Куклы – это серьезно


События

Куклы — это серьезно

Зачем тряпичной кукле десять рук? Ответ на этот каверзный вопрос получили ребята, занимающиеся в художественном отделении детской школы искусств Невинномысска. Здесь прошел необычный мастер-класс по изготовлению куклы-десятиручки.

Оказывается, на Руси такая кукла делалась молодой хозяюшкой, чтобы успевать во всех делах. Причем во время создания оберега мастерица загадывала на каждую руку особое дело или желание, в котором десятиручка может подсобить.

Узнали дети в ходе мастер-класса также множество других интересных фактов. Например, что основным временем для изготовления кукол была зима. В другое время года хозяюшкам, на которых лежали десятки обязанностей, было не до того.

Каждый смог насладиться запахом духмяной куклы-травницы

А еще в ходе необычного урока юным мастерам показали другие виды кукол, распространенные на Руси. Вот духмяная, целительная кукла-травница. Наши предки использовали ее для очищения воздуха в доме и профилактики заболеваний органов дыхания. Также крестьяне верили, что травница способна защитить дом от злых духов и хвори. Вешали или ставили такую куколку в местах, где застаивался воздух, или над колыбелью ребенка. А вот кукла-зернушка. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество, иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей, чтобы хлеба уродилось много-много.

Прошедший мастер-класс запомнится ребятам надолго. В нем, кстати, с большим удовольствием приняли участие не только девчонки, но и мальчишки. А главное, каждый унес по окончании урока собственноручно изготовленную куклу.

Опубликовано в газете «Ставропольская правда» от 8 декабря 2020 года.

Йошкаролинцев приглашают убедиться в том, что «Куклы – это серьезно!»

17 апреля в Музее народно-прикладного искусства открывается авторская выставка работ писателя, общественного деятеля и мастера изделий ручной работы Ольги Ребко.

В экспозиции «Куклы – это серьезно!» представлены игрушки, обереговые и обрядовые куклы в традициях русского и славянских народов. Подобные обереги сопровождали человека на протяжении всей его жизни. Ни один праздник, ни одно серьезное дело не обходились без использования соответствующей по смыслу и изготовленной по особым правилам куклы. Некоторые из них имели вполне понятное практическое применение, другие же отличались высоким мистическим и духовным содержанием.
Экспонаты выставки разделены на четыре категории: детские куклы, женские обереги, обрядовые куклы, обереги семьи и домашнего очага.
Выставка дополнена авторскими куклами в народном стиле и серией фотографий, описывающих важные этапы создания обереговой куклы, сообщили в Национальном музее Марий Эл им. Т. Евсеева.

Читайте также:

Александр Евстифеев принял участие в Российском инвестиционном форуме в Сочи


14 февраля в Сочи открылся инвестиционный форум, на котором участники обсудят экономический потенциал России. Александр Евстифеев принял участие в ряде ключевых дискуссий, посвященным лучшим практикам социально-экономического развития. Просмотров: 777

В Марий Эл лыжники могут тренироваться до позднего вечера

Более двух километров лыжероллерной трассы в д. Корта Медведевского района теперь полностью просматриваются в темное время суток. Просмотров: 787

В Марий Эл подросток спровоцировал крупное ДТП

За минувшие сутки в Марий Эл произошли 3 ДТП с семью пострадавшими. Просмотров: 551

Куклы- это серьезно

Воздвиженская ярмарка, к удовольствию многих, открыла новые имена, ярких, творческих людей. Одна из них – Татьяна Геннадьевна Ефимова.

На Воздвиженской ярмарке свои работы она выставила впервые. Желание попасть на выставку мастеров декоративно-прикладного искусства было большое, и оно вылилось, не побоюсь тавтологии, в большой успех. Ее авторские куклы из полимерной глины покорили многих.

Немногим больше года занимается Татьяна «производством» кукол. Процесс не быстрый: на один персонаж уходит до месяца времени. Много деталей: одежда, волосы, аксессуары требуют основательного подхода. И вот уже погружаемся в сказку со знаменитой Бабой Ягой, и – да, да! – возвращаемся в реалии с известными политиками, наблюдаем житейские миниатюры, выраженные в куклах: «Бабушка рядышком с дедушкой» и другие.

Татьяна сама придумывает образ, «вносит» предложения, сама их реализует. А вот критику оставляет за членами семьи. «Всегда прошу мужа и детей – а в семье растут две дочери и сын, оценить, похож тот или иной персонаж или нет, – говорит наша собеседница. – Мне важна критика». А еще важно вдохновение. Маму троих детей особенно вдохновляет тема материнства – это начало всех начал, считает она. И поэтому среди многообразия кукол мы находим работу, называющуюся «Ода материнству».

Сначала появляется идея. Лепит Татьяна глину, раскрашивает ее пастелью и запекает, – и она чудесным образом превращается в твердый пластик. Не сразу, по словам мастерицы, все получилось удачно. Одно дело слепить виртуальный «объект», другое, чтобы было зрительно похоже. Так похожи ведь! Один Пушкин с книгой чего стоит! Тончайшая художественная работа.

Кстати, первый вопрос, который я задала Татьяне на выставке: «Вы художник?» Видно невооруженным глазом, что без таких навыков здесь нельзя. Да, она рисовала всегда, еще в школе занималась оформлением стендов, плакатов. Еще больше ее способности проявились в техникуме и институте, в педагогике дополнительного образования. Сама Татьяна из Быково. Но, как видим, с Октябрьским ее отношения сложились самым наилучшим образом.

Да, вылепить сложнее, чем нарисовать, согласна Татьяна, но совершенствует она творчество, и уже, как у любого мастера, есть свои секреты. Она занималась бы этим каждый день, но времени, как и у большинства из нас, не хватает. А вдруг завтра еще какое-то увлечение придет?! Творческие люди, они такие: попробовать многое хочется. Но в ближайшее время Татьяна намерена заниматься только куклами.


К чему еще лежит ее душа? Татьяна любит книги, потому и работает в центральной библиотеке. Вышивкой занималась, шить любит. Но больше всего любит свою семью, где находит взаимопонимание и поддержку. И тут разговор поворачивается неожиданно в другое русло – Татьяна на память с ходу производит строчки собственного сочинения:

Они любимей всех на свете!

Но куклы добрые мои

Значение имеют тоже.

В них много вложено любви.

Судить лишь вам.

В этот день, и мне это не показалось, открылся еще один талант Татьяны. К более, чем успешному «кукольному» дебюту добавилась способность стихосложения. И кто знает, может, следующий ее дебют – поэтический?

Куклы – это серьёзно

Открытие проходило в белом фойе драматического театра, но уже в этот день и последующие за ним в субботу и воскресенье фестиваль продолжался на его родине, то есть через дорогу от драмтеатра, в театре кукол “Сказ”. Каждый раз фестиваль расширяет биографию, набирает высоту. Санкт-Петербург, Самара, Томск, Северск и наш Новокузнецк показали замечательные спектакли. Девчонки и мальчишки овладели кукловождением, работают с разными системами кукол. Сценография, костюмы, музыкальное оформление плюс детская непосредственность вызывали самые теплые чувства. Я смотрела “Кольца счастья” коллектива из Санкт-Петербурга, спектакля яркого, многонаселенного, полного волшебства, и мне казалось, что это работали профессионалы. Они и получили номинацию “Лучший актерский ансамбль”.

Куклы – это серьезно?

«Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе»(1 Кор. 15,41)

Некоторое время назад и в нашу страну (как всегда, с большим опозданием) пришла «кукломания». То, что раньше почиталось «блажью», стало модой. Коллекционировать кукол стало не менее престижно, чем картины или бриллианты. Тогда, «в начале славных дел», увлечение куклами могли себе в России позволить только богатые люди – кукол было мало, и стоили они поэтому очень дорого.

Но с течением времени ситуация изменилась. Сейчас даже человек среднего достатка может стать «куклоционером» – тем более, что для этого не обязательно разбираться в искусстве, достаточно просто оставаться в душе чуть-чуть ребенком. Но этот, в общем, положительный, процесс имеет и свою обратную сторону. В последнее время в кукольном сообществе разгорелись нешуточные страсти, чем-то напоминающие происходившую в начале ХХ века в русских литературных кругах «дискуссию о чистом искусстве». Признанные «мэтры» кукольного дела выражают недовольство засильем «пупсятины» среди современных российских авторских кукол. Ответственность за низкий художественный уровень работ молодых авторов они возлагают на недобросовестность некоторых владельцев галерей и организаторов появившихся «школ кукольного мастерства». Те, в свою очередь, обвиняют первых в «элитарности» и элементарной боязни конкуренции. Истина (если она вообще способна родиться в подобном споре) наверняка лежит где-то посередине. Но, на мой взгляд, не последнюю роль в этом конфликте играет появившаяся в последнее время тенденция смешивать понятия «коллекционная», «авторская» и «художественная» кукла. Давайте попытаемся разобраться в этих терминах, поскольку на самом деле они вовсе не тождественны


«Коллекционная» означает, что данная кукла не предназначена для игры (в общепринятом смысле), а является украшением, предметом декора. Она вполне может быть и промышленного производства. Иногда таких кукол называют также «интерьерными».

«Авторская» означает, что данная кукла сделана автором вручную. Она может быть выполнена в единственном экземпляре («one-of-a-kind»), или быть тиражной («limited edition»), но в любом случае все в ней (костюм, роспись, прическа) должно быть сделано автором лично. Конечно, автор может использовать какие-то готовые элементы. Никто, к примеру, не ожидает, что он должен самостоятельно ткать материал на платье, но уж сшить его он обязан сам. Бывает, что художник делает только эскиз (иногда первый экземпляр), а все остальные экземпляры делаются другими (иногда промышленным способом). В таком случае только этот первый экземпляр и будет авторской куклой. Авторство куклы подтверждается подписью автора на затылке (или в другом месте, например, на подошве) и сертификатом, который может быть написан от руки.

«Художественная» означает, что данная кукла выполняет эстетическую функцию, то есть, является произведением искусства. Очевидно, что степень «художественности» – материя весьма и весьма субъективная. Искусство призвано удовлетворять нашу потребность в Прекрасном, но ведь эта потребность у каждого своя. Субъективность восприятия приводит иногда к курьезам. Например, желая подчеркнуть высокий художественный уровень работы, ее называют «высокохудожественной». Именно это высмеивал Зощенко своим эпитетом «маловысокохудожественный».

А теперь предлагаю отвлечься ненадолго от кукол и рассмотреть одну пришедшую мне в голову аналогию. На мой взгляд, куклы среди «изящных» Искусств занимают примерно такое же положение, как сказки в Литературе – тем более, что и те, и другие первоначально предназначались для детей. По какому принципу мы отличаем сказку от других литературных жанров? Отличительная особенность сказки – то, что она уносит нас за границы реальности. Это относится не только к так называемым «волшебным» сказкам – я думаю, волка, говорящего человеческим голосом, никто в реальной жизни не встречал. Никому не приходит в голову ждать от сказки, что она непременно будет выдающимся литературным произведением, хотя некоторые (в основном, авторские) сказки вполне достойны такого определения. Их, кстати, с удовольствием читают и дети, и взрослые. Никто, наверное, не станет оспаривать литературных достоинств «Маленького Принца» или «Алисы». Но это совсем не означает, что, например, «Колобок» или «Курочка Ряба» никому не нужны.

Возвращаясь к куклам, я хотела бы заметить, что куклы, как и сказки, тоже раздвигают границы реальности, но, кроме того, они дают нам радость игры. Играть в куклы можно не только физически – играть можно и в воображении. Именно способность к игре и отличает куклу от скульптуры, а вовсе не формальные признаки, как, например, наличие ткани (в Америке есть даже такой термин «dressed sculptures » –»одетые скульптуры», которых отличают от «dolls» — собственно кукол). Куклы – достаточно демократичный жанр. Одна моя знакомая (закончившая, между прочим, Суриковский институт по специальности «живопись») на мой вопрос, почему она стала заниматься куклами, ответила: «В этой области никто не ждет от тебя «нетленки»». Действительно, разве каждая авторская кукла должна непременно быть художественной? Если бы это случилось, это было бы все равно, как если бы все люди стали вдруг красивыми. Согласитесь, это было бы ужасно – исчезло бы само понятие красоты. Меня иногда просто изумляет, до какой степени серьезно некоторые кукольники относятся к своему творчеству, забывая, что все-таки это в первую очередь игра. Такое впечатление, что, садясь за работу, они с самого начала планируют создать шедевр и ничего, кроме шедевра. Это, на мой взгляд, и приводит к тому, что понятия «авторская» и «художественная» кукла стали считаться тождественными. Конечно, каждому хочется признания, но прежде, чем назвать свое произведение «Художественной куклой» (а себя, соответственно – «Художником по куклам»), надо помнить, что самый верный способ не стать художником – это решить, что ты уже им стал.

Не могу обойти молчанием и еще один момент. Все, сделанное вручную, несет на себе отпечаток личности автора, но авторская кукла наделена этим вдвойне – как сделанная человеком по его образу и подобию. В этом – ее ценность, но в этом и опасность, ведь личности бывают разные. Мне случалось видеть работы, очень тщательно вылепленные, в искусно сделанных костюмах, которые при этом производили необъяснимо отталкивающее впечатление. А бывает – ничего особенного в кукле нет, и костюмчик «так себе», а чем-то неуловимым она притягивает. Это – уже из области мистики, одними только художественными достоинствами этого объяснить нельзя.

Куклы – мир, параллельный нашему. В последнее время об этом столько раз писали, что это уже стало банальностью, но, как всякая банальность, верно. Люди и куклы влияют друг на друга. Как и в мире людей, в мире кукол демократизация неизбежно приводит к усреднению вкусов. Именно этим объясняется большое количество вполне хорошо сделанных однотипных работ – в том числе, среди авторских кукол. Не думаю, что из этого нужно делать трагедию – каждый вправе играть в то, что ему по вкусу. Но тому, кто хочет что-то в мире изменить, нужно помнить, что начинать придется с себя.

Лада Константинова, специально для MyJane.Ru

По материалам сайта www.myJane.ru

Похожие статьи

Художественный проект КУКЛЫ МИРА
Дата проведения: 12-15 октября 2006 годаМесто проведения: Выставочно-презентационный комплекс T-Modul, Тишинская пл., дом1Выставочная площадь: 1500 кв.метров.Предполагаемое число посетителей: 30 тысяч.

Отливка деталей фарфоровой куклы
В этой статье описана пошаговая инструкция отливки кукольных деталей из фарфора с помощью заранее приготовленной формы.Материалы, которые вам понадобятся: форма для отливки деталей прочна.

Делаем «стеклянные» глаза
Стеклянные глаза могут замечательно смотреться в фарфоровых куклах, но для многих людей, делающих куклы из текстиля, кажется неблагоразумным вставлять бьющиеся глаза в небьющуюся куклу. Я использовала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль