КХИ-ЙОГА драться не обязательно — Кхи-йога, школы йоги, боевые искусства, здоровье, йога


ЮДДХА ЙОГА — Боевая Йога: О Йоге и Школе боевого искусства «Дхарма Марга»

Мало что собирает сейчас вокруг себя такое количество домыслов и фантазий, как йога. Американские домохозяйки пишут о ней книги, кинозвезды издают всевозможные руководства, выпускники двухнедельных курсов для тренеров по фитнесу учат нас расслабляться, правильно дышать и медитировать. Классическая йога, юддха йога – в боевых искусствах все эти понятия стали нынче модными.

А что вообще такое — юддха йога? И для чего нужна классическая йога в боевых искусствах? Без понимания этого никакая йога невозможна даже в принципе. Потому что эта древнейшая система направлена в первую очередь на духовное совершенствование, а умение «работать телом» в ней – лишь инструмент на пути к познанию себя. Можно перезаниматься в десяти разных школах йоги или школах боевых искусств и несколько раз в году ездить на семинары в Индию, и, безусловно, все это принесет пользу и множество новых интересных впечатлений. Но если не понимаешь, «зачем», то одно только «как» — это не йога.

Под юддха йогой сейчас чаще всего понимается система физических и дыхательных упражнений, некая общеукрепляющая гимнастика, улучшающая состояние организма. Многим словосочетание «боевая йога» кажется нелогичным, режущим слух – как можно называть боевым искусство сидения в позе лотоса и созерцание собственного пупка? Но это сочетание парадоксально лишь на первый взгляд. Если мы дадим себе труд задуматься, а не пойдем на поводу у стереотипов, то узнаем много интересного. Например, откуда вообще взялись современные боевые искусства? Или куда уходит корнями современная йога?

То, чему обучают сейчас в большинстве школ юддха йоги – ее начальная ступень, хатха-йога, которая как раз и содержит в себе дыхательные техники и освоение основных асан – йогических поз. Но существуют и следующие ступени, каждая из которых открывает новый уровень владения собственным сознанием и телом — Ражда йога, Дхьяни йога, Самадхи йога. Юддха йога (йога боя) — это одна из ступеней, и для древних индийских монахов это словосочетание не было ни парадоксальным, ни странным.

Существует мнение, что классическая йога лишена боевой идеологии, поскольку в первую очередь сориентирована на непричинение вреда. Но причинять вред и умение оградить себя от насилия – очень разные вещи. Нападение и защита – две стороны одной медали: умения вести бой. Это то, чему обучает боевое искусство юддха йога. И если мы умеем отразить агрессию, не причинив вреда ни себе, ни тому, кто навязывает нам бой – мы получаем преимущество не только в физическом, но и в моральном плане. Умея остановить чужую агрессию, сохраняя внутреннее и внешнее равновесие, мы чувствуем свою силу. И на пути к внутренней гармонии – а это и есть цель занятий йогой – умение чувствовать себя в безопасности очень важно.

Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни?

«… какая польза человеку, если он
приобретет весь мир, а душе своей повредит?
или какой выкуп даст человек за душу свою?»

Многие россияне активно увлечены поиском быстрых и, как им кажется, надежных методов оздоровления. Среди таких методик прочную позицию заняла хатха-йога. Увлекающиеся хатха-йогой считают ее своеобразным аналогом гимнастики, с помощью которой можно значительно улучшить состояние своего здоровья. При этом лишь немногие всерьез задумываются об истоках и изначальных целях занятий хатха-йогой, а также о том, что результаты этих занятий могут оказаться самыми неожиданными. В данной статье мы попытаемся ответить на вопросы: что такое хатха-йога, где и когда она была создана, так ли уж безвредно заниматься ею, а также совместима ли хатха-йога с христианством. Прежде всего, определимся с самим понятием «йога».

Термин «йога» родился в Индии и имеет около 20 словарных значений [1], среди них такие как: «связывать», «соединять», «скреплять», «сцеплять» и т.д. [2]. В общем смысле йога – это «техника, совокупность методик, процесс и итог интеграции духовных, психических, а в некоторых йогах и физических потенций индивидуума, имеющий целью по меньшей мере завершенность и свершенность личности изнутри» [3]. Йога – это не название какой-то одной методики, а, скорее, общее обозначение целой совокупности систем, которых объединяет стремление к достижению «Абсолюта», однако они могут иметь немалые отличия друг от друга. Известный индийский мистик Свами Вивекананда писал: «Йога означает соединение, она стремится связать душу человека с высшей душой Бога [4]» [5]. Также можно сказать, что «йога – это «связь» с Абсолютом, посредством которой достигается освобождение от страданий и высшее состояние…» [6]. Йог Чинамайананда утверждал, что занимаясь йогой человек из червя станет «Богом Богов» [7]. В индуизме йогой называют практическую методику преодоления всего преходящего и воспринимают ее как путь к вечности [8].

Йога в том или ином виде является обязательным компонентом всех духовных традиций Индии [9]. Подчеркнем, что все виды йоги имеют религиозный характер: «…в древности все высшие достижения человека в познании, искусстве и власти были частью религии и считались принадлежащими Богу и Его земным служителям» [10]. Нет ни одной школы йоги, которая была бы оторвана от религии. Нерелигиозных форм йоги не существует. Огромную роль в йоге играет гуру: «гуру – это тот, кто дарует знание, благо (или процветание), состояние Шивы [11] … гуру – это тот, кто рассеивает тьму (невежество, иллюзии)» [12]. Связь ученика с гуру имеет очень большое значение, фактически, не имея гуру, йогой заниматься нельзя, более того, «если человек покидает своего гуру из-за каких-либо материальных побуждений или мотивов, он совершает тем самым самый страшный грех (обычно учителя йоги говорят, что ученик таким поступком портит себе карму. – В.П.) и будет вынужден расплачиваться за этот поступок в течение длительного времени (например, в следующих жизнях. – В.П.)» [13]. При этом гуру может стать далеко не любой человек, а только тот, кто достиг полной духовной реализации и был посвящен, в свою очередь, своим гуру. Вот некоторые признаки, которые позволяют, с точки зрения тантристов, отличить ложного гуру от настоящего: «К этим признакам относятся серьезные заболевания, такие как заражение крови, проказа, болезни глаз, бесплодие; врожденные аномалии – такие как лишнии конечности или их недостаток, карликовое телосложение… а также – даже такой признак, как плохие ногти или зубы» [14]. Это, конечно, далеко не все признаки, но и они позволяют сделать вывод, что учителем нельзя стать лишь потому, что человек этого хочет и изучил ту или иную духовную литературу, необходима принадлежность к духовной традиции той школы, учителем которой человек себя объявляет, а также наличие определенных физических и психических свойств, определенной квалификации, подтвержденной учителями избранной традиции. Йог обязательно должен быть вегетарианцем [15], однако есть исключения, например, система тантрической йоги позволяет есть мясо [16] . Высшее духовное состояние, которого может достичь йог, называется самадхи, описать самадхи невозможно, по сути это некое мистическое переживание, которое испытывает человек в результате занятия йогой: «Самадхи – это неописуемое состояние. Оно находится вне компетенции ума и речи. В Самадхи, или состоянии Сверхсознания, медитирующий теряет свою индивидуальность и становится единым с Высшим «Я», воплощением Блаженства, Мира и Абсолютного Знания. Вот и все что можно сказать об этом состоянии» [17]. Последователи йоги считают, что понять самадхи можно только пережив это состояние. Свами Вивекананда писал о самадхи: «Когда сознание поднимается выше пределов самосознания, оно называется самадхи» [18]; «Йога говорит, что случайно впадать в это состояние очень опасно (выделено нами. – В.П.). Во многих случаях является опасность повредить мозг» [19]. Кроме того, впадающие в состояние самадхи «подвержены галлюцинациям» [20]. При занятиях йогой, как верят практикующие йоги, развиваются следующие способности или, как их называют сами йоги, сиддхи: 1) анима – способность принимать форму меньше меньшего; 2) махима – способность принимать форму огромных размеров; 3) лагхима – способность становиться легче пылинки; 4) гарима – способность становиться необыкновенно тяжелым; 5) прапти – способность получать все, что угодно; 6) пракамья – непоколебимая воля; 7) ишитва – превосходство над другими; 8) вашитва – способность удерживать окружающих под своим контролем [21]. Свами Вивекананда утверждал: «…свобода души (в неоиндуистстком понимании [22]. – В.П.) есть цель всех Йог, и каждая Йога одинаково ведет к этому результату» [23]. Рассмотрим кратко виды классической йоги.

Существует четыре вида классической йоги: джнана-йога, карма-йога, бхакти-йога и раджа-йога. Джнана-йога (джняна-марга) — это путь развития сверхрациональной интуиции, цель которой – постижение йогом единства личной души (Атмана) с Божеством [24] через развитие у себя «…высших интеллектуальных способностей, сверхрациональной интуиции и путем продумывания великих речений упанишад [25]: «Все сие Атман [26]», «Я есть Брахман [27]» и др. Ритуалы отвергаются за ненужностью, путь асоциален, предполагает монашество…» [28]. Джнана-йога считается путем для личностей, имеющих высокое интеллектуальное развитие. Данный вид йоги не предполагает специальной работы с телом, это, скорее, путь высокого интеллектуального созерцания. Заметим, что в настоящее время в России в рамках неоиндуизма ни одно направление йоги не практикуется в классической форме. Карма-йога (карма-марга) — это путь ритуально чистых деяний, который заключается в том, что йог следует в своей жизни тем религиозным предписаниям, которые приняты в той духовной традиции, к которой он принадлежит [29]. Свами Вивекананда писал: «Что же говорит карма-йога? «Трудитесь неустанно, но отрешитесь от всякой привязанности к труду. Не отождествляй себя ни с чем вне ва-С. Держите ваш ум свободным…» [30]. Карма-йог — это человек, который не привязывается к плодам своего труда, считая, что все, что он делает, есть исполнение его религиозного долга, предполагается работа без внутренней психологической вовлеченности, без привязанности к результатам труда [31]. Карма-йог считает, что плоды, как и сам процесс труда, принадлежат божеству. В Бхагавадгите об этом сказано так: «Все, что ты делаешь, что вкушаешь, что подаешь, что приносишь в жертву; какой ни совершил бы ты подвиг – все совершай как приношение мне (Кришне. – В.П.)» [32]. Отрекшись от своего «я» через отказ от присвоения плодов труда, йог как бы позволяет тем самым раскрыться божеству в себе и становится «богом». При этом, по словам Свами Вивекананды, «карма-йог может не верить ни в какую доктрину. Он может не верить даже в Бога, может не вопрошать, что такое душа, и не думать ни о каких умозаключениях. Он имеет своей специальной целью осуществление бескорыстия, и ему приходится самому вырабатывать пути, ведущие к этой цели» [33]. На практике обычно карма-йогу соединяют с бхакти-йогой и отдельно не практикуют. Бхакти-йога – это путь преданного служения избранному божеству [34] . Бхакти-йог, или бхакта, как говорит Бхагавадгита — это тот, кто не имеет «ненависти к существам, милосердный, сострадательный, без собственности, без самости, равный в горе и радости, терпеливый, удовлетворенный, постоянный, в единении, самоуглубленный, твердый в решениях, вручивший Мне сердце и разум, кто предан Мне (Кришне. – В.П.)» [35]. Бхакта – это тот, кто ежеминутно думает об избранном божестве, его привязанность к божеству должна быть всепоглощающа [36]. Любые свои деяния бхакта посвящает избранному божеству. Адепт бхакти-йоги стремится к экстатическим, эмоциональным переживаниям, к мистическим озарениям. Цель — вызвать в себе непреодолимую любовь к божеству, граничащую с одержанием божеством [37]. Среди групп, практикующих бхакти-йогу, нередки случаи сексуальных извращений, например интимные отношения с гуру или обмен партнерами между членами секты [38]. На сегодняшний день бхакти-йога является одной из самых популярных направлений йоги в мире. Рассмотрению раджа-йоги мы уделим особое внимание, так как хатха-йога является ее частью и без понимания раджа-йоги мы не сможем ответить на сформулированные в статье вопросы.

Раджа-йога – это йога, которая ставит своею целью достижение самадхи через пробуждение кундалини. Кундалини – это энергия, которая, как считают йоги, находится в основании позвоночного столба и представляется в виде змеи, свернувшейся в три с половиной кольца [39]: «…сама энергия Кундалини – это тонкие психические энергии, но не грубо-материальные органы или субстанции тела» [40]. Кундалини необходимо «разбудить» и направить вверх по центральному энергетическому каналу (сушумне), который, как считают йоги, находится в позвоночнике. Проходя по позвоночнику, кундалини как бы активизирует чакры, раскрывает их. Чакры – это невидимые энергетические центры [41], «чакры находятся на более тонком уровне, чем материальное тело, то есть как бы одновременно в теле и вне его, точное местоположение того или иного чакры может быть определено только индивидуально, в процессе концентрации и медитативной практики» [42]. Раскрытие чакр, как считают йоги, приводит к духовной самореализации и постижению божества. Раджа-йога – это практика, с помощью которой йог готовит свое тело и разум для достижения самадхи. Основателем раджа-йоги считается Патанджали [43] — индийский мистик, живший около II — III веков по Р.Х. Патанджали оставил после себя так называемую «Йога-сутру», в которой суммировал и осмыслил опыт индийской йоги. Йога Патанджали, она же раджа-йога [аштанга-йога), состоит из восьми ступеней: «1. Яма (общие нравственные требования); 2. Нияма (самоочищение посредством дисциплины); 3. Асана (поза); 4. Пранаяма (ритмический контроль дыхания); 5. Пратьяхара (отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних объектов); 6. Дхарана (концентрация); 7. Дхьяна (медитация); 8. Самадхи (состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной медитации, когда индивидуальный адепт…сливается с объектом медитации…Вселенским Духом» [44]. Разберем ступени раджа-йоги подробнее. Яма – это пять нравственных требований: «1. Никому не вредить мыслью, словом или действием. 2. Не быть корыстолюбивым ни мыслью, ни словом, ни действием. 3. Полное целомудрие мысли, слов и действий. 4. Полная откровенность мысли слов и действий. 5. Полная безгрешность в мыслях, словах и действиях» [45]. Нияма – это «уход за телом, ежедневное купание, питание и т.д. » [46]. Асана в йоге – это «поза, принимаемая для выполнения упражнения или сама им являющаяся… главная цель занятий асанами…- прочистка пранических (энергетических) потоков в теле, выпрямление и развитие максимальной гибкости позвоночника для последующего пробуждения кундалини» [47]. В молодости минимальное время занятия асан ами для достижения более или менее приемлемого, с точки зрения йоги, результата составляет пять лет ежедневных упражнений [48] под руководством полностью реализовавшего себя в духовном плане учителя [49]. Пранаяма – это четвертая ступень раджа-йоги, главной целью которой «является посредством регуляции дыхания установить контроль над тесно с ним связанным потоком сознания» [50]. Вивекананда писал: «Пранаяма значит управление Праной» [51]. Прана – это «жизненосная тонкая энергия в теле, не тождественная чисто физической силе» [52]. Согласно йоге, существует пять видов пран [53], главная из них — воздух, которым мы дышим, эта тонкая форма энергии, в свою очередь, делится еще на четыре части: 1.Ваю – вид праны, который управляет дыханием и находится в области сердца; 2.Апана – находится в нижней части живота и управляет функциями выведения мочи и кала; 3.Самана – прана, способствующая пищеварению; 4.Вьяна – прана, пропитывающая все тело и распределяющая энергию, полученную из пищи и дыхания. Прана перемещается по тонким энергетическим каналам, которые называются нади. Нади – это «тонкие астральные трубки, несущие психические токи…. Через Нади проходят Жизненные силы, или токи Праны. Так как Нади из очень тонкой материи, то их невозможно увидеть на физическом плане» [54]. О Пратьяхаре, пятой ступени раджа-йоги, Вивекананда писал: «Тот, кто достиг способности по желанию соединять или разъединять свое сознание с нервными центрами (чакрами. – В.П.), усвоил Пратьяхару, …обуздание стремящихся к внешнему сил сознания, освобождения его от рабства чувств. … Управление сознанием и не д озволение ему соединяться с нервными центрами есть – Пратьяхара» [55]. Пратьяхара есть процесс сознательного управления своим сознанием, когда йог может его направлять на какой-либо объект и как бы отключать от ненужных, на его взгляд. Пратьяхара, в представлении йогов — это искусство управления своим умом, освобождение его от влияния чувств. Следующая, шестая ступень раджа-йоги — дхарана. Дхарана – это йогическое искусство концентрации на конкретном объекте, например можно с помощью воображения постараться почувствовать определенные части тела, не чувствуя при этом другие части тела [56]. Если пратьяхара обучает йога не реагировать на внешние раздражители, то дхарана обучает избирательной концентрации. О седьмой ступени раджа-йоги — дхьяне Свами Вивекананда писал: «Когда сознание привыкло удерживаться сосредоточенным на известном внутреннем или внешнем пункте, оно приобретает способность как бы непрерывного течения по направлению к этому пункту. Это состояние называется Дхиана» [57]. Дхьяна – это медитация перед избранным объектом с целью слияния с ним. И последняя ступень раджа-йоги — самадхи — состояние, когда йог окончательно подавляет в себе всякое движение мысли и чувства и видит себя, как полагают йоги, таким, «каков он есть и каким всегда был, — всеведущим, бессмертным и вездесущим» [58]. Заниматься подобного рода практикой нужно в уединении, например Вивекананда пишет, что йог, практикующий такого вида практики, «должен стараться жить один» [59]. В Бхагавадгите сказано как нужно заниматься йогой: «в чистом месте устроив устойчивое сидение для себя, не слишком высокое, не слишком низкое, покрытое одеждой, шкурой лани и (травой) куша» [60]. Если суммировать все требуемые условия для занятия раджа-йогой, то мы видим, что последователь раджа-йоги должен уединенно жить в особом месте под руководством духовно реализовавшего себя учителя, ежедневная практика и вегетарианское питание должно стать его уделом на всю жизнь. При этом нужно учитывать, что любое поверхностное и невнимательное отношение к йоге может привести «…к напрасной трате сил и психическим расстройствам» [61]. В нашей стране классической раджа-йогой никто не занимается, но есть организация, которая заявляет, что практикует раджа-йогу — это «Всемирный Духовный Университет Праджапита Брахма Кумарис». Однако это заявление не соответствует действительности, что видно хотя бы из того факта, что содержание духовной практики «Брахма Кумарис» принципиально отлично от классической раджа-йоги. Например, отличается отношение раджа-йоги и «Брахма Кумарис» к мантрам, «Брахма Кумарис» учит: «Используя мантру или какой-либо предмет, лучшее чего я достигну, — это сосредоточение на данном слове или предмете. И самое вероятное, что это уведет меня далеко от ощущения единства со Всевышним (с Шивой, богом разрушения в индуизме. – В.П.). Да, я сумею достичь покоя в своих мыслях, потому что отведу их от физического мира, где я живу в окружении горя и скорби. Мои мысли отвлечены мантрой или физическим предметом, пока я провожу такую медитацию. Однако по ее окончании, я найду себя на том же самом месте, где я был до нее» [62]. В классической йоге использование мантр является важнейшей частью духовной практики [63].

Итак, что может обрести человек, занимаясь хатха-йогой с целью улучшения здоровья? Любое направление йоги по сути является видом мистической практики, ставящей перед собою цель достижения неких высших мистических озарений. Как уже говорилось, не существует нерелигиозных видов йоги. Хатха-йога является частью раджа-йоги и готовит тело, как бы настраивает его, на последующие мистические переживания. Нам могут возразить, что можно использовать хатха-йогу для укрепления здоровья, а всю мистическую часть отбросить. На практике это неосуществимо: сам подход, вся теоретическая часть хатха-йоги, которая объясняет механизм работы асан, основан на мистических откровениях йогов. О существовании взаимосвязи между физическим выполнением асан и духовной составляющей этой практики недвусмысленно говорят сами йоги: «При выполнении асан тело ученика принимает множество форм, которые встречаются у различных существ, от низшего насекомого до самого совершенного мудреца, и он обнаруживает, что во всех существах дышит один и тот же Вселенский Дух – Дух Божий. Во время практики он смотрит внутрь себя и ощущает присутствие Бога в различных асанах, выполняемых им так, словно он припадает к стопам Господа» [64], к участию ума и воли в выполнении асан призывает своих последователей хатха-йога: «вы должны постараться с интересом заниматься вашей гимнастикой (хатха-йогой. – В.П.) и заставить ваш ум принимать в ней участие» [65], «йог с интересом следит за своими упражнениями и усилием воли посылает увеличенный поток праны в ту часть тела, которая находится в движении» [66]. Нельзя заниматься практикой и при этом полностью игнорировать теорию, лежащую в ее основе. Йог Рамачарака, давая один совет своим последователям, сказал: «Теперь еще один совет, который может показаться бессмысленным для того, кто не понимает его философской подкладки (выделено нами. – В.П.)» [67]. Невозможно заниматься хатха-йогой, полностью при этом игнорируя «философскую подкладку».

Практикующий хатха-йогу обязательно должен иметь учителя; известный учитель хатха-йоги Айенгар пишет: «Во всех древних комментариях к йоге подчеркивается, что заниматься необходимо под руководством гуру (учителя)» [68]. При этом имеется в виду учитель, посвятивший этому всю свою жизнь и сам имеющий такого же учителя. В нашей стране есть большое число учителей хатха-йоги, закончивших какие-либо, относительно непродолжительные, курсы хатха-йоги и ставших «учителями» хатха-йоги. Автору вспоминается общение с одним индусом, который приехал в нашу страну для преподавания аюрведы [69], этот человек занимался аюрведой с детства, ею же занимались его отец, его деды и прадеды. Но ему не разрешили преподавать аюрведу, мотивировав свой отказ тем, что … он не изучал ее на курсах в некоем российском институте в течение положенных в России трех месяцев! Помню, как я был поражен, увидев объявление о подготовке «специалистов» в области тибетской медицины за… десять дней! Сами тибетцы зачем-то тратят на изучение тибетской медицины целых пятнадцать лет. Но интереснее всего то, что у подобных скороспелых учителей находится немало учеников и даже пациентов.

Теперь несколько слов об источнике мистических озарений йогов. Каков он? Каковы те цели действий этого источника? Дадим оценку с точки зрения христианства. Вспомним, что цель йога — стать «Богом Богов» [70] , добавим – богом без Бога: ведь йог «…может не верить … в Бога» [71]. Эта ситуация знакома любому христианину, так как напоминает историю, описанную в Священном Писании (Быт.3:5). Только вот цена такой «йоги» была печальна: грехопадение, отпадение от Бога, богоотступничество. Но даже если человек отвергает авторитет Священного Писания, можно задуматься: разве такие понятия, как энергетические каналы-нади, прана — это научные понятия? Нет. И это признают сами йоги. Например, йог Рамачарака в своей книге «Хатха-йога» пишет: «Вопрос о пране проникает всю философию хатха-йоги.

Оккультисты всех времен и народов (выделено нами. – В.П.) всегда учили, обыкновенно тайно, обращаясь лишь к немногим своим последователям, что в воздухе, в воде, в пище, в солнечном свете и во всем другом находится субстанция или принцип, порождающий всякую деятельность, энергию, силу и жизненность… [72]» [73]. Как видим, Рамачарака не скрывает оккультных корней хатха-йоги. Классическая хатха-йога не ставит перед своими последователями цели — здоровье ради здоровья самого по себе: «Йоги же развивая тело, знают, что оно является только орудием высших начал человека и что они должны совершенствовать орудие исключительно для того, чтобы оно могло служить делу совершенствования души (выделено нами. – В.П.)» [74]. Сам принцип действия асан и пранаямы, их предназначение — это подготовка к мистическим переживаниям. Человек, занимающийся хатха-йогой, сам того не ведая, может столкнуться с весьма определенным оккультным дополнением, которое он, может быть, и не ожидал получить. Корни хатха-йоги мистичны, без индуистского мистицизма ее бы просто не существовало. Мистицизм же йоги, по утверждениям самих йогов, как выше мы уже указывали, может привести к психическим расстройствам, вызвать галлюцинации и даже повредить мозг. По мнению автора, такие результаты вряд ли можно назвать способствующими оздоровлению последователя хатха-йоги.

Можно ли христианину заниматься хатха-йогой? На этот вопрос ответ очевиден. Нет! Любые формы оккультных практик несовместимы с христианством [75]. Людям, стремящимся к здоровью, можно порекомендовать другие методы его достижения, например, спорт. По крайней мере, при занятиях спортом вероятность того, что к вам нежданно явится «Шива» или еще какой индуистский «божок», будет намного меньше, чем при занятиях хатха-йогой.

Использованная литература

1. — См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 218.

2. — См.: Айенгар Б.К.-С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI . 1993. -С.13.

КХИ-ЙОГА: драться не обязательно — Кхи-йога, школы йоги, боевые искусства, здоровье, йога

Некто (2001) » 17 май 2001, 09:24

Re: Методом прикрывания

АЮТ » 17 май 2001, 10:28

Йога и боевые искусства

Eugen » 23 июл 2002, 11:43


Надумал я заняться помимо йоги и плаваньем, каким то боевым искусством.
Что посоветуете? Для защиты необходимы знания, а я как то пропустил по жизни . чувствую пригодятся мне еще эти знания.
Какое БИ наиболее совместимо с практикой?
Спасибо за ответ!

Серго » 23 июл 2002, 18:01

Это ведь смотря как заниматься БИ. К примеру, если упор делается на приобретение боевых навыков и овладение техникой и приемами самозащиты, то совмещать йогу и такие занятия — это все равно что совмещать йогу и любую другую регулярную физическую нагрузку. Скажем, можно ли совмещать занятия йогой и регулярную езду в набитом битком транспорте?
Другое дело, если занятия БИ насыщены психотехниками, внутренней работой а-ля цигун, характерной для внутренних стилей.
Мой личный опыт: моя практика йоги и занятия каратэ на данный момент прекрасно сочетаются (год без малого йоги в добавление к стилю сетокан, началось с каратэ, а йогой заинтересовался позже). Сначала я пробовал небольшие последовательности асан после тренировки — хорошо снимало физическую усталось. Правда, потом, когда втянулся в йогу и практика стала регулярнее и продолжительнее, я сменил режим, йогу и каратэ разделил во времени — каратэшный день, йога, или утром йога, вечером каратэ. В нашей группе каратэ упор на технику, так что получается, что каратэ — напряжение, йога — расслабление. Вдох-выдох.
А вообще от опытных восточников слышал, что если тренировать внешний и внутренний стили одновременно, не стоит заниматься в один день внешним и внутренним стилями, а лучше работать их в разные дни.
Успехов!

Совместимость х.йоги и Б.И.

Хэлга » 30 июл 2002, 23:20

Re: Совместимость х.йоги и Б.И.

слава » 31 июл 2002, 12:20

2-2.5 часа) может привести к
перенапряжению в ногах.
Это происходит из-за того, что после разогрева мышц создается впечатление,
будто бы растяжка плывет, однако все хорошо чувствуется на следующий день.
И опять же невозможно однозначно сказать, будет ли от этого польза именно
какому-то конкретному человеку. Чем жестче построена тренировка,
чем больше спаррингов, тем жестче отбор, только вот куда и зачем? Имейте ввиду.
А многие прикладные виды в той либо другой мере упростились
(и иногда до безобразия), при этом безвозвратно потеряв то,
что было изначально присуще у-шу.
Хотя все вышеизложенное, — это моя чисто точка зрения.
И все это к кому-либо другому может никак не относиться.

Eugen » 31 июл 2002, 12:46

Сергей Агапкин » 31 июл 2002, 13:04

Вредитель » 31 июл 2002, 13:37

Серго » 31 июл 2002, 14:21

Сергей Агапкин » 31 июл 2002, 15:30

Вредитель » 31 июл 2002, 16:34

silberwe » 31 июл 2002, 18:41

Совместимость х.йоги и БИ

Хэлга » 31 июл 2002, 21:48

Сергей Агапкин » 31 июл 2002, 22:28

silberwe » 1 авг 2002, 00:59

космополитыч » 1 авг 2002, 02:28

Сергей Агапкин » 1 авг 2002, 07:30

Вредитель » 1 авг 2002, 08:30

Совместимость х.йоги и БИ

Хэлга » 1 авг 2002, 09:08

silberwe, бывают ситуации, когда иные средства, кроме прямого физ.воздействия, просто не работают.

Если что-либо должно быть сделанло-
Делай, совершай с твёрдостью,
Ибо расслабленный путник
Только больше поднимает пыли.

Примерно так. Полностью присоединяюсь к ответу Вредителя.


Йога – Будо — боевые искусства, терапия и расслабление

Упражнения йоги — путь к хорошему здоровью. Будо — наиболее часто используемое название для восточной боевой йоги. Йога, практикуемая на Западе, в Европе и Америке, в основном называется хатха-йогой, основными компонентами являются упражнения на расслабление, дыхательные упражнения и упражнения, состоящие из нескольких десятков видов движения, асан.

Боевое искусство Каларипайят

Каларпайят (Каларипайят) — индийская боевая йога, более известная под именами Будо или Кунг-фу.

Это традиционные боевые искусства, имеют общую точку с йогой, которой является интенсивное выполнение асан. Учебные программы и динамику обучения Каларпайят часто называют динамической йогой.

Каларипайят усовершенствовал и эволюционировал на практике весь набор упражнений, который можно найти в копиях учебников Кунг-фу. Производными Каларпайята являются каратэ и другие популярные боевые искусства.

Это индийское искусство из южной Индии, штат Керала, где выделяются два основных стиля: северный вадаккан и южный теккан.

Практика включает в себя:

  • обучающие последовательности движения;
  • рукопашную и огневую подготовку (с различными видами ножей, сражения с мечом и щитом, уруми);
  • медитацию и дыхательные упражнения.

Регулярные упражнения повышают гибкость, ловкость и координацию тела, способствуют концентрации ума и развивают духовные отношения.

Физическая подготовка дополняется системой исцеления, тесно связанной с Аюрведой, включая:

  • изучение жизненных точек человеческого тела и массажей (например, абхайанга);
  • знание ритуалов, сопровождающих тренировку и борьбу.

В южном стиле первоначально акцент делается на последовательности движений, которые имитируют бой, на набор усиливающих и растягивающих упражнений. Затем изучают различные методы ближнего боя, используя систему ударов ногами и трюков, направленных на жизненно важные точки человеческого тела. Последним этапом обучения является практика использования оружия.

Интересно, что мастера боевых искусств известны как врачи. Они специализируются на лечении различных ушибов, травм и других повреждений.

Происхождение и характеристики боевой йоги

Исторические исследования источников боевых искусств показывают, что Индия и Китай являются их колыбелью. Именно оттуда путешествующими монахами и просто странниками, йога и боевые искусства переместились в другие области.

Боевая йога, полученные знания и навыки были не только способом выживания, но и перспективой, наблюдения окружающей реальности. Исторически важным моментом был приход буддийского монаха Бодхисаттвы из Индии в Китай, в результате чего родился знаменитый монастырь Шаолинь, связанный с Кунг-фу, хотя изначально он служил для распространения буддизма!

Буддийские монахи породили, а затем развили этот способ борьбы в Индии, распространили в Китае и дальше за их пределами.

Первые сложные системы боевых искусств — продукт «буддийского экспорта». Буддизм в древние времена был единственной великой истиной, которая объединила всю Азию, три крупнейшие и древнейшие азиатские цивилизации — Индию, Китай и Японию. Весьма вероятно, что монахи-кочевники-буддисты стали вдохновителями и стимуляторами развития боевых искусств, поскольку начали великую дискуссию о форме абсолютной истины, вызывая оживленный обмен идеями по всей азиатской цивилизации. Быстрое развитие восточного искусства невооруженной самообороны с азиатским взрывом буддизма произошло из-за того, что тропы паломников были коммерческими маршрутами. И монахи, и торговцы имели мирный характер из-за своих целей и намерений. Но они подвергались нападениям вооруженных грабителей, и все больше хотели противостоять подавляющему количеству и типу оружия противника. Ношение оружия было против их правил и вызвало подозрение в грабеже. Даже приближение к группе кочевников на расстояние голоса часто было опасно для буддистских евангелистов и требовало навыков нежной, но высокоэффективной самозащиты.

Важную роль сыграли в развитии и создании и распространении различных стилей борьбы с оружием и без него даосские традиции и ислам. Секта дзэн оказала наибольшее влияние на развитие боевых искусств из всех известных ветвей буддизма. Ученые назвали это «Доктриной сердца Будды» (буддхахридая), но более широко известна как Дзэн ».

Техники Дзэн и Будо

Воображение мастеров, создавших новые боевые приемы, было огромным, а терпение студентов было неограниченным. Большинство школ боевых искусств характеризуются плавными, круговыми движениями, иногда красочными, элегантными, с высокой степенью сложности. Они стали средством улучшения разума и духа как активной формы практики Дзэн, чтобы люди обращали внимание и устанавливали центр сознания в витальной харе (аббате), рассматриваемой как центр Вселенной.

Сосредоточение внимания на харе приводит к тому, что избыток крови от головы снижается, успокаивается мозг и вегетативная нервная система. Это приводит к умственному и эмоциональному балансу, расслабляет, снимает ненужное напряжение, объединяет тело с умом, дает непосредственность, эффективность и уверенность в действиях. Дыхательные упражнения успокаивают, физические упражнения укрепляют психику, а медитация Дзэн позволяет преодолеть определенные физические барьеры (страх, усталость, боль). Особенностью этой формы буддизма являются различные виды медитации, которые являются способом познания Бога, правды и других конечных категорий. С определенной точки зрения, эти практики можно рассматривать, как способ контролировать эмоции и, соглашаться с неизбежностью смерти. Техники подчеркивают прямую передачу взглядов между учителем и учеником, мастером и его последователями.

Дзэн в трудные времена придавал смысл жизни воина, готовил его к эмоциональной встрече со смертью, вводил порядок и утешение в мир, полный изнасилований, убийств и огня. Считалось, что спасение исходит не от какого-то далекого бога, а от человека.

В Японии развивали боевые навыки, поставив основной упор на эффективность простой техники и точных движений. Это требовала необходимость военной жизни самураев.


Дхарма Марга

Все привыкли думать, что йога — это неподвижные позы, дыхание и все подобное. Но сможет ли йог, в случае необходимости, постоять за себя? Вспомните о «Позе кузнечика» и знаменитой позе «Стойка на голове», и еще одной позе «Йога мудра».

В школах боевой йоги Дхарма Марга, кроме перевернутых поз, практикуемых в обычной йоге, проходят уроки с использованием подвешенных поз.

Упражнения требуют много усилий, поэтому допускается отдых. Но это не поза Шавасана, а передвижение на руках и ногах по подвесной лестнице. Такая гимнастика позволяет задействовать те мышцы, которые не работали до сих пор. Если руки и ноги работают синхронно, то упражнение выполняется правильно.

Поза кузнечика, Стойка на голове, йога мудра, подвешенные позы являлись начальным уровнем подготовки воинов у древних Ариев, живших примерно 6000 лет назад, и по сегодняшний день не потеряли свою актуальности и используются в современных школах боевых искусств.

Согласно сведениям, полученным от археологов и ученых, арии уже тогда имели совершенную для своего времени цивилизацию. У них была разработанная программа подготовки воинов. До наших дней дошли лишь обрывочные сведения об их боевом искусстве, но и они поражают воображение. Воевали тогда не только кулаками, но и оружием, и сейчас боевой набор йога-воина состоит из:

Изначально воинов учат сражаться без оружия, Основное внимание уделяется отработке различных ударов, сила которых зависит от правильной концентрации усилий. Учат бить из любых положений и под любыми углами с максимальным результатом. В учебные программы входит доскональное освоение базовых положений тела. Именно в это время йоги учатся висеть под потолком. После освоения отдельных поз адепты учатся овладевать движениями. Вершиной в этом йоговском искусстве является свободное перемещение по любой поверхности: с подвесной лестницы на канат и затем на перекладину, сопровождая действия хорошо отработанными ударами.

Затем применяется специальный тренинг Шакти Варт Хана, что в переводе означает наращивание физической мощи. Это комплекс физических упражнений, благодаря которым воспитывались неуязвимые воины древности и проходят подготовку люди, занимающиеся единоборствами.

После того, как йог — воин в совершенстве овладевал своим телом, он переходил на следующий уровень. Теперь его учили владеть оружием. Начинали обучение с тростниковой палки: длинной и короткой, в виде изогнутых мечей и похожей на осиновый кол. Правильно владеть ими йогу приходилось учиться несколько лет. Лишь на следующем этапе в руки давалось настоящее оружие. Вместо длинной палки — копье, а вместо короткой — меч. Вот так проходило обучение и подготовка элитных неуязвимых воинов в древности.

По мнению ученых именно принцип подготовки древних воинов лег в основу боевого искусства йогов Индии. Знания стали основой для Шаоиньских мастеров, в арсенале которых кроме удара, есть броски, а также секретная техника отрывания конечностей. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что йога — сугубо мирное занятие.

Может ли йога дать нам мир и покой

Представьте молодую девушку, с блеском заканчивающую Кембриджский университет. Она уже прошла стажировку в одном из крупных лондонских банков, ее ждет отличная работа с исключительными стартовыми условиями и головокружительной перспективой. Но вместо этого девушка вдруг решает, что кембриджский диплом ей больше не нужен, и начинает преподавать йогу, которой увлечена уже несколько лет, в маленьком зале неподалеку от дома.

Это не выдуманная история. О девушке (ее зовут Рози) не так давно рассказала одна из ведущих британских газет. А самое невероятное даже не в самой истории, а в том, что множество читателей газеты вовсе не сочли Рози сумасшедшей, а, напротив, поняли и даже поддержали ее выбор.

Мир йоги — в котором прислушиваются к голосу сердца, живут без насилия, алчности и ложных привязанностей, — как оказалось, существует не только в книжках и фантазиях. В этом мире обитает все больше реальных людей. Во Франции, например, число тех, кто регулярно практикует йогу, превышает два миллиона, а в США — все двадцать.

Российской статистики на этот счет нет, но если среди ваших родных, друзей или коллег нет ни одного поклонника йоги, вы, вероятно, живете на необитаемом острове. Но даже в этом случае пришло время если и не сесть в позу лотоса, то хотя бы узнать, чем эта поза так привлекает огромное число людей.

Победа над блужданиями разума

Ответить на вопрос, что такое йога, одновременно и легко, и очень трудно. Легко — потому что ответ содержится в самых первых строках Йога-сутры, сборника наставлений и афоризмов, авторство которого приписывают легендарному философу Патанджали, жившему примерно 2500 лет назад. Хотя многие полагают, что Патанджали лишь свел воедино еще более древние тексты. А трудно — потому что смысл этих нескольких строк можно трактовать сколь угодно широко: «Йога — это победа над волнениями и блужданиями разума».

Победить их, собственно, и пытается любая из школ йоги, от разнообразия которых поначалу берет оторопь. Раджа-йога, например, решает эту задачу обращением непосредственно к разуму — глубокими медитациями. Но она потому и считается высшей ступенью йоги (историческое ее название — «царская йога»), что доступна далеко не каждому.

У одних тело перенапряжено, у других слишком расслабленно. Когда мы это регулируем, тело начинает гармонично пропускать энергию

Другие школы предлагают сравнительно более простые пути. «Например, мантра-йога помогает достичь сосредоточения и улучшить свое состояние с помощью мантр. Человек поет очень простые, повторяющиеся фразы. И успокаивается — его ум становится более ясным, приближаясь к той самой цели», — рассказывает Алиса Ротенберг, президент Академии интегративной кундалини-йоги (IKYA). Считается также, что само звучание этих фраз рождает в организме вибрации, дающие позитивный эффект. Что, впрочем, с научной точки зрения одинаково сложно и доказать, и опровергнуть.

Зато эффект других видов йоги абсолютно очевиден. И речь, прежде всего, о хатха-йоге и ее многочисленных ответвлениях, ставящих во главу угла работу с телом и дыханием. «Для многих входом в спокойствие служит физическое тело. У кого-то оно перенапряженное, а у некоторых слишком расслабленное. И когда нам удается это отрегулировать, тело начинает пропускать энергию более гармонично. А значит, и состояние нашего ума тоже гармонизируется», — продолжает Алиса Ротенберг.

Но в первую очередь изменяется состояние тела. «Заметить внутренние преображения, которые происходят с тем, кто практикует раджа-йогу, трудно. Хотя если присмотреться, то обнаружить их можно: он становится спокойнее, и даже атмосфера вокруг него делается более дружелюбной, — поясняет психолог Алена Хромова, защитившая диссертацию на тему «Кундалини-йога как интегративная телесно-ориентированная психотехнология». — А людей, занимающихся силовой, динамической йогой, сразу видно. И многих, разумеется, это привлекает».

Чудеса без чудес

43-летний Павел впервые попал на урок йоги по ошибке — невнимательно прочел расписание занятий в своем фитнес-клубе. «Я шел на другую тренировку, но, раз уж попал, решил попробовать. Мне казалось, что я в хорошей физической форме, но вышел после занятия просто изнуренным. Зато — совсем другим человеком. Я обнаружил не только границы возможностей своего тела в несложных, казалось бы, упражнениях. В них мне открылись и мои внутренние зажимы, — вспоминает он. — Это очень сильно во мне отозвалось, и не только с физической точки зрения. С тех пор как я начал заниматься йогой каждый день, я чувствую, что стал больше прислушиваться к самому себе, к другим, стал отзывчивее. И физически чувствую себя прекрасно».

Асаны и дыхательные упражнения снимают блоки, возвращая нам свободу движения, гибкость

Об этом эффекте йоги многие говорят почти как о чуде. Но основатель Института йога-­терапии в Париже Лионель Кудрон предпочитает физиологические объяснения: «Усвоенные с детства привычки, наша манера держаться, дышать, ходить, стискивать зубы, влияют на состояние здоровья и наши эмоции. Они становятся блоками, которые асаны и дыхательные упражнения снимают, возвращая нам свободу движения, гибкость. И как следствие, мы можем ослабить контроль, больше доверять себе и миру». Однако увлечение телесным аспектом йоги таит в себе также и опасность.

«Хатха-йога в известном смысле понятнее людям, живущим в обществе потребления, — размышляет Алена Хромова. — Когда человек ее практикует, видно, насколько спокойно его тело, как гармонично он движется, как легка его походка. Это созвучно требованиям сегодняшнего дня. А возможность сделать и выложить в социальные сети фото в красивой и сложной позе становится дополнительным стимулом. Но все это не может быть целью йоги».


А в чем тогда ее цель?

Инстаграм-йога

35-летней Светлане понять это помогла… травма. К моменту прихода в йогу у нее была хорошая спортивная и хореографическая подготовка, а потому она с первых занятий демонстрировала впечатляющий прогресс. Вскоре ее Instagram, куда Светлана выкладывала свои фотографии в сложных асанах, стал по-настоящему популярен. «Я уже присматривалась к «соперницам», прикидывала, как быстро мне удастся их обойти по числу подписчиков, если я продолжу так же активно заниматься каждый день», — вспоминает Светлана.

Но она попала в аварию и сломала бедро, так что несколько месяцев вынуждена была ограничиваться медитациями, дыхательными упражнениями и базовыми асанами. «Я была ужасно расстроена, мне казалось, что я упускаю победу в важном соревновании, — признается Светлана. — Пока вдруг не поняла, что такие мысли не имеют никакого отношения к йоге. Кажется, только благодаря травме я и встретилась с йогой по-настоящему».

Концентрация внимания на телесных (да и на умственных тоже!) «сверхспособностях» сама по себе — отвлечение от практики

«Упорная практика необходима в йоге, чтобы почувствовать ее благотворный эффект, но практиковаться нужно именно в духе отказа от привязанности, — подчеркивает психоаналитик и адепт йоги Кристиана Бертле-Лорель. — В противном случае интенсивные занятия йогой могут лишь усилить в нас наиболее пагубные современные тенденции: страсть к эффективности и производительности, соревновательность, нарциссизм».

С этим полностью согласна Алиса Ротенберг: «Есть многочисленные предупреждения выдающихся учителей: концентрация внимания на телесных (да и на умственных тоже!) «сверхспособностях» сама по себе — отвлечение от практики. Принимая побочные эффекты йоги за ее цель, мы скорее уходим от нее».

Религия или нет?

Итак, телесный аспект йоги важен, он не должен быть самоцелью. Работа с телом должна вести к внутренним переменам, к пониманию философии йоги. Но здесь возникает другой вопрос, который многих сегодня тревожит. Упрощенно его можно сформулировать так: обязательно ли человек русской культуры, начав практиковать йогу, станет в итоге индуистом или буддистом?

«Давайте рассмотрим более простой пример, — предлагает Алена Хромова. — Допустим, мы начинаем заниматься карате. Отрабатываем движения, удары, тренируем мышцы, реакции. Но на каком-то этапе наш сенсей обязательно передаст нам и традиционный набор правил этого боевого искусства, часть его философии, идеологии. Хотя бы потому, что, владея карате, ты не должен задирать прохожих и драться на улице. Это справедливо для любой практики — по мере углубления в нее неизбежно возникает необходимость познакомиться с традицией».

Насколько эта традиция изменит наше мировоззрение, зависит от наших психологических особенностей. Поэтому важнее тут не йога, а те, кто в нее приходит. У одних знакомство с ней вызовет интерес к восточным религиозным учениям, другие же, возможно, укрепятся в своей вере.

По мере того как мы еще более углубляемся в практику, мы обнаруживаем свои корни — культурные и духовные в том числе

«Я крестилась в сознательном возрасте и к этому моменту интенсивно практиковала йогу уже больше пяти лет. И у меня никаких противоречий не возникло, — рассказывает Алиса Ротенберг. — В йоге можно выделить несколько этапов. Когда мы начинаем влюбляться в нее, мы влюбляемся и во все, что с ней связано. И в какой-то момент может показаться, что мы уходим в другую культуру и даже религию. Но это лишь увлечение.

По мере того как мы еще более углубляемся в практику, мы обнаруживаем свои корни — культурные и духовные в том числе. Так что кому-то йога помогает осознать, что он христианин, если он воспитан в христианской культуре, а родители его исповедуют христианскую веру».

Считать учителей йоги миссионерами таинственных восточных религий не стоит, считает Алиса Ротенберг. Одна из ее учениц очень увлеклась йогой, практиковала дома, пела мантры. Обеспокоенная мать пошла в церковь узнать, не опасно ли это. Священник в ответ поинтересовался, как вообще у дочери дела. Хорошо ли она себя чувствует? Не нервничает ли, не замыкается в себе? Много ли у нее друзей, все ли в порядке на работе? Мать задумалась и сказала, что, кажется, у дочери жизнь стала даже лучше: и друзей прибавилось, и на работе больше успевает. «Ну, так и замечательно, — сказал батюшка. — Вот если будет выглядеть несчастной и одинокой, тогда скажите ей, что всегда может прийти к нам, у нас двери открыты».

Грех чрезмерного усердия

Значит ли это, что в занятиях йогой нет никаких рисков? Разумеется, не значит: любая практика требует осторожности. Прежде всего, следует остерегаться неграмотных учителей. Таких, которые всеми силами стремятся «загнать» учеников в ту или иную асану. Делается это в основном из благих побуждений, но результатом нередко становятся травмы, причем подчас очень серьезные.

Впрочем, ученикам и самим следует позаботиться о своем здоровье. «Перед зачислением поступающих на курс занятий мы даем анкету, которую они обязаны заполнить: аллергия, хронические заболевания, принимает ли препараты (и какие), находится ли под наблюдением врача, и много других пунктов, — говорит Алена Хромова. — Начиная заниматься йогой, каждый должен не просто предоставить такую информацию, но и осознать, что несет персональную ответственность за ее достоверность. Если он принимает антидепрессанты, например, или у него грыжа в позвоночнике, преподаватель должен об этом знать».

Другая опасность — чрезмерное усердие. «Пытаясь скрутиться в ту или иную позу, мы выполняем внешнюю задачу. Внутри у нас при этом все кричит: «Не хочу, не могу!», но мы продолжаем упорствовать. Так мы совершаем насилие над собой ради того, чтобы любой ценой принять эту позу. И в этот момент пренебрегаем своим внутренним миром, душевным состоянием больше, чем делали это до йоги», — предостерегает Алиса Ротенберг. И отмечает, что и учитель, и ученик в равной степени отвечают за то, чтобы не перестараться в стремлении к результату.

Избегать упрощений

И наконец, еще одна особенность восприятия йоги. «Сейчас в ходу множество ложных представлений, которые ее дискредитируют, — признает Алена Хромова. — Говорят, например, что практикующий должен избавиться от эго. Но эго — это часть сознания, которая помогает адаптироваться в реальности. Как же от нее избавиться? Не говоря уже о том, что в философии йоги не может быть понятия эго — оно возникло на Западе и намного позже».

Отчасти эти трудности связаны с переводом текстов, написанных на санскрите, которые многие трактуют слишком произвольно. А отчасти в непонимании виноваты слишком поспешные и неуместные обобщения. «Например, есть такой штамп — «открой свое сердце», — продолжает Алена Хромова. — Прекрасный призыв, если вы проводите долгие годы, медитируя в ашраме среди людей, полностью погруженных в йогу. Но в конкурентном мире, в мегаполисе с далеко не всегда дружелюбным населением попытки буквально следовать таким призывам могут только навредить. Подобные обобщения — не послания самой йоги. Это искаженные идеи, которые только осложняют ее понимание».

Вероятно, ждать, что увлечение йогой способно изменить наш мир, превратив его в обитель просветленных умов и открытых сердец, было бы наивно. Но изменить к лучшему жизнь одного человека йога вполне способна. И как знать, возможно, это ваша жизнь?

Принять себя: легко сказать, но что мешает?

«Прими и полюби себя» — рекомендация, которую дает каждый первый начинающий психотерапевт. Более опытные таких советов не дают, потому что… Легко сказать! Но что конкретно делать? Как принять, например, свое тело — такое несовершенное, небезупречное, далекое от идеала?

Гибкость мышления: как посадить мысли на шпагат

Воспитывать себя, двигаться к цели, сделать все ради победы. В погоне за крепким и здоровым телом мы бываем слишком прямолинейны. Что, если прислушаться к телесным сигналам и быть настойчивыми, но гибкими?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал про диеты, отношения, красоту и стиль