Краеведение — Библиотека


Краеведение — Библиотека

Одним из ведущих направлений деятельности нашей библиотеки по праву сегодня является краеведение.
У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся работа библиотеки. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений.
Что же главное в краеведческой работе? Безусловно, выявление, сбор, изучение, сохранение документов и предоставление их читателям. Именно библиотека является собирателем, хранителем и проводником культурных традиций. Познакомить читателя с историей родного края, воспитать чувство гордости за славное прошлое своих земляков, с уважением относиться к своим корням, культуре, традициям и обычаям – основная задача библиотеки в краеведческой работе. Не секрет, что основная масса пользователей библиотеки – это молодежь: учащиеся школ, студенты, рабочая молодежь. Мы должны приобщать молодежь к познанию исторических корней своего народа. За последние годы изменилось отношение к краеведению. В школах введены специальные уроки, факультативы по изучению истории донского края, истории донских армян. Краеведческая работа тесно объединяет библиотеку и школу. У нас собран огромный материал по истории края, о выдающихся земляках, достопримечательностях. Все эти материалы широко используются молодежью в учебном процессе. Как учащиеся школ, так и студенты пользуются данным материалом для составления рефератов, сообщений, курсовых и исследовательских работ. Библиотека всегда оказывает помощь учителям в организации уроков, классных часов по истории края.
Краеведческая работа, как и любая другая работа, требует систематичности. Основная ценность библиотеки, конечно же, краеведческий фонд. Мы уделяем особое внимание формированию этого фонда. По возможности приобретается краеведческая литература отделом комплектования в магазинах. На деньги, внесенные читателями замен утерянных, приобретаются книги местных авторов. Сами авторы тоже приносят в дар библиотеке свои издания.
Мы очень бережно относимся к краеведческому фонду. Фонд формируется не для одного поколения пользователей, мы должны сохранить уникальные материалы, имеющиеся в наших фондах для последующих поколений. Как правило, краеведческая литература не списывается, дублетную сохраняем в резервном фонде. Для сохранности краеведческого фонда создан фонд постоянного хранения литературы. касающейся именно нашего края.
В основном фонде библиотеки краеведческая литература отдельно выделена как на абонементе, так и в читальном зале. В читальном зале выделен ценный фонд, который не выдается на дом, читатели могут пользоваться им только в стенах библиотеки. Краеведческий фонд расставлен по схеме краеведческой классификации.
Ключом к фонду, конечно же, являются наши каталоги. Краеведческий каталог – это библиотечный каталог, отражающий документы краеведческого содержания ( как регионального, так и местного) имеющиеся в библиотеке. Расставлены карточки в каталоге тоже по схеме, где отражены материалы по Ростовской обл. в целом, законодательные материалы, по местным органам власти, природа и экология. Промышленность и сельское хозяйство, история по периодам, художественная литература и т.д. И в каждом отделе выделены еще и персоналии. Например: в ВОВ есть материалы об участниках. Каталог содержит материалы о Ростовской обл. и донских армянах в виде книг о крае, аналитических статей из книг, сборников, статей из местных газет и журналов. Также, статьи из центральной периодики. Каталог, который является основной базой данных, раскрывающий состав и содержание краеведческого фонда, постоянно пополняется и редактируется. Открываются новые разделы. Например: в 2009 г. – новый раздел о Г. П. Плотникове.
На основе краеведческого каталога ежегодно составляется перспективный « Календарь знаменательных и памятных дат Мясниковского района», материалы из которого заносятся в « Донской временник», издаваемый Донской Публичной библиотекой. Библиотека занимается составлением календаря с 1997 года. В календарь включены материалы по истории нашего края, о достопримечательностях, о знаменитых земляках прославивших наш край, о юбилеях предприятий и хозяйств. Это очень кропотливая работа, требующая внимательности и терпения. Каждый год к февралю мы предоставляем материалы нашего календаря на следующий год в ДГПБ. После отчетов начинается сбор и систематизация материалов для календаря. Изучаем предыдущий календарь, изучаем подшивки газеты « Заря» за предыдущие годы. Работаем с каталогом для выявления юбилейных дат. После того как определились с датами, начинаем сбор материалов о конкретной личности или предприятии. Ведется работа и с нашими базами данных, с каталогом, с фондом, с периодикой. Обращаемся к родным, в организации, чтобы они предоставили материалы. Нередко помогает нам и районный архив, предоставляя копии необходимых документов. Обращаемся в этнографические музеи сел Чалтырь и Крым. Используем ваши конкурсные работы. Мы будем рады, если вы к январю представите нам материалы, касающиеся непосредственно ваших сел и хуторов. Может, есть интересные личности, о которых мы не знаем. В этом году мы включили в календарь и материалы к юбилею А. Асланяна, но у нас их оказалось мало, в связи с этим обратились к библиотекарю Краснолкрымской библиотеки Хошафян О. В., и она через родных передала нам факты жизни местного поэта. С каждым годом мы стараемся дополнить материалы, выпускать новые статьи. Главная ценность, конечно, в библиографии, которой оснащен календарь. С каждым годом она дополняется. Работа по составлению календаря требует огромной точности. Бывают случаи, когда читатели или родственники указывают нам на неточности в датах и приходится выяснять и исправлять. Календарь помещен на сайте библиотеки, и он доступен широкому кругу читателей. Недавно был случай, когда приехал селькор В. Срапионов и попросил материалы о Л. Чапчахове. У нас в календаре стоит одна дата рождения, а он утверждает, что на доме, где родился Герой, стоит другая цифра. Когда писали материал об Оганесяне, библиограф М.А. Явруян нашла материал о нем на сайте города Новочеркасска, где он жил после войны.
Краеведческий фонд библиотеки, не только книги, но и периодика. Мы выписываем « Зарю», « Молот», « Наше время», « Нахичеван-на-Дону», « Культуру Дона», « Экономический вестник», « Дон». Кроме того, что мы описываем их, мы еще собираем материалы в папки. У нас оформлены информационные досье краеведческого характера. Весь материал систематизируется. Здесь представлены материалы, как общего характера, так и по отдельным персонам. Например: досье « История переселение армян с Крыма на Дон» включает в себя материалы о переселении, Указ Екатерины, о селах, образованных после переселения, этапы развития общины, этнографию, язык донских армян ( материал представил А. Даглдиян), кухня армян. В досье « История образования Мясниковского района» входят материалы о создании района, о первых его руководителях, об А. Мясникяне, чье имя носит наш район, геральдика района, материалы о социально-экономическом развитии. « Великая Отечественная война в Мясниковском районе» – представлен материал об освобождении района, о его участниках, о памятниках на территории района, о героях, в конце в алфавитном порядке размещены материалы об участниках войны. Есть досье и об отдельных личностях: о М. Сарьяне, М. Налбандяне, С. Тащияне, Х. Наирьяне и Ш. Шагиняне. Собран материал о наших церквях, родниках, о спорте, художниках, сельском хозяйстве, культуре, образовании и т.д. Собран материал не только из газет, книг, есть копии официальных материалов, фотографии, рефераты учащихся. Все эти документы широко используются читателями, очень востребованы. Не секрет, что книг об истории нашего края очень мало издано, и этот наши ресурсы имеют большую ценность. Много материала приносят в дар и наши читатели. Так, свои альманахи « Чалтырь», « Золотая гора» предоставил нам в свое время Х. О. Кристостурян. Материалы о присвоении звания Героя России С. А. Тащияну дали нам его родственники и Совет ветеранов во главе А. М. Гайбаряном. Фотографии, грамоты Г. Плотникова мы получили благодаря А. И. Бородиной, директора МУ « Библиотека Недвиговского сельского поселения». Копию указа о присвоении звания Героев Советского Союза С. Оганяну, С. Вавилову, Балесте и копию письма генерал-лейтенанта Ремизова представил учитель из Б. Салов К. Е. Нор-Аревян. Свой материал о родниках принесла педагог Т. И. Хошафян. Материалы и фотографии об отце предоставила дочь А. М. Поповяна, об учителе М. К. Бардахчияне – его сын, свои стихи приносит К.С. Хартавакян. Подарила книгу писем М. Сарьяна его внучка – ныне директор дома-музея художника в Ереване Р. Л. Сарьян. Мы узнали о книге, где есть материал о нашем земляке Герое России С. Тащияне. Запросили Публичную библиотеку, но пришел отказ. А она оказалась у нашего читателя ( Х, Поркшеяна), он нам ее предоставил, и мы отсканировали главы из книги о нашем земляке. Мы просим предоставить курсовые, дипломные работы, которые пишут наши читатели, используя наш фонд. Есть у нас материалы о переселении, об обрядах ( С. Поповой), об армянском костюме ( А. Барашян). После освобождения нашего села в 14-й истребительный полк вступили наши земляки, ветераны этого полка принесли библиотеке в дар материал о боевом пути полка, о его ветеранах. Каждый год отдел образования проводит конкурс исследовательских работ среди учащихся « Надежда России», и мы запрашиваем эти работы по краеведению для пополнения информации. Недавно у нас прошел тематический вечер к юбилею М. Сарьяна. Мы рассказали ребятам о жизни нашего земляка, показали презентацию его картин, фото-галерею о жизни художника, читали стихи, посвященные ему. Ребята тоже принимали участие и представили нам сказку, написанную самим Сарьяном и стихи к некоторым картинам художника. Они подарили библиотеке альбом со своей исследовательской работой о М. Сарьяне. Все эти материалы мы бережно храним и предоставляем нашим читателям.
В библиотеке накоплен опыт использования самых разных форм, методов раскрытия фонда: просмотры, выставки, беседы, уроки краеведения, встречи и т. д. Как известно 2009 год – год 230-летия переселения армян и образования армянских поселений на Дону. Библиотека провела немало мероприятий по краеведению. Урок памяти « Не померкнет слава» и книжная выставка « В небе над Черным морем» к 90-летию Героя России С. А. Тащияна. Беседу « Его имя в книге трудовой славы» и выставку « Дело всей жизни» к 80-летию Героя Соц. Труда Г. П. Плотникова. Урок краеведения « Поединок длиною в жизнь» и выставку « Путь чемпиона» к 95-летию А. В. Ялтыряна, 14-кратного чемпиона СССР. Беседу, обзор « Души высокая свобода» и книжная выставка « Певец свободы» к 180-летию М. Налбандяна. К 230-летию переселения оформлены выставки « Под небом России», « Мой край родной» ( фольклор и произведения местных авторов), « Любимый сердцу милый уголок» – фотовыставка, « Ростов-город, Ростов-Дон» к 260-летию Ростова. Особо хочется остановиться на следующих мероприятиях: в библиотеке состоялась встреча интеллигенции района с внучкой М. Сарьяна – Р. Л. Сарьян, директором дома-музея художника в Ереване, которая приехала по приглашению на празднование 230-летия. 16 февраля в библиотеке был проведен час краеведения « Ваша воля была непреклонной. Ваша слава бессмертна!» об освобождении района в ВОВ.
26 ноября 2009 года в центральной библиотеке был проведен День информации « Мира не узнаешь, не зная края своего», завершающий большую юбилейную программу, посвященную 230-летию переселения армян на Дон. Весь день читатели могли познакомиться с выставками литературы, послушать обзоры, познакомиться с материалами досье, посмотреть фильмы о праздновании 230-летия и о Мясниковском районе.
В этот день на час краеведческой информации « Край, в котором ты живешь» был приглашен 9 класс МОУ СОШ № 1 ( кл. руководитель Хейгетян Г. Ю.) Ребята подробно познакомились с историей Армении и армянского народа, с бурными, потрясающими событиями, приводившие страну нередко к полному разорению и опустошению. Особенно интересен был материал, затрагивающий историю переселения армян с Крыма на Дон, дальний путь от вселенского города Ани по волжским степям до Крыма. Армянский народ подвергался жестоким репрессиям. Поворотным пунктом в судьбе армянской колонии Крыма стала русско-турецкая война (1768 -1774 гг.). Правительством Екатерины II было решено переселить крымских армян на донскую землю. В августе 1778 года начинался Великий исход – переселение армян вместе с другими христианами из Крыма в Россию. После трудного, полного лишений переселения им предстояло выдержать нелегкое испытание – встать на ноги на новой земле, обжить и обустроить ее. Так, обретя покровительство могучей России, обретя новую родину, наши предки в духе лучших традиций армянского народа, в трудах праведных вносили свой вклад в укрепление могучей державы, строили свое благополучие. Армяне Дона, сохранив исторические традиции прошлого, создали на новом месте свою самобытную культуру. Сегодня Мясниковский район, в состав которого входят пять исторических сел, находится в числе наиболее экономически развитых территорий Ростовской области.
Затем вниманию учащихся был предложен документальный фильм о нашем районе, снятый Гайбаряном Х. А. С большим интересом присутствующие посмотрели фильм о родном селе, его достопримечательностях, знаменитых людях. Учащимся было интересно узнать о достижениях в промышленности и сельском хозяйстве, познакомиться с культурными ценностями района. Послушав интересное выступление и посмотрев фильм, ребята участвовали в краеведческой викторине « Что ты знаешь об истории своего края?».
Говоря о краеведческой работе, нельзя не упомянуть об издательской деятельности библиотеки. Это такие издания как: « Живительная сила родников», « Поединок длиною в жизнь», « Выразитель дум народных», « Не померкнет слава», « Во славу добрую земли!» и др. Наши печатные издания – это реклама библиотеки и краеведческой деятельности.
Как и все библиотеки, мы принимали участие в конкурсе « Край, в котором ты живешь». Нами была подготовлена работа « Их именами названы улицы Чалтыря».
Проводя активную исследовательскую работу, библиотека приобрела свое лицо, авторитет в местном сообществе.

Зав. отделом обслуживания МУК « МЦБ» А. А. Барашян 02.04.2010 г.

Краеведение — Библиотека

Роль библиотек в краеведческом информировании трудно переоценить: из всех учреждений и организаций, занимающихся краеведением, библиотеки обладают универсальным фондом документов и остаются наиболее доступными для всех категорий пользователей. Системы библиотек охватывают самые отдаленные и малонаселенные территории, а сельские библиотеки являются единственными источниками краеведческой информации для населения.

Цели краеведческой работы в библиотеке:

1.Пробуждение чувства патриотизма, любви к родному краю.
2.Пропаганда краеведческих знаний в системе образования и воспитания личности.
3.Формирование культурно — исторического сознания посредством развития краеведения.
4.Создание действенного механизма распространения краеведческих знаний и информации.

Уровни краеведческой работы в библиотеке:

Условно можно говорить о трех уровнях (в реальной библиотечной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» краеведческой деятельности библиотек).
Во-первых, формирование фонда опубликованных и неопубликованных краеведческих документов; получение «готовых» знаний о крае из различных источников информации.
Во-вторых, это самостоятельное создание новых краеведческих документов первичной или вторичной информации; написание сценариев массовых мероприятий краеведческой тематики, разработка методических пособий.
Третий уровень — работа в рамках целевой авторской программы по краеведению; изучение истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес;издание или опубликование краеведческих материалов, подготовленных библиотекарями.
Библиотечное краеведение охватывает все направления деятельности библиотек. Но главным остается, прежде всего, информирование читателей о различных краеведческих материалах. Краеведческое информирование осуществляется по нескольким направлениям. Это:
1. СБО – справочно-библиографическое обслуживание – выполнение разовых информационных запросов пользователей.
2. Массовое информирование – направленное на пропаганду краеведческого фонда библиотек посредством книжных выставок, обзоров, бесед, Дней информации, рекомендательных списков литературы и других форм библиотечной работы.
3. Краеведческое просвещение, целью которого является распространение краеведческих знаний и развитие информационных потребностей.
4. Поисковая и исследовательская деятельность, результатом которой должны стать новые источники краеведческой информации (библиографическая продукция, документы первичной информации).
Библиотекари ЦБС ведут серьезную краеведческую работу.
Дефицит книжных изданий библиотекари пытаются компенсировать с помощью ксерокопий отсутствующих в фонде документов, а также неопубликованных источников краеведческой информации (устная история).
Многие библиотеки района ведут поисково-исследовательскую работу по истории своих населенных пунктов, собирают сведения о замечательных земляках, воспоминания старожилов, а также фотографии и ксерокопии личных документов.
Огромную роль играют сельские библиотеки в краеведческом просвещении населения. Используя всё многообразие форм библиотечной работы, они информируют своих читателей о новых краеведческих изданиях, о юбилейных датах в истории нашего края и своего населенного пункта, о судьбах земляков, о творчестве самодеятельных композиторов и поэтов Братского района.

Для того, чтобы активизировать библиотечное краеведение в районе, ЦРБ на протяжении последних 10-ти лет проводила семинары, на которых библиотекарей района знакомили с новыми документами, регламентирующими краеведческую деятельность массовых библиотек, организовывала профессиональные творческие конкурсы и другие информационно-методические мероприятия:
•Библиотеки ЦБС активно работали в рамках районной программы развития культуры села «От истоков к будущему» (1999-2002 гг.).
•В 2001 году в ЦБС был проведен районный семинар библиотечных работников «Краеведческая деятельность библиотек в современных условиях».
•В 2002 ЦРБ приняла участие в областном конкурсе «Организация книжных фондов библиотек области» …
•В 2002 – 2005 гг. библиотеки Братского района начали работать по программе «Моя малая родина».
•В 2003 году впервые по инициативе ЦРБ были проведены краеведческие чтения исследовательских работ школьников Братского района «Окно в историю».
•В 2004 году состоялся районный семинар «Краеведение: традиции и инновационный поиск».
•В 2004 году состоялся конкурс на лучший сценарий к 60-летию Победы, в котором приняли участие многие библиотеки района.
•2006 год объявлен для библиотек района годом краеведения, в связи с большим количеством юбилейных дат, значимых для истории Братского района. Библиотеки района будут работать над реализацией программы «Родина – родник моей души».
•2008 год – районный конкурс «История моей библиотеки».
•В 2008 году на средства администрации МО «Братский район» по инициативе отдела по развитию культурной сферы и библиотечному обслуживанию издан сборник методических материалов и сценариев по патриотическому воспитанию в учреждениях культуры Братского района «Я — капелька России».
•2008 год – «Любовь к России в сердце у меня…»: Работа учреждений культуры района по патриотическому воспитанию: Школа передового опыта.

Интерес к истории родного края существует, и работники библиотек видят свою задачу в том, чтобы этот интерес не иссяк, чтобы прошлое и настоящее Братского района не ушло в небытие.

Краеведение — Библиотека

Да здравствует чтение!

Что может быть лучше,

Чем с книгой общение!

Вход на сайт

Сейчас на сайте

С 5 марта 2020 года данная версия сайта не поддерживается

Краеведение и библиотека

КРАЕВЕДЕНИЕ И БИБЛИОТЕКА.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

РМУ «Рамешковская МЦБ» от 31.10.2013 г.

1. Размышления о роли краеведения в формировании ново го поколения российских граждан.Вступительное слово Сиженковой А.А. –методиста РМУ «РМЦБ».

2. Рамеша. История символа п.Рамешки. – Алпашаева О.Б., зав. ДБ

3. Экскурсия по поселениям.

· Старинное село Киверичи.(Баранова Е.Н., библиотекарь Киверичской сельской библиотеки-филиала)

· Из истории села Медведиха. (Трискиба Т.А., библ и отекарь Медведихинской сельской библиотеки-филиала)

· От Симеона Бекбулатовича до наших дней. Настоятель церкви Смоленской иконы Пресвятой богородицы села Кушалино отец Александр Юрко в.

· Замытская старина. (Краевед Кременецкая Т.Н.)

· О создании клуба «Краевед» среди работников библиотек.

· Переход в помещение краеведческой экспозиции при Центральной библиотеке. Экскурсия.

4. Текущие вопросы. Директор РМУ «РМЦБ» Лебедева Л.А.


Домашнее задание: сделать муравейник.

Вступительное слово Сиженковой А.А.

Размышления о роли краеведения

в формировании нового поколения российских граждан.

Все хранится в сердце:

К реке пробившийся ручей,

Поля – смотреть – не насмотреться

С широких батькиных плечей.

И дом, где родился и вырос,

Где каждый шорох помню я,

В притихших капельках дождя.

И сел мудреные названья.

И шумное негодованье

С плотины брошенной воды.

Все запало в сердце крепко.

Я с каждым днем люблю сильней

И дождь на ветках,

И даль распахнутых полей.

В последнее время заметно повысился интерес к краеведению, понимание его большого воспитательного значения. И для работников культуры сегодня одной из наиболее важных задач является возрождение, сохранение и развитие культурного наследия нашего народа.

Воспитание краеведением подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края и о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение – это всегда краелюбие.

Как говорил академик Д. Лихачев: «Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость». Детей надо воспитывать на том, что рядом, что доступно – не на подвиге вообще, а на делах своих земляков.

Краеведческая работа всегда была и будет актуальной, ибо она включает в себя разные направления: патриотическое, экологическое, литературоведческое, историческое и т.д. Поэтому, краеведческая тема в деятельности библиотек становится одной из ведущих.

Краеведческая работа библиотек основывается в первую очередь на краеведческой литературе, а также на непосредственном исследовании местной природы и общественной жизни, ознакомлении с конкретными условиями хозяйственной и культурной жизни родного края.

Основа краеведческой работы библиотеки – фонды — слабо укомплектованы. И тем не менее, в библиотеках краеведческие фонды выделены; в основном это красочно оформлены краеведческие уголки с информационными стендами, альбомами, книжными выставками или выставками творческих работ детей.

В последние годы формы массовой работы библиотек по краеведению стали интереснее и многообразнее: это дни, недели краеведения, вечера-портреты, премьеры и презентации, праздники села, интеллектуально-познавательные игры. Но библиотекарь может организовать и провести с учащимися и поисково – исследовательскую работу, связанную с конкретным населенным пунктом.

Это позволит детям реализовать свой творческий потенциал, инициативу, самостоятельность, почувствовать “историзм” своей малой родины, испытать гордость за свой край.

Формы поисковой работы многообразны: создание банка краеведческих статей из местной периодики; работа с архивными документами, с периодическими изданиями, сбор материалов о людях и событиях края, встречи с участниками и очевидцами исторических событий – переписка со знаменитыми земляками и их родственниками, беседы с местным населением, поиск предметов материальной и духовной культуры.

По результатам проведенной поисковой работы можно оформить альбомы, папки, открыть краеведческие уголки, создать краеведческие страницы на сайтах библиотеки. Все это может стать хорошим дополнением к книжному краеведческому фонду библиотеки.

Некоторые библиотеки пытаются восстановить историю населенных пунктов, традиционно накапливая сведения об образовании и развитии городов, сел, деревень. Составление “Летописей” — ответственная и трудоемкая, но необходимая часть краеведческой работы библиотек.

Патриотизм также начинается с краеведения. Ведь невозможно любить нечто недосягаемое, неохватное и неощущаемое. Любовь к Родине проходит начальный этап в любви к дому, в котором вырос, к красотам края, к любящим людям рядом, в причастности к истории Родины через историю своих предков.

Краеведение — Библиотека

Молодёжь, библиотека, краеведение:
в ракурсе проекта «Зелёная листва»: из опыта работы
Уржумской центральной библиотеки

В стратегии развития библиотечной отрасли Уржумского района краеведение занимает одно из ведущих мест. Огромные возможности краеведческого материала являются важным компонентом воспитательного пространства, действенным средством гражданского становления молодого поколения. Краеведческая составляющая присутствует практически во всех мероприятиях, организованных, коллективом Уржумской центральной библиотеки. Доминанта краеведческой деятельности центральной библиотеки — работа с молодыми пользователями: привлечение их к краеведческой информации, воспитание чувства исторической памяти, уважения к традициям, гордости за свое Отечество.


Одной из системообразующих форм деятельности библиотеки является программно-проектная. Так, в рамках библиотечной программы «История малой родины — история страны» действует адресный проект «Зелёная листва» (2008-2010), ориентированный на работу с творческой молодёжью, имеющей устойчивый интерес к краеведению.

Смысл создания проекта продиктован задачами государственной молодёжной политики. 2008 г. был объявлен в Кировской области Годом молодёжи. 2009 г. на основании Указа Президента РФ — общероссийский Год молодёжи.

Цель проекта: сделать краеведение привлекательным для молодых пользователей, развивать познавательную и читательскую активность, интерес к краеведческим исследованиям как к творческому процессу, помогать формированию патриотических чувств молодёжи, укреплению связей между поколениями.

В обоснование названия проекта вынесена идея преемственности, передачи знаний и опыта предшествующих поколений краеведов новому поколению, «из века в век шагнувшему». В качестве эпиграфа взята фраза из сочинения школьника А. Сиушова: «На дереве России я всего лишь лист. Молодой зеленый листок, силу которому дают соки, поднимающиеся от корней».

Проект предусматривает решение следующих задач: вовлечение молодых пользователей в процесс самостоятельного и коллективного краеведческого творчества, обмен идеями, поисковыми материалами, создание коллективных сборников и электронных презентаций, участие в совместных мероприятиях.

И как результат — формирование краеведческой базы данных библиотеки, её активная издательская деятельность.

Библиотека, выполняя функции информационного партнёра, сотрудничает с Уржумской гимназией, другими школами города, с руководителями и воспитанниками краеведческих объединений Уржумского районного Центра дополнительного образования детей, считая их основными участниками проекта.

На ближайшую перспективу коллектив библиотеки выступает инициатором замысла совместных проектных работ: «Памятные места на карте малой Родины» (библиотека — гимназия), «Видео-галерея ветеранов Великой Отечественной войны», «Фонд публикаций «Память» — архив имён и героических историй» (библиотека — Центр дополнительного образования — совет ветеранов).

Для краеведческой работы в библиотеке нет каникул. С началом лета наступает самый насыщенный ее период. В соответствии с этим был выбран бренд летних мероприятии — «Краеведческое лето». С поисковыми заданиями обращаются участники отрядов многопрофильного летнего лагеря гимназии: литературно-краеведческого, фольклорного, эколого-туристического, историко-краеведческого и других. Библиотека обеспечивает им информационную поддержку и практическую помощь. Так, историки-краеведы, проведя разыскания в библиотеке, пополнили новыми материалами музей истории гимназии. Экологи-туристы получили сведения об исчезнувших населённых пунктах района с целью отправиться к местам бывших деревень. Гимназисты, занимающиеся литературным краеведением с подачи библиотеки (часы поэзии) совершили литературный десант в село Русский Турек, где когда-то жила семья А. Т. Твардовского и куда приезжал сам поэт. Встретились там с профессиональным писателем и поэтом В. Н. Казаковым. Разработали экскурсию по памятным местам города Уржума, связанным с именем поэта Н. А. Заболоцкого, взяв за основу буклет «Уржум в судьбе поэта», подготовленный Центральной библиотекой.

Нужно сказать, что имя поэта Н. А. Заболоцкого, выдающегося представителя русской философской лирики XX века и областной литературный праздник «Дни Заболоцкого”, ежегодно проходящий на Уржумской земле, объединяют библиотеку со многими культурными силами района, в том числе с Уржумской гимназией, бывшим реальным училищем, в котором учился поэт. Среди педагогов и учащихся этого учебного заведения есть лауреаты районной премии имени Н. А. Заболоцкого.

В 2009 г. Центральная библиотека выступила инициатором конкурса на лучшее школьное сочинение-эссе по творчеству поэта-земляка. Предшествуя конкурсу, в учебных заведениях города проводились поэтические уроки «Что есть красота?», слайдовая презентация, “Уржум. Ранние годы: листая страницы автобиографической прозы Н. А. Заболоцкого». Гимназия принимала в конкурсе самое активное участие.

Жизнь поэта продолжается в строчках его стихотворений и в сердцах читателей, прикоснувшихся к его художественному миру. Участники конкурса изложили в своих сочинениях мысли и чувства, возникшие при соприкосновении с творческим наследием Н. А. Заболоцкого. Итогом конкурса стал коллективный сборник «Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок. », авторами которого были учащиеся 8-11 классов. Также в сборник вошли путевые заметки гимназистов, отразившие их впечатления от поездки в село Сернур республики Марий Эл, на родину раннего детства поэта.

Опыт сотрудничества библиотеки с Уржумским Центром дополнительного образования детей сложился за восемнадцать сезонов проведения районной краеведческой игры-олимпиады «Взрослейте и умейте», играющей важную роль в воспитательной системе учреждений образования Уржумского района.

Моделью игры служит интерактивное интеллектуальное состязание команд-участников и их капитанов по природному, историческому и литературно-художественному краеведению на основе ежегодных конкурсных заданий.

Совместная работа ЦДОд и библиотеки ведётся с начала учебного года. Библиотека организует для руководителей игры информационное обеспечение разработки программы, а для участников проводит серию информационных часов-консультаций. Библиотечный слоган игры-олимпиады — «Учитесь, взрослея».

Так как 2009 г. для уржумцев — это год двух юбилеев. 425-летия города Уржума и 80-летия Уржумского района, вектор исследований участников игры был направлен на эти исторические события. Опираясь на источниковедческую базу библиотеки, они провели сложный и интересный поиск для юбилейного сезона “Века и вехи края моего”.

Одна из конкурсных номинаций — «Званию «Почётный гражданин города Уржума» — 25 лет». Обобщив имеющуюся информацию, библиотека подготовила сборник «Доброе имя уржумца». выпушенный типографским способом тиражом 300 экз.

В помощь участникам игры-олимпиады была подготовлена также библиотечная акция –“Информационная площадка”. Были задействованы стенды в холле библиотеки для оформления двух меняющихся экспозиций: «Сказ о граде Уржуме” (к 425-летию города) и “XX век Россия. Комсомол” (к 90-летаю бывшей молодёжной организации).

С учащимися областной очно-заочной краеведческой школы, действующей при Центре дополнительного образования детей библиотека прорабатывает темы контрольных и дипломных работ; с воспитанниками объединения “Весёлое перо” (журналистика) выпускает совместные сборники стихов — «О той войне мы помнить будем вечно», “Уржумские роднички”; с членами объединения «Радуга» (роспись по дереву и ткани) и “Природа и фантазия” (флористика) участвует в “Колесе истории» по книге кировской писательницы Т. Копаневой “Вятское далеко. Как Ванчё себе невесту выбирал” (Киров. 2005). Только материал используется местный, уржумский. … Так, невесту пришлось искать на ярмарке, о которой было лишь известно, что там «корова в небо улетела». Оказалось, что было это на знаменитой уржумской Белорецкой ярмарке, корову продали, деньги в узелке привязали к воздушному шарику, а шарик взял да и улетел.

В начале лета библиотека организовала для воспитанников Центра ознакомительную экскурсию по главной улице Уржума – “Исторические памятники улицы Советской”, создан и виртуальный вариант экскурсии по городу.

Самым запоминающимся событием летнего чтения стал литературный праздник «Читай-город», организованный в городском парке библиотеками города. Интеллектуальное путешествие начиналось с “Исторической аллеи”. Для того, чтобы посетить «Пушкинский бульвар», «Гоголевский проспект», «улицу Загадок», «площадь Сказок», «переулок Поэтический» и оказаться на завершающей станции «Игротека Читай-города», путешественники должны были, проходя по аллее ответить на вопросы викторины «Уржумика»: что мы знаем и не знаем об Уржуме?

Есть еще одна категория молодых посетителей библиотеки, для которых особенно важна краеведческая информация. Это студенты и аспиранты различных вузов. Активный н плодотворный отдых для них — путешествия по родному краю, поиски и находки.

В июле 2009 г. Уржум посетила родиноведческая экспедиция кировского историко-краеведческого клуба «Перспектива» (руководитель В. В. Коваленко). Члены клуба, учащиеся и студенты, работая в библиотеке, получили необходимую информацию для экспедиционной работы на тему «Участие вятчан в войнах XIX века». В свою очередь, молодые исследователи предоставили библиотеке интересный фактический материал «Город Уржум в XIX веке», послуживший началом для новой поисковой работы библиотеки — «Уржумцы в ратной галерее 1812 года». Возможно, благодаря этим исследованиям, Уржумская центральная библиотека приобретёт друзей и информационных партнёров и среди членов клуба «Перспектива».

Библиотека также надеется и на дальнейшее сотрудничество с аспиранткой Европейского университета Санкт-Петербурга Ксенией Г., работавшей этим летом в марийских деревнях и в библиотечных фондах над темой диссертации «Историческая память современной марийской деревни».

Опираясь на опыт партнерских отношений в сфере краеведения. Уржумская центральная библиотека стремится выработать собственную позицию по отношению к молодому пользователю. Она заключается в том, что краеведческие знания помогают правильной социализации взрослеющего человека, способствуют его духовному развитию, они необходимы для его активного вхождения в современную социально-экономическую жизнь.

Ведь подростки и юношество — это возрастная категория, стремящиеся к самостоятельности и самоидентификации. Ответы на свои вопросы и способы творческого самовыражения они, как правило, ищут в окружающем информационном пространстве (в мире взрослых, в мире книг, в виртуальном мире).

Одна из задач библиотеки — привлечение в свое информационное пространство творческой, думающей, талантливой молодёжи, это залог её динамичного развития в будущем. Проект “Зелёная листва” и создан для решения этой задачи. Хотя время подведения итогов ещё не пришло.

Источник: Проблемы краеведческой деятельности библиотек. Материалы XI Всероссийского научно-практического семинара (Киров, 11-13 ноября 2009 года).

64253 (Библиотека и краеведение. Работа библиотек с краеведческими документами)

Описание файла

Документ из архива «Библиотека и краеведение. Работа библиотек с краеведческими документами», который расположен в категории «контрольные работы». Всё это находится в предмете «краеведение и этнография» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «контрольные работы и аттестации», в предмете «краеведение и этнография» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «64253»


Текст из документа «64253»

По предмету: «Библиотековедение».

Тема: Библиотека и краеведение. Работа библиотек с краеведческими документами.

План: …………………………………………………………………..…. 2

Понятие «край» и «краеведческий документ». ……………………..….3

Фонд краеведческих документов. ………………………………………6

Организация и ведение КСБА. ………………………………………8

Задачи краеведческой работы библиотек. …………………………9

Использование краеведческой библиографии. ………………………..12

Индивидуальное информирование в работе библиотек. ………….15

Взаимосвязи и координация деятельности краеведческих учреждений. ……………………………………………………………………………..16

Формы работы библиотек по краеведению. Историко-краеведческие чтения. ……………………………………………………………………………17

План проведения краеведческих чтений. ………………………………19

Список использованной литературы. ………………………………20

Понятие «край» и «краеведческий документ».

Настоящее время характеризуется небывалым всплеском краеведческой деятельности. Краеведение переживает процесс поиска новых форм, постановки первостепенных задач. Оно приобретает ярко выраженный социально-политический характер, особенно в связи с возросшим интересом к прошлому отдельных территорий, а также – ввиду обострения национальных, экономических, экологических проблем. О «малой родине» заговорили многие представители научных кругов, экологи, экономисты, педагоги, участники общественных движений.

С апреля 1990 года существует Союз краеведов России. Основным направлением его деятельности стала долговременная комплексная программа, направленная на поддержку и развитие краеведческой работы в России, а также ряд целевых программ: «Теория и история краеведения», «Природное наследие», «Школьное краеведение» и многие другие.

Краеведение – это всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Под краем понимается определенная часть страны, выделенная по самым различным признакам и, прежде всего на основе административно-территориального деления. Также правомерным считается распространение понятия «край» на такие обширные природно-экономические зоны как Урал, Сибирь, Дальний Восток.

Задачи и содержание краеведения чрезвычайно разнообразны. В его задачи входит изучение этнического состава местного населения, поиски полезных ископаемых, учет, охрана памятников архитектуры, устного народного творчества, изучение говоров и диалектов, художественных промыслов края. Тем самым краеведы создают необходимую основу для научных исследований в различных отраслях знания и вносят существенный вклад в формирование патриотизма и любви к родному краю у населения.

На региональном уровне наиболее уместен вариант культурного развития с учетом местной специфики и самобытности, возможностей территории – институциональных, материальных, человеческих и т.д. Именно на локальном пространстве достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни в целом. Краеведческая составляющая в той или иной мере, напрямую или косвенно, пронизывает все отрасли знания, участки и сферы интеллектуального и физического труда человека, придавая им конкретность, близость к человеку, читающему и ищущему.

Источники изучения края весьма разнообразны по своему характеру и содержанию. К их числу относятся, так называемые, вещественные источники: результаты археологических раскопок, памятники материальной культуры, образцы местной флоры и фауны, полезных ископаемых, изделия промышленного и сельскохозяйственного производства. Эти материалы собираются и хранятся в краеведческих музеях. Важное значение для познания истории и культуры края, быта его населения имеют лингвистические материалы (записи местных говоров и диалектов) и, особенно русское народное творчество (былины, сказания, пословицы, частушки и т.д.). Огромный интерес для исследователей представляют архивные документы и источники (мемуары, описи, приказы и т.п.).

Каждый человек по своей воле или под давлением жизненных обстоятельств независимо от возраста, пола, принадлежности к тому или иному этносу, научного ценза, профессии, места жительства сталкивается с краеведением, занимается им, пользуется его результатами. Кроме общения с самим краем мы неизбежно имеем дело с документально зафиксированными итогами краеведческих поисков, представленными в произведениях печати, рукописях, видео-документах или, иными словами, с «краеведческими документами».

Впервые этот термин был предложен С.Н. Криворотенко в 1990 году. Краеведческим она назвала документ, содержащий и (или) формой связанный с краем; под содержанием краеведческого документа понимала только заключенную в нем информацию о крае, под формой – информацию о месте издания, авторской принадлежности и принадлежности к краю других лиц, участвующих в создании документа. Это определение учитывает не только содержательный, но формальный аспекты явления, что позволяет расширить круг документов, имеющих отношение к краю и включаемых в краеведческий фонд.

Наряду с понятием «краеведческий документ» в публикациях специалистов часто встречается термин «краеведческая литература» как понятие более широкого плана. В чем же ее отличие от документа?

«Документ» и «литература» – разнокачественные понятия. Большинство специалистов называет краеведческой литературой произведения печати, относящиеся к краю по содержанию, независимо от места их издания.

Для библиотечного краеведения подходит определение: краеведческий документ – это тот же материальный объект, который хранит и передает информацию. Отличительным признаком, выделяющим краеведческий документ из общей массы, является наличие в нем описания фактов, событий, явлений, связанных с определенной территорией, местностью (краем).

То же самое можно сказать и краеведческой литературе, она выделяется из общей массы произведений печати наличием в ней тех же сведений.

Слово «документ» обозначает материальные источники информации: книги, газеты, журналы, буклеты, открытки, марки, плакаты, видеофильмы и т.д. А термин «литература» объединяет в себе только произведения, то есть только идеальную информационную составляющую. В «Положении о краеведческой деятельности краевых и областных УНБ» краеведческими документами названы любые тексты: неопубликованные (рукописные, машиночитаемые, графические) и аудиовизуальные материалы, машиночитаемые источники информации (магнитные ленты, компакт-диски и т.д.), полностью посвященные данному краю или содержащие значительные (по объему и ценности) сведения о нем, независимо от вида и способа издания (изготовления), тиража, языка, места издания или изготовления, политической и идейной направленности. Под местными понимаются все издания, опубликованные на территории данного края, независимо от их содержания, вида и способа издания, языка; в том числе малотиражные, внутриведомственные, издания групповой обработки.

Фонд краеведческих документов.

Основа всей краеведческой деятельности библиотеки – краеведческий фонд. Краеведческий фонд – это упорядоченное множество зафиксированных в документальной форме сведений о крае. Он используется читателями и сотрудниками библиотек в разнообразных целях: для удовлетворения краеведческих запросов читателей; для проведения библиографического информирования по краеведению; для выявления необходимых материалов при подготовке и составлении пособий, сборников, альманахов и других изданий краеведческого содержания; для организации краеведческих мероприятий. Без полноценного научно-организованного фонда серьезная краеведческая работа библиотеки невозможна.

В последнее время все четче проявляется тенденция к возвращению культурных ценностей, созданных за многие годы каждым народом, в каждой местности, будь то край, область, город или деревня. Все чаще люди обращаются к истории своих предков, восстанавливают традиции, забытые или уничтоженные, чтобы в будущем опять не пришлось по крупицам собирать утраченные сведения о родном крае. Муниципальная библиотека должна не только собирать, организовывать, но и сохранить краеведческий фонд для последующих поколений, пополняя его новыми документами о природе, истории, хозяйстве, искусстве, то есть о жизнедеятельности края.

Краеведческий фонд МБ универсален по своему составу. Он должен охватывать все проблемы края, которые могут заинтересовать читателей.

Фонд формируется из документов, отвечающим основным целям и задачам конкретной библиотеки, а также потребностям пользователей. Такой фонд, выделенный в отдельных залах или на отдельных стеллажах, в идеале должен состоять из:


книг, брошюр, листовок;

репродукций, произведений изобразительного искусства, атласов, карт, фотографий;

нотных изданий, грампластинок, слайдов, диафильмов, аудиокассет, компакт-дисков, дискет;

машинописных и рукописных материалов;

тематических папок с газетными и журнальными статьями, связанными по содержанию с краем.

Краеведческие документы классифицируются по различным признакам: времени издания, уровню насыщенности краеведческими данными, видам документа, а также возрасту читателя.

По назначению документов, по их семантической составляющей, краеведческий фонд библиотеки включает:

Иногда фонд систематизируется на основе материальной конструкции изданий: книги, газеты, журналы, листовки, плакаты, ноты, печатная графика и т.д.

Можно разделить документы по знаковой природе заключенной в них информации: на текстовые, нотные, картографические, изоиздания.

По признаку периодичности краеведческие документы могут быть периодическими, непериодическими, продолжающимися, серийными.

ЦБ ведут систематическую работу по выявлению краеведческих документов и местных изданий, используя для этого тематические планы издательств; библиографические пособия, в том числе и издаваемые ЛУНБ, СБА ОУНБ и других библиотек, книжные собрания частных лиц и внебиблиотечных учреждений (архивов, музеев и т.д.). ЦБ ведут текущее и ретроспективное комплектование фонда краеведческих документов и местных изданий для свое системы путем покупки в областном библиотечном коллекторе, в магазинах, у частных лиц; воспроизведения отсутствующих документов средствами копировально-множительной техники; по подписке; в порядке книгообмена; в порядке дара. Для ЦБ желательно приобретение каждого документа в 3-5 экземплярах; для филиала в 1-2 экземплярах. В каждой библиотеке желательно иметь подписку на зональные и местные журналы, на областные, районные, городские, многотиражные газеты.

В целях повышения эффективности деятельности и обеспечения рационального использования краеведческих документов и местных изданий целесообразно организовывать в ЦГБ, ЦРБ группы или читальные залы краеведения и собирать там по одному экземпляру краеведческих документов, выделив для этого специальный стеллаж.

Причинами исключения краеведческих документов и местных изданий из фонда ЦБС могут быть; ветхость издания (при наличии достаточного числа экземпляров) в степени, делающей нецелесообразность попытки реставрации; избыточное количество экземпляров издания. Единственные экземпляры краеведческих и местных документов не списываются. Местные периодические издания хранятся в ЦБ постоянно, в филиалах – три года.

Краеведческая библиографическая деятельность осуществляется в рамках общей библиографической деятельности ЦБС, по общим планам. Объемы этой деятельности в ЦБ и филиалах различны. Краеведческая библиографическая деятельность ЦБ включает:

организацию и ведение краеведческого справочно-библиографического аппарата (КСБА);

формирование системы краеведческих библиографических пособий;

краеведческое библиографическое обслуживание, краеведческое библиографическое информирование, обучение основам краеведческих библиографических знаний.

Организация и ведение КСБА.

КСБА создается как специализированная часть СБА центральной библиотеки с целью максимально полного раскрытия состава и содержания всех видов краеведческих документов и местных изданий. КСБА ЦБ отражает:

материалы о крае в целом, об отдельных местностях и населенных пунктах;

материалы о деятелях и уроженцах края;

справочные и библиографические источники информации о крае.

КСБА ЦБ служит основой для обслуживания читателей краеведческими документами и местными изданиями; краеведческого библиографического и информационного обслуживания; библиографической пропаганды краеведческих изданий; доукомплектования фонда краеведческих изданий.

Краеведческий СБА ЦБ создается в целях удовлетворения потребностей в краеведческой информации не только читателей ЦБ, но и библиотек-филиалов и библиотек других ведомств.

Ведущим является принцип полноты отражения и глубины раскрытия краеведческих документов, который проявляется в том, что: включаются все краеведческие документы и местные издания края, независимо от наличия их в ЦБ и места их нахождения, от объема и ценности; не устанавливаются хронологические границы отражения краеведческих документов; широко применяются все методы библиографического раскрытия материалов (аналитические описания частей текста, детальная группировка материала, аннотации и др.).

КСБА ЦБ включает:

— центральный краеведческий систематический каталог;

— фонд справочных и библиографических пособий.

Каталог включает карточки на книги, брошюры, альбомы, изоиздания, нотные издания, статьи из журналов, сборников, продолжающихся изданий, газет (центральных и местных), атласы, диафильмы, слайды и другие документы.

Материалы в краеведческом систематическом каталоге систематизируются по ББК. Карточки за каждым разделителем стоят в обратно-хронологическом порядке.

Фонд справочных и библиографических пособий формируется в читальном зале краеведения и на абонементе.

Задачи краеведческой работы библиотек.

В настоящее время краеведческая работа становится одним из важнейших направлений деятельности муниципальных библиотек (ЦБС).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль
Поделитесь ссылкой пожалуйста: