Кража картины — Джоконда, Мона Лиза, картина, кража картины, музей, Лувр, преступник


Содержание

Пикассо украл Джоконду??

Вы знали, что Пикассо подозревали в самой громкой краже прошлого столетия? Да, да. 22 августа 1911 года из Лувра исчезла знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи. В краже подозревали знаменитого Пикассо и поэта Аполлинера, который, якобы, был его сообщником.

«Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», Леонардо да Винчи, ок.1503—1505гг. Лувр, Париж, Франция

Это была история любви, которая приключилась между бедным итальянским стекольщиком и самой знаменитой в мире женщиной – Джокондой. Потому что стекольщик влюбился в ее улыбку, которая ему напоминала «улыбку его подруги детства». Из-за этой самой улыбки стекольщик и похитил картину, а затем любовался ею в полном одиночестве в течение двух лет.

Винченцо Перуджиа (так звали стекольщика) утверждал также, что, похитив картину, он совершил акт патриотизма, привезя юную женщину в страну, где она родилась. Этим поступком, опять же с его слов, он протестовал, против краж, которые Наполеон совершил в Италии. Как бы там ни было, через два года, когда он попытался продать картину, его схватили. Но за те два года, что «Джоконда» отсутствовала на своем привычном месте, во Франции разразилась чуть ли не катастрофа национального масштаба. Вплоть до того, что в ее краже подозревали даже знаменитого поэта Аполлинера…

«Мона Лиза в Лувре», Луи Беру, 1911г. Лувр, Париж, Франция

О том, что Джоконда украдена, стало известно 22 августа 1911 года, утром, когда художник Луи Беру, который хотел сделать с нее копию, обнаружил, что ее нет на привычном месте. Это его ничуть не обеспокоило, он даже пошутил с охранником в зале: «Когда женщины не находятся рядом с влюбленными в них мужчинами, значит, они в этот момент позируют фотографам». Но вернувшись к 11 часам, Беру обнаружил, что «Джоконды» все еще нет на месте. Он послал охранника к луврскому фотографу узнать, когда тот закончит съемку, но фотограф заявил, что не брал картину. Воцарилась паника. Украли «Джоконду»! Прибыл префект полиции Лепин, сопровождаемый главой службы безопасности Арнаром и шестьюдесятью инспекторами. Целую неделю эта бригада буквально по миллиметру прочесывала музей. Но найти «Джоконду» так и не удалось!

Место, где висела «Джоконда» Леонардо да Винчи в Лувре. 1911г.

Вознаграждение

Единственной уликой стал отпечаток пальца, оставленный на недавно установленном защитном стекле. Вызвали Альфонса Бертильона , чтобы он мог сравнить оставленный отпечаток с отпечатками 257 сотрудников Лувра. Совпадений не обнаружено. Никому и в голову не приходит подозревать мастера, который устанавливал стекло. Из-за скандала директор Лувра уходит в отставку. Пресса неистовствует, выдвигая тысячи версий. Крайне правые усматривают в краже призрак еврейского заговора. Одна газета высказывает мысль, что за всем этим стоит германский император. «Сообщество друзей Лувра» назначает премию в 25 000 франков тому, кто разыщет картину. Газета «Иллюстрация» удваивает сумму. Напрасно. Расследование заходит в тупик. Следственный судья клянется, что у него нет ну ничего!

Фото в газете 1913г.

Это похищение делает «Джоконду» еще более популярной, чем прежде. В Лувр выстраиваются очереди, просто чтобы увидеть пустое место. В парижских кабаре девушки танцуют, одев на лица маску «Моны Лизы». Посвященная «Джоконде» песня имеет огромный успех. «Мона Лиза» становится настоящей звездой, почти как сейчас Мадонна, правда, одетая…

Гийом Аполлинер, французский поэт. 1880-1918гг.

Неожиданно появляется новость, как гром среди ясного неба: 7 сентября полиция производит обыск в камере у поэта Гийома Аполлинера, который сидит в тюрьме «Санте». Он – похититель Джоконды? Ну, это шутка какая-то. Правда, несколько лет назад он был связан с кем-то, кто что-то там, в Лувре, украл. В действительности, где-то в 1904 году Аполлинер связывается со странным типом – вором и паталогическим лжецом бельгийцем Жери Пьерэ, которого он делает своим секретарем. В общем, этот Пьерэ 28 августа 1911 года появляется в газете «Пари-Журналь» с головой женщины и утверждает, что в 1904 году он украл ее в Лувре. На следующий день в газете об этом появляется огромная статья, а голову относят в Лувр.

Как выйти из положения?

Пабло Пикассо, испанский художник, скульптор, дизайнер. 1881-1973 гг.

Прочитав статью, Аполлинер покрылся холодным потом. Ведь и правда, в 1904 году Пьерэ ему продал финикийские примитивные статуэтки, предположительно украденные в Лувре. Да еще и заявил: «Я их спер в Лувре, но это ерунда, они там никак не охранялись». Такие же статуэтки он продал и Пикассо. И поэт, и художник, посчитав, что это шутка, лишь посмеялись. Пикассо даже настолько вдохновился этими статуэтками, что в 1907 году изобразил их на своей картине, которую назвал «Девушки из Авиньона».

Пикассо. «Девушки из Авиньона»

Одним словом, и у поэта, и у художника эти финикийские статуэтки хранились до сих пор. Что с ними делать? Тем более что в Лувре, после проведенной после кражи «Джоконды» инвентаризации, заявили, что вместе с картиной исчезли еще порядка ста экспонатов. Оба «скупщика краденого» сначала решают выбросить статуэтки в Сену, но Аполлинер, который руководит всей этой «операцией», никак не может решиться расстаться с добром. Затем, 6 сентября, он анонимно посылает эти статуэтки в «Пари-Журналь», в котором работает искусствоведом его друг Андре Салмон. Газета передает их в Лувр. Но полиция быстро раскручивает это дело и выходит на Аполлинера, проводит у него дома обыск, а затем, 7 сентября, арестовывает и отправляет в «Санте». Неужели следственный судья Дриу и вправду думает, что «Джоконда» у Аполлинера? Наверное, нет. Просто за неимением лучшего он хочет его обвинить в сокрытии краденых статуэток. Однако, слишком велик шум из-за ареста поэта, и 12 сентября Дриу освобождает его из-под стражи.

Детская игра

Винченцо Перуджиа. Лист из уголовного дела

Расследование опять в тупике. Ощущение, что «Джоконда» просто испарилась. И вдруг, спустя два года, в декабре 1913, она всплывает во Флоренции. Причем, также неожиданно, как и исчезла. Один продавец итальянского искусства получает письмо от некоего Винченцо Леонарда, который предлагает купить у него «Джоконду». Не поверив в это, он на всякий случай предупреждает директора Галереи Уффици во Флоренции и просит его сходить вместе с ним во флорентийский отель «Триполи», где Леонард назначил встречу. Они встречаются, Леонард демонстрирует картину, и что же видят продавец с директором? Подлинник да Винчи! Оба мужчины тут же бегут в полицию, которая и арестовывает таинственного продавца. Он признается, что его настоящее имя Винченцо Перуджиа и что именно он устанавливал в 1911 году защитное стекло у «Джоконды». Перуджиа признается в краже и говорит, что хотел возвратить «прекрасную итальянку» своей стране.

Возвращение «Джоконды» в Лувр. 1914г.

Короче, это похищение было похоже на какую-то детскую игру. В понедельник, 21 августа, в день, когда Лувр закрыт, он незаметно проходит в музей вместе с остальными работниками. Затем идет в зал «Каррэ», где висит картина, снимает ее и в укромном уголке вынимает из рамы. Никто не обращает на него никакого внимания, и он свободно передвигается по музею. Спрятав картину под откидной столик, на котором стекольщик режет свои стекла, он принимается за свою обычную работу. Когда кража будет обнаружена, его допросит инспектор, не подозревающий, что этот скромный работник и есть похититель. В течение целых двух лет Перуджиа молчит о «Джоконде», как рыба. Вплоть до своей неудачной попытки продать картину во Флоренции.

Лувр, Париж, Франция.

Его приговаривают всего лишь к одному году тюрьмы, но через несколько месяцев Перуджиа уже на свободе. А многие итальянцы восторгаются им, считая национальным героем. Международная обстановка накалена, но Италия все же передает «Джоконду» в Лувр. 4 января 1914 года «Мона Лиза» повисла на своем привычном крючке.

Самые громкие преступления в искусстве

Кражи произведений искусства являются популярным преступлением. Обычно шедевры похищаются с целью:

  • дальнейшей перепродажи (в основном это не касаются шедевров, так как их трудно перепродать).
  • получить выкуп от музея, государства или страховой компании (артнепинг).
  • под заказ для «черных коллекционеров».


1911 год.
Кража картины Леонардо Да Винчи «Мона Лиза».

21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей.
Годом раньше директор Лувра Теофиль Омоль (вскоре после кражи ушедший в отставку) заявлял, что покушение на «Мону Лизу» так же вероятно, как попытка похитить колокола собора Парижской Богоматери.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Картину нашли только спустя два года в Италии — причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой — дали ему небольшой срок в тюрьме.

1966 год.
Кража картины Рембрандта «Портрет Якоба де Гейна III».

Эта картина одна из самых маленьких по размеру работ художника, с чем и связаны многочисленные попытки её воровства. Портрет носит прозвище «Рембрандт на вынос» (Takeaway Rembrandt), так как с 1966 года её крали 4 раза — это рекорд для живописи.

  • Обнаружена на скамье кладбища в Стрэтхеме, Англия.
  • Найдена на багажнике велосипеда.
  • с 14 августа по 3 сентября 1981. Возвращена, когда полиция задержала такси с 4 мужчинами, имевшими её при себе.
  • 1983 — вор спустился с потолка, разбив стеклянную крышу. Возвращена через три года, в камере хранения железнодорожной станции гарнизона британской армии в Мюнстере, Германия.

Каждый раз картина возвращалась анонимно и никто не был обвинён или осуждён за её исчезновение.

Картины Рембрандта

1969 год.
Кража картины Караваджо «Рождество со святыми Франциском и Лоренцо».

В октябре 1969 года два вора вошли в алтарь церкви Святого Лоренцо в Палермо и вырезали картину «Рождество» из рамы. Эксперты оценили шедевр в 20 миллионов долларов.
В 2003 году полотно было обнаружено.
Как выяснилось, все 33 года картина украшала виллу главаря сицилийской мафии Джерландо Альберти. Один из арестованных мафиози признался на допросе, что многие годы «Рождество» украшало виллу главаря «коза ностры».

1974-2002 гг.
Кража картин из поместья Рассборо-Хаус под Дублином в Ирландии.

Хозяину поместья — баронету сэру Альфреду Бейту, одному из владельцев алмазной фирмы «Де Бирс», принадлежит одна из лучших в мире частных коллекций живописи старых мастеров.
Первая кража — апрель 1974 года. Вооруженная банда Ирландской республиканской армии из пяти человек ворвалась в дом Бейта. Банду вела Бриджет-Роуз Дагдейл — дочь директора страховой компании «Ллойд» и друга семьи Бейт. Налетчики связали чету Бейт и всех слуг, а потом поместили в грузовик 19 картин, в том числе самую ценную — «Даму со служанкой, пишущую письмо» Вермера. Через несколько месяцев Дагдейл взяли вместе с картинами в заброшенном коттедже. При аресте она оказала вооруженное сопротивление и получила девять лет тюрьмы. После тюремного заключения сменила имя и сейчас работает учительницей.
Вторая кража — май 1986 года. В два часа ночи сработала сигнализация. Сторож вызвал полицию, здание обошли со всех сторон, но ничего не заметили. Только наутро обнаружили пропажу 18 картин: в том числе опять Вермера, Гойи, двух Рубенсов и Гейнсборо. Ограбление совершила банда Мартина Кэхилла по прозвищу Генерал. Преступники специально вызвали срабатывание сигнализации. Затем понаблюдали, как полиция обыскивает здание, и влезли в дом в короткий промежуток времени между концом обыска и новым включением сигнализации. 7 картин полиция вскоре нашла вместе с брошенным автомобилем, остальные 11 ушли в «зазеркалье» преступного мира и были найдены много лет спустя.
Третья кража — июнь 2001 года. В 12.40 утра джип протаранил парадный вход в Рассборо. Трое грабителей в черных масках ворвались в дом. Там они похитили картину Беллотто и в третий раз «Портрет мадам Бачелли» Гейнсборо. Вся операция заняла три минуты. Картины через год нашли в Дублине. Четвертая кража — сентябрь 2002 года. В 5 утра завыла сирена. Преступники выбили окно с заднего фасада дома. Украли 5 картин, в том числе картину Рубенса «Доминиканский монах». План сработал благодаря невероятной оперативности: несколько раз меняя машины, преступники оторвались от подоспевшей полиции. Через три месяца сыщики захватили все картины у перекупщиков в Дублине. С легкой руки Генерала ограбление Рассборо стало чем-то вроде обряда инициации для каждого нового главаря ирландской мафии. Семья Бейт решила не испытывать судьбу и подарила большую часть картин Национальному музею в Дублине.

1985 год.
Кража картин из Музея Мармоттан в Париже.

Средь бела дня несколько вооруженных грабителей ворвались в музей и похитили 9 произведений. Среди них — легендарная картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», давшая название всему направлению импрессионизма.
Она была найдена на Корсике только в 1990 году.

1989 год.
Кража картин из замка-музея Шарлоттенбург в Берлине.

3 сентября 1989 года завыла сирена в замке-музее Шарлоттенбург в Берлине. Пока охрана ошарашенно смотрела на пустую стену, где только что висели картины классика немецкого романтизма Карла Шпицвега «Бедный поэт» и «Любовное письмо», по залам к выходу катил в своей коляске «бедный инвалид». Под пледом у него были спрятаны обе картины общей стоимостью 2 млн долларов.
Картины до сих пор не найдены.

1990 год.
Кража картин из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне.

18 марта 1990 года музей в Бостоне был ограблен двумя неизвестными мужчинами. Воры похитили произведения искусства стоимостью 300 млн долларов.
В 1:24 ночи двое злоумышленников, одетых в форму полицейских, попросили охрану впустить их в помещение для срочного звонка. После того как двери вопреки правилам музея были открыты, преступники обезвредили охранников.
За 81 минуту, проведенную в стенах здания, им удалось вырезать из рам и вынести тринадцать экспонатов, включая бесценный «Концерт» Вермеера, три полотна Рембрандта (включая его единственный морской пейзаж), а также работы Эдуарда Мане, Дега и Говарта Флинка.
Это самое крупное ограбление музея в истории США, которое до сих пор остаётся нераскрытым.
Музей объявил о том, что выплатит вознаграждение в размере 5 млн. долларов за информацию, которая поможет в поиске похищенных полотен.

1991 год.
Кража 20 картин Винсента Ван Гога из Музея Ван Гога в Амстердаме.

Одним из самых «оптовых» похищений считается ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме, когда было похищено сразу 20 его работ.
Воры проникли в музей среди ночи. Здание охранялось настолько плохо, что грабители позволили себе спокойно осмотреть экспозицию, выбирая, что именно взять. На это они потратили почти час. С места преступления они скрылись на машине охраны.
Общая стоимость похищенного была оценена специалистами более чем в 200 млн. долларов.

1994 год.
Кража картины «Крик» Эдварда Мунка из Национальной галереи в Осло.

В день открытия зимних Олимпийских игр в Норвегии из Национальной галереи в Осло было украдено одно из главных произведений экспрессионизма.
Всего за 50 секунд преступник вскарабкался по лестнице, выбил окно, снял картину ценой 75 млн. долл. и исчез. Сигнализация сработала, но похититель быстро ее отключил, а охрана музея, видимо увлеченная телетрансляцией открытия зимних Олимпийских игр из норвежского городка Лиллехаммера, просто проигнорировала сигнал тревоги. На месте преступления была найдена записка с благодарностью за плохую охрану музея.
Как заявляют в полиции, неизвестные требовали от властей за возвращение полотна $1 миллион. Однако деньги им выплачены не были.
Несколько месяцев спустя агенты Скотленд-Ярда, выдававшие себя за покупателей, арестовали грабителей. Один из преступников был бывшим профессиональным футболистом.
Случай в Осло стал самым громким выступлением представителя летнего вида спорта на зимней Олимпиаде.

февраль 1997 года.
Кража картины «Женский портрет» Густава Климта из галереи Ricci-Oddi.

В феврале 1997 года из галереи Ricci-Oddi в городе Пьяченца на севере Италии был украден «Женский портрет» Густава Климта, датируемый 1916-1917 годами. Кража совпала с ремонтными работами, когда многие картины были временно сняты с экспозиции. Полиция тогда не смогла установить, как воры сумели это проделать: вошли ли они через главный вход, или картина была украдена через окно в крыше при помощи крючка и лески или чего-то в этом роде. Осталась только рама с частичным отпечатком пальца.
Только сейчас, когда технологии анализа стали более совершенными, следователи надеются получить данные о ДНК с этого отпечатка, и получить по ним одного или нескольких подозреваемых. На момент кражи это было невозможно.
Работа Климта поступила в коллекцию галереи в 1925 году. Это слишком известное произведение, чтобы попытаться продать его; по одной из версий, это была кража по чьему-то заказу. «Женский портрет» Климта — одна из самых разыскиваемых картин в Италии.

1999-2000 год.
Кража картины Сезанна «Вид Овер-сюр-Уаз» из галереи в Оксфорде.

31 января 1999 года под шум фейерверков, которыми сопровождалось празднование нового тысячелетия, грабитель бросил дымовую шашку через световой фонарь на крыше музея Ашмолеан в Оксфорде в зал с картинами импрессионистов. Под прикрытием дымовой завесы, сделавшей бесполезными камеры слежения, человек в противогазе спустился по веревке вниз. Пока охрана вызывала пожарных и пыталась понять, что к чему, вор схватил пейзаж Сезанна стоимостью 4,7 миллиона долларов и исчез со своей добычей через крышу.

2000 год.
2 картины Ренуара и картина Рембрандта, похищенные из Национального музея Швеции.

В декабре 2000 года трое мужчин вошли в Национальный музей в Стокгольме. Один преступник направил автомат на охрану, в то время как двое других вооруженных грабителей в течение нескольких минут вырезали из рам три картины стоимостью 36 миллионов долларов.
С «Автопортретом» Рембрандта и картинами Ренуара «Юная парижанка» и «Разговор с садовником» преступники скрылись.
Картина «Разговор с садовником» была найдена позже полицией в ходе рядового рейда по борьбе с наркоторговцами — картина находилась в мешке с марихуаной. В ходе следствия были задержаны несколько человек.
Две другие картины были возвращены полицией в 2005 году.

2002 год.
Кража двух картин Винсента Ван Гога из музея Ван Гога в Амстердаме.


В декабре 2002 года из музея Ван Гона в Амстердаме были украдены две известные картины художника «Церковь в Ньюнене» и «Берег в Шевенингене», стоимость которых достигает 30 миллионов долларов.
Пропажа была обнаружена рано утром перед открытием музея. Злоумышленники проникли внутрь через крышу здания. Местная полиция нашла разбитое окно, у одной из стен музея также обнаружили трехметровую лестницу.
В декабре 2003 года голландская полиция арестовала по этому делу двух мужчин, однако картины так и не были обнаружены.
Вследствие пробелов в голландском законодательстве, по прошествии 20-30 лет оба преступника смогут потребовать признания за ними права собственности на похищенные произведения.

2003 год.
Кража картин из галереи искусств в Манчестере.

Одним из самых странных следует признать ограбление галереи искусств в Манчестере 2003 года.
Неизвестные похитители проникли в здание и завладели тремя полотнами: «Укрепления Парижа с лошадьми» Ван Гога, «Бедность» Пикассо и «Таитянский пейзаж» Гогена.
Охрана и администрация хватились их только на следующий день, поскольку камеры слежения ничего подозрительного почему-то не зафиксировали.
Вскоре в полиции прозвучал анонимный телефонный звонок. Звонивший сообщил, где находятся картины.
Полицейские обнаружили их в указанном месте — рядом с общественным туалетом. В оставленной преступниками записке был указан мотив преступления: «слишком плохая система охраны бросалась в глаза». Полотна были возвращены в музей, но за время своего пребывания вне его стен сильно пострадали от сырости.

2003 год.
Кража картины Леонардо да Винчи из замка в Шотландии.

В августе 2003 года полотно великого Леонардо да Винчи стоимостью 50 млн долларов исчезло из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр «Мадонна с веретеном» был похищен из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью.
Оригинал картины был написан художником для секретаря короля Франции Флоримонд Роберта в 1501 году. Картина размером 50 на 36 см изображает Мадонну с Младенцем, играющим веретеном в виде распятия.
Известно несколько версий, из которых, по крайней мере, две были признаны работой самого Леонардо или художников его мастерской. В преступлении подозревают четырех мужчин. Двое из них проникли в замок под видом туристов и вынесли картину из замка, еще двое их сообщников ждали на белом Volkswagen Golf рядом с замком. Когда они выносили картину через окно, то успокоили двух настоящих туристов: «Не беспокойтесь, милые, мы из полиции. Это просто учение». Картина была найдена в Глазго и возвращена в октябре 2007 года. В настоящее время она находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

2003 год.
Кража золотой «Сальеры» Бенвенутто Челлини из венского историко-художественного музея.

В 4 часа утра преступник по строительным лесам проник на второй этаж здания музея, расположенного в центре Вены, выбив стекло, проник в экспозицию и похитил «Салиеру» работы Бенвенуто Челлини.
Эта солонка короля Франциска I была единственной сохранившейся золотой скульптурой знаменитого итальянского мастера и считается самым дорогим произведением декоративно-прикладного искусства в мире.
Стоимость похищенного шедевра оценивается в 60 млн долларов.

2004 год.
Кража картин Эдварда Мунка «Мадонна» и «Крик» из музея Мунка в Осло.

Беспрецедентное вооруженное ограбление музея Мунка произошло 22 августа 2004 года.
Вооруженные грабители ворвались в музей среди бела дня, когда там было полно посетителей, сорвали картины со стен, выбежали из здания, сели в автомобиль Ауди черного цвета и скрылись.
По словам охранников, во время налета один из преступников держал их под прицелом.
На момент ограбления в здании музея не были установлены ни сигнализация, ни элементарная тревожная кнопка. К тому же картины не были застрахованы от грабежа.
Рамы от полотен были позже найдены в другой части города, холсты из них были вырезаны.
«Крик» является одной из самых известных картин в мире. Мунк написал четыре версии этого сюжета, первую из них в 1893 году.
В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы.
За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны.

2007 год.
Кража картин из Музея изящных искусств в Сан-Пауло.

Их бразильского музея были украдены «Портрет Сюзанны Блох» Пабло Пикассо, стоящий приблизительно $50 миллионов, и «Сборщик кофе» знаменитого бразильского художника Кандидо Портинари с оценочной стоимостью около $6 миллионов.
Кража была совершена во то время, когда охрана обходила внутренние помещения музея.
Камеры слежения зафиксировали все этапы преступления: трех мужчин, взламывающих с лестничной площадки при помощи лома и автомобильного домкрата входную дверь; снятие живописи со стены и отъезд. Вся операция заняла менее трех минут. Похитители могли и не торопиться — в музее не было никакой тревожной сигнализации.
Как оказалось, украденные картины все это время хранились дома у одного из подозреваемых жителей городка. Там они и были обнаружены полицией во время розыскных мероприятий.
Как выяснилось, похитители намеревались получить за картины около трех миллионов долларов. Всего в музей было направлено несколько требований выкупить «Сборщика кофе». Аппетиты грабителей все время росли.
Назад в Музей искусств Сан-Паулу полотна сопровождал эскорт из десятка полицейских машин и одного вертолёта. Возвращение полотен сотрудники музея и местные поклонники изобразительного искусства встретили аплодисментами.
Картины в доме грабителей были хорошо упакованы и совершенно не пострадали. По возращении они вновь были выставлены для широкой публики. Системы охраны в музее теперь значительно усилена, установлена дополнительная сигнализация.

2008 год.
Кража картин из частного художественного музея в Цюрихе (собрание Фонда Эмиля Бюрле).

10 февраля 2008 года в результате вооружённого ограбления были похищены четыре картины общей стоимостью в 180 миллионов швейцарских франков. Как заявил куратор Лукас Глоор, речь идёт о картинах «Мальчик в красной жилетке» Поля Сезанна, «Цветущие ветви каштана» Винсента Ван Гога, «Маковое поле близ Ветёйя» Клода Моне и «Людовик Лепик и его дочери» Эдгара Дега. В момент совершения преступления в здании находилось 15 человек, никто не пострадал.
19 февраля в машине, припаркованной недалеко от музея, нашлись работы Ван Гога и Моне. В 2009 году обнаружили картину Дега. 12 апреля 2012 года в Белграде полиция нашла полотно Сезанна.
При этом воры так и не были задержаны — картины находились случайно.

2009 год.
Кража картины Рене Магритта «Олимпия» из дома-музея Рене Магритта в Брюсселе.

Двое вооруженных мужчин появились в музее совершенно открыто, не скрывая своих лиц. Угрожая оружием, они заставили сотрудников галереи и других посетителей лечь на пол, потом сняли «Олимпию» со стены и быстро удалились.
В 2012г. похитители вернули картину бельгийскому эксперту предметов искусства Жанпьету Калленсу. Воры объяснили, что не смогли сбыть полотно основоположника сюрреализма на черном рынке, так как оно слишком хорошо известно.

2010 год.
Кража картин из Музея современного искусства в Париже.

В ночь на 20 мая 2010 года неизвестный похитил пять картин кисти Пикассо, Матисса, Модильяни, Брака и Леже общей стоимостью минимум 100 миллионов евро.
Преступление было обнаружено около 7 утра по местному времени. Одно из окон музея оказалось разбито; кроме того, был сломан навесной замок.
Были украдены следующие работы: «Голубь с зеленым горошком» Пикассо, «Пастораль» Матисса, «Олива близ Эстака» Брака, «Женщина с веером» Модильяни и «Натюрморт с подсвечниками» Леже.
Как заявил в своих показаниях один из предполагаемых соучастников громкого ограбления, картины были разрезаны на мелкие куски и выброшены в уличный мусорный бак.

2012 год.
Кража картин из Национальной художественной галереи в Афинах.

В понедельник ранним утром вор проник в музей через балкон и похитил работу Пикассо 1939 года «Голова женщины», которую художник подарил Греции в 1949 году в знак уважения к развернувшемуся во время оккупации страны гитлеровской Германией движению сопротивления в годы Второй мировой войны.
Грабитель также «прихватил» с собой картину 1905 года нидерландского художника Пита Мондриана и рисунок пером и тушью итальянского мастера 16-го века Гулиелмо Качча.
Вор также пытался украсть и четвертую картину, но в спешке уронил ее, убегая от охранников.

Полиция сообщила, что похититель находился в Национальной художественной галерее всего 7 минут.

2012 год.
Кража картин из художественного музея Кюнстхал в Роттердаме.

Из роттердамского музея, в котором проходила выставка «Авангард», были украдены семь картин из коллекции Виллема Кордиа: «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, «Читающая девушка в белом и желтом» Анри Матисса, «Мост Ватерлоо, Лондон» и «Чаринг-Кросс мост. Лондон» Клода Моне, «Девушка перед открытым окном, или Невеста» Поля Гогена, «Автопортрет» Мейера де Хаана и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда.
Как установили полицейские, охранная система музея работала исправно, однако она имела ряд особенностей, которые позволили осуществить ограбление. Так, при включении сигнализации на короткое время открывается электронный замок на двери заднего входа. Как только замок деактивировался, преступники взломали механический замок, после чего проникли внутрь. На совершение преступления ворам понадобилось всего 2 минуты.

По данным британских СМИ, в результате ограбления владельцам картин был нанесен ущерб на 130 млн. долларов.

Один из самых известных американских экспертов-криминалистов по огнестрельным ранениям Винсент Ди Майо привел доказательства в пользу теории, что нидерландский художник Винсент Ван Гог не покончил жизнь самоубийством, а был убит.
Официально считается, что художник умер от потери крови в результате попытки самоубийства в 1890 году — он выстрелил себе в грудь из пистолета, но выжил и даже сумел самостоятельно добраться до больницы, где скончался спустя 29 часов. В 2011 году американские искусствоведы Стивен Найфе и Грегори Уайт Смит в своей книге описали другую версию событий, согласно которой Ван Гога застрелил подросток из Франции Рене Секретан.
Кроме того, биографы утверждают, что записка в кармане Ван Гога, которую обнаружили после его смерти, была не предсмертным посланием, а черновиком письма к брату художника Тео. В письме Ван Гог говорил о планах на будущее, кроме того, за несколько дней до смерти он сделал крупный заказ на краски. В своей статье в журнале Vanity Fair Найфе и Смит пишут, что «никто не знал, откуда художник мог взять пистолет, кроме того, никто не сообщил о том, что пистолет был найден». Искусствоведы обратились к эксперту-криминалисту Ди Майо с просьбой провести расследование смерти художника и подтвердить их версию.
По данным Ди Майо, специалиста в области анатомической, клинической и судебной патологоанатомии, «было бы чрезвычайно сложно выстрелить в эту область тела левой рукой…, использование правой руки было бы даже более абсурдно». Также, по словам эксперта, у Ван Гога должны были остаться черные следы от пороха на руке, если бы он стрелял сам в себя, так как в 1890 году в пистолетах использовался именно оставляющий следы черный порох.
Также, опираясь на описания раны, полученной художником, эксперт предположил, что дуло пистолета в момент выстрела находилось не вплотную к телу, а на расстоянии фута или двух (30-70 сантиметров) от тела. «Другими словами, он не стрелял в себя», — приводится в статье заключение Ди Майо.

LiveInternetLiveInternet

Музыка

неизвестно

Рубрики


  • ДЕТСКОЕ (748)
  • ЗДОРОВЬЕ (2611)
  • БОРЬБА С РАКОМ (57)
  • ГЛАЗА (20)
  • ДАВЛЕНИЕ (19)
  • ДЛЯ КРАСОТЫ (616)
  • ЖЕЛЧНЫЙ (8)
  • КИТАЙСКАЯ МЕДИЦИНА (49)
  • ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (550)
  • ЛЕЧЕБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (96)
  • НОГИ (98)
  • ПЕЧЕНЬ (26)
  • ПОЗВОНОЧНИК (47)
  • ПОХУДЕНИЕ (415)
  • ПОЧКИ (13)
  • ПРОЦЕДУРЫ, МАССАЖ (40)
  • СЕРДЦЕ (6)
  • СОСУДЫ (19)
  • ИНТЕРЕСНОЕ (15910)
  • АРМИЯ (114)
  • ВОЙНА (181)
  • ВОСПОМИНАНИЯ РЕАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ (247)
  • ЖИВОТНЫЕ (115)
  • ЗАБАВНОЕ (565)
  • ЗАГАДОЧНОЕ (576)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ЛИЧНОСТИ (1455)
  • ИСТОРИЯ (1779)
  • ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ (1561)
  • ЛЮБОВНЫЕ ИСТОРИИ (560)

  • О ЧЕЛОВЕКЕ (113)
  • СЕКС (41)
  • СССР (135)
  • УКЛАД ЖИЗНИ (94)
  • УРОДЫ (134)
  • УЧЕНЫЕ (132)
  • ФЛОТ (64)
  • ЭНЦИКЛОПЕДИИ (191)
  • ИСКУССТВО (2799)
  • АКТЕРЫ ЗАРУБЕЖНЫЕ (1723)
  • АКТЕРЫ НАШИ (2861)
  • БАЛЕТ (156)
  • ДРАГОЦЕННОСТИ (442)
  • МИФЫ, ЛЕГЕНДЫ, САГИ (270)
  • ПАМЯТНИКИ, СКУЛЬПТУРЫ (192)
  • ПИСАТЕЛИ (450)
  • ПОЭТЫ (444)
  • ПУШКИН (228)
  • ХУДОЖНИКИ (1513)
  • КОМПЬЮТЕР (592)
  • ЛИРУ (16)
  • НОУТБУК (23)
  • ПРОГРАММЫ (87)
  • РАБОТА (235)
  • ФОТОШОП (74)
  • КРАСИВОЕ (432)
  • КУЛИНАРИЯ (4134)
  • АЛКОГОЛЬ (155)
  • БЛИНЫ, ЧЕБУРЕКИ (48)
  • БУТЕРБРОД (26)
  • ВАРЕНЬЕ (50)
  • ГРИБЫ (61)
  • ДЕСЕРТ (182)
  • ЖИДКОЕ (153)
  • ЗАКУСКИ (171)
  • ЗАЛИВНОЕ (6)
  • КАШИ (22)
  • МЯСО (296)
  • НАПИТКИ (127)
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ (45)
  • ОВОЩИ (279)
  • ПИРОГИ, ПИРОЖКИ (239)
  • ПТИЦА (265)
  • РЫБА (346)
  • САЛАТ (139)
  • САЛО (19)
  • СИР (91)
  • СОЛЕНЬЯ (224)
  • СОУС,ПРИПРАВА (301)
  • СУБПРОДУКТЫ (105)
  • ТЕСТО (50)
  • ТОРТЫ, ПИРОЖНЫЕ (180)
  • УКРАШЕНИЕ БЛЮД (65)
  • ФАРШ (132)
  • ФРУКТЫ (96)
  • ХЛЕБ, БУЛКИ (44)
  • МУЗЫКА — ИСТОРИЯ ПЕСНИ (2011)
  • МУЗЫКА — ПЕСНИ (493)
  • МУЗЫКА КЛАССИКА (64)
  • МУЗЫКА ЛЕЧЕБНАЯ (74)
  • МУЗЫКАНТЫ (244)
  • ОТДЫХ (2888)
  • АУДИОКНИГА (754)
  • ДОКУМЕНТАЛКА (109)
  • ИГРЫ (27)
  • КИНО ЗАРУБЕЖНОЕ (1100)
  • КИНО РУССКОЕ (376)
  • ОНЛАЙН (118)
  • ТАНЦЫ (126)
  • ТЕАТР (73)
  • ПОИСКИ СЧАСТЬЯ (417)
  • СТИХИ (313)
  • ПОЛЕЗНОЕ (4972)
  • ДЛЯ ДОМА (720)
  • ИНТЕРНЕТ МАГАЗИН (22)
  • КАК ПРАВИЛЬНО НОСИТЬ (59)
  • МАГИЯ (436)
  • ОБУЧЕНИЕ (92)
  • ПРЕДСКАЗАНИЯ (164)
  • ПСИХОЛОГИЯ (140)
  • СТРОИТЕЛЬСТВО (78)
  • ТЕСТЫ (46)
  • ТОВАРЫ ПОЛЕЗНЫЕ (90)
  • ШАБЛОНЫ ДЛЯ ПИСЕМ (52)
  • ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ (53)
  • ПРАЗДНИКИ (464)
  • CВЯТЫЕ (75)
  • БИБЛИЯ (150)
  • БЛАГОВЕЩЕНЬЕ (25)
  • ИКОНЫ (21)
  • СВЯТЫЕ МЕСТА (37)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ И О СТРАНАХ (2697)
  • Виртуальное путешествие (239)
  • ГРЕЦИЯ (106)
  • ИММИГРАЦИЯ (30)
  • КАМЧАТКА (28)
  • КРЫМ (292)
  • МЕЛИТОПОЛЬ (27)
  • ОТЕЛИ (90)
  • РАЙСКИЕ МЕСТЕЧКИ (56)
  • РОССИЯ (521)
  • СТРАНЫ (693)
  • ТУРИЗМ (104)
  • УКРАИНА (500)
  • РАСТЕНИЯ (814)
  • ДЕРЕВЬЯ (41)
  • КУСТЫ (67)
  • ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН (214)
  • ОВОЩИ (124)
  • ПРУД, ФОНТАН (34)
  • ЦВЕТЫ КОМНАТНЫЕ (227)
  • ЦВЕТЫ САДОВЫЕ (132)
  • РУКОДЕЛИЕ (23518)
  • АЛЮМИНИЕВЫЕ БАНКИ (27)
  • АРОМОТИЗАТОРЫ (65)
  • БАТИК (74)
  • БИЖУТЕРИЯ (347)
  • БИСЕР (718)
  • БУМАГА (1039)
  • БУТЫЛКИ ДЕКОР (391)
  • ВАЗЫ (155)
  • ВЕЕР (14)
  • ВИТРАЖ (231)
  • ВЫШИВКА (373)
  • ВЫШИВКЕ ЛЕНТАМИ (492)
  • Вязание (440)
  • Вязаные крючком (745)
  • ГАЛЬШИРОВАНИЕ (71)
  • ГОБЕЛЕН (4)
  • ДВЕРИ (11)
  • ДЕКУПАЖ (369)
  • ДОМИКИ (174)
  • ЗОНТ (17)
  • ИЗ БАНОК (1)
  • ИЗОНИТЬ (29)
  • ИМИТАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ (151)
  • интерьеры (79)
  • ИРЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО (312)
  • КАЗАНШИ (320)
  • КАМЕЯ (4)
  • КЛИВЛИНГ (10)
  • КОВЕР (5)
  • КОНФЕТЫ (46)
  • КОРЗИНОЧКИ (3)
  • КОРСЕТ (38)
  • КОСТЮМЫ (37)
  • КУКЛЫ (819)
  • КУКЛЫ ТЕКСТИЛЬНЫЕ (70)
  • ЛЕПКА ГИПС (193)
  • ЛЕПКА ИЗ ПЕСКА (8)
  • ЛЕПКА ИЗ САХАРНОЙ МАСТИКИ (49)
  • ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА (267)
  • ЛЭМПВОРК (35)
  • МАКАРОНЫ (4)
  • МАКРАМЕ (34)
  • МАНЕКЕН МИНИ (35)
  • МАСКИ (39)
  • МЕБЕЛЬ (384)
  • МЕХ (281)
  • МОЗАЙКА (112)
  • МЫЛО (179)
  • НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (58)
  • НОСКИ, ЧУЛКИ (45)
  • ОБУВЬ (269)
  • ОДЕЖДА ДЛЯ ЖИВОТНЫХ (35)
  • ОДЕЖДА-ТРАНСФОРМЕР (1033)
  • ПАННО (140)
  • ПАПЬЕ МОШЕ (97)
  • Пергамано (88)
  • ПЕРЕДЕЛКИ (550)
  • ПЕРЧАТКИ (64)
  • ПЕЧЕВОК (25)
  • ПЛАСТИКОВАЯ ПОСУДА (33)
  • ПЛАСТИКОВЫЕ БУТЫЛКИ (264)
  • ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ГАЗЕТ (642)
  • ПЛЕТЕНЬЕ ИЗ ЛОЗЫ (11)
  • ПОДУШКА (76)
  • ПОЛЕЗНОСТИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ (569)
  • ПОЯС (19)
  • ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ (90)
  • ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (181)
  • ПРОВОЛОКА (677)
  • ПУГОВИЦЫ (43)
  • РАКУШКИ (49)
  • РАМКИ (47)
  • РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ (242)
  • РИСОВАНИЕ (1935)
  • САЛФЕТКИ, ВОРОТНИКИ (519)
  • СВАДЬБА (183)
  • СВЕТИЛЬНИКИ (207)
  • СВЕЧИ (127)
  • СД ДИСКИ (42)
  • СИНЕЛЬ (1)
  • СОЛОМА (12)
  • СТЕКЛО (224)
  • СТЕНЫ (159)
  • СУМКИ (456)
  • СУТАЖ (63)
  • ТЕКСТИЛЬНЫЕ УКРАШЕНИЯ (438)
  • ТКАНЬ ОКРАСКА, КАРТИНКИ (101)
  • ТОПИАРИЙ (4)
  • ТРАФАРЕТЫ, КАРТИНКИ (501)
  • ТУРЕЦКОЕ КРУЖЕВО (5)
  • ТЫКВА (23)
  • ФОМ, ФОМИАРАН (76)
  • ФРИВОЛИТЕ (95)
  • ХОЛОДНЫЙ ФАРФОР (2264)
  • ЦВЕТОЧНЫЕ ГОРШКИ (57)
  • ЦВЕТЫ СУХИЕ (5)
  • ЦВЕТЫ ТКАНЕВЫЕ (642)
  • ЧАСЫ (13)
  • ШАРФ (162)
  • ШВЕЙНАЯ МАШИНА (25)
  • ШИБОРИ (12)
  • ШИТЬЕ (938)
  • ШКАТУЛКИ (244)
  • ШЛЯПА (663)
  • ШТОРЫ (51)
  • ЭБОКСИДНАЯ СМОЛА (9)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

ОГРАБЛЕНИЕ ВЕКА: НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ ПОХИЩЕНИЯ «МОНЫ ЛИЗЫ»

Четверг, 25 Августа 2020 г. 20:35 + в цитатник

ОГРАБЛЕНИЕ ВЕКА: НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ ПОХИЩЕНИЯ «МОНЫ ЛИЗЫ»

Винченцо Перуджа и похищенный им шедевр | Фото: pbs.org и kpnemo.eu

105 лет назад было совершено преступление, которое вошло в историю как ограбление века: 21 августа 1911 г. из Лувра была похищена «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. В этом обвиняли и французское правительство, и кайзера Вильгельма II, и анархистов, и миллионеров, и художников-авангардистов. Однако преступник не был ни анархистом, ни художником, ни душевнобольным. Разгадка была очень близкой, но вернуть картину удалось лишь спустя 2 года.

Луи Беру. *Мона Лиза* в Лувре | Фото: gallerix.ru

О краже стало известно на следующий день, когда художник-реставратор пришел в Лувр, чтобы сделать копию «Моны Лизы», но картины на привычном месте не обнаружил. Все выходы из Лувра тут же перекрыли, провели обыск, который, увы, не дал результатов. Дело поручили одному из лучших французских сыщиков – Альфонсу Бертильону. Подозрение пало на работников музея, в том числе на директора, утверждавшего в недавнем интервью, что украсть «Мону Лизу» так же нереально, как похитить колокола собора Парижской богоматери. Шутники язвили: «Теперь на очереди Эйфелева башня!».

Место, где висела *Джоконда* в Лувре, 1911 | Фото: zakonia.ru

Бертильон использовал антропометрический метод: каждому подозреваемому измеряли рост, объем головы, длину рук и ног и т.д. Показатели сравнивали с занесенными в картотеку данными преступников – и таким образом определяли злоумышленника. Если, конечно, он был рецидивистом. Было и еще одно но: в картотеке Бертильона было около 100 тысяч преступников, и на обработку данных требовались месяцы.

О похищении писали во всех газетах | Фото: wordpress.com и zakonia.ru

При этом основатель антропометрического метода Бертильон дактилоскопию считал лженаучным методом, что сыграло роковую роль в этой детективной истории. Дело в том, что на боковой лестнице, которой пользовались лишь служители Лувра, обнаружили пустую раму «Джоконды», на ней был виден след краски с отпечатком пальца. И в полицейской базе данных по этому отпечатку можно было найти злоумышленника, ранее имевшего проблемы с законом.

О похищении писали во всех газетах | Фото: liveinternet.ru

Однако в одном Бертильон был прав: к похищению «Моны Лизы» действительно был причастен работник Лувра. Молодой итальянец Винченцо Перуджа незадолго до происшествия устроился в музей сезонным рабочим. Он был стекольщиком и изготовил защитный экран для великого полотна да Винчи. А после, в понедельник, когда в Лувре не было посетителей, проник в зал, снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул из рамы, завернул в куртку и спокойно вышел из музея.

Винченцо Перуджа. Лист из уголовного дела | Фото: zakonia.ru

Французская пресса обвиняла немцев в провокации: якобы кайзер приказал украсть «Джоконду», чтобы продемонстрировать слабость Франции. Немецкая пресса в ответ обвиняла французов, стремившихся развязать войну. И те, и другие были далеки от истины. Так же, как и те, кто обвинял художников-авангардистов во главе с Пикассо, заявлявших о том, что классическая живопись никому не нужна. В числе подозреваемых был также аргентинский коллекционер Эдуардо де Вальфьерно, который незадолго до похищения заказал 6 копий «Моны Лизы». Все копии он продал, выдавая их за украденный оригинал. По некоторым данным, именно он и организовал похищение картины, а Перуджа стал всего лишь исполнителем. Заработав миллионы на подделках, Вальфьерно скрылся – оригинал был ему больше не нужен.

*Мона Лиза* во Флоренции, 1913 | Фото: wordpress.com

Кто бы ни был истинным организатором преступления, избавляться от украденного исполнителю пришлось самостоятельно. Вот тут-то все и раскрылось. В декабре 1913 г. флорентийскому антиквару пришло письмо из Франции с предложением купить «Джоконду» да Винчи. Антиквар предложил ему встретиться, и вскоре во Флоренцию прибыл молодой человек, заявивший о том, что решил вернуть на родину произведение итальянского искусства, похищенное французами. Антиквар провел экспертизу и, убедившись в подлинности картины, обратился в полицию.

Возвращение *Джоконды* в Лувр, 1914 | Фото: zakonia.ru

Винченцо Перуджа не отрицал своей вины и признался в том, что совершил кражу с единственной целью – восстановление исторической справедливости. Он хотел вернуть итальянцам то, что принадлежало им по праву. И поскольку суд проходил во Флоренции, его аргументы возымели силу: преступника приговорили всего к одному году заключения. «Мону Лизу» еще полгода выставляли в музеях Италии, а затем вернули во Францию. Вот только до сих пор находятся те, кто сомневается в том, что в Лувр вернулся подлинник, а не копия знаменитого шедевра.

Зачем была украдена «Мона Лиза»

Об авторе: Владимир Валерьевич Покровский — обозреватель «НГ».

Схема кражи удивительно напоминает cюжет из фильма Эльдара Рязанова «Старики-разбойники».
Кадр из фильма

Легендарная кража «Моны Лизы» из Лувра, совершенная ровно 100 лет назад, получила новое объяснение благодаря исследованию, проведенному историком живописи Джо Медейросом, рассказавшим о своих открытиях каналу Discovery News.

Эта самая знаменитая картинная кража случилась 21 августа 1911 года. Пропажу заметили только на следующий день, причем далеко не сразу. То, что в салоне Карре между тициановской «Аллегорией Альфонсо д’Авалоса» и «Мистической свадьбой» Корреджо вместо шедевра Леонардо висит пустая рама, смутило только художника, пришедшего с утра, чтобы скопировать «Мону Лизу». Он поднял шум, паникера пытались успокоить, уверяя его, что полотно наверняка забрали то ли реставраторы, то ли фотограф, чтоб сделать снимок, но когда выяснилось, что картины нигде нет, разразился страшный скандал.

Директора Лувра тут же уволили, за дело взялись 60 лучших детективов Парижа, но, по-видимому, «лучший» далеко не всегда означает «хороший», потому что, даже несмотря на отличные отпечатки пальцев, оставленные преступником на стекле, покрывавшем картину, его так и не нашли.

Детективы предполагали чей-то гениальный умысел, задуманный и воплощенный в жизнь группой этаких профессоров Мориарти по заказу какого-нибудь сумасшедшего американского миллионера. Среди подозреваемых числились даже Пабло Пикассо с его другом Гийомом Аполлинером, но на самом деле все оказалось намного проще.

Спустя два с лишним года, в декабре 1913 года, преступник объявился сам. Он передал «Мону Лизу» флорентийскому торговцу картинами и тут же был арестован.

Вором оказался 29-летний итальянский эмигрант Винченцо Перруджиа, не имевший за плечами ни криминального, ни какого-нибудь другого образования. Он был маляром и в момент кражи временно работал в Лувре, помогая закрывать стеклом 1600 полотен в качестве защиты от вандализма. Схема кражи удивительно напоминает другой шедевр – фильм российского режиссера Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». В понедельник, когда музей закрывался на уборку, Перруджиа вошел в Лувр, переоделся в белый халат и, тем самым ничем не отличаясь от уборщиков, направился в пустующий салон Карре. Он снял картину со стены, вынул ее из рамы, завернул в халат и, никем не замеченный, покинул музей. Все эти два с лишним года «Мона Лиза» находилась в трех километрах от музея, в небольшой комнатке, которую он снимал.

При аресте Перруджиа заявил, что кражу совершил исключительно из патриотических соображений, желая восстановить историческую справедливость и вернуть картину Италии. Он где-то прочитал, что «Мона Лиза» была взята наполеоновскими войсками в качестве трофея и впоследствии передана Лувру. Такой шедевр, заявлял он, не может менять родину, и потому его было просто необходимо вернуть Италии. Наверное, он сильно оконфузился, когда узнал, что на самом деле Наполеон здесь ни при чем и что Леонардо сам продал эту картину королю Франциску Первому, который не нашел ей лучшего применения, как повесить в собственной бане.


Это сейчас «Мона Лиза» – жемчужина Лувра. А у короля Франциска Первого она висела в бане.
Фото Reuters

Суд проявил снисходительность к преступнику-патриоту, тот отсидел в тюрьме всего семь месяцев. Его осудили, но ему не верили. Невозможно было себе представить, что можно так элементарно украсть ТАКУЮ картину и из ТАКОГО музея. Перруджиа многие считали винтиком в какой-то дьявольской игре, которая почему-то не сложилась, и тогда беднягу итальянца-маляра просто-напросто уговорили стать стрелочником. Так что вопросы к этому давнему нашумевшему делу все еще оставались.

Чтобы с этими вопросами разобраться, Джо Медейрос, упомянутый историк искусства, изучил копии более полутора тысяч документов, связанных с этим делом, – включая полицейскую и судебную документацию, письма Перруджиа к родным, а также бумаги, связанные с медицинской проверкой его психической вменяемости. Он также посетил его дочь, 87-летнюю Селестину, которая ничего по существу дела сказать не могла, потому что отца практически не помнила, он умер, когда она была совсем еще младенцем, в 1925 году.

Медейрос заявляет, что, судя по документам и письмам, ничем похожим на патриотические устремления на самом деле Перруджиа не пылал, это были всего лишь публичные заявления. Ему нужны были деньги, деньги для своей семьи, он хотел, чтобы его семья жила лучше. Каждый маляр в глубине души мечтает стать художником, но вместо карьеры живописца Перруджиа приобрел инвалидность – он заболел свинцовым отравлением и больше не мог работать с красками. Свою дикую идею выкрасть шедевр из Лувра он замыслил исключительно в расчете на щедрую компенсацию итальянского правительства в ответ на его подвиг.

«Мону Лизу» он выбрал еще и потому, что картина была компактна и ее можно было легко спрятать под халатом. Похоже, он вообще без особого пиетета относился к творению Леонардо, а считал его просто билетом в новую и лучшую жизнь. Билет оказался недействительным.

Медейрос ничего не сказал Селестине о своих выводах, и та скончалась в марте в полной уверенности, что она дочь Патриота с большой буквы.

Глупый, маленький, больной человек хотел получить компенсацию, а попал в тюрьму. Правда, он больше двух лет прожил в одной комнате с «Моной Лизой» и вдобавок очень надолго взбудоражил своей глупостью все просвещенное человечество.

Кража картины — Джоконда, Мона Лиза, картина, кража картины, музей, Лувр, преступник

105 лет назад было совершено преступление, которое вошло в историю как ограбление века: 21 августа 1911 г. из Лувра была похищена «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. В этом обвиняли и французское правительство, и кайзера Вильгельма II, и анархистов, и миллионеров, и художников-авангардистов. Однако преступник не был ни анархистом, ни художником, ни душевнобольным. Разгадка была очень близкой, но вернуть картину удалось лишь спустя 2 года.

О краже стало известно на следующий день, когда художник-реставратор пришел в Лувр, чтобы сделать копию «Моны Лизы», но картины на привычном месте не обнаружил. Все выходы из Лувра тут же перекрыли, провели обыск, который, увы, не дал результатов. Дело поручили одному из лучших французских сыщиков – Альфонсу Бертильону. Подозрение пало на работников музея, в том числе на директора, утверждавшего в недавнем интервью, что украсть «Мону Лизу» так же нереально, как похитить колокола собора Парижской богоматери. Шутники язвили: «Теперь на очереди Эйфелева башня!».

Место, где висела *Джоконда* в Лувре, 1911

Бертильон использовал антропометрический метод: каждому подозреваемому измеряли рост, объем головы, длину рук и ног и т.д. Показатели сравнивали с занесенными в картотеку данными преступников – и таким образом определяли злоумышленника. Если, конечно, он был рецидивистом. Было и еще одно но: в картотеке Бертильона было около 100 тысяч преступников, и на обработку данных требовались месяцы.

О похищении писали во всех газетах

При этом основатель антропометрического метода Бертильон дактилоскопию считал лженаучным методом, что сыграло роковую роль в этой детективной истории. Дело в том, что на боковой лестнице, которой пользовались лишь служители Лувра, обнаружили пустую раму «Джоконды», на ней был виден след краски с отпечатком пальца. И в полицейской базе данных по этому отпечатку можно было найти злоумышленника, ранее имевшего проблемы с законом.

Однако в одном Бертильон был прав: к похищению «Моны Лизы» действительно был причастен работник Лувра. Молодой итальянец Винченцо Перуджа незадолго до происшествия устроился в музей сезонным рабочим. Он был стекольщиком и изготовил защитный экран для великого полотна да Винчи. А после, в понедельник, когда в Лувре не было посетителей, проник в зал, снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул из рамы, завернул в куртку и спокойно вышел из музея.

Винченцо Перуджа. Лист из уголовного дела

Французская пресса обвиняла немцев в провокации: якобы кайзер приказал украсть «Джоконду», чтобы продемонстрировать слабость Франции. Немецкая пресса в ответ обвиняла французов, стремившихся развязать войну. И те, и другие были далеки от истины. Так же, как и те, кто обвинял художников-авангардистов во главе с Пикассо, заявлявших о том, что классическая живопись никому не нужна. В числе подозреваемых был также аргентинский коллекционер Эдуардо де Вальфьерно, который незадолго до похищения заказал 6 копий «Моны Лизы». Все копии он продал, выдавая их за украденный оригинал. По некоторым данным, именно он и организовал похищение картины, а Перуджа стал всего лишь исполнителем. Заработав миллионы на подделках, Вальфьерно скрылся – оригинал был ему больше не нужен.

*Мона Лиза* во Флоренции, 1913

Кто бы ни был истинным организатором преступления, избавляться от украденного исполнителю пришлось самостоятельно. Вот тут-то все и раскрылось. В декабре 1913 г. флорентийскому антиквару пришло письмо из Франции с предложением купить «Джоконду» да Винчи. Антиквар предложил ему встретиться, и вскоре во Флоренцию прибыл молодой человек, заявивший о том, что решил вернуть на родину произведение итальянского искусства, похищенное французами. Антиквар провел экспертизу и, убедившись в подлинности картины, обратился в полицию.

Возвращение *Джоконды* в Лувр, 1914

Винченцо Перуджа не отрицал своей вины и признался в том, что совершил кражу с единственной целью – восстановление исторической справедливости. Он хотел вернуть итальянцам то, что принадлежало им по праву. И поскольку суд проходил во Флоренции, его аргументы возымели силу: преступника приговорили всего к одному году заключения. «Мону Лизу» еще полгода выставляли в музеях Италии, а затем вернули во Францию. Вот только до сих пор находятся те, кто сомневается в том, что в Лувр вернулся подлинник, а не копия знаменитого шедевра.

Репродукции картины *Мона Лиза* на выставке *Гений да Винчи* в Москве

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль