Кризис 5 лет особенности — дети, воспитание детей, кризис, кризис 5 лет


Кризис пяти лет – как оградить ребенка от негатива?

Каждый родитель всегда переживает за своего ребенка, всегда волнуется по любому поводу, всегда поддерживает и понимает.

В жизни ребенка возникает много кризисных моментов, которые особенно тяжело переживают не только сами дети, но и родители. В такие моменты нужно знать подход к своему чаду.

Кризис пяти лет – очень тяжелое время для всех членов семьи, поэтому стоит проявить выдержку и терпение, без которых просто не обойтись.

Что такое кризис 5 лет?

В возрасте пяти лет дети уже четко и доступно формируют свои желания, уже умеют разговаривать.

Они начинают фантазировать, придумывать разные ситуации, которых не было и вовсе, интересуются обучением, становятся любознательными.

Порой, ему просто не с кем поделиться.

На фоне этих переживаний и может появиться кризис 5 лет, который выразится в капризности и истеричности. Если вдруг вы заметите, что ваш малыш замкнулся в себе, скорее всего, у вас начался кризис.

Причины возникновения

По достижению возраста 5 лет, ребенок хочет и пытается быть взрослым, но, к сожалению, у него это не получается. На фоне этого внутри у ребенка назревает конфликт, он подражает взрослым и бросает свои игрушки.

Если раньше любое свое достижение он показывал вам и ждал похвалы, то сейчас он начинает закрываться в себе.

Каковы же причины кризиса:

  • не получается быть взрослым, хотя стремление к этому очень большое;
  • у ребенка развивается кора головного мозга, он учится контролировать свои эмоции;
  • ребенок начинает осознавать свой пол, отличие от другого пола;
  • ребенок начинает фантазировать, его мнение о жизни и представление меняется.
  • Каковы бы причины ни были, вы должны сделать для ребенка максимально удобными условия его жизни, чтобы кризис прошел незаметно.

    А самое главное – проявите свою выдержку, вы справитесь со всем, не нужно прибегать к помощи психолога, или других врачей. У ребенка не должно возникать чувства страха перед чужими людьми.

    Продолжительность

    Кризис 5 лет может длиться неопределенное время. Он наступает в неопределенное время и может продолжаться несколько недель, а может и несколько месяцев, его продолжительность зависит от многих факторов, например, от индивидуального развития ребенка.

    Но не стоит отчаиваться, нужно всего лишь немного подождать, и быть рядом с ребенком, поддерживать его и любить. В такие кризисные периоды для ребенка важно чувствовать ваше тепло и ласку.

    Как выбрать велосипед по росту ребенка? Узнайте больше прямо сейчас!

    Началось!

    Существуют симптомы, которые характеризуют кризис 5 лет, они имеют отличия от других кризисов в жизни детей.

    Если ваш ребенок всегда был для вас открыт, всегда делился с вами своими достижениями и успехами, то сейчас он вдруг становится замкнутым, перестает с вами разговаривать, не делится эмоциями (он может поделиться эмоциями даже с любимой игрушкой, но не сказать вам).

    Ребенок начинает всего бояться, его опасения хоть и не оправданны, страх к новому и неизвестному все равно в нем присутствует, он становится вдруг неуверенным в себе (боится новых знакомых, боится не понравиться кому-либо).

    Ваш малыш может стать раздражительным и злым, грубить вам и другим родственникам, срываться на других детях (отказывается одевать вещи, которые ему дают родители, злится на всех).

    Часто устраивает истерики без повода, подолгу плачет и капризничает. Та ситуация, которая раньше не вызывала эмоций, становится главным раздражителем (отказывается спать днем).

    Ребенок очень часто подражает взрослым, манерничает, кривляется (повторяет за мамой, как она готовит, убирается, или как папа чинить машину).

    Ребенок борется за свою самостоятельность, желает стоять в одном ряду со взрослыми, требует, чтобы у него было больше прав, чтобы ему доверяли важные дела (хочет гулять на улице без родителей, один).

    Кризис 5 лет неизбежен, и чтобы не страдал ребенок, обеспечьте его своей лаской, подарите ему радость вашего общения, играйте с ним, не воспринимайте в штыки его капризы и обиды, ведь вы старше и опытнее, вы должны сделать все, чтобы кризис прошел, как можно незаметнее.

    Как помочь ребенку преодолеть кризис?

    Любой кризис нужно уметь грамотно преодолеть, нельзя делать многих вещей по отношению к ребенку. Как же помочь ему в этот, нелегкий для всех, период?


    Разговаривайте больше со своим ребенком, спрашивайте об его успехах, неудачах, сами рассказывайте ему, как прошел ваш день, общайтесь на любые темы (спросите как дела у его игрушек, расскажите, что на работу сегодня пришел новый сотрудник).

    Объясняйте ему все доступно, если он требует что-то, например, гулять одному, объясните, что он еще совсем маленький и нуждается в сопровождении взрослого (скажите, что будете сидеть на лавочке в парке, пока он гуляет, и просто издалека за ним наблюдать).

    Если ребенок отказывается спать, объясните, что спать днем необходимо, чтобы настроение было хорошее, можете пойти ему на уступки – отодвинуть сон на небольшое расстояние (иногда сон можно заменить на другое очень спокойное занятие, чтобы он в любом случае смог хорошенько отдохнуть).

    Позволяйте ребенку выполнять взрослую работу, если он так желает скорее повзрослеть (поливать цветы, протирать пыль).

    Проявляйте терпение по отношению к своему ребенку, хвалите его всегда, за каждую мелочь. Если вы видите, что у него что-то не получается, не надо спешить к нему на помощь, если он не просит. Пусть ребенок сам придет к верному решению (похвалите его за то, что собрал все игрушки).

    Если вы что-то запрещаете ребенку, не будьте категоричны в своих словах, предложите ему альтернативу, несколько других занятий на выбор, чтобы ребенок не нервничал и не капризничал (если вы запретили смотреть телевизор, включите ему аудио сказку, пусть слушает).

    Если ребенок проявляет характер в кулаках, если дерется с сестрами или братьями, грубит, вы должны четко ему объяснить, что это неприемлемо в вашей семье, чтобы такого никогда больше не повторилось (скажите, что это очень плохо, если его ударят, ему больно, и другим тоже больно).

    Любите своего ребенка, показывайте ему свою любовь, то, как сильно он вам дорог, проявляйте ласку и трепет по отношению к ребенку, чтобы он чувствовал ваше тепло и заботу.

    Читайте сказки на ночь, играйте с ним в игры вместе (отложите все свои дела, чтобы он это видел, и поиграйте с ним в его любимые игры).

    Тем самым вы расположите к себе своего малыша, и, может быть, кризис пройдет ровно и гладко.

    О том, как выбрать электромобиль для вашего ребенка, можно узнать из этой статьи.

    А эта статья расскажет, http://mamaliza.com/kak-vybrat/dlya-rebenka/imya.html как выбрать имя ребенку по отчеству.

    Чего нельзя делать

    В моменты кризиса нужно придерживаться определенных правил, поддерживать ребенка и не ругать его.

    А что же категорически запрещено в кризис 5 лет:

      Нельзя ругать ребенка ни в коем случае, ведь он итак замыкается и боится. Не показывайте ему свою грубость в словах и действиях.

  • Если ребенок сам проявляет грубость, не надо его ругать и шлепать, просто объясните, что этими словами он очень обижает своих близких, можете даже какое-то время с ним не разговаривать, чтобы он понял, что вы действительно обиделись.
  • Ни при каких обстоятельствах нельзя подавать пример насилия детям.
  • Если ваш малыш услышал от кого-то плохие слова и начал их повторять, нельзя на него кричать и запрещать так говорить, стоит его просто отвлечь или объяснить, что так выражаться – нехорошо.
  • Нельзя не уделять ребенку внимание, показывать свой негатив, открещиваться от общения с ним, если вы заняты.
  • Запомните, для вас на первом месте ребенок, а уж потом все ваши дела. Ребенку нужно внимание и забота, он должен видеть в вас своего друга, должен чувствовать ваше тепло.

    Любой ребенок мечтает об идеальных родителях, так станьте ими хотя бы на время кризиса. Играйте с ним, веселитесь, ведите себя, как маленький, заинтересованно слушайте его, показывайте, как вам весело и хорошо с ним.

    Дайте ребенку понять, что он – самое главное в вашей жизни, что никакие дела не заменят общение с ним.

    В чем заключается кризисный период у 5-летнего малыша

    В психологии кризис – это переход на новый этап взаимных отношений с окружающим миром. В детском возрасте таких периодов взросления может быть достаточно много.

    Первый кризис припадает уже на первый год жизни малыша, далее – в возрасте трех лет, и периоды пяти- и семигодичного возраста. Всем известен также сложный период пубертатного развития. Каждый ребенок по-разному переживает это время.

    У одних оно проходит более спокойно, а для кого-то – бурно и, порой, поведение ребенка ставит родителей в тупик. Кризисный период пяти лет встречается практически у каждого малыша, а длиться он может от нескольких недель до месяцев.

    Из этой статьи вы узнаете

    Характерные особенности поведения малыша в этот период

    Один из основных сигналов, который дает родителям понять, что малыш взрослеет и переходит на другой этап общения, – это резкое изменение поведения в худшую сторону.

    Это может проявляться по-разному, но в некоторых случаях справиться с капризами ребенка становится очень трудно. Кризис 5-летнего возраста характеризуется такими поведенческими факторами:

    • у крохи замечается быстрая утомляемость;
    • он раздражается, злиться по пустякам;
    • у некоторых детей наблюдается желание раздражать взрослого, например, кривляться, манерничать, изображать шута и т. д.;
    • растет агрессивность малыша;
    • чаще встречается подражание в поведение ребенка поступков, фраз, скопированных у взрослых;
    • появляется неуверенность в себе.


    В кризис у ранее спокойных детей может начаться бунт или, наоборот, ранее общительные малыши резко становятся скрытными, стеснительными.

    Как решить возникшую проблему

    Для некоторых родителей такое резкое изменение в поведении некогда послушного ребенка ставит их просто в тупик. Зачастую многие начинают активно воспитывать своих детей и наталкиваются на бурю непонимания с его стороны и противостояние. Вот несколько основных правил, которых необходимо придерживаться, чтобы пройти период кризиса спокойно обеим сторонам.

    • Для детей 5-ти лет в такой сложный для него период важно ваше не нравоучение, а помощь, чтобы пережить его. Следует отметить, что начинать подготовку к этому периоду нужно заранее.

    Если у крохи возникает желание сделать взрослые дела, например, помыть посуду, убрать комнату, то нужно всячески помогать ему и подсказывать, как и что делать правильно.

    Но все общение с ним должно проходить на уровне двух взрослых людей. Это в значительной мере дает возможность сблизиться с крохой и очень повышает его самооценку и значимость.

    • В 5 лет у малыша также есть непреодолимое желание делать все самостоятельно. Поэтому, если он не просит вас о помощи, не вмешивайтесь. Кризис в этом возрасте помогает малышу становиться самостоятельным, постепенно перекладывая ответственность с плеч родителей на ребенка.

    К тому же, в возрасте 5 лет малыш уже понимает возможные негативные последствия своего поведения или действий. Например, поручите крохе ежедневную покупку хлеба в соседнем с домом магазине.

    Это должна быть его обязанность, невыполнение которой повлечет неполноценный ужин всей семьи, и малыш в этом возрасте уже должен хорошо это понимать.

    • В этот период родителям нужно уже не так трепетно оберегать своего малыша. Вы должны стать для него другом, помощником в решении сложных вопросов. Относитесь к ребенку очень серьезно, как к взрослому человеку.
    • Больше общайтесь с маленьким человеком. Интересуйтесь, как прошел его день в детском саду, спрашивайте о его интересах, увлечениях и т. д.
    • Если у ребенка наблюдается неправильное поведение, следует спокойно объяснить, почему так делать не стоит, привести примеры такого плохого и неправильного действия.

    Помочь преодолеть кризис 5 лет поможет ваша любовь, понимание и взаимопомощь.

    Чего следует избегать

    Особенностью детей пяти лет считается чувствительность к словам, действиям и поступкам родителей по отношению к нему. Если ранее на какие-то моменты он попросту не обращал внимания, то в этот период он очень остро будет ощущать ваши промахи. В кризис родителям ни в коем случае нельзя:

    • показывать свою злость, грубость, недовольство;
    • прощать ему все его плохие поступки в поведении, вы можете и имеете право даже обидеться, что позволит ему понять свои ошибки;
    • не наказывать, а объяснять, почему тот или иной поступок был неправильным со стороны малыша;
    • откладывать разговоры с ребенком на потом.

    Малыш должен знать и понимать, что вы его любите и цените, что он для вас самое главное в жизни. В этот период времени для детей очень важно знать, что в любой ситуации он всегда может обратиться за помощью к родным, и вы всегда найдете для него время и поможете в решении проблемы.

    Вы, как взрослый человек, должны понять ребенка и помочь преодолеть этот период, стать опорой и поддержкой в любом деле.

    Кризис 5 лет у ребенка: причины, как справиться

    В интернете достаточно материалов на тему упрямства и своеволия трехлеток. Но вот этот кризисный период позади – и ребенок уже ходит в старшую дошкольную группу. Чего ждать родителям от пятилетки? Что происходит с малышом на этом отрезке детства, перед вступлением в роль школьника? Какой кризис переживает старший дошкольник в 5 лет?

    Когда начинается кризис и сколько длится

    Американский психолог Эрик Эриксон считал, что все люди проходят в жизни одинаковые стадии развития. У каждой стадии свои задачи. Если все проходит благополучно, ребенок решает их – и переходит к следующему этапу взросления. Если нет – в развитии личности возникает определенный пробел, в дальнейшем такому человеку труднее построить зрелые отношения с самим собой и с миром.

    До 5 лет ребенок уже прошел несколько таких кризисных стадий:

    • В раннем детстве формируется доверие или недоверие к миру. Этот этап приходится на первые два года.
    • Когда привязанность с родными сформирована, ребенок уверен, что мир – это надежное и безопасное место. А значит, можно попробовать силы в качестве отдельной от родителей личности. Начинается самый известный и пугающий кризис 3 лет. Положительным результатом будет обретение определенной автономности, независимости; отрицательным – стыд и сомнение в собственных силах.
    • Кризис 5 лет начинается после периода независимости и продолжается на протяжении всего старшего дошкольного возраста. Результатом развития станут инициатива, или вина и пассивность. Если все прошло хорошо, то к первому классу у ребенка формируется целеустремленность, он понимает собственные желания и старательно добивается их осуществления. Если же родители подавили детскую инициативность – ребенок ничего не хочет, боится пробовать что-то новое, в деятельности преобладает мотив избегания неудач.

    Cам Эриксон не считал деление на периоды строго догматическим. Редко кто бывает полностью самостоятельным, полностью недоверчивым или полностью пассивным. Противоположные полюса постоянно присутствуют в жизни каждого человека. Просто во время кризисов одна из задач развития выходит на передний план.

    Признаки кризиса 5-ти лет

    Критический период, конечно же, не начинается точно с наступлением пятилетнего возраста. Временные рамки изменений – от 4 до 6 лет. Это время быстрого развития эмоциональных и социальных навыков, плацдарм для успешного начала школьной жизни. Если исследовательская деятельность малыша эффективна, то пятилетка учится обращаться с предметами, собственным телом и другими людьми конструктивными способами. Если же малыша строго критикуют, одергивают, запрещают и наказывают за активность, то формируется постоянное чувство вины и неумелости.

    По каким признакам можно определить кризисный период:

    • частое вранье, чтобы избежать неприятностей;
    • появились страхи, которых раньше не было;
    • боровшийся раньше за самостоятельность малыш вдруг становится «маминым», просит родителей оставаться рядом, не отпускает от себя;
    • ребенок стал очень чувствительным к окружающим: тяжело переносит малейшие размолвки между родителями, старается помочь, пожалеть, переживает и плачет вместе с другими;
    • появляется сильный страх смерти родителей;
    • именно в этом возрасте взрослых заваливают просьбами «завести» братика, сестричку или хотя бы кошечку или хомячка;
    • предприимчивость, инициативность и любопытство развиваются так бурно, что результаты некоторых детских «экспериментов» заставляют родителей хвататься за таблетки.


    С чем связан кризис

    Каждый кризис содержит свой «поворотный пункт» – выбор между двумя противоположными качествами. И если при кризисе 1 года решается базовая задача доверия-недоверия миру, то в пять лет активность противостоит чувству вины.

    В 5 лет – роль семьи продолжает оставаться базовой. Детскую идентичность формируют мама, папа, братья, сестры и другие близкие родственники.

    За прошедшие пять лет с момента рождения дошкольник очень многому научился, овладел различными навыками. Теперь маленький изобретатель легко придумывает себе игры и занятия, экспериментирует с окружающим. Некоторые результаты таких опытов совсем не радуют родителей, а возросшая активность и неугомонность вызывает желание найти «кнопку выключения» у маленького «энерджайзера».

    Кризис 5-летнего возраста связан с активным освоением мира: ребенок изучает предметы, словесные конструкции, тело (свое и других), пределы собственных возможностей и отношения между людьми. Пятилетки начинают прекрасно разбираться в оттенках эмоций, они умеют почувствовать и разделить боль другого человека, могут не только принимать, но и отдавать.

    Что чувствует ребенок

    Пятилетка любит родителей не инстинктивно, а вполне осознанно. Для него близкие – самые дорогие люди на свете. Именно в этом возрасте дети трогательно признаются родителям в любви. Чувство привязанности и восхищения проявляется в желании сделать что-то хорошее: подарить родным аппликации, поделки, нарисовать маму и папу с коронами на головах, приготовить бутерброды или салат для «любимой мамочки».

    Ребенок очень-очень хочет быть хорошим, нравиться обожаемым родителям, соответствовать их ожиданиям. Это одна из естественных потребностей в 5 лет. И эта вроде бы положительная потребность рождает такое ненавистное взрослым качество как детская ложь.

    Наставления в стиле: расскажи правду, тогда я не буду сердиться, а будешь врать – накажу, только запутывают. Ведь врать пришлось, потому что малыш понимает, что сделал что-то плохое. Почему же взрослые сердятся за попытку исправить дело с помощью вранья, а за сам плохой поступок нет? Обычно пятилетка теряется и снова повторяет ложь, заставляя взрослых нервничать.

    В этом случае лучше не стыдить, а использовать детскую потребность быть хорошим. Можно сказать, что-то вроде: «Мне нравится, когда ты говоришь правду, я хочу, чтобы ты всегда был честным». А затем спокойно обговорить последствия детского проступка.

    Нужно помнить, что дошкольник мыслит «здесь и сейчас», способность к обобщению и формированию отдаленных во времени причинно-следственных связей разовьется чуть позже. Поэтому так малоэффективны разговоры вечером о том, как нужно вести себя в детском саду утром. Малыш искренне обещает быть хорошим. Но в садике мамы рядом нет, а есть другие дети и насущный конфликт, который решается привычным способом, например, дракой.

    Изменения после кризиса

    Если все прошло хорошо, маленький человечек выходит из кризиса с уверенностью в собственных силах и с уверенностью в надежном родительском тыле. Это осознание помогает преодолевать в дальнейшем различные вызовы школьной жизни. А в будущем из дошкольной активности вырастет понимание, чем хочется заниматься в жизни вообще, и уверенность, что эта цель достижима.

    Если достижение самого первого кризисного этапа – это доверие; второго – формирование волевых качеств и самостоятельности, то успешное прохождение третьего пика должно повлечь за собой формирование целеустремленности.

    Чего нельзя делать

    Во время кризиса 5 лет маленький человек становится очень уязвимым и доверчивым. Его как никогда легко обидеть или испугать. Психологи говорят, что большинство неврозов, заиканий, тиков, соматических расстройств берут начало именно из этого периода детства. Из-за развития воображения пышным цветом расцветают самые разные страхи: монстров, темноты, скелетов, инопланетян.

    Учитывая такую чувствительность, нельзя делать следующее:

    • не пугайте монстрами, бабой Ягой, бабайкой, так как в 5 лет эти персонажи очень реальны;
    • не смейтесь над детскими страхами, не отмахивайтесь от них, не стыдите малыша, иначе он замкнется и будет мучительно переживать, не надеясь на поддержку близких;
    • не используйте запугивание как воспитательную меру: обещания отдать в интернат, чужим людям, закрывание в комнате оставят шрам в душе на долгие годы;
    • не оскорбляйте малыша: в 5 лет он верит родителям как никому, и любое оскорбление, унижение его личности, обесценивание его стараний скажется даже во взрослом возрасте.

    В этом возрасте может появиться проблема, —как научить ребенка засыпать самостоятельно—. Ведь вроде уже и спал сам, а теперь цепляется за маму, придумывает всяческие причины, чтобы подольше оставаться со взрослыми. Здесь очень помогают сказки и «волшебные ритуалы». Детский страх говорит на языке образов, поэтому и справляются с ним с помощью фантазии: предлагают нарисовать страх, а затем – запереть в коробку или уничтожить. Или сочиняют историю о монстре, которому нужна помощь (заболел зуб, подвернул ногу). Либо придумывают «волшебный способ»: спрятаться под одеяло, взять в кровать любимую игрушку, прочитать специальный стих. Главное – не стыдите малыша, а помогите ему поговорить о своих страхах. Ведь то, что можно обсудить, становится менее страшным, а значит, более контролируемым.

    Игра и развивающие занятия

    Перед подготовкой к школе обычно стараются сделать упор на интеллектуальное развитие: иностранный язык, шахматы, обучение чтению, логоритмика и т.д. Такие вроде бы полезные занятия превращаются во вред, если занимают все детское расписание, не оставляя времени для длительной самостоятельной игры. А между тем, эксперименты на крысиных детенышах показали, что, лишенные игры, они останавливались в развитии, а лобные доли мозга оставались незрелыми.

    Другая опасность занятий – если родители воспринимают их не как разновидность игры, хобби, а обязательно ждут результатов. Тогда под угрозой оказываются отношения. Есть результаты – есть похвала родных и общение. Из-за желания «быть хорошим» малыш быстро подстраивается под родительские амбиции – и старательно занимается, теряя понимание собственных желаний, навыки социального общения и способность творить. Постоянно занятой секциями или компьютерными играми ребенок утрачивает еще одну важную способность – умение развлечь себя самого, не скучать наедине с собой.

    Поэтому важно в 5 лет дать полноценно «наиграться», участвовать в детских забавах, ведь это и есть сейчас самое важное. А занятий пусть будет немного, если они действительно в удовольствие.

    Что нужно делать

    Бережное обращение – не обозначает вседозволенности и отсутствия дисциплины. 5 лет – возраст формирования школьной готовности, поэтому развитие волевых качеств, умение справляться с импульсивными желаниями, понимание правил очень пригодятся в школе. Тем более, что в 5 лет малышу правила даются легче, ведь присутствует мощный мотив «быть хорошим». Если взрослые твердо будут придерживаться дисциплины, проявлять уважение к личности пятилетки, строить теплые эмоциональные отношения с подросшим чадом, то и школьный —кризис 7 лет— пройдет быстро и спокойно.

    При кризисе 5 лет у детей советы психолога очень просты: не препятствуйте детской инициативности, уделяйте время для разговоров и обсуждений, проявляйте уважение к формирующейся личности.
    Детская фантазия и любознательность у старших дошкольников находятся на очень высоком уровне. От того, как взрослые реагируют на такую исследовательскую активность, будет зависеть дальнейший социальный успех ребенка, какой полюс станет преобладающим – инициатива, или чувство вины.

    Что делать для формирования предприимчивости:

    • Спокойно реагируйте на бурную активность, терпеливо отвечайте на надоедливые «почему», «зачем» и «что будет, если» – так развивается интеллектуальная предприимчивость маленького почемучки.
    • Не впадайте в панику или гнев от детских экспериментов, объясняйте, почему так делать нельзя, и очертите пространство, в котором можно. Например, вырезать что-либо из новых вещей нельзя, а резать лоскуты для кукольного платья вместе с мамой можно.
    • Не мешайте маленькому непоседе бегать, прыгать, лазить – в общем, всячески испытывать собственные физическую силу и ловкость. Ребенок, которому родители позволили свободу в выборе активности, учится понимать собственное тело и границы своих возможностей.
    • 5 лет – возраст расцвета фантазии и сюжетно-ролевой игры. Поддерживайте игровые начинания маленького фантазера, не спешите загружать детский мозг «наукой», разум малыша в этом возрасте лучше всего развивается в свободной ролевой игре.
    • Для развития инициативности у ребенка обязательно должно быть свободное время для самостоятельного придумывания и проработки игровых образов и сюжетов. И здесь речь не о компьютерных играх, а о взаимодействии с реальными предметами.

    Другие советы

    Одним из самых больших страхов для 5-летних детей бывает страх смерти родителей. Тема смерти может быть очень болезненной даже для взрослых. Однако, если вы видите, что пятилетка боится смерти, если он задает вопросы о том, не покинут ли его родные, то обязательно поговорите об этом. Не нужно вникать в подробности, просто скажите, что люди обычно живут долго, и вы собираетесь принять все меры, чтобы не оставлять своего любимого человечка как можно дольше.

    Есть такое изречение: развитие приходит из точки покоя. Применительно к ребенку это значит, что если крохе спокойно в семье, если его не дергают, не запрещают всего и не тянут постоянно в нужном родителям направлении, то малыш спокойно растет и развивается в собственном темпе. Нужна только любовь родителей, общение с семьей и другими, безопасность и, время от времени, приключения и сюрпризы.

    Видео: ключевые моменты развития

    В коротком вебинаре детский психолог рассказывает о важных моментах развития старшего дошкольника.


    Кризис шести-семи лет

    Головина Юлия Владимировна
    Кризис шести-семи лет

    Консультация для родителей подготовительной группы «Кризис шести-семи лет«

    Консультация для родителей подготовительной группы

    Кризис шести-семи лет

    Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. На всем протяжении дошкольного детства игра была не просто любимым занятием мальчиков и девочек, она являлась стимулом к их прогрессивному поступательному развитию и важнейшим условием его осуществления. Через нее дети осваивали различные социальные роли и отношения, совершенствовали свои умения, оттачивали интеллект, учились управлять своими эмоциями и поведением. Через игровое взаимодействие с различными предметами они познавали окружающий мир. Но рано или поздно наступает момент, когда воображаемые игровые обстоятельства, предметы-заменители и игрушки, «невсамделишние» персонажи и роли уже не могут заполнить разрыв между простейшими утилитарными знаниями и умениями дошкольников и их потребностью познать мир во всей его полноте и сложности, уяснить скрытую от восприятия внутреннюю причинность событий, научиться предвидеть результаты собственных разнообразных воздействий. Дети стремятся стать равными взрослым, которые обладают, по их мнению, уникальными, бесценными качествами всезнания и всемогущества. Ведь именно взрослые знают ответы на все вопросы, именно им все позволено, именно они решают, как будет протекать жизнь окружающих их людей, какие события желательны, а какие нет.

    В стремлении стать взрослыми дети уже прошли несколько ступеней. Они опробовали такие приемы, как пребывание в одной ситуации со взрослыми («Папа, можно, я вместе с тобой буду. пойду?.», подражание их поведению и действиям («Мама, можно, я тоже попробую?.», принятие на себя роли взрослого в сюжетно-ролевой игре в семью, в магазин, в больницу и т. п. Однако достигнутый ребятами уровень интеллектуального развития позволяет им ясно осознавать, что эти приемы оказались недостаточными для того, чтобы действительно стать равными мамам и папам. Они понимают, что собственного опыта им явно недостаточно. Отсюда берет свое начало тяга детей к теоретическим обобщенным знаниям, которые не ограничиваются опытом одного человека, а накоплены человечеством в целом. Знания эти не явные, они скрыты, зашифрованы, и, чтобы проникнуть в суть различных теоретических знаков и символов, детям требуются помощники. Но кто возьмет на себя эти обязанности, детям пока неизвестно.

    Ситуация «хочу и не могу» старших дошкольников явно не устраивает. Они выбирают самые разнообразные формы протеста для выражения своего недовольства, ведь чем старше становятся дети, тем обширнее репертуар их действий. Например, ребенок начинает проявлять ревность и подозрительность в отношении родителей и других взрослых членов своей семьи. Девочки и мальчики навязчиво преследуют пап и мам, стараются не оставлять их наедине друг с другом, наивно полагая, что именно в эти моменты взрослые обмениваются какой-то особой информацией, скрытой от детей. Другой распространенной формой протеста является негативизм (отрицание). Он действует в отношении прошлого ребенка. Девчонки и мальчишки с недоверием относятся к тому факту, что когда-то они были малы, глупы и беспомощны. Это недоверие, психологическое отрицание распространяется на предметы одежды, которыми они когда-то пользовались, на их старые игрушки, книжки, высказывания. Им не верится, что раньше занятия кубиками, куклами, машинками доставляли им явное удовольствие, что это их каракулями изрисованы страницы книг. Все то, что два-три года назад вызывало восторг и восхищение, ныне вызывает у них лишь скептическое удивление. Былые любимцы валяются, пылятся по углам, свалены в кучу в ящиках. И хотя дети по-прежнему с восторгом рассматривают витрины, прилавки с игрушками, но привлекает их лишь разнообразие товаров, их сравнительная стоимость. Ребята тянутся к новой деятельности, игрушки уже не способны увлечь их по-настоящему.

    Часто дошкольники доходят до актов непреднамеренного вандализма. Так они пытаются переделать, усовершенствовать то, что имеют. Взрослые же воспринимают их действия как поломку, коверканье хороших вещей. Например, девочка стаскивает с куклы нарядное платье и наряжает ее в обрывки тюлевых занавесок, которые для нее символизируют бальный наряд, а для прочих лишь каприз и своеволие. Попытки изменить кукле прическу приводят к тому, что та лишается половины волос. Мальчики подвергают переделке свои старые машины, пытаясь создать из нескольких моделей одну супер-конструкцию. Довести начатое дело до конца им удается далеко не всегда. Как результат — груда пластмассового и металлического лома. Все это не вызывает восторга у взрослых и родителей. Они упрекают своих отпрысков в отсутствии бережливости, неряшливости и расточительности. При этом дети выходят за рамки обычного послушания. Их не устраивают родительские указания — поиграл и убери, посмотрел и поставь на место. В присутствии взрослых старшие дошкольники часто вообще отказываются заниматься с игрушками.

    Кризис конца дошкольного детства может начинаться даже в 5—5,5 лет. Тогда он протекает более очевидно и болезненно. Если же время приближено к началу занятий в школе, то он может пройти сглажено, почти незаметно для окружающих. Средством преодоления негативных проявлений кризиса является создание условий для начала освоения ребенком учебной деятельности, где он может овладеть теоретическими знаниями, прежде всего азбукой, письменностью и счетом. Ведь в период кризиса формируется готовность к школьному обучению. И в этом состоит его положительное значение. Попытки многих родителей приобщить своих детей к научно-теоретическому знанию (как можно раньше научить читать, составлять слоги и слова, писать, выполнять арифметические действия, благо соответствующих книг, пособий, игрушек сейчас хоть пруд пруди) заканчиваются неудачей именно потому, что по срокам не совпадают с кризисом конца дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками и буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают красочно оформленные азбуки для самых маленьких. Но очень скоро они охладевают к этим занятиям, поскольку еще не миновали период игр-драматизаций. Их воображение пока господствует над разумом. Попытки же взрослых закрепить, отработать, казалось бы, сформированные умения ведут к упрямству и капризам.

    И только совпадение по срокам систематического обучения науками (в школе или в домашних условиях) с кризисом 6—7 лет, то есть моментом, когда игра исчерпала свои развивающие возможности и на смену игровой мотивации пришла глубокая познавательная мотивация, а вместе с ней и готовность к обучению, дает стойкие положительные результаты. Если дети охладели к играм и забавам, дайте им в руки книжную премудрость, оградите их от житейских забот, и тогда вы получите колоссальный толчок к их дальнейшему развитию. Оно теперь будет направлено на повышение уровня интеллекта и возможностей саморегуляции. Ребята вновь обретут желание подчиняться взрослым, слушаться их, но лишь в ситуациях учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом для них станет тот, кто поможет им войти в мир научного знания. Но этим лицом не всегда уже будут родители. На их место встанет учитель, педагог, ведущий детей к новому знанию.

    Кризисы кризис семи лет) занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, а редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный, «революционный” характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа (в данном случае дошкольного) и начала следующего (школьного).

    Старший дошкольный возраст это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется и становиться более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят более глубокий и сложный характер, чем в кризисе трех лет.

    Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит «вертлявой» походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый шутовской характер, вызывающий не улыбку, а осуждение. По мнению Л. С. Выготского, такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об «утрате детской непосредственности”. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

    До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражения этих желаний поведении представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этом возрасте можно условно описать схемой «захотел – сделал”. Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри”. Его поведение понятно и легко «читается” окружающими.

    Утрата непосредственности и наивности в поведении дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы выливается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел – осознал – сделал».

    Осознание включается во все сферы жизни семилетнего ребенка: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности. Возможности осознания у ребенка семилетнего возраста еще очень ограничены. Это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений, в этом старший дошкольник отличается от взрослого человека. Наличие элементарного осознания своей внешней и внутренней жизни отличает детей 7 года от младших детей, а кризис семи лет от кризиса трех лет. Одним из достижений семилетнего кризиса является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других деятельность. Ребенок «выпадает» из привычной жизни, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Появляется стремление детей к социальному положению школьника и к учению, как к новой социально значимой деятельности (в школе – большие, а в детском саду только маленькие, а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности стать помощником в семье.

    Существует связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к школе. Дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньшие трудности, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся. Родители замечают, что «ребенок вдруг испортился», «всегда был послушным, а сейчас как будто подменили», капризничает, голос повышает, дерзит, «кривляется» и т. д. Из наблюдений: дети подвижны, легко начинают и бросают игру, требуют внимание взрослых, спрашивают о школе, предпочитают совместными со взрослыми занятия игре. Они характеризуются как «очень активные, нуждающиеся в контроле, неусидчивые, непослушные почемучки». Такие дети, придя в школу, адаптируются за короткий период.

    Сейчас говорят о смещении границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей появляется негативная симптоматика к пяти с половиной годам, поэтому сейчас говорят о кризисе 6-7 лет.

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию детей шести лет «По дорогам сказок» Цель: приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. Задачи: • Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок. •.

    Конспект совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми шести лет «В поисках сказки» Возрастная группа: старшая Тип НОД: театрализованная деятельность Форма организации: подгрупповая Цель:Формировать умение детей проводить.

    Консультация педагога-психолога для воспитателей «Кризис семи лет» Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривляние, демонстративные.

    Кризис 3 лет. Рекомендации родителям Когда воспитываешь ребенка, которому три года можно наблюдать стремительные изменения в его поведении. Это говорит о возрастном кризисе.

    Консультация «Кризис 3 лет у ребенка» Кризис 3 лет у ребенка Так как на данный момент я работаю с трехлетними детьми, решила с вами своим опытом. Симптомы кризиза Первый возрастной.

    Кризис «первоклашки» (6–7 лет) Кризис «первоклашки» (6-7 лет) В возрасте 6-7 лет у ребенка происходит значительная анатомо-физиологическая перестройка организма. Энергетическое.

    Консультация «Кризис трёх лет» Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх лет Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии «кризис трёх лет»,.

    Исследовательский проект для детей 4–5 лет «Лук от семи недуг» . Проект «Лук от семи недуг» Воспитатель: Иванова С. Ю. г. Красноярск, 2020 г. ПРОЕКТ «ЛУК ОТ СЕМИ НЕДУГ» Автор проекта:.

    Родительское собрание «Кризис 7 лет» 1 слайд Добрый день, уважаемые родители! Хотела бы представиться…. И сегодня я хотела бы поговорить с вами об особенностях возраста, в который.

    Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной.

    Кризис 5 лет у детей — советы психолога

    На протяжении всего периода взросления малыша сопровождает такое понятие, как кризис, и у детей 5 лет он также бывает, посему советы психолога по его безболезненному преодолению будут весьма кстати. Давайте узнаем, как его распознать и чем помочь своему ребенку.

    Признаки кризиса 5 лет у детей

    Не следует думать, что отметив День рождения, можно ожидать взрыва эмоций. Нет никакого четкого графика, по которому развиваются события. Возрастные кризисы могут начаться у детей и в 5, и в 6 лет – все зависит от развития. Длятся они также непредсказуемо – у кого-то месяц, у кого-то растягиваются на год. Задача родителей – смягчить их проявление у своего ребенка.

    Как правило, и у мальчиков, и у девочек кризис 5 лет проходит по похожему сценарию, хотя именно в этом возрасте дети уже четко понимают разницу между полами. Присмотритесь пристальней к своему ребенку и, возможно, вам удастся увидеть следующее:

    1. Психология у ребенка во время кризиса 5 лет претерпевает кардинальные изменения. Вот почему добрый и ласковый малыш вдруг становится злым, грубым, порой и жестоким к своим близким. На людях это не так проявляется, а вот в семье отношения могут ухудшиться.
    2. Ребенок вдруг становится очень скрытным. Если вчера он еще с упоением рассказывал, как прошел его день в детском саду, то сегодня он наотрез отказывается от рассказа и не идет на контакт.
    3. Внезапно малыш хочет сам гулять, сам выбирать свои вещи, сам идти по улице, а не за руку с мамой. Это сигналы начавшегося кризиса.
    4. Истерика может случиться без видимого повода в любом месте. Ребенок может кричать, топать ногами в людном месте, требуя сам не зная что.
    5. На новый уровень выходят страхи, если они имелись, или же возникают ниоткуда. Ребенок может начать бояться общения с чужими людьми, не хочет идти на детскую площадку или не расстается с мамой ни на минуту.

    Как помочь малышу?

    Помощь родителей при любом кризисе – доброта и понимание. Взрослые должны знать, что все это временно и следует набраться терпения. Ребенку следует объяснять его поведение, ведь в этом возрасте он уже может оценивать свои поступки. В критических ситуациях весьма полезной будет помощь детского психолога. Вот что следует предпринимать в самых распространенных ситуациях в этом возрасте:

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль