Кризисы жизненного пути. Часть 2 — возрастные, кризисы, кризис, среднего, возраста


Возрастные кризисы

Возрастные кризисы представляют собой закономерные изменения психики человека в зависимости от этапа развития. Они проявляются в изменении мировоззрения, характера реакции на привычные вещи и базовой линии поведения.

В каждом возрасте человек выполняет определенные социальные роли и задачи. Со сменой возраста они также меняются, что может стать причиной появления кризиса.

Л. Выготский, советский психолог, занимавшийся изучением когнитивного развития ребёнка, определил кризис как переломный пункт в нормальном течении психического развития, когда накапливаются изменения структуры личности, появляются возрастные новообразования и дают резкие сдвиги в развитии.

Л. Выготский называл новообразованием качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития. На каждом возрастном этапе он выделял центральное новообразование, характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе, и частные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности.

Также у человека меняются потребности и побуждения, которые формируют их поведение.

По Л. Выготскому, можно определить признаки «нормального детского развития» и стабильных стадий. Нормальное развитие начинается во время рождения ребенка и заканчивается в 17 лет.

Любой переходный период сопровождается стрессовой реакцией организма, на фоне которой развивается повышенная личная раздражительность от непонимания и отсутствия адаптации. Это считается нормальным течением. Но если социальная среда оказывает давление и не способствует мягкому прохождению переходного этапа, то кризис может затянуться или трансформироваться в более серьезные состояния.

В каком возрасте бывают кризисы?

Наиболее часто встречается информация относительно того, как проявляются возрастные кризисы у детей. Это связано с тем, что именно в раннем возрасте происходят формирование психики и частая смена физиологических процессов на фоне взросления. То, как личность преодолевает самые первые переходные состояния, во многом определяет ее характер. Именно поэтому максимальное внимание уделяется изучению и преодолению ранних кризисов.

Детские кризисы

В психологии разработана классификация жизненных кризисов в зависимости от возрастного этапа:

  1. Новорожденность. Считается наиболее тяжелым для организма кризисом, поскольку требует максимального уровня адаптации – от условий внутриутробного пребывания к специфике окружающего мира. Несмотря на то, что ребенок не вполне осознает, что именно произошло, такое состояние приравнивается к переживанию смерти. Глубина стресса усугубляется тем, что сам младенец не имеет никаких навыков и способностей к тому, чтобы хоть как-то изменить ситуацию.

Первые 3 месяца жизни ребенка многими специалистами считается четвертым триместром беременности. По сути, мать «донашивает» ребенка снаружи, но в этот период «психологическая пуповина» еще очень крепкая. Ребенок развивается неотрывно от матери, у него начинается формирование базового доверия к миру (что ляжет в основу развития его личности). Вот почему важно, чтобы первые 3 месяца прошли благополучно, чтобы все потребности новорожденного удовлетворялись вовремя.

Для успешного прохождения кризиса новорожденности и формирования чувства безопасности нужно вовремя ухаживать за ребенком, кормить по требованию, уделять ему достаточно внимания как маме, так и папе (родители носят ребенка на руках, от них исходит тепло, любовь и спокойствие). Результат благополучного преодоления кризиса новорожденности – адаптация к новым условиям жизни.

  1. Первый год жизни. Считается периодом приобретения автономии – ребенок сам кушает, делает первые шаги, произносит первые слова, учится контролировать позывы своего мочевого пузыря и кишечника. У каждого ребенка этот кризисный период может смещаться. В среднем он длится от 1 до 2 лет. Также на этом этапе происходит становление коммуникативной функции, появляется возможность вербализировать свои требования и недовольства. То есть ребенок уже не просто реагирует на хаос окружающей среды с помощью эмоций, но и получает возможность им управлять, хоть и в малой степени. Чтобы ребенок благополучно прошел эту стадию, нужно быть с ним рядом, но не навязываться. Например, давать ложку, чтобы ребенок ел сам, давать возможность выбирать одежду для прогулки, хвалить, помогать, если он сам не справляется. При этом рекомендуется обойтись без оценочной лексики, поощряя правильные действия, но не комментируя, какой ребенок сам по себе.
  2. 3 года. Второе его название «Я сам!». У ребенка формируется внутреннее «Я», чувство самоидентичности, осознание себя как отдельного субъекта отношений и взаимодействия. Появляются первые самостоятельные поступки и решения, строятся новые системы общения со значимыми взрослыми. На этом возрастном этапе ребенок получает доступ к активному исследованию мира, что приводит одновременно и к развитию личности, и к получению массы стрессов от контакта с реальностью, правила которой еще не до конца изучены. Конфликты возникают из-за стремления ребенка к проявлению самостоятельности (часто это упрямство и непослушание) и желанием родителей оградить его от опасности. Взрослым следует быть спокойными, проявить терпение и понимание, чтобы ребенок благополучно преодолел эту стадию. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими детьми, поддаваться манипуляциям и срываться на нем.
  3. Школьный (7 лет). Связан с потребностью осваивать новые социальные навыки и нормы, уметь концентрироваться на задачах, выстраивать взаимодействие со сверстниками, принимать чужую позицию и отстаивать свою. Это период получения знаний и воспитания силы воли. Если родители вместо помощи в преодолении будут поучать ребенка и ужесточат правила в семье по отношению к нему, это может повлечь за собой последствия в виде развития комплексов.

Система образования в нашей стране все еще построена на оценивании и сравнении, что в итоге может снижать самооценку и мотивацию ребенка. С другой стороны, именно включение в социальную группу формирует истинную волю человека, а не просто способность озвучивать свои желания – на этом этапе приходится действительно учитывать сложившуюся ситуацию и мнение людей. Старые схемы взаимодействия с другими людьми (манипуляции, ласка, послушание) могут перестать работать, поэтому возникает необходимость искать новые.

Опасность данного кризиса заключается в том, что если ребенок плохо адаптируется в школе, т.е. не проходит этот кризис благополучно, у него могут появиться конфликты со сверстниками или развиться такие комплексы, как неуверенность в себе, нежелание учиться. В этом возрасте для ребенка важно, чтобы родители отнеслись серьезно к его будущей адаптации в школе. Можно предварительно водить его на курсы подготовки, чтобы он понимал, какими будут режим и задания, чем школа отличается от садика и т. д.

Новообразование, рождающееся в этом кризисе – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

  1. Подростковый. Имеет более размытые временные границы – от 11 до 15 лет, что обусловлено физиологическими изменениями в связи с половым созреванием. Это самый настоящий переходный возраст от детства к взрослой жизни, когда разница между полами замечается не только на уровне понимания, но и чувств. Половое влечение дает новый вектор и энергию для действий и развития, выступает мощным мотивом для изменений жизни. Оно меняет сферу интересов и смещает акценты в поведении. Девочки начинают больше времени уделять внешности, мальчики работают над своей репутацией. При этом стремление казаться взрослым часто конфликтует с отсутствием возможности вынести необходимый уровень ответственности и справиться со всеми задачами. В подростковом периоде сам человек не совсем понимает, что с ним происходит, только замечает, что мир необратимо меняется, и теперь нужно опять адаптироваться. Некоторые впадают от стресса в оцепенение, кто-то ажитируется и развивает бурную деятельность, возрастает количество конфликтов со старшими.

Кризисы взрослого возраста

В зрелом возрасте люди также проживают переоценку жизненных смыслов, которая не всегда проходит гладко. Успешно пройдя все детские этапы формирования, взрослая жизнь продолжает требовать от человека изменений и трансформаций.

Виды кризисов взрослого возраста:

  1. Юношеский – начинается в момент окончания школы и первых курсов института и заканчивается в 21-25 лет в зависимости от развития личности. Он связан с переходом во взрослую жизнь, когда благодаря подростковым ошибкам уже получено достаточно опыта, выбрана профессия и примерный жизненный план. Стресс и страх порождаются шагами, определяющими дальнейшую жизнь – выбор партнера, получение образования, уход в армию, переезд и прочее. Этап принятия судьбоносных решений при довольно малом практическом опыте всегда кризисный.
  2. Кризис среднего возраста. В зависимости от условий жизни и зрелости личности он проживается в 30-40 лет и даже позже. К примеру, если человек в 30 лет живет с родителями, у него данный кризис может наступить и в 45 лет. Все зависит от конкретного человека, его интеллекта, от личностного развития. На данном этапе происходит оценка правильности выбора судьбоносных решений: профессия, работа, место проживания, партнер, а также переоценка выбранных ориентиров. Настоящая личностная зрелость наступает именно к этому периоду.

Смелые и находящиеся в ресурсном состоянии люди при необходимости способны в данном возрасте кардинально изменить свою жизнь в сторону сознательных выборов и гармоничных решений. Есть и те, кто больше углубляется в депрессию, продолжает терпеть и делать вид, что все в порядке, но их внутреннее напряжение тем временем растет. При игнорировании кризиса среднего возраста случаются тяжелые аффективные расстройства, появляются зависимости и пагубные увлечения как способы отвернуться от реальности.

  1. Кризис осознания старения и выхода на пенсию – связан с ощущением собственной бесполезности и невостребованности. Большое количество освободившегося времени, ухудшение здоровья и осознание конечности жизни вгоняют в тоску и тревогу, поскольку, привыкнув к постоянной занятости, человек вдруг сталкивается с самим собой и обнаруживает пустоту. Чтобы выйти из этого состояния, нужно разобраться и прислушаться к себе, понять, что нравится, чем давно хотелось заняться, на что есть ресурсы, как человек хотел бы потратить отведенное ему время.

Особенности кризисов

Особенности каждого кризиса заключаются в яркости их переживания. Рассмотрим отдельно особенности кризисов для детей и взрослых.

Для детей

Проявляются детские кризисы эмоциональными вспышками, непослушанием, протестным поведением. Все это не является его личным отношением к людям. Так ребенок показывает непонимание и сопротивление происходящим переменам, у него происходит психическая перестройка и адаптация к новой социальной роли. Как только ребенок усваивает необходимые навыки и у него формируются необходимые для возраста психические новообразования, кризис прекращается.

Для взрослых

Возрастной кризис во взрослом возрасте менее ярок и насыщен поведенческими аффективными проявлениями. Обычно наступает постепенно, но длится дольше, чем у детей (от 1 года до 3 лет).

Основой для наступления переходного момента обычно служит не столько физиология, сколько достижение определенной точки в своем развитии, после которой ситуация становится тупиковой. Это потребность в изменении взглядов, деятельности, сферы приложения усилий, а также нахождении новых смыслов. Если ее не удовлетворить, то наступает деградация.

Большинство людей самостоятельно преодолевают возрастные рубежи, но когда кризисное состояние затягивается, имеет смысл обратиться за консультацией к психологу.

При детских и подростковых кризисах могут появиться такие проблемы, как невроз, истерики, попытки манипуляции, с которыми родителям сложно справиться, тогда стоит обратиться к детскому психологу. Специалист проводит занятия с ребенком, консультирует родителей по стилю воспитания, по взаимодействию с ребенком сейчас и в дальнейшем.

При кризисах зрелого возраста человек сам обращается к специалисту для решения психологических затруднений и экзистенциальных вопросов. Часто бывает так, что кризис становится причиной появления проблем в супружеских отношениях, выборе партнера, неудовлетворенности семейным положением и т.д. В таких случаях необходимо обращаться к семейному психологу.

Психологи в центре «Ember» помогают разобраться с внутренними конфликтами, провоцирующими негативное состояние у детей и взрослых. На первичной встрече наши специалисты проводят психологическую диагностику и клиническую беседу, в процессе которой выясняются подробности жизни человека, его индивидуальные особенности. Затем психолог подбирает методики работы с клиентом, заключается психотерапевтический контракт, оговариваются сроки коррекции, количество встреч, ставятся задачи терапии в соответствии с пожеланиями и видением клиента.

Кризис среднего возраста: как распознать и победить

Бриджет Джонс писала: «Всякому известно, что, когда тебе за тридцать, ты уже не такая счастливая, веселая и легкомысленная, какой была в двадцать два». На языке психологов это называется «кризисом среднего возраста» – каждая из нас проходит этот этап.

Поделиться:

Что такое кризис среднего возраста?

Симптомы узнаваемые: к тридцати с хвостиком или сорока вам начинает казаться, что выбранная вами карьера – это абсолютно не то, чем вы хотели бы заниматься всю жизнь. В личной жизни тоже все не гладко: вы начинаете остро переживать возрастные изменения, боитесь перестать быть сексуально привлекательной. Вам кажется, что жизнь нужно переосмыслить и поменять. Вы сомневаетесь в правильности своего жизненного пути и отношений.

Все эти мысли – признак приближающегося кризиса среднего возраста. Вы справедливо возразите: ну а кто подобного не чувствует в 30, в 40, в 50 лет? Собственно, ценностно-личностные кризисы свойственны любому возрастному рубежу. В 25 понимаешь, что уже не можешь также отвязно развлекаться, как в 18, а в 40 испытываешь страх, что половина жизни позади, оглядываешься назад и судорожно перебираешь в голове, чего же именно не успел.

Одни психологи считают, что непосредственно кризис среднего возраста наступает в промежутке от 30 до 40 лет, другие выделяют отрезок от 35 до 55 лет. У женщин кризисное состояние длится от 2 до 4 лет, у мужчин – до 10 лет. При этом такое депрессивное состояние оказывается в своем роде заразительно для пары: если человек сталкивается с кризисом среднего возраста, то вскоре аналогичным образом начинает мыслить и его партнер.

Как распознать наступивший кризис?

* Вы вдруг начинаете остро переживать о своем здоровье без видимых на то причин.

* Всерьез подумываете о том, как продлить молодость: пластическая хирургия, операции.

* Вы постоянно оглядываетесь назад и думаете, как хорошо было 10, 20 лет назад.

* Вы находите в соцсетях одноклассников и однокурсников, смотрите на их жизнь и думаете, что она более удачна, чем ваша.

* Вы перестаете отмечать дни рождения и начинаете стесняться своего возраста, отмалчиваетесь или отшучиваетесь вместо ответа на вопрос, сколько вам лет.

Какие есть стадии кризиса?

Доктор Джим Конвей описал этапы кризиса среднего возраста, основываясь на шести стадиях принятия горя: человек, переживающий кризис, сначала испытывает отрицание. Он всячески пытается сделать вид, что кризиса нет и возраст не важен, а растущее разочарование от жизни связывает, скажем, с погодой или плохим настроением и проблемами на работе.

Вторая стадия – злость. Человек проникается теми мысли, которые упорно гнал от себя. Он становится едок, агрессивен, раздражителен, хочет все бросить, поменять и уехать на Гоа дауншифтером.

Третья стадия – переигрывания. По своему проявлению она напоминает подростковый бунт: человек начинает отчаянно стремиться успеть все то, что, как ему кажется, не успел, бросает семью, работу, едет в длительное путешествие, кардинально меняет внешность, стиль жизни, увлечения, компанию друзей.

За переигрыванием следует депрессия, поскольку в какой-то момент взбунтовавшийся понимает, что все эти изменения – внешние и облегчения они не приносят. После депрессии наступает отрешенность – человек перестает направлять энергию вовне и старается заглянуть внутрь себя, осмыслить происходящее. После всех этих мытарств наконец наступает принятие себя – период выработки новых целей, ориентиров и обретения внутренней гармонии на качественно новом уровне.

Что же делать?

* Для начала – принять неизбежное, а именно свой возраст. Кризис – это всегда про отторжение себя, конфликт между образом, какой вы видели условную себя 30-40-летнюю, и тем, кого вы видите в зеркале. Но прошлое изменить, во-первых, не получится, а во вторых, даже если бы у жизни была функция отмотать назад и прожить иначе, вы бы все равно наделали других ошибок и сожалели уже о них.

* Присмотритесь к себе, проанализируйте, отметьте те качества, которые вам в себе нравятся. Вспомните свои достижения и похвалите себя за них.

* Подумайте, чего бы вам еще хотелось добиться, попробовать, чему бы хотелось научиться, трезво оцените свои силы и возможности. Если силы и возможности позволяют – не сомневайтесь в себе, действуйте!

* Не бойтесь обращаться за помощью к близким людям: семья и настоящие друзья будут с вами всегда, в независимости от ваших сомнений в себе.

Само слово «кризис» звучит катастрофически. Психологи предлагают назвать состояние иначе – «переходным периодом». Это и правда ближе к истине: этот период необходим нам для пересмотра целей и приоритетов. К 30-40 годам мы приобрели жизненный опыт, который, если вспомнить, не раз нас выручал. Да, годы идут, но мы используем их с умом, выносим свои уроки и, как хорошее вино, становимся только лучше со временем.

34.2. Стадии и кризисы на этапе взрослости

В зарубежной психологии выделяют нормативные и ненормативные события жизни (например, Г. Крайг).

К нормативным событиям относятся те, наступление которых ожидается в определенное время или переживается большинством людей, принадлежащих к тому или иному возрасту, культуре, социальной группе.

При наличии социальной поддержки, времени подготовки к ним, социальной значимости этих событий они, как отмечает Г. Крайг, не приводят к сильному стрессу. Примерами таких событий могут служить вступление в брак, рождение детей, окончание школы, поиски первой работы, выход на пенсию и т.п.

Ненормативные события – это события, которые случаются неожиданно, не предвидятся, являются сугубо личными, т.е. не затрагивают широкого круга лиц, например внезапная смерть супруга, тяжелая болезнь, потеря работы и пр.

Ненормативные события порождают значительное напряжение и часто требуют от человека коренной перестройки жизни.

В последнее время все большее внимание со стороны психологов уделяется анализу поведения человека в сложных и стрессовых обстоятельствах. Несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в трудных ситуациях, согласно Р. Лазарусу, существуют два глобальных стиля реагирования:

  • 1) проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, создание и выполнение плана разрешения трудной ситуации. Он проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации, когнитивное решение проблемы, т.е. перетолкование ситуации в свою пользу;
  • 2) субъектно-ориентированный стиль, который является следствием эмоционального реагирования па ситуацию. Он проявляется в виде попыток отвержения проблемы, избегания мыслей о ней, сострадания к самому себе, эмоциональной экспрессии, в стремлении растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой, употреблением наркотиков.

В психологии развития обычно рассматриваются стили реагирования не на трудные или стрессовые ситуации вообще, а только на жизненно важные события, способные привести к существенным изменениям в жизни человека, такие как рождение ребенка, потеря работы или выход на пенсию.

Существует достаточно пестрая картина в решении проблемы периодизации взрослости с точки зрения возрастного подхода. Критерии построения периодизации, количество выделяемых этапов, временны́е рамки отдельных периодов по-разному определяются в различных классификациях взрослого этапа жизни (Б. Г. Ананьев, Г. Крайг,

пример

Так, один из исследователей процесса старения человека Дж. Биррен подразделяет весь цикл взрослости на следующие периоды: ранняя зрелость (17–25 лет); зрелость (25–50 лет); поздняя зрелость (50–75 лет); старость (старше 75 лет).

Более совершенной и пригодной для целей периодизации жизненного цикла и исследования взаимосвязей возраста и поворотных моментов жизненного пути, с точки зрения Б. Г. Ананьева, является периодизация Д. Бромлей. В соответствии с ней жизненный путь человека состоит из пяти циклов: утробного; детства; юности; взрослости; старения. Каждый из указанных циклов, в свою очередь, делится на различные стадии. Взрослость состоит из четырех стадий: ранняя взрослость (21–25 лет), средняя взрослость (25–40 лет), поздняя взрослость (40–55 лет), предпенсионный возраст (55–65 лет). Пятый цикл – старение – состоит из трех стадий: «удаление от дел» (65–70 лет), старость (от 70 лет и более), дряхлость (болезненная старость и смерть).

Согласно схеме возрастной периодизации, разработанной на специальном международном симпозиуме, посвященном данной проблеме, во взрослой жизни выделяют следующие возрасты и периоды (Г. Грим):

  • 1. Средний (зрелый) возраст, включающий два периода:
  • 1) 22–35 лет для мужчин и 21 –35 лет для женщин; 2) 36–60 лет для мужчин и 36–55 лет для женщин.
  • 2. Пожилой возраст: 61–74 года для мужчин и 56–74 года для женщин.
  • 3. Старческий возраст: 75–90 лет для мужчин и женщин.
  • 4. Долгожители: старше 90 лет.

Поскольку трудно (если вообще возможно) точно указать границы стадий развития взрослых людей, основываясь исключительно на возрасте, то обычно весь период взрослости условно подразделяют на три стадии:

  • 1) ранняя взрослость (от 20 до 40 лет);
  • 2) средняя взрослость (от 40 до 60 лет);
  • 3) поздняя взрослость (от 60 лет и старше).

Па эти периоды мы и будем опираться в дальнейшем при рассмотрении возрастных особенностей взрослого человека.

Сторонники возрастного подхода, утверждая стадиальность развития человека, его нелинейный, а скачкообразный характер, неизбежно приходят к выводу о существовании кризисных периодов, которые необходимо возникают на жизненном пути большинства людей и которые важны для нормального поступательного развития личности. Кризисы развития возникают тогда, когда человек встает перед необходимостью оценить жизненную ситуацию и свое место в жизни; переоценить или подтвердить прежде поставленные цели и сделанные выборы; принять решение, обусловливающее его развитие в следующий жизненный период.

Между тем не все исследователи, утверждая стадиальность развития человека в период взрослости, придерживаются модели кризиса, которая необходимо включает «заведомо негативный компонент: слабость в противостоянии изменившимся обстоятельствам, крушение иллюзий, неудачи, болезненное переживание неудовлетворенности» (И. В. Шаповаленко). Некоторые считают более подходящей модель перехода, когда совершается переход на новый этап развития без особых кризисных переживаний.

Как указывает Б. С. Братусь, кризисы взрослости существенно отличаются от кризисов детства тем, что они не столь привязаны к возрасту; более тесно зависят от социальной ситуации развития; проходят достаточно осознанно; протекают более скрыто, недемонстративно.

В настоящее время в мировой психологической литературе наиболее подробно описаны кризисы взрослости (или переходы), связанные со следующими периодами жизни: 17–22 года; около 30 лет (28–32 года), 40–45 лет; 55–60 лет (Б. С. Братусь, Б. Ливехуд, В. И. Слободчиков, Г. Шихи и др.). Коротко охарактеризуем каждый из них, памятуя, что временны́е границы даны достаточно условно и у разных авторов они неодинаковы.

Кризис юности (17–22 года). Важными вопросами этой фазы развития являются: «кто я?», «чего я хочу?», «что я могу?», на которые еще нет ответа, человек только учится принимать самого себя и нести ответственность за свой выбор и решения (Б. Ливехуд). Полагая, что постепенный отход от семьи и поиск себя, – суть кризиса юности, Г. Шихи называет данный кризис «отрывом от родительских корней». Это время, когда человек одинаково активно хочет проявить себя в идеологии, мировоззрении, сексе и будущей профессиональной деятельности. В результате появляется чувство, что реальная жизнь находится за пределами семьи и школы, возникает желание оставить «родительское гнездо», и начинается процесс разрыва эмоциональных связей с домом. Бегство от кризиса в этом возрасте, стремление восстановить безопасность и комфорт, пассивно приняв семейную традицию или присоединившись к сильному человеку (например, вступив в брак), только задерживает развитие.

Молодые люди, которые достойно принимают этот кризис, т.е. не уходят от вопросов: «кто я?», «как мне воплотить мои мечты?», «какой путь выбрать для начала?», «кто может мне помочь?», «как добиться цели?», обычно становятся сильнее и оказываются способными управлять своей судьбой (Г. Шихи).

Кризис молодости (28–32 года). Несмотря на то, что человек относительно доволен жизнью, он начинает испытывать неудовлетворенность собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что что-то переоценил в своей жизни, а что-то недооценил; появляется ощущение, что жизнь, которую он налаживал с 20 лет, разваливается. Подводятся первые итоги, и происходит переоценка своих прежних ценностей и выборов (супруга, карьеры, жизненных целей). Одинокий человек начинает искать партнера; женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится запяться своей карьерой; бездетные родители думают завести детей; в работе происходят большие перемены, в основном связанные с тенденцией что-то изменить, с желанием профессионального роста, большего успеха.

Как указывает Г. Шихи, в 30 лет появляется стремление начать все сначала, причем изменения сопровождаются сомнениями, чувством растерянности и недовольства. Лейтмотив этого кризиса – побег. Человек уходит с работы, бежит из семьи, меняет профессию, уезжает. Он бежит от кризиса, следовательно, от самого себя, но лучше не становится. Необходима коррекция жизненного плана, духовная работа по осознанию своего места в жизни.

Кризис взрослости часто описывается как «кризис середины жизни», «взрыв в середине жизни» (40–45 лет) или «десятилетие роковой черты» (35–45 лет). Это время приспособления к пониманию, что ты больше не молод и твое будущее не несет безграничных возможностей; человек впервые осознает, чем все это для него закончится, начинает понимать, что нс будет жить вечно. Если в 20 и 30 лет человек может быть «подающим надежды», то после 40 лет наступает время исполнения обещаний. Происходит освобождение от иллюзий, осознание того, что время уходит, чтобы сократить разрыв между мечтами и действительностью; человек встает перед необходимостью пересмотра своих планов, замыслов и соотнесения их с оставшимся временем жизни.

Это период, когда перед человеком встают проблемы, связанные со смыслом жизни; период, обозначенный Б. Ливехудом как кризис ценностей, или переход к новой доминанте ценностей.

Истоки кризиса середины жизни Е. И. Головаха видит в ограниченности жизненной перспективы, когда юноши и девушки, собираясь в среднем прожить до 70–80 лет, устанавливают границу самореализации между 30 и 40 годами.

пример

Р. А. Ахмеров называет три наиболее общих кризиса взрослого периода жизни:

  • 1. Кризис нереализованности: то, что человек наметил в молодости, он нс смог осуществить, либо недооценивает свои успехи и достижения.
  • 2. Кризис опустошенности: все, что человек наметил, достигнуто; у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей; доминирующим выступает переживание, что он – «уже выкуренная сигарета».
  • 3. Кризис бесперспективности: отсутствие будущего в картине жизни; рисуется картина «безнадежного застоя», «гарантированной скуки».

Успешное решение кризиса среднего возраста включает обычно выработку нового образа «Я», переосмысление жизненных целей, их переформулировку в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения, внесение коррекции во все области привычного существования. В этот момент идет процесс, который Б. Ливехуд описывает как «духовное созревание». Решающим является вопрос, можно ли высвободиться из преувеличенного плена «Я», как называет это К. Г. Юнг.

Кризис зрелости (55–60 лет). Этот критический период характеризуется как время подведения итогов, которые не всегда удовлетворяют человека, поскольку не все его желания и цели реализованы. Установка на будущее изменяется радикально: люди данного возраста начинают понимать, что нс имеют времени на все, что хотели бы сделать. Это стадия старения, решающим фактором здесь является приближающийся конец или, по крайней мере, реальность ухода на пенсию. Именно поэтому данный период описывается как время внутреннего конфликта: необходимо изменить привычный жизненный стереотип, создать новый образ жизни. Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным переход от состояния максимальной активности, присущей периоду акме, к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что ухудшается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном нежелании, внутреннем сопротивлении это сделать, поскольку сегодня человек в 50–60 лет субъективно не ощущает себя старым (М. В. Гамезо).

У некоторых людей данного возрастного периода появляется чувство неизбежности преодоления нового трудного этапа – опять необходимо пройти через «умри и восстань»: «Теперь самое время подготовиться к тому, что еще хочешь сделать, выделить то, что можно оставить, и взяться за то, что еще хочешь завершить» (Б. Ливехуд).

Кризис среднего возраста: что делать?

Кто я? Этого ли я хотел? Доволен ли я собой? Чего я добивался всю свою жизнь? Что делать дальше? Эти и схожие вопросы могут сигнализировать о том, что у вас кризис среднего возраста. Часть жизни уже позади: можно подводить итоги. Часть жизни ещё впереди: можно ставить новые цели. К сожалению, многие люди болезненно переживают такой кризис, но эти страдания можно свести на «нет», и даже более того: кризис среднего возраста может стать катализатором вашего личностного роста. Что для этого нужно делать, вы узнаете из данной статьи.

Кризис среднего возраста – что это?

Прежде всего, давайте разберёмся, что такое кризис среднего возраста, чем он вызван и каковы его симптомы.

Гейл Шихи в своей книге «Возрастные кризисы» пишет следующее: «В тридцать пять лет мы оказываемся на перепутье. Достигнув середины жизненного пути, мы видим, где он заканчивается. Время начинает сокращаться. Утрата молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей – любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса. Возраст между тридцатью пятью и сорока пятью годами – это время опасностей и больших возможностей. Мы можем переосмыслить ориентиры, по которым оценивали собственную личность в первой половине жизни, и те из нас, кто воспользуется этой возможностью, будут искать истину».

Главное – не закрывать глаза на свои переживания. Если вы ощущаете внутренний конфликт, не игнорируйте, а примите его. Вы в силах справиться с ним и стать совершеннее. Но это только в том случае, если вы начнёте работу по преодолению кризиса, а не попытаетесь забыться и убежать от своей тревоги.

Важно отметить, что кризис среднего возраста не является чем-то невротическим: это абсолютно нормальный период жизни. Также нужно заметить, что не все люди сталкиваются с этим кризисом, некоторые переходят на следующий этап развития как бы «в обход». И это тоже нормально.

Но те, кто всё-таки переживает кризис среднего возраста, могут наблюдать у себя следующие (не обязательно все, но многие) симптомы:

  • Депрессия, подавленность, тревога, тоска и опустошённость. Эмоционально этот период жизни нередко переживается тяжело.
  • Кризис идентичности. Возникают сложности с самоопределением. Кто я? Топ-менеджер, муж, отец или кто-то другой? Хочется найти себя в этом мире.
  • Ощущение несвободы и загнанности в угол. Брак, работа и т.п. накладывают свои обязательства и ограничения, которые во время кризиса среднего возраста могут восприниматься как тюремные кандалы.
  • Ощущение, что жизнь несправедлива, жалость к себе. Почему мне так не везёт? Сколько можно пытаться, если никогда ничего не выходит?
  • Ощущение, что живёшь не своей жизнью.
  • Потеря интереса, апатия. То, что раньше вызывало бурю эмоций, больше не вдохновляет.
  • Переоценка ценностей. С возрастом ориентиры меняются, и обсуждаемый период можно назвать настоящим переломным моментом в этом процессе.
  • Отказ от прошлых достижений. Это как раз связано с переоценкой ценностей. Вещи, которые ранее казались исключительно важными, утрачивают своё значение.
  • Ощущение потерянного времени. Прожитые годы не вернуть, и если их обесценить, они будут казаться прожитыми впустую.
  • Поскольку жизнь в период кризиса среднего возраста перестает удовлетворять, возникает желание совершить нечто радикальное: сменить сферу деятельности, развестись, всё бросить и уехать в кругосветку и т.д.
  • И даже если человек не решается на такой решительный шаг, его поведение всё равно становится более эксцентричным, он начинает вести себя необычно и делать то, чего раньше не делал.

Вдобавок ко всему перечисленному, в 35-45 наблюдается ухудшение физического состояния: появляются морщины и лишний вес, волосы седеют или выпадают, силы уже не те и выносливость снижается. Конечно, этого нельзя избежать и это не симптом сам по себе, но подобные возрастные изменения, несомненно, не радуют и дают повод для новых переживаний.

Что же делать?

Вы уже поняли, что собой представляет кризис среднего возраста, и теперь давайте обсудим, что же следует делать, чтобы он привёл вас не к тяжёлой депрессии и плачевным последствиям, а к прогрессу и развитию личности:

  • Меняйте себя и свою жизнь постепенно. Если вы убеждены, что что-то нужно изменить, приступайте к переменам, но делайте это с умом. Прежде чем увольняться, найдите другую работу и убедитесь, что она действительно вам по душе. Прежде чем подавать на развод, подумайте, не можете ли вы восстановить свои отношения и вновь начать получать удовольствие от них? Измениться вы, скорее всего, всегда успеете, но не всегда у вас будет возможность сделать обратный ход.
  • Не доверяйте своим эмоциям. Если вы чувствуете себя никчёмным неудачником, по рукам и ногам связанным обязательствами, не факт, что это действительно так. Ваши чувства обострены, вы многое утрируете. Попробуйте успокоиться, расслабиться и беспристрастно оценить своё прошлое и настоящее.
  • Не будьте слишком суровы к себе, избавьтесь от перфекционизма. Вы никогда не достигните своего идеала: как только вы чего-то добьётесь, ваши требования будут возрастать. Задумайтесь: может быть, всё не так уж плохо?
  • Не живите прошлым. Возможно, вы допустили много ошибок, упустили множество возможностей и вам действительно есть, о чём сожалеть. Но стоит ли это делать? Прошлое нельзя изменить, но можно сделать так, чтобы оно перестало отравлять настоящее. Извлеките уроки из своих неудач и смиритесь с ними. Примите своё прошлое, каким бы оно ни было, и не вините себя.
  • Много лет уже позади, но всё равно у вас осталось ещё немало времени. Вы ещё многое успеете, не забывайте об этом.
  • Произведите трезвую переоценку ценностей. Что для вас действительно важно на сегодняшний день? Какие изменения влекут за собой новые ценностные ориентиры, если они появились?
  • Помните, что кризис переживается многими людьми, что он естественен и что он не будет длиться вечно. Возможно, вам сейчас тяжело, но если вы не испугаетесь и прислушаетесь к себе, ваши страдания окупятся.
  • Будьте осознанными. Во время кризиса среднего возраста люди много думают о прошлом и будущем, но выпадать из текущего момента, конечно же, не стоит.
  • Не выгорайте. Если чувствуете, что вам тяжело, возьмите небольшой тайм-аут. Отпуск, поездка на природу на выходных или десятиминутная медитация – что угодно. Если вы на небольшое время отвлечётесь от дел, мир не развалится. Любите и берегите себя.

На этой ноте следует и закончить. С чем бы вы ни столкнулись во время кризиса среднего возраста, не занимайтесь самобичеванием, а старайтесь конструктивно работать над его преодолением. Вы знаете, что делать.

Кризисы жизненного пути. Часть 2 — возрастные, кризисы, кризис, среднего, возраста

Ирина Германовна Малкина-Пых – психолог, доктор физико-математических наук в области системного анализа и математического моделирования сложных биофизических систем, ведущий научный сотрудник отдела «Экология человека» Центра междисциплинарных исследований по проблемам окружающей среды Российской академии наук (ИНЭНКО РАН), автор книг «Справочник практического психолога», СПб. – Москва, «Эксмо», 2002, и «Психосоматика. Новейший справочник», СПб. – Москва, «Эксмо», 2003.

доктор психологических наук, профессор Б.В. Кайгородов;

доктор медицинских наук, член-корр. Российской академии естествознания (РАЕ) О.Д. Барнаулов.

Предлагаемая вашему вниманию книга является справочным пособием по психологическому консультированию, психокоррекции, психотерапии в ситуации возрастных, или нормативных, кризисов в жизни человека.

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность». Таким образом, слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

Кризис определяется психологически как ситуация невозможности, невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта. Психологический кризис – это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами.

Кризисы можно классифицировать исходя из различных принципов, положить в основу их деления предсказуемость или непредсказуемость, причину возникновения и др. Они различаются по длительности и интенсивности. По содержанию различают три основных вида кризисов: кризисы невротические, кризисы развития и травматические кризисы. Также в психологии обычно выделяют возрастные кризисы и ситуационные кризисы.

Ситуационные кризисы – кризисы, возникшие в результате каких-либо внезапных или неожиданных событий.

Возраст – качественно специфическая ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также как задачи возрастного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития, или возрастных кризисов. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий.

В отечественной психологии термин «возрастной кризис» был введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса.

Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (3. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец).

Выделяют восемь возрастных кризисов. Пять из них приходятся на детский возраст. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения.

Практическая психология возрастных кризисов является сегодня мало разработанной областью. Причина, видимо, заключается в том, что исходно практическая психология строилась на иных, чем психология возрастных кризисов, методологических основаниях. Кроме того, в возрастной психологии наиболее подробно исследованы вопросы развития детей и подростков. И это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями. Оно во многом определяется внешними факторами, а промежуточные результаты доступны наблюдению. Как правило, случаи трудно протекающих возрастных кризисов у взрослых людей рассматриваются просто как индивидуально-биографические осложнения без учета возрастной специфики. Это затрудняет процесс терапии, и подчас она не достигает своей цели.

Именно поэтому в настоящем справочнике очень существенное место занимает вопрос психотерапии (индивидуальной и групповой) кризисов взрослости.

Главной особенностью прохождения кризиса является то, что человек всегда сам, и только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис. Никто за него этого сделать не может, как не может самый искушенный учитель понять за своего ученика объясняемый материал. Но процессом переживания можно в какой-то степени управлять – стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности или, по крайней мере, не шел патологическим или социально неприемлемым путем, таким как алкоголизм, наркомания, токсикомания, формирование лекарственной зависимости, невротизация, психопатизация, суицидальное поведение.

Нам хотелось предложить практикующему психологу, консультанту, психотерапевту такое руководство, которое можно было бы сразу использовать в работе с проблемами возрастных кризисов. Что нужно знать психологу (консультанту, психотерапевту), чтобы опробовать одну из техник при работе с определенным возрастным кризисом? Какие он может испытывать сложности? Какие ловушки могут его подстерегать?

Этот справочник – в первую очередь сборник техник, точнее сказать, сборник упражнений, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в своей практической работе. Именно такой подход определил подбор и расстановку материала в справочнике. Структура книги отличается выраженной практической направленностью, она написана как справочное пособие по эффективным техникам психотерапии и психокоррекции в периоды возрастных кризисов, разработанным к настоящему времени в различных психотерапевтических школах. Эта книга – руководство для практикующих психологов и консультантов, работающих в различных учреждениях (государственных и частных клиниках, школах, больницах и общественных центрах здоровья).

ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ

1.1. ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И.М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей» (Реан, 2003).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль