического периода может быть рассмотрен в качестве космологического образа, модели космических (астральных) процессов. Однако это нисколько не отменяет его значение в качестве образа микрокосма, поскольку символический закон соответствия гласит: «Что вверху, то и внизу».
Как правило, в религиозной традиции лабиринт — это архитектурное сооружение, однако иногда по принципу лабиринта создаются парки или сады. Конструкция некоторых храмов, в которых производился обряд инициации, включала элементы лабиринта. В средневековых церквах в виде мозаичного лабиринта иногда исполнялся пол. Изображение лабиринта на домах являлось апологетом защиты.
Лабиринты были местом посвящения во многих древних мистериях. Одни лабиринты были просто хитро сплетенными дорожками, обложенными камнями, другие находились под храмами в виде бесконечных подземных пещер, третьи были в горах и под горами. Самый знаменитый лабиринт — Минотавра находился на Крите. Человеку-быку Астерию приносили жертвы. В мифе о Тесее, Ариадна, сестра Астерия, дала Тесею нить, которая помогла ему выбраться из лабиринта. Византийские монастыри, окруженные стеной, назывались «лабра», отсюда славянское «лавра».
Метафору леса на Руси также можно связать с лабиринтом. С одной стороны, это задерживающая преграда, помогающая скрыться от врагов, с другой — требует определенных качеств: ориентации, возможности двигаться осмысленно по лесу. Только пройдя через щетку леса как через очистительное сито, герой приобретает возможность выхода из лесного лабиринта, обретает силы для дальнейших испытаний.

Топ-10: самые загадочные лабиринты древности

Лабиринт – это запутанная структура ходов, ведущих к выходу или тупику. Они могут быть как целыми сооружениями, так и одномерным изображением на какой-либо поверхности. Лабиринты различаются по виду и предназначению, и сегодня больше выполняют декоративную, историческую или развлекательную функцию. Но так было не всегда.

В древние времена лабиринты долгое время были особенными местами, связанными с религиозными ритуалами или святилищами, и считались центрами целительных сил. Многие верили, что они представляли собой сверхъестественную границу между миром живых и миром мертвых. Их использовали для медитаций, и верили, что они помогают в исполнении желаний. Некоторые из этих древних сооружений и начертаний остаются чарующей загадкой до сего дня.

10. Лабиринты острова Большой Заяцкий

Фото: Atlas Obscura

В Белом море на севере России находится самая высокая в мире концентрация лабиринтов эпохи Неолита. Только на одном острове Большой Заяцкий их насчитывается целых 35. Возраст этих лабиринтов составляет примерно 3000 лет, за что местные жители называют их вавилонскими.

Большой Заяцкий принадлежит группе островов архипелага Соловецкие острова. Лабиринты этого острова – это группа из 14 структур, расположенных на площади в 0,5 квадратных километров. Ряды из камней формируют спираль из рукодельных змей, которые встречаются своими головами в центре древнего сооружения. Самая большая структура достигает 25 метров в диаметре, а самая маленькая – 6 метров.

Все лабиринты Большого Заяцкого расположены на западе острова. На его восточных склонах тоже есть много каменных сооружений, но ни одно из них нельзя назвать лабиринтом.

В 1970-х русские исследователи выдвинули теорию о том, что лабиринты служили в качестве ловушки для рыбы, когда уровень моря был намного выше сегодняшнего, что было характерно для этих мест 5000 лет тому назад. Другие ученые полагают, что эти лабиринты использовались в качестве календарей, отслеживающих орбиты Солнца и Луны.

9. Индо-греческие связи

Фото: Marsyas

В августе 2015 года археологи объявили, что 2000-летний индийский лабиринт содержит узоры, идентичные обнаруженным на греческих глиняных табличках, датируемых примерно 1200-ым годом до нашей эры.

Квадратный индийский лабиринт, находящийся в деревне Гедимеду (Gedimedu), имеет в длину и ширину по 17 метров. Ходы лабиринта имеют длину от 1,1 метра до 0,8 метра. Строение было обнаружено в районе древнего торгового маршрута, связывавшего поселения Алаганкулам (Alagankulam) и Палаккад (Palakkad). В окрестностях также были найдены сокровища тех времен, среди которых числятся полудрагоценные камни и терракотовые лампы.

Греческие артефакты моложе индийских лабиринтов на 800 лет. Средиземноморская версия из Пилоса (Pylos) ранее считалась самым древним глиняным изображением лабиринта, состоящего из 7 кругов. Гедимединский лабиринт – второй крупнейший в Индии. В 2014 году археологи объявили об обнаружении еще одного подобного мотива в штате Тамил-Наду (Tamil Nadu), ставшего самым большим в свое роде.


В Индии практика нанесения лабиринтоподобных узоров на крыши домов довольно распространена. Их называют «колам» (kolam), и считается, что эти схемы обладают магической силой и защищают жилище от проникновения злых духов.

На протяжении 2500 лет Шартр (Chartres) считался одним из самых священных объектов во Франции. Это место почитали древние друиды, а затем христиане построили здесь свой собор.

Кельтские жрецы верили, что земля Шартра обладала сильной энергетикой, и почитали подземные воды, которые считали исцеляющими все болезни. В 1194 году нашей эры было завершено 25-летнее строительство одного из самых впечатляющих готических строений в мире – Шартрского кафедрального собора (Cathedrale Notre-Dame de Chartres).

В 1205 году внутри собора из древних камней был возведен лабиринт. Спиралевидный ход длиной в 294 метра и диаметром в 13 метров, он стал местом медитативного и созерцательного хождения для монахов и паломников.

Никто толком не уверен, зачем был построен Шартрский лабиринт. В 2001 году были организованы раскопки, предпринятые учеными в поисках склепа для масонов, которые предположительно и построили это сооружение. Однако тщательное исследование места так и не подтвердило догадки археологов.

7. «Человек в лабиринте»

Фото: earthart.org

Согласно верованиям индейцев юго-западной Америки Айитой (I’itoi) – своенравный бог, сотворивший предков племен Тохоно Оодхам и Пима (Tohono O’Odham, Pima).

Распространенное изображение «человека в лабиринте» чаще всего олицетворяет Айитоя у входа в систему ходов, символизирующую цикл жизни и выбора, который мы делаем на своем пути. Подобные рисунки широко распространены в Северной Америке, и их можно увидеть на серебряных монетах индейцев племени Навахо (Navajo), а также на плетеных корзинах племен Тохоно Оодхам и Пима.

Характерные для юго-западных народов континента, эти схемы чаще всего состоят из 7 кругов. Центральный круг символизирует смерть и вечную жизнь. Ходы начинаются с края лабиринта и ведут в центр схемы, а каждый крупный поворот уводит в сторону от центра лабиринта.

Существует множество интерпретаций всего узора, но по поводу «человека в лабиринте» очень мало пояснений. Лабиринты, нанесенные на корзины, часто содержат изображение намеренно ошибочного пути под названием dau (дверь), который может позволить духу изделия выбраться из запутанной системы ходов.

6. Голливудский камень

Фото: labyrinthos.net

В 1908 году во время охоты на хорьков местные жители наткнулись на камень с вырезанным на нем узором в виде лабиринта. Находка была сделана в графстве Виклоу (Wicklow), Ирландия. Названный Голливудским камнем (Hollywood Stone), объект высотой в 1,2 метра и шириной в 0,9 метров лежал лицом вниз на травянистой тропе. На камне отсутствует небольшой фрагмент лабиринта диаметром примерно в 70 сантиметров.

Христианские мотивы дают основание предполагать, что камень относится к Средневековому периоду. Предназначение камня до сих пор остается не ясным. Некоторые исследователи считают, что объект относится к паломническому объекту в районе аббатства Глендалух (Glendalough) и может быть своеобразным знаком промежуточной остановки.

Тысячелетиями лабиринты ассоциировались с паломничеством. Путешествия пилигримов чаще всего были очень длинными, сложными и дорогостоящими походами. Многим верующим были не по карману поездки в Святую землю, поэтому люди придумывали альтернативы визитам в Израиль.

Считалось, что два посещения аббатства Глендалух можно приравнивать одному путешествию в Иерусалим. Со временем уже только семикратное путешествие в это аббатство стало приравниваться паломничеству в Святую землю.

5. Иерихонские лабиринты

Фото: cems.uvm.edu

Иерихонский лабиринт (The Jericho labyrinth) – это один из самых загадочных христианских символов. Несколько средневековых письменных свидетельств ссылаются на «Uruem Gericho» (Град Иерихон) как на семикратный лабиринт, напоминающий некоторые критские мотивы.

Некоторые ученые предполагают, что он связан с библейскими строками про падение стен Иерихона после того, как еврейское войско обошло этот город семь раз. Множество греческих летописей приписывают создание Иерихонского лабиринта царю Соломону. Самые ранние упоминания этого лабиринта были обнаружены в итальянском монастыре Абруцци (Abruzzi). Датируемый 822 годом нашей эры, квадратный лабиринт позже был переделан в начертание в форме круга.

Впервые христиане использовали лабиринтоподобные узоры в церкви Сан Репаратус (San Reparatus) алжирского города Эль Аснам (El Asnam). Датируемый четвертым столетием нашей эры, этот древний мотив был классифицирован в качестве христианского символа на основании слов, написанных в его центре — Sancta Eclesia (Святая церковь).

4. Лабиринт острова Бло-Юнгфрун (Синяя Дева)

Фото: Mingusrude

Бло-Юнгфрун (Bla Jungfrun, Синяя Дева) – это необитаемый остров в проливе Кальмарсунд в районе восточного побережья Швеции. Веками у него была репутация места, связанного со сверхъестественными силами. По сей день его посетителям не советуют сходить с туристических тропинок, а гулять здесь после захода солнца строго запрещено.


Одно из самых загадочных мест на этом острове – это каменная россыпь посреди густого леса. Крупнейший в Швеции лабиринт получил название Троллеборгского лабиринта (Trolleborg).

Многие верят, что он как-то связан с ролью острова Бло-Юнгфрун в рыболовецкой промышленности региона. Лабиринты довольно часто встречаются на скандинавских архипелагах. Обычно они символизируют плодородие или удачу.

До сих пор неизвестно, когда именно был создан Троллеборгский лабиринт. Но мы точно знаем, что в 18 веке он уже был. Существует свидетельство, согласно которому этот лабиринт может оказаться намного более древним. В 2015 году археологи сообщили об обнаружении нескольких ритуальных объектов в пещерах острова, относящихся аж к 7000-ым годам до нашей эры.

3. Загадка лабиринта Каса-Гранде

Фото: cayacoven.org

Один из самых загадочных и неоднозначных лабиринтов в мире находится посреди руин Каса-Гранде (Casa Grande) в Аризоне, США. В 1694 году католический священник Кино (Kino) задался целью найти на берегу реки Джила (Gila River) Великий дом (Great House) из легенд местных жителей. В итоге он обнаружил «четырехэтажное строение, величиной с замок, равное самым выдающимся церквям на землях пустыни Сонора».

На северной стене здания нанесен узор сложного лабиринта. Десятилетиями это был единственный подобный рисунок, обнаруженный во всей Америке. Что еще более интересно, рисунок невероятно похож на замысловатые узоры, обнаруженные на критской чеканке возрастом в 2000 лет.

Вероятность того, что столь древний узор был воспроизведен абсолютно случайно, крайне мала. В 1961 году журнал Kiva опубликовал отчет исследователей, согласно которому лабиринт вне всяких сомнений является «доисторическим» в контексте другого археологического объекта округа Джила (Gila County) – национального монумента Тонто (Tonto), руин скальных жилищ племен Саладо.

Благодаря результатам исследований археологов теория о том, что лабиринт Каса-Гранде относится к доколумбовой эпохе, получила свое первое подтверждение. Это значит, что Великий дом был построен еще до первых визитов европейцев американского континента, то есть до 15 века.

2. Датский лабиринт каменного века

Фото: sciencenordic.com

В 2020 году датские археологи открыли целый ряд загадочных базальтовых столбов, которые когда-то были составными частями древнего лабиринта времен каменного века. Причисляемая к эпохе Неолита, овальная ограда в районе коммуны Стевнс (Stevns) охватывает территорию в 18 000 квадратных метров.

Это место кажется руинами ограды древних поселений, но ученые полагают, что останки служили другой цели. Входы во внутренне пространство огорожены 5 неравномерными рядами камней, расположенными неодинаково очевидно намеренным образом.

Обычно подобные столбы возводились для защитных целей. Но в этом случае конструкция не превышает и 2 метра в высоту, и между колоннами достаточно много места, чтобы сквозь них мог пробраться человек. Это совсем не похоже на неприступные стены.

Неравномерное или чередующееся размещение столбов делает невозможным заглянуть внутрь ограды, стоя на одном месте. Зато такое расположение колонн могло бы быть преимуществом для ритуальных целей, чтобы происходящее внутри лабиринта не было видно снаружи и оставалось тайной для посторонних глаз.

Пока что в районе Стевнса больше не было обнаружено никаких других древних руин. Но поскольку здесь еще не предпринимались серьезные археологические раскопки, вполне вероятно, что эта земля хранит еще множество секретов.

1. Лабиринт Минотавра

Фото: Ancient Origins

Самый известный в мире лабиринт – на самом деле не совсем лабиринт. Согласно греческой мифологии, критский царь Минос построил этот «лабиринт», чтобы поселить туда Минотавра, питающегося людьми отпрыска царицы Крита и быка. Согласно мифам лабиринт Минотавра – это система подземных ходов, через которые Тесей (Theseus) прошел с помощью клубка ниток.

Веками люди искали то самое место, которое вдохновило все эти легенды. Местные жители полагали, что древняя пещера неподалеку от критского городка Гортина (Gortyna) и есть тот самый лабиринт из легенд. Растянувшийся примерно на 3 километра в длину этот лабиринт – это целый комплекс из никуда не ведущих коридоров и комнат.

Английский археолог Артур Эванс (Arthur Evans) оспорил эту версию. С помощью греческих источников, датируемых 2-ым веком нашей эры, он заключил, что тот самый лабиринт с монстром находился под дворцом царя Кносса (Knossos). Французский археолог Поль Фор (Paul Faure) также не согласился с теорией о лабиринте из Гортины, предположив, что мифическое подземелье находится в пещере Святой Параскевы (Agia Paraskevi) неподалеку от деревни Скотино (Skotino).

Символ лабиринта

Символ лабиринта в истории человечества.

В формировании человека в отрыве от дикой природы огромную роль сыграло
развитие виртуального и символичного мышления, когда мозг человека не
только выдавал определенные реакции на окружающую среду, но создавал свои
возможные варианты процессов и сопоставлял их.
По мере формирования способности мыслить, многие необъяснимые природные
факторы нашли символичное отражение, в частности, лабиринт.
Современной истории известно доисторическое наскальное изображение
лабиринта, обнаруженное на входе в гробницу в Сардинии датируемое 2500 –
2000 годом до н.э. (см. фото 1).
Фото 1
Фото 2
Нижний рисунок изображает двух всадников, которые покидают лабиринт.
Рисунок нанесен на этрусскую вазу в 620 г. до н. э.
Несмотря на многообразие их форм, круглый лабиринт с острова Сардиния
повторяется в Средиземноморье, (см. фото 2; 3),


Фото 3
Оборотная сторона серебреной монеты, из города Кноса на Крите (второе
столетие до н.э.). На монете изображен лабиринт этого острова.
в Америке ( см. фото 4 ) и в других частях света.
Фото 4
Одно из индейских племен, жившее на юго-западе Соединенных штатов,
предпочитало прямоугольные и круглые варианты лабиринтов. По их понятиям,
это было символы матери-Земли.
С древних времен до наших дней лабиринту придавалось глубоко мистическое
значение. Найти путь к центру – означало, в большинстве случаев, пройти
весь жизненный путь.
Все исследователи отмечают связь лабиринтов с морским побережьем и
островами, местами активной рыбной ловли. К примеру, все 156 лабиринтов
провинции Норрланд на севере Швеции находятся близ рыболовных тоней 6.
Подобное местоположение типично и для лабиринтов России. Вблизи
кандалакшского лабиринта находится тоня Питкуля. У п-ова Красная Луда близ
лабиринта также было место рыбной ловли. Понойские лабиринты расположены в
устье реки, являющейся важнейшим местом семужьего промысла, как и некогда
существовавшие лабиринты в устьях рек Кеми и Керети. Соловецкие острова и
Кузова тоже известны как места, богатые рыбой. Таким образом, многие
лабиринты связаны не с морем вообще, а с местами активного рыболовства.
Большая группа ученых, в основном археологов, связывает лабиринты с
культом мертвых. Доказательством этому служит соседство лабиринтов с
древними могильниками в Южной Швеции, Северной Норве-гии и на Соловецких
островах. В Южной Швеции лабиринты соседствуют с могильниками эпохи бронзы
и времени викингов», в Северной Норвегии в районе Финмарка — с саамскими
кладбищами XII-XVII вв.12 На Большом Заяцком острове археологами А. Я.
Мартыновым и А. А. Куратовым под тремя каменными кучами обнаружены
пережженные кости человека и каменные орудия13. Каменные кучи есть и
вблизи лабиринтов на острове Олешин, хотя они не раскапывались. Лабиринты
в подобных могли символизировать трудный и извилистый переход от жизни к
смерти, что находит подтверждение в этнографии некоторых народов мира
(фото). Так, H. H. Виноградов, исследователь соловецких лабиринтов,
предполагал, что они могли быть вместилищами душ умерших. Чтобы души
умерших не могли вернуться к живым, сооружение делалось очень запутанным,
состояло из узких ходов. Порой рядом с одним ла-биринтом сооружался другой
с целью, что если бы душе умершего все же удалось выйти наружу, то она
попала бы в него14.
Б. Ольсен предполагает, что лабиринт мог играть метафорическую роль в
ритуалах, связанных с переходом от жизни к смерти. «Можно себе
представить, что шаман входил в лабиринт, и это означало отделение смерти
индивида от его жизни. Присутствие внутри лабиринта означало отделение от
жизни на земле. Церемония заканчивалась тем, что шаман оставлял лабиринт
как бы символизируя этим переход умершего в новую стадию»15.
Отметим, что далеко не везде лабиринты сопровождаются захоронениями.
Например, на Красной Луде, терском берегу Белого моря и многих других
местах следы могильников не обнаружены.
Некоторые ученые видят в лабиринтах объекты, связанные с астральным
культом, придают им календарное значение. Подобные заявления вряд ли
верны. Конструкции лабиринтов различны, не связаны со странами света, в
них не угадываются какая-либо цикличность или общие закономерности,
которые можно было бы связать с движением небесных светил. К тому же
глубокие познания в астрономии, составление календарей в древности в
большей степени были свойственны южным земледельческим народам (Египет,
Месопотамия) и в меньшей присущи охотникам и рыбо-ловам таежной и
тундровой зон.
По мнению некоторых ученых, две первые основные гипотезы, связывающие
лабиринты с рыболовством и культом мертвых, не противоречат, а дополняют
друг друга. Так, А. А. Куратов предполагает, что лабиринты являлись
родовыми святилищами, где древние погребали умерших, совершали магические
обряды умножения добычи, инициации и т. п.16 Подобное предположение для
северных лабиринтов высказывал и известный русский этнограф В. П. Кабо,
который исследовал назначение лабиринтов у аборигенов Австралии.
Изображения лабиринтов на камнях, деревьях, земле были связаны у
аборигенов Австралии с представлениями о «нижнем мире». Около них
совершались обряды умножения добычи, инициации и другие культовые
действия17.
Важно отметить, что распространение символов лабиринта распространено не
только на побережье морей, но и в Центральноевропейской части России.
Примеры тому — каменный лабиринт Мастище 1, откратого в процессе раскопок
1984-86 гг. на поселении у хут. Мастище Острогожского района Воронежской
области, (правобережье Среднего Дона).

Автором этой статьи запатентован интеллектуальный продукт во Всероссийском
научно-техническом информационном центре:

1. Если выделить основные графические элементы в лабиринте, то кроме 4-х
спаренных незамкнутых пар кривых в виде окружностей (у древних людей
круг – символ солнца), четко обозначен крест – знак огня, солнца,
благодати и вечной жизни.
2. Ученый А.А. Нейхардт в книге « Загадка Святого креста» пишет: «Когда
человек научился сам добывать огонь посредством трения двух перекрещенных
брусков дерева, этот несложный инструмент стал почитаться как священный.
Две перекрещивающиеся черты стали священным знаком, символом «спасителя»,
«подателя благ»… Хотя для ранних христиан символ креста первоначально был
презираем и олицетворялся с орудиями мучительной казни, которая
применялась в Римской империи.
3. Крест и лабиринты сопровождают всю жизнь человека и принимаются им как
догмы, как то , что человек родившийся в квадратном помещении соизмеряет
свои представления с окружающим миром в квадратной форме, а родившийся в
круглом помещении соизмеряет свои представления с круглым пространством
Источники трактовки слов крест и лабиринт практически отсутствуют в
толковых словарях.
4. В современном мире крестом увенчаны купола христианских храмов в
различных концах земного шара, его носят верующие на груди. «Крест
Христов – это неиссякаемый источник благодатной силы и утешения каждому
человеку на земном пути», — произносят служители церкви с церковных
амвонов.
5. Относительно прямых видно, что разделяется внешняя, под перекладиной
креста и внутренняя часть лабиринта над перекладиной креста.
6. Развертка в конечном итоге приводит к незамкнутой округлой фигуре, что
представляет собой элементарный лабиринт с одним входом и выходом. Явно
определяется обратный процесс от простого к сложному.
7. Для начертания рисунка творец древности использовал макет из подручных
материалов: две перекрещенные палки – источник огня и длинную веревку
(возможно ветви лиан) для получения замысловатого лабиринта в виде
окружностей.
8. Процесс начертания, возможно, делался на земле с переносом в масштабе
на камень. Или сразу использовалась глиптистика – искусство резьбы по
камню.

2 Спицин А. А. Северные лабиринты // Известия археологической комиссии.
Вып. 6. СПб, 1904. С. 108.
3 Дурылин С. За полуночным солнцем. М., 1913. С. 47.
4 Досифей (архимандрит). Географическое, статистическое и историческое
описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836.
С. 164.
5 Toivinen T. Op. cit. P. 80.
6 KraftJ. Labyrint osh ryttarlek // Forvannen. N 72. Oslo, 1977. P. 61-80.
7 Гурина Н. Н. Каменные лабиринты Беломорья // СА. Т. X. М.; Л., 1948. С.
125-142.
8 Мулло И. М. К вопросу о каменных лабиринтах Беломорья // Новые памятники
исто-рии древней Карелии. М.; Л., 1966. С. 185-193.
9 Гурина H. H Каменные лабиринты Беломорья // СА. Т. X. М.; Л., 1948.
С.134-138.
10 Мулло И. М. Указ. соч. С. 185-193.
11 Talvinen T. Op. cit. P. 77-83.
12 Olsen В. Material metaphors and historical practise: A structural
analisis of stone labirints in coastal Finnmark, Arctic Norway // FA. N 8.
Helsinki, 1991. P. 51-58.
13 Мартынов А. Я. К проблеме интерпретации культово-погребальных комлексов
Соловецких островов // Международная конференция к 100-летию В. И.
Равдоникаса: Тез. докл. СПб, 1994. С. 88-90.
14 Виноградов H. H. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду
однородных исторических памятников // Соловецкое общество краеведения.
Вып. IV. Соловки, 1927.
15 Olsen B. Op. cit. Р. 51.16 Куратов А. А. Древние лабиринты
Архангельского Беломорья // Историко-краеведческий сборник. Вологда, 1973.
С. 63-76.
17 Кабо В. Р. Мотив лабиринта в австралийском искусстве и проблема
этногенеза австралийцев // Сб. МАЭ. Вып. 23. Л., 1966. С. 254-267.
18 Гурина Н. Н. Каменные лабиринты Беломорья. С. 133.
19 Брюсов А. Я. История древней Карелии // Труды Государственного
исторического музея. Вып. 9. М., 1940.
20 Титов Ю. В. Лабиринты и сеиды. Петрозаводск, 1976. С. 6.
21 Гурина Н. Н. О датировке каменных лабиринтов Белого и Баренцева морей
// МИА. №39. М.; Л., 1953. С. 419.
22 ToivinenT. Op. cit. P. 81.

Лабиринты – символы жизни и смерти — лабиринты, мистика, символы, обряды, культ

Лабиринты находят повсюду в мире: в Китае, Тибете, Англии и Ирландии, в Перу и у американских индейцев.
Один был недавно найден в Египте.

Вы можете увидеть рисунок такого же лабиринта на полу во многих церквях Европы и в наскальных росписях по всему миру.

Когда вы идете по этому лабиринту, если только вы не заблокируете свои переживания, вы автоматически пройдете через эти изменения. Даже если вы не знаете о таких вещах, вы все равно пройдете через этот опыт. Повсюду в мире люди обнаружили, что это правда.

Одну из версий процессов, происходящих в лабиринте изложил Друнвало Мелхиседек в своей книге «Древняя тайна цветка жизни» т.2 стр.172-173 «Лабиринт как движение энергии жизненной силы» рисунок 6.5 — это семиповоротный лабиринт.

Друнвало Мельхиседек пишет: «Позднее я буду говорить о древней школe мистерий Друидов на острове Авалон в Англии. Чтобы добраться там до вершины холма, приходится пройти через этот самый лабиринт, шагая туда и обратно, следуя движению его изгибов».

Ричард Андерсон, являющийся автором книг и специалистом по лабиринтам обнаружил, что при прохождении через лабиринт человек невольно проходит через различные состояния сознания, что приводит к очень характерным ощущениям.

Это побуждает вашу жизнетворную энергию двигаться через чакры по следующей схеме: три, два, один, четыре, семь, шесть, пять. Энергия начинает движение из третьей чакры, затем переходит во вторую, потом в первую; тут она перепрыгивает вверх к сердцу (четвёртая), потом к центру головы в шишковидной железе (седьмая), затем ко лбу к гипофизу (шестая) и оттуда вниз к горлу (пятая).

Если только вы сами не препятствуете опыту, то при прохождении этого лабиринта вы будете автоматически проходить через эти изменения. Даже, если вы ничего об этих вещах не знаете, то через ощущения вы пройдёте всё равно. Люди во всём мире нашли, что это правда.

Мистер Андерсон уверен, что если изобразить последовательность прохождения пути по уровням линиями (число линий указывает, который это из семи уровней) три, два, один, четыре, семь, шесть, пять то получится форма чаши.

Именно этот лабиринт связан с тайными знаниями. Есть теория, что лабиринт и есть та самая загадочная и знаменитая Чаша Грааля, закодированное предками знание о достижении состояния мудрости , код лабиринта напоминает чашу.

Еще одна теория считает и лабиринт, и узор, и танец магическим символом посвящения. Он символизирует проникновение в иной, высший мир, и путь к его центру, то есть к высшему познанию.

Достигнув этого центра, посвященный тем же путем возвращается обратно, в нашу реальность.
Эта гипотеза может показаться слишком смелой, однако она полностью согласуется с подобными ритуалами, известными у многих архаичных народов и у членов позднейших тайных обществ. В свете этого лабиринт означает одновременно смерть и возрождение или воскресение в конце времен. Именно так воспринимают его современные индейцы хопи, для которых лабиринт и есть символ духовного возрождения, то есть мистического посвящения.

Если и у других народов это было так, то лабиринт был прежде всего важнейшим магическим символом Спасения. Отсюда ясно, почему символа лабиринта нет ни в иудаизме, ни в исламе. Как религии Закона, они не нуждались в идее Спасения. В христианском же мире идея Спасения, наоборот, представляет собой важнейший мотив веры. Недаром во множестве христианских церквей Европы вплоть до XV в. лабиринт служил важнейшим элементом интерьера, прежде всего мозаики пола, причем лабиринт преимущественно минойского типа, включая вариации, а вплоть до 1750 г. и элементом монастырских садов и парков. Изображения лабиринта часто помещались у самого входа, то есть служили как бы защитой проникновения злых духов. Ту же роль лабиринты играли и в Римской империи.

в мужском лабиринте:
лечат заболевания головы, гармонизируя верхние чакры и сердце, находят ответы на насущные вопросы, загадывают желания быстрее обычного решаются аналитические задачи, приходят на ум новые технические решения. Хорошо диагностируются скрытые в подсознании или просто забытые дисгармоничные мысли, мешающие полноценному развитию;

в женском лабиринте:
лечат проблемы тела, гармонизируя нижние 3 чакры и сердце, улучшается коммуникативность с Землей и с людьми; диагностируются скрытые или забытые деструктивные эмоциональные состояния,»застрявшие эмоции, препятствующие миру и гармонии внутри человека.

— в пространстве лабиринта уравновешиваются в соответствии с проектом ТВОРЦА потоки энергии в чакрах человека, ничего не теряется и не приобретается, только уравновешивается в пропорциях, соответствующих структуре мозга.


— лабиринт — модель идеального распределения энергии по чакрам и каждый человек что-то выравнивает в себе.

— в лабиринте за счёт гармонизации 7-ми чакр происходит соединение с 8 чакрой, воплощающей в себя всё, что мы включаем в понятие ВЫСШЕГО Я.

— любой лабиринт является обучающим пространством, терпение и внимательность.

— в лабиринте каждый человек, внимательно проходя по лабиринту, получает индивидуальные знания о себе.

До сих пор мы не видели людей, кто бы изменился радикально за один раз прохождения лабиринта и никого не видел сияющее-левитирующим в медитации в лабиринте, но ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИСПЫТЫВАЛИ ПОЗИТИВНЫЙ СДВИГ в СОЗНАНИИ.

Что таят в себе лабиринты? Ответ, которого нет

«Мир — лабиринт. Ни выхода, ни входа…» — писал Хорхе Луис Борхес. Лабиринты — непостижимое бесконечное движение, Время и Пространство, замкнутые в спираль. Сколько веков эти странные сооружения привлекают внимание и интерес людей. Какова была истинная задача, которую решали строители этих замысловатых и бессмысленных, на первый взгляд, «завитушек»? Вопрос и по сей день остается без ответа.

Версий и предположений — научных и околонаучных — сегодня достаточно. Но ни одна из них не может считаться единственно верной и окончательной. Считается, что лабиринты создавали как некие символические монументы, свидетельствующие о победе светлых сил. Философское содержание лабиринта в его непрерывности, означающей вечную идею движения к свету и жизни. Есть версии о том, что лабиринты были местом магических инициаций. Так человек, пройдя путь от начала лабиринта к середине и вернувшись обратно, выполнял некий священный обряд и получал у богов желаемое.

В языческих верованиях лабиринт символизировал путь Солнца, использовался в астрологических мистериях. Лабиринту придавалось значение Космоса или, наоборот, подземного мира.

Имеющиеся сегодня у многих народов коллективные хороводные пляски восходят своим началом к так называемым «тройским играм». По мнению некоторых исследователей, назначение лабиринтов состояло именно в том, что по его запутанным дорожкам юноши и девушки совершали ритуальный танец. Связавшись одной веревкой и двигаясь по петляющим тропинкам лабиринта, танцующие совершали сложные движения, имеющие определенный священный смысл. Сегодня можно наблюдать похожие танцы у некоторых народов Кавказа, когда в сложном петлеобразном танце происходит обряд обручения юноши и девушки.

Дошедшие до нас древние тексты упоминают пять великих лабиринтов: Египетский лабиринт, расположенный, согласно указанию Плиния, под озером Моэрис; два великих лабиринта в Кноссе и Гортане; греческий лабиринт на острове Лемнос и этрусский лабиринт в Клюзиуме (Италия).

При слове «лабиринт» у многих мгновенно возникает ассоциативное дополнение — «Минотавра». И действительно, это наиболее известный в истории лабиринт. О нем сложены легенды, его существование подтверждается историческими документами.

Минотавр — сын священного быка морского владыки Посейдона и жены критского царя Миноса. От этой греховной связи и появилось чудовище с телом человека и головой быка. Спрятать ужасающего отпрыска царь повелел в специально построенном архитектором Дедалом сооружении. Это и был Кносский лабиринт. Минотавр — воплощение греха и зла, не должен был найти выход из лабиринта и приговорен был блуждать в нем до скончания своих дней. Страшные жертвы в виде юных девушек и юношей должны были приносить Минотавру жители Крита. Но Зло было побеждено. Греческий герой Тесей с помощью царской дочери Ариадны победил чудовище и вернулся из лабиринта живым.

Интересен тот факт, что по имеющимся в распоряжении ученых рисункам Кносского лабиринта видно, что лабиринт Минотавра был абсолютно простым. Центр лабиринта находился очень близко от входа. Никаких тупиковых ветвей и хитроумных отклонений в нем не было. Кажется, что пройти его не составляет никакого труда. Но именно в этом и состоит обманчивость и коварность подобной западни. Первый же поворот заставляет усомниться в правильности направления и вынуждает идущего разувериться в верности своего пути. Вот и проступает истинное назначение лабиринта — символа жизненного пути человека, через трудности и препятствия идущего к истине, впадающего в разочарование и сомнения, теряющего и вновь обретающего веру.

Кносский лабиринт, несмотря на его широкую известность, фактически до сего дня не найден и не исследован. Отдельные обнаруженные признаки некоего сооружения только подпадают под дошедшие до нас исторические сведения о лабиринте. Ученым сегодня еще не удалось найти стопроцентное подтверждение, что лабиринт Минотавра действительно существует на острове Крит.

Вместе с тем известный исследователь загадочных явлений и артефактов, врач-офтальмолог Эрнст Мулдашев (автор серии книг о Шамбале) со своими сподвижниками организовал экспедицию и, по его заявлению, обнаружил лабиринт Минотавра. По версии Мулдашева, около 12−13 тысяч лет назад некая высокоразвитая цивилизация в процессе генных опытов вывела страшных мутантов. Создание лабиринтов стало вынужденной мерой, призванной оградить мир от этих чудовищ. Лабиринты были, по его мнению, специальными лабораториями по «дезактивации» этих монстров. Отсюда и отголоски легенд о Минотавре.

Египетский лабиринт в нынешней провинции Файюм на берегу Меридова озера считается одним из семи чудес света. Древние историки и философы — Плиний, Геродот, Страбон, оставили описание этого чуда. Колоссальное четырехугольное сооружение, в котором находилось более трех тысяч помещений. Развалины этого артефакта исследовались еще в 19 веке, но результаты раскопок очень несущественны. Лабиринт на острове Лемнос, описанный древними историками, до наших дней не дожил. О его существовании мы знаем только по описаниям.

В Клюзиуме (Италия) существует огромный курган — надгробный памятник этрусскому царю Порсенне. В нем огромное количество камер, коридоров и переходов, целая запутанная сеть подземных коммуникаций. Своего рода лабиринт, назначение которого остается тайной по сей день.

Сакральный смысл лабиринта использовался не только в Средиземноморье, но и на Востоке и затем на Западе. Позднее изображение лабиринта превращается уже в некий декоративный элемент и переходит в разряд украшений. Христианство адаптировало к себе этот символ, внеся в него изображение креста. Вместе с тем рисунок лабиринта нашел свое применение и в чистом виде в христианских соборах.

Недалеко от Парижа в городе Шартр есть кафедральный собор, сохранившийся без реставраций с 13 века. На полу собора из мрамора выложен древний лабиринт. Диаметр его около 12 метров, а путь, который проходят по нему паломники — около 200 метров. Лабиринт используется для медитаций и является трансцендентальным символом пути к Богу. Это путь поиска скрытого смысла существования человека. Проход по лабиринту босыми ногами вызывает удивительное чувство сопричастности всему миру, прямой связи с силами Земли. Это своего рода инструмент, меняющий сознание верующего.

Лабиринты… Неразгаданные каменные книги древности, каждая страница которых написана множеством языков. Сакральное вневременное скитание, пока еще не приведшее к разгадке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль