Кровный брак… — кровный, брак, наследственность,


Близкородственные браки

Близкородственные скрещивания, или инбридинг, — одна из форм ассортивности при образовании брачных пар. При инбридинге скрещивание родственных особей происходит чаще, чем можно было бы ожидать, предполагая случайность скрещиваний. Чем меньше популяция, тем с большей вероятностью частоты аллелей будут меняться в следующем поколении только в силу выборки гамет. Чем ограниченнее численность популяции и ближе потенциальные партнеры, тем вероятнее неслучайное заключение браков.

Крайней степенью неслучайности заключения браков являются родственные браки.

Поскольку родственные особи с большей вероятностью имеют одинаковые аллели, т. е. в генетическом отношении более сходны между собой, чем не состоящие в родстве, инбридинг ведет к повышению частоты гомозигот, обуславливающих патологию, и снижению частоты гетсрозигот по сравнению с ожидаемой по закону Харди — Вайнбсрга.

Дети, рожденные в родственных браках, имеют врожденные аномалии, наследственные заболевания и др.

Инбридинг обычно приводит к понижению приспособленности потомства вследствие повышения степени гомозигот- ности по вредным рецессивным генам. Это явление принято называть инбредной депрессией.

Браки между родственниками первой степени родства называются инцестными браками. Такие браки во многих странах запрещены законом. Во многих странах Западной Европы разрешены родственные браки, кроме браков между братьями и сестрами и родителями и детьми.

В популяции среди всех браков встречаются различные типы родственных браков. Чтобы оценить риск рождения ребенка с наследственной патологией в семье кровных родственников, важно установить, какая степень родства между парой брачуюшихся и какая часть генов у них общая. В этом случае определяют коэффициент инбридинга, который определяется как вероятность того, что у какой-либо особи оба гена в данном локусе принадлежали одному из предков в каком-то из предшествовавших поколений. Коэффициент инбридинга — это вероятность того, что два аллеля одного гена идентичны по происхождению. Чем выше степень родства супругов, тем больше коэффициент инбридинга их потомков и, следовательно, больше вероятность того, что оба аллеля одного локуса идентичны. Если конкретные рецессивные аллели «аномальны», то гомозиготность по ним и является причиной наследственного заболевания.

Таким образом, в популяциях человека постоянно действуют все перечисленные факторы, которые могут изменять частоты генов и генотипов и, следовательно, нарушать выполнение закона Харди—Вайнбсрга. Родственные браки также нарушают распределение частот генов в следующем поколении, что имеет впоследствии серьезные медицинские последствия.

Значения коэффициентов инбридинга при разных типах скрещиваний

Родственный брак, ― чем он опасен?

Родственные браки существуют очень давно. Раньше люди были вынуждены вступать в кровный брак, чтобы сохранить род, нацию. В основном в древности такое случалось после серьезных войн, когда некоторые народы оказывались на грани исчезновения. Позже заключать родственные союзы стали монархи, в целях сохранения власти и семейного богатства. Подобная тенденция наблюдалась и в отдаленных местах населения, к примеру, на небольших островах или горных массивах. Но со временем, браки между родственниками стали заключаться все реже, хотя в Азиатских странах процент кровных союзов все еще высок.

Половые связи между родственниками всегда имели множество нареканий как с морально-этической, так и с духовной точки зрения. Запрет на подобные отношения существует во многих религиях. Все сегодняшние светские государства имеют закон, запрещающий вступать в половые отношения родственникам первой линии (родители и дети, братья и сестры). Но союзы между дальней родней все заключаются. Власти демократических стран не вправе это запретить, так как подобное действие будет вмешательством в личную жизнь граждан. Но чем же на самом деле так опасны родственные браки?

Секрет опасности кровных браков

Объяснить истинное зло кровной связи не так уж и сложно. Наверняка ни для кого не секрет, что в таких семьях часто рождаются нездоровые дети. Малыши появляются на свет с серьезными аномалиями, дефектами и отклонениями. И тут все дело в семейной генетике.

Дело в том, что в организме каждого из нас находятся тысячи различных генов. Среди них есть и гены болезней. Но делятся они на две основные группы: активные и пассивные. Если, к примеру, в вашей семье большинство родственников по линии матери страдали гипертонией, то группа генов, отвечающих за эту болезнь, считается активной и есть большое вероятие, что этот недуг проявится и у вас. Но есть и такие гены, которые находятся в «спящем режиме», они могут из поколения в поколение передаваться людям, но никак себя не проявлять. Таким образом, получается, что кровные родственники всегда являются носителями определенных болезнетворных генов как активных, так и пассивных.

Например, человек может быть носителем пассивного гена Синдрома Дауна. Практически 100% вероятия, что и все его кровные родственники также имеют эти же поврежденные клетки. Но при этом больных в родственной линии нет. В некровном браке пассивный ген еще более потеряет свою силу, и вероятность того, что в семье родится ребенок с синдромом Дауна, практически исключена. Но, когда же, наоборот, брак заключают родственники, сила поврежденного гена удваивается, и рождение больного потомства возрастает на много процентов. Чем больше в семейной линии каких-то определенных заболеваний, тем более нездоровым может родиться ребенок у родственной пары. Именно поэтому медицина всячески призывает избегать родственных половых связей, в особенности рождения потомства от таких союзов.


Ученые утверждают, что более здоровые и красивые дети чаще всего рождаются от людей разной национальности. Это объясняется тем, что у каждого народа свой генетический набор и он совершенно разный. При слиянии двух рас «кровь освежается», организм получает совершенно новый, уникальный набор генов и ребенок рождается с улучшенными умственными и физическими качествами.

Сегодня браки между родственниками все еще заключаются, хотя с каждым годом их число снижается. Наибольшая доля подобных союзов приходится на Азиатские страны. Такая тенденция связана с традициями некоторых народов, ментальными устоями, низким уровнем образования и просвещенности среди населения. В большинстве случаев инициаторами кровного брака становятся родители, вынуждая своих детей вступать в союз, даже против их собственной воли. В культуре восточных народов детям запрещено перечить воле родителей, и те вынуждены покориться.

Чаще всего, взрослые руководствуются корыстными целями, заставляя своего ребенка вступать в брак с родственником. Так люди решают свои материальные и иные проблемы, совершенно не думая о судьбах детей. А ведь в таких семьях потом часто рождаются больные дети, между супругами отсутствует любовь или вовсе дело доходит до развода.

Но к счастью, таких случаев становится все меньше. Повышение медицинской и общей грамотности среди населения, которая с каждым годом возрастает во многих развивающихся странах, снижает вероятие подобных ситуаций. Каждый взрослый человек должен понимать, насколько кровный брак может быть опасен. Ведь страдать могут не только супруги, заключившие подобный союз, но и их дети, которые с большой долей вероятия унаследуют тяжелые заболевания.

Римское брачно-семейное и наследственное право.

Квиритское право- главенствующая правовая система этого времени, распространялась лишь на коренных жителей Рима и не затрагивала иностранцев, отличалась формализмом. Крупнейшим источником права являлись Законы XII таблиц (3 XII т.).

Правовой регламентации семейных отношений Законы XII таблиц уделяют очень большое внимание, т.к. большая патриархальная семья была основной производительной и социальной единицей.

Личностью, субъектом прав в древнейшем праве считался далеко не всякий человек и далеко не всякий житель Рима.

Древнеримское право закрепило исторически сложившуюся патриахальную семью, хозяйственно обособленную и связанную с обществом и государством через его главу (pater familias). «Отец семейства» был носителем юридических полномочий внутри фамилии и единственно правомочным лицом из всех ее членов перед общиной.

Древнюю римскую фамилию составляли не только родственники по крови или вследствие брачных связей; связанные родством по мужской линии носили название агнатов. Законы указывали, что и вольноотпущенники входили в состав семьи; в тесных отношениях с семьей в целом находились рабы и клиенты. Глава семейства единственно должен был отвечать за правонарушения, совершенные членами его фамилии: от него уже зависело, выдать ли виновных головой обиженному или, взяв вину на себя, возмещать ущерб.

Типичной формой брака был брак с властью мужа (cum manu mariti). Но жена чаще всего оказывалась под властью домовладыки (отца мужа), если только муж не имел самостоятельный семейный статус. Она полностью порывала со своими кровными родственниками (когнатами), подпадала под власть нового домовладыки и становилась связанной родственными отношениями с членами семьи мужа (агнатами).

Древнейшей формой брака был строгий брак (сит тапи), который устанавливал власть мужа над личностью жены (хотя она чаще всего оказывалась под властью отца мужа). Муж или домовладыка имели над ней неограниченную власть, вплоть до предания смерти. Женщина не обладала самостоятельностью всемье, ее правоспособность была ограничена. Впрочем, наличие неограниченной власти мужа еще не означало, что он мог пользоваться ею произвольно, т.е. без совета родственников (агнатов), а иногда и когнатов жены. Постепенно проявлялась тенденция к смягчению власти домовладыки и мужа.

Для вступления в брак требовалось согласие глав обеих семей и согласие самих брачующихся. Брачный возраст для жены был 12 лет, для мужа — 14 лет. Заключать брак по цивильному праву могли только граждане.Такого права не имели перегрины и латины (до Латинских войн). Длительное время не разрешались браки между патрициями и плебеями, этот запрет нашел свое отражение в Законах XII таблиц, но в 445 г. до н.э. был отменен законом Канулея.

Строгий брак мог заключаться двумя способами:

1) в религиозной форме — для патрициев;

2) в форме сделки — для плебеев, когда предметом купли и продажи была невеста (по аналогии с манципацией).


Наряду со строгим браком в Законах XII таблиц выделяли и брак «без власти мужа» — нестрогий брак. Женщина оставалась под властью родного отца, распоряжалась своим имуществом, не передавая его мужу. Если же женщина не покидала дом мужчины в течение года, то супружеская общность и являлась признаком этого брака. Если же она уходила на три дня из мужнего дома, то тем самым прерывала срок давности.

Дети обретали самостоятельность после смерти отца, в случае утраты им римского гражданства и свободы или в результате эманципации (троекратной продажи).

В соответствии с этим римская семья была основана на:

1) агнатическом родстве, т.е. родстве, основанном на власти и подчинении членов римской семьи домовладыке;

2) на когнатическом родстве (кровном родстве). Степень родства определялась как по прямой (сын, отец), так и боковой (брат и сестра) линиям.

Брак прекращался в случаесмерти одного из супругов или утраты им правоспособности, а также в силу развода, который был в древнейший период редким явлением и допускался только по инициативе мужа в строго ограниченных случаях (прелюбодеяние жены или изгнание плода).

Для древнеримской семьи характерной была такая сильная отцовская власть, которая включала право продажи детей в рабство, наказания за проступки вплоть до лишения жизни (ius vitae ac necis). Дети не могли самостоятельно приобретать имущество, все купленное ими становилось собственностью отца. Обязательства, принятые на себя сыном, не связывали отца. Но потерпевший мог привлечь отца к имущественной ответственности в случае деликта, совершенного подвластным членом семьи.

Власть главы семейства в отношении своих домочадцев была значительной: он мог лишить жизни младенца, «отличавшегося исключительным уродством», мог троекратно продавать сына в кабалу, мог изгнать из дома жену (предположительно за какие-либо поступки). Считалось, что распоряжения главы семейства относительно своего «домашнего имущества» ненарушимы.

Заинтересованность главы семьи в привлечении дополнительной рабочей силы привела к развитию института усыновления, которое совершалось в народном собрании в присутствии понтификов. Усыновление осуществлялось также путем троекратной фиктивной продажи члена семьи в рабство, а затем с мнимой переуступкой прав, которая вела к освобождению сына от власти отца. Древнейшее римское право знало также опеку, которая устанавливалась над малолетними и женщинами, не вышедшими замуж, а также попечительство над сумасшедшими и расточителями.

Власть главы семейства имела разное юридическое содержание в отношении членов фамилии: одни считались как бы находящимися «под рукой», другие — под его опекой, третьи — в обладании сродни имущественными правами; наибольшими полномочиями право наделило главу семейства, конечно же, в отношении рабов и детей. Права эти были настолько значительными и своеобразными, что позднейший римский юрист Гай отметил: «Ни один другой народ не имеет столько власти над детьми как римский».

Наследованием считалась передача собственности и всех прав умершего. Различалось наследование имущества по завещанию ипо закону. По общему правилу оно переходило к детям умершего («подвластным») или к ближайшим агнатам. Только в случае отсутствия ближайших агнатов имущество передавалось сородичам умершего.

Семья не была исключительной ячейкой общины древнейшего полиса. Право сохранило немало предписаний, в которых требовалось принимать во внимание и более широкие, чем семейные, родовые интересы. Как, говорилось выше, например, сородичи считались наследниками имущества, если не было агнатов (вид родства, основанный не на кровном родстве, а на подчинении одному домовладыке).

Очень рано в Риме возникает и передача наследства по завещанию. Такое завещание утверждалось на народных собраниях. Законы XII таблиц уже указывали, что завещательные распоряжения на случай смерти являются ненарушимыми. В завещании наряду с установлением наследника могли содержаться и иные распоряжения:назначение опекунов, отпуск рабов на волю, легаты. Последние представляли собой завещательный отказ какой-либо из вещей умершего в пользу постороннего лица, которое получало право истребовать эту вещь у наследника. Тексту завещания следовали слепо и свято придерживались его буквального текста.

В значительной степени общинно — родовые основы древнейшего римского права определили своеобразие ранних отношений граждан по поводу вещей.

Завещание совершалось с помощью обряда манципации, в котором участвовали пять свидетелей, весовщик, завещатель, наследник и покупатель наследства, выступавший в роли душеприказчика. Солдаты римской армии могли завещать свое имущество в упрощенном порядке.

При отсутствии завещания имущество и долги умершего принималось в первую очередь его подвластными и эманципированными детьми. В классический период наследниками по закону стали признаваться когнаты (кровные родственники как по отцовской, так и по материнской линии) ипережившая мужа жена.


Кровный брак…

Дети от родственного брака могут быть нормальными, здоровыми и даже талантливыми, как, например, Чарльз Дарвин, Авраам Линкольн или Александр Сергеевич Пушкин, который родился от брака дяди с троюродной племянницей.
А легендарная Клеопатра, которая прославилась на века не только своей красотой, но и умом? Рожденная союзом родных брата и сестры, она впоследствии тоже вышла замуж за своих родных братьев.

Да, именно за родных братьев. Ибо в древние времена во многих царских домах заключались только внутрисемейные или, как говорят генетики, инцестные браки.
Так члены правящих династий стремились поддерживать чистоту своих кровей. «Ни капли чужой крови!» — гласило правило, и, согласно ему, из поколения в поколение в жилах многих египетских фараонов, правителей греко-македонской династии, вождей инков текла только элитная, «фирменная» голубая кровь.

Увы, как оказалось, она не гарантировала рождение мудрого, сильного духом и телом потомства. Довольно часто в таких семьях появлялись дети, пораженные душевными и телесными недугами. Такие случаи всегда старались скрыть. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Прошли века, и вот, исследуя мумию египетского фараона Тутанхамона, мать которого одновременно была его сводной сестрой, ученые пришли к выводу, что причиной его ранней смерти послужило тяжелое наследственное заболевание. Генетики считают, что и вырождение династии Птолемеев обусловлено единокровными браками.

Чем же опасен кровнородственный брак? Оставим в стороне этические, моральные и религиозные соображения. Будем опираться на непреложные законы генетики.

Есть такое понятие, как коэффициент инбридинга. У родных дяди и племянницы он составляет 1/8, у двоюродных братьев и сестер — 1/16, у троюродных — 1/32, у четвероюродных — 1/64. Эти восьмые, шестнадцатые и тридцать вторые говорят о том, что чем дальше родство, тем меньше похожих, одинаковых генов в генетическом аппарате каждого родственника. Из чего вытекает, что при кровнородственном браке вероятность появления больного потомства напрямую зависит от степени родства супругов.

Попытаюсь объяснить, почему среди наследственных заболеваний есть группа, обусловленная действием доминантных генов, а другая — рецессивных. Доминантный ген даже в единственном числе обязательно приводит к развитию болезни, поскольку он доминирует, подавляет своего «здорового» напарника. Есть, например, такое редкое заболевание – хорея Гентингтона. Оно провоцируется единственным аномальным геном. Человек, ставший его обителью, обречен.

Смертоносный ген, словно мина замедленного действия, заложенная в генетическом аппарате, начинает свою разрушительную работу после того, как человеку исполняется 30-35 лет. Абсолютно здоровый, он за короткое время превращается буквально в развалину. Перестает двигаться, теряет память, речь и погибает в мучениях. Медицина способна лишь немного сгладить физические страдания, но исцелить беднягу не в силах.

Так действует доминантный ген. Рецессивный же — «один в поле не воин». Его носитель может быть абсолютно здоровым человеком. Благополучно прожить всю жизнь и передать дефектный ген детям по наследству. Но до тех пор, пока действие «вредного» рецессивного гена будет подавляться нормальным геном, полученным ребенком от другого родителя, болезнь не разовьется.

Если же по воле случая супругами становятся носители одинакового «вредного» рецессивного гена, угроза рождения больного потомства становится реальной. Правда, брак двух людей с одним и тем же рецессивным геном – явление крайне редкое. Но шансы на роковую встречу рецессивных генов повышаются в десятки, когда в брак вступают родственники. Это вполне объяснимо: они могли унаследовать одинаковый рецессивный ген от своего общего предка. В свою очередь каждый из них может «наградить» этим геном ребенка.

Именно так наследуются многие тяжелые недуги: глухонемота, альбинизм, болезни нервной системы, наследственные обменные заболевания. Доказано также, что в потомстве супругов, связанных кровным родством, увеличивается не только риск возникновения наследственных заболеваний, но и мертворождений, выкидышей, рождения детей с врожденными пороками развития.

Надеюсь, понятно, почему генетики считают кровнородственные браки нежелательными?

Но делать трагедию из любви двоюродных братьев и сестер все-таки, пожалуй, не стоит. Рождение больного ребенка от такого брака – не неизбежность, а просто двадцатипятипроцентная вероятность. Однако у ребенка есть шанс родиться абсолютно здоровым (25%) или только носителем рецессивного гена (50%).

Если уж действительно «свет клином сошелся» на кузене или кузине, обратитесь, прежде всего, в медико-генетическую консультацию. Постарайтесь прийти туда не с пустыми руками. Соберите как можно больше сведений о здоровье близких и дальних родственников – родителей, бабушек, дедушек, двоюродных, троюродных братьев и сестер… Очень важно знать, чем болели эти люди, как долго они жили, от чего умерли.

Опираясь на анализ этих данных и результаты других методов исследования, специалисты консультации смогут дать вам конкретные рекомендации. А уж вооружившись ими, будете решать сами, что делать.


В одной семье из поколения в поколение циркулируют не только гены наследственных заболеваний, но и комплекс генов, определяющих умственные, интеллектуальные особенности. Истории известны семьи, богатые людьми, одаренными в сфере науки, искусства. Например, 46 родственников И.С. Баха были профессиональными музыкантами. А прабабушки Льва Николаевича Толстого и Александра Сергеевича Пушкина были родными сестрами.

Тем, кто мечтает о вундеркиндах, сообщаем: по сравнению с 20-летними у 50-летних отцов вероятность рождения талантливых детей увеличивается в 19 раз! (Чего нельзя сказать о возрасте матери.) Это показал анализ родословных многих выдающихся личностей.Автор: Петров Вадим

Заря генетики человека. Русское евгеническое движение и начало генетики человека (10 стр.)

Доводы ученых, отрицающих вредное влияние кровных браков. Позиция Парижского Антропологического О-ва. Единокровность представляет опасность лишь при болезненном наследственном предрасположении. Скрещивание животных в близком родстве (breeding in and in) не оказывало вредного действия, при условии наследственной доброкачественности производителей. Закон Андре Сазона, выведенный на основании разведения породы в самой себе – «Кровосмешение возвышает наследственность до высшей степени могущества – всякий недостаток, равно как и хорошие качества, при кровных браках передастся на потомствах тем вернее, чем ближе родство между производителями». Данные по наблюдениям над «чистыми расами» в изолированных местностях. Разбор причин вырождения царских и аристократических родов; роль кровного родства среди евреев.

Концентрация наследственных болезней в одном семействе, как причина вредных последствий кровных браков. Возражение Будена, что во многих случаях болезнь, проявляющаяся в потомстве, отсутствовала у обоих производителей, вступивших в кровный брак [39] . Необходимость изучения законов наследственности, в частности преобразования наследственных болезней при переходе их из одного поколения в другое. Схема Мореля.

Личные взгляды автора – судить о вреде или безвредности кровных браков можно лишь на основании большого сравнительно-статистического материала, а не на основании отдельных наблюдений: такого рода материалом располагают авторы, признающие вред кровных браков. Ссылка на искусственно облагороженные путем кровных браков породы животных неосновательна, так как с естественно-исторической точки зрения эти породы являются искусственно разведенными зоологическими уродами. Родственных бракосочетаний следует избегать и, наоборот, по возможности обновлять породу притоком производителей извне. Гражданские и религиозные законы, ограничивающие степень родства для вступления в брак, должны основываться на гигиенических и физиологических данных. Неосновательность запрещения браков при духовном родстве (куму и куме) и при различии вероисповеданий (с иудеями, магометанами, язычниками).

Вопрос о запрещении вступления в брак больным наследственными болезнями и о врачебных советах перед заключением брака.

Нетрудно убедиться, что «Евгеника» Гальтона и «Гигиена бракосочетания» Флоринского суть разные названия одного предмета, так как то, что мы тетерь называем евгеникой, есть, в сущности, так же как и «Гигиена бракосочетания» Флоринского, осознание видом Homo sapiens процесса своей эволюции и стремление его к подчинению этого процесса своей воле, осуществляющееся путем изучения всех факторов, лежащих в основе или косвенно влияющих на эволюционное развитие человеческого рода. Есть все же и существенные различия во взглядах Гальтона и Флоринского на пути улучшения человеческой породы. В евгенике Гальтона запретительные мероприятия играют самую существенную роль. Недопустимость вступления в брак с наследственно отягощенными должно, по мнению Гальтона, стать религиозной догмой, своего рода «табу» евгенической религии. Что касается Флоринского, то он кладет в основу своей «гигиены бракосочетания» прежде всего прививку населению здорового, выработанного вкуса или моды для руководства при половом выборе супругов. Мода, а вместе с ней вкус и запрос на известные качества всегда имели весьма важное отбирающее (селектирующее) влияние. До сих пор господствующие идеалы женского и мужского совершенства и красоты создавались литературой и др. причинами, вызывавшими то или иное модное течение. Под влиянием этих течений за последние десятилетия в некоторых классах общества выработался взгляд на физическое и психическое здоровье как на что-то грубое, «мещанское» и во всяком случае не способствующее половой привлекательности. Флоринский приводит примеры из своей врачебной практики, как некоторые его пациентки, от природы пользовавшиеся прекрасным здоровьем, жаловались ему, что они ненавидят свой цветущий вид, так как такая внешность теперь не в моде и мешает быть привлекательной, а вместе с тем и выйти замуж. Для того чтобы приобрести столь модную, интересную бледность, такие особы не останавливались даже перед обильными кровопусканиями. По мнению Флоринского, нужно стремиться воздействовать на моды в том направлении, чтобы приблизить их если не к абсолютному совершенству, то хотя к таким образцам, которые бы представляли, помимо условной эстетической ценности, и известную долю ценности биологической. Этим условиям могли бы, напр., удовлетворить образцы мужской и женской красоты, оставленные великими мастерами эпохи расцвета древнегреческого искусства.

По самостоятельности и оригинальности идей труд Флоринского может по праву претендовать на почетное место в мировой литературе [40] . Сам автор пишет в предисловии: «…Мы намерены познакомить читателей с общими условиями усовершенствования и вырождения человеческого типа, насколько позволит это сделать новость предмета, до сих пор не разработанного, можно сказать, даже нетронутого».

В высшей степени интересны взгляды автора на наследственность. Лишь исключительный дар интуиции предохранил его от общей участи всех писавших в то время по вопросам наследственности – безрезультатного блуждания в лабиринте самых произвольных и необоснованных предположений. Так, напр., он пишет (стр. 49): «Смешение типов имеет свои законы и пределы, точного определения которых нужно ожидать еще от будущих исследований. Теперь об этом можно сказать одно, что основание этих законов должно быть чисто физическое и механическое… Вообще законы усиления и разделения признаков на потомстве могут быть выражены математически: два однообразных элемента дают в смешении или однородное произведение, или сумму взятых качеств; два разнообразных элемента производят или разделение или математическую разность качеств того или другого, т. е. смешанный тип». Не стану комментировать этих цитат, так как полагаю, что всякий менделист и так оценит их по достоинству.

Само собой разумеется, что многое в книге уже не согласуется с современными учениями. Автор, например, считает, что упражнение какого-нибудь органа в течение жизни может наследоваться потомству в виде предрасположения к данной деятельности. Как известно, в настоящее время возможность этого отрицается, согласно учению Вейсмана.

Мы полагаем, что непризнанный и забытый труд проф. Флоринского заслуживает самого серьезного внимания со стороны евгенистов, а имя его, как одного из основателей разрабатываемой нами дисциплины, должно быть поставлено наряду, вернее даже впереди, имени Гальтона.

Евгеника в школе <2>Ю.А. Филипченко

Хотя область так называемой практической евгеники разрабатывается очень недавно, но в ней намечен уже целый ряд мероприятий, преследующих одну и ту же цель – улучшение прирожденных качеств будущих поколений человеческого рода. Так как дело это совершенно новое, то далеко не все сторонники евгеники согласны относительно значения тех или иных из этих мероприятий: достаточно указать хотя бы на такую меру, как стерилизация различных дефективных элементов, в чем одни видят важное средство к оздоровлению расы, другие же вообще отрицают возможность применения этой меры при современных условиях.

Однако существуют и такие пункты, которые ни в ком не могут вызвать ни малейших сомнений, и к их числу относится положение о необходимости самой широкой пропаганда: евгенических идей в народных массах. Едва ли можно сомневаться, что это средство, хотя, быть может, и не является панацеей от всех зол, но все же представляет собою один из наиболее надежных путей в такой исключительно интимной области, какой является область размножения у человека. Здесь более, чем где-либо, причиной иногда непростительных, прямо недопустимых ошибок является наше незнание, и, наоборот, знание всех относящихся сюда вопросов, быть может, скорее, чем что-либо другое, принесет нужные нам плоды. Недаром старейшая из всех евгенических организаций, основанная еще Гальтоном в Лондоне, носит название, «Общества евгенического воспитания», так как своей главной целью оно ставит широкую пропаганду евгенических идей. Точно так же в программе евгеники, разработанной в Норвегии Мойэном, пункт о необходимости биологического просвещения занимает первое место среди других положений положительной евгеники. Такие же пункты имеются и в руководящих положениях Немецкого общества расовой гигиены и в других аналогичных программах.

Однако на какой слой населения должно быть прежде всего обращено наше внимание при этой пропаганде евгенических идей? Безусловно, на подрастающую теперь молодежь, которая и является живым носителем нашего будущего. Люди более пожилые, имеющие уже семью, тоже, конечно, для нас интересны, но интересны именно потому, что через них мы также можем надеяться повлиять на молодое подрастающее поколение. А если это так, то отсюда сам собою напрашивается вывод: евгеника в том или ином виде должна быть введена в школу, ибо при помощи школы мы можем скорее всего добиться распространения евгенических идей среди наиболее ценного для нас в этом отношении элемента – среди молодежи.

В таком общем виде это положение должно, нам кажется, оказаться приемлемым для евгенической программы любой страны. Однако как только мы захотим перейти к более конкретной постановке этого вопроса, так нам определенно придется считаться с условиями прежде всего места, а затем и времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль