Кризисы жизненного пути. Часть 1 — возрастные, кризисы, кризис, трех, лет


Кризис — это. Возрастные кризисы в психологии. Особенности проявления и последствия кризиса

Кризис – это то, с чем приходится сталкиваться многим людям. Практически каждому человеку, если быть точнее. Понятие произошло от греческого слова krisis, которое в переводе означает «поворотный пункт» или «решение». Соответственно, кризис – это такой жизненный период, во время которого человек переходит на новый уровень возрастного развития, который характеризуется психологическими изменениями. И сопровождается данный процесс разрушением привычного социального уклада.

Первый этап

Сначала стоит отметить вниманием кризис новорожденности. Период, в котором нет никакой психической составляющей, поскольку он подразумевает переход от внутриутробной жизни к реальной. Рождение является первой травмой, которую переживает каждый из нас. И она очень сильна. Настолько, что вся следующая за рождением жизнь проходит под знаком данной травмы.

Очень важно, чтобы период новорожденности протекал под наблюдением взрослых. В принципе, так оно и происходит в нормальном обществе – рядом с младенцем всегда находятся родители, которые обеспечивают ему переход к новому типу функционирования. Младенец беспомощен. У него даже нет заранее сформированного поведенческого принципа. Потому что всему этому только предстоит возникнуть. И самое главное – ребёнок в период новорожденности не рассматривается отдельно от взрослого. Поскольку у него нет способа взаимодействия со средой.

Когда же происходит «выход» из кризиса новорожденности? Ученые утверждают – тогда, когда ребёнок начинает взаимодействовать с родителями, и те замечают развитие его эмоциональной сферы. Как правило, это второй месяц жизни младенца.

Кризис трёх лет

Это – следующий этап. Период, в течение которого происходит переход от раннего возраста к дошкольному. В этот момент сложившиеся личностные механизмы кардинально перестраиваются, и у ребёнка формируются новые черты личности и сознания. Плюс ко всему, он переходит на новый уровень взаимодействия с окружающим миром и людьми. Важно отметить, что четких временных границ у данного периода нет.

Симптомы

Интересно представляет кризис трёх лет советский психолог Лев Семёнович Выготский. Он выделяет семь самых ярких «симптомов» в поведении ребёнка, которые выдают то, что он проходит через вышеупомянутый период.

Первое – это негативизм. Ребёнок отказывается делать нечто лишь из-за того, что это было предложено ему конкретным взрослым человеком. И он, как правило, действует с точностью наоборот.

Следующий симптом – упрямство. Ребёнок настаивает на чём-то лишь потому, что отказаться от своего решения он не может из принципа. Даже если изменились обстоятельства.

Третье, что отмечается – строптивость. То есть склонность делать всё наперекор. Четвёртый симптом – это своеволие. Или, говоря простым языком, всем знакомое, инициативное «Я сам!», направленное на самоутверждение и стимулирование самолюбия.

Ещё один симптом – бунт-протест. Проявляющийся в регулярных конфликтах со взрослыми. Как правило из-за того, что ребёнок не чувствует уважения к нему и к его желаниям.

Также имеет место быть обесценивание. Ребёнка перестаёт интересовать всё то, что было интересно ему раньше. Но последний симптом самый неприятный. Это деспотизм. Ребёнок выходит из-под контроля и требует у взрослых мгновенного исполнения всех его желаний и требований. Взглянув на всё это, возникает вопрос: для кого кризис трёх лет тяжелей – для ребёнка или для родителей?

Третий этап

После всего вышеперечисленного следует кризис семи лет. Все мы через него прошли. Причины кризиса кроются в психологических изменениях личности. У ребёнка развивается внутренняя позиция, начинает вырисовываться какой-то «стержень» и собственное «Я». В этот же период он поступает в школу, попадая в совершенно другую окружающую среду. До того момента он играл. Теперь же ему придётся учиться. Для многих детей это – первое проявление труда.

Есть и другие сопутствующие причины кризиса. Некоторые дети, поступив в школу, начинают бояться выполнения порученной им работы, впервые ощущая ответственность за результат. Они осознают себя теперь и как школьника, товарища. Им важно стать полноценными членами нового общества – а это стресс. Период кризиса семи лет важен, поскольку именно в это время у детей формируется отношение к людям, к самому себе и к обществу. Как правило, обретённый стержень, так называемый «ствол» остаётся потом на всю жизнь. Да, он потом, в течение жизни, обрастает «веточками» и «листиками», но основа закладывается в детстве.

Подростковый кризис

Это тот самый период, который отчётливо помнит большинство из нас. Поскольку он протекает уже в полностью сознательном возрасте. После 12-13 лет, если быть точнее. Считается, что это период, в течение которого ребёнок переходит от детства к взрослости. Он может длиться долго. В этот момент подростки развиваются очень динамично – как в физическом, так и умственном плане. У них образовываются потребности, которые удовлетворить сразу не получается, поскольку сами они ещё не достигли социальной зрелости.

Подростковый кризис – это период, сопровождающийся чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А ещё запретами, ссорами, возникающими из-за попыток их обойти и многого другого. Всё это мешает подростку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.

О специфике и особенностях подросткового периода

Данный этап является одним из самых тяжелых в жизни человека. У подростка, помимо новых потребностей, появляются особенные мысли, раздумья, важные вопросы, проблемы. И большинству, как правило, тяжело пережить этот период, поскольку родителям всё перечисленное кажется не важным. «Какие проблемы могут быть у ребёнка? Слишком мал ещё, не пожил!» — отмахивается большинство взрослых. И очень зря.

Потом взрослые удивляются – почему отношения с их ребёнком испортились? А потому, что они были безразличны. Не считались с его мнением, продолжали воспринимать его, как малыша. А последствия кризиса, между прочим, могут быть очень плачевными. В данном случае тоже может проявиться пресловутая строптивость. Если родители запретили идти на вечеринку, то что сделает подросток? Сбежит через окно! И неизвестно, какие будут последствия вечеринки – может, за них придётся расплачиваться всю последующую жизнь. Поэтому очень важно считаться с подростком, строить с ним отношения, как со взрослым человеком. И уметь идти на компромиссы. Так делают адекватные взрослые люди.

Юность

Этот период также необходимо отметить вниманием, рассказывая про возрастные кризисы. В психологии юность также считается таковым. Почему? Потому что это время, когда человек начинает принимать действительно важные решения. Он должен определиться с будущей профессией, общественной позицией, мировоззрением, построить жизненные планы. Раньше считалось, что юность – это 22-23 года. Но сейчас – 17-18, а то и раньше, поскольку многие родители считают, что чем раньше их ребёнок окончит школу – тем лучше.

Но, всё же, в юности очень важно сделать правильный выбор. И если говорить о том, какие возрастные кризисы в психологии самые динамичные, то юность будет на одном уровне с подростковым периодом. В этот период многое происходит, помимо выбора профессии. Служба в армии, например, или даже первый брак, нередко сопровождающийся спонтанным рождением ребёнка. В юности многие совершают ошибки по причине социальной незрелости. И в наше время, как показывает практика, этот период не сопровождается тем, что раньше считалось характерной особенностью юности. И это – преодоление человеком зависимости от взрослых (родителей). В частности, финансовой.

Период «середины»

Теперь можно поговорить про так называемый «тридцатилетний» кризис. Это в психологии называется периодом ранней взрослости. Люди понимают, что пик их молодости уже позади. Многие подводят какие-то итоги, начинают трезво смотреть в будущее. Большинство людей начинает ощущать потребность в спокойствии стабильности. Появляется желание отыскать смысл жизни.

У некоторых возникает ощущение зря потерянного времени. Приходит осознание – я живу на этом свете целых 30 лет! И чего я добился? Озираясь назад, многие понимают – не так уж и много. Добивает сравнение себя с успешными сверстниками или даже более молодыми людьми. Ещё хуже, если они – близкие или знакомые. Так и до депрессии недалеко. А у многих женщин, к тому же, всё перечисленное сопровождается осознанием того, что они уже не так молоды, свежи и красивы. Вот он – типичный тридцатилетний кризис. Это в психологии один из самых «печальных» периодов.

Кризис среднего возраста

Это, пожалуй, тот период, о котором наслышан каждый. Он является длительным эмоциональным этапом, который напрямую связан с переоценкой жизненного опыта. В этот период человек осознает, что наступление старости не за горами. Она близко, а не как в молодости — «когда-нибудь в далёком будущем». Момент, в который человек понимает, что ему никогда не быть юным – это и есть кризис среднего возраста.

Симптомы многочисленны. Пресловутая депрессия, жалость к себе, ощущение опустошенности, чувство того, что жизнь несправедлива. Человек отказывается признавать успехи, которых он достиг, несмотря на то, что они оцениваются остальными людьми положительно. Он теряет интерес ко многим сторонам жизни – даже к тем, которые раньше были для него значимыми. Круг референтных лиц меняется – мнение случайных людей ценится больше, чем то, что говорят близкие/коллеги/друзья. Может даже происходить изменение ценностных ориентиров. А ещё становится другим поведение и стиль. Человек пытается создать видимость преображения жизни методом изменения каких-то внешних проявлений.

Последствия

Итак, особенности проявления кризиса среднего возраста понятны. Теперь – пару слов о последствиях. В случае с данным периодом они могут быть тяжёлыми. Потому что степень серьёзности совершенных ошибок прямо пропорциональна возрасту человека.

Возможен глубокий «поиск себя», внезапное увольнение с хорошей работы, на которой человек протрудился далеко не один год, желание переехать куда-то или радикально сменить род деятельности. Но самое серьёзное последствие – это разрушенная семья. Одни люди уходят от своей «второй половинки», с которой был прожит не один десяток лет, из-за погасших чувств. Другие не покидают семью, а просто ищут «развлечений» на стороне, что ничуть не лучше. Женщины ищут любовников, чтобы убедиться – они все ещё привлекательны. Мужчины находят любовниц по той же причине.

Последний этап

Пенсионный кризис – последний в нашей жизни. Приходится, обычно, на 60-70 лет. Это тоже период не из лёгких. Большинство пенсионеров всю жизнь работали, и, выйдя на заслуженный отдых, просто не знают, чем себя занять. Здоровье с возрастом не улучшилось, друзья либо далеко, либо и вовсе покинули этот свет. Дети выросли, покинули родное гнездо и давно живут своей жизнью. Человек понимает – его время подходит к концу. Он ощущает себя ненужным и потерянным. И в таком случае очень важно найти в себе силы продолжить радоваться жизни, найти новый смысл, увлечение и единомышленников. В век современных технологий это представляется более, чем возможным.

Проблема возрастных кризисов одна. И заключается она в том, что они сопровождают нас всю жизнь. Только для некоторых людей это всего лишь периоды, а для других – действительно кризисы в традиционном понимании, которые отравляют существование. Что ж, самое главное – принять то, что без изменений жизнь невозможна. Это осознание поможет не только подготовиться к ним, но ещё и извлечь из них для себя пользу и урок.

Возрастные кризисы детства

Детский кризис трактуется как переломный момент в развитии ребенка, от успешности преодоления которого зависит дальнейшее протекание его процесса развития. Детство (от рождения до 15 лет) характеризуется тем, что ребенок живет по сценарию, который ему предлагают окружающие взрослые, живет сегодняшним днем и реализует цели, поставленные другими людьми (родителями, воспитателями, учителями). Так как дети не могут ставить перед собой далекие цели, в лучшем случае это будут цели короткого действия, на ближайшее будущее, то они живут по «чужому сценарию».

В предыдущем номере мы уже говорили, что, развиваясь психологически, человек выбирает позитивное или негативное значение в своем развитии. Позитивное развитие связано с совершенствованием личности, достижением успеха, ощущением счастья. Негативное развитие ассоциируется с различными формами деградации, «застреванием» в предыдущем возрастном периоде, ощущением своей неполноценности. Какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда, а возникает заново в каждой последующей стадии. В каком направлении пойдет развитие, зависит от успешности разрешения человеком основных проблем и противоречий в каждом возрастном периоде.

Кризис новорожденного. Рождаясь на свет, человек сразу же попадает в ситуацию первого жизненного кризиса, который связан с необходимостью адаптироваться к совершенно новой среде обитания. Отделяясь от матери физически в момент родов, младенец является абсолютно беспомощным, зависящим во всех аспектах своей жизни от окружающих взрослых. В целом развитие ребенка в младенческом возрасте идет удивительно быстрыми темпами и осуществляется одновременно по различным направлениям (развитие моторики, интеллекта, предпосылки формирования личности), благодаря которым к концу первого года жизни малыш устанавливает прочные связи с окружающим миром. Степень доверия, с которым он относится к окружающему миру, другим людям, самому себе, в огромной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Если потребности младенца удовлетворяются, с ним разговаривают, ласкают, играют, то он проникается доверием к окружению. Если же ребенок не получает должного ухода, заботы, внимания, любви, то у него формируется недоверие по отношению к миру и людям в частности, которое он будет нести с собой в последующих стадиях развития. Успешность прохождения данного кризиса в огромной степени зависит от близких взрослых, окружающих ребенка.

Кризис первого года жизни. Основные проблемы данного возраста: растущий интерес ребенка к окружающему миру, желание познакомиться с множеством вещей, но ограниченные возможности самостоятельно перемещаться в пространстве, потребность в общении, но минимальные возможности участвовать в нем. Все это обостряет кризис. Ведущая деятельность данного возраста — освоение предметов окружающего мира. Малыш уже не просто манипулирует предметами, а учится использовать их в соответствии с функциональным назна- чением. Основными психическими новообразованиями, которые обеспе чат выход из кризиса, являются:

Таким образом, главным для ребенка в этот период является овладение миром вещей и развитие своих возможностей в общении и взаимодействии с другими людьми. Огромное значение для развития ребенка имеет его общение со взрослыми.

Кризис трех лет. В 2,5 — 3 года ребенок впервые начинает говорить о себе «Я», а другим «Ты», осознавать свое имя и половую принадлежность, стремится к самостоятельности и волеизъявлению: «Я сам!», «Я хочу!». Это стремление к эмансипации рождает целый ряд особенностей его поведения: негативизм, упрямство, бунт, строптивость, своеволие, обесценивание норм, деспотизм. На этой стадии ребенок продолжает осваивать различные движения. Малыши гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами. Если родители предоставляют ребенку возможность делать все, на что он способен, самому, то у него формируется самостоятельность и уверенность. Если же взрослые проявляют нетерпение и спешат все сделать за ребенка, то у него развивается нерешительность и стыдливость. Новые потребности ребенка быть самостоятельным, быть «как взрослый » реализуются в игровой деятельности. Поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится игра, которая проходит путь развития от функциональных (с игрушками) и конструктивных (строительство), к сюжетно-ролевым (дочки-матери) и играм по правилам. Ребенок дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) изобретателен, сам придумывает себе занятия, фантазирует, забрасывает взрослых вопросами. У детей, чья инициатива поощряется взрослыми, вырабатывается предприимчивость. Но если ребенка наказывают, так как для родителей его двигательная активность нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, то он начинает себя чувствовать виноватым, и это чувство будет с ним в следующих периодах жизни.

Большое место в жизни дошкольников начинает занимать рисование, лепка, занятия музыкой и физическими упражнениями, основным источником которых является любознательность. В этих видах деятельности формируются главные психические новообразования дошкольника: воображение (возможность изображать одни предметы и явления с помощью других), совершенствуется восприятие и наглядно-образное мышление. В сфере личности усваиваются нравственные нормы поведения и взаимоотношения с другими людьми, развивается планирование своих действий на короткий срок, стремление к достижению результата и получению позитивной оценки со стороны взрослых. У старшего дошкольника уже выражено стремление к успеху, хотя неудачи могут переживаться остро и лишать его желания продолжать деятельность, все равно появляется стремление добиться положительного результата. В целом на протяжении дошкольного возраста задаются необходимые предпосылки для начала обучения в школе.

Кризис первоклассника. Поступление ребенка в школу важное событие детства. Все, что было до школы, воспринимается им как «когда я был маленьким». Источником взросления вчерашнего дошкольника является новый социальный статус — ученик, который влечет за собой новые права и обязанности и ведет к изменениям в жизни и развитии ребенка. Чем лучше ребенок подготовлен к школе, тем легче он справляется с адаптацией к школьной жизни, новому ритму, одноклассникам, учителю, к самой учебной деятельности. Для слабо подготовленного ученика кризис первоклассника может стать тяжелым испытанием. Источниками кризиса являются противоречия между требованиями учебной деятельности, школьного распорядка и актуальными возможностями ребенка. Психические новообразования данного возраста:

Развитие этих психических новообразований зависит как от активности самих детей, так и от особенности обучения, воспитания, общения ребенка с взрослыми и сверстниками. В начальной школе огромное значение для ребенка имеют успехи в учебе. Хорошо учащийся школьник получает подтверждение своей умелости, а отстающий от сверстников закрепляет чувство неполноценности. То же самое происходит с приобретением ребенком различных трудовых навыков. Взрослые, поощряющие результаты труда ребенка, подкрепляют формирование умелости, а оценивающие, критикующие — закрепляют чувство неполноценности.

Подростковый кризис. Психологическим критерием начала подросткового кризиса является представление у школьника «Я уже не ребенок» и притязания «считаться взрослым». В социальной ситуации развития возникает противоречие между стремлением подростка к взрослости (следовательно, к самостоятельности, ответственности, независимости) и сохранением прежнего социального положения — ученика, школьника, зависящего от окружающих взрослых. Можно сказать, что уровень притязаний пока предвосхищает его будущее положение, которого он фактически еще не достиг. Это противоречие разрешается за счет более активного включения школьника в жизнь общества, расширения сферы общения и деятельности. Поэтому ведущей деятельностью данного возраста становится общественно полезная: учебная, трудовая, организационная, спортивная и т. д. Психическими новообразованиями в личностной сфере является — «чувство взрослости», статус взрослого; в интеллектуальной сфере — переход к абстрактному мышлению, которое становится доминирующим и оказывает влияние на развитие восприятия, памяти и других психических процессов.

Общение со сверстниками и взрослыми — это та сфера, где подросток реальнее всего может получить доказательство своего взросления, реализовать свое стремление «считаться взрослым». Претензия на статус взрослого человека необходима для того, чтобы повысить самооценку, обрести эмоциональное благополучие, поэтому активизируется процесс самоутверждения. Но успешность самоутверждения в сфере общения зависит как от самого подростка, так и от окружающих его людей. Подражание взрослым в деятельности и общении активизирует так же процесс самовоспитания, физических, нравственных, волевых качеств, специфических черт «мужественности» и «женственности». Поэтому степень выраженности каждого из названных направлений во многом зависит от выбранного подростком идеала взрослости. В этот период начинает формироваться целостное представление об идеале «образа Я».

Перед подростком встает задача обобщить все, что он знает о себе как о мальчике (девочке), друге, сыне и т. д. Эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать в будущее. Если молодой человек справился с этой задачей, то он достигает психосоциальной идентификации, и у него появляется четкое представление о том, кто он есть, куда ему двигаться, в противном случае происходит «путаница ролей». Если в предшествующие периоды жизни подросток выработал у себя с помощью родителей и воспитателей доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то его шансы на успешную идентификацию «Я» значительно увеличиваются. Если же подросток в эту стадию входит с грузом недоверия, нерешительности, чувства вины и неполноценности, то ему гораздо труднее определить свое «Я». Симптомом неблагополучия молодого человека является неуверенность в понимании того, кто он, какой он, к какой среде принадлежит. Такая путаница типична для малолетних правонарушителей. Подростковый кризис самый тяжелый как для самого подростка, так и для его окружения. Причина в том, что основное противоречие не разрешается полностью в подростковом возрасте и переходит в следующий, юношеский этап. Но об этом читайте в следующем номере.

Автор: Л. А. Овечкина, психолог ГЦМП.

Кризисы взрослой жизни

Фрагмент книги Хухлаева О.В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности. М.: Генезис, 2009.

Книга может помочь читателю «сориентироваться» в собственной жизни. Автор описывает закономерности развития человека во взрослом возрасте, основные кризисы, процесс становления отношений с собой и другими — супругами, детьми, друзьями.

Что такое кризис взрослых?

В житейской психологии слово «кризис» ассоциируется с чем-то сложным, тяжелым, чего нужно избегать и о чем лучше не думать. Хотя в последнее время достаточно широко обсуждаются детские и подростковые кризисы. Многие уже понимают: кризис — норма, а не отклонение, это необходимый этап развития маленького человека.

В ином положении находятся взрослые. Большинство из них даже не предполагает, что существуют возрастные кризисы зрелости, хотя в психологии они четко выделены: кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55—60 лет). А люди, знающие о существовании таковых, считают их проживание постыдным, недостойным «сильного человека», каким каждый хочет себя считать. В результате они запрещают себе думать о неприятном, а чувства загоняют глубоко-глубоко внутрь, тратя на это много энергии. А, как известно, если человек запрещает себе чувствовать, он начинает болеть. Такие недуги обычно называют психосоматическими, то есть имеющими психологические предпосылки.

Следствием ухода от проживания возрастных кризисов, помимо болезней, может быть ухудшение качества профессиональной деятельности, особенно у тех, кто работает с людьми. И это понятно — ведь избегание кризиса сопровождается глубокими депрессивными переживаниями, которые человек тщательно укрывает от самого себя, а особенно от посторонних. Это очень сильно мешает взаимодействию с окружающими, нередко вызывает агрессивные вспышки.

А уж руководить людьми, переживающими кризис и отрицающими это, сложно вдвойне! Ведь подавляемые ими негативные чувства постоянно ищут лазейку для того, чтобы выскользнуть наружу, выплеснуться. Нужен лишь повод, всегда найдется тот «плохой», кому можно приписать ответственность за свое эмоциональное неблагополучие, на кого можно обидеться, поворчать, а лучше бы и накричать.

Зачем нам необходимы кризисы?

Если рассматривать жизнь человека в зрелости как путь, то все согласятся, что путь этот не может быть абсолютно прямым. Ведь зрелость наступает не в одночасье, и поначалу человек не имеет ни опыта, ни мудрости. Поэтому ему необходимы «остановки», чтобы подумать о том, что уже пройдено, осмыслить опыт и осознать его ценность… Проверить, не стоит ли чуть изменить направление, скорость, потому что появились другие желания, стремления, возможности… А главное, поискать и найти в себе новые ресурсы и возможности, которые обязательно накапливаются в человеке в течение жизни.

Кризисы — это те самые остановки, во время которых человек осмысливает отрезок пройденного пути, утверждается в его значимости, иногда переоценивает ценности, ищет и находит новое в самом себе, удивляется этому и идет по жизни дальше, счастливый и здоровый.

Но все это происходит лишь тогда, когда человек «позволяет себе» кризис.

Получается, что очень важно заметить «ворота» кризиса, войти и позволить себе пожить за ними.

Поэтому рассмотрим подробнее психологию кризисов.

В отечественной психологии проблема кризисов долгое время рассматривалась в контексте проблем развития и периодизации детства.

Л.С. Выготский понимал развитие как внутренне детерминированный, целенаправленный процесс, который протекает не равномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов. Поэтому он обращал внимание на переходные или критические периоды, когда за небольшие промежутки времени в ребенке происходят такие изменения, которые заметны окружающим. По мнению Л.С. Выготского, кризис, или критический период, — время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса — это распад сложившейся социальной ситуации и возникновение новой. Основными характеристиками кризисных периодов, по Л.С. Выготскому, можно назвать:

  • наличие резких изменений в короткие отрезки времени;
  • неотчетливость границ кризиса, то есть затруднение определения моментов его наступления и окончания;
  • конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка, выпадение его из системы педагогического воздействия;
  • наличие разрушения в развитии, то есть «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии».

Обычно положения Л.С. Выготского применяются и для понимания закономерностей развития взрослых. Однако отмечается, что кризисы взрослых, по сравнению с кризисами детей, не имеют столь жесткой привязанности к возрасту. Зачастую они зреют постепенно, но могут возникать и внезапно — в случае появления резких изменений в социальной ситуации человека.

В зарубежной психологии наиболее распространена концепция Э. Эриксона. По его мнению, сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать. Выбор осуществляется между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Характер выбора сказывается на дальнейшей жизни человека: ее успешности или неуспешности. Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит развитие личности. Таким образом, кризис, по Э. Эриксону, обозначает конфликт противоположных тенденций, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду. Кризис не деструктивен. Это не катастрофа, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций.

Большое внимание роли кризисов уделяет Д. Левинсон. Он отмечает, что жизнь состоит из чередования периодов стабильного состояния и периодов изменения. В период стабильного состояния (обычно это 6-8 лет) различные компоненты жизни человека (работа, семья, дружеские отношения, идеалы) находятся в равновесии между собой. При этом один-два из них являются центральными. Период изменения наступает, когда человек, относительно довольный своей жизнью, вдруг видит ее в новом свете, то есть понимает, что одни моменты он переоценивал, а другие — недооценивал. Он может осознать, что не реализует свои способности, не следует идеалам. Появляется смутное чувство: творится что-то неладное. И лишь когда человек понимает: необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом — он начинает строить новую жизнь на реальной основе.

По Д. Левинсону, для развития существенны как периоды изменения, так и времена стабильности. Но трудность представляют именно периоды изменений, так как с их приходом человек часто старается закрыть глаза на то, что его жизненная ситуация стала другой, хотя сам нередко чувствует себя в этот момент несчастным, у него даже могут проявляться соответствующие психосоматические симптомы. И лишь когда человек не только не отказывается думать о своих чувствах, но и выясняет, каким образом эти чувства связаны с его жизненной ситуацией, возможно принятие решения о том, что оставить в прошлом и что взять с собой в будущее для продолжения дальнейшего развития.

Понимание кризиса как органической части процесса развития личности присутствует также в работе психологов экзистенциально-гуманистического и трансперсонального направлений: Р. Ассаджиоли, С. Гроффа, А. Маслоу, К. Юнга. Кризис рассматривается ими в аспекте духовного роста человека. По мнению С.Гроффа, кризис может быть трудным и пугающим, но он обладает огромным эволюционным и целительным потенциалом, открывая путь к более полной жизни. Правильно понятый и рассматриваемый в качестве трудной стадии естественного развития духовный кризис может привести к спонтанному исцелению различных эмоциональных и психосоматических расстройств, к благоприятным изменениям личности, к разрешению важных жизненных проблем. Отказ от духовного пути и соответствующего ему кризисного развития на индивидуальном уровне приводит к обедненному, несчастливому, не удовлетворяющему человека образу жизни, к увеличению эмоциональных и психосоматических проблем. В мировом масштабе это может оказаться существенным фактором глобального кризиса, угрожающего развитию человечества и всей жизни на планете.


Энн Йоманс выделяет в кризисе период разрушения, промежуточный период и период созидания. Она обращает особое внимание на отношение людей к первому этапу кризиса — периоду разрушения. В это время происходит ломка видения мира, отношения к себе и к окружающим. Люди, по мнению Э. Йоманс, не проявляют к этому периоду должного внимания и не выказывают уважения к тем, кто находится на этом этапе. Однако никакое подлинное созидание невозможно без разрушения старого, без символической смерти прошлого опыта. Подтверждением этого могут служить обряды перехода из одной возрастной категории в другую (от детства или юношества к зрелости, например). Обряды перехода, как правило, включают несколько таинств, и одно из них — таинство смерти и нового рождения. Символика смерти раньше воспринималась как высшее посвящение, как начало нового духовного существования. В отличие от древних наша культура построена на отрицании смерти. Но ломка, отмирание некоторых естественных способов видения мира, познания самих себя и отношения к окружающему — порой весьма схожи со смертью. Возможно, отрицание смерти культурой в целом и приводит к тому, что недооцениваются периоды разрушений. Э. Йоманс говорит: «Нам необходимо понять, что маленькие смерти необходимы, являются неотъемлемой частью жизни и неотделимы от нее».

Не менее важен и так называемый промежуточный период, когда старые модели уже не работают, а новые еще не созданы. Это этап, когда пора заняться переоценкой ценностей и постановкой вопросов, которые сегодня пока не имеют решения. Это трудная задача для тех, кто привык всегда находить готовые ответы и управлять событиями.

Период созидания тоже имеет свои подводные камни. Человека могут подстерегать две крайности: с одной стороны, желание иметь полную гарантию успешности своих действий, что приводит к пассивности, инертности, с другой — желание добиться всего и поскорее.

Кризисный период затрудняет движение и развитие, но при этом открывает новые возможности, пробуждает внутренние резервы. Что именно принесет кризис, зависит от самого человека.

Необходимо сделать еще одно важное замечание. Традиционно кризис ассоциируется с той или иной жизненной неудачей, негативными переживаниями. Чаше всего это действительно так. Но кризисную ситуацию может вызвать и существенное жизненное достижение, качественно изменившее состояние и вызвавшее сильные позитивные чувства. Неумение распознать наступление кризиса в этот период может привести к его обострению и смене переживаний уже на негативные. В качестве примера можно привести такое радостное событие, как рождение ребенка, которое при отсутствии понимания молодыми родителями качественного изменения собственной жизни часто приводит к осложнению супружеских отношений.

Экзистенциальные переживания часто появляются у человека надломленного, пережившего крушение, но, что удивительно, подобное состояние может возникнуть и на вершине успеха. Вообще экзистенциальный надлом и соответствующая реакция с переживанием бессмысленности — это симптом завершения какой-либо существенной части жизненной программы человека. В качестве иллюстрации этого положения можно привести высказывание Лао-цзы о том, что победителей после войны должны встречать плакальщики, необходимые для оплакивания сверхценных идей завершенного дела.

Какие кризисы переживают взрослые люди?

Традиционно принято выделять кризис тридцати лет и кризис середины жизни, который относят к 40—45 годам. Сразу отметим, что привязка кризисов к календарному возрасту является достаточно условной. Однако раз мы говорим о зрелости, необходимо рассмотреть и кризисы, маркирующие ее границы, — кризисы перехода от молодости к зрелости и от зрелости к старости.

Возраст первого кризиса определить однозначно трудно, он зависит от времени начала самостоятельной профессиональной деятельности человека.

Под кризисом перехода к старости будем подразумевать период, соответствующий времени выхода человека на пенсию. Понимая условность этого фактора, мы тем не менее считаем, что для России он является важным социальным условием, определяющим серьезный внутриличностный кризис.

К сожалению, как правило, возрастные кризисы взрослых людей приобретают характер экзистенциальных, поскольку в их переживание включаются проблемы смысла жизни и индивидуального существования.

Помимо экзистенциальных кризисов, у взрослых могут наблюдаться, как мы уже говорили, духовные кризисы, общей чертой которых является обращение к высшим ценностям.

Личностный кризис у взрослых может возникнуть на почве переживания той или иной трудной ситуации.

Семейный кризис связывается с переходом семьи на новую ступень жизненного цикла, который влечет изменения в ее структуре и взаимосвязях с другими социальными группами (например, рождение ребенка, развод родителей, «отделение» подростка от семьи).

Случаются и профессиональные кризисы, обусловленные профессиональным ростом или изменением сферы деятельности.

По мнению многих авторов, объединяющим параметром всех кризисов является наличие в них ситуации выбора. Остановимся на содержании и типологии выборов, основываясь на представлениях В. Шутса (1993).

Свое представление о выборе исследователь формулирует следующим образом: «Я выбираю всю свою жизнь и всегда выбирал. Я выбираю свое поведение, свои чувства, свои мысли, свои болезни, свое тело, свои реакции, свою смерть. Некоторые из этих выборов я предпочитаю осознавать, некоторые я предпочитаю не осознавать. Я часто предпочитаю не знать о чувствах, с которыми мне не хочется иметь дело, о неприемлемых для меня мыслях и о некоторых связях между событиями». Таким образом, можно говорить о выборе сознательном и бессознательном, Можно выделить активный выбор, которому соответствует та или иная деятельность человека, и пассивный, который осуществляется в результате бездействия. Бывают ситуации, когда человеку кажется, что у него нет выбора, и он вынужден подчиниться обстоятельствам. На самом деле это тоже выбор, но безответственный.

Итак, кризис можно понимать как ситуацию необходимости выбора, в которой осуществляется последовательное движение от неосознанности, пассивности и безответственности выбора к более полному его осмыслению, активной позиции и принятию ответственного решения.

В чем особенность возрастных кризисов зрелости?

Их возникновение и протекание зависит от того, как человек относится к течению времени и насколько выражен у него страх перед будущим. Грядущее тревожит, и его образ чаще негативен, прошлое, наоборот, эмоционально заряжено и видится более позитивно. Страх будущего вызывает отрицание своего возраста. Человеку хочется быть моложе, как следствие, возникает стремление казаться моложе. Поэтому свидетельствующие о возрасте изменения во внешности воспринимаются очень болезненно.

Люди далеко не всегда понимают, что они боятся будущего. Они проецируют свои страхи на другие аспекты жизни — семейные или профессиональные. Именно они вызывают неудовлетворение, именно на них человек жалуется окружающим или психологу.

В основе страха будущего — осознание конечности собственного существования и страх смерти, то есть причина индивидуально-личностная.

Однако не меньшую роль в порождении страха будущего играют и социальные факторы — стереотипы и ценности современной культуры. Важнейший из них — стереотип негативного восприятия старости. Имеется в виду то, что старым людям традиционно приписываются такие характеристики как ворчливость, консерватизм, критичность к молодым. Старость ассоциируется с посещением поликлиник, плохим здоровьем, одиночеством и отсутствием радости в жизни. А вопрос о развитии и самосовершенствовании в преклонном возрасте кажется по меньшей мере странным.

Страх собственной старости может присутствовать даже у очень молодых людей. Словосочетание «счастье в старости» вызывает у студентов ироническую улыбку, а «сексуальная жизнь в старости» — гомерический хохот. В чем причина стереотипного восприятия старости как периода деградации личности?

По мнению Л.И. Анцыферовой, на представление о старости сильное влияние оказывают господствующие общественные отношения. В развитых странах с выраженными конкурентными отношениями высоко ценятся такие «молодежные» качества, как энергичность, выносливость, спортивность, выраженное честолюбие. В последние десятилетия «культ молодости» широко распространился и в России.

Однако само возникновение подобных стереотипов нам кажется явлением вторичным, возникшим из-за того, что период старости является наиболее «молодым» в процессе культурно-исторического развития человечества. Действительно, древние люди почти не знали старости. Тем, кто из-за физической немощи не мог быть полноценным охотником и добывать пропитание, просто не оставалось места. По мнению историков и этнографов, первые старики появились с началом использования огня, они получали статус его хранителей. Но тем не менее продолжительность жизни оставалась еще довольно короткой.

Появление стариков как количественно значимой группы населения обычно относят лишь к последним столетиям. Именно в это время начали глубоко и обширно изучать старость, но результаты подобных исследований часто не доходят до житейской психологии. Поэтому источником формирования представления о старости являются не научные изыскания, а опыт проживания этого возрастного периода близкими родственниками. Немаловажную роль в этом играют и СМИ, обычно «рисующие» образ несчастного пожилого человека, испытывающего материальные и бытовые трудности. В последнее время появился еще один фактор, формирующий представление о старости, — это реклама. Она, с одной стороны, сама опирается на наличие негативного стереотипа, а с другой — закрепляет его.

Помимо господствующего в обществе образа старости, на возникновение возрастных кризисов влияет принятая в современном обществе система ценностей, которая собственной значимости человека противопоставляет материальное благополучие и социальный статус.

Современная культура всеми своими проявлениями отрицает смерть, что вызывает у большинства людей латентный страх смерти и порождает культ вечной молодости.

Кроме того, современная культура все больше смещается от социализации к индивидуализации. Если раньше общество через систему ритуалов, обычаев помогало человеку определить, какова его социальная и культурная роль, то теперь эти вопросы человек вынужден решать самостоятельно. Трудно назвать это явление позитивным или негативным, но оно существует, и с этим приходится считаться.

Социальные факторы не только влияют на возникновение возрастных кризисов зрелости, но и сказываются на их прохождении, подчас существенно осложняя или, напротив, облегчая этот процесс.

Здесь следует отметить специфику эмоциональной сферы современного человека. Как утверждают А. Холмогорова и Н. Гаранян, эмоциональную жизнь человека определяют две разнонаправленные тенденции. Первая — это возрастание частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок вследствие увеличения темпа жизни, быстрых ценностных, экономических, политических изменений. Вторая — это негативное отношение к эмоциям, которым приписывается дезорганизующая роль. Следствие этого — возрастание частоты и силы психосоматических заболеваний, социальных и межличностных конфликтов, нередко являющихся способами выхода чувств наружу.

Можно также согласиться с авторами, которые утверждают, что многие аффективные сбои в поведении человека связаны с культом успеха, достижений, силы и рациональности, присущими современной культуре. Успешному человеку обществом предписывается быть волевым, холодным, рассудительным. Однако это приводит к накоплению эмоций, а это, в свою очередь негативно воздействует на здоровье.

Помимо культа рациональности, остановимся еще на одном факторе, влияющем на протекание кризиса. В обществе, где у человека имеются широкие профессиональные возможности, меняются стереотипы жизненного успеха. Появляется больше вариантов для выбора индивидуального жизненного пути. Понятно, что расширение спектра выбора может осложнить протекание кризиса. Скажем, если в России до перестройки существовали четко выраженные общественные стереотипы, касающиеся «этапов успеха» — это комсомол, вуз, партия, то сейчас они довольно размыты.

Кроме того, быстрая смена социально-экономических условий приводит к различиям в ценностях, уровне и ритме жизни родителей и детей, мешая последним опереться на стереотипы семьи. Например, поскольку сейчас нет жесткого представления о том, что к определенному возрасту необходимо создать семью, то молодые люди делают это или слишком рано, или слишком поздно, а то и вовсе не вступают в брак.

Ситуация осложняется еще и социальной, экономической, политической нестабильностью в обществе — люди начинают бояться изменений, а отсутствие в обществе четкой системы ценностей вынуждает человека решать вопрос о смысле жизни самостоятельно, поэтому каждый возрастной кризис несет в себе некоторый экзистенциальный смысл.

Из сказанного можно сделать вывод, что в современном российском обществе присутствует довольно много социальных факторов, способных осложнить прохождение человеком возрастного кризиса. Рассмотрим возможные варианты осложнений более подробно.

Что осложняет проживание кризиса?

Одним из наиболее вероятных осложнений можно назвать стремление человека вообще уйти от проживания кризиса «в сторону» или «назад». Под уходом «в сторону» имеется в виду маскировка незавершенной внутренней работы разнообразными внешними изменениями. В этом случае человек может менять имидж, место службы, род занятий, страну проживания, семейное положение (разводиться, вступать в новый брак или рожать детей). Вариантами ухода «в сторону» иногда бывают трудоголизм или алкоголизм, которые позволяют человеку не думать о том, что с ним происходит.

Уходом «назад» можно считать инфантилизацию человека, которая выражается во внешнем вербальном или невербальном утверждении своего более молодого статуса, или в акцентировании своей слабой позиции через болезни.

Вариантом «ухода» от кризиса является проецирование его на окружающих. Человек перекладывает ответственность за свое эмоциональное неблагополучие на близких, коллег, руководителей государства и пр. Проекция кризиса на окружение лишает человека возможности полноценно завершить данный этап, поэтому зачастую ведет к «застреванию» в нем. Такой человек находится в длительном субдепрессивном состоянии, качество его жизни понижено.

Понятно, что сложности проживания настоящего кризиса могут быть связаны с тем, что не были пройдены предыдущие. В этом случае человек, не имея опыта благополучного завершения кризиса, сталкивается с проблематикой не только своего нынешнего нормативного кризиса, но и всех предыдущих. В наиболее тяжелом варианте человек перед лицом старости вынужден решать вопросы практически всей своей взрослой жизни.

В каких случаях можно сказать, что кризис пройден благополучно?

Критериями успешного проживания кризиса можно считать:

  • принятие человеком ответственности за свое внутреннее неблагополучие;
  • отношение к этому как к сигналу для необходимости внутренних и, возможно, последующих внешних изменений без ощущения жалости к себе или сетований на несправедливость происходящего;
  • отношение к внутреннему неблагополучию как к физической боли, которая свидетельствует о наличии физиологических «сбоев» в организме — ведь следует не только снимать боль, но и лечить ее причину.

Такое восприятие внутреннего неблагополучия дает человеку возможность для появления тех или иных личностных новообразований.

Зачем же нужны эти личностные новообразования, приобретаемые в процессе проживания кризисов? Как нам представляется, они необходимы для того, чтобы человек в целом был удовлетворен качеством своей жизни, считал себя счастливым, чтобы основной эмоциональный фон его был позитивным, отсутствовали психосоматические заболевания.

Возрастные кризисы стоит считать нормативными психосоциальными потому, что они необходимы человеку для индивидуально-личностного и социального развития и определяются как индивидуальными, так и социальными причинами.

Рассматривая психосоциальные возрастные кризисы в аспекте эволюции, необходимо обсудить их взаимосвязь с задачами развития человека в зрелости.

Согласно общепринятым представлениям, зрелость — это период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека и условно определяющийся возрастными границами от 23-25 до 55-60 лет. Формулирование основной задачи развития — достижение личностной зрелости — в данный период заложено уже в его названии. Остается определиться в содержании этого понятия, которое достаточно часто используется в психологии, но несколько по-разному понимается. Так Г. Олпорт, характеризуя зрелого человека, выделяет следующие его характеристики: широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, самопринятие, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Б. Ливехуд рассматривает три основных свойства зрелого человека: ум созрел в мудрость, способность к контактам переросла в мягкость и снисходительность, самосознание — в доверие.

В целом соглашаясь с этими и другими авторами, отметим, что по нашему мнению, единого критерия достижения зрелости не существует: в 30-летнем возрасте и в 70 лет она будет проявляться по-разному. Но главное — зрелость достигается путем успешного преодоления психосоциальных кризисов и является следствием формирования у человека соответствующих возрастных новообразований.

Все возрастные кризисы жизни: от 1 до 40-60 лет

Объективное взросление нашего организма сказывается и на нашем психологическом самочувствии. Но возрастные кризисы – это не только страдания и опасности, но и отличная возможность «апгрейда».

Автор: Татьяна Фисенко, специально для Зожника

Данная статья была опубликована на сайте «Зожник», 17.08.2020.

Наверное, многие знают любопытный факт, что с китайского языка слово «кризис» переводится неоднозначно. Оно состоит из двух иероглифов – один переводится как «опасность», а другой – «возможность».

Любой кризис, будь он на государственном или на личностном уроне, является своеобразным новым стартом, площадкой-перевалочным пунктом, где можно постоять, задуматься и определить для себя новые цели, проанализировать все, что мы умеем, и все, чему хотим научиться.

Иногда это происходит осознанно, иногда – бессознательно. Кризисы не всегда очень точно привязаны к определенному возрасту, у некоторых они наступают раньше или позже на полгода-год и протекают в разной степени интенсивности. Но в любом случае важно понимать причины их возникновения и типичные сценарии, чтобы пережить их с минимальными потерями и максимальной выгодой для себя и своих близких.

Детский возраст – проблемы и ориентиры

У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский [1], советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:

  • кризис новорожденного — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  • кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства;
  • кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
  • кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
  • кризис подросткового возраста (13 лет).

Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. […] Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» [2].

Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.

У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.

А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.

По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет — поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.

Подростки – переход во взрослую жизнь

Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний [3]. Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.

Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).

Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.

В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.

Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.

Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.


А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.

На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.

Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.

В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.

С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.

Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости. Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.

К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.

Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.

«Четверть века» и новые вопросы»

Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон [3] называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.

Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья [4].

В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.

Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.

Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.

Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.

До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.

Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.

В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.

Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.

Средний возраст как флешбек. Кризис среднего возраста

Пожалуй, это самый популярный кризис, который нашел отображение в искусстве, – о кризисе среднего возраста написано множество художественных книг, сняты фильмы, поставлены спектакли (Зожник тоже не обошел его стороной – мы публиковали «Как преодолеть кризис среднего возраста«). О нем бытует ряд клише – от покупки бессмысленно дорогой спортивной машины до романов с молодыми партнерами и попыток утопить свои печали в алкоголе.

Сам термин «кризис среднего возраста» был введен в психологию канадским исследователем Эллиотом Жаком на обозначение периода жизни между 40 и 60 годами, когда человек начинает переосмысливать прожитое и утрачивается интерес к происходящему вокруг, фигурально выражаясь, все теряет краски.

Карл Густав Юнг в своем докладе «Жизненный рубеж» [5] даже предлагал создать для сорокалетних специальные школы, которые смогли бы подготовить их к будущей жизни, так как, по его словам, невозможно прожить вторую половину жизни по тому же сценарию, что и первую.

Самой большой ошибкой Юнг считает привычку оглядываться назад: «[…] для большинства людей слишком многое остается непережитым — часто даже возможности, которые они не смогли бы реализовать при всем желании, — и, таким образом, они переступают через порог старости с неудовлетворенными притязаниями, которые невольно заставляют их смотреть назад. Таким людям смотреть назад особенно пагубно. Им скорее нужна перспектива, прицельная точка в будущем. […] Я обнаружил, что целенаправленная жизнь в целом лучше, богаче, здоровее, чем бесцельная, и что лучше идти вперед вместе со временем, чем назад против времени».

Кинолента «Красота по-американски» отлично иллюстрирует все стереотипы кризиса среднего возраста. В свое время фильм произвел фурор – в 1999 году он получил 5 статуэток «Оскар», в том числе – награду за лучший фильм года.

Возрастные границы кризиса среднего возраста весьма размыты, потому что зависят от перечня факторов – например, финансового положения, карьерных достижений, состояния личной жизни, наличия увлечений, и других социокультурных факторов.

Стереотипы, навязанные обществом, также играют против людей, переживающих этот кризис (как, впрочем, и предыдущие – подростковый и четвертьвековой). Современная российская ученая О. Хухлаева [6] называет такие стереотипы:

  • последствия «культа молодости»;
  • негативный стереотип старости;
  • стереотипное отношение к детским качествам как к негативным;
  • убеждение в том, что счастливая жизнь – обязательно материально и социально успешная;
  • необходимость активного освоения в первой половине жизни социальных ролей.

Современный «культ молодости» – не только о внешности и привлекательности (хотя для женщин она тоже становится камнем преткновения), а и о проявлениях так называемого эйджизма – дискриминации по возрастному признаку.

Людям среднего возраста часто бывает проблематично сменить работу – где-то их посчитают недостаточно энергичными, где-то – слишком квалифицированными (в английском языке даже есть специальный термин – overqualified). Что означает, что за богатый опыт, образование, дополнительные умения и прочий спектр отличных показателей потенциального сотрудника просто… не будут брать на работу. Ведь платить ему придется соответственно его заслугам и умениям, тогда как на вакантную должность можно взять более молодого, менее умелого, но легко обучаемого сотрудника. И таким образом сэкономить финансовые ресурсы компании.

Стереотип старости также прижился в нашем обществе – обычно изменения как дестабилизирующий фактор воспринимаются негативно. И даже если у человека во время кризиса среднего возраста накопится недовольство и желание что-либо изменить, он может держаться до последнего за устоявшуюся жизнь, которая его не устраивает.

Также негативно воспринимаются обществом любые проявления «ребячества». На самом же деле ущемление своего внутреннего Ребенка в любом возрасте психологи считают травматичным для психики. Например, уже упомянутый Карл Юнг [5] считал, что благодаря Ребенку внутри себя каждый человек может развить новые возможности, повысить способности к обучению и активизировать творчество, научиться заново радоваться жизни и воспринимать ее позитивно, бескорыстно любить себя и окружающий мир.

Сам психолог неоднократно проводил своеобразный эксперимент – сперва вспоминал, какие игры приносили ему в детстве наибольшее удовольствие (кубики, построение песчаных замков, домиков из бутылок и прочее). Затем, после сопротивления установкам Юнг решил повторить детскую игру, и с удивлением обнаружил, что научные вопросы, над которыми он длительное время раздумывал, выстроились в систему.

После чего ученый многократно повторял этот эксперимент, когда у него возникали жизненные трудности, и именно во время игры находил ответы на нужные вопросы. Из этого он сделал вывод, что импульсы, заложенные из детства, ни в коем случае не следует приглушать, а следовать им, несмотря на общественное мнение.

Секрет гениальности – в том, чтобы сохранить дух детства на всю жизнь (писатель и философ Олдос Хаксли).

Что касается последних двух стереотипов, названных О. Хухлаевой (про то, что счастливая жизнь обязательно материально и социально успешная), они тоже являются спорными и часто приводят к разочарованию. Так, многие материально успешные люди могут в какой-то момент с удивлением обнаружить, что деньги автоматически не делают их счастливыми, потому что процесс их зарабатывания вынуждает отказаться от многих вещей, которые приносят удовольствие. А кажущаяся успешность во всех социальных ролях (например, успешный бизнесмен, порядочный семьянин, хороший сын своих родителей и так далее) приносит фрустрации, сомнения и перекосы в личностном развитии, в результате чего – постоянное переутомление и напряженность.

Также в этом возрастном отрезке есть и независимые переменные – например, горькое осознание смертности, ведь в этот период жизни люди часто могут переживать утраты близких родственников и друзей, что провоцирует экзистенциальный страх.

Многие в этот момент ищут утешения в религии и вере в потусторонний мир, но, по мнению психологов, замыкание на этом может привести к новым расстройствам. Ведь по сути, вера не всегда способна разрешить внутренний конфликт и переработать его в продуктивные действия.

Перемены происходят и на уровне физиологии – например, у женщин начинается менопауза, которая связана как с сильной гормональной, так и с психологической перестройкой. Мужчины также переживают андропаузу, когда происходит снижение тестостерона в крови.

Все вышеперечисленные факторы, безусловно, стрессовые. Но их наличие в целом не всегда означает наступление глубокого кризиса, который перетекает в клиническую депрессию. Кроме того, возрастные рамки тоже не являются очень жесткими – кризис среднего возраста в любой форме может случиться как раньше, так и позже. Но важно уловить как момент его начала, так и возможного обострения, чтобы вовремя можно было обратиться к профессионалу.

В целом же рекомендации психологов сводятся к довольно банальным истинам – не бойтесь перемен и не поддавайтесь панике. Также советуют наладить дружеские отношения с детьми, заняться чем-то новым, развиваться в неопробованных ранее направлениях.

Банальные, но действенные советы в случае необостренного кризиса среднего возраста – не бояться перемен и не поддаваться панике. Keep calm, в общем.

Источники:

  1. Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Корнилов, К. Н. (Ред.). Элементы общей психологии (Основные механизмы человеческого поведения). М: изд-во БЗО при педагогическом факультете 2-го МГУ, 1930. Год 1.Вып. 4. С. 48-61.
    2. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т / А.Н. Леонтьев. — М , 1983. // Т. 2. – С. 288.
    3. Erik H. Erikson. Identity, youth and crisis. New York: W. W. Norton Company, 1968
    4. Маслоу А. Мотивация и личность = Motivation and Personality / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
    5. Юнг К. Г. Жизненный рубеж // Проблемы души нашего времени. – СПб.: Питер, 2020. – 336 с.
    6. Хухлаева О. В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности / М.: Генезис, 2009. – 208 с.

Особенности проявления и преодоления у детей кризиса 3 лет

И.Г.Малкина — Пых определяет кризис психологически как ситуацию невозможности, невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта. Психологический кризис — это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами [13].

В.Н.Дружинина рассматривает кризис как ситуацию эмоционального и умственного стресса, требующую значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Зачастую подобный пересмотр представлений влечет за собой изменения в структуре личности. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер

Кризисы можно классифицировать исходя из различных принципов, положить в основу их деления предсказуемость или непредсказуемость, причину возникновения и др. Они различаются по длительности и интенсивности. По содержанию различают три основных вида кризисов: кризисы невротические, кризисы развития и травматические кризисы. Также в психологии обычно выделяют возрастные кризисы и ситуационные кризисы[20].

В отечественной психологии термин «возрастной кризис» был введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса [3].

Б.Ливехуд выделяет восемь возрастных кризисов. Пять из них приходятся на детский возраст. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11 — 12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения [10].

Анализ литературных источников показал, что на сегодняшний день существует несколько пониманий внутреннего содержания кризиса трех лет: личное действие, система «Я сам», системное образование «Я», «гордость за достижения», «субъективация новообразования, его превращение в субъектную способность индивида».

И.Ю. Кулагина отмечает, что симптомы кризиса трех лет появляются в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, независимым, активным. В результате происходит «взрыв» прежней ситуации[8].

Анализируя кризис, Л.С. Выготский отмечает, что здесь нельзя исходить только из теоретической схемы. Необходим анализ фактических материалов, чтобы осознать основные теории, которые были предложены для объяснения этого материала. Для осмысления того, что происходит в этот период, Л.С. Выготский предлагает прежде всего рассмотреть социальную ситуацию развития и, в частности, симптомы возраста. Те симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план, называется первым поясом симптомов или семизвездием кризиса трех лет. Вторым поясом симптомов называют последствия основных симптомов и дальнейшее их развитие. Итак, семь симптомов, включенных в первый пояс:

1. Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать то, о чем его просили, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Негативизм отличается от непослушания (когда ребенок не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент). Он противится содержанию просьбы:

социальным отношением. Негативизм носит социальный характер, он адресован человеку, а непослушание — содержанию. Если ребенку предложили на выбор другое занятие, более интересное для него, чем то, которое у него есть в данный момент, и он согласился, то речь идет не о негативизме, а о непослушании;

отношением к эмоции. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.

  • 2. Упрямство — это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал». Это реакция не на предложение, а на свое собственное решение. Зачастую родители, встав на позицию «кто кого», усугубляют, закрепляют проявления упрямства и «загоняют ребенка в угол», лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.
  • 3. Строптивость является одной из главных черт кризиса трех лет.
  • 4. Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.
  • 5. Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.
  • 6. Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. В его речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может бросать их, рвать, давать им негативные названия.
  • 7. Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть [2].

В.С.Мухина считает, что следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.) [14].

Т.А.Балыкова и С.А.Галимова предлагают способы коррекции симптоматики кризиса трех лет.

  • 1. Во-первых — нужно так организовать деятельность детей, чтобы они как можно больше были заняты, проявляли самостоятельность. Например, научили детей культурно-гигиеническим навыкам: мыть руки, умываться, предложите им делать это самостоятельно, а вы наблюдайте. Предложите ребенку самостоятельно убрать за собой посуду после еды.
  • 2. Во-вторых, через игры-дратизации можно снять проявление агрессии. На роль отрицательного героя выбираем ребенка, проявляющего признаки агрессии. С помощью этих занятий выгоняем агрессию. Чем сильнее ребенок рычит, стучит ногами, тем эффективнее это упражнение. Так же эти приемы способствуют развитию актерского мастерства.
  • 3. Можно проводить коррекцию негативных проявлений через лепку, т.к. это пластичный материал, затем можно слепить другого героя.
  • 4. Закрашивание рисунка резкими размашистыми движениями также помогает сбросить агрессию.
  • 5. Бороться с упрямством можно путем создания фантастических ситуаций. Так же с проявлением негативного поведения помогает бороться художественная литература.

Нужно отметить, что кризис может проявляться не только в негативном проявлении, но и в замкнутости, неуверенности в себе. Здесь нужны постоянные поощрения. Такого ребенка необходимо включать в игру. Сначала в роли ведомого, затем в роли ведущего, но в игре с куклами. Постепенно подводя к роли ведущего в подвижных и сюжетно-ролевых играх [25].

Разобравшись с причинами кризиса и его проявлениями, можно понять, как пережить кризис 3 лет. Самое главное для родителей в этой ситуации — не акцентировать внимание малыша на его плохих поступках, а также не пытаться «бороться» с ним демонстративно. Но и вседозволенности тоже быть не должно. Будет очень плохо, если ребёнок сделает выводы, что может добиваться своего в жизни при помощи истерик и шантажа.

Научитесь отличать попытки манипулировать вами от настоящих проблем, которые могут беспокоить ребенка.

Когда малыш проявляет агрессию, нужно пробовать переключить его внимание на что-либо другое. Если это не помогает — переключите свое собственное внимание на другие дела. Лишившись «зрителя» в вашем лице кроха быстрее «остынет». И, пожалуй, самое важное для родителей трёхлетнего ребенка — это понять, что от своего плохого поведения гораздо больше страдает сам малыш. Излишне жесткие родители воспитывают обычно безропотно послушных, безвольных людей с заниженной самооценкой.

Обязательно регулярно напоминайте крохе о своей любви. От избранной вами стратегии зависит, сохранит ли малыш свою активность и упорство в достижении цели. Ведите себя так с ребенком, как хотели бы, чтобы и он вел себя с окружающими (в том числе и с вами).

Таким образом, кризис — это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Кризис 3 лет можно распознать по проявлению следующих симптомов: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт. Важно знать способы коррекции симптоматики кризиса трех лет.

Выводы по первой главе

Таким образом, ранний возраст — стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития: формируется ходьба, локомоция, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира; развивается ситуативно-деловое общения со взрослыми и общение со сверстниками; формируются когнитивные процессы; происходит овладение пассивной и активной речью; становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.

Кризис — это такое состояние, которое возникает, если человек сталкивается с препятствием к жизненно важным целям, которое в течение какого-то времени является непреодолимым при помощи привычных методов разрешения проблем. Преодолев кризис, человек обретает новые формы адаптации в сложных для него ситуациях.

Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий, как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Во время стабильных периодов ребенок медленно и незаметно накапливает количественные изменения.

Кризис трех лет можно распознать по проявлению следующих симптомов: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт.

Разобравшись с причинами кризиса и его проявлениями, можно понять, как пережить кризис 3 лет. Самое главное для родителей в этой ситуации — не акцентировать внимание малыша на его плохих поступках, а также не пытаться «бороться» с ним демонстративно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль