Кризис среднего дошкольного возраста — дети, воспитание детей, дошкольный возраст, кризис


Содержание

Кризис дошкольного возраста. Его проявление.

В развитии дошкольника психологи выделяют три периода:

— младенческий — с рождения до одного года;

— раннее детство — от года до трёх;

— дошкольное детство — от трёх лет до семи.

Переход к каждому из этих периодов сопровождается кризисом развития. Возрастные кризисы детей — проблемный период в развитии ребенка, переход от одного возрастного этапа к другому. Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального хода личностного развития (Эриксон).

Л.С. Выгодский среди возрастных кризисов детей выделил кризис семи лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом. Он основывается на переходе с одной ведущей деятельности на другую: от игровой к учебной. При переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Это переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. Ребенок начинает безо всяких причин кривляться, манерничать, капризничать. В его поведение появляется что-то нелепое и искусственное. Указанные черты являются главными симптомами переходного периода. В этот период происходят важные изменения в психики ребенка — утрата детской непосредственности,что свидетельствует о том, что между переживанием и поступком вклинивается интеллектуальный момент – ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми.На седьмом году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на простые просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Проявляется непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию – позицию взрослого. Он опробует себя в привычных ситуациях через нарушения обыденных правил.

В 7 лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний.

В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями.

29.Воспитательное и терапевтическое значение сказки.
Сказки можно назвать одним из наиболее эффективных средств воспитания ребенка. Ведь дети обучаются в игре, а сказка — это та же игра, только игра в воображении. Ребенка гораздо проще научить каким-то навыкам во время игры — так же и объяснить ему что-то намного проще с помощью сказок. Сказка наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Она учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт. Сказка – универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребенка нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на психику ребенка ииспользуют рассказывание сказок, проигрывание сказочных сюжетов, как терапию. С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребенка, налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают преодолеть проблемы и изменить поведение. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний. Сказкотерапия несёт в себе огромное значение, помогая в:

— воспитании, развитии и обучении ребенка;

— взаимопонимании с окружающим миром;

— развитии социально-эмоционального поведения ребенка;

— развитии мышления, памяти, фантазии, воображения, творчества ребенка.
Как же это происходит?

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления. Сказка для ребенка – это не просто фантазия, но и особая реальность.Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни.
Развивающие и обучающие сказки рассказывают детям о новых понятиях и закладывают основу учебных знаний.

Народные художественные сказки складывались веками, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно – эстетические принципы, информацию о взаимоотношениях между людьми, а потому используются в педагогических целях.
Во время слушания сказок происходит накопление знаний о себе и о мире, формируется база символических схем поведения в различных ситуациях, развивается личность ребенка, закладывается основа его будущей жизни.

Дети воспринимают смысл сказки на сознательном и подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок переживает вместе с главным героем его поражения и победы. Это позволяет ребенку осознать свою позицию и взглянуть на себя со стороны. И вернувшись в реальный мир, у ребенка появляется чувство защищенности, он стремится воспользоваться примером героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

Сказки не только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником, развивать логическую связную речь.
Многие родители замечают, что они как бы разговаривают со своим ребенком на разных языках. Но язык сказки — это один из способов, который поможет наладить контакт и между родителями и ребенком.

Дата добавления: 2020-03-12 ; просмотров: 414 | Нарушение авторских прав

Для дошкольников

  • Главная
  • Начальная школа
  • Кризисы дошкольного возраста

Кризисы дошкольного возраста

Родители, воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка?

Кризис развития — естественный процесс, необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.

Кризис 1 года (приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет) .

У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает самостоятельно передвигаться.

Проявления:

всплеск самостоятельности (ребенок осваивает множество движений и дей-ствий, а, следовательно, у него появляется много целей)

появление аффективных реакций (плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание) . Подобные вспышки — реакция на непонимание со стороны взрослых.

усиление привязанности к матери (наличие противоречивых стремлений — с одной стороны — стремление к самостоятельности, а с другой — необходимость в помощи в действиях со стороны матери или других близких взрослых)

Что еще происходит с ребенком? Появляется своеобразная детская речь, которая отличается от взрослой. Слова становятся ситуативными (зависят от кон-кретной ситуации) .

В этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих действи-ях и поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания.

Что могут сделать родители?

давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением (это не только дает ребенку информацию, но и способствует дальнейшему развитию его речи)

создавая запреты, не делайте их слишком много

старайтесь соблюдать спокойствие и терпение (ведь именно вы — взрослый человек) — ребенку необходима ваша любовь, ласка и внимание.

Кризис 3 лет (приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)

Ребенок, отделяясь от взрослого, делает попытку установить с ним новые отно-шения. Начинают выстраиваться отношения с другими детьми. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное Я.

Проявления:

Негативизм — реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.

Упрямство — ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.

Строптивость — общий протест против привычного образа жизни. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

Своеволие — ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам. Возможны проявления деспотизма (если ребенок единственный в семье) или ревности (если в семье несколько детей) . Ребенок чувствует и расценивает как важ-ные только собственные желания и потребности.

Протест-бунт — ребенок в состоянии постоянного конфликта с окружающими.

Обесценивание — ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам) , может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения) , у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Что могут сделать родители?

обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо «Убери игрушку» — «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?»)

ведите себя с ребенком, как с равным (спрашивайте разрешение, беря его вещь)

попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию» — как и во время кризиса 1 года, шлепки и крики — бесполезны. — будьте последовательны, если сказали «нет», следуйте принятому решению.

запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными

проявляйте терпение, если ребенок сопротивляется вашему предложению, иногда нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.

если у ребенка началась истерика, переждите ее, а потом объясните как «пра-вильно» себя вести и почему (будьте готовы к тому, что одного раза недостаточ-но) .

Кризис 7 лет (6-7 лет)

В этот период происходит становление внутренней позиции школьника, происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности.

Особенности переживания ребенка в этот период

— переживания обретают смысл (ребенок осознает «я боюсь», «я сердит», «я добрый») и происходит обобщение переживаний (формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению) .

Проявления:

Пауза — промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией. Реакция может выражаться как в невыполнении действия, так и в отказе или его оттягивании.


Спор — ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость) , возражать.

Непослушание — невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.

Хитрость — нарушение привычных требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя.

«Взрослое поведение» — ребенок ведет себя демонстративно «по-взрослому». На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении — в карикатурной взрослости.

Внешний вид — внимание к собственной внешности. Споры об одежде.

Требовательность — настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном.

Что могут сделать родители:

предоставьте ребенку возможность действовать самостоятельно, не забывая помогать ему в сложных ситуациях обсуждайте с ребенком различные «взрослые» проблемы, внимательно выслушивая его

если ребенок высказал ошибочное суждение, тактично поправляйте его

предлагайте ребенку способ решения проблемы, хвалите его в случае успеха — отвечайте на вопросы ребенка (6-7 лет — возраст «почемучек»)

будьте последовательны в своих требованиях — окружающие должны предъявлять к ребенку единые требования — соблюдайте культуру диалога (ребенок при общении подражает манере близких)

подавайте ребенку пример «взрослого» поведения, будьте терпимы.

Кризисы дошкольного возраста

Подробности Просмотров: 738

Кризисы возрастные — особые относительно непродолжительные по времени (не больше года) , периоды развития личности, характеризующиеся резкими психическими изменениями.

Кризисы возрастные относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития.

В детском возрасте обычно выделяют кризис 1 года жизни, кризис 3 лет, кризис 6-7 лет и подростковый кризис (10-11 лет) .

Что мы можем вынести из этого краткого описания возрастных кризисов: 1. Кризис — поворотный пункт в развитии, который сопровождается психической неустойчивостью, противоречивостью и конфликтностью. 2. Кризис — это совершенно закономерное и нормальное явление в ходе развития человеческой личности.

Поэтому не стоит бояться возникновения сложностей во взаимоотношениях с вашим растущим ребенком, а нужно постараться помочь, прежде всего, ему самому, переступить трудный для него рубеж и научиться новому.

Абсолютно правильно говорится: «кто предупрежден, тот вооружен», с этой целью подробнее рассмотрим особенности каждого кризиса раннего возраста.

Кризис 1 года.

Основное достижение 1 года жизни: ребенок начинает ходить. Для ребенка мир открывается совсем по-иному. Он начинает смотреть на все совершенно под другим углом зрения — одно дело передвигаться ползком, видеть мир из коляски, а другое дело видеть все стоя на ногах.

Ко всему этому добавляется еще свобода перемещения, ребенок очень быстро понимает, что он самостоятельно может осваивать мир, не прибегая к помощи взрослого. Зачастую такое освоение принимает очень бурный характер: малыш залезает во все углы, хватает, бросает, тянет все, что попадается ему на глаза.

Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Малыш протестует против каких-либо ограничений, он хочет сам решать, когда будет одеваться, есть, играть.

Кризис 3 лет.

Кризисная ситуация повторяется снова, но на новом витке развития. Этот кризис выражен, как правило, ярче, чем кризис 1 года. Связано это с тем, что к концу раннего возраста ребенок намного самостоятельнее, менее зависим от взрослого, имеет достаточно высокую самооценку, позволяющую отстаивать свои права.

Характерен для кризиса целый набор симптомов:

ярко выраженный негативизм — это не простое нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот;

упрямство — ребенок добивается своего только потому, что он так захотел;

проявление строптивости — постоянное недовольство тем, что предлагает взрослый;

своеволие — ребенок хочет все сделать сам, очень часто этот кризис еще называют «Я сам», а в зарубежной психологии (Э. Эриксон) — возраст 3 лет рассматривается как этап автономии, т.е. отделения обесценивание ребенком личности близких: дети, начинают называть родителей бранными словами, которые раньше никогда не употребляли.

Иногда может показаться, что ранний возраст ребенка — это один большой кризис. Все же это не так. Действительно, маленькие дети с рождения и до 3 лет развиваются и растут очень интенсивно, поэтому и проблемных моментов в развитии личности ребенка бывает более чем достаточно.

В итоге взрослые и дети учатся справляться с кризисными ситуациями, и все происходит, как должно.

Кризис 6-7 лет.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.

Происходит переоценка ценностей. То, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки) , оказывается ценным, то, что связано с игрой – менее важным.

Ребенок начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

Предварительный просмотр:

Кризисы дошкольного возраста

Родители, воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка?

Кризис развития– естественный процесс, необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.

Кризис 1 года (приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет) .

У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает самостоятельно передвигаться.

  • всплеск самостоятельности (ребенок осваивает множество движений и дей-ствий, а, следовательно, у него появляется много целей)
  • появление аффективных реакций (плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание) . Подобные вспышки – реакция на непонимание со стороны взрослых.
  • усиление привязанности к матери (наличие противоречивых стремлений– с одной стороны – стремление к самостоятельности, а с другой – необходимость в помощи в действиях со стороны матери или других близких взрослых)

Что еще происходит с ребенком? Появляется своеобразная детская речь, которая отличается от взрослой. Слова становятся ситуативными (зависят от кон-кретной ситуации) .

В этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих действи-ях и поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания.

Что могут сделать родители?

  • давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением (это не только дает ребенку информацию, но и способствует дальнейшему развитию его речи)
  • создавая запреты, не делайте их слишком много
  • старайтесь соблюдать спокойствие и терпение (ведь именно вы — взрослый человек) — ребенку необходима ваша любовь, ласка и внимание.

Кризис 3 лет (приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)

Ребенок, отделяясь от взрослого, делает попытку установить с ним новые отно-шения. Начинают выстраиваться отношения с другими детьми. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное Я.

  • Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.
  • Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.
  • Строптивость – общий протест против привычного образа жизни. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.
  • Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам. Возможны проявления деспотизма (если ребенок единственный в семье) или ревности (если в семье несколько детей) . Ребенок чувствует и расценивает как важ-ные только собственные желания и потребности.
  • Протест-бунт – ребенок в состоянии постоянного конфликта с окружающими.
  • Обесценивание — ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам) , может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения) , у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Что могут сделать родители?

  • обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо «Убери игрушку» — «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?»)
  • ведите себя с ребенком, как с равным (спрашивайте разрешение, беря его вещь)
  • попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию» — как и во время кризиса 1 года, шлепки и крики – бесполезны. — будьте последовательны, если сказали «нет», следуйте принятому решению.
  • запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными
  • проявляйте терпение, если ребенок сопротивляется вашему предложению, иногда нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.
  • если у ребенка началась истерика, переждите ее, а потом объясните как «пра-вильно» себя вести и почему (будьте готовы к тому, что одного раза недостаточ-но) .

Кризис 7 лет (6-7 лет)

В этот период происходит становление внутренней позиции школьника, происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности.

Особенности переживания ребенка в этот период

– переживания обретают смысл (ребенок осознает «я боюсь», «я сердит», «я добрый») и происходит обобщение переживаний (формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению) .

  • Пауза — промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией. Реакция может выражаться как в невыполнении действия, так и в отказе или его оттягивании.
  • Спор — ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость) , возражать.
  • Непослушание — невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.
  • Хитрость — нарушение привычных требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя.
  • «Взрослое поведение» — ребенок ведет себя демонстративно «по-взрослому». На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении — в карикатурной взрослости.
  • Внешний вид — внимание к собственной внешности. Споры об одежде.
  • Требовательность — настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном.


Что могут сделать родители:

  • предоставьте ребенку возможность действовать самостоятельно, не забывая помогать ему в сложных ситуацияхобсуждайте с ребенком различные «взрослые» проблемы, внимательно выслушивая его
  • если ребенок высказал ошибочное суждение, тактично поправляйте его
  • предлагайте ребенку способ решения проблемы, хвалите его в случае успеха — отвечайте на вопросы ребенка (6-7 лет – возраст «почемучек»)
  • будьте последовательны в своих требованиях — окружающие должны предъявлять к ребенку единые требования — соблюдайте культуру диалога (ребенок при общении подражает манере близких)
  • подавайте ребенку пример «взрослого» поведения, будьте терпимы.

По теме:

Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста | Статьи по психологии

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос умным, здоровым и воспитанным человеком. На протяжении всей жизни мы прилагаем немало усилий для того, чтобы у нас это получилось. Мы радуемся первому шагу, слову нашего чада, гордимся его успехами в школе и в спорте, всегда хвалим его.

Однако бывают моменты, когда послушный и уравновешенный ребенок может превратиться в непослушного, капризного и кричащего непоседу. Вы задаете вопрос: «Что же случилось?».

Все очень просто: в жизни ребенка наступает момент, когда он хочет высказать свою точку зрения, проявить характер. И его не интересует, что вам это не нравится. В психологии такие периоды называют возрастными кризисами.

Их мы и рассмотрим подробнее.

Кризис одного года

Это период перехода от младенчества к раннему детству. В этом возрасте ребенок чаще всего уже ходит, что дает ему больше возможностей для исследования окружающего мира.

Он пытается засунуть пальцы в розетку, открывает шкафы и тумбочки, взбирается на стулья, диваны и кресла. В этот период дети особо остро реагируют на слово «нельзя». Они могут кричать, топать ножками, плакать.

Ребенок негативно реагирует, если его не понимают.

Нужно набраться терпения и выдержки. Родители должны понимать, что малыш хочет и может быть более самостоятельным. Он пытается сам пить, есть, одеваться, и родные обязаны всячески это поддерживать.

Но место для самостоятельных игр должно быть безопасным: никаких режущих, колющих предметов. Все вещи, которые вы считаете опасными для малыша, уберите на достаточную высоту, чтобы малыш не мог ничего достать, а вы должны находиться рядом, чтобы при необходимости можно было помочь вашему чаду.

Кризис трех лет

Обычно этот возрастной кризис наблюдается у детей в возрасте 2,5-3 лет. В этот период малыши хотят чувствовать себя взрослыми и самостоятельными. У них есть свое » хочу», и они готовы отстаивать его до последнего.

В этом возрасте малыш делает для себя много открытий.

Особенностью этого периода является то, что ребенок пытается делать все наоборот. Он не хочет ложиться спать, идти есть, одеваться. Родителям нужно набраться терпения и дать малышу право выбора.

Когда у малыша начинается истерика, попытайтесь переключить его внимание на что-то другое.

Каждый из этих периодов требует терпения и выдержки родителей. Кризис проходит, и малыш снова становится самим собой. Ваша задача в период кризиса – понять и поддержать свое чадо.

Работа 28 с., 2 рисунка, 25 источников.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, САМООЦЕНКА, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, КРИЗИС.

Цель работы: экспериментальное исследование кризисов дошкольного возраста.

1. Проанализировать психологические исследования кризиса трех лет.

2. Проанализировать психологические исследования кризиса семи лет.

3. Исследовать влияние самооценки на психологические способности дошкольников.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы: опрос, наблюдение, методы диагностического исследования (методика «Лесенка» Щур В. Г. и методика «Экспресс-диагностика познавательных способностей») ; математическая обработка результатов исследования.

Объект исследования: самооценка и уровень реальных психологических возможностей.

Предмет исследования: особенности самооценки и реальных психологических возможностей.

Гипотеза: самооценка дошкольника влияет на его психологические возможности.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в углубленном изучении психологических кризисов дошкольного возраста. Практическая значимость исследования состоит в изучении самооценки современных дошкольников и ее влиянии на их психологические способности.

Глава 1. Теоретический анализ психологических исследований, направленных на изучение кризисов дошкольного возраста

1.1 Анализ психологических исследований кризиса трех лет

1.2 Анализ психологических исследований кризиса семи лет

Глава 2. Исследование особенностей самооценки и реальных психологических возможностей дошкольников

2.1 Методы, организация и процедура исследования

2.2 Результаты диагностики и их интерпретация

Дошкольный возраст — период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 — 4 года) , средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет) дошкольный возраст. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии человека.

Именно в это время закладываются интеллектуальные задатки, моральные и поведенческие основы личности. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка, масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность.

Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. Толчком к развитию личности ребенка и переходу его на новый этап развития является возрастной кризис.

Возрастные кризисы — это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания.

В отечественной психологии термин «возрастные кризисы» введен Л. С. Выготским и определен как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Л. С. Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий .

Следует отметить, что в возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Но Л. С. Выготский подчеркивал, что никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее недиалектически настроенные авторы признают необходимость допустить, хотя бы в виде гипотезы, наличие кризисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве.

Л. И. Божович понимала под кризисами переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение предыдущего этапа развития и начало последующего.

Каждое системное новообразование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает аффективный компонент и потому несет в себе побудительную силу. Именно поэтому центральное для данного возраста системное новообразование, являющееся как бы обобщенным результатом, итогом всего психологического развития ребенка в соответствующий период, не остается нейтральным по отношению к дальнейшему развитию, а становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. Это и дает право рассматривать кризисы в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности, анализ которых позволит вскрыть психологическую сущность этого процесса .

Проблемы кризисов широко разрабатывались российскими и отечественными психологами: Л. С. Выготский, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, Бенедиктов Б. А. и др.; а также зарубежными авторами: Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. Колберг и др.

Несмотря на многочисленные исследования, проблема возрастных кризисов дошкольного возраста является актуальной до сих пор, т.к. сталкиваясь с ребенком, переживающим кризис, родители и воспитатели зачастую оказываются беспомощными, не могут найти подход к данному ребенку, считают его «ненормальным». В связи с этим темой нашей курсовой работы является «Кризисные периоды развития в дошкольном возрасте».

Цель работы: экспериментальное исследование кризисов дошкольного возраста.

4. Проанализировать психологические исследования кризиса трех лет.

5. Проанализировать психологические исследования кризиса семи лет.

6. Исследовать влияние самооценки на психологические способности дошкольников.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы: опрос, наблюдение, методы диагностического исследования (методика «Лесенка» Щур В. Г. и методика «Экспресс-диагностика познавательных способностей») ; математическая обработка результатов исследования.

Объект исследования: самооценка и уровень реальных психологических возможностей.

Предмет исследования: особенности самооценки и реальных психологических возможностей.

Гипотеза: самооценка дошкольника влияет на его психологические возможности.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в углубленном изучении психологических кризисов дошкольного возраста. Практическая значимость исследования состоит в изучении самооценки современных дошкольников и ее влиянии на их психологические способности.

Результаты данного исследования будут интересны студентам педагогических специальностей, педагогам-психологам учреждений дошкольного образования, воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.

Глава 1. Теоретический анализ психологических исследований, направленных на изучение кризисов дошкольного возраста

1.1 Анализ психологических исследований кризиса трех лет

В настоящее время для детской психологии основополагающим является положение о том , что личность ребенка формируется в процессе сотрудничества с окружающими людьми. В этом контексте успешность ее формирования во многом зависит от социальной ситуации развития ребенка, системы отношений со взрослыми и сверстниками в детском саду и семье — двух важнейших социальных институтах общества. Есть основания считать, что социальная ситуация развития современного ребенка очень изменилась. Это нашло отражение и в изменении возрастных границ дошкольного возраста .

Внимание к кризису трех лет является, с нашей точки зрения, вполне обоснованным. Так, являясь нижней границей дошкольного возраста именно этот период развития во многом определяет психологическую готовность детей к обучению в школе (то есть верхнюю границу дошкольного возраста) . В то же время если кризис семи лет являлся предметом многочисленных теоретических и экспериментальных исследований, кризис трех лет сравнительно мало изучен.


Помимо этого, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, некоторые данные о кризисе трех лет, полученные в разных исследованиях мало согласуются друг с другом. До сих пор остаются неразработанными критерии, свидетельствующие о наступлении критического возраста, а отсюда недостаточно четко определяются сроки, когда ребенок вступает и выходит из кризиса трех лет. Называемые возрастные рамки кризиса до сих пор являются условными и, по выражению Л. С. Выготского, скорее » паспортными», чем реальными. Однако можно выделить ряд основных симптомов кризиса трех лет:

1. Негативизм. Для негативизма характерно, что все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение со стороны взрослых.

Ребенок отказывается делать что-либо только потому, что его об этом попросили. Он вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Негативизм всегда социально окрашен, т.к. он обращен к взрослому.

Кроме того, ребенок всегда пост.

Популярные

Другие статьи по теме:

Развитие детей дошкольного возраста

Реклама Развитие и воспитание детей дошкольного возраста Для родителей развитие ребенка на всех этапах взросления имеет важное значение. Особенный этап формирования личности – это дошкольные годы.

Реферат — Теоретические основы проблемы агрессивного поведения в дошкольном возрасте 5 — Остальные рефераты Цель опытно-экспериментальной работы – изучение агрессивного поведения детей дошкольног.

Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Но у меня есть милый друг- Особа юных лет. Ей служат сотни тысяч слуг,- И всем покоя нет! В ненастье, дождь и тьму Пять тысяч ГДЕ, семь тысяч КАК, Сто тысяч ПОЧЕМУ! Между 6-7 и 8-9 годами происхо.

Особенности развития детей дошкольного возраста 12091Добавить в избранное В избранном Детство любого малыша состоит из определенного количества разных периодов, некоторые из них очень легкие, а н.

«Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» 1. Вступление Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироватьс.

Особенности общего развития в дошкольном возрасте

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми //Избр. психологические произведен.

Особенности развития воли в дошкольном возрасте В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. Волевое действие начин.

1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых л.

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. » Гуманизация — одна из ведущих идей модерни.

Детские страхи у детей дошкольного возраста

Специфика страхов у детей дошкольного возраста Проявление страхов разделяют по возрастным характеристикам. Ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного. Постепенно дети учатся разл.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста» Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование.

Агрессивные дети дошкольного возраста

Агрессия у детей дошкольного возраста. Методы работы. Причины появления агрессии у детей дошкольного возраста : Соматические заболевания, или заболевание головного мозга. Вероятно, это может быть.

Роль игр в жизни дошкольников На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к п.

Опишите особенности личностного развития ребенка дошкольного возраста

Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного.

Кризис 7 лет как кризис дошкольного детства

В детской психологии и психологии развития кризис 7 лет анализируется либо как завершение дошкольного периода детства (в связи с этим поднимается и проблема готовности детей к школьному обучению), либо как начало младшего школьного периода (при этом возникает проблема адаптации — дезадаптации детей в школе). В этой связи представляют интерес исследования кризиса 7 лет как результата развития ребенка в дошкольном детстве и как процесса вхождения в отроческий период.

Рассматривая кризис 7 лет, Л. С. Выготский отмечает утрату детской непосредственности, что связано с интеллектуальным опосредованием поведения, интеллектуализацией эмоций. Новообразованиями кризиса он считал обобщение переживания или «интеллектуализацию аффекта».

Д. Б. Эльконин выделяет следующие изменения личности ребенка, возникающие к концу дошкольного возраста: появляются общественные по содержанию мотивы поступков и действий; моральная оценка начинает определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям; ребенок овладевает умением управлять собой, своим поведением и поступками (развивается произвольность); возникает оценка своих возможностей осуществить то или иное задание; происходит осознание общественной значимости труда взрослых, выделение функций руководства и обучения взрослого в отношении ребенка, выделение своего места в системе общественных отношений. Основным новообразованием конца этого периода, согласно Д. Б. Эльконину, является возникновение личного сознания.

Е. Е. Кравцова психологическим содержанием перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту считает смену ведущей деятельности: игра как ведущая деятельность дошкольника уступает место учебе. В качестве новообразования стабильного периода дошкольного детства она выделяет воображение, которое способствует развитию и становлению эмоций. Основной линией развития в дошкольном возрасте автор полагает развитие произвольности в эмоциональной сфере, новообразованием — воображение, основной деятельностью, которая обеспечивает условия для этого, — детскую игру во всем многообразии ее форм и видов.

Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста специально исследовались группой психологов под руководством В. В. Давыдова. На основании представления о кризисе как качественном скачке в психическом развитии выделяются, с одной стороны, изменения в системе отношений взрослых к ребенку, а с другой — ребенка к самому себе, своему месту в мире взрослых. Установлено, что в восприятии социальной действительности и своего места в ней различия между детьми 6 и 7 лет достаточно значительны. Семилетними детьми положение школьника воспринимается как социально значимое, соответствующие переживания связываются с самой фигурой учителя; шестилетние дети характеризуются противоположным восприятием школьной ситуации.

Исследования изменений в системе отношений взрослых к ребенку, ребенка к самому себе, своему месту в мире взрослых составили важное направление психологических исследований кризиса 7 лет. Поступление в школу знаменует переход ребенка на новую ступень развития, занятие ребенком подлинно социальной позиции. Однако фактического перевода ребенка в новую социальную позицию недостаточно для того, чтобы он начал полноценно реализовывать все возможности развития. Социальная позиция и реализующая ее учебная деятельность являются развивающими постольку, поскольку они принимаются субъектом (т.е. входят в состав его собственных потребностей и стремлений, интересов и переживаний, в систему его отношений к окружающему и к самому себе) и оформляются в определенную внутреннюю позицию (Л. И. Божович), создающую единство и целостность возрастного психологического облика семилетнего ребенка.

А. Л. Венгер установил принципиальное различие позиций дошкольника и школьника. Находясь в позиции дошкольника, ребенок ориентируется на конечный результат своих действий, а способы действий усваиваются им незаметно. Для дошкольника «понять» означает наглядно представить себе ситуацию, о которой идет речь, вообразить ее. Позиция школьника проявляется в том, что ребенок принимает учебную задачу, которая состоит в овладении новыми знаниями и умениями; он обращает внимание не столько на результат, сколько на сам способ выполнения действия, который определяет качество получаемого результата. Школьник владеет особым действием самоконтроля, проверки правильности выполнения задания, у него сформировалась произвольность поведения, развиты восприятие, мышление, воображение, обеспечивающие сознательное усвоение и применение школьных знаний; появился интерес к самому учебному материалу.

Детские психологи отмечают, что в общении с окружающими людьми формируется важный показатель личностного развития дошкольника — его самооценка, определяющая уровень притязаний и активность поведения. К 7 годам формируется способность к критичной и в целом адекватной самооценке в конкретной сфере значимой деятельности. При переходе из детского сада в школу снижается число детей с высоким уровнем самооценки, что связывается с появлением новых критериев оценки себя (успешность в учебных действиях).

Психологи, изучающие кризис 7 лет, расходятся во мнении о необходимости и характере протекания кризисных явлений. Одни считают негативные проявления составной частью кризиса (Л. С. Выготский). Некоторые отмечают, что наличие негативных проявлений необязательно, и поэтому называют этот период переходным (Е. Е. Сапогова). Другие пишут о том, что переживания внутреннего эмоционально-личностного дискомфорта связаны с несовпадением момента начала обучения и момента сформированности предпосылок перехода к нему у дошкольников (А. Л. Венгер).

Е. Е. Сапогова установила, что если уровень развития предпосылок перехода к учению опережает формальный переход к учебной деятельности, то дошкольник начинает меньше интересоваться игрой, предпочитая ей другие виды деятельности; если же формирование этих предпосылок запаздывает по отношению к формальному переходу к обучению, то ребенок идет в школу психологически не готовым. «Опережение» и «запаздывание» развития кризиса в рамках детского сада и школы имеют различное течение, но критическая фаза в обоих случаях сопровождается негативной симптоматикой. При этом протекание кризиса в детском саду заканчивается более благополучно — ребенок приходит в школу, начинает учиться, и негативная симптоматика постепенно исчезает. Тогда как «не готовый» первоклассник вынужден параллельно осуществлять учебную и игровую деятельности, что приводит к затягиванию кризиса и к академической неуспеваемости ребенка.

Особый пласт исследований кризиса 7 лет связан с выявлением типов отношения ребенка к школе, проявляющих его готовность или неготовность к школе. На основании учета индивидуальной ситуации психического развития, под которой понимается единство отношений ребенка к взрослому и к предлагаемым со стороны взрослого задачам, Е. А. Бугрименко, К. Н. Поливанова, А. Л. Венгер, Е. Ю. Сушкова выделяют дошкольный, предучебный, учебный, псевдоучебный и коммуникативный типы отношения ребенка к школьной действительности.

Дети дошкольного типа совершенно не готовы к обучению в условиях школы — обычную организацию обучения они не принимают, учебное содержание игнорируют, материал учебных заданий превращается для них в игровой. Мотивация у детей дошкольного типа преимущественно игровая, внутренняя позиция при общем положительном отношении к школе еще «дошкольная» (ребенок стремится сохранить дошкольный образ жизни).

Для детей предучебного типа учебная ситуация выступает в неразрывной связи своих элементов. Это дети, находящиеся в пике кризиса; они уже готовы решать посильные учебные задания, но лишь в присутствии взрослого — учителя. Для них одинаково значимо все происходящее в школе. Внутренняя позиция предучебного типа характеризуется общим положительным отношением к учению, началами ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности.

Дети псевдоучебного типа характеризуются некоторой интеллектуальной робостью. При самостоятельной работе они могут решать предлагаемые задачи, но если взрослый подойдет, предложит помощь, ребенок может просто прекратить работу. От учителя такой ребенок ожидает всегда конкретных указаний, он отказывается содержательно анализировать содержание и стремится лишь копировать готовые образцы.

Дети учебного типа вполне готовы к школе. Такие дети — посткризисные, их развитие определяется учебной деятельностью. Поэтому главным регулятором их поведения является содержание задачи, которым и определяются отношения с учителем. Ребенок учебного типа может одинаково содержательно анализировать учебное содержание и в присутствии взрослого, и самостоятельно. Мотивация этих детей преимущественно учебная или социальная, внутренняя позиция характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Коммуникативный тип возникает у детей, склонных к демонстративности, страдающих дефицитом внимания. Их поведение направлено на привлечение к себе особого внимания взрослого, при этом ребенок готов говорить о чем угодно, лишь бы продлить ситуацию общения. У таких детей обычно не сформировано игровое общение со сверстниками.

Псевдоучебный и коммуникативный типы принятия школьной действительности являются неблагоприятными. Ситуации общения этих типов бессодержательны и непродуктивны. Они скорее характеризуют отклонения в развитии, сопровождающиеся ярко выраженной негативной симптоматикой. Дошкольный, предучебный и учебный типы являются выражением благоприятного протекания кризиса, если совпадают с фактическим переходом ребенка в школу.

Дошкольные кризисы. Структура возрастного кризиса

ДОШКОЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ. СТРУКТУРА ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА.

От рождения до семи лет большинство детей переживают определённые критические моменты, которые называют кризисами. У каждого ребёнка они проходят по-разному. Поведение одного ребёнка становится труднопереносимым, а другого – почти не меняется. И всё же в любом случае, изменения прявляются. Чтобы их заметить, важно сравнивать ребёнка не с ровестником, а сним самим, таким каким он был раньше.Что такое кризис?
Кризис – это столкновение противоречий, как внешних так и внутренних. Это переворот, пора переходного состояния. Любой кризис отражает динамику развития личности.

Кризис имеет определённую структуру, которая состоит из этапов прохождения кризиса и «ловушек», осложняющих протекание кризиса.

Каждый кризис дошкольного периода делится на 3 этапа:

  1. 1-й этап: разрушительный (отказ от прежних ценностей и форм отношений).
  2. 2-й этап: подготовительный (когда прежние формы разрушены, а новые ещё не образовались)
  3. 3-й этап: созидательный: (создание новых форм взаимодействия).

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между потребностями и возможностями ребёнка, а с другой стороны ранее сложившимся отношениями со взрослыми.

4 «Ловушки кризиса»:

1я ловушка – откладывание кризиса – ребёнок не проживает внутренний конфликт, не срабатывают необходимые новообразования (ребёнок продолжает оставаться послушным, не умеет проявить самостоятельность, во всем стремиться опираться на родителей).

2я ловушка – уход от проживания кризиса – болезнь или регрессия в более ранний детский возраст, поведение. Ребёнок начинает жаловаться на животик, голова болит, после наказания.

3я ловушка – проекция на окружение – приписывается ответственность за свои трудности и проблемы другим. Ребёнок не хочет идти в садик, потому, что воспитатель не разрешает играть в свои игрушки.

4я ловушка – застревание в кризисе – когда ребёнок находится в кризисе очень долго и остро. Протестное поведение столь сильно, что не даёт возможности договориться, например в магазине.

В каждом периоде есть общие признаки проявления, по которым можно ориентироваться:
— непослушание, как проявление потребности в повышенном внимании;
— обострённая реакция на замечания;
— капризность;
— негативизм;
— протест;
— конфликтность;
— агрессивность;
— расширение границ своих прав.

Обратите внимание на то, что у всех перечисленных симптомах проявления «негативная окраска», заряженная эмоцией гнева, но в разных формах проявления, от слабого раздражения, заканчивая яростью.

Что важно делать родителю, как себя вести в совместном путешествии развития ребёнка и как ему помочь?

Основными приёмами, которыми важно овладеть – это ОТРАЖЕНИЕ и КОНТЕЙНИРОВАНИЕ ребёнка.


Одна из главных задач родителей — это помочь ребёнку справиться с его эмоциями. Научить обращаться с ними, забрать лишнее, принять, помочь переварить то, что он переварить может. Людмила Петрановская называет это «контейнированием» и «отражением». То есть мама должна стать некоей ёмкостью, которая сможет детские эмоции принимать, складывать, перерабатывать.

Всем родителям в ходе терапевтической работы с детьми, я рекомендую сделать настольной книгой «Тайная опора» Людмилы Петрановской. Она на мой взгляд отражает основные аспекты проживания и прохождения кризисных этапов, периодов в жизни ребёнка. Особенно занимательным, для меня показался «Круг заботы», в ходе которого, ребёнок проверяет родителей на тему доверия. Именно он, отражает формирование и укрепление базового доверия к другому человеку и миру в целом.

Кризисы дошкольного возраста – это нормальный процесс перехода на более сложный этап развития личности.

Так же на своих консультациях, я приглашаю семью вместе с ребёнком, отреагировать, прожить различные эмоции, которые возможно заблокированы или по какой-то причине ребёнку сложно их выразить напрямую родителям, через форму игры. Это способствует снятию напряжения в системе родитель-ребёнок и терапевтично для самой супружеской пары, так как во время игры, меняется форма взаимодействия друг с другом.

Помните – любой кризис рано или поздно проходит, маленький человек растет и адаптируется к той реальности, которая его окружает. Человек, не переживший кризис, не будет развиваться дальше в том темпе, который заложен от природы.

Тут важно понимать – если ребенок «застрял» на каком-либо этапе –обращайтесь к специалисту. Не стоит ждать, что ребенок «перерастет» и это жуткое поведение как-нибудь само пройдет. Также полезно спросить себя – заметили ли вы это самое проявление кризиса? Если нет – то почему? В случае гиперопеки или гипоопеки проявления кризиса будут смазаны. И они проявятся позже.

Дошкольный возраст. Кризис 7 лет.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может смес­титься к 6 или 8 годам. Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет — это период рож­дения социального «Я» ребенка. Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года.

Изменение самосознания ребенка приводит к переоценке ценнос­тей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудитель­ную силу, на смену им проходят новые. Все, что имеет от­ношение к учебной деятельности (в первую очередь отмет­ки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — ме­нее важным. Старший дошкольник с увлечением играет, и играть еще будет долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

По мнению Л.С. Выготского кризис 7 лет характеризуется следующим.

Когда дошкольник вступает в кризис, он утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношении с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.

Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так как ходил раньше. В поведении появляется что-то искусственное, нелепое, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада, ребенок строит из себя шута.

В 7 летнем возрасте начинают возникать такие структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я сердит», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Семилетка открывает факт своих переживаний.

Переживания приобретают смысл, благодаря этому у ребенка возникают новые отношения к себе, которые были не возможны до обобщения переживаний. К кризису 7 лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Базальная потребность – уважение. Старший дошкольник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания («Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают»).

Признаки кризиса 7 лет:

· возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией (как будто не слышит);

· появление со стороны ребенка оспаривания необходимости выполнить просьбу взрослого или отсрочивание времени ее исполнения;

· непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

· хитрость как нарушение сложившихся правил в открытой форме (мокрые руки вместо вымытых);

· демонстративная «взрослость» (вплоть до карикатуры манеры поведения);

· обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде (чтобы не выглядеть «как маленький»);

· упрямство, требовательность, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

Помощь ребенку в кризисный период должна заключаться в следующем:

· разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать так, а не иначе);

· предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности;

· напоминание о необходимости выполнить поручение;

· выражение уверенности в способности ребенка справиться с поручением.

ВЫВОДЫ:

· Дошкольный возраст длится с трех до шести-семи лет жизни.

· Основная потребность дошкольника – жить общей жизнью со взрослыми – в современных исторических условиях напрямую не удовлетворяется, и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игра как ведущая деятельность ребенка.

· Сущность игры, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми. Характерная черта игры состоит в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия.

· В игре и других видах деятельности дошкольника (рисовании, самообслуживании, общении) рождаются такие новообразования, как: иерархия мотивов, воображение, начальные элементы произвольности, понимание норм и правил социальных взаимоотношений и др.

· На протяжении всего дошкольного детства ребенок интенсивно общается со взрослыми. Формы этого общения: сначала внеситуативно-познавательная (3-5 лет), в конце возраста – внеситуативно-личностная (после 5 лет).

· Восприятие, внимание, память в дошкольном детстве характеризуются нарастанием элементов произвольности, мышление приобретает форму наглядно-образного (осваиваются и элементы понятийного мышления), речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение.

· Развитие личности дошкольника связано с появлением соподчинения мотивов, нарастанием произвольности поведения, освоением ряда нравственных норм, психосексуальной идентификацией, формированием приблизительной временной перспективы, обретением более адекватной и устойчивой самооценки, появлением элементов социальной и личностной рефлексии, развитием высших чувств, дифференциацией внешнего и внутреннего мира и т.д.

5.Младший школьный возраст.

от 6-7 до 9-11 лет

Ведущей деятельностью для всех школьных возрастов является учение, однако специфика каждого возраста определяется тем, освоение каких сторон действительности осуществляется ребенком в ходе учения. Это и определяет ведущую деятельность каждого школьного возраста. Так, в младшем школьном возрасте ребенок осваивает «предметную» действительность, т. е. знания, закрепленные в учебных курсах. В отличие от раннего возраста в младшем школьном возрасте ребенок осваивает благодаря учению ту предметную действительность, которая далеко выходит за пределы его личного непосредственного опыта. Младший школьный возраст — возраст вхождения в учебную деятельность, овладения ее структурными компонентами

Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, как подчеркивал Д.Б. Эльконин. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: «ребенок — взрослый» и «ребенок — дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения внутри детского коллектива также не определяют взаимоотношения с родителями. Эти отношения существуют параллельно, они связаны иерархическими связями. Так или иначе, важно учитывать, что благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии.

В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок — взрослый» дифференцируется:

«ребёнок — дети» «ребёнок — родители»

Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Этот период занимает особое место в психологии ещё и потому, что является качественно новым этапом психологического развития человека. Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включённости в него самого школьника» . Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей. Ребёнок меньше двигается, но зато ему приходится выносить нагрузки, связанные с умственной деятельностью.

Два важных новообразования младшего школьного периода — это личностная рефлексия и рефлексия интеллектуальная. Рефлексия (от лат «reflexio» — «обращение назад») — это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия в общей психологии — это познание субъектом внутренних психических актов и состояний. Личностная рефлексия понимается как осознание действующим лицом того, как он воспринимается партнёром по общению. Когда человек анализирует себя и своё поведение во взаимоотношениях с другими людьми и пытается представить, что о нём думают окружающие, он, таким образом, приходит к некоторому познанию своего «я». Это способствует пониманию особенностей своего характера, как положительных, так и негативных. Такого рода самопознание играет существенную роль в процессе самовоспитания.

Отличие личностной рефлексии от интеллектуальной заключается в том, что оценивание положения происходит не на базе заданных (объективных, логических, общепризнанных и т.п.) оснований, а на оценке по собственным, часто глубоко субъективным критериям, которые могут иметь морально-нравственную, этическую, культурологическую природу.

Поэтому можно сделать вывод, что процесс личностной рефлексии как одного из механизмов саморазвития личности достаточно индивидуален.

Личностная рефлексия как деятельность самопознания, как процесс получения явного знания о себе самом, ведёт к исследованию своего поведения, своих личностных особенностей, отношений с людьми, своего поведения. В младшем школьном возрасте, когда ряд факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется, глубина и интенсивность рефлексии зависит от многих социальных (социальное происхождение и среда), индивидуально-типологических (степень интраверсии-экстраверсии) и биографических (условия семейного воспитания, отношения со сверстниками). Условиями для развития личностной рефлексии могут стать какие-то необычные или озадачивающие ситуации в общении, необходимость понять переживания другого человека.

В младшем школьном возрасте личностная рефлексия как одно из новообразований данного периода имеет ряд особенностей. Постепенно у учащихся появляется своя точка зрения на всё, охватывающее их. Конечно, мнение окружающих влияет на самооценку младших школьников. Обычно, отвечая на вопрос, что о них думают другие, учащиеся начальных классов концентрируют своё внимание на конкретных делах, и лишь в средней школе дети начинают постигать особенности своего характера. Оценочные представления младших школьников достаточно ситуативны, и критерии их оценок относительны.

В школьные годы дети становятся способны не только запоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают. Интеллектуальная рефлексия — это осмысление ребёнком своих действий, в процессе которого он осознаёт схемы и правила его деятельности. Рефлексия как особый вид познавательной деятельности заключается в уточнении и выяснении основания своих знаний, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение.

Интеллектуальная рефлексия определяется, как умение субъекта оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия. Основой интеллектуальной рефлексии являются мыслительные операции: анализ, синтез, построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений, оценок, выводов. Также важными функциями интеллектуальной рефлексии являются критичность анализа, логичность обоснования, обобщённость систематизация, составление собственных представлений, накопление опыта .

Рефлексия, по мнению некоторых исследователей, неразрывно связанна с самооценкой, воображением и развитием речи. В теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, учебная деятельность развивает у младших школьников способность к рефлексии, являющейся одним из трех компонентов теоретического мышления (анализ, планирование, рефлексия). Г.А. Цукерман предлагает изучать рефлексию как способность человека определять границы своего знания и находить способы перехода этих границ. Выходить за границы наличной ситуации и собственных возможностей — главная функция рефлексии и обобщенная характеристика умения учиться.

В современной теории учебной деятельности выделяют, как правило, три основные сферы проявления рефлексии (деятельность и мышление; коммуникация и кооперация; самосознание). Механизм порождения рефлексии определяется как процесс осознания оснований собственных действий и способности различения собственного знания и незнания.

Интеллектуальная рефлексия неразрывно связанна со сферой общения. Предпосылки учебной деятельности складываются на основе игровой деятельности, где важную роль играет воображение, которое является в дошкольном периоде центральным новообразованием. Благодаря игре, ребёнок овладевает навыками общения и приобретает рефлексивную позицию в общении. Поэтому рефлексия непосредственно связанна с общением ребёнка с окружающими.

Недостаточное развитие рефлексии чаще всего связано с неполноценным развитием общения в дошкольном детстве, с бедным содержанием игрового взаимодействия детей и их предметной деятельности, и, как следствие, с недостатками в развитии воображения .

Внутренний план действий тесно связан с воображением. Условием для развития внутреннего плана действий является общение с людьми, в ходе которого происходит усвоение социального опыта и средств его осмысления. Как и любое психическое действие, становление внутреннего плана действий проходит в своём развитии несколько этапов. Сначала это внешнее, практическое действие с материальными предметами. Затем реальный предмет заменяется его схемой, изображением. На финальном этапе после фазы проговаривания действия с предметом «про себя» следует умственное действие, т. е. действием «в уме».

Нельзя не упомянуть о влиянии отметки на психику школьника. Отметка существенно осложняет жизнь ребенка. Начав понимать зависимость своего положения в классе от отметки, ребенок превращает ее в фетиш — в знак, который определяет его место в жизни. Поэтому низкая отметка травмирует психику, создает комплексы неполноценности, а высокая отметка дает повод к зазнайству и высокомерию.

Подростковый возраст.

Подростковый возраст (отрочество) [10-11 – 15-16] является переходным прежде всего в биологическом смысле, т.к. это возраст полового созревания, параллельно с которым достигают зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации.

Для подросткового возраста характерно:

· Социальный статус мало отличается от детского (практически все подростки находятся на иждивении родителей или государства)

· Психологический статус крайне противоречив: для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития

· «чувство взрослости» — основное новообразование данного периода развития — определяет новый уровень притязаний, отсюда — типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Подростковый возраст – период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности. Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер.

· стремление приобщиться к миру взрослых,

· ориентация поведения на нормы и ценности «взрослого мира»

· рефлексия (развитие самосознания, самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям)

Дата добавления: 2020-04-15 ; просмотров: 344 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль